Болезни Военный билет Призыв

Биография сурикова для детей краткое содержание. Суриков иван захарович краткая биография

Биография

Суриков Иван Захарович (1841−1880) - даровитый поэт-самоучка, один из самых выдающихся представителей своеобразной плеяды поэтов-самородков, поэтов-страдальцев (Раззоренов, Дерунов, Тарусин и др.), выросшей из народной среды и развившейся на русской почве в первые десятилетия пореформенной эпохи. Тяжелые условия жизни поэта преждевременно свели его в могилу, не давши ему возможности проявить свой талант во всей яркости. Родился С. 25 марта 1841 г. в маленькой деревушке Новоселове, Юхтинской волости, Углицкого уезда, Ярославской губ. Отец его, оброчный крестьянин, жил в Москве, - куда еще в молодые годы ушел на заработки и где был на побегушках, служил приказчиком «по овощной части», а затем открыл собственную овощную лавочку, - и лишь изредка наезжал в деревню, чтобы навестить жену и родных. Будущий поэт, тихий, слабый и болезный в детстве, до девяти лет жил в родной деревне, которая своим простым, мирным и спокойным укладом и своими красотами на всю жизнь оставила в нем неизгладимое впечатление, - впоследствии в его стихотворениях часто встречаются деревенские мотивы. В 1849 г. он вместе с матерью переехал к отцу в Москву. Городская жизнь с ее шумом и гамом, грязью и отсутствием простора, удушливым и отравляющим воздухом подействовала на впечатлительного мальчика самым тягостным образом, и он стал еще тише, еще молчаливее и запуганнее. На десятом году он был отдан для обучения грамоте двум пожилым девушкам разорившегося купеческого рода, сестрам Финогеновым, одна из которых выучила своего ученика гражданской и церковной азбуке, чтению, письму палочек и букв по старинным прописям, а другая, женщина в высшей степени религиозная, ввела его в область житий святых, подвижников и пр.; эти сказания действовали на мальчика так сильно, что он порою сам мечтал об иночестве, о спасении души в «лесных дебрях» или в «тихой матери-пустыне». Как и всякая даровитая натура, С., едва выучившись грамоте, с жадностью набросился на чтение, причем поглощал все, что попадалось под руки, - сказки, путешествия, романы. Между прочим, он наткнулся также на несколько романов Мерзлякова, песен Цыганкова и басен Дмитриева и за чтением этих стихотворений, по собственному признанию, впервые сам почувствовал смутное влечение к поэзии. Привыкнув учиться грамоте «на старинный лад», нараспев, мальчик и стихи не читал, а распевал; эта манера осталась у него почти на всю жизнь и сослужила ему известную службу: когда он начал сам писать, то размер стихов долгое время проверял пением, оставив этот «натуральный» метод только значительно позже, когда познакомился с теорией стихосложения. Еще более приохотил его к чтению живший в одном доме с ним мелкий чиновник, «отставной семинарист» Ксенофонт Добротворский, неудачник и с виду угрюмый пессимист, но в сущности человек добрейшей души, к тому же имевший недурную библиотечку.

Как только мальчик несколько подрос и отец заметил, что сын может быть ему полезен в торговле, он поспешил засадить его за прилавок, вооружившись вместе с тем против склонности мальчика к чтению и против завязанных им у Добротворского знакомств с несколькими интеллигентными лицами. Строгости, почти гнет отца тяжелым образом отражались на С., но своего любимого занятия он не бросил и урывками, украдкой поглощал книгу за книгой. Смутное влечение его к поэзии вскоре реальным образом выразилось в форме стихотворения, написанного им под сильным впечатлением пожара, случившегося в их доме. «Дерзай, юноша», сказал ему Добротворский, прочитавший этот первый опыт. Похвала из уст такого непогрешимого, по мнению С., человека окрылила его, и за первым стихотворением последовал ряд пьес, написанных преимущественно в форме песентябрь Уже в этих опытах, из которых сохранились только немногие, чувствовался талант, светилось искреннее чувство и искрилась теплота, хотя, как произведения незрелые, они страдали, разумеется, значительными недостатками - неточностью образов, отсутствием простоты и пластичности, подражанием, иногда манерностью. При тех условиях, среди которых он жил у отца, работать над усовершенствованием стиля и устранением недостатков было чрезвычайно трудно, тем более, что малообразованный юноша только инстинктом поэта чувствовал недостатки своих стихотворений, но ясного представления об этом он не имел и иметь не мог. К 1857 г., т. е. когда С. было 16 лет, из написанного им составилась довольно объемистая тетрадь, которую он, по совету своих друзей и ос рекомендательным письмом профессора К. Ф. Рулье, отнес к одному из русских поэтов. Последний принял в нем теплое участие, указал на недостатки, дал указания, как избежать их, и пр. Но неблагоприятный отзыв другого поэта, на суд которого С. также отдал свои опыты, отзыв резкий, почти безжалостный, чрезвычайно тяжело отразился на молодом таланте. С. однако не пришел в полное уныние и не забросил своих занятий, но стал к своему творчеству относиться серьезнее и строже, начал в трудиться над обработкой стиха и формы, над звучностью, плавностью и краткостью стиха, - и эта упорная работа постепенно привела его к простоте и художеству образов. Этот период в жизни С. совпал со временем расцвета торговых дел у его отца, открывшего еще одну лавку, значительно больше первой. С. хотя и просиживал долгими часами за прилавком и отчетностью, все же имел и некоторое свободное время, которое он целиком мог посвящать своим любимым занятиям. Но скоро отец его, возбужденный успехом и сгорая нетерпением быстро разбогатеть, начал играть на скачках; дела его приняли дурной оборот. Чтобы забыться, он стал пить, и это окончательно его разорило. Пришлось закрыть сначала большую, затем и меньшую лавку; отец уехал в деревню, а С. вынужден был поступить в подручные к своему дяде, брату отца, старику придирчивому и капризному, имевшему тоже овощную лавочку. Жилось С. у дяди еще хуже, чем прежде - весь его день уходил на подметание лавки, услуги покупателям и развозку на тачке товаров по заказчикам. В это время, длившееся около 11/2 лет, С. должен был почти совсем забросить любимое чтение и совершенно прекратить занятия над усовершенствованием своего дарования. Когда жизнь у дяди стала совсем невыносимой, С. продал все, что мог, сколотил кое-какие гроши, за 10 руб. снял маленькое помещение на Тверской и вместе с матерью стал скупать и продавать старый лом железа, меди, тряпье и др. Торговля пошла довольно бойко, особенно когда стали продавать также уголь, сначала древесный, а затем и каменный. В 1860 г. С. женился на сиротке M. K. Ермаковой, с которой жил вполне счастливо до конца жизни.

