Болезни Военный билет Призыв

Бихевиоризм Скиннера: определение теории оперантного обусловливания и основы поведенческой психологии. Генерализация и различение стимулов. Скиннер выделяет четыре режима подкрепления

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского"

Дипломная работа

По теме " Бихевиоризм Б.Скиннера"

Выполнила:

Ильина Е.

Оглавление

Введение

Глава I. Историко-теоретические аспекты бихевиоризма

1.1 Основные положения бихевиоризма

1.2 Необихевиоризм Б. Ф. Скиннера

1.3 Значение бихевиоризма в педагогическом процессе

1.4 Программированное обучение по Б. Ф. Скиннера

Глава II. Бихевиоризм Скиннера и программированное обучение на практике

2.1 Компьютерные программы при обучении дошкольников основам математики

2.2 Реализация принципов программированного обучения

Заключение

Список литературы

Введение

Современная жизнь быстро изменяется, изменяются требования предъявляемые к образовательному и воспитательному процессу. В настоящее время внедряются новые федеральные государственные стандарты в систему дошкольного образования, начального образования и основного образования. Предъявляются большие требования к педагогике, главная задача которой заключается в том, что необходимо заложить теоретические основы для перестройки педагогических систем и результативного их функционирования. В разных педагогических системах до настоящего времени используются устаревшие методы и формы воспитания и обучения. Еще в 60-е годы 20 века традиционная школьная система обучения показала свою несостоятельность, и тогда начался поиск альтернативных концепций школьного образования. Уже в тот момент анализировалась проблема активизации и индивидуализации процесса обучения, повышения самостоятельности обучающихся, предоставления обучаемым действенных знаний и развития на их почве умений.

В современном мире происходит глобальный процесс информатизации общества, главной отличительной особенностью которого считается преобладание информационной деятельности во всех сферах общественного производства, в культуре, искусстве, бизнесе, образовании, и осуществление информационного взаимодействия на основе ИКТ. Одной из главных задач современной педагогики является поддержка процесса информатизации образования, иными словами процесса подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества.

Бихевиоризм Скиннера и программированное обучение - это та концепция, которая может найти своё применение в современной системе воспитания и образования. Принципы и основные идеи данного вопроса отвечают требованиям ФГОС и могут способствовать развитию ключевых компетентностей выпускников детских садов и школ, именно этим и обусловлена актуальность моего исследования.

Цель моей работы - изучить основы использования теории бихевиоризма Скиннера и программированного обучения в процессе обучения и воспитания.

Исходя из данной цели, были выделены следующие задачи исследования:

1) Изучите исторические и теоретические аспекты данного вопроса;

2) Выяснить принципы, лежащие в основе программированного обучения;

3) Рассмотреть примеры компьютерных программ, которые можно использовать при обучении младших школьников основам математики.

4) Сформулировать выводы

Глава I. Историко-теоретические аспекты бихевиоризма

1.1 Основные положения бихевиоризма

Бихевиоризм - это психологическое течение, призывающее изучать не сознание, а поведенческие реакции человека. Человек в соответствии с концепцией бихевиоризма понимается, как реагирующее и обучающееся существо, запрограммированное под определенные реакции, действия и поведение (Дж. Уотсон, Б. Скиппер, К. Халл, Э. Толмен и др.).

Бихевиоризм с начало 20века стал влиятельным направлением психологической науки, ему предписывалось "революционное" значение. Его программу провозгласил американский исследователь Дж.Уотсон. Бихевиоризм, как и психоанализ, противостоял тем аспектам ассоцианизма, которые в свою очередь были связаны с представлениями о сознании, но основания для противостояния были совершенно другими. Бихевиоризм формировался как направление с чётко выраженным естественнонаучным уклоном, его основоположники стремились найти формы объективного подхода к психической жизни. В соответствии с точкой зрения бихевиористов, такие понятия, как "осознание", "переживание", "страдание" и т.п. не могли считаться научными. Все они являлись продуктом человеческого самонаблюдения, иными словами они были субъективными понятиями. С их точки зрения, наука не могла оперировать представлениями о том, что не могло быть зарегистрировано объективными средствами. Один из крупнейших представителей бихевиоризма был Б.Ф. Скиннер, он называл аналогичные понятия "объяснительными фикциями" и лишал их права на существование в науке.

По словам бихевиористов, предметом изучения может быть поведение и активность. По словам Д. Уотсона: "Поток сознания мы заменяем потоком активности".

Активность делилась на внешнюю и внутреннюю, они описывались через понятие "реакция", к которой относились те изменения в организме, которые можно было зафиксировать объективными методами - сюда же например относятся движения и секреторная деятельность.

Д. Уотсон предложил схему S--R в качестве описательной и объяснительной, в соответствии с ней воздействие или стимул (S) пробуждает некоторое поведение организма, или реакцию (R). , Немаловажно что в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом. С данным представлением была связана научная программа Уотсона цель, которой научиться управлять поведением. Если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать необходимые стимулы, чтобы обрести необходимое поведение. Значит, необходимо проводить эксперименты, нацеленные на выявление закономерностей, в соответствии с которыми определяются связи стимул-реакция, организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих проявлений в ответ на воздействие какого-то стимула.

Еще один существенный аспект, это то, что данная схема распространяется не только на человека, но и на животных. По мнению Уотсона, законы научения (т.е. процесс формирования реакции на конкретные стимулы) универсальны, в результате данные, приобретенные в экспериментах с кошками или крысами, могут быть распространены на человеческое поведение.

Описание научения, данное Д. Уотсоном, достаточно просто в своей основе (что во многом определило популярность бихевиоризма) и соотносимо с закономерностями условного рефлекса по И.П. Павлову на которого, кстати, бихевиористы широко ссылались).

Принципы классического бихевиоризма выглядят немного упрощенно. Далее экспериментальная практика не подтвердила правомерность исходной схемы как универсальной: в ответ на воздействие одного стимула могут следовать различные реакции, одна и та же реакция может побуждаться разными стимулами. Подчиненность реакции стимулу не подвергалась сомнению, но встал вопрос о том, что существует нечто, которое определяет реакцию, помимо стимула, а точнее, во взаимодействии с ним. Ученые продолжающие идеи Уотсона, предлагали ввести в рассуждение еще одну инстанцию, которая обозначалась понятием "промежуточные переменные", имея в виду некоторые события в организме, на который воздействует стимул и которые, не являясь в строгом смысле реакцией, а также определяют ответную реакцию. (Схема S-O-R). В логике уотсоновского бихевиоризма об этих переменных нельзя рассуждать в традиционной психологической терминологии, несмотря на это необихевиористы, по сущности, нарушили этот запрет, обсуждая проблемы цели, образа и т.д. Например, Э.Толменом экспериментально было показано, что крысы, просто бегавшие по лабиринту, не получая подкрепления, далее быстрее научаются проходить его при условии подкрепления, в отличии от крыс, не имевших предварительного "опыта бегания". А это означало, что у крыс первой группы сформировался образ лабиринта, который позволял ориентироваться в нём. Э. Толмен назвал это "когнитивными картами".

Б. Скиннер является одним из самых ярких представителей бихевиоризма. По его мнению, поведение может строиться по другому принципу и обусловливаться не стимулом, реакции, которая этому предшествовала, а вероятными последствиями поведения. Это не означает свободы поведения (хотя в рамках его подхода и обсуждается проблема "самопрограммирования" человека). В общем случае имеется в виду, что, имея конкретный опыт, человек или животное будет стараться воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать, если последствия были неблагоприятными. По-другому, не субъект выбирает поведение, а вероятные последствия поведения управляют субъектом.

Следовательно, можно управлять поведением, положительно подкрепляя (или вознаграждая) определенные способы поведения и тем самым делая их более вероятными, именно на этом основанная предложенная Скиннером идея программированного обучения, которая предусматривает "пошаговое" овладение деятельностью с подкреплением каждого шага.

Особым направлением в рамках теории бихевиоризма является социобихевиоризм, который активно сформировался в 60-е гг. Новым по отношению к вышесказанному, является представление о том, что человек способен овладевать поведением не через собственные пробы и ошибки, а наблюдая за опытом окружающих его, и теми подкреплениями, способствующие тому или иному поведению ("научение через наблюдение", "научение без проб"). Это существенное отличие предполагает, что поведение человека становится когнитивными, иными словами включает непременный познавательный компонент, в частности, символический. Подобный механизм оказывается основным в процессе социализации, на его базе определяются способы реализации агрессивного и кооперативного поведения. Это может подтвердить эксперимент, проведенный ведущим психологом рассматриваемого направления Альбертом Бандурой. Испытуемыми были три группы детей четырех лет. Им демонстрировали фильм, герой которого избивал куклу. Начало фильма было одинаковым для всех групп, завершение же было различным, в одном случае - "героя" хвалили, в другом - порицали, в третьем - реагировали нейтрально. После просмотра фильма, детей вводили в комнату, где среди прочих была такая же кукла, как в фильме, и наблюдали за их поведенческой реакцией. В группе, которой показывался вариант с порицанием, проявлений агрессии в отношении куклы было значительно меньше, чем у представителей других групп, хотя они помнили, как вел себя "герой". Равным образом наблюдение может не только формировать новые формы поведения или активизировать усвоенные, которые до этого не проявлялись.

