Болезни Военный билет Призыв

Что можно узнать о человеке по его речи. Голос - наша визитная карточка. Характер человека выдает его голос


Как понять по голосу человека? Голос – первое, с чем мы знакомимся в человеке в начале общения. Голос может рассказать о нем очень многое. Тембр голоса, его высота и сила играют важную роль при общении. Знанием этих простых правил очень умело пользуются политики, психологи, бизнесмены.


Свойства и характеристика голоса человека

Если человек начинает заикаться, краснеть, отводить в сторону глаза , у него начинают потеть ладони, то это явный признак того, что он лжет. Но иногда приходится сталкиваться с тем, что с некоторыми людьми происходит все наоборот: они вполне уверенно держаться, когда лгут, и начинают заикаться, когда говорят правду.

Также важно обратить внимание на тон собеседника, так как выражать он может разные мысли. К примеру, высокий и оживленный тон может свидетельствовать как о принятии ваших слов с энтузиазмом, так и о недоверии к сказанному вами.

Важно вслушиваться в слова собеседника и замечать все изменения его голоса. Если голос сменился с радостного на тусклый и тихий , то, вероятно, вы чем-то обидели человека.

С людьми, которым доверяют и симпатизируют, разговаривают обычно несколько тише, как и в случае, если говорят что-то, не предназначенное для посторонних.


Когда мы слышим другого человека, то интуитивно рисуем его образ: старый или молодой, толстый или худой, добрый или злой, скромный или заносчивый и так далее. А что делают другие люди по отношению к нам? То же самое. Например,

Громкий голос может создать образ человека, который стремится доминировать, контролировать людей и ситуацию. Существует ошибочное мнение, что громкая речь – признак уверенности. Часто таким способом просто пытаются привлечь к себе внимание.

Иногда громко разговаривают люди маленького роста или с плохим телосложением, стремясь компенсировать свои физические комплексы.

По-настоящему уверенные в себе люди редко разговаривают громко. А если и говорят, то это всегда получается уместно и, как правило, для оказания давления.

Спокойный, уверенный голос и четкая дикция рисует человека, который знает, как подать себя миру. Саморуководство и самодисциплина – его конек. Однако в общении с ним у вас может возникнуть ощущение некой театральности: слишком четкое выражение мыслей, лишенное чувств.

Если человек разговаривает четко, быстро, напористо, то он довольно энергичен и реактивен. Это тот человек, который сначала сделает, а потом подумает.

Если его речь медленная, он будто взвешивает слова, то этот человек нетороплив, обстоятелен и склонен к анализу.

Невнятная речь может свидетельствовать о том, что человек не умеет выражать свои мысли, тревожен, застенчив или устал. Он не является лидером, ему не хватает жизненных впечатлений, радости, энергии. Ему присущи слабые рукопожатия, вялые телодвижения.

Низкий голос вызывает ассоциации с уверенностью, самодостаточностью, интеллектом. Обладателя интуитивно воспринимают, как авторитетного и знающего. Чем ниже голос у мужчины, тем надежней и сильнее его считает женщина. И это правильно, т.к. связано с высоким уровнем гормонов.

Мы все с детства, еще не понимая значения слов, обучаемся по интонации оценивать эмоциональную окраску речи, звуков. Благодаря этой способности мы можем по голосу определять характер человека, судить об интеллекте, роде занятий, темпераменте.

Гораздо чаще, чем от болезней и перегрузок, голос страдает именно от них. И тогда мы чувствуем, что наш голос как бы пресекается, горло «перехватывает», зажимает, вплоть до ощущения боли, – но ничего не можем с этим поделать. Отчего это происходит?

Дело в том, что горловые зажимы – это психологические реакции тела на стресс. А если ваш голос зажат постоянно, это значит, что вы испытываете стресс, даже если вы его не ощущаете.

Наше тело привыкает и застывает в какой-то защитной реакции, и мы перестаем ощущать эту часть. И только когда все остальное тело расслаблено – тогда становится заметней сжатие, спазм в этой области. Вот почему мы так часто болеем в отпуске.

