Болезни Военный билет Призыв

Биография императора Александра II Николаевича. Родился император Александр II

Года. Наставником Александра II был русский поэт В.А. Жуковский , воспитателем - К.К. Мердер , одним из законоучителей - известный протоиерей Герасим Павский .

Изменявшая основы аграрных отношений в России, Крестьянская реформа имела сложный характер. Даровав крестьянам личную свободу, личный земельный надел и возможность выкупа земли у землевладельцев, она вместе с тем сохранила большую часть земли в собственности дворянства. Реформа сохранила и крестьянскую общину как традиционную форму крестьянского самоуправления в России, узаконив, однако, свободный выход крестьян из нее. Изменив весь уклад сельской жизни, реформа существенно повлияла и на развитие городов, ускорив их рост за счет превращения части освобожденных от крепостной зависимости крестьян в горожан, ремесленников и рабочих.

Земская реформа

Принципиальный характер имела Земская реформа г., в итоге которой были созданы органы местного самоуправления (губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы – губернские и уездные земские управы). В г. Земская реформа была дополнена «Городовым положением», на основании которого были образованы городские думы и управы.

Судебная реформа

Политика

Приоритетами европейской политики Александра II были восточный вопрос и пересмотр итогов Крымской войны , обеспечение общеевропейской безопасности. Александр II ориентировался на союз с центрально-европейскими державами – в г. был заключен «Священный союз трех императоров», Австро-Венгрии , Германии , России .

В царствование Александра II была завершена Кавказская война 1817–1864 , присоединена значительная часть Туркестана (1865–1881), установлены границы с Китаем по рекам Амур и Уссури (1858–1860).

Благодаря победе России в войне с Турцией (1877–1878) с целью оказания помощи единоверным славянским народам в их освобождении от турецкого ига получили независимость и начали суверенное существование Болгария , Румыния и Сербия . Победа была одержана во многом благодаря воле Александра II, настоявшего в самый трудный период войны на продолжении осады Плевны , что способствовало победоносному ее завершению. В Болгарии Александр II был почитаем Освободителем. Кафедральным собором Софии является храм-памятник св. блгв. вел. кн. Александра Невского , небесного покровителя Александра II.

В эпоху царствования Александра II Россия переживала сложный период своей социально-политической истории. Воинствующий нигилизм , атеизм и крайний социальный радикализм стали идейным фундаментом политического терроризма, который приобрел особо опасный характер к концу 70-х гг. В борьбе с государством конспираторы-экстремисты ставили своей главной целью цареубийство. Со 2-й пол. 60-х гг. жизнь Александра II находилась в постоянной опасности.

Всего на Александра II было совершено пять неудачных покушений:

  • 4 апреля года - покушение Д. Каракозова во время прогулки императора по Летнему саду. В память о спасении Александра II на месте проишествия в 1866-1867 годах в ограду Летнего сада была встроена Александро-Невская часовня по проекту Р. А. Кузьмина.
  • 25 мая года - покушение поляка А. Березовского во время официального визита императора во Францию .
  • 2 апреля года - покушение члена общества "Земля и воля" А. Соловьева.
  • 19 ноября 1879 года - взрыв царского поезда под Москвой.
  • 12 февраля года - взрыв царской столовой в Зимнем дворце.

Проявляя исключительное гос. и личное мужество, Александр II продолжал курс реформ, осуществление которых считал исторической необходимостью и делом своей жизни.

Литература

  • Чичагов Л. М. [сщмч. Серафим]. Пребывание царя-освободителя в Дунайской армии в 1877 г. СПб., 1887. СПб., 1995р;
  • Руновский Н. Церковно-гражданские законоположения относительно православного белого духовенства в царствование императора Александра II. Каз., 1898;
  • Папков А. А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя. СПб., 1902;
  • Татищев С. С. Император Александр II, его жизнь и царствование. СПб., 19112. 2 т.;
  • Яковлев А. И. Александр II и его эпоха. М., 1992;
  • Захарова Л. Г. Александр II // Российские Самодержцы (1801–1917). М., 1993;
  • Смолич И. К. История Русской Церкви. М., 1997. Т. 8. 2 ч.;
  • Римский С. В. Православная Церковь и государство в XIX в. Р.-н./Д., 1998.

Источники

  • А.В. Прокофьев, С.Н. Носов. Александр II, Император Всероссийский (Статья из I тома «Православной энциклопедии»)
  • Ляшенко Л.М. Александр II, или История трех одиночеств , М.: Мол.гвардия, 2003

Российский император Александр II родился 29 (по старому стилю 17) апреля 1818 года в Москве. Старший сын императора и императрицы Александры Федоровны. После вступления в 1825 году на престол его отца, был провозглашен наследником престола .

Получил блестящее домашнее образование. Его наставниками были юрист Михаил Сперанский, поэт Василий Жуковский, финансист Егор Канкрин и другие выдающиеся умы того времени.

Унаследовал престол 3 марта (по старому стилю 18 февраля) 1855 года на исходе неудачной для России , которую сумел завершить с минимальными потерями для империи. Венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля 8 сентября (по старому стилю 26 августа) 1856 года.

По случаю коронации Александр II объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1830-1831 годов.

Преобразования Александра II затронули все сферы деятельности российского общества, сформировав экономико-политические контуры пореформенной России.

