Что сделать чтобы всё успевать. Как все успевать. Развивающие и полезные ютуб-каналы
Малые формы фольклора. «Пошел кот под мосток...»; У Аленки в гостях; Наши уточки; «Ой, ду-ду...»; «Привяжу я козлика...»; «Как у нашего кота...»; «Котик серенький...»; «Киска, киска...»; «Пошел котик на торжок...»; «Кисонька-Мурысенька...»; Сорока-белобока; «Идет коза рогатая...»; Ладушки; «Водичка-водичка...»; Наша Маша; Дедушка Ежок; Заяц Егорка; Заинька.
62_______
Сказки. Волк и семеро козлят; Заюшкина избушка; Курочка ряба; Репка; Теремок.
Фольклор народов мира
Малые формы фольклора. «Горкой, горкой...» (белорусск.); Едем, едем на лошадке (шведск.); Курица (англ.); Ласковые песенки (азерб.); «Ой, в зеленом бору...» (укр.); Ой, как весело (эст.); Рыбки (франц.); Соловей-соловушка (лат.); Топ, топ (польск.); Я козочка (лит.).
Сказки. Горшок каши (нем.); Как лисичка бычка обидела (эск.); Крошка Малышка (шотл.); Упрямые козы (узб.).
В. Жуковский. Котик и козлик; Птичка. - А. Кольцов. Дуют ветры буйные.- М.Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный...» - И.Никитин. «На дворах и домах снег лежит полотном...» - А. Плещеев. «Травка зеленеет...» - А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...»; «[...яблоко] Оно сежу спелого полно...» - Л. Толстой. «Была у Насти кукла...»; «Пошла Катя поутру...»; «Деду скучно было...»; «Спала кошка на крыше...» ■- К.Ушинский. Васька; Два козлика.- А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...» - С. Черный. Жеребенок.
А. Барто. Бычок; Лошадка; Слон; Зайка. - В. Берестов. Мишка, мишка, лежебока; Искалочка; Больная кукла. - Е. Благинина. С добрым утром; Аленушка; Дождик. - А. Введенский. Песнь машиниста; Мышка.- Л.Квитко. В садочке.- М.Клокова. «Воробей с березы...»; Мой конь. - С. Маршак. Детки в клетке; Сказка о глупом мышонке. - Ю. Мориц. Страшилище; Цветок; Очень задумчивый день. - В. Сутеев. Цыпленок и утенок; Три котенка; Кто сказал «мяу»? - И. Токмакова. «Как на горке снег, снег...»; Глубоко ли, мелко; На машине ехали. - С. Федорченко. «Мышка девочки боится, как увидит - убежит...» - Д.Хармс. Веселые чижи; Веселый старичок; Удивительная кошка. - В. Хорол. Зайчик. - Е. Чарушин. Кошка; Курочка; Как Томка научился плавать. - К. Чуковский. Цыпленок; Закаляка; Свинки; Поросенок. - Д. Биссет. Га-га-га (англ.). - П. Воронько. Спать пора; Обновки (укр.).- М.Карем. Мой кот; Цыпленок (франц.).- В. Пальчинкайте. Троллейбус (лит.).
Произведения для детей 3-4 лет Русское народное творчество
Малые формы фольклора. Барашенька; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; Божья коровка; «Волк-волчок шерстяной бочок...»; «Гуси вы, гуси...»; Дедушка Егор; «Заинька, войди в сад...»; Иванушка;
Часть I: Младший дошкольный возраст 63
«Как без дудки, без дуды...»; Ласточка; Петушок; «Под горкой на речке...»; «Свинка Ненила»; Совушка; «Тили бом!..»; «Уж ты, зимушка...»; «Уж ты, радуга-дуга...»; «Улитка, улитка...»
Сказки. Коза-дереза; Кот, петух и лиса; Лиса и журавль; Маша и медведь; Петушок и бобовое зернышко; Снегурушка и лиса; Теремок.
Фольклор народов мира
Малые формы фольклора. Где ночует солнце? (арм.); Заяц; Палочка (кабард.-балк.); Козленок (тадж.); Люли, люли, моя крошка (лит.); Перчатки; Храбрецы (англ.); Дедушка Рох (польск.); Дождь, дождь; Ручки, спляшите (франц.); Купите лук; Лошадка пони (шотл.).