Как связаны голосовые зажимы с психологическими? Можно ли освободить от них свой голос так, чтобы он зазвучал в полную силу своей естественной, природной красоты? Да, конечно. Но для этого необходимо сделать некоторую работу над собой.

Обратите внимание, как мы, взрослые, воспитанные люди, реагируем на боль, душевную и телесную. Нам хочется заорать – от боли, от гнева, от обиды – а мы стискиваем губы, зубы, горло. В отличие от детей, которые сразу реагируют открытым, звонким криком.

Реакция ребенка мгновенна, безоценочна: импульс – реакция. У нас же – с заминкой на оценку (прилично или неприлично?). Поэтому ребенок выплескивает эмоцию через голос и быстро забывает про свою беду. А мы сдерживаем свои естественные реакции и годами пережевываем свои «неозвученные» проблемы.

А еще одно замечательное правило: «Плакать – неприлично!». И мы вместо того, чтобы «зареветь», как ревут дети – «глотаем слезы». Что болит и зажимается в этот момент? Правильно – горло. А еще зевать неприлично! Стонать от наслаждения – тоже неприлично (а вдруг соседи услышат?).

Мышцы гортани перестают работать, глотка закрывается, и голос, не находя себе другого пути, выходит либо через нос (гнусавый звук), либо «застревает в горле» (глухой тусклый звук, боль, першение).

А как мы улыбаемся? Губы притворно растягиваются в улыбку тогда, когда вам вовсе не хочется улыбаться. Это – «социальная улыбка» – наша защитная реакция на опасность. У зверей такая «улыбка» называется оскалом и означает – «лучше не подходи, я сильный, у меня – зубы острые».

И у нас такая «натянутая» улыбка неосознанно сигнализирует: «Я – сильный», или «Я – сильная». А также: «Не подходите слишком близко». Эта улыбка выдает наш страх: страх искренности, открытости, естественности. То есть, на самом деле, выявляет нашу слабость.

И для того, чтобы справиться со всеми этими зажимами – у нас существует специальный курс, называется «Свобода тела». На нем мы осознаем наши личные причины образования названных зажимов, учимся говорить о своих чувствах, озвучивать эмоции, дышать в стрессовых ситуациях, делаем специальные упражнения. Вы меняетесь изнутри и ваш голос меняется.

Я приглашаю вас на свой курс, а пока вот несколько рекомендаций:

  • Чтобы «разжать» зажим в области гортани, потренируйтесь открывать рот так, чтобы нижняя челюсть как бы «отстегнулась» от верхней и двигалась расслабленно.
  • Держите руку на подбородке и читайте вслух любой текст.
  • На каждой ударной А, О, Э опускайте челюсть (рукой!) как можно ниже, следите за тем, чтобы рот по вертикали раскрывался, как можно шире, – и вы удивитесь, насколько громче и свободнее зазвучит ваш голос!
  • Научитесь зевать во весь голос, как зевают дети, кошки и собаки. Попробуйте вызвать у себя зевоту искусственно и обратите внимание на то, как в это время двигается ваша гортань, глотка, где находится язык.
  • Еще одно упражнение, это упражнение – смех.
  • Вспомните как вы смеялись и не могли остановиться. Что у вас болело? Правильно – живот. А, точнее, диафрагма, которая активно работает при голосовой нагрузке. А горло в этот момент издает звонкие, объемные, громкие звуки. Если вы научитесь смеяться «по заказу», вы сможете моментально снять голосовой зажим, и быстро поднять себе настроение.
И еще маленький секрет – на самом деле звучит не горло и не связки, –голос резонирует во всем теле.

И где бы в нашем теле не возник зажим, это мгновенно отражается на звучании голоса.

