Болезни Военный билет Призыв

Басмачи я плакал. "Великая чистка": борьба с басмачеством

85 лет назад, к сентябрю 1933 г., из Средней Азии за рубеж было выдавлено басмачество, которое унесло тысячи жизней и причинило огромный вред экономике региона. В советское время не было принято говорить и писать обо всех причинах среднеазиатского повстанчества, переродившегося в разбой. Однако в самый разгар борьбы с басмачами, в сентябре 1926 г., в центральной печати выступил тот, кто никогда не боялся рассуждать объективно и говорить открыто. Это был начальник Штаба РККА М.Н. Тухачевский, в будущем один из первых советских маршалов. Ниже мы приводим отрывок из его публикации в журнале «Война и революция», объясняющий причины массовости басмачества:


«После Октябрьской революции, когда власть в Туркестане перешла в руки ташкентского совета, местная туземная буржуазия, поддерживаемая белогвардейскими организациями и еще не распавшимся краевым соглашательским советом, созвала чрезвычайный всетуркестанский мусульманский съезд в Коканде. Съезд этот объявил автономию Туркестана, что имело громаднейшее влияние на все последующие события, так как послужило толчком для возрождения национальных лозунгов в угнетенных до того народностях.
Между тем, декретирование автономии Туркестана советской властью запоздало. Лишь 30 апреля 1918 г. Туркестан объявляется автономной советской социалистической республикой, входящей в состав РСФСР.

Еще более ухудшило положение то обстоятельство, что туркестанские советские работники не уяснили себе значение национального момента и долгое время считали нежелательным включение местных мусульман в органы высшей краевой революционной власти... Разумеется, это решение способствовало тому, что местное население стало смотреть на советскую власть как на “русскую империалистскую” власть.

Впервые обострение национальных отношений произошло после событий в феврале 1918 г. в Коканде, где русские белогвардейцы пытались под флагом мусульманской манифестации подготовиться к контрреволюционному перевороту. Стычка с красногвардейцами повлекла жертвы, и это обстоятельство произвело удручающее впечатление на мусульман и на все местное население.

К создавшемуся неблагоприятному в национальном отношении положению присоединилась еще и старая экономическая политика, которая безоговорочно и в самых крайних формах проводилась местными работниками в Туркестане. 28 февраля 1918 г. был объявлен декрет совета народных комиссаров Туркестанского края, которым конфисковывался и объявлялся собственностью рабоче-крестьянского правительства Туркестанского края весь хлопок, в каком бы виде он ни был и где бы не находился. Декрет на своих уполномоченных возлагал обязанность немедленного проведения настоящего декрета в жизнь, т. е. производство реквизиции хлопка и подвоз его к железнодорожным станциям. Этот декрет при создавшемся национальном положении имел самые неблагоприятные для нас последствия.

…Почти все население Ферганы зависело от хлопкового производства. Хлеба в Фергане не хватало, и его приходилось ввозить. Таким образом, туземное ферганское население было поставлено перед фактом конфискации хлопка, единственного источника к существованию, и вместе с тем перед фактом голода в виду наставшего к тому времени продовольственного кризиса, продолжавшего к тому же непрерывно возрастать.

Результатом этой политики было то, что население ответило на нее быстрым и решительным сокращением хлопководства. Голод заставил переходить снова на хлебные культуры. В виду того, что хлопок значительно больше требует рабочих рук, чем хлеб, вслед за этим последовала громаднейшая безработица, достигшая нескольких сот тысяч человек (до 700000). Вполне понятно, что растущий голод создал широкую базу для питания басмаческих отрядов в период последовавшей за тем борьбы с советской властью» .

Против однозначного подхода к басмачеству ранее выступил Г.К. Орджоникидзе , находившийся в центре событий и видевший ситуацию изнутри. 13 мая 1922 г. в письме Сталину он сообщал: «Политика попытки насильственного расслоения туркестанского патриархально-родового быта, неумелая и безответственная борьба с шариатом , такое же поведение карательных органов вообще и ряд других причин привело к настоящему кризису. …Не верю, будто басмачество - это шайка грабителей, оторванная и преследуемая населением. В одних случаях они (басмачи. - П.Г.) являются защитниками религии и быта, а в других, как, например, в горной части Ферганы и Киргизии, глава басмачей из уголовного каторжника Муэтдин-бека, ныне является крупным феодалом… Он считает себя хозяином своего района и все население рассматривает как своих подданных. Необходимо в корне пересмотреть нашу политику в Туркестане, решительно отказываясь от каких бы то ни было коммунистических экспериментов… Привлечь мусульманскую интеллигенцию, бросить игру левых коммунистов» .


Еще в 1918 г. в Ташкенте сотрудниками ВЧК были пресечены попытки британского агента Ф.-М. Бейли своей деятельностью в Средней Азии активизировать басмаческое движение.

Многие бывшие турецкие офицеры служили в армии и милиции Бухары. Этим воспользовался экс-министр Турции Энвер-паша , прибывший как представитель советского правительства в 1921 г. Бухару из Москвы, где он выдавал себя за поборника идеи единения революции и ислама. Спустя несколько месяцев он перешел на сторону басмачей. Бухарский эмир Алим-хан назначил его главнокомандующим своими войсками. В 1922 г. банды Энвер-паши при поддержке афганцев захватили Душанбе и осадили Бухару.


Энвер-паша


Сайид Амир Алим-хан

Советским властям пришлось принимать срочные меры. 12 мая 1922 г. из Ташкента Г.К. Орджоникидзе и Ш.З. Элиава , направленные в Среднюю Азию со специальным заданием, шифротелеграммой сообщали Сталину: «Положение в Бухаре можно охарактеризовать почти всеобщим восстанием в Восточной Бухаре, оно по здешним данным приобретает организованный характер под руководством Энвера. Для спасения необходима немедленная ликвидация Энвера, что и подготовляется» . Была сформирована специальная группа войск, которая во взаимодействии с сотрудниками ОГПУ летом 1922 г. предприняла решительное наступление и разбила вторгшиеся банды.



Г.К. Орджоникидзе


Ш.З. Элиава

Можно сказать, что советское правительство во главе с Лениным спохватилось, когда поняло, что теряет контроль над ситуацией. В Пункте 10 Протокола Политбюро № 7 от 18 мая 1922 г. были перечислены меры, необходимые для выхода из создавшегося положения: «В целях создания перелома в настроении широких народных масс в пользу Советской власти и начатых ею военных операций против басмачества, поручить Средне-Азиатскому бюро [ЦК РКП(б)]… организовать совместно с советскими органами широкую политическую компанию (митинги, беспартийные конференции) против Энвера, за советскую власть, для чего:

а) объявить Энвера агентом Англии и врагом народов Востока;
б) очистить Туркестан, Бухару, и Хиву от антисоветских турецко-афганских элементов;
в) дать амнистию всем желающим вернуться к мирному труду басмачам;
г) возвратить вакуфные земли их бывшим владельцам;
д) легализовать местный национальный суд» .

Энвер-паша был уничтожен в бою в результате разработанной ОГПУ операции. После его ликвидации главным предводителем басмачей стал некий Ибрагим-бек. Выяснилось, что он происходит из семьи офицера Бухарской армии, что способствовало его назначению бухарским эмиром, скрывавшимся на территории Афганистана, своим представителем в Средней Азии. Борьба с басмачеством приобрела затяжной характер.