3 декабря 1855 императорским указом был закрыт Высший цензурный комитет и обсуждение государственных дел стало открытым.

В 1856 году был организован секретный комитет "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян".

3 марта (по старому стилю 19 февраля) 1861 года император подписал Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, за что его стали называть "царем-освободителем". Превращение крестьян в свободную рабочую силу способствовало капитализации сельского хозяйства и росту фабричного производства.

В 1864 году изданием Судебных Уставов Александр II отделил судебную власть от властей исполнительной, законодательной и административной, обеспечив ее полную независимость. Процесс стал гласным и состязательным. Реформировалась полицейская, финансовая, университетская и вся светская и духовная образовательная система в целом. К 1864 году относится и начало создания всесословных земских учреждений, которым было вверено заведование экономическими и прочими общественными вопросами на местах. В 1870 году на основании Городового положения появились городские думы и управы.

В результате реформ в области образования самоуправление стало основой деятельности университетов, получило развитие среднее женское образование. Основано три Университета — в Новороссийске, Варшаве и Томске. Нововведения в сфере печати существенно ограничили роль цензуры и способствовали развитию средств массовой информации.

К 1874 году в России было произведено перевооружение армии, создана система военных округов, реорганизовано Военное министерство, реформирована система подготовки офицерских кадров, введена всеобщая воинская повинность, сокращен срок военной службы (с 25 до 15 лет, включая службу в запасе), отменены телесные наказания.

Также императором было проведено учреждение Государственного банка.

Внутренние и внешние войны императора Александра II были победоносными — подавлено восстание, вспыхнувшее в 1863 году в Польше, закончилась Кавказская война (1864). По Айгунскому и Пекинскому договорам с Китайской империей Россия в 1858-1860 годах присоединила Амурский и Уссурийский края. В 1867-1873 годах территория России увеличилась за счет завоевания Туркестанского края и Ферганской долины и добровольного вхождения на вассальных правах Бухарского эмирата и Хивинского ханства. Одновременно в 1867 году заморские владения — Аляска и Алеутские острова были уступлены США, с которыми установились добрые отношения. В 1877 году Россия объявила войну Османской империи. Турция потерпела поражение, предопределившее государственную независимость Болгарии, Сербии, Румынии и Черногории.

© Инфографика


© Инфографика

Реформы 1861-1874 годов создали предпосылки для более динамичного развития России, усилили участие наиболее активной части общества в жизни страны. Оборотной стороной преобразований стало обострение социальных противоречий и рост революционного движения.

На жизнь Александра II было совершено шесть покушений, седьмое стало причиной его смерти. Первым стал выстрел дворянина Дмитрия Каракозова в Летнем саду 17 (по старому стилю 4) апреля 1866 года. По счастливой случайности императора спас крестьянин Осип Комиссаров. В 1867 году во время визита в Париж на императора покушался деятель польского освободительного движения Антон Березовский. В 1879 году революционер-народник Александр Соловьев попытался застрелить императора несколькими револьверными выстрелами, но промахнулся. Подпольная террористическая организация "Народная Воля" целенаправленно и систематически готовила цареубийство. Террористы произвели взрывы царского поезда под Александровском и Москвой, а потом в самом Зимнем дворце.

Взрыв в Зимнем дворце заставил власти принять неординарные меры . Для борьбы с революционерами была образована Верховная распорядительная комиссия во главе с популярным и авторитетным в то время генералом Михаилом Лорис-Меликовым, фактически получившим диктаторские полномочия. Он принял суровые меры для борьбы с революционно-террористическим движением, в то же время проводя политику сближения правительства с "благонамеренными" кругами русского общества. Так, при нем в 1880 году было упразднено Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Полицейские функции были сосредоточены в департаменте полиции, образованном в составе министерства внутренних дел.

14 (по старому стилю 1) марта 1881 года в результате нового нападения народовольцев Александр II получил смертельные ранения на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова) в Санкт-Петербурге. Взрывом первой бомбы, брошенной Николаем Рысаковым, была повреждена царская карета, ранено несколько охранников и прохожих, но Александр II уцелел. Тогда другой метальщик, Игнатий Гриневицкий, подойдя вплотную к царю, бросил ему бомбу под ноги. Александр II скончался через несколько часов в Зимнем дворце и был погребен в родовой усыпальнице династии Романовых в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. На месте кончины Александра II в 1907 году был воздвигнут храм Спаса-на-Крови.

В первом супружестве император Александр II состоял с императрицей Марией Александровной (урожденной принцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией Гессен-Дармштадской). Во второй (морганатический) брак с княжной Екатериной Долгоруковой, пожалованной титулом светлейшей княгини Юрьевской, император вступил незадолго до кончины.

Старший сын Александра II и наследник российского престола Николай Александрович скончался в Ницце от туберкулеза в 1865 году, и престол унаследовал второй сын императора Великий князь Александр Александрович (Александр III).

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

В истории России началась новая полоса. Она получила название эпохи Освобождения, или эпохи Великих реформ . В сознании современников и потомков она прочно соединилась с именем императора Александра II .

Александр II — сын царя, воспитанник поэта. Будущий император родился 17 апреля 1818 г. В то время царствовал его дядя, но поэт В. А. Жуковский, видимо, догадывался, какая судьба ожидает младенца. В стихотворном послании к его матери, великой княгине Александре Федоровне, поэт высказал пожелание, чтобы «на чреде высокой » ее сын не забыл «святейшего из званий: человек ».

