Болезни Военный билет Призыв

Анализ «Зимняя ночь» Пастернак. Анализ стихотворения Б. Пастернака "Зимняя ночь" Зимняя ночь пастернак анализ кратко

Интересные особенности произведений открывает их "Зимняя ночь" отличается большой глубиной смысла. В этом вы убедитесь, прочитав данную статью. Фото автора представлено ниже.

Зимняя ночь... Что предстало перед вашим мысленным взором, когда вы произнесли эти слова? Возможно, спокойствие и тишина, уютный, легкий снег и россыпь звезд по черному небу? А возможно, вам представилась метель за окном, пляска духов природы, вихрь снежных хлопьев и единственная тихая пристань в этом месте - дом с горящей на столе свечой?..

Время создания произведения

Стихотворение было написано в 1946 году. Война закончилась совсем недавно. Казалось бы, наступившему спокойствию ничего не угрожает. Однако не утихли еще бури мировых потрясений и, возможно, не утихнут никогда. Где же искать спасения? Что может помочь человеку не затеряться в водовороте страстей, сохранить хрупкий Борис Пастернак дает ответ в этом произведении: домашний очаг - обитель спокойствия и надежды. Однако ответ этот неоднозначен, как показывает проведенный нами анализ. Стихотворение Пастернака "Зимняя ночь" намного сложнее. Чтобы это доказать, рассмотрим его подробнее.

Прием антитезы

Вернемся к интересующему нас стихотворению и попробуем понять, что хотел сказать читателю автор, какие мысли выразил Пастернак в стройной череде рифмующихся строк. Произведение это - стихотворение-сомнение, бегство, уход. Не случайно оно построено целиком на приеме антитезы (противопоставления). Из строфы в строфу рефреном следуют повторяющиеся слова "свеча горела...". Как известно, свеча - это символ надежды, чистоты, уединения, тихого счастья. Этот огонек, который является центром Вселенной для лирического героя, легко потушить. Одного легкого дуновения достаточно для этого. И вот уже "крестообразно" вздымает "два крыла", как ангел, "жар соблазна".

Огонь, жар - символ страстей, эмоций. Однако это "жар соблазна". А вот огонь свечи -это светоч уединенной, тихой жизни. Автор изобразил в произведении одну стихию в двух ипостасях, диаметрально противоположных. Однако основой произведения является все-таки антитеза льда и огня. Это подтверждает дальнейший его анализ.

Стихотворение Пастернака "Зимняя ночь" в первой строфе имеет следующее противопоставление: "мело по всей земле" и "свеча горела". В зиму, метель, рой снежных хлопьев погружают нас первые две строки стихотворения. Холодная стихия при этом является царицей "всей земли", всего мира, которой все подчинено. И только одинокая свеча противостоит храбро этой снежной королеве, которая разъярена, возмущена этим.

Кто же победил?

Произведение напоминает "Бесов" Пушкина противостоянием борьбы духов бытия и природы, непрекращающейся дикой пляски и свечи, символизирующей одинокую человеческую душу. Однако здесь совсем иной итог. Если демоны у Пушкина, изображенные в образе стихии, ломают сопротивление затерявшегося путника, перевернув его возок, то здесь светоч надежды, маленький огонек не могут победить окончательно внешние силы. Последняя строфа является повторением первой: "мело весь месяц" и "свеча горела".

Главная идея произведения

Продолжим наш анализ. Стихотворение Пастернака "Зимняя ночь" характеризуется тем, что совпадают последние две строки этих строф, но не первые. Заметим, что в первой строфе ощущения времени нет - с бесконечностью сливается действие. Это подчеркивается повтором слова "мело". Следующей строкой начинается стихотворение "Зимняя ночь": "Мело, мело по всей земле...". Анализируя его, отметим, что в последней строфе, в отличие от первой, поставлены четкие временные границы ("в феврале"). Кроме того, уже не повторяется слово "мело". Значит, не бесконечна зимняя буря, она имеет завершение.

"Свеча горела" в качестве заключительной строки утверждает победу надежды и жизни. Эта борьба, порой неоправданная, житейская, завершается победой чистого источника света, который храбро отстоял право на жизнь. Главной идеей произведения является именно противостояние различным жизненным бурям как внутреннего, так и внешнего мира. Кольцевая композиция, а также эмоциональная окраска стихотворения служат ее раскрытию. Если внимательно приглядеться к произведению, прислушаться к звучанию слов, можно понять, что оно очень красочное и яркое.

