Болезни Военный билет Призыв

Аббат Фариа: Гипнотизер из замка Иф. Реальность обрастает вымыслом. Старец из замка Иф

Все читали и неоднократно смотрели фильм «Граф Монте-Кристо». Одну из главных ролей, по крайней мере, для главного героя романа, играет монах Фариа. Это ведь только благодаря ему, главный герой выбирается из замка ИФ. Все литературные произведения представляют собой выдуманные истории, имеющие иногда какую-то связь с жизнью.

Только вот монах Фариа, оказывается, был действительно узником замка. Но вышел оттуда живым. Видимо, именно этот факт оставил в душе Александра Дюма след, чем он не преминул воспользоваться в романе. Жозе Фариа родился в Индии во второй половине XVIII века. Являясь прямым потомком брахманов, а это высшая каста индийских жрецов, он с детства стал интересоваться своими предками, попутно изучая йогу и медитацию. К сожалению, в пятнадцатилетнем возрасте он вместе с отцом переехал в Португалию, где не смог продолжать свои занятия.

Кроме познаний в йоге и медитации, Жозе получил и богословское образование, хотя христианство он не считал своим коньком. Однако несколько лет все-таки проработал священником. При всем этом, Фариа принял участие в заговоре – попытке свержения власти Португалии над Гоа, где он родился. После заговора и он сам, и его отец бежали во Францию и поселились в Париже. Идея революционера заставила Жозе бросить в сторону и христианство, и индуизм. Революция во Франции освобождает Фариа из легендарной Бастилии, куда он был брошен за свои взгляды.

Бывший аббат продолжает сражаться за идеалы равенства, но терпит поражение. И после очередной смены власти его заключают в замок Иф, где ему было суждено пробыть целых 17 лет. Не смотря на дикие условия одиночной камеры, в которую был заключен аббат, он не только не умер, но и продолжал начатые в детстве занятия по медитации и йоге. А еще он молился в замке, совсем как христианин. Именно это и помогло Жозе выдержать этот срок. Что больше, а что меньше – видимо, и сам Фариа не смог ответить на этот вопрос. Конечно, аббат имел необыкновенную силу воли.

И, выйдя из замка Иф, Жозе продолжил свою революционную деятельность, только уже над людьми, над их умами. Он начинает заниматься гипнозом. К нему идут и идут люди. Он просто заставляет их засыпать в кресле и задает им вопросы, на которые получает ответы. К великой чести Фариа стоит отметить, что задавал он только простые вопросы и никогда не спрашивал о том, что в конечном итоге могло навредить сидящему перед ним человеку. Тогда, в 1814 году еще не было такой науки, как психоанализа. Вот он и явился ее родоначальником. Все сеансы Жозе проводил совершенно бесплатно.

Шло время, и информация об опытах над людьми дошла до церкви. Хоть и был Фариа в прошлом аббатом, церковники обрушились на него с лютой ненавистью и обвинили о его связи с самим дьяволом. Власть церкви была в то время беспредельной, и народ, боясь гнева, перестал ходить на сеансы гипноза. Ему ничего не оставалось, как покаяться в грехах и устроиться аббатом в маленькой деревеньке. Там же он написал книгу о причине ясного сна. Она, эта книга, и сейчас является основой психотерапии.

В 1819 году Жозе опять заключили в парижскую тюрьму, где он и скончался. До сих пор не известен повод для заключения. Но как говорят, был бы человек, а повод можно найти всегда. Человек практически всю жизнь боролся за освобождение Гоа от Португалии, а сейчас почти полностью забыт. Лишь в небольшом городке Панаджи ему установлен памятник. И не революционеру, а гипнотизеру и целителю, волшебнику, одним словом.

В этой статье рассказывается о приключенческом романе, который был создан в 1844-1845 гг. Тема нашего сегодняшнего повествования - характеристика его героев и краткое содержание. "Граф Монте-Кристо" - произведение, автором которого является А. Дюма (отец). Это признанный классик французской литературы. Многие его произведения, в том числе и "Граф Монте-Кристо", отзывы у читателей вызывают самые положительные. Сначала мы ознакомим вас с кратким содержанием, а затем перейдем к характеристике героев интересующего нас произведения.

Представим главного героя романа, который написал (отец). Им является Дантес, марсельский моряк с корабля "Фараон". Он зашел во время очередного рейса на Эльбу, где встретился с маршалом Бертраном, который поручил Эдмону (это имя главного героя) доставить письмо в Париж. Дантес также виделся здесь с Наполеоном Бонапартом. Эдмон согласился доставить письмо, выполнив тем самым последнюю волю капитана корабля "Фараон", который скончался незадолго до этого. Моррель, владелец корабля, по прибытии в Марсель решил назначить главным Дантеса.

Донос на Эдмона

Эдмон собрался жениться на Мерседес, католичке из соседней деревни. С этой девушкой, однако, хочет связать свою судьбу и Фернан, ее двоюродный брат. Бухгалтер Данглар (Эдмон подозревает его в обмане) начинает опасаться за свое место. В кабаке встречаются Данглар, Фернан и портной Кадрусс, завистливый сосед Дантеса. У Данглара возникает план донести на Дантеса, что тот якобы бонапартистский подчиненный. Для этого он пишет прокурору анонимное письмо, однако Кадрусс против этого замысла. Поэтому Данглару приходится делать вид, что он уничтожил донос. Фернану он говорит, чтобы тот доставил прокурору письмо, что и выполняет двоюродный брат Мерседес.

Арест и заключение в замке

Во время свадьбы с избранницей Дантеса арестовывают. Кадрусс понимает все, однако молчит, так как боится, что посчитают, будто бы он замешан в политическом деле. Главного героя доставляют к Вильфору, помощнику королевского прокурора, который старается вести дело честно. Он собирается отпустить невиновного, однако узнает, что Дантес должен был передать письмо его отцу Нуартье, бонапартисту. Вильфор осознает, что если этот факт станет известным, его карьере может прийти конец. Поэтому он решает в этой ситуации пожертвовать Эдмоном. Вильфор сжигает письмо, а Эдмона отправляет без суда и следствия в замок Иф, в заключение. Сам же он спешит в Париж для того, чтобы предупредить о готовящемся перевороте короля Людовика XVIII.

Судьбоносная встреча

Продолжаем описывать краткое содержание. "Граф Монте-Кристо" - произведение, читать которое очень интересно. События держат в напряжении до самого финала. Александр Дюма (отец) далее рассказывает о том, что через несколько лет тюремного заключения Дантес решает покончить жизнь самоубийством. Он начинает выбрасывать еду в окно. Однако через несколько дней, когда он находился практически при смерти, Эдмон вдруг услышал, как кто-то роет землю вблизи его камеры. Главный герой начинает рыть подкоп со своей стороны.

Он знакомится с ученым-священнослужителем из Италии, аббатом Фариа. Аббата считают сумасшедшим, так как он все время говорит о том, что существует многомиллионный клад, и только ему известно, где он находится. Огромное впечатление на главного героя производит личность Фариа. Этот уже пожилой человек полон надежды и любви к жизни. Он все время работает: пишет научные труды, даже будучи в заключении, изготавливает инструменты и неуклонно готовит побег. Фариа, выслушав историю главного героя, восстанавливает ход событий. Он раскрывает Дантесу виновников и причину его заключения. Эдмон дает клятву отомстить врагам. Он просит Фариа стать его наставником в жизни и учителем в науках. Не будем подробно останавливаться на этом, описывая краткое содержание. "Граф Монте-Кристо" - объемное произведение, поэтому мы можем рассказать лишь об основных событиях.

Эдмон узнает о кладе

Аббат и Эдмон вместе готовятся к совершению побега. Когда все готово, внезапно у Фариа случается припадок. Правую часть тела аббата поражает паралич. Главный герой отказывается совершать побег один и решает остаться с Фариа. Они общаются, аббат обучает Эдмона иностранным языкам и наукам. Кроме того, он открывает главному герою тайну клада, который зарыт на о. Монте-Кристо. Фариа узнал о нем, когда служил библиотекарем у одного из потомков кардинала Спада, спрятавшего свое богатство от папы Александра VI и Цезаря Борджиа, его сына.

Побег Эдмона, встреча с контрабандистами

Аббат после очередного припадка умирает. Собираясь похоронить покойника вечером, надзиратели зашивают его тело в мешок. Дантеса, пришедшего проститься с усопшим, озаряет идея. Эдмон Дантес решает перенести в свою камеру тело аббата, сам же, распоров и зашив мешок с помощью сделанных Фабиа инструментов, занимает его место. Главного героя выбрасывают в море как покойника. С трудом Эдмон выбирается из мешка. Ему удается доплыть до соседнего острова. Таким образом покидает главный герой замок Иф. Местные контрабандисты подбирают его утром. Дантес знакомится с новыми товарищами. Его оценил как умелого моряка их капитан. Дантес, оказавшись на свободе, узнает, что провел целых 14 лет в заключении.

