Болезни Военный билет Призыв

Что такое эффект пигмалиона. Эффект пигмалиона в психологии, педагогике или в сфере управления. Эксперимент с симпатией

Эффект Пигмалиона (он же эффект Розенталя или эффект предвзятости экспериментатора) - это психологический феномен, суть которого заключается в том, что убежденный в верности той или иной информации человек непроизвольно ведет себя таким образом, что эта информация получает подтверждение. Информация может быть верной и вымышленной, позитивной или негативной, услышанной от другого человека или быть собственным убеждением. В любом случае эти ожидания во многом определяют характер действий субъекта и то, как он интерпретирует последующие события - из чего человек получает доказательства собственной правоты.


Античные истоки

Согласно легенде, мифологический скульптор Пигмалион создал статую девушки неземной красоты. Чем дольше мастер любовался творением своих рук, тем прекрасней казалась ему мраморная девушка. Вскоре Пигмалиону уже казалось, что ни одна из женщин Эллады не может сравниться со статуей, которую он назвал Галатеей. Скульптор проводил рядом с ней дни и ночи, любуясь её точёными изгибами, одаривая ее щедрыми дарами и нашёптывая нежные слова любви… Отчаявшись, Пигмалион обратился к Афродите со страстной мольбой оживить его любимую, и богиня любви осуществила его желание. Когда мастер вернулся домой, его ждала там ожившая статуя - живая, тёплая, любящая Галатея оказалась именно такой, какой и хотел видеть её скульптор.

Вера в исключительность своего творения и страстное желание разделить с ним свою любовь помогли Пигмалиону воплотить невероятную мечту в реальность. В основе эффекта Пигмалиона могут лежать любые другие ожидания - лишь бы субъект не колебался между множеством различных вариантов и предвидел какой-то один сценарий. Об этом и говорят на разные голоса создатели фильма «Секрет», Вадим Зеланд в своём «Транссерфинге реальности» и прочая «нейро-мистическая» литература.

Как работает этот эффект?

Первым об этом психологическом феномене поведал миру Р. Розенталь. В эксперименте участникам поручали следить за поведением популяции крыс в лабиринте, причём одним наблюдателям сообщали о высоком интеллекте грызунов, другим - о примитивных умственных особенностях. В результате Розенталь получил данные, которые подтвердили обе версии. Когда лаборант присматривал за «умной» крысой, он вёл себя мягче, поглаживал зверюшку и помогал ей преодолеть стресс - поэтому «нечаянно» создавал дополнительные положительные подкрепления для выполнения задания.

Впоследствии Р. Розенталь повторил свое исследование в школе, где в роли экспериментатора выступили учителя: оказалось, что якобы «способные» ученики действительно достигли выдающихся успехов. В 1966 году учёный описал особенности «эффекта предвзятости экспериментатора» в научной деятельности, который наблюдается в таких случаях:

* Экспериментаторы, которые в начале исследования получают очень «хорошие» данные, в дальнейшем пытаются получить ещё более позитивный результат. Зато экспериментаторы, которые изначально получают «плохие» данные, в дальнейшем их самопроизвольно ухудшают.

* Эффект предвзятости экспериментатора проявляется в том, что он нечаянно выбирает данные («фальсифицирует» их) или делает подсказки испытуемым. Он просто неосознанным образом поддерживает именно те действия испытуемых, которые подтверждают гипотезу.

* Осознание экспериментатором своей возможной предвзятости может привести к противоположному эффекту: искать предвзято только те данные, которые противоречат гипотезе, чтобы не казаться предвзятым.

* Эффект предвзятости больше проявляется у тех исследователей, которые по-дружески и с интересом относятся к испытуемым. Этот эффект усиливается, когда экспериментатор и испытуемый знают друг друга. Экспериментаторы-женщины более эмоциональны, и потому больше склонны к предвзятости, чем мужчины.