Стихотворный размер "Зимней ночи", его особенности

Написано стихотворение Пастернака "Зимняя ночь" "старинным, допотопным" (слова Ходасевича) ямбом, отражающим более всего сильную эмоциональную окраску. Что в этом такого, казалось бы? традиционный... Но обратите внимание на 2-ю и 4-ю строки каждой строфы. Можно заметить, что они укорочены - всего 2 стопы. В 1-й и 3-ей строках, к тому же, используется мужская рифма, а во 2-й и 4-й -женская.

Конечно, это не случайно. Красками в палитре поэта, придающими яркость эмоциональному настрою произведения, являются используемые приемы. Укорочены строки, выделена антитеза льда и огня. Она становится заметной, обращает на себя внимание.

Прием аллитерации

Однако здесь нет грубости и жестокости. Способствует этому прием аллитерации (повтор "е", "л"). Этот прием придает легкость, звонкость метели. Мы слышим хрустальный звон льдинок, однако при этом чувствуем безжизненность. Это также играет на антитезу - прием, который делает столь выразительным стихотворение Пастернака "Зимняя ночь".

Анализ описания внешнего мира

Применяется антитеза также в описании внешнего мира, который бесцветен, жесток, суетлив. В снежной мгле "все терялось". В этом мире легко исчезнуть, пропасть. Он поглотит с легкостью все несвойственное, чуждое ему. А при описании мира, в котором царит свеча, автор использует слова, обозначающие домашние, простые вещи, - это "два башмачка", "потолок", "слезы", "воск", "платье", "ночник" и др. Здесь уютно и мило, но и сюда отзвуки другого мира все же доносятся, есть место сомнениям и борьбе.

Внутренний мир лирического героя

Внешний мир этого стихотворения, таким образом, достаточно четко обрисован. Если проанализировать существительные, используемые в произведении, то они почти все относятся к его описанию. Напротив, довольно сложно представить внутренний мир лирического героя этого произведения. Практически ничего о нем не сказано, он дан лишь отдельными штрихами. Читатель может только догадываться о владеющих лирическим героем чувствах. Представленный в этой статье Б. Л. Пастернака "Зимняя ночь" поможет вам в этом. Проникновение в духовный мир лирического героя нас заставляет размышлять и думать. Как и любое другое лирическое произведение Бориса Пастернака, "Зимняя ночь" характеризуется мощным философским потенциалом.

"Жар соблазна"

"Жар соблазна", сомнения завладели душой лирического героя. Коварен этот жар, который почему-то сравнивается с ангелом. Соблазн, как известно, является прерогативой сатаны, а ангел - символ непорочности и чистоты. Опять же пороку приписывается символ чистоты - слово "крестообразно". Это является показателем смятения души лирического героя, который не может понять, где добро, а где зло. Единственным ориентиром, единственной соломинкой является для него символическая "свеча", служащая оплотом надежды и веры. От самого героя зависит, погаснет ли она или будет светить. Именно на эту мысль наводит в конечном итоге стихотворение Пастернака "Зимняя ночь".

Анализ его на этом закончим, поскольку основные особенности произведения мы описали. Надеемся, эта информация была вам полезна. Очень долго и подробно можно описывать стихотворение "Зимняя ночь" Пастернака. Полный анализ его открывает и некоторые другие особенности. Однако самое основное мы отметили и предлагаем читателю самостоятельно поразмышлять над произведением.

Материалы к анализу стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь»

Оцініть публікацію

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Это стихотворение входит в поэтический цикл, что завершает роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Он посвящен О. Ивинской. Стихотворение написано под впечатлением встречи-свидания поэта с О. Ивинской на его даче в Переделкино. Уже тогда они поняли, что не могут жить друг без друга.

Эта зима 1945-1946 гг. была поворотной в его судьбе. Пастернак начал работу над романом «Доктор Живаго», который сыграет роковую роль в его жизни. В это же время он знакомится с сотрудницей редакции журнала «Новый мир» Ольгой Всеволодовной Ивинской. Ему было тогда 56, ей - 34 года. О. Ивинская стала закатной любовью поэта, последние 14 лет жизни Пастернака она была его мукой и страстью, стала прототипом образа Лары в «Докторе Живаго». В одном из писем он восторженно говорит о своей любимой: «Она и есть Лара моего произведения, которое я именно в это время начал писать... Она - олицетворение жизнерадост-ности и самопожертвования. По ней незаметно, что она в жизни (уже до того) перенесла... Она посвящена в мою духовную жизнь и во все мои писательские дела».

