Болезни Военный билет Призыв

Алексей сурков биография военные годы. Военный поэт Сурков А.А

Сурков Алексей Александрович (1899 – 1983)

Сурков Алексей Александрович родился 1(13 ) октября 1899 года в деревне Середнево Рыбинского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. С 12 лет служил«в людях» в Петербурге. После Октябрьской революции ушел в Красную Армию политбойцом. По окончании гражданской войны вернулся в деревню, стал одним из тех активистов, которым, по собственным словам Суркова,«мир переделать в неделю хотелось, пожар обновленья прогнать по земле»(«Письмо », 1929). Работал в волисполкоме, селькорствовал в уездной газете. Впоследствии был на партийной и комсомольской работе в Рыбинске и Ярославле, редактировал комсомольскую газету. Благотворно сказался на творчестве писателя переезд в Москву, где его избрали в руководство Российской ассоциации пролетарских писателей(РАПП ) в 1928 году.

Печататься А. А. Сурков начал в 1918 году в петроградской«Красной газете» под псевдонимом«А . Гутуевский». Подлинным началом своей поэтической деятельности А.А. Сурков считал 1930 год, когда вышел первый сборник стихов«Запев ». Наибольшие удачи этого и последующих сборников – «Стихи » и«На подступах к песне»(1931 ),«Наступление »(1932 ),«Последняя война»(1933 ),«Ровесники »(1934 ),«Родина мужественных»(1935 ),«Путем песни»(1937 ),«Так мы росли»(1940 ) – относятся к изображению героев гражданской войны.

Окончив в 1934 году факультет литературы в Институте красной профессуры, Алексей Сурков начал работать в журнале«Литературная учеба», основанном М. Горьким, а после смерти ведущего пролетарского писателя заменил его на посту главного редактора(1934 –1939).

В 30-е годы А.А. Сурков работал в ЛОКАФе(Литературное объединение Красной Армии и флота). Большую популярность приобрели песни на его стихи этих лет –«Конармейская песня»,«Терская походная» и другие.

Войнам суждено было четырежды пройти через жизнь и творчество поэта, оставив зарубки в памяти и душевный знак спаянности с солдатской судьбой защитников нашей страны. Первая война – Первая мировая, затем Гражданская война, финская кампания 1940 года и, наконец, самая страшная, беспощадная, жестокая из всех войн века – Великая Отечественная война.

В 1939–1945 годах А.А. Сурков в качестве военного корреспондента участвовал в освободительных походах в Западную Белоруссию, войне с белофиннами, затем в Великой Отечественной войне. Его«Декабрьский дневник»(1940 ), реалистически запечатлевший трудности суровой зимней кампании и«лица походных друзей», послужил как бы подступом к стихам, написанным в годы Великой Отечественной войны: сборники«Декабрь под Москвой»(1942 ),«Дороги ведут на Запад»(1942 ), «Я пою победу»(1946 ).

Алексей Сурков, попав в кровавый водоворот первых недель войны на Западном фронте, должен был понять страшный смысл войны, почувствовать его сердцем, донести до сердец всех людей, оставшихся в тылу.«Нужны были поистине нечеловеческие усилия воли, чтобы оградить от пламени беды ростки надежды, жившей в глубине сердца, – писал Сурков о тех первых страшных днях войны. – В этом – главный ключ военной поэзии: защитить надежду, веру в грядущую победу, не закрывать глаза на тягостные впечатления».

Главный герой всех стихов Алексея Суркова о войне – простой солдат. Его героизм лишен позы и поэтому надежен. Поэт высказывает за солдата то, что тот вынужден таить в глубине души. Не зря поэзию Суркова называли поэзией солдатского сердца. Показывая войну как каждодневный подвиг народа, поэт отдавал должное всем родам войск. Он писал о летчиках, саперах, пулеметчиках, но особенно выделял труженика солдата–пехотинца.

В годы войны Сурков создал и ряд новых песен. Характер их полностью сложился под влиянием военных событий. Несокрушимой волей«остановить , отбросить врага», суровостью маршевого ритма отличается«Песня защитников Москвы». Она родилась, когда советские войска остановили натиск фашистов на подступах к нашей столице. Решено было сделать кинофильм о разгроме немцев под Москвой. В один строй с фронтовиками встали и кинооператоры, которые снимали смертельные схватки с фашистами. Одновременно на студии велась работа над монтажом фильма. Для картины нужна была песня, которая раскрывала бы боевой дух советского бойца, его беззаветную преданность Родине.«Однажды выяснилось, – вспоминал режиссер фильма Илья Копалин, – что с фронта вернулся поэт Алексей Сурков. – Я разыскал его. Сначала он и слышать не хотел „о какой-то песне для кино, когда такие события на фронте“. Подумав, Сурков сказал: „Ну, вот что. Писать песню мне некогда, а есть у меня подготовленное для печати стихотворение о защитниках Москвы. Подойдёт – берите“. Это был текст ставшей потом знаменитой „Песни защитников Москвы“.

