Болезни Военный билет Призыв

1 восточные славяне в 7 9 вв. «Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Общественный строй восточных славян

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне - это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

Венеды (жили в бассейне реки Вислы) - западные славяне.

Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) - южные славяне.

Анты (жили между Днепром и Днестром) - восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Словене ильменские

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Новгород, Ладога

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Полоцк, Смоленск

Полочане

Южнее Западной Двины

Дреговичи

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Древляне

Южнее реки Припять

Искоростень

Волыняне

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

Белые хорваты

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

Жили восточнее белых хорватов

Территория между Прутом и Днестром

Между Днестром и Южным Бугом

Северяне

Территории вдоль реки Десны

Чернигов

Радимичи

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

Вдоль истоков Оки и Дона

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды - дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство - Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI-IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог - бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог - бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог - бог ветра и воздуха, Мокошь - женская богиня, Перун - бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Расселение, занятия, религия и общественный строй восточных славян.

В середине 1 тысячелетия н.э. на обширной территории Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги сложились восточнославянские племена. Историки насчитывают около 15 таких племен. Каждое племя представляло собой совокупность родов и занимало тогда сравнительно небольшую обособленную область. Согласно "Повести временных лет", карта расселения восточных славян в 8-9 вв. выглядела так: словене (ильменские славяне) жили на берегах Ильменского озера и Волхова; кривичи с полочанами - в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра; дреговичи - между Припятью и Березиной; вятичи - на Оке и Москве-реке; радимичи - на Соже и Десне; северяне на Десне, Сейме, Суле и Северском Донце; древляне - на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне - по среднему течению Днепра; бужане, волыняне, дулебы - на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи - на самом юге, у Черного моря и у Дуная.

Таким образом, сложилась сплошная территория, заселённая восточными славянами и простиравшаяся от Балтийского до Чёрного моря.

Восточные славяне жили в окружении многочисленных соседей. На запад от них обитали западные славяне, на юг - южные славяне. На северо-западе прибалтийские земли занимали предки современных литовцев, латышей и эстонцев. В северо-восточных лесах и тайге жили многие финно-угорские племена – мордва, весь, карела, чудь. На востоке, в районе Средней Волги, сложилось государство Волжская Болгария. Эти болгары были тюркским народом, состоящим в родстве с чувашами и кавказскими балкарцами. Хозяевами южных степей были кочевники - тюрки, авары, хазары. В IX в. там появились печенеги, а в XI в. в степи пришли половцы. В районе Среднего Дуная (территория современной Венгрии) в IX в. обосновались венгерские племена - они пришли туда из Приуралья через южнорусские степи и там обрели новую родину.

Первые письменные свидетельства о славянах появляются в 1 тыс. в греческих, арабских и византийских источниках. Древние славяне обитали в небольших поселениях, в не слишком вместительных домах из глины или дерева. На юге преобладали помазанные глиной полуземлянки (хаты), на севере – просторные по тогдашним меркам наземные срубы (избы). Дом нередко служил местом жительства для большой семьи, однако большую часть времени обитатели проводили вне его стен – за сельской работой. Основным занятием славян было земледелие и скотоводство, при этом земледелие явно преобладало. Славяне возделывали пшеницу, ячмень, рожь, просо, горох, гречиху. Немалую роль играло бортничество, а также охота и рыбная ловля. У восточных славян были широко развиты кузнечное и литейное дело. Они изготовляли на гончарном круге керамику, мастерили ювелирные и костяные предметы обихода.



Древние славяне были язычниками. Они обожествляли силы природы – землю, небо, солнце, луну, ветер, гром. Боги древних славян: Перун – Бог грозы – он был по преимуществу богом воинов. Велес (Волос) – Бог животного мира, богатства, загробной страны (противник Перуна), это был Бог простых общинников. Мокошь – Богиня-мать, воплощавшая землю. Даждьбог – бог солнца, считавшийся предком славян и их князей. Стрибог –Бог ветра. Язычество – система первобытных верований, основанных на многобожии, обожествлении сил природы, животного и растительного мира.

