Болезни Военный билет Призыв

Анализ стихотворения Рубцова «Русский огонек. Анализ стихотворения "далекое" рубцова. Березы Рубцова, давайте послушаем стихотворение

Николай Рубцов - русский поэт второй половины 20-го века. Он родился в деревне, поэтому его творчество всегда неразрывно было связано с темой природы, с противопоставлением городского и деревенского. Порой поэту приходилось чувствовать некую отчужденность, он сталкивался с проблемами в жизни. Отсюда мотив одиночества и странничества в его стихах. Н. Рубцова "Звезда полей" показывает, что поэта можно назвать и философом со своей концепцией видения мира.

Рубцов - представитель тихой лирики

Лирику Николая Рубцова называют тихой. Все благодаря легкой тональности, изяществу стиха и тематике. Главной темой творчества Рубцова стала малая родина, то есть уголок, где он родился и рос. Поэт много писал о деревне, о красоте русской природы. Следует сказать, что Рубцов продолжает традиции русских крестьянских поэтов начала 20-го века, в частности Сергея Есенина, когда он писал в духе крестьянской поэзии. Также можно найти сходства с поэзией Лермонтова. Природа для Рубцова, так же как для вышеназванных поэтов, является гармонизирующим началом. Анализ стихотворения Н.М. Рубцова "Звезда полей" подтверждает это.

Тема и идея стихотворения

Центральный образ стихотворения - звезда. Небесные светила всегда манили людей. Некоторым звезды кажутся холодными и равнодушными, другие же, смотря на них, чувствуют тепло и некое присутствие неведомой силы, которая руководит человеческими жизнями. По тематической разновидности это Как показывает анализ стихотворения "Звезда полей", Рубцов по праву может называться поэтом-философом. Для него звезда - это источник согревающего света, к ней он обращается в сложные минуты жизни. Эта успокоительная сила звезды и есть основная тема произведения.

Философская концепция Рубцова

Как показывает подробный анализ стихотворения "Звезда полей", Рубцов производит нововведение в понимание поэтами таких оппозиций, как "земля" и "небо". Рубцов связывает две эти сферы, они неделимы. Именно поэтому уже в названии мы видим определение не "небесная", а "звезда полей". Как раз вот в этой связи между землей и небом проявляется сходство между поэзией Рубцова и лирикой Есенина. Только у Есенина связующим звеном выступала радуга, дерево или какой-либо водоем, в котором отражается небо, а у Рубцова все проще. Человек сам должен ощущать эту сопричастность всему сущему. Ни одно явление природы не может быть чужеродным человеку. Люди всегда уповают на силы небесные, и звезда является наглядным доказательством того, что эти высшие силы существуют. Сразу же приходит на ум стихотворение Маяковского "Послушайте", в котором поэт также говорит о необходимости присутствия В нем Владимир Владимирович отразил идею о том, что человек - мельчайшая песчинка в огромном мироздании, он боится, он потерян. Но звезда как напоминание о божественной силе помогает людям.

Лирический герой стихотворения

Без рассмотрения лирического героя невозможно сделать анализ стихотворения "Звезда полей". Рубцов пишет произведение от первого лица, и поэтому мы можем отождествлять автора и его лирического героя. Он чувствует себя одиноким спутником, запутавшимся на жизненных дорогах. Он один из "тревожных жителей земли". Неудивительно, что мотив одиночества возникает в стихотворении Рубцова. Он прожил не самую счастливую жизнь. Воспитывался в детском доме, столкнулся с несправедливостью, бедностью и голодом. Он, как и многие другие люди на земле, лишен веры, единственного, что помогает человеку выжить. Поэт говорит о том, что старался не выпускать из виду свою звезду. И вот биографический факт, который мы можем найти в стихотворении. Спустя многие годы Рубцов вернулся в свою родную деревню, и там он увидел эту звезду, которая была ярче, чем в других городах. Эпитет "заледенелая мгла" отсылает нас к тому, что действие происходит на Севере, где звезды создают иллюзию тепла, так необходимого человеку.