Поэтому Бандура весьма ординарно трактовал проблему наказаний и запретов в воспитании. Наказывая ребенка, взрослый по существу демонстрирует ему агрессивную форму поведения, которая находит положительное подкрепление - в виде успеха в принуждении, самоутверждения, а это значило, что ребенок, даже послушавшись, усваивает возможную форму агрессии. Бандура негативно относился и к СМИ, пропагандирующим насилие, в частности, к фильмам, считая, что в развитии ребенка они играют роль "обучения агрессии".

Как говорилось выше, представители теории среды утверждают, что человеческое поведение определяется исключительно под воздействием социального окружения, иными словами определяется не "врожденными", а социальными и культурными факторами. Это относится и к агрессивности, являющейся одним из главных препятствий на пути человеческого прогресса.

Философы-просветители усердно отстаивали данную идею в самой радикальной ее форме. Они говорили, что человек рождается разумным и добрым. И если в нем развиваются дурные наклонности, то причиной этому являются дурные обстоятельства, дурное воспитание или дурные примеры. Многие придерживались точки зрения согласно которой, не существует психических различий между полами и что реально существующие различия между людьми разъясняются исключительно социальными обстоятельствами или воспитанием. Необходимо помнить, что в противоположность бихевиористам философы имели в виду совсем не манипулирование сознанием и не методы социальной инженерии, а социальные и политические изменения самого общества. Они верили в то что "хорошее общество" может обеспечить формирование хорошего человека или сделает возможным проявление его лучших природных качеств.

Бихевиоризм на пути своего формирования претерпел существенные изменения, речь идет скорее о совершенствование первоначальной формулировки, чем о возникновении новых своеобразных идей.

1.2 Необихевиоризм Б. Ф. Скиннера

На тот же принцип что и концепция Уотсона, опирался и необихевиоризм, а именно:

ь психология не имеет права заниматься чувствами или влечениями, или какими-то другими субъективными состояниями;

ь он отклоняет любую попытку говорить о "природе" человека, либо конструировать модель личности, либо подвергать анализу различные страсти, мотивирующие человеческое поведение.

Скиннер квалифицировал любой анализ поведения с точки зрения намерений, целей и задач как донаучный и совершенно бесполезную трату времени. Психология должна была заниматься исследованием того, какие механизмы стимулируют человеческое поведение и как они могут быть применены с целью достижения максимального результата. "Психология" Скиннера - это наука о том, как манипулировать поведением целью её выступает процесс обнаружения механизмов "стимулирования", помогающие обеспечивать нужное "заказчику" поведение.

Скиннер говорит о модели "стимул - реакция". То есть, это значило, что безусловно-рефлекторное поведение поощряется и вознаграждается, так как оно желательно для проводящего эксперимент. Скиннер полагал, что похвала, и вознаграждение - это сильный и действенный стимул, в отличие от наказания. В итоге подобное поведение закрепляется и становится привычным для объекта манипулирования. Пример: Джонни не любит шпинат, но он все же его ест, а мама за это его вознаграждает (хвалит, одаривает взглядом, дружеской улыбкой, куском любимого пирога и т.п.), в соответствии с теорией Скиннера, используют позитивные "стимулы". В случае если стимулы работают последовательно и планомерно, то дело доходит до того, что Джонни начинает с удовольствием есть шпинат. Скиннером и его единомышленниками были разработаны и проверены наборы операциональных приемов в сотнях экспериментов. Скиннером было доказано, что путем правильного использования позитивных "стимулов" можно в невероятной степени изменять поведение человека и животного - и это даже вопреки тому, что некоторые слишком смело, называют "врожденными склонностями".

Доказав это экспериментально, Скиннер, заслужил признание и известность. В то же время ему удалось подтвердить мнение тех американских антропологов, которые на первое место в процессе формирования человека ставили социокультурные факторы. Скиннер не отрекается полностью от генетических предпосылок. В то же время, чтобы точно охарактеризовать его позицию, следует подчеркнуть: Скиннер полагает, что, невзирая на генетические предпосылки, поведение в полном объеме обусловливается наборов "стимулов". Стимул в свою очередь может формироваться двумя путями: в ходе нормального культурного процесса или по заранее намеченному плану.

1.3 Значение бихевиоризма в педагогическом процессе

Суть бихевиоризма как психолого-педагогической концепции состоит в том, что поведение детей это управляемый процесс. Главная роль в организации и осуществлении процесса воспитания и обучения отводится идеи алгоритмизации обучения.

В Великобритании вопрос управления результатами обучения решается при помощи постановки целей воспитательной и образовательной работы на год или месяц через прогнозирование результатов различного уровня на каждом этапе работы. Каждый структурный элемент содержания программы может быть постигнут на различных уровнях сложности:

Первый уровень - это репродуктивный уровень обученности и воспитанности или воспроизведение информации по памяти;

Второй уровень - уровень интерпретирующей активности, который включает обнаружение недостающих элементов, выделяет характерные элементы, обнаруживает связи между элементами или между элементами и целым;

Третий уровень - поисковый уровень, он включает анализ и синтез, разработку алгоритма решения проблемных задач.

Следовательно, перед учителями и воспитателями ставиться задача прогнозировать в начале года определенное количество элементов содержания программы, которые возможно усвоить лишь на 1-ом и 2-ом уровнях, и тех, которые могут быть усвоены лишь на 3-ем уровне. Разумеется, что последние устанавливают важнейшую тематику и содержание всех занятий с ребятами, так как они должны за учебный год пройти от 1-ого до 3-его уровня усвоения знаний. В этом случае, учителям и воспитателям разрешено отклоняться от плана, учитывая индивидуальность детей, а также актуальные интересы для них и их настроение.

Идея алгоритмизации диктует свои требования к структуре занятий с детьми. Например, Б. Блум в "Таксономии целей обучения" (США) всю структуру занятий базирует вокруг ключевых слов и фраз, несущих основную смысловую нагрузку на занятии, формируют установку на включение в него, переключение на другой вид деятельности и способствуют активизации мыслительных процессов детей или конкретного ребенка. Б. Блум выделяет несколько таких групп:

1) формулировки упражнений и заданий, нацеленные на активизацию познания: "соотнесите", "перечислите", "расскажите", "сформулируйте", "установите", "опишите" и т.п.;

2) формулировки упражнений и заданий, нацеленные на активизацию анализа: "разложите на составляющие", "объясните причины", "сравните", "разложите по порядку", "классифицируйте"; "объясните, как и почему" и др.;

3) формулировки упражнений и заданий, нацеленных на активизацию синтеза: "разработайте новый вид продукта", "создайте", "придумайте", "что произойдет, если...", "придумайте другой вариант", "есть ли другая причина" и т.п.;

4) формулировки упражнений и заданий, которые направлены на активизацию понимания: "расскажите своими словами", "опишите, что вы чувствуете относительно...", "суммируйте", "покажите взаимосвязь", "объясните смысл" и др.;

5) формулировки упражнений и заданий, которые нацелены на активизацию применения: "продемонстрируйте", "покажите, как...", "объясните цель применения", "воспользуйтесь этим, чтобы решить" и т.п.;

6) формулировки упражнений и заданий, нацеленные на активизацию оценки: "установите нормы", "отберите и выберите", "взвесьте возможности", "подскажите критические замечания"; "выберите то, что вам больше нравится"; "что вы думаете о..." и др.

В процессе обучения и воспитания, который направлен на осуществление идей бихевиоризма, находят широкое применение электронно-вычислительные средства. Пример: в США 95% образовательных учреждений иметь в своем распоряжении современную электронно-вычислительную технику. Обширное применение нашли компьютерные программы, использующиеся для обучения детей азам грамоты и исчислений. Для совсем маленьких детей, создаются специализированные "говорящие пишущие машинки", которые в то же время могут обучать детей печатать и читать. Вначале ребенок нажимает клавиши, а машинка печатает буквы. Далее машинка называет букву, а ребенок должен нажать соответственную клавишу. При этом устройство заклинивает все клавиши, кроме необходимой.

Определим суть процесса обучения в данной системе. По мнению представителей бихевиористов, обучать ребенка значит сформировать в окружающей его среде события таким образом, чтобы желательное поведение (интеллектуальное и двигательное и др.) возникло и было подкреплено тотчас. Для того чтобы породить конкретное поведение, т.е. достичь заданного эффекта обучения или воспитания, необходимо подобрать результативные стимулы и научиться их грамотно использовать (компьютерное обучение, идеи схематизации и программированного обучения и др.).

"Ребенок - это продукт тренировки и окружающей среды", - именно такой важнейший принцип педагогов придерживающихся теории бихевиоризма. В конкретном случае, так считает известнейший педагог и автор методики "воспитания талантов", Шиничи (Синити) Судзуки. За рубежом он весьма известен своей программой развития способностей детей в разновозрастной группе детей от 3,5 до 5 лет.

Основные принципы работы по программе:

1. Терпение и повторение:

ь необходимо учиться развивать талант в ходе процесса воспитания и обучения;

ь нужно осознавать, что талант, в области музыки или в иных сферах деятельности человека, не может передаваться по наследству;

ь невозможно воспитать качества, которых нет в окружающей ребенка среде.