Эдмон находит клад, одаривает контрабандистов

На острове Монте-Кристо никто не живет. Его используют как перевалочный пункт контрабандисты из произведения, автор которого - Александр Дюма ("Граф Монте-Кристо"). Эдмон притворяется больным и с помощью этой хитрости остается на острове, где и находит зарытый клад. Став богатым, главный герой не забыл тех, кто был добр к нему. Он сказал своим товарищам-контрабандистам, что получил наследство, и всех их щедро наградил.

Главный герой начинает расследование

После этого Эдмон решает начать свое собственное расследование, для того чтобы узнать о том, что произошло после его ареста с его невестой, отцом, друзьями и врагами. Он посещает Кадрусса под видом священника, который якобы исполняет последнюю волю Дантеса и завещает алмаз своим друзьям: Мерседес, Данглару, Фернану и Кадруссу. Последний держит таверну. При виде алмаза его обуревает алчность, и он забывает про осторожность. Кадрусс рассказывает Эдмону правду о его аресте, а также о том, что случилось после этого. Отец Дантеса впал в отчаяние и умер от голода, Мерседес также очень горевала.

Моррель попытался бороться за то, чтобы Дантеса освободили, и поддерживал его отца. Кадрусс также рассказал, что Мерседес вышла замуж за Фернана, а господин Моррель, бывший хозяин Эдмона, практически разорен. Фернан и Данглар теперь богаты. Они принадлежат к высшему свету и, должно быть, счастливы. Данглар стал банкиром-миллионером, имеет титул барона. Фернан теперь генерал, пэр Франции, граф де Морсер.

Спасение Морреля

Эдмон возвращается в Марсель. Здесь он узнает о том, что Моррель действительно на грани разорения. Он надеется лишь на возвращение "Фараона" с грузом, корабля, на котором когда-то плавал Дантес. Однако приходит известие о том, что корабль затонул в шторме (хотя капитан и команда чудом спаслись). Обо всем этом Дантес узнает, когда приходит к арматору под видом агента Морреля. Главный герой от имени дает последнюю отсрочку Моррелю. Она уже подходит к концу, и тот не может расплатиться. Моррель, чтобы избежать позора, решает покончить с собой. В последний момент, однако, приносят погашенные векселя, и новый "Фараон" входит в порт. Моррель со своей семьей спасен. За ними издали наблюдает Дантес. Из чувства благодарности он закрыл счет Морреля, а теперь хочет отомстить врагам.

Загадочный граф Монте-Кристо

Проходит 9 лет. Продолжает описывать дальнейшие события Александр Дюма. Граф Монте-Кристо, эксцентричный и таинственный, сменяет Эдмона Дантеса. Это лишь один из образов, которые создал главный герой. Он известен некоторым также как аббат Бузони, лорд Уилмор и др. Итальянские контрабандисты и разбойники, которых он смог объединить и подчинить себе, как и многие путешественники и моряки, знают главного героя под именем Синдбад-мореход. Он уже успел за прошедшие годы побывать во множестве уголков мира и существенно расширить образование. Граф Монте-Кристо, кроме того, научился искусно манипулировать людьми. Он является владельцем быстроходного судна. А в находящихся на острове Монте-Кристо пещерах у него имеется скрытый подземный дворец. Здесь он принимает путешественников.

Дантес под видом графа входит в высшее французское общество. Он интригует его и восхищает необычным образом жизни и богатством. У главного героя есть немой слуга Али, про которого он говорит, что если он ослушается его, то будет убит. Делами графа заведует Джованни Бертуччо, корсиканский контрабандист, у которого имеются с Вильфором свои счеты. Тем временем Вильфор уже стал королевским прокурором Парижа. Граф, кроме того, содержит Гайде - невольницу, к которой относится сначала как к дочери. Это дочь паши Али-Тебелина, которого предательски убил Фернан.

Осуществление плана мести

Главный герой начинает постепенно осуществлять задуманный им план мести. Он полагает, что смерть врагов - недостаточная плата за причиненные страдания. Себя же граф рассматривает как орудие Провидения, инструмент справедливости. Он наносит исподволь удары жертвам. В результате Фернан опозорен, от него ушла жена с сыном, и в конечном счете он совершает самоубийство. Сходит с ума Вильфор, который теряет всю свою семью. Данглар разоряется и бежит из Франции. Разбойники, которые подчиняются Монте-Кристо, берут его в плен в Италии. Они отнимают у Данглара последние остатки его состояния. Граф, однако, уже устал от мести. Он понял, что справедливое в отношении преступников возмездие нанесло непоправимый урон многим невиновным. Тяжким бременем на совесть главного героя легло сознание этого. Поэтому он отпускает на свободу Данглара, даже разрешает ему забрать с собой 50 тыс. франков.

Заключительные события

Вот мы и подошли к финалу, описывая краткое содержание. "Граф Монте-Кристо" заканчивается тем, что герой, который осознал, что любит Гайде не отцовской любовью, вместе с ней уплывает на корабле. Он оставляет остров Монте-Кристо со всеми его богатствами в дар Максимилиану, сыну Морреля, а также Валентине де Вильфор, его возлюбленной, дочери прокурора.

Граф Монте-Кристо (Эдмон Дантес)

Монте-Кристо (он же Э. Дантес) - главный герой произведения, которое написал А. Дюма (отец). История его реального прототипа была почерпнута автором из архивов полиции Парижа. Ставший жертвой розыгрыша, сапожник был заточен в замок. Здесь он ухаживал за узником, прелатом, который завещал ему большое состояние. Сапожник, очутившись на свободе, отомстил своим врагам, однако погиб сам от руки последнего из уцелевших. Имя Монте-Кристо было навеяно названием находящегося неподалеку от Эльбы небольшого островка.

Следует отметить, что к финалу произведения, когда виновные беспощадно наказаны, ни сам Монте-Кристо, ни читатель не испытывает необходимого удовлетворения (за исключением, пожалуй, самого юного читателя, на которого этот образ и рассчитан). Главный герой романа настолько сильно трансформируется, что он действует неузнанным среди знавших его прежде людей. Мотив внутреннего преображения является структурирующим мотивом его характера. Можно говорить лишь о неявном, пунктирном "просвечивании" через образ расчетливого и холодного мстителя Монте-Кристо прямого бескорыстия Эдмона. Его можно объединить типологически с такими персонажами, как Иосиф Прекрасный и Одиссей, которые были через многие годы встречены близкими и не узнаны ими. Мерседес, в отличие от Пенелопы, не смогла дождаться возлюбленного, решила, что он погиб. А в отличие от Иакова, старик-отец не перенес разлуки с сыном. Герой Дюма перерождается, а не взрослеет. Доверчивость и простоватость Эдмона трансформируются в романтическую таинственность, демонизм. Кроме того, меняется способ его бытия: Эдмон живет естественной жизнью, а граф Монте-Кристо, описание характера которого довольно подробно дается в романе, управляет жизнями других людей, не имея своей собственной.

Данглар

Это бухгалтер, который служил на "Фараоне". Этот человек завистлив. Именно он был инициатором доноса на Дантеса. Можно сказать, что барон Данглар - самый падший герой из всех в романе, однако угрызений совести он не испытывал. Ему удалось уехать из Марселя. Данглар занимался поставками для армии французов во время испанской войны и разбогател на этом. Единственной любовью героя были деньги. Именно поэтому в качестве мести Монте-Кристо использовал эту его слабость. Разбойник Луиджи Вампа, друг графа, по его просьбе похитил Данглара и стал морить его голодом, предлагая герою за миллионы купить еду. Когда у Данглара совсем не осталось денег, граф решил отпустить его. Таким образом, этот персонаж был первым из тех, кого пощадил главный герой. Однако он был последним, кто заслуживал того, чтобы его простил граф Монте-Кристо. Книга, которую написал Александр Дюма, заставляет задуматься о причинах этого.

Гаспар Кадрусс

Который был соседом главного героя и его отца. Гаспар - один из участников доноса на Дантеса. Но его можно оправдать тем, что он был пьян и поэтому не воспринимал всерьез написание доноса, полагая, что это шутка. Позднее герой стал владельцем трактира. Жадность вынудила его убить человека и сделаться преступником. Эдмон несколько раз в разных обличиях предоставлял Кадруссу шанс исправиться. Он фактически даже ему не мстил, а только давал право выбора, что являлось для него испытанием. Граф Монте-Кристо в качестве мести поставил перед выбором Кадрусса - оставить преступное прошлое или же продолжить нечестивый путь. Он не смог отказаться от наживы и решил ограбить графа, но пал от Бенедетто, своего "друга", вместе с которым совершал ограбление.

