Болезни Военный билет Призыв

Дайте человеку почувствовать себя значительной личностью. А на каком уровне у вас чувство собственной значимости

Профессор Михай Чиксентмихайи, культовый американский философ и психолог, большую часть жизни посвятил изучению феномена счастья и основал свое направление в области позитивной психологии, обретающее все большую популярность. Его ноу-хау – идея потока (flow), состояния полной включенности, потери чувства времени, отсутствия страха и тревог, растворения эго и ощущения абсолютной полноты жизни.

Поток – очень сильный опыт, он затягивает. Надо научиться выходить из него по первому требованию реальности!

1. Счастье – это не то, что с нами «случается». Быть счастливой нужно учиться. Не забывайте, что вы ежеминутно творите (или не творите) счастье своими мыслями. Ведь именно вы выбираете, как относиться к тому, что с вами происходит.

2. Когда я поставил себе цель разобраться, почему некоторые умеют быть счастливыми, а другие – нет, я стал изучать две группы людей. Первая – это те, кто потерял в жизни­ всё, включая здоровье и близких, но это их не сломало. Наоборот, они умудрялись находить новый смысл жить и новые стимулы для саморазвития. И были счастливее тех, к кому судьба, казалось, была благосклонна. Вторая – это творческие люди: художники, музыканты, писатели. Когда они занимались любимым делом, то для них словно ничего больше не существовало – они впадали в особое состояние, похожее на наркотический кайф. После многих лет исследований я пришел к выводу, что ноу-хау и тех и других – способность контролировать сознание и управлять своей психической энергией.

3. Деньги, материальные блага и даже здоровье – не гарантия счастья. Да, они могут улучшить жизнь, но если вы не умеете управлять энергией, то вам все равно будет чего-то не хватать. Сенека сказал: «Благ процветания следует желать, а благами бедствий – восхищаться». Есть два типа реакции на стресс: невротическая защита, когда вы вините весь мир в свалившихся на вас несчастьях, и «зрелая» защита, когда вы способны перебороть хаос, чтобы по крайней мере в вашей голове был порядок. Когда на вас сваливаются проблемы, научитесь временно отключать гнев и вообще эмоции. Старайтесь логически анализировать ситуацию и переформулировать проблему так, чтобы ее было проще решить с помощью альтернативных возможностей и стратегий.

4. Учитесь получать удовольствие каждый день. Предлагаю простой способ. Сделайте список дел, которые у вас хорошо получаются. Важно, чтобы они были не слишком сложными – иначе будете нервничать. Но и не слишком простыми – иначе вам быстро станет скучно. Важно, чтобы вам действительно нравилось их делать, чтобы за этими занятиями вы забывали о времени и о себе. Старайтесь каждый день уделять время одному из таких дел и постепенно усложняйте задачи. Так вы научитесь входить в состояние Потока.

5. Поделитесь своим Потоком с детьми, научите их радоваться жизни. Будьте честными с ними, чтобы они знали, чего вы от них ждете. Меньше беспокойтесь об их будущем, а вместо этого прислушивайтесь к тому, о чем ребенок думает и что чувствует в настоящий момент. Не давите на детей и не ограничивайте их свободу – пусть они знают, что могут поступать по своему усмотрению, в том числе нарушая родительские правила, если готовы иметь дело с последствиями. Пусть они с раннего возраста учатся развлекать себя сами. Мы с женой наших двоих сыновей никогда не наказывали, не навязывали им своих амбиций и не заставляли – ни есть, ни делать уроки. Но у них с самых ранних лет была возможность заниматься тем, что им действительно было интересно. Мы их часто хвалили и искренне (это очень важно – дети всё чувствуют!) удивлялись любым их достижениям. (Сейчас они профессоры, и каждый успел в свой области прославиться: один – математик, другой – специалист по китайской философии 4 века.) Еще очень важно, чтобы в семье было общение и доверие – тогда у ребенка не будет тревоги и он сможет инвестировать свою энергию не в психологическую самозащиту, а в саморазвитие. А еще просто любите их – без условий. Люди, которые в детстве боялись, что родители их разлюбят, во взрослом возрасте так беспокоятся о целостности собственного «Я», что не способны радоваться жизни.

Не бойтесь работать. На работе легче всего войти в состояние потока, то есть – счастья.

6. Поток – это ощущение полноты жизни, то есть – счастья. Чем чаще вы находитесь в Потоке, тем меньше вашей жизненной энергии тратится впустую. И тем больше в вашей жизни радости. Этому состоянию не так сложно научиться. Я выделил несколько Правил Потока. Первое: то, чем вы занимаетесь, должно у вас хорошо получаться, чтобы вы не растрачивали энергию на сомнения в себе. Вам не нужно заниматься самоанализом, потому что вашему Эго ничто не угрожает. «Я» в потоке как будто исчезает, зато, когда вы из этого состояния выходите, ваше «Я» становится­ сильнее. Второе: вы должны быть полностью сосредоточены на процессе, чтобы в сознании не было места для незначимой в данный момент информации. Третье: восприятие времени меняется. Часы превращаются в минуты, а минуты могут растягиваться в часы. Вы словно попадаете в узкий временной туннель, где реально только настоящее. Четвертое: у вас должны быть четко сформулированные цели и возможность быстро получить обратную связь. Пятое: вы начисто забываете о тревогах и проблемах, как будто их в вашей жизни больше нет. От этого сил и идей становится еще больше, вы словно подключаетесь к бесконечному потоку единой космической энергии. Шестое: у вас появляется ощущение контроля над ситуацией и, как следствие, – над вашей жизнью.

7. В Поток можно войти практически из любой работы – от глажения рубашек до покорения Эвереста. Танцовщица описывает это так: «Концентрация становится всеобъемлющей. Мысли перестают блуждать, ты не думаешь ни о чем другом, полностью поглощена своим движением... Энергия как будто струится через тебя, ты чувствуешь себя расслабленной, уверенной и полной сил». А вот что говорит шахматист: «У меня возникает необычное ощущение внутреннего благополучия. Я полностью управляю своим миром, контролирую ход вещей и событий». Мой знакомый альпинист описывает Поток так: «Это страшно вдохновляет – достигать все новых вершин в самодисциплине. Ты заставляешь тело работать, все болит, а потом оглядываешься назад и приходишь в восторг от себя и от того, что сделал. Это вызывает экстаз. Если ты выиграл достаточно сражений с собой, становится проще побеждать в мире».