Пример (из работ Судзуки): "В одной книге я прочел, каким образом ниндзя учились прыгать в высоту. Один из методов заключался в следующем: посадите в землю семя и ухаживайте за ним. Когда оно прорастет, каждый день прыгайте через него. Данный метод позволяет сосредоточиться на своих действиях и дает стимул для их выполнения. Семя растет довольно быстро. Если наблюдать за данным процессом ежедневно, то заметить это непросто, но растение тянется ввысь ежечасно и безостановочно. Если прыгать через него ежедневно, то умение будет понемногу прирастать по мере роста конопли. Но в случае если человек увидит проросшее семя только через месяц или два после появления ростка, то она окажется для него слишком высокой. При отсутствии тренировок в этот период попытка окончится неудачей. Если же тренироваться каждый день, то вы легко сможете совершить этот прыжок".

2. Все начинается с игры.

"Начинать любое обучение нужно с игры, а появляющееся при этом радостное настроение само направит ребенка в нужное русло. В этом и есть суть методики", - именно так и говорил С. Судзуки в своей работе "Взращенные с любовью: классический подход к воспитанию талантов".

3. Развитие необходимо ориентировать на воспитание ребенка.

Развитие базируется на следующем:

1) активизацию двигательных и музыкально-ритмических способностей детей через активное слушание и повторение (весь слуховой материал, который заучивается, должен сопровождаться я движениями и действиями детей, сочетаться с заданиями на распределение внимания и координацию);

2) методику развития интеллекта через активизацию нижеперечисленных индивидуальных возможностей:

Восприятия (применяется Монтессори-материал по сенсорному развитию детей, помимо этого, вводятся специализированные задания и упражнения по развитию внимания и наблюдательности);

Памяти (в процессе дети разучивают по 170-180 хайку - 3-хстрочный стихотворения, важное внимание уделяется развитию двигательной, изобразительно-графической и музыкальной памяти детей;

3) методику раннего развития музыкальных способностей детей (например, этому учит программа слушания музыкальных произведений и обучения игре на скрипке);

4) формирование эстетического вкуса и отношения к миру на базе присвоения воспитанниками системы национальных и общечеловеческих ценностей.

Запись на обучение в детских садах по такой методике идет за 3 года до рождения ребенка. Но сформировать подобную комплексную систему весьма сложный процесс. Зачастую авторы ограничиваются разработкой парциальных методик раннего развития детей. У представителей бихевиоризмаэто получается достаточно хорошо: они направлены на конкретный результат.

Это иметь отношение и к воспитанию морального поведения детей. В бихевиоризме любая психологическая проблема, которая возникла в результате взаимодействия с ребенком, анализируется как отсутствие с его стороны нужных поведенческих реакций.

Этапы формирования социально позитивного поведения можно представить таким образом:

Первый этап - в результате бесед и создания специальных игровых ситуаций установление симптомов поведения, от которых необходимо избавить ребенка (это могут быть страхи, агрессия и др.);

Второй этап - обнаружение тех воздействий, которые могут выступать в качестве подкрепления. Это могут быть готовые стереотипы поведения, стимулы, способствующие быстрой ломке сложившихся стереотипов или стимулы, базирующиеся на длительное фрустрирование каких-то потребностей ребенка, вызывающих нежелательное поведение;

Третий этап - выработка желательного поведения (в индивидуальной или групповой форме работы). Детям предлагают положительные и отрицательные образцы поведения, первые из которых поощряются. При этом изначально подкрепляется малейший шаг ребенка, применяя все виды положительных подкреплений;

Четвертый этап - закрепление приобретенных навыков, выработка стереотипов поведения в иных ситуациях и апробирование их в жизни. С остаточными вспышками негативного поведения не стоит бороться, так как наказание обучает хуже, чем поощрение или награждение. Учителю или воспитателю легче выработать у детей полезные приспособительные навыки, с которыми данное поведение несовместимо.

Отталкиваясь от понимания основных механизмов педагогического влияния учителя и воспитателя на ребенка, как можно главную цель дошкольного образования в бихевиоризме? Основной целью образования является воспитание управляемого индивида, иными словами будущего гражданина своей страны, который обладает чувством ответственности за свое поведение. Это является главным условием жизнестойкости социальной системы. К прочим важным качествам, которые нужно формировать и воспитывать у детей с раннего возраста, относятся организованность, дисциплинированность, деловитость и предприимчивость. Например, в Германии, элементарная школа еще в 19 в. считалась системой воспитания "верноподданных", поэтому вместе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста воспитывался и "народ", который необходимо было, как и детей, обучать азам грамоты и "дисциплинировать".

1.4 Программированное обучение по Б. Ф. Скиннера

Программированное обучение - это обучение при помощью программированного материала, реализуемое посредством обучающего устройства (обучающей машины или программированного учебника). Такое обучение решает задачу оптимизации управления процессом усвоения умений и знаний. Истоки этой теории связаны с именем одного из ярких представителей бихевиоризма Б. Ф. Скиннера. Следуя формуле поведения "стимул > реакция > продукт" о которой говорилось выше и законам подкрепления, упражнения и готовности, Скиннер в основу программированного обучения положил два требования:

1) уйти от контроля и перейти к самоконтролю;

2) перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.

В результате этого были сформулированы следующие принципы построения обучающих программ.

Принцип информативности. Его суть в том, что ученику должна сообщаться новая информация, так как без этого вообще нет никакого процесса обучения.

Принцип операционности. Суть в том, что в обучении должна присутствовать активная деятельность обучающихся, которая связана с преобразованием приобретённой информации.

Принцип обратной связи. В учебном процессе должна присутствовать регулярная коррекция действий учащегося.

Принцип дозирования учебного материала. Учебная информация должна подаваться не сплошным потоком, а отдельными частями - дозами.

Кроме этого программированное обучение включает в себя:

а) шаговый технологический процесс при раскрытии и подаче учебного материала; в состав шага включены 3 взаимосвязанных звена - информация, операция обратной связи и контроль;

б) индивидуальный темп и управление в обучении;

в) использование технических средств обучения.

Алгоритмическое обучение, подобно программированному обучению базируется на кибернетическом подходе и определяет дидактический процесс как последовательное применение общих алгоритмов или схем усвоения знаний:

1) выделение условий, нужных для реализации учебных действий;

2) выделение самих учебных действий;

3) определение способа обратной связи (в первую очередь между обучающимися и результатами их учебных действий).

К числу ограничений программированного и алгоритмического видов обучения относится недостаточное стимулирование творческих процессов.

В отечественной науке теоретические аспекты программированного обучения изучались и внедрялись в практику в 70-х гг. 20 в. Одним из ведущих специалистов является профессор Московского университета Н. Ф. Талызина.

В отечественном варианте данный тип обучения основывается на так называемой теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина и теории кибернетики. Осуществление программированного обучения предполагает выделение по каждому изучаемому учебному предмету специфических и логических приемов мышления, указания рациональных способов познавательной деятельности в целом. Только после этого можно составить обучающие программы, нацеленные на формирование этих видов познавательной деятельности, а через них и тех знаний, составляющие содержание данного учебного предмета. бихевиоризм педагогический программированный дошкольник

Положительные и отрицательные стороны программированного обучения:

Достоинства:

· Вырабатывает способы рациональных умственных действий;

· Воспитывает умение логически мыслить.

Недостатки:

· Не в полном объеме развивается самостоятельность;

· Необходимы большие затраты времени;

· Применение ограничено алгоритмически разрешимыми познавательными задачами;

· Обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме, и не позволяет приобрести новые знания;

· Чрезмерная алгоритмизация процесса обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.

Глава II. Бихевиоризм Скиннера и программированное обучение на практике

2.1 Компьютерные программы при обучении дошкольников основам математики

При работе с детьми дошкольного возраста возможно использование компьютерных программ, при условии что детей есть доступ к персональным переносным компьютерам. Занятие по математики для детей от 5 до 7 лет за компьютером может длиться не более 10 - 15 минут. Рассмотрим некоторые программы, которые возможно использовать при работе с детьми.

Вот некоторые из них: "Посчитай-ка!", "Multiplication Table 1.1.0.35", "Примерчик 1.4 Rus", "Арифметика с удовольствием!!!".

" Посчитай-ка!" - программа для обучения основам математических вычислений. Доступны темы по сложению и вычитанию чисел в пределах 10, образованию десятка, переходу через десяток, сложению и вычитанию десятков, сумме чисел до 100, сравнение чисел, меры длины, геометрические фигуры. Есть раздел с контрольными работами с проверкой правильности, отображения результата решения и выставления оценки. Задания генерируются автоматически. Их количество и время на решение можно изменять. Имеются подсказки. Возможность дополнительного графического отображения решения примеров. Музыкальное сопровождение и звуковые эффекты. Программа предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

"Multiplication Table 1.1.0.35" -Основная цель программы - изучение таблицы умножения в кратчайший срок. Каждый "столбик" таблицы - это отдельный уровень с красочной анимированной графикой и приятным музыкально - звуковым сопровождением. Возможность установки временных интервалов для решения заданий. Используется принцип выбора правильного ответа из числа имеющихся. Управление только "мышкой", в отличие от утомительного ввода цифр с клавиатуры.

