Болезни Военный билет Призыв

Что имеет красный цвет. Психология цвета: что означает каждый цвет и как он влияет на нашу жизнь? Значение серого цвета в психологии

Подарить цветы - это самый красивый и простой способ сказать человеку о своих чувствах. Цветы испокон веков были не только украшением и подарком, но и выполняли роль посланника - так без слов люди могли признаться в любви, попросить прощения или выразить благодарность. В каждой культуре есть свои традиции и символы, однако существуют общие правила толкования цвета цветов.

Что означает белый цвет цветов?

Белый - нейтральный цвет, он символизирует чистоту, невинность, целомудрие, честность . Белые цветы чаще дарят юным девушкам. Если в букете невесты присутствуют белые цветы, то это верный знак долгой счастливой семейной жизни. Белые цветы уместны везде , они хорошо подходят для любых мероприятий и прекрасно сочетаются с другими цветами.

Гармоничное соединение белых и красных цветов усилит праздничное настроение, белых и розовых - создаст романтическую, нежную обстановку, белых и голубых - обеспечит творческую атмосферу, белых и желтых - скажет о трепетности чувств, уважении и бережном отношении.

Что означает розовый цвет цветов?

Розовый цвет цветов означает нежность, рождение искренних чувств, влюбленность, восхищение и надежду на ответную взаимность . Именно поэтому в начале отношений девушке лучше дарить розовые розы, гвоздики, тюльпаны, герберы. Эти цветы расскажут ей о Ваших светлых чувствах.

Подойдет букет из розовых цветов и дочери - это напомнит ей об ее юности, свежести, а также выразит Ваше покровительство и защиту.

Что означает желтый цвет цветов?

Желтые цветы - символ солнечной энергии, света и радости, веселья, оптимизма. Их можно дарить любому человеку. В Японии, например, дарят желтые цветы тем людям, которым желают добра, счастья и благополучия.

Желтые лилии или ирисы - это прекрасное напоминание о красоте, жизни и радости в холодный вечер, словно лучик солнышка, которого так не хватает зимой.

Желтые каллы подойдут в подарок на День рождения подруги для выражения ей своей любви и признательности.

Желтый цвет цветов - это всегда послание о тепле, счастье, богатстве, творчестве .

Что означает оранжевый цвет цветов?

Оранжевый цвет цветов символизирует силу и власть, поэтому цветы оранжевого цвета часто дарят в знак уважения начальникам и коллегам по работе , что означает гордость человеком, признание его силы.

Не стоит забывать и о том, что оранжевый - это цвет энтузиазма, радости, веселого настроения. Букет из оранжевых цветов герберы, календулы или бархатцев, несмотря на свою простоту, всегда смотрится свежо и ярко, напоминая о жарком лете и красочной осени.

Что означает красный цвет цветов?

Красный цвет - самый активный и энергичный. Он символизирует жизнь, любовь, свободу, страсть. Красный цвет цветов означает силу и власть , поэтому такие цветы понравятся людям с сильным характером, требующим признания и любящим привлекать к себе внимание.

Традиция дарить красные розы зародилась от древней легенды. Когда Афродита, богиня любви, торопилась на свидание с возлюбленным, она в спешке поранила ногу о шипы белой розы, лепестки которой обагрились кровью. С тех пор красные розы символизируют пылкую, горячую, страстную любовь. Помимо роз, можно дарить любимым красные гвоздики, хризантемы, лилии, герберы, астры.

Что означает фиолетовый цвет цветов?

Фиолетовые цвета означают восхищение человеком , это знак дружбы и очарованности. Фиолетовый - связующий цвет, примиряющий и соединяющий противоположности, поэтому фиолетовые цветы помогут наладить отношения с человеком других взглядов и убеждений .

К тому же фиолетовый - цвет королей и поэтов, потому букет из фиолетовых астр, анютиных глазок, дельфиниума всегда смотрится оригинально, необычно, величественно!

Что означает синий цвет цветов?

Цветочные оттенки синего или голубого цвета означают загадочность, таинственность, неординарность. Цветы синего цвета можно подарить творческим, креативным людям , обладающим своим видением и пониманием происходящих вокруг событий.

Если Вы подарите синие цветы любимому человеку, это скажет о Вашей верности, преданности, благородных, чистых и высоких чувствах. Синие ирисы для любимой женщины подарят ей покой и уверенность в том, что в жизни у нее есть опора и надежное мужское плечо.

Часто синие цветы дарят парням, уходящим в армию. Букет из незабудок, васильков или колокольчиков скажет о том, что Вы готовы ждать, хранить верность и любовь в разлуке.

Времена года и цвет цветов

Букет из цветов «правильного» цвета зависит и от времени года.

  1. Зимой флористы рекомендуют дарить близким и друзьям цветы ярких и теплых тонов как напоминание о том, что даже в стужу и холод рядом есть то, что хранит теплоту лета и солнца.
  2. С наступлением весны возрастает наша потребность в свежести, тонких нотках пробуждения, поэтому в этот период особенно хороши букеты из белых и розовых нежных цветов.
  3. Летом уместные любые цвета, но если очень жарко, то легкости, свежести и прохлады добавят цветы в белых, голубых, сиреневых тонах.
  4. Осенью выбирайте для букетов яркие, сочные цвета и покупайте крупные цветы, которые напомнят о щедрости, силе, полноте жизни.