Жерар де Вильфор

Этот герой произведения - помощник королевского прокурора. Он посадил Эдмона в тюрьму лишь за то, что у того было письмо от Наполеона, которое адресовано было отцу Вильфора. Затем он дослужился до должности королевского прокурора. Прошлое этого героя было небезупречным, чем воспользовался для мести граф Монте-Кристо. У Жерара была любовная связь с мадам Данглар. От нее появился на свет нежеланный ребенок. Вильфор закопал его в саду дома, находящегося в Отейе. Монте-Кристо сначала купил этот дом. Затем, пригласив свет Парижа, он показал собравшимся инсценировку ночи, когда ребенок был похоронен заживо. Бенедетто с его помощью стал подсудимым, и выяснилось, что он является сыном Вильфора. Жена Жерара оказалась отравительницей. Все это привело к тому, что Вильфор сошел с ума.

Фернан Мондего

Этот герой - рыбак, кузен Мерседес. Он был влюблен в нее, поэтому решился на предательство Эдмона. После этого Фернан попал в рекруты. Ему удалось дослужиться до генерала, а также получить титул графа. Когда Греция восстала против Турции, Фернан предал Али-Тибелина, пашу Янины. Месть Монте-Кристо была изощренной. Он огласил то, при каких обстоятельствах погиб Али-Тибелин. Это привело к презрению Альбера и Мерседес. История Фернана закончилась выстрелом в висок.

Аббат Фариа

Роман "Граф Монте-Кристо" знакомит нас еще с одним интересным персонажем. Это итальянский священник, ставший для Эдмона вторым отцом. Он был в замке Иф его соседом по камере. Фариа - мудрец, который научил всему Дантеса. Все полагали, что он сумасшедший, поскольку он предлагал за свою свободу сокровища. И лишь Эдмон узнал, что сокровища эти в действительности существовали.

Пьер Моррель

Безусловно, положительным героем является в произведении "Граф Монте-Кристо" Моррель. Пьер (так его звали) - лучший друг Эдмона, владелец корабля "Фараон". Благороднейшим человеком его изобразил Дюма ("Граф Монте-Кристо"). Когда арестовали Дантеса, он несколько раз отправлялся к Вильфору для того, чтобы просить за него. Когда у Морреля не было денег для того, чтобы рассчитаться со своими долгами, он готов был своей кровью смыть позор. Однако Дантес спас его. Пьер был уверен, что он должен благодарить именно Эдмона за спасение его чести, хотя тот явился к нему под видом агента банкирского дома.

Итак, вы познакомились с главными героями романа. "Граф Монте-Кристо" - книга, которую стоит прочесть. В особенности она будет интересна юным читателям. Многие из них просто в восторге от произведения Александра Дюма - "Граф Монте-Кристо". Этот роман не зря известен на весь мир.

Мы описали лишь вкратце произведение "Граф Монте-Кристо". Части, которые не так важны для развития сюжета, были нами опущены. Однако этот пересказ дает представление об основных событиях романа.

Мораль, устои, большинство религий осуждают или не одобряют месть. Но бывает, что совершенное зло слишком велико, и никто не станет осуждать отомстившего обидчику. Если же вспомнить литературу, то имя графа Монте-Кристо окажется среди самых известных мстителей.

Молодой моряк Эдмон Дантес возвращается в родной Марсель, где его ждет невеста, очаровательная Мерседес. Правда, в походе скончался капитан судна, но и это на руку Дантесу. Кораблем теперь командует он, и, вероятно, ему достанется освободившаяся должность.

Выполняя волю покойного капитана, Дантес соглашается передать некоему парижанину письмо с острова Эльба. Он не задумывается о том, что там заточен отстраненный от власти Наполеон. Однако у Эдмона есть недоброжелатели, которые помнят эту важную деталь. Кузен Мерседес Фернан сам хочет жениться на ней, сосед Дантеса Кадрусс завидует Эдмону, наконец, бухгалтер и друг Дантеса Данглар опасается, что тот раскроет его финансовые махинации и помешает обогащению. Эти трое пишут донос, что молодой моряк - бонапартистский агент, хотя Кадрусс робко возражает.

Дантеса хватают прямо на свадьбе. Его допрашивает помощник прокурора Вильфор, по злосчастному совпадению - сын того парижанина, которому писал опальный император. Дознаватель сжигает улику, которая угрожает не только Дантесу, но и его собственной карьере, и его отцу, а самого Эдмона приказывает заточить в замок Иф.

Бывший моряк не понимает, как и почему оказался в тюрьме. Он готов сойти с ума, но еще одна случайность, на этот раз счастливая, снова переворачивает его жизнь. Сосед Дантеса, старый аббат Фариа, мечтающий о побеге, копает подкоп и попадает в камеру к Эдмону. По смутному рассказу молодого человека о предшествовавших аресту событиях он сразу изобличает виновных. Итальянец передает Дантесу многие знания, обучает языкам и иным наукам. Перед смертью он открывает ученику тайну клада, сокрытого на острове Монте-Кристо.

Дантес бежит из замка Иф. Только теперь он осознает, что провел в заточении целых четырнадцать лет… Путешествуя под именем аббата Бузони, он наводит справки о своих близких и о врагах. Его отец умер, невеста вышла замуж за Фернана, который уже стал генералом и пэром Франции. Бывший работодатель Эдмона, долгие годы пытавшийся вызволить его и ухаживавший за его отцом, теперь на грани банкротства, а Данглар - банкир-миллионер.

Вырыв многомиллионный клад, Дантес спасает своего бывшего хозяина от разорения, оплатив его долги. Он щедро одаривает всех тех, кто помогал ему после побега.

Затем он отправляется в путешествие на 9 лет, чтобы подготовить месть. Наконец, Дантес возвращается в Париж под именем графа Монте-Кристо. Он хорошо изучил жизнь своих врагов и пользуется этими знаниями, чтобы причинить им максимальные страдания. В результате Фернан совершает самоубийство, Вильфор теряет семью, Данглар разорен, Кадрусс убит. Граф уплывает прочь, оставив сокровища сыну своего бывшего работодателя и его невесте - дочери Вильфора. Таков сюжет романа «Граф Монте-Кристо», вышедшего из-под пера гениального Александра Дюма. Но сколько же в нем истины?

Что хранится в архивах

История прототипа Эдмона Дантеса началась в Париже в 1807 году. Это был простой сапожник по имени Франсуа Пико, родом из Нима, что, как и Марсель, находится на самом юге Франции. Франсуа был счастлив в любви - его женой согласилась стать богатая и красивая Маргарита Вигору. Радостью жених поделился со знакомым, Матье Лупианом, хозяином трактира, где часто собирались выходцы из Нима. Но трактирщик сам имел виды и на девушку, и на ее приданое. Он предложил троим землякам «наказать хвастуна». Пускай, мол, перед свадьбой понервничает, давайте напишем на него донос! Правда, один из товарищей по имени Антуан Аллю возражал, но остальные были в восторге от идеи. Кляуза попала на стол полицейскому комиссару. В ней говорилось, что Пико никакой не сапожник, а проживающий в Париже инкогнито дворянин из Лангедока и английский шпион, чье задание - свергнуть Наполеона и восстановить монархию Бурбонов. Чиновник то ли не решился разбираться в щекотливом деле сам, то ли просто стремился выслужиться - он переслал донос комиссару наполеоновской полиции Савари. Тот тоже не стал себя утруждать. По его приказу Пико арестовали и заточили в замок Фенестрель без суда и следствия. Родители и невеста искали его, но безуспешно.

В заточении сапожник провел семь лет. В тюрьме он познакомился с тяжело больным священником-итальянцем, и ухаживал за ним, стараясь облегчить последние дни умирающего. За это прелат завещал ему вклады в банках и перед смертью рассказал про свой тайник. В 1814 году после отстранения Наполеона от власти «политических» амнистировали и Пико вышел на свободу. Тюрьма преобразила его до неузнаваемости, он поседел и сильно постарел.

Первым делом Франсуа направился в Италию, чтобы вступить в права наследства. Нельзя сказать, что его состояние было немыслимым, но бедному сапожнику оно показалось огромным. Тем не менее, мысли о мести не покинули Пико.

Бывший сапожник сменил имя на Жозеф Люше, вернулся в Париж и начал искать причины своего ареста. Наконец он услышал, что Маргарита два года ждала его возвращения, а потом согласилась стать женой трактирщика Лупиана. Детей у них не было, и она воспитывала сына и дочь мужа от первого брака. Еще он узнал, что приятель Лупиана Антуан Аллю вернулся в Ним.

