Болезни Военный билет Призыв

Бинтование душевных ран или психотерапия? Овладение методами психотерапевтической работы. Тренинги по позитивной психотерапии

Наиболее простая классификация специалистов в области практической психологии такова:

· психологи-консультанты (профессионалы, имеющие высшее психологическое образование, и практическую подготовку, а также прошедшие личную терапию);

· неаналитические психотерапевты (это психологи, которые помимо высшего психологического образования и практической подготовки, получили какую-либо специализацию: телесно-ориентированную, психодраматическую, гештальт и т.д.);

· психоаналитики (об их подготовке будет рассказано более подробно).

Ниже (в рамках конкретной статьи) я буду часто объединять психологов-консультантов и непсихоаналитических психотерапевтов под общим словом «психолог».

Психоаналитики нередко считают психоанализ элитным направлением практической психологии. Или даже чем-то большим, чем обычная психология и неаналитическая психотерапия. Почему же далеко не все психологи и психотерапевты выбирают психоанализ и более того, подчеркивают, что психологи и психоаналитики - это далеко не одно и то же? Тому есть ряд причин:

· Психоанализ - очень и очень длителен .

Пациент посещает психоаналитика от трех до пяти раз в неделю в течение трех-пяти лет, для решения проблемы, с которой психолог зачастую справляется в сроки от трех - десяти сеансов до полугода работы, встречаясь с клиентом один - два раза в неделю.

Да, есть и проблемы, требующие длительной (на год или даже годы) работы, например, глубокая коррекция личности или последствия детской травмы. Но это - вынужденная необходимость, а не изначальная задумка. Только психоанализ с самого начала закладывается как на «разумный срок» на три - пять лет работы с клиентом.

· Пациент психоаналитика должен отвечать ряду требований :

Например, он должен быть подготовленным человеком. Какой обычный «клиент с улицы» поверит, что причина всех его жизненных сложностей в том, что в детстве он видел, как раздевается тётя Клава? Для того чтобы отследить связь между тётиклавиным бюстом и тем, что тебя за последний год четыре раза уволили с работы надо иметь очень пытливый ум. А для того, чтобы захотеть это отследить, ум должен быть еще и весьма изощренным.

Я хочу проиллюстрировать предыдущее утверждение цитатой из книги Ральфа Гринсона «Техника и практика психоанализа»:

«Двадцатисемилетняя женщина, миссис К. хотела пройти анализ по различным причинам. В течение нескольких лет у нее бывали моменты бесчувственности, оцепенелости, «ухода», ощущения себя «зомби». Кроме того, у нее бывали периоды депрессии, она была не способна испытывать оргазм при сексуальных отношениях, и недавно появились импульсивно-навязчивые идеи иметь половую связь с негром. Последний симптом был наиболее мучитилен для нее, именно он вынудил ее обратиться за лечением.

(…)

Случай миссис К. я использовал как пример постепенного постижения того факта, что негр был маской для властного, сексуально привлекательного и внушающего страх в период ее пубертата рыжеволосого отчима. Имаульсивно-навязчивая идея о сексуальных отношениях с неграми была продемонстрирована как произошедшая частично от инцестуозного страстного желания отчима. Это было также ширмой для садомазахистских импульсов и скрывало «туалетизацию» сексуальности. Негр также представляет собою конденсацию анально-фаллического мужчины - представления относящегося к ее трехлетнему возрасту. Болезненное качество симптома было результатом самонаказания из-за вины за запретные влечения».

Пациент должен быть достаточно богатым. У кого еще есть деньги на то, что бы посещать специалиста так часто? Кроме того, консультация психоаналитика нередко стоит дороже, чем консультация психолога.

Пациент должен быть способным и склонным к глубокой рефлексии (весь метод построен на весьма тонком анализе снов, скрытых желаний, переноса чувств с близких или значимых людей на аналитика). Сам Фрейд утверждал, что примитивные, «с логикой борща и галушек» пациенты аналитически не курабельны.

И, наконец, что бы посещать аналитика нужно иметь достаточно много свободного времени (пять дней в неделю по 50 минут, и не факт, что кабинет психоаналитика находится рядом с домом пациента).

Скрытным, алекситимичным (не находящимся в контакте со своими чувствами), неустойчивым (например, неспособным переходить от состояния глубокого регресса, в которое погружается пациент во время сессии, к состоянию взрослого), пограничным (страдающим пограничным личностным расстройством) и многим другим людям психоанализ также не подойдет.

Тогда как препятствием к работе с психологом может стать по большому счету только отсутствие желания клиента и некоторых тяжелые психические расстройства.

· Психоанализ - чрезмерно однобоко рассматривает человека, его потребности и цели .

Нельзя же видеть все причинно-следственные связи только в области сексуальных влечений.

Это поняли уже первые ученики Фрейда (например, Юнг видевший в бессознательном источник творчества, а не большую сексуализированную помойку).

· Пациент в психоанализе гораздо более зависим от аналитика, чем клиент в других видах психотерапии .

Для человека жаждущего больших возможностей для собственной инициативы, значительного собственного вклада в процесс работы над собой психоанализ вряд ли подойдет.