Музыку на эти стихи сочинил молодой композитор Борис Мокроусов. Это была его первая песня об Отечественной войне. В начале 1942 года документальный фильм „Разгром немецко-фашистских войск под Москвой“ вышел в свет. И, прозвучав с экрана, ушла в жизнь и в бой песня, полюбившаяся всем нашим воинам.

Мы не дрогнем в бою

За столицу свою.

Нам родная Москва дорога.

Нерушимой стеной,

Обороной стальной

Остановим,

Отбросим врага.

«Песня смелых» – образ беззаветной доблести советских людей. Четкая, стремительная, она поэтизирует боевую собранность смелых, их силу, их волю, сжатую в чеканные строфы, звучащие как крылатые афоризмы победы.

Призывный характер, публицистический пафос боевых песен Суркова – новая черта в его песенном творчестве.

Но в годы войны усилилась и эмоциональная сила песен А. Суркова.

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза…

Кому не знакомы эти строки… Алексей Сурков написал ставшую одной из самых известных песен военных лет, задушевную, глубоко лирическую –«В землянке». Проникновенный, искренний, тоскующий голос поэта слился в ту трудную, суровую пору с голосами всех разлученных войной.«В землянке» была первой лирической песней, безоговорочно принятой и сердцем воюющего солдата, и сердцем того, кто его ждал с войны. Возникло стихотворение, из которого случайно родилась песня. Это были шестнадцать«домашних » строк из письма к жене. Письмо было написано осенью 1941 года после одного очень трудного для А. Суркова фронтового дня, после тяжёлого боя под Истрой. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы зимой 1942 года композитор Константин Листов не попросил у Суркова« что-нибудь , на что можно написать песню». И тут поэт, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, будучи абсолютно уверенным в том, что хотя свою товарищескую совесть и успокоил, но песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Но через неделю, во фронтовой редакции, композитор под гитару спел песню«В землянке». И сразу стало видно, что песня«пойдёт », потому что солдаты запомнили мелодию с первого исполнения. Песня действительно«пошла » по всем фронтам от Севастополя до Ленинграда и Полярного у Кольского залива. Некоторым«блюстителям фронтовой нравственности» показалось, что строки:«до тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага», – упаднические. Просили, даже требовали, чтобы про смерть вычеркнуть. Но портить песню было уже поздно, она«пошла ». А, как известно,«из песни слова не выкинешь». Впервые песня была опубликована в газете «Комсомольская правда» 25 марта 1942 года.

Эта песня была верной спутницей солдат в течение всей войны и, обойдя все фронты, стала поистине народной. Далеко не все, певшие её, знали, кто был автором слов…

Даже если бы Алексей Сурков не написал больше ничего, он, благодаря этому стихотворению, положенному на музыку, все равно вошел бы в историю поэзии – как автор текста одной из самых известных военных песен. Но кроме нее его перу принадлежит еще множество замечательных стихов.

В послевоенные годы А.А. Сурков много путешествовал в составе литературных и общественных организаций. Впечатлениями от этих путешествий и встреч навеяны его стихи, вошедшие в сборники«Миру – мир»(1950 ; Сталинская премия СССР, 1951),«Восток и Запад»(1957 ),«Песни о человечестве»(1961 ),«Что такое счастье?»(1969 ). В 1965 году вышел сборник литературно–критических статей и выступлений«Голоса времени. Заметки на полях истории литературы. 1934–1965».

Алексей Сурков любил называть себя«ровесником века». И он действительно прошел с XX веком большую часть исторического пути, в чем–то отразив его, в чем–то сам став его отражением.

А.А. Сурков был ответственным редактором«Литературной газеты»(1944 –1946), журнала«Огонек »(1945 –1953). Занимал пост 1-го секретаря правления СП СССР(1953 –1959). С 1962 года был главным редактором«Краткой литературной энциклопедии». В 1969 году удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Поэт прожил долгую жизнь и скончался 14 июня 1983 года в Москве.

Сурков Алексей Александрович

1.10.1899 , деревня Серезнево Рыбинского уезда Ярославской губернии - 14.6.1983

Поэт, общественный деятель, подполковник (1943), Герой Социалистического Труда (1969), дважды лауреат Сталинской премии (1946, 1951).

Образование получил на литературном факультете Института красной профессуры (1934).

Участник Гражданской и советско-финской войн.

В 1925 вступил в ВКП(б).

Писал ура-патриотические стихи, прославляя героику Гражданской войны. В 1934 выступил со сборником "Ровесники", а затем и другими.

Автор текстов популярных песен, среди которых наиболее известными стали "Конармейская", "Бьется в тесной печурке огонь", "Песня смелых" и т.д. Характерным примером его творчества стали стихи, опубликованные в "Правде" 26.1.1937 во время процесса по делу "Параллельного антисоветского троцкистского центра":

Вот все они: - лакеи генералов,

Шпики по крови и друзья шпиков -

Серебряков, Сокольников, Муралов,

Двуличный Радек, подлый Пятаков.

