Болезни Военный билет Призыв

«Челкаш и Гаврила — герои противопоставленные друг другу. Анализ произведения «Челкаш» М. Горького

Рассказ «Челкаш» открывается картиной грязного, отвратительного порта, символизирующего обобщенный образ мира, который враждебен человеку: громада порта подавляет человека шумом, грохотом, грязью и вонью, и «пыльные фигуры людей» наполняют глубокие трюмы пароходов «продуктами своего рабского труда».

Главным героем повествования является Гришка Челкаш, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Автор крупным планом дает его портрет, в котором совмещаются как романтические, так реалистические черты: романтический ореол придают ему гордый,
независимый вид, умение держаться с чувством собственного достоинства, смелость, внешнее сходство с хищной птицей. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в рваной рубахе. Это описание подчёркивает жизненность этого персонажа и принадлежность его к определенному социальному слою.

Завязкой конфликта является встреча Челкаша, который ищет замену своему помощнику, гребцу (старый и испытанный товарищ Мишка сломал ногу), с деревенским парнем Гаврилой. Портрет Гаврилы контрастирует с портретом Челкаша: у него «загорелое и
обветренное лицо, большие голубые глаза, доверчивый и наивный взгляд», Кажется, что именно этот герой будет носителем нравственного начала. Но Горький показывает полную его несостоятельность. Сначала во время описания воровства, когда Гаврила
смертельно напуган, автор подчеркивает его малодушие, неумение держать себя в руках, трусость («он тихо всхлипывал, плакал, сморкался, ерзал на лавке»). Гаврила мечтает только об одном: скорее добраться до берега. Но оправившись от страха, поняв, что
дело сделано, Гаврила тут же забывает обо всем, увидев деньги, и в глазах его загорается жадность. («Гаврила увидел пестрые бумажки, и все в его глазах приняло яркие, радужные оттенки»). Деньги дали бы ему все, о чем он мечтал. И ради достижения своей мелкой, корыстной мечты Гаврила пытается убить Челкаша (кульминация). Ужаснувшись содеянному, Гаврила все-таки просит прощения У своего подельника, и герои навсегда расстаются (развязка).

Таким образом, носителем нравственного начала оказывается не добродушный деревенский парень, а вор Гришка Челкаш, в итоге поступивший благородно и великодушно (в конце концов он отдал деньги напарнику и простил ему его проступок). Следует отметить, что все события, описанные в рассказе, показаны на фоне романтического морского пейзажа. И пейзаж здесь выполняет не просто фоновую, декоративную функцию, но и является средствам изображения психологии и мировоззрения героев. (Вспомним, как относятся к морской стихии персонажи — Челкаш любит море, чувствуя внутреннее родство с ним, а Гаврила панически боится неведомой ему стихии). Пейзаж также выступает в роли третьего героя, соучастника и свидетеля преступления. Недаром писатель часто прибегает здесь к приему олицетворения: «море спало здоровым, крепким сном работника … », «море проснулось, море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок …». Несмотря на явную симпатию автора к герою-босяку, писатель показывает. неоднозначность, противоречивость этого образа: с одной стороны, в его характере проявляются такие качества, как вольнолюбие, чувство собственного достоинства, великодушие, даже благородство, с другой, — жестокость, непредсказуемость, желание властвовать над доверившимся ему человеком, презрение к людям.

Потемневшее от пыли голубое южное небо — мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. Оно почти не отражается в воде, рассекаемой ударами весел, пароходных винтов, острыми килями турецких фелюг и других судов, бороздящих по всем направлениям тесную гавань. Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом. Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат — все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят низко в небе над гаванью, — к ним вздымаются с земли всё новые и новые волны звуков — то глухие, рокочущие, они сурово сотрясают все кругом, то резкие, гремящие, — рвут пыльный, знойный воздух. Гранит, железо, дерево, мостовая гавани, суда и люди — все дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию. Но голоса людей, еле слышные в нем, слабы и смешны. И сами люди, первоначально родившие этот шум, смешны и жалки: их фигурки, пыльные, оборванные, юркие, согнутые под тяжестью товаров, лежащих на их спинах, суетливо бегают то туда, то сюда в тучах пыли, в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами, грудами товаров, гремящими вагонами и всем, что они создали. Созданное ими поработило и обезличило их. Стоя под парами, тяжелые гиганты-пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают, и в каждом звуке, рожденном ими, чудится насмешливая нота презрения к серым, пыльным фигурам людей, ползавших по их палубам, наполняя глубокие трюмы продуктами своего рабского труда. До слез смешны длинные вереницы грузчиков, несущих на плечах своих тысячи пудов хлеба в железные животы судов для того, чтобы заработать несколько фунтов того же хлеба для своего желудка. Рваные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди и могучие, блестевшие на солнце дородством машины, созданные этими людьми, — машины, которые в конце концов приводились в движение все-таки не паром, а мускулами и кровью своих творцов, — в этом сопоставлении была целая поэма жестокой иронии. Шум — подавлял, пыль, раздражая ноздри, — слепила глаза, зной — пек тело и изнурял его, и все кругом — казалось напряженным, теряющим терпение, готовым разразиться какой-то грандиозной катастрофой, взрывом, за которым в освеженном им воздухе будет дышаться свободно и легко, на земле воцарится тишина, а этот пыльный шум, оглушительный, раздражающий, доводящий до тоскливого бешенства, исчезнет, и тогда в городе, на море, в небе станет тихо, ясно, славно... Раздалось двенадцать мерных и звонких ударов в колокол. Когда последний медный звук замер, дикая музыка труда уже звучала тише. Через минуту еще она превратилась в глухой недовольный ропот. Теперь голоса людей и плеск моря стали слышней. Это — наступило время обеда.