Славяне жили общинами, иначе именовавшиеся «миром». Мир делился на меньшие подразделения, тоже роды, представлявшие собой больше семьи, возводящие своё происхождение к общему предку. Общины объединялись в племена, названия их либо образовывались от места жительства (поляне, древляне), либо представляли собой «отчества» (кривичи, вятичи) чаще всего от личных имён. Крупнейшей политической единицей было объединение племён – племенной союз, он состоял из нескольких племён, объединившихся для совместного ведения войн. В славянском племени основную массу населения составляли свободные общинники – люди. Являясь основой племенного ополчения, они участвовали в управлении через народное собрание – вече . На вече заседали только мужчины – главы больших семей.

Функции вече : оно являлось высшей судебной властью; решало вопросы войны и мира; утверждало международные договоры; выбирало племенных вождей и иных предводителей; разрешало земельные сопоры и распоряжалось племенными угодьями. Такая форма общественного устройства получила название – военной демократии , что предшествовало образованию государства.

Немалую роль в управлении племенем играли и служители славянской языческой религии – жрецы, волхвы. Их власть над душами соплеменников приобретала весьма конкретное наполнение – с учётом, например, того, что жрец мог обречь любого человека на смерть при жертвоприношении. Во главе племени стоял князь, пользовавшийся властью верховного жреца. Наряду с вождём, в славянском племени имелся и военный предводитель, называвшейся воеводой, то есть вождём воинов. Он возглавлял племенную дружину, сначала ещё непостоянную, собиравшуюся для конкретных походов. Постепенно дружина становится постоянной и княжеской, а князь превращается в главу племени, как в военных, так и в гражданских делах. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники собирали с покоренных племен дань. Такие походы за данью назывались “полюдье ”. Существовало ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Большую роль в жизни древнерусской деревни играла община. К моменту образования государства у восточных славян родовая община (мир ) сменилась территориальной общиной (вервь ). В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которые по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Постепенно княжеская власть становится наследственной, из числа «малых» князей выделяются со временем великие князья – главы племенных союзов.

Таблица 13

Задания для самостоятельного выполнения

1. Подготовить сообщение или презентацию на тему «Славянский пантеон и языческие обряды».

2. Подобрать материал по теме «Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения на природу государственности на Руси».

Формы контроля самостоятельной работы:

Защита сообщений и докладов;

Устный опрос;

Защита презентаций;

Проверка рабочих тетрадей.

Вопросы для самоконтроля по теме

Ответьте на вопросы теста:

1. К восточнославянским народам относятся:

А) поляки;

Г) русские.

2. Особенность исторического развития восточных славян:

А) колонизация земель;

Б) воинственный характер;

В) менталитет;

Г) геополитика.

3. Что обусловило однообразие природных факторов?

А) развитие славян по традиционному пути;

Б) специализация хозяйства;

В) однотипность хозяйственной деятельности;

Г) развитие внутренней и внешней торговли.

4. Система земледелия, распространенная у славян в 6-7 веках, называлась:

А) подсечно-огневая;

Б) ирригационная;

В) двухпольная;

Г) трёхпольная.

5. Народное собрание у древних славян называлось:

6. Славянский бог - покровитель скотоводства и искусства одновременно:

А) Макошь;

В) Стрибог;

7. Антский племенной союз сложился

А) в верховьях Дона;

Б) в бассейне Волги;

В) в бассейне Днепра и Днестра;

Г) на берегах Ладожского озера.

8. В VI – VII вв. основными противниками восточных славян становятся:

Г) хазары.

9. Основная отрасль хозяйства восточных славян –

А) бортничество;

Б) посредническая торговля;

В) кочевое скотоводство;

Г) подсечно-огневое земледелие.

10. Военный вождь у восточнославянских племен называлсятак:

А) старейшина;

В) староста;

Г) дружинник.

