Анализ последней главы поэмы 12. Анализ поэмы "двенадцать"
Проанализируем поэму «Двенадцать»- величайшую поэму Блока 20 века.Тема народа, исторической судьбы России органически сливается в стихах Блока с темой революции. Гимном революции стала поэма «Двенадцать» (1918). Она была завершением всей трилогии вочеловечения, всего «романа в стихах», хотя формально в него не входит. Своё отношение к революции Блок выразил в статье «Интеллигенция и Революция» (1918). «Переделать всё. Устроить так, чтобы всё стало новым, чтоб лживая, грязная, скучная, безобразная жизнь наш стала справедливой, чистой, весёлой и прекрасно жизнью».
Однако при, казалось бы, очевидной соотнесённости содержания поэмы с реальными историческими событиями, «Двенадцать» — это символистское произведение, отнюдь не политическое. В поэме звучат темы и мотивы «трилогии вочеловечения»: неукротимой стихии, «страшного мира», надежды на «преображение» мира и человека, борьбы света и
тьмы. Двенадцать красногвардейцев — это и «апостолы революции» (как их традиционно называют), и символическое обозначение массы, устремившейся к новой жизни, путь к которой пролегает через насилие, невинную кровь (грабежи, погромы, убийство Катьки).
Первая глава (экспозиция) поэмы начинается символическим пейзажем, выдержанным в чёрно-белой цветовой гамме:
Чёрный вечер,
Белый снег..
Автор подчёркивает вселенский масштаб метели, разыгравшейся «на всём божьем свете, а цветовой контраст указывает на непримиримость противоборствующих сторон, символизирующих свет и тьму, старое и новое. На этом фоне Появляется человек (на ногах не стоит человек), образ которого не конкретизируется — это человек, захваченный стихией революции (нередко помимо воли).
В экспозиции (1 глава) представлены основные образы — символы поэмы: стихия (ветер, метель, чёрное небо, белый снег), старый мир (буржуй, товарищ поп, барыня в каракуле, старушка, бродяга).
Многие из этих образов станут сквозными в поэме. Во второй главе появляются новые герои — двенадцать красногвардейцев. Ритм стиха меняется, становится маршевым. Новые герои характеризуются автором весьма противоречиво: люди, участвующие в революции, весьма далеки от идеала:
в зубах цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Среди них можно встретить и уголовников, и голытьбу, для которой привлекательным показался лозунг «Грабь награбленное!». Но для автора важна не социальная характеристика этих людей, а сама «стихия народного бунта», направленная против зла:
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
На этом фоне развивается любовный сюжет (взаимоотношения Ваньки, Катьки, Петрухи), драматическое напряжение которого трагически разрешается в шестой главе (кульминация поэмы). «Убийство Катьки — единственное событие поэмы — символично, оно связано с «чёрной злобой вооружённых людей, направленной против «старого» мира. Не случайно в этот момент снова прозвучал «революционный призыв» «Революционный держите шаг! / / Неугомонный не дремлет враг!», Совершённое насилие и произвол ненадолго вызвали переживания героя: очень скоро, поддавшись уговорам товарищей Петруха повеселел и принял участие в расправе над буржуями. Эта стремительность, с которой происходит перемена в настроении героя, свидетельствует о его нравственной незрелости. Для Петрухи не существует моральных пределов, когда он совершает жестокое преступление.
Восьмая глава (развитие действия) поэмы рисует страшную картину погромов:
уж я ножичком
полосну, полосну! ..
В этих строках — падение человеческое, ужас, кровь, произвол.
В одном из своих дневников Блок записал: «Разрушая, мы все те же ещё, рабы старого мира. (1918). Очевидно, описанные картины виделись Блоку как атрибут «старого» мира, не отпускающего от себя людей. Не случайно в девятой — двенадцатой главах появляются новые образы: «буржуй» на перекрёстке (перекрёсток — символ распутья, на котором оказалась Россия), паршивый пёс, следующий неотступно за отрядом. «Старое» и «новое» пока ещё неразрывны.
Александр Блок написал свою поэму « » в начале 1918 года. «Двенадцать» - это произведение о революционных событиях, которые проходили в Петрограде зимой 1917-1918 годов. В этом произведении автор попытался донести до нас свое отношение к тем событиям.
Блок, как истинный поэт, показал нам обе стороны революционных событий. Это и «черный вечер», который символизирует кровь, грязь, разруху, которые принесли революционные события, и «белый снег» - символ освобождения человека и построение нового мира, новой надежды в светлое будущее.