Читайте таакже: Что означает белый цвет цветов?

Мы часто не задумываемся о том, что цвет в нашей жизни имеет важное значение . Цвета оказывают лечебное воздействие на людей и обладают способностью менять их настроение, поэтому выбирая букет для близкого человека, подумайте о том, что Вы хотели бы сказать ему этим подарком. Самое главное - выбирайте цветы сердцем , тогда и их цвет обязательно окажется подходящим!

Красный цвет - цвет всего мистического, таинственного, потустороннего. Издавна красный цвет считался цветом мудрости и власти. У древних иудеев он был царским цветом, в православии символизировал божественное проявление. В Древнем Риме цезари носили пурпурные тоги.

В астрологии красный цвет соответствует знаку Марса.

Люди с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. В русском: красная площадь - красивая площадь; фольклорные образы: красна девица, красно солнышко. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный». В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.

Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем . Его символические значения очень многообразны и противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны вражду, месть, войну, связывается с агрессивностью и плотскими желаниями.

У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару. В культурах Азии юг обычно связывался с красным цветом, север - с черным, запад - с белым, а восток - с желтым или синим.

Красный цвет считается мужским цветом, символизируя энергию ЯН. Это - цвет жизни. Одновременно он символизирует активность и энергию, динамизм и силу, крепость и решимость, а также любовь, страстность, гнев.

Красный в сочетании с белым ассоциируется с чистотой и гармонией. Красный с зеленым не должны быть вместе.

Из мифологии известно, что Венера (зеленый) была женой Марса (красный) и родила ему Фобоса (страх) и Демоса (ужас). Красный цвет в ауре человека означает гнев, страсть или похоть . Он соответствует самой сложной дороге жизни - дороге любви и гнева.

Слишком уж противоречив этот цвет, да и достаточно нелогичен.

Так, красным цветом в иудаизме окрашен День Страшного суда. Но одновременно красный украшает и крыши первых иудейских храмов, и одежды первосвященников и многое другое.

Все это, да еще, пожалуй, тот факт, что красный посвящен в христианстве Святому Духу, позволяют понять и ассоциации красного со Страстями Господними. С кровью Иисуса Христа, пролитой во спасение человечества.

Тантризм же связывает энергетический центр красного цвета с усилением жизненной энергии и повышением иммунитета или выносливости.

А Каббала наделяет красного бога солнца строгостью и непреклонностью.

Красный является основным геральдическим цветом. На знаменах он символизирует бунт, революцию, борьбу, независимость. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».

Красному цвету приписывались также целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству. От нечистой силы и дурного глаза помогают красные нити, пасхальные яйца, ткани, кораллы, цветы и растения. Китайцы привязывали что-нибудь красное детям к кисти руки, приучая смотреть на этот цвет, как на лучшее предохранительное средство от злых духов. Во многих странах женщины обвязывают кисти рук красной нитью, чтобы не болеть и чтобы никто не сглазил.

Так как красный цвет ассоциируется с активным мужским принципом, с кровью, с огнем, возникают ассоциации и с любовью, с сексуальным возбуждением, страстностью и т.п.

Вспомним, что мужчины красный цвет считают любимым чаще, чем женщины. Хотя он одинаково сильно возбуждает оба пола. Возбуждение это сугубо мужское - физическое, мускульное.

Красный цвет часто вызывает волнение, беспокойство. Усиливает нервное напряжение. Повышая уровень тревожности, красный заставляет больше внимания уделять окружающему миру.

За счет возбуждения нервной системы красный вызывает вначале резкий подъем работоспособности. Например, производительность труда уже через 10 минут повышается на 26%. Ускоряется реакция «счет чисел»...

Однако при адаптации к красному цвету, число правильно решенных задач снижается на 20%, а производительность труда - на 34% (после 20 минут адаптации). Появляется цветовое утомление, приводящее к дальнейшему понижению работоспособности.

Психологами отмечено, что ношение красных очков спортсменом повышает его выносливость. Выявляет боевую борцовскую решительность в его характере.

Красный более характерен для вкусов молодых. Если до 20 лет он часто ставится на 1 место, а к 30 годам - несколько реже, то к 60-ти красный уже стоит где-то в середине цветового ряда предпочтений.

Наличие красного цвета в помещении, где принимается пища, способствует аппетиту. Этот цвет является возбуждающим половые инстинкты. Красный цвет действует болеутоляюще на нервную систему, лечит гипертензию (первый этап неврастении), активизирует дистрофиков, регулирует пищеварение. По этой причине перед ответственными соревнованиями спортсменам рекомендуется носить красные очки.

Еще в средние века люди знали, что оспа и скарлатина легче переносятся, если больной располагается на простынях красного цвета. Красный цвет помогает человеку раздеться без чувства озноба при врачебном осмотре. Находящиеся в предынфарктном состоянии на первое место ставят красно-оранжевый цвет, символизирующий подвижность, а также сине-зеленый, символизирующий волевое усилие. Полным людям красный и оранжевый цвета, наоборот, не нравятся: они предпочитают синий - цвет покоя. В психиатрии красным цветом лечат молчаливый психоз.