Это ее драматическая судьба отразилась в романе, и, в свою очередь, драматическая судьба романа отразилась на ее судьбе. Ольга был арестована. Сталин оставил на свободе Пастернака, но нанес ему предательский удар арестом его возлюбленной. В начале 1949 года Ивинскую увезли на Лубянку якобы за то, что она хотела устроить Пастернаку побег за границу и бежать вместе с ним. В тюрьме ее подвергли пыткам, даже несмотря на то, что она ждала ребенка. Однажды после очередных пыток она очнулась в морге. Потом ей сказали, что произошла ошибка, не туда привезли. Но по возвращении в камеру начались сильные боли, и Ольга Всеволодовна потеряла ребенка. Страданиям горячо любящих людей не было конца:

Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему, - писал Пастернак.

Но есть стихи О. Ивинской, которые звучат ответом любимому:

Играй во всю клавиатуру боли,
И совесть пусть тебя не укорит
За то, что я, совсем не зная роли,
Играю всех Джульетт и Маргарит.

Вскоре после ареста Ольги Пастернака свалил инфаркт, а Ивинская попала на 4 года в мордовские лагеря, откуда была освобождена только после смерти Сталина. В письме к Р. Швейцер поэт писал: «Ее посадили из-за меня. Чтобы добиться свидетельства против меня. Только ее мужеству обязан тем, что меня не арестовали и я имею возможность писать».

А судьба романа оказалась не менее трагичной. «Доктор Живаго» был закончен в конце 1955 года и отправлен в редакцию журнала «Новый мир». Роман был отвергнут по идейным соображениям, так как советские идеологи от литературы увидели в нем искаженное изображение революции. «Дух Вашего романа - дух неприятия социалистической революции. Пафос Вашего романа - пафос утверждения, что Октябрьская революция, гражданская война и связанные с ними последние социальные перемены не принесли народу ничего, кроме страданий, а русскую интеллигенцию уничтожили или физически, или морально...» - это письмо от редакции подписано Б. Агаповым, Б. Лавреневым, К. Фединым, К. Симоновым.

Рукопись романа попала в Италию, где и была напечатана на итальянском и русском языках. Публикация романа послужила дополнительным основанием для Нобелевского комитета присудить Пастернаку премию 1958 года «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». Началась травля писателя.

Нобелевский лауреат был исключен из Союза писателей. Под угрозой насильственной высылки из СССР, в беспокойстве о благополучии и самой жизни близких ему людей Пастернак отказался от Нобелевской премии.

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони.
Мне наружу ходу нет,
Что же сделал я за пакость,
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
(«Нобелевская премия», 1959 г.).

Поэт был близок к самоубийству. Его сломила болезнь, от которой он уже не мог оправиться. В последние дни поэта поддерживали друзья и письма О. Ивинской. Из семьи Б. Пастернак так и не ушел, ибо считал невозможным для себя «соединяться на обломках чьего-то крушения». Теперь, как 14 лет назад, он признавался ей: «Золотая моя прелесть, твое письмо как подарок, как драгоценность. Одно оно способно излечить, окрылить, вдунуть в меня жизнь». Это написано 30 апреля 1960 года. Ровно через месяц, 30 мая, его не стало. Когда О. Ивинская пришла проститься с ним, перед ней молча расступились. Ибо все чувствовали, что у этой женщины были «какие-то свои, совсем особые права на скончавшегося».

Слова эти принадлежат Пастернаку. Это сцена, когда к мертвому, утопающему в цветах доктору Живаго приходит в последний раз его Лара.

Конечно, стихотворение «Зимняя ночь» написано под впечатлением конкретного факта из жизни Пастернака. Но, безусловно, оно выходит за рамки автобиографического. Как ни печально, ни О. Ивинской, возлюбленной великого поэта, ни самого Б. Пастернака уже нет в живых. Но свеча, зажженная силой любви поэта, горит всем февральским метелям назло.

Это стихотворение удивительно. Возможно, даже с первого чтения не постигаешь его колдовства. Надо читать, читать стихотворение, желательно вслух. И постепенно ты попадаешь под магию слов, тебя очаровывает волшебная музыка, ты повторяешь как заклинание:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы...

И настроение у тебя чудесным образом меняется, душа словно бы очищается, осветляется, возносится:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы...

Вы тоже попали под колдовской ритм этих строк? Вы почувствовали с помощью ассонанса, как плачет вьюга, завывает ветер и крутит снежные хлопья? Это все творит удивительная звукопись стихотворения. Недаром, утверждала М. Цветаева, восхищенная талантом Пастернака, он пришел из музыки. Пастернак принес в поэзию «всю несказанность». Читая стихи Б. Пастернака, идешь «ощупью, наугад». И, боясь показаться однообразной, приведу еще одну цитату Цветаевой: «Пастернак нами не читается, он в нас совершается... Пастернак завораживает. Когда мы читаем Пастернака, мы все забываем, кроме Пастернака... Действие Пастернака равно действию сна. Мы его не понимаем. Мы в него попадаем. Под него подпадаем. В него - впадаем». Потому что он - тайнопись, иносказание, шифр.