Поэма «Двенадцать» - это произведение о борьбе старого и нового мира. Дух борьбы пронизывает каждую строчку, каждое слово произведения. Так, уже с первых строк произведения мы ощущаем борьбу черного неба и белого снега. Эта борьба проходила не только на улицах революционного города, но и в умах его жителей. Везде царил хаос, символом которого стала зимняя вьюга. Здесь мы видим растяжку о передачи власти Учредительному собранию, там слышны разговоры о том, что Россия пропала.
Написание произведения происходило на фоне Февральской революции, которая, как известно, прокатилась в 1917 году, и как раз год спустя Блок сел за работу над свей знаменитой поэмой "Двенадцать". Произведение пронизано холодком того времени, как будто эпоха застыла. Поэма получила свое название из-за двенадцати апостолов Христа. Финальную и запоминающуюся фразу Блок записал в своей записной книжке, которая сохранилась до сих пор.
Анализ поэмы "Двенадцать" непременно должен включать в себя сведения о жанре и композиционном строении. Как видно даже из заглавия этой статьи, данное произведение - это поэма, но изначально автор задумывал его сделать в виде пьесы. В итоге получилось большое стихотворное произведение с драматургическим содержанием. По структуре и форме оно имеет кольцевую композицию. Начинается и завершается антитезой.
Состоит поэма из двенадцати глав. Отдельно стоит отметить, и это весьма интересная деталь в анализе поэмы, что произведение музыкально. В каком смысле? Исследуя линию сюжета, можно услышать марши и стук барабанов, чье-то пение и разговор.
Проблематика и тема
Проблематика поэмы подразумевает сопоставление двух понятий: Старой России и Новой. Александр Блок изображает Старую Россию голодным псом, а Новую - двенадцатью. Конечно, Блок вкладывал в смысл не политические процессы, а глубокие философские размышления.
Если говорить об основной теме произведения, то здесь можно выделить два момента:
- Тема России - реальность казалась поэту страшным и разрушающимся миром, а Февральская и Октябрьская революции - инструментами для ее краха. Блок хотел передать читателям свою мыслью том, что жизнь человека ничего не стоит, закон не на стороне простых людей.
- Нравственность. Когда убивают Катьку, никто и не задумывается о том, что должно последовать наказание. Люди больше не видят смерть, как что-то ужасное и наказуемое. Но носителями нравственности остаются "двенадцать".
Основные образы и другие детали анализа поэмы "Двенадцать"
Герои в поэме делятся также на два мира: старый и новый. Представители нового мира - двенадцать красногвардейцев. В старом мире их тоже двенадцать: Старушка, Буржуй, Писатель, Товарищ поп, Барыня в каракуле, Пять Проституток, Бродяга и, конечно же, пес.
Есть также такие персонажи, как Катька и Ванька, но они не относятся к этим мирам. Блок создает любовную линию.
Финальным и самым противоречивым является образ Христа, который раскритиковали современники Блока. По привычной модели появления Христа на голубом небе, в поэме он появляется в момент беспокойства стихий. Христос возглавляет оба мира и за ним идут все без исключения. Такой прием автор использует, чтобы показать, что Бог всегда рядом, неважно, нуждаются в нем или нет.
Из анализа поэмы "Двенадцать" четко видно, что Александр Блок - символист, и на этом приеме построена его поэма. Красный флаг противопоставлен белому венчику, который показывает чистоту и непорочность Христа. Символ Христа и это, как назвал его Блок,- "Исус" - делает этот образ, да и поэму целиком, более народными. Ведь допустимо такое произношение его имени. Поэма - революционное произведение, написанное в жанре и стиле того времени, со всеми реалиями и трудностями. Именно поэтому оно признано народом и так любимо до сих пор.
Уверены, что наша статья, где приведен анализ поэмы "Двенадцать" оказалась полезной для вас. Приглашаем вас почаще заходить на наш литературный
Цель урока : показать полемический характер поэмы, ее художественные особенности.
Оборудование урока : иллюстрации к поэме, различные издания «Двенадцати».
Методические приемы : аналитическое чтение поэмы.
Ход урока.
I. Слово учителя
Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я - гений!» «Двенадцать» - какие бы они ни были - это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», - утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает даже недоумение, вызывает много вопросов.
- Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?
Во-первых, поэма содержит двенадцать глав . Во-вторых, героями поэмы являются двенадцать красноармейцев . В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы, вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами .
Возникает
следующий вопрос:
Почему Христос? Что этот образ в поэме?
На этот вопрос попытаемся ответить в конце урока.
Вообще «Двенадцать» - парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам, через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику очень сложно - «большое видится на расстоянье». Поэма удивляла еще современников Блока. По утверждению В.Маяковского , «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию другие - славу ей». Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции? Почему в центре эпического повествования - погоня за «изменницей» Катькой (проституткой вообще-то) и ее убийство?
II. Аналитическая беседа.
Разберемся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции.
«Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.
- Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?
Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.
- Как Блок передает «музыку революции»?
(Прежде всего, «музыка» у Блока - метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни . Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.)
- Какие ритмы вы услышали?
(В поэме звучат интонации марша :
В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.
Вот - проснется
Лютый враг.
(гл.11)
Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше - пошел разгул:
Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового -
Гуляй, ребята, без вина!
Часто встречается частушечный мотив:
Запирайте етажи
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!
Прямо процитирована революционная песня:
Вперед, вперед,
Рабочий народ!)
- Что, кроме музыки, мы слышим?
(Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!», доносятся обрывки разговоров :
И у нас было собрание...
...Вот в этом здании...
- Каков лексический строй поэмы?
(Лексика поэмы разнообразна. Это и язык лозунгов и прокламаций и разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?»; и искажения слов : «етажи», «елекстрический»; и сниженная ругательная лексика : «холера», «жрала», «подлец» и высокий слог :
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.)
- Как рисует Блок образы героев поэмы?
(Герои обрисованы лаконично и выразительно
. Это образное сравнение
: «старушка, как курица, / кой-как перемотнулась
через сугроб»; речевая характеристика
: «Предатели! Погибла Россия! / Должно быть, писатель - / Вития…»; хлесткий
эпитет и оксюморон
: «А вон и долгополый -/ Сторонкой за сугроб... / Что нынче невеселый, / Товарищ поп?»
Двенадцать
героев составляют один отряд: В зубах - цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз! - коротко и ясно -
тюрьма по ним плачет» (ромб нашивали на одежду каторжан). Среди них - Петька, «бедный убийца», повеселевший при напоминании
товарищей: «Над собой держи контроль!»
Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «у ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и притягательное обаяние: «из-за удали бедовой / В огневых ее очах, / Из-за родинки пунцовой / Возле правого плеча...»).
- В чем особенности сюжета поэмы?
(Сюжет можно определить как двухслойный - внешний, житейский : зарисовки с петроградских улиц и внутренний : побуждения, обоснование поступков двенадцати. Один из центров поэмы - конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:
Что, Катька, рада? - Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!)
- Проследите, где и как проявляется мотив ненависти?
(Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы . Ненависть проявляется и как святое чувство:
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба...
И как святотатство:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь -
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!)
- Какие еще мотивы вы увидели в поэме?
(Несколько раз встречается мотив бдительности : «Неугомонный не дремлет враг! Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом , подстегивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы - вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни , свобода «без креста». Второй центр поэмы - в 11-й главе:
И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
- Какие образы-символы заметили в поэме?
(Ветер, вьюга, снег - постоянные блоковские мотивы; символика цвета : «Черный вечер. / Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать» , «пес безродный», Христос.)
- Возвращаемся к первому вопросу - какое значение имеет образ Христа в поэме?
(Обсуждение.)
III. Заключительное слово учителя.
Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие - как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый - «в белом венчике из роз». «Двенадцать» стреляют в него, пусть «невидимого».
«Христос в поэме - антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л. Долгополов).
«Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, не замутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов).
«Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними - несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» - писал сам Блок.
IV. Задания по поэме А. А. Блока «Двенадцать».
1. Как вы считаете, почему А. А. Блок так высоко оценил собственное сочинение - поэму «Двенадцать» («Сегодня я - гений!»)?
2. В. В. Маяковский написал: «Одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие - славу ей». Что в поэме А. А. Блока «Двенадцать» прочитали современники? Найдите в тексте поэмы аргументы в пользу «сатиры» и в пользу «славы».
3. Подберите в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчества А. А. Блока Л. Долгополова: «Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати» в совершенно новой поэтической системе, которая нашла выражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике».
4. Выскажите свою точку зрения по поводу мнения исследователя творчества А. А. Блока Л. Горелова: «В разбеге поэмы, через сшибку двух миров, через порожденную исторической коллизией драму красногвардейца Петрухи, забубенные головушки, коим подошел бы на спину бубновый туз, превратились в «рабочий народ», в революционное звено народа».
5. О какой «спаянности» говорит исследователь творчества А. А. Блока Л. Горелов? («Поэма Блока состоит из массы мелких деталей-зарисовок, картин быта, реплик, разговоров, частушек, угроз, восклицаний, жалоб. Но все они слиты воедино, прочно спаяны единым ритмом, тем мощным и грозным смысловым подтекстом, который и есть главное в «Двенадцати».)
6. Как вы интерпретировали бы образ Христа в поэме А. А. Блока «Двенадцать»?
Дополнительный материал к уроку.
Анализ поэмы «Двенадцать»
Смысл поэмы - метафизический. Незадолго до Октября поэт определил происходящее в России как «вихрь атомов космической революции». Но в «Двенадцати», уже после Октября, Блок, все еще оправдывавший революцию, написал и об угрожающей силе стихии. Еще летом веривший в мудрость и спокойствие революционного народа Блок в поэме рассказал и о стихиях, разыгравшихся «на всем Божьем свете», и о стихиях мятежных страстей, о людях, для которых абсолютом свободы являлась, как для пушкинского Алеко, воля для себя.
Стихия - символический образ поэмы. Она олицетворяет вселенские катаклизмы; двенадцать апостолов революционной идеи обещают раздуть «мировой пожар», разыгрывается вьюга, «снег воронкой завился», в переулочках «пылит пурга». Разрастается и стихия страстей. Городское бытие также обретает характер стихийности: лихач «несется вскачь», он «летит, вопит, орет», на лихаче «Ванька с Катькою летит» и т. д.
Однако октябрьские события 1917 года уже не воспринимались только как воплощение вихрей, стихий. Параллельно с этим, анархическим по сути, мотивом в «Двенадцати развивается и мотив воплощенной в образе Христа вселенской целесообразности, разумности, высшего начала. В 1904-1905 гг. Блок, увлеченный борьбой со старым миром, желая «быть жестче», «много ненавидеть», уверял, что не пойдет «врачеваться к Христу», никогда не примет Его. В поэме он обозначил для героев иную перспективу - грядущую веру в Христовы заповеди. 27 июля 1918 года Блок отметил в дневнике: «В народе говорят, что все про исходящее - от падения религии...»
К Божьему началу обращаются и созерцатели революции, и ее апостолы - двенадцать бойцов. Так, старушка не понимает, в чем целесообразность плаката «Вся власть Учредительному собранию!», она не понимает и большевиков («Ох, большевики загонят в гроб!»), но она верит в Богородицу («Ох, Матушка-Заступница!»). Бойцы же проходят путь от свободы «без креста» к свободе с Христом, и эта метаморфоза происходит помимо их воли, без их веры в Христа, как проявление высшего, метафизического порядка.
Свобода нарушать Христовы заповеди, а именно - убивать и блудить, трансформируется в стихию вседозволенности. В крови двенадцати дозорных - «мировой пожар», безбожники готовы пролить кровь, будь то изменившая своему возлюбленному Катька или буржуй.
Любовная интрига играет ключевую роль в раскрытии темы напрасной крови в период исторических возмездий, темы неприятия насилия. Конфликт интимный перерастает в конфликт социальный. Дозорные воспринимают любовное вероломство Ваньки, его гулянье «с девочкой чужой» как зло, направленное не только против Петрухи, но и против них: «Мою, попробуй, поцелуй!» Убийство Катьки рассматривается ими как революционное возмездие.
Эпизод с убийством «дуры» и «холеры» Катьки идейно и «композиционно напрямую связан с появлением в финале поэмы образа Христа как воплощения идеи прощения грешных то есть и убийц. Дозорные и Христос в поэме являются и антиподами, и теми, кому суждено обрести друг друга. Иисус, «от пули невредим», - не с двенадцатью бойцами. Он - впереди них. Он, с кровавым, красным флагом, олицетворяет не только веру Блока в святость задач революции, не только оправдание им «святой злобы» революционного народа, но и идею искупления Христом очередного кровавого греха людей, и идею прощения, и надежду на то, что переступившие через кровь все-таки придут к Его заветам, к идеалам любви, наконец, к вечным ценностям, в которые поверили революционная Россия и сам поэт, - братства равенства и т. д. Дозорным словно предстоит пройти путь апостола Павла.
Христос и не со старым миром, который в поэме ассоциируется с безродным, голодным псом, что бредет позади двенадцати. Блок воспринимал старую власть как безнравственную, не несущую ответственности перед народом.
Идея объединить в поэме Христа и красногвардейцев как попутчиков в гармонический мир не была случайной, она была Блоком выстрадана. Он верил в сродство революционных и христианских истин. Он полагал, что если бы в России было истинное духовенство, оно пришло бы к этой же мысли.