Болезни Военный билет Призыв

Багратион в войне и мире. Образ и характеристика князя багратиона в романе война и мир толстого сочинение. Утро перед Шенграбенским сражением

Офицер Печорин, главный персонаж «Героя нашего времени» (см. полный текст этого романа по главам), приезжает на отдых в Пятигорск. Этому прежнему прожигателю жизни уже наскучили бурные светские скандалы, чьим центром он так часто бывал в недавнем прошлом. Печорин теперь склонен смотреть на жизнь глазами разочарованного скептика, но его сильная волевая натура всё же продолжает иногда возбуждать в нём тягу к интригам и приключениям.

В Пятигорске Печорин встречает знакомого ему по службе юношу Грушницкого. Имея всего 21 год от роду, Грушницкий пока даже не офицер, а юнкер в солдатской шинели. Человек пустоватый, любитель красивых фраз, наигранных страстей, напускных поз, он жаждет сделаться героем романа.

Среди блеклого общества, которое собралось лечиться водами, выделяется недавно приехавшая из Москвы княгиня Лиговская с юной, прелестной дочерью, княжной Мери. Они как раз проходят мимо Печорина и Грушницкого. Грушницкий пытается привлечь внимание Мери как бы невзначай, но громко произнесённой сентенцией: «я ненавижу людей, чтобы их не презирать». Он добивается цели: Печорин вскоре случайно видит, как сердобольная Мери подаёт Грушницкому стакан, который тот уронил у источника. Юнкер делает вид, что сам не может поднять его из-за раненой ноги.

Красота Мери производит впечатление на Печорина.

Лермонтов. Княжна Мери. Художественный фильм, 1955

13 мая

Друг Печорина, умный и проницательный доктор Вернер, вхож в дом Лиговских. Он рассказывает про интерес Мери к Грушницкому, а также про то, что у Лиговских заходил разговор о самом Печорине: княгиня-мать излагала подробности одной его шумной светской «истории» в Петербурге. Вернер видел у Лиговских незнакомку с чёрной родинкой на щеке. Печорин догадывается: это, скорее всего, Вера – женщина, с которой он некогда имел любовную связь.

Гуляя по бульвару, Печорин видит Мери с матерью, сидящих на скамейке в окружении молодых людей. Он устраивается на соседней лавочке, останавливает пару проходящих офицеров, возбуждает их смех занимательными и весёлыми рассказами. Мало-помалу вся молодёжь со скамейки Лиговских перетекает к нему – к недовольству и раздражению Мери.

16 мая

Чтобы ещё больше раззадорить княжну, Печорин в одной лавке перехватывает у неё и её матери покупку – персидский ковёр. Мери хотела повесить его у себя в комнате, а Печорин приказывает покрыть этим ковром лошадь и провести её под окнами Лиговских.

Мери оказывает явную благосклонность Грушницкому, но Печорин своими дерзкими выходками всё сильнее привлекает её внимание. Грушницкого он возбуждает настойчивее ухаживать за княжной, но и язвит его «случайными» замечаниями о том, что Мери лишь кокетничает с ним.

На прогулке у грота Печорин встречает сидящую в одиночестве Веру. Хотя он не дал ей, ничего кроме страданий, верина страсть при виде бывшего любовника вспыхивает вновь. В Пятигорск она приехала с мужем-стариком, о её прежнем знакомстве с Печориным здесь никто не знает. Вера говорит, что она и Печорин смогут встречаться, не возбуждая подозрений, лишь у её родственников Лиговских. Вера просит Печорина найти способ быть принятым в этом доме и для пущей секретности притвориться влюблённым в Мери.

Вечером Печорин в черкесском костюме выезжает на конную прогулку. На обратном пути он поит лошадь в овраге и вдруг видит гуляющее верхом общество. Впереди едет Мери, рядом с ней Грушницкий рассыпается в высокопарных фразах. Ударив своего коня плетью, Печорин неожиданно выезжает из оврага прямо перед ними – к большому испугу Мери, принявшей его за черкеса. Печорин «успокаивает» её дерзкой фразой: «Не бойтесь, мадам! Я не более опасен, чем ваш кавалер».

21 мая

Вера при случайном свидании вновь уговаривает Печорина познакомиться с Лиговскими. Назавтра назначен бал – Печорин решает станцевать там с Мери.