Самостоятельность С. позволила ему вернуться вновь к своим любимым занятиям. К этому времени относится его знакомство с поэтом А. Н. Плещеевым, который в опытах С. признал зачатки яркого таланта, отнесся к нему весьма сочувственно и поощрил его к дальнейшему творчеству и самообразованию. Несколько наиболее удачных стихотворений Плещеев передал Ф. Б. Миллеру, редактору «Развлечения». Первое из них появилось в этом журнале в 1863 г. Окрыленный успехом, С., как истинный талант, стал еще строже относиться к своим произведениям и, при теплом участии Плещеева, еще усерднее работать над совершенствованием стиха и формы. Жизнь С., хотя и трудная, стала кое-как налаживаться. Но вскоре умерла его мать, а из деревни приехал отец, который, поселившись у сына, стал вести нетрезвую жизнь, а затем женился во второй раз на раскольнице, оказавшейся женщиной тяжелого и сварливого характера. С. вместе с женою ушел от отца. Началась жизнь, полная тяжелых страданий, лишений и скитаний, пошли бесконечные поиски работы. С. испробовал всякие профессии - был переписчиком, снова поступил в подручные к своему дяде, но не вынес его гнета и ушел, наконец, поступил учеником в типографию, но, проработав всего несколько дней, заболел и слег. Нужда в семье была страшная, все было продано и заложено; дело дошло до того, что С., оправившись несколько от болезни, одно время помышлял даже о самоубийстве. После ухода мачехи, обобравшей своего мужа, С. переселился к отцу и вновь принялся за торговлю и за перо. Произведения его стали появляться в ряде журналов - «Развлечении», «Воскресном досуге», «Иллюстрированной Газете». Талант его постепенно крепнет, принимает определенное направление, известность его растет. Несмотря на это, печатают его не всегда охотно. «Если бы я рассказал тебе мои неудачи (литературные), - пишет он по этому поводу в 1872 г. И. Г. Воронину, - ты бы верно сказал: как это тебя угораздило все вынесть и не пасть духом?.. Да вот, устоял же… Только робкий дома сидеть остается». В 1870 г. одно из его стихотворений появилось в «Деле», и с этих пор С. стал часто печататься в этом журнале, поощряемый издателем Благосветловым и стоявшим близко к редакции A. K. Шеллером. В 1871 г. отпечатано первое собрание его стихотворений, в которое вошло 54 пьесы.

Сам поэт-самоучка, С. чрезвычайно сочувственно относился к таким же, как и он, самородкам, гибнущим под тяжестью неблагоприятных житейских условий. Чтобы поднять в них дух и веру в себя, он через публикацию призывает их объединиться и издать свой сборник, сборник исключительно поэтов-самоучек. Целый ряд их отозвалось на призыв С., и он организовал кружок, в который вошли Тарусин, Кондратьев, Дерунов, Раззоренов, Григорьев, Радиенов, Козырев (питомец С.) и др. Кружок, полный оживления, энергии и обмена мыслей, в 1872 г. выпустил свой первый альманах «Рассвет». Это было лучшим временем С. В этот же период он написал ряд былин, сказаний и поэм: «Садко» («Вестн. Евр.», 1872), «Богатырская жена», «Василько», «Канут Великий», «Казнь Стеньки Разина», «Правеж», «Удалой», - и много простых образных, полных тепла и свежести стихотворений для детей (печатались в «Детском Чтении», «Семье и Школе», «Воспитании и Обучении», «Сборниках» А. Н. Якоби и пр.).

На творчество С. неизгладимую печать наложила его собственная жизнь, полная горя, лишений и страданий. В своих простых прочувствованных стихах он правдиво выразил все то, что он пережил и выстрадал, и не только он, но тысячи и десятки тысяч детей народа. Как его страдания являются не только личными, ему одному присущими, а характеризуют целые народные слои, так и его творчество отражает чувства не только его самого, но и многих пасынков жизни, борющихся с гнетущими условиями жизни и в этой борьбе изнемогающих. Область житейских невзгод и страданий является лейтмотивом в произведениях С., и только в этой области он остается самим собою - настоящим, непосредственным лириком: с глубоким чувством и неподдельной искренностью оплакивает он тяжелую крестьянскую долю, скорбит о погибших в жизненной борьбе силах, об униженных и оскорбленных, мучается людским бессилием вообще и своим в частности. Вне этого же он часто впадает в риторику, перестает быть самим собою и обнаруживает явные следы подражания Кольцову, Некрасову, Никитину, Михайлову-Шеллеру. Прекрасно удаются С. также и небольшие картинки природы (стих.: «На берегу», «На дороге», «В воздухе смолкает», «Весной», «На одре», «На чужбине», «Ночью», «От деревьев тени», «Сон и пробужденье», «Помнишь: были годы», «У могилы матери» и др.). Характер своего творчества сам С. определяет в следующем восьмистишии:

Мне доставались нелегко

Моей души больные звуки,

Страдал я сердцем глубоко,

Когда слагалась песня муки.

