Болезни Военный билет Призыв

Дефекты посадки юбок и их исправление. Исправляем дефекты речи: несложные артикуляционные упражнения для малышей

О дефекте речи у детей

Дефекты речи у детей наиболее часто наблюдаются в возрасте до 5-6 лет. Это именно тот период, когда ребенок пытается выразить словами свои мысли. Часто дефекты речи проходят самостоятельно к 6 годам . Однако порой неправильная речь ребенка требует помощи специалиста, и очень важно, чтобы родители во время обратились за такой помощью. Несвоевременная корректировка речи малыша может стать причиной наличия дефектов речи и в подростковом возрасте, а также и во взрослой жизни.

Среди дефектов речи у детей выделяют следующие:

  1. Дислалия — нарушение в произношении слов, т.е. наличие фонетических дефектов, при этом у ребенка хороший слух и словарный запас;
  2. Дизартрия — неправильное произношение слов из-за незрелости работы нервной системы;
  3. Дисфония — патологические изменения голосового аппарата приводят к неправильной фонации;
  4. Ринолалия — изменение тембра голоса, вызванное наличием дефектов в речевом аппарате;
  5. Логоневроз (заикание) — характеризуется повторением, затягиванием при произношении звуков и слов. Речь у таких детей прерывистая, с паузами и запинками;
  6. Мутизм — остановка речевого развития малыша. Мутизм характеризуется либо полным прекращением общения ребенка, либо его молчанием в протест на какие-то определенные обстоятельства, поступки, людей;
  7. Афазия — из-за наличия локализованного поражения головного мозга у дитя наблюдается полная или частичная утрата речи.

Существуют и другие дефекты речи у малышей . Даже если Вам и удалось самостоятельно определить, какой именно дефект речи у дитя, не стоит заниматься исключительно самолечением. Исправление дефектов речи, корректировка речи будет качественной и эффективной, если этим займется профессионал. При наличии дефектов речи у ребенка, следует вместе с ним записаться на консультацию к врачу-логопеду.

Причины дефекта речи у детей

Причины дефектов речи у детей совершенно разнообразны. Так, немаловажной причиной является неправильная речь родителей при общении с ребенком. Излишнее сюсюканье, неправильное произношение слов взрослыми при обращении к малышу приводит к тому, что ребенок копирует такое произношение. Родители являются примером для подражания для малыша еще с малых лет. То, как Вы говорите, какие фразы и слова употребляете, а также настолько четкое у вас звукопроизношение — от этого и зависит правильность речи ребенка. Не забывайте об этом, иначе причиной выявленных дефектов речи у дитя можете оказаться и Вы сами.

К другим причинам возникновения дефектов речи у ребенка относятся:

  • Врожденные патологии со стороны речевого аппарата;
  • Переживание ребенком стрессовых ситуаций, частые эмоциональные перенапряжения и психические травмы;
  • Перенесенные ребенком тяжелые инфекционные заболевания, поражающие речевой аппарат;
  • Невнимательность родителей к малышу. Когда родители прерывают рассказ ребенка, недослушивают его мысли до конца, не следят за правильностью речи и звукопроизношением малыша, они провоцируют то, что ребенок старается говорить бегло, не обращая внимания на правильность произношения слов. Это и приводит к появлению дефектов в речи.

Исправление дефекта речи у детей

Исправление дефекта речи у детей осуществляется на высшем уровне в нашем детском лечебно-диагностическом центре «Колыбель Здоровья». В нашей клинике работают лучшие логопеды-дефектологи, которые быстро, качественно и эффективно проведут корректировку речи малыша.

Логопед-дефектолог — это врач, занимающийся коррекцией речи малыша . Логопед-дефектолог занимается созданием всесторонней оценки речи у ребенка. Такой специалист владеет методикой коррекции устной и письменной речи, а кроме того располагает знаниями по неврологии, аномалии органов слуха и речи, психопатологии. Все это в комплексе позволяет быстро диагностировать проблему или дефект речи дитя, а также с легкостью устранить ее курсом индивидуального лечения. Специалисты, работающие в клинике «Колыбель Здоровья» находят персональный подход к каждому ребенку.

Между врачом и ребенком создается дружеский контакт, что способствует более быстрому и легкому устранению дефекта речи.