Примерчик 1.4 Rus" - Уникальная программа, которая будет вместо вас задавать вашему ребенку примеры на сложение и вычитание, помогать в запоминании таблицы умножения, обучит его выполнять сложение, вычитание и умножение "столбиком".

"Примерчик" может работать в принудительном режиме: программа будет запускаться при включении компьютера и пока ребенок не решит указанное вами количество примеров/заданий, то поиграть ему так и не удастся.

"Примерчик" имеет в своем арсенале следующие задания (сложность заданий настраивается самими родителями в зависимости от возраста ребенка):

Сложение и вычитание. Начиная уже с садика, родители начинают задавать ребенку примеры на сложение. С первого класса, занимаясь с ребенком дома, уже приходится постоянно придумывать и придумывать новые примеры. Постепенно добавляются примеры с неизвестными слагаемыми, примеры на вычитание, с неизвестным уменьшаемым, вычитаемым...

Задание "Сложение и вычитание" как раз и будет выполнять эту рутинную работу за родителей! Просто укажите диапазон значений слагаемых или уменьшаемого с вычитаемым и ребенку самому понравится решать такие примеры на компьютере!

Таблица умножения. Ребенку будут предлагаться примеры из таблицы умножения. Родители сами смогут указать, какие примеры показывать, задавать ли примеры на деление, находить ли множители, делители или делимое.

Выражения со скобками. Это задание будет выдавать примеры со скобками. Ребенок проставит порядок действий, введет ответы по скобкам, а потом уже ответ по всему примеру.

Сложение/вычитание/умножение столбиком. Как следует из названия этих заданий, они будут учить вашего ребенка выполнять сложение, вычитание и умножение "столбиком".

"Арифметика с удовольствием!!!" - Развивающая программа для детей дошкольного возраста. Программа оформлена в понятной игровой форме, при помощи которой ребенок может потренировать свои арифметические навыки. Это не только способствует быстрому усвоению и запоминанию материала, но и повышает общий интерес к точным наукам у подрастающего поколения.

Все программы оказались по- своему интересными, увлекательными и познавательными. Как мне кажется, детям дошкольного возраста будет полезно познакомиться с данными программами, толку от этих программ будет намного больше, чем от обыденных игр в карты, стрелялки, гонки и т.п. Занимаясь с подобными программами, у ребенка будет мысль, что он играет в компьютерную игру, и в тоже время, он будет развиваться, обучаться.

В некоторой степени вышерассмотренные компьютерные программы могут формировать у детей навыки самоконтроля. Воспитателем или учителем такие программы могут быть использоваться как контролирующие программы, после изучения какой-то небольшой темы. Контроль в соответствии с теорией программированного обучения является необходимым элементом.

2. 2 Реализация принципов программированного обучения

В ходе уроков по разным учебным дисциплинам возможна реализация принципов программированного обучения.

Рассмотрим более подробно как реализовать каждый принцип программированного обучения.

Первый принцип - принцип активизации деятельности учащихся. Каждый современный педагог и воспитатель ставит перед собой вопрос, как провести активизацию учебной деятельности ребенка. Возможно использование различных методов и форм работы, которые поспособствуют активизации деятельности. Например, включение на один из этапов урока проблемной ситуации или проблемной задачи, может активизировать деятельность учеников. Решение мотивационных задач и в особенности задач напрямую взаимосвязанных с жизненными ситуациями также способствует активизации деятельности. Подобный эффект возможен и от использования практических и лабораторных работ на уроке.

Для активной работы обучающихся, для их результативной и эффективной работы необходима смена деятельности на протяжении всего урока. Например, смена работы коллективной на самостоятельную работу, выполнение практического задания или дидактическая игра и т.п.

Принцип информативности без сомнения будет выполняться в процессе обучения. Стоит только отметить, что наилучшим будет тот урок, в ходе которого детям материал не будет даваться в готовом виде, а они самостоятельно придут, например, к формулировке какой-то теоремы или свойства геометрической фигуры. Если ребенок не будет получать знания, процесс обучения остановиться на одном месте.

Принцип обратной связи - это один из критериев современного урока. На каждом уроке педагог должен контролировать работу абсолютно всех детей и в необходимый момент проводить корректирующую работу. Это необходимо для того чтобы своевременно провести коррекцию и устранить ошибки чтобы в дальнейшем ребята не допускали их. Если на протяжении 1-2-х уроков ребенок совершает одну и туже ошибку (грамматическую, в записи, при выполнении арифметических действий и т.д.), если не было проведено коррекции, то ошибку будет очень трудно исправить в течение недели или даже месяца, так как ребенок уже привык выполнять с ошибкой.

Принцип дозирования учебного материала. Данный принцип беспрекословно выполняется. Изучение любой темы происходит постепенно. Например, изучение темы "сокращения дробей" невозможно без изучения темы "наименьшее общее кратное", а данная темы не может быть изучена без детального изучения тем "признаки делимости". Таким образом, учитель небольшими порциями преподносит детям материал. Аналогичная ситуация происходит и при изучении других учебных предметов. Например, невозможно разобрать слово по составу, если не знаешь что такое корень слова и суффикс, приставка и окончание и т.п. Учитель русского языка аналогичным образом по частям сообщает детям материал и из частей формируется представление о целом.

Принцип индивидуализации темпа и содержания обучения. Каждый ребенок в зависимости от своих индивидуальных способностей воспринимает учебный материал по-разному. Во-первых это может быть отличие в восприятии материала, кому - то необходима наглядная, кому-то словесная форма предоставления материала. Формы организации работы на уроках тоже могут быть различными, например индивидуальная работа, парная или групповая. На уроках необходимо использовать различные виды работы, они также способствуют активизации деятельности. Принцип индивидуализации обучения напрямую связан с построением индивидуальных траекторий развитий детей. Очень близок с данным принципом и принцип эмпирической верификации (проверки) учебного материала. Перед тем как объяснить материал детям необходимо его немного видоизменить, но при этом сохранить общую концепцию, то есть адаптировать его под индивидуальные особенности конкретных учеников. На практике можно встретиться как с очень "слабыми", так и с "сильными" учениками. В таких случаях надо будет подобрать либо задания более низкого уровня или более высокой сложности.

Заключение

В результате работы над своим дипломным проектом мной били изучение теоретические основы теории бихевиоризма Скиннера и программированного обучения. Анализ литературы по теме позволил определить актуальность данной проблемы, выявить особенности программированного подхода.

Работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрена история развития бихевиоризма, представлены ключевые идей концепции. Рассмотрены основные принципы построения программированного обучения.

Во второй главе мной были рассмотрены некоторые компьютерные программы, которые можно использовать при работе с детьми дошкольного возраста, дана их краткая характеристика. Рассмотрена реализация каждого принципа программированного обучения на уроках.

Проанализировав научную и методическую литературу по данному вопросу можно увидеть тонкую нить, связывающую современные требования, которые предъявляются к системе образования и основные принципы построения обучения в соответствии с теорией бихевиоризма и программированным обучение. Программированное обучение является одним из методов обучения, которое можно использовать в рамках современного урока.

Список литературы

1) http://www.kindgarden.ru/what.htm; см. материал "Что же такое Школа Завтрашнего Дня?".

2) http://www.modelschool.ru/index.html Модельная; см. сайт Школы завтрашнего дня

3) Американская социологическая мысль: Тексты/ под редакцией В.И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ,1994.

4) Басс А.Х. Психология агрессии, 1961;

5) Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. -- М.: Высшая школа, 1970. -- 300 с.

6) Гальперин П. Я. Программированное обучение и задачи коренного усовершенствования методов обучения // К теории программированного обучения. -- М., 1967.

7) Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.

8) Доллард Д. и др. Фрустрация и агрессия, 1939;

9) Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Учебник под редакцией академика РАН М.Ф. Жукова.- Новосибирск: ООО "Издательство ЮКЭЛ", 1997.

10) Крэм Д. Программированное обучение и обучающие машины. -- М.: Мир, 1965. -- 274 с.

11) Куписевич Ч. Основы общей дидактики. -- М.: Высшая школа, 1986.Білан В.В.

12) Миллер Н.Е. Фрустрационно-агрессивные гипотезы (физиологическое обозрение), 1939;

13) Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.пед.вузов. Кн.1. - М.: ВЛАДОС, 1999.

14) Рорти Р. Философия и зеркало природы. - Новосибирск: изд-во Новосибирского университета,1997.

15) Скиннер Б.Ф. Бихевиоризм 50-х, 1963.

16) Скиннер Б.Ф. и Роджерс К.Р. Вопросы о контроле поведения человека, 1956;

17) Скиннер Б.Ф. Поведение культур, 1961(Американская академия искусства и наук);

18) Учитель. Книга о профессоре Израиле Ефремовиче Шварце / Составители: Н.Г. Липкина, Л.А.Косолапова, Б.М.Чарный, А.И. Санникова. -- Пермь: Книжный мир, 2009. -- 520 с.

19) Фрейджер Р., Фэйдимен Дж, Теории личности и личностный рост.

20) Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод /Авт. вст. ст. П.С. Гуревич. - М.: Республика, 1994.

