Болезни Военный билет Призыв

Что такое структура деятельности. Рациональная деятельность и личность. Анализ и синтез

Тема Деятельность человека, ее основные формы

Деятельность - способ отношения человека к внешне­му миру, состоящий в преобразовании и подчинении его це­лям человека.

Деятельность – это присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе.

Деятельность человека имеет определенное сходство с ак­тивностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

Деятельность человека Активность животного
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Че­ловек сохраняет свою природ­ную организацию неизменной, поменяв в то же время свой об­раз жизни. Приспособление к условиям среды прежде всего путем пере­стройки собственного организ­ма, механизмом которой явля­ются мутационные изменения, закрепляемые средой
Целеполагание в деятельности Целесообразность в поведении
Сознательная постановка це­лей, связанных со способно­стью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следст­венные зависимости, предви­деть результаты, продумывать наиболее целесообразные спо­собы их достижения) Подчинение инстинкту, дейст­вия изначально запрограмми­рованы

Основные компоненты деятельности (структура деятельности)

Субъект деятельно­сти - это тот, кто осуществляет дея­тельность (человек, коллектив, общество)

Объект деятельности - это то, на что направлена де­ятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состоя­ние человека). Объект молния. Установка молниетвода. Молниеотвод - устройство, устанавливаемое на зданиях и сооружениях и служащее для защиты от удара молнии. Объект – атмосфера, земля.

Мотив - совокупность внешних и внутренних условий вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Это то что стимулирует нас к деятельности. Какой потребностью вызвана деятельность? В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Каков желаемый результат деятельности?

Методы, средства. Как, с помощью чего происходит деятельность?

Процесс.

Результат (продукт). Что получилось после всех действий?

Деятельность состоит из цепи действий. Действие - это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Социальное действие включает себя два момента: субъективную мотивацию индивида; ориентацию на других, которую Вебер называет «ожиданием» и без чего действие не может рассматриваться как социальное.

Его основным субъектом является индивид. Виды действий (Классификация немецкого социолога, философа, историка М. Вебера (1864-1920) в зависимости от мотивов действий ):

Вид Его сущность
Ценностно-рациональное действие Характеризуется осознанным определени­ем своей направленности и последователь­но планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д. (Спасение человека из чувства долга, понимания ценности человеческой жизни, необходимости помощи людям). Капитан, который утонул, отказавшись покинуть свое судно при крушении.
Аффективное (лат. affectus - душев­ное волнение) действие Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аф­фекта, если стремится немедленно удов­летворить свою потребность в мести, на­слаждении, преданности и т. д. (Боец вступил в бой против превосходящего по силе по противника под влиянием желания отомстить за смерть боевых товарищей на войне). Мать может ударить ребенка, потому что тот невыносимо себя ведет.
Традиционное действие Основано на длительной привычке. Действие совершается в повторяющихся условиях и по твердо установленной модели (обряды, ритуалы). Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда ус­военной установки.

Аффективное и традиционное действия не являются в строгом смысле социальными, поскольку мы не имеем здесь дела с осознанием смыслом аффективного и традиционного поведения.

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального разви­тия: игра, общение, учение (познание), труд.

Игра - это особый вид деятельности», целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых.

Характерные черты игры: происходит в условной ситу­ации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; наце­лена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками (через игру происходит освоение социальных ролей, норм – соблюдение правил игры, формирование личностных качеств – развитие терпеливости (следовать цели в течение длительного времени) при игре в прятки, концентрация внимания, честности).

Общение - это вид деятельности, при котором проис­ходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [матери­альную или духовную (информационную)].

Линии сравнения Общение Информационная коммуникация
1. Общее Обмен информацией
2. Различия Получатель инфор­мации - человек Получатель информации - человек, животное, машина
Взаимный обмен при активном участии каждого субъекта Однонаправленный поток информации при отсутст­вии или при формальном характере обратной связи
Усиление общности участников Участники остаются обо­собленными
Субъект - тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
Цель - это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
Структура общения Содержание - это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому
Средства - это способы передачи, перера­ботки и расшифровки информации, переда­ваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)
Получатель информации

Существует несколько классификаций общения.

По используемым средствам общения:

Непосредственное - с помощью естественных органов - рук, головы, голосовых связок и т. д.

Опосредованное - с по­мощью специально при­способленных или изо­бретенных средств - га­зета, компакт-диск, след на земле и т. д.

Прямое - личные кон­такты и непосредствен­ное восприятие друг друга

Косвенное - через по­средников, которыми могут выступать другие люди

По субъектам общения:

Между реальными субъек­тами

Между реальным субъектом и иллюзорным партнером, которому приписываются не­свойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.)

Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний го­лос»), в диалоге с образом другого человека

Между воображаемыми парт­нерами - художественны­ми образами произведений

Функции общения

В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением.

Общение - это элемент любой деятельности, а деятельность - необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

Общение - один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

Общение и деятельность - это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учение - это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

- труд - это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром можно говорить о труде;

- труд - один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Труд - это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека.

Труд даёт средства к существованию, позволяет чувствовать себя нужным обществу (значимым), позволяет развивать способности, поддерживает интеллектуальное здоровье, приносит радость общения с другими людьми.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30

Деятельность — это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира (включая самого себя и условия своего существования).
Побудительными причинами деятельности являются мотивы — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих цель деятельности.
Деятельность человека имеет сложную структуру, состоящую из нескольких уровней:
. верхний уровень — это уровень особых видов деятельности;
. затем следует уровень действий;
. за ним — уровень операций;
. нижний уровень — это уровень психофизиологических функций.
Центральное место в этой иерархической структуре занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие — это процесс, направленный на реализацию цели; это сознательное проявление активности человека.
Способ выполнения действия называется операцией. Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или не осознаются совсем. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают сознательную цель и сознательный контроль за протеканием действия.
Нижний уровень структуры деятельности составляют психофизиологические функции, т. е. физиологические механизмы обеспечения психических процессов. Они являются органическим фундаментом деятельности. Например, основу запоминания составляют врожденные мнемические функции.
Высший уровень структуры деятельности — особенный вид деятельности. Это совокупность действий, вызываемых одним мотивом.
К компонентам деятельности можно отнести также:
. навык — частично автоматизированное действие;
. умение — освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью умений и навыков;
. привычку — потребность совершать определенные действия.
Разработкой психологической теории деятельности в отечественной психологии занимались Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Б. Ф. Ломов и др.
Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева.

Лекция, реферат. - Структура деятельности кратко - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными целями , требованиями и опытом.

Различают три основных вида деятельности : игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением . — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.

Характеристика деятельности

Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности.

Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.

Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик.

Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.

Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.

Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.

Более подробно сущность деятельности раскрывается в ходе ее структурного анализа.

Основные формы деятельности человека

Деятельность человека осуществляется в (производственной, бытовой, природной окружающей).

Деятельность — активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, эмоциональной устойчивости.

Изучение человека в процессе осуществляет эргономика, цель которой — оптимизация трудовой деятельности на базе рационального учета возможностей человека.

Все многообразие форм деятельности человека можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций — физический и умственный труд.

Физический труд

Физический труд требует значительной мышечной активности, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхатель-ную, нервно-мышечную и др.), а также требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 мДж (4 000-6 000 ккал) и выше в сутки.

Умственный труд

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой инфор-мации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10-11,7 мДж (2 000-2 400 ккал).

Структура деятельности человека

Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении.

Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат

Рассмотрим все компоненты деятельности поочередно.

Потребность в действии

Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.

Наиболее разработанная классификация принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970) и известна как пирамида потребностей (рис. 2.2).

Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя потребности:

  • физиологические - в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне,чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д.;
  • экзистенциальные — безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.д.;
  • социальные - стремление к принадлежности и причастности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви;
  • престижные - основанные на желании уважения, признания другими личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;
  • духовные - ориентированные на самовыражение, самоактуализацию, творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.
  • Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными психологами. Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в нее три дополнительные группы потребностей:
  • познавательные — в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;
  • эстетические — стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;
  • трансцендирования — бескорыстное стремлен ие помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.

По мнению Маслоу, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить те потребности, которые занимают место в пирамиде под ними. Если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Мотивы деятельности

Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как , а как руководство к действию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Интересом называется конкретная причина действий, определяющая . Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. Так, для более важны инновации, для пенсионеров — традиции; у предпринимателей интересы, скорее, материальные, а у людей искусства — духовные. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т.п.).

Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д. Ради некоторых традиций (например, воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности (сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого риска).

Убеждения — твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).

Установки — преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному.

В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим.

Цели деятельности

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства, используемые в деятельности

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).

Действие

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер (1865-1920) выделял такие типы социальных действий:

  • целерациональные - действия, ориентированные на достижение разумной пели. При этом человек четко рассчитывает все средства и возможные препятствия (генерал, планирующий сражение; бизнесмен, организующий предприятие; преподаватель, подготавливающий лекцию);
  • ценностно-рациональные — действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях (например, отказ пленного передать врагу ценные сведения, спасение утопающего с риском для собственной жизни);
  • аффективные - действия, совершенные под влиянием сильных чувств — ненависти, страха (например, бегство от противника или спонтанная агрессия);
  • традиционные — действия, основанные на привычке, часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований, образцов и т.д. (например, следование определенным ритуалам в свадебной церемонии).

Основу деятельности составляют действия двух первых типов, поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.

Особыми формами действий являются : поступки — действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение, и деяния — действия, имеющие высокое положительное социальное значение. Например, помочь человеку-это поступок, выиграть важную битву — деяние. Выпить стакан воды — обычное действие, которое не является ни поступком, ни деянием. Слово «деяние» часто используется в юриспруденции для обозначения действия или бездействия, которое нарушает правовые нормы. Например, в законодательстве «преступление — это противоправное, общественно опасное, виновное деяние».

Результат деятельности

Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом — , результатом научной деятельности — идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам , поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

Деятельность можно определить как специфическую регулируемую сознанием человеческую активность, порождаемую потребностями и направленную на познание и преобразование внешнего мира и самого себя. Кроме того, деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Деятельность обладает отличительными чертами: целенаправленность, общественный характер, систематичность и плановость.

Структура деятельности состоит из мотивов, способов и приемов, цели и результата.

Мотив – это внутренняя цель, она связана непосредственно с потребностями личности и побуждает личность к некоторой деятельности. Таким образом, мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность и то, что ее побуждает.

Мотивы, в свою очередь, могут иметь различную природу, они могут быть органическими (направлены на удовлетворение естественных потребностей организма), функциональными (удов­летворяются с помощью разного рода культурных форм активности), материальными (направлены на создание предметов, обслуживающих естественные потребности), социальными (порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе), духовными (лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовер­шенствованием человека).

Мотив и цель, взаимодействуя, определяют направление деятельности, величину усилий, которые придется приложить субъекту для ее выполнения. Таким образом, происходит организация системы всех психических процессов и состояний, которые будут развернуты в ходе выполнения деятельности.

Предметы, явления, задачи и объекты, наиболее важные и значимые для человека, которыми он стремиться обладать, которые стремится достичь, в структуре деятельности являются целью. Цель – это будущий результат в идеальном представлении. Цель может быть конечной, достижение такой цели равносильно удовлетворению потребности. Так же, цель может быть промежуточной, это та цель, которая выполняется человеком для достижения конечной цели.

В зависимости от значимости цели для человека и роли его деятельности в общественной жизни, цели можно разделить на близкие и далекие, личные и общественные.

Способами и приемами (действиями) принято считать относительно законченные элементы деятельности, которые направлены на достижение промежуточных целей, которые, в свою очередь, подчиняются общему мотиву.

Стоит учитывать, что если действие сложное, оно может потребовать составления цепи актов, особым образом связанных друг с другом. Эти самые звенья цепи являются операциями.

Любая деятельность состоит из двух компонентов: внутреннего и внешнего.

Внутренняя (психическая, умственная) деятельность производна от внешней (предметная). Изначально совершаются предметные действия, и только потом, по мере того, как накапливается опыт, человек получает возможность оперировать теми же действиями в уме. Такой переход из внешнего на внутренний план называется интериоризацией. Благодаря такому переходу, человек может говорить про себя или, например, думать, не мешая другим.

Овладев внутренней деятельностью, человек получает возможность проделать все действия в уме, прежде чем приступить к выполнению внешних действий. В этом случае, внешняя деятельность получает умственную основу и как бы подготавливается к выполнению. Этот процесс называется экстериоризация, он заключается в реализации умственной деятельности во внешней.

Любая деятельность состоит из системы действий. Действие – основная структурная единица деятельности, это процесс, направленный на достижение цели. Действия так же бывают предметные, или практические (связаны с целью деятельности, имеют определенное предметное содержание) и умственные (система операций интеллектуальных, направленных на выявление признаков предметов, не данных в перцептивном плане).

Умения и навыки

Осуществляя деятельность, человек взаимодействует с предметным миром: предметные ситуации создаются, преобразовываются, достигаются промежуточные результаты. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также умениями и навыками субъекта деятельности.

Когда человек многократно выполняет одно и то же действие, формируется навык – стереотипный способ совершения операций. Он отличается сокращением его сознательного контроля. Это цепь закрепленных в повторении операций, которые связаны общей функцией.

Навыки делятся на простые и сложные. Рассмотрим каждый тип подробнее.

Простые – несложные приемы и действия, совершаются автоматически, не требуют большой сосредоточенности внимания.

Сложные двигательные, перцептивные и интеллектуальные действия автоматизированы, выполняются точно, быстро и легко.

Сложные. Усвоенные автоматизированные и сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.

Существует три вида сложных навыков:

двигательные (воздействие, неоднократно повторявшееся ранее, на внешний объект при помощи движений с целью его преобразования);

перцептивные (автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета);

интеллектуальные (автоматически применяемый способ решения встречавшейся ранее проблемы).

Навыки приобретаются человеком в процессе выполнения упражнений, то есть систематических и целенаправленных повторений действий. Показатели проделанной работы изменяются по мере выполнения упражнений. Навыки появляются и функционируют как автоматизированные приемы выполнения действий. его основная роль в том, чтобы освободить сознание от постоянного контроля над выполнением действий и приемов, и направить освободившееся сознание на цели и условия действия.

Навык формируется в несколько этапов:

Аналитический этап, на котором выделяются элементы действия, и происходит овладение ими;

Синтетический этап. На данном этапе происходит объединение элементов в целостное действие;

Этап автоматизации. Придание действию плавности и нужно скорости.

Частые повторения не всегда гарантируют успешность овладения навыком, существуют и другие причины объективного и субъективного характера.

Навыки составляют структуру действий и разных видов деятельности, поэтому они, как правило, взаимодействуют друг с другом, образуя при этом сложные системы. Взаимодействие может происходить с различным характером, они могут действовать согласованно или в противодействии, отрицательно влиять друг на друга или, напротив, полностью сливаться в одно целое.

Для того, чтобы навык сохранялся, необходимо пользоваться им систематически, иначе же возникает деавтоматизация, это такой процесс, когда происходит ослабевание или даже полное разрушение выработанных навыков. Движения при этом становятся заметно медленнее, менее точными, выполняются не так уверенно и происходит нарушение координации. При деавтоматизация действия требуют особого внимания и сосредоточенности, усиления контроля сознанием над действием.

Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Умения образуются при координации навыков, в результате их объединения в системы при помощи действий, находящихся над сознательным контролем. Через регулирование таких действий происходит управление умениями, которые будут обеспечивать гибкость и безошибочность тех или иных действий.

Умения имеют особенность, которая заключается в том, что человек способен изменять их структуру (навыки, операции и действия, входящие в состав умений, последовательность их выполнения), однако, при любых изменениях структуры, конечный результат остается неизменным.

Так как в основе умений лежит активная интеллектуальная деятельность, в их состав непременно входят процессы мышления. И основным отличием навыков и умений является сознательный интеллектуальный контроль при использовании умений. Интеллектуальная деятельность активизируется в тот момент, когда возникает нестандартная ситуация, меняются условия деятельности и требуется быстрое принятие различных решений.

Упражнения играют большую роль в формировании всех типов навыков и умений. Именно благодаря им навыки становятся автоматизированными, умения совершенствуются, как и вся деятельность человека в целом. Они необходимы на всех этапах деятельности, начиная с момента выработки умений и навыков, заканчивая процессом их сохранения. Если постоянно не подкреплять умения и навыки упражнения, то они потеряют свои качества, утрачиваются.

Основные виды деятельности

деятельность мотив навык формирование

Рассмотрим основные виды деятельности, осуществляемой человеком. Их возникновение и развитие является сложным и длительным процессом. Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека вида деятельности: игру, учение, труд. Их различие заключается в конечном результате, то есть продукте деятельности, по организации и по особенностям мотивации.

Игра – это такая форма деятельности человека в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, закрепленного в социальных способах выполнения предметных действий.

Игры делятся на несколько типов:

Индивидуальные, когда в игре участвует один человек;

Групповые, когда играет несколько индивидов;

Предметные игры связаны с привлечением каких-либо предметов в игру человека;

Сюжетные игры подразумевают создание сценария и воспроизведение его в деталях;

В ролевых играх каждому игроку присвоена определенная роль и он придерживается ее на протяжении всей игры.

Часто встречаются смешанные типы игр, например, сюжетно-ролевые или предметно-ролевые.

Учение – это такая деятельность, одной из целей которой является получение знаний, навыков и умений человеком.

Основной же целью является к самостоятельной деятельности в будущем. Для достижения этой цели используются обобщенные результаты предыдущих достижений.

Учение состоит из следующих элементов:

Знания (усвоение информации о свойствах предметов окружения и происходящих явлений);

Навыки (овладение приемами, образующих основные виды деятельности;

Умения (использование информации для выбора приемов соответствующих целям и условиям деятельности).

Учение может осуществляться двумя способами: организованно в специальных учреждениях (школах, вузах) или неорганизованно, попутно с другими видами деятельности, являясь побочным результатом.

Первичным видом деятельности человека считается труд. Это не столько психологическая категория, сколько социальная.

Предметом же психологического изучения является не сам труд в целом, а лишь психологические составляющие труда.

Труд – это деятельность человека, направленная на создание продукта полезного для людей, который будет удовлетворять материальные или духовные потребности общества.

Кроме того, что труд помогает достичь некоторого результата, он, одновременно, является основным способом формирования личности. В процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и формируется сам субъект.

Существенным в труде считается не только техника, но и отношение самого человека к труду. Именно в отношении к труду заключены главные мотивы трудовой деятельности человека. Трудиться – значит проявлять себя в деятельности. В труде легко найти отражение всех сторон проявления личности. У каждого вида труда существует своя более или менее сложная техника, которой необходимо овладеть для того, чтобы добиться успехов. Таким образом, знания и навыки играют не последнюю роль в труде, без них труд был бы невозможен.

Деятельность - это специфически человеческая, регулируемая соз­нанием ак­тивность, порождаемая потребностями и направленная на позна­ние и преобразование внеш­него мира и самого себя.

Деятельность - это процесс активного отношения человека к дейст­вительности, в ходе которого происходит достижение субъектом постав­ленных ранее целей, удовлетворение раз­нообразных потребностей и ос­воение общественного опыта.

Основные черты деятельности

Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, систематич­ность.

Основными характеристиками деятельности человека являются предметность и субъ­ектность.

При анализе деятельности выделяют три плана ее рассмотрения:

ге­нетический, структурно-функциональный и динамический.

Структура деятельности

Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физиче­ская) активность че­ловека, регулируемая сознательной целью.

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы, цель и результат.

Мотивы - это те внутренние цели, которые связаны с потребностя­ми личности и по­буждают ее к определенной деятельности. Мотивом дея­тельности называется то, что побуж­дает ее, ради чего она осуществляется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различны­ми: органическими, функциональными, материальными, социальными, ду­ховными.

Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, опреде­ляющий ее направле­ние, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор ор­ганизует всю систему психических процессов и состояний, Формирующихся, развертываю­щихся в ходе дея­тельности.

Цели - наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, дости­жение и обладание которыми составляют существ6 его дея­тельности. Цель деятельности - это идеальное представление ее будущего результата. Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребно­сти. К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве усло­вия достиже­ния конечной цели.

Цели могут быть близкими и далекими, личными и общественными в зависимости от того, какую значимость им придает человек и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.

Способы и приемы (действия) - относительно законченные элемен­ты деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.

Сложное внешнее действие для своей реализации может потребовать целого ряда ак­тов, связанных друг с другом определенным образом. Эти акты, или звенья, на которые рас­падается действие, являются операциями.

Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компо­ненты.

По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность про­изводна от внешней (предметной). Первоначально совер­шаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериориза­цией.

Овладение внутренней деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение же­лаемой цели, человек проделывает действия в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае подготавлива­ется и протекает на основе выполнения умственной деятельности. Реали­зация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называ­ется эксте­риоризацией.

Деятельность осуществляется в виде системы действий. Действие ­главная структур­ная единица деятельности, которая определяется как про­цесс, направленный на достижение цели. Выделяют практические (предметные) и умственные действия.

В каждом действии можно выделить ориентировочную, исполнительную и контроль­ную части.

Освоение деятельности: навыки и умения.

При осуществлении деятельности человек вступает во взаимодейст­вие с предметным (реальным или мысленным) миром: происходит преоб­разование предметной ситуации, соз­даются определенные предметные си­туации, достигаются промежуточные результаты. Каж­дая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также умениями и навыками субъекта деятельности.

Навык - это стереотипный способ совершения отдельных действий - операций, сфор­мировавшийся в результате многократного их повторения и отличающийся свернутостью (сокращением) его сознатель­ного контроля.

Выделяют простые и сложные навыки

Навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематиче­ских повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и ка­чественные показатели работы.

Навык возникает и функционирует как автоматизированный прием выпол­нения дей­ствия. Его роль заключается в высвобождении сознания от кон­троля над выполнением прие­мов действия и переключении его на цели действия.

Успешность овладения навыком зависит не только от количества по­вторений, но и от других причин объективного и субъективного характера.

Поскольку в структуру действий и различных видов деятельности входит множество навыков, они обычно взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы. Характер их взаимодействия может быть раз­личным: от согласованности до противодействия.

Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае воз­никает деавтоматизация, т.е. ослабление или почти полное разрушение выработанных авто­матизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными, координация нарушается, движения начинают выполняться неуверенно, требуют специ­аль­ного сосредоточения внимания, усилению сознательного контроля.

Умение - это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый со­вокупностью приобретенных знаний и навыков.

Умения образуются в результате координации навыков, их объеди­нения в системы с помощью действий, которые находятся над сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется опти­мальное управление умениями, которые должны обеспечить безошибоч­ность и гибкость выполнения действия.

Одно из основных качеств умений заключается в том, что человек в состоянии изме­нять их структуру (навыки, операции и действия, входящие в состав умений, последователь­ность их выполнения), сохраняя при этом неизменный конечный результат.

Умения опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно вклю­чают в себя процессы мышления. Сознательный интел­лектуальный контроль - это главное, что отличает умения от навыков. Ак­тивизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те мо­менты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандарт­ные ситуации, требующие оперативного принятия различных решений.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения, благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в про­цессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.