Другие эксперименты

Ребекка Кёртис и Ким Миллер проиллюстрировали эффект Пигмалиона с помощью социального эксперимента: группу студентов колледжа, в которой никто не знал друг друга, разбили на пары. Одному человеку в каждой паре по секрету сообщали, что его напарник либо симпатизирует ему, либо испытывает к нему неприязнь. Затем учащимся давали возможность встретиться и пообщаться со своей парой. Как и ожидали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру: они были откровеннее, сердечнее, чаще приходили к общим выводам. Студенты, которые считали, что не нравятся своему партнёру, вели себя жёстче и больше спорили с собеседником, заставляя его по-настоящему испытывать ожидаемое раздражение и неприязнь.

Эффект Пигмалиона проявляется повсеместно: когда руководитель верит в сотрудников, воспитатель - в ребёнка из неблагополучной семьи, врач - в своего пациента… По той же причине научный мир до сих пор в неуютном тупике: в опытах по проверке паранормальных явлений сторонники парапсихологии получают положительные результаты, а скептики с тем же успехом находят опровержение.

Проективная идентификация

Схожий с эффектом Пигмалиона механизм из области психоанализа заключается в бессознательной попытке одного человека влиять на другого таким образом, чтобы этот другой вёл себя в соответствии с бессознательной фантазией данного человека о внутреннем мире другого. Проективную идентификацию, впервые описанную Мелани Кляйн, считают своего рода психологической защитой.

Однако она работает только в случае позитивной «проекции» на другого человека: ожидая увидеть в нём приятные качества, субъект бессознательно ведёт себя соответственно с этим прогнозом - так что другой человек невольно «включается в игру» и показывает себя с лучшей стороны. Если же от него ждут приступов агрессии, грубости, вульгарности - то своим бессознательным поведением можно спровоцировать человека именно на неадекватные поступки. В любом случае образуется замкнутый круг: едва мы создаём добрую или злую проекцию, мы начинаем получать её отражение снова и снова, - до тех пор, пока не рассмотрим в этом зеркале самих себя и не изменим образ своего мышления.

Те, кто еще помнит уроки русского языка и своды правил, могут подумать, что эффект Розенталя как-то связан с грамматикой или пунктуацией. Однако на самом деле это явление совсем не о правилах языка и названо в честь психолога Роберта Розенталя (Robert Rosenthal), проведшего эксперимент и доказавшего данный феномен. Сам же психолог называл его эффектом Пигмалиона . Разберем, что это за явление и как его использовать на практике.

Что такое эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя?

Смысл эффекта Розенталя можно выразить следующим образом: если человек верит в некое полученное им предсказание, то, не осознавая этого, начинает вести себя так, что в итоге его решения и действия приводят к осуществлению данного пророчества . Иными словами, человек сам делает все, чтобы предсказание сбылось, но не видит этого на сознательном уровне, и ему кажется, что прогноз осуществился потому, что так сошлись звезды, сложились карты, [нужное вставить].

Эффект Пигмалиона – пример самореализующегося пророчества . Такое пророчество – это изначально не соответствующая истине установка, которая из-за изменения поведения, образа мыслей и системы оценки личности, а также из-за ожиданий окружающих становится правдой . При этом, повторимся, на сознательном уровне личность может не осознавать изменений в себе, своем поведении, системе оценок, поэтому человеку кажется, что такое пророчество сбылось само по себе.

Приведем практический пример. Предположим, что гадалка сказала вам, что скоро вы встретите свою вторую половинку. В ожидании вы начинаете лучше одеваться, посещать различные мероприятия, быть милее и общительнее с представителями противоположного пока – ведь ваша судьбоносная встреча совсем рядом! Как итог, вы действительно знакомитесь с приятным человеком, и он становится вашей второй половинкой. Пророчество сбылось! Но к этому привело именно ваше поведение, которое изменилось благодаря тому, что вы поверили в предсказание .