Пико явился к нему в одежде священника, назвавшись аббатом Бальдини - так же, как и Дантес, который под именем аббата Бузони разговаривал с Кадруссом. Он рассказал, что вместе с Пико сидел в тюрьме замка Окуф, и тот умер у него на руках, завещав выяснить причину своего ареста. Якобы Пико передал аббату Бальдини алмаз стоимостью в 50 тыс. франков, полученный в наследство от другого заключенного, и просил аббата разыскать Антуана Аллю и расспросить его.

В обмен на алмаз Аллю рассказал, как было дело. «Все это затеял Лупиан, ему помогали бакалейщик Шамбар и шляпник Солари. Я хотел их остановить…» «Но не остановил», - отметил аббат, кинул Аллю алмаз и удалился.

Клеветник продал камень ювелиру и купил богатый дом в Ниме. Но вскоре узнал, что ювелир перепродал алмаз турецкому купцу почти в два раза дороже. Жена Аллю уговорила мужа убить обманщика и похитить деньги. Внимательный читатель помнит, что Кадрусс в романе Дюма поступил точно так же.

А Пико между тем отправился вершить месть. Он снова сменил имя, приобрел подходящие рекомендательные письма и легко устроился в ресторан, принадлежавший Матье Лупиану. Хозяин не узнал в новом официанте человека, которого когда-то оклеветал и лишил невесты.

У Лупиана все еще собирались уроженцы Нима. Среди них были и остальные двое клеветников. Пико выждал удобный момент и нанес удар. Однажды бакалейщика Шамбара нашли заколотым на улице. Полиция решила, что его убил грабитель. Вырезанные на рукояти ножа слова «номер первый» подозрений у следствия не вызвали. Прошло немного времени, и шляпник Солари отправился на тот свет. Отравление раскрыто не было, а во время похорон на гробе нашли записку, приколотую к черной материи - «номер второй».

Лупиан не придал этим двум смертям особого значения, а напрасно. Настала его очередь. Но с ним Пико собирался расправиться изящнее. Вначале его дочь Терезу соблазнил какой-то маркиз Корлано. Отец был разгневан, но дворянин согласился жениться на беременной дочери ресторатора. В самый разгар свадьбы, когда венчание уже состоялось, жених исчез. Спустя несколько дней из Италии пришло письмо, в котором Корлано признавался, что он не маркиз, а беглый каторжник. За всю эту комедию с последующим разоблачением ему просто заплатили. Свадьбу он просил считать карнавальной шуткой.

Вскоре в ресторане Лупиана случился пожар и его дела пошли под откос. Заведение пришлось закрыть, слуг рассчитать. Но и этого было мало. «Официант» Пико остался с хозяином, работая на него бесплатно, и вскоре нанес новый удар.

Парижские воры втянули Эжена, сына Лупиана, в свои дела. Первая же кража со взломом закончилась для юноши задержанием с поличным. Он был приговорен к двадцати годам каторги. Несчастная Маргарита умерла от горя. Ресторатор был в отчаянии и совершенно разорен. Тогда «официант Просперо» (под таким именем скрывался Пико) предложил дочери Лупиана погасить долги отца, если та станет его любовницей. Девушка согласилась. Месть была почти завершена, оставался последний аккорд.

Поздно вечером Лупиан возвращался домой. В аллее возле дворца Тюильри он встретил человека в маске. Незнакомец заговорил с ним и предложил вспомнить 1807 год и страшное преступление. «Ты погубил жизнь невинного человека», - сказал он. Лупиан не отпирался. Незнакомец снял маску и Лупиан узнал «Просперо». «Не Бог тебя покарал, а я, Франсуа Пико! Я зарезал Шамбара, отравил Солари, сжег твой дом, обесчестил твою дочь, отправил на каторгу твоего сына. Настал твой час, номер третий!». Бывший ресторатор упал на колени и стал умолять о пощаде. В ответ Пико нанес ему в сердце удар ножом, на рукояти которого было написано «номер третий».

Но в этот момент случился сюжетный поворот воистину достойный пера Дюма, но не нашедший отражения в романе. На Пико бросился человек, который следил за ним несколько дней, и теперь наблюдал за убийством из кустов. Удар дубинкой по голове оглушил Франсуа. Он пришел в себя в подвале, связанный по рукам и ногам. Перед ним стоял… Антуан Аллю. Оказывается, до него дошли новости о двух погибших сообщниках. Аллю понял, кто выдавал себя за аббата Бальдини, и сумел его выследить. Но главное, он понял, что «Бальдини» теперь очень богат…

Охотник и жертва поменялись местами. Аллю несколько дней мучил пленника. Каждый кусок хлеба и глоток воды он оценивал в двадцать пять тысяч франков. Но Франсуа Пико оказался тверд духом. Он страдал, но отказывался платить. В порыве ярости Аллю убил Пико и, спасаясь от правосудия, сбежал в Англию. В 1828 году, уже умирая, он поведал эту историю священнику, попросив донести ее до французских судебных властей. Рассказ был записан и попал в архивы. В 1836 году были изданы посмертно записки архивариуса Жака Пеше «Полиция без масок», сочиненные по итогам его изысканий в полицейских архивах. В пятом томе этого труда была глава «Алмаз отмщения», излагавшая историю Франсуа Пико. Ее прочел Дюма и решил положить в основу недавно задуманного романа.

Правда, прототип был менее благороден, чем персонаж Дюма. Пико мстил, а Дантес воздавал по заслугам. Тем не менее, четко видно, что Дюма перенес в роман очень многие детали, правда, перемешав их. Мститель меняет имена, выдает себя за священника-итальянца, в истории появляется таинственный знатный незнакомец, присутствует разорение, продажа еды за большие суммы. Но Эдмон Дантес вызывает у читателя симпатию, а вот Пико - очень двойственные чувства.

Роман о несчастном моряке, оклеветанном, но спасшемся и разбогатевшем, загадочным образом отразился на судьбе самого Дюма. Писательский труд позволял ему жить безбедно, но он всегда тратил деньги с размахом. Однако «Граф Монте-Кристо» принес ему состояние, растранжирить которое в одночасье Дюма не смог. Он приобрел загородную виллу на девяти гектарах, перестроил ее, назвав «Замок Монте-Кристо». Здесь раскинулись английский парк, искусственное озеро, водопады, подъемные мосты, миниатюрная копия замка Иф. В вольерах жили обезьяны, попугаи, фазаны. На конюшне стояли три арабских скакуна - Атос, Портос и Арамис. На новоселье Дюма пригласил шестьсот гостей.

Но пожить в великолепии писателю толком не довелось. Параллельно он пытался заниматься развитием своего театра и своего журнала, но прогорел в обоих начинаниях. Замок пришлось продать, чтобы погасить долги.

Аббат Фариа

В истории «настоящего графа Монте-Кристо» появляется священник-итальянец. Александр Дюма тоже вписал в биографию Эдмона Дантеса его наставника - итальянского аббата, ученого и революционера Фариа. И это не вымышленный персонаж. Человек с таким именем и очень схожей биографией существовал на самом деле! Правда, он был не итальянцем.

Жозе Кустодио де Фариа родился в 1756 году в Индии, в небольшой португальской колонии Велья-Гоа. Его отец, Каэтано Виторино, был потомком брамина, принявшего католичество. Мальчик окончил монастырскую школу в колонии, где изучил в том числе и технику гипноза - в Европе его тогда называли магнетизмом.

Когда Жозе исполнилось пятнадцать лет, семья переехала в Европу, где юноша начал изучать теологию. В 1780 году он отправился с отцом в Лиссабон, где оба нашли себе места при королевском дворе. Старший де Фариа стал исповедником королевской четы, а младший - священником в королевской церкви.

Восемь лет спустя оба Фариа были вынуждены бежать из Португалии - они организовали заговор против португальских колонистов, желая отделения своей родины от метрополии, но он был раскрыт. Отец и сын направились во Францию. Там Фариа-младший опубликовал книгу о гипнозе и стал давать сеансы. Но натура революционера ничуть не изменилась. Здесь, вдали от родины, Жозе стал участником другого заговора, на этот раз против французских властей. Последовал новый арест, и Фариа бросили в Бастилию.

Предполагают, что именно Жозе Кустодио, сидя в Бастилии, изобрел стоклеточные шашки. Он часто играл с надзирателем, но партии были слишком скоротечны. Тогда Фариа и придумал увеличить доску, чтобы продлить время партий.

Далее сведения разнятся. Одни говорят, что индийцу удалось бежать из Бастилии в 1784 году и вернуться к революционной деятельности. 14 июля 1789 года он был среди тех, кто штурмовал Бастилию. Другие утверждают, что свободу он обрел только когда народ взял Бастилию и выпустил узников.