Конечно, можно наслаждаться пастернаковской «Зимней ночью», не постигая тайны его стихотворчества. Но разве плохо понять, как очаровывает это стихотворение, почему берет в плен, каким образом покоряет? Из чего состоит ткань стиха, нежнейшая «на ощупь»? Какой словесный и звуковой рисунок встает перед читателем? Если ученики постигнут эту науку, то, на мой взгляд, их восхищение стихотворением будет глубже и осознанней. А то, что ученики восхищены «свечой», горящей на столе вопреки февральским метелям, я смогла убедиться за годы преподавания в старших классах. Расскажу лишь о недавнем случае. Зима. За окном снег. Идет урок в 11 классе. Не помню, в связи с какой темой, но говорим о любви, о силе этого чувства. Я внезапно предлагаю ребятам: «Хотите, я вам прочту потрясающее стихотворение о любви?» Начинаю читать «Зимнюю ночь». Когда стихи кончились, в классе повисла тишина. А потом... раздались аплодисменты! Поверьте, я была рада не за себя, что дошла до сердец моих ребят. Я была горда, что Пастернак вызвал у ребят восторг! Уверена, что в мировой лирике не так уж много совершенных стихов, где сплавлены поэзия и музыка в абсолютно идеальных пропорциях. Думаю, что возглавлять этот список будут «Незнакомка» А. Блока и «Зимняя ночь» Б. Пастернака.

У больших поэтов нет ничего случайного. И если мы говорим о звукописи Пастернака, то это не означает, что поэт рассудочно отбирал слова, создающие эффект завывания вьюги или рисующие картину озаренной свечой комнаты. В том-то и чудо гениальных строчек, что поэт интуитивно находит единственно возможные образы, слова, звуки, слышит ту музыку, которая подчеркивает смысловое богатство стихотворения.

Тягучий, протяжный ритм, поразительные ассонанс (созданный звуками И, Э) и аллитерация (прием, основанный в данном случае на повторении звуков М и Л) первых двух строчек в начале стихотворения заставляют нас представить ночное безмолвие, безжизненность пространства, где царит мрак и холод, злобствование метели, швыряющей снежные хлопья в освещенное окно:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы....

По смыслу, по тональности, по звуковому оформлению контрастом звучат вторые две строки:

Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Концентрированное повторение звука А, открытого и широкого, создает эффект противостояния света - мраку, тепла - холоду, огня - льду. Эти две строки, четырежды повторенные в стихотворении, станут его лейтмотивом, ключом к пониманию главной мысли поэта и будут раз от разу звучать все более настойчиво и жизнеутверждающе. Прием градации придает стихотворению вид заклинания, оно воспринимается как вызов судьбе.

Итак, уже в первой строфе зашифровано все, что будет раскрыто в последующих строках. В стихотворении есть два основных символа - метель и свеча. Символы эти многозначны, они приобретают философский характер, достигают вселенского масштаба. Стихотворение построено на антитезе: противодействуют и взаимодействуют (единство и борьба противоположностей) два символа, два мира, две стихии.

Метель - это не просто явление природы, свеча - не просто тающий от огня воск. Пастернак подчеркивает надмирность метели, которая «метет по всей земле», застит свет, сбивает с жизненных ориентиров, угрожает, леденит душу. Она враждебна уюту и теплу, стремится погасить огонь в очаге, мешает соединению родственных душ:

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы...

Снова явление метели создано с помощью повтора согласных Л, М и гласной Э, И.

И даже в человеческом жилище, защищенном от стужи февральской вьюги, нет покоя: «на озаренный потолок ложились тени», на свечу «дует из угла», капает слезами «воск... с ночника».

Что может противопоставить человек враждебному миру и ощущению затерянности в холодном пространстве? Только любовь, «судьбы скрещенье», огонь души.

Когда встречаются он и она, отступают темнота и холод, мир становится надежным, знакомым, узнаваемым. Тогда поэтом используется другая лексика. Автор включает в философские стихи простые и привычные слова: потолок, платье, башмачки, ночник, слезы, воск. Бытие и быт здесь сосуществуют, дополняя друг друга. Предельно конкретные вещи, те, что окружают человека ежеминутно, - входя в стихотворение, получают образное воплощение и становятся олицетворением вечных истин. Обыденное обнажает значительное и вечное... Пастернака «увлекала задача... воссоздать всеохватывающую атмосферу бытия...» (А. Синявский).