В качестве возбуждающего средства красный весьма эффективен при лечении депрессии, подавленности и меланхолии.

Обладая значительной способностью проникновения в кожу он болеутоляюще воздействует на нервную систему. Наиболее эффективен при лечении гиперстезии как основы большинства симптомов неврастении. При этом часто проходят головные боли, головокружения, а также боли в позвоночнике и др.

Нередко красные цвета успешно используются для лечения детской анемии и апатии: увеличивается число эритроцитов в крови, повышается физическая активность, улучшается пищеварение, растет аппетит и вес ребенка.


Плохую книгу можно захлопнуть. От плохой картины - отвернуться. С плохого концерта или спектакля - уйти. Но есть группа искусств, которые воздействуют на людей постоянно и независимо от их желания. Они входят в понятие материальной культуры и связаны с формированием пространственной среды и предметного мира. Встречи с ними нельзя избежать, на них невозможно зажмуриться. Мы сталкиваемся с ними ежедневно и ежечасно, и столь же ежедневно и ежечасно человеческая психология вступает с ними в непосредственное взаимодействие, непрерывно влияя на них, и получая от них сильнейшее воздействие.

Эти искусства - архитектура, дизайн и костюм. И главным воздействующим элементом является цвет . Суммирующий результат таких воздействий обычно проявляется в разной степени физического и эмоционального состояния, чувстве бодрости или утомления, приподнятости или подавленности. Эмоциональность восприятия в отношении к цвету проявляется через его ассоциативное влияние. Связь определенных явлений и предметов со своими характерными цветами трансформировалась в сознании человека в определенные чувственные ощущения, возникающие при восприятии цвета - символа .

Так, солнце, огонь - желтый и красный цвета - создавали ощущение тепла и стали "теплыми"; небо, воздух, лед - голубые, синие цвета стали "холодными". На этой основе образовались новые ассоциации: радостный - печальный, легкий - тяжелый, громкий (звучный) - тихий, динамичный - статичный и т.д.

ГОЛУБОЙ ЦВЕТ СИНИЙ ЦВЕТ

Он также отражает физиологическую и психологическую потребность, а именно: покой. Склонность синего цвета к глубине столь велика, что он становится интенсивнее именно в глубоких тонах и действует "характернее", проникновеннее. Чем глубже синий цвет, тем сильнее он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхъестественному. Синий - это типично небесный цвет. С большим проникновением он развивает элемент покоя. Склоняясь к черному, он приобретает оттенок нечеловеческой печали. Он как бесконечное углубление в серьезное, где нет и не может быть конца. Синий - чрезвычайно мягкий и охлаждающий контраст всему беспокоящему, яркому, давящему, утомляющему; это картина мирной нежности и услаждающей свежести; это сама хрупкость по сравнению со всей материальной громоздкостью и тяжестью.

Синий - это цвет, выражающий ничто и прекрасное одновременно. Если желтый излучает, то синий - поглощает, втягивает лучи в себя. Темно - синий вызывает безмятежный покой. При рассматривании темно-синего цвета наступает вегетативное успокоение. Пульс, давление крови, частота дыхания и функция бодрствования снижаются и регулируются трофотропно. Организм настраивается на успокоение и отдых. Темно-синий цвет, как и каждый из четырех основных цветов, является цветовым выражением одной из основных биологических потребностей: физиологически - покоя, психологически - удовлетворения. Кто находится в подобном уравновешенном, гармоничном состоянии без напряжения, чувствует себя на своем месте: в тесной связи с окружающим и в безопасности. Синий цвет выражает единение, тесную связь. В народе говорят: "Синий цвет - верность". В состоянии единения с окружающим отмечается особая чувствительность к переменам. Поэтому синий цвет отвечает всем цветам чувствительности. Образы, которые несет в себе синий цвет - глубокая ночь, тишина, пещера, темнота, сказка...Он подходит как основной цвет для спален, гостиных. В сочетании с желтым и красным подходит для оформления детских, кухни. Если это глухой синий, то необходимо сочетать с такими же глухими красным, коричневым, зелены, белым. Если это небесно-синий, то сочетаться будет с пастельными тонами, розовыми, серыми, серебристыми оттенками. Символически синий цвет соответствует спокойной воде, флегматичному темпераменту, женскому началу, левой стороне, горизонтальному направлению, плавному почерку. Чувственное восприятие - нежность, а его орган - кожа. Синий путь - женский, матриархальный.

Светло - синий (голубой) цвет . Его психологическая характеристика - беззаботное веселье. Светло-синий - цвет беспечности и беззаботности, так как он не предъявляет претензий, а потому не принимает обязательств. Светло-синий и есть то "очаровательное ничто". Это небо, вода, бассейн, цветы. Подходит для детских, спальни. Голубой - это игровое начало. Сочетаем с розовым, светло-зеленым, охристым, оранжевым, сиреневым и другими.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ

Цвет страсти. Он обычно привлекает людей волевых, властных. Однако он присущ и вспыльчивым, общительным типам. Люди, у которых этот цвет вызывает раздражение,верные и стабильные в своих отношениях, но у них есть комплекс неполноценности, они боятся ссор, склонны к уединению. Обычно это люди с определившейся жизненной позицией, целеустремленные, даже агрессивные.