План анализа

Анализ стихотворения "Звезда полей" (Рубцов) по плану должен выглядеть следующим образом:

  • тема и идея стихотворения,
  • философия автора,
  • лирический герой,
  • размер, рифмовка, строфика и средства выразительности,
  • эмоциональное наполнение.

Формальный анализ стихотворения Рубцова "Звезда полей"

Размер, который избирает поэт, был излюбленным для его предшественника Лермонтова, В стихотворении четыре строфы, в каждой из них Стихотворение изобилует средствами выразительности. Рубцов использует такое синтаксической средство, как анафора. Трижды повторяется словосочетание "звезда полей", также анафора в двух смежных строках третьей строфы ("Она горит"). Лексические средства широко представлены. Автор использует эпитеты "мгла заледенелая", "приветливый луч". Словосочетание "заледенелая мгла" повторяется в тексте дважды, что усиливает эмоциональный тон, ощущение отчужденности, потерянности. Также в тексте есть метонимии: "Сон окутал родину", но в этой строке также и метафора. Очень красивые метафоры в двух последних строках второй строфы. Главный образ, который позволяет увидеть анализ стихотворения, - звезда полей. Рубцов показывает, насколько для него важно светило. Звезда напоминает ему о доме, в чужих краях она светит не так ярко, но все же помогает.

Эмоциональное наполнение

Анализ стихотворения Николая Рубцова "Звезда полей" показал, что автор стремился усилить эффект, используя различные соседства выразительности. Но какие же эмоции он хотел передать? Во-первых, тревоги за тех людей, которые лишены веры, надежды, тех, кто одинок. Во-вторых, и эта эмоция преобладает, чувство некоторой защищенности. Звезда полей ведет заблудшего человека, она оберегает его, освещает путь.

Чей образ использовали в своих работах как художники с композиторами, так и писатели. прославляли, а он в свою очередь становился связующим звеном, который соединял и напоминал человеку о том, что так важно для него и так дорого было его сердцу. К данному символу прибегал Николай Михайлович Рубцов, который создал одно из своих произведений и назвал его Березы. Данное стихотворение и проанализируем.

Рубцов: Березы краткий анализ стихотворения

Читая стихотворение Рубцова Березы, чувствуются ноты грусти и печали, ощущается тема сиротства. Стих Березы — это рассказ героя о себе и о родной земле, где в каждой строчке ощущается печаль, одиночество и тоска. Действие стихотворения происходит в настоящем, где лирический герой оказался среди берез. Он слышал их шум, смотрел, как падают листья и эта картина напомнила ему картины из прошлого, что вызвало на глазах слезы. В памяти появились картины прошлого, а на душе стало одновременно больно и радостно. Радостно, потому что кто-то шепчет о любви, а больно, потому что нет рядом близких. Мать умерла, а ее могила даже неизвестна писателю, так как ее тело захоронено в братской могиле. Отец же ушел на фронт, а в семью не вернулся, найдя себе новую жену. Детей же так и не забрал из приюта. Но об этом писатель не скажет в своем стихотворении. Он исказит немного правду, где все-таки у матери появляется отдельная могила, рядом с которой растет береза. Отец же не ушел, а как и многие солдаты, погибает на фронте. Погибает как раз тогда, когда на улице была осень и стоял шум берез. А ведь для писателя отец и правда умер навсегда, когда предал детей и променял на новую семью.

Дальше лирический герой признается, что любит он березы, а значит, любит всем сердцем и родную страну. С образом берез лирический герой стихотворения Рубцова знаком с детства. Рядом с ними он рос, жил, поэтому и набегают от воспоминаний слезы на глаза, которые давно не плакали.

Березы Рубцова, давайте послушаем стихотворение

Удивительной чистотой, силой и свежестью чувства, глубиной душевных переживаний веет от произведений замечательного русского поэта Николая Михайловича Рубцова. «Из души живые звуки в стройный просятся мотив», — писал поэт в стихотворении «Весна на море «.