Прошло восемь лет, и император предложил Василию Андреевичу должность наставника великого князя Александра Николаевича. Жуковский был близок ко двору, но не гнался за придворной карьерой. Предложение не привело его в восторг, ибо он знал придворный быт русских царей, пронизанный духом милитаризма. Но и отказываться от должности, как он понимал, не следовало, раз судьба даровала ему редкую возможность повлиять на будущее России.

Жуковский составил план учения и подал его на высочайшее утверждение. По сути это были те условия, на которых он брался за дело. Во главу угла ставилось изучение отечественной истории, а военному делу отводилось всего шесть недель во время летних каникул. В письме матери наследника поэт предостерегал от увлечения «воинственными игрушками ». «Государыня, простите мои восклицания, — писал он, — но страсть к военному ремеслу стеснит его душу; он привыкнет видеть в народе только полк, в отечестве — казарму » .

План получил одобрение императора, и поэт вступил в должность наставника. Но в обстановке, в которой рос цесаревич, ничто не изменилось. Едва ли не каждый вечер устраивались военные игры, в которых участвовали родители. Императрица назначала Николая I «начальником штаба » то к одному из сверстников Александра, то к другому, а то и к нему самому. Николай стал вмешиваться в учебные дела. «Я заметил, — сказал он однажды, — что Александр показывает вообще мало усердия к военным наукам. Я буду непреклонен, если замечу в нем нерадивость по этим предметам; он должен быть военный в душе ».


Жуковский, видя, как рушится составленный им план, постепенно отходил от воспитания и надолго уезжал за границу. Но он полюбил резвого и отзывчивого мальчика, и между ними не прекращалась переписка. «Владычествуй не силою, а порядком, — наставлял поэт будущего царя, — истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа... Люби народ свой: без любви царя к народу нет любви народа к царю».

Александр рос здоровым и веселым. Он хорошо плавал и стрелял, успешно учился. Хотя воспитатели замечали в нем отсутствие упорства в достижении цели. Столкнувшись с трудностями, он нередко впадал в апатию. Отличался он большой впечатлительностью. Уроки Жуковского глубоко запали в его душу. Но не меньшее влияние оказал на него отец. Он боялся его и восхищался им. В 18 лет, явно не по заслугам, цесаревич получил чин генерал-майора. Военного дела в той степени, как Николай (отличный военный инженер), он все же не постиг. Но мишуру парадов, смотров и разводов он знал до мелочей и самозабвенно любил. Всю жизнь в его душе боролись два начала — гуманное, привитое Жуковским, и милитаристское, унаследованное от отца. В этом отношении он напоминал Александра I.

Навсегда запомнилось будущему царю путешествие по России в 1837 г. Его сопровождал Жуковский. За семь месяцев они посетили 30 губерний. В Сибири они встречались с . В Вятке им рассказывал о богатствах местного края ссыльный Герцен. По возвращении наследник просил о смягчении участи декабристов. Тогда же был переведен во Владимир.

Кроме парадов и балов, было у Александра еще одно увлечение, чисто спортивное, которое странным образом повлияло на события в стране. Он страстно любил охоту, и, конечно, не мог пройти мимо «Записок охотника » И. С. Тургенева. Впоследствии он говорил, что эта книга убедила его в необходимости отмены крепостного права.

Современники говорили о нем как о человеке c чистой душой и редким благородством. Его талант, политические взгляды и мировоззрение симпатизировали венценосным особам. Поэту удалось завоевать расположение царской семьи, которая смогла доверить ему самое дорогое - воспитание будущего наследника престола.

сайт вспоминает, как незаконнорожденный сын пленной турчанки смог стать учителем при царском дворе, имея возможность влиять на историю России, формируя характер будущего правителя.

Чужая фамилия

9 февраля 1783 года в Тульской губернии в усадьбе помещика Афанасия Бунина служанка родила мальчика, которого назвали Василием. Матерью ребенка была молодая восточная женщина, которая занималась воспитанием дочерей хозяина. По приданию, турчанка появилась в Тульской губернии в 1774 году. Якобы 16-летнюю девушку Сальху вместе с ее младшей сестрой Фатьмой привез в подарок помещику крестьянин, который вел торговлю с военными, принимавшими участие в Русско-турецкой кампании 1768-1774 годов. 11-летняя девочка вскоре умерла, а ее старшая сестра стала жить в усадьбе.

Как писала в своих воспоминаниях Анна Зонтаг, племянница Василия Жуковского, молодость и красота юной особы, которую после крещения стали звать Елизаветой Дементьевной Турчаниновой, не остались без внимания помещика.

«Сальха, как невольница, по своим магометанским понятиям, покорилась ему во всём, но всё так же была предана душою Марье Григорьевне, которая, заметя связь мужа своего с турчанкой, не делала ему ни упрёков, ни выговоров, а только удалила от Сальхи дочерей своих… Она считала себя второю женою, но всегда оставалась покорною первой жене, как госпоже своей, от которой не слыхала никогда неприятного слова», - отмечала она, подчеркивая, что супруга Бунина никогда не винила в случившемся соперницу.