Красный цвет возбуждает , а поэтому импонирует наблюдателю. Поэтому одеяния королей, кардиналов и отделка тог сенаторов были красными. Но пурпурный с его холодной долей синего цвета действует еще более впечатляюще и одновременно сдерживающе. Этот цвет можно охарактеризовать словами "роскошный" или "великолепный". По этой причине в театрах до последнего времени занавес и сидения были, конечно, всегда красными. Римбауд, который, как известно, одно из своих стихотворений посвятил значениям цветов, считал, что женщину, одевающуюся в красное, легко соблазнить. Так как научная психология цвета все высказывания обосновывает статистическим опытом, она не может дать оценку этому мнению, однако, она установила, что компенсаторное предпочтение красного означает: "Срочно хотелось бы возбудиться с помощью интенсивных впечатлений". В религиозной символике цвет используется также со смыслом. Красный является символом пылкой любовной страсти, которая возникает как пламя в головах освещенных духом. Когда Эрнст Юнгер "Lob der Vokale" констатирует: "Так, красный цвет - цвет господства и мятежа", то в этом он видит проявление возбуждения. В красный цвет окрашено также знамя русской революции. Да, красное по своей сути - революция, переворот. Красное - это полное энергии проникновение и преобразование, когда оно варьируется с желтыми тонами (цвета красной киновари). Кто по своей натуре полон жизненной силы и энергии, а следовательно наделен чувством собственного достоинства, которое соответствует красному цвету, тот чувствует себя могущественным. Тот же, кто слаб и встречает сильного, воспринимает последнего, как угрозу. По этой причине в красный цвет окрашивают предметы, указывающие на угрожающую опасность. Красный сигнал светофора заставляет водителя остановиться, чтобы избежать угрозы столкновения. Противопожарное оборудование и пожарные автомашины окрашены в красный цвет, так как они должны выражать высшую степень тревоги. Раздражающее действие красного цвета должно в данном случае превратиться в возбуждающее. Красный цвет соответствует античному элементу "огонь", холерическому темпераменту, а по времени - современности, тогда как желтый указывает на будущее.

Конечная цель красного, импульса к переживанию и завоеванию - успокоение в удовлетворении. Красный находит свое разрешение в синем. Синий, мирный и расслабленный покой, имеет целью восстановление, накопление сил для глубоких переживаний и действенных завоеваний. Синий находит свое смысловое разрешение в красном. Оба пути ведут к единению. Красный путь достигает отождествления через боевое завоевание. Синий стремится к отождествлению через самопожертвование. Оба цвета, красный и синий, стремятся к отождествлению, единению и слиянию в виде любви. Красный путь - мужской, патриархальный. Синий путь - женский, матриархальный. Мужской красный и женский синий сливаются в фиолетовый. 75% детей до наступления половой зрелости, в возрасте с недифференцированными половыми признаками предпочитают фиолетовый цвет. "В то время как черный означает абсолютное ничто, фиолетовый представляет собой сокрытую тайну…".

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ

Фиолетовый - это цвет, который не так просто понять. Красный и синий, мужской и женский, активный и пассивный - эти две потивоположности в фиолетовом уничтожаются.

Уничтожение субъективно-объективных противоположностей, мистическое, магическое, волшебное, способное уничтожить противоположность между желанием и действительностью - это фиолетовый цвет. В этом его волшебство, и это волшебство - его очарование. Слияние противоположностей, отождествление - это одно значение фиолетового цвета. А ведь в любом процессе переживания (в дальнейшем везде - эмоции) и мышления всегда имеются субъективно - объективные противоположности, они действенны и часто трагичны. Синий покой будоражится красным импульсом и побуждается к восприятию воздействий окружающей среды. Но и наоборот: красный импульс тормозится, синим покоем, накапливается, дозируется, дифференцируется и доводится до такого совершенства, что возникает чувственная восприимчивость. Эти колебания между красным и синим, между импульсивным желанием и осмотрительной восприимчивостью дают другое значение фиолетового цвета, а именно - чувствительность. Всевозможные оттенки фиолетового цвета - от светлых, резких, с их пикантно-эротическим воздействием, до темных, выражающих глубокомыслие, раскаяние, смирение и мистику, - имеют одну и ту же цель, один и тот же смысл: чувственное отождествление. В таком состоянии находится будущая мать, эстет, эротоман и человек, верящий в таинственное, божественное. Если отдается предпочтение фиолетовому цвету, то в этом следует усматривать "захватывающий интерес" и потребность в чувственном отождествлении, которое приобретает совершенно другой характер, если вторым любимым цветком является возбуждающий, сексуальный красный, а не сентиментальный, спокойный синий.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ

В зеленом цвете желтый и синий (синий + желтый = зеленый), как парализованные силы, которые могут вновь активизироваться. В зеленом заложена жизненная возможность, абсолютный зеленый - самый спокойный цвет из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука радости, печали, страсти. Он ничего не требует, никуда не зовет. Это неподвижный, самодовольный, ограниченный в пространстве элемент. Зеленый цвет статичен.