22 мая

Бал в ресторации. Печорин замечает сильную неприязнь местных дам к чересчур красивой Мери и случайно слышит, как некий драгунский капитан обещает одной толстячке «проучить» княжну.

Печорин приглашает Мери на вальс. Торжествуя, что этот наглец подошёл к ней первым, княжна дерзит с ним. Но тут неизвестный пьяный господин, подбитый драгунским капитаном, делает Мери неприличное приглашение на мазурку. Юная княжна приходит в страшное замешательство, едва не падает в обморок посреди зала. Однако Печорин со своим всегдашним самообладанием твёрдо принуждает пьяного уйти.

Княгиня-мать подходит благодарить его за это и приглашает бывать у них в доме.

23 мая

В сопровождении Грушницкого Печорин идёт к Лиговским, где встречается с Верой, делая вид, что она незнакома ему. Грушницкий восхищается пением Мери, но Печорин продолжает распалять княжну насмешливостью: «Люблю музыку… после обеда особенно, хорошо усыпляет». Мери принимает сухой тон, однако интерес к Печорину явно разгорается в ней всё сильнее.

29 мая

Печорин снискивает себе у Лиговских репутацию отличного рассказчика. Мери слушает его с интересом. Печорин делает вид, что не хочет мешать её разговорам с Грушницким, но она вдруг замечает: «У вас очень мало самолюбия! Отчего вы думаете, что мне веселее с Грушницким?»

3 июня

Печорин размышляет, зачем он затеял игру с Мери, и приходит к выводу: первейшая его страсть – «подчинять моей воле все, что меня окружает, возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха. А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!»

Грушницкий торжествует: его произвели в офицеры. Он пока скрывает свою радость от Мери: хочет поразить её, появившись в мундире, который уже себе заказал. Печорин вновь с издёвкой намекает Грушницкому, что Мери его «надувает» – и слышит в ответ: «Мне жаль тебя, Печорин!»

Всё общество едет на прогулку к глубокому провалу на Машуке. В дороге Печорин рядом с Мери злословит насчёт окружающих. Княжна порицает его за это. В ответ Печорин произносит отчасти наигранную, но отчасти и искреннюю тираду: «С детства окружающие не понимали меня, читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было, подозревали в лукавстве и двоедушии, в лживости – и от этого во мне действительно родились и укрепились злые страсти. Люди сами довели меня до отчаяния, но не бурного, а холодного, бессильного, прикрытого любезностью. Если вам смешно – смейтесь!»

На глазах у Мери выступают слёзы. Она задумчива до конца прогулки. Печорин рад, что возбудил в ней одно из сильнейших женских чувств – сострадание.

4 июня

Вера, которая уже ревнует Печорина к Мери, послезавтра уезжает с мужем в Кисловодск. Она поселится там на втором этаже дома, куда через неделю приедут и Лиговские, чтобы занять первый этаж. Вера зовёт ехать вслед за собой Печорина.

Назавтра назначен бал, куда Грушницкий собирается впервые придти в офицерском мундире. Печорин уговаривается танцевать мазурку с Мери. Вечером у Лиговских он с чувством рассказывает историю своей любви с Верой, прикрыв всё вымышленными именами. Вера очень тронута, а гости с волнением слушают рассказ до двух часов ночи.

5 июня

Грушницкий сшил себе мундир с неимоверной величины, с эполетами, загнутыми кверху в виде крылышек амура. Впрочем, уже подозревает, что Печорин волочится за Мери, и обеспокоен этим.

Начинается бал. Придя туда, Печорин краем уха слышит, как Грушницкий жарко объясняется с Мери, говоря, что она переменилась к нему, и умоляя не лишать его своей любви.

Печорин подходит к ним. На задорный вопрос Мери, как ему нравится мундир Грушницкого, Печорин отвечает: «В мундире он еще моложавее». Грушницкий в ярости от того, что о нём отозвались, как о мальчике. Узнав ещё, что Печорин отбил у него мазурку с Мери, Грушницкий шипит: «Я этого не ожидал от тебя!» – и не скрывает, что намерен мстить.

Против Печорина явно составляется враждебная шайка из молодёжи во главе с Грушницким и драгунским капитаном. Но вражда и опасность только подхлёстывают в нём решимость и отвагу.

Сажая Мери в карету после бала, Печорин в темноте незаметно целует ей руку.

6 июня

Вера уехала с мужем в Кисловодск.