Сказки. Бременские музыканты (нем.); Воробей и лиса (болг.); Как собака друга искала (мордовск.); Кого испугались (алб.); Колосок (укр.); Почему кот моется после еды (лит.); Почему у зайца губа рассечена (эст.); У солнышка в гостях (словацк.).
Произведения русской классической литературы
А. Блок. Зайчик. - А. Кольцов. «Дуют ветры буйные...»; - А. Плещеев. «Уж тает снег...» - А. Пушкин. «За весной, красой природы...»; «Ветер, ветер, ты могуч...»; Зимняя дорога. - И. Суриков. «Первый снег пушистый...» - Л. Толстой. «У Вари был чиж...»; «Саша был трус...»; «У Миши были сани...»; «Нашли дети ежа...»; «Сел дед пить чай...»; Три медведя.- Ф.Тютчев. «В небе тают облака...» - К. Ушжский. Уточки; Коровка; Бишка; Спор зверей. - А. Фет. «Чудная картина...»; «Ласточки пропали...» - С. Черный. На коньках.
Произведения современной русской и зарубежной литературы
Я. Аким. Откуда; Елка наряжается. - 3. Александрова. Мой мишка; Мишка; Большая ложка. - А. Барто. Девочка-ревушка; Машенька; Девочка чумазая; «Вот с насиженной гнилушки...»; Ути-ути; У Кирюши петушок. -. В.Берестов. Про машину; Снегопад.; - Е.Благинина. Не мешайте мне трудиться; Вот какая мама; «Улетают, улетели...»; Мы пускаем пузыри. - А. Введенский. Кто; Сны; Черный кот; На лыжах. - С. Маршак. Усатый-полосатый; Мяч; Дремота и зевота; Сказка об умном мышонке; Кто колечко найдет. - Ю. Мориц. Ручеек; Ежик резиновый. - Н. Павлова. Щепочка и камешек; Чьи башмачки. - Я. Тайц. Кубик на кубик; Ага. - И. Токмакова. Где спит рыбка?; «Как на горке...»; Голуби.- Д.Хармс. Кораблик; Таксик и бульдог; Кошки. - Е. Чарушин. Что за зверь; Томкины сны; Волчишко; Никита-охотник. - К. Чуковский. Айболит; Ежики смеются; Елка; Закаляка; Краденое солнце; Мойдодыр; Путаница. - А. Шабад. Лесенка. - Л. Берг. Рыбка (англ.). - А. Босев. Трое (болг.). - Ф. Грубин. Очки (чешек.).- У.Дисней. Приключения маленького щенка (амер.).-
64_______ Программа развития и воспитания детей в детском саду
Н. Забила. Ясочкин садик (укр.). - С. Капутжян. Маша обедает; Кто скорее допьет (арм.)- - М. Карем. Серое и белое; Зайчонок отправился в город (франц.). - Л. Квитко. Бабушкины руки; Кисонька (евр.). - Ф. Мугур. Рило-Йепурило и Жучок с золотыми крылышками (ру-мынск.). - Ногути Удзе. Кукушка (японск.). - Ю. Тувим. Где очки? (польск.).
Сборники
1. Гусли-самогуды: Народные песенки и потешки.- Л.: Дет. лит.,
1981.
2. Ерши-малыши: Народные песенки и потешки. - Л.: Художник
РСФСР, 1982.
3. Ладушки. - М.: Прогресс, 1972.
4. Наши сказки / Сост. М. Боголюбская, А. Табенкина. - М: Дет.
лит., 1981 (Кн. 1), 1982 (Кн. 2), 1986 (Кн. 3).
5. Хрестоматия для маленьких / Сост. Л. Елисеева. - М.: Проев.,
1982.
6. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. Н. П. Ильчук и др. - М.: Проев.,
1999.
8.2. Изобразительное искусство и художественная деятельность детей
Задачи воспитателя:
Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоци
ональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и
качества предметов окружающей действительности, на эстети
ческую сторону явлений природы и некоторых социальных яв
лений;
Формировать умение рассматривать картинку, рисунок,
узнавать в изображенном знакомые образы предметов, живых
объектов, понимать сюжет, эмоционально и эстетически реа
гировать, сопереживать героям;
Знакомить с произведениями прикладного искусства, ко
торые составляют эстетическую среду, формируя эмоциональ
ную отзывчивость, художественную насмотренность, видение
таких средств выразительности, как цвет, цветовой ритм.