Спросите любого руководителя программ на любой радиостанции, какая тональность голоса идеальна для ведущего в эфире и он вам ответит, что низкая, потому что низкие голоса гораздо лучше воспринимаются радиослушателями, чем высокие. От природы, высокие тона в животном мире (и у нас это заложено еще от наших первобытных предков) слышатся ухом, как некий сигнал тревоги, беспокойства. Между нами и нашими четвероногими прародителями целые эпохи, но память, принятую от них, мы переносим сквозь тысячелетия на генетическом уровне…

Так вот если задуматься… Ведь это действительно поразительно, как многое можно узнать о человеке по его голосу. И ваш собеседник, если он разбирается в языке человеческого голоса, может о вас узнать значительно больше, чем вы бы этого сами хотели, или подумать про вас то, что и близко не является истиной.

Голос рассказывает о человеке, уже в первые минуты знакомства, так же много, как и его одежда, его манеры и внешние проявления характера и интеллекта. Для вашего собеседника ваш голос может стать основной причиной внезапной расположенности к вам, или, наоборот, неожиданного неприятия вас при всех остальных положительных ваших качеств.

Вот, к примеру, взрослая и серьезная женщина, ведет себя, как активистка комсомолка. Все, наверное, смотрели фильм «Служебный роман»? Вспомните там персонаж Шурочки – общественницы, собирающей взносы. Ее энергия огромна, ее энтузиазм несомненен, он вполне в контексте происходящего вокруг, но все это она совершает так эмоционально и суетливо, что изначально не воспринимается зрителем, как какой-либо серьезный персонаж. В процессе фильма мы узнаем, что ее рабочее место в бухгалтерии. И мы заведомо понимаем, что ее место там далеко не руководящее. Это не следует из текста и сценария, но это прямо мы предполагаем из сути ее персонажа, причем ощутили это сразу, услышав ее голос на высоких верхах.

Но, представим себе, что она говорит более низким тембром. Соответственно и неизбежно – говорит медленнее. Соответственно и неизбежно – немного медленнее, не так суетливо двигается, потому что невозможно двигаться в разных ритмах со своим голосом… И получается изначально совершенно другое восприятие человека.

Другой пример голоса, тоже, часто встречающийся – как бы приглушенный, вымученный. Возникает ощущение, что человеку говорить трудно, что он говорит, бедный, и страдает. Такого собеседника непросто услышать, нам приходится переспрашивать его, мы не улавливаем его слова. У разговаривающих так людей и моторика движений соответствует «вымученности» их голосов. Они могут быть в душе очень хорошими людьми, но их голос дает собеседникам крайне негативные сигналы. HR менеджер, проводя собеседование с таким кандидатом, что подумает сразу? А подумает, что человек чем-то болен, что будет постоянно сидеть на больничных и ему постоянно надо будет искать подмену. И неважно здесь, какие отличные референции, дипломы, какой большой опыт, какое отличное образование у этого кандидата. А еще он может подумать, что он зажат, неуверен в себе… Как неуверенному в себе человеку можно доверить работу? Ответственность?

И пусть это первое впечатление будет в объективной истине неверным, но скорее всего на вакантное место его не примут.

А еще есть голоса тоже тихие, хотя при этом вполне различимые, но, как-то вкрадчивые, участливые, как будто человек, с тобой говорящий, прямо вот сейчас, готов вместе пойти куда-нибудь, поплакать, покаяться… На обладателя такого голоса вряд ли можно опереться, у него не стоит искать помощи, или совета. Он будет согласен с любым вашим мнением и сопереживать любой вашей проблеме, но сам не имеет своей точки зрения. Он неуверен, он устал, в нем нет энергии.

К удивлению, часто такие голоса бывают у женщин психологов. Что, по большому счету, неправильно. Ненормально воспринять как врача, как поддержку, того, кто рядом с тобой просто готов в унисон помереть. У меня есть подозрение, что такой голос выдает специалиста, который пошел учиться на психолога в первую очередь для того, чтобы разобраться в своих личностных проблемах, или убежать, спастись от них. Но, убежать от себя еще никому и никогда в мире не удавалось, вот и появился, разбившийся о личностную неудачу, тихий, неэмоциональный голос, готовый поддержать любую нервную ткань собеседника.