7 июня

Печорин приходит к Мери. Она требует объяснений насчёт поцелуя руки. Сказав в ответ: «Простите меня, княжна! Я поступил как безумец... Зачем вам знать то, что происходило до сих пор в душе моей!», он театрально поворачивается и уходит.

От доктора Вернера Печорин узнаёт: везде ходят слухи, что он женится на Мери. Их распускает шайка Грушницкого.

10 июня

Чтобы сильнее разжечь страсть Мери разлукой, Печорин уезжает в Кисловодск. Здесь он украдкой встречается на прогулках с Верой, но страстно жаждет ожидаемого вскоре приезда Лиговских. В Кисловодск съезжается и шайка Грушницкого.

11 июня

В Кисловодск прибыли Лиговские. Печорин с удивлением замечает, что история с Мери сильно возбудила его. Он размышляет: «Неужто я влюблён?» Думает о страстности женщин, всегда уступающих упорному, неотступному ухаживанию. Сознаёт: кроме женщин, он ничего на свете не любил и всегда готов был им жертвовать спокойствием, честолюбием, жизнью.

12 июня

На конной прогулке Печорин ведёт лошадь Мери через быструю речку. От вида стремительного течения у неё кружится голова. Она едва не падает из седла, но он быстро перехватывает её за талию – и, крепко прижав, слегка целует в щёку.

Потрясённая Мери восклицает: «Может быть, вы хотите посмеяться надо мной, возмутить мою душу и потом оставить? Вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю?» Печорин с видом равнодушия спрашивает: «Зачем?»

В сильнейшем волнении Мери уезжает от него к остальным спутникам. Весь остаток прогулки она лихорадочно говорит и смеётся.

Вечером Печорин едет на одинокую прогулку верхом. Проезжая на возвратном пути мимо трактира, он случайно слышит там разговор компании Грушницкого. Драгунский капитан советует проверить смелость гордеца Печорина: пусть Грушницкий вызовет его стреляться на шести шагах, а в пистолеты тайно от него не положим пуль. Печорин ждёт, что Грушницкий откажется от такого низкого обмана, но тот, помолчав, даёт согласие.

На следующий день Мери признаётся Печорину, что всю ночь не спала. «Знайте, я всем могу пожертвовать для того, которого люблю... О, отвечайте скорее, сжальтесь». – «Я вам скажу всю истину, – говорит он ей. – Я вас не люблю».

Мери, бледнея, просит: «Оставьте меня». Печорин пожимает плечами и уходит.

14 июня

Наедине он думает: «Почему же я не ответил Мери согласием? Потому что как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, – прости любовь! Свободы моей не продам. Не знаю сам, почему».

15 июня

Записка Веры Печорину: «Приходи ко мне вечером. Муж уехал, а прислугу я услала на выступление приезжего фокусника».

По пути на любовное свидание Печорину кажется, что за ним следят. Поднявшись к Вере на второй этаж около десяти часов, он около двух ночи спускается с её балкона на связанных шалях. В окне на первом этаже зажжён свет. Печорин видит там Мери, сидящую на кровати с опущенной головой.

Он спрыгивает на землю, но тут его вдруг стараются схватить Грушницкий и драгунский капитан, который кричит: «Будешь у меня к княжнам ходить ночью!..» Они, впрочем, не вполне узнают его в темноте и не знают точно, от кого именно из дома он вышел. Печорин сбивает капитана с ног ударом кулака и убегает. Вдогонку ему стреляют, едва не попав.

16 июня

Наутро Печорин идёт завтракать в ресторацию с вернувшимся в город мужем Веры. Сев в угловой комнате, они слышат, как за стеной Грушницкий рассказывает своей компании: «Вчера ночью Печорин прокрался к Мери. Мы пытались его схватить, но он убежал. Какова княжна? а?»

Печорин неожиданно выходит из двери, обвиняет Грушницкого в клевете и вызывает его на дуэль. Секундантом Грушницкого соглашается стать драгунский капитан, а Печорина – Вернер. Вернер идёт договариваться об условиях поединка и, вернувшись, сообщает о своём подозрении: драгунский капитан изменил прежний план. Раньше он собирался оставить пистолеты незаряженными, но теперь решил положить пулю в пистолет одного Грушницкого.

Стреляться решают в глухом ущелье, убитого – на счёт черкесов. Ночь перед дуэлью Печорин проводит без сна, в раздумьях: «Я чувствую в душе своей силы необъятные и предназначение великое. Однако давно изменил ему: увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни. И с той поры сколько раз я играл роль топора в руках судьбы, орудия казни обречённых!» (См. Монолог Печорина «Зачем я жил?..»)