Крестными родителями новорожденного мальчика стали одна из дочерей Бунина и бедный дворянин Андрей Жуковский, который согласился усыновить ребенка. Так незаконнорожденный сын помещика Афанасия Бунина и пленной турчанки получил фамилию, которую позже прославил на всю страну.

Портрет Жуковского О. А. Кипренский, 1815, Третьяковская галерея. Фото: Commons.wikimedia.org

Правда, доброе сердце Марьи Григорьевны Буниной уже успело полюбить малыша. Вскоре ребенка вернули в усадьбу, где он стал для старших любимым сыном, а для детей помещика - настоящим братом.

Мальчик получил хорошее образование, которое позволило ему в 14-летнем возрасте поступить в Московский университетский благородный пансион. В этот же год он дебютировал в печати с «Мыслями при гробнице».

Позже, работая в «Вестнике Европы», он увлекся романтизмом, а в 1815 году стал одним из главных участников литературного общества « Арзамас».

Царский наставник

В 1816 году началась его карьера при дворе. В это время он стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. Его знания, воспитание и обхождение сложили о нем самое приятное впечатление. Позже ему было предложено стать учителем русского языка для принцессы Шарлотты, будущей императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I. А в 1823 году он занялся обучением принцессы, принадлежавшей к королевскому дому Вюртемберг, - Фридерики Шарлотты Марии. В Петербург она прибыла, чтобы сочетаться узами брака с Великим князем Михаилом Павловичем.

Когда на престол взошел Николай I, то одним из важных «семейных» вопросов стал выбор наставников для сына императора - Александра Николаевича. Высокое доверие было оказано Василию Жуковскому. С наследником он занимался русским языком и литературой, но при этом особое внимание уделял нравственным качествам юноши, стараясь «воспитать не царя, а гражданина».

При этом он опасался излишнего увлечения юного Александра военным делом. Сохранилось эмоциональное письмо, которое Жуковский написал императрице, узнав, что 8-летний наследник принял участие в разводе войск.

«Я в газетах прочитал описание развода, на котором наш маленький Великий Князь явился верхом и пр. Эпизод, государыня, совершенно излишний в прекрасной поэме, над которой мы трудимся. Ради Бога, чтобы в будущем не было подобных сцен. Конечно, зрители должны восхититься появлением прелестного младенца; но какое же ощущение произвело подобное явление на его разум? Не понуждают ли его этим выйти преждевременно из круга детства?» - вопрошал он.

При этом он подчеркивал, прося прощение за свои восклицания, что страсть к военному ремеслу может стеснить душу Александра: «он привыкнет видеть в народе только полк, в Отечестве — казарму».

По мнению историков, именно Жуковский оказал немалое влияние на формирование личности будущего императора Александра II, который вошел в историю под эпитетом Освободитель.

В 1841 году Василий Андреевич ушел в отставку в связи с совершеннолетием наследника. В этом же году 58-летний поэт решил жениться на дочери придворного художника российского императорского двора Евграфа Рейтерна - 20-летней Елизавете.

В этом браке у них родились двое детей. В 1842 году на свет появилась дочь Александра, а в 1844 - сын Павел. Семья перебралась жить в Германию, где 12 (24) апреля 1852 года Василий Жуковский скончался в возрасте 69 лет. Тело его было доставлено в Россию и погребено в Александро-Невской лавре.

Морганистическая супруга великого князя

Интересна судьба дочери великого поэта. После смерти родителей Александра вернулась в Россию, где была назначена фрейлиной двора. Там она привлекла внимание великого князя Алексея Александровича, четвёртого сына императора Александра II.

К моменту их знакомства ему было всего 19 лет, а ей - 27. Молодой человек воспылал к ней страстью и, по некоторым данным, обвенчался с Жуковской в сентябре 1868 года. Одобрить такой союз родители великого князя не могли. Император и Синод добились расторжения брака. Страдающего юношу отправили на два года в кругосветное плавание, а его беременную возлюбленную выслали за границу. В ноябре 1871 года в Зальцбурге она родила сына, которого назвала в честь отца - Алексеем.

Несмотря на чувства, счастья этой паре не довелось узнать. Под давлением родных, возлюбленные были вынуждены прервать отношения.

Александр III и его время Толмачев Евгений Петрович

2. ПЕРВЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ

2. ПЕРВЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ

Тогда же в 1849 г. первым по времени воспитателем будущего властителя России стал генерал-майор Николай Васильевич Зиновьев, который в день рождения наследника 17 апреля был назначен Николаем I состоять при его августейших внуках - Николае, Александре и Владимире Александровичах.

47-летний Зиновьев лично был известен императору как один из преданных ему офицеров, проявивший себя при осаде крепости Варны в Русско-турецкую войну 1828-1829 гг., а с 1844 г. успешно руководивший Пажеским корпусом, самым привилегированным и престижным военно-учебным заведением России.

В качестве помощников ему определили с 6 декабря 1849 г. полковника Григория Фёдоровича Гогеля, а с 1853 г. полковника Николая Геннадиевича Казнакова.