Сцена свидания описана предельно откровенно, но и чрезвычайно целомудренно и возвышенно. Мы видим брошенное на стул платье, упавшие на пол башмачки, мелькающие тени, слившиеся воедино:

На озаренный потолок ложились тени
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

С помощью звукописи потрясающе переданы стук упавших башмачков и медленное падение восковых капель.

В нескольких строчках - любовный порыв двух близких людей, ищущих оплота друг в друге во враждебном мире. Их словно осеняет ангел:

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Чувства двоих освящены поэтом. Он утверждает: метель бессильна. Она не может задуть горящую свечу. Всемирная метель и хрупкий огонек свечи вступают в противодействие, и побеждает свет! Горящая свеча также перерастает в символ: это маяк для одиноких путников, магнит для любящих сердец, ориентир для жаждущих света, гавань для сбившихся с дороги, пристань для отчаявшихся, уставших и заблудших. Свеча горит вопреки злым силам. Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Христос в Нагорной проповеди говорит: «И зажегши свечку, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме».

В финале стихотворения, которое имеет кольцевую композицию, пропадает значение всемирности метели. Лед побежден огнем, мрак потеснен светом. Метель - всего лишь февральская вьюга, которая обязательно отступит под напором весны. Отсутствие повтора «мело, мело» в последней строфе снимает ощущение безысходности:

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Очень хочется точку в конце заменить восклицательным знаком, потому что уверенность и сила исходят от последних строчек, в них утверждается идея безграничности высоких чувств и силы любви, которая не покоряется обстоятельствам. Автор рассуждает о проблемах онтологического характера, склоняясь к философским обобщениям. Художественной установкой Пастернака является анализ соотношения человека и внешнего мира. Поэт устремлен вглубь, в суть постигаемого явления. Это стихотворение принадлежит к медитативной лирике. Строчки «Зимней ночи» - это своеобразный поток сознания, который равно захватывает явления бытия и быта, внешнее и внутреннее, абстрактное и конкретное. Это своеобразный философский этюд с жизнеутверждающим финалом, в котором сопрягаются элегические раздумья со своеобразными пейзажными зарисовками, что образуют параллель с внутренним миром человека.

Стихотворение метафорично. Обычный мир поэт видит сквозь «магический кристалл». Сам Пастернак определял метафоризм как «естественное следствие недолговечности человека и надолго задуманной огромности его задач. При этом несоответствии он вынужден смотреть на вещи по-орлиному зорко и объясняться мгновенными и сразу понятными озарениями. Это-то и есть поэзия. Метафоризм - стенография большой личности, скоропись ее духа». Многозначная метафора для Пастернака - единственно возможное средство запечатлеть многозначный мир вокруг и внутри человека.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, который как нельзя более удачно передает эмоциональную насыщенность и взволнованность текста. Но вторая и четвертая строки в строфах укорочены и имеют все две стопы. Возможно, эта перебивка ритма и придает энергию строкам, делает стихи динамичными, экспрессивными.

Мы отмечаем чередование мужской и женской рифмы в строках, в зависимости от расположения рифмы определяем ее как перекрестную (АВАВ).

В стихотворении мало тропов: есть редкие эпитеты, помогающие создать цветовой образ:

озаренный потолок - снежная мгла, седая и белая; есть сравнение, характеризующее отношение автора к чувству героев: жар соблазна вздымал, как ангел, два крыла...

Интересно проследить за словесным строением текста. Здесь нет глаголов, обозначающих действия героев. Нет существительных, называющих героев. Мы узнаем об их существовании и поведении с помощью словосочетаний с существительными: ложились тени, скрещенье рук, скрещенье ног, падали башмачки, воск... на платье капал. Враждебная влюбленным стихия описана с помощью безличных глаголов, что подчеркивает не конкретный характер злых сил, а их вселенский масштаб: мело, мело по всей земле, на свечку дуло из угла.

Итак, перед нами сплав философской и любовной лирики. К какому методу и направлению можно отнести этот стихотворный шедевр? Безусловно, утонченное воссоздание личностных чувств и переживаний, метафоричность текста, создающая настроение, музыкальность позволяют говорить о принадлежности стихотворения к импрессионизму. Но мы можем также утверждать, что стихотворению присущи и признаки символизма: пастернаковский мир синкретичен, он не познается с помощью рациональных приемов, он доступен лишь интуиции, раскрывается с помощью намека, цветового решения, музыки (романсовость формы подсказывает современным композиторам мелодии, есть даже несколько удачных попыток положить стихотворение на музыку). Однако мы видим и романтичность чувства, и реалии жизни. Поэтому нелепо пытаться классифицировать стихотворение однозначно. Пастернак больше, шире, глубже любого окончательного определения. Он сам в книге лирики «Сестра моя жизнь» писал: «Мне совершенно безразлично, как называется сила, давшая книгу, потому что она безмерно больше меня и поэтических концепций...»