Тема 4.2 «Древняя Русь»

Происхождение

В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян: 1) Славяне - коренное население Вос. Европы. Они происходят от живших здесь создателей зарубинецкой и черняховской археол.культур. 2) Славяне переселились на территорию Восточноероп. равнины из Центр. Европы. С этой территории они расселились по Европе. Вост. славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр. В Вост. Европе славяне встретились с угро-финскими племенами и расселились среди них.

Расселение

Славяне расселились по всей Восточноевропейской равнине: на Днепре - поляне, к северу от них - северяне, к северо-западу – древляне; на р. Припять – дреговичи; на р. Сож – радимичи; в районе Смоленска и севернее – кривичи; на Ильмень-озере и р. Волхов - Ильменские словене; на северо-востоке (р-н Владимира и Москвы) – вятичи; на юго-западе - уличи, тиверцы, волыняне.

Хозяйственно-бытовой уклад

Главным занятием славян было подсечно-огневое (подрубка деревьев, сжигание, выкорчевывание пней) и переложное земледелие (выжигание травы, удобрение земли золой). Славяне занимались животноводством. Важную роль играла охота ради пушнины. Охотились на белку, куницу, соболя. Занимались бортничеством (собиранием меда диких пчел). Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности. Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь "Из Варяг в Греки": Нева - Ладожское оз. - Волхов - Ильмень-озеро - р. Ловать - волоки до притоков Днепра - Днепр - Черное море. Обилие рек, озер, хорошо разветвленная воднотранспортная система способствовала развитию мореходства, торговли, различных ремесел производящих продукцию для обмена. На перепутьях торговых путей основывались крупные города, племенные центры, такие как Киев и другие.

Общественный строй

В VII - IX у восточных славян шло разложение родо-племенного строя: переход от родовой общины к соседской. Общинники жили в отдельных домах - полуземлянках. Частная собственность существовала, но скот оставался в общем владении, неравенства внутри общин еще не было. Выделилась родо-племенная знать - вожди (кнезы, князья) и старейшины. Они окружали себя дружинами (особый вид населения, занимающейся только военной деятельностью, нападением, для обороны использовалось ополчение свободных общинников). Каждое племя имело своего князя. Сложилось предклассовое общество. Во главе стоял князь, которому подчинялись дружина и воеводы. Ниже шли смерды (главы патриархальных семей, у которых было право участвовать в войске). Ещё ниже шли челядь - члены семей смердов и холопы, у которых не было право участвовать в войске. Одним из племенных князей-вождей VI века был Кий, в русской его называет основателем Киева.

Религиозные верования

Истоки религии уходят в индо-европейское древние верования. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называлась язычеством (многобожие). Во главе славянских богов стоял великий сварог - бог вселенной. Его сыновья - сварожичи - солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца – Даждьбог. Молились славяне роду и рожаницам - богу и богинями плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями. Бог Велес почитался в качестве покровителя скотоводства, Стрибог повелевал ветрами. При слиянии славян с угро-финскими племенами их боги перекочевали и в славянский пантеон. В 8-9 веках у славян почитался бог солнца Хорс. С началом военных походов у славян на первый план выдвинулся бог грома и молнии Перун. Появляется особое отношение к погибшим воинам (погребальные костры, курганы и так далее). В каждом доме у славян были идолы богов.

В VII-IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родоплеменного строя: переход от родовой общины к соседской. Общинники жили в полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но земля, лесные угодья и скот оставались в общем владении.
В это время выделилась родоплеменная знать — вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т.е. вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания (веча) и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Каждое племя имело своего князя. Слово «князь» происходит от общеславянского «кнез», означающего «вождь ». Одним из таких племенных князей был Кий (V в.), княживший в племени полян. Русская летопись «Повесть временных лет » называла его основателем Киева. Таким образом, в славянском обществе уже появлялись первые признаки государственности.

Религия, быт и обычаи восточных славян . Древние славяне были язычниками. Они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны, Сварог — бог огня, Велес — покровитель скотоводства, Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждь-бог, Ярило, Хорос, — что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.

Славяне жили небольшими селениями по берегам рек . В некоторых местах для защиты от неприятеля селения огораживали стеной, вокруг которой выкапывали ров. Такое место называли городом.