Зеленый не обладает действующей наружу кинетической энергией, а содержит заключенную в себе энергию потенциальную. Чем больше дополняется к зеленому затемняющего синего, тем сильнее, "холоднее", напряженнее, строже и устойчивее психологическое воздействие цвета. Чем больше добавляется осветляющего, растворяющего желтого, тем легче, "теплее", расслабленнее, мягче и гармоничнее действует зеленый. Оставаться верным себе, выполнять самим же избранное обязательство, скорее уединиться со своей обидой, чем капитулировать и приспосабливаться, - этого требует гордость сине-зеленой саморегуляции.

Конечно, зеленому присущи и положительные консервативные качества, такие, как настойчивость и выдержка. С другой стороны, опыт теста показывает, что люди экстравагантные и эксцентричные, а также стремящиеся к оригинальности, считают чисто зеленый цвет несимпатичным. Светлый сине-зеленый, или бирюзовый - самый холодный из всех цветов. По этой причине его наиболее целесообразно использовать там, где необходимо оптически создать освежающую прохладу. Он желателен в жарких странах, в горячих заводских цехах, в помещениях с удушливым и тяжелым запахом. Это цветовое воздействие используется в освежающих напитках, освежающих сигаретах или зубных пастах с ментолом. Так как зеленый оказывает успокаивающее действие, его можно применять в ванной, коридорах, уголках отдыха и уединения. Он может быть веселым, а может быть задумчивым, грустным. Оттенки зеленого безграничны. Сочетаем практически с любым цветом схожего с ним по тону, насыщенности; в контрасте с красным, оранжевым, желтым. По ассоциации рождаются образы природных мотивов - лес, водоемы, поляны и т.д.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

Воспринимается нами как солнце, светлым и сверкающим. Желтый цвет - легкий, сияющий, возбуждающий, а потому - согревающий. Яркость желтого и полированная блестящая поверхность дополняют друг друга, создавая великолепие блестящего золота.

Предпочтение желтого цвета остальным означает поиски освобождения, несущего счастье, ибо таковое отсутствует. Если же, наряду с этим, отвергается синий - цвет покоя, удовлетворения и единения, - речь идет о несчастном, неподходящем для реальной связи человека, который, постоянно обеспокоенный, ищет удовлетворения в идоле любви. Это предпочтение желтого цвета при отклонении синего часто свидетельствует, например, об "ажитированной депрессии". Если же отклоняется синий цвет (возбужденное беспокойство, чувствительность), а выбирают желтый (поиски и ожидание освобождающей разрядки) и зеленый (напряжение, самоутверждение), то это характерно для честолюбивого человека, которому недостает дружеских связей в коллективе и, который стремится завоевать признание с помощью превосходства.

Желтый выбирают люди, которые ищут изменившихся, освобождающих отношений, чтобы разрядить ожидаемым способом возбужденное напряжение и иметь возможность раскрыться, достичь желаемого. Они надеются на разрядку с помощью освобождения от нагрузки, угнетающей их как зависимость. Считается, что желтый - цвет озарения, поэтому ореол Христа и святых также желтый. Сочетаем с черным, голубым, красным, зеленым - с локальными /основными цветами/ и пастельными цветами. Один из самых употребляемых в интерьере. Подходит практически для любой комнаты.

СЕРЫЙ ЦВЕТ

Промежуточный серый не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он не вызывает никакого возбуждения и свободен от какой-либо психической тенденции. Серый - это нейтралитет, это не субъект и не объект, он не внешний и не внутренний, он не напряжение и не расслабление. Серый - вообще не территория, на которой можно жить; это только граница: граница - как ничейная полоса, граница - как контур, как разделительная черта, как абстрактное деление для расчленения противоположностей. Если серый как границу ставят в тесте Люшера на первое место, то не хотят дать познать себя, ограждают себя от всяких влияний, чтобы оставаться невозбудимым. При сильном переутомлении защитной реакцией часто служит склонность к серому цвету. То же наблюдается и во время экспертизы, когда не желают давать возможность изучить себя. Любят рассудительные и недоверчивые натуры, которые долго думают, прежде чем решится, на что-нибудь.

Этот цвет предпочитают те, кто боится "высунуться". Во всех ахроматических цветах (серый, белый, черный) отсутствует дифференцированное отношение к объекту. И наоборот, выбор среди ряда хроматических цветов (по восьмицветовой таблице теста) показывает, насколько эмоционально относительно фиксированная структура личности реагирует на окружающую ситуацию.

