Болезни Военный билет Призыв

Бунин лапти анализ. Русский характер в изображении И.А. Бунина. Рассказ "Лапти"

«Лапти» — небольшой рассказ, написанный И. Буниным в 1924 году. Сюжет развивается в маленьком населенном пункте. На улице разбушевалась непогода. А в одном из дворянских домов заболел ребенок. В бреду мальчик просит принести ему красные лапти, да так жалобно просит, что в отчаянии взывает к Богу о помощи.

И вот в дом заходит Нефед. Видя мучения мальчика и его матери, он принимает решение отправиться в Новоселки за лаптями. А поскольку красных лаптей не бывает, нужно купить пузырек фуксина, чтобы покрасить обувь, тут же догадывается мужчина. Но женщина отговаривает Нефеда, ведь на улице такая непогода!

Но мужчина непоколебим в своем решении. Главный герой — образ простого русского мужика. К этому образу часто обращаются русские писатели в своих произведениях. Речь Нефеда проста, изъясняется он короткими фразами и просторечиями. А движения мужчины решительные. Это говорит о том, что он человек дела. Нефед — храбрый и самоотверженный человек. Несмотря на всю свою простоту, Нефед силен духом!

И вот он отправляется в путь, «выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море». Женщина в напряжении ожидает возвращения Нефеды. И ночь казалась зловещей, будто предрекающей беду. А утром к дому женщины привезли замерзшего Нефеду. За пазухой у мужчины нашли лапти и бутылек с фуксином. Нашли Нефеду мужики новосельские, которые возвращались домой и сбились с дороги, провалились в снега. Но тут заметили чьи-то валенки, раскопали , увидели мужчину и узнали в нем Нефеду. Так они поняли, что добрались и до дома рукой подать.

Нефед поступил самоотверженно. В его поступке не было ни капли сомнения хотя погода была настолько суровой, что он понимал насколько этот поход может быть опасным, но это его не остановило. Его желание помочь другим людям было гораздо больше страха. В таком поступке и просматривается настоящая сила духа. Нефед не искал себе славы, не ждал благодарности, он поступил так только потому, что посчитал нужным. Смерть мужчины не была напрасна, память о нем и его самоотверженном поступке навсегда останется в сердцах местных жителей.

Анализ любого эпизода из произведения "Повесть о Петре и Февронии Муромских" по плану: 1. Озаглавить эпизод. 2. Указать, какое место этот

эпизод занимает в произведении.

3. Роль эпизода в раскрытии характеров персонажей или в развитии сюжета.

4. Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.

5. Есть ли в эпизоде пейзаж, или описание интерьера, предметного мира, из роль.

6. Как проявляется в эпизоде стиль писателя, что у него характерно.

7. Языковые особенности эпизода - анализ средств языка, используемых автором.

Помогите, пожалуйста, если получу 2 - мне будет кранты:(

Разве 37 пкт - это мало? Ну помогите пожалуйста! :(

1 Какой композиционный прием использовал автор Л.Н.Толстой "После бала" 2 Кто из героев произведения противопоставлен друг другу? 3

Составьте рассказ "Полковник на балу и после бала"

4Раскройте смысл названия произведения

5 Расскажите об Иване Васильевиче, его отношении к жизни. Почему в мировосприятии героя происходят контрастные изменения?

7Кем является в произведении Иван Васильевич - автором, рассказчиком или героем

Оперируя фактами, докажите, что рассказ "После бала" - пример реалистического отражения действительности в художественной литературе.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА

Придумать продолжение концовки рассказа Бунина "Лапти"

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть... Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул: - Ну что, барыня, как? Не полегчало? - Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит... - Лапти? Что за лапти такие? - А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. - Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо: - Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать. - Как добывать? - В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело. - Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти! Еще подумал. - Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то... И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море. Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти: - Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь: - Господи, помоги! Господи, защити! И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно. Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье... За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

Урок литературы 7 класс

Учитель Сасина Л.И.