И действительно, стройность мотива в стихах Рубцова удивительная. Читая его произведения, не устаешь удивляться тому, как послушны автору слова, как естественно складываются они в строки, а строки плавно переходят одна в другую. О чем бы ни писал Николай Рубцов — во всем неповторимая гармония, сила, красота. В его стихотворениях — прелесть русской природы, искренняя любовь к родному краю, насыщенная и многообразная внутренняя жизнь человека. В них — и биография самого поэта. «Стихи пытался писать еще в детстве», — говорит автор. Плененный занимательными книгами о морских путешествиях, юный Николай Рубцов буквально бредил морем. И его глубокие, искренние чувства уже тогда выливались в стихотворные строки:

Вечно в движении, вечно волна, (Шумны просторы морские), Лишь человеку покорна она, Сила суровой стихии. К морю нельзя равнодушным быть. Если, настойчиво споря, Ты говоришь: «Не могу любить» Значит, боишься моря.

С годами зов моря не только не ослабнет в душе поэта, а станет еще сильнее, и он осуществит свою мечту. Море станет одной из самых ярких страниц его жизни и в то же время первым серьезным испытанием, суровой жизненной школой. Море останется его первой и, возможно, самой сильной любовью. Такой же сильной, как любовь к родине, к родному селу Никольское, где прошло детство поэта:

Деревья, избы, лошадь на мосту, Цветущий луг — везде о них тоскую. И разлюбив всю эту красоту, Я не создам, наверное, другую.

Так трогательно и проникновенно писал Рубцов в стихотворении «Утро». И... он никогда не смог разлюбить красоту милых сердцу мест. Где бы ни находился поэт, его душа всегда остается на родине, в ее лугах, полях, лесах, в стогах сена и пении птиц:

Но моя родимая землица Надо мной удерживает власть, — Память возвращается, как птица, В то гнездо, в котором родилась. И вокруг любви непобедимой К селам, к соснам, к ягодам Руси Жизнь моя вращается незримо, Как земля вокруг своей оси, — признается автор в стихотворении «Ось».

Часто, особенно по вечерам, поэт любил погружаться в воспоминания детства — воспоминания о родном селе, о милой сердцу природе, о постоянно манящем море. И в эти моменты в его душе рождались самые поэтические строки. Наверное, поэтому Николай Рубцов больше всего любил одиночество:

В горьких невзгодах прошедшего дня Было порой невмочь. Только одна и утешит меня Ночь, черная ночь.

Ночью, в одиноких раздумьях, он находил успокоение и даже утешение. И стихотворения, созданные в часы этих раздумий, передают сложный душевный мир лирического героя, все оттенки его психологического состояния. Внутренней жизни человека, его душе поэтом посвящено немало прекрасных строк. «Все темы души — это вечные темы, и они никогда не стареют, они вечно свежи и общеинтересны», — удивительно точно сказал Н. Рубцов. О чем бы он ни писал, он всегда стремился подчиняться не одному рассудку, но и чувству. Возможно, даже чувству — в большей степени, потому что, как писал поэт в своем стихотворении «О чем писать? «:

Но если нет Ни радости, ни горя, Тогда не мни, Что звонко запоешь, Любая тема — Поля или моря, И тема гор — Все это будет ложь!

Николай Рубцов писал чувством, писал сердцем, самой душой.

«Березы»


Стихотворение «Березы» - грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза над могилой матери, шум листопада, символизирующий любование родной природой.

Зная, что Н.М. Рубцов воспитывался в детском доме, читатель часто отождествляет автора и лирического героя этого произведения, полагая, что поэт наделяет лирического героя собственной биографией. Однако отец Н.М. Рубцова не погиб на фронте, а просто не взял детей из детского дома, создав другую семью. Заветная могила мамы существовала тоже только лишь в поэтическом воображении автора, так как на самом деле Н.М. Рубцов не знал, где похоронена мать: она умерла в Вологде во время эпидемии в годы войны и похоронена была в братской могиле где-то на окраине города. Н.М. Рубцов всю жизнь пытался представить себе эту дорогую для его сердца могилу, расположенную где-то за рекой или под березами.