БЕЛЫЙ ЦВЕТ ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ

По сравнению со всеми серыми тонами белый цвет характеризуется завершенностью как конечный пункт яркости, а черный - как конечный пункт темноты. В то время как предпочтение серых тонов отражает способ регуляции тонуса, выбор черного или белого, напротив, демонстрирует абсолютное и окончательное решение ("черно-белый приговор"), которое принимается, когда лабильное состояние приводит к кризису. В белом или черном кризисе какой-нибудь возбудитель ведет к необдуманной, неуправляемой динамической разрядке. Черный как концентрическое сгущение отражает агрессивное упорство; белый как эксцентрическое растворение - бегство. Как известно, решение "сражаться или бежать" принимается не в области неокортекса, а в филогенетически ранее сложившихся долях, а именно, в так называемой лимбической системе. Опыт проведения тестов показывает, что максимум 1,4% взрослых выбирают из числа ахроматических цветов белый и черный одновременно. Большей частью эти цвета избираются людьми, испытывающими сильное, невыносимое психическое давление с кризисным обострением, например, детьми в период полового созревания и пребывания в больнице, а также людьми с психическими и нервными расстройствами. Белый цвет является выражением разрешения, бегства и освобождения от всякого сопротивления. Белый означает абсолютную свободу от всех препятствий и свободу для всех возможностей. Белый - это tabula rasa, чистая доска, разрешение проблем и новое начало. Поэтому платье невесты белое. Поэтому белый цвет является символом физической смерти, если его считать началом нового воплощения или погружением в нирвану. Кто в таблице ахроматических цветов отдает предпочтение белому цвету, тот "нуждается в освобождении от неприятных обстоятельств". Белый - это граница начала и согласие; черный - это отрицание и граница, за которой прекращается "цветовая" жизнь. Поэтому черный цвет выражает идею "ничто"; ничто, как абсолютный отказ, как смерть или как "нет" в боевом протесте. Знамена анархических и нигилистских союзов были черными; знамя мира - белого цвета.

Черный выражает застой , защиту и вытеснение возбуждающих влияний. Кто ставит черный цвет на первое место, тот из упрямого протеста восстает против своей судьбы. Кто ставит черный на второе место, надеется, что он может от всего отказаться, если он способен насильно взять то, что выражает цвет, стоящий на первом месте. Если, например, на первом месте перед черным стоит красный, то форсированные, ничем не стесненные события должны компенсировать лишения. Если на первом месте перед черным стоит синий, то к гармонии вновь должен привести абсолютный покой. Если перед черным стоит серый, то это тотальное ограждение говорит об отрицании своей судьбы с таким отвращением, что даже хотят скрыть свои настоящие мысли и чувства. Кто воспринимает черный цвет как несимпатичный, что по статистическим данным происходит чаще всего, тот не хочет от многого отказываться. Отказ для него означает лишение и пугающие нехватки. Так как он едва ли способен терпеть лишения, то он рискует выдвигать авторитарные сверхмерные требования. Символизирует неуверенность и мрачное восприятие жизни. Поэтому, если темные тона вам предпочтительнее, нежели светлые, то вы несчастливы, склонны к депрессии, сомневаетесь в своих силах.

Идеальный цвет

Идеальный цвет, цвет мечты. Он никого не отталкивает, но и информации не несет - ему может отдать предпочтение человек с любым складом характера. Цвет черпает свою значимость из реальной действительности, и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека. Следовательно, рекомендуется окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудование, где есть значительное выделение тепла и где много шума. Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограниченно, т.е. в помещениях, где учащиеся могут находиться лишь кратковременно, или там, где это возбуждение необходимо, например, в спортивном зале. Однако при окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, так как однообразие надоедает, вызывая охранительное торможение.

Предупреждает развитие утомления рациональное освещение залов и рабочих мест (достаточная освещенность, благоприятный спектр, равномерность), художественное оформление интерьера зала, красивая и удобная форма (если она введена в учебном заведении). Рациональная окраска учебных помещений и оборудования может обеспечить рост производительности труда и эффективность учебной деятельности.

Вот пред Вами четыре типа цветовой гармонии:

  1. Изохромия - композиция в одном цветовом пятне, тоне.
  2. Хомеохромия - цветовая композиция в пределах малого интервала.
  3. Мерохромия - композиция, где цвета подчинены одному главному цвету.
  4. Пойкилохромия - метод полного дробления цветовых масс, большое разнообразие цвета.

А вот теория цветовой гармонии ученого Г.Н. Теплова:

  1. Однотонная , построенная на одном главном цвете или группе близкородственных цветов.
  2. Полярная , построенная на противопоставлении двух противоположных цветов, как бы образующих две однотонные гармонии.
  3. Трехцветная , построенная на противопоставлении трех основных цветов, лежащих в пределах интервалов или построенные вокруг них три цветовые гармонии.
  4. Многоцветная , в котором при большом разнообразии цветов нельзя выделить главные.

В гармонии должны быть заметными по крайне мере первоначальные элементы многообразия цветовой области: красный, желтый и синий. Будь они неразличимы, как это было бы в черном, сером или белом цвете, то было бы единство без многообразия, тое есть лишь количественное отношение красок.

Многообразие тонов должно достигаться также через разнообразие светлого и темного, через изменения в цвете. Тона должны находиться в равновесии таким образом, чтобы ни один из них не выделялся. Этот момент охватывает качественные отношения и составляет цветовой ритм. В больших комбинациях цвета должны по порядку следовать друг за другом так, чтобы естественная связь по степени их родства имела место, как в спектре или в радуге. В следовании тонов выражается движение мелодии цветового единства.

Чистые краски следует применять экономно из-за их яркости и лишь в тех частях, на которые глаз в первую очередь должен быть направлен.

Стали устойчивыми оптические иллюзии с отступающими (холодными) и приближающимися (теплыми) цветами. Для целенаправленного использования цвета необходимо знать устойчивые связи между цветом и психологической реакцией человека.

