Болезни Военный билет Призыв

Что делать, если начальница – стерва

Надо сказать, Ирина Константиновна - с виду милая и симпатичная, не обремененная семьей и детьми тридцатитрехлетняя дама, и в самом деле была та еще «красава»: первые дни разливалась соловьем, гладила по шерстке, а потом - оп и завалила ненужной и непонятной работой, заставляя просиживать в офисе до восьми-девяти вечера.

Послушайте, но ведь назначать и организовывать вам встречи, писать за вас служебки - совершенно не наша компетенция, - пробовали мы поговорить по-хорошему. - Свой объем работы мы выполняем даже сверх нормы, почему должны оставаться на работе дольше?

Что-что? - удивленно приподняла бровь Ирина Константиновна. - Штаны на лямках рты раскрыли? Ну-ну.

После этого «не нашей» работы прибавилось втрое. Теперь в офисе мы чуть не ночевали, а начальница, вообще, превратилась в форменную стервь. Ее хамство порой переступало все границы: не приведи господь в середине недели кто-то испытывал недомогание, в ответ на просьбу отпустить домой полечиться, слышали: «Да прям, терпите до выходных, не груднички».

Болеее того, мы постоянно слышали укоры в свой адрес в части непосредственной деятельности. И отчеты у нас детсадовские диаграммы, и в терминах по своей специфике не разбираемся, и ошибки делаем такие, что мама не горюй. В общем, не работа была, а ад кромешный.

Сама же Ирина Константиновна в глазах своего начальства - нашего генерального директора - старалась быть самой-самой. Всегда выглядела на уровне: ручки в порядке, платьица новые, говорит вполголоса, сексуально придыхая. Видимо, очень рассчитывала, что гендиректор - симпатичный сорокалетний мужчина - поведется на ее эффектные одинокие чары. Но гендиректор не велся, и нам было приятно: мы чувствовали себя хоть как-то отмщенными. Хотя работать день ото дня становилось невыносимей, и мы даже подумывали об увольнении.

Но однажды, придя на работу, мы застали нашу воинственную начальницу в слезах, собирающую свое барахло со стола в огромную коробку.

Что случилось, Ирина Константиновна? - спросили мы с Ксюшей хором с порога. - Почему вы собираете вещи?

Начальница ничего не ответила, злобно шмыгнула носом и отвернулась. Позже стало известно, что она потратила совершенно бестолково огромные суммы денег и намутила с какими-то накладными так, что фирма чуть по миру не пошла. Гендиректора, когда он узнал об этом, чуть инфаркт не хватил, и он немедленно представил ее к увольнению, правда, с мягкой формулировкой. А мы вздохнули свободно.

Сейчас, спустя год, у нас в отделе тишина и спокойствие. Все забыли, что такое оставаться на работе после пяти вечера или брать работу домой. Новый начальник - мужчина, хотя тоже не гений, но до «фурии-гарпии» ему далеко, а с тем иммунитетом, который привила нам Ирина Константиновна, мы и вовсе его «забубонов» не замечаем. Так что спасибо ей!

Светлана
29 лет, маркетолог

Вы вообще работать собираетесь?! Хватит прохлаждаться! Уволю всех к чертовой матери! – дальше следуют более эмоциональные высказывания, по которым весь офис узнает, что мадам начальница изволила прибыть к месту службы. И, судя по децибелам, она не в духе. Что будет дальше? Язвительные замечания и мелочные придирки. К сожалению, ничего нового, потому что, как минимум, два-три раза в неделю мадам демонстрирует подчиненным свой характер.

Когда она, с чувством выполненного долга, удаляется, все облегченно вздыхают. И каждый раз задаются одним и тем же вопросом. Ну, почему нам так не повезло?! У других руководители – мужчины, а у нас – вздорная и расчетливая стерва! И откуда она только взялась на нашу голову?!

И, правда, откуда берутся стервы начальницы? Психологи, особенно те, кто занимается отношениями внутри коллектива, давно установили связь комплекса неполноценности с выстраиванием такой поведенческой линии. У одних «милых» дам это связано с тем, что им слишком долго и трудно пришлось доказывать свою состоятельность как руководителя.

У других грубость и даже хамство по отношению к подчиненным – это компенсация своих собственных унижений. Как правило, в детстве такая девочка была нелюбима. Ей досталась от родителей и воспитателей такая огромная «порция» разного рода брани и побоев, какой с лихвой хватило бы на сотню человек.

Рыдая от обиды, девчушка мечтала о том, как вырастет и докажет всем, что она самая – самая. Выросла, состоялась, есть все: престижная работа, высокие доходы, машина представительского класса. Живи и радуйся! Вот именно со словом «радуйся» плохо получается. Все отравляет страх. Чего боится? Лишиться уважения. Для нее страх и даже ненависть подчиненных тождественны с уважением. Боятся – значит, уважают. По-другому и быть не может.

В чем выражается стервозность? В первую очередь, в чрезмерной требовательности. На выполнение любого задания дается нереально короткий срок. Правило «Бей своих, чтоб чужие боялись» процветает. Постоянные замечания и придирки приводят к большой текучке кадров. А каждый новый сотрудник, наслушавшись рассказов о характере начальницы, с первого же дня начинает бояться увольнения по статье.

Что делать, если ваша начальница – стерва? Если вы женщина, если вы хороши собой, модно одеты и отчаянно нуждаетесь именно в этом месте работы, то удержаться можно только одним способом. Необходимо доказать мадам начальнице, что вы специалист высочайшего уровня. Если вас уволят, то фирма разорится, развалится, прогорит. Нужный глагол выбирайте сами. Если же дело обстоит иначе, а увольняться вы по-прежнему не собираетесь, то придется стать хотя бы примерным работником.

Прежде всего, никогда не ввязывайтесь ни в какие сплетни и интриги. Будьте выше этого. Одевайтесь, соблюдая дресс-код. В рабочее время никаких перекуров, чаепитий и пустой болтовни. Если вы мужчина, то все, сказанное выше, вас тоже касается. Но есть и еще пара советов. Первый – это никогда не давайте повода думать о вас, как о беззаботном рубахе-парне и бабнике. А второй – это строгое соблюдение этикета и непременный комплимент начальнице, хотя раз в месяц. Ведь она – дама! Только помните, что говорить комплименты женщине (даже стерве – начальнице!) нужно искренне и от души. Не готовы? Тогда лучше ничего не говорите, потому что любая фальшь видна и слышна. Просто прослывете подхалимом, а ведь не это было вашей целью.

Подстраиваться придется под стиль любого руководителя, будь он женщиной или мужчиной. Главное, не позволяйте сделать себя участником скандала, не повышайте голос. Невозмутимость и чувство собственного достоинства – вот главная защита от любого начальства, тем более от такой начальницы.

Ваша начальница - стерва? Так это проблема, с которой сталкивались многие. Из-за таких людей приходится или увольняться, или мириться с неприятной ситуацией, тратя нервы и постоянно уговаривая себя, что надо терпеть, ведь человека все равно не изменишь, а работа вас в целом устраивает. Но даже к самой злой стерве можно найти верный подход, если, конечно, очень сильно захотеть...

Правда, пока такой подход не найден, приходится продолжать терпеть ежедневные придирки и ядовитые замечания по поводу личной жизни или внешнего вида, безоговорочно отрабатывая сверхурочные и выполняя всяческие поручения вампирши, которые не имеют никакого отношения к вашим обязанностям... Итак, что делать если начальница стерва и монстр?

1. Психологи советуют для начала просто понять свою начальницу!

Попытайтесь выяснить, почему она такая желчная и злая, почему ей так нравится всех унижать. Любому поведению всегда найдется какая-то причина. Вряд ли кто-то станет тиранить подчиненных и вредничать специально, исключительно из спортивного интереса. Тут, скорее всего, виноват «человеческий фактор».

Постарайтесь разузнать о своей руководительнице больше. Может, она просто боится, что ее просто уволят или попросят уйти на пенсию, потому и выслуживается перед начальством, гоняя своих подчиненных. Может быть, у нее есть какие-то проблемы с личной жизнью, если она есть, или со здоровьем...

Очень распространена ситуация, когда руководительница завидует другим сотрудницам чисто по-женски. Скажем, личная жизнь у нее не сложилась, а все сотрудницы замужем. Или они красивые и молодые, а у нее уже начался климакс...

Как же здесь не воспользоваться таким случаем и не наболтать коллегам гадостей! Самый тяжкий случай - это когда босс упивается своей властью и ей нравится, когда подчиненные перед ней дрожат, как осиновый лист. Если все обстоит именно так, это самый настоящий психологический вампиризм.

2. Попросите совета или предложите свою помощь!

Конечно, у вас вряд ли получится изменить человека, но вы можете сами измениться. Поняв начальницу, вы легче найдете с ней общий язык. Ей, может быть, хочется, чтобы хоть кто-нибудь поинтересовался, как у нее дела, или чтобы кто-нибудь сделал ей приятный комплимент по поводу того, как она сегодня хорошо выглядит. Кто-то тает в ответ на сочувствие, а кто-то на лесть.

Здесь не обойтись без метода проб и ошибок. Поинтересуйтесь, не нужна ли вашей «грымзе» помощь в ее житейских проблемах. Может быть ей необходима консультация у отличного врача, с которым вы как раз знакомы. Порекомендуйте ей косметолога, стилиста, частного учителя для ее внуков или детей – то есть, предложите то, что ей сейчас больше всего нужно. Человек вряд ли станет плохо относиться к тому, кто старается решить его проблемы.

Иногда бывает полезно спросить совета у вредины. Касается дело житейской сферы или работы, она все равно будет польщена, что вы к ней обратились. Ваши отношения, скорее всего, немного потеплеют.

3. Защищайте себя и будьте спокойны!

Вам претит манипулировать и лицемерить? Попытайтесь поставить свою противную начальницу на место, ведь она вредничает, так как уверена, что ей за это совсем ничего не будет. Таких стерв, как правило, окружают люди с очень низкой самооценкой, которые не позволяют себе дать отпор обидчице.

Если вам кажется, что руководительница высасывает у вас энергию, поставьте перед собой мысленную защиту - например, когда вы с ней общаетесь, представляйте себя окруженным зеркальной стеной, от которой будут отражаться все негативные выпады.

Никогда не оскорбляйте человека. Ведите себя с начальницей на равных, спокойно, без хамства и грубости, не теряя чувства собственного достоинства, приводя аргументы в свою пользу. При этом очень важно, чтобы вас нельзя было упрекать в недобросовестном исполнении служебных обязанностей. А если вы постоянно опаздываете и получаете за это, то, может быть, дело не в злой начальнице, может, просто надо научиться приходить вовремя?

Если замечания касаются вещей, которые не имеют никакого отношения к работе - допустим, начальница ругает вас за то, что у вас чересчур открытое декольте или вы очень сильно накрашены - скажите ей: «В уставе компании о том, что я не могу так краситься или одеваться, ничего не сказано».

Если же на вашей работе есть строгий дресс-код, и в подобном виде действительно запрещено приходить в офис, в таком случае, это с ее стороны вовсе не придирки.

Главное - выражать как можно меньше эмоций, так как, если вы станете разговаривать с начальницей на повышенных тонах, это «заведет» её еще сильнее, и в результате получится, что это вы хамите вышестоящему лицу, за что можно вполне реально поплатиться работой.

Если начальница видит, что вас никаким образом не выбить из равновесия, она вскоре успокоится и перестанет цепляться к вам и провоцировать вас, и даже возможно, что у вас получится совершенно нормальный разговор. Это, конечно же, будет очень большим прогрессом в ваших взаимоотношениях.

«Опять ты сегодня рассеянна и не настроена на плодотворную работу. На столе бардак, и сколько можно качаться на стуле!» — вы принимаете на себя очередной удар и стараетесь не терять самообладания. Это начальница, как всегда, проводит свою обычную воспитательную работу в начале рабочего дня и вымещает на вас свои негативные эмоции. От такого приветствия просто руки опускаются.

Ежедневно начальница упрекает вас в том, что вы ужасно выглядите и плохо работаете, постоянно отвлекаетесь и флиртуете с коллегами. Все ваши старания с целью расположить к себе эту темпераментную женщину только усугубляют ваше положение. Очевидно, что вам не повезло с начальницей. Но прежде чем броситься на поиски новой работы или смириться со своей участью, попробуйте обратиться к методике «Айкидо отношений», основанной на процессуальном подходе к отношениям и разработанной Институтом глубинной демократии (Deep Democracy Institute Russia).

Макс и Эллен Шупбах, основатели DDI, предлагают использовать метод «мировая работа». Для того чтобы разобрать конфликт и благополучно его разрешить, следует разыграть конфликтную ситуацию и найти глубинную суть конфликта. Для этого нужно проделать несколько упражнений с партнером-фасилитатором.

Исследуем ранг

Сначала выберите конкретный случай проявления конфликта и начните разыгрывать этот случай по ролям до тех пор, пока не почувствуете, какая роль и какой ранг задействованы в создании ключевого раздражающего момента. Проиграв ситуацию и увидев себя с позиции начальницы, возможно, для вас откроются новые стороны отношений и вы сможете определить причины такого поведения.

Развернем «двойные сигналы»

За действиями, поступками, словами всегда скрываются «двойные сигналы». Если эти сигналы развернуть, можно определить глубинную суть конфликта. Они содержатся в тоне вашего голоса, в том, как вы используете свое тело, в вашей позе, в расстоянии, на котором вы держитесь, когда общаетесь с другими людьми.

Типичными двойными сигналами являются переживания, которые вы боитесь выражать прямо, или переживания, в которых вы отказываетесь признаваться даже самому себе.
Попробуйте разобраться в себе. Найдите те красные кнопки, при «нажатии» на которые начальница задевает ваше самолюбие, и вспомните свое поведение в эти моменты.
Итак, начинаем упражнение.

Кратко представьтесь своему партнеру, даже если вы уже знакомы, и скажите, кем вы являетесь в данный период времени. После этого поговорите в течение примерно пяти минут, до тех пор пока за пределами слов не возникнет некое содержание. В течение всего этого времени используйте второе внимание, чтобы отслеживать собственные двойные сигналы. Замечаете ли вы в себе что-нибудь, что не совпадает с той информацией, которую вы намеревались передать? Это могут быть телесные ощущения: зажатые плечи, неуверенная поза.

«Когда мы начинаем практиковать собственные двойные сигналы, тогда начинаем познавать различные моменты самих себя. Это делает отношения многомерными и помогает в проработке конфликтов», — говорит Эллен Шупбах, исполнительный директор Института глубинной демократии в России (DDI Russia).

Вполне возможно, что ваша начальница уловила ваш «двойной сигнал», в котором читалось неуважение или насмешка над ней. Это упражнение поможет вам понять ошибки в своем поведении с начальницей и научиться не допускать их.

Оккупируй проблему

Сыграйте роль вашей начальницы и станьте на какое-то время этим человеком. Почувствуйте энергию своей начальницы и двигайтесь вместе с ее энергией. Работайте с сущностью энергии, а не с собственным видением того, каков этот человек в данном конфликте. Займите позицию вашей начальницы, тогда вы увидите себя «со стороны» и вам станут ясны мотивы поведения начальницы по отношению к вам. Здесь как раз и таится разгадка раздражителя, разгадав это, вы найдете подход к самой стервозной из начальниц.

Методика Института глубинной демократии, основанная на процессуальном подходе к отношениям, по-другому этот термин называется «мировая работа», учит находить оптимальные пути разрешения конфликтов вне привычной логики.

Самое главное — не расстраиваться и помнить, что вы абсолютно не виноваты в случившемся. Попытайтесь определить причины такого поведения и грамотно разобраться в конфликте.

Здравствуйте, уважаемая Елена Николаевна! Хотелось бы, чтобы Вы дали свой психологический совет в данной ситуации. Эта ситуация длится ровно столько времени, сколько я работаю в своей настоящей фирме, а именно уже 7 месяцев. Моя начальница замдиректора - стерва, причем в самом худшем смысле этого слова. Она собирает сплетни абсолютно про всех сотрудников нашей фирмы, в том числе и про директора, причем такие, которые язык не поворачивается повторять. Надо заметить, что директор обо всем этом знал еще задолго до моего прихода, но не увольняет ее по некоторым причинам. При моем появлении у нее появилась новая забава: она выбрала меня в качестве объекта унижения и занимается этим методично, каждый день, при любом удобном случае. У Вас может возникнуть сомнение: почему именно я, значит, я в чем-то виновата. Я тоже над этим много думала: во-первых, у нас фирма небольшая (всего 10 человек), и по статусу больше никто не подходит на эту роль (по возрасту, либо положению), а ее природа требует объекта повиновения хоть тараканом, но ей надо повелевать, как выразилась наша главбух. Еще одна причина может быть в том, что я молодая и красивая, а она мать троих детей (и хотя выглядит при этом неплохо, видимо, зависть ее все равно гложет). Надо сказать, что недавно я уже просто не выдержала и поговорила об этом с директором. Как я уже писала, он знает обо всех ее сплетнях и говорит, что это все у нее в крови (хотя наши клиенты, которые с ней не общаются ежедневно, знают ее как милейшую женщину). К тому же моей работой директор доволен, у него есть планы насчет моего дальнейшего продвижения (кстати, может быть, она все это делает из-за боязни, что я могу с ней соперничать в деловой сфере и смогу со временем стать лучше ее). Он говорит, что надо потерпеть, т.к. появилась возможность убрать ее. Вопрос у меня такой: как психологически пережить эту ситуацию с сохранением своих нервов? Раньше у меня это более или менее получалось, а сейчас не могу успокоиться, пока не приду домой и не сделаю дыхательную гимнастику. И Ваш совет одной девочке, взлететь птичкой и бросить узелок со своими проблемами не помогает (думаю, он больше подходит для какой-то ситуации, с которой уже не сталкиваешься, а расстаться не можешь. Мне же придется в таком случае висеть в небе самой большой птичкой и непрерывно бросать узелки, т.к. все это повторяется изо дня в день). Буду очень Вам благодарна за ответ, за ваши советы. Думаю, не только у меня подобные проблемы и ваши советы помогут девушкам справляться с такой ситуацией.

С уважением.

Клавдия, 0

Ответ психолога:

Здравствуйте, Клавдия.

О возможных причинах такого поведения начальницы, Вы сами очень хорошо все написала. Но это, пожалуй, не причины, а поводы для "стравливания" из себя накопившейся ненависти. О причинах такого поведения начальницы, говорить здесь не будем. Это ее проблемы, и надо работать непосредственно с ней. По сути она несчастный человек, которого разъедает не выпущенное раздражение (ненависть). Настоящей радости у нее нет в жизни. Вопрос должен стоять не столько о начальнице, сколько о Вас и Ваших коллегах. Обычно такое поведение в коллективе существует до тех пор, пока ПОЗВОЛЯЮТ так себя вести. Прежде всего, надо просмотреть, что заставляет конкретно Вас терпеть такое поведение. Значит, внутри сидят болячки, страхи, которые заставляют молчать. Поисследуйте себя и свою начальницу - какие "кнопочки" Вашей души она нажимает. Там и слабинка. Если бы у Вас не было этих слабинок, она бы на пушечный выстрел не смогла подойти, и даже попытки бы не было. "Проиграйте" страхи, по типу: а что будет, если я сделаю то-то и то-то…." С такими людьми, как Ваша начальница, не стоит боятся идти на конфликт. Не вражду открытую, а "поставить ее на место". В Вашем случае это может выглядеть примерно так: 1. Сначала отработать те страхи, которые мешают вам дать отпор начальнице. Это надо сделать с психологом, если не сможете самостоятельно разобраться с этими проблемами. 2. Подготовиться к отпору, продумав заранее стержень отповеди. Можно даже заучить трафареты выигрышных фраз, если страх слишком велик и нет гарантии, что не растеряетесь. 3. Специально устраивать "разборку" не стоит. Надо дождаться яркой несправедливой провокации с ее стороны. 4. Разговор должен проходить обязательно в присутствии большого количества сотрудников. Хорошо бы и начальника тоже. Еще лучше, промолчать в момент ее нападения, но после этого, ничего не объясняя начальнику, попросить пригласить в его кабинет сотрудников, и эту даму. И всю отповедь сделать официально, в присутствии людей, чтобы не было кривотолков. И в начале "отповеди" так и сказать, что Вашему терпению пришел конец, Вы не желаете кривотолков, поэтому хотите вести этот разговор в присутствии начальника и коллектива. Но в разговоре Вы не должны заручаться поддержкой коллектива. Отвечаете только за себя. И не позволяйте Вас сбить комментариями сотрудников или начальника. Его можно корректно, но твердо остановить, сказав, что вы намерены высказать все, что назрело. 5. Говорить спокойным, даже нарочито сдержанным голосом. Без пауз, не давая вклиниться никому, даже, если Вы задаете вопрос. Вам по сути не нужен ответ. Нужно поставить на место хамку и дать ей понять, что с Вами ее фокусы не пройдут. НИКАКИХ ЭМОЦИЙ, КРОМЕ СДЕРЖАННОЙ ДО ПРЕДЕЛА ИНТОНАЦИИ И ТВЕРДОЙ РЕШИМОСТИ СТОЯТЬ В ЭТОМ ПОЕДИНКЕ ДО ПОБЕДНОГО КОНЦА! 6. Задача Вашей отповеди: - Дать всем понять, и этой даме в первую очередь, что Вы прекрасно видите истинную подоплеку придирок (ни в коем случае, не называя их конкретно - это прозвучит необоснованно и перейдет в базарные пререкания). - Заверить окружающих, что Вы готовы принять от нее замечания, но только, если они касаются чисто профессиональных вопросов, конкретных и обоснованны, четко изложенных и ТОЛЬКО в нормальном корректном тоне. (естественно после этого и до этого вы должны именно так и поступать). - Сделать официальное заявление, что Вы не позволите ей поставить Вас в такое положение, когда вынуждены будете уволиться. Потому что Вам нравится работа, и Вы не собираетесь от нее так просто отказываться. - Можно обратиться к начальнику с пожеланием-просьбой, оставить за собой право в случае не выполнения Ваших условий, обратиться к нему за помощью, как к человеку, который заинтересован в нормальном психологическом климате в коллективе, чтобы не страдало дело. Я понимаю, что предложенный мной вариант, отдает "совковостью", когда существовал партком, профком и товарищеский суд. Но у наших людей, увы, "совковое" мышление засело основательно. Именно поэтому такой способ эффективен. Также надо понять, что люди такого типа, как Ваша начальница просто распущенные, мелкие, трусливые личности, которые самоутверждаются на слабых. Но сами до смерти боятся, когда с ними поступают твердо и жестко. С такими экземплярами нельзя разговаривать, делая при этом реверансы, но и ни в коем случае нельзя опускаться на базарный уровень. Основное наполнение Вашей отповеди должно быть именно в тоне, в твердой решимости дать по рукам распоясавшейся хамке! Детали не имеют значения, они только кирпичика, из которых вырастает решимость и сила. Я показала только основной принцип поведения с такого рода людьми. Тонкости Вам придется продумывать самой, взвешивай конкретную обстановку на работе и свои силы. Без ощущения уверенности начинать этот разговор не стоит! Это либо превратится в базар, либо начальница перехватит инициативу и Вы будете бледно выглядеть. Перед разговором советую убрать все огрехи в своей работе. Чтобы не за что было прицепиться. Если такой вариант вообще не приемлем, то главное, уловить суть поведения с ней и действовать по обстановке. Вперед, Клавдия! Хамов надо учить, и за свою жизнь драться! Иначе Вы пожизненно обречены на то, что Вас будут опускать! Сил Вам и мужества!

С уважением, Елена Николаевна Савина.