Поэт не боится традиционной рифмы «березы - слезы». В тексте стихотворения эта рифма выполняет важную функцию, образуя кольцевую композицию. Н.М. Рубцов в первой строфе даже два раза использует модель («березы - слезы» и «берез

Слез»), но рифма от этого не выглядит навязчивой, а лишь усиливает музыкальное звучание стихотворения. Кроме того, автор широко использует для придания мелодичности звучанию произведения приемы создания звукописи: ассонанс «у» («А у нас в деревне у оград С ветром и с дождем шумел, как улей, Вот такой же желтый листопад»), звуковые удвоения («побеждает проза», «над могилой матери моей», повторы на уровне синтаксиса («когда шумят березы, Когда листья падают с берез»).

Наряду с листопадом - центральным образом звучащего мира - в этом стихотворении важен элегический настрой лирического героя, противоречивость чувств которого Н.М. Рубцов подчеркивает при помощи контрастных сопоставлений («Станет как-то радостно и больно»).

Жизнь человека неразрывно связана в контексте творчества поэта с миром природы. Это подчеркивает и метафора («ветер хмурых дней»), и состояние лирического героя, который вдумчиво вслушивается в шум листопада. Шум берез напоминает о любви и смерти, о необратимом уходе каждого живого существа в мир иной. Уже первая строка произведения, которой Н.М. Рубцов, как известно, придавал особенное значение, имеет исповедальный характер. Образ лирического героя выдвигается при этом на передний план. Эту же предельную искренность подчеркивает в последней строфе стихотворения обращение к родине «Русь моя, люблю твои березы!». Этим высказыванием лирический герой выражает не только любовь к родной природе, но и глубину патриотического чувства.

Н.М. Рубцов использует образы мира природы в стихотворении и при создании изобразительно-выразительных средств. Желтый листопад, например, «шумит, как улей». И этот прием проявляется не только в данном стихотворении, но и в творчестве Н. Рубцова в целом.

Мотив воспоминания, заявленный в стихотворении, также является сквозным в лирике выдающегося вологодского поэта. Н.М. Рубцов часто возвращался в минуты творческого вдохновения к самым острым душевным переживаниям и стремился запечатлеть их в поэтической форме.

Тема дороги достаточно часто встречается в произведениях русских поэтов и писателей. Например, у Н.А. Некрасова в стихотворении «В дороге» и поэме «Кому на Руси жить хорошо»; у А.С. Пушкина - образ зимней дороги; у Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души»: «Птица - тройка, куда несешься ты?» (кстати, Гоголь - любимый писатель Рубцова); у А.А. Блока в стихотворении «Россия»; у С.А. Есенина - «О красном вечере задумалась дорога», «Письмо матери» и др. Тема дороги звучит в поэзии Владимира Высоцкого и Ольги Фокиной как символ жизненного пути и судьбы.

По мнению литературоведов, образ дороги имеет несколько толкований:

1. горизонт;

2. жизненный путь;

3. судьба;

4. путь к родному дому;

5. поиски себя и своего предназначения;

6. символ жизни, движения;

7. смена впечатлений, новые встречи;

8. бесприютность, отсутствие домашнего очага, одиночество.

В творчестве Николая Рубцова тема дороги возникла неслучайно. Это связано, прежде всего, с его биографией. Рубцову пришлось много поскитаться по миру. В 1950 году, окончив семилетнюю школу, Николай Рубцов переехал из села Никольского в древнюю Тотьму и поступил в лесотехнический техникум. Но, едва получив паспорт, он отправился в свои странствия. Добравшись до Архангельска, он долго добивался права стать моряком, так как был еще мал ростом и слаб. Наконец, его взяли кочегаром на рыболовецкое судно. Более двух лет провел он на море, а затем его потянуло в большой город. В начале 1955 года Рубцов приехал в Ленинград и стал здесь рабочим на заводе. Затем армия: 4 года прослужил он на эсминце Северного флота. А потом снова возвращение в Ленинград, учеба в Москве, Вологда… Было у Рубцова даже путешествие в Ташкент! «Особенно люблю темы родины и скитаний», - писал Рубцов («Коротко о себе») .