Определённой системы воспитания, как для старшего сына Николая I (будущего императора Александра II), выработано не было. Первые наставники внуков Николая I оказались довольно разными людьми по своим воззрениям и образованию. И в дальнейшем школа воспитания цесаревича Николая Александровича и его братьев была крайне разнообразна, а воспитателями оказывались случайные люди. Известно, например, что Зиновьев, человек религиозный и строгих правил, зачастую действовал под влиянием своей умной жены Юлии Николаевны, рождённой Батюшковой, бывшей фрейлины императрицы Александры Фёдоровны. В этих случаях его взгляды и суждения были правильны и человечны. К сожалению, он подпадал и под другие влияния. Тем не менее за годы своего пребывания в должности воспитателя великих князей Зиновьев заслужил любовь и уважение своих питомцев, сохранивших о нём добрую память. Николай Васильевич постоянно пользовался благорасположением высочайших лиц государства и регулярно удостаивался их поощрения.

В 1850 г. он был назначен в свиту императора, через 2 года произведён в генерал-лейтенанты и 19 февраля 1855 г. назначен генерал-адъютантом. В 1859 г. в ознаменование дня совершеннолетия цесаревича Николая Александровича получил при высочайшем рескрипте золотую украшенную бриллиантами табакерку с портретом Их Величеств и Его Высочества (249, т. 10, с. 405).

В следующем году Н. В. Зиновьев назначается членом Комитета о раненых. В дальнейшем к его помощи не раз обращались при решении чрезвычайных и значимых проблем.

41-летний Гогель был назначен в помощники Зиновьеву по рекомендации покойного великого князя Михаила Павловича, который знал его как отличного фронтового офицера л.-гв. Волынского полка, а потом как примерного батальонного командира Института инженеров корпуса путей сообщения.

Действительно, Гогель отличился в сражениях при подавлении польского мятежа в 1831 г. Однако в 1836 г. за участие в дуэли состоял под судом, 3 месяца провёл на гауптвахте. Со временем восстановил своё честное имя. Был помощником директора института. Был женат на дочери генерал-лейтенанта С. М. Степовой. В период пребывания при великих князьях следил за их выправкой, заботился об оснащении их помещений, об их одежде и туалете. Особенно он был изобретателен при устройстве праздников и увеселений и подготовке юных князей к разводам и парадам. К сожалению Гогель был совершенно не способен влиять на духовное развитие своих питомцев. Уже в 1852 г. Григорий Фёдорович назначается флигель-адъютантом и производится в генерал-майоры. Через два года ему присваивают звание генерал-адъютанта и назначают в свиту Его Величества. 8 сентября 1859 г. по случаю совершеннолетия цесаревича Николая Александровича Гогель получил на 12 лет аренду по 3’000 руб. в год (потом продолжена на 6 лет). 6 декабря 1860 г. он произведён в генерал-лейтенанты и назначен помощником главноуправляющего Царским Селом. В то же время некоторые современники, хорошо знавшие Зиновьева и Гогеля, весьма критично отзывались о них.

Князь П. В. Долгоруков, например, считал, что оба воспитателя были людьми честными, но бездарными представителями николаевской эпохи, вовсе не понимающими потребностей времени.

Наиболее способным и образованным среди первых воспитателей считался 29-летний Н. Г. Казнаков. После окончания Императорской военной академии в 1847 г. первым с награждением большой серебряной медалью он был переведён в гвардейский Генеральный штаб.

В 1850-1853 гг. Казнаков, являясь адъюнкт-профессором тактики в Военной академии, читал лекции по этому предмету старшим офицерам гвардейского корпуса. В дни своей воспитательной деятельности с 1853 по 1861 г. Казнаков проявил себя эрудированным, внимательным и доброжелательным педагогом. Однако воспитательная роль его была пассивной. Зиновьев, относившийся к нему как к родному сыну, видимо, считал его недостаточно опытным или слишком молодым для того, чтобы принимать его взгляды и мнения и, следовательно, действовать в разрез с установившимся порядком. Сознавая это, Казнаков как честный человек вскоре стал скучать, тяготиться своим положением и жаждал другого назначения.

В 1855 г. он получил звание флигель-адъютанта, а в 1858 г. произведён в генерал-майоры с зачислением в свиту Его Величества. В 1861 г. Николай Геннадьевич был командирован в Калужскую губернию, для того чтобы контролировать введение в действие положения о крестьянах. При этом за правильное решение возникших недоразумений в одном из имений получил высочайшее благоволение и в том же году назначен начальником штаба отдельного гренадерского корпуса.

Кроме военных воспитателей, или, как называли их при дворе, гувернёров, с двумя старшими сыновьями цесаревича продолжала заниматься Скрипицына, а с нового, 1850 г., по два раза в неделю давали им уроки учитель гимнастики Август Линден и учитель танцев Огюст.

Ежедневно дети вставали в 7 часов утра, после молитвы до занятий ходили здороваться с родителями и с императорской четой. Нередко «грозного анпапа» встречали в парке во время его обычной утренней прогулки, «чинно становились перед ним во фрунт и снимали фуражки, за что каждый получал по звонкому поцелую» от него. Около часа до завтрака ребята занимались с Хреновым маршировкой и ружейными приёмами. После завтрака дважды в неделю они обучались воспитателями и дважды занимались гимнастикой на сетке. Каждый день в полдень начинался урок у Скрипицыной. В два часа следовал обед, после которого ходили гулять с гувернёрами, либо ездили по окрестностям Царского Села в шарабане, тележке или верхом на маленьких лошадках. В 4 часа подавали чай, затем два раза в неделю проходил урок танца и дважды занятия со Скрипицыной.