Я в песне жил не головой,

A жил скорбящею душою, -

И оттого мой стон больной

Звучит тяжелою тоскою.

Еще ярче проявляется, может быть, эта самохарактеристика в другом стихотворении, где поэт говорит: «…Грустны песни мои, как осенние дни: звуки их - шум дождя, за окном ветра вой. То рыданья души, стоны груди больной».

В 1875 г. вышло 2-е издание «Сборника стихотворений» С., довольно быстро разошедшееся. О С. заговорила печать, если и не всегда сочувственно, то во всяком случае вполне серьезно, как о несомненном таланте, а «Общество любителей русской словесности в Москве» избрало его в свои члены.

Между тем тяжелые условия жизни С. скоро подорвали его здоровье и силы, и с 1879 г. он начинает серьезно прихварывать; у него развивается чахотка. Третье издание его произведений, вышедшее в 1877 г. у Солдатенкова, дало ему кое-какие средства, и он по совету врачей весною 1878 г. ездил лечиться в кумысолечебное заведение (в Самарских степях), а в 1879 г. с той же целью некоторое время жил в Крыму. Но было уже поздно; чахотка прогрессировала, и дни его были сочтены. 24 апреля 1880 г. он умер и похоронен на Пятницком кладбище в Москве. В апреле 1910 г. в Москве и отчасти и в других городах литературными обществами праздновалась память 30-летия со дня кончины С. и на могиле его был сооружен памятник.

Стихотворения С. выдержали 4 издания. Лучшее из них последнее (М., 1885 г.), при котором помещен и подробный биографический очерк жизни С., написанный его другом, Н. А. Соловьевым-Несмеловым.

Важнейшим материалом для биографии С. являются его письма к различным лицам (напечатаны при 4-м издании его произведений) и упомянутый «Биографический очерк С.» Соловьева-Несмелова (там же); неполные сведения разбросаны в повременной печати; «Голос», 1880 г., No 118 (некролог), «Иллюстрированная Газета», 1871 г., No 17. В связи с 30-летней годовщиной со дня смерти С. в газетах петербургских («Новое Время», «Русь», «Речь») и московских («Голос Москвы», «Русское Слово») от 23-25 апреля 1910 г. помещены более или менее беглые статьи, посвященные жизни и творчеству С.

Суриков Иван Захарович – талантливый поэт-самородок родился в 1841 году в маленькой русской деревне Новоселово. Его отец был простым оброчным крестьянином, который со временем открыл собственную торговую лавку.

В 10 лет Ивана Захаровича отдали учиться грамоте в купеческую семью, где писатель познал азы святых истоков. Также здесь он выучил некоторые романсы, песни, басни, что в дальнейшем разбудило влечение к поэзии. Мальчик полюбил книги, чем вызвал протест отца в их чтении. Но это не остановила Сурикова и в этот же период он пишет свое первое стихотворное произведение. Далее были созданы еще несколько пьес в песенной форме.

В 1860 году, по правилам того времени, Сурикову подобрали подходящую невесту, которая стала для него верной и доброй женой на протяжении всей жизни.

Благодаря знакомству с Плещеевым А.Н. талант поэта был замечен и поспособствовал дальнейшему развитию в литературной жизни.

В 1863 году напечаталась первая пьеса Сурикова, которая принесла его первый успех. В это же время отец терпит финансовые трудности, тем самым вынуждая поэта уйти из дома и работать тяжелым физическим трудом. Это событие накладывает серьезный драматический отпечаток на его творчество, которое становится более глубоким и задушевным.

В 1871 году издается первый сборник стихотворений настоящего лирика. Это привело к вступлению Сурикова в члены Московского общества любителей русского слова. Но жизнь слишком коротка и многим мечтам не суждено сбыться

Страшная болезнь постигла Ивана Захаровича – чахотка. Он долго и неустанно лечился, но в 1880 болезнь победила и поэт умер.