8. Не бойтесь много работать. Именно во время работы, а не отдыха, гораздо больше шансов войти в Поток, а значит – в счастье. Главное, чтобы ваша работа была разнообразной, перед вами стояли интересные, постоянно усложняющиеся задачи, соответствующие вашим навыкам, чтобы у вашей деятельности была цель и возможность получить обратную связь.

9. Спросите себя: на что у вас уходят ваши незанятые часы? Ученые подсчитали, что среднестатистический человек западной цивилизации непосредственно на работу тратит не больше 30 часов в неделю, еще 10 часов он находится на работе, но бездельничает – играет в компьютер, болтает с коллегами. Двадцать часов в неделю уходит на досуг, из которых семь часов – на телевизор, три часа – на чтение, два часа – на спорт, а еще семь – на общение и развлечения. Остаются еще 50–60 часов бодрствования. У наших предков свободного времени было гораздо меньше, но не факт, что мы наслаждаемся жизнью больше, чем они.

Удивление – это отражение чистейшей формы удовольствия.

10. Однажды я провел эксперимент по методу «выборка переживаний». Выяснилось, что более счастливыми мы себя ощущаем, занимаясь любимыми делами, требующими вложения не денег, а психической энергии, то есть нашего полного внимания. К таким вещам относятся: общение с друзьями, чтение, интересная работа.

11. Не становитесь рабами ваших хобби. Не занимайтесь, например, спортом (кстати, это одно из самых доступных «потоковых» занятий, если подходить к нему правильно), потому что «должны» или потому что это модно. Обычные прогулки могут принести не меньше радости, чем членство в дорогом фитнес-клубе. Но не гуляйте «на автопилоте», постарайтесь контролировать процесс. Поставьте себе цель – например, научиться спортивной ходьбе, и придумайте максимальное количество связанных с ней промежуточных целей (например, каждый раз понемногу увеличивать пройденное расстояние). Измеряйте собственный прогресс, радуйтесь даже маленьким победам и постепенно повышайте планку.

12. Демокрит говорил, что величайшее благо в жизни – «разум, свободный от страха». Эгоцентрикам и застенчивым сложнее быть счастливыми. Чрезмерная психологическая защита, вечная сосредоточенность на себе, беспокойство о том, как вы выглядите и что о вас подумают, – вампиры вашей энергии.

13. Понаблюдайте за человеком, увлеченным игрой: он полностью вовлечен в процесс, не думает о результате, его Эго не включено. Вся его энергия направлена на «здесь и сейчас», ему очень хорошо. Работа – та же игра, только лучше. Великий биохимик Лайнус Полинг, лауреат двух Нобелевских премий, работал, не переставая, всю жизнь – он умер в 93 года. Он как-то сказал мне, что вообще не знает чувства усталости. Откуда он брал энергию? Относился к работе как к игре.

14. Старайтесь находить смысл во всем, чем занимаетесь. Расходуйте свою психическую энергию не на сомнения, сожаления, чувство вины или страха, а на дела, которые считаете полезными и которые вас радуют.

15. Удивляйтесь. Удивляйтесь еще сильнее. Фрэнсис Бэкон уже 400 лет назад догадался, что удивление есть отражение чистейшей формы удовольствия.

16. Учите наизусть – стихи, тексты песен. Это метод контролировать сознание – вы всегда сможете найти осмысленный повод для радости в закромах своей памяти. Читайте про себя стихи наизусть – они позволяют разу­му сохранять переживания в концентрированной форме и при необходимости точно сформулировать, что за эмоция не дает вам покоя.

17. Не тратьте энергию на попытки заполнить время, чтобы избежать одиночества. Научитесь наслаждаться минутами, когда вас оставляют в покое. Они – отличная возможность познать себя и попробовать управлять своим миром.

18. Поток – очень сильный опыт, это состояние вызывает зависимость. Помните, что случилось с героем романа Набокова «Защита Лужина»? Не теряйте бдительность, не стремитесь убежать в Поток от реальной жизни! Научитесь не только входить в Поток, но и выходить из него по первому требованию реальности, иначе он вас погубит.

19. Даосы 2300 лет назад догадались, что единственно правильный образ жизни – действовать спонтанно , не думая о внешней выгоде и сливаясь с миром. Доверяйте себе, своим способностям, миру в целом и своему месту в нем. Действуйте с уверенностью, и лучшие решения будут приходить сами собой.

Интересно, думали ли вы когда-нибудь о том, в чем реальная причина человеческих ссор?

На самом деле за всеми кривотолками, жуткими подробностями и последствиями наших конфликтов с другими стоит очень важный факт, который часто упускается из виду. Суть проблемы для многих людей очень проста: «Я не ощущаю свою значимость».

Люди могут не осознавать, что именно это и есть причина, и они вряд ли будут выражать свои чувства в столь ясной форме. Но если вы снимете верхние слои разочарования и боли, которые часто вызывают гнев, вы обнаружите под ними человека, не чувствующего свою востребованность и значимость.

Это ощущение могло быть вызвано различными способами: игнорированием, ложью, насмешками, пренебрежением, нежеланием слушать или нежеланием помочь - либо возникнуть само по себе. Причин может быть много, но последствия всегда одинаковы.

Так что в этой главе мы собираемся рассмотреть семь способов, которые гарантированно позволят человеку почувствовать свою ценность и значимость.

Когда это происходит, человек становится гораздо более доступным для общения и взаимодействия.

Применяя изложенные здесь идеи, вы сможете не только сократить количество конфликтов, но и сделать более глубокими и качественными ваши взаимоотношения с людьми как на рабочем месте, так и вне его .

Чтобы достичь такого результата, мы собираемся воспользоваться следующими семью способами, которые можно коротко озаглавить вот так:

  • служение;
  • персонализация;
  • ободрение;
  • вежливость;
  • заинтересованность;
  • признательность;
  • внимание к говорящему.

Теперь давайте рассмотрим каждый из этих пунктов более детально.