Свободное от занятий время посвящалось прогулкам с воспитателями, пешком или в экипаже, а также различным играм (с оловянными солдатиками, в войну, в лошадки, в охоту и др.), катанию на лодках. С 7 часов вечера дети проводили время за чайным столом в Китайской комнате у своей «мама» Марии Александровны. Здесь же находился цесаревич Александр Николаевич с состоявшими при нём лицами. Чай разливала обычно дежурная фрейлина. Это время было самым отрадным для детей, где они испытывали радость общения со своими родителями, обменивались впечатлениями, получали от них поощрения, наставления и пожелания. Приняв благословение от отца и матери, обычно в 8 часов вечера, дети отправлялись спать.

В воскресные и праздничные дни после обеда к царевичам приглашались их сверстники из семей российской элиты (Никса и Володя Адлеберги, Саша Паткуль, Гриша Гогель и др.), с которыми они проводили время до вечера. «Те часы, которые мы проводили во дворце, - вспоминала позже А. П. Болотовская, - были для нас прямо чем-то сказочным. В длинной галерее Большого царскосельского дворца были собраны всевозможные игрушки, начиная с простых и кончая самыми затейливыми, и нашему воображению представлялся тут полный простор. Помню как сейчас длинную вереницу всяких экипажей, приводивших нас в неописуемый восторг. Однако, несмотря на обилие, разнообразие и роскошь игрушек, одной из любимейших наших забав была игра в лошадки, а так как у меня… были длинные локоны, то я всегда изображала пристяжную. Великий князь Александр Александрович вплетал в мои локоны разноцветные ленточки, садился на козлы, и мы с гиком летели вдоль всей галереи…» (51а, с. 43).

По давно устоявшейся традиции к 1 июля, дню рождения императрицы Александры Фёдоровны и её бракосочетанию с Николаем Павловичем, двор непременно переселялся в Петергоф (в переводе с голландского «двор Петра»), или, как его называли в XVIII в., Русский Версаль, а позже Столица фонтанов. Это место, расположенное в 29 километрах от Петербурга на южном берегу Финского залива, произвело на царицу ещё в 1817 г., по её признанию, большее впечатление, нежели Павловск и Царское Село. По дерзновенному замыслу Петра I в небывало короткие сроки здесь были разбиты парадные парки и дворцы, превосходящие по красоте и роскоши европейские. Ко времени царствования Николая I Петергоф представлял собой уже внушительный архитектурно-художественный комплекс, включавший несколько парков, дворцовых зданий и павильонов, десятки фонтанов, каскадов и множество мраморных, бронзовых свинцовых статуй, бюстов и барельефов. Пышность и великолепие Петергофа прежде всего демонстрировал со стороны моря Большой дворец, вытянутый почти на 300 метров единым ярким фасадом.

Под влиянием желаний и вкуса своей супруги Николай I превратил за годы своего правления пустынную местность вокруг Петергофа в роскошные парки, застроенные изящными и причудливыми павильонами и дворцами. Почти каждый год в Петергофе, словно в волшебной сказке, появлялось новое сооружение. Уже в 1826-1829 гг. восточнее основного ядра по проекту архитектора шотландца А. Менеласа, работавшего в России, создаётся дворцово-парковый ансамбль «Александрия», названный так по имени жены Николая I. Основные строения парка расположились на его верхней террасе. В её восточной части в эти же годы возведена главная постройка - дворец Коттедж (в переводе с английского - «сельский домик»). Он представляет собой удивительно красивое, чётко спланированное двухэтажное здание с мансардой. 14 июля 1829 г. дворец был освящён и затем подарен императором Александре Фёдоровне. С 1 августа Коттедж стал именоваться Александрией - дачей Её Величества. Вскоре были закончены такие оригинальные сооружения, как Готическая капелла (церковь Святого благоверного великого князя Александра Невского), Ферма, Телеграфный домик, Караулка, Готический колодец и другие. В 40-х гг. XIX в. по проектам русского архитектора А. Штакеншнейдера вдоль фонтанного водовода Петергофа были также разбиты обширные парки - Колонистский, Луговой, Озерковый и Бельведерский сад. Тем же зодчим построены на искусственных островах Ольгина пруда павильоны: Ольгин, Царицын и Озерки (Розовый) у начала чугунных фонтанных труб. На самой большой возвышенности в окрестностях Петергофа Бабигоне Штакеншнейдер возвёл дворец Бельведер (с итальянского - «прекрасный вид»), напоминающий древнегреческий античный храм.

Любимым местом императрицы стал утопающий в зелени и цветах Коттедж, а цесаревич и цесаревна с детьми располагались в Ферме, вокруг которой возникали разнообразные постройки для учёбы и игр подрастающих великих князей. Там появились детская крепость, пожарная каланча, водяная мельница, крестьянская избушка, а на берегу Финского залива - детская фермочка.

Конечно, в небольших комнатах Фермы братьям жилось не столь просторно, как в огромных покоях роскошного Екатерининского дворца в Царском Селе. Тем не менее учёба с ними продолжалась по-прежнему. Занятия были не обременительны, они много гуляли по прекрасным петергофским паркам и окрестным рощам, где собирали грибы и ягоды. Особенно нравилось им бывать в районе небольшого увеселительном дворца Петра I Монплезира (по-французски - «моё удовольствие»), откуда открывалась широкая панорама моря и в отдалении просматривался Петербург. Нередко они отправлялись в гости в Сергиевку к великой княгине Марии Николаевне (местность эта известна под названием Собственная дача), в Ораниенбаум к Елене Павловне (вдове великого князя Михаила Павловича), в Стрельну к дяде Косте и тёте Сани. Вечерами дети часто слушали музыку оркестров гвардейских полков, которую те исполняли перед Большим дворцом.