Тип урока: анализ прозаического текста (рассказа)

Технология : РКМЧП

Тема урока: Рассказ И.А.Бунина «Лапти»

Цель урока: формирование критического мышления через чтение и анализ произведения

Задачи:

    Обучение элементам анализа рассказа, вовлечение учащихся в размышления о «выборе жизни»; формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации; подготовка к восприятию философской тематики произведения

    Развитие устной речи учащихся, обогащение лексикона детей

    Воспитание чувства сопереживания, уважения к добрым поступкам

Эпиграф

Подвиг есть и в сраженье, Не было бы добрых людей,

Жизнь давно бы остановилась… В.Шукшин

Подвиг есть и в борьбе,

Высший подвиг в терпенье,

Любви и мольбе. А.Хомяков

Оборудование

    Портрет И.А.Бунина

    Листочки с заданиями

    Записи на доске

    Тексты рассказа и стихотворения

    Концепт (сострадание, милосердие, самопожертвование)

    Схемы изобразительно-выразительных средств языка

На доске

1. И.А.Бунин «Лапти» 1924

Тема:___________?

2. Словарная работа

В такую страсть – в такую плохую погоду

Фуксин – краситель красного цвета

Зипун – верхняя шерстяная одежда из грубого сукна

Обыдёнкой – в тот же день

ЛАПТИ – лапоть – плетёная обувь из лыка (коры) охватывающая только ступню ноги.

Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею

Антитеза – оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.

Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей

Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение

Структура урока.

осмысление

рефлексия

Составление кластера.

Мозговой штурм.

Чтение рассказа со«стопом». Древо предсказаний. Анализ.

Возвращение к кластеру.

Составление синквейнов.

Ход урока .

ВЫЗОВ

1. Актуализация. Рассказы И.А.Бунина 3мин

И.А.Бунин

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой. 1922

Так Иван Алексеевич Бунин обозначил две основные вехи своего жизненного пути.

Русский писатель Иван Алексеевич Бунин родился в обедневшей дворянской семье, детство и юность провёл в деревне. С ранних лет проникся уважением к труду крестьян и испытал «на редкость заманчивое желание быть мужиком». Он хорошо знал жизнь и заботы крестьян. Жизнь на хуторе, общение с крестьянами, с народом отразились в лучших произведениях писателя, в том числе в рассказах «Цифры», «Лапти», «В деревне». В них, кроме того, поднимается важная проблема отношений взрослых и детей в семье. Автор выражает идею о том, что взрослые должны считаться с миром ребёнка, а выбирая линию поведения, должны руководствоваться голосом своего сердца. В особо драматических ситуациях взрослые из любви к ребёнку могут быть готовы на самопожертвование, как это произошло в рассказе «Лапти». Расск аз «В деревне» тоже касается взаимоотношений в семье, но ещё содержит заветные мысли самого автора о том, что надо делать так,чтобы было поменьше бедности, и тогда хорошо можно жить в деревне

Бунин одинаково остро и тонко видел всё, что привелось ему видеть в жизни . А видел он очень много, с юных лет заболев скитальчеством, жаждой непременно увидеть всё, до той поры невиданное.

Каждый рассказ и каждое стихотворение Бунина подобно магниту, который притягивает из самых разных мест все драгоценные частицы, нужные для этого рассказа. Язык Бунина прост, почти скуп и живописен, но вместе с тем он необыкновенно богат в образном и звуковом отношении. Сегодня мы обратимся к чтению одного из таких рассказов.

2.Постановка цели урока. Запись в тетрадях. 3мин

Тема урока

Прочитайте эпиграф. Какая строчка является ключевой?

Скажите, какая цель нашего сегодняшнего урока? На основе анализа рассказа поразмышлять о нравственных понятиях, категориях

Как можно определить тему? Высший подвиг человека - человечность

3. В центре листа обведите «самопожертвование» «самоотверженность» «со-страдание» в овал

Составление кластера

А)индивидуальный мозговой штурм

На листочке (заранее) запишите всё, что вы знаете об этом слове 5мин

Б) парная мозговая атака

Повернитесь друг к другу и спросите, что ваш сосед знает об этом слове, обменяйтесь информацией, допишите свой кластер.