Служение

Это интересное слово, которое у некоторых людей может вызвать ассоциации, связанные со слугами или обслуживающим персоналом, работающим в ресторанах или в магазинах розничной торговли. Действительно, это слово вряд ли возглавит список стратегий, предназначенных для вовлечения, мотивации и воздействия на других людей.

Но я считаю, что оно должно там быть.

Оно должно лежать в основе наших отношений, когда мы имеем дело с другими людьми. Наличие отношений, предусматривающих желание служить чужим интересам, возможно, позволило бы мне избежать тех неприятностей, которые возникли у меня с Марком (я рассказывал об этом в главе под названием «Контролируйте свое отношение»).

Вместо представления о том, что мир вращается исключительно вокруг нашей личности и что единственный способ обретения счастья состоит в том, чтобы любой ценой достичь своих целей, мы должны направить свои усилия на то, чтобы выяснить, что мы можем сделать для удовлетворения потребностей и достижения целей других людей. Как говорит известный американский специалист в области мотивации, Зиг Зиглар:

Крупица мудрости. Вы будете получать от жизни все, что хотите, до тех пор, пока будете помогать другим людям получать то, что хотят они.

Как профессиональный лектор я регулярно напоминаю себе, что моя главная цель - служение аудитории. Конечно, я хочу, чтобы моя работа была оценена по достоинству - я бы солгал, если бы сказал, что это не так. Но меня прежде всего должно волновать не то, что люди думают обо мне, а скорее, что я могу сделать, чтобы помочь людям из моей аудитории удовлетворить свои потребности.

Это автоматически означает, что я становлюсь более открытым и менее ориентированным на самого себя. В конечном счете мой успех зависит от того, насколько я смогу помочь своей аудитории. А удовлетворив их потребности, я получаю хорошие шансы на то, что мои собственные тоже будут удовлетворены.

Когда основное внимание компании сосредоточено на потребностях ее клиентов, гораздо более вероятно, что она в конечном счете добьется собственного успеха. Когда руководители задаются вопросом: «Как мы можем помочь нашим сотрудникам наилучшим образом выполнять порученную им работу?» - они тем самым помещают «служение» в основание корпоративной культуры.

То, как конкретно вы можете служить другим людям, зависит от обстоятельств. Я не говорю, что, например, после приготовления ужина для любимого человека вы должны задаваться вопросом: «Все ли соответствует нашим ожиданиям и что можно сделать, чтобы улучшить результат в следующий раз?» Но я думаю, что вы поняли мою мысль. Служение другим - это то, что обусловливает наше поведение в отношениях с людьми.

Как служение должно выглядеть на практике? Конкретные способы, которые мы могли бы использовать, чтобы служить другим людям, раскрываются по мере того, как мы продолжаем искать возможности дать людям почувствовать свою значимость.

Персонализация

Что бы вы предпочли: подарочный сертификат или подарок, который был бы куплен специально для вас с учетом ваших предпочтений? Валентинку с вашим именем или с шаблонной фразой: «Тому, кого это касается»?

Надеюсь, вы уже поняли мою мысль?

Дайте людям почувствовать себя особенными и значимыми путем персонализации вашего к ним обращения. В бизнесе это достигается использованием имен клиентов при контактах. Я, например, ощущаю действенность такого подхода на себе в отеле, услугами которого пользуюсь регулярно. Они резервируют для моего автомобиля парковоч-ное место, где указывают мое имя. В результате, еще даже не переступив порог отеля, я уже чувствую себя важной персоной.

Мой друг Марк Митчелл работает автомобильным дилером в Северо-Западной Англии. Он, похоже, одержим идеей придумывать, что еще он и сто с лишним его сотрудников могут сделать, для того чтобы его клиенты почувствовали свою значимость. Направляемые клиентам письма часто содержат индивидуальные приписки от Марка. Если ему попадается статья, которая, по его мнению, может представлять для вас интерес, он обязательно пришлет вам ее копию. Думаю, это заложено в его ДНК, что, судя по лояльности его клиентов, весьма полезно для его бизнеса.

Когда мы в своей компании рассылаем клиентам рождественские открытки, то всегда персонализируем каждую из них.

Конечно, когда вы даете людям почувствовать их значимость, делая контакты с ними более личными, это вовсе не гарантирует, что они будут продолжать сотрудничать с вами. Но тем самым вы, безусловно, увеличиваете вероятность этого.

Что касается отношений с любимыми людьми, гораздо более приятным и оказывающим значительно большее влияние презентом будет не подарочный сертификат, пусть даже и демонстрирующий вашу щедрость, а что-то более персональное, требующее проявления фантазии с вашей стороны.

Согласны? Даже такое, казалось бы, незначительное указание на то, что вы думали о ком-то, имеет огромное влияние.

Крупица мудрости. Персональное обращение с человеком - мощное средство, для того чтобы дать ему почувствовать собственную значимость.

Обращаясь к моей собственной жизни, что больше оценит моя супруга - кольцо с бриллиантом или пакет сдобных булочек? Всякий раз это будет пакет с булочками. Многие мужчины показывают свою любовь, даря ювелирные изделия, но моя жена знает, что, покупая для нее сдобные булочки, я делаю ей очень личный подарок и вкладываю в него особый смысл.

(Только что я показал жене последний абзац, и она сообщила мне, что, с ее точки зрения, идеальным вариантом был бы пакет сдобных булочек, внутри которого оказалось бы кольцо с бриллиантом, - но вы наверняка поняли, что я имел в виду.)

Относитесь к человеку так, чтобы он чувствовал себя уникальной личностью со своими симпатиями и антипатиями, а не просто одним из представителей безликой толпы. И не забывайте о том, что было сказано ранее в главе «Не относитесь к людям так же, как вы хотели бы, чтобы относились к вам».

Небольшое испытание

Какую одну вещь вы могли бы сделать на этой неделе, чтобы выразить конкретному человеку свое личное к нему отношение?

Ободрение

Я уже довольно давно живу на этой планете. Во время своих путешествий я сталкивался с сотнями тысяч людей, встречаясь с ними лично или обращаясь к аудитории. На сегодняшний день я побывал в 40 странах и выступал в 36 из них. Но ни от кого и никогда я не слышал фразы: «Знаете, в чем моя проблема? Я получаю слишком большое количество ободрений».