Эффект Розенталя на практике

Эффект Пигмалиона работает далеко не только в случае с гадалками и экстрасенсами. Множество примеров можно найти и в быту . Допустим, вы хотите попросить у руководства повышения зарплаты, но в глубине души на 99,99% уверены, что этого не будет. Неделю или две вы собирались с мыслями, чтобы пойти и поговорить с начальником. И пока вы прокрастинировали, работали не слишком эффективно – ведь были уверены, что вам не повысят зарплату: это портит настроение и демотивирует. Вот, наконец вы озвучили свое желание. Но что же? Зарплату вам не повысили! Сыграл ли свою роль тот обреченный тон, которым вы произнесли просьбу, или же неэффективная работа в последнее время? Для вас это неважно, потому что вы будете думать лишь об одном: вы заранее знали, что прибавки вам не светит, и действительно не получили ее.

Аналогичные примеры можно привести во многих сферах, начиная с работы и заканчивая
личной жизнью. Здесь важно помнить о том, что эффект Пигмалиона работает как на отрицательные события, так и на положительные . В том числе на этом эффекте построено действие аффирмаций . Ваша внутренняя убежденность в том, что вы достигнете желаемого и добьетесь своей цели, определяет ваше поведение, оценку ситуации и принимаемые решения. Поэтому обратите внимание на правила составления аффирмаций – это шанс изменить жизнь в ту сторону, которую вы хотите.

Также не прислушивайтесь ни к каким отрицательным предсказаниям и прогнозам – верьте только в хорошее. Это касается не только непрошенных предсказаний от уличных гадалок, но и «дружеских» советов в духе: «Не встречайся с ним/ней, люди такого знака зодиака постоянно изменяют», «Не работай в этой сфере – там все обманщики». Отличайте дельные рекомендации, основанные на знаниях и личном опыте, от подобных «пророчеств».

Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона - психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества. Может проявиться на любой стадии исследования и в любой науке: и при проведении процедуры эксперимента, и при обработке результатов, и при интерпретации результатов исследования, и т.д.

Эксперимент с симпатией

Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кёртис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым - что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того - те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. То есть партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Плацебо

Плацембо (от лат. placebo, буквально - "понравлюсь") - вещество без явных лечебных свойств, используемое в качестве лекарственного средства, лечебный эффект которого связан с верой самого пациента в действенность препарата. Иногда капсулу или таблетку с плацебо называют пустышкой. В качестве вещества для плацебо часто используют лактозу.

Кроме того, термином эффект плацебо называют само явление улучшения здоровья человека благодаря тому, что он верит в эффективность некоторого воздействия, в действительности нейтрального. Кроме приёма препарата таким воздействием может быть, например, выполнение некоторых процедур или упражнений, прямой эффект которых не наблюдается. Степень проявления плацебо-эффекта зависит от внушаемости человека и внешних обстоятельств "лечения" - например, от внешнего вида плацебо, его цены и общей сложности получения "лекарства" (это усиливает доверие к его действенности из-за нежелания считать усилия и деньги потраченными зря), степени доверия врачу, авторитета клиники.

Механизм эффекта

Эффект плацебо основан на лечебном внушении. Это внушение не требует каких-либо специальных навыков, так как критичность сознания ("не верю") преодолевается путём привязки внушаемой информации к фактическому объекту, как правило - таблетке или инъекции без какого-либо реального воздействия на организм. Пациенту сообщают, что данный препарат обладает определённым действием на организм, и, несмотря на неэффективность препарата, ожидаемое действие проявляется в той или иной мере. Физиологически это связано с тем, что, в результате внушения, мозг пациента начинает выработку соответствующих этому действию веществ, в частности - эндорфинов, которые, по сути, частично заменяют действие препарата. Второй фактор, обеспечивающий эффективность плацебо - повышение общего иммунитета, "защитных сил" человека.

Степень проявления эффекта плацебо зависит от уровня внушаемости человека и физиологической возможности образования необходимых химических соединений.

Плацебо в фармакотерапии

Иногда врачи намеренно прописывают плацебо пациентам, склонным к самовнушению болезненных ощущений. В этом случае появляется возможность избежать неоправданной фармакотерапии, типичной для внушаемых людей в современном обществе, и многочисленных лекарственных осложнений. Положительный эффект гомеопатических средств также объясняется эффектом плацебо.

Гомеопамтия - вид альтернативной медицины, предполагающий использование сильно разведённых препаратов, которые, предположительно, вызывают у здоровых людей симптомы, подобные симптомам болезни пациента. Концепция лечения по псевдонаучному принципу "подобное подобным" Таким образом, вероятность того, что 1 моль разведения 13C содержит хотя бы одну молекулу исходного вещества, равна 1 %, для 14С 0,01 % и т.д. Разведения с индексом 40С приблизительно соответствуют 1 молекуле на всю наблюдаемую Вселенную, а с индексом 200С (Анаферон, Оциллококцинум) 1 молекуле на, соответственно, 10 320 Вселенных. Практически можно считать, что разведения с "гомеопатическим индексом" 12С и выше не могут оказывать никакого физического влияния, однако некоторые гомеопаты считают, что действие препарата при высоких разведениях даже усиливается, объясняя это тем, что вода обладает памятью, осуществляющей передачу биологической информации.

психологический синдром плацебо якорь

Плацебо в доказательной медицине

В то же время, многие современные лекарственные препараты действуют интегрально, поэтому их лечебный эффект содержит и "плацебо-составляющую". Поэтому яркие и крупные таблетки в целом действуют сильнее мелких и невзрачных, а препараты известных фирм (и того же состава, и той же биоэквивалентности) дают больший эффект, чем препараты "аутсайдеров рынка", и т.п.

Плацебо в фармакологии

Используется как контрольный препарат в клинических испытаниях новых лекарственных препаратов, в процедуре количественной оценки эффективности лекарств. Одной группе испытуемых дают тестируемый препарат, проверенный на животных (см. доклинические испытания), а другой - плацебо. Эффект от применения препарата должен достоверно превышать эффект плацебо, чтобы препарат сочли действующим.

Плацебо используется также для изучения роли внушения в действии лекарственных препаратов.

Типичный уровень положительного плацебо-эффекта в плацебо-контролируемых клинических испытаниях в среднем составляет 5-10 %, при этом его выраженность зависит от вида заболевания.

Плацебо в психиатрии

Эффект плацебо широко используется в психиатрии. Первая причина этого в том, что мозг человека посредством самовнушения легче корректирует свою собственную работу, чем работу других органов. Поэтому при психических расстройствах плацебо особенно эффективно. Вторая причина в том, что от многих психических расстройств - таких как бессонница, депрессия, кошмарные сны - эффективных лекарственных средств ещё не найдено, или же эти средства действенны лишь для небольшой части пациентов.

Плацебо в наркологии

Плацебо широко используется в Российской наркологии для лечения лиц зависимых от алкоголя и наркотиков. Российский врач-нарколог, осуществляет лечение алкогольной зависимости такими методами, как "Капсула", "Торпедо", "Кодирование", "Подшивка", "MST", "SIT", "NIT" или несуществующими (и не внесенным в Государственный реестр лекарственных средств) лекарственными препаратами такими как: "Витамерц депо", "Актоплекс", "Дисульфизон", "Алгоминал" - эксплуатирует так называемый "плацебо-эффект", то есть веру пациента и его желание выздороветь. Механизм действия состоит в том, что врач убедительно говорит своему пациенту: "Выпьешь - умрешь". Данные методы используют "неведение людей" и их "веру", для поддержания страха, который заставляет людей воздерживаться от употребления алкоголя.

Чтобы вызвать страх, врачи используют самые разные методы. Перед процедурой "подшивки", или кодирования, пациент подписывает юридический документ. Врач предлагает пациенту контракт, который определяет время "подшивки" и в котором записано, что всю ответственность за последствия срыва несет пациент. В документе предусмотрена также возможность "расшивки" (обычно это однократный прием вещества, останавливающего действие имплантата), которая производится тем же специалистом. Веру в "подшивку" укрепляют передающиеся из уст в уста драматические истории о "подшитых" друзьях, знакомых или знакомых знакомых, умерших после принятия алкоголя. Технологии применения плацебо в наркологии включают в себя различные действия: от внутривенных введений раствора никотиновой кислоты (витамина РР), магния сульфата - вызывающих чувство жара и удушья, до имитации хирургических операций с мнимой "подшивкой". Во время проведения данных процедур врач использует так называемую "провокацию", то есть дает пациенту выпить спиртное с целью возникновения реакции и усиления страха смерти. Использование плацебо в наркологии практикуются только в РФ и некоторых странах СНГ и грубо противоречат мировой практике лечения наркологических больных.

На основании одного исследования, проведенного на 15 пациентах с тревожным расстройством и опубликованного в 1965 году, было показано, что эффект плацебо может работать даже тогда, когда пациенту сообщили, что он принимает "пустой" препарат. Данное явление может быть объяснено верой пациента в сам метод.

Эффект Пигмалиона или феномен самоподтверждающегося пророчества – это явление довольно частое в обыденной жизни и глубоко изучаемое в психологии, в политике и педагогике. Возникает простой вопрос: так в чем же состоит так называемый эффект Пигмалиона, какова его суть и почему он рассматривается в психологии? Заключается данный феномен в том, что человек, твердо уверенный в правдивости той или иной информации, начинает бессознательно подстраиваться под ситуацию, тем самым, давая этой информации реальное подтверждение, то есть производя цепочку бессознательных действий, которые направлены на достижение конкретного осознаваемого результата. Если объяснять совсем уже просто, то суть эффекта заключается в том, что, как говориться, что хочешь – то и получишь.

Впервые термин эффект Пигмалиона ввел американский психолог Роберт Розенталь. Именно поэтому иногда в психологии данный феномен называют не эффект Розенталя или эффект Пигмалиона, хотя по сути это, как можно видеть, одно и тоже определение.
Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона довольно широко применяется сегодня не только в психологии; его можно с успехом обнаружить как в политике и управлении, так и в педагогике.

Эффект Пигмалиона: позитивное общение

Известно, что самореализующееся пророчество может легко привести к возникновению симпатии или антипатии. Исследователи Ребекка Кёртис и Ким Миллер проиллюстрировали эффект Розенталя и провели следующий эксперимент. Группу студентов обычного американского колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой образовавшейся паре, выбранный совершенно случайно, получал специальную конфиденциальную информацию: некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым наоборот - что не нравятся.
Эффект Пигмалиона в педагогике, как и ожидалось, сработал совершенно четко. Парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали американские исследователи, те студенты, которые ранее считали, что нравятся своему партнеру, вели себя сами гораздо приятнее по отношению к партнёру.
Эффект Пигмалиона проявился в педагогике и в психологии так, что студенты были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того - те из студентов, кто считал, что они нравятся своему партнеру, действительно в реальности нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним наоборот антипатию. То есть исследуемые партнёры проявляли четкую тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона, истоки

По легенде, мифологический царь Кипра Пигмалион, который так же являлся и скульптором, создал статую девушки необычайно красоты и назвал он ее Галатеей. Пигмалион был так восхищен результатом своей работы, что часами проводил время наедине с этой статуей и постепенно в нее влюблялся. Не в силах больше сдерживать своих чувств, он обратился к Афродите с просьбой оживить красавицу и позволить им быть вместе. Богиня любви не смогла отказать Пигмалиону, и, придя домой, он увидел, что его возлюбленная наконец ожила, превратилась из камня в настоящую, живую девушку. Галатея оказалась точно такой, какой он себе ее представлял, в ней воплощались все его желания, все, что он хотел видеть в девушке. Так, огромное желание Пигмалиона получить то, чего он так страстно хочет, помогло ему осуществить его мечту.

Эффект Пигмалиона: примеры

Американские исследователи провели эксперимент, участниками которого стали ученики обычной школы. Их разделили на две группы и сообщили преподавателям, что в группе №1 ученики с повышенными интеллектуальными возможностями, а в группе №2 – не особо выдающиеся ученики. Надо сказать, что деление происходило наобум, никаких тестов на уровень интеллектуального развития не проводилось. Через энное количество времени исследователи снова нагрянули в школу и с интересом обнаружили, что те дети, которые были в группе учеников с повышенным IQ действительно стали показывать высокие результаты, а дети в группе учеников с не выдающимися способностями стали учиться хуже. В данном эксперименте имел место быть как раз эффект самоподтверждающегося пророчества. Учителя, доверяя мнению экспертов, поверили в способности учеников из группы №1, стали уделять им больше внимания, а ученики, в свою очередь, видя и чувствуя такое отношения от преподавателя стали трудиться усерднее. Ученики же из группы №2, чувствуя, что преподаватели не возлагают на них особых надежд, опустили руки и их успеваемость ухудшилась.

Аналогичная ситуация происходит и в повседневной жизни. Возьмем в пример такую ситуацию: муж подозревает жену в измене. Он начинает следить за каждым ее действием, все ему кажется подозрительным. Жена, взяв телефон, уходит на кухню, иногда задерживается на работе, сбивчиво отвечает на расспросы мужа о том, что она сегодня делала… Объяснить эту ситуацию довольно просто. Муж стал обращать излишне много внимания на мелочи, которых раньше не замечал, а жена, почуяв странное поведение мужа, не знает, как себя вести. На лицо эффект Пигмалиона – муж, поверив своим догадкам, начинает додумывать реальность.

Очень часто бывает, что человек, уверенный в том, что «дело гиблое», и он не добьется успеха в чем-либо, как раз и провоцирует это, просто потому что опустил руки. На лицо опять же эффект Пигмалиона. Однако, данный эффект самоподтверждающегося пророчества очень легко можно обернуть в свою пользу, вынести положительное из этого феномена. Относясь к людям так, как будто они могут достичь всего желаемого, ожидая от них только лучшего, возможно зарядить их этим позитивом, что, в свою очередь, позволит им поверить в свои силы и добиться желаемого. Таким образом, теперь вы знаете, в чем состоит эффект Розенталя или, как чаще о нем говорят в психологии и политике, эффект Пигмалиона.

Эффект Пигмалиона, Розенталя или предвзятости экспериментатора - разные названия одного психологического феномена, относящегося к самосбывающимся пророчествам. Суть эффекта заключается в том, что ожидания человека определяют его действия.

Экскурс в историю

Психологи Роберт Розенталь и Ленора Якобсон провели эксперимент: в начале учебного года они выделили учеников из разных классов начальной школы, которые по результатам теста оказались более талантливыми и обладали более высоким IQ, чем их одноклассники. На самом деле никаких выдающихся способностей у них обнаружено не было и ученики были выбраны случайно, однако учителям сообщили обратное. Повторное тестирование в конце года показало, что результаты «одарённых» учеников в среднем улучшились, а показатель IQ увеличился.

По мнению психологов, завышенные ожидания учителей повлияли на прогресс учеников.

Преподаватели, ожидая высоких результатов, подходили к процессу обучения выбранной группы иначе, допуская больше свободы творчества и стараясь учеников. Розенталь и Якобсон отнесли этот феномен к эффекту Пигмалиона.

Ещё один пример из истории, предшествующий эксперименту Розенталя, - конь Умный Ганц, принадлежавший преподавателю и коневоду Уильяму фон Остину. Животное отвечало на заданные вопросы ударом копыта с точностью до 90%. Конь складывал, умножал и называл время и дату. Естественно, это вызвало интерес не только у зевак, но и у психологов.

Психолог и биолог Оскар Пфунгст приехал познакомиться с Ганцем лично. Оказалось, что животное не только не понимает человеческую речь, но и не способно осуществлять математические расчёты. Так как получились эти 90% точности ответов? Дело в том, что и хозяин, и зрители подавали невербальные сигналы, когда Ганц выдавал правильный ответ. Пфунгст обнаружил, что как только Ганц доходил до правильного ответа, спрашивающий опускал голову. А если коню надевались шоры, то он ошибался.

Принцип работы эффекта Пигмалиона

Дело в том, что наш мозг с трудом отличает восприятие и ожидание. Социолог Роберт Мёртон описал самосбывающиеся пророчества, к которым относится эффект Пигмалиона, как самогипноз. Имея изначально убеждение о себе или других, мы влияем на действительность и делаем так, что оно становится правдой. Этот психологический феномен позволяет целенаправленно или случайно влиять на .

Ещё один эксперимент Believing Another Likes or Dislikes You. Behaviors Making the Beliefs Come True , проведённый Ребеккой Кёртис и Кимом Миллером, это подтверждает. В двух группах студенты были объединены в пары. Участникам одной группы вложили в голову заведомо ложное утверждение, что они симпатичны своему партнёру, а участникам другой - обратное. После этого парам предложили пообщаться. И результат оправдал себя.

Студенты, полагающие, что симпатичны партнёру, были более уступчивы в разговоре, шли на контакт, и манера общения была более приятной, чем в тех парах, которые считали иначе.

Кроме того, студенты, которые думали, что нравятся партнёру, действительно заручились большей симпатией, нежели участники из противоположных пар.

Наверняка вы не раз подвергались эффекту Пигмалиона, сами того не замечая. Например, думая, что не справимся с определённой задачей, мы опускаем руки, а наше поведение и действия приводят к реальному провалу. В обратной же ситуации, если от вас ждут решения задачи, внушая, что всё получится и вы справитесь, действия и результат будут иными.

Эффект Пигмалиона на практике

На самом деле эффект Пигмалиона - секретное оружие в сфере управления. Ожидания людей имеют влияние на наши действия, восприятие возможностей и достижения. Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США, высказал мнение Pygmalion in Management об эффекте Пигмалиона в менеджменте. В своей работе он развил мысль о влиянии ожиданий на действия и результаты, уделив особое внимание ожиданиям руководителей от подчинённых.

Если у руководителя высокие ожидания в отношении своих подчинённых, то продуктивность будет высока. Если же ожидания будут низкие, то и продуктивность снизится.

Ливингстон считал, что должны понимать, как работает эффект Пигмалиона, ведь от ожиданий менеджеров напрямую зависят результаты сотрудников. Хороший руководитель, по мнению Ливингстона, должен проявлять высокие ожидания, в то время как неэффективный менеджер на это не способен. Он провёл связь между самооценкой руководителя и ожиданиями, которые он проявляет к подчинённым. Уверенный в себе менеджер склонен ждать от сотрудников высоких результатов, тогда как плохой управленец менее уверен в себе и тем более не может надеяться получить от работников что-то сверхъестественное.

Чтобы преобразоваться в результат, ожидания в первую очередь должны быть достижимы и реалистичны.

Если подчинённые не соответствуют ожиданиям начальства, которые близки к их собственным, производительность и стремление к успеху снижаются.

Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США

Постановка заоблачных целей, которые сотрудник не может выполнить физически, не просто не поможет улучшить продуктивность, а вовсе снизит эффективность труда.