В) групповой мозговой штурм

Повернитесь к соседям за следующей партой, обменяйтесь информацией

Г) Один ученик от каждой группы записывает информацию на доске

Мы обращаемся к чтению рассказа «Лапти»

ОСМЫСЛЕНИЕ

4. Чтение рассказа учителем со «стопом» 5мин

СТОП

Древо предсказаний. 3мин

Объясни свои предположения.

2. Чем закончится рассказ?

3.Как будут развиваться

события после финала?

5. Продолжение чтения. 5мин

6. Древо предсказаний.

Какие ваши предсказания подтвердились? Какие не нашли отражения?

- Понравился ли вам рассказ?

-Какое настроение сопровождало вас при чтении?

-Какие чувства вызвал Нефёд?

-Каким человеком предстаёт перед нами рассказчик? О чём это произведение?

7. Анализ понимания сюжета. Фронтальная беседа.

Кому помог Нефёд ценой своей жизни? (мальчику? Двум новосельским мужикам?) 2

1.Когда был написан рассказ? 1924

2.В какое время года происходят описываемые события? Зима

3.Что просил больной ребёнок? Лапти (толкование слова)

4.В чём проявлялась беспомощность матери? (прочитать)

5.Как Нефёд хотел облегчить состояние больного мальчика? (принести фуксин)

6.Кому ещё, кроме мальчика, невольно помог Нефёд, пожертвовав собой?

Фабула – мать мечется возле больного ребёнка, буран не позволяет прибегнуть к помощи доктора, замерзает в пути Нефёд, который хотел выполнить просьбу больного ребёнка.

8. Линия сопоставления. Маркерная доска. 10 м

Линия сравнения

Бледный сумрак

В белом от снега и холодном ….

Смерклось

АНТИТЕЗА

Огненный

Красные лапти

Весь огнём горит

Стена казалась огненной..

Красный в христианстве

Символ самопожертвования. В православной иконографии символизирует праздничность происходящего, но и предвещает грядущую жертву. Цвет жизни, войны, опасности, смерти в бреде..

Смерть Н – та искупительная жертва, ценой которой возвращается к жизни ребёнок, завершается власть вьюги

Непроглядная вьюга

Бездна снежного урагана

Бешено несущееся…

Вечный, адский холод

состояние

Тяжело болен…Плакала горькими слезами...

Жалобно плакал

Нефёд»потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море»…Мужики всю ночь плутали..

Изобразительно-выразительные средства языка

Эпитет зловещий стук

Метафора

Речь Нефёда

Страшный снег

Антитеза

Битва за ребёнка

Нефёд, мать, мужики

РЕФЛЕКСИЯ

9. Кластер. Что нового можно добавить? Вносим изменения. 3мин

милосердие переживание


самопожертвование

жертвенность

человеколюбие

помощь жалость

Д) Выступление ученика. Концепт слова «сострадание»

Гуманизм

10. Синквейн. Составьте синквейн. 3мин

Добрый, отзывчивый

Помогает, любит, жалеет

У него доброе сердце.

Это рассказ о доброте, о самоотверженности, о том, что роднит человека и природу: за смертью неостановимо идёт жизнь.

Судьба человека зависит только от него самого. Не может быть человек счастлив, когда вокруг него нужда, отчаяние и призывы о помощи. Стремись быть нужным, полезным.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,-

Тогда весь мир ты примешь как владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

(Р.Киплинг «Заповедь»)

11.Домашнее задание. Отметки. 2 мин

    Иллюстрации к рассказу «Лапти».

    Отзыв на один из рассказов «В деревне», «Сверчок», «Лапти».

    Поступок, достойный уважения (миниатюра)

«Выбор жизни». Как я понимаю.

Эпитет

Ирония


Литота


Метафоры

Сравнение


_

Перифраза

Метонимия

Олицетворение

_____________________

___________________________________________________________________________

Анафора

Параллелизм

Градация



Инверсия

Антитеза


Парцелляция

Риторический вопрос

Многосоюзие

________________________________________________________________________

Ассонанс

Звукоподражание

Аллитерация

И.А.Бунин

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать «прости» - родному дому.