Основная задача - развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью. Красоту цветовых пятен, выразительность линий, объемность пластических образов дети познают прежде всего в процессе собственного художественного опыта. Орудийно-материальный характер изобразительной деятельности требует внимания к развитию моторики
Часть I: Младший дошкольный возраст 65
Руки. Это не технический вопрос, а задача формирования самой способности к изобразительной деятельности. Особое внимание педагог уделяет формированию у детей основ культуры изобразительной деятельности: выполнению элементарных требований к внешней стороне рисунка, лепки, аппликации; правил поведения при выполнении художественной работы, обращении с материалами и орудиями художественного труда.
Третий год жизни
«Успевать всё» - это обтекаемая формулировка, и никто точно не скажет, что она обозначает; но почти все согласятся, что «успевать всё» - это хорошо, и что к этому надо стремиться. При этом мы часто не задумываемся о том, что такое «всё», что значит «надо», и кому именно адресована эта фраз
«Хочу всё успевать», «Жаль, что ничего не успеваю», «Может ли тайм-менеджмент мне помочь успевать всё?» - такие слова приходится слышать очень часто.
«Успевать всё» - это обтекаемая формулировка, и никто точно не скажет, что она обозначает ; но почти все согласятся, что «успевать всё» - это хорошо, и что к этому надо стремиться . При этом мы часто не задумываемся о том, что такое «всё», что значит «надо», и кому именно адресована эта фраза.
Как всё успевать
На самом деле, на вопрос «Надо ли успевать всё?» ответить сложно. И если уж придется отвечать однозначно, то лучше ответить «нет», чем «да».
Если мы признаем, что «всё» успевать не надо - то получим шанс заметно повысить свою эффективность , и это мнение только на первый взгляд кажется парадоксальным.
СЕКРЕТ ВРЕМЕНИ
«… Я не трачу время, испытывая чувство вины
в связи с тем, что я не сделал.
Часть моего времени неизбежно будет затрачена на дела,
находящиеся вне моего контроля,
и я не переживаю из-за этого».
Алан Лакейн, «Искусство успевать»
«Как он только все успевает?» - так обычно говорят о человеке, который достигает хороших результатов сразу во многих вещах.
Со стороны такой герой кажется неутомимым. Но на практике у него, как и у всех, бывают периоды, когда ничего не хочется делать. Не бывает людей, которым не нужно «заряжать батарейки» сном и отдыхом.
Одну из моих коллег ее научный руководитель наставлял так: «Если тебе не хватает времени, наукой надо заниматься за счет сна». Это поистине убийственный совет - все равно, что советовать строить семейный бюджет, опираясь на кредиты.
«За счет сна» - это разрушительная практика, и она точно не приводит к тому, чтобы «все успевать». В долгосрочной перспективе перенапряжение приводит лишь к срыву. При внимательном рассмотрении видно: тот, кто «успевает всё», обычно умеет хорошо отдыхать.
Один из основателей отечественного тайм-менеджмента, Александр Александрович Любищев, был очень продуктивным ученым. Он успевал очень много - заметно больше, чем успевает «средний» человек и даже «средний» ученый. И достигал он этого за счет выполнения пяти четких правил:
Не брать срочных поручений;
Не брать обязательных поручений;
Спать не меньше 8-10 часов в сутки;
При первых признаках усталости - менять занятие, переключаться на более легкое дело;
Чередовать трудные и утомительные дела с приятными.
«Чаще делать не только то, что «надо делать», но и то, что любишь» - благодаря такому подходу Любищев и успевал так много.
Получается, он просто старался не браться за дела, которые делать ему не захочется. Он любил математику, энтомологию и философию - ими и предпочитал заниматься. А административную работу не любил - и при первой возможности уходил с руководящих должностей.
Один из секретов людей, которые «успевают все», очень простой: они сами выбирают, чем им заниматься.
Они не обманывают ни себя, ни других попытками «вымучивать» результаты, и чаще всего заняты тем, что их вдохновляет, в чем они видят смысл.