Александрова Виктория 7А класс МОУ<<СОШ с УИОП>>

Александрова Вика, ученица 7А класса, создала научную работу по литературе в результате изучения творчества М.Горького. Она представила доклад на тему: " Гришка Челкаш-герой или жертва?"(По рассказу М.Горького "Челкаш".)

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя образовательная школа № 95

с УИОП»

Школьная конференция «Мариинские чтения»

«Босяк Гришка Челкаш – герой или жертва?»

(По рассказу М. Горького «Челкаш».)

Выполнила

Александрова Виктория,

ученица 7А класса МОУ «СОШ №95 с

УИОП»,

Руководитель –

Колесникова Тамара Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №95с УИОП»,

адрес – 2 Садовая, 23,

телефон 20-37-80.

2016 год

Введение. . ……………………………………………………….. 3

Глава 1. История создания рассказа «Челкаш». .………. 4-5

Глава 2. Судьба главных героев в рассказе М. Горького…………………………………………..……….. 6-8

Глава 3. Образы «босяков» в литературной критике. .. 9-10

Глава 4. Так кто же Челкаш? Герой или жертва?.......................................................................... 11

Заключение. .…………………………………………………... 12

Список использованной литературы. ....………………… 13

Введение.

Жизнь сера, а русская в особенности, но зоркий глаз М. Горького скрашивал тусклость обыденщины. Полный романтических порывов, Горький сумел найти живописную яркость там, где до него видели одну бесцветную грязь, и вывел перед изумлённым читателем целую галерею типов, мимо которых прежде равнодушно проходили, не подозревая, что в них столько захватывающего интереса. Неизменно воодушевляла его природа. Почти в каждом из удачных рассказов есть прекрасные и чрезвычайно своеобразные описания природы. Это не обычный пейзаж, связанный с чисто эстетической эмоцией. Как только Горький прикасался к природе, он весь поддавался очарованию великого целого, которое ему менее всего казалось бесстрастным и равнодушно-холодным.

В какой бы подвал судьба ни забросила героев Горького, они всегда подсмотрят «кусочек голубого неба». Чувство красоты природы захватывает автора и его героев, эта красота – самое светлое из доступных босяку наслаждений. Любовь к природе у Горького совершенно лишена сентиментальности; он изображал её всегда мажорно, природа его подбодряла и давала смысл жизни. При таком глубоком отношении к красоте эстетизм писателя не может ограничиться сферой художественных эмоций. Как это ни удивительно для «босяка», но Горький через красоту приходит к правде. В пору почти бессознательного творчества, в самых ранних его произведениях – «Макаре Чудре», «Старухе Изергиль» - искренний порыв к красоте отнимает у творчества Горького главный недостаток всякой вычурности – искусственность. Конечно,он – романтик; но в этом главная причина, почему писатель обращается в своём творчестве к теме босячества.

Интерес к необычным героям, к необычным судьбам обусловил выбор мною темы данного исследования.

Целью данной работы является исследование психологии людей, брошенных на «дно» жизни.

Задачи:

1. дать анализ образов романтических героев;

а) как они показаны в критической литературе;

б) какими я представляю их себе;

2. выявить общечеловеческие ценности, присущие людям, отвергнутым обществом.

Глава 1. История создания рассказа «Челкаш».

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде, умер 18 июня 1936 года. Горький является одним из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Рассказ «Челкаш» был написан в 1895 году и опубликован в журнале «Русское богатство». В нём описывается судьба Гришки Челкаша, босяка, вора и пьяницы. Он встречается с Гаврилой, простодушным крестьянином, после чего они идут на опасное дело, которое резко изменяет ход этой истории.

В рассказе говорится о том, что босяки такие же люди, как и мы, они не жадные и не будут убивать ради своей же пользы. Другие же, у которых довольно много богатства, готовы пойти на всё, чтобы заполучить деньги. Почему же Горький обращается к теме босячества?