Революцию Фариа приветствовал. Некоторое время даже командовал одним из революционных отрядов, патрулировавших улицы. Вскоре, впрочем, начался якобинский террор, в стране воцарилась атмосфера всеобщего страха и подозрительности. Доносы следовали один за другим, гильотины работали в режиме конвейера, и индиец бежал в Марсель. Жозе Кустодио вступил в медицинское общество и стал профессором. Он преподавал в гимназии того самого городка Ним, когда пала якобинская диктатура. Снова появилась возможность заниматься политикой, и аббат вступил в движение «Во имя равенства». Через два года движение разогнали, лидера отправили на гильотину, а Фариа был заточен… в замок Иф.

Он провел там семнадцать лет и вышел на свободу шестидесятилетним стариком. Жозе Кустодио поселился в Париже и начал проводить сеансы гипноза на улице Клиши. В это же время он написал книгу «О причине ясного сна, или исследование природы человека, написанное аббатом Фариа, брамином, доктором теологии». Основной его тезис был в том, что все люди, в той или иной степени, внушаемы.

Скончался Фариа в 1819 году. В городе Пананджи, что в Индии, штат Гоа, стоит памятник ему. Бронзовый священник простирает руки над женщиной, вводя ее в транс. Так почтили память одного из первых ученых, посвятивших свою жизнь изучению гипноза.

Замок Иф

Было бы ошибкой не упомянуть, что замок Иф и остров Монте-Кристо также не выдуманы писателем.

Марсель - второй по величине город Франции и крупнейший ее морской порт. Достопримечательностей здесь хватает. Кроме самого порта в городе достаточно старинных церквей и крепостей. Но одна из главных приманок для туристов по сей день - остров Иф с одноименным замком. Его построили в 1524 году по приказу короля Франциска I для защиты марсельского рейда от нападений с моря. В конце того же столетия добавили вторую стену (по периметру острова), церковь и дозорную башню. В 1634 году замок, так и не дождавшись войн и осад, стал королевской тюрьмой.

Сейчас, разумеется, там не содержат заключенных. Замок открыли для посещений в 1890 году, а 7 июля 1926 года внесли в список исторических памятников национального значения. В первую очередь это туристический объект. Потому и тюрьму, и бывший чумной карантин берегут. На самом верху, над обрывом, разместился ресторанчик. А когда-то с этого места выкидывали в море тела несчастных узников, скончавшихся в заключении. Такая участь была уготована и герою романа Дюма.

Двор крепости крошечный, в центре его разместился колодец. По кругу расположены входы в казематы, закрытые ржавыми решетками. Над каждым из них есть таблички с именами известных узников замка Иф, вроде таких: «Кавалер Ансельм сидел здесь в 1582 году», «Граф де Мирабо провел здесь 1774—1775 годы». Есть, безусловно, и выдумки. Например, табличке «Карцер человека, прозванного «Железной маской», здесь не место. «Железная маска» сменил несколько тюрем, но в замке Иф никогда не был. Не было здесь и маркиза де Сада, опять же вопреки молве и табличкам. А вот капитан «Святого Антуана», чье имя нам не известно, а вина заключалась в том, что на его корабле в Марсель завезли чуму, вполне мог существовать и сидеть в замке Иф.

Есть здесь и такая табличка - «Карцер Э. Дантеса, графа Монте-Кристо». В камеру проведено электричество. Лампочка освещает довольно просторное, но совершенно пустое помещение. Устроен и подкоп, соединяющий каземат с соседним, где сидел аббат Фариа. Так туристы скорее поверят - это действительно настоящая камера настоящего графа Монте-Кристо. Наверное, для тех, кто осознает, что настоящего Дантеса тут никогда не было, такая инсценировка и не страшна. Напротив, они видят, как могла бы выглядеть камера «графа». Но вот честно ли брать деньги за осмотр камеры с тех несчастных, кто принимает все за чистую монету?

Остров Монте-Кристо

Остров под названием Монте-Кристо или, в переводе на русский, «Гора Христа» - это клочок суши размером не более 12 кв. км в Тосканском архипелаге. Тем не менее, возможно, это самый известный остров Средиземного моря - и все благодаря Дюма. Первыми его открыли еще древние финикийцы, вырубили лес и ушли. Этруски заселили остров, но потом перебрались в более комфортные условия. Греки называли остров Окразией, но… только плавали мимо. Римляне именовали его Скалой Юпитера и охотно добывали здесь розовый мрамор для облицовки вилл и дворцов на соседних островах. Так что в античности и в раннем средневековье остров населяли разве что дикие козы.

В 445 году здесь жил архиепископ Палермо Мамилиан, причисленный к святым. Он скрывался от гнева короля вандалов Гейзериха. В XI столетии на Монте-Кристо заложили монастырь - отсюда и благочестивое название. Правители соседних Сардинии, Корсики, Тосканы посылали братьям щедрые дары к праздникам за их молитвы. Вскоре по Средиземноморью прошел слух о несметных сокровищах монахов. В 1534 году алжирские пираты разграбили монастырь, перебив всю братию. Монастырь был разрушен и больше уже не возродился. Но никаких сокровищ пираты не нашли, аббат хранил молчание под пытками. С тех пор и ходили слухи о сокровищах острова, докатившиеся до Александра Дюма. Писатель запомнил эту маленькую деталь и использовал в романе. До конца XIX столетия остров служил убежищем морским разбойникам и контрабандистам.

Побывал остров и в частных руках. Уотсон Тэйлор, владевший Монте-Кристо в XIX веке, ставил опыты по скрещиванию растений, для чего высадил их там в немалом количестве, привезя из самых разных уголков мира. Уникальная растительность острова, похожего сейчас на ботанический сад - дело рук Тэйлора.

Во Вторую мировую войну на острове построили военную базу, но не использовали. В 1949 году остатки ее снесли.

После выхода в свет романа Александра Дюма остров вдоль и поперек перекопали искатели сокровищ. Некоторые жили там годами. Кстати, в наши дни на острове нет никаких пещер. Даже если они и были когда-то, их давно завалило оползнями.

Нынче остров считается заповедной территорией, доступ на него получить трудно. Туристов пускают, но очень ограниченно. В очереди иногда приходится ждать по пять лет! Но это заслуга не Дюма, а Тэйлора. Флора и фауна Монте-Кристо уникальны. Только смотритель острова с семьей проживает здесь постоянно. Нарушителей режима ждет уголовное наказание. Формально остров итальянский, но заповедник принадлежит Евросоюзу.

Впрочем, в ближайшее время туризм на Монте-Кристо собираются развивать, и посещать остров станет проще.

В 1842 году Дюма совершил поездку по Средиземному морю, сопровождая юного племянника Наполеона. В первую очередь их интересовали Корсика и Эльба, но для охоты им очень рекомендовали остров Монте-Кристо. Правда, сами они на него так и не высадились, а только осмотрели в подзорную трубу. Но название поразило Дюма, и он торжественно пообещал использовать его в названии одной из своих книг. Оставалось лишь найти сюжет.

И он появился, когда Дюма прочел труд Жака Пеше и мысленно соединил его с биографией аббата Фариа, сведениями о замке Иф и крохотном острове Монте-Кристо.

Страница 7 из 15

6. Граф Монте-Кристо и аббат Фариа

Как родилась у А. Дюма идея назвать книгу «Граф Монте-Кристо»?


В 1842 году Дюма путешествует по Средиземному морю. Во время пребывания во Флоренции Жером Бонапарт (последний из четырех братьев Наполеона) поручил писателю сопровождать своего восемнадцатилетнего сына - принца Наполеона - на остров Эльбу, где в свое время нашел себе пристанище покойный император.

Путешественники обошли остров, осмотрели реликвии, связанные с пребыванием здесь великого француза. Потом совершили поездку на соседний островок в надежде поохотиться на куропаток и кроликов. Но охота не удалась. Тогда проводник, местный житель, указал на утес, вздымающийся в морской дали:

Вот где великолепная охота. Дикие козы - целые стада…

А как называется этот благословенный клочок земли?

Остров Монте-Кристо.

Название пленило неисправимого романтика Александра Дюма. Он пообещал принцу в память о путешествии назвать «Монте-Кристо» один из романов, который когда-нибудь напишет.

«Монте-Кристо… Граф Монте-Кристо…» - повторял про себя писатель, подыскивая благозвучное словосочетание…

Необработанная жемчужина


«Записки. Из архивов парижской полиции», - так назывался шеститомный труд Жака Пеше, служившего в парижской префектуре полиции, изданный в 1838 году. Одна из глав пятого тома - «Алмаз отмщения» поразила Дюма. История эта, писал он позже, походила на раковину, внутри которой скрывается жемчужина, бесформенная, необработанная, нуждающаяся в ювелире.