Для человека излишне беспомощного, склонного делегировать ответственность кому-то другому, психоанализ тоже может стать своеобразной ловушкой.

Психоаналитик Милтон Мазер пишет об этом так:

«Пассивность аналитика в то время, когда пациент выражает свою беспомощность, подтверждает в глазах пациента то, во что он предпочитает верить, а именно, что он не отвечает за свои действия и потому может просто следовать своим импульсам. Не получая ни единого слова предупреждения или определения возможных последствий, не имеет ли он определенных оснований заключить, что не в силах сам себе помочь, - тем более, что заключение это оказывается на руку его влечениям?»

· Отношения психоаналитика с клиентом регламентированы и обезличены .

У психоаналитика относительно мало возможностей для поддержки, эмпатии и даже просто выражения человеческих симпатии и уважения к человеку, с которым он работает на протяжении нескольких лет.

· Высокий интеллект - большое достоинство для психолога, но для психоаналитика он - острая необходимость.

Не слишком умный, но хорошо знающий теорию и технику психолог, не совершающий грубых ошибок, может работать и, по крайней мере, не вредить, а часто даже приносить пользу в определенных пределах.

Не слишком умный психоаналитик по-настоящему опасен, так как его вычурные и нездоровые интерпретации могут нанести пациенту трудно поправимый вред.

Из всего вышесказанного также следует, что проработанность для психоаналитика гораздо более важна, чем даже для психолога или непсихоаналитического психотерапевта.

· Можно ли научиться свободе (одной из главных целей психоанализа) через чрезвычайно регламентированный процесс, практически лишающий клиента любой инициативы и ответственности?

В то же время простая справедливость требует отметить, сколь многим все направления практической психологии обязаны психоанализу: особое положение психоанализа понятно - он был первым, а в свою историю заглядывает каждый психотерапевт.

Психоаналитическая понятийная база также как и терминология, в отличие от методов и технологии работы, используются полностью или частично представителями большинства направлений практической психологии.

Психоаналитическая психотерапия

Надо сказать, что психоаналитики не восприняли критику коллег-смежников в штыки. Для того чтобы сделать психоаналитическое лечение более доступным и эффективным в середине ХХ века появилась психоаналитическая психотерапия.

Между психоанализом и психоаналитической психотерапией существует ряд отличий.

Цель психоанализа - исследование личности в целом, задача психоаналитической психотерапии скромнее и конкретнее - разрешение той или иной конкретной проблемы. Психоаналитическая психотерапия позволяет сократить число регулярных встреч до одного - трех раз в неделю. В зависимости от поставленной задачи и качества проблемы длительность психоаналитической психотерапии варьируется от 10-20 сессий (краткосрочная психотерапия), до нескольких месяцев или… всё тех же лет. Психотерапию, в отличие от психоанализа, проводят сидя, лицом к лицу. Такое положение больше ориентирует на исследование реальности и препятствует развитию психической регрессии. В психотерапии также неизбежно развивается перенос, но не такой интенсивный, как в психоанализе. С переносом работают только тогда, когда он становится сопротивлением и мешает эффективной работе. Психоаналитическая психотерапия имеет более широкий диапазон применения. Этот вид лечения может помочь не только людям, имеющим проблемы невротического уровня, но и при более серьезных проблемах: неврозах характера, личностных расстройствах, а в некоторых случаях (при обязательном медикаментозном лечении) и при лечении психозов и тяжелых психосоматических болезней.

Как стать психоаналитиком в России?
Научной организацией, объединяющей психоаналитиков всего мира, является МПА - Международная Психоаналитическая Ассоциация.

В конце октября (22-23) 2005 года в Москве прошла конференция по психоанализу "Современный психоанализ: о чем мы думаем, как мы работаем, чего мы хотим", посвященная 15-летию американских психоаналитических программ в России.

Что в переводе с местного наречия означает, что 15 лет назад в Россию приехали первые сумасшедшие энтузиасты от психоанализа и взялись учить народ тому, что знали сами. Это был поступок, который нормальным нельзя назвать никак: дело в том, что подготовка одного психоаналитика (в соответствии с мировым стандартами) занимает от десяти до пятнадцати лет . Поэтому с нуля начав готовить психоаналитиков в некой не ведающей психоанализа стране, рискуешь не дожить до результатов.

Кроме шуток! Именно так и произошло с Хан Гроен-Праккен, создавшей в 1984 году Психоаналитический институт для Восточной Европы (ПИВЕ).

На базе ПИВЕ в нашей стране (и странах Восточной Европы) получили свой статус большинство из тех, кого международные организации признают психоаналитиками.

Психоаналитиком или психоаналитическим терапевтом может стать психолог или психиатр, прошедший специальную подготовку. В таких странах как Россия это обучение обычно проводится в стади-группах.

Стади-группы

МПА набирает группу интересующихся людей и дает им возможность пройти обучение за границей. Затем те, кто прошел обучение получают членство в МПА.