Считается, что слишком частые поощрения начинают терять силу своего воздействия. Но все мы время от времени нуждаемся в ободрении.

Моя подруга Линда Стейси недавно назвала себя моим «Директором по ободрению». Сейчас мы редко встречаемся, но она все еще сохраняет свой титул, регулярно присылая мне ободряющие сообщения через Facebook.

Слово «ободрить» буквально означает «придать бодрости духа». Это может означать стремление приободрить человека, чтобы он начал какое-то дело, не бросал уже начатое или поставил перед собой более высокую цель. Это также может означать, что ваша поддержка придает людям уверенности при принятии решения отказаться от того, что явно не работает. Но в этом случае ваши слова позволяют человеку почувствовать себя не неудачником, а тем, кто приобрел ценный опыт, для того чтобы лучше справиться со своей следующей задачей.

Крупица мудрости. В мире, полном неудач, разочарований и людей, всегда готовых наброситься на вас с уничижительной критикой, все мы время от времени нуждаемся в ободрении.

Вы можете выразить свою поддержку посылкой открытки, электронного или СМС-сообщения, а также простого письма. Это можно сделать и в обычном разговоре. Ободрение вовсе не должно быть многословным. Но каждое слово несет в себе мощный заряд. Оно способно как окрылять, так и приземлять.

На протяжении своей жизни мне посчастливилось встретить бесчисленное множество людей, которые меня подбадривали.

Я помню, как мои друзья Том Палмер и Пол Сэндхэм своими комментариями оказали на меня глубокое влияние в одном конкретном случае. Увидев, что моя книга была отвергнута одним из ведущих издательств Великобритании, они дали мне простой совет: «Не сдавайся. Продолжай свои попытки по крайней мере в течение ближайших 12 месяцев». Это было именно то, что мне нужно было услышать, особенно после нескольких неудач. После этого не прошло и шесть недель, как я подписал контракт с издателем.

Вы не получите никакой немедленной реальной отдачи от своих ободрений, посылаемых другим людям. Этого и не требуется. Но разве не замечательно, оглянувшись в прошлое, понять, что благодаря вашим вовремя сказанным словам некоторые люди получили необходимый им импульс для продвижения к своей цели? А то обстоятельство, что вы нашли время, чтобы их ободрить, придало им уверенности в том, что они способны сделать следующий шаг.

Вы можете это сделать.

Пища для размышлений

Кто из окружающих вас людей нуждается в вашей словесной поддержке? Что вы можете сделать, для того чтобы придать ему бодрости духа?

Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно / Пол Макги. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. Публикуется с разрешения издательства.

Перед вами уникальная книга! Она поможет вам освоить приемы общения Дейла Карнеги. Быстро. Надежно. Максимально эффективно! Все приемы Карнеги изложены четко, сжато – всего в 10 уроках. Практические упражнения к каждому уроку помогут быстро освоить все советы мастера общения и научиться применять их в реальной жизни. Разобраны типичные трудности, которые могут возникнуть при освоении приемов, и указаны пути их преодоления. Эта книга-тренинг будет полезна всем, кто хочет научиться убеждать и достигать всех своих целей! Часть текстов, использованных в этой книге, издавалась в книгах «Весь Карнеги: шпаргалки, формулы, подсказки и упражнения» и «Карнеги. Все секреты общения в одной книге». Данное издание – расширенная и дополненная версия этих книг.

Из серии: Психология для всех

* * *

компанией ЛитРес .

Дайте человеку почувствовать свою значимость

Неоспоримой истиной является то, что каждый встречный человек в чем-то ощущает свое превосходство перед вами. И самый верный путь к его сердцу – это дать ему в тонкой форме понять, что вы признаете его значительность в его маленьком мире, и признаете это искренне.

Вы мгновенно завоюете расположение того, кем искренне восхищаетесь

Способность искренне восхищаться достоинствами других людей творит чудеса! Понаблюдайте за людьми, пользующимися особой популярностью и успехом в обществе, – и вы поймете, в чем их секрет: они умеют видеть хорошее в других и говорить им об этом, причем делают это искренне.

Грубая лесть, подхалимаж никого не обманут – так вы не заслужите доверия других, а лишь оттолкнете их. Совсем другое дело – когда вы искренне признаете достоинства и заслуги других людей и от всего сердца выражаете свое восхищение. Тот, кем вы искренне восхищаетесь, запомнит ваши добрые слова на всю жизнь и всегда будет считать вас лучшим из людей. Вы моментально завоюете расположение человека, если дадите ему почувствовать свою значимость.

Существует один наиважнейший закон человеческого поведения. Если повиноваться ему, мы никогда не попадем в неприятное положение, так как он обеспечит вам бесчисленное количество друзей и постоянное благополучие. Но стоит его нарушить, и мы немедленно попадаем в бесконечные неприятности.

Этот закон гласит: всегда поступай так, чтобы у другого создавалось впечатление своей значительности.

Дейл Карнеги. «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»

Дейл Карнеги рассказывает, что способность восхищаться другими может даже полностью изменить судьбу, как это произошло с английским писателем и драматургом Холлом Кейном (1853–1931), автором популярных в свое время романов «Христианин», «Судья», «Человек с острова Мэн». Писатель был сыном кузнеца, и его образование ограничивалось восемью классами. И, возможно, ему так бы и не удалось стать одним из самых известных и богатых литераторов своего времени, если бы не его юношеское увлечение поэзией Данте Габриеля Россетти. Однажды Кейн написал письмо Россетти, где восторгался шедеврами, вышедшими из-под его пера. Россетти был настолько восхищен этим посланием, что пригласил молодого человека к себе в Лондон и предложил стать его секретарем. Так Холл Кейн, сын кузнеца, оказался в кругу литературной элиты Великобритании, благодаря чему и произошло его становление как писателя.

Вам может казаться, что с умением восхищаться людьми надо родиться. Вы можете сказать: я совсем другой человек, у меня не тот характер и т. д. Но на самом деле научиться этому может каждый. И ничего сложного в этом нет. Вот увидите: научившись восхищаться людьми и признавать их значимость, вы почувствуете, что это очень просто и естественно. И будете удивляться, почему не делали этого раньше.