Смерть подлецам, втоптавшим в грязь доверье

Овеянной победами страны!

Во время Великой Отечественной войны военный корреспондент газет "Красноармейская правда" и "Красная Звезда"; выпустил 10 сборников стихов, в т.ч. "Дороги ведут на Запад" (1942), "Солдатское сердце" и "Стихи о ненависти" (1943), "Песни гневного сердца" и "Россия карающая" (1944). В 1944 главный редактор "Литературной газеты", в 1945-53 - журнала "Огонек".

После Великой Отечественной войны всегда хорошо чувствовавший ситуацию Сурков, выполняя социальный заказ, писал стихи, призывая к борьбе за мир (сборник "Миру - мир", 1950). С 1949 секретарь, в 1950-53 зам., 1-й зам. генерального секретаря Союза писателей СССР. Активно участвовал в травле "не соответствующих" партийной линии писателей, певец сталинской эпохи. В 1952-56 член Центральной ревизионной комиссии КПСС, в 1956-66 кандидат в члены ЦК КПСС. В 1953-59 1-й секретарь Союза писателей СССР. С 1954 депутат Верховного Совета СССР.

Исторической правды ради можно было бы без всякой натяжки назвать Алексея Александровича Суркова живым воплощением прозы Андрея Платонова, одним из персонажей того же "Чевенгура". В романе почти на каждой странице отыщутся слова, которые могли бы стать эпиграфом к его жизни. Взять хотя бы высказывание Игнатия Мошонкова: "Даю социализм! Еще рожь не поспеет, а социализм будет готов!.. А я смотрю: чего я тоскую? Это я по социализму скучал".

Алексей Сурков любил называть себя "ровесником века". И он действительно прошел с XX веком большую часть исторического пути, в чем-то отразив его, в чем-то сам став его отражением. Вот почему поэзия и судьба Суркова представляют интерес не только как литературный факт, но и как социально-психологический феномен своего времени.

Кто бы мог предположить, что родившийся сто лет назад в Ярославской деревне Середнево в семье бедного крестьянина простой парнишка станет по прошествии лет не только известным поэтом, но и крупным писательским чиновником, государственным деятелем. Никаких особых знаков и благодатных знамений, указующих на его будущий избраннический удел, над ним не воссияло. Правда, какая-то чудная странность ("чевенгурского" окраса!) промелькнула обещанием чего-то неожиданного в имени сурковского прадеда, которого, один Бог знает с какой стати, звали Помпеем.

Сурков был, говоря языком его ровесника Николая Тихонова, из поколения "праздничных, веселых, бесноватых". Он не просто участвовал в Гражданской войне, он громил своих же собратьев, обезумевших от голода и насилия восставших крестьян Тамбовской губернии, которых он называл "кулацкими бандами Антонова". О своем прошлом Сурков со всею большевистской прямотой скажет в своей небезызвестной речи на Первом съезде писателей: "Вопрос о прощании с прошлым... никогда не стоял". Иными словами, он без колебаний и тени смущения признает, что в литературу и в жизнь ворвались люди без прошлого, без памяти, без культуры, без языка, без роду и племени - такие же, как и он сам.

Приход в литературу всех этих Сурковых, Жаровых, Уткиных, Безыменских, Алтаузенов, Тихоновых, Долматовских назывался "большим подъемом творческой самодеятельности масс". Первые стихи Алексея Суркова появились в 1918 году в "Красной газете", когда еще в полном расцвете творческих устремлений были живы Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Валерий Брюсов, Федор Сологуб.

На Первом съезде советских писателей в 1934 году заматеревший Алексей Сурков бросается в бой с самим Бухариным (по сути, с Партией!), вступая в полемику с его докладом по поэзии, где тот противопоставлял гражданской линии Маяковского, как отжившей, камерность и аполитичность поэзии Пастернака.

За свою долгую жизнь Алексей Александрович выпустил несколько десятков сборников стихотворений, за которые получал ордена, государственные премии. Был депутатом Верховного совета СССР и РСФСР, секретарем Союза писателей СССР, избирался членом Центральной Ревизионной комиссии КПСС, кандидатом в члены ЦК КПСС. Наконец, стал Героем Социалистического Труда.

Читая стихи молодого Алексея Суркова, убеждаешься, что в нем были задатки большого поэта. У него сильная, энергичная строка, наполненная воздухом революционной романтики. Он прекрасно чувствовал новую языковую стихию. Но главное его качество - это нефальшивый лирический голос и свободная поэтическая интонация.

Стихотворение "Бьется в тесной печурке огонь" стало фактически народной песней. Может быть, эту песню запомнили потому, что в ней Алексей Сурков, обращаясь к любимой женщине, высказал самое тайное, что всю жизнь носил в себе, но в чем никому не мог признаться: "Я хочу, чтоб услышала ты, Как тоскует мой голос живой..."