В 1807 году жил в Париже молодой сапожник Франсуа Пико. У него появилась невеста Маргарет Виго, столь же красивая, как и богатая. За ней было приданое - в сто тысяч франков золотом.

Однажды во время карнавала разодетый Пико заглянул в кабачок к приятелю Матье Лупиану. Здесь, подвыпив, он рассказал о своей удаче. Кабатчик оказался человеком завистливым, да к тому же тайно влюбленным в красавицу Маргарет. Он решил помешать женитьбе своего друга и, когда тот ушел, предложил свидетелям рассказа Пико (а их было трое, в том числе и Антуан Аллю, - имя, которое следует запомнить) подшутить над счастливым женихом. Как это сделать? Очень просто: написать полицейскому комиссару, что Франсуа Пико - английский агент и состоит в заговоре, цель которого вернуть на престол представителя свергнутой династии Бурбонов.

Шутка, рожденная разгоряченным воображением карнавальных гуляк, обернулась трагедией. За три дня до свадьбы Пико арестовали. Причем усердный комиссар, не произведя следствия, поспешил дать делу ход и сообщил о заговорщике министру полиции. Надо ли удивляться, что участь бедного Пико была решена. Вместо свадьбы его запрятали в крепость Фенестрель в Пьемонте.

Родители исчезнувшего Пико, его невеста были в отчаянии. Но все их попытки узнать, что стало с юношей не дали никаких результатов. Пико бесследно исчез.

Минуло семь долгих лет. За это время Наполеон был низложен. На троне вновь восседают Бурбоны. Для Пико это означает свободу. Измученного годами заключения, его выпускают на волю. Трудно было узнать в этом до времени состарившемся человеке некогда красивого парня. Темница наложила неизгладимый отпечаток на его внешний вид, сделала его мрачным, суровым, но одновременно и богатым.

В крепости один итальянский священник, такой же арестант, как и Пико, завещал ему перед смертью все свое состояние: восемь миллионов франков, вложенных в движимое имущество, два миллиона в драгоценностях и на три миллиона золота. Сокровища эти были спрятаны в потайном месте, которое аббат открыл Пико.

Первым делом, выйдя из тюрьмы, Пико завладевает богатством. А затем посвящает себя целиком выполнению задуманного плана: найти Маргарет и отомстить всем тем, кто был виновен в его аресте и помешал свадьбе.

Под именем Жозефа Люше он объявляется в квартале, где некогда жил. Узнает, что прекрасная Маргарет два года его оплакивала, а потом вышла замуж за кабатчика Лупиана - главного, как ему сообщают, виновника несчастья Франсуа Пико. За это время его бывшая невеста стала матерью двоих детей, а ее муж превратился в богатого владельца одного из самых шикарных парижских ресторанов. Кто же остальные виновники карнавальной шутки? Ему советуют обратиться к Антуану Аллю, проживающему в Ниме.

Переодевшись монахом, Пико появляется в Ниме и предстает перед владельцем жалкого трактира Аллю. Выдав себя за аббата Балдини - священника из крепости Фенестрель, он заявляет, что явился, чтобы выполнить последнюю волю несчастного Франсуа Пико - выяснить, кто же был повинен в аресте сапожника. При этих словах лжеаббат извлек на свет чудесный бриллиант. «Согласно воле Пико, - заявил он изумленному Аллю, - этот алмаз будет принадлежать вам, если назовете имена злодеев». Не раздумывая, трактирщик отвечает: «донес на него Лупиан. Ему помогали бакалейщик Шамбар и шляпочник Солари».

Пико получил подтверждение виновности Лупиана и имена остальных врагов, вернулся в Париж и под именем Проспер нанялся официантом в ресторан Лупиана. Вскоре здесь он увидел не только бывшую невесту, но и обоих сообщников - Шамбара и Солари.

Однажды вечером Шамбар не появился, как обычно, на партии домино, которую по обыкновению играл с Лупианом. Труп бакалейщика с кинжалом в груди нашли на мосту Искусств. На рукоятке было вырезано «номер первый».

С тех пор несчастья так и посыпались на голову Лупиана. Его дочь от первого брака, шестнадцатилетнюю красавицу Терезу, совратил некий маркиз Корлано, обладатель солидного состояния. Чтобы предотвратить скандал, решили устроить немедленную свадьбу. Сделать это было тем более легко, что соблазнитель не возражал. Скандал разразился во время свадебного ужина. Новобрачный не явился к столу. Более того, он вообще исчез. А вскоре из Испании пришло письмо, из которого явствовало, что Корлано не маркиз, а беглый каторжник.

Родители невесты вне себя от ужаса. Супругу Лупиана пришлось отправить в деревню - нервы ее оказались совсем расстроенными.

К старым бедам прибавляются новые. Дотла сгорают дом и ресторан Лупиана. Что это - несчастный случай или загадочный поджог? Лупиан разорен. Но он и опозорен. Его шалопай сын втянут в компанию бездельников и попадается в краже: двадцать лет каторги - таков приговор суда.

Неожиданно в мучениях умирает Солари. К его гробу кто-то прикрепляет записку со словами: «Номер второй».

Катастрофа следует за катастрофой. В начале 1820 года от отчаяния умирает Маргарет. В этот самый момент официант Проспер нагло предлагает купить у Лупиана его дочь Терезу. Гордая красавица становится любовницей слуги.

Лупиану начинает казаться, что он сходит с ума. Однажды вечером в саду перед ним вырастает фигура в черной маске таинственный незнакомец произносит: «Я Франсуа Пико, которого ты, Лупиан, засадил в 1807 году за решетку и у которого похитил невесту. Я убил Шамбара и Солари, обесчестил твою дочь и опозорил сына, поджег твой дом и довел тем самым до могилы твою жену. Теперь настал твой черед - ты „номер третий“». Лупиан падает, пронзенный кинжалом.

Месть свершилась. Пико остается бежать. Но кто-то хватает его, связывает и уносит. Придя в себя, он видит перед собой Антуана Аллю.

Нимский трактирщик давно догадался, что под личиной монаха к нему явился Пико. Тогда он тайно приехал в Париж и все это время был как бы молчаливым соучастником мести сапожника. Теперь за свое молчание он потребовал половину состояния Пико. К удивлению Аллю, тот наотрез отказался. Ни побои, ни угрозы - ничто не могло сломить упорство бывшего, узника Фенестреля. В припадке бешенства Аллю закалывает его. Убийца бежит в Англию. А еще через несколько лет Аллю, чувствуя приближение смерти, призывает католического священника. Он признается ему в совершенных злодеяниях и просит свою исповедь сделать достоянием французской полиции.

Так документ попадает в архивы парижской полиции, где с ним и знакомится Жак Пеше.

Реальность обрастает вымыслом


По существу, Дюма надлежит сделать художественное произведение из уголовной хроники.

Под его пером сапожник Пико из кровожадного убийцы превратился в неумолимого мстителя. Отмщение - это не только месть за себя и свои несчастья, но и за всех обиженных, оклеветанных и преследуемых. А что такое клевета и преследования Дюма хорошо знал сам. Он ненавидел газетных пачкунов и кредиторов. И очень хотел свести счеты хотя бы на бумажных страницах со всеми выскочками и карьеристами, с жуликами, ставшими банкирами, бродягами, превратившимися в сановников, мошенниками, разбогатевшими в колониальных экспедициях.

Месть героя Дюма, может быть, и жестока, но справедлива. Враги будут наказаны за вероломство и предательство. По сравнению с историей Пико интрига станет намного сложнее, появятся новые персонажи и эпизоды. Словом, как всегда, у Дюма грубая ткань подлинного факта будет расшита ярким цветным узором вымысла. Он решает сделать своего героя моряком и поселить в чудесном городе Марселе.

В этом же городе будет замыслен и осуществлен коварный план Данглара, Фернана и Вильфора; здесь же, в каземате крепости, расположенной на подступах к марсельской гавани, будет заточен Эдмон Дантес; отсюда он совершит дерзкий побег, но и вернется впоследствии, чтобы вознаградить семью старика Морреля.

Впервые Дюма приехал в Марсель в ту пору, когда уже слыл знаменитостью, но славой своей был покамест обязан исключительно театру. Было это в 1834 году. С тех пор в течение четверти века ежегодно он посещал этот благословенный город, столь милый его сердцу, так импонирующий его восторженности, увлеченности, мечтам.

Он частенько заглядывал в «Резерв» - ресторан, где состоится праздничный свадебный обед в честь героев его романа - Эдмона Дантеса и Мерседес. Бродил он и по Мельянским аллеям, где потом много лет подряд будут показывать «дом Дантеса»; не раз посещал поселок Каталаны, где некогда в хижине ютилась Мерседес.

