Болезни Военный билет Призыв

Биография бехтерева в м. Владимир михайлович бехтерев феномены мозга. Опыты с животными

Упражнения

«Концентрация внимания».

Цель: Оценка способности концентрации внимания.

Ведущий зачитывает участникам три простые арифметические задачи и предлагает решить их в уме. Полученные в результате решения задач цифры также предлагается держать в уме.

Результат вычислений разрешается записывать по команде «Пишите!». Участникам не разрешается ничего говорить вслух или переспрашивать. Те, кто не расслышал или забыл условия задачи, вместо ответа должны поставить прочерк. Задачи могут быть следующие:

Даны два числа 82… (…= пауза) и 68… К первой цифре второго числа прибавьте 2,… умножьте ее на первую цифру первого числа… и от полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа…

Пишите!…

Даны два числа: 82… и 68… К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа,… и полученную сумму разделите на вторую цифру второго числа…

Пишите!…

Даны два числа: 56 и 92… Вторую цифру первого числа разделите на первую цифру второго числа… Полученное частное умножьте на вторую цифру первого числа…

Пишите!…»

Итог: Решение всех трех задач свидетельствует об устойчивости концентрированного внимания.

Правильность решения первой и второй задачи при неправильном решении третьей свидетельствует о некоторой истощаемости внимания в процессе исследования. Правильное решение первой и третьей задачи при неправильном решении второй указывает на неустойчивость внимания. Правильное решение второй и третьей задачи при неправильном решении первой позволяет предположить относительно медленную включаемость в работу.

«Фокусировка».

Цель: Развитие способности оперативно регулировать объем внимания.

Глаза открыты или закрыты. По команде ведущего «Тело!» участники сосредотачивают внимание на своем тепе, по команде «Рука!» – на правой руке. Затем идет последовательное сосредоточение внимания на кисти правой руки – по команде «Кисть!», на указательном пальце правой руки по команде «Палец!» и, наконец, на кончике пальца – по команде «Кончик пальца!».

Команды подаются с интервалом 10–120 сек.

Итог: Ведущий расспрашивает участников, справился ли каждый из них с заданием, каким это удалось и с какими трудностями они столкнулись. Игра позволяет освоить навыки концентрации на различных частях тела, что необходимо при освоении техники саморегуляции.

«Селектор».

Цель: Развитие переключаемости, гибкости в управлении вниманием, способности быстро менять объект концентрации внимания.

Выбирается один из участников игры для роли «приемника».

Остальная группа участников – «передатчики». Они заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел в разных направлениях. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик».

Если ему слишком сложно услышать тот или иной «передатчик», он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если же ему слишком легко, он может убавить звук. После того, как «приемник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг.

Итог: Легкость переключения внимания у разных людей различна. Переключаемость определяется в психологии как гибкость в управлении вниманием.

Во время обсуждения становится ясно, что многие нашли свою собственную технику сосредоточения внимания. При повторном исполнении упражнения следует поощрять обмен техниками концентрации внимания.

«Заблудившийся рассказчик».

Цель: Овладение одним из способов выработки внутреннего контроля, удержания в уме нити разговора, последовательности событий или хода собственных размышлений.

Участники рассаживаются в круг.

Ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование.

3 мощных упражнения на развитие концентрации внимания

Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен «распутать» разговор, то есть кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке – от конца к началу.

Он возвращается к исходной, предложенной ведущим, теме. Затем сам запутывает разговор, передает слово кому-то другому, и так далее.

Итог: Обычно после непродолжительного пробуксовывания игра набирает темп и проходит оживленно, весело. Однако за развлекательностью упражнения участники не должны упускать главное: работу над своим вниманием. Чем длиннее ряд ассоциативных «запутываний», тем более напряженной работы памяти и внимания требует он от следящих за рассказом, тем эффективнее психическая тренировка.

«Палач».

Цель: Воспитание способности поддерживать в течение необходимого периода сосредоточенность внимания достаточной интенсивности.

Группа разбивается на пары.

Первый в паре и грает роль «внимательного». Он сосредотачивается на каком-либо объекте и в случае отвлечения своего внимания сигнализирует от этом поднятием руки. Второй в паре – «палач». Он сидит сзади «внимательного» и по сигналу об отвлечении внимания наказывает его ударом ладони по плечу или бедру.

До начала упражнения необходимо подобрать силу «наказания». Для этого «палач» предварительно наносит удары разной силы, а «внимательный» выбирает наиболее подходящий. Сила удара подбирается так, чтобы быть достаточной для стимуляции сосредоточения, но не слишком большой, чтобы не нарушить внутреннюю работу.

После этого ведущий называет объект сосредоточения, дает сигнал «Начали!» и через некоторое время (1–10 мин.) «Стоп!».

Итог: Жестокость этого упражнения должна компенсироваться мягким, развлекательным характером других психотехнических игр.

Это упражнение способствует осознанию значимости сосредоточения внимания, вырабатывает способность бороться с помехами в окружающей среде, отключаться от этих помех.

«Лентяй и труженик».

Цель: Овладение различными способами концентрации внимания.

Ведущий предлагает участникам удобно расположиться в креслах.

Расслабить мышцы лба, брови, губы, слегка приоткрыть рот. Достичь расслабления мышц лица, придав ему сонное выражение. По команде «Начали!» участники приступают к выполнению одного из упражнений на внимание, например, упражнений «Пальцы», «Фокусировка», сохраняя при этом расслабленность мышц лица. Работа продолжается до тех пор, пока не последует команда «Стоп!».

После этого упражнение повторить, предварительно нахмурив брови, крепко сжав губы, стиснув челюсти, сохраняя напряжение лица.

Итог: Предложить участникам сравнить два варианта сосредоточения- расслабленный и напряженный и дать им характеристику.

«Дыхание».

Цель: Обучить преодолению привычного психического стереотипа напряженного сосредоточения.

Участники удобно устраиваются в креслах или на стульях, расставленных по окружности.

Им предлагается расслабиться и закрыть глаза. По команде «Начали!» мягко следить за дыханием. Не управлять дыханием и не нарушать его естественный рисунок. Через 5–15 минут по команде «Стоп!» прекратить упражнение.