Но этот живой, тоскующий голос все реже давал о себе знать в бесцветных, становящихся с годами окончательно мертвыми стихах... Есть какая-то мистическая тайна - возмездие ли, справедливость ли судьбы, - но все окружавшее поэта в детстве, все родное и знакомое, все деревни вокруг Середнева исчезли бесследно с лица земли, ушли на дно Рыбинского водохранилища, хотя Середнево все-таки чудом уцелело. Поэт с огорчением напишет об этом в стихах: "Мир детства моего на дне морском исчез..." и назовет утраченное "деревенской Атлантидой".

Не сам ли он отказался от прошлого? И прошлое ему отомстило. Атлантидой, увы, оказалась эпоха, которой он так долго и верно служил. Под воду времени ушли лозунги, идеи, победы и трагедии, и вот уже самого его вместе с его поэзией, орденами и титулами затягивает на дно. И лишь зацепившееся за край оползающего берега Середнево напоминает, что появился там когда-то на свет человек с живым и тоскующим голосом...

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

СУРКОВ, Алексей Александрович [р. 1(13). X. 1899, дер. Середнёво, ныне Рыбинского района Ярославской области] - русский советский поэт, общественный деятель.

Член Коммунистической партии с 1925. Избирался членом Центральной Ревизионной Комиссии КПСС (1952-56), кандидатом в члены ЦК КПСС (1956-66). Депутат Верховного Совета СССР 4-8-го созывов и РСФСР 2-3-го созывов. Член Всемирного Совета Мира и Советского комитета защиты мира. Секретарь правления СП СССР (с 1949; в 1953-59 - первый секретарь). Герой Социалистического Труда (1969). С 12 лет Сурков служил «в людях» в Петербурге. Вскоре после Октябрьской революции ушёл на фронт Гражданской войны. Демобилизовавшись, возвратился в деревню: «Работал в волисполкоме, был избачом, волостным политпросветорганизатором, селькорствовал в уездной газете… и даже, вынужденный беспросветным хроническим безрепертуарьем, писал пьески для драматического кружка». Впоследствии был на партийной и комсомольской работе в Рыбинске и Ярославле, редактировал комсомольскую газету. Благотворно сказался на творчестве Суркова переезд в Москву, где его избрали в руководство РАППа (1928). Здесь он кончает факультет литературы Института красной профессуры (1934). В 1934-39 работает в журнале «Литературная учеба».

Первые стихи Суркова напечатаны в 1918 в петроградской «Красной газете», но подлинным началом своей поэтической деятельности он считает 1930, когда вышел первый сборник стихов «Запев». Наибольшие удачи этого и последующих сборников - «Стихи» и «На подступах к песне» (1931), «Наступление» (1932), «Последняя война» (1933), «Ровесники» (1934), «Родина мужественных» (1935), «Путём песни» (1937), «Так мы росли» (1940) - относятся к изображению героев Гражданской воины. В 30-е гг. Сурков участвует в работе Локафа. Большую популярность приобрели его песни этих лет - , «Терская походная» и др. В 1939-45 Сурков - военный корреспондент, участник освободительного похода в Западную Белоруссию, войны с белофиннами, затем - Великой Отечественной войны. Его «Декабрьский дневник» (1940), реалистически запечатлевший трудности суровой зимней кампании и «лица походных друзей», послужил как бы подступом к стихам, написанным в годы Великой Отечественной войны: сборники «Декабрь под Москвой» (1942), «Я пою победу» (1946), «Дороги ведут на Запад» (1942), «Наступление» (1943), «Солдатское сердце» (1943), «Россия карающая» (1944). Освободясь от некоторого недоверия к лирике, Сурков сумел проникновенно выразить общенародные чувства гнева, ненависти, горя, порыв к победе и солдатскую тоску по дому. Особенную популярность приобрели его песни , «Песня смелых» (1941) и ряд стихотворений, отмеченных в 1946 Государственной премией СССР. Суровость тона, скупость красок сплавлены в них с высоким лиризмом. Сурков принимал также участие в создании стихотворных фельетонов о смелых, удачливых бойцах Васе Гранаткине (армейская газета «Героический поход», 1939-40) и Грише Танкине (газета Западного фронта «Красноармейская правда», 1941-42), написал книгу очерков «Огни Большого Урала. Письма о советском тыле» (1944) и др.

Впечатлениями от многочисленных путешествий и встреч навеяны стихи, вошедшие в послевоенные сборники Суркова «Миру - мир!» (1950; Гос. премия СССР, 1951), «Восток и Запад» (1957), «Песни о человечестве» (1961), «Что такое счастье?» (1969). В 1965 вышел сборник литературно-критических статей и выступлений Суркова «Голоса времени. Заметки на полях истории литературы. 1934-1965». Сурков был ответственным редактором «Литературной газеты» (1944-46), журнала «Огонёк» (1945-53). С 1962 - главный редактор «Краткой Литературной Энциклопедии». Переводит стихи украинских, белорусских, болгарских, польских, чешских, словенских, сербских, венгерских, урду и других поэтов. Многие стихи Суркова переведены на иностранные языки.