Иван Захарович Суриков (1841-1880) - русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе. Многие его стихи стали народными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь»), «В степи» («Степь да степь кругом»), «Сиротой я росла...» и другие. На слова Сурикова писали музыку такие знаменитые композиторы, как , А. Даргомыжский, .
Иван Суриков родился (25 марта) 6 апреля 1841 года в деревне Новоселово Ярославской губернии в семье крестьянина, служившего приказчиком в Москве, а затем открывшего там собственную лавку. Детство Иван провел в деревне, о чем сохранил самые светлые воспоминания.
В 1849 году вместе с матерью Суриков переехал в Москву к отцу и вскоре был отдан для обучения грамоте к двум пожилым сестрам из разорившейся купеческой семьи. Одна из них ввела Ивана в область жития святых, а другая приобщила к стихам поэтов-песенников - И. Дмитриева, Н. Цыганова, А. Мерзлякова. Так в мироощущении будущего поэта народное творчество прочно сплелось с христианскими мотивами, что стало началом его стихотворчества.
Увлечение Ивана вызвало неудовольствие его отца, и как только сын подрос, он поставил его себе в помощники. Несмотря на строгости, в свободные от работы минуты Суриков продолжал много читать и уже во второй половине 1850-х годов начал писать собственные стихи. Однако они не сохранились - автор уничтожил их. Но затем последовал целый ряд стихов и пьес.
В 1862 году Суриков познакомился с поэтом А. Плещеевым , который весьма высоко оценил его произведения, способствовал формированию поэтического таланта юноши, а также помог ему опубликовать стихи в журнале «Развлечение», после чего последовали публикации в других изданиях.
Хотя успех и окрылил Сурикова, тем не менее, он стал строже относиться к своим произведениям и все более совершенствовался в форме, много времени посвящая сочинительству. В середине 1860-х годов он даже ушел из отцовской лавки, чтобы жить самостоятельно. Ему пришлось работать переписчиком бумаг, типографским наборщиком, торговать углем и железом. Однако вскоре он был вынужден вернуться к отцу, чтобы снова заняться торговлей.
Несмотря на житейские трудности, Суриков продолжал много писать, его стихи стали печататься в известных крупных журналах «Дело» и «Вестник Европы», в 1871 году вышел первый собственный поэтический сборник поэта. Затем он выпустил еще два сборника стихов (1875, 1877), в 1875 году его избрали членом «Общества любителей российской словесности».
Все поэтическое творчество Сурикова, неразрывно связанное с традициями русской литературы и фольклора, некоторыми сторонами перекликающееся с поэзией А. Кольцова, Т. Шевченко, Н. Некрасова , И. Никитина , ярко отражает собственную жизнь поэта, полную лишений и страданий. Все пережитое им он сумел выразить в простых, прочувствованных стихах, отличающихся лиричностью и мелодичностью. Основные темы его поэзии - жизнь крестьянства, городской бедноты, их изнурительный труд, картины природы.
Среди известных стихов поэта, в которых изображается жизнь простых людей, –-«Умирающая швейка», «Тихо тощая лошадка», «Доля бедняка», «Что не жгучая крапивушка», «Два образа», «В могиле», «Косари», «Нужда», «В остроге» и многие другие. Особое место в его творчестве занимают стихи о детях и прекрасные картины русской природы («В воздухе смолкает», «От деревьев тени», «Сон и пробуждение», «У могилы матери», «Зима», «Ночью» и другие).
В произведениях Сурикова на исторические темы ярко сказалась связь его поэзии с фольклором. Он написал ряд былин, сказаний («Малороссийская песня», «Два образа», «Садко», «Богатырская жена») и поэм на сюжеты русской истории («Василько», «Канут Великий», «Казнь Стеньки Разина» и другие).
После выхода сборников стихов к Сурикову пришла известность, расширился круг его литературных знакомств, и вскоре вокруг него сложился кружок писателей-самоучек - литературных сил из народа. По инициативе Ивана Захаровича был подготовлен коллективный сборник их произведений – «Рассвет» (1872). Впоследствии группа этих писателей объединилась в «Суриковский литературно-музыкальный кружок» (существовавший до 1917 года).
Но годы житейских мытарств, полуголодного существования и крайне неблагоприятные условия работы весьма подорвали здоровье поэта и привели его к туберкулезу. Ему не помогло пребывание в лечебных курортах на востоке России в 1878-79 годах, болезнь прогрессировала.
Иван Захарович был женат на М. Ермаковой, с которой обвенчался в 1860 году и жил счастливо до конца жизни.
Умер поэт Иван Захарович Суриков (24 апреля) 6 мая 1880 года в Москве в бедности, был похоронен на Пятницком кладбище.

Иван Захарович Суриков – талантливый поэт-самоучка, который был ярким представителем «крестьянского» направления в литературе. Многие его произведения превратились в народные песни: «Сиротой я росла», «В степи», «Рябина» и т. д. На слова поэта писали музыку такие известные композиторы, как Чайковский, Даргомыжский, Римский-Корсаков и Бородин. В этой статье вам будет представлена краткая биография Сурикова Ивана Захаровича. Итак, приступим.

Детство

Иван Суриков родился в деревне Новосёлово (Ярославская губерния) в 1841 году. Отец мальчика жил в Москве. Туда он уехал на заработки, ещё будучи молодым. Сначала пришлось побыть подручным, а потом послужить приказчиком на рынке. В итоге отец Ивана открыл свою овощную лавку. Захар Суриков лишь изредка приезжал в деревню, чтобы навестить родных.

Переезд в Москву

До девяти лет болезненный, слабый и тихий Иван прожил в деревне. Её спокойный, мирный, простой уклад и красота окрестностей произвели на будущего поэта неизгладимое впечатление. Спустя годы читатели смогут наблюдать в творчестве Сурикова деревенские мотивы. Но это потом... В 1849 году Иван с мамой переехал в Москву к отцу. Мегаполис с его удушливым воздухом, отсутствием простора, грязью и шумом отрицательно подействовал на мальчика. Он ещё больше замкнулся в себе. На десятом году жизни родители отдали Ивана на обучение сёстрам Финогеновым из купеческого рода. Они научили будущего поэта церковной и гражданской азбуке, письму, чтению, религии и т. д. Едва освоив грамоту, маленький Суриков стал жадно «поглощать» книги. Причём он читал всё, что попадалось под руку. Это были и романы, и путешествия, и сказки, и жития святых и т. д.

Знакомство с поэзией

Вскоре биография Ивана Захаровича Сурикова пополнилась знаковым событием – мальчик впервые прочитал стихи. Это были басни Дмитриева, песни Цыганкова и ряд романов Мерзлякова. После прочтения данных произведений мальчик почувствовал едва различимое влечение к поэзии. Так как Иван обучался «на старинный лад», он не читал стихи, а распевал их. Этот «натуральный» способ Суриков использовал в будущем для проверки размера своих творений. И оставил он его только тогда, когда познакомился с теорией стихосложения. Живший по соседству чиновник Ксенофонт Добротворский ещё больше пристрастил мальчика к чтению. Он регулярно давал ему книги из своей библиотеки.