Итог: Дыхание является очень чутким индикатором психического напряжения. Любые колебания психических состояний отражаются на способе дыхания. Это упражнение позволяет концентрировать внимание на определенном внутреннем объекте и, сохраняя жесткий стиль сосредоточения, не нарушить его функционирование.

Чтобы участникам была лучше понятна сущность этого упражнения, им можно привести пример, что иногда желание спортсмена как можно лучше исполнить движения на спортивных соревнованиях приводит к разрушению сложившейся техники спортивной работы. Выходом из соревновательного затруднения для многих спортсменов является полная сосредоточенность на элементах техники и отрешение от конечного результата.

«Инфракрасные лучи».

Цель: Изучение преимуществ расслабленного стиля сосредоточения.

В достаточно тихом помещении, подогрев предварительно утюг, ведущий говорит:

«Ваши руки способны ощущать тепловое инфракрасное излучение.

Попробуйте почувствовать тепло этого утюга на расстоянии. (Проносит утюг перед участниками, давая каждому убедиться, что это возможно). У всех получилось? А теперь попытайтесь почувствовать тепло собственных рук, расположив их вертикально ладонями друг к другу, затем параллельно на минимальном расстоянии).

Ведущий предлагает определить самое большое расстояние, на котором ощущается это тепло. Участники выполняют упражнение на определение расстояния, позволяющего ощущать тепло рук в течение 2–4 минут. Это упражнение затем повторяется парами в течение 5–6 минут. Участники обмениваются впечатлениями по результатам упражнения.

Итог: Упражнение иллюстрирует легкость достижения сознания слабыми сигналами при расслаблении и успокоении.

«Сверхвнимание».

Цель: Выработка умения сосредоточиться в напряженных, в том числе стрессовых ситуациях.

Участники разбиваются на две группы.

Одна группа играет роль «мешающих», другая – «внимательных».

«Внимательные» расставляются ведущим по периметру зала лицом к центру и получают отличительные знаки (нарукавные повязки, косынки или шапочки). Они получают инструкцию: изобразить, сыграть, словно актер, войти в роль человека, полностью сосредоточенного на какой-то внутренней работе и не замечающего окружающего. Исполнители должны вжиться в эту роль и, стоя с открытыми глазами, не закрывая ушей, не замечать того, что делают другие.

Для этого им предлагается ярко представить себе просмотр увлекательного кинофильма или участие в опасном путешествии, быть последовательным в исполнении своей роли.

После команды ведущего «Стой!» группа «мешающих» начинает расспрашивать внимательных, что они видели и слышали. «Мешающие» получают задание во время упражнения, которое длится 5–15 минут.

За это время ведущий вместе с «мешающими» организует серию провокационных действий. Они скандируют: «Ты – гений внимания!», разыгрывают в лицах анекдоты, инсценируют окончание занятий и уход из зала, изображают животных, просят у «внимательных» милостыню и прочее.

При этом ведущий следит за тем, чтобы действия «мешающих» не оказались слишком эффективными. Он запрещает касаться «внимательных» и в критические моменты помогает им удержаться в своей роли.

Затем следует команда «Стой!», начинается обсуждение.

Итог: Особенность этого упражнения состоит в том, что действие инструкции продолжается после команды «Стой!». Вероятно, «внимательный» иногда отвлекался от выполнения задания, но правила игры запрещают ему в этом сознаться. Он вынужден убеждать своих партнеров в том, что был абсолютно внимателен и ни разу не отвлекся.

Недоверие и сомнения других участников занятия вынуждают «внимательного» прибегать ко все более веским аргументам и незаметно для самого себя все тверже убеждаться в несокрушимости своей концентрации.

Игра предоставляет возможность поверить в свои силы, убедить себя, убеждая других.

Упражнение не следует использовать в группах, внутри которых еще не созрели отношения взаимного доверия и дух творческой увлеченности.

Успешно проведенное упражнение «Сверхвнимание» намного продвигает группу вперед, в то время как неуспех может поставить под сомнение занятия в целом.

«Карусель».

Цель: Поиск приемов борьбы с отвлечением внимания.

Группа разбивается на две равные части.

«Концентрирующиеся» рассаживаются в круги и готовятся к полной концентрации на задании. Задание может заключаться в мысленном решении задачи, заучивании стихотворения, концентрации на мысленном образе, на одной из частей тепа и т.д.

«Мешающие» становятся лицом к «концентрирующимся» – каждый напротив своей «жертвы». По команде «Начали!» «концентрирующиеся» приступают к заданию, а «мешающие» начинают им противодействовать в пределах, оговоренных ведущим.

По хлопку ведущего «мешающие» сдвигаются на одного человека вправо так, чтобы каждый из них сменил свою «жертву», и игра продолжается дальше. После нескольких «поворотов» ведущий останавливает «карусель».

Итог: На первых порах единоборство «концентрирующихся» и «мешающих» не будет равным: «мешающие» располагают богатейшим арсеналом средств.

Если игра начинается сразу с применения ими самых жестких мер, то это может обескуражить «концентрирующихся», сломить их веру в свои возможности. Ведущий должен следить за работой каждого и по мере надобности давать «мешающим» указания ослабить помехи для того, чтобы «концентрирующиеся» не проявили признаков отвлечения по крайней мере в 2/3 случаев. Такая пропорция успеха обеспечит наиболее подходящие условия для роста способности к самоконтролю.

Специфика этого упражнения – персонифицированность источника помех.

Причиной отвлечения является конкретный живой человек. Задача сосредоточения переходит в область общения.

«Полевые тренировки».

Цель: Перенос выработанных в тепличной обстановке психотехнических навыков в жесткие условия обыденных отношений.

Каждый участник выбирает себе сам или по подсказке ведущего задание, на котором он будет сосредоточен во время упражнения.

Перед ним стоит задача – продемонстрировать столь же высокую степень концентрации, что и в игре-упражнении «Сверхвнимание».

Затем группу выводят из помещения для занятий. Участников расставляют по одному и каждому дают команду «Начали!». Расставив всех участников, ведущий обходит «посты» и пытается помешать, привлекая к этому посторонних людей, прося их выведать у тренирующихся, который час, предложить им уйти и прочее. Работа длится 5–15 минут.