Для того, чтобы обрести способность восхищаться людьми, надо узнать всего лишь один секрет: восхищения достоин каждый, и вы в том числе.

Начните с себя!

У вас есть достоинства, которых нет у других. А у других есть достоинства, которых нет у вас. В этом смысле все мы – квиты, никто не лучше и не хуже, просто каждый – особенный, непохожий ни на кого, обладающий своей суммой наилучших качеств.

Чтобы признать значимость другого человека – надо всего лишь научиться сначала признавать свою собственную значимость . Если вы априори признаете себя значимым, достойным человеком с массой положительных качеств – вам нетрудно будет признать значимость другого и продемонстрировать ему это.

Поймите, любому человеку очень хочется, чтобы кто-то признал его заслуги, заметил его достоинства. И вам ведь тоже этого хочется! Вам было бы очень приятно, если бы кто-то подошел к вам и сказал, как он ценит ваши способности и таланты, ваши особенные качества и ваши достижения в чем бы то ни было.

Увы, люди чаще всего заняты собой. Они не замечают талантов, достоинств и достижений других. А если и замечают, то не говорят об этом вслух, не восхищаются чужими достоинствами. Гораздо чаще можно встретить зависть и злословие по поводу чьего-то успеха.

В этом и состоит огромнейшая ошибка большинства людей. Мы не готовы восхищаться друг другом – но всегда готовы покритиковать. Стоит ли удивляться, что отношения между людьми так часто оставляют желать лучшего.

Начните с себя – и вы легко исправите эту ошибку! Поверьте, если вы научитесь восхищаться собой и признавать свою собственную значимость – вам ничего не будет стоить признавать значимость других. Более того – вы будете делать это с удовольствием.

Упражнение 1

Сначала восхитись собой – потом другими

Найдите время, когда вам никто не помешает. Сядьте в удобную позу, расслабьтесь, отгоните посторонние мысли. Возьмите ручку и тетрадь. Далее выполните упражнение в пять этапов.


Первый этап. Поставьте вверху листа цифру 1 и напишите: «Я – хороший человек».

Пусть это станет для вас аксиомой. Почаще повторяйте себе эту фразу вслух и мысленно.

Затем вам нужно записать еще девять пунктов (как минимум, можно больше), где вы сформулируете фразы, в которых отражено ваше хорошее отношение к самому себе. Это могут быть как чисто эмоциональные высказывания (например: «Я настоящее чудо»), так и перечисление тех положительных качеств, которыми вы гордитесь в себе. Записывайте все положительное, что вспомните о себе, в любой удобной для вас формулировке. Можете, к примеру, написать: «Я добрый», а можно прибегнуть к более развернутой формулировке: «Я умею сочувствовать людям, понимать их, проявлять сострадание» и т. д.

Возможно, поначалу вам будет непросто с ходу выразить хорошее отношение к себе в десяти фразах. Не торопитесь. Отгоняйте сомнения и плохие мысли о себе. Хотя бы на время забудьте о своих недостатках. Ваша задача – сосредоточиться на положительных качествах. Необязательно, чтобы это было что-то значительное. Вспомните свое поведение в каких-то жизненных ситуациях, когда вы проявили себя с хорошей стороны: помогли другу, совершили какой-то смелый поступок, приняли правильное решение, достигли своей цели.

Когда у вас получится десять пунктов (это минимум, но можно и больше), перечитайте их вслух, один за другим, после каждого пункта добавляя: «Я достоин восхищения!»

Не сочтите это нескромным. Поверьте, каждый из нас достоин восхищения за каждую мелочь, в которой мы проявили себя с лучшей стороны. Жизнь – достаточно сложная штука, и в ней не так легко бывает проявлять свои лучшие качества. Очень часто социум побуждает нас демонстрировать как раз не лучшие свои стороны, да и с детства нам, как правило, больше говорят о наших недостатках, чем о достоинствах. И если в этих условиях вы вопреки всему проявляете достоинства – то вы достойны восхищения. Признайтесь себе в этом. Начните искренне восхищаться собой. После этого вы с легкостью сможете восхищаться другими, и это восхищение никак не ущемит вашего чувства собственного достоинства.


Второй этап. Когда проделаете работу первого этапа, на другом листе вашей тетради напишите: «Мои удачи и успехи». Вспомните все, что вы делали хорошо, начиная с самого детства. Большинство людей хорошо помнят свои ошибки и неудачи и несут с собой этот негативный опыт всю жизнь. Тогда как удачи и успехи мы склонны забывать, и даже больше – очень часто мы их просто не замечаем! Когда мы делаем что-то хорошо, нам кажется, что это само собой разумеется, и даже не удосуживаемся себя ни похвалить, ни поздравить с успехом. Ну что ж, это не поздно сделать никогда.

Не пожалейте времени – пересмотрите всю свою жизнь и выпишите все удачи и успехи, пусть даже самые незначительные (или такие, которые кажутся вам незначительными). Пусть у вас наберется не менее десяти пунктов. Вспомните свои школьные успехи, ваши отличные оценки на экзаменах, достижения в спорте или других соревнованиях, работу, с которой вы справлялись лучше других. Записав не менее десяти пунктов, перечитайте их вслух, после каждого пункта добавляя: «Мне это удалось!», «Я это сделал!», «Какой же я молодец!», или другую подобную фразу по вашему выбору.


Третий этап. Подойдите к зеркалу и, глядя на свое отражение, скажите вслух:

Я очень хороший, достойный человек.

Я замечательный человек. Я достоин восхищения просто за то, что я такой, какой я есть.

У меня множество достоинств (перечислите).

У меня есть такие прекрасные качества, как… (перечислите).

Я прекрасно умею делать… (перечислите, что именно).

Я достиг успехов в… (перечислите, в чем именно).

Я очень много умею и очень много могу. Этим можно гордиться.

Я достоин любви и уважения. Я люблю и уважаю себя. Я такой, какой я есть, – и это прекрасно.


Эту часть упражнения нужно выполнять ежедневно.


Четвертый этап. Снова возьмите тетрадь и ручку. Теперь вам нужно написать имена самых близких ваших людей – тех, с кем вы общаетесь постоянно. Это могут быть супруг или супруга, дети, родители, близкие друзья, и т. д. Для каждого из них выделите две страницы в вашей тетради. Заполните эти страницы по той же схеме, по какой вы заполняли их для себя, выполняя первый и второй этапы упражнения. Для начала постарайтесь хотя бы на время забыть о недостатках этих людей и о ваших к ним претензиях. Ваша задача – найти в них как можно больше хорошего.

Сначала вам надо написать десять фраз, выражающих ваше хорошее отношение к каждому из этих людей (первым пунктом также можно написать, что он или она – хороший человек). Затем перечислите десять удач, успехов этого человека, или просто тех дел, которые он (она) делает хорошо. Только каждый пункт начинайте не с местоимения «он» или «она», а с имени этого человека. Затем прочитайте вслух, в конце также добавляя фразы: «Я восхищаюсь им!», «Он достоин восхищения!», «Он молодец!», «Я горжусь им!» или тому подобные.


Пятый этап. Подумайте, в какой форме вы можете сказать каждому из этих людей слова одобрения и восхищения – так, чтобы это было искренне и не выглядело неуместно. При первом удобном случае обязательно скажите каждому, какой он молодец, как вы им гордитесь и т. д., подчеркнув выявленные вами достоинства и успехи этого человека. Вы поймете, как легко вы можете благодаря этому изменить к лучшему ваши отношения, причем сделать это мгновенно.


Вы можете очень быстро улучшить свои отношения с людьми, если откажетесь от привычки считать кого-то ниже себя, а вместо этого будете исходить из той истины, что каждый человек в чем-то уступает вам, а в чем-то вас превосходит. Согласитесь, вряд ли можно считать, что вы выше и лучше других, если, к примеру, вы хорошо поете или рисуете, а другие этого не умеют. Зато они, возможно, обладают прекрасными способностями к математике, которых нет у вас, или владеют ораторским искусством, в чем вы не сильны. Признавая и уважая свои сильные стороны, начните также уважать и признавать сильные стороны других. И тогда вы сможете относиться ко всем людям как к равным и одинаково достойным восхищения и признания.

Научитесь искусству маленьких любезностей

Последите за своим поведением: нет ли у вас привычки подчеркивать, что вы лучше и выше кого бы то ни было? Не стремитесь ли вы всегда настаивать на своей правоте? Бывает ли, что вы сердитесь, ругаетесь, громко возмущаетесь, если кто-то ведет себя не так, как вы считаете правильным? Начинайте искоренять у себя подобные привычки. Помните: любая агрессия, любая попытка «поставить на место» кого бы то ни было приводит всегда к ухудшению отношений, к разжиганию или усугублению конфликта. Помните, что другой человек не считает себя ниже вас и никогда не согласится с этим. Поэтому он будет сопротивляться любой попытке (вольной или невольной) унизить себя.

Помните, что любую потенциально конфликтную ситуацию вы можете сгладить без ущерба для вашего чувства собственного достоинства, если научитесь искусству маленьких любезностей. Это совсем нетрудно! Когда какое-нибудь слово критики или осуждения готово сорваться с ваших губ – сделайте паузу и замените его на любую подходящую к месту вежливую, учтивую и спокойную фразу. Вы увидите, что результат окажется гораздо лучшим для вас, чем если бы вы критиковали и ругались!

Если, например, официант принесет нам картофельное пюре вместо заказанного картофеля, жаренного по-французски, давайте скажем: «Простите за беспокойство». «Не будете ли вы так добры»… «Не угодно ли вам»… и т. д. – эти маленькие любезности подобно маслу смазывают шестеренки монотонно работающего механизма ежедневной жизни и, кроме всего прочего, являются признаком хорошего воспитания.

Дейл Карнеги. «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»

Конечно, это не так просто – начать с уважением, а тем более восхищением относиться ко всем людям без исключения – а особенно к тем, кого вы привыкли осуждать, критиковать или которые не вызывают вашей особой симпатии.

Но не забывайте, что люди очень часто относятся к вам так же, как вы относитесь к ним. И если вы кого-то не любите и тем более открыто демонстрируете это – вы и в ответ получите нелюбовь. Если вы критикуете, осуждаете – вас тоже будут критиковать и осуждать. Если вы отталкиваете людей грубостью, злостью, агрессией – вас тоже начнут отталкивать, и в итоге вы останетесь в одиночестве.

А ведь можно всего этого избежать, если вы только чуть-чуть сместите угол своего восприятия. Вспомните, что нет людей, стопроцентно плохих, как нет и стопроцентно хороших. Плохими или хорошими они являются лишь в вашем восприятии.

А это ведь ваш собственный выбор – что видеть в человеке в первую очередь: плохое или хорошее. И если вы считаете кого-то плохим, или недостойным, или ставите его ниже себя – это значит, вы просто не хотите видеть в нем позитивные, положительные качества. Ваше восприятие необъективно – не забывайте об этом. И в ваших же интересах – скорректировать это восприятие в положительную сторону.

В ваших силах – сменить неприязнь на дружелюбие и антипатию на симпатию

Бывает, конечно, что человек причинил вам какое-то настоящее зло, и вы не можете это забыть. В таком случае, если человек не раскаялся и не изменил своего поведения, конечно, лучшим выходом будет просто прекратить с ним общение. Но во всех остальных случаях вы вполне можете исправить отношения даже с теми, с кем они у вас довольно напряженные. Вы можете перейти от неприязни к симпатии. Постарайтесь это сделать во всех случаях, когда на это есть хоть малейший шанс. Для этого попробуйте забыть о том, что вам не нравится или раздражает в человеке, – и найти то, за что его можно высоко ценить. И не забудьте сказать человеку об этом!

Конечно, не нужно слишком резко переходить от неприязни к восхищению – это будет выглядеть подозрительно и может вызвать недоумение, а то и отторжение. Но попробуйте сначала перейти хотя бы к нейтральному отношению к этому человеку, затем к доброжелательному, дружелюбному, затем как бы невзначай скажите ему что-то хорошее о нем по какому-нибудь незначительному поводу. И если его реакция будет положительной, можете уже более откровенно говорить о его достоинствах.

Важно: говорите людям об их достоинствах не тогда, когда хотите что-то от них получить. Делайте это бескорыстно и безо всякого повода.

А главное – не ждите ничего взамен. Только тогда ваша искренность будет оценена по достоинству.

Упражнение 2

Смените неприязнь на доброжелательность

Возьмите ручку, тетрадь и составьте список людей, с которыми у вас отношения складываются не очень хорошо из-за того, что эти люди вам несимпатичны, вызывают ваше осуждение или неприязнь.

Это упражнение вам придется выполнить столько раз, сколько людей в вашем списке. За один раз работайте только с одним человеком из списка.

Выполните упражнение в шесть этапов.


Первый этап. Представьте себе первого человека из вашего списка. Если вам так будет легче представить, закройте глаза. Подумайте о том, что именно вам в нем не нравится, а может, вызывает ваше негодование и неприязнь. Вспомните ситуацию вашей первой встречи (или ту ситуацию, когда вы впервые почувствовали неприязнь к этому человеку). Вспомните, что стало тому причиной. Этот человек вел себя неприемлемо с вашей точки зрения? Или сказал, сделал что-то плохое по отношению к вам? Или ваша неприязнь не имеет конкретной причины – просто человек вам не нравится, и все?

Попробуйте представить себя на его месте. Чувствует он себя счастливым или нет? Доволен ли собой? Что его заботит, тревожит? Нравится ли ему, как складываются его отношения с другими людьми? Чего он хочет, к чему стремится, о чем мечтает?


Второй этап. Мысленно попросите у него прощения за то, что осуждали, критиковали его, испытывали к нему неприязнь. Мысленно пожелайте ему добра. Представьте, что он смотрит на вас с улыбкой и вы видите его добрый, теплый взгляд.


Третий этап. Теперь подумайте о том, что наверняка есть люди, которые любят этого человека, относятся к нему с симпатией. Вероятно, они видят в нем что-то хорошее, чего не видите вы. Подумайте о том, что это может быть. Какие достоинства есть у этого человека? За что ему можно симпатизировать? Что в нем есть такого, чем можно восхищаться? Может быть, у него есть какие-то качества, которых нет у вас и которые вы хотели бы приобрести? Как вы считаете, чему бы вы могли поучиться у этого человека?

Помните: у каждого встреченного вами человека вы можете чему-то поучиться – как и у вас каждый встреченный вами может чему-то поучиться.


Четвертый этап. В своей тетради составьте список всех положительных качеств этого человека и напишите, чему бы вы хотели научиться у него.


Пятый этап. Представьте, что этот человек стоит перед вами, и мысленно обратитесь к нему примерно с такими словами: «Я уважаю тебя и восхищаюсь тобой за то, что ты… (перечислите: к примеру, отличный профессионал, мастер своего дела, прекрасная мать, любящий отец, всегда прекрасно выглядишь, очень хорошо играешь в шахматы и т. д.). Я хотел бы научиться у тебя… (назовите, чему). Ты хороший, достойный человек. Я хорошо отношусь к тебе».


Шестой этап. Найдите возможность в реальной жизни сказать этому человеку хорошие, добрые слова о его достоинствах.

Восхищаясь людьми бескорыстно, можно получить неожиданную выгоду

Дейл Карнеги не раз подчеркивает, что восхищаться людьми и признавать их достоинства нужно совершенно бескорыстно. Многие люди не понимают этого. Когда они видят, как мы восхищаемся кем-то, то спрашивают: «А что тебе от него нужно?» Вот что на это говорит Дейл Карнеги: «Если мы столь низменно эгоистичны, что способны излучать доброту и признательность лишь в том случае, чтобы извлечь для себя какую-либо выгоду, если наши души подобны сморщенным прокислым яблокам, нас неминуемо ожидает банкротство, вполне нами заслуженное». По его словам, когда мы искренне и бескорыстно восхищаемся людьми, то получаем гораздо больше, чем выгоду, – мы получаем нечто бесценное, а именно прекрасное ощущение добра, сделанного другому, и это чувство надолго оставляет светлый след в нашей памяти.

Но все же, как ни удивительно – именно тогда, когда мы делаем добро бескорыстно и не ждем ничего взамен, – очень часто мы получаем совершенно неожиданную для себя выгоду, в том числе и материальную. Вот примеры случаев, которые произошли со слушателями курсов Дейла Карнеги после того, как они узнали о пользе и ценности признания достоинств и заслуг других людей.


Первый пример. Один из слушателей курсов Карнеги отправился с женой в гости к ее родне. Жена оставила его побеседовать со своей престарелой тетушкой, а сама куда-то ушла с другими, более молодыми родственниками.

Оставшись наедине со старой леди, гость решил применить на практике то, чему недавно научился, и стал искать, чем можно восхититься. Осмотревшись вокруг, он сказал, что восхищен домом тетушки, таким светлым и просторным, каких уже давно не строят. Растрогавшись, тетушка рассказала, что этот дом они с мужем спроектировали сами, что он именно такой, о каком они мечтали, и что построила его сама любовь. Показав гостю весь дом (он не переставал восхищаться), хозяйка привела его в гараж и сказала, что хочет подарить ему почти новый автомобиль, который муж купил незадолго до смерти. Гость начал отказываться, предлагая подарить автомобиль более близким родственникам или продать его, но она и слушать об этом не хотела, заявив, что подарит эту машину только ему – человеку, способному ценить красивые вещи. Для нее оказалась бесценной та капелька добра и внимания, которую подарил ей этот почти посторонний человек, вмиг ставший благодаря этому роднее и ближе кровных родственников.


Второй пример. Глава фирмы по планировке парков и садов разбивал сад в имении известного адвоката и выразил восхищение тем, какое у того прекрасное хобби (имея в виду, что адвокат был еще и заядлым собаководом). После чего владелец имения пригласил специалиста-садовода на свою псарню, где долго показывал собак, а потом подарил дорогого породистого щенка с прекрасной родословной.


Третий пример. Президент мебельной фирмы Джеймс Адамсон хотел получить заказ на поставку кресел и стульев для музыкальной школы и театра, которые строил миллионер и промышленник Джордж Истмен. Адамсон пришел на прием, но его предупредили, что у него не будет шансов на успех, если он отнимет у мистера Истмена больше пяти минут времени.

Адамсон помнил об этом, но все же начал свой визит с восхищения красотой кабинета Истмена, похвалив отделку деревянными панелями, в чем он был специалистом. В ответ Истмен начал показывать ему кабинет, обращая внимание на ручную резьбу по дереву и другие эффектные детали. После Истмен начал рассказывать визитеру о построенных им зданиях, затем поведал и о том пути, который ему пришлось пройти, о своем детстве, прошедшем в бедности, затем об успехах в фотографии, которые в итоге и сделали его миллионером (Истмен прославился тем, что изобрел прозрачную фотопленку «Кодак», что и стало основой его состояния).

Разговор затянулся более чем на два часа вместо предполагавшихся пяти минут. После чего Истмен пригласил Адамсона к себе на ланч. Естественно, Адамсон получил заказ на стулья. А главное – между Истменом и Адамсоном возникла крепкая дружба, связавшая их на всю жизнь.


Не бойтесь восхищаться людьми – и вы всегда будете в выигрыше.

Ищите хорошее во всем, что делают другие, – даже в том, что вам не нравится. Ведь вы тоже хотите, чтобы вас ценили, признавали, восхищались вами? Вспомните великую истину: поступайте с другими так, как бы вы хотели, чтобы они поступали с вами. Хотите восхищения? Восхищайтесь сами! И в ответ получите даже больше, чем ожидали.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дейл Карнеги. Как стать мастером общения с любым человеком, в любой ситуации. Все секреты, подсказки, формулы (Алекс Нарбут, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром -

Воспитанию подрастающего поколения в Исламе уделяется особое внимание. Сегодняшние дети – это завтрашние взрослые, и от того, каким будет их детство, во многом зависит то, каким будет завтрашняя Умма и завтрашние мусульмане. И, конечно же, каждый родитель мечтает видеть свое чадо умным, здоровым, смелым, успешным, благородным… одним словом, идеальным. Часто родители пытаются сделать из детей тех, кем они мечтали стать сами, но не смогли или не сумели. Воспитание – очень ёмкая тема, для обсуждения и рассмотрения которой недостаточно даже нескольких десятков лекций и статей. В этой же статье мы лишь попытаемся обратить внимание наших читателей на некоторые очень важные детали. И попытаемся ответить на вопрос: как привить нашим детям, особенно мальчикам, такие качества как: смелость, ответственность, самостоятельность, честность и некоторые другие?
Есть много различных методик их развития, мы не будем перечислять их все и вдаваться в детальное обсуждение, а ограничимся кратким упоминанием с некоторыми примерами из нашей повседневной жизни.

Самостоятельность . Учите этому ребёнка с раннего детства. Не бегайте постоянно за ним с платком, вытирая их нюни. Не приучайте их прятаться за мамину юбку или папину спину – они не постоянны. Предоставьте им возможность действовать самим, но под вашим присмотром и контролем. Например, покупая билеты, позвольте сыну передать ваши документы. Позвольте ему самому выбрать и купить себе одежду и т.п. Не стоит всегда делать это за него со словами: «я знаю лучше…»

Честность . Научите ребёнка говорить правду всегда и везде. Не говорите им, к примеру: «Сказал бы, что у тебя нет этого, и они бы отстали» в то время как у него «это» есть. Вместо этого научите их прямо говорить «да» или «нет». Легче сказать «да» или «нет», чем потом сожалеть об этом. Не говорите жене перед ними (да и без них): «Скажи, что меня нет», — возможно, мы и не замечаем, но именно из этих мелких деталей и формируется будущая личность нашего чада. Поэтому будьте внимательны – дети во многом буквально копируют старших, особенно отца.

Ответственность . Сказал – сделай. Обещал – исполни. В первую очередь будьте сами таковыми и учите этому их. Поручите им в соответствии с их возрастом и возможностями какую-нибудь ответственную работу. Например, сделайте сына ответственным за порядок в вашей библиотеке, и требуйте от него ответственного подхода к этой работе, но и не забывайте поощрять и хорошо отзываться о сделанном им.

Достоинство . Развивайте в них чувство достоинства мусульманина и настоящего мужчины, который знает цену себе и умеет ценить других. Никогда не унижайте и не оскорбляйте их перед людьми. Многие, наверное, помнят слова отца в свой адрес «балбес», «неуч» и т.д. Дайте им ощутить свою значимость. Советуйтесь с ними и внимательно слушайте их, даже если решение для себя вы уже приняли. Приветствуйте их приветствием Ислама: «Ассаламу алейкум»! А если вы еще и «кунью» ему дадите, то это еще лучше.

Смелость и мужество . Рассказывайте им истории мужества и стойкости наших праведных предков, проявленных на полях битвы. Не пугайте их всякими «сейчас за тобой БУБУ придет», пытаясь заставить уснуть. Как гласит латинская пословица, «пострадавший от огня ребенок боится его всегда». Обучайте их мужским видам спорта. Отдайте их в какую-нибудь спортивную секцию по борьбе, дзюдо и т.д., это даст им помимо физической выносливости еще и моральную устойчивость перед трудностями. Пусть узнают на собственном опыте, что значит смотреть противнику в глаза. Не наряжайте сына как девочку, отдалите их от всякой изнеженности и женственности, таких как женские прически, жесты, манеры и т.д.

Воспитывайте в них смелость выступать перед аудиторией (это одно из очень важных качеств), развивайте в них эту способность (примером может быть мальчик-шейх из Египта, Муслим Саид. Почитайте как отец учил его говорить перед толпой). Берите их с собой на различные встречи, это развивает их проницательность и ум, позволит им научиться тому, как нужно вести себя со старшими и достойными людьми. По возможности водите их с собой на лекции и уроки в мечети. Пусть мечеть станет их вторым домом. Ведь ни для кого из нас не секрет, какое влияние и роль оказывает мечеть на формирование и развитие мусульманина в частности и мусульманского общества в целом.

Этими несколькими примерами мы хотели напомнить молодым родителям, что наше будущее в наших детях, и оно по воле Всевышнего Аллаха отчасти зависит от нас, от того как мы их воспитаем.