Первая работа и первый стих

Как только Иван Захарович Суриков, краткая биография которого известна всем любителям отечественной поэзии, достиг подросткового возраста, отец посадил юношу за прилавок. Его совершенно не интересовали увлечения мальчика. Но Иван не бросил чтения и продолжал заниматься им украдкой. Вскоре влечение юноши к поэзии выразилось конкретным произведением. Мальчик написал первый стих, на который его вдохновил произошедший в их доме пожар. Добротворский похвалил Сурикова и посоветовал ему продолжать. Вдохновлённый словами своего наставника, Иван сочинил несколько пьес в форме песентябрь.

Критика

К 1857 году Иван Захарович Суриков, краткая биография которого представлена в этой статье, написал целую тетрадь стихотворений. Мальчику едва минуло 16 лет. По совету друзей, он отнёс свои творения двум русским поэтам. Один из них принял тёплое участие и дал полезные советы. От второго же пришёл настолько неблагоприятный отзыв, что Иван впал в уныние. Тем не менее, юный поэт не забросил стихосложение, а лишь стал работать усерднее. Суриков совершенствовал звучность, плавность и форму своих произведений. И это дало свои результаты: в стихах появилась художественность и простота образов.

Разорение отца

Вскоре отец мальчика решил заняться расширением торгового дела. Биография Ивана Захаровича Сурикова гласит, что жизнь его с этого момента сделала новый виток. Несмотря на новую загруженность (отчётность и работу за прилавком), юный поэт смог выкраивать время на своё любимое занятие. Желая быстро разбогатеть, отец Ивана стал играть на скачках. Это привело к серьёзным убыткам. Захар запил, лишь усугубив положение. В итоге разорились обе его лавочки. Отцу мальчика пришлось уехать в деревню, а сам юный поэт устроился подручным к брату Захара.

Работа у дяди

Биография Сурикова Ивана Захаровича описывает этот период его жизни как довольно тяжёлый. Капризный и придирчивый дядя ещё больше загружал юного поэта работой. Ивану приходилось не только обслуживать покупателей, но ещё и развозить товары по заказчикам, а также подметать лавку. Свободного времени на любимое чтение и стихосложение почти не оставалось. Жизнь у дяди становилась просто невыносимой. В итоге Суриков продал всё имеющееся имущество и снял на Тверской маленькое помещение. Также он вместе с мамой занялся покупкой и продажей старого лома. Дело пошло особенно бойко, когда Иван, помимо железа, стал торговать каменным и древесным углём.

Обретение независимости

Став самостоятельным, поэт смог вернуться к своему любимому занятию. С начала 60-х биография Ивана Захаровича Сурикова пополнилась рядом важных событий. Одним из них стало знакомство с поэтом Плещеевым. Последний разглядел в молодом человеке талант и смотивировал его к дальнейшему самообразованию и творчеству. Несколько наиболее удачных стихов Плещеев отправил редактору журнала «Развлечения» Миллеру. Первое из них было опубликовано в 1863 году. Окрылённый успехом, Иван стал ещё строже относиться к созданию своих произведений. Плещеев помог ему в совершенствовании стиха и формы. Но вскоре в жизни молодого поэта настал кризис.

Трудный этап

Иван Захарович Суриков (краткая биография, для детей предназначенная, также подробно описывает этот период) потерял мать, а из деревни вернулся его отец. Он поселился у сына и вёл нетрезвый образ жизни. Потом Захар женился на раскольнице – сварливой женщине с тяжёлым характером. Иван не мог её терпеть и покинул дом. Для молодого поэта началась жизнь, полная скитаний, лишений и постоянных поисков работы. Суриков перепробовал несколько профессий: ученик в типографии, переписчик, подручный...

Новые публикации

Когда мачеха ушла, обобрав до нитки Захара, Иван вновь поселился у отца и занялся торговлей. Не забывал он и про перо. «Развлечения», «Иллюстрированная газета», «Воскресный досуг» - вот те издания, в которых публиковался Суриков Иван Захарович (биография для детей будет весьма интересной, если зачитать им хотя бы несколько отрывков из стихотворений, напечатанных в этих журналах). Талант и известность поэта росли в геометрической прогрессии. В 1871 году вышло первое собрание его сочинений, включающее 54 пьесы.

Кружок поэтов-самоучек

На этом краткая биография Сурикова Ивана Захаровича подходит к концу. Осталось раскрыть ещё пару важных моментов. Ивану всегда импонировали такие же самоучки, как он сам. Поэтому Суриков решил организовать соответствующий кружок, в который вошли Радиенов, Григорьев, Раззоренов, Дерунов, Кондратьев, Тарусин и др. Вместе они выпустили в 1872 году альманах «Рассвет». А в 1875-м увидело свет 2-е издание сборника стихов поэта. Об этом нам говорит любая биография Ивана Захаровича Сурикова. Для детей он, кстати, писал замечательные стихотворения. На середину 70-х пришёлся пик поэтической карьеры героя нашего повествования.

Последние годы

Это была вся биография Ивана Захаровича Сурикова. В последние годы жизни поэт оказался в тяжёлых условиях. Денег постоянно не хватало. Это подорвало его силы и здоровье. Серьёзно болеть Суриков начал с 1879 года. У поэта развивалась чахотка. 3-е издание его произведений принесло некоторые средства, и Иван Захарович поехал на них лечиться в Самарские степи. С этой же целью он прожил некоторое время в Крыму. Но лечение не помогло, чахотка прогрессировала. В апреле 1880 году поэт умер и был похоронен в Москве на Пятницком кладбище.