Потому что в 80-ые годы произошёл промышленный кризис, наступил тягчайший экономический гнёт, когда писатель проходил в Казани свои «университеты», там на 120 000 населения приходилось 20 000 босяков. Бродячий люд привлекал Горького свободолюбивым настроением, нежеланием подчиняться буржуазному строю, стихийным протестам, но он показывает, что это мнимая вольность, не борьба с буржуазным обществом, а уход из него.

Написание рассказа связано со следующим событием: в июле 1891 года Алексей Пешков в селе Кандыбово Херсонской области вступился за истязаемую женщину, за что сам был избит до полусмерти. Считая его мёртвым, мужики выбросили его в кусты, в грязь, где его подобрали проезжие люди (история эта описана в рассказе Горького «Вывод»). В больнице города Николаева будущий писатель встретился с лежащим там босяком, о котором потом вспоминал: «...Изумлён был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе «Челкаш».

Три года спустя Горький возвращался с поля, где гулял ночью, и встретил писателя В. Г. Короленко у крыльца его квартиры.

«Было уже часов девять утра, – пишет Горький, – когда мы воротились в город. Прощаясь со мною, он мне напомнил:

– Значит, пробуйте написать большой рассказ, решено?

Я пришёл домой и тотчас же сел писать «Челкаша»... Написал в два дня и послал черновик рукописи Владимиру Галактионовичу. Через несколько дней он сердечно, как только он умел делать, поздравил меня.

– Вы написали недурную вещь, даже прямо-таки хороший рассказ!..

Расхаживая по тесной комнате, потирая руки, он сказал:

– Радует меня удача ваша...

Незабвенно хорошо было мне в этот час с этим лоцманом, я молча следил за его глазами - в них сияло так много милой радости о человеке – ее так редко испытывают люди, а ведь это величайшая радость на земле».

Я думаю, что, хотя это довольно обычное происшествие, оно было очень значимым, ведь иначе Максим Горький никогда бы не написал рассказ «Челкаш».

Глава 2. Судьба главных героев в рассказе М. Горького.

Прочитав рассказ «Челкаш», я заинтересовалась тем фактом, что Горький обращается к жизни босяков. Я задалась вопросом: почему? Чтобы узнать ответ на него, я сделала анализ этого произведения и обратилась к мнению критиков.

В рассказе два действующих лица: Гришка Челкаш и Гаврила. Казалось бы, они одного происхождения. Хоть Челкаш и босяк, он в прошлом тоже был крестьянином, но он не смог больше находиться в деревне и уехал в приморский город, чтобы жить независимой жизнью, и сейчас чувствует себя абсолютно свободным. А Гаврила только мечтает о свободе, и цена его свободы – полторы сотни рублей, чтобы иметь своё хозяйство и не зависеть от тестя. Они полная противоположность друг другу. Основной проблематикой произведения является антитеза главных героев; развивая и всячески изменяя её, автор преподносит противоречие персонажей с разных сторон. Челкаш свободолюбив и своенравен, его сравнивают с «травленым волком», потому что он вор и за свою жизнь уже поучаствовал в различных опасных делах, он уже довольно известен за кражи, что преследуется законом. Челкаша сравнивают с «хищным ястребом», это раскрывает его натуру и отношение к другим людям, «он всматривается в толпу, выискивая себе добычу», окружающие не имеют для него никакой ценности, он с лёгкостью может выбрать себе «товарища» по контрабанде. В начале произведения автор как бы создаёт отрицательное отношение к Челкашу.

Гаврила же совершенно другой: он из довольно хорошей крестьянской семьи. «Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом…», в отличие от Челкаша, с его не очень приятной наружностью, «он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей». И сам Гаврила наивен и с доверчивостью относится к окружающим, наверное, из-за того, что он ни разу не усомнился в людях, с ним никогда не происходило ничего плохого. Гаврила показывается как положительный герой.

Челкаш чувствует своё превосходство и понимает, что Гаврила никогда не был в его положении и ничего не знает о жизни. Пользуясь этим, он пытается заманить его в свои нечистые дела. Гаврила же, наоборот, считает Челкаша своим хозяином, потому что тот внушает доверие к себе своими словами и действиями, к тому же Челкаш пообещал вознаграждение за работу, от чего Гаврила никак не мог отказаться.

Герои различаются и в понимании свободы. Хоть Челкаш и вор, но любит море, такое обширное и неохватное, именно в море он может быть свободным, именно там он независим ни от кого и ни от чего, он может позабыть о горе и печали: «На море в нем всегда поднималось широкое, тёплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало её от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют - первые - остроту, вторая - цену». Совсем иные чувства вызывает море у Гаврилы. Он видит его как чёрную тяжёлую массу, враждебную, несущую смертельную опасность. Единственное чувство, которое вызывает у Гаврилы море, - страх: «Только боязно в нем».

Для Челкаша главное в жизни - это свобода: «Главное в крестьянской жизни - это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе. У тебя твой дом - грош ему цена - да он твой. У тебя земля своя - и того её горсть - да она твоя! Король ты на своей земле!.. У тебя есть лицо... Ты можешь от всякого требовать уважения к тебе...». У Гаврилы же другое мнение. Он считает, что свобода заключается в богатстве, в том, что можно своё время проводить в безделье и празднике, не работать и ничего не делать: «А кабы мне рублей ста полтора заробить, сейчас бы я на ноги встал и - Антипу-то - на-кося, выкуси! Хошь выделить Марфу? Нет? Не надо! Слава богу, девок в деревне не одна она. И был бы я, значит, совсем свободен, сам по себе...». Свободолюбие – неотъемлемая часть натуры Челкаша, поэтому он чувствует ненависть по отношению к Гавриле. Как он, деревенский мальчик, может знать что-то о свободе?! Челкаш чувствует и злобу к себе, потому что он позволил себе разозлиться на такую мелочь. Тут мы уже видим, что он довольно самолюбивый.

Преодолев много опасностей, герои благополучно возвращаются на берег. Именно в этот момент и проявляются их истинные натуры. Они уже меняются местами. «Молодой телок» раздражает Григория, он не принимает его жизненной философии, его ценностей, но, тем не менее, ворча и ругаясь на этого человека, Челкаш не позволяет себе подлости или низости по отношению к нему. Гаврила же, добрый и наивный человек, оказался совершенно иным. Он оказался жадным и корыстным, настолько жаждущим денег, что даже готов был убить Челкаша. Позже он проявляется и как слабый, не имеющий своего достоинства человек, выпрашивающий деньги у Григория. Гаврила ставит себя уже выше Челкаша, в отличие от того, что было в начале их знакомства, он думает: «Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытываться - как да кто. Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!.. Ненужный на земле! Кому за него встать?». У Григория такое поведение вызывает лишь отвращение и омерзение, он никогда бы не пал так низко, тем более ради денег, он никогда бы не убил человека за это. Хоть Челкаш босяк, и у него ничего нет – ни дома, ни семьи – он гораздо благороднее, чем Гаврила.

Глава 3. Образы «босяков» в литературной критике.

Проанализировав рассказ М. Горького, я обратилась к критическим статьям.

Вот что пишет о рассказе критик Н. Михайловский: «М. Горький разрабатывает если не совсем новый, то очень малоизвестный рудник – мир босяков, босой команды, золоторотцев. Босяки от всех берегов отстали, но ни к какому не пристали. Горький готов видеть в них особый класс. Между босяками есть и злые, и не очень злые, а даже очень добрые, есть, конечно, и глупые, всякие есть. Достойны они внимания как общественное явление, но чтобы босяки составили «класс», в этом позволительно сомневаться. Герои Горького крайние индивидуалисты, все общественные отношения, в которые они вступают, случайны и кратковременны. Работники они плохие, да и бродяжнический инстинкт не даёт засиживаться на одном месте. Чтобы «швырять себя, куда хочешь, и нести, куда вздумается… нужна свобода… свобода от всяких постоянных обязанностей, от всяких уз, законов». Челкаш считает себя свободным, он наслаждается, чувствуя себя господином другого человека. Горький как бы заявляет: «Как бы низко ни пал человек, он никогда не откажет себе в наслаждении почувствовать себя сильнее, умнее, хотя бы даже светлее своего ближнего».

Исходя из выше сказанного, Михайловский не сочувствует босякам, не видит в натуре Челкаша ничего благополучного, а тем более героического.

Затем я обратилась к мнению другого критика, Е. Тагер. Она пишет: «Либерально-буржуазная критика объявила Горького «певцом босячества». Нетрудно показать, что босяцкий анархизм был всегда не только чужд, но и враждебен Горькому. Но, раскрывая в своих бродягах, героях «дна», сознание гордого человеческого достоинства, внутренней свободы, высокую нравственную требовательность, Горький не просто украшал босяка незаслуженным ореолом. Этим исключительным, романтически живописным образам присуща глубокая художественная правда. В статье «О том, как я учился писать», Горький говорит, что, с детства возненавидев «комариную жизнь обыкновенных людей, похожих друг на друга, как медные пятаки чекана одного года», он увидел в босяках людей «необыкновенных». «Необыкновенно было в них то, что они, люди «деклассированные», – оторвавшиеся от своего класса, отвергнутые им, – утратили наиболее характерные черты своего классового облика… Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных» людей, но чувствуют и осознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят денег». Нельзя винить бедняка Гаврилу за то, что он жаждет денег, чтобы избежать горькой батрацкой участи. Но когда он ползает в ногах у Челкаша, вымаливая эти деньги, и Челкаш с внезапно вспыхнувшим чувством острой жалости и ненависти кричит: «Эх, войлок! Нищий!.. Разве из-за денег можно истязать себя?» - мы понимаем: Челкаш больше человек, чем Гаврила».

Глава 4.Так кто же Челкаш? Герой или жертва?

Познакомившись со статьями известных критиков, я встала перед вопросом: как же я отношусь к босякам, в частности, к Челкашу? Я согласна с мнением Е.М.Тагер. Я думаю, что босяки хоть и оторваны от богатой жизни, часто вынуждены воровать и обманывать, они имеют больше человечности, чем зажиточные люди, которые, казалось бы, опрятны и порядочны. Босяки не жадные, не стремятся к богатству, они не корыстны и уж тем более они бы не убили ради денег человека, что хочет сделать Гаврила. Я думаю, что именно богатство делает человека алчным, ведь чем больше у человека благ, тем больше он жаждет ещё. А ведь потом оказывается, что человеку и не нужно это богатство, это всё потаённые желания, которые портят его, подавляют.

Однако встаёт ещё один вопрос: Гришка Челкаш – герой или жертва? Я думаю, что он является и героем, и жертвой. С одной стороны, он жертва, жертва судьбы, бедности и в конце концов - жадности людей. С другой, он герой. Челкаш оказался героем, потому что, несмотря на то, что он босяк и вор, он любит море, у него есть что ценить и любить, он не корыстен и не жаден, он остался настоящим человеком.

Заключение.

В результате проведённого исследования я пришла к следующим выводам:

  1. Рассказ «Челкаш» романтически-реалистический. Горький идеализирует своего героя, он хочет реабилитировать вора и убийцу Челкаша, увидев в нём бескорыстие, свободу от власти денег над личностью. Это авторская позиция.
  2. На примере рассказа Горький показал несправедливость общества, где правят деньги, а также непредсказуемость нашей жизни, ложное и настоящее, ведь часто внешность человека не соответствует его внутреннему содержанию; дал ответ на вопрос: в чем смысл жизни.
  3. По моему мнению, объективный смысл рассказа в том, что страшен мир, в котором люди, подчинившись его волчьим законам, цинично начинают выживать один другого, вплоть до покушения на убийство.

Практическая направленность моей работы заключается в возможности использовать эти материалы на уроках литературы, в кружковой работе.

Список использованной

Литературы

  1. Горький М. «Макар Чудра и другие рассказы», Волго-Вятсякое книжное издательство, 1975.
  2. Тагер Е.Б. «Молодой Горький», М., «Детская литература», 1970.
  3. Михайловский Н.К. «О г. Максиме Горьком и его героях», [Электронный ресурс], http://az.lib.ru/m/mihajlowskij_n_k/text_0101.shtml

Рассказ повествует нам о случайной встрече двух героев в порту, разных по характеру, но волею судьбы им пришлось преодолеть немало трудностей вместе.

Автор начинает свое произведение с описания оживленного утра в порту. Все вокруг суетятся, бегают, переносят тяжелые грузы и наполняют ими трюмы. Все это они делают для того, чтобы заработать себе на пропитание.

Во время появления обеденного перерыва появляется человек в оборванной одежде с взглядом ястреба, по имени Гришка Челкаш. Всем он был знаком, как любитель выпить и стащить какую-нибудь вещицу. Он разыскивал своего помощника Мишку. Как раз сегодня Гришке предложили интересное дело, но там требовалось два человека. От местного охранника он узнал, что Мишка лежит в лазарете с ушибом ноги.

Челкаш, огорченный, таким известием, не знал, что делать. Ведь здесь самым необходимым принципом была ловкость. Но, все-таки он был уверен, что дело выгорит, и он сможет погулять уже завтра.

Но, тут он увидел молодого парня, который вероятно был крестьянином, так как он держал косу. Они разговорились. Челкаш не стал признаваться, что он ворует, а сказал, что много рыбачит. Молодой же человек пришел с Кубани, где зарабатывал себе на жизнь тем, что косил траву. Но, платить стали мало, и он пошел дальше искать заработки. Жизнь у Гаврилы непростая. После кончины отца осталась старая мать, да земля, на которой надо что-то сажать и обрабатывать. Мечтает заиметь 150 рублей, построить дом и взять в жены дочь барина.

Выслушав его мечты, Челкаш сразу же невзлюбил парня, который был молодым и здоровьем крепок. Да и свобода ему не нужна. Но он все-таки попытался привлечь его к воровскому делу, и пригласил его ночью порыбачить. Гавриле вначале засомневался в чистых помыслах Челкаша, но желание заработать взяло верх.

Когда они ночью отправились на лодке в море, Гаврила сразу же почуял неладное, так как не увидел рыболовной сети. Но отступать было уже поздно, и он от страха сидел тихо. Вскоре Челкашу с огромной стены спустили мешки с украденным товаром в лодку, и дальше им надо было пройти кордон. Гаврила умолял отпустить его, но Челкаш отобрал у него документы, и строго приказывал грести дальше. Вот лодка остановилась у небольшого корабля, и товар забрали люди нерусской национальности.

На следующий день, оправившись от страха, Гаврила согласен был еще подзаработать таким образом. Но, когда он увидел, что этот босяк оставил себе больше денег, чем дал ему, то парень стал унижаться перед ним и оскорбил его потом. Тогда вор кинул ему в ноги деньги. Посмотрев на него и с жалостью и с презрением, пошел дальше. Тут парень крикнул ему вслед, что он хотел его убить и ограбить. Ведь такой человек, как Челкаш, никому не нужен, и никто его и искать не будет.

Ярость переполнила Гришку, он отобрал заработок у парня и чуть его не задушил. Драка закончилась тем, что Челкаш, получив ранение в голову от Гаврилы, хоть и придя в сознание, не взял эти деньги и побрел дальше, оставив молодого человека с этими грязными купюрами.

Рассказ учит нас уметь не доверять первому встречному свою душу, нужно уметь узнавать человека со всех его сторон.

Пересказ по главам

Глава 1

Море вяло шевелилось под потемневшим от пыли южным небом. На берегу столь же вяло копошились грузчики. Оборванные, грязные, они считали удачей день, когда удавалось влиться в людскую машину, непрерывно таскающую тяжелые тюки с гигантских пароходов.

В полдень наступало время обеда. Рассыпавшись по участкам тени и купив разную снедь у торговок, изморенные люди радовались краткому перерыву. В такое время появлялся Гришка Челкаш, известный как пьяница и удачливый вор. Он был оборван и бос, а все поджарое иссушенное тело напоминало хищную птицу. Среди босяков Челкаш пользовался уважением, сторожам же был не по нраву, но доказать причастности Гришки к пропажам не удавалось.

Сегодня Челкаш был озабочен: старый товарищ и подельник Мишка сломал ногу и не мог принять участие в сегодняшних планах. Взгляд вора упал на сидевшего на тротуаре парня. Молодой, крепкий и добродушный на вид, он создавал впечатление недавно прибывшего из деревни в поисках лучшей доли.

И Челкаш пригласил его за свой столик. Нового знакомого звали Гаврилой и он действительно недавно приехал из деревни, где оставил невесту. Девушка была богата, но скряга-отец отказался выделять ей землю, а Гаврила не хотел обрабатывать чужую. Если бы у него были деньги...

Гришка предложил парню заработать, поучаствовав в сегодняшней махинации. Тот согласился, поскольку работодатель предварительно щедро налил ему водки. Опьяневший парень считал Челкаша лучшим другом и рвался расцеловаться. С трудом удалось вывести его из трактира. Старый вор смотрел на парня и чувствовал свою силу изменить его судьбу. Он мог подтолкнуть его к краю, ввергнув в пучину порока и приведя к гибели как следствие. Мог круто изменить жизнь, дав возможность заработать вожделенные деньги и, вернувшись в село, стать завидным женихом.

Глава 2

Челкаш и Гаврила готовились к операции. Украв лодку, они тихо отплыли от пристани. Гаврила сидел на веслах и страдал сильным похмельем. Гришка дал ему водки и сердито ругал, когда парень начинал слишком громко разговаривать. Вначале Гаврила не понимал, на какую рыбалку они едут, где снасти и почему надо молчать. А потом ужас осознания происходящего охватил его. Казалось, что их вот-вот схватят. Понукаемый ругательствами, парень греб и молился.

Особенно страшно было проплывать мимо сторожевого поста, с которого их несколько раз окликнули. Гаврила плакал и просил сжалиться и отпустить его на берег.

Вскоре они приплыли в гавань. Челкаш ушел, захватив котомку с паспортом парня, чтобы не убежал. Оставшись один, Гаврила почувствовал свободу и желание немедленно бежать несмотря ни на что. Но черные мрачные остовы, скопившиеся в тьме, пугали его сильнее, чем Челкаш. Страх скрутил Гаврилу в комок. Он чувствовал себя раздавленным этой темнотой, умирающим в зловещей тишине.

Пришедший Челкаш притащил два тюка и стал подсмеиваться над уснувшим, как ему показалось, парнем. Сбросив ношу в лодку, он приказал подельнику быстрее грести.

Гаврила мечтал только об одном – поскорее пережить эту ночь, преодолев в третий раз жуткий страх, опять проплывая мимо сторожей. Как только он выйдет на берег – пустится бежать от этого страшного человека, пока он не убил его или не завел в тюрьму. А там он отслужит молебен Николаю Чудотворцу и вернется обратно в деревню.

Кордоны выплыли во мгле мрачной громадой. Внезапно темноту прорезал голубой луч света, идущий, как казалось, из самой глубины моря и высвечивая остовы лежащих на дне кораблей. Гаврила запаниковал, и долго не желал верить Челкашу, что это обычный электрический фонарь. Вскоре они приплыли к барке, поднявшись на которую парень мгновенно уснул.

Глава 3

Утром Челкаш разбудил Гаврилу, подсмеиваясь над его вчерашними страхами, Гаврила оправдывался, что это было впервые и так вообще можно душу загубить. Но когда Гришка предложил заработать 200 рублей, то задумался. Возможно, душа бы чудом и сохранилась.

Вернувшись в украденную лодку, воры отогнали ее на безлюдный берег. Челкаш заработал на краденом 540 рублей и отдал напарнику 40. Для Гаврилы это были огромные деньги. Приняв их дрожащей рукой, он принялся, прищурившись, запихивать их за пазуху. Гришка только дивился приступу жадности, сковавшего этого простодушного человека.

Челкаш собрался уходить, показав напарнику ближайшую дорогу к городу. Гаврила мялся, дрожал и внезапно бросился к ногам вора, охватив и прильнув к ним, дрожа от жадности и плача. Он стал умолять Гришку отдать ему деньги, ведь такому пропащему человеку они ни к чему, быстро прогуляет, а он, Гаврила, будет до конца жизни молиться за благодетеля.

Вор изумился и обиделся на бывшего напарника. Преисполненный жалостью и ненавистью к жадному рабу, он выхватил деньги, бросив их на землю. Он собирался дать парню больше еще вчера, но было интересно, как тот поступит. И был неприятно удивлен, когда тот потерял человеческий облик.

Гаврила был в восторге. Целуя руку Челкашу, он поведал, как по дороге сюда хотел стукнуть его веслом и выбросить в море, отняв деньги. Ведь такого негодного ненужного человека никто не хватится!

Гришка рассердился и отнял деньги. Повернувшись, он отошел немного. А потом Гаврила бросил в него камень, разбив голову. Испугавшись содеянного, парень убежал, потом вернулся, пытаясь помочь и прося прощения. Челкаш оттолкнул его. Перевязав голову, вновь вытащил позабытые парнем деньги. Оставив одну бумажку, отдал остальное Гавриле. Люди разошлись, а море смыло кровавое пятно и следы на песке.

Даровые деньги подчиняют себе человека, затмевая рассудок.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Горький. Все произведения

  • Бывшие люди
  • Челкаш

Челкаш. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Островский Без вины виноватые

    В рассказе «Без вины виноватые» рассказывается о бедной женщине, которую зовут Любовь Ивановна Отрадина. Она живет за городом в обычной квартирке. Однако в ней течет благородная кровь. Она занимается рукоделием и зарабатывает этим на жизнь

  • Брэдбери

    Рэй Брэдбери – известный американский писатель-фантаст, который получил большое количество наград за свои художественные произведения. Ему принадлежит авторство около 800 литературных творений.

  • Краткое содержание Цветы запоздалые Чехова

    Повесть начинается в доме у князей Приклонских. Пожилая княгиня с дочерью Марусей пытаются уговорить молодого князя, Егора, брата Маруси, перестать проматывать последние деньги семьи

  • Краткое содержание Голова профессора Доуэля Беляева

    Мари Лоран – это девушка, профессия которой является врач. Эта девушка очень умна и рациональна и она также достаточно спокойна. Она умеет держать секреты, а потому ее взял на работу один хирург, которому нужны были помощники. Это был профессор Керн.

Рассказ «Челкаш» был написан в 1894 году. Эту историю М. Горький услышал в г. Николаеве, когда лежал в больнице, от соседа в палате. Его публикация состоялась в 1895 году в июньском номере журнала «Русское богатство». В данной статье будет сделан анализ произведения «Челкаш».

Вводная часть

В порту под жарким солнцем грузчики разложили свою нехитрую и простую еду. К ним подошел хорошо поломанный жизнью вор Гришка Челкаш и узнал, что его друг и постоянный напарник Мишка сломал ногу. Это несколько озадачило Григория, потому что ночью предстояло доходное дельце. Он огляделся по сторонам и увидел деревенского коренастого парня, широкоплечего, с голубыми глазами. Вид у него был простодушный. Челкаш быстро познакомился с Гаврилой и уговорил его принять участие в ночной авантюре. Знакомство с рассказом требуется, чтобы был понятен анализ произведения «Челкаш».

Ночной вояж

Ночью Гаврила, трясясь от страха, сидел на веслах, а Челкаш правил. Наконец они доплыли до стены. Григорий забрал у трусливого напарника весла, паспорт и котомку, а потом исчез. Челкаш появился внезапно, передал напарнику что-то тяжелое, весла и его вещи. Теперь надо вернуться в гавань, не попасть под огни патрульного таможенного крейсера. Гаврила от страха чуть не потерял сознание. Челкаш хорошенько его пнул, сел на весла, а Гаврилу посадил за руль. Они добрались без приключений и быстро заснули. Утром Григорий проснулся первым и ушел. Когда он вернулся, то разбудил Гаврилу и отдал ему его долю. Знание действия, происходящего в рассказе, поможет сделать анализ произведения «Челкаш».

Развязка

Когда Челкаш отсчитывал деньги, то его неприятно поразил жадный блеск в глазах деревенского парня. Крестьянин упрашивает отдать ему все. Герой с брезгливостью к такой жадности бросил деньги. Гаврила принялся их собирать и рассказывать, что хотел из-за них убить подельника.

Гришка просто озверел, забрал у него деньги и пошел, Засвистел камень и попал в голову Челкаша. Он повалился на песок недвижимый. Крестьянин от ужаса, что он наделал, побежал приводить в чувство своего напарника. Когда Гришка пришел в себя, то забрал себе сотню, остальное отдал Гавриле. Они разошлись в разные стороны. Теперь, ознакомившись с содержанием рассказа, мы можем произвести анализ произведения «Челкаш».

Герои: Челкаш и Гаврила

Дух романтики и связи с природой пронизывает все ранние произведения М. Горького. Челкаш свободен от законов общества.

Он вор и бездомный пьяница. Длинный, костлявый, сутулый, он похож на степного ястреба. Настроение Челкаша отличное - ночью будет заработок.

Гаврила - крепкий деревенский парень, возвращается домой. Он не заработал денег на Кубани. Настроен он уныло.

Горький подробно описывает мысли каждого из них, прежде чем они договорятся о разбое ночью. Челкаш - гордая натура, вспоминает свою прежнюю жизнь, жену, родителей. Его мысли перескакивают на забитого деревенского парня, которому он может помочь. Главный герой безмерно любит море. В его стихии он чувствует себя свободным, и мысли о прошлом там его не беспокоят. Мы рассматриваем героев рассказа «Челкаш» (Горький). Анализ произведения без их характеров не будет полным.

Гаврила

Не таков Гаврила. Моря, темноты, возможной поимки он безмерно боится. Он труслив, алчен. Эти качества толкают его на прямое преступление, когда утром он первый раз в жизни увидел большие деньги. Сначала Гаврила падает на колени перед Челкашом, выпрашивая деньги, потому что он всего лишь «подлый раб».

Главный герой, испытывая к мелкой душонке брезгливость, жалость и ненависть, бросает ему все деньги. Узнав, что Гаврила хотел его убить, Челкаш приходит в ярость. Он впервые так сильно зол. Григорий забирает деньги и уходит. Гаврила, не в силах совладать с жадностью, стремится убить подельника, но от этого ничтожной душонке становится страшно. Он снова вымаливает прощение у главного героя - человека широкой души. Челкашбросает деньги жалкому Гавриле. Он, пошатываясь, навсегда уходит. Рассмотрев главных героев, можно проанализировать рассказ в целом.

Анализ произведения «Челкаш» (Максим Горький)

Вначале идет подробное описание порта и его жизни. Далее появляются герои. Горький подчеркивает холодные серые глаза и нос, горбатый и хищный, и гордый свободный нрав. Гаврила - добродушный парень, который верит в Бога, как оказалось, готов на все ради денег. Сначала кажется, что злодей Челкаш заставляет свернуть с прямого пути на воровскую дорожку простодушного Гаврилу. Море - важный и значимый компонент рассказа. Оно, как выявляет натуры героев.

Челкаш любит его силу, мощь, бескрайность и свободу. Гаврила его боится, молится и просит Григория отпустить его. Особенно страшно становится крестьянину, когда прожекторы освещают морскую даль. Он принимает свет корабля за символ возмездия и дает себе обещание заказать молебен Николаю Чудотворцу. Утром разыгрывается драма из-за жадности, которая охватила Гаврилу. Ему показалось, что Челкаш дал ему мало денег. Он на грани убийства, и никакие мысли о Боге его не смущают. Раненый им Челкаш с гадливостью отдает почти все деньги, которые Гаврила быстро прячет. Все следы крови смываются дождем. Вода не в силах смыть грязь с души боящегося Бога Гаврилы. Горький рассказывает, как теряет человеческий образ крестьянин, как низко падает существо, считающее себя человеком, когда речь заходит о наживе. Рассказ построен на принципах антитезы. На этом заканчивается «Челкаш». Анализ произведения кратко осуществлен.