Славяне были гостеприимны и добродушны . Каждый странник считался дорогим гостем. По славянским порядкам можно было иметь несколько жен, но больше одной имели только богатые, т.к. за каждую жену надо было платить выкуп родителям невесты. Нередко, когда умирал муж, жена, доказывая свою верность, убивала и себя. Повсеместно был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами больших земляных насыпей — курганов . Чем знатнее покойник, тем выше насыпали холм. После погребения справляли «тризну», т.е. устраивали пиршества, боевые игры и конские ристалища в честь умершего.
Рождение, свадьба, смерть — все эти события в жизни человека сопровождались заклинательны-ми обрядами. У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и различных времен года. Целью всех обрядов было обеспечение урожая и здоровья людям, а также скоту. В селениях стояли идолы, изображавшие божества, которым «всем миром» (то есть всей общиной) приносили жертвы. Рощи, реки, озера почитались священными. У каждого племени существовало общее святилище, куда сходились члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.


О расселении восточнославянских племен может многое поведать древнейшая русская летопись «Повесть временных лет». Она сообщает нам о полянах, живших в Среднем Поднепровье в районе Киева, их соседях — древлянах, которые поселились в болотистом и лесистом Припятском Полесье. На северной оконечности восточнославянского мира жили словене ильменские, расселившиеся по берегам озера Ильмень; между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи; соседями их были кривичи , огромный массив которых со временем распался на три ответвления: кривичей смоленских, полоцких и псковских; соседями полян со стороны степи были северяне, в бассейне реки Сож жили радимичи, а в бассейне Оки — вятичи. На самой южной оконечности восточнославянской территории, почти на побережье Черного моря, поселились уличи и тиверцы.

Долгое время историки не доверяли этой летописной географической схеме, но археология в начале XX столетия подтвердила ее. Помогли здесь… женские украшения. Оказалось, что один из наиболее распространенных типов женских украшений у восточных славян — височные кольца, различается по всей территории Русской равнины. Выяснилось, что определенные разновидности этих украшений соответствуют определенному расселению того или иного восточнославянского «племени». Позднее эти наблюдения были подтверждены изучением и других элементов материальной культуры восточных славян.

Расселяясь по столь обширному пространству , восточные славяне сталкивались, входили в те или иные отношения с народами, которые населяли Восточную Европу до них или пришли сюда в это же время. Известно, что балты жили вплоть до района современной Москвы, о чем свидетельствует изучение топонимики (географических названий), которые оказываются весьма устойчивыми, сохраняясь на протяжении столетий. Районы северо-востока были населены финно-уграми, а на юге издавна обитали ираноязычные племена — потомки уже известных нам сарматов. Военные столкновения сменялись периодами мирных отношений, шли ассимиляционные процессы: славяне как бы втягивали в себя эти народы, но менялись и сами, приобретая новые навыки, новые элементы материальной культуры. Синтез, взаимодействие культур — важнейшее явление времени расселения славян по Русской равнине, прекрасно иллюстрируемое данными археологических раскопок.

Более сложными были отношения с теми этносами , которые смогли создать уже достаточно крепкие союзы племен или даже раннегосударственные образования. Одно из таких образований в середине VII в. было создано болгарами. В результате внутренних неурядиц и внешнего давления часть болгар во главе с ханом Аспарухом откочевала на Дунай, где подчинила местные южнославянские племена. Другая часть болгар во главе с ханом Батбаем двинулась на северо-восток и осела в среднем течении Волги и на нижней Каме, создав государство Булгарию. Это государство долгое время представляло реальную угрозу для восточных славян.

Тюркскими племенами были и хазары , которые во второй половине VII в. стали теснить болгар. Со временем они также оседают на земле, создают свое раннегосударственное образование, которое охватило огромные территории Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, Северного Причерноморья и частично Крыма. Центр Хазарского каганата , как стало называться это образование (хазарский правитель именовался каганом), находился в низовьях Волги. Этнических хазар-тюрок было не так много, основное же население составляли представители так называемой салтово-маяцкой культуры, которая состояла из представителей разноэтнического населения Восточной Европы, в том числе и славян. В основном население каганата было языческим, но хазарская верхушка приняла иудаизм. Часть восточнославянских племен, соседствовавшая с границами (весьма расплывчатыми) каганата, должна была, по свидетельству летописи, выплачивать дань хазарам.