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо

Как бьётся сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой.

«Мать»

И дни и ночи до утра

В степи бураны бушевали,

И вешки снегом заметали,

И заносили хутора.

Они врывались в мёртвый дом-

И стёкла в рамах дребезжали,

И снег сухой в старинной зале

Кружился в сумраке ночном.

Но был огонь – не угасая,

Светил в пристройке по ночам,

И мать всю ночь ходила там,

Глаз до рассвета не смыкая.

Она мерцавшую свечу

Старинной книгой заслонила

И, положив дитя к плечу,

Всё напевала и ходила…

И ночь тянулась без конца…

Порой, дремотой обвевая,

Шумела тише вьюга злая,

Шуршала снегом у крыльца.

Когда ж буран в порыве диком

Внезапным шквалом налетал,

Казалось ей, что дом дрожал,

Что кто-то слабым, дальним криком

В степи на помощь призывал.

И до утра не раз слезами

Её усталый взор блестел,

И мальчик вздрагивал, глядел

СОСТРАДАНИЕ

Жалость, сочувствие, вызываемое чьим-либо несчастьем, горем

(С.И.Ожегов. Словарь русского языка»)

СОСТРАДАНИЕ

Греческое слово sym -pathia двояко проникло в русский язык

Со- страдание

И как заимствованное – симпатия, и теперь в современном русском языке существует два равноправных синонима – сострадание и симпатия.

Значение слова страдать смещалось, образовано от существительного страда – работа, поначалу глагол обозначал – работать. Неожиданный переход от работы к страданию

(Г.А.Крылов Этимологический словарь русского языка.)

МИЛОСЕРДИЕ

Готовность помочь к-н или простить к-л из сострадания, человеколюбия

(С.И.Ожегов)

МИЛОСЕРДИЕ

Заимствовано из ст\слав, miserccordie , достойный сожаления, милости (доброго, человеческого отношения)

(Этимологический словарь)

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ

Пожертвование своими личными интересами ради других

(С.И.Ожегов)

Сам – общеслав. Того же корня, что др\инд samas равный, одинаковый

Жертва – заимств. из ст\слав молитва, битва

Приносить в жертву, жертвовать, жалеть, беречь, охранять от боли, мучений

(этимологический)

Жалеть – вызывать сострадание

ПОСЛОВИЦЫ

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу

Человек живёт жалью

Сердце кровью обливается – чувство глубокого сострадания, жалости

Душа болит – сильно переживает, волнуется)

«Мать» И.А.Бунина

«Зимний вечер» А.С.Пушкина

Пристройки

Буря - мир

Вечер более

Вихри снежные домашний

Ветхая лачужка

старушка

Бураны теснят человека

Разрушают его дом

Помогают лирическому Я отгородиться от снежной бури

Буря зашуршит

Центральный образ- мать

Свеча и книга – Мадонна

Горящая свеча – символ духовного горения

Негасимый свет противостоит тьме

Соседство жизни и смерти

Непобедимость Властителя человеческих жизней в вечном борении с мировым злом

Специфика лирики и эпоса

В лирическом тексте противостояние человека и стихии не разрешено- это связано с воплощением образа-переживания

Глаголы несов. Вида-незавершённость

Сочинение

И.А. Бунин – прозаик первой половины ХХ века, мастер короткого рассказа. В своих небольших по объему прозаических произведениях Иван Бунин поднимает различные проблемы: долга и совести, нравственного подвига, справедливости. Писатель, не используя назидательные концовки, дидактические наставления, пишет о самом важном для человека, воспитывая чувство ответственности.

Небольшой бунинский рассказ «Лапти» располагается на двух страницах, но сколько вынесет из него вдумчивый читатель! Сюжет рассказа прост: в ненастную погоду в одном из отдаленных хуторов тяжело болеет барский мальчик и в бреду просит дать ему красные лапти.