Полная противоположность примеру выше – суперуверенные, громкие голоса, решительные, ораторские, публичные. Это голоса политиков – провокаторов, или лидеров, которые первыми ведут куда-то за собой, а потом первыми же и сбегают, оставив паству расхлебывать последствия их «похода».

Другая негативная манера разговора – говорить «лающими» словами. Одна моя знакомая так и говорила, такая у нее была резкая, отрывистая манера разговора. Что бы она ни говорила, у всех собеседников было ощущение, что она «ругается». Ее из-за этого избегали, а она совершенно искренне не понимала, почему люди не хотят с ней общаться.

Что под конец хочу сказать.

Ваш голос может говорить собеседнику про вас как правду, так и неправду. Но в любом случае, если вы не хотите, чтобы вас воспринимали так, как вы говорите, научитесь со своим голосом работать, тренируйте как его, как и манеру своей речи. Стоит просто себя услышать, понять, как вас слышат другие, изучить, как работает ваш речевой аппарат.

Все вполне решаемо и не так уж сложно. Было бы желание.

Поделитесь с друзьями!

При использовании данных материалов поставьте, пожалуйста, ссылку на первоисточник. Ведь так будет справедливо, правда же?!))

Некоторые психологи только по голосу могут определить характер человека. Узнать что важнее для Вас семья или карьера, склонны ли Вы к алкоголизму и многое другое. Специально разработанный тест включает пение, словесное описание услышанных звуков и слов и т. д. Исследования показали, что на голос взрослого человека оказывают влияние даже страхи, пережитые в детстве.

Мужественно переносят все невзгоды люди с глубоким и звонким голосом. Уверенные в себе они доверяют людям и, обычно, добры к окружающим.

Тяжелые испытания были в жизни человека с резким голосом. Теперь он ищет утешения в солидной должности на серьезной работе.

Подвержен вспышкам гнева, грубый и черствый человек - обладатель резкого, громкого и кричащего голоса.

Взрывной тон у людей, желающих выделяться среди других, отличиться в чем-нибудь. Он же может указывать на сердечные недуги.

У высокомерных, ироничных и холодных субъектов голос неприятно-резкий.

Свистящий «с» показывает страх.

От рождения обладают талантами и чувством прекрасного люди с мелодичным голосом.

Обладателей резкого и протяжного голоса трудно сдвинуть с места. Их мысли текут медленно, а еще они постоянно чем-то недовольны.

Вспомните своих сюсюкающих знакомых - хитрые, фальшивые и высокомерные. Могут быть неплохими работниками, но никогда не занимают руководящие должности.

Мало энергии и воли к жизни у мужчин с тихим и хриплым голосом.

Нечеткая, заикающаяся речь обычно бывает следствием детских неврозов. Повторяющему или проглатывающему слоги или слова человеку недостает концентрации ума, зато идеи его разнообразны и он умеет приспосабливаться.

Душевный дисбаланс может стать причиной слабости голосовых связок и «отсутствия голоса».

Люблю я посмеяться, особенно поржать.

А Вы обращали внимание на свой смех? Вы хихикаете, визжите, рычите или Ваш смех сопровождается глупейшим выражением лица?

Ха-ха. Открытый смех. Может быть высоким, как звон колокольчика или низким, глубоким басом. Так смеются искренние, дружелюбные люди.

Хе-хе. Будьте осторожны. Такой нарочитый или ироничный смех у тех, кто чувствует в чем-то свою неполноценность.

Хи-хи. Лицемерный смех. Так смеются молодые, еще не уверенные в себе люди. Или молодящиеся, те, кто пытается казаться не тем, кто он есть на самом деле.

Хо-хо. Так смеется тот, кто сильно напуган или хорошо притворяется, что испугался. Несколько жеманный смех.

Здравствуй, дорогой читатель!

Предлагаю твоему вниманию интересную и познавательную статью об отдельно взятом методе распознавания говорящего. Всего каких-то пару месяцев назад я наткнулся на о применении мел-кепстральных коэффициентов для распознавании речи. Она не нашла отклика, вероятно, из-за недостаточной структурированости, хотя материал в ней освещен очень интересный. Я возьму на себя ответственность донести этот материал в доступной форме и продолжить тему распознавания речи на Хабре.

Под катом я опишу весь процесс идентификации человека по голосу от записи и обработки звука до непосредственно определения личности говорящего.

Запись звука

Наша история начинается с записи аналогового сигнала с внешнего источника с помощью микрофона. В результате такой операции мы получим набор значений, которые соответствуют изменению амплитуды звука со временем. Такой принцип кодирования называется импульсно-кодовой модуляцией aka PCM (Pulse-code modulation). Как можно догадаться, «сырые» данные, полученные из аудио-потока, пока еще не годятся для наших целей. Первым делом нужно преобразовать непослушные биты в набор осмысленных значений — амплитуд сигнала. В качестве входных данных я буду использовать несжатый 16-битный знаковый (PCM-signed) wav-файл с частотой дискретизации 16 кГц.

Double readAmplitudeValues(bool isBigEndian) { int MSB, LSB; // старший и младший байты byte buffer = ReadDataFromExternalSource(); // читаем данные откуда-нибудь double data = new double; for (int i = 0; i < buffer.length; i += 2) { if(isBigEndian) // задает порядок байтов во входном сигнале { // первым байтом будет MSB MSB = buffer; // вторым байтом будет LSB LSB = buffer; } else { // наоборот LSB = buffer; MSB = buffer; } // склеиваем два байта, чтобы получить 16-битное вещественное число // все значения делятся на максимально возможное - 2^15 data[i] = ((MSB << 8) || LSB) / 32768; } return data; }
Освежить знания про порядок байтов можно на википедии .

Обработка звука

Полученные значения амплитуд могут не совпадать даже для двух одинаковых записей из-за внешнего шума, разных громкостей входного сигнала и других факторов. Для приведения звуков к «общему знаменателю» используется нормализация . Идея пиковой нормализации проста: разделить все значения амплитуд на максимальную (в рамках данного звукового файла). Таким образом мы уравняли образцы речи, записанные с разной громкостью, уложив все в шкалу от -1 до 1. Важно, что после такой трансформации любой звук полностью заполняет заданный промежуток.

Нормализация, на мой взгляд, — самый простой и эффективный алгоритм предварительной обработки звука. Существуют также масса других: «отрезающие» частоты выше или ниже заданной, сглаживающие и др.

Разделяй и властвуй

Даже при работе со звуком с минимально достаточной частотой дискретизации (16 кГц) размер уникальных характеристик для секундного образца звука просто огромен — 16000 значений амплитуд. Производить сколь-нибудь сложные операции над такими объемами данных не представляется возможным. Кроме того, не совсем понятно, как сравнивать объекты с разным количеством уникальных черт.

Для начала снизим вычислительную сложность задачи, разбив ее на меньшие по сложности подзадачи. Этим ходом убиваем сразу двух зайцев, ведь установив фиксированный размер подзадачи и усреднив результаты вычислений по всем задачам, получим наперед заданное количество признаков для классификации.


На рисунке изображена «порезка» звукового сигнала на кадры длины N с половинным перекрытием. Необходимость в перекрытии вызвана искажением звука в случае, если бы кадры были расположены рядом. Хотя на практике этим приемом часто принебрегают для экономии вычислительных ресурсов. Следуя рекоммендациям , выберем длину кадра равной 128 мс, как компромисс между точностью (длинные кадры) и скоростью (короткие кадры). Остаток речи, который не занимает полный кадр, можно заполнить нулями до желаемого размера или просто отбросить.