Одной из причин, по которой Советам не удалось переломить ситуацию в самом начале, стала поддержка басмачей из-за рубежа. Штаб-квартира туркмено-узбекской эмигрантской организации «Комитет счастья Бухары и Туркестана» располагалась в Пешаваре (в то время - на территории Британской Индии) и, разумеется, контролировалась британцами. Разведка Объединенного Королевства поддерживала тесные связи с главарями басмачей, и, прежде всего, с Ибрагим-беком, отличавшемся жестокостью и непримиримостью. Примечательно, что даже после бегства с остатками своей банды в Афганистан, Ибрагим-бек принял под Мазари-Шарифом участие в боях с советскими частями, вторгшихся в апреле 1929 г. на территорию Афганистана для поддержки свергнутого Аманулла-хана. Это стало одной из причин еще одного вторжения советских частей на территорию Афганистана, в июне 1930 г., для подрыва экономической базы басмачей.

Условно «деятельность» Ибрагим-бека можно разделить на два этапа. Первый этап басмачества под его предводительством длился с 1922 по 1926 г., когда в июне его банда была разбита, а сам курбаши скрылся на территории Афганистана. Второй этап - с 1929 по 1931 г. - закончился сдачей Ибрагим-бека и его приближенных войскам ОГПУ, также в июне. В результате операции, разработанной и проведенной мазари-шарифской резидентурой, банда басмачей под предводительством Ибрагим-бека была разгромлена, а сам предводитель в августе 1932 г. - расстрелян.


Главарь басмачества Ибрагим-бек (второй слева) и
участники специальной группы по его задержанию: Валишев (первый слева),
Енишевский (первый справа), Куфельд (второй справа)

Один из наиболее деятельных чекистов Туркестана того времени А.Н. Валишев в своих воспоминаниях рассказал и об организации разведки для борьбы с басмачеством: «Перед чекистами ставилась задача совместно с территориальными органами [О]ГПУ разведывательную деятельность. Особое внимание обращалось на выявление пособников басмачества, а также источников снабжения банд оружием и боеприпасами. Важное значение для повышения эффективности борьбы с басмачеством имело указание об объединении усилий всех ее участников - армейских подразделений, особых отделов, местных органов власти и [О]ГПУ, добровольческих отрядов и отдельных активистов советской власти» .

По сообщению начальника разведотдела Среднеазиатского военного округа К.А. Батманова и его помощника Г.И. Почтера , «агентурная работа по выяснению контрреволюционных элементов и пособнического аппарата, а также работа по разложению банд удавалась работникам [О]ГПУ неизмеримо лучше и заслуги их в этой работе чрезвычайно велики…» .
В книге Г.С. Агабекова есть эпизод, характеризующий накал борьбы в Средней Азии: «Один из руководителей [О]ГПУ по борьбе с басмачеством, Скижали-Вейс … рассказал мне, как он расправлялся с басмачами. Он подсылал людей к повстанцам, поручая травить пищу басмачей цианистым калием, от чего погибали сотни людей, люди СкижалиВейса снабжали басмачей самовзрывающимися гранатами, вбивали в седла главарей отравленные гвозди и т.д. Так было уничтожено большинство руководителей басмаческого движения» .

После прихода в октябре 1929 г. к власти Надир-шаха между СССР и Афганистаном сложилось своеобразное военно-политическое сотрудничество: афганские власти закрывали глаза на рейды советских вооруженных отрядов по северным районам страны против басмачей, т.к. «разгром басмаческих отрядов в северных провинциях способствовали укреплению власти Надир-шаха, которая имела опору только в пуштунских племенах, контролировавших провинции к югу и юго-востоку от Гиндукуша» .

Наиболее напряженным эпизодом по борьбе с басмачеством является Каракумская операция, проведенная в 1931 г., в результате которой была «разгромлена и ликвидирована вооруженная часть наиболее непримиримых противников советской власти…» .
В 1933 г. борьба с внутренним басмачеством была закончена: 29 августа советские добровольческие отряды Сарыева и Канеева в бою у колодца Чошур полностью ликвидировали группу басмачей, после чего нападения сравнительно малочисленных бандформирований совершались, главным образом, с территории Афганистана, Китая или Персии .

С помощью агентуры, оперативных сотрудников, войск ОГПУ и САВО были разгромлены отряды Аблаева, Абфы-хана, Алаяр-бека, Анна-кули, Атан-Клыч-Мамеда, Ахмет-бека, Балат-бека, Бекниязова, Берганова, Берды-дотхо, Гафур-бека, Дерментаева, Джумабаева, Домулло-донахана, Дурды-бая, Ибрагим-кули, Ишан-Палвана, Ишан-Халифы, Карабая, Карим-хана, Кассаба, Кули, Курширмата, Мадумара, Мамышева, Мурта, Мурука, Муэтдин-бека, Нурджана, Ораз-Гельды, Ораз-Кокшала, Рахман-дотхо, Саид-Мургата, Салим-паши, Тагаджибердыева, Тагибердыева, Турды-бая, Утан-бека, Фузайлы Максума, Хан-Мурада, Хамракула, Элли-бая, Язан-Укуза и др.
Дольше всех прочих курбаши действовал одиозный Джунаид-хан, амнистированный после сдачи в 1925 г. и снова взявшийся за оружие в 1927 г. после того, как получил помощь от британцев. Его шайки несли большие потери, но их вторжения на территорию СССР продолжались до смерти их «лидера» в 1938 г.