В этом аспекте установлен ряд закономерностей - по предпочтительности цветового тона, по образной ассоциативности цветов, по гармоничности цветосочетаний. Предпочтительное отношение к определенным цветам заметно проявляется в разных возрастных группах. В общем виде для детей предпочтительны теплые цвета яркой насыщенности локальных цветов - синий, желтый, красный и их оттенки.

Для взрослых - холодные цвета средней насыщенности и более смешанные, для пожилых -ахроматические цвета пастельных тонов. Прекрасный дар природы - способность человека видеть мир, расцвеченный всеми цветами радуги. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Более того, склонны считать цвет объективным свойством самих предметов. В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом.

Мы видим одно из свойств предмета - оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, красные звезды, а не просто отдельные цвета. Человеку чаще всего цвет рассказывает о свойстве и характеристике предмета и явлениях. Он позволяет судить о том, созрела ли ягода, или она еще зеленая, здоров ли ребенок или у него красное горло. Понятно, что чем разнообразнее информация, тем она достовернее. То, что мы видим, слышим, осязаем, помним, обоняем, чувствуем, - все это синтезирует единую и неразрывную картину мира. Довольно просто заменить различную цветовую гамму (остроту зрения) в разное время суток.

При дневном освещении самым светлым человеку кажется желтый цвет. При переходе от дневного зрения к ночному чувствительность сдвигается к синему цвету. При сумеречном освещении лучше всего глаз человека различает зеленые оттенки. В древние времена первобытные "человеки" пользовались природными красками - красной глиной, углем, цветным соком растений.

В 1856г. Паркинсон объявил на весь мир о том, что он из химической смеси получил анилиновые краски. С тех пор мы пользуемся "неприродными" цветами - ультрамарином, лиловым, болотным и т.д., смешиваем их и получаем новые оттенки. Х. Вольфарт (Канада) показал своим студентам на несколько минут оранжево - красный цвет теста Люшера. До и после эксперимента он измерил пульс, давление крови и частоту дыхания. Произошло то, что и ожидалось: после рассматривания оранжево - красного цвета эти вегетативные функции повысились. На темно - синий цвет нервная система студентов реагировала обратным образом - наступало успокоение: пульс становился спокойнее, давление в крови снижалось, а дыхание замедлялось. То, что произошло с канадскими студентами, случается со всеми людьми во всем мире. "Язык" цветов интернационален. Он не связан с расой и культурой. Даже на животных цвета оказывают такое же действие.

Соответствуют нашему реальному или идеальному Я. Тому характеру, который у нас есть, или тому, который мы хотели бы иметь. Если мы хотим произвести определенное впечатление, мы также бессознательно выберем нужный для этого оттенок.

Белый - символ чистоты и совершенства. В христианской традиции цвет святости, добродетели, божественности. Люди, которые выбирают белый своим цветом, обычно аккуратные, порядочные и искренние. Или хотят таковыми казаться (не забываем, да?).

Серый выбирают люди, которые боятся слишком громко заявить о себе. Либо хотят быть неприметными, чтобы что-то получить («серый кардинал»). Серый - цвет нейтральности. Это идеальный фон для любого другого цвета, для любой манипуляции или игры. Он дает силу тому, кто слаб и уязвим.

Розовый - цвет мягкости, нежности, доброты и сентиментальности, цвет грез и мечтаний. Если вы любите розовый - значит, не терпите жестокости и насилия в любом его проявлении. Человек, выбирающий для себя этот цвет, предпочитает жить в легком, комфортном мире, придуманном им самим. Розовый притупляет агрессию и нервозность, поэтому хорош для людей, которые сильно раздражаются и которым тяжело взять себя в руки.

Вместе с тем слишком много розового вокруг способно привести к полной отрешенности от мира. Будьте осторожны с людьми, которые любят розовый, - они очень ранимы.

Голубой - охлаждающий и успокаивающий цвет. Голубой (несмотря на стереотипы) - цвет женственности, материнства. Символизирует мир, спокойствие, беззаботность. Располагает к отдыху и расслаблению.

Желтый - самый светлый цвет. Символ легкости, живости, яркости и радостного восприятия жизни. Его выбирают люди контактные, любопытные, оптимистичные, привыкшие привлекать к себе внимание других. Если человек полностью отвергает желтый, значит, он находится в состоянии пустоты, изоляции или крайнего раздражения.

Оранжевый - цвет теплоты, блаженства, радости, цвет энергии, свободы и силы. Символизирует развитие, направленность на успех. Еще оранжевый - цвет просветления, не зря его носят буддистские монахи. Он проявляет скрытые возможности человека, помогает освободиться от страхов и депрессии, снимает напряжение во всех конфликтах.

Фиолетовый олицетворяет все нестандартное. Это цвет нашей фантазии, волшебства, магии. Тот, кто любит его, не только желает быть околдованным, но и сам жаждет обладать колдовской силой. Неприятие фиолетового говорит о желании устанавливать как можно более ясные отношения с людьми.

Все сказанное, конечно же, нужно воспринимать с определенной долей условности. И не забывать, что мы живем в мире оттенков, полутонов и причудливо смешанных красок.