Соч.: Собр. соч. [Вступ. ст. А. Туркова], т. 1-4, М., 1965-66; Эстафета дружбы. Стихи заруб. поэтов в пер. А. Суркова, М., 1968; После войны. Стихи 1945-1970 годов, М., 1972.

Лит.: Кулинич А. С., Алексей Сурков, К., 1953; Владимиров С. В. и Молдавский Д. М., Стихи Алексея Суркова, Л., 1956; Гринберг И., Поэзия Алексея Суркова, М., 1958; Резник О., Алексей Сурков. Путь поэта, 2 изд., М., 1969.

А. М. Турков

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 7. - М.: Советская энциклопедия, 1972

СУРКОВ Алексей Александрович - поэт. Происходит из крестьян. Член ВКП(б). Учился в ИКП. Орденоносец. Печататься начал с 1924 в «Правде». Поэзия Суркова, посвящённая главным образом гражданской войне, воспевающая интернациональную солидарность трудящихся, насыщена революционно-героическим пафосом. Тема защиты социалистической родины - главная тема поэта. На ранних произведениях Суркова сказывалось влияние поэтов революционного романтизма - скупой суровости Тихонова , мягкого лиризма Светлова . В стихах Суркова часто встречается описание гибели героя, гибели, которая приносит торжество и победу делу революции («Смерть минёра Синицы» , «О нежности» , «Рассказ фронтовика» и др.). Романтическая окраска его стихов сочетается со стремлением к жизненной правде. В он подчёркивает реалистическую направленность своего творчества, отталкивание от ложноромантических штампов («Мой герой не ходил за Чукотку на котика и не целился в глаз полосатого тигра»). Опасаясь украшательской фальши и вычурности («плоской фальши и громкой фразы ты боялась пуще огня», - пишет он о характере своей поэзии), Сурков старается просто, подчёркнуто «буднично» рассказать о боевых днях «безымянных гвардейцев восставшего класса», о геройских поступках «рядовых революции» - путиловского слесаря, кронштадтского матроса, большевика-агитатора, «гордых соколов нашей родины» - лётчиков. Нередко ему удаётся в своих лирических стихах достичь неподдельной искренности и теплоты. Творчество Суркова пронизано большевистской страстностью, но поэту не хватает яркости и сочности изображения. Положительное стремление к безыскусственности и простоте порой превращается в упрощённость (особенно при обрисовке врагов), а взволнованная приподнятость, вопреки установкам авторам, оборачивается риторикой.

Ценен вклад Суркова в создание массовой революционной песни, особенно красноармейской. Ему принадлежит более десятка песенных текстов, некоторые их них, как например «Чапаевская» , пользуются популярностью.

Сурков выступает также в качестве критика и редактора. Он является автором ряда статей по вопросам поэзии и статей о песне (преимущественно оборонной). Сурков был непосредственным помощником А. М. Горького по редактированию журнала «Литературная учеба».

Библиография: I. Запев, Первая книга стихов (1925-1929), М., ГИХЛ, 1930 (дополн.) изд., ГИХЛ, М. - Л., 1931); Стихи, изд. Б-ка «Огонёк», М., 1931; На подступах к песне, изд. «Молодая гвардия», М., 1931; Наступление, изд. Журн.-газ. объединения, М., 1932; Последняя война, ГИХЛ, М., 1933; Ровесники, 2-я кн. стихов (1930-1933), изд., «Советская литература», М., 1934;Слово о дружбе. Агитпоэма, Воронеж, 1934; Родина мужественных, третья книга стихов 1934-1935, Гослитиздат, М., 1935; Путём песни, четвёртая книга стихов 1935-1936, изд. «Советский писатель», Москва, 1937; Избранные стихи 1925-1935, Гослитиздат, Москва, 1936.

В. Н.

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939



Сурков Алексей Александрович - русский советский поэт, общественный деятель.

Родился 1 (13) октября 1899 года в деревне Середнево ныне Рыбинского района Ярославской области в крестьянской семье. Русский. Учился в Середневской школе. С 12 лет служил «в людях» в Санкт-Петербурге: работал учеником в мебельном магазине, в столярных мастерских, в типографии, в конторе и весовщиком в Петроградском торговом порту.

В 1918 году добровольцем вступил в Красную Армию, до 1922 года служил пулемётчиком, конным разведчиком. Участник Гражданской войны: боёв на Северо-Западном фронте, Польского похода, подавления Тамбовского крестьянского восстания во главе с А.С.Антоновым.