ЧТО ТАКОЕ «ВСЁ»?
Говоря, что успевать нужно «всё», мы сваливаем в кучу и важные дела , типа заботы о жизни и здоровье близких, и бытовые мелочи; и чужие поручения, и свои мечты; и абсурдные капризы, и разумные планы . «Всё» - это переполненный список дел.
«… Успевать всё - и нереально, и совершенно не нужно.
Я концентрирую свои усилия на предметах,
которые принесут мне наиболее значительные долгосрочные блага».
Одна из ключевых идей тайм-менеджмента состоит в том, чтобы выделить из «всего» самое главное - и сосредоточить усилия именно на главном.
Такой подход связан с техниками расстановки приоритетов. Все сводится к тому, чтобы самое важное делать самым первым.
Дуайт Эйзенхауэр изобрел методику планирования, при которой все дела оценивались по двум параметрам: срочности и важности . То, что не было ни срочным, ни важным, в список дел Эйзенхауэра вообще не должно было попадать. Эти дела лучше не делать совсем. Если мы будем делать то, что не важно и не срочно, что не приносит серьезных улучшений и не предотвращает серьезных проблем - жизнь будет доверху заполнена пустыми хлопотами, суетой. Мы будем заняты, но не будем продуктивны. Так бывает постоянно занята белка, бегущая в колесе.
ДЕЛАТЬ ВСЁ ПОДРЯД ИЛИ ТОЛЬКО 20%?
Итальянский экономист Вильфредо Парето обнаружил, что 80% национального богатства находится в руках 20% семей. Потом оказалось, что этот эмпирический закон проявляется в очень многих ситуациях. Большую часть тяжких преступлений совершает небольшая группа рецидивистов. Большую часть новых задач в организации решает небольшая кучка «новаторов».
И, наконец, если сделать 20% самых важных дел, то они дадут 80% полезного эффекта . А доделывание остального массива из 80% дел улучшит результат только на 20%.
И мы вполне можем «вычислить», будет дело входить в «весомые» 20% или в «пустые» 80%.
Например, Вы собрались написать статью. Продумывание плана статьи - это явно важное дело, которое очень сильно влияет на результат. А вот от вытирания пыли с монитора и от красивого форматирования статьи можно и воздержаться.
Вы вытрете пыль, монитор станет чистым, статья будет красиво выглядеть, и это в какой-то степени приносит результат. Верно? Да. Но лучше вместо этого просто взять и писать текст.
Лучше сначала сделать те 20% дел, от которых будет зависеть 80% итога. После этого может выясниться, что этих 80% результата вполне достаточно.
С точки зрения «принципа Парето» стремление «успевать все» - это неэффективная попытка «работать по площадям», вместо точечного прикладывания усилий в самых важных делах.
«МОГУ КОПАТЬ, МОГУ НЕ КОПАТЬ»
«… Я задаю себе вопрос: «Произойдет ли что-нибудь ужасное,
если я не выполню этого дела?»
Если ответ отрицательный, то я его не делаю».
Алан Лакейн «Искусство успевать»
В известном анекдоте рабочий-землекоп устраивается на работу и на собеседовании говорит, что хорошо умеет делать две вещи. Какие именно? «Могу копать, а могу не копать». Мы смеемся над ним - но на самом деле полезное умение «не копать» встречается не так уж часто.
Хирург-энтузиаст настойчиво предлагает пациенту операцию не потому, что есть серьезные показания к ней, а потому, что он хорошо умеет такие операции делать.
Парикмахер уговорил клиента сделать креативную стрижку и сложное окрашивание волос - результат впечатляет, но теперь клиенту нужно каждое утро возиться с укладкой и каждые 3 недели красить корни волос, хотя он это не любит делать.
Бригада строительных рабочих с маниакальным упорством выравнивала стены с точностью до долей миллиметра - в том числе и там, где вся стена будет закрыта большим стеллажом.
Все эти люди - профи. И они вовсе не обязательно руководствовались финансовыми соображениями, когда «так много делали». Просто не все люди, которые хорошо «умеют копать», так же хорошо умеют и «не копать».
Это не обязательно связано с работой. Например, в какой-то момент я поняла, что не хочу тратить время на то, чтобы гладить полотенца после стирки и сушки. И не глажу. И никто не умер от этого.