----------------

Свои записки Печорин продолжает уже в крепости Максим Максимыча, куда его выслали за дуэль. Он повествует в них, как утром в день поединка они с Вернером приехали в ущелье. Доктор предложил кончить дело полюбовно. Печорин выставил условие этого: Грушницкий должен публично извиниться перед ним и признаться в клевете. Тот отказался.

Печорин тогда настоял сделать условия дуэли ещё опаснее: стрелять по жребию на узенькой площадке, наверху видимой отсюда скалы. Тот, кто станет целью выстрела, должен стать на самый её край. Так даже лёгкая рана будет смертельна, ибо неизбежно падение с обрыва.

Грушницкий вроде бы колебался, сознавая подлость заговора, при котором пуля будет положена только в его пистолет. Но потом согласился.

Дуэль Печорина с Грушницким. Картина М. Врубеля, 1891

По жребию первый выстрел достался Грушницкому. Наведя пистолет на Печорина, он вначале опустил его со словами: «Не могу!» Но услышав восклицание драгунского капитана: «Трус!» – выстрелил. Пуля слегка оцарапала колено Печорину, однако он успел отбежать от пропасти.

Очередь стрелять перешла к Печорину. Он искал на лице Грушницкого признаки раскаяния, но тот, кажется, улыбался. Тогда Печорин подозвал Вернера и попросил его проверить, есть ли пуля в пистолете. Её не оказалось. Пистолет перезарядили под бессильные протесты драгунского капитана.

«Грушницкий! Еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все», – проговорил Печорин. «Стреляйте, – закричал в ответ его соперник. – Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла». Печорин нажал курок – и Грушницкий упал со скалы.

В большом волнении Печорин до вечера одиноко скакал на коне. Вернувшись домой, он получил письмо от Веры : «Муж сообщил мне, как ты вызвал Грушницкого на дуэль. Я пришла в такое волнение, что рассказала ему всё про нас. Он велел немедленно запрягать карету и уезжать из города. Мы больше никогда не увидимся. Я верю, что ты останешься жив! Не правда ли, ты не любишь Мери?».

Печорин как безумный поскакал вслед за Верой. Но его конь от быстрого бега пал и издох совсем недалеко от цели. Печорин долго и горько рыдал в степи из-за того, что так и не смог навсегда попрощаться с женщиной, которую когда-то любил. Всю ночь он пешком добирался до Кисловодска.

Начальство догадалось о причине смерти Грушницкого. На другой день Печорин получил приказ ехать в крепость Н. Он пошёл попрощаться с Лиговскими.

Княгиня-мать приняла его довольно дружелюбно, сказав, что если он желает жениться на Мери, то «я не против, хотя вы гораздо беднее нас». Печорин попросил разрешения поговорить с княжной наедине.

Та вскоре вошла. «Княжна, вы знаете, что я над вами смеялся?.. – обратился к ней Печорин, стараясь быть спокойным. – Вы должны презирать меня».

«Боже мой!» – едва выговорила Мери.

Печорин боролся с желанием упасть к её ногам, едва преодолевая себя.

«Я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль, и в этом признаюсь; вот все, что я могу для вас сделать. Какое бы вы дурное мнение обо мне ни имели, я ему покоряюсь».

«Я вас ненавижу», – воскликнула Мери с блистающими глазами.

Печорин почтительно поклонился и вышел.

Через час он уехал из Кисловодска. «Отчего я не хотел ступить на путь, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?.. Нет, я бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает, томится, ходит целый день по прибрежному песку и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там желанный парус...»

Л.Н. Толстой был убежден в том, что историю не может вершить один человек, каким бы выдающимся он ни был. По его мнению, судьба государства даже в самые сложные моменты его существования решалась народом.

Такой подход нашел отражение в образе полководца, под руководством которого русская армия смогла одержать полную победу над французами в 1812 году. Михаил Кутузов у Толстого - образец носителя духа и воли всего народа. Благодаря таланту военного тактика, готовности и способности отстаивать свое мнение, отеческому отношению к солдатам он завоевал любовь и уважение русского воинства.

Историческая справка

Голенищев-Кутузов Михаил Илларионович, 1745 года рождения, прошел хорошую военную школу, когда служил под руководством Румянцева П.А. и Суворова А.В. Его стремительное возвышение начинается с русско-турецкой войны 1864-78 годов.

Начиная с флигель-адъютанта принца Гольштейн-Бекского в 1861 году, спустя 30 лет он получил чин генерала. Михаил Кутузов был вхож в царский дворец при Екатерине II и Павле I, неоднократно удостаивался высоких наград за боевые доблести.

Среди героев романа Толстого "Война и мир" немалое место занимают штабные офицеры русской армии 1805-1807 гг.

Что связано с понятием штаба армии? Это мозг, сердце, руководящий центр армии! Штабные офицеры должны быть людьми умными, храбрыми, дальновидными, умеющими принимать быстрые и правильные решения, бескорыстно преданными Родине, умеющими вести армию к победе и в то же время сохранить ее силы.

Как образец такого штабного офицера блестяще показан Толстым Андрей Болконский. Его очень высоко ценил полководец Кутузов: "Ваш сын,- писал он отцу Болконского,- надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного".

Но фигура Андрея Болконского не типична для штабных офицеров. Это явление одиночное. Недаром он разочаровывается в своих товарищах по штабу и уже в 1812 году участвует в войне боевым офицером.

Какими же рисует Толстой большинство штабных офицеров? Он описывает их (Несвицкого и Жеркова) в глубоко психологическом плане. Читатель понимает, что за внешней холеностью и знатным происхождением скрывается душа убогих людей, неумных и недалеких. Они думают прежде всего о своей карьере, наградах, о том, как выслужиться перед начальством.

Для подтверждения сказанного обратимся непосредственно к страницам романа. Противопоставляя князя Андрея штабным карьеристам, писатель заставляет читателя задуматься, в чьи руки была вверена судьба армии. Впечатляюще описана сцена встречи штабных офицеров с австрийским генералом Маком, потерпевшим поражение под Ульмом. Для Болконского ясно, что теперь "половина компании проиграна". А как отнеслись к этому несчастью Несвицкий и Жерков? Они не нашли ничего лучшего, как только глупо посмеяться над поражением своих же союзников. м здесь

Толстой вкладывает свои мысли, полные достоинства и гнева, в уста князя Андрея: " Да ты пойми, что мы - или офицеры, которые служим царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Сорок тысяч человек погибло, и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить".

Но, может быть, более выгодно показывают себя Несвицкий и Жерков в боевой обстановке? Обратимся к сцене у моста через реку Энс. Чтобы отрезать неприятеля от русских войск, надо было взорвать мост. Эту операцию необходимо было осуществить как можно быстрее, чтобы избежать больших потерь. Князь Багратион поручил Несвицкому передать распоряжение взорвать мост, но тот по своему легкомыслию не сумел толково передать, кто должен это сделать. Было потеряно много времени. В результате грозила гибель целому эскадрону. Малейшее промедление- и французы форсируют реку. м вот эскадрон Денисова, рискуя жизнью, проводит опасную операцию взрыва. "Зажгут или не зажгут мост? Кто прежде? Они добегут и зажгут мост, или французы подъедут на картечный выстрел и перебьют их? Этот вопрос с замиранием сердца невольно задавал себе каждый из большого количества войск, которые стояли над мостом..." А что думают и как ведут себя люди, по вине которых рискует целый эскадрон храбрецов? "Ох! достанется гусарам! - говорил Несвицкий. - Не дальше картечного выстрела теперь".

Напрасно он так много людей повел,- сказал свитский офицер. м в самом деле,- сказал Несвицкий.- Тут бы двух молодцев послать, все равно бы.

Ах, ваше сиятельство,- вмешался Жерков, не спуская глаз с гусар, но все своею наивного манерой, из-за которой нельзя было догадаться, серьезно ли, что он говорит, или нет. Ах,... как вы судите! Двух человек послать, а нам-то кто же Владимира с бантом даст? А так-то хоть и поколотят, да можно эскадрон представить и самому бантик получить.

Кто перед нами? Карьеристы чистейшей воды!

Если князь Андрей даже в пылу проявляет благородство по отношению к женщине и спасает ее, то ни Жеркова, ни Несвицкого вовсе не интересует такая "мелочь", как человеческая жизнь.

Не забывает своих героев Толстой и перед Шенграбенским сражением. Если Болконский просит позволения Кутузова остаться в отряде Багратиона, чтобы участвовать в самом горячем бою, то Несвицкий готовится к отступлению в тыл. м, сияя от удовольствия, сообщает, что "так перевьючил себе все,... что нужно... на двух лошадей, что хоть через Богемские горы удирать".

От художественного приема противопоставления героев писатель не отказывается до конца. Какими разными мы видим князя Андрея и Жеркова в бою под Шенграбеном! "Багратион послал Жеркова к генералу левого фланга с приказанием немедленно отступать. Жерков бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва только он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно. Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания". А Болконский? "Через минуту приехал адъютант с тем же приказанием. Это был князь Андрей... Одно ядро за другим пролетало над ним, в то время как он подъезжал, и он почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине. Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. "Я не могу бояться",- подумал он и медленно слез с лошади между орудиями... Он решил, что при себе снимет орудия с позиции о отведет их".

До батареи Тушина Жерков струсил доехать, а на офицерском ужине он смело и беззастенчиво смеялся над удивительным героем, но смешным и робким человеком - капитаном Тушиным. Не зная, как мужественно действовала батарея, Багратион ругал капитана за то, что тот оставил орудие. Никто из офицеров не нашел в себе смелости сказать, что батарея Тушина была без прикрытия. м только князь Андрей возмутился этими беспорядками в русской армии и неумением ценить истинных героев. Обращаясь к Багратиону, он сказал: "Ваше сиятельство... Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными и прикрытия никакого". м продолжал: "м ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать мое мнение, то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой".

Толстой отмечает, что такие умнейшие полководцы, как Кутузов и Багратион, отлично знали цену штабным офицерам. Багратион считал их "франтиками, посылаемыми для получения крестика". Кутузов сразу выделяет среди этих "франтиков" князя Андрея Болконского. Почему же ни Кутузов, ни Багратион не хотят изменить состав штаба? Это, очевидно, уже не в их воле. Очень часто люди выдвигались не по уму и заслугам, а по протекции влиятельных лиц.

В том-то и значение великого русского писателя, что он сумел показать, кто истинный герой, а кто карьерист, наблюдающий за боем издалека. Всю жизнь Толстой боролся за то, чтобы в армии были гуманные порядки, чтобы ценили простых солдат и офицеров.

Осенью 1805 года под австрийской деревней Шенграбен состоялась битва между отрядом Багратиона и действующей армией Наполеона.

Лев Толстой, описывая Шенграбенское сражение в романе «Война и мир», показывает разнообразие воинских характеров в сложных условиях боя. Кто-то погибает неизвестным героем, а кому-то совесть позволяет использовать войну в личных целях.

Утро перед Шенграбенским сражением

Когда Андрей Болконский въехал на батарею капитана Тушина, он оценил раскинувшеюся перед ним картину, как военный офицер. Вокруг деревни Шенграбен сновали французские отряды. Русский правый фланг располагался на склоне холма. Довольно высокое положение давало некое преимущество перед врагом, там стояла пехота и драгуны.

Батарея Тушина защищала отлогий склон по центру предполагаемой линии огня. Левый фланг русских тоже занимала пехота, не укрепленная пушками. Князь Андрей видел, что вытянувшаяся армия маршала Мюрата, представляет собой более длинную линию. Опыт войны позволял Болконскому предположить, что неприятелю будет легко окружить войска Багратиона.

Князь Андрей оглянулся назад, чтобы проанализировать варианты отступления. Перед ним раскинулся овраг с крутым спуском. Коннице будет сложно отступать, а об артиллерии нечего было и думать. Ему хотелось обдумать вероятный план сражения, но вдруг совсем рядом разорвался первый снаряд.

Героический образ Багратиона

Генерал понимал, что успех отступления всей русской армии зависит от того, сумеет ли его семитысячный отряд остановить на время 20 тысячное войско князя Мюрата. Его смуглое волевое лицо выражало спокойствие и невозмутимость. Князь Болконский пытался прочитать, что кроется за холодным взглядом славного командира.

Болконский докладывал спешно, пытаясь передать свои опасения и тревогу. Багратион слушал сосредоточенно с полузакрытыми глазами, как будто уже все это знал, отвечал протяжно четко, с расстановкой произнося каждое слово. Торопиться, мол, некуда, ребята. Рядом разорвался снаряд. Генерал повел себя так, будто произошло событие, не стоящее внимания, только поправил на боку саблю, подаренную некогда Суворовым.