В 1910 году несколько российских литературных сообществ отпраздновали 30-летие со дня кончины Сурикова. По этому случаю на могиле поэта установили памятник.

Иван Захарович Суриков - одаренный поэт-самоучка, выдающийся представитель самобытной плеяды поэтов-самородков (таких как Тарусин, Дерунов, Раззоренов), вышедших из народных масс и развивавшихся на русской земле в пореформенную эпоху, а точнее говоря, в ее первое десятилетие.

Тяжелые жизненные условия поспособствовали преждевременной смерти поэта. Он не успел в полной мере проявить свой талант.

Биография Сурикова берет свое начало с 1841 года. В небольшой деревне Новоселово, Юхтинская волость, Углицкий уезд, Ярославской губернии 25 марта родился будущий поэт. Его отцом был оброчный крестьянин - он проживал в Москве, куда еще в молодости подался на заработки, и где пребывал на побегушках. Он был назначен приказчиком «по овощной части», а спустя некоторое время открыл собственную лавочку. Отец Сурикова редко навещал жену с детьми.


Иван СуриковБудущий поэт рос тихим, слабым и болезненным мальчиком. До 9 лет Иван жил в маленькой деревушке, которая оставила на всю жизнь в нем неизгладимый отпечаток своим мирным и простым укладом, красотами, - в будущем, в стихотворениях поэта часто будут встречаться деревенские мотивы.

1849 год - Иван с матерью переезжает в Москву к отцу. Шумная городская жизнь, характеризующаяся отсутствием простора, отравленным и удушливым воздухом, произвела негативное впечатление на Ивана. Он еще больше «закрылся» в себе, стал тихим и запуганным.

В 10 лет его отдали для обучения грамоте двум пожилым дамам давнего купеческого рода, который разорился. Одна из сестер Финогеновых выучила Сурикова чтению, письму, церковной и гражданской азбуке, а другая, более религиозная женщина, поведала о бытии святых, подвижников. Сказания оказали на ребенка настолько сильное влияние, что мальчик иногда грезил о спасении души и предавался мечтам об иночестве.

Иван, как и любая даровитая личность, едва обучившись грамоте, с жадностью принялся читать разнообразные книги - сказки, романы, путешествия. Он прочитал басни Дмитриева, романы Мерзлякова и даже песни Цыганкова. При знакомстве со стихотворениями будущий поэт (по собственному признанию) ощутил необъяснимую тягу к поэзии. Суриков привык изучать грамоту «на старинный лад» (нараспев). Он не читал стихи, а распевал. На долгие годы осталась данная привычка у Ивана Захаровича, пригодившаяся стихотворцу на начальном этапе пути: Суриков долгое время проверял размер стихов с помощью пения. Только после знакомства с теорией стихосложения поэт оставил подобный «натуральный» метод проверки правильного написания стихотворений.

В одном доме с Иваном Захаровичем проживал мелкий чиновник Ксенофонт Добротворский - «отставной семинарист». С виду хмурый пессимист и неудачник, но по натуре добрейшей души человек, он обладал недурным собранием книжонок. Он то и пристрастил еще более Сурикова к чтению.

Когда мальчик подрос, отец поспешил засадить его за овощной прилавок, чтобы он был полезен в торговле. Суриков старший хотел искоренить склонность сына к чтению и предотвратить дальнейшие знакомства с интеллигентными лицами у Добротворского.



Гнет строгого отца тяжелым образом сказывался на Сурикове, но он не спешил бросать свое любимое дело и украдкой читал урывками все, что попадалось под руку. Вскоре его смутное влечение к поэзии выразилось в виде стихотворения, сочиненного под сильным впечатлением от пожара, произошедшего в их жилище. Добротворский прочитав первое творение Сурикова, сказал: «Дерзай юноша!». Окрыленный похвалой из уст непогрешимого, по мнению начинающего поэта человека, Иван написал следом ряд пьес.

В сохраненных произведениях талантливого автора уже тогда прослеживался талант, светились неподдельные чувства, излучалась теплота, несмотря на, казалось бы, незрелость творений. Юный возраст давал о себе знать - сочинительства Сурикова обладали некоторыми недостатками - неточность образов, отсутствие пластичности и простоты, подражание, в редких случаях манерность. Чрезвычайно сложно было работать над недостатками и усовершенствовать стиль, живя в условиях постоянного гнета отца. Малообразованный юнец врожденным поэтическим инстинктом чувствовал недочеты своих творений, но, к сожалению, не имел ясных представлений в данном вопросе.

1857 - Сурикову исполнилось 16 лет. Из сочиненных им произведений образовалась довольно-таки объемистая тетрадка. По совету друзей Иван отнес свои сочинения с рекомендательным письмом профессора Рулье К.Ф. к одному русскому поэту. И тот принял теплое участие в судьбе будущего поэта, указав на имеющиеся недостатки, и дав советы как избежать ошибок в будущем. Но другой поэт нелицеприятно отозвался о творениях Сурикова. Это был резкий, безжалостный отзыв, который не мог не отразиться на несформировавшемся молодом таланте. Однако такая реакция на его произведения не сломила юного поэта, он не забросил занятий, а наоборот стал относиться намного строже и серьезнее к своему творчеству. Суриков начал трудиться над обрабатыванием формы стиха, над звучностью, краткостью и плавностью стихотворений.