Свеча поэзии Пастернака горит вопреки всем запретам и табу.

И каждый может увидеть этот свет, и греться у этого тепла, если в нем нет «той смертной бескрылости», которую ненавидел в людях поэт и его герой Юрий Живаго.

Елена БАХТИНА,
11-й класс, Кировский экономико-правовой лицей
(Учитель русского языка и литературы – В.А. Комягина)

Анализ стихотворения
Бориса Пастернака "Зимняя ночь"

Зимняя ночь...Вы произнесли эти слова, и что предстало перед мысленным взором? Может быть, тишина и спокойствие, лёгкий, уютный снег, полная луна и россыпь звёзд по иссиня-чёрному небу? А может быть, метель за окном, вихрь снежных хлопьев, сумасшедшая пляска духов природы и единственная тихая пристань – дом, свеча на столе?..

В 1946 году Борис Пастернак пишет стихотворение «Зимняя ночь». Совсем недавно закончилась война. Казалось бы, вот оно, наступившее спокойствие! Но бури мировых потрясений не утихли и, наверное, не утихнут никогда. Где же спасение? Что поможет человеку в водовороте страстей не затеряться, сохранить свой хрупкий внутренний мир? И поэт даёт ответ: дом, очаг – обитель надежды и спокойствия. Но этот ответ не однозначен.

Давайте вернёмся к стихотворению и посмотрим, что хотел сказать автор читателю, какие мысли он выразил в стройной череде строк.

Это произведение – стихотворение-сомнение, уход, бегство. Не случайно оно полностью построено на приёме антитезы, то есть на противопоставлении. Рефреном из строфы в строфу следует двустишие:

Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Свеча – символ надежды, тихого счастья, уединения и чистоты. Этот огонёк, являющийся для лирического героя центром Вселенной, центром его мира, легко потушить. Достаточно лёгкого дуновения – и вот уже

Жар соблазна

Крестообразно.

Жар, огонь – символ эмоций, страстей. Но это “жар соблазна”. Огонь свечи – светоч жизни тихой, уединённой. Автор изобразил одну стихию в двух диаметрально противоположных ипостасях. Но основой произведения всё-таки является антитеза огня и льда.

Обратим внимание на первую строфу:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Первые две строки погружают в зиму, рой снежных хлопьев, метель. Причём холодная стихия – царица всего мира, “всей земли”, всё ей подчинено. И лишь одинокая свеча храбро противостоит этой снежной королеве. Та возмущена, разъярена, и вот:

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.

Противостоянием дикой пляски, борьбы духов природы и бытия и одинокой человеческой души – свечи – «Зимняя ночь» напоминает пушкинских «Бесов». Но итог здесь совсем иной. Если у Пушкина демоны в образе стихии переворачивают возок затерявшегося путника, ломают его сопротивление, то здесь внешние силы не могут окончательно победить маленький огонёк, этот светоч надежды. Последняя строфа повторяет первую:

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Последние две строки совпадают, но не первые. Обратим на них внимание. В первой строфе нет ощущения времени, действие сливается с бесконечностью. Это подчёркивается повтором: “мело, мело...” В последней строфе уже поставлены чёткие временныRе рамки: “в феврале”, к тому же слово “мело” не повторяется. Значит, зимняя буря не бесконечна, она имеет своё завершение. Заключительная строка – “свеча горела” – утверждает победу жизни и надежды. Эта борьба, порой житейская, порой неоправданная, заканчивается в пользу чистого источника света, храбро отстоявшего своё право на жизнь. Именно противостояние жизненным бурям как внешнего мира, так и внутреннего является главной идеей произведения. Её раскрытию служит и кольцевая композиция «Зимней ночи», и эмоциональная окраска произведения. Если мы внимательно приглядимся к нему, прислушаемся к звучанию слов, то поймём, что она очень ярка и красочна. Стихотворение написано ямбом “старинным, допотопным”, по словам В.Ходасевича, более всего отражающим сильную эмоциональную окраску стиха. Казалось бы, что в этом такого? Ямб традиционный, четырёхстопный... Но посмотрим на вторую и четвёртую строки каждой строфы. Они укорочены. Здесь всего две стопы. К тому же в первой и третьей строках применяется мужская рифма, а во второй и четвёртой – женская. Разумеется, это не случайно. Используемые приёмы являются красками в палитре поэта для придания яркости эмоциональному настрою стихотворения. Строки укорочены – и вот антитеза огня и льда выделена, обращает на себя внимание. Но жестокости и грубости здесь нет. Этому способствует приём аллитерации:

Ме ло, ме ло по все й зе мле
Во все пре де лы...