Тухачевский М.Н. Борьба с контрреволюционными восстаниями // Война и революция. Кн. 9. 1926, с. 6–7.
Орджоникидзе, Григорий Константинович (Серго; 1886–1937) - партийный и государственный деятель. Участник Гражданской войны. С 1920 г. - руководитель Кавказского бюро ЦК РКП(б), член РВС Кавказского фронта. В 1922 г. - специальное задание в Средней Азии. С 1924 г. - член РВС СССР. С 1930 г. - председателя ВСНХ, позднее - нарком тяжелой промышленности СССР.
Шариат - правовые и религиозно-этические нормы ислама. (Прим. П.Г.).
Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 2, оп. 1, д. 23181, л. 6.
23 января 1922 г. было принято решение об упразднении Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) и создании на ее основе Государственного политического управления (ГПУ). С образованием СССР 30 декабря 1922 г. постановлением Президиума ЦИК от 2 ноября 1923 г. ГПУ было преобразовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ).
Бейли, Фредерик Маршман (1882–1967) - британский разведчик-ученый, исследователь Тибета. В Британской армии с 1900 г. В 1905–1938 гг. - сотрудник Британской политической службы в составе британской колониальной администрации в Индии. В своей книге “MissiontoTashkent” (L., 1946; 1992; 2002) допустил ряд искажений. См.: Swinson A. Beyond the Frontiers.The Biography of Colonel F.-M. Bailey. ExplorerandSpecialAgent.L., 1971.
См.: Райков А. Просчет английского супершпиона // Азия и Африка сегодня. 2006, № 2.
Полное имя - Исмаил Энвер.
Сайид Амир Алим-хан (1880–1943) - эмир Бухарского ханства в 1910–1920 гг. В 1918 г. подписал мирный договор с РСФСР. В 1920 г. в результате Бухарской революции свергнут с престола. Пытался организовать борьбу против Советов. В 1921 г. в результате Гиссарской экспедиции советских войск потерпел поражение и бежал в Афганистан.
Элиава, Шалва Зурабович (1883–1937) - партийный и государственный деятель. Участник Гражданской войны. Член РВС Туркфронта, председатель Туркестанской комиссии ВЦИК и СНК РСФСР. В 1920 г. - полпред РСФСР в Турции и Персии. С 1921 г. - на руководящей работе в Грузии. В 1922 г. - специальное задание в Средней Азии. С 1931 г. - зам. наркома внешней торговли СССР, с 1936 г. - зам. наркома легкой промышленности СССР.
РГАСПИ. Ф. 2, оп. 1, д. 23181, л. 2.
Вакуф - имущество, доход от которого предназначен для религиозных нужд мусульманской общины или благотворительности. (Прим. П.Г.).
РГАСПИ. Ф. 17, оп. 3, д. 293, л. 9.
Агабеков Г.С. ГПУ: Записки чекиста. Берлин, 1930, c. 54–55. См.: Валишев А.Н. Чекистские были. Душанбе, 1988, с. 55; Ганковский Ю. Энвер-паша среди басмачей // Азия и Африка сегодня. 1994, № 5, с. 59–61.
См.: Панин С.Б. Советская Россия и Афганистан. 1919–1929. М. - Иркутск, 1998, с. 93–110.
По материалам Российского Государственного военного архива (РГВА): для объединения действий по борьбе с басмачеством на основании приказа Революционного Военного Совета Республики № 1225/324 от 11 июня 1923 г. в Восточной Бухаре был образован Реввоенсовет во главе с председателем Совета назиров (министров) Бухарской Народной Советской Республики, а для руководства войсками Приказом войскам Туркестанского фронта № 647/249 от 20 июня 1923 г. (в соответствии с Приказом РВСР № 1231/326 от 14 июня 1923 г.) был образован РВС Ферганской области.
В связи с ликвидацией основных сил басмачей в Фергане РВС Ферганской области и РВС Восточной Бухары были упразднены (приказы войскам Туркфронта № 229/27 и № 228/26 от 1 апреля 1924 г. соответственно). На командира 2-й Туркестанской стрелковой дивизии было возложено единоличное командование войсками Области.
Для ликвидации басмачества в Хорезмской Народной Советской Республике приказом войскам Туркфронта № 128/16 от 20 февраля 1924 г. был учрежден РВС Хорезмской группы войск (на правах армии) с подчинением ему, кроме частей РККА, Хорезмской Красной Армии. Функции командующего одновременно выполнял командир 2-й Туркестанской сд. Этот РВС был упразднен в связи с национальным размежеванием и реорганизацией местного военного управления: части бывшей Хорезмской НСР были переименованы в узбекские национальные части РККА и подчинены военкому Узбекской ССР (Приказ войскам Туркфронта № 149/23 от 9 марта 1925 г.).
Бойко В.С. Советско-афганская военная экспедиция в Афганистан 1929 года // Азия и Африка сегодня. 2001, № 7, с. 34.
Аптекарь П. Первая кровь. Примаков берет штурмом Мазари-Шариф // Родина. 1999, № 2, с. 20–21.
Наиболее распространенное название полевых командиров басмачей.
Ибрагим-бека Чакабаева с 10 по 26 июля 1931 г. в Ташкенте допрашивал начальник 3-го отделения Особого отдела САВО Высокинский. Протоколы допроса см.: РГВА. Ф. 25895, оп. 1, д. 870, л. 141–171.
Очерки истории российской внешней разведки. Т. 3. М., 2007, с. 201. См.: Валишев А.Н., с. 329–333; Ганковский Ю., с.61–63.
Валишев А.Н., с. 80–81.
Приказом РВС СССР № 304 от 4 июня 1926 г. Туркестанский фронт был переименован в Среднеазиатский военный округ (САВО).
Батманов, Константин Александрович (1894–1936) - разведчик. Окончил реальное училище, два курса Московского высшего технического училища, Алексеевское военное училище (1916), основной факультет (1922) и один курс востотдела (1923) Военной академии РККА, оперативный факультет Военной академии РККА им. М.В. Фрунзе (1935). Участник Первой мировой и Гражданской войн. В 1920–1921 гг. - в полпредстве РСФСР в Персии (находилось в Баку). Задания Разведупра в Персии, в том числе под прикрытием: консул в Ахвазе, генконсул в Бендер-Бушере, Мешхеде. В 1931–1936 гг. - начальник разведотдела штаба САВО. Позже - зам. уполномоченного СНК СССР по охране военных тайн в печати. Умер во время командировки в Китай.
Почтер, Григорий Исаакович (1899–1939) - разведчик. В РККА с 1920 г.: на штабной работе в кавалерийских частях, в 1929–1936 гг. - в разведотделе штаба САВО, начальник штаба кавалерийской дивизии.
РГВА. Ф. 25895, оп. 1, д. 870, л. 20а–21. Цит. по: Кочик В.Я. Некоторые аспекты деятельности советской военной разведки в 20–30-е годы. - В кн.: Военно-исторический архив. Вып. 13. М., 2000, с. 80–81.
Агабеков, Георгий Сергеевич (Арутюнов; 1895–1938) - разведчик-перебежчик. В 1924–1926 гг. - резидент в Афганистане, в 1928 г. - в Персии, в 1929–1930 гг. - нелегальный резидент в Стамбуле. Бежал в Париж. См.: Прохоров Д.П. Сколько стоит продать Родину. СПб.-М., 2005, с. 50–64.
Скижали-Вейс, Александр Иванович (1891 – ?) - разведчик и контрразведчик. В 1910 г. - унтер-офицер армии Германии. В 1913 г. дезертировал и бежал в Россию. В 1919–1920 гг. - в Региструпре. В 1920–1924 гг. - сотрудник особого отдела 15-й армии и Туркестанского фронта, начальник 4-го отделения контрразведывательного отдела полпредства ГПУ в Туркмении, в полпредстве ОГПУ в Средней Азии. С 1924 г. - в иностранном отделе ОГПУ. (Прим. П.Г.).
Агабеков Г.С., c. 55.
Надир-шах, Мухаммед (1883–1933) - король Афганистана (1929–1933). Сыграл видную роль в войне Афганистана за независимость в 1919 г. В 1919–1924 гг. - военный министр, в 1924–1926 гг. - посол в Париже. В 1926 г. вышел в отставку и поселился во Франции. В 1929 г., вернувшись на родину, возглавил борьбу против Бачаи Сакао и стал королем. Убит в результате покушения.
Окороков А. Секретные войны Советского Союза. М., 2008, с. 136. См. описание одного из таких рейдов: Аптекарь П., с. 20–21.
Алланиязов Т.К. Красные Каракумы: Очерки истории борьбы с антисоветским повстанческим движением в Туркменистане (март – октябрь 1931 года). Жесказган - Алматы, 2006, с. 241.
Пограничные войска СССР. 1929–1938. М., 1972, с. 254.
С 1935 г. - Иран.
РГВА. Ф. 25895, оп. 1, д. 850.
См.: Поляков Ю.А., Чугунов А.И. Конец басмачества. М., 1976.

Врагами русского народа был создан миф о советском (сталинском) терроре, репрессиях против «невинных людей». Среди этих «невинных жертв» были басмачи – бандиты, которые прикрывались идеей «священной войны» против «неверных».

Таким образом, басмачи никогда не пользовались массовой поддержкой народа (кто любит бандитов?!), и они особо не увлекались политикой и идеологией, фактически это были бандиты. До революции они занимались своим историческим ремеслом – грабили земляков. Да и после победы советской власти продолжили своё кровавое ремесло. Так, один из курбашей (курбаши - полевой командир достаточно крупного, способного действовать сравнительно автономно отряда, бандформирования басмачей) Ибрагим-бека, Алят Налван Ильмирзаев, показал на следствии в 1931 году: «Банду я содержал за счёт населения, конечно, население добровольно не давало продовольствия, приходилось отбирать и грабить, за счёт награбленного содержать банду».

Основная часть населения Туркестана была равнодушной к политике. Большая часть населения – крестьяне (дехкане), были безграмотны, газет не читали, их интересовало только собственное хозяйство, и жизнь их селения. Всё время уходило на сельскохозяйственные работы, простое выживание. Интеллигенции было мало. Революция 1905 – 1907 гг. и Февральская революция 1917 года прошли почти незаметно для жителей Туркестана. Единственное, что взволновало «иноверцев» (Так в Российской империи называли коренное население), так это указ 1916 года о мобилизации мужчин на тыловые работы в прифронтовых районах. Это привело к серьёзному восстанию, которое охватило большой регион.

В басмачи чаше всего шли члены общества, которые не нашли себя в обычной жизни. Бандитизм казался легким способом наладить личное материальное положение. Кроме того, можно было сделать «карьеру» - стать сотником, полевым командиром (курбашем), и получить в качестве награды не только долю с награбленного, но и территорию для «кормёжки» отряда, стать там полным хозяином. В результате многие стали басмачами ради личной наживы. Также в басмачи шли те, кто при установлении советской власти терял всё – власть, источники дохода, то есть представители феодального сословия и духовенства. В басмачи попадали и крестьяне, одурманенные речами местных религиозных деятелей. Басмачи также принудительно забирали мужчин-крестьян в свои отряды. Их называли палочники, так как они были вооружены подручными инструментами - топорами, серпами, ножами, вилами и т. п., а то и простыми палками.

Политику в басмачество в основном была привнесена извне – через представителей турецких и британских спецслужб. В 1913 году в Османской империи установилась младотурецкая диктатура. Все нити управления находились в руках трех виднейших деятелей партии «Единение и прогресс» - Энвера, Талаата и Джемаля. Они использовали в политических целях доктрины панисламизма и пантюркизма. С начала войны турецкие вожди вынашивали явно бредовую и авантюристическую идею (с учётом военной, технологической и экономической слабости Османской империи, в которой длительный процесс деградации подходил к логическому финалу – полному краху и развалу) объединения всех тюркоязычных народов под верховенством турок-османов. Турецкие вожди претендовали на принадлежащие России области Кавказа и Туркестана. Турецкая агентура активно действовала на Кавказе и Средней Азии. После поражения Турции в мировой войне, турецких агентов сменили британские. Британия планировала оторвать от России Туркестан, чтобы ослабить влияние русских в Азии. Таким образом, турки и британцы финансировали басмачей, передавали им современное и предоставляли опытных кадровых офицеров и советников для организации восстаний и ведения войны с большевиками.

Особенностью басмачества, в отличие от крестьян-повстанцев с Центральной России, было активное использование методов «малой войны». В частности, басмачи имели хорошо поставленную разведку и использовали специфическую тактику борьбы. Басмачи имели широко разветвленную сеть агентов, которые были среди мулл, чайханщиков, торговцев, бродячих ремесленников, нищих и т. д. Благодаря таким агентам басмачи хорошо отслеживали передвижение противника, знали его силы. В бою басмачи использовали элементы заманивания, ложных атак, подводя увлеченных атакой красных под огонь лучших стрелков, сидевших в засаде. Басмачи базировались в труднодоступных горных и пустынных районах и в благоприятные моменты совершали конные рейды в густонаселённые районы, убивая большевиков, комиссаров, советских работников и сторонников советской власти. Местных жителей запугивали террором. Замеченных в сотрудничестве с советской властью дехкан, как правило, жестоко пытали и убивали. Басмачи старались избегать столкновения с крупными частями регулярных советских войск, предпочитали внезапно нападать на небольшие отряды, укрепления или занятые большевиками населённые пункты, а затем быстро уходить. В наиболее опасные моменты бандформирования дробились на мелкие группы и исчезали, а затем соединялись в безопасном месте и организовывали новый набег. Так как отряды Красной Армии и советской милиции могли оказать сильное сопротивление, басмачи предпочитали нападать на селения, где не было советских гарнизонов и оборону держали плохо вооруженные отряды местной самообороны («краснопалочники» - крестьяне, защищавшие советскую власть и свои поселения). Поэтому от набегов басмачей больше всего страдало местное же население.

Главком Сергей Каменев в 1922 году отмечал: «Характерными чертами басмачей является хитрость, большая находчивость, дерзость, чрезвычайная подвижность и неутомимость, знание местных условий и связь с населением, являющаяся одновременно средством связи между шайками. Эти свойства выдвигают на первый план необходимость особо тщательного подбора командиров во главе летучих и истребительных отрядов и соответствующее руководство ими. Басмачи хитры – надо их перехитрить; басмачи находчивы и дерзки, подвижны и неутомимы – нам надо быть ещё более находчивыми, дерзкими и подвижными, устраивать засады, внезапно появляться там, где нас не ожидают; басмачи хорошо знакомы с местными условиями – надо нам так же хорошо их изучить; басмачи базируются на симпатии населения – надо нам завоевать симпатии; это последнее особенно важно и, как показал опыт, не только облегчает борьбу, но и значительно способствует её успешности».

Продолжение следует…


Название этого партизанского антисоветского движения, зародившегося в 1917 г, происходило от тюркского слова «басмак», что означало «нападать», «налетать».

Распространение басмачества объяснялось тем, что их ряды постоянно пополнялись малосознательными и безграмотными дехканами, находившимися под влиянием духовенства и баев.

Это были люди, недовольные хозяйственными и политическими мероприятиями, проводимыми туркестанскими советскими органами, вытекавшими из общероссийской экономической политики «военного коммунизма»: продразверстка, запрещение частной торговли и особенно закрытие базаров, всеобщая трудовая повинность, введение светских школ взамен прежних религиозных (исповедующих ислам), отмена религиозного суда — все это воспринималось основной массой глубоко верующего населения как посягательство на мусульманскую религию и народные обычаи.

Коренное население Туркестана нередко возмущалось перегибами в политике некоторых представителей местных советских органов, в которых на первых порах доминировали старые чиновники или молодые и неопытные, не знающие местных традиций и обычаев. И используя это недовольство коренного населения, реакционное духовенство собирало темных и малосознательных дехкан под «зеленое знамя ислама» на борьбу с Советской властью.

Наиболее авторитетным предводителем басмачества в Туркестане в 1918 году был Иргаш. Реакционное мусульманское духовенство по старинным обычаям, с соблюдением религиозных церемоний подняло этого разбойника «на белой кошме» как религиозного вождя — «верховного предводителя воинства ислама», после чего он начал «священную войну» против Советской власти. Со всех сторон стекались к нему люди, которые становились басмачами.

Вскоре Иргаш захватил власть в сельской местности вокруг Коканда. Он совершал внезапные налеты на кишлаки и русские селения, нападал на небольшие отряды красноармейцев и всегда легко уходил от погони.

В 1918-1919 гг. в Фергане помимо банды басмачей Иргаша действовали еще около 40 бандформирований (наиболее крупные из них Хал-ходжи, Махкам-ходжи, Рахманкула, Аман Палвана, Муэтдина, Мадамин-бека). После нескольких ссор с Иргашем, Мадамин-бек отделился от него и начал действовать самостоятельно. Задумав стать во главе басмаческого движения в Фергане, он ввел в своих отрядах строжайшую дисциплину. К нему потянулись и русские белогвардейцы, которых тот не только принимал, но и назначал на командные посты.

Осенью 1919 года Красная Армия, разгромив банды атамана Дутова, присоединила Туркестанский край к Советской России. ЦК РКП(б) и Советское правительство получили наконец возможность непосредственно вмешаться в ход совместного строительства в Туркестане и разобраться с басмачеством.

Басмачи приносили огромный вред не только государству, но и непосредственно населению края. Только в 1920 году, по неполным данным, они сожгли 56 хлопкоочистительных заводов, около 153 тыс. пудов хлопка-сырца, 34,5 тыс. кип волокна, 17,5 тыс. пудов семян. В Ферганской области басмачи истребили из каждой сотни 84 лошади, 93 головы крупного рогатого скота и 90 голов мелкого скота.

обращении к мусульманскому населению Ферганской области командующий вооруженными силами Красной армии, действовавшими против басмачей, М. В. Фрунзе писал: «Братья! Два с лишним года льется кровь по всей Фергане, два с лишним года измученное население области не знает отдыха и не может спокойно трудиться; два с лишним года шайки басмачей терроризируют мирных жителей, угоняя их скот, забирая жен и сыновей, лишая последнего достояния. В результате их грабительских «подвигов» все население стонет, поля не обрабатываются, ибо их нечем пахать. Отцы и матери оплакивают тысячи погибших детей, все хозяйство прежде цветущего и богатого края — на грани полного уничтожения.

С этим пора кончать. Пора каленым железом выжечь язву басмачества и железной метлой вымести из края грабителей и бандитов. Отныне с басмачеством, как явным бичом народа, будет вестись беспощадная война. Это твердое решение Советской власти… Братья дехкане… поднимайтесь на борьбу с язвой жизни — басмачеством… Собирайтесь в дружную семью под красным знаменем Советской власти» [Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Киргизии. Сборник документов. Фрунзе, 1957. С. 308 ].

Советское правительство в борьбе с басмачеством пыталось использовать не только военные, но и мирные средства.

Еще летом 1919 года Туркестанский ЦИК объявил амнистию тем басмачам, которые добровольно прекратят бандитскую деятельность. Положительный эффект дало и выполнение указаний Советского правительства по урегулированию отношений с коренным населением. Была создана Особая чрезвычайная комиссия ЦИК и СНК по борьбе с басмачеством, которая занялась проведением необходимых мер. Начался процесс прозрения среди басмачей. 31 января 1920 года на сторону Советской власти перешло несколько тысяч басмачей. Иргаш был убит своими сообщниками [Указ. соч., С. 262 ].

Басмаческое движение возглавил Мадамин-бек. Ожесточенная борьба с бандами Мадамин-бека продолжалась до февраля 1920 года, когда, наконец, потерпев решительное поражение в боях со 2-й Туркестанской советской стрелковой дивизией, он объявил о признании им Советской власти и в марте начал переговоры о сдаче. Реввоенсовет Ферганского фронта обещал, что его отряд в случае сдачи будет зачислен на советскую службу в качестве самостоятельной войсковой единицы, входящей в тюркскую бригаду. 6 марта об этом было заключено соответствующее письменное соглашение.

Мадамин-бек сдержал свое слово и выполнил все обязательства. Однако он не сумел добиться того, чтобы все подчиненные ему курбаши перешли на сторону Советской власти. Один из самых непримиримых, Курширмат, объединил недовольных басмачей и увел их с собой, чтобы продолжать бандитскую деятельность. В мае 1920 года Мадамин-бек вызвался склонить Курширмата к прекращению борьбы с Советской властью. Но его миссия закончилась неудачно. Басмачи заманили Мадамин-бека в ловушку, для вида согласившись на встречу, а затем отрубили ему голову.

Дальнейшие события показали, что в большинстве своем «советские басмачи» в душе оставались басмачами. Многие из них использовали передышку для пополнения своих отрядов вооружением и боеприпасами за счет Красной Армии (точно также действовали и чеченские боевики). Некоторые курбаши, став командирами советских частей, не подчинялись распоряжениям советского командования. Военные власти вынуждены были издать приказ о разоружении полков из бывших басмачей. Тогда большинство басмачей бежали со своими отрядами в степи и присоединились к Курширмату и Хан-ходже.

Теперь лидером среди басмачей Ферганы стал Курширмат, получивший поддержку средствами и оружием от бухарского эмира Сейид-Алим-хана и представителей Англии. Курширмат объявил себя «командующим войсками ислама». Так началась новая вспышка басмаческого движения.

В сентябре 1920 года чекисты Туркестанской республики провели большую работу по выявлению пособников басмачей. Во многих советских учреждениях они выявили бывших жандармов, полицейских, агентов охранки, владельцев крупных фабрик, заводов и торговых предприятий и других враждебных Советской власти элементов. К началу 1921 года из пределов Туркестана было выслано более двух тысяч антисоветских элементов.

Большую работу провели чекисты и по непосредственной борьбе с бандами басмачей. Они проникали в станы басмачей и добывали сведения, необходимые для командования Красной Армии, вели контрразведывательную работу по поимке и обезвреживанию агентуры басмачей среди местного населения. Среди этих агентов были осведомители (чаще всего муллы и торговцы), сообщавшие о передвижениях советских частей, скупщики оружия и боеприпасов (в их числе нередко оказывались бывшие белогвардейские офицеры, служившие в советских военных учреждениях) и др.

И все же эти меры не дали ожидаемых результатов. Басмачество в 1920 году ликвидировать не удалось, ибо пользовалось оно поддержкой в определённых кругах наиболее консервативного местного населения. Кроме того, отряды басмачей постоянно пополнялись кадрами из Бухары и Хивы. Уже давно эти небольшие мусульманские государства, управляемые деспотическими тиранами, подстрекаемые английскими спецслужбами, служили очагами антирусской, а затем и антисоветской деятельности, базой всевозможных националистических движений в Туркестане.

В 1918 году после дворцового переворота власть в Хиве захватил один из вождей хивинских племен Джунаид-хан, ставший новым диктатором хивинского царства. Он установил связи с англичанами, с Деникиным и Колчаком и официально объявил войну Советской России. В ходе этой войны части Красной Армии разгромили войска Джунаид-хана и первого февраля 1920 года вступили на территорию Хивы, которая вскоре после этого превратилась в Хорезмскую Народную Советскую республику, которая вошла в состав Туркестана. Джунаид-хан бежал в пески Кара-Кумов, где сумел организовать новые отряды и опять начал войну с Советской властью.

Аналогичная история произошла и с Бухарой. Бухарский эмир Сейид-Алим-хан, подстрекаемый Англией, которая снабжала его оружием и боеприпасами, тоже объявил войну Советской власти, был разбит Красной Армией, занявшей Бухару в сентябре 1920 года. 14 сентября 1920 года вместо бухарского эмирата возникла Бухарская Народная Советская республика, вошедшая в состав Туркестана. Бежавший эмир сколотил в восточной части Бухары новые вооруженные силы, во главе которых поставил бывшего бухарского офицера Ибрагим-бека, и снова началась война.

Басмаческое движение в Фергане продолжалось несколько лет. Борьба с басмачами была трудной. Они совершали внезапные налеты, непрерывно меняли стоянки, имели хорошую разведку и помощь со стороны местного населения. Со всей остротой встал вопрос о создании воинских частей, знакомых с условиями быта, языка и обычаев коренного населения.

Зловещую роль в туркестанских событиях сыграл Энвер-паша, зять турецкого султана, бывший военный министр Турции. Этот авантюрист поначалу выдавал себя за представителя турецкого национально-освободительного движения. В 1920 году он прибыл в Москву, оттуда выехал в Баку на съезд народов Востока, где произносил ультрареволюционные речи. В конце 1921 года Энвер-паша оказался на туркестанской земле. Здесь он уже выступал как глашатай пантюркизма и панисламизма.

Энвер-паша мечтал о создании «Великого мусульманского государства» в составе Турции, Персии, Бухары, Хивы, Афганистана и советских территорий Средней Азии. Он имел поддержку среди реакционных афганских кругов и английских спецслужб. По его инициативе был создан тайный антисоветский «Комитет национального объединения» на территории советского Туркестана, во главе которого встал ташкентский муфтий Садретдин-ходжа Шарифходжаев. Эта организация была строго законспирирована и довольно быстро оказалась весьма влиятельной среди басмачей. Иначе и не могло быть, поскольку во главе её стояло высшее духовное лицо туркестанских мусульман.

«Комитет» развёл бурную подрывную антисоветскую деятельность и являлся опорой Энвер-паши во всех его авантюрных планах. В частности, «Комитет» давал указания лидерам басмачей всячески содействовать Энверу и объединяться под его руководством для борьбы с Советской властью. Весной 1921 года «Комитет» был раскрыт чекистами и частично ликвидирован, но в глубокое подполье не ушёл и продолжал свою подрывную деятельность.

Осенью 1921 года Энвер-паша прибыл в Бухару. Скрыв свои преступные замыслы и выступая революционером, он втёрся в доверие бухарскому советскому руководству и предложил ему свои услуги в качестве инструктора по формированию национальных частей Красной Армии. Получив такой пост и хорошо изучив обстановку в стране, Энвер-паша бежал из Бухары к Данияр-беку, бывшему командующему национальными отрядами армии Бухарского Советского правительства, изменившему Советской власти. Затем Энвер-паша связался с бывшим бухарским эмиром Сейид-Алим-ханом и предложил ему свои услуги в качестве руководителя войны с Советской Россией.

В конце 1921 года Энвер-паша стал «главнокомандующим вооружёнными силами ислама и наместником эмира Бухарского» (в серебряной печати, заказанной Энвером, была надпись: «Верховный главнокомандующий войсками ислама, зять Халифа и наместника Магомета»). С содействия «Комитета» Энвер-паша заключил соглашение с Курширматом, с главарём хорезмских басмачей Джунаид-ханом, с другими главарями басмачей и стал координировать их действия против Красной Армии. Всё это привело к резкому усилению басмаческого движения, вдохнуло в него свежую струю. Энвер-паша захватил почти всю территорию Восточной Бухары, окружил Душанбе и после двухмесячной осады занял его.

Решающие бои против банд Энвер-паши начались летом 1922 года. 4 августа, недалеко от границы с Афганистаном, во время случайной стычки с передовым отрядом 8-й советской кавалерийской бригады Энвер-паша был убит. Басмаческое движение стало затухать. В 1922 году чекисты ликвидировали организацию «Комитета национального объединения».

В течение 1922 года в Туркестане на сторону Советской власти перешли 137 курбашей и 2420 рядовых басмачей, сдавших оружие. Значительный вклад в это дело внесли туркестанские чекисты.

Басмачеству был нанесён решительный удар, и оно утратило свою социальную базу на всей территории Туркестана, за исключением Ферганы. И этот успех был связан в значительной степени с новой экономической политикой советского правительства.

Хозяйственно-политические мероприятия в этом регионе стали строиться теперь с учётом национальных особенностей коренного населения, к более широкому привлечению местного населения к советской работе и к борьбе с басмачеством. Особую роль в этом сыграли отряды — стихийно возникшей самообороны среднеазиатских крестьян, вооружённых часто одним лишь сельхоз инвентарём.

10 июня 1922 года против Муэтдина, одного из последних главарей басмачества, были начаты военные действия, которые привели к быстрому моральному разложению его отрядов и вызвали новую волну сдач частям Красной Армии как отдельных басмачей, так и целых группировок. Муэтдин был взят в плен и предан суду.

В сентябре 1922 года Военно-революционный трибунал Туркестанского фронта при огромном стечении народа рассмотрел дело о преступлениях Муэтдина и семи его ближайших сообщников.

Туркестанскими военно-революционными трибуналами в декабре 1922 года были рассмотрены дела узбекских басмачей Рахманкула и десяти его сподвижников, творивших произвол в районе Старого Коканда; крупной банды басмачей (54 человека) Маргеланского уезда. Главари были расстреляны, активные участники преступлений осуждены к лишению свободы на разные сроки, а рядовые дехкане, вовлечённые в банды, освобождены от наказания.

Большое значение в борьбе с басмачеством имела продуманная политика Советской власти по национальному вопросу. В конце 1924 года в Туркестанском крае были образованы Киргизская и Казахская автономные республики, Узбекская и Туркменская союзные республики. Местное население всё шире вовлекалось в управление страной. Кроме того, Советское правительство оказывало новым республикам экономическую помощь. В 1923 году в Фергану было завезено большое количество хлеба, необходимого дехканам для перехода от посева пшеницы к посеву хлопка; много промышленных товаров; выданы семенные и денежные ссуды; отпущены значительные средства на ирригацию. Дехкане, наконец-то, взялись за восстановление разрушенного войной хозяйства.

Но непримиримые фанатики басмачества в ответ на эти меры ужесточили террор против местного населения. Один из курбашей Маргеланского уезда, Умар-Али, в «наказание» за то, что дехкане посеяли хлопок, вырезал в одном из кишлаков 54 человека, пригрозив в случае повторения посева хлопка «построить священный курган из голов жителей». Борьба басмачей против Советской власти, таким образом, превращалась в борьбу против трудового народа Ферганы и Хорезма.

Басмачи постепенно стали терять связи с населением. Они не могли уже скрываться в кишлаках и превращались стремительно в заурядных бандитов, нарушающих мирную жизнь страны. Даже среди басмачей начались разногласия и расколы.
В 1923 году Маргеланский, Андижанский, Кокандский, Наманганский районы Ферганы были очищены от банд. Сдались и были захвачены в плен такие крупные главари басмачей, как Бая-стан, Аман-Палван, Казак Бай и др. Они все были преданы суду.

За девять месяцев 1923 года басмачи Ферганы потеряли 320 курбашей и около 3200 басмачей, из них добровольно сдались 175 курбашей и 1447 басмачей. Кроме того, было изъято много оружия и боеприпасов [Боевые эпизоды. Басмачество в Фергане и Хорезме. Сборник документов. М.; Ташкент, 1934. ]

Но до полной ликвидации басмачества было ещё далеко. Так, на смену Энвер-паше в районе Восточной Бухары вновь пришёл Ибрагим-бек, назначенный бухарским эмиром «главнокомандующим войсками ислама».

В районе города Куляб весной 1923 года появился новый авантюрист - турецкий офицер Селим-паша, принявший под своё командование остатки энверовских банд в районе левобережья реки Вахш. Селим-паша заключил соглашение о совместных действиях с Ибрагим-беком, установил связи с ферганскими басмачами и начал военные действия против Советской власти. Вооружение и боеприпасы он получал из английских источников. Селим-паше удалось осадить и занять город Куляб, но его оттуда выбили, и он вынужден был перейти на правый берег реки Вахш. В мае 1923 года части Красной Армии вынудили Селим-пашу бежать в Афганистан. После этого были разгромлены и банды Ибрагим-бека, который, однако, долго ещё скрывался в малодоступных горных районах Таджикистана. В 1926 году остатки банд Ибрагим-бека были окончательно разбиты и как воинское формирование прекратили своё существование. В июне 1926 года он также бежал в Афганистан. Тем не менее, его бандитская деятельность продолжалась вплоть до июля 1931 года, когда, наконец, он был пойман отрядом войск ОГПУ совместно с местными дехканами.

Мелкие шайки басмачей продолжали ещё действовать на территории Средней Азии, но они уже не представляли серьёзной опасности. И только в 1933-1935 гг. с басмачеством было покончено, и оно кануло в Лету.

Чтобы понять, насколько опасными для советской власти были басмачи, достаточно одного примера. В конце 1922 г. басмачи под командованием Селим-паши окружили Куляб, где располагался гарнизон РККА. Далее слово официальной истории Туркестанского округа: «В январе 1923 г, они сделали подкоп, подложили мину и взорвали стену крепости. В образовавшуюся брешь устремились атакующие. Судьбу гарнизона решали минуты. Однако защитники крепости не дрогнули. Они обрушили на врага шквальный огонь пулеметов и винтовок. В течение трех часов шел рукопашный бой у пролома крепостной стены. Потеряв более трехсот человек, басмачи отошли, а 11 января, с подходом отряда 7-го стрелкового полка, сняли осаду города ». Остается только добавить, что спустя несколько месяцев Селим-паша благополучно увел своих людей в Афганистан.

Еще через полгода в Бухарскую республику из Персии вместе со своими сторонниками переправился Джунаид-хан и осадил Хиву. Авантюра не удалась, и после кровопролитных боев басмачи бывшего хивинского хана были вынуждены вернуться в Иран. В Ташкенте поспешили объявить, что «басмачество уничтожено совершенно как политическая сила», и ровно через месяц после этого заявления эскадрон РККА попал в засаду и понес тяжелые потери.

В 1924 году в составе Туркестанского фронта Красной армии были созданы национальные узбекские, таджикские, туркменские, киргизские и казахские воинские части. Также новые власти разрешили формировать в лояльных кишлаках племенное ополчение – отряды «краснопалочников». В отличие от царского правительства, большевики не побоялись вооружить местное население. Новые национальные части были переброшены в горы Таджикистана, где закрепились басмачи Ибрагим-бека. В середине 1926 г. этот район был свят под контроль Красной Армии, а Ибрагим-бек, преданный своими соплеменниками, бежал в Афганистан. После этого вдоль всех границы центрельноазиатских советских республик с Афганистаном и Ираном были выставлены погранзаставы. Отныне борьба с басмачами передавалась в ведение ОГПУ, а Туркестанский фронт преобразовывался в Среднеазиатский военный округ. Однако выставление погранотрядов не смогло в корне переломить ситуацию. Впоследствии при переходе крупными отрядами басмачей границы несколько погранзастав были полностью вырезаны.

Сразу после утверждения советской власти в регионе началась аграрная реформа. В Центральной Азии дехкане получали во владение бывшие ханские и частные земли. К началу 1926 г. в Узбекистане были конфискованы и переделены все земельные владения, площадь которых превышала 55 га. Одновременно в Казахстан широким потоком хлынули колонисты, которые расселялись на землях, ранее использовавшихся местным населением под пастбища. В Казахстане в рамках политики «Малого Октября» начались попытки принудить казахов к оседлому образу жизни.

Начиная с 1925 г. большевики развернули наступление на ислам, нанеся удар по вакуфам – землям, обеспечивавшим средства для содержания мечетей и медресе. К 1930 г. вакуфное землевладение, а вместе с ним и экономическая основа существования исламского духовенства в Туркестане было ликвидировано. В 1926 – 1928 гг. в СССР были запрещены полигамия, калым и ношение паранджи. Правительство объявило ничтожными правовые нормы адаты и шариата, введя на всей территории страны единое уголовное и гражданское законодательство. Все это сопровождалось атеистической пропагандой и массовым созданием светских школ с преподаванием на местном и русском языках. Спешно формируемые на основе местных диалектов языки мусульманских народов СССР переводились с арабского письма на латиницу. Подобные мероприятия не могли не вызвать недовольство местного населения и последней каплей стала коллективизация.

Наиболее сильно от принудительной коллективизации сельского хозяйства в регионе пострадал Казахстан. В результате массового вывоза зерна государством и забоя скота местными жителями в республики начался голод. Уже осенью 1929 г. в Казахстане произошло три крупных выступления, которые были подавлены войсками ОГПУ. В сентябре поднялись каракалпаки, которые обратились к находящемуся в эмиграции в Иране Джунаид-хану с просьбой принять их в свое подданство. В феврале следующего года восстал Созакский район Сырдарьинского округа. Пол лозунгом «Да здравствует ханская власть!» повстанцы захватили город Созак. Несмотря на то, что вскоре ОГПУ удалось отбить город, восстание быстро распространялось по республике. На Северо-западе Казахстана сопротивление приняло особо ожесточенный характер. Восставшие смогли отбить атаки брошенной против них армейской кавалерийской дивизии, установили связь с басмачами Ибрагим-бека и ушли в Каракумы. После нескольких безрезультатных попыток выбить казахов из пустыни, большевики выманили повстанцев обманов. Представители ОГПУ подписали с казахами мирное соглашение, но, как только восставшие сложили оружие, их лидеры были арестованы, а остальные переселены в колхозы.

Тем временем в республике начался страшный голод. Когда казахам стала ясна бесплодность вооруженной борьбы, они стали сниматься с мест и откочевывать в соседние регионы. На протяжении 1931 – 1932 гг. Казахстан покинуло более миллиона человек, т.е. половина населения республики, причем 200 тысяч откочевали в Китай, Афганистан или Иран.

В Центральной Азии коллективизация вызвала новый всплеск басмаческого движения, которое и без этого не затихало ни на минуту. Проводимая большевиками земельно-водная реформа настолько накалила ситуацию в Узбекистане, Таджикистане и Туркмении, что находившиеся в Афганистане и Иране лидеры басмачей смогли развернуть крупномасштабные боевые действия.

В начале 1929 г. Джунаид-хан, по-прежнему считавший себя законным правителем Хивы, перебрался из Ирана в Афганистан и вместе со своим сторонниками расположился в окрестностях Герата. Спустя несколько месяцев, когда отряды Джунаид-хана начали проникать в Туркмению, в Афганистане активизировался Ибрагим-бек. Он отверг предложение бывшего правителя Хивы о союзе, решив самостоятельно восстановить Бухарское ханство и посадить на престол бывшего эмира Алим-хана. Одной из главных причин этого стало преобразование большевиками Таджикистана в полноправную союзную республику.

Однако новый правитель Афганистана Бачаи-Сакао потребовал от Ибрагим-бека сложить оружие. Покинутый большинством своих афганских сторонников, он вынужден был воевать на два фронта, с афганцами и вторгнувшимися в страну частями РККА. В результате афганцы вытеснили Ибрагим-бека на территорию СССР, где в тяжелых боях с Красной Армией он потерял всех своих людей и весной 1931 г. был убит.

Дела Джунаид-хана складывались куда более удачно. С начала 1930 г. его отряды постоянно проникали на территорию СССР, нападая на гарнизоны и прикрывая отход местных жителей в Афганистан. В апреле 1931 г. сторонники Джунаид-хана перешли граничу и расположились в песках Какакума. Сам хан перебрался в Иран, поскольку правительство Афганистана, не желая потерять свои северные провинции, объявило басмачам войну.

В июне у колодца Чагыл в каракумских песках басмачи собрались на съезд племен и создали правительство, которое возглавило борьбу с большевиками в Туркмении. Только спустя три месяца в результате совместной операции армии и войск ОГПУ с использованием бронетехники колодец Чагыл был взят. Боевые действия в песках продолжались до конца 1933 г., когда Москва смогла официально заявить, что басмачество в Средней Азии разгромлено. Однако это заявление было пустой декларацией. Вплоть до смерти Джунаид-хана в 1938 г. отряды басмачи переходили границу и вели бой с пограничниками и милицией.

Басмачество – партизанское, военно-политическое движение, которое зародилось в Средней Азии после революционных событий 1917 года. Буквально слово «басмач» означает «налетчик», «бандит», «разбойник».

Вопрос появления басмачества вызывает дискуссии в среде историков. Центральная идея советской историографии: басмачи – бандиты, которые не имели ни идеи, ни аппарата власти. В середине ХХ века появилась противоположная идея, что басмачи были борцами за независимость и самоопределение родных земель, которые смогли сформировать серьезное антибольшевицкое движение сопротивления. К проблеме целей, происхождения и задач басмачества никто не подходит беспристрастно – помимо фактов, мы имеем множество мифов, созданных во времена расцвета движения басмачей и после их исчезновения.

Чаще всего, участники движения называли себя моджахедами – борцами против неверных, не мусульман.

Современные исследователи приводят множество фактов, согласно которым сами участники движения считали прозвище «басмачи» оскорбительным и неправильным по отношению к ним. Во времена Гражданской войны прозвище стало гордостью – оно означало воина и борца за справедливость, его носили как титул.

На современном этапе лидеры басмаческого движения считаются героями, а местное население хранит о них память. Один из наиболее известных исследователей движения С.Муллоджанов отмечает, что до сих пор в учебниках нет единого мнения по поводу значения басмачества в истории.

Значение басмачей в Гражданской войне так же неоднозначно: одни считают «налетчиков» представителями «третьей силы», другие называют их полноправной стороной конфликта.

Единственная идея, в которой историки пришли к единому мнению – басмачество сыграло большую роль в истории Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и России. К. Абдуллаев отмечает, что именно басмачи не дали большевикам распространить идею мировой революции на Восток. На современном этапе развития исторической науки басмачей считают символом единения народа в борьбе за право на самоопределение. Интерес к теме этого движения возрос за последние 20 лет.

История басмачества начинается в 1918 году, когда непризнанное государство Туркестанская автономия пало. Другое название – Кокадская автономия. Государственное образование существовало несколько месяцев – с ноября 1917 года по февраль 1918 и охватывало территории современного Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана. Кокадская автономия была разгромлена Красной Армией со значительными разрушениями и количеством жертв. Правители самопровозглашенного государства отказались признать власть Советов – в ответ был прислан карательный отряд под руководством К.Осипова. После ликвидации Кокадской автономии была образована еще одна советская республика – Туркестан.

Главными идеями басмачества были:

  • Пантюркизм – течение, пропагандирующее необходимость объединение тюркских народов на основе религии, языка, культуры. Зародилось течение в противодействие господству России в середине XIX века.
  • Панисламизм – культурное и религиозное течение, в основе которого лежат идеи единения мусульман под главенством халифа.

Активнее всего басмачи действовали в районе Ферганской долины, Восточной Бухаре, Хорезме, Каракумах. Действовали басмачи отдельными соединениями, количество которых колебалось от нескольких десятков и сотен до тысяч человек.

Главные методы действия басмачей – партизанские рейды. Отряды располагали в труднодоступных районах – на таких территориях басмачи были практически непобедимы. База в горных районах была надежным местом, из которого басмачи могли совершать набеги на силы большевиков. Отряды нападали в густонаселенных районах, пользуясь эффектом неожиданности. Открытых столкновений избегали, предпочитая нападать с тыла на небольшие отряды врага. Кроме того, басмачи разрушали укрепления отрядов большевиков и выгоняли их из захваченных городов. Политика большевиков относительно захваченных территорий стимулировала отряды басмачей действовать активнее.

Этапы развития движения басмачей во время Гражданской войны и после ее окончания:

  1. 1918 год – формируются базовые центры движения. Наиболее активно движение сопротивления развивалось в Фергане.
  2. С 1919 по 1920 год – движение стало масштабным, действовало по всей территории Средней Азии.
  3. С 1921 по 1922 год – главные центры басмаческого движения были разбиты Красной Армией.
  4. До 1926 года главные отряды повержены на территории всей Средней Азии. До конца 20-х годов движение практически не проявляло активности.
  5. Начало 30-х годов – коллективизация, которая вызвала новый виток волнений. Движение басмачей возобновило свои действия. Согласно советской историографии в 1932 году отряды были окончательно разбиты. Современные историки настаивают, что басмачество действовало до начала 40-х годов.

В ходе Гражданской войны басмачи неоднократно вступали в борьбу с Красной Армией, но вынуждены были подписывать соглашения о мире. известнейшими лидерами отрядов басмачей были:

  • Джунаид-хан – действовал на территории Хорезма.
  • Мадамин-бек – лидер басмачей в Фергане. Командовал одним из наиболее численных отрядов – около 30000 человек.
  • Муэтдин-бек – один из предводителей басмачества в Фергане в начале 20-х годов.
  • Ибрагим-бек – руководитель басмаческого движения в Таджикистане, Узбекистане.

Среди причин поражения басмачей:

  • Методы действия басмачей не были приспособлены к войне против масштабной Красной Армии.
  • Высокий уровень разрозненности отрядов, отсутствие единого центра и лидера.
  • Отсутствие союзников.
  • Басмачество базировалось лишь на религии и социальной верхушке населения.