Затем ведущий подходит к каждому, останавливает работу командой «Стой!», собирает группу и возвращает ее в зал для занятий. Следует обсуждение.

Итог: Это упражнение стирает грань между условной реальностью групповых занятий и действительностью повседневной жизни. Оно является смелым внедрением выработанных в тепличной обстановке психотехнических навыков в жесткие условия обыденных отношений.

При проведении этого упражнения особое внимание следует уделить обеспечению безопасности занятий.

Психологические игры и упражнения на развитие внимания и самоконтроля

Упражнение на развитие внимания “Пальцы”

Участникам группы следует удобно расположиться в креслах или на стульях, образуя круг. Переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде “Начали!” медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга.

Сосредоточить внимание на этом движении. По команде “Стоп!” прекратить упражнение. Длительность -5-15 минут.

Упражнение позволяет проследить работу внимания “в чистом виде” благодаря бессмысленности верчения пальцев. Для многих задание оказывается трудным из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен. Если участник быстро засыпает во время упражнения (ни в коем случае не мешайте ему и не позволяйте мешать другим!), то в будущем этот прием можно будет использовать для успокоения.

Некоторые участники будут испытывать необычные ощущения: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Вероятно, они окажутся способными к самовнушению.

Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Постарайтесь понять причину этих явлений. Практически она всегда находится за пределами занятий. Если участнику становится очень смешно и он не может нормально работать, позвольте ему смеяться сколько угодно: смех защищает от тревоги. При выполнении упражнения требуется одно, а происходит обычно другое.

Нужно сосредоточиться на выполняемом движении, но в какой-то момент участник вдруг обнаруживает, что думает о чем-то постороннем.

Или оказывается, что он забыл об инструкции; перестал следить за пальцами, взгляд прилип к яркой майке соседа или колыханию листвы за окном.

Упражнение на развитие внимания “Муха”

Для этого упражнения требуются доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3 х 3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина).

Присоска выполняет здесь роль “дрессированной мухи”. Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение “мухи” с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд (“Вверх!”, “Вниз!”, “Вправо!” или “Влево!”) “муха” перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение “мухи” - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями “мухи”, не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что “муха” покинула поле, он дает команду “Стоп!” и, вернув “муху” на центральную клетку, начинает игру сначала.

“Муха” требует от играющих постоянной сосредоточенности: стоит кому-то из них хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-нибудь постороннем, и он тут же потеряет нить игры и вынужден будет ее остановить.

Обычно игра проходит оживленно, возбуждает интерес и стимулирует участников к дальнейшей работе.

Некоторые спортсмены склонны к переоценке своей внимательности. Психотехническое упражнение “Муха” может быть особенно полезно тренеру в том случае, когда требуется развеять эту иллюзию.

В группах, не имеющих достаточного опыта работы с вниманием, длительное наблюдение за перемещающейся “мухой” приводит обычно к напряжению и усталости.

Участники все чаще начинают соскальзывать с предмета своего сосредоточения, сбиваться и в конце концов прерывают игру. Поэтому ведущий должен следить за состоянием игроков и заканчивать упражнение до того, как в группе начнет нарастать раздражение и падать интерес. Работа “на измор” оправдана лишь в тех случаях, когда участники группы ставят перед собой специальную задачу: проверить и потренировать устойчивость своего внимания, то есть способность к длительной концентрации на предмете.

Важной характеристикой внимания является его объем - широта той области, на которую оно может быть одномоментно распространено.

Когда, разглядывая свой парадный костюм, вы вдруг замечаете проеденную молью дырку, область внимания мгновенно суживается до размеров обнаруженного дефекта. Это происходит как бы само собой. Но мы можем и произвольно регулировать широту зоны своего внимания.

Упражнение на развитие внимания “Фокусировка”

Участвующие в этом упражнении удобно располагаются в креслах.

11 эффективных упражнений для концентрации внимания

Глаза открыты или закрыты. По команде ведущего “Тело!” участники сосредоточивают внимание на своем теле, по команде “Рука!” - на правой руке. Затем идет последовательное сосредоточение на кисти правой руки - по команде “Кисть!”, на указательном пальце правой руки - по команде “Палец!” и, наконец, на кончике пальца - по команде “Кончик пальца!”. Команды подаются с интервалом 10-120 секунд.

Если после окончания игры само собой не завязывается обсуждение, ведущему следует расспросить участников о том, справился ли каждый из них с заданием, как им это удалось и с какими трудностями они столкнулись.

Игра будет полезной участникам в их работе над укрощением внимания, над развитием способности оперативно регулировать его объем.

Кроме того, “фокусировка” позволяет освоить навыки концентрации на различных частях тела, являющиеся базовыми при овладении техниками саморегуляции.

Читая эту строку, вы не замечаете слов, лежащих строкой ниже, хотя они и находятся в поле вашего зрения. Но вот вы дошли до следующей строки, и она сразу же попала в фокус вашего внимания. А вот строку, лежащую выше той, на которой вы сейчас находитесь, вы уже не видите. В данном случае мы имеем дело с переключением внимания, необходимым нам для того, чтобы продолжать чтение.

Легкость переключения у разных людей различна. Переключаемость определяется в психологии как гибкость в управлении вниманием, способность быстро менять объект концентрации.

Упражнение на развитие внимания “Селектор”

Выбирается один из участников игры - “приемник”.

Остальная группа - “передатчики” - занята тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. “Приемник” держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый “передатчик”, Если ему слишком сложно услышать тот или иной “передатчик”, он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если же ему слишком легко, он может убавить звук. После того как “приемник” достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится “передатчиком”.

В ходе игры жезл совершает полный круг.

Упражнения 1-4 позволяют участникам на практике ознакомиться с основными характеристиками своего собственного внимания. В ходе занятий ведущему важно не только оценить эффективность работы участников, но и понять, каким образом им удалось решить поставленную задачу.

Во время обсуждений становится ясно, что многие нашли свою собственную технику сосредоточения или переключения внимания. При повторном исполнении упражнений следует поощрять обмен техниками.