Упорный труд со временем привел поэта к художеству образов и простоте. Данный жизненный период Ивана совпал с расцветом торговли у отца, открывшего дополнительную лавку значительно крупнее первой. Суриков хоть и просиживал много времени за прилавком, но все же находил свободные часы для занятия любимым делом. Вскоре его отец, возбужденный успехом, и мечтавший незамедлительно разбогатеть, начал играть на скачках; дела при этом приняли нехороший оборот. Чтобы забыться, Суриков старший стал пить, и это его разорило окончательно и бесповоротно. Сначала закрыли большую лавку, затем малую. Отец уехал обратно в деревушку, а Суриков вынужден был стать подручным у своего дяди, капризного и придирчивого старика, имевшего также овощную лавку. У брата отца жизнь протекала гораздо хуже, чем прежде - Сурикову приходилось ежедневно заметать лавку, обслуживать покупателей, осуществлять развозку товаров на тачке.

В сложные времена Иван забросил любимое чтение и был вынужден прекратить совершенствовать собственное дарование. Жизнь у дяди становилась все невыносимее, поэтому Суриков принял решение продать небольшие пожитки и, собрав небольшую сумму, снять маленькое помещение за 10 рублей на Тверской. Вместе с матерью они скупали и продавали лом, медь, железо и тряпье. Торговля шла довольно бойко в особенности при продаже древесного угля, а затем и каменного.

1860 год - знаменательная дата. Иван Захарович Суриков женился на сиротке Ермаковой. Супруги прожили счастливо до конца своих дней.

Самостоятельность Ивана позволила ему вернуться к своему любимому занятию. В этот период он знакомится с поэтом Плещеевым, который признал в опытах молодого поэта зачатки истинного таланта, отнесся к Сурикову сочувственно и предложил ему дальнейшее сотрудничество и посоветовал далее самообразовываться.

Плещеев передал самые удачные произведения Ф.Б. Миллеру - редактору «Развлечения». Первое стихотворение опубликовали в 1863 в этом журнале. Воодушевленный успехом, Иван Захарович намного строже стал относиться к собственным творениям. При участии Плещеева он усердно работал над преображением стиха и формы.



Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова - ТОНКАЯ РЯБИНА...
"Что шумишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Низко наклоняясь
Головою к тыну?"
- "С ветром речь веду я
О своей невзгоде,
Что одна расту я
В этом огороде.
Грустно, сиротинка,
Я стою, качаюсь,
Что к земле былинка,
К тыну нагибаюсь.
Там, за тыном, в поле,
Над рекой глубокой,
На просторе, в воле,
Дуб растет высокий.
Как бы я желала
К дубу перебраться;
Я б тогда не стала
Гнуться да качаться.
Близко бы ветвями
Я к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.
Нет, нельзя рябинке
К дубу перебраться!
Знать, мне, сиротинке,
Век одной качаться".
1864

Со временем сложная жизнь Ивана Захаровича Сурикова стала налаживаться. Но поэта ожидал удар судьбы - смерть матери. Вскоре отец приехал из деревни и поселился у сына, ведя нетрезвую жизнь. Суриков старший женился на раскольнице, оказавшейся сварливой женщиной с тяжелым характером. Ивану пришлось уйти от отца вместе с женой. С этого момента началась тяжелая жизнь, полная лишений, страданий и скитаний в сопровождении с постоянными поисками работы. Поэт испробовал множество профессий - переписчик, ученик в типографии. Он возвращался в качестве подручного к своему дяде. Проработав несколько дней в типографии, Иван заболел и слег.

В связи с неимоверной нуждой семья Суриковых вынуждена была распродать и заложить все. Жизненные обстоятельства настолько были тяжелыми, что Суриков, оправившись немного от болезни, подумывал даже о самоубийстве. Мачеха Ивана, обобравши его отца, ушла, и тогда поэт вновь поселился у отца, и принялся за торговлю и сочинительство.

Произведения одаренного автора стали появляться в журналах: «Воскресный досуг», «Развлечения», «Иллюстрированная Газета». За пройденный жизненный этап талант Сурикова покрепчал, принял определенное направление. Известность даровитого поэта значительно возросла, но печатали автора не всегда охотно. По этому поводу Суриков писал И.Г. Воронину в 1872:

«Если бы я поведал тебе все мои литературные неудачи, ты бы, наверное, сказал: как тебя угораздило не пасть до сих пор духом и вынести все тяжбы и горести?.. Да вот как-то устоял же... Только робкий человек остается сидеть дома».

В 1870 одно из стихотворений Ивана Захаровича напечатали в «Деле». С этих самых пор Сурикова, поощряемого издателем Благосветловым, стали часто печатать.

1871 знаменуется выходом в свет первого собрания стихотворений Сурикова.

Иван Захарович Суриков, являясь поэтом-самоучкой, искренне и сочувственно относился к самородкам, вышедшим из народа и гибнущим под тяжестью невыносимых житейских условий. Для поднятия их духа и веры в себя поэт, посредством публикации, призывал поэтов-страдальцев сгруппироваться и выпустить свой сборник. Множество авторов ответили на призыв Сурикова. И главный поэт-самоучка организовал кружок членами, которого стали Дерунов, Кондратьев, Тарусин, Григорьев, Раззоренов, Козырев, Радиенов и другие.

В 1872 полный энергии, оживления и обмена мыслей - кружок издал свой первый альманах под названием «Рассвет». Это были лучшие годы Сурикова. Он написал за этот период целый ряд былин, поэм и сказаний: «Богатырская жена», «Садко» (1872), «Василько», «Казнь Стеньки Разина», «Канут Великий», «Удалой» и «Правеж». Бесценное наследие для будущих поколений было пополнено стихотворениями для детей, характеризующимися простыми образами, теплом и свежестью. Его творения печатались в «Семье и Школе», «Детском Чтении», «Сборниках А.Н. Якоби, «Воспитании и Обучении».