Для ребенка красные лапти становятся той мечтой, тем рубежом, достигнув который, он может либо выжить, либо умереть. Никто не может в такую пургу достать мальчику желаемое. Мастер художественного слова – И.А. Бунин передает состояние природы следующими синонимами: «непроглядная вьюга»; «такая страсть»; «белое, куда-то бешено несущееся степное море, бездна снежного урагана и мрака». Нефед отправляется в путь, никого не спрашивая, так как «душа желает», а противиться желанию души ребенка герой не в силах, и никакое ненастье его не пугает. Нефед не вернется, но на следующий день его найдут у дороги новосельские мужики, и именно это спасает им жизнь.

Финал бунинского рассказа открытый: читателю остается неизвестно, выздоровел ли мальчик, спас ли его Нефед, так как «за пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином». Такая концовка рассказа представляет читателю возможность еще раз задуматься о поступке Нефеда, хотя мы знаем, что жертва Нефеда не напрасна: герой уже спас новосельских мужиков. Нефед погиб, не получив никакой благодарности за свой труд, но в этом нравственность его поступка: пойти, не требуя благодарности, почестей, славы. Гуманистическая направленность бунинского рассказа очевидна: Нефед, не задумываясь, решает выполнить волю тяжело больного мальчика, и для него нет ничего важнее «души ребенка». Именно человеческая душа становится высшей нравственной ценностью.

Нефед совершил поступок, не считая его подвигом, но нравственная сила сделанного героем очевидна. Рассказ учит читателя совершать настоящие нравственные деяния.

Анализ рассказа И. А. Бунина «Лапти».

Бунинские «Лапти», небольшое по объёму произведение, – рассказ в его классическом виде. В нём одна сюжетная линия: в отдаленном хуторе тяжело болен ребёнок, в бреду он жалобно просит красные лапти, за окном воет вьюга, и убитой горем матери кажется, что спасения её мальчику уже нет.

У рассказа "Лапти", как и большинства бунинских произведений, точная дата написания – 26 июня 1924 года. Бунин живёт за границей, но память снова и снова возвращает его в Россию. Герои его рассказов – простые русские люди, ставшие на чужбине для писателя ещё ближе. Один из таких героев - Нефёд из рассказа "Лапти".
Нефёд – имя греческого происхождения, в переводе на русский язык означает «в порядке идущий, целенаправленный, методичный». Именно таким, целеустремлённым, несгибаемым в стремлении помочь ближнему, предстаёт бунинский герой. В народе более употребительна другая форма этого имени – Мефодий. Обращает на себя внимание тот факт, что в рассказе имя есть только у Нефёда. Бунин тем самым подчёркивает центральное место этого персонажа в системе образов.
Рассказ написан в характерной для Бунина-писателя реалистической манере, но ощущаются отголоски символизма, наложившего свой отпечаток на всю литературу конца XIX – начала XX века. Главный символ рассказа – вьюга (в разных вариантах повторяется семь раз: непроглядной вьюгой; в такую страсть; в такой ужас; в белом, куда-то бешено несущемся степном море; в бездне снежного урагана и мрака; гул и грохот вьюги; в страшный снег ). Эпитеты, подобранные писателем, усиливают мрачность разыгравшейся непогоды, возникает ощущение обречённости. И только открытый финал вселяет надежду.

Размышляя над темой, идеей рассказа, нужно обратиться и к названию рассказа, «Лапти», и к образу главного героя. Бунин здесь обращается к одной из центральных тем своего творчества, теме гуманизма, человечности. Нефёд отправляется в путь, поскольку считает, что, если выполнить желание больного, он обязательно выздоровеет: «…душа желает. Надо добывать». Ег о не пугает разыгравшаяся непогода. Ему некогда размышлять, нужно выполнять желание больного ребёнка. Об этом говорят его обрывистые фразы, которые он бросает, вся его речь лишена какой-либо замысловатости, что ещё раз говорит о том, что перед нами простой мужик.

Главный герой замёрз, сбившись с пути, но его смерть спасла жизнь заблудившимся новосельским мужикам. Идея рассказа очевидна: Нефед, не задумываясь, решает выполнить желание тяжело больного мальчика. Бунин показывает, что никакая жертва во имя других не будет напрасной.