Упражнение на развитие внимания и самоконтроля “Лентяй и труженик”

Участникам следует удобно расположиться в креслах.

Расслабить мышцы лба, брови, губы, слегка приоткрыть рот. Достичь расслабления мышц лица, придав ему сонное (пьяное) выражение. По команде “Начали!” участники приступают к выполнению одного из упражнений на внимание (больше всего подходят упражнения “Пальцы” и “Фокусировка”), сохраняя при этом расслабленность мышц лица.

Работа продолжается до тех пор, пока не последует команда “Стоп!”. После этого упражнение нужно повторить, предварительно нахмурив брови, крепко сжав губы, стиснув челюсти. Сохранять напряжение лица в течение всего времени работы.

Во время обсуждения предложите сравнить два варианта сосредоточения - расслабленный и напряженный. Не навязывайте своего представления о лучшем способе: свободная дискуссия создает возможность сравнения и выбора, в то время как внушение принятой вами точки зрения делает выводы спортсмена поспешными и незрелыми.

Следите за тем, чтобы расслабление и напряжение лица поддерживались в течение всего времени.

Упражнение на развитие внимания и самоконтроля Упражнение “Дыхание”

Удобно устроиться в креслах или на стульях, расставленных по окружности. Расслабиться и закрыть глаза. По команде “Начали!” мягко следить за дыханием.

Не управлять дыханием и не нарушать его естественный рисунок. Через 5-15 минут по команде “Стоп!” прекратить упражнение. Перейти к обсуждению.

Соль этого упражнения в том, что сконцентрировать внимание на чем-то и не вмешиваться в это невозможно, если сохранять жесткий стиль сосредоточения.

А дыхание является очень чутким индикатором нашего напряжения: любые колебания психических состояний отражаются на способе дышать.

Подобно тому как желание исполнить движение на соревнованиях “как можно лучше” приводит к разрушению сложившейся техники, желание сохранить естественный рисунок дыхания посредством активной работы должно нарушить его. Выходом из соревновательного затруднения для многих спортсменов является полная сосредоточенность на элементах техники и отрешение от конечного результата.

Это действенный способ, но не панацея: мысли о результате могут просочиться в сознание и испортить все. Поэтому спортсмен не должен останавливаться на формуле “углубись в процесс и забудь о результате”. Упражнение “Дыхание” ставит участника перед парадоксом, разрешение которого лежит за пределами привычных психических стереотипов.

По своему психологическому содержанию оно является миниатюрной копией одного из аспектов соревнований. Найдя решение на простой модели, можно попытаться перенести его и в более жесткие условия.

На что обращать внимание, а на что нет, мы можем решить сами: конечно, при условии, что можем управлять своим вниманием. Управление своим вниманием - обычный навык, и его можно и нужно тренировать.

Предупреждение: не следует тренировать концентрацию внимания непосредственно во время ответственных дел. Почему? Любое новое дело, тем более на фоне напряжения, мешает основному занятию. Разделите эти вещи: когда вы заняты делом, занимайтесь делом и не отвлекайтесь на концентрацию внимания. Если же вы тренируете концентрацию внимания (правильно!), то не занимайтесь в это время более ничем другим.

​​​​​​​​​​​​​​Основной массив упражнений для развития концентрации внимания - это тренировка управления лучом внимания. Упражнений, тренирующих управление лучом внимания – десятки и сотни, мы предлагаем здесь только самые простые, для примера.

Упражнение «Линия»

Задача - на чистом листе бумаги с помощью карандаша, очень медленно и плавно, ведете линию и сосредотачиваете все мысли и внимание только на ней. Как только поймали себя на отвлечении - делаете маленький пик наверх, как на кардиограмме, и продолжаете. По итогам нетрудно подсчитать количество отвлечений. Хороший уровень концентрации, если за три минуты нет ни одного пика.

Упражнение «Дальтоник»

При внешней простоте это довольно сложное упражнение. Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано. Хорошо, если после тренировки вам в принципе это удалось сделать без ошибок.

Красный . Зеленый . Синий . Желтый. Фиолетовый . Оранжевый . Коричневый . Синий .

Красный. Черный . Зеленый . Голубой . Желтый . Коричневый . Черный . Зеленый . Синий.

Фиолетовый . Голубой. Желтый . Черный . Красный. Оранжевый . Коричневый .​

Упражнение «Муха»


Для этого упражнения требуются доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3 х 3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("Вверх!", "Вниз!", "Вправо!" или "Влево!") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи", не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп!" и, вернув "муху" на центральную клетку, начинает игру сначала.

"Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности: стоит кому-то из них хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-нибудь постороннем, и он тут же потеряет нить игры и вынужден будет ее остановить.

Обычно игра проходит оживленно, возбуждает интерес и стимулирует участников к дальнейшей работе. Некоторые спортсмены склонны к переоценке своей внимательности. Психотехническое упражнение "Муха" может быть особенно полезно тренеру в том случае, когда требуется развеять эту иллюзию.

В группах, не имеющих достаточного опыта работы с вниманием, длительное наблюдение за перемещающейся "мухой" приводит обычно к напряжению и усталости. Участники все чаще начинают соскальзывать с предмета своего сосредоточения, сбиваться и в конце концов прерывают игру. Поэтому ведущий должен следить за состоянием игроков и заканчивать упражнение до того, как в группе начнет нарастать раздражение и падать интерес. Работа "на измор" оправдана лишь в тех случаях, когда участники группы ставят перед собой специальную задачу: проверить и потренировать устойчивость своего внимания, то есть способность к длительной концентрации на предмете.

Важной характеристикой внимания является его объем - широта той области, на которую оно может быть одномоментно распространено. Когда, разглядывая свой парадный костюм, вы вдруг замечаете проеденную молью дырку, область внимания мгновенно суживается до размеров обнаруженного дефекта. Это происходит как бы само собой. Но мы можем и произвольно регулировать широту зоны своего внимания.

Упражнение «Две мухи» - более сложный вариант предыдущего упражнения. На поле находится две мухи - муха один и муха два. Ходят мухи по очереди, например: «Муха один - вверх», «Муха два - вправо». Правила и задача - такие же: мысленно не терять мух и не допускать ошибок. Три минуты без ошибок - хороший результат.