По окончании гражданской войны А.А.Сурков вернулся в родную деревню. В 1922-1924 годах работал работником избы-читальни в соседнем селе Волково, секретарём волисполкома, политпросветорганизатором, селькором в уездной газете. В 1924 году его стихи были опубликованы в газете «Правда». Член ВКП(б) с 1925 года. 11 октября 1925 года был делегатом I Губернского съезда пролетарских писателей. В 1924-1926 годах - первый секретарь Рыбинской организации комсомола. С 1925 года - селькор только что созданной губернской газеты «Северный комсомолец», а в 1926-1928 годах - её главный редактор. При нём газета увеличила тираж в 2 раза, стала выходить дважды в неделю вместо одного, к работе активно привлекались юнкоры, по его инициативе появилась рубрика «Литературный уголок», в которой помещались стихи и рассказы читателей, при редакции была создана литературная группа.

В мае 1928 года Сурков делегирован на I Всесоюзный съезд пролетарских писателей, после которого остался работать в Москве. В 1928 году был избран в руководство Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). В 1931-1934 годах учился на факультете литературы в Институте красной профессуры, по окончании которого защитил диссертацию.

В 1934-1939 годах преподавал в Редакционно-издательском институте и Литературном институте Союза писателей СССР; был заместителем редактора журнала «Литературная учёба», где работал под непосредственным руководством А.М.Горького. В журнале выступал в качестве критика и редактора. Автор ряда статей по вопросам поэзии и статей о песне (преимущественно оборонной). Участвовал в создании и дальнейшей деятельности Литературного объединения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ).

Писал патриотические стихи, прославляя героику Гражданской войны. Издал сборники «Ровесники» (1934), «Стихи» (1931), «На подступах к песне» (1931), «Наступление» (1932), «Последняя война» (1933), «Родина мужественных» (1935), «Путём песни» (1936), «Солдаты Октября», «Так мы росли» (1938), «Это было на севере» (1940). Автор стихов, ставших народными песнями, таких, как «Чапаевская», «То не тучи, грозовые облака», «Рано-раненько», «На просторах Родины чудесной», «Конармейская», «Терская походная».

Во время процесса по делу "Параллельного антисоветского троцкистского центра", в годы репрессий (1937-39) выступал с обличительными стихами, направленными в адрес «врагов народа».

В 1939-40 годах принимал участие в походе в Западную Белоруссию и в Финской кампании. В последней был сотрудником армейской газеты «Героический поход»; вернувшись выпустил посвящённый этой войне «Декабрьский дневник». В 1940-1941 годах работал главным редактором журнала «Новый мир».

В 1941-1945 годах Сурков был военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда» и спецкором газеты «Красная звезда», также работал в газете «Боевой натиск». Участвовал в обороне Москвы, выезжал в район Ржева, воевал в Белоруссии. Под Ржевом осенью 1942 года едва не погиб у сёл Глебово и Выдрино в долине реки Бойня.

Алексею Суркову посвящено одно из самых знаменитых и самых проникновенных стихотворений Великой Отечественной войны «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», написанное Константином Симоновым в 1941 году.

Автор текстов известных патриотических песен «Песня смелых» (музыка В.Белого, 1941), «Землянка» («Бьётся в тесной печурке огонь…»; музыка К.Листова, 1941), «Песня защитников Москвы» (музыка Б. Мокроусова, 1942) и других. Принимал участие в создании стихотворных фельетонов о смелых, удачливых русских бойцах Васе Гранаткине (армейская газета «Героический поход», 1939-40) и Грише Танкине (газета Западного фронта «Красноармейская правда», 1941-42). За годы войны издал сборники стихов «Декабрь под Москвой», «Дороги ведут на Запад», «Солдатское сердце», «Наступление», «Стихи о ненависти», «Песни гневного сердца» и «Россия карающая».

По результатам командировки издал в 1944 году книгу очерков «Огни Большого Урала. Письма о советском тыле». В том же году участвовал в обсуждении проекта нового Гимна СССР.

В 1944-1946 годах ответственный редактор «Литературной газеты». В июне 1945 года посетил Берлин, Лейпциг и Радебойсе, а затем Веймар; по материалам поездки написал сборник стихов «Я пою Победу». Окончил войну в звании подполковника (1943).

В послевоенные годы А.А.Сурков, всегда хорошо чувствовавший ситуацию, выполняя социальный заказ, писал стихи, призывая к борьбе за мир. Много путешествовал в составе литературных и общественных организаций. Впечатлениями от этих путешествий и встреч навеяны его стихи, вошедшие в сборники: «Миру - мир» (1950; Государственная премия СССР, 1951), «Восток и Запад» (1957), «Песни о человечестве» (1961), «Что такое счастье?» (1969). Кроме стихов А.А.Сурков писал критические статьи, очерки и публицистику. Опубликовал сборник статей и выступлений по вопросам литературы «Голоса времени» (1965). Переводил стихи Мао Цзэдуна и других поэтов.

В 1945-1953 годах А.А.Сурков - ответственный редактор журнала «Огонёк». В 1950-х годах - ректор Литературного института имени А.М.Горького. С 1962 года главный редактор «Краткой литературной энциклопедии». Член редколлегии «Библиотеки поэта».