Когда в стране появляется не менее 4 действительных членов МПА, они становятся учебной группой (стади-группой). Это означает, что они как группа представляют МПА в этой стране и осуществляют аналитический тренинг под руководством МПА. Проще говоря, стади-группы имеют право учить психоанализу на мировом уровне. Это обучение - одна из основных задач стади-группы. Спонсорский комитет помогает обучению членов МПА до статуса тренинг-аналитиков.

В России существует две стади-группы:

Первая Стади-группа - Московское Психоаналитическое Общество (МПО) , ее учебным плацдармом является Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП) .

Вторая Стади-группа - Общество Психоаналитиков (ОП) , которые обучают психоанализу в Институте Психоанализа (на базе Института им. Сербского).
Я подчеркиваю: в России есть только две признанные мировым сообществом группы психоаналитиков, которые имеют право обучать психоанализу и психоаналитической психотерапии - это МПО (учебная база которого ИППиП) и ОП (Институт психоанализа).

Больше (кроме этих) в России психоаналитиков нет!

То есть если кто-либо проходил психоанализ не у кого-то из этих людей, то он проходил не психоанализ. Если же кто-либо из читателей только собирается обратиться за психоаналитическим лечением, то помните, что при выборе психоаналитика важно, чтобы это был дипломированный специалист, который является членом одного из профессиональных психоаналитических сообществ.

Надо сказать, что когда проходят психоаналитические мероприятия, то самих «диких» аналитиков, которые уже «выучили» психоанализ в институтах Решетникова, Зимовца и других, с позволения сказать, вузах поражает разница между научной и практической подготовкой тех и других.

Стоило видеть, с каким энтузиазмом они бросились записываться в ИППиП и Институт Психоанализа на той же конференции, о которой я упомянула в начале этой главы.

Итак:

1. Практические психологи и психоаналитики имеют общие цели: решение проблем в личной и профессиональной жизни, улучшение общения и контакта человека с самим собой, понимания себя и окружающих, достижение большей внутренней свободы, исцеление травм и потерь прошлого и решение разнообразных актуальных проблем.

2. Психоаналитики отличаются от других направлений практической психологии, в частности, длительностью обучения, особенностями теоретической базы и чрезвычайно регламентированным процессом лечения. Психоанализ чрезвычайно длительный (как с точки зрения обучения, так и с точки зрения лечения) процесс.

3. Психоанализ не только обогатил практическую и теоретическую психологию, но и фактически стал ее отправной точкой.

4. В России не так уж много настоящих психоаналитиков, проходить психоаналитическое лечение и обучение лучше у них, во избежание печальных последствий.

И как изменить себя. Это квалифицированный специалист, который понимает закономерности человеческого поведения, понимает истинную сущность людской души. Однако работа психолога овеяна многочисленными мифами, которые не позволяют правильно оценивать все тонкости и нюансы этой специальности. О ней мечтают многие люди, однако стать истинными психологами могут лишь единицы. Как же стать грамотным специалистом?

Обучение в вузе

Так как стать психологом без соответствующего образования невозможно, то первое, что необходимо сделать на этом пути, - это получить диплом. Ведь без него деятельность будет расцениваться как незаконная. Также если человек хочет быть практикующим психологом, а не просто исследователем, ему необходимо уточнить, изучаются ли практические направления психотерапии в том вузе, где он планирует обучаться. Лучше всего собрать отзывы об этом вузе, поинтересоваться мнением бывших выпускников. Особое внимание в процессе обучения в вузе должно уделяться развитию у студентов практических навыков работы с людьми.

Программы подготовки психотерапевтов

Но получение диплома о высшем образовании - далеко не конец. После окончания вуза студенты еще не готовы работать с людьми напрямую. Обучение в вузе дает только лишь общее понимание того, что собой представляет психология. Чтобы стать квалифицированным специалистом, необходимо пройти специальную программу, по которой готовят психотерапевтов.

Многие интересуются, почему нужно так долго учиться психологу? Ведь, чтобы стать истинным мастером, потребуются десятилетия напряженной работы. На самом деле только после этого специалист получает возможность помогать людям решать их проблемы, существенно ускорять личностный рост. Многие же вопросы без грамотного психолога решить практически невозможно.

Возраст только приветствуется

Это одна из немногих профессий, где возраст является преимуществом. Ведь вряд ли зрелый человек, у которого за плечами годы опыта, станет делиться проблемами с двадцатилетней девушкой, даже если у нее есть гора дипломов. В работе психолога необходимым условием является доверие между клиентом и терапевтом. Иными словами, должна возникать эмпатия. Без нее невозможно создание раппорта; если человек не доверяет терапевту или же по каким-то причинам специалист вызывает неприязнь, от терапии не будет толку. Именно поэтому в психологии возраст является неоспоримым козырем. Ведь тот, у кого богатый личный опыт, всегда вызывает доверие.