Дюма появлялся в местах народных гуляний, осматривал исторические памятники. Подолгу простаивал в порту, вглядываясь вдаль, туда, где между небом и морем высились отвесные стены замка Иф.

Бойкие лодочники наперебой предлагали приезжему господину посетить эту таинственную крепость, где некогда томились многие преступники: Железная маска, маркиз де Сад, Мирабо, аббат Фариа.

Аббат Фариа? - заинтересовался Дюма. За что же этот несчастный угодил в каменный мешок?

Это нам неизвестно. А то, что в камере на галерее замка Иф лет тридцать назад содержался один аббат - это точно, - услышал Дюма в ответ.

Заинтересовавшись услышанным, Дюма узнал следующие факты.

Человек, известный во Франции как аббат Фариа, родился в Индии близ Гоа в 1756 году. Он был сыном Каэтано Виторино де Фариа и Розы Марии де Соуза. По отцовской линии происходил из рода индийского брамина Анту Синай, который в конце XVI века перешел в христианство.

Когда мальчику, которого нарекли именем Хосе Кустодио Фариа, исполнилось пятнадцать лет, отец отправился с ним в Лиссабон, а затем в Рим, где получил звание доктора, а сына пристроил в ватиканский Коллеж Пропаганды. В 1780 году Хосе закончил курс теологии.

В Лиссабоне, куда он не преминул вернуться, ему представилась блестящая возможность для карьеры. Его назначили проповедником в королевскую церковь. Произошло это не без помощи отца, который к тому времени стал исповедником королевы.

Но вот наступает 1788 год. И неожиданно отец и сын Фариа спешно покидают Португалию. Что побудило их к бегству?

Оба они оказались участниками заговора, возникшего в Гоа в 1787 году.

Заговорщики - семнадцать священников - организовали в тот год восстание против португальских иезуитов, имевших огромную власть в Гоа. По существу же это было выступление против гнета колонизаторов. Восставшие намеревались провозгласить Гоа республикой, которая управлялась бы народным советом. Однако восстание было подавлено, а его участники казнены. Такая же участь ожидала и обоих Фариа. Вот почему они не стали медлить, когда получили сведения о провале планов заговорщиков, им удалось спастись бегством. Свои стопы отец и сын направили в Париж.

Здесь молодой Хосе встретил революционный 1789 год. Его назначают командиром батальона санкюлотов. А несколько лет спустя пришлось покинуть столицу: ему не простили революционное прошлое. Тогда-то и оказался он на юге, в Марселе где, как уверял позже, стал членом Медицинского общества! Впрочем подтверждений этому нет. Зато точно известно, что Фариа был профессором Марсельской академии, преподавал в местном лицее и даже поддержал однажды бунт учащихся. После чего его перевели в Ним на должность помощника преподавателя. А отсюда, арестованный наполеоновской полицией, он был доставлен в карете с железными решетками снова в Марсель, где и состоялся суд. Его обвинили в том, что он будто бы является последователем организатора движения «равных» Гракха Бабефа, готовившего восстание бедноты. Столь опасного преступника - самое надежное - поместить в замок Иф. Сюда, в мрачные казематы, и угодил Хосе Фариа.

Сколько лет томился он в крепости, точно неизвестно. Освободили его после того, как был низвергнут Наполеон. Хосе получил возможность вернуться в Париж. И вот он уже в столице, где на улице Клиши в доме номер 49 открывается так называемый зал магнетизма.

Фариа становится последователем австрийского врача Месмера, открывшего особое состояние человеческого организма и названное им искусственным сомнамбулизмом. Аббат, вспомнив о своих предках браминах, пытался использовать гипноз как средство лечения.

В доме на улице Клиши отбоя не было от посетителей, в основном женского пола. Одних приводила сюда надежда на исцеление от недуга; других - возможность себя показать и мир посмотреть; третьих - просто любопытство. Странная личность аббата, высокий рост и бронзовая кожа, репутация чудодея и врачевателя немало способствовали успеху его предприятия. Очень скоро опыты убедили его в том, что нет ничего сверхъестественного в так называемом сомнамбулизме. Он не прибегал к «магнетическим пассам», не пользовался ни прикосновениями, ни взглядом. Словно маг из восточной сказки, аббат вызывал «магнетические явления» простым словом «спите!». Произносил он его повелительным тоном, предлагая пациенту закрыть глаза и сосредоточиться на сне. Свои опыты он сопровождал разъяснениями. «Не в магнетизере тайна магнетического состояния, а в магнетизируемом - в его воображении, - настаивал он. - Верь и надейся, если хочешь подвергнуться внушению». За четверть века до английского врача Джеймса Бреда он пытался проникнуть в природу гипнотических состояний. Для него не было ничего сверхъестественного в гипнотизме. Тайна его - внушение. Никаких особых сил, свойственных гипнотизерам, не существует. Фариа впервые заговорил об одинаковой природе сна сомнамбулического и обыкновенного.

Об опытах «бронзового аббата» говорила вся столица. Популярность потомка браминов росла день ото дня. Публику привлекали, однако, не теоретические изложения идей аббата, а сами гипнотические сеансы.

Церковники с яростью и хулой обрушились на экспериментатора. Хотя Фариа был человеком верующим, он, не колеблясь, встретил нападки теологов, утверждавших, что магнетизм - результат действия флюидов адского происхождения. И все же церковники победили. Их проклятия и наветы заставили клиентов и любопытных забыть дорогу в дом на улице Клиши. Маг и волшебник был вскоре всеми покинут. Без пенсии, сраженный превратностями судьбы, оставленный теми, кто еще недавно ему поклонялся, он оказался в нищете. Чтобы не умереть с голоду, пришлось принять скромный приход. Тогда-то он и написал свою книгу «О причине ясного сна, или исследование природы человека, написанное аббатом Фариа, брамином, доктором теологии». Умер он в нищете в 1819 году.

Странная, таинственная личность… Именно такой персонаж и требовался для романа Дюма. Вывести человека хорошо известного в столице, но пользующегося, как, скажем, граф Сен-Жермен или Калиостро, репутацией кудесника, о котором весь Париж гадал: кто же он на самом деле - индийский маг, ловкий шарлатан или талантливый ученый?

Реальный Фариа, португальский прелат превратился на страницах романа Дюма в итальянского аббата, человека широчайшей образованности, ученого и изобретателя, книжника и полиглота, борца за объединение Италии. Герой Дюма, как и аббат из полицейской хроники, - обладатель несметных сокровищ. Но если Пико, наследуя богатство, погибает, так и не раскрыв тайны клада, то Фариа, умирая в камере крепости Иф, завещает свои сокровища юному другу по заключению Эдмону Дантесу. Богатство становится орудием его мести.

…В Панаджи - нынешней столице свободного Гоа, а в прошлом португальской колонии в Индии, воздвигнут странный памятник. Он установлен перед дворцом, построенным в XV веке султаном Биджапури Адил-шахом, разрушенным во время боев с португальцами в начале XVI века и восстановленным в 1615 году. Ныне здесь размещаются правительство и законодательное собрание Гоа. На постаменте две мрачные загадочные фигуры: священник властным жестом руки как бы подчиняет себе склонившуюся перед ним женщину.

Кому воздвигнут этот монумент? Кого изображают скульптуры?

Любезные панаджийцы с готовностью поясняют, что это памятник аббату Фариа, священнику и ученому из Гоа, который считается основателем учения о гипнозе.

И все же реальный аббат Фариа мало кому известен. Вымышленный Фариа живет на страницах книги - один из удивительнейших образов в творчестве Дюма.

Вторая жизнь героев романа


… До наших дней сохранился замок Монте-Кристо, как писали современники, - одно из самых прелестных безумств, которые когда-либо делал Дюма. На участке, поросшем лесом, Дюма приказал возвести замок, поражающий смещением архитектурных стилей, разбить парк на английский манер с романтическими лужайками, водопадами, подъемными мостами.

Давно осыпалась позолота с вензеля «А.Д» на чугунной решетке ворот «Монте-Кристо». Возможно, со временем исчезнет и сам замок. Но ежегодно безвестные почитатели Александра Дюма приезжают и будут приезжать сюда со всех концов света.

В Марселе одна из улиц в квартале, раскинувшемся по склону холма, который высится над главной улицей Канебьер, носит имя графа Монте-Кристо, другая - аббата Фариа, третья Эдмона Дантеса. Не так давно одной из магистралей на окраине было присвоено имя Александра Дюма. Так Марсель отплатил за любовь к нему писателя. Это единственный город, четырехкратно почтивший память автора «Графа Монте-Кристо», своевольно соединив в обозначении улиц - имя писателя с именами его героев.