Небольшие картины природы прекрасно поддаются Ивану Захаровичу, описанные в стихах: «На берегу», «В воздухе смолкает», «На дороге», «На одре», «Весной», «На чужбине». Также стихотворения «От деревьев тени», «Ночью», «Помнишь: были годы», «Сон и пробужденье» и «У могилы матери».

«...Грустны песни мои, как осенние дни: звуки их - шум дождя, за окном ветра вой. То рыданья души, то стоны в груди больной».

В 1875 увидело свет 2 издание «Сборника стихотворений» Сурикова, которое довольно быстро разошлось. О поэте заговорили критики, не всегда сочувственно, но вполне серьезно. Они признали в Сурикове несомненный талант. «Общество любителей русской словесности» в Москве выбрало Ивана Захаровича в свои члены.

С 1879 у Ивана Захаровича начала развиваться чахотка.

В 1877 вышло третье издание произведений у Солдатенкова. За вырученные средства весной 1878 по совету врачей Иван Захарович отправился лечиться в кумысолечебное учреждение в Самарских степях.

1879 - поэт проживает в Крыму с целью излечения. Но как, оказалось, было слишком поздно - болезнь начала прогрессировать, и дни талантливого автора были сочтены.

24 апреля 1880 года Иван Захарович Суриков умер. На этом заканчивается биография талантливейшего стихотворца. Похоронен поэт в Москве на Пятницком кладбище.

В 1910 году, в Москве и других регионах, литературными обществами отмечалась дата 30-летия со дня смерти Сурикова. На могиле поэта был воздвигнут памятник.

Стихи Сурикова пережили 4 издания. Последняя публикация была самой лучшей (1885), в нее помещен расширенный биографический очерк жизни Ивана Захаровича, написанный его другом Н.А. Соловьевым-Несмеловым.

Иван Захарович Суриков (1841-1880) - русский поэт-самоучка, яркий представитель «крестьянской» поэзии, родился в деревне Новоселово Ярославской губернии. До достижения девятилетнего возраста мальчик рос практически без отца, и только в 1849 году Иван с матерью переезжают в Москву к главе семейства.

Иван рос тихим и болезненным мальчиком, спокойствие деревенского уклада жизни, чистый воздух и красота окрестных пейзажей шли на пользу душевному и телесному здоровью мальчика. Переезд в Москву неблагоприятно подействовал на состояние ребенка, он стал больше болеть и еще более замкнулся в себе. По приезду в столицу, родители отдали Ивана учиться грамоте к сестрам Финогеновым. Помимо обычного чтения и письма они давали мальчику уроки Закона Божьего и церковнославянского языка. Благодаря полученным навыкам, Иван быстро пристрастился к чтению, он запоем читал всю литературу, предлагаемую ему учителями и соседями. Когда мальчик впервые взял в руки сборник стихов (это были басни Дмитриева), он ощутил интерес и влечение к поэзии. К сожалению, отец не разделял увлечений будущего поэта и сделал его торговцем в своей овощной лавке.

Несмотря на отсутствие поддержки, непреодолимая любовь к чтению и стихосложению дала свои плоды - Иван написал свое первое стихотворение, и к 1857 году в его тетради появилось целое собрание любительских, но при этом очень талантливых стихотворных опусов. Не все поэты, ознакомившиеся с творчеством Сурикова, давали ему хвалебные рецензии, но критика отнюдь не угнетала юношу, он с упоением продолжал совершенствоваться в своем поэтическом мастерстве.

Вскоре в семью Суриковых пришла беда - глава семейства разорился и запил. Иван вынужден был устроиться на тяжелую работу к своему дяде. Времени на творчество не оставалось совсем. Не выдержав тягот наемного труда, Иван с матерью продают оставшееся имущество, снимают крохотную квартиру и начинают заниматься покупкой и продажей лома и угля.

Поправив свое материальное положение, Суриков возвращается к своим любимым занятиям - чтению и поэтическому творчеству. Знакомство с известным поэтом Плещеевым дало толчок к дальнейшему саморазвитию молодого человека. В 1863 году одно из стихотворений Сурикова было опубликовано в известном журнале Миллера «Развлечения».

Годы лишений

После скоропостижной смерти матери к Сурикову возвращается сильно пьющий отец со сварливой мачехой, и Иван, не выдержав жуткой обстановки в собственном доме, становится скитальцем, постоянно прозябающим в поисках хоть какой-нибудь работы. Вскоре пьесы Сурикова начали печатать в журналах «Иллюстрированная газета», «Семья и школа», «Развлечения», «Воскресный досуг» - известность поэта начала расти наряду с его поэтическим мастерством. В 1871 году выходит его первый поэтический сборник, включающий 54 произведения. Через несколько лет поэт становится членом Общества любителей российской словесности.

Будучи сам самоучкой, Иван решает поддержать своих собратьев на поприще поэзии - поэтов-любителей, выходцев их простого народа. Общими усилиями они создали литературно-музыкальный кружок и издали альманах «Рассвет». Несколько гениальных стихотворений были положены на музыку («Степь, да степь кругом», «Дубинушка»), а к одному из них обратился сам Чайковский (« Я ли в поле да не травушка была»).

1875 год ознаменовался для Сурикова выходом 2-го сборника его сочинений. Это был апофеоз поэтической карьеры талантливого литератора. Тяжелый труд и полная тягостных лишений жизнь подорвали и без того хрупкое здоровье Ивана Захаровича. Несмотря на лечение, организованное на деньги, которые были выручены от издания 3-го сборника стихотворений, 24 апреля 1884 года Иван Суриков умирает от чахотки.