Учиться читать невербальные сигналы

Порядка 70% всей информации о себе человек выдает не посредством речи, а через мимику, жесты, позу тела. Если психолог учится понимать язык тела, он сможет направить диалог в правильное русло. То, что не было сказано вслух, будет произнесено посредством жестов и мимики. Например, если человек наклоняет голову вперед, движения его рук быстрые, однако их амплитуда невелика, то это свидетельствует о его открытости. Если же клиент переводит взгляд на окружающие предметы, переминается с ноги на ногу, скрещивает руки на груди, значит, обстановка ему не по душе, а тема разговора не вызывает интереса.

Размышляющим о том, как стать психологом, полезно понаблюдать за братьями нашими меньшими. Ведь все, что они умеют, - это выражать свои эмоции невербально, с помощью «мяу» и «гав», виляния хвостом, урчания или сопения. Свое настроение они могут передавать всеми доступными способами, кроме речи.

Учиться слушать

Так как стать психологом невозможно для тех, кто не способен слушать, этому навыку необходимо уделить особое внимание. Есть немало людей, которые не позволяют вставить в свой обильный монолог ни одного слова. Даже если их длинная тирада в действительности освещает интересную тему, сам факт неуважения к мнению собеседника становится ключевым. Молчаливый собеседник всегда намного более привлекателен, нежели тот, кто за своей речью не дает себе труд услышать мнение своего визави. Беседа не будет плодотворной, если каждый из ее участников слышит только лишь себя. Поэтому без данного навыка начинающему психологу не обойтись.

Как стать психологом самостоятельно

Некоторые выбирают и такой способ освоения науки о душе. Однако здесь необходимо помнить о том, что психолог без надлежащего образования и сертификации не может рекламировать свои услуги и зарабатывать на этом ремесле. Ведь в таком случае его услуги будут нарушением действующего законодательства.

Однако психология может стать отличным хобби. Человек может говорить себе: «Хочу стать психологом» - и при этом не иметь в виду получения специального образования. Ведь слово «психолог» может иметь еще одно значение. О том, кто проницателен и хорошо разбирается в людях, часто говорят: «Он тонкий психолог». И неважно, является ли этот человек по профессии продавцом, менеджером, врачом или художником. У него есть чутье, с помощью которого он умело распознает движения человеческой души.

Что нужно, чтобы стать психологом такого плана? Ответ прост: читать как можно больше нужной литературы, впитывать знания. Можно также обратить внимание на труды корифеев науки о душе. Например, начать можно с психоанализа. Многим будут интересны труды Фрейда, Юнга, Адлера. Они проливают многое на особенности человеческой психики, поведения, развития личности. Также стоит обратить внимание на такие направления, как гештальт-терапия, НЛП, бихевиоризм, экзистенциональная психология.

Так как стать хорошим психологом вряд ли возможно без умения разбираться в людях, полезно будет уделить внимание различным фильмам, книгам, в особенности произведениям классики. В них описаны различные характеры, многие из которых можно назвать собирательными. Персонажи книг действуют в соответствии со своими мотивами, которые не изменяются даже по прошествии веков. Ведь люди всегда хотели быть счастливыми, здоровыми, достигать своих целей, наслаждаться радостями любви. Поэтому такие произведения многому научат начинающего психолога, помогут распознать те или иные модели поведения в реальности.

Терапия для самого специалиста

«Как стать успешным психологом?» - спрашивают себя порой выпускники вузов и начинающие специалисты. Первое, что необходимо сделать, - в полном объеме самому пройти психотерапию. Ведь только здоровый человек может привести другого к душевному исцелению. Невротик, который не избавился от собственных комплексов, может только усугубить ситуацию. В конечном счете все, что нужно знать, чтобы стать хорошим психологом, человек получает из собственного опыта. Проходит ли он психотерапию или же учится на собственных ошибках - всякая жизненная истина усваивается путем опыта. Можно быть психологом-теоретиком, однако если не испытать тот или иной постулат «на собственной шкуре», вряд ли получится успешно пользоваться этими инструментами. Нет ничего удивительного в том, что услуги психотерапевта в настоящее время так дороги. Ведь только после того, как в полной мере начинающий специалист избавился от собственных душевных травм, а также получил соответствующую практику на дополнительных курсах со всеми нужными сертификатами, он может приступать к практике.

Почему люди становятся психологами?

Нередко абитуриент или просто любой желающий задумывается о том, как стать психологом, не по причине истинного призвания. Если спросить человека, что его толкает на этот путь, он может ответить: «Я хочу помогать людям». Однако в действительности многие из тех, кто интересуется психологией, сами нуждаются в помощи. Получение образования - это не лучший путь для того, чтобы справиться с личными проблемами. Поэтому в таком случае стоит сперва обратиться к хорошему специалисту и пройти курс терапии. Лишь только после этого можно задумываться о том, как стать психологом и что для этого нужно.

Практика

И наконец, самое главное - чтобы стать хорошим специалистом, необходимо не только длительное обучение, но и долгие годы практики с клиентами, работа с людскими проблемами. Нелегко начинающему психологу наработать свою базу, продвинуть услуги. Однако без опыта работы психолог будет называться так лишь формально. Только прожив вместе с десятками клиентов их трудности и проблемы, соотнеся методы психологии с реальной практикой и получив бесценный опыт, специалист может достойно носить это звание.