Во вступительной статье к книге Вячеслава Белкова «Сто историй о Рубцове» есть такие слова: «Чтобы стать великим поэтом, надо все раздать и идти» . На наш взгляд, эти слова очень точно соотносятся с Рубцовым. Почти безразличный к житейским благам, он обходился минимумом жилплощади, одежды, еды. И все время находился «в пути» - в поисках себя и новых поэтических образов и ощущений. Стихи создавались на ходу и большею частью в голове, и на бумагу заносились только готовые варианты. Наш вологодский поэт Виктор Коротаев вспоминал о Рубцове: «А жил он, действительно, как птица. Засыпал там, где заставала ночь. Просыпался от случайного шороха или дуновения ветра; легок был на подъем и неутомим в бесконечных перелетах с места на место» .

Тема дороги звучит у Рубцова во многих стихотворениях: «Старая дорога», «В дороге», «Памятный случай», «У размытой дороги», «Далекое», «Уж сколько лет слоняюсь по планете!», «Загородил мою дорогу», «Старый конь», «Два пути» и др. Надо отметить, что эта тема реализуется в стихах Рубцова через многие образы и имеет несколько значений:

· Стремительное движение, свобода:

Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,

Неведомый сын удивительно вольных племен!

· Путешествие:

Топ да топ от кустика до кустика -

Неплохая в жизни полоса.

Пролегла дороженька до Устюга

Через город Тотьму и леса.

· Поиски счастья:

Мне бы снова вольным матросом

Наниматься на корабли!

Чтоб с веселой душой

Снова плыть в неизвестность, -

Может, прежнее счастье мелькнет впереди!..

· Конкретная дорожная зарисовка.

В полях сверкало. Близилась гроза.

Скорей, скорей! Успеем ли до дому?

Тотчас очнулись сонные глаза,

Блуждает взгляд по небу грозовому.

Возница злой. Он долго был в пути.

Усталый конь потряхивает гривой,

А как сверкнет - шарахнется пугливо

И не поймет, куда ему идти.

Скорей, скорей! Когда продрогнешь весь,

Как славен дом и самовар певучий!

Вон то село, над коим вьются тучи,

Оно село родимое и есть…

В дороге, как и в жизни, встречается непогода. Хорошо, когда есть дом, где тебя ждут и есть певучий самовар…А если нет своего дома, родного, то приютом может стать любое село, где можно переждать грозу и снова - в путь!

С моста идет дорога в гору,

А на горе - какая грусть! -

Лежат развалины собора,

Как будто спит былая Русь.

· Стремление уйти от проблем:

Плыть, плыть, плыть

Мимо могильных плит,

Мимо церковных рам,

Мимо семейных драм…

Плыть, плыть, плыть

Мимо родной ветлы,

Мимо зовущих нас

Милых сиротских глаз…

Плыть, плыть, плыть…

· Дорога в гущу жизни, к людям:

Я уплыву на пароходе,

Потом поеду на подводе,

Потом еще на чем-то вроде,

Потом верхом, потом пешком

Пройду по волоку с мешком -

И буду жить в своем народе!

· Жизненный путь, судьба:

Как будто ветер гнал меня по ней,

По всей земле - по селам и столицам!

Я сильный был, но ветер был сильней,

И я нигде не мог остановиться.

Я брожу…Я слышу пенье…

И в прокуренной груди

Снова слышу я волненье:

Что же, что же впереди?

Я повода оставил.

Смотрю другим вослед.

Сам ехал бы

И правил,

Да мне дороги нет…

Уж сколько лет слоняюсь по планете!

И до сих пор пристанища мне нет…

Зима глухая бродит по дорогам,

И вьюга злая жалобно скулит…

Я ухожу до времени и срока,

Как мне судьба постылая велит.