Или в другой строфе:

Ме те ль ле пила на сте кле
Кружки и стре лы.

Или согласные звуки:

Метел ь л епил а на стекл е
Кружки и стрел ы.

В данном случае указанный приём придаёт метели звонкость, лёгкость, мы слышим своеобразный хрустальный звон льдинок, но чувствуем безжизненность. И это снова играет на антитезу.

Она применяется и в описании внешнего поэтического мира. Он суетлив, жесток, бесцветен:

И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой.

В нём легко пропасть, исчезнуть. Он с лёгкостью поглотит всё чуждое, несвойственное. А вот та часть мира, где царит свеча; для её описания автор употребляет слова, обозначающие простые, домашние вещи, – это “потолок”, “два башмачка”, “воск”, “слёзы”, “ночник”, “платье” и так далее. Здесь мило и уютно, но и сюда доносятся отзвуки другого мира, и здесь есть место борьбе и сомнениям:

На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

Таким образом, внешний мир стихотворения обрисован достаточно чётко. Если проанализировать используемые в произведении существительные, то практически все они относятся именно к его описанию. Внутренний же мир лирического героя стихотворения представить довольно трудно. О нём почти ничего не сказано, он дан отдельными штрихами. Мы можем лишь догадываться о чувствах, владеющих душой лирического героя. Проникновение в его внутренний, духовный мир заставляет нас думать, размышлять, потому что, как и всякое лирическое произведение Б.Пастернака, «Зимняя ночь» несёт мощный философский потенциал.

Душой лирического героя завладели сомнения, “жар соблазна”. Этот жар коварен, здесь употребляется любопытное сравнение:

И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мы видим явное несоответствие: соблазн, являющийся исключительной прерогативой сатаны, сравнивается с ангелом, символом чистоты и непорочности. Выделенное слово “крестообразно” – символ христианства – опять, словно в насмешку, приписывается пороку. И это является ярким показателем мятущейся души лирического героя: где зло? где добро? что лучше, а что хуже? Как найти ответы на эти вопросы? Как не растеряться? Единственной соломинкой, единственным ориентиром в пространстве является символическая “свеча” – оплот веры и надежды. Будет она светить или погаснет под натиском жизненных неурядиц – зависит от самого героя.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Зимняя ночь"

Теплые объятия домашнего очага, мягкий приглушенный свет. И тьма, холодная, беспристрастная и беспощадная зимняя тьма, что стучится в окно. Прорваться, ворваться, затушить и заморозить, замести и усыпить — вот она, зима. Эти ассоциации неизменно переходят из строки в строку, в разных творениях совершенно разных поэтов. Где-то преобладает тепло и озорное веселье, кто-то добавляет щепотку праздника — и все же, зима едина в своем образе для всего человеческого рода. У Бориса Пастернака это время года связано с трудными временами. Не только личные проблемы, но проблемы всего общества, всей страны, которую он так любил и за которую так болела его душа — все это нашло отражение в стихотворении «Зимняя ночь».

Что есть зимняя ночь для Пастернака? Восемь четверостиший: коротких, ярких, хлестких. Тридцать две строки, в которых уместилось так много: и свет одинокого разума, страдающий от непонимания, и огни человеческих судеб, дрожащих перед непреодолимой силой. Конкретно, сильно, без аллегорий и непонятных метафор Борис Пастернак раскрывает перед нами свою зимнюю ночь. В ней нет места многогранным иносказаниям — лишь конкретика. С первых же строк читатель чувствует биение зимнего сердца, всеобъемлющее дыхание метели. Нет, это не ярость природы, не наказание богов, не вселенская бесконечность. Это зима, простая, обычная и настоящая.

Метелью она бьет в окна, пробивается сквозь щели, снегом налипает на оконные рамы. «Как летом роем мошкара», подчеркивает Пастернак, говоря читателю, что природа не знает разницы между временами года. Весна или осень, лето или зима — все едино. И человек в этом огромном единение чувствует свою ничтожность и одинокость, словно одиноко дрожащий огонек свечи. Вокруг этого огонька сосредоточено все действие стихотворения, и главный акцент сделан не на холоде зимней ночи, а на тепле огня.