Для устранения нежелаетльных эффектов при дальнейшей обработке кадров, умножим каждый элемент кадра на особую весовую функцию («окно»). Результатом станет выделение центральной части кадра и плавное затухание амплитуд на его краях. Это необходимо для достижения лучших результатов при прогонке преобразования Фурье , поскольку оно ориентировано на бесконечно повторяющийся сигнал. Соответственно, наш кадр должен стыковаться сам с собой и как можно более плавно. Окон существует великое множество . Мы же будем использовать окно Хэмминга.

n - порядковый номер элемента в кадре, для которого вычисляется новое значение амплитуды
N - как и ранее, длина кадра (количество значений сигнала, измеренных за период)

Дискретное преобразование Фурье

Следующим шагом будет получение кратковременной спектрограммы каждого кадра в отдельности. Для этих целей используем дискретное преобразование Фурье .

N - как и ранее, длина кадра (количество значений сигнала, измеренных за период)
x n - амплитуда n-го сигнала
X k - N комплексных амплитуд синусоидальных сигналов, слагающих исходный сигнал

Кроме этого, возведем каждое значение X k в квадрат для дальнейшего логарифмирования.

Переход к мел-шкале

На сегодняшний день наиболее успешными являются системи распознавания голоса, использующие знания об устройстве слухового аппарата. Несколько слов об этом есть и на Хабре . Если говорить вкратце, то ухо интерпретирует звуки не линейно, а в логарифмическом масштабе. До сих пор все операции мы проделывали над «герцами», теперь перейдем к «мелам». Наглядно представить зависимость поможет рисунок.


Как видно, мел-шкала ведет себя линейно до 1000 Гц, а после проявляет логарифмическую природу. Переход к новой шкале описывается несложной зависимостью.

m - частота в мелах
f - частота в герцах

Получение вектора признаков

Сейчас мы как никогда близко к нашей цели. Вектор признаков будет состоять из тех самых мел-кепстральных коэффициентов. Вычисляем их по формуле

c n - мел-кепстральный коэффициент под номером n
S k - амплитуда k-го значения в кадре в мелах
K - наперед заданное количество мел-кепстральных коэффициэнтов
n ∈

Как правило, число K выбирают равным 20 и начинают отсчет с 1 из-за того, что коэффициент c 0 несет мало информации о говорящем, так как является, по сути, усреднением амплитуд входного сигнала.

Так кто же все-таки говорил?

Последней стадией является классификация говорящего. Классификация производится вычислением меры схожести пробных данных и уже известных. Мера схожести выражается расстоянием от вектора признаков пробного сигнала до вектора признаков уже классифицированного. Нас будет интересовать наиболее простое решение — расстояние городских кварталов .

Такое решение больше подходит для векторов дискретной природы, в отличие от расстояния Евклида.

Внимательный читатель наверняка помнит, что автор в начале статьи упоминал про усреднение признаков речевых кадров. Итак, восполняя этот пробел, завершаю статью описанием алгоритма нахождения усредненного вектора признаков для нескольких кадров и нескольких образцов речи.

Кластеризация

Нахождение вектора признаков для одного образца не составит труда: такой вектор представляется как среднее арифметическое векторов, характеризующих отдельные кадры речи. Для повышения точности распознавания просто необходимо усреднять результаты не только между кадрами, но и учитывать показатели нескольких речевых образцов. Имея несколько записей голоса, разумно не усреднять показатели к одному вектору, а провести кластеризацию, например с помощью метода k-средних .

Итоги

Таким образом, я рассказал о простой но эффективной системе идентификации человека по голосу. Резюмируя, процесс распознавания построен следующим образом:
  1. Собираем несколько тренировочных образцов речи, чем больше — тем лучше.
  2. Находим для каждого из них характеристический вектор признаков.
  3. Для образцов с известным автором проводим кластеризацию с одним центром (усреднение) или несколькими. Приемлемые результаты начинаются уже с использованием 4-х центров для каждого диктора.
  4. В режиме опознавания находим расстояние от пробного вектора до изученных во время тренировки центров кластеров. К какому кластеру пробная речь окажется ближе — к такому диктору и относим образец.
  5. Можно экспериментально установить даже некоторый доверительный интервал — максимальное расстояние, на котором может находиться пробный образец от центра кластера. В случае превышения этого значения — классифицировать образец как неизвестный.

Я всегда рад полезным комментариям по поводу улучшения материала. Спасибо за внимание.