Грозная для восточных славян опасность нависла и с северо-запада. Скудная земля Скандинавского полуострова выталкивала в Европу большие отряды «искателей славы и добычи, пенителей морей» — норманнов, которых называли на Руси варягами . Во главе отрядов стояли викинги, происходившие большей частью из знатных семей. Закаленные в боях и морских путешествиях, вооруженные эффективным оружием — секирой с остроконечным штыком, норманны были страшной опасностью для многих стран Европы. Пик варяжских набегов на славянские территории приходится на IX в.

В борьбе с врагами крепла военная организация славянского населения, которая своими корнями уходит в глубь веков. Как и у многих других народов, это сотенная система, когда каждое племя выставляло сто воинов во главе с «сотским», а союз племен должен был, по всей видимости, выставлять тысячу, откуда и происходит должность «тысяцкого». Одним из военных руководителей был и князь. Слово «князь» — общеславянское, заимствованное, по мнению лингвистов, из древненемецкого языка. Слово это первоначально означало главу рода, старейшину. Из источников мы знаем о племенных вождях-князьях. Со временем, с ростом населения, племя, подразделявшееся на несколько родов, распадалось на ряд родственных племен, которые образовывали племенной союз. Такими племенными союзами скорее всего и были летописные «племена» полян, древлян, дреговичей и т. д. Во главе этих союзов стояли вожди, возвышающиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз.

Исторические свидетельства о подобных князьях содержит летописная легенда о Кие и его потомках. В летописи сказано: «И по сих братьи (Кий, Щек и Хорив . — Авт.) держати почаша род их княженье в полях, а в древлях, свое, а дреговичи свое, а словени свое в Новегороде, а другое на Полоте, иже полочане».

Арабский историк Масуди сообщает о древнем славянском князе Маджаке, а уже известный нам готский историк Иордан — о князе Боже. Таким образом, помимо вождей племен, были еще вожди союзов племен. У этих князей были различные функции. Князь племени мог избираться на время, в период военных действий. Его власть невелика по сравнению с властью вождя племенного союза. Власть последнего постоянна, функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматься внутренним строительством союза, собирать, организовывать и возглавлять войско, ведать в целом внешней политикой. Эти князья выполняли и некоторые религиозные и судебные функции. В этом им помогал совет старейшин, или, как его часто называют древнерусские памятники, — старцы градские (летописи употребляют термины «старейшины» и «старцы градские» как равнозначные). В летописных сообщениях старцы градские выступают в качестве полномочных руководителей общества, с которыми князья вынуждены были считаться. Даже во второй половине X в. — переломное время княжения Владимира — они еще участвовали в управлении и влияли на ход событий. Старцы-советники принимали участие в княжеской думе, княжеских пирах, которые выполняли важную социальную функцию — общения населения с князем. Старцы градские — племенная знать, которая занималась гражданскими делами.

В военных делах князю помогала дружина . Она также зарождается еще в недрах первобытно-общинного строя, никак не нарушая доклассовой социальной структуры. Дружина срасталась с князем и так же, как и князь, исполняла определенные общественно полезные функции. Князь среди дружинников был не господином, а первым среди равных.

Еще одним важнейшим элементом социально-политической структуры было вече. Племенные веча — народные собрания — возникают в глубокой древности. О них писал еще византийский писатель-историк Прокопий Кесарийский (VI в.), повествуя об антах и склавенах. Изучение древнейших документов о вече свидетельствует о том, что в нем участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX-XI столетий, но со временем, по мере распада родо-племенных связей, оно активизировалось. Дело в том, что родовые связи сковывают человека, родовая защита, которая в древности была благом для любого члена рода, со временем становится тормозом для развития демократического правления.