Поэтому, чтобы стать профессиональным психологом, после получения образования нужно учиться также и продвигать свои услуги. Для этого специалисту нужно понять, что отличает его от других подобных ему. Чем он может помочь людям? Что он может предложить клиенту? Стал бы он сам обращаться к себе, если бы был на месте клиента? На все эти важные вопросы необходимо дать правдивые ответы.

Статьях мы разбирали, что же из себя представляет психотерапия . В этой статье мы попытаемся понять, что же из себя представляет психотерапевт .

Если Вы читали прошлые статьи, то заметили, что основателями известных психотерапевтических направлений были врачи общего профиля, неврологи, психиатры, психологи и один (окончивший курсы по психологии).

Психотерапия появилась на стыке психиатрии и психологии. Большинство из основателей психотерапевтических школ были врачами, как, например, все члены Международной психоаналитической ассоциации на заре ее формирования. Считалось, что психотерапия – раздел медицины, и ей может заниматься только врач. Это было долгое время правилом.

Если Вы читали предыдущую статью “ ”, то обратили внимание, что там ничего не сказано о мозге, нервной системе, анатомии и физиологии человека. То есть, нельзя сказать, что для проведения психотерапии требуются специальные медицинские знания.

Психотерапия – это лечение словом

Понятие психотерапия объединяет под собой всю многообразную гамму способов лечения с помощью слова (и без лекарств).

Только словом : психоанализ, групповой анализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, клиентцентрированная психотерапия Роджерса, аналитическая психотерапия Юнга, трансактный анализ Берна, экзистенциальный анализ и т.д.

Словом и действием : детский психоанализ, психодрама, гештальт-терапия, телесно-ориентированная психотерапия, танцевально-двигательная психотерапия, арт-терапия, и т.д.

Лекарства иногда назначаются в процессе психотерапии в качестве поддержки, но лучше, если это будет делать другой специалист (для соблюдения чистоты метода, несмотря на то, что психотерапевт может быть врачом, имеющим право назначать лекарства).

Психологи и врачи – в чем разница?

Психолог и врач – эти понятия характеризуют полученное образование.

Современные психологические факультеты дают серьезное образование для будущего психотерапевта. Среди дисциплин, которые там изучают:

культурология, антропология, социология, философия, логика, история и теория религий, история психологии, общая, сравнительная, экспериментальная, возрастная, социальная и клиническая психология, психология личности, психология развития, этнопсихология, зоопсихология, психогенетика, математические методы статистики в психологии, анатомия, психофизиология ЦНС, физиология ЦНС, физиология ВНД и сенсорных систем, гормональная регуляция психических состояний , психопатология, основы психотерапии, психодиагностика, тренинги и др.

Можно сказать, что все дисциплины, изучаемые в психологических вузах, так или иначе, подготавливают к психотерапевтической деятельности. Жирным выделены дисциплины, которые традиционно считались вотчиной медиков, но теперь их изучают при подготовке психологов. Конечно, эти дисциплины изучают не так углубленно, как в медвузах, в чем можно убедиться ниже.

Медики в процессе своего обучения изучают следующие дисциплины:

латинский язык, медицинская биология, генетика, анатомия человека, патологическая и топографическая анатомия, общая, биоорганическая и биологическая химия, биологическая физика, история медицины, гистология, эмбриология, цитология, нормальная физиология, патологическая физиология, микробиология с вирусологией и иммунологией, инфекционные болезни, детские инфекционные болезни, эпидемиология, фармакология, внутренние болезни, профессиональные болезни, общая, детская, оперативная и военно-полевая хирургия, хирургические болезни, педиатрия, онкология, лучевая диагностика и лучевая терапия, дерматовенерология, урология, акушерство и гинекология, эндокринология, фтизиопульмонология, оториноларингология, стоматология, офтальмология, физиотерапия, травматология и ортопедия, медицинская реабилитация, судебная медицина, нейрохирургия, неврология, наркология, психиатрия, логика, философия, основы психологии, медицинская психология и др.

Как можно видеть, при подготовке врача основное внимание уделяется анатомии и физиологии, химии и, конечно, лечебному делу. Современная медицина – очень сложная огромная область естествознания, и получается так, что при подготовке врача практически пытаются "объять необъятное". Соответственно, остается совсем немного времени на предметы, необходимые при подготовке психотерапевта (выделены жирным ). И на основы психотерапии в медвузах, как правило, часы не выделяют.

Общее впечатление, что психологов готовят работать с людьми, а медиков – с болезнями.

Врачи могут назначать лекарства, а психологи – нет. Но для психотерапии это не нужно.

Кто может стать психотерапевтом?

Сегодня в нашей стране психотерапевтом может стать врач или психолог (за рубежом такую возможность имеют еще социальные работники, иногда философы).

Но, ни базовое образование психолога, ни образование врача, сегодня, само по себе, не является достаточным, чтобы заниматься психотерапией .

Психотерапевт – это психолог или врач, который продолжил свое образование (прошел специализацию или, как это официально называется в нашей стране, профессиональную переподготовку ) для получения возможности практиковать в области психотерапии .