Жаркая стилистка подчеркивает, конкретизирует чувства, которые хотел выразить Пастернак. Зрительные образы ушли на второй план — они не так важны, как описание одного единственного мгновения. Мгновения, в котором сплелись человеческие судьбы. Одинокие, уязвимые, они, словно жар свечи, стремятся сплестись воедино. И это стремление пульсирует сердечным ритмом, вздымается грудью, едва лишь не затихая под натиском ветра, что пробивается сквозь щели. Но не затихают. Пусть все теряется в снежной мгле, пусть дует вьюга прямо на свечу — пламя ее все горит и горит, и будет гореть до тех пор, пока есть еще в мире любовь.

Именно в этом заключается квинтэссенция* «Зимней ночи» Пастернака. Зима олицетворяет собой мир, что стремится сокрушить человека, взваливая на него непреодолимые препятствия и испытания. Но человек стойкий, настоящий, целостный способен выдержать все, и сохранить в себе любовь. Любовь к себе, к окружающим, любовь к зиме, что стремится затушить человеческое пламя. Нельзя закрываться, ограждаться, обижаться — ведь тогда можно потерять себя. «Зимняя ночь», будучи плодом душевных переживаний поэта, является отражением его идеи о том, что личность человеческая сильна, и пламя ее никто не вправе задуть или подчинить своей воле.

* Примечание: Квинтэссенция - (в переносном значении) самое главное, самое важное

1. Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
2. Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
3. Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
4. На озаренный потолок
Ложились тени,

Судьбы скрещенья.
5. И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
6.
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
7. На свечку дуло из угла,
И жар соблазна

Крестообразно.
8. Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

С южетно-мотивная структура стихотворения «Зимняя ночь» довольно проста. В первых трех строфах намечается и закрепляется стержневая оппозиция «метель-свеча ». В сюжете, порождаемом противостоянием этих контекстуальных антонимов, доминирует не событийный (предметно-ситуативный), а суггестивный (ассоциативно-символический) план. 1‑й и 2‑й стих 1-й строфы - поэтическое обобщение, превращающее реальную февральскую метель в символ всеобъемлющей зимней стихии:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы…

Троп 2‑й строфы - несколько неожиданное в данном контексте ассоциативно-метафорическое уподобление снега (метельных «хлопьев») летней «мошкаре»:

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Но «летнее» сравнение неожиданно лишь на первый взгляд. В содержательном плане это «нисходящая» метафора. Кажущаяся абсолютной и вечной власть метели (=холода/смерти/зла) в действительности не абсолютна и совсем не вечна: в конце концов ее уничтожит противостоящий ей огонь (=тепло/жизнь/добро). Те знаки, которые просматриваются в морозных узорах («Метель лепила на стекле / Кружки и стрелы…» - 3‑я строфа), по-видимому, восходят к архетипической символике солнечного света и в силу этого могут рассматриваться как предзнаменования грядущего поражения метели, т. е. как своеобразный иконический парафраз ветхозаветного «МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН» - пророческих слов, «исчисливших» царство Валтасара и установивших предел его царствованию (Дан., 5: 5-28).

Начиная со следующей, 4‑й строфы (и до конца стихотворения) внимание «лирического автора» будет поочередно фокусироваться на происходящем в комнате (посредством ряда предметных ассоциаций), а затем вновь устремляться в безграничное метельное пространство:

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Огонь (пламя) свечи порождает «скрещенья» теней/судьбы. Без сомнения, этот образ-символ следует считать стержневым. В 7‑й строфе он вариативно трансформируется в «жар соблазна», в свою очередь, уподобляемый ангелу, фигура которого (с поднятыми крыльями) напоминает очертания креста:

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела (IV, 533-534).

Крест (корень слов «скрещенье» и «крестообразно») возникает здесь не случайно - он замыкает сюжеторазвертывающую ассоциативно-метафорическую цепь:

«Скрещенье судеб» героя и героини - это их крест, т. е. судьба в высоком, трагическом ее осмыслении. А. Лилеева совершенно справедливо замечает в этой связи: «В христианской традиции крест - символ страдания и святости. Это позволяет выделить в словах “скрещенье”, “крестообразно” не только сему физической близости мужчины и женщины, но и скрытую сему святости . Любовь, страсть в стихотворении Пастернака - это не только скрещенье тел и судеб, но и страдание, которое приносит искупление и спасение» .

Лилеева А. Г. Поэзия и проза в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»… С. 33.

И. Смирнов не без оснований полагает, что Клинцов-Погорев­ших - не только «карикатура на анархиста», но и «автошарж»: изображая его, «Пастернак рассчитывался и со своим анархофутуристическим прошлым». «В этом освещении глухонемота Погоревших может быть сопряжена <…> с отсутствием абсолютного слуха у Пастернака», послужившего причиной краха «его композиторской карьеры». См.: Смирнов И. П. Роман тайн «Доктор Живаго». С. 146, 147, 148 и след.