С осени 1850 г., по возвращении двора в Петербург, обоих старших братьев начали учить в манеже верховой езде, которую преподавал им берейтор Барш под высшим руководством обершталмейстера генерал-адъютанта барона Е. Мейендорфа.

О ходе обучения своих августейших подопечных, их поведении, взаимоотношениях, физическом развитии, наклонностях, достижениях, шалостях, допущенных ошибках воспитатели и преподаватели систематически рапортовали наследнику.

Одним из главных положительных качеств, зафиксированных у великого князя Александра Александровича в отзывах его пестунов, было старание.

Уже в сентябре 1850 г. Зиновьев несколько раз в докладах отмечает старание пятилетнего Александра к строевым занятиям. В итогах за июнь 1855 г. воспитатели сообщают, что к чистописанию великий князь относился «очень серьёзно и старательно». Другими важными особенностями его склада были развитые с детства чувства самолюбия и справедливости.

По достижении 7-летнего возраста, великих князей одного за другим отделяли, поручая их воспитателям. По установившейся традиции все великие князья в день рождения или крещения зачислялись в гвардейские полки и назначались шефами различных частей. Так «железный» император Николай I записал Александра Александровича в списки лейбгвардии Гусарского, Преображенского и Павловского полков и поставил его шефом Астраханского карабинерного (позже 12-го Драгунского) полка.

В последующие годы многочисленные государственные и семейные праздники служили поводом для тиражирования шефства и зачисления в полки, пожалования высочайших наград и производства в офицерские звания.

Со временем он становится шефом более чем 10 полков и подразделений.

В семилетнем возрасте великий князь Александр получил чин прапорщика, в 10 лет стал поручиком, в 14 - штабс-капитаном, в 18 - произведён в полковники.

При всех своих недостатках первые воспитатели многое сделали для того, чтобы их питомцы познали основы военного дела, сызмальства прониклись уважением к воинской доблести и славе русского оружия, могли достойно ценить боевые подвиги соотечественников.

Через несколько лет в день принятия присяги (20 июля 1865 г.) великий князь Александр Александрович в рескрипте на имя Зиновьева, отдавая должное своему воспитателю, отмечал: «Николай Васильевич! Я помню всегда, что от вас первых слышал я о тех правилах чести, любви и преданности Государю и Отечеству, которые и составляют сущность присяги, принесённой мною сегодня пред престолом Всевышнего. Помолитесь вместе со мною, чтобы Бог помог мне во всех обстоятельствах жизни руководствоваться только теми побуждениями, которым в самых юных летах моих вы старались положить основание в моём сердце. В память этого великого дня в моей жизни, препровождаю вам табакерку с моим портретом и прошу вас сохранить ко мне навсегда вашу дружбу и привязанность».

В день коронации в 1883 г. Александр III, вспомнив об одном из здравствующих своих первых воспитателей, Н. Г. Казнакове, бывшем в то время уже генералом от инфантерии, вручил ему бриллиантовый перстень со своим портретом.

Для расширения кругозора великого князя Александра Александровича существенную роль имели регулярные экскурсии, поездки и путешествия. Первая поездка была совершена им в 4-х летнем возрасте вместе с августейшими родителями в июне - августе 1849 г. на пароходе «Грозящий» в Ревель (ныне г. Таллин) и обратно в Петергоф. В августе - сентябре 1851 г. он ездил в Москву по только что сооружённой железной дороге с императорской четой, своими родителями и многочисленными родственниками. В июне - июле 1852 г. Александр отправляется на грязевой и климатический курорт Гапсаль (ныне г. Хаапсалу в Эстонии) вместе с августейшей родительницей и своими братьями для лечения морскими ваннами из-за золотушного предрасположения юных великих князей. Курорт этот, основанный в 1825 г., когда по инициативе местного врача К. А. Хунниуса была построена грязелечебница, постепенно становится излюбленным местом отдыха титулованной сановной знати. В Гапсале занятия с великими князьями продолжаются. Закон Божий преподавал протоирей Рождественский, французскому учил Куриар. Место Скрипицыной в изучении русского языка занял Классовский, а гимнастическим упражнениям обучал Дероп.