Второй ряд упражнений на концентрацию внимания

Рефлексия - это условие для осознанного управления своим вниманием и своей жизнью. Рефлексия помогает личности осознать, где она находится, что делает, и что необходимо делать дальше.

  • Упражнение «Куда направленно моё внимание»
  • Упражнение «Рефлексивное чтение»

Третий ряд упражнений на концентрацию внимания

Эмоциональное равновесие.

  • Упражнение «Дыхание»
  • Упражнение «Гладь озера»
  • Упражнение «Четки»
  • Упражнение «Кинолента»
  • Упражнение «Мысленное расслабление»
  • Упражнение «Сфинкс»
  • Упражнение «Скульптура»

Если в день этим заниматься полчаса (лучше отрезками по 5 минут), то навыки концентрации внимания развиваются в среднем за два месяца. И это того стоит. Успехов вам!

Здесь можно почерпнуть максимум информации по этой теме «

Умение сосредоточиться на каком-либо действии или предмете – называется концентрацией внимания. Почему этот навык так полезен? При работе над основным заданием, Вас могут отвлекать посторонние вещи (например, социальные сети, телевизоры, телефоны, животные, дверной звонок), на которые и переключается ваше внимание. Цель **концентрации внимания** – не дать обладателю переключится на «неважные дела» и выполнять нужную задачу. Также навык полезен не только в работе. Если не обладать концентрацией внимания, то можно не улавливать суть разговора, который ведется с Вами и переспрашивать человека (а может и не раз). **Концентрация внимания** очень важный и полезный навык, который будет очень полезным в работе, учебе, повседневной жизни и простых разговорах. !.jpg) ##Улучшение концентрации внимания Концентрация внимания – ценный навык, который дает вам хорошее преимущество перед человеком, у которого его нет. И, конечно, Вам самим будет легче как на работе, так и в повседневной жизни. Нагружая свой мозг заданиями, которые есть ниже, помните, что отдыхать тоже надо и не переусердствуйте. ###Концентрация внимания у детей Работа с концентрацией ребенка – важное занятие, чтобы не возникло проблем с обучением, запоминанием. Упражнения для ребенка нужно сделать регулярными, чтобы результат был наилучшим. Поверьте, результат не заставит себя ждать. Еще один совет: занимайтесь вместе с ребенком. Почему? Во-первых, ребенок будет следовать Вашему примеру, ему проще повторить, нежели сделать то, что родители сами не хотят делать. Во-вторых, такие упражнения не помешают и родителям, а наоборот дадут спокойствия и внимания. Оно у Вас не лишнее ведь? 1. Посадите ребенка в комнату, желательно с монотонной стеной. На стену прикрепите листок бумаги. На листок нанесите точку размером с ноготок. Дайте ребенку задание сидеть не двигаясь, смотреть на точку и думать о ней, не отводя взгляда. Если ребенку сложно выполнять упражнение с точкой, начните с игрушкой. Постепенно увеличивайте время сидения, начиная с трех минут и до 20. Не забывайте работать вместе с ребенком. 2. Поставьте перед ребенком в ряд 3 игрушки. Пусть он посмотрит на них. Затем поменяйте игрушки местами и добавьте еще одну игрушку, пока не видит ребенок. И попросите сказать, что изменилось. Если ребенок сказал все правильно, то можно добавить еще одну игрушку и поменять их местами. Начинайте с 3 игрушек, потом постепенно с каждым следующим занятием добавляйте, но не больше 20 игрушек. 3. Приготовьте несколько предметов. Например, ручка, карандаш, ластик с рисунком и фломастер. Дайте ребенку от 3 до 5 секунд на запоминание и накройте темным материалом. Затем попросите ребенка рассказать, что он запомнил. Если запомнил плохо можно повторить упражнение. С каждым следующим занятием давайте новые предметы и добавляйте по одному. 4. Игра «слон». Представьте, что средний палец – хобот, а остальные четыре – лапы. Хоботом нельзя касаться стола, и когда слон ходит – должен наступать на все 4 лапы. Пусть ребенок попробует справиться с заданием. Если это произошло успешно, поиграйте в гонки слонов. !.jpg) ###Концентрация внимания у взрослого Расстройство концентрации внимания возможно как у детей, так и у взрослых. Симптомами расстройства являются: неумение сконцентрироваться на одном деле, а также фокусировка на задания до такой степени, что ничего не замечается вокруг; неудовлетворительная самоорганизация, плохое запоминание, импульсивность, нервозность, постоянная смена настроения, отсутствие возможности мотивировать себя, низкая самооценка. Мы выяснили, что играя в игры для детей, взрослые тоже могут извлечь для себя пользу. Посмотрите следующие упражнения: ###Упражнения на развитие концентрации внимания Для начала я расскажу Вам об упражнениях, которые можно внести как ежедневные тренировки и выполнять с удовольствием. Такие задания помогут избавить Вас от рассеянности внимания и настроить в правильное русло. ####1. Гуляйте на природе Прогулки на природе помогают не думать ни о чем, что Вас заботит и волнует, то есть забыть на время про всю суету. Чем это полезно? В это время происходит восстановление нервных процессов. Только не старайтесь заменить это прогулкой по городу. Совсем разные вещи! На природе или в парке нет никаких помех и раздражителей, в отличие от города. Мозгу нужен кислород! Кислород - питает весь организм, он как топливо для автомобиля. С хорошим топливом автомобиль ездит мягче, быстрее и дольше служит. Также и с кислородом, чем больше свежего чистового воздуха поступает тем лучше работает наш мозг, тем выше наша продуктивность. ####2. Медитируйте Медитация занимается, как раз, фокусировкой внимания, то есть положительные результаты не заставят себя ждать. Скоро, после нескольких занятий, Вы почувствуете, что стало гораздо легче концентрироваться на той или иной задаче. Медитация полезна для памяти и творческих способностей человека. Кроме сказанного выводит из стрессового состояния и способствует увеличению серого вещества в головном мозгу человека, а значит, оказывает благоприятное действие на эмоциональное состояние. ####3. Занимайтесь любимым делом На концентрацию можно повлиять в лучшую сторону, занимаясь своим любимым делом! Да, все верно, но почему это так? Во время таких занятий, Вы не станете напрягаться (потому что Ваше любимое) и умственный резервуар будет восполняться. Можно привести в пример игры и приложения на телефоне или какое-либо хобби, которое выполняется для Вас с легкостью. Во время занятий любимым делом останавливается поток мыслей внутри головы на иные темы, кроме данного занятия, что дает время для восстановления умственных и мыслительных способностей. ####4. Не запоминайте информацию, которая Вам не нужна Обращайте внимание только на то, что действительно нужно, старайтесь пропускать мимо весь информационный шум. Мозг устроен очень точно. Мы запоминаем самые яркие, эмоциональные, насыщенные моменты. Старайтесь как можно ярче представлять все, что Вам действительно нужно. Для лучшего запоминания подключайте как можно больше чувств. Запишитесь на наш курс если хотите развить отличную память. !.jpg) ##Улучшение памяти и повышение концентрации внимания Расстройством внимания и плохой памятью страдает немало людей во всем мире. Если вы читаете эту статью, то определенно ищете решение для себя или близких. Не стоит думать, что плохая память и рассеянное внимание – непоправимое дело. Тренировки не займут много времени, но они должны быть продуктивными и регулярными, только в этом случае Вы сможете исправить ситуацию. !.jpg) ###Игры для концентрации внимания и памяти Упражнения - это хорошо! Но, не всегда хочется их выполнять, нужна самодисциплина и сильное желание. Однако, есть очень простой и захватывающий выход - развивающие игры для [фитнеса мозга](/brain/fitness). Эти игры не только помогут решить вопрос с мотивацией, но и отлично тренируют память, концентрацию, внимание и многие другие качества. А самое интересное, что в этих играх ведется статистика достижений, можно бить не только свои рекорды, но и соревноваться с другими игроками:) ###Анаграммы [Анаграммы](/anagram) развивают мышление, внимание, концентрацию, скорость мысли, [скорочтение](/speedreading/). В этой игре Вам предстоит выбрать 1 вариант из 4, в которым перемешаны только те буквы, которые входят в состав данного слова. В каждом раунде дается новое слово. Помните, что время ограничено! Чем быстрее вы будете искать ответ – тем больше очков получите в конце игры. ###Пятнашки [Пятнашки](/pyatnashki) – это отличный способ развить мышление! Вам нужно расставить номера костяшек друг за другом сверху вниз, слева направо, следовательно, пустой квадратик должен быть снизу справа. Игра поможет вам развить логическое мышление, внимание, память. Также Вы сможете развивать возможность просчитывать ходы вперед без ошибок. Сыграем? ###Игра «Космос» Игра «Космос» станет не плохим тренажером вашего внимания. На картинке будет нарисована ракета, а вам надо будет указать, куда летит она. Игра ограничена по времени, в этом и есть суть, потому что вам надо будет как можно скорее ответить, чтобы набрать наиболее количество баллов! Сможешь ли ты натренировать свое внимание и выбиться в топ игроков? !.jpg) Играть сейчас ###Игра «Фланговая задача» Игра «Фланговая задача» похожа на «Космос», но будет чуть посложнее. На картинке представлена стая птиц, а от вас потребуется указать направление полета **центральной** птицы. По началу, возможно, будете сбиваться, но потом будет лучше, ведь это уже начало развития внимания. Ну что, поехали? !.jpg) Играть сейчас ###Игра «Числовой охват: Революция» Интересная и полезная игра «Числовой охват: Революция», которая поможет Вам **улучшить и развить память**. Суть игры в том, что на мониторе будут выводиться цифры по порядку, по одной, которые Вам следует запомнить, а затем воспроизвести. Такие цепочки будут состоять из 4, 5 и даже 6 цифр. Время ограниченно. Сколько баллов вы сумеете набрать в это игре? !.jpg) Играть сейчас ###Игра «2 назад» Для **развития памяти** советую такое упражнение как игра «2 назад». На экран будет выведена последовательность цифр, которые потребуется запомнить, а затем сравнить цифру последней карты с предыдущей. Это мощная **тренировка памяти и мозга**, это упражнение, которое доступно после регистрации, вы готовы? Тогда вперед! !.jpg) Играть сейчас ##Музыка для концентрации внимания А вы знаете, что музыка способна настроить человека на различные дела и выполнение задач? А то, что она способна сконцентрировать внимание? Так вот, главное верно подобрать музыку, которая поможет Вам обратить все внимание на работу. Предлагаем подборку музыкальных мелодий:

##Курсы для тренировки концентрации внимания Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат память и концентрацию внимания: ###Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать. После прохождения курса ребенок сможет: 1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова 2. Научится запоминать на более длительный срок 3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации ###Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:) ###Супер-память за 30 дней Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга. В курсе много упражнений требующих концентрации внимания, которая активно тренируется и развивается по мере прохождения курса. В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни. Вы будете учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.
###Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач. ##Заключение 1. Чтобы восполнить пробелы в развитии концентрации внимания и памяти, достаточно пользоваться упражнениями, играми и советами из нашей статьи. 2. Заниматься развитием и улучшением памяти и внимания можно в любом возрасте! 3. Как выяснилось, простая прогулка на природе – дает большой плюс. 4. Работая с детьми вместе по данной теме, Вы работаете и над собой. 5. Учитесь, тренируйтесь, работайте над собой!

С потребностью приобретения большого количества знаний за короткое время иногда встречается каждый человек. Кому-то помогает вычеркивание пунктов в списках, другим – употребление пищевых добавок. Давайте рассмотрим, как развить концентрацию.

Устранение помех

Независимо от того, вините вы недостаток времени, усталость, трудности с концентрацией, самым большим препятствием для сосредоточения являются помехи в окружении. Наиболее важные из них – это интернет и социальные сети. Подростки, объединяющие обучение и чат на Facebook, половину своего времени тратят неэффективно. В то же время они становятся более уставшими, потому что переключение фокусировки между 2-мя вещами требует большой выдачи энергии. Поэтому для повышения концентрации внимания, устранения рассеянности при решении важных задач, улучшения эффективности во время учебы не проверяйте социальные сети, электронную почту.