Красный цвет - цвет всего мистического, таинственного, потустороннего. Издавна красный цвет считался цветом мудрости и власти. У древних иудеев он был царским цветом, в православии символизировал божественное проявление. В Древнем Риме цезари носили пурпурные тоги.

В астрологии красный цвет соответствует знаку Марса.

Люди с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. В русском: красная площадь - красивая площадь; фольклорные образы: красна девица, красно солнышко. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный». В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.

Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем . Его символические значения очень многообразны и противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны вражду, месть, войну, связывается с агрессивностью и плотскими желаниями.

У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару. В культурах Азии юг обычно связывался с красным цветом, север - с черным, запад - с белым, а восток - с желтым или синим.

Красный цвет считается мужским цветом, символизируя энергию ЯН. Это - цвет жизни. Одновременно он символизирует активность и энергию, динамизм и силу, крепость и решимость, а также любовь, страстность, гнев.

Красный в сочетании с белым ассоциируется с чистотой и гармонией. Красный с зеленым не должны быть вместе.

Из мифологии известно, что Венера (зеленый) была женой Марса (красный) и родила ему Фобоса (страх) и Демоса (ужас). Красный цвет в ауре человека означает гнев, страсть или похоть . Он соответствует самой сложной дороге жизни - дороге любви и гнева.

Слишком уж противоречив этот цвет, да и достаточно нелогичен.

Так, красным цветом в иудаизме окрашен День Страшного суда. Но одновременно красный украшает и крыши первых иудейских храмов, и одежды первосвященников и многое другое.

Все это, да еще, пожалуй, тот факт, что красный посвящен в христианстве Святому Духу, позволяют понять и ассоциации красного со Страстями Господними. С кровью Иисуса Христа, пролитой во спасение человечества.

Тантризм же связывает энергетический центр красного цвета с усилением жизненной энергии и повышением иммунитета или выносливости.

А Каббала наделяет красного бога солнца строгостью и непреклонностью.

Красный является основным геральдическим цветом. На знаменах он символизирует бунт, революцию, борьбу, независимость. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».

Красному цвету приписывались также целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству. От нечистой силы и дурного глаза помогают красные нити, пасхальные яйца, ткани, кораллы, цветы и растения. Китайцы привязывали что-нибудь красное детям к кисти руки, приучая смотреть на этот цвет, как на лучшее предохранительное средство от злых духов. Во многих странах женщины обвязывают кисти рук красной нитью, чтобы не болеть и чтобы никто не сглазил.

Так как красный цвет ассоциируется с активным мужским принципом, с кровью, с огнем, возникают ассоциации и с любовью, с сексуальным возбуждением, страстностью и т.п.

Вспомним, что мужчины красный цвет считают любимым чаще, чем женщины. Хотя он одинаково сильно возбуждает оба пола. Возбуждение это сугубо мужское - физическое, мускульное.

Красный цвет часто вызывает волнение, беспокойство. Усиливает нервное напряжение. Повышая уровень тревожности, красный заставляет больше внимания уделять окружающему миру.

За счет возбуждения нервной системы красный вызывает вначале резкий подъем работоспособности. Например, производительность труда уже через 10 минут повышается на 26%. Ускоряется реакция «счет чисел»...

Однако при адаптации к красному цвету, число правильно решенных задач снижается на 20%, а производительность труда - на 34% (после 20 минут адаптации). Появляется цветовое утомление, приводящее к дальнейшему понижению работоспособности.

Психологами отмечено, что ношение красных очков спортсменом повышает его выносливость. Выявляет боевую борцовскую решительность в его характере.

Красный более характерен для вкусов молодых. Если до 20 лет он часто ставится на 1 место, а к 30 годам - несколько реже, то к 60-ти красный уже стоит где-то в середине цветового ряда предпочтений.

Наличие красного цвета в помещении, где принимается пища, способствует аппетиту. Этот цвет является возбуждающим половые инстинкты. Красный цвет действует болеутоляюще на нервную систему, лечит гипертензию (первый этап неврастении), активизирует дистрофиков, регулирует пищеварение. По этой причине перед ответственными соревнованиями спортсменам рекомендуется носить красные очки.

Еще в средние века люди знали, что оспа и скарлатина легче переносятся, если больной располагается на простынях красного цвета. Красный цвет помогает человеку раздеться без чувства озноба при врачебном осмотре. Находящиеся в предынфарктном состоянии на первое место ставят красно-оранжевый цвет, символизирующий подвижность, а также сине-зеленый, символизирующий волевое усилие. Полным людям красный и оранжевый цвета, наоборот, не нравятся: они предпочитают синий - цвет покоя. В психиатрии красным цветом лечат молчаливый психоз.

В качестве возбуждающего средства красный весьма эффективен при лечении депрессии, подавленности и меланхолии.

Обладая значительной способностью проникновения в кожу он болеутоляюще воздействует на нервную систему. Наиболее эффективен при лечении гиперстезии как основы большинства симптомов неврастении. При этом часто проходят головные боли, головокружения, а также боли в позвоночнике и др.

Нередко красные цвета успешно используются для лечения детской анемии и апатии: увеличивается число эритроцитов в крови, повышается физическая активность, улучшается пищеварение, растет аппетит и вес ребенка.