21) Шварц И.Е. Глава X. Программированное обучение // Педагогика школы: Учеб. пособие. Ч. 1бщие основы. Дидактика. -- Пермь: Перм. пед. ин-т., 1968. -- 281 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Оперантное поведение как содержание бихевиоральной психотерапии. Экспериментальный анализ оперантного поведения. Взгляды и идеология Берреса Скиннера – основоположника бихевиоризма. Основные положения концепции оперантного поведения по Скиннеру.

    контрольная работа , добавлен 29.07.2010

    Исследования рефлекторных реакций лабораторных животных, опубликованные Шеррингтоном. Влияние трудов американского ученого Э. Торндайка на возникновение бихевиоризма. Работы Скиннера о бихевиоризме, принцип разделения учебной задачи на операции.

    контрольная работа , добавлен 18.03.2012

    Сущность бихевиоризма и предпосылки его возникновения. Теория связей и научения Торндайка. Джон Уотсон и его "маленький Альберт". Оперантный бихевиоризм Скиннера. Когнитивный необихевиоризм Э. Толмена. Моделирование условнорефлекторной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2016

    Значение памяти в жизни человека. Память и психологические процессы, связанные с памятью. Основные способы развития памяти. Основные виды обучения. Особенности традиционного обучения. Программированное обучение, проблемное обучение и деловые игры.

    контрольная работа , добавлен 27.12.2011

    Основные предпосылки возникновения бихевиоризма. Законы научения по Э. Торндайку. Характерные черты необихевиоризма. Б. Скиннер и его теория "оперантного бихевиоризма". Режимы подкрепления, в результате которых возникают различные формы реагирования.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2012

    Бихевиоризм - первое направление в истории развития психологии, которое предложило научные методы исследования поведения человека. Этапы развития течений бихевиоризма, основные направления его эволюции, сущность теорий этой психологической школы.

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Основы педагогического взаимодействия педагога и учащихся в процессе обучения. Принципы контроля и оценки знаний обучающихся. Формы активного обучения, используемые в методике преподавания психологии. Способы программированного и проблемного обучения.

    отчет по практике , добавлен 18.09.2013

    Возможность моделирования условно-рефлекторной деятельности. Систематический подход к пониманию человеческого поведения. Центральные идеи Скиннера. Корректирующие программы для неуспевающих и умственно отсталых детей. Метод программированного обучения.

    доклад , добавлен 31.05.2015

    Позитивизм и прагматизм как философская основа бихевиоризма. Критический анализ бихевиоризма. Взгляды Уотсона на психологию, учение о поведении. Когнитивный бихевиоризм Толмена. Разновидности детерминант поведения. Классификация научения в зоопсихологии.

    доклад , добавлен 25.04.2010

    Бихевиоризм - направление в американской психологии, основанное психологом Дж.Б. Уотсоном. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения и до смерти. Основное понятие - формула - "стимул-реакция".


Виднейший теоретик строгого бихевиоризма Б.Ф. Скиннер (1904-1990) настаивал на том, что научными методами можно познать все поведение человека, поскольку оно детерминировано объективно (окружающей средой). Скиннер отвергал понятия скрытых психических процессов, таких, как мотивы, цели, чувства, бессознательные тенденции и пр. Он утверждал, что поведение человека почти всецело формируется его внешним окружением. Такую позицию называют иногда инвайронментализмом (от англ. environment - среда, окружение). “Черный ящик человеческой психики” должен быть, по мнению Скиннера, исключен из эмпирического исследования, усилия должны быть направлены на изучение открытого, доступного непосредственному наблюдению, поведения человека, на установление тех факторов среды, которые в конечном счете определяют и контролируют действия человека. Скиннер считал, что экспериментальный анализ поведения животных (крыс, голубей) позволит открыть принципы поведения, общие для животных и человека. С опорой на всеобщие закономерности поведения важнейшая практическая психолого-педагогическая задача обучения и воспитания становится решаемой. Манипулируя переменными окружающей среды (т.е. независимыми переменными), можно прогнозировать и контролировать поведенческие реакции индивида (зависимые переменные).

Скиннер признавал существование двух основных типов поведения: респондентного и оперантного. Однако он полагал, что главное - оперантное поведение, т.е. спонтанные действия, для которых не существует первоначального стимула, поддающегося распознаванию. Для животных и человека важны последствия - события, наступающие в результате поведения. В зависимости от последствий складывается определенная тенденция в отношении такого поведения в будущем. Оперантные реакции постепенно приобретают характер произвольных. По оперантному типу научения происходит формирование множества форм человеческого поведения (умение одеваться, привычка читать книги, сдерживать проявления агрессии, преодолевать застенчивость и т.п.).

Реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться. Так, в большинстве семей можно наблюдать оперантное научение плачу. Крик и плач как безусловные реакции ребенка на физический дискомфорт вызывают у родителей стремление подойти к ребенку, успокоить его, оказать помощь и внимание. Такая забота оказывается мощным позитивным подкреплением для плача ребенка; и плач становится оперантно обусловленным средством контроля за поведением родителей.

В то же время вероятность повторения реакции, за которой следует негативный результат или наказание, уменьшается. Если знакомый в ответ на приветствие поджимает губы и делает вид, что нас не замечает, мы скоро перестанем здороваться с ним.

Подкрепление - ключевое понятие концепции Скиннера. Подкрепление усиливает реакцию, увеличивает вероятность ее появления. В бихевиоральном научении признавали два типа подкрепления: первичное (или безусловное - вода, еда, секс) и вторичное (или условное - деньги, внимание со стороны значимого другого, одобрение родителей, сверстников, учителей). По Скиннеру, вторичные подкрепляющие стимулы становятся подкреплением в результате прошлого опыта, они общие для большинства людей и оказывают сильное влияние на их поведение.

Скиннер выделял также подкрепление позитивное и негативное. Позитивное подкрепление усиливает реакцию, сопровождая ее приятными последствиями (пища, внимание). Негативное подкрепление тоже усиливает поведенческую реакцию, но за счет устранения раздражающих стимулов (подросток начинает употреблять ругательные слова и выражения, стремясь избежать насмешек приятелей типа “маменькин сынок, малыш”).

Поведение может контролироваться также с помощью наказания (мать подростка может ударить его по губам за ругательства или лишить карманных денег). Такое последствие призвано прекратить, изжить поведенческую реакцию. Техника наказания в современном обществе применяется чаще всего, но Скиннер стремился доказать, что подобный контроль поведения неэффективен (лишь временно откладывает нежелательное поведение) и, что еще хуже, вызывает негативные побочные эффекты (страх, тревогу, падение самооценки, грубые формы асоциального поведения). Он настаивал на том, что позитивное подкрепление (поощрение желательных образцов) гораздо более надежный метод формирования поведения и у детей, и у взрослых.

В случае научения сложному поведению (такому, как навыки письма или межличностного общения или выработка аккуратности) используется метод последовательного приближения, или формирования. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой, подкрепление многократно включается при изменении поведения в направлении желаемого. Другой принцип научения - незамедлительность подкрепления.

При обучении самостоятельной аккуратной еде ребенка последовательно подкрепляют: хвалят за попытку взять ложку в руку, направить ее в рот, восхищаются его усилиями, подбадривают малыша, хотя на первых порах он и теряет по дороге почти все содержимое. И только в результате постепенного приближения к нужному результату добиваются от ребенка аккуратности и чистоты одежды и стола.

Скиннер утверждал, что даже вербальное поведение, или устная речь, приобретается через процесс успешного последовательного приближения. Однако многие психологи совершенно не согласны с тем, что язык может быть усвоен таким способом, подчеркивая тем самым столь высокую скорость речевого развития в раннем детстве, которую невозможно объяснить, исходя из принципов оперантного обусловливания.

Проблема социализации человека рассмотрена Скиннером в книгах “По ту сторону свободы и достоинства” (1971), “Размышления о бихевиоризме и обществе” (1978). В концепции Скиннера развитие ребенка - это обучение его нормативному поведению в соответствии с направлениями подкрепления. На ранних этапах агентами социализации и источниками подкрепления выступают родители, позже число источников подкрепления расширяется - это и соседи, и школа, и мнение сверстников.

Скиннер придерживался мнения, что поведение человека в течение жизни изменяется и периодически возникают кризисы. Кризисные явления вызываются такими изменениями среды, к которым индивид не имеет адекватного набора поведенческих реакций. В бихевиоризме не стоит проблема возрастной периодизации развития, так как считается, что среда формирует поведение ребенка постоянно, непрерывно и постепенно. Периодизация развития зависит от среды. Не существует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период: какова среда, таковы и закономерности развития данного ребенка. Речь может идти только о создании функциональной периодизации, которая позволила бы наметить этапы научения, формирования определенного навыка (этапы развития игры, обучения письму или игре в теннис).

Постоянный опыт научения создает то, что в других психологических школах называют личностью. Личность - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Уникальность человека задается своеобразным сочетанием генетических характеристик и индивидуальным репертуаром научения. Психическое развитие, таким образом, отождествляется с научением, т.е. с любым приобретением знаний, умений, навыков - и в условиях специального обучения, и возникающих стихийно. Человек таков, каким он научился быть.