Активно участвовал в травле "не соответствующих" партийной линии писателей, певец сталинской эпохи. В 1947 году А.А.Сурков опубликовал статью «О поэзии Пастернака», направленную против поэта. Был одним из подписавших Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о А.И.Солженицыне и А.Д.Сахарове.

Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1952-1956), кандидат в члены ЦК КПСС (1956-1966). Депутат Верховного Совета СССР 4–8-го созывов и РСФСР 2-3-го созывов (с 1954 года). Член Всемирного Совета Мира и Советского комитета защиты мира. С 1949 года - заместитель генерального секретаря, в 1953-1959 годах - первый секретарь Союза писателей СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1969 года выдающиеся заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с семидесятилетием со дня рождения Суркову Алексею Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Почётный гражданин Рыбинска (1976). Именем А.А.Суркова были названы школа № 28 города Рыбинск, улицы в Рыбинске и Ярославле, новый четырёхпалубный речной теплоход.

Награждён 4 орденами Ленина (31.01.1950, 13.10.1959, 28.10.1967, 14.10.1969), орденами Откябрьской Революции (12.10.1979), Красного Знамени (23.09.1945), 2 орденами Красной Звезды (21.05.1940, 22.02.1942), орденом «Знак Почёта» (31.01.1939), медалями, иностранной наградой - орденом Кирилла и Мефодия.

Дважды лауреат Сталинской премии (1946, 1951). Международная Ботевская премия (1976).

В Москве, на доме где жил поэт, установлена мемориальная доска.

А. А. Сурков родился 1 (13) октября 1899 года в деревне Середнево Георгиевской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии (ныне Рыбинского района Ярославской области) в крестьянской семье, его предки были крепостными дворян Михалковых. Учился в Середневской школе. С 12 лет служил «в людях» в Санкт-Петербурге: работал учеником в мебельном магазине, в столярных мастерских, в типографии, в конторе и весовщиком в Петроградском торговом порту. Первые стихи опубликовал в 1918 году в петроградской «Красной газете» под псевдонимом А. Гутуевский.

В 1918 году добровольцем ушел в РККА, участник Гражданской войны и Польского похода. Служил до 1922 года пулемётчиком, конным разведчиком; участвовал в боях на Северо-Западном фронте и против банд А. С. Антонова.

По окончании гражданской войны вернулся в родную деревню. В 1922-1924 годах работал избачом - работником избы-читальни в соседнем селе Волково, секретарём волисполкома, политпросветорганизатором, селькором в уездной газете. В 1924 году его стихи опубликовала газета «Правда». Член ВКП(б) с 1925 года. 11 октября 1925 года был делегатом I Губернского съезда пролетарских писателей. В 1924-1926 годах первый секретарь Рыбинской организации комсомола. С 1925 года селькор только что созданной губернской газеты «Северный комсомолец», а в 1926-1928 годах - её главный редактор. При нём газета увеличила тираж в два раза, стала выходить дважды в неделю вместо одного, к работе активно привлекались юнкоры, по его инициативе появилась рубрика «Литературный уголок», в которой помещались стихи и рассказы читателей, при редакции была создана литературная группа.

В мае 1928 года Сурков делегирован на I Всесоюзный съезд пролетарских писателей, после которого остался работать в Москве. В 1928 году был избран в руководство Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). В 1931-1934 годах учился на факультете литературы в Институте красной профессуры, по окончании которого защитил диссертацию.

В 1934-1939 годах преподавал в Редакционно-издательском институте и Литературном институте Союза писателей СССР; был заместителем редактора журнала «Литературная учёба», где работал под непосредственным руководством Максима Горького. В журнале выступал в качестве критика и редактора. Автор ряда статей по вопросам поэзии и статей о песне (преимущественно оборонной). Участвовал в создании и дальнейшей деятельности Литературного объединения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ). В 1930-х годах вышли сборники его стихов «Запев», «Последняя война», «Родина мужественных», «Путём песни» и «Так мы росли». Женился на Софье Антоновне Кревс, которую встретил в литературных кругах; появились дочь и сын.

Принимал участие в походе в Западную Белоруссию и в Финской кампании. В последней был сотрудником армейской газеты «Героический поход»; вернувшись выпустил посвящённый этой войне «Декабрьский дневник». В 1940-1941 годах работал главным редактором журнала «Новый мир».

В 1941-1945 годах Сурков был военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда» и спецкором газеты «Красная звезда», также работал в газете «Боевой натиск». Участвовал в обороне Москвы, воевал в Белоруссии. Автор текстов известных патриотических песен «Песня смелых» (музыка В. Белого, 1941), «Землянка» («Бьётся в тесной печурке огонь…»; музыка К. Листова, 1941), «Песня защитников Москвы» (музыка Б. Мокроусова, 1942) и других. За годы войны издал сборники стихов «Декабрь под Москвой», «Дороги ведут на Запад», «Солдатское сердце», «Наступление», «Стихи о ненависти», «Песни гневного сердца» и «Россия карающая». По результатам командировки издал в 1944 году книгу очерков «Огни Большого Урала. Письма о советском тыле». В том же году участвовал в обсуждении проекта нового Гимна СССР. В 1944-1946 годах ответственный редактор «Литературной газеты». В июне 1945 года посетил Берлин, Лейпциг и Радебойсе, а затем Веймар; по материалам поездки написал сборник стихов «Я пою Победу». Окончил войну в звании подполковника (1943).