Багратион под огнем противника объезжал русские позиции, чтобы свои присутствием успокоить и ободрить солдат. Он приказал батальонам, защищавшим батарею, перейти на правый фланг, там уже началось отступление, драгуны не выдерживали натиск французов. Слева в лесу слышалась частая ружейная трескотня.

Генерал понял, что контроль над сражением утерянный, но благодаря своей невозмутимости и спокойствию, ему удавалось сохранять самообладание солдат. Приказания уже не отдавались командованием, приходилось делать вид, что все происходящее вокруг является закономерным следствием продуманных действий.

Наступил решающий момент, офицеры не могли четко оценить ситуацию, сосчитать людей. Внизу активизировались французы, надо было отбить очередную атаку. Багратион лично возглавил солдат и бросился вместе со всеми в атаку с призывным «Ура»!

Трусливый поступок Жеркова

Правый фланг отряда Багратиона благополучно отходил через овраг, прикрываемый шестым егерским полком и батареей Тушина. Левому флангу грозила гибель от превосходящего числом врага. Багратион послал корнета Жеркова с приказом к командиру левого фланга отступать немедленно.

Бравый корнет, ранее отличающийся необузданным характером и хулиганскими выходками, резво погнал лошадь в сторону бойкой стрельбы. Едва отъехав от генерала, Жерков почувствовал непреодолимый страх гибели. Там, куда он направлялся, слышались взрывы снарядов и шквал ружейных выстрелов.

Корнет свернул лошадь в лесную чащу, делал вид, что ищет генерала в тех местах, в которых начальства и не могло быть в тот опасный момент. Поэтому приказ Багратиона об отступлении передан не был, что имело губительные последствия для конницы и пехоты, составляющей левый фланг. Пока генералы ссорились и принимали решение самостоятельно о наступлении и отступлении, французы их атаковали, отступать было поздно.

Потом два раза Жеркова посылали в батарею Тушина, но трусливый корнет ни разу не передал приказ об своевременном отступлении.

Подвиг батареи капитана Тушина

Тушин был маленького роста, худощавым и веселым человеком. В его обращении часто слышалось ласковое слово. Он командовал батареей из четырех орудий, которая составляла центр оборонительной линии русской армии. Когда начальство пыталось спасти ситуацию на правом крыле обороны, о пушках забыли.

Уже солнце двигалось к вечеру, когда услышали взрывы снарядов в Шенграбе, поняли, что солдаты храбро продолжают оборону. Багратион сразу отдал приказ отступать. Болконский поскакал на помощь. Батарею уже никто не защищал, единственный прикрывающий батальон отошел.

Вражеские генералы не поняли, что против них стоит четыре не укрепленные пушки. Так часто летели снаряды в сторону деревни, Шангребен полыхал огнем. Против батареи Тушина французы выстроили десять орудий. Стало жарко, семнадцать человек прислуги орудий погибло. Оставшиеся в живых артиллеристы продолжали воевать весело и оживленно.

Толстой с любовью рассказывает о подвиге солдат капитана Тушина, спасших сотни жизней товарищей.

Это реальное историческое лицо, один из известнейших русских военачальников, герой Отечественной войны 1812 года, носит титул князя. Толстой говорит, что Б. "невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек". В романе мы в основном видим его командующим Шенграбенским сражением, которого Кутузов благословил на спасение армии. Просто присутствие Б. на поле сражения уже помогает бойцам. Его все любят и уважают за решительность и отвагу. Во время самого решительного момента сражения Б. не отдает видимых приказаний, а спешивается и идет в бой впереди всего войска. Во время Аустерлицкого сражения Б. также проявил свой героизм. Он один отбивал неприятеля, который был явно вдвое сильнее, а потом, при отступлении, вывел с поля боя свою колонну нерасстроенной. Толстой отмечает, что когда давался обед в честь Б., в его лице "отдавалась честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату...".

    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...

    "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский) Прекрасным...

    Семьи Ростовых и Болконских Толстой изображает с большой симпатией, потому что: они участники исторических событий, патриоты; их не привлекает карьеризм и выгода; они близки к русскому народу. Характерные черты Ростовы Болконские 1. Старшее поколение....

    В романе Л.Н. Толстого описана жизнь нескольких семей: Ростовых, Болконских, Курагиных, Бергов, а в эпилоге еще и семей Безуховых (Пьера и Наташи) и Ростовых (Николая Ростова и Марьи Болконской). Эти семьи очень разные, каждая уникальна, но без общей,...

  1. Новое!