Структура и планирование

Если предстоит многому научаться, освоить объемный материал, лучший способ сохранить психогигиену заключается в разделении задач на более мелкие части и постепенном их вычеркивании. Это позволит видеть достижения.

В программу занятий хорошо включить паузы. Они помогают сохранять максимальную фокусировку и информацию в памяти. Во время пауз не следует ничего учить, по возможности поменяйте активность; любой отдых окажет положительное влияние на тело и мышление.

Большой противник концентрации – отсутствие мотивации, скука, стереотипная деятельность. Поэтому в перерыве между занятиями совершите пробежку, выпейте чашечку кофе (кофеин стимулирует мозговую деятельность), поговорите с другом.

Кислород, сон, сахар и питьевой режим

Эти 4 фактора должен знать каждый человек. Мозг нуждается в них для оптимального уровня производительности.

Кислород

Открытое окно помогает не поддаваться сонливости во время учебы. В то же время оно может обеспечить более прохладную среду. С другой стороны, вас могут отвлекать некоторые звуки извне. Поэтому кислород может быть доставлен в организм с помощью аэробных упражнений во время паузы. Не нужно тренироваться с большой нагрузкой – достаточно сделать несколько приседаний.

Сон

Во сне происходят процессы сохранения информации в долговременной памяти. Несмотря на недостаток времени, поспите около 30 минут, чтобы дать мозгу возможность изменить содержимое памяти. Исследования показали, что долгосрочное отсутствие сна значительно снижает способность концентрироваться. Помимо сна, помогают релаксационные методики упражнений, такие как аутогенные тренировки, прогрессивное расслабление Джейкобсона.

Сахар

Мозг – это большой «потребитель» глюкозы, поэтому способы концентрации внимания обязательно включают питание. Это не означает, что следует поглощать сахар и сладости в больших количествах. Такое питание быстро увеличит количество сахара в крови, но за короткое время его уровень снизится, что вызовет легкую гипогликемию в сопровождении усталости и чувства голода. Хороший выбор – банан или другой фрукт, овсянка, рис, но лучше всего будет натуральный мёд. Целесообразно избегать тяжелых продуктов, вызывающих усталость.

Питьевой режим

Жидкость ускоряет регенерацию клеток головного мозга, обеспечивает поставку питательных веществ, положительно влияет на химические процессы, происходящие в мозге во время обучения. Было показано, что дети младших и старших классов, соблюдающие питьевой режим, имели лучшие результаты в школе, чем школьники, употребляющие мало жидкости.

Медитируйте для повышения концентрации

Нарушение концентрации внимания – это большая проблема современного общества. Еще более поразительно то, что человек не может полностью сконцентрироваться на вещах, которые ему интересны. Вы помните, когда в последний раз смотрели фильм, не глядя на свой мобильный телефон, не записывая СМС?

Медитация – это метод релаксации, который может поспособствовать развитию концентрации внимания. Лучшее познание своего тела и мысли повышает внимательность, сосредоточение.

Многие люди думают, что медитация полностью очищает мысли, вводя человека в своеобразный транс. Это совсем не так. Во время медитации мысли концентрируются на одной вещи, упорядочиваются.

Как медитировать?

Для медитации важно найти тихое место. Абсолютно ничто не должно вас беспокоить. Наиболее подходящий вариант – медитация на природе. Поза не имеет значения. Определенно не нужно сидеть так, как это показывают по телевизору. Главное – комфорт.

Новичкам не следует рассчитывать на часовую медитацию. Начните с 5 минут в день. Увеличение продолжительности сеанса проводите постепенно, например, каждый день продлевайте медитацию на 5 минут.

Что делать?

Сосредоточьтесь на дыхании: вдохах, выдохах. Для лучшей концентрации можете считать. При каждом вдохе – 1, при выдохе – 2, при следующем вдохе – 3 и т.д. После того, как сосчитаете до 10, начните подсчет снова.

Вы почувствуете, что дыхание постепенно расслабляется. Сначала оно будет громким, в конце вы его даже не услышите. В этот момент поддержка концентрации может осложниться.

Совершенно естественно, что ваши мысли блуждают. Всегда старайтесь направить их, остановите тревожные идеи, сосредоточьтесь на дыхании, считайте.

Несколько минут медитации могут значительно улучшить жизнь, совершенствовать концентрацию. Вы научитесь контролировать мысли, жить в настоящем времени. Целесообразно записывать в дневник время ежедневной медитации. Сделайте ее обыденной процедурой, как чистка зубов. Не только наши зубы заслуживают очищения.

Методы повышения концентрации

Существует множество различных методов и техник концентрации внимания. Рассмотрим 2 способа, основанных на системе философских школ индуизма (даршан). Выберите тот, который вам больше всего подходит.

Релаксация через визуализацию

Одним из самых простых способов достижения состояния психического расслабления является сосредоточение на внутреннем или внешнем объекте – дхарана:

  • расслабьте тело;
  • закройте глаза;
  • сосредоточьтесь на дыхании;
  • следите за дыханием в его обычном ритме.

Идите в то место, где чувствуете себя хорошо. Это может быть лес, пляж, луг, комната. Найдите простор, где сядете или ляжете. Наслаждайтесь спокойствием, отдыхом, релаксацией. Уловив атмосферу, вернитесь обратно в бодрствующее состояние. Это умение абстрагироваться обеспечит вам чувство, как после короткого отпуска.

Релаксация посредством работы с дыханием

Упражнения для концентрации внимания у взрослых включают дыхательные техники, имеющие успокаивающий и одновременно активирующий эффект. Ритм дыхания всегда сильно связан с чувствами. Например, человек дышит быстро, находясь в страхе, в состоянии расслабления дыхание успокаивается.

Само сосредоточение на собственном дыхании оказывает успокаивающее действие, замедляет ритм.

Хорошее упражнение для развития концентрации внимания, воздействующее на оба полушария головного мозга, состоит из чередующегося дыхания. Процедура такова:

  • закройте правую ноздрю;
  • вдохните левой ноздрей;
  • выдохните правой ноздрей;
  • повторите 5 раз.
  • закройте левую ноздрю;
  • вдохните правой ноздрей;
  • выдохните левой ноздрей;
  • повторите 5 раз.

Затем 5 раз вдохните и выдохните обеими ноздрями. Повторяйте процедуру в течение нескольких минут.

Помните, что способность концентрироваться – это навык, который можно тренировать, целенаправленно улучшать. Это не врожденная константа.

Улучшение внимания и сосредоточения у детей

Чтобы ребенок успешно справлялся со школьными заданиями, важно, помимо письма, чтения книг, уделять внимание формированию его памяти и сосредоточения. Без способности концентрироваться и запоминать не получится ни читать, ни писать. Эта способность будет полезной, например, при написании диктанта. Целесообразно тренировать эти свойства уже дошкольникам – так они будут лучше подготовлены к школьным обязанностям, изучению новых вещей.

Самый простой способ проведения упражнений для тренировки внимания у детей – тренироваться в момент, когда они этого не осознают, заниматься посредством игры. Можно привлечь больше членов семьи, других родителей, детей. Тренировать память и концентрацию внимания можно в любом месте.

Игра «Кима»

Наверное, самая известная игра, улучшающая не только визуальную память, но и концентрацию внимания, – это пексесо, «игра Кима», чье название исходит их романа Редьярда Киплинга «Ким», в котором главный герой – Ким – играет в эту игру во время шпионской подготовки. Она подходит не только для детей, но и для взрослых, пожилых людей, у которых имеются проблемы с памятью.

Суть игры состоит в том, чтобы показать несколько предметов на картинках в течение определенного времени. По умолчанию это, примерно, 10-20 вещей на протяжении 2 минут, в зависимости от возраста участников игры. По истечении этого времени картинки закрываются (переворачиваются), а задача детей – рассказать или записать то, что они помнят.

Все летает, что имеет перья

Цель игры – развитие фокусировки, проницательности, словарного запаса. Преимущество – возможность вовлечения нескольких детей, которые сидят вместе в кругу, а взрослый говорит «Все летает, что имеет перья», показывая любой предмет. Если такой предмет летает, дети поднимают руки, если нет – остаются сидеть неподвижно.

Хлопанье в ладошки на слово

Игра, тренирующая акустическое внимание, различение существенных и незначительных звуков, называется «хлопанье в ладошки на слово». В этой игре вы выбираете текст, в котором есть одно или несколько повторяющихся слов. Когда ребенок слышит это слово, он хлопает в ладошки. Простейшая версия этой игры проводится в тишине. Сложный вариант предполагает присутствие включенного телевизора или радио.

Тренировка объема памяти

Краткосрочная слуховая или зрительная память не принесла бы пользы в процессе обучения, если бы мы не могли далее использовать полученную информацию. Простое упражнение для улучшения рабочей памяти – запоминание 3-х элементов или цифр, количество которых может быть увеличено. Специалисты по психологии рекомендуют детские стихи.

Йога для детей

Программа упражнений для поддержки и развития внимания может применяться в любое время дня. Даже когда ребенок нуждается в поддержке концентрации внимания. Детская йога устраняет усталость, снимает напряжение, поэтому подходит для всех возрастных групп.

Важно следовать основным правилам:

  • нельзя тренироваться до боли – упражнения должны доставлять удовольствие;
  • в каждой позиции следует находиться в течение нескольких секунд, в соответствии с личными ощущениями;
  • все движения выполняются медленно, спокойно;
  • дыхание – регулярное, спокойное.

Полное йогическое дыхание

Согните ноги в коленях, ноги лежат на коврике. Дышите медленно, регулярно, в одной волне на вдохе сочетается брюшное (диафрагма), грудное, подключичное дыхание (полное йогическое дыхание). Для проверки правильности дыхания, поместите ладони на брюшную стенку, грудную клетку, подключичную область, почувствуйте подъем и опускание этих частей при дыхании.

Притягивание колена к голове (Павана Муктаасана)

Основное положение: лежа на спине, руки вдоль тела, ладони вверх (шавасана).

  • Вдох: согните правую ногу.
  • Выдох: обхватите колено, потяните ногу как можно ближе к туловищу, одновременно подняв голову. Старайтесь максимально приблизить колено к носу.
  • Вдох: верните голову обратно на коврик.
  • Выдох: вернитесь в основное положение.

Повторите упражнение с левой ногой.

Пищевые добавки

Улучшить концентрацию внимания можно с помощью некоторых пищевых добавок. Перед применением некоторых растительных БАДов целесообразно провести диагностику на аллергию.

  • Гинкго билоба расширяет кровеносные сосуды в головном мозге, улучшая кровообращение. Для видимых результатов, рекомендуется принимать препараты гинкго билоба в течение нескольких недель.
  • Лецитин – это вещество, имеющее большое количество положительных эффектов. Он участвует в психических и нервных процессах, улучшает память, концентрацию внимания, поэтому его применение целесообразно для студентов.
  • Магний помогает бороться с повышенным физическим, умственным стрессом. Этот элемент важен для улучшения умственных функций, способностей, он благотворно влияет на нервную и мышечную систему. Прием магния положительно сказывается на состоянии человека, имеющего некоторые психические проблемы, в частности, беспокойство, стресс.
  • Витамины B-комплекса, особенно B1 и B6, важны для нервной системы, активности мозга. Вышеупомянутый магний обычно продается в сочетании с витамином B6, который улучшает его абсорбцию.
  • Другие витамины и минералы (например, витамин С), помогают справляться со стрессом. Нет необходимости принимать их в виде пищевых добавок, наиболее важные минералы и витамины присутствуют в овощах.
  • Гуарана и кофеин продаются в аптеках в форме таблеток. Они полезны для повышения мозговой активности, способности фокусировать внимание.
  • Из трав рекомендуется женьшень, стимулирующий весь организм, оказывающий хороший эффект на концентрацию не хуже упомянутого гинкго. Положительно действуют на память и концентрацию душица, базилик.

Концентрация внимания подобна любой другой деятельности. Чем больше человек тренируется, тем лучше способен сосредотачиваться. Невозможно ожидать, что без физической подготовки можно пробежать марафон. То же самое касается концентрации – мозг подобен мышце, которую следует регулярно укреплять с помощью специальных упражнений и тренировок.