Наиболее яркой личностью из этих преподавателей был Владимир Игнатьевич Классовский, происходивший из дворян Тамбовской губернии. Окончив курс Московского университета по первому отделению философского факультета со степенью кандидата, он с 1836 по 1843 г. работал учителем латинского и русского языков в провинциальных и московских гимназиях. За совершённое им в припадке психического расстройства покушение на самоубийство был удалён от обучения. Затем, увлёкшись революционными и отчасти атеистическими учениями, он уехал за границу, где прожил около пяти лет. Тяжёлая и продолжительная болезнь и неожиданное выздоровление произвели на него такое сильное впечатление, что он совершенно отказался от прежних взглядов и впал в мистицизм. Позже он сумел преодолеть эту слабость и развил в себе спокойное и здравое миросозерцание. Последние два года за границей он обучал детей графа Чернышёва-Кругликова в качестве наставника, а вернувшись в Россию, получил место учителя русского языка в Пажеском корпусе, откуда и был приглашён преподавать тот же предмет августейшим детям. Как преподаватель он оказывал довольно сильное влияние на своих учеников. В 1867 г. Классовский был назначен инспектором классов Елизаветинского института, а в 1874 г. - членом учёного комитета Министерства народного просвещения. Он оставил значительное количество научных работ, в своё время пользовавшихся известностью (249, т. 11, с. 729; 263а, с. 70). По оценке Ф. Оома, секретаря собственной конторы детей цесаревича, среди названных преподавателей случайной личностью оказался учитель гимнастики француз Дероп, отличавшийся непомерной наглостью и без всякого основания на то величавший себя громким титулом гимназиарх.

Из книги 70 дней борьбы за жизнь автора Пинегин Николай Васильевич

Из книги Геракл автора Степанова Марина

Глава 2. Первые успехи. Первые неудачи Великим счастьем наполнился дом Амфитриона, когда у него родились близнецы. Да, именно близнецы - старший Алкид и младший Ификл. Будущий герой Эллады Геракл, нареченный при рождении Алкидом, родился красивым и сильным мальчиком,

Из книги Путь воина [Секреты боевых искусств Японии] автора Маслов Алексей Александрович

ПЕРВЫЕ ЗАПРЕТЫ И ПЕРВЫЕ БОЕВЫЕ ТРЕНИРОВКИ Существует традиционная версия, встречающаяся практически в каждой книге по истории каратэ, о том, как впервые окинавцы начали изучать боевые искусства. Стимулом к этому якобы послужили запреты на ношение оружия и притеснения

Из книги Загадки старой Персии автора

Из книги Жизнь Иисуса автора Ренан Эрнест Жозеф

Из книги На фланге линии Маннергейма. Битва за Тайпале автора Якимович Кирилл Владимирович

Первые атаки, первые разочарования В то время как в штабе вновь образованной группы войск Грендаль развивал деятельность по разработке планов разгрома противника, занявший плацдарм на северном берегу Тайпалеен-йоки 19-й стрелковый полк отогнал финнов на достаточное

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Первые встречи - первые тайны В 1332 г., когда французский король Филипп VI задумал новый крестовый поход, чтобы вернуть утраченные святые земли, немецкий священник Брокардус написал трактат, предлагая королю своеобразные правила поведения в этом крестовом походе.

Из книги Сталинский неонэп (1934-1936 годы) автора Роговин Вадим Захарович

XI Первые версии и первые подлоги Отправившись в Ленинград вместе с Молотовым, Ворошиловым, Ждановым, Ежовым, Ягодой и Аграновым, Сталин не включил в эту группу Орджоникидзе. Между тем имя Орджоникидзе не случайно значилось в некрологе Кирова вторым после Сталина.

Из книги Погибшие цивилизации автора Кондратов Александр Михайлович

Первые, первые, первые… Список параллелей и заимствовании можно было бы продолжать очень долго. Но не только легендами, мифами и древнейшей литературой обязано человечество древним людям Двуречья.Через многие века пронесли народы Азии и Европы воспоминания о

Из книги Император Павел I автора Оболенский Геннадий Львович

Глава вторая Наследник и его воспитатели Люди не рождаются глупыми или умными, а становятся теми или другими в зависимости от воспитания, то есть от окружающей среды. Гельвеций В ночь на 20 сентября 1754 года Екатерина Алексеевна почувствовала себя плохо. Доложили

Из книги Павел I без ретуши автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Воспитатели Из оды Александра Петровича Сумарокова «Наследник и его воспитатели»: Людей столь мудрых и избранных И Павлу в наставленье данных С почтением Россия зрит. Никита Иванович ПанинИз «Записок» Федора Николаевича Голицына, состоявшего камергером при дворе

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 1 автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Последние Рюриковичи и закат Московской Руси автора Зарезин Максим Игоревич

Первые столкновения, первые жертвы В марте 1490 года Иван Молодой неожиданно умер. Возникшие тотчас подозрения в том, что к смерти соправителя государства причастны люди, близкие к Деспине Софье, имели под собой веские основания. Незадолго до болезни и смерти наследника

Из книги Скопин-Шуйский автора Петрова Наталья Георгиевна

Глава четвертая ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ И ПЕРВЫЕ ПОРАЖЕНИЯ И добро бы уж ходил ты на турку или на шведа, а то грех и сказать на кого. А. С. Пушкин. Капитанская

Из книги Украина 1991-2007: очерки новейшей истории автора Касьянов Георгий Владимирович

Глава 2 Первые шаги, первые уроки Государственное строительство: проблема элит и лидерства. Как поделить власть? Политика: искусство невозможного. Конституция: до и после полуночи. «Экономикарантье»: шок без терапии. Социальные проблемы: бедность не порок? «Остров Крым»:

Из книги У великих африканских озер [Монархи и президенты Уганды] автора Балезин Александр Степанович

Первые постройки и первые реформы Теперь кабака должен был построить новую столицу. Каждый кабака, как правило, строил не одну столицу на протяжении своей жизни. Несколько их было и у Мутесы. Первую он построил в Накатеме.Одновременно Мутеса приказал возвести еще одну