· Тепло неожиданных встреч и свет добра:

Спасибо, скромный русский огонек,

За то, что ты, в предчувствии тревожном

Горишь для тех, кто в поле бездорожном

От всех друзей отчаянно далек,

За то, что, с доброй верою дружа,

Среди тревог великих и разбоя

Горишь, горишь как добрая душа,

Горишь во мгле - и нет тебе покоя…

· Бренность бытия и встреча с другом:

Нет, меня не порадует - что ты! -

Одинокая странствий звезда.

Пролетели мои самолеты,

Просвистели мои поезда.

Прогудели мои пароходы,

Проскрипели телеги мои. -

Я пришел к тебе в дни непогоды,

Так изволь, хоть водой напои!

Не порвать мне житейские цепи,

Не умчаться, глазами горя,

В пугачевские вольные степи,

Где гулял душа бунтаря.

· Жизненные трудности:

Пусть завтра будет путь морозен,

Пусть буду, может быть, угрюм,

Я не просплю сказанье сосен,

Старинных сосен долгий шум.

Безжизнен, скучен и ровен путь,

Но стонет ветер! Не отдохнуть…

· Пейзажная зарисовка:

Песчаный путь

В еловый темный лес,

В зеленый пруд упавшие деревья.

И бирюза,

И огненные перья

Ночной грозою вымытых небес!

В святой обители природы,

В тени разросшихся берез

Струятся омутные воды

И раздается скрип колес.

Как далеко дороги пролегли!

Как широко раскинулись угодья!

Как высоко над зыбким половодьем

Без остановки мчатся журавли!

Въезжаем в рощу золотую,

В грибную бабушкину глушь.

Лошадка встряхивает сбрую

И пьет порой из теплых луж.

· Разлука, отъезд из родных мест:

И вдаль пошел…Вдали тоскливо пел

Гудок чужой земли, гудок разлуки!

Но, глядя вдаль и вслушиваясь в звуки,

Я ни о чем еще не сожалел…

На мглистый берег юности своей.

И о том подумаю, что все же

Нас кому-то очень будет жаль,

И опять, веселый и хороший,

Я умчусь в неведомую даль.

Дорога, дорога,

Разлука, разлука.

И страшно немного

Без света, без друга,

Дорога, дорога,

Разлука, разлука…

· Расставание с любимой:

Я уеду из этой деревни…

Мы с тобою как разные птицы!

Что нам ждать на одном берегу?

Может быть, я смогу возвратиться,

Может быть, никогда не смогу.

Ты же знаешь, как ночью по тропам

За спиною, куда ни пойду,

Чей-то злой, настигающий топот

Все мне слышится словно в бреду.

· Радость перемен:

Над вокзалом - ранних звезд мерцанье.

В сердце - чувств невысказанных рой.

До свиданья, Север!

До свиданья,

Край снегов и славы боевой!..

Еду, еду в отпуск в Подмосковье!

Я рад тому, что мы кочуем,

Я рад садам монастыря

И мимолетным поцелуям

Прохладных листьев сентября.

Еще он долог по селеньям,

Мой путь к морскому кораблю,

И, как тебе, цветам осенним

Я все шепчу: «Люблю, люблю…»

· Быстротечность и стремительность жизни:

За мною захлопнулась дверца,

И было всю ночь напролет

Так жутко и радостно сердцу,

Что все мы несемся вперед.

Что все мы почти под кюветом

Несемся куда-то стрелой,

И есть соответствие в этом

С характером жизни самой!

· Связь времен:

Однажды Гоголь вышел из кареты

На свежий воздух. Думать было лень.

Но он во мгле увидел силуэты

Полузабытых тощих деревень.

Он шляпу снял,

чтоб поклониться

Старинным русским каланчам… («Приезд Тютчева»).

· Дорога как предназначенье:

Идет старик в простой одежде.

Один идет издалека…

Не помнит он, что было прежде,

И не боится черных туч,

Идет себе в простой одежде

С душою светлою, как луч.