УПРАЖНЕНИЕ «ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНИХ УСИЛИЙ»
Напишите список дел и задач, которые вы по привычке делаете, но можно их и не делать. Где можно было бы «не копать»? Важно смотреть на такие вещи трезво.
Отдельно взятая уборка или один визит вежливости к родственникам - это не так важно, но подобные вещи имеют кумулятивный эффект. Уютный дом и хорошие отношения в семье - это то, что очень сильно влияет на общее ощущение счастья.
Поэтому тратить время и силы на уборку - это вполне рациональное поведение. Но вот если Вы до полуобмороков работаете на нелюбимой работе, чтобы купить автомобиль не хуже, чем у коллег на этой же работе - то в таком раскладе здравого смысла явно маловато.
КУРИЦА БЕЗ ГОЛОВЫ
Бег белки в колесе - это далеко не худший вариант «лишних дел». Намного печальнее выглядит бег курицы без головы.
Физиологический факт: если курице отрубить голову, то тело бедной птицы еще какое-то время будет способно бегать. Человек, «потерявший голову», тоже может энергично куда-то бежать и «пытаться много делать».
Сложности в семье? Затевается ремонт. Потом развод застает семью в свежеотремонтированной квартире.
Грозит сокращение на работе? Займемся сложным и почти безнадежным проектом - так можно отвлечься от неприятных мыслей и поиска новой работы.
Возникли серьезные опасения по поводу здоровья? Самое время начать работать сверхурочно. На врачей не будет оставаться времени, и риск узнать страшный диагноз будет меньше.
Расстались с любимым человеком? Неутомимо трудимся днем и тусуемся ночью - так незаметны и бессонница, и печаль, и плакать будет некогда.
Во всех этих ситуациях человек думает, что ему «надо многое успеть» просто потому, что у него нет душевных сил, чтобы остановить свой бег и увидеть ситуацию такой, как она есть . Такое поведение называется «активизмом» .
Важно понимать: «активизм» помогает уцелеть в сложной ситуации, но сам по себе ничего не меняет к лучшему. Это просто «обезболивающее», которым мы оглушаем себя, чтобы не задумываться о более важных вещах.
От этого временного «обезболивания» нужно отказаться, когда на это появятся силы. Если вы пережили какое-то событие, которое разрушило вашу привычную жизнь, и сразу после этого начали стараться занять себя чем-то, то в какой-то момент надо все-таки остановиться, перестать «всё успевать» и заняться восстановлением себя.
ЧТО ТАКОЕ «НАДО»?
Все это подводит к простой мысли. В вопросе «Надо ли все успевать?» самое опасное слово - это слово «надо» . Вместо одного лишь варианта (надо или не надо?) могут быть десятки.
Хорошо бы задавать себе, кроме «надо ли?», еще и другие вопросы:
Хочу ли я это делать?
Выбирал(а) ли я этим заниматься?
Полезно ли это для меня? Полезно ли это для общего результата, для дела? Насколько полезно?
Могу ли я это делать? Не вынуждают ли меня делать то, что я не все равно не смогу?
Нравится ли мне это делать? Люблю ли я это, или это дело для меня мучительно?
Чувствую ли я, что должен это делать? Почему это ценно для меня?
Не абсурдно ли то, что я собираюсь делать? Есть ли в этом какой-то смысл?
Не живу ли я чужой жизнью, когда делаю это? Не навязали ли мне это? Как получилось, что я согласился?
То, что я собрался делать - это самое главное дело в моем списке дел? (Если нет - не пора ли перестать заниматься ерундой и не сделать ли главное?)
Если я все время откладываю дело - с чем я не хочу сталкиваться, чего избегаю?
Ответы на эти вопросы могут быть не такими однозначными, не все можно свести к «надо - не надо». Одно можно сказать точно - у нас с вами есть не только обязанности, но и права.
Например, право на ошибку, право на то, чтобы кое-что не успеть, и еще - право на то, чтобы говорить «нет» в ответ на просьбы и даже поручения, если мы точно не сможем их выполнить.
В конце концов, «успевать все» - это миф, на самом деле люди этого в полной мере сделать не могут. Разве что, в кино…опубликовано .
© Мария Долинова
Остались вопросы - задайте их
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet