Болезни Военный билет Призыв

Что такое риторические фигуры примеры. Риторические фигуры

Вообще различают две формы речевого воздействия:

o прямая форма речевого воздействия;

o косвенная форма речевого воздействия.

В современной лингвистике и философии языка различия между ними выражается в выборе прямых или косвенных речевых актов.

В последнее время косвенные формы коммуникации привлекают к себе все большее внимание исследователей. В частности высказываются мнения о том, что:

"... человек обращается к прямой коммуникации только в случае, когда средства непрямой коммуникации оказываются менее эффективными и экономичными для достижения коммуникативных целей" 1.

Выбор прямой или косвенной формы воздействия предполагает учет двух основных проблем: проблемы искренности и проблемы эффективности высказывания.

Прямая форма речевого воздействия - это такое использование оратором языковых выражений, если он имеет в виду только их буквальное значение, только то, что он говорит.

Прямая форма речевого воздействия является открытой тактикой. Пользуясь ею, оратор непосредственно сообщает аудитории то, что он имеет в виду. Соответственно, такая форма воздействия является точной, последовательной и согласуется с критерием искренности. С другой стороны, следует иметь в виду, что связь между словом и предметом является произвольным.

Для аудитории восприятие подобной речевой формы не вызывает особых затруднений. Слушателям не приходится угадывать то, что имел в виду оратор, и думать, верно они поняли его.

Использование прямой формы речевого воздействия предусматривает иерархически структурированную коммуникацию. При этом более высокий уровень иерархии занимает оратор. Именно при таких условиях он может рассчитывать на эффективность своей речи, которая обеспечивается в основном конвенционный характером ситуации общения. Как правило, для каждой ситуации существует одна прямая форма речевого воздействия. Подобную модель взаимодействия оратора и аудитории называют вертикальной.

Косвенная форма речевого воздействия - это такое использование оратором языковых выражений, если он имеет в виду не только то, что он говорит, но и нечто большее.

Аудитории предлагается самой установить, что кроется в этом "больше, чем буквальное значение". Косвенная форма речевого воздействия является скрытой тактикой. Оратор "говорит не то, что он говорит", то есть открыто не провозглашает аудитории, он имеет в виду.

Соответственно, такая форма воздействия не согласуется с критерием искренности. Следует отметить, что несогласованность с критерием искренности вовсе не означает, что оратор говорит неправду. Он сознательно выбирает такие способы выражения, которые в принципе дают возможность аудитории воспринять то значение речи, скрытое за косвенной форме. Поэтому интерпретация косвенной формы коммуникации предполагает дополнительные усилия со стороны слушателей. В принципе существует опасность того, что аудитория поймет оратора не так, как ему бы хотелось.

Косвенная форма речевого воздействия задает, по сути, множественность способов восприятия речи. Таким образом слушатель присоединяет к произнесенного оратором того смысла, который актуален для самого слушателя. Эффективность непрямой коммуникации как раз и проявляется в этой свободе аудитории. Подобную модель взаимодействия оратора со слушателями называют горизонтальной.

Косвенная форма воздействия обеспечивается использованием в речи определенных средств выразительности, которыми являются риторические фигуры. С другой стороны, как уже отмечалось выше, риторические фигуры создают красоту речи.

Риторические фигуры

Риторические фигуры еще со времен Античности принято делить на две большие группы:

o собственно фигуры;

o тропы.

Основой такого разделения является минимальный объект преобразования, изменения. В фигурах объектом изменения являются предложения или большая единица речи. В тропах объектом изменения есть слово или словосочетание.

Чаще всего риторические фигуры и тропы определяются как отклонение от обычного способа выражения, установленного нормами данного языка. Однако такое определение вряд ли можно считать приемлемым, поскольку тогда очень трудно различить "риторичность" языка и "порчи" языка. Поэтому подобное определение пытались уточнить следующим образом: риторические фигуры составляют собой отклонения от стандартов с целью достижения эстетического эффекта. Что же касается той концепции риторики, которая предлагается в данном руководстве, то согласно ей красота не является определяющей чертой ораторских речей. Главным остается убедительность, эффективность, влияние выступления оратора. Учитывая это, риторические фигуры и тропы рассматриваться прежде всего как средства выразительности, которые призваны, с одной стороны, продемонстрировать чувство оратора, а с другой - вызывать нужные чувства в аудитории.

Риторические фигуры (лат. "Figura" - образ, вид) - это приемы выразительности, реализуемые на уровне предложения или единицы, превышающей предложения.

Наиболее распространенной фигурой является риторический вопрос.

Риторический вопрос - это высказывание в виде вопроса, которое не требует ответа в отличие от обычного.

Оно используется оратором основном в устных выступлениях для подчеркивания необычности ситуации, накала чувств, привлечения внимания слушателей к определенному предмету. Как правило, риторические вопросы ставят в двух случаях:

o Во-первых, когда ответ очевиден, известная аудитории. Оратору нужно только ее актуализировать для восприятия слушателями. Например:

Вы не заставите человека быть культурным, если не пробудет в ней потребность к культуре. Станет ли она есть, если не голодна? Будет искать, где теплее, если ей не холодно? Или захочет она каких-то изменений, если она всем довольна?

o Во-вторых, когда ответ на вопрос никто не знает или ее вообще не существует. Оратору нужно подчеркнуть необычность определенной ситуации. Например:

Кто виноват? Что делать? и тому подобное.

Как отмечалось выше, фигур существует очень много. Однако их можно свести в целом к такому приему, который называется "синтаксическое преобразование".

"Синтаксическое преобразования" - это такой прием, суть которого заключается в выборе нужного оратору порядка слов в предложениях.

Как пишет P. М. Блакар, наиболее ярко эффект воздействия грамматической формы проявляется при сопоставлении активной и пассивной формы построения высказываний. Выбор той или иной формы приводит к тому, что у слушателей состоит разные представления о причинных отношение, о том, кто является агентом определенных действий. P. М. Блакар приводит такой пример:

"1) The police took in the demonstrators" Полиция захватила демонстрантов "и 2) The demonstrators were taken in by the police" Демонстранты были захвачены полицией ". Здесь грамматические формы в скрытом виде, но весьма искусно прямо указывают на различные контексты. В примере 1 полиция действует более или менее активно (полиция провела акцию, полиция вела наступление). В примере 2, наоборот, кажется, имеется в виду, что демонстранты вели себя таким образом, что полиция была вынуждена принять меры (демонстранты действовали, демонстранты вели себя вызывающе) "1.

Прием синтаксического преобразования реализуется через три группы фигур:

o фигуры сокращения;

o фигуры добавления;

o фигуры расположения.

Фигуры сокращения подразделяют на:

o собственно фигуры сокращения;

o фигуры уменьшения.

Фигуры сокращение - это риторические фигуры, суть которых заключается в пропускании каких элементов речи.

К ним относятся: апосиопеза, бессоюзие, эллипсис и тому подобное.

Апосиопеза (греч. Aposiopesis - "молчание") - это фигура "замалчивания", когда оратор сознательно не до конца выражает мнение, рассчитывая на то, что слушатели сами догадаются, о чем он хотел сообщить.

В письменных речах такая фигура в основном выражается через три точки и довольно широко применяется в заголовках. Например:

"Я бы мог сказать вам всю правду, но...".

Бессоюзие (греч. Asyndeton - "безсполучення") - это фигура сокращения, означает пропуск союзов.

Примером может быть известное высказывание Г. Ю. Цезаря: "Пришел, увидел, победил".

Эллипсис (греч. Elleipsis - "пробел") - это фигура сокращения, означает пропуск какого члена предложения, который можно восстановить из контекста.

Достаточно часто в подобных конструкциях "выпадает" сказуемое, хотя это могут быть и другие члены предложения. Например, высказывание У. Черчилля:

"В каждом кризисе кайзер подходил. В поражении - убежал, у революцию - отрекся; в изгнании - заново женился".

Фигуры уменьшение - это риторические фигуры, суть которых заключается в отсечении от предмета каких частей.

К ним относится прежде всего литота.

Литота (греч. Litotes - "простота", "скромность") - это умышленное уменьшение качества, значимости определенного предмета.

Например:

Пирожное такое маленькое, что нечего есть. Эта женщина неплохой красоты.

Фигуры добавления подразделяют на:

o собственно фигуры добавления;

o фигуры увеличения.

Фигуры добавления - это риторические фигуры, суть которых заключается в повторе каких элементов речи.

К ним относятся: анафора, эпифора, гомеотелевтон, киклос, хиазм и тому подобное.

Анафора (греч. Anapherein - "нести вверх") - это фигура добавления, которая заключается в повторе начальных частей смежных предложений.

Например:

Lipton: лучше в чае, лучше во мне.

Кроме того, анафора довольно часто употребляется в обращениях оратора к аудитории. В таких случаях лучше применять этот прием три раза. Например:

Дорогие соотечественники! Дорога граждане! Дорогой народ!

Эпифора (греч. Epipherein - "нести после") - это фигура добавления, которая заключается в повторе конечных частей смежных предложений.

Например:

Гомеотелевтон (греч. Homeo - напоминающий и telos - окончание) - это фигура добавления, заключающийся в первоначальном рифмовке, звуковом повторе отдельных частей слов в предложении.

На сегодняшний день это средство выразительности достаточно часто применяют в рекламе. Например:

Здоровая мама - здоровый и дитя.

Это знает и кенгуренка.

Я стала еще больше, и это так прекрасно! Еще 100 мл во мне бесплатно!

Киклос (греч. Kyklos - круг) - это фигура добавления, которая заключается в повторе начала и конечности предложения.

Например:

Есть что-то выше нас, я не знаю что, но оно есть.

Хиазмы (греч. Chiasmos - "пересечения") - это фигура добавления, что состоит в "крестообразном" сочетании элементов предложения.

В условиях такого сочетания друг другу соответствуют первый и четвертый элементы и второй и третий (как правило, третий член автоматически привлекает к себе внимание, поэтому на него делается основной акцент). Например:

Жить - хорошо, а прекрасно жить - еще лучше.

Фигуры увеличение - это риторические фигуры, суть которых заключается в предоставлении предмета тех элементов, которых он не содержит.

К ним относится прежде всего гипербола.

Гипербола (греч. Hyperbole - "бросание сверху") - это намеренное преувеличение качества, значимости определенного предмета.

Например:

Я слышал, как ваш сын отвечал на экзамене: это была научная симфония!

Я пойду за тобой на край света.

Фигуры расположения - это риторические фигуры, суть которых заключается в необычном расположении элементов речи.

К ним относятся: инверсия, паратеза, парцелляция и тому подобное.

Инверсия (лат. Inversio - перестановка) - это фигура расположения, что означает использование необычного порядка слов в предложении.

Чаще всего в подобных конструкциях заранее выносится то, на чем оратор акцентирует внимание. Сравните, например, такие высказывания:

На такую альтернативу мы никогда не согласимся! Мы никогда не согласимся на такую альтернативу

Паратеза (греч. Parathesis - приложение) - это фигура расположения, что означает вставку в завершенную синтаксическую структуру определенных элементов для закрепления именно то значение, которое оратор желает донести до аудитории.

В качестве таких элементов могут выступать другие предложения, словосочетания, слова. Достаточно часто в завершенную конструкцию вносится риторический вопрос. Например:

"Когда нас расстилает сеть ногам, то восхваляют нашу российскую гостеприимство, когда нас ругают - а когда нас не ругают? - О нас говорят, что единую хорошую нашу черту - гостеприимство - мы разделяем с племенами, которые стоят на низшей ступени культуры" (А. Ф. Кони).

Парцелляция (лат. Parcellatio -разделение на части) - это фигура расположения, что означает расчленение предложения с вынесением за его пределы тех элементов, которые усиливают основную мысль.

Например:

"Я устал, потому что жизнь непрерывно и неумолимо идет на меня, как волна на берег. Не только собственное, но и чужое" (М. Коцюбинский).

Приведенный перечень риторических фигур далеко не исчерпывает их разнообразие. Тем более, что с развитием речи появляются новые фигуры, некоторые уходят в прошлое, а некоторые переживают "второе рождение".

Фигуры, связанные с отклонением от коммуникативно-логических норм оформления фразы, называются риторическими. Риторические фигуры построены на словесных оборотах, имеющих условно-диалогический характер. Среди д риторических фигур выделяют обращения, вопросы, утверждения, отрицания, оклики. Они не связаны с живым общением и не требуют отклика на них - в них самих содержится видгугук.

Риторические вопросы - это такие вопросы, которые не требуют ответа. Они сосредоточивают внимание на вопросе, о котором идет речь в произведении

Кто может выпить. Днепр

Кто властен виплескаты море

Кто наше золото-серебро

Плугами обиды перепашет?

Кто сердца чистого добро

злобы черной поборет?

(М. Рыльский)

Риторические обращения - это обращение к абстрактных понятий, неодушевленных предметов или отсутствующих людей как к присутствующим:"Благословенна будь, моя нетронутая девица. Десна. Далекая краса моя!. Счастлив я, что народы ився на твоем берегу"(О. Довженко (О.. Довженко).

Земля родная!

Мозг мой светлеет

И душа нежнее становится

Как твои надежды и мечты

В жизни вливаются мое

(В. Симоненко)

Риторические оклики употребляют как средство призыва, проявления восторга, радости

Вставай, кто жив, у кого мнение восстала!

Час для работы настала!

(Леся Украинский)

Риторические возражения. Они имеют форму ответа на вероятное предположение, мнение воображаемого собеседника

Нет, друг мой, не та семья!

Современная песня - не перина

(И. Франко)

О недаром, ни, в степях гудели пушки

(В. Сосюра)

Риторические утверждение - фигуры, которые подчеркивают неоспоримость сказанного автором. Например:

(Леся Украинский)

Завершая характеристику стилистических фигур, целесообразно сказать об их классификацию. В. Домбровский в учебнике"Украинская стилистика и ритмика украинских поэтика"- разделяет фигуры:

1) итеративные (повторы): епаналепса, епанастрофа, анафора, эпифора, анадиплозис, рефрен;

2) фонетические: аллитерация, ассонанс, рифма, парономазия, анноминация, полиглот (повторение различных грамматических форм слова), ономатопея (звукоподражания);

3) синтаксические: параллелизм, асиндет, многосоюзие, анаколуф, инверсия, хиязм, парентеза (вставной предложения или фраза), эллипса (опускания или взыскания), ярмо (один сказуемое на несколько сочинительных предложений);

4) эмфатическая, антитеза, оксиморон, парадокс, ступенування (градация, климакс), епексегеза (объяснение общего конкретным), диереза??(иллюстрации абстрактного расщеплением на зримые образы);

5) патетические: оклик, апострофа (обращения), риторический вопрос, сомнение, апокриза (вопрос - ответ, диалогизм) апосиопеза - замалчивание, обрыв мысли, об окончании которой можно догадаться, е епанортоза (самокоррекция, исправления вплоть до противоположного.

И. Качуровский выделяет три группы фигур:

1) плеонастични (накопление): анафора, гем и нация или редубликация (повторение слова или фразы во второй части длинного предложения, чтобы не потерять мысли), кондубликация, епимона, епанод, анадиплосис а или спаналепсис, енкатенация, еланадиплосис или епанастрофа, эпифора, антистрофа, сймплока, комплексия или сплетение, рефрен, спизевксис, спираль (кольцевой анадиплозис), цепные повторы в строфике метатезис, двойная сймплока (сочетание анадиплозиса с епанадиплозисом), симилика-денция гомоярктон гомоиотелевтон, амплификация, синонимична вариация, многосоюзиен;

2) фигуры конструкции: апосиопеза, парентеза, инверсия, атанакласис (подобная амфиболия), парономазия, парехеза, анноминация четырех видов:

а) полиптотон - существительное в разных падежах;

б) этимологическая фигура;

в) традукция - глагол в различных формах;

г) парегменон - прилагательное в разных числах и падежах;

д) параллелизм и его вариант тмесис - разрыв слова и вставка в него (Ш-, извините, - ститусия). Иногда вследствие тмесису возникает какемфатон - непристойное заключение, климакс, хиазм, анаколют;

3) фигуры мышления: апосиопеза, антиметабола,. Элепс (ис), плеоназм, перифраз,. Зевгма, катафора (зачин типа ой, гей) фигура именительного предложения, апофазия (отрицание предыдущего утверждения), епифонема (заключительная сентенция или итоговая фраза, концовка, преимущественно печальная пуанта, дубитация (сомнение):"А чей парень. Андрей его звали ли. Николай?";. Гипалаг (перемещение эпитета от слова, которого он касается я, к другому); контраст, антитеза; металепсис (замена предыдущего следующим и наоборот или последствия причиной) гендиадис (выражение единого сложного понятия или идеи конструкции с двумя однородными ч ленами):"И смех и грех"; диалогизм (воображаемая разговор с самим собой):"Что же теперь заплакал ты? / /. Чего теперь тебе, старому, / / ??В этой неволе стало жаль"; коммуникация (совет с читателем го):"Простите, дорогие читатели, что я употребляю методы кинонапливу и возвращаюсь все назад, но не от того, что я забывчивым, а чтобы лучше идти вперед и яснее было то, что будет"" (В. Сосюра) абигання вперед в изложении событий):"Только народ мой выдержал, а я - нет, потому что заболел психически. Об этом потом"; реминисценсия, аппликация, омисия или пертериция (псевдозамовчування):"Я не буду говорить о его развратность, ничего не скажу о его праздность и вымогательство"(Циперон) ретардация, алогизм:"/ это она также отлично понимали, хотя и не хотела никак понимать"(Б. Жолдак) пресумпция или пр окаталепсис (предубеждение ожидаемых упреков или возражений):"Вы вскакиваете, продирает глаза и говорите: -. Ей-богу, я не боюсь!" нет, натягиваете рубашку на ноги, а голову пытаетесь устранить в левую штанину"(Остап. Вишня) этопея (притворно чужая прямая речь):"Чтобы не сказали / /. О вас грядущие: / / их на земле не было"(В епексегеза или экспликация (заключительное толкование, авторский вывод):"Так живите, недоучки, / / ??То и жить не. Остин"(Т.. Шевченко) апострофа или риторическое обращение; еротема или интеррогация, прост ише риторический запрос; апокриза (рассказчик спрашивает и сам отвечает); повторена апокриза (перерастает в диалогизм) сентенция; афоризм (выделена из контекста сентенция) парадокс; одивлення; пермисия (фик тивный разрешение на какой-то поступок, призыв к нему):"Судите меня. Судите без скидки / /. Судите - я должен - хотя до"вышки"/ /. Меня, а заодно - и себя"(I. Светличный) метабазис или транспозиция, - еналага или иммутация, причем нескольких видов: а) антимерия (изменение частей речи)І.. Світличний); метабазис або транспозиція, а ще інакше - еналага чи іммутація, причому кількох видів: а) антимерія (зміна частин мови);

б) гетеросис (отклонение от падежных норм, ученый справедливо называет не столько фигурой, сколько"поэтической лицензии"есть определенным допуском для сохранения ритма или рифмы):"Ни от отца, ни от иметь, / / ??Ни от сестры, ни от брата"; расхождение между грамматическим родом и физическим статью (врач выписала рецепт) импрекация, конминация (угроза, предостережение):"Эти самохвалы, запишнени петухи - / / на патриотических задворках вельможи, / / ??нам души убивают остевым клином! псевдоетимо-логизацияю, яку ми назвали псевдоетимо-логізацією).

В учебнике. О. Галича,. В. Назарця и. Есть. Васильева"Теория литературы"фигуры делятся на три типа:

I. Фигуры, связанные с отклонением от определенных логико-грамматических норм оформления фразы: инверсия, анаколуф, эллипсис, асиндетон (безсполучниковисть)

II. Фигуры, связанные с отклонением от определенных логико-смысловых норм оформления фразы. В рамках этого типа можно выделить три группы фигур: повтор, сопоставление, противопоставление слов и больших или меньших языковых величиныин.

И. Фигуры повтора:

а) звуковые: аллитерация, ассонанс, повтор звуков конце стихотворных строк - рифма;

б) словесные повторы: слов, словосочетаний, многосоюзие, плеоназм, тавтология;

в) фразовые повторы: синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, анепифора (кольцо), епанафора (стык)

2 фигуры сравнения: амплификация, градация, парономазия

3 фигуры противопоставление: антитеза, оксиморон

III. Фигуры, связанные с отклонением от коммуникативно-логических норм оформления фразы (риторические): обращение, вопрос, отрицание, оклики

РИТОРИ́ЧЕСКИЕ ФИГУ́РЫ - стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. В России правила литературной стилистики в широком ее понимании были описаны в «Риторике» М. Ломоносова, который считал употребление Р. ф. признаком высокого стиля. Различают фигуры мысли и фигуры слова.

ФИГУРЫ МЫСЛИ.

1) Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, служит для эмоционального утверждения или отрицания чего либо:

Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?

(А. Пушкин)

Советская Россия, Родная наша мать! Каким высоким словом Мне подвиг твой назвать? Какой высокой славой Венчать твои дела? Какой измерить мерой Что ты перенесла?..

(М. Исаковский)

Знакомые тучи! Как вы живете? Кому вы намерены Нынче грозить?

(М. Светлов)

2) Риторическое восклицание – псевдообращение, часто отсутствующему лицу, исторической личности, неодушевленному предмету:

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство.

(Ф. Тютчев)

Как были те выходы в степь хороши! Безбрежная степь, как марина.

(Б. Пастернак)

Ветры мои, ветры, вы буйные ветры! Не можете ли, ветры, горы раскачати? Гусли мои, гусли, звончатые гусли! Не можете ли вы, гусли, вдову взвеселити?

(Русская народная песня)

3) Риторическая поправка – специальный прием, когда сначала идет как бы оговорка, а потом важное уточнение.

ФИГУРЫ СЛОВА

    Антитеза – резкое выделенное противопоставление свойств и утверждений:

«кто был ничем, тот станет всем».

    Повторы:

    анафора – повтор в начале предложения

Последняя тучи рассеянной бури,

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

(А.С. Пушкин )

    эпифора – повтор в конце фразы; обычно используется как средство выделения основного смысла фразы или периода и создает параллелизм выражений, делая ремой такое ключевое слово.

    симплока – повторы и в начале, и в конце фразы.

Повторы бывают звуковыми:

    ассонанс – повтор гласных

    аллитерация – повтор согласных

    Инверсия – намеренное нарушение порядка слов:

    Градация – расположение синонимов в порядке возрастания или убывания какого-либо признака:

    Хиазм – части двух предложений распологаются в обратной последовательности.

    Эллипсис – пропуск слова или предложения.

“И он подумал: “Время было,

И я, как ты, младенец милый,

Был чист, на небеса смотрел,

Как ты, молиться им умел

И к мирной алтаря святыне

Спокойно подходил... а ныне...?

И голову потупил он.”..

В. А. Жуковский

    Оксюморон – сочетание несочетаемого

«горячий лёд», «далекое близкое», «живые мертвецы» и т. п.

    Полисиндетон – многосоюзие

    Асиндетон – бессоюзие

Бессоюзие повышает самостоятельное значение каждого присоединенного элемента (слова, словосочетания, предложения), создавая смысловые паузы, одновременно подчеркивает их смысловой параллелизм, поэтому при бессоюзии сопоставляемые элементы обыкновенно строятся подобно.

B нижеследующем примере смысловое ударение падает на начальные слова каждого из предложений, кроме последнего, и эти начальные слова образуют самостоятельную смысловую связь.

“Пробил последний час фашистской Германии.

Разбита и сокрушена сила ее.

B прах повержена Германия.

Знамя победы развивается над вражьей страной.

Слава и благодарение Богу!”

Алексий I, патриарх Московский и всея Руси.

    Силлепс – соединение элементов текста, которые по сути своей не объединяются. Силлепсис - явление, характерное для разговорной речи:

“Это вот возьму и это возьму... две сменки, да... И еще рубаху, расхожую, и причащальную возьму, а ту на дорогу, про запас. А тут, значит, у меня сухарики... - пошумливает он мешочком, - с чайком попить - пососать, дорога-то дальняя.”

И. С. Шмелев.

В качестве риторической фигуры силлепсис используется достаточно часто, но в современной речи, особенно в некоторых авторских стилях, он настолько распространен, что не всегда воспринимается как фигура.

    Апосиопеза - недоговоренность

См. Стилистические фигуры … Большой Энциклопедический словарь

См. Стилистические фигуры. * * * РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, см. Стилистические фигуры (см. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ) … Энциклопедический словарь

Экспрессивные стилистические обороты, исторически сложившиеся способы организации фразы, реализующие главным образом эмоционально императивные качества речи; устаревшее название фигур стилистических (См. Фигуры стилистические). В узком… … Большая советская энциклопедия

риторические фигуры - см. фигуры речи …

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, в ст. Фигуры стилистические … Литературный энциклопедический словарь

риторические фигуры - РИТОРИ´ЧЕСКИЕ ФИГУ´РЫ (от греч. ῥήτωρ оратор) термин старой русской поэтики (риторики, или реторики) стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. В прошлом риторика была наукой ораторского искусства, она возникла… … Поэтический словарь

риторические фигуры - В синтаксической стилистике: то же, что и риторическое восклицание (*Пышный! Ему нет равной реки в мире [о Днепре](Н. Гоголь)) и риторический вопрос (*Что такое воля, как не мысль, переходящая в дело? (А. Бестужев Марлинский)) … Учебный словарь стилистических терминов

Фигуры речи - В языкознании нет исчерпывающе точного и общепринятого определения Ф. р. Сам термин употребляется в различных смыслах (чаще всего приблизительных). Однако есть тенденция к закреплению этого термина и к выявлению его лингвистического смысла.… … Лингвистический энциклопедический словарь

Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… … Википедия

фигуры речи - обороты речи, синтаксические построения, усиливающие выразительность высказывания. Рубрика: Язык. Изобразительно выразительные средства Синоним: риторические фигуры, стилистические фигуры Антоним/коррелят: Тропы … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Книги

  • , . Ровно сто лет назад, в декабре 1917 года была сформирована Всероссийская чрезвычайная комиссия, ВЧК - родоначальница советских спецслужб. Сборник раскрывает историювзаимоотношений партийного…
  • Политбюро и органы государственной безопасности. Сборник документов , Мозохина О.. Ровно сто лет назад, в декабре 1917 года была сформирована Всероссийская чрезвычайная комиссия, ВЧК - родоначальница советских спецслужб. Сборник раскрывает историю взаимоотношений партийного…

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Риторические фигуры……………………………………………...........……..4

2. Виды фигур……………………………………………………………............10

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………23


Введение


Толковые словари определяют риторику как науку и искусство красноречия, убеждения словом. В наши дни она расширила сферу влияния, охватив разнообразные области общения - от публичного, официального, научного и делового до бытового, обиходного, как устного, так и письменного. В XX в. в теории и практике речи усилились тенденции культуры речи, стилистическая дифференциация, требования языковой нормы, чему способствовало возникновение и интенсивное развитие новых научных направлений: теории речи, общения, массовой коммуникации, социолингвистики, функциональной стилистики, грамматики и др.

Красноречие понимают неоднозначно: это и дар слова - речи актуальной, эмоциональной, логичной, ясной, доходчивой, свободно льющейся, безусловно правильной, в которой используются все богатства и тонкости языка и опыт, накопленный веками в поэтике, стилистике, ораторстве, и «языковой вкус эпохи» (по В. Г. Костомарову), разумеется.

Любое высказывание определяется ситуацией, потребностями жизни; они порождают мотивы и цели; затем говорящий формирует содержание речи, выбирает форму: монолог или диалог, грамматическую структуру, лексику, интонации, прогнозирует понимание слушателем и его реакцию.

Выбор средств определяет пространство культуры речи на всех этапах внутренней, мысленной, подготовки: мотивации, структурирования содержания, выбора слов и их последовательности, грамматического маркирования, кодового перехода на акустическую, звучащую, речь. Культура речевого общения содержит и этический компонент.

Риторические учения возникали в периоды расцвета цивилизаций: Египет, Индия, Китай, Древняя Греция, Рим. Но в основе всех риторических учений мы видим и философские понятия (например, понимание риторического идеала, поиск истины), и эстетические (пафос, артистизм, изобразительные средства), и филологические (мастерство языка, логика, стили, фигуры, метафора и пр.), и прагматические (образование, ораторство, деловой мир, политика).

Цель: выявить сущность видов фигур


1. Риторические фигуры


Риторика всегда, с одной стороны, пересекалась с философией, логикой, поэтикой, лингвистикой, а в наше время еще и с культурологией, семиотикой, социологией, теорией массовой коммуникации, психолингвистикой. С другой стороны, сама риторика использовалась в сфере смежных наук: так, в литературоведении поныне понятие «риторика» синонимично понятию «поэтика», «средства поэтического языка»; в современной журналистике оно синонимично «общим местам» и даже «фразерству»; в теории эстетики мы встречаем понятие «риторика поступка» (М. М. Бахтин); особенно часто к риторике обращаются литературоведение, фольклористика. Время ученых-универсалов, как принято считать, давно миновало, но уместно вспомнить Аристотеля, Леонардо да Винчи, В.Гумбольдта, М.В.Ломоносова и нашего современника, лауреата Нобелевской премии Ж. Алферова - физика и блестящего оратора. Напомним и Квинтилиана, который был не только крупнейшим теоретиком риторики, но и педагогом, теоретиком поэтики, литературоведом. Риторика и ее практическая сторона - искусство красноречия не только упорядочивают мыслительную способность человека, пробуждают искры таланта, но и формируют многогранность личности, универсализм в творчестве (И. Е. Репин, А. П. Бородин и многие другие).

Применение риторического учения в жизни, так же как и литература, требует мастерства в создании и выборе средств выражения, мастерства элокуции в самых разнообразных условиях - от бытового общения до ораторского выступления.

Писатель потому и называется мастером слова, что создает высокие образцы, уходя в свои башни из слоновой кости; ситуация, в которой творит поэт, «не терпит суеты», ибо он творит прекрасное. Законодателем в мастерской слова всегда был поэт, иными словами, риторика уступает ведущую роль литературе в этой области. Но лидирующая роль литературы и поэтики не мешала авторам риторических книг включать поэтику под видом теории словесности, стилистических упражнений, элоквенции, фигур, тропов. С другой стороны, в литературоведении также дается термин риторические фигуры, в число которых включаются антитеза, вопросы и восклицания, градация, ирония, гипербола, уподобление, сравнения различных типов, периоды, разные виды повторов, обращения к читателю и слушателю, переименования - метонимии, идиомы - пословицы и поговорки и многое другое.

Выделение собственно риторических приемов, форм говорит лишь о том, что они, реально существуя, не вполне подходят под другие рубрики, а служат целям риторики. Отчасти они выполняют и задачи стилистики: так, фигура, называемая периодом, в силу своей сложности и размеров употребляется в рассуждениях, научном стиле, реже - в публицистике, художественной литературе - лишь в авторских раздумьях и в рассуждениях даже в поэзии (мастером периода был М. Ю. Лермонтов - «Когда волнуется желтеющая нива...», заключительная часть стихотворения «На смерть поэта»). Период - это раскаты страстной ораторской речи, как бы волнами восходящие все выше и выше, они достигают вершины и разрешаются выводом, либо страстно обличительным:


Тогда напрасно вы прибегнете к злословью,

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь, -

либо умиротворяющим, создающим гармонию в душе:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

Древние риторы делили речь на два вида: периодическую, т. е. построенную из усложненных предложений, и отрывистую, лаконичную.

Ритмика речи, симметрия конструкций также могут быть отнесены к риторическим средствам как отражающие общие закономерности гармонии мира. Русский эквивалент гармонии - «лад», лежавший (может быть лежащий) в основе народной эстетики, легко обнаруживается и в частушке, и в традиционных формах народной.

Противопоставление добра и зла, порядочности и низости, подлости и силы духа, мощи и слабости, света и тьмы, искренности и лицемерия (антитеза) соответствует этим законам, обеспечивает размеренность композиции текста, сопоставление сюжетных линий и образов персонажей. Этим законам подчиняются и стили (высокий - низкий), и роды литературы (трагедия - комедия, поэзия- проза), и конструкции текста (простые и сложные предложения, цепная и параллельная связи), и типы речи...

Гармония формы, текста неразрывно связана с гармонией смысла.

Ритм есть организующее начало исполнения речевого произведения в акустическом коде. Даже на письме каллиграфия тоже подчиняется закону ритма: пишущая рука делает размеренные, ритмические движения. Этому же ритму подчинялись и составители так называемых прописей - образцов начертания письменных букв и их соединений (возможности ритмического письма - один из критериев новых предлагаемых прописей).

В произведениях литературы, как и в любых других творческих актах, даже малозначительных, присутствует и играет существенную роль доминанта как движение духа. Доминанту имеет каждый человек, она становится заметнее в зависимости от степени таланта, богатства и активности духовного мира человека, автора. По утверждениям психологов, доминанта имеет физиологическую основу, формируется в процессе жизни и находит отражение в поступках человека, особенно в произведениях его мыслительной и языковой способности как актах, с наибольшей полнотой связанных с внутренней, духовной жизнью личности.

Естественно, что изучение доминанты удобнее всего проводить на материале писателей, в творчестве которых она ярче прослеживается: Ф. М". Достоевского, Н. С. Лескова, И. А. Бунина, А. А. Ахматовой.

По-видимому, трудность «доминантного анализа» творчества писателя определяется его сложностью: ведь понятие доминанты присутствует и в целостном мироощущении, мировосприятии, миропонимании, в устремленности личности.

Подчеркивая реальность доминанты как феномена, исследователи все же обращают внимание на ее связи с миром бессознательного: интуицией, тревожностью, эмоциональным миром, способностью предвосхищения (антиципацией), отчасти с воображением и творчеством. Человек (и это подтверждено многочисленными примерами) не может преодолеть самого себя и нередко поступает вопреки логике и даже во вред себе.

Нельзя не назвать в числе факторов, определяющих доминанту творчества, еще и нравственные чувства - от ценностных ориентации личности до мук совести и суда над самим собой.

Доминанта как ведущий мотив определяет выбор фактов в речи, формирование сюжетов, создание общего эскиза (плана, схемы, матрицы), контура высказывания, намечает вершину - кульминацию, конфликт, проблемы, ожидающие разрешения.

В литературном процессе - это патетика, апофеоз - и сатира, гротеск, панегирики, дифирамбы - и филиппики, мажор и минор, ода и элегия; в жизни -- беседа и диалог, ласка и брань, ругань, молитва, покаяние и проклятие.

Риторика знает десятки приемов и форм, целых систем. Например, медитативная речь: это раздумье - и про себя, и вслух, размышление, диалог с самим собой, исповедь... Этот вид речи - ив откровенных разговорах близких людей, и в лирической поэзии, и в монологах персонажей пьес (вспомним монолог Гамлета - «Быть или не быть?»). Примером медитативной лирики может служить поэма А. Т. Твардовского «За далью - даль».

Вариантом медитативной речи является обращение к тому, кого уже нет в живых, - апострофа; например, поэт Павел Антокольский обращается к сыну:


Прощай, мое солнце.

Прощай, моя совесть.

Прощай, моя молодость, милый сыночек...

На веки веков восемнадцатилетний...


Апострофой называют и обращение к воображаемому персонажу или к слушателю и читателю. Это уже многочисленные варианты риторического обращения: к публике, к читателю-другу, к реальному лицу. Так, трактат Цицерона «О природе богов» начинается словами: «Как ты знаешь, Брут...».

Брут - друг Цицерона, консул, ему посвящен риторический трактат «Брут».

Наряду с обращениями риторическую функцию выполняют вопросы, не имеющие вопросительной цели и не требующие прямого ответа: Куда ты несешься, Русь? Что делать? Кто виноват? Камо грядеши?.


Куда, куда вы удалились,

Весны моей златые дни?


Говорят, что русская литература - это литература вопросов без ответов.

Риторическими бывают и восклицания; палитра эмоций, выражаемых ими, необычайно богата: это и радость, и приказ, злоба, призыв и любовь.

Как видим, язык - это не только фонетика и грамматика, это неисчерпаемый источник мудрости, чувства и богатства.

Не только цельность и последовательность, но и их нарушения тоже служат риторике: вставные конструкции, «рассказы в рассказе», лирические отступления, пейзажные зарисовки, портреты (главным образом в монологах).

Затянувшийся монолог может быть оживлен диалогом (диалог - монологом), ораторская речь - авторскими отступлениями из собственного опыта жизни оратора, они способствуют контакту с аудиторией, доверительности (однако без назойливых излишеств).

В ораторской практике нередки диалоги с аудиторией: здесь требуется высокая коммуникабельность, граничащая с артистизмом (беспроигрышный прием!). Но есть и определенный риск: молодежная аудитория обычно не приемлет сентенций, особенно нравственных.

Заинтересовать собеседников, вызвать ответную реакцию у аудитории не просто: этому способствуют доброжелательность, сочувствие, сопереживание близких людей, шутка, остроумие, меткое слово, увлекательная информация, любопытный факт, аллюзия, связывающая только двоих и непонятная другим... Причем очень важно, чтобы названные средства были естественны и собеседники не заподозрили натяжки.

Немалое значение имеют формулы этикета, простой вежливости: извинение, благодарность, приветствие, толерантность, терпимость к чужим мнениям, а также подлинная, естественная заинтересованность этими мнениями и той информацией, которую излагает вам собеседник. Взаимное доверие и внимание, конечно, не могут быть названы приемами, они вытекают из общности интересов, из уважения между собеседниками.

Есть люди - счастливые обладатели природного расположения к другим, с ними всегда интересно и даже весело, вокруг них собираются даже незнакомые люди, создается аура особой одухотворенности, передающейся всем участникам общения, возникает суггестия - способность внушения (лат. «дуновение ветерка»).

Противостоят этому взаимопониманию скепсис, недоверие, сомнение, нередко окрашенное иронией и даже недоброжелательством.

Но и скепсис может быть стимулом здорового спора, дискуссии, хотя и разделяющей людей, но в то же время и сближающей их. Ведь нередко даже конфликт порождает взаимное уважение, а затем и дружбу. Наконец, то, чего следует остерегаться, избегать в общании - это фамильярность, особенно в официальных условиях, амикошонство (фр. «свинская дружба»); апломб - преувеличенная уверенность в своей правоте, знаниях; лицемерие, демагогия, цинизм; помпезность - чрезмерная торжественность.

Все перечисленное, несомненно, имеет прямое отношение к культуре речи, общения, хотя многое и выходит за рамки вербализма.

Культура речи и культура мысли неразделимы, несмотря на то, что мысль всегда опережает озвученную или написанную речь. Внутренняя, мысленная, речь находится на высшей ступени по отношению к произнесению или письму, она, в сущности, уже почти полностью вербализована, говорящему остается лишь ее озвучить (осуществить кодовый переход на акустические знаки) и проинтонировать.

Поэтому еще в древности возникло понятие «фигур мысли», иначе - логических фигур, операций. В риторике сплетаются и логика, и стилистика, и поэтика, и синтаксис, а в наши дни - еще и теория текста (лингвистика текста, синтаксис целого текста). К мысленным структурам и операциям наиболее применимы законы логики, а одно из важнейших требований к речи - это ее логичность, обоснованность, доказательность, непротиворечивость, отсутствие алогизмов, ошибок в построении мысли.

Основные мыслительные операции - анализ и синтез - чаще всего едины, но в исследовании, где требуется выделение частей изучаемого объекта, преобладает аналитическая деятельность мозга, а при конструировании, в частности при построении речи-текста, преобладает синтез.

2. Виды фигур


Антитеза - это фигура мысли (лат. амплификация - «распространение, введение дополнительных способов выражения мысли»), основанная на противопоставлении сравниваемых, сопоставляемых явлений, на контрасте. Она нередко аллегорична, несет в себе иносказание.

Языковой, лексической основой антитезы служат антонимы; впрочем, некоторые виды антонимов, например окказиональные, контекстуальные, сами являются продуктом противопоставлений (от колыбели до могилы, огонь-лед, небо и земля) образов, поэтических текстов.

Эффект антитезы - в опоре на закон ритма, симметрии и контраста, на силу и глубину восприятия человеком контрастных явлений: выстрел громче звучит в тишине, огонек заметнее в потемках.

В антитезе могут противопоставляться не только предметы и явления, но и свойства одного предмета: домище -домик-домишко, это не город, а городишко, по дороге ползли машины, машинищи. Противопоставленные понятия в антитезе могут причудливо переплетаться, например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пословица);


Как медлит время, когда мы спешим,

И как оно спешит, когда мы медлим!

(М. Лисянский)


Антитеза может быть сжатая («Толстый и тонкий» А. П. Чехова, «Живые и мертвые» К. Симонова, «Война и мир» Л. Н. Толстого), противопоставляться могут целые картины - плодородные поля и бесплодная пустыня; человеческие характеры; наконец, на антитезе строится композиция целых произведений: борьба добра и зла, подлости и благородства, чести и коварства... Возможно, что это самая употребляемая фигура, излюбленная как поэтами, так и говорящими в быту.

Антитезы-парадоксы:

Можно встретить старика лет двадцати - и юношу в пятьдесят.

(А. И. Герцен)


Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами.

(И.Ильф, Е.Петров)


Ведь не без основания и не без справедливой причины тот факт, что тогда эллины так рвались к свободе, а теперь так расположены к рабству. Было тогда, было, Афиняне, нечто такое в образе мыслей большинства, чего теперь нет, что и одержало верх над богатством Персов и вело к свободе Элладу, которая не уступала никому ни в морском, ни в пешем сражении... Теперь же все потеряно, все расстроилось и во всех делах низ стал верхом.

(Демосфен)


Оксюморон

Это соединение несоединимого, противоположного; фигура иносказательная, поэтическая, сравнительно редко употребляемая. «.Живой труп» - так назвал свою пьесу Л. Н. Толстой; убогая роскошь наряда у Н. А. Некрасова; веселящаяся скука и скучающая веселость у Ф. М.Достоевского; смех сквозь слезы у Н. В. Гоголя.

Нередко повторяются сила слабости; малое в большом - большое в малом; горькая радость, оглушающая тишина.

Антифразис

Это прием внутренней антитезы, когда слово в тексте употребляется в значении, противоположном самому себе, например:

О, какой красавец! - о некрасивом, об уроде; Подумаешь, какие мы благородные! - о человеке, который совершил подлость, но держится как порядочный.

Антифразис обычно окрашен иронической интонацией, но бывает, что используется и с похвалой, одобрением: Мастер был - каких теперь уж нет: дом построит, разбойник, - залюбуешься! Здесь разбойник - высшая похвала.

Близка к антифразису энантиосемия, с таким же значением «наоборот»; в одном слове сосуществуют два противоположных значения. Так, бесценный это «не имеющий цены», т.е. «плохой», но в речи употребляется в значении «высокоценный»; блаженный одновременно и «счастливый» (заповеди блаженства) и «глуповатый, юродивый». Употребление таких двузначных слов создает игру слов, двойное значение, когда под кажущейся благопристойностью скрываются презрение, насмешка.

Повторы всем хорошо известны как прием заучивания каких-то фактов и текстов. Они также всем известны как назойливые и трудноустранимые ошибки речи, вызванные индуцированностъю только что употребленных (или часто употребляемых) слов и их сочетаний. Как видим, оба варианта повторов - полезный и вредный - психологически обоснованы.

Как ни богат язык словами, другими знаковыми единицами, но в речи, как в языкопользовании, повторы неизбежны, и в современном языкознании используется понятие «частотность». Языковые средства ранжируются по их частотности, создаются частотные словари, причем частотность тех или иных слов, грамматических форм служит одним из критериев стиля речи.

Повтор как фигура речи, риторическая фигура, отличается от непроизвольного следующими признаками:

а) наличием целевой установки на выразительность текста, на его ритмику, усиление эффекта;

б) включенностью в систему стилистических (риторических) фигур и, следовательно, наличием моделей и правил, типологией и терминами.

Лексические повторы наиболее часты, они используются в разных жанрах, особенно в поэтических, так как способствуют ритмике стиха:


Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.


Здесь повтор сочетается с приемом перечисления - тоже, в сущности, повтором смысловым и синтаксическим.

Морфемный: повторяются корни, суффиксы, это создает внутреннюю рифму в прозе и в стихах:


От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови,

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви.

(Н.А.Некрасов)


Такие повторы могут сочетаться с градацией (повторы корня и убывающая градация):

Морены - это высокогорные россыпи огромных каменных глыб, камней помельче, многоцветной россыпи камешков (повторы и убывающая градация).

Синтаксические повторы, параллелизмы, подчеркивают ритмику речи, усиливают впечатление, экспрессию, напевность, используются в фольклоре и литературных произведениях, стилизованных под фольклор, близких к народной поэзии: «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Василий Теркин» А. Т. Твардовского.

Анафора - единоначатие, эпифора -концовка:

Я не знаю, где граница

Между Севером и Югом,

Я не знаю, где граница

Меж товарищем и другом

(М.Светлов)

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!


В прозе повторы также имеют место: умышленное повторение важной мысли, чаще не дословное, а в углубленных, усложненных вариантах; личностный, индивидуальный рефрен, которым оратор заканчивает любое публичное выступление (Карфаген должен быть разрушен!); в научном стиле, в рассуждении гипотеза (тезис) дается в начале и повторяется в конце, на этот раз с оценкой; в логической структуре повторяются аргументации; в бытовом общении - формы этикета и многое другое.

Повтором является и рефрен (припев) в песенном жанре, и повтор строки предыдущего сонета в начале следующего (в венке сонетов), и многочисленные повторы в народных пословицах (Ни радости вечной, ни печали бесконечной - В. Даль), и троекратные повторы в народных сказках, их сюжете, речах героев и т.д.

Повтор и в диалоге с самим собой как предвосхищение ответа:

Что нам нужнее всего, без чего не прожить и минуты?

Бережем ли мы эту драгоценность?

Нет, не бережем.

(Из газет)

Полисиндетон - повтор союзов - широко применяется и в поэзии, и в прозе:


Ох! Лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи...

(А.С.Пушкин)


Как и во всем, в повторах нужна мера: и потому что есть тенденция превышения меры, и потому что они - стилистическое средство, либо понижающее планку стиля, либо повышающее планку поэтичности.

Парадокс - логическая фигура, он возбуждает мысль, оживляет общение. Но в последнем - и его риторическая роль: это неожиданное, на первый взгляд, странное высказывание, резко расходящееся с общим привычным мнением. Пример: «Язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли» (Ф.Ларошфуко). Мы привыкли к другой функции языка: выражать мысли, а не скрывать их. Но ведь мнение Ларошфуко тоже может быть доказано примерами из жизни! Такие умозаключения в логике называют антиномией.

В то же время к числу парадоксов относят и известную софистическую задачу «Ахиллес не догонит черепаху», в основе которой лежит умышленная ошибка - дискретность решающего мышления.

Мастерами парадокса всегда были сатирики, юмористы, сочинители анекдотов, авторы 16-й страницы «Литературной газеты», Козьма Прутков.

Риторику, естественно, интересуют те виды парадоксов, которые возбуждают любознательность и интересы, учат «зигзагам мысли», одновременному видению многих сторон явления, решений задачи, моментальному охвату возможных вариантов понимания высказывания.

В то же время риторика заинтересована в парадоксе и для конструирования речи, ибо парадокс способствует и привлечению слушателей, и контакту с ними, нередко дает начало всему ходу рассуждения.

Наконец, парадоксальные высказывания служат предметом исследований, которые могут лечь в основу создания новых парадоксов каждым оратором. Построение парадоксального высказывания основывается:

а) на многозначности слов или на омонимах;

б) на паронимах;

в) на неготовности людей (слушателей) быстро переходить на чужую, другую точку зрения.

Примеры парадоксальных суждений: Тише едешь - дальше будешь (Пословица.); Коли нет денег на лечение - будьте здоровы!; Абитуриент ради поступления в вуз идет на все - даже на экзамены; Мало не воруй - посадят (Из газет.)

Блестящий пример мы берем из книги В. Солоухина «Осенние листья» (сборник миниатюр):

В английском парламенте один оратор устроил остальным парламентариям остроумную ловушку. Оратор огласил с трибуны 4 высказывания разных людей о молодежи:

1. Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.

2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

3. Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.

4. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видно, конец мира уже не очень далек.

Все эти изречения о молодежи, о грозящей гибели культуры, о безнадежном будущем были встречены в парламенте аплодисментами. Тогда оратор раскрыл карты. Оказывается, первое изречение принадлежит Сократу (470-399 гг. до н.э.), второе - Гесиоду (720 гг. до н.э.), третье - 192 египетскому жрецу (2000 лет до н.э.), а четвертое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка - 3000 лет.

Получилось в парламенте очень эффектно и даже смешно.

Однако все эти культуры и правда погибли. И горшок найден, увы, среди развалин Вавилона, а не в процветающем городе.

(В.Солоухин)

Каламбур близок к парадоксу, но в нем эффект достигается не логически, а умышленно подобранным в юмористических целях словом, имеющим несколько значений. Например: Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот (Козьма Прутков); Одни стараются скрыть свои недостатки, другие - достатки (Ю. Ильин); Парадокс, не правда ли: надувают вкладчиков, а лопаются банки (Д. Шмелев).

Парадоксы высоко ценились во все времена, мастерами парадокса были Бернард Шоу, Оскар Уайльд. Как парадокс расценивается целое крупное произведение Ж. Ж. Руссо «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?», написанное на конкурс, объявленный в 1750 г. французской Академией.

Фигуры мысли, фигуры синтаксические, фигуры слов... Но наша речь звуковая, следовательно, возможны и фигуры, построенные на звуковой игре, или инструментовке (партитуре).

Эта группа приемов включает в себя тонкое мастерство звукозаписи, создающее звуковые образы, музыку речи, редкое мастерство исполнения.

Вероятно, заслуживает первого места в этом ряду вокальное исполнение словесных произведений. Огромное количество литературных произведений положены на музыку, от частушек до опер, и это богатство вряд ли следует присоединять к риторике, это другой мир - мир музыки, волшебный мир искусства.

Однако и в литературе, и в повседневном речевом поведении людей музыкальные реплики не исключены, а иногда выполняют свою риторическую функцию. Представим себе: собрались молодые друзья, в разнообразие споров, шуток нет-нет да и ворвется музыкальная фраза, а то и романс... Это, несомненно, улучшает контакт, размягчает сердца, снимает стрессы.

Даже в самых серьезных ситуациях вокальное исполнение гимна принято во всех странах мира. В докладе пение вряд ли уместно, но цитирование слов песни - обычный прием, во-первых, потому что тексты песен общеизвестны, во-вторых, вызывают внутреннее звучание мелодии.

Теоретики музыки находят много общего в музыке и в языке они говорят о языке музыки: это язык эмоций, и как таковой он по-видимому, намного богаче вербального языка.

Вторая область звуковых средств - это голосовые средства: мелодика речи (есть языки, в которых мелодика выполняет смыслоразличительную функцию, подобную функции фонем), мена тональности, громкости, темпа; особо сложная сфера - тембр, его оттенки не всегда удается обозначить терминами: вкрадчивая речь, грубая, подобострастная и пр.

Инверсия, или обратный порядок слов в предложении, достигает эффекта за счет перенесения ремы на первый план (при прямом порядке слов на первом месте обычно стоит тема, а рема, т.е. то новое, что сообщается о теме, - на втором).

При этом слова, перенесенные на первое место, выделяются интонационно, да и само перенесение их на первое место привлекает внимание слушателей и читателя. На рему переносится и логическое ударение.

Эллипсис, эллиптические конструкции также относятся к группе синтаксических фигур: это незаконченные предложения, пропуски слов и целых словосочетаний. И незаконченность, и пропуски легко восстанавливаются на основе:

а) контекста в монологе;

б) предыдущих реплик в диалоге;

в) прежних знаний общающихся (если они в этом знании уверены).

В ситуативной речи (например, в процессе какой-либо игры, где участники понимают друг друга буквально с полуслова) степень эллиптичности бывает очень высока, пропуски восполняются пониманием обстановки, ходом игры (например, хоккей), жестами. Такая речь дает прекрасный материал для анализа дискурса (текста в потоке жизни).

Алогизм - фигура мысли, умышленная нелепость, сочетание несоединимых понятий - умышленное, разумеется, в расчете на стилистический эффект, часто применяемое в шутливом, но наиболее сильное - в серьезном тексте: Причешите мне уши! (В. Маяковский); ...он был или не был, этот вечер? (А. Блок). Используется в фольклоре, сказках, серьезных текстах на грани парадокса...

Градация - тоже фигура мысли: ряд понятий, построенный по нарастанию или убыванию в них какого-либо признака, качества, часто это синонимический ряд: большой, огромный, гигантский, колоссальный - и малый, малюсенький, микроскопический, крохотный. Градация усиливает не только смысл, но и эмоциональное восприятие:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым...

(С.Есенин)

Пришел, увидел, победил (предположительно - Александр Македонский); Никто не мог понять, что происходит, - и вот уже беспокойство переходит в тревогу, она - в панику, которая порождает хаос!


Заключение


В развитых странах, включая Россию, формируется современная риторика - rhetorica nova. «Информационное общество несет новый стиль жизни и требует новой риторики». Она должна быть в высшей степени оперативной, обеспечивать умение ориентироваться в потоке жизни и в лабиринтах текстов, информации, уметь тонко понимать возможные смыслы высказываний, моментально реагировать. Если старая риторика определяла позицию автора и лишь учитывала личность слушающего (адресата), то современная риторика биполярна, диалогична, ситуативна, больше обращена к импровизации на основе максимальной готовности, моментальной ориентировки. Это требует огромного объема знаний, гибкого интеллекта, высочайшей языковой готовности.

Как профессиональный предмет риторика необходима во всех социальных сферах: государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, журналистам, актерам, писателям, проповедникам... Коммерсант должен быть мастером делового общения; офицер - находить взаимопонимание с подчиненными; профессор университета - доносить сложнейшие научные истины до понимания не искушенных в науке студентов.

Риторика как наука ищет пути решения следующих проблем и задач:

а) поиск оптимальных алгоритмов общения, взаимопонимания в условиях современного общества;

б) исследование форм, механизмов речи: говорения, аудирования, чтения, письма, а также различных кодовых систем в жизни людей;

в) формирование языковой личности - контактной, обладающей не только умениями, но и потребностями общения;

г) дальнейшее совершенствование нормативов и правил культуры речи, ее логики, организации материала, адекватного его языкового оформления.

д) исследование феноменов интуиции, языкового чутья, механизмов импровизации, внутренней речи и мышления в речевом самовыражении;

е) моделирование процессов речи и общения, ораторского мастерства.


Список литературы


1. Александров Д.Н. «Риторика» - Москва: ЮНИТИ, 2008-329с

2. Анушкин В.И. «История русской риторики» - Москва: Прсвещение, 2009-224с