Научная степень (кандидат или доктор ), также как и кафедральные должности в высших учебных заведениях (доцент или профессор ), сами по себе ничего не говорят о квалификации в практической области. Первые свидетельствуют о достижениях в области науки, вторые – о достижениях в области преподавания в высших учебных заведениях.

Психотерапия родилась в недрах медицины, поэтому в своем определении имеет слово лечение . Психологи пытались ввести свой термин, аналогичный психотерапии, – психокоррекция , но он не прижился. Зато прижился введенный психологами термин психологическое консультирование , под которым следует понимать краткосрочную психотерапию (1-7 встреч), в результате которой должен быть получен некий результат. Психологическое консультирование – это вовсе не постановка диагноза, то, что мы ожидаем от медицинского консультирования (в психологии вообще не принято ставить диагноз, в этом нет особой необходимости и практического смысла).

Но не существует "просто" психотерапии. Психотерапия – это общее понятие. Конкретная психотерапия всегда принадлежит какой-то школе: психоанализ, групповой анализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, психодрама и т.д.

Обучение психотерапии (специализация, переподготовка) длится несколько лет. Любая переподготовка (специализация), которая занимает несколько месяцев, конечно, не может внушать доверия. Обучение, казалось бы, такому "несерьезному" виду психотерапии, как танцевальная , в Институте практической психологии и психоанализа в общей сложности длится 4 года.

Как стать психоаналитическим психотерапевтом

© 2005-2017 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт

© 2002-2019 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL: , а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу
:: Google-author

Вопрос психологу

Здравствуйте, я хочу стать психотерапевтом, прошу помогите мне. Как стать психотерапевтом, какие личные качества нужны? Где учиться, что нужно делать после окончания универа? А Вы любите свою профессию ? Если не секрет сколько зарабатываете, ведь это тоже важно. Я люблю психологию, люблю помогать людям,прошу напишите какие трудности возникают на работе, Заранее спасибо!!!

Здравствуйте, Алан.

Чтобы стать хорошим психотерапевтом, нужно много учиться, и просто получить профильное образование - это ничего, это ноль. Нужно много учиться именно психотерапии, посещать долгосрочные обучающие программы. И уже, будучи специалистом, продолжать свое образование, повышать квалификацию.

Для молодого специалиста, для студента психолога , студента медика, хорошо бы вступить в Сообщество психологов. У нас в А-ате есть несколько таких сообществ, во всех есть обучающие программы. Просто приходите на встречи, они обычно проходят раз в неделю, сидите и слушайте, погружайтесь в атмосферу психотерапии, атмосферу помогающей профессии .

Параллельно пойти на свою личную терапию.

Во-первых, разобраться в себе, в своей части, которая хочет помогать другим. Потому что именно этой частью вы будете психотерапевтировать.

Во-вторых, созреть в своем Я. Чтобы помогать другим, необходимо иметь зрелое Эго. Только зрелое Эго может позволить каждый раз погружаться в нетерпимые эмоции других, только зрелое Эго может выдержать хаос, путаницу, печаль, депрессию , ненависть других.

И лет так через 15 после окончания института вы станете хорошим специалистом, наберете достаточно практического опыта, чтобы понять, как помочь, как лечить. А значит, у вас будут пациенты, которые вам будут доверять и соответственно платить. Вот тогда вы начнете зарабатывать деньги .

С уважением,

Фазлеева Татьяна Шамильевна, врач психиатр-психотерапевт, Алматы

Хороший ответ 8 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Алан. Отвечаю на Ваши вопросы по-порядку. Чтобы стать психотерапевтом, надо иметь медицинское образование (5-6 лет), затем пройти специализацию по психиатрии (2 года), затем специализацию по психтерапии (1-2 года). Чтобы стать психологом необходимо образование по психологии в вузе, хотя бы бакалавр (4 года, второе высшее - 2,5 года), затем выбрать специализацию/модальность, в которой вы хотели бы работать. (не менее 2 лет). Но, как правило, практикующий психолог повышает свою квалификацию всю жизнь, это становится образом жизни. В рамках специализации необходимо пройти личную терапию (от 10 до 500 часов, в зависимости от выбранного направления), и проходить спуревизии (от 50 до 250 часов). Также желательно вступить в проф. сообщество. Просто желания помогать людям недостаточно, т.к. это желание может быть продиктовано личными невротическими проблемами. И еще необходим жизненный опыт, личностная зрелость. Чтобы понять подходит ли это Вам, надо самому получить клиентский опыт. Практикующий психолог зарабатывает по разному, в зависимости, сколько клиентов у него есть на данный момент. Да, я люблю свою

Вряд ли кто-то пойдет в окулисты из-за того, что у него плохое зрение, или в неврологи из-за собственных проблем с позвоночником. А вот желание стать психотерапевтом чаще возникает у тех, кто испытал душевное страдание, для кого желание понять себя и то, как устроен человек, - почти жизненная необходимость. Это подтвердили все, с кем встречались авторы статьи.

Однако в конце 80-х годов прошлого столетия, когда в Москве и Ленинграде начали практиковать первые психотерапевты, никто из них не мог даже предположить, что сегодня, в начале ХХI века, психотерапии будет суждено превратиться в одну из самых популярных профессий. А им самим стать чуть ли не легендами, поскольку именно с них началась современная история отечественной психопрактики, надолго «закрытой» в нашей стране в 30-е годы.

Этим людям посчастливилось слушать лекции и участвовать в семинарах самых известных в мире экспертов в области психотерапии и психоанализа, учиться у основоположников разных направлений практической психологии.

У каждого из них - свой путь в психотерапию, и у каждого он связан с внутренней работой с собой, сокрытой от глаз других людей

«Фактически нам была дарована вторая профессиональная молодость, - вспоминает психотерапевт Екатерина Михайлова. - Закончив университет, набив шишек и многому научившись, мы вдруг снова оказались школярами, получили право чего-то не знать, не понимать, задавать дурацкие вопросы, увлекаться, впадать в щенячий восторг… А потом постепенно снова трезветь, матереть… И это большая удача».

Рассказывая о себе, собеседники были открыты и искренни настолько, насколько позволяет им профессия. У каждого из них - свой путь в психотерапию, и у каждого он связан с внутренней работой с собой, сокрытой от глаз других людей. Сегодня эксперты журнала Psychologies согласились приоткрыть эту тайну для нас.

«В языке психоанализа я услышала поэзию»

Наталья Кигай, психоаналитик

В четырнадцать лет я решила, что хочу быть психологом, мне хотелось заниматься математическим моделированием социальных процессов. Это было модно. А на втором курсе психфака МГУ я поняла, что меня гораздо больше интересует психотерапия. В библиотеке факультета были трехтомник Юнга и двухтомник Фрейда. Я прочла и то и другое.

Юнга отложила в сторону. А Фрейд заворожил с первых страниц, я продолжала разыскивать и читать его книги. Все нравилось: подход к исследованию, его стиль, особая добросовестность размышления и язык - язык, который, как мне это почувствовалось, точно описывал процессы внутренней жизни человека в отличие от языка академической психологии. В его языке было нечто чудесное и знакомое - как в «своей» музыке или любимых стихах.

Для меня психоанализ стал еще одной поэзией. Так в восемнадцать лет я и приняла решение стать психоаналитиком. Тогда в нашей стране нигде и никто не учил психоанализу. Поэтому лишь много лет спустя профессия стала явью: личный анализ, теоретический семинар, щедрые, полные энтузиазма учителя и, самое главное, профессиональная среда, коллеги, сотрудничество и чувство локтя.

Изменилось ли что-то со времени первых опытов? Конечно. Юности свойственны мечты, а им - безграничность, грандиозность и надо всем поднимающая легкость. А потом в дело вмешивается принцип реальности. Он укорачивает крылья и придавливает к земле. Это не значит, что ты не можешь воспарить или теряешь чувство легкости, но появляется устойчивость. Утрачиваешь часть оптимизма, но становишься скромнее, смиреннее и в некотором смысле доверчивее к жизни. Перестаешь думать, что все зависит от тебя одной. Начинаешь учиться. И так и не прекращаешь это делать, пока память не откажет.

«Я мечтал стать другим»

Марк Певзнер, психотерапевт, директор тренинговых программ

С детства я мечтал стать моряком: мужественным, смелым, сильным. Был же эмоциональным и очень впечатлительным юношей. Закончив судостроительный техникум, пошел служить на флот, а примерно через полтора года понял, что по своей природе я не военный человек. Я был растерян… Стал много читать: Ромен Роллан, Лев Толстой, Владимир Леви. И внимательно наблюдал за людьми - эту возможность давало замкнутое пространство корабельной жизни. К концу службы у меня было твердое желание изучать психологию.

Я поступил в Ленинградский университет, полагая, что именно там я найду ответы на мучавшие меня вопросы. Позже, работая медицинским психологом, познакомился с Александром Бадхенoм, психиатром-наркологом. Эта встреча определила мою профессиональную судьбу. У нас обоих был огромный интерес к психотерапии, мы стали соратниками и друзьями.

Психотерапия открыла мне, что путешествие по внутреннему миру может быть не менее рискованным, чем морское плавание

В юности я искал пути самосовершенствования вовне. А мой жизненный и профессиональный опыт научили тому, что главный источник развития - внутренний ресурс человека. Сегодня я помогаю людям, веря в их способность использовать внутренние ресурсы и силы. И меня каждый раз удивляет, насколько они огромны. Они просто фантастические! Это настоящее богатство, которым можно научиться управлять, а значит, управлять собой и своей жизнью.

Психотерапия открыла мне, что путешествие по внутреннему миру может быть не менее рискованным, чем морское плавание. Я чувствую себя сильным, устойчивым и мужественным, что во многом связано с тем, что я смог принять себя таким, какой есть. Эмоциональность, чувствительность, открытость - раньше проявление этих качеств воспринималось как слабость, а сегодня я понимаю, что это мой дар, а значит, и моя сила.