Эту триаду — князь, совет старейшин и народное собрание — можно обнаружить во многих обществах, которые переживали архаическую стадию развития.

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ.

В течение VIII в. дальнейшее развитие восточных славян привело к складыванию из отдельных родственных племен крупных племенных союзов. Первая русская летопись «Повесть временных лет» перечисляет восточнославянские племенные союзы и рассказывает, на каких землях они жили. Таких союзов было более десяти.

В Среднем Поднепровье обитал мощный союз племен под общим названием поляне. Центром полян издавна был Киев. Вокруг Новгорода, Ладоги, озера Ильмень располагались словене. К северо-западу от полян сформировался племенной союз древлян, т. е. жителей лесов, с центром Искоро-стень. Далее в лесной зоне между Днепром и верховьем Немана жили дреговичи. На северо-востоке, в междуречье Оки, Клязьмы и Днепра, жили радимичи, а севернее их, в верховьях Западной Двины и Днепра, - кривичи, племенным центром которых стал Смоленск. В бассейне Западной Двины разместились полочане; их главным городом позднее стал Полоцк. Племена, расселившиеся по рекам Десне, Сейму, Суле и жившие к северо-востоку от полян, прозвали северянами; их главным городом со временем стал Чернигов. К западу от полян, в верховьях реки Буг, расселились волыняне. Между Южным Бугом и Дунаем обитали уличи и тиверцы, граничившие с землями Болгарского царства. Южнее волынян, в верховьях Днестра, жили племена хорватов.

На севере и северо-востоке племенные союзы восточных славян подчинили своему влиянию окрестные племена балтов и фин-но-угров, заставили их платить дань. Между славянами и этими племенами бывали столкновения, но в целом отношения были мирными, так как славяне не навязывали силой соседям свои обычаи, а против внешних врагов они зачастую выступали вместе. У финно-угорских племен славяне заимствовали названия многих рек, озер, селений. Они переняли у лесных жителей веру в волхвов, кудесников. На славян Северного Причерноморья оказали влияние потомки ираноязычного ски-фо-сарматского населения. Многие иранские слова прочно вошли в древнеславянский язык и сохранились в современном русском языке.

На западе соседями восточных славян были западнославянские племена: мазовшане, вис-ляне, моравы, словаки. В начале IX в. у западных славян возникло государство - Велико-моравская держава (распалась в начале X в.).

Но не со всеми соседями у восточных славян были дружеские отношения. Так, в VII в. тюр-коязычные авары, создавшие на Дунае и Тисе Аварский каганат, разгромили славянский племенной союз дулебов. Разоренные ду-лебские земли со временем заняли другие славянские племена. Здешние края звались Волынью, и новых жителей стали называть волынянами. Ранее, в конце VI в., в результате нашествия аваров из глубин Азии в Европу распался родственный славянам племенной союз антов, располагавшийся на территории от нижнего Дуная до Азовского моря.

На юге у восточных славян сложились непростые отношения с хазарами. Часть восточных славян и финно-угров оказалась в зависимости от Хазарского каганата. Через его территорию по Волге и Дону шла славянская торговля с богатыми восточными странами. Мирные отношения с хазарами перемежались частыми войнами. Славяне стремились освободиться от дани, которую они платили хазарам, хотели взять под свой контроль выходы основных торговых путей к Черному и Каспийскому морям. До второй половины X в. Хазарский каганат оставался главным врагом восточных славян.

С начала IX в. восточные славяне стали сталкиваться с прорывавшимися через хазарские земли кочевыми тюрками: булгарами, торками, печенегами. Печенеги в конце IX в. обосновались в низовьях Днепра и Дона, вытеснив отсюда мадьяр (венгров). С этого времени и до начала XI в. славянам придется отражать грабительские набеги печенегов.

На севере тем временем объявились свирепые норманны («северные люди»), опустошавшие с конца VIII в. Западную Европу. Отряды норманнов (славяне звали их варягами) стали нападать на земли кривичей, полочан и ильменских словен. В 859 г. в результате похода варягов на земли восточных славян кривичи и ильменские словене начали платить пришельцам с севера дань.