В 1945-1953 годах ответственный редактор журнала «Огонёк». В 1950-х годах - ректор Литературного института им. А. М. Горького. С 1962 года главный редактор «Краткой литературной энциклопедии». Член редколлегии «Библиотеки поэта». Выпустил полтора десятка поэтических сборников.

Член ЦРК КПСС (1952-1956), кандидат в члены ЦК КПСС (1956-1966). Депутат Верховного Совета СССР (с 1954 года) и Верховного Совета РСФСР. Член Всемирного Совета Мира. С 1949 года заместитель генерального секретаря, в 1953-1959 годах - первый секретарь Союза писателей СССР.

В 1947 году опубликовал статью «О поэзии Пастернака», направленную против поэта. «Это был злой, хитрый, опасный человек, типичный аппаратчик», - характеризует Суркова в своих воспоминаниях переводчица Л. З. Лунгина. Сурков подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове.

А. А. Сурков умер 14 июня 1983 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Творчество

Печатался с 1918 года. Первые стихотворения А. А. Суркова были напечатаны в петроградской «Красной газете». Первая книга стихов «Запев» вышла в Москве в 1930 году. Автор стихов, ставших народными песнями, таких, как «Чапаевская», «То не тучи, грозовые облака», «Рано-раненько», «На просторах Родины чудесной», «Бьётся в тесной печурке огонь…» («В землянке»), «Конармейская», «Песня смелых», «Марш защитников Москвы».

Издал сборники «Ровесники» (1934), «Стихи» (1931), «На подступах к песне» (1931), «Наступление» (1932), «Последняя война» (1933), «Родина мужественных» (1935), «Путём песни» (1936), «Солдаты Октября», «Так мы росли» (1938), «Это было на севере» (1940), «Декабрь под Москвой» (1942), «Большая война» (1942), «Наступление» (1943), «Солдатское сердце» (1943), «Фронтовая тетрадь», «Россия карающая» (1944), «Сердце мира», «Дорога к победе», «Избранные стихи», «Миру - мир!» (1950), «Восток и Запад» (1957), «Песни о человечестве» (1961), «Что такое счастье?» (1969), «После войны. Стихи 1945-1970 годов» (1972). Вышли его «Избранные стихи» в 2 томах (Москва, 1974) и «Собрание сочинений» в 4 томах (Москва, 1965-1966).

Стихи поэта отмечены политической остротой, проникнуты чувством советского патриотизма; они переведены на десятки языков. Кроме стихов А. А. Сурков писал критические статьи, очерки и публицистику. Опубликовал сборник статей и выступлений по вопросам литературы «Голоса времени» (1962). Переводил стихи Мао Цзэдуна и других поэтов.

Публикации

  • Запев. Книга стихов (1925-1929). - М., 1930.
  • Декабрь под Москвой. Фронтовые стихи. Июнь-декабрь 1941 г. - М., 1942.
  • Песни гневного сердца. - Ярославль, 1944.
  • Советская поэзия в дни Отечественной войны. Стенограмма публичной лекции. - М., 1944.
  • Миру-мир! Стихи. - М., 1953.
  • Восток и Запад (1949-1957 гг.). Стихи. - М., 1957.
  • На белом свете. Стихи. - М., 1957.
  • Смелого пуля боится. Стихи и песни. - М., 1964.
  • Голоса времени. Заметки на полях истории литературы. 1934-1965. - М., 1965.
  • Пою моё Отечество. Избранные произведения советской поэзии. - М., 1967.
  • Что такое счастье? Стихи последних лет. - М., 1969.
  • После войны. Стихи 1945-1970 гг. - М., 1972.
  • Стихи времени. Стихотворения. Маленькие поэмы. Песни. - М., 1983.

Награды и память

  • Награды:
  • Сталинская премия первой степени (1946) - за общеизвестные стихи и песни «Песня смелых», «За нашей спиною Москва», «Песня о солдатской матери», «Победа», «Песня защитников Москвы», «Бьётся в тесной печурке огонь…» («В землянке»), «В смертном ознобе…»
  • Сталинская премия второй степени (1951) - за сборник стихов «Миру - мир!» (1950)
  • Герой Социалистического Труда (1969)
  • четыре ордена Ленина
  • орден Красного Знамени
  • два ордена Красной Звезды
  • орден «Знак Почёта»
  • болгарский орден «Кирилл и Мефодий»
  • Международная Ботевская премия (1976)
  • Почётный гражданин Рыбинска (1976)
  • Его именем были назван новый четырёхпалубный речной теплоход, улицы в Рыбинске и Ярославле.