Многие марсельцы (да только ли они!) и по сей день искренно верят, что все, о чем написал Дюма в своем романе, случилось на самом деле. Этой верой ловко пользуются все те же лодочники и расторопные гиды, предлагающие посетить замок Иф. Слава этой «южной Бастилии» не померкла и по сей день. Однако сегодня замок Иф - безобидное место. Не видно больше часовых на стенах - вот уже сорок лет крепость охраняется лишь как памятник старины. Повсюду - на площадке внутри форта, в казематах - толпы туристов. С любопытством они останавливаются перед табличками на дверях камер, гласящих, что здесь содержались некие Эдмон Дантес - в будущем граф Монте-Кристо - и обладатель несметных сокровищ аббат Фариа. Показывают даже лаз, который они якобы прорыли из камеры в камеру. Так писательский вымысел, согласно которому несчастный юноша оказался похороненным в этой страшной тюрьме на многие годы, в наши дни обрел жизненное подтверждение.

(Дюма А. «Граф Монте-Кристо»)
О мрачном замке Иф, расположенном на крохотном островке перед входом в марсельский порт, жители побережья издавна рассказывают различные поверья. Здесь, в сырых темницах, действительно томились многие преступники. Однажды, лет тридцать назад, в их числе оказался и аббат Фариа. Кто был этот священник? И почему он стал заключенным замка Иф?
Человек, известный во Франции как аббат Фариа, родился в Индии близ Гоа в 1756 году. Он был сыном Каэтано Виторино де Фариа и Розы Марии де Соуза. По отцовской линии происходил от богатого индийского брамина Анту Синай, который в конце XVI века перешел в христианство.
Когда мальчику, которого нарекли именем Хосе Кустодио Фариа, исполнилось пятнадцать лет, отец отправился с ним в Лиссабон. В столицу Португалии они прибыли на корабле «Св. Хосе» в ноябре 1771 года. Прожив здесь без особого успеха несколько месяцев, Каэтано решил попытать счастья в Риме. Заручившись поддержкой влиятельных лиц и протекциями, он отправился в Италию. Здесь ему больше повезло: сам он получил звание доктора, а сына пристроил в колледж пропаганды. В 1780 году Хосе закончил курс теологии.

В Лиссабоне, куда он не преминул вернуться, ему представилась блестящая возможность для карьеры. Его назначили проповедником в королевскую церковь. Произошло это не без помощи отца, который к тому времени стал исповедником королевы.
Но вот наступает 1788 год. И неожиданно отец и сын Фариа спешно покидают Португалию. Что побудило их к бегству? Почему они вынуждены были бросить с таким трудом добытое положение?
Есть основание считать, что оба они оказались участниками заговора, возникшего в Гоа в 1787 году. Получив сведения о раскрытии планов заговорщиков, они успели спастись бегством. Свои стопы отец и сын направили в Париж.
Здесь молодой Хосе встретил революционный 1789 год. Его назначают командиром батальона санкюлотов. А несколько лет спустя Хосе пришлось убираться из столицы: ему не простили его прошлое. Тогда-то и оказался он на юге, в Марселе, где, как уверял позже, стал членом Медицинского общества. Впрочем, подтверждений этому нет. Зато точно известно, что Фариа был профессором Марсельской академии, преподавал в местном лицее и даже поддержал однажды бунт учащихся. После чего его перевели в Ним на должность помощника преподавателя. А отсюда, арестованный наполеоновской полицией, он был доставлен в карете с железными решетками снова в Марсель, где и состоялся суд. Его обвинили в том, что он будто бы является последователем Гракха Бабефа. Столь опасного преступника самое надежное поместить в замок Иф. Сюда, в мрачные казематы, и угодил Хосе Фариа.
Сколько лет томился он в крепости, точно неизвестно. Освободили его после того, как был низвергнут Наполеон. Хосе получил возможность вернуться в Париж. И вот он уже в столице, где на улице Клиши в доме номер 49 открывает зал магнетизма.
Всего пять франков требовалось заплатить за то, чтобы стать свидетелем или участником поразительных по тем временам опытов аббата Фариа. Какие же чудеса совершались в доме на улице Клиши?

Еще раньше, вскоре после того, как Фариа впервые приехал в Париж, он подружился с графом Пюисегюром - учеником «излечителя» Месмера, австрийского врача, с упорством фанатика проповедующего свое учение о «животном магнетизме». Граф, следуя наставлениям Месмера, считал себя человеком, улавливающим некие сверхъестественные токи, от которых якобы зависят все явления, носящие название магнетических.
Производя бесплатно в своем поместье лечение по советам Месмера, граф случайно открыл особое состояние, названное им искусственным сомнамбулизмом. Пюисегюр и посвятил Фариа в практику магнетизма. С тех пор аббат, вспомнив о своих предках браминах, широко использовавших гипноз, стал заядлым последователем ученого графа.
В доме на улице Клиши отбоя не было от посетителей, в основном женского пола. Одних приводила сюда надежда на исцеление от недуга; других - возможность себя показать и мир посмотреть; третьих - просто любопытство. Странная личность аббата, высокий рост и бронзовая кожа, репутация чудодея и врачевателя немало способствовали успеху его предприятия.
Очень скоро опыты убедили его в том, что нет ничего сверхъестественного в так называемом сомнамбулизме. Он не прибегал к «магнетическим пассам», не пользовался ни прикосновениями, ни взглядом. Словно маг из восточной сказки, аббат вызывал «магнетические явления» простым словом «спите!». Произносил он его повелительным тоном, предлагая пациенту закрыть глаза и сосредоточиться на сне. Свои опыты он сопровождал разъяснениями. «Не в магнетизере тайна магнетического состояния, а в магнетизируемом - в его воображении, - наставлял он. - Верь и надейся, если хочешь подвергнуться внушению». За четверть века до английского врача Джемса Бреда он пытался проникнуть в природу гипнотических состояний. Для него не было ничего сверхъестественного в гипнотизме. Тайна его - внушение. Никаких особых сил, свойственных гипнотизерам, не существует. Фариа впервые заговорил об одинаковой природе сна сомнамбулического и обыкновенного.
Об опытах «бронзового аббата» говорила вся столица. Популярность потомка браминов росла день ото дня. Публику привлекали, однако, не теоретическое изложение идей аббата, а сами гипнотические сеансы.
Церковники с яростью и хулой обрушились на экспериментатора.
Хотя Фариа был человеком верующим, он, не колеблясь, встретил нападки теологов, утверждавших, что магнетизм - результат действия флюидов адского происхождения. И все же церковники победили. Их проклятия и наветы заставили клиентов и любопытных забыть дорогу в дом на улице Клиши. Маг и волшебник был вскоре всеми покинут. Без пенсии, сраженный превратностями судьбы, оставленный теми, кто еще недавно ему поклонялся, он оказался в нищете. Чтобы не умереть с голода, пришлось принять скромный приход. Тогда-то он и написал свою книгу, посвятив ее памяти своего учителя Пюисегюра. Называлась эта книга «О причине ясного сна, или исследование природы человека, написанное аббатом Фариа, брамином, доктором теологии». Умер он в 1819 году.
- Если мне не изменяет память, этот бедняга врач был осмеян в веселом водевиле «Мания магнетизера», - вспомнил Дюма. - Ну, конечно, это тот самый «бронзовый аббат», который, по словам Шатобриана, однажды в салоне мадам де Кюстин с помощью магнетизма у него на глазах умертвил чижика. А недавно мне встретилось его имя на страницах «Истории академии магнетизма», только что изданной в Париже. Ничего не скажешь, странная, таинственная личность...
Именно такой персонаж и требовался для его романа. Вывести человека, хорошо известного в столице, но пользующегося, как, скажем, граф Сен-Жермен или Калиостро, репутацией кудесника, о котором весь Париж гадал: кто же он на самом деле - индийский маг, ловкий шарлатан или талантливый ученый?
Реальный Фариа, португальский прелат, превратится на страницах его романа «Граф Монте-Кристо» в вымышленного итальянского аббата, человека широчайшей образованности, ученого и изобретателя, книжника и полиглота, борца за объединение Италии. И еще одним будет отличаться созданный воображением писателя священник от прототипа. Настоящий Фариа умер нищим. Герой Дюма, как и аббат из полицейской хроники, - обладатель несметных сокровищ. Но если Пико, наследуя богатство, погибает, так и не раскрыв тайны клада, то Фариа, умирая в камере крепости Иф, завещает свои сокровища юному другу по заключению Эдмону Дантесу. Богатство становится орудием его мести.
Реальный аббат Фариа умер и никогда не воскреснет. Вымышленный Фариа живет на страницах книги - один из удивительнейших образов в творчестве Дюма.
На снимке: памятник аббату Фариа