«Мне хотелось понять, как устроен мир»

Инна Хамитова, клинический психолог, системный семейный психотерапевт

Все началось с любопытства: я очень хотела разобраться в том, как устроен мир... Закончив физфак МГУ, даже успела поработать по специальности. Но когда в начале 90-х ассигнования на науку сократились до нуля, встал вопрос: или эмигрировать, или искать другую нишу. А поскольку мой интерес к секретам мироздания так и не исчерпал себя, увлечение психологией можно считать закономерным: разница состояла лишь в том, чтобы изучать не внешний, а внутренний мир человека.

Была и вторая причина: многие близкие мне люди так же внезапно оказались выброшенными из жизни... Мы искали ответы на самые сложные экзистенциальные вопросы: зачем мы живем, зная о неизбежности смерти. Что нами движет? Как мы строим отношения с людьми, будучи в экзистенциальном смысле одинокими...

Оказавшись в Институте практической психологии и психоанализа, в атмосфере единомышленников, я смогла приблизиться к этой цели. Но главным сюрпризом прошедших лет стало то, как я изменилась сама за годы учебы, собственной психотерапии, работы с каждым клиентом, каждой семьей.

Получается, что я шла в психотерапию помогать людям, а начала лучше понимать себя, осознавать, что важно, а что нет. В результате изменилось отношение к жизни. Теперь я понимаю, что в тридцать лет, когда я только начинала заниматься этой профессией, я была абсолютно другой. Мною руководил в основном исследовательский интерес к внутреннему миру человека, сейчас же мне важно помогать людям.

Это очень приятно, когда у клиента меняется качество жизни или он, столкнувшись с трагическими обстоятельствами, не ломается, а находит в себе неведомые ранее ресурсы и даже становится счастливее. И всегда радостно ощущать свою сопричастность этому процессу.

«Меня поразил живой человеческий голос»

Екатерина Михайлова, психотерапевт, специалист по психодраме

Ребенком я могла часами лежать у муравейника и наблюдать, как исчезают и появляются цветные бисеринки на поверхности муравьиного купола. Этот исследовательский интерес определил и мой профессиональный выбор - я поступила в МГУ для того, чтобы стать ученым.

На третьем курсе психфака мой преподаватель Андрей Андреевич Пузырей поручил мне перевести одну из статей Карла Роджерса, в которой американский психотерапевт описывал то, что происходит между ним и человеком, который приходит за помощью. Меня удивило и потрясло то, что впервые в научной работе я услышала живой человеческий голос! Так мне открылся неизвестный мир психотерапии, и я, конечно, очень захотела в него заглянуть…

В начале 80-х это было возможно только через англоязычные тексты: мы жадно переводили и обсуждали с коллегами, психологами-практиками, попавшие в руки буквально на пару вечеров книги основателей психотерапии, привезенные кем-то из-за границы, ксероксы или распечатки на машинке их статей.

В начале 90-х появилась возможность ездить учиться и приглашать в Москву звезд психотерапии. Мы старались узнать и овладеть разными методами. Я предпочла психодраму. Этот метод не может устареть, исчезнуть или надоесть, потому что истинный автор происходящего на сессии не психотерапевт, а клиент, а человек сам себе надоесть не может.

Мне же как ведущей сессии и тогда, и сейчас кажется невероятно интересным оказаться с человеком в таком пространстве, где он живее и талантливее, чем в обычной жизни, гораздо больше готов к открытиям, новому опыту и невероятным изменениям.

«Я старался противостоять бессмысленности»

Александр Черников, семейный психотерапевт

В 1985 году я закончил Московский институт стали и сплавов и распределился в «ящик» - НПО «Алмаз». Еще совсем недавно он был «шарашкой», где работали заключенные - научные сотрудники, отбывающие наказание. Мой непосредственный начальник - доктор технических наук, лауреат Сталинской премии - был одним из них в 50-е.

Стены этого учреждения еще хранили дух режима: на каждом этаже стоял часовой, и свой блокнот с записями я должен был сдавать в Первый отдел. В общем, я чувствовал себя винтиком бесчеловечного и бессмысленного механизма. Стараясь справиться с этим состоянием, я занялся альпинизмом. Горы добавили разнообразия переживаний, но чувство бессмысленности не проходило. К дальнейшим поискам меня стимулировало участие в одном из первых психологических тренингов, и в 1987 году я оказался в МГУ на психфаке.

Ощущение было такое, как будто в душной комнате распахнулось настежь окно. Меня увлекли системная семейная терапия и психодрама - аналитика одного метода и энергетика другого прекрасно уравновешивали друг друга. Я защитил диссертацию и стал специализироваться в области супружеской психотерапии.

Консультируя, я постоянно убеждаюсь, что искренний и глубокий контакт с близкими - это важнейшее противоядие фальши общественной жизни и экзистенциальной тревоге бытия. Осмысленность жизни вообще удается, лишь когда мы не лжем себе и способны быть рядом с другим человеком, позволить себе быть связанным с ним. И конечно, психотерапия лучше любой другой профессии учит принятию людей, смирению перед чужой автономией и непохожестью на тебя другого человека.