Таблица. Теория оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера

Основной предмет

Исследования

Внешне наблюдаемое, доступное наблюдению и измерению поведение человека
Методы исследования Наблюдение, экспериментальное научение в проблемном ящике, экспериментальный анализ поведения
Основные понятия Поведение, респондентное и оперантное научение, принципы обусловливания, подкрепление, поощрение и наказание, режим подкрепления, модификация поведения
Основные идеи Основное внимание - влиянию внешнего окружения. Велико значение в жизни людей оперантного научения, при котором поведенческие модели определяются их последствиями (характером подкрепления), т.е. поведение объясняется в терминах стимулов и подкрепляющих последствий. Поведенческие реакции складываются постепенно и постоянно
Факторы развития Социальный фактор, научение
Ценное - Раздвигание рамок теории научения до более сложных моделей оперантного поведения

Привлечение внимания к условиям социальной среды, к характеристикам подкрепления поведения индивида

Широкое практическое применение (модификация поведения, оперантные техники для коррекции поведенческих проблем, программированное обучение)

Направления критики - Приписывание решающей роли в развитии человека воздействиям окружающей среды

Принципиальный отказ от анализа внутренних (психологических) факторов поведения, когнитивных составляющих

Отрицание существования возрастных стадий развития

Идеи Скиннера нашли достаточно широкое практическое применение. Стратегия успешного последовательного приближения и

Техники позитивного подкрепления составили основу методов модификации поведения индивида, бихевиорального тренинга. Среди конкретных областей их приложения - преодоление разнообразных страхов, тревожных и навязчивых состояний, перестройка деструктивного поведения, обучение навыкам общения, тренировка уверенности в себе, тренинг с биологической обратной связью в лечении тревоги, мигрени, мышечного напряжения и гипертензии. Применяются оперантные методики и к детям дошкольного возраста, и к пациентам психиатрических клиник, и к заключенным в тюрьмах. Широкую известность получили методики “жетонного вознаграждения”, сенсибилизации и десенсибилизации, “выключенного времени”, или “тайм-аута”. Программированное обучение с использованием компьютера строится во многом на принципах, разработанных Скиннером. Многие специалисты признают эффективность “технологии строительства поведения”, но подчеркивают при этом механистичность метода, авторитарные тенденции руководителя и игнорирование внутренних факторов развития (интересов, чувств, мыслей человека) и предостерегают от чрезмерно широкого применения этого метода.

Бихевиоризм. Работы Дж. Уотсона, Б. Скиннера и других.

Создателем бихевиоризма (от англ. behavior) был американский ученый Джон Уотсон (1878-1958). Он выдвинул радикальную для своего времени (начало XX века) идею о том, что предметом психологии животных и/или человека должно быть только такое поведение, проявления которого можно зарегистрировать и оценить количественно. Этот подход еще более жестко и решительно, чем подход Торндайка, исключал применение интроспекции к изучению психики, а также попытки антропоморфических трактовок поведения животных с привлечением понятий «воля», «желание», «сознание» и т.п. Основные положения бихевиоризма Дж. Уотсон четко сформулировал в программной статье в 1913 г. «Психология глазами бихевиори-ста». Он утверждал: поведение построено из секреторных и мышечных реакций организма, которые в свою очередь детерминированы действующими на животное внешними стимулами; анализ поведения следует проводить строго объективно, ограничиваясь регистрацией внешне проявляющихся феноменов; основным содержанием экспериментальной психологии является регистрация реакций в ответ на строго дозированное и контролируемое раздражение.

Эти положения произвели настоящий переворот в экспериментальной психологии. Впоследствии они были дополнены и расширены другими исследователями. Наиболее сильно бихевиоризм затронул развитие американской психологии. Жесткая концептуальная схема бихевиоризма породила целый ряд новых, специфичных для него терминов. Именно бихеви-ористы были сторонниками упомянутой выше тенденции исследовать поведение только двух видов лабораторных животных - белой крысы и голубя. Они активно отстаивали тезис, что исследования психики должны сводиться к изучению поведения, прежде всего к анализу связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями (принцип «смежности» (contiguity) стимула и реакции).

На долгие десятилетия формула «стимул-реакция» (S-R) стала рассматриваться как универсальная основа для интерпретации поведения. Бихевиористы (последователи Дж. Уотсона) сознательно отбрасывали возможность того, что какие-то «промежуточные переменные», например процессы переработки информации в нервной системе, можно оценить путем регистрации поведения.

Сформулированные Уотсоном принципы получили очень широкое распространение и дальнейшее разноплановое развитие (см.: Яро-шевский, 1997). Большой вклад в развитие бихевиоризма внес американский исследователь Берхаус Ф. Скиннер (1904-1990). Он создал один из наиболее известных ныне методов изучения инструментальных, или оперантных, условных рефлексов (так называемая скиннеров-ская камера). В процессе развития бихевиоризма появились экспериментальные факты, выводы из которых вступили в противоречие с основными догмами этого учения.

В частности, Э. Толмен сформулировал новую концепцию (необихевиоризм), допускавшую существование физиологических процессов, которые опосредуют проявление реакции на стимул. Она послужила основой для последующего изучения когнитивных процессов. В настоящее время убежденных сторонников «чистого» бихевиоризма практически не осталось. Используя приемы количественного анализа поведения (создание которых несомненно относится к заслугам бихевиоризма), современные экспериментальные психологи базируются в своих исследованиях на знаниях, накопленных наукой о поведении в целом. Как мы уже упоминали, эта тенденция - синтез научных направлений в общую теорию поведения, была основной в развитии науки о поведении второй половины XX века. Отсутствие межвидовых различий в способности к элементарному обучению побуждало исследователей к поиску и созданию более сложных моделей его изучения.

Исследования М. Биттермана (Биттерман, 1973; Bitterman, 1965), Г. Харлоу (Harlow, 1949; 1958), Л. Г. Воронина (1984) и др. позволили обнаружить более высокие уровни организации условнорефлекторной деятельности. Проблема мышления животных находилась за пределами основных интересов бихевиористов хотя бы потому, что крысы и голуби, главные объекты их исследований, давали не слишком много пищи для ее анализа. Тем не менее исследования дифферен-цировочного обучения голубей способствовали выявлению способности животных к обобщению - одной из основных операций, составляющих суть мышления. Вместе с тем, по мере накопления данных о наиболее сложных формах поведения животных некоторые из бихевиористов (Epstein, Premack, Shusterman и др.) предпринимали попытки их трактовки в терминах теории «стимул-реакция», подобно тому как приверженцы павловского учения о высшей нервной деятельности пытались объяснять сходные факты как совокупность условных рефлексов. Примеры такого подхода мы рассмотрим в соответствующих разделах.

Теория оперантного бихевиоризма Б.Скиннера – выдвигает в качестве предмета исследования поведение организма. Формирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторное и условнорефлекторное вызываемые стимулами (S) – респондентные, и оперантное – поведение, строящееся на пробах и ошибках, некоторые приводят к полезному результату, который закрепляется, эти реакции вызываются не стимулом, а выделяются организмом. Скиннер предлагает свою теорию научения, главным средством формирования поведения выступает подкрепление. Программное обучение – учебный материал расчленяется на мелкие порции, каждая доступна для учащихся, каждый шаг подкрепляется.



Скиннер принимал и развивал научную философию, известную как радикальный бихевиоризм. Некоторые современные теоретики бихевиорального научения используют такие термины, как потребность, мотивация и намерение для того, чтобы дать объяснение некоторым аспектам поведения людей и животных. Скиннер отказывался от подобных терминов, так как они имели отношение к личному, ментальному опыту и символизировали, по его мнению, возврат к ненаучной психологии.

По Скиннеру, наблюдаемые и измеримые аспекты среды, поведения организма и последствия этого поведения являются основным материалом для тщательного научного анализа.

Скиннер считает, что наука занимается поиском причин явлений, что определение причин делает возможными прогноз и контроль, что тщательно проведенное экспериментальное исследование даст возможность установить эти причины.

Скиннер ввел определения двух, на его взгляд, наиболее важных видов поведения:

· респондентное поведение, которое вызывается известным стимулом, · оперантное поведение, которое не вызывается стимулом, а просто производится организмом.

Безусловные реакции представляют собой пример респондентного поведения, потому что они возникают в результате использования стимула. Примерами респондентного поведения являются все рефлексы, такие как резкое движение рукой при покалывании чем-то острым, сужение зрачка при ярком свете, слюноотделение при появлении пищи.

Оперантное обусловливание В идеологии Скиннера для изменения поведения необходимо просто найти нечто, что будет подкреплением для организма, чье поведение необходимо изменить, подождать пока желаемое поведение проявится, и затем провести подкрепление реакции организма.

После этого частота появления желаемой реакции возрастет. Когда в следующий раз появляется желаемое поведение, оно снова подкрепляется, и скорость появления ответной реакции возрастает еще больше. На любое поведение, которое организм способен продемонстрировать, можно оказать подобное влияние.

Согласно Скиннеру, то, что мы именуем словом “личность”, не является ничем, кроме согласующихся паттернов (шаблонов) поведения, которые являются итогом истории нашего подкрепления. Например, мы учимся говорить на своем родном языке, потому что мы получали подкрепление в нашем ближайшем окружении с раннего детства, издавая звуки, похожие на звучание родного языка. Процитируем Скиннера: “Люди из разных мест удивительным образом не похожи друг на друга, и возможно, именно из-за места, в котором они выросли. Кочевник верхом на лошади где-то в степях Монголии и астронавт в открытом космосе – это разные люди, но, насколько нам известно, если бы их поменяли местами в младенческом возрасте, то каждый оказался бы не там, где находится сейчас другой…” Что такого есть в среде, чтобы произвести мена? И какие изменения необходимо дало бы произвести, чтобы вместо этого получился чиновник? Его ответами на поставленные выше вопросы было то, что определенная совокупность случайных подкреплений произвела мена, а другая – чиновника. Различные культуры подкрепляют различные модели поведения. Этот факт необходимо хорошо понять перед созданием какой-либо адекватной прикладной науки поведения.

В попытках Скиннера понять причины, лежащие в основе поведения, и, таким образом, предсказывать и контролировать поведение, является важным сходство между оперантным обусловливанием и естественным отбором.

Если подкрепление можно контролировать, тогда можно контролировать и поведение.

Это не вопрос о том, будет ли поведение находиться под контролем, а, скорее, о том, кто или что будет его контролировать. Например, родители могут направлять развитие личности своего ребенка, подкрепляя определенное поведение, или они могут дать возможность обществу воспитывать их ребенка, позволяя телевидению, сверстникам, школе, книгам и няням осуществлять подкрепление. Однако задать направление жизни своего ребенка непросто, и каждый родитель, желающий это сделать, должен, по крайней мере, придерживаться следующих шагов:

1. Решите, обладателем каких личных качеств вы хотели бы видеть своего ребенка.

Скажем, например, вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос человеком творческого склада.

2. Выразите эти цели в терминах поведения. Для этого задайтесь вопросом; “Что делает ребенок, когда он творит?”

3. Вознаграждайте то поведение, которое согласуется с этими целями. Имея перед глазами этот пример, вы можете награждать моменты творчества в тот момент, когда они проявляются.

4. Будьте последовательны, организуйте основные аспекты среды ребенка так, чтобы они также награждали то поведение, которое вы рассматриваете как важное.

Аналогичный подход может использовать и менеджер по отношению к своему подчиненному. Именно поэтому, идеи Скиннера привели впоследствии к развитию так называемой теории подкрепления, которая рассматривается в других темах MBA Start, посвященных мотивации.

Моделирование Процесс оперантного обусловливания занимает довольно много времени.

Существует другой подход к оперантному обусловливанию, который не требует столько времени. Эта процедура очень похожа на детскую игру “горячо – холодно”, когда один ребенок что-то прячет, а другие дети пытаются найти спрятанное. Когда они приближаются к спрятанному предмету, ребенок, спрятавший предмет, говорит: “Теплее, совсем тепло, ужасно горячо, просто пекло”. Когда же они отдаляются от предмета, ребенок говорит: “Становится холодно, очень холодно, можно окоченеть”.

Моделирование имеет два компонента: дифференциальное подкрепление, означающее, что одни реакции подкрепляются, а другие – нет, и последовательное приближение, которое показывает, что подкрепляются лишь реакции, отвечающие замыслу экспериментатора.

Угасание Как и при классическом обусловливании, когда мы извлекаем подкрепление из ситуации оперантного обусловливания, мы создаем угасание. В процессе приобретения реакции животное получает порцию еды каждый раз, когда нажимает на рычаг. При этих обстоятельствах животное научается нажимать на рычаг и продолжает это делать до тех пор, пока не насытится. Если механизм подачи пищи будет выведен из строя, то связь между нажатием рычага и получением пищи разомкнется, и можно будет заметить, что кривая совокупной регистрации постепенно станет более ровной и со временем станет параллельной оси X, указывая на отсутствие реакции нажатия на рычаг. В этот момент мы скажем, что произошло угасание.

Мы будем не совсем точны, если скажем, что после угасания реакция больше не производится. После угасания данные по реакции становятся такими же, как были до введения подкрепления. Это называется оперантным уровнем этой реакции. Если мы извлечем подкрепление из экспериментальной ситуации, как в случае угасания, то реакция может вернуться к своему оперантному уровню.

Программированное обучение Скиннер был очень заинтересован в практическом приложении своей теории научения к процессу образования. По Скиннеру, научение проходит наиболее эффективно, когда:

1) информация, которую необходимо усвоить, предъявляется постепенно;

2) обучающиеся получают незамедлительную обратную связь относительно правильности своего научения (т. е. им показывают непосредственно опыта научения, усвоили ли они информацию верно или неверно);

3) научение происходит в приемлемом для обучающихся темпе.

Интересно заметить, что наиболее распространенным методом преподавания является чтение лекций, а методика чтения лекции нарушает все три вышеупомянутых принципа.

Скиннер предложил альтернативный метод преподавания, называемый программированным обучением, который действительно включает в себя все три вышеописанных принципа.

Многие поведенческие проблемы возникают из-за того, что на наше поведение непосредственные подкрепляющие стимулы оказывают большее влияние.

Например, для некоторых вкус пищи в настоящий момент является более подкрепляющим, чем отдаленное обещание долголетия при соблюдении режима принятия пищи или диеты. Аналогично, немедленный эффект никотина является более подкрепляющим, чем обещание долгой жизни без курения.

Взгляд Скиннера на теорию научения Скиннер считал, что необязательно формулировать сложные теории научения определенному поведению, что поведенческие события следует описывать в терминах того, что оказывает непосредственное влияние на поведение, и логически непоследовательно пытаться объяснить поведение с точки зрения психических феноменов. По этой причине метод исследования Скиннера был назван “подходом пустого организма”.

Скиннер также считал, что сложные теории научения – это пустая трата времени и они неэкономны. В один прекрасный момент подобные теории могут оказаться полезными в психологии, но лишь после того, как будет собрано огромное количество основных/исходных данных. Нашей основной должно быть открытие основных взаимоотношений, которые существуют между классами стимулов и классами реакций.

Подход Скиннера к исследованию заключался в осуществлении функционального анализа влияния стимулирующего определенное поведение события на само поведение индивидуума.

Факторы ослабления условий подкрепления Скиннер утверждает, что существует пять факторов, ослабляющих усиливающие эффекты условий подкрепления. Приведем цитату из трудов ученого:

a. отчуждение рабочих от результатов их деятельности;

b. помощь тем, кто может помочь себе сам;

c. направление поведения посредством правил, а не предоставлением условий подкрепления;

d. поддержание карательных санкций правительства и религий с длительно отсроченной пользой для индивида;

e. подкрепление просматривания передач, слушания, чтения, участия в азартных играх и т.д. в то время как производится закрепление несколько иного поведения”.

Согласно Скиннеру, многие проблемы, возникающие в результате этих “культурных привычек”, могли бы быть решены за счет укрепления желаемого поведения посредством использования принципов, берущих начало из экспериментального анализа поведения.

Оценка теории Скиннера Длительные и эффективные исследовательские программы Скиннера оказали значительное влияние как на прикладную, так и на теоретическую психологию. В сравнении с системами многих других исследователей система Скиннера являлась простой и могла быть с легкостью применена к различным проблемам, от обучения животных до модификации поведения человека. С другом стороны, его работа привела к возникновению закона соответствия и косвенный образом оказала влияние на современные исследования по бихевиоральному принятию решений.



Поведенческая концепция рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.). Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов В. Скиннера. Скиннер выдвинул теорию оперантного бихевиоризма. Его механистическая концепция поведения и разработанная на ее основе технология поведения, используемая в качестве орудия управления поведением людей, получили широкое распространение в США и оказывают влияние и в других странах, в частности в странах Латинской Америки, как инструмент идеологии и политики.

В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона Скиннер исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

Безусловнорефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения вызываются стимулами (S) и называются рес-пондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб -- воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются («испускаются») организмом, некоторые из которых оказываются правильными и подкрепляются Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R. . По Скиннеру, именно эти реакции являются преобла-

дающими в адаптивном поведении животного: они являются формой произвольного поведения.

На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным, средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию».

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке человека. Так, на основе результатов научения у животных возник скин-неровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащихся, и как следствие этого обучение как сознательный процесс исчезает. Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию его психики. Мышление, память, мотивы и т. п. психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека -- как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств. Например, интерес соответствует вероятности, являющейся результатом последствий поведения «проявления интереса». Поведение, которое ассоциируется с дружбой с каким-либо человеком, изменяется, поскольку этот человек изменяет поставляемые им подкрепления. Биологизаторский подход к человеку, характерный для бихевиоризма в целом, где нет принципиального различия между человеком и животным, достигает у Скиннера своих пределов. Вся культура -- литература, живопись, эстрада -- оказываются в его трактовке «хитроумно придуманными подкреплениями». Доведенная до крайности бихеви-оризация человека, культуры и общества приводит к абсурду, что особенно выразительно проявилось в печально известной книге «По ту сторону свободы и достоинства» (1971). Трансформация Скиннером понятий свободы, ответственности, достоинства фактически означает их исключение из реальной жизнедеятельности человека.

Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвигает задачу создания технологии поведения. Технология поведения призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в бихевиоризме, средством управления поведением не является обращение к сознанию людей. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.

Скиннер сформулировал принцип оперантного обусловливания -- «поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными -- живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем». Человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действий и ситуаций, которые могут привести к негативным для него последствиям. Человек субъективно оценивает вероятность наступления тех или иных последствий, чем выше субъективная вероятность наступления негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека.

Бихевиоризм Скиннера

Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) подобно Уотсону увлекался изучением науки, предметом рассмотрения ко­торой является человеческое поведение. В ходе экспериментов, проведенных Павловым и Уотсоном, изучалось классическое, или респондентное, обусловливание, при котором организм пассивен в момент обусловлива­ния. Скиннер внес особый вклад в развитие психологии, так как он обнаружил, что по­следствия, или результаты, поведения имеют большое значение, и развил это положе­ние. Скиннер предложил придерживаться следующего фундаментального принципа: «Поведение формируется и сохраняется его последствиями» . Скиннер провел ряд экспериментов с целью конкретизации этого принципа. Он счи­тал, что вышел за рамки стимула и реакции, чтобы учитывать воздействие окружаю­щей среды на организм после проявления реакции.

Оперантное поведение. Согласно концепции оперантного поведения Скиннера, подкрепление зависит от ответа, который получает организм на совершенное действие. Скиннер отмечает, что можно предсказывать вероятность повторения подобной реакции в будущем. Если поведенческая реакция влечет за собой какую-либо выгоду, то, скорее всего, она повторится в будущем. Единицей прогнозирующей науки поведе­ния является оперант (повторное поведение). Использование термина «оперантный» подчеркивает, что пове­дение оперирует в окружающей среде, производя последствия. Классическое обусловливание и оперантное обусловливание - два единственно воз­можных вида обусловливания.

Сопряженное подкрепление. Скиннер подчеркивал, что поведение и само воздействует на окружающую среду, производя последствия, и зависит от последствий, произведенных окружающей сре­дой. Любое адекватное описание взаимодействия между организмом и окружающей его средой должно содержать определение трех элементов: а) ситуации, в которой име­ет место данная реакция; б) самого ответа и в) подкрепляющих последствий. Взаи­мосвязь этих трех элементов лежит в основе сопряженного подкрепления.

Позитивное и негативное подкрепление. Позитивное подкрепление подразумевает предоставление чего-то (например, пищи, воды, возможности сексуального контакта) в некоторой си­туации. Изъя­тие позитивного подкрепляющего стимула действует так же, как предоставление нега­тивного подкрепления. Вероятность возникновения реакции возрастает и после позитивного, и после не­гативного подкрепления.

Только малая часть поведения немедленно подкрепляет­ся пищей, водой, сексуальным контактом или другими факторами, имеющими явное биологическое значение. Такие подкрепления называются первичными, или безуслов­ными.

Большая часть поведения - это реакция на подкрепления, которые стали ассоции­роваться с первичными подкреплениями или обусловлены ими. Например, если каж­дый раз во время кормления голодного голубя зажигают яркий свет, включение света, в конечном счете, становится обусловленным подкрепляющим стимулом. Свет, так же как и пищу, можно затем использовать для обусловливания операнта. Обусловленное подкрепление генерализуется, когда оно соединяется более чем с одним первичным подкреплением. Этот факт имеет большое значение, так как генерализованное обус­ловленное подкрепление, типа денег, полезно, потому что применимо не только к одно­му конкретному состоянию депривации (например, к состоянию, характеризующему­ся чувством голода), но и ко многим другим подобным состояниям. Други­ми генерализованными обусловленными подкрепляющими стимулами являются вни­мание, одобрение и привязанность.

Режимы подкрепления. Скиннер отмечал, что многие существенные особенности формирования и сохранения поведения можно объяснить, только изучив режимы подкрепления. Существуют непрерывные режимы подкрепления и прерывистые режимы подкрепления.

Скиннер выделил несколько видов режимов прерывистого подкрепления.

1. Режим с постоянным соотношением, при котором подкрепляется каждая реакция. Данный режим является повседневным в жизни, он играет значительную роль в контроле поведения. Этот режим подкрепления, как правило, влечет за собой высокий оперантный уровень.

2. Режим с постоянным интервалом, при котором первая реакция, возникающая после прохождения определенного периода времени, подкреп­ляется, а новый период начинается немедленно после подкрепления. Примерами могут являться выплата зарплаты за работу, выполненную за месяц, или установленная периодичность отчетности студентов (экзамен – раз в полгода) Данный режим имеет низкую скорость реагировнаия сразу после получения подкрепления.

3. Режим подкрепления с вариативным соотношением (драматичным примером может являться поведение человека, находящегося под властью азартной игры в игральный автомат). Угасание поведения с данным режимом происходит очень медленно.

4. Режим подкрепления с вариативным интервалом. Скорость реагирования при этом режиме зависит от длины интервала: короткие интервалы порождают высокую скорость, длинные – низкую. Примером может являться произвольная (не всякий раз) похвала родителями ребенка в надежде на то, что ребенок будет себя хорошо вести и в неподкрепленные периоды. Организация контрольных работ преподавателями с вариативным интервалом способствует сохранению высокого уровня прилежания учеников.

Поведение имеет последствия, если же этих последствий или подкрепления не оказы­вается в наличии, происходит угасание поведения. Когда люди вовлекаются в поведение, которое больше не имеет полезных последствий, они становятся все менее склонны вести себя таким образом. Режимы подкрепления имеют отношение к угасанию. Например, сопротивление угаса­нию, вызванному периодическим подкреплением, может быть намного сильнее, чем сопротивление угасанию, развивающемуся при постоянном подкреплении. Задача на­уки поведения - объяснить вероятность возникновения реакции с учетом истории ее подкрепления и угасания. Скиннер использовал термин «оперантная сила», чтобы от­мечать вероятность возникновения определенного ответа. Скиннер считал, что состояние, характеризующееся низкой оперантной силой, являющееся результатом угасания, часто требует лечения. С этой точки зрения психотерапию можно рассматривать как систему подкрепления, предназначенную для восстановления угасшего поведения.

Оперантное поведение осуществляется через установление существенных связей с окружающей средой. Сопряженные обстоятельства подкрепления складываются из нескольких элементов: стимул, реакция, подкрепление. Процесс, благодаря кото­рому, в конечном счете, с наибольшей вероятностью проявится реакция на предъявляемый стимул, называется различением. Другими словами можно сформулировать это так: реакция прошла под контролем различительного стимула или, короче, под контро­лем стимула. Как только оперантное различение обусловливается, вероятность воз­никновения реакции может быть увеличена или уменьшена посредством представле­ния или удаления различительного стимула. Например, вероятность того, что посетители магазина сделают покупки, повышается при эффективном показе товаров в магазине.



Генерализация стимула- подкрепляющий эффект одного стимула, распространяющийся на другие сти­мулы. Пример генерализации стимула в повседневной жизни - это реагирование определенным образом на человека, напоминающего какого-то знако­мого.

Личность, по Скиннеру, представляет собой репертуар видов поведения, приобретение которого обусловлено подкрепления­ми со стороны окружающей среды; причем данный репертуар сохраняется или угасает благодаря наличию текущих сопряженных обстоятельств подкрепления.

Самоконтроль. При самоконтроле люди манипулируют событиями в своей окружающей среде, чтобы управлять своим поведением. Самоконтроль включает в себя две взаимозависимые ре­акции: 1) воздействие на окружающую среду и изменение вероятности возникновения вторичных реакций (например, взрослый может применять контролирующую реакцию ухода таким образом, что он становится способен управлять своей реакцией гнева; или удаление такого различительного стимула, как пища, способствующее отвыканию от привычки к перееданию); 2) использование присутствия некоторых различительных стимулов, которые могут сделать желательное поведение более вероятным (например, конкретный стол может быть стимулом для учебного поведения, а узел, за­вязанный на носовом платке, может подкреплять отложенное действие).

Психотерапия и консультирование. Многое в по­ведении, связанном с психической болезнью, является выученным. Главная задача консультанта-бихевиориста - изменить поведение, управляя сопряженными обстоятель­ствами подкрепления клиента. Цель психотерапии - исправление нежелательных эффектов чрез­мерного или непоследовательного внешнего и внутреннего контроля. Среди внешних средств контроля может быть влияние родителей, а также образовательных и др. учреждений. Скиннер полагал, что использование наказания в качестве средства управления обусловливает развитие многих характерных черт психической болезни, а также развитие эмоциональных побочных последствий.

Диагностика в консультировании и психотерапии включает в себя функциональный анализ, нацелен­ный на обнаружение переменных, которые можно использовать для изменения не­желательного поведения. Одной из важных переменных в психотера­пии считается способность терапевтов быть контролирующими лицами или мощными подкрепляющими стимулами. Важно, чтобы терапевт умел реагировать такими способами, которые несовместимы с наказанием. Это может привести к угасанию эффектов наказания и появлению в поведенческом репертуа­ре клиента поведения, которое раньше подавлялось. В некоторых ситуациях терапевт может видеть необходимость создания новых сопряженных обстоятельств контроля или обучения клиента методам самоконтроля.