В лечении имеющихся дефектов речи у детей большое значение имеет устранение причины, которая повлияла на появление данных нарушений. Следует создать спокойную, благотворную обстановку вокруг ребенка, отгородить его от стрессов и эмоциональных переживаний, а окружить любовью родителей и спокойствием в семье. Также важным является и поддержка со стороны родителей. Не давите на ребенка, если он делает какие-либо ошибки, а помогайте ему и верьте в его успехи! Такой подход со стороны родителей поможет малышу еще быстрее справиться с дефектами речи.

Поддержка родителей, а также квалифицированная и профессиональная помощь логопеда-дефектолога детского лечебно-диагностического центра «Колыбель Здоровья» помогут ребенку избавиться от любых дефектов речи. Помощь опытных врачей нашей клиники приведет к высочайшему успеху и скорейшему выздоровлению Вашего чада!

Логопеды-дефектологи нашего центра

Логопед-дефектолог.

Окончила педагогический факультет РУДН отделение дефектологии, по специальности учитель-логопед. Оказывает помощь детям с задержкой психоречевого развития, общего нарушения речи, фонетико-фонематического недоразвития речи, а так же детям с трудностями в школе (дисграфия, дислексия).

Сегодня мы расскажем вам о том, какие бывают дефекты речи. Кроме того, вы узнаете, как избавиться от такого патологического явления, к какому специалисту следует обращаться в случае необходимости.

Общие сведения

Дефекты речи - это неправильное произношение звуков, которое возникает вследствие нарушения отдельных функций К таким патологическим состояниям относят шепелявость, заикание, картавость и пр.

Как известно, речь человека начинает особенно интенсивно развиваться к 2-5 годам жизни. До 3-х лет ребенок может правильно произносить примерно 30-700 слов, а уже к 4 годам говорить, используя сложные предложения. В это время словарный запас малыша составляет примерно 1500 слов.

Как развивается речь?

Развитие речи зависит от внешних и внутренних факторов. Обычно дети подражают своим родителям и практически полностью перенимают их манеру говорить. Во время произношения слов или каких-либо звуков у человека задействуется много разных органов, а именно центры головного мозга, нервные пути, дыхательные языка и лица.

Под нормальной речью взрослого и ребенка понимается четкое и внятное произношение каждой буквы. При этом разговор человека должным быть плавным и ритмичным. Если неразборчива и непонятна, то говорят о ее нарушении. Сегодня различают такие дефекты речи, как заикание, неспособность правильно произносить отдельные буквы, немота и пр.

Причины возникновения

Дефекты речи у взрослых людей обычно появляются из-за хирургических операций и травм основных органов речи (мышц гортани, голосовых связок, языка, неба, зубов и губ). Также такое патологическое состояние может возникнуть вследствие тяжелых эмоциональных потрясений (к примеру, развод, потеря близкого человека и т. д.).

Кроме всех перечисленных причин, дефекты речи нередко развиваются из-за незаращения верхней губы, врожденных аномалий, неправильного прикуса, особого строения челюстей, языка, зубов и губ, глухоты, а также заболеваний мышц.

Следует также отметить, что при наличии редких или люди могут неправильно произносить согласные звуки. Внезапная потеря внятной речи очень часто наблюдается при поражениях и болезнях головного мозга.

Основные виды

В зависимости от симптомов дефекты речи у взрослых и детей подразделяются на несколько видов. Чтобы определить, какое патологическое состояние наблюдается у вас, следует обязательно обратиться к специалисту. Последний обязан не только определить вид дефекта, но и выявить причину его возникновения, а также назначить лечение или особые процедуры (упражнения).

Итак, рассмотрим основные дефекты речи более подробно.

Афония или дисфония

Данная аномалия возникает из-за патологических изменений речевого аппарата. Как правило, у таких людей происходит заметное нарушение фонации. Другими словами, они неправильно произносят звуки.

Тахилалия

Это особая форма нарушения которая выражается в очень быстром темпе говорения. Данная особенность не имеет отклонений фонетического, грамматического и лексического характера.

Брадилалия

Такой дефект сопровождается замедленной речью. Другими словами, человеку очень сложно издавать расчлененные звуки. Следует также отметить, что существует и такое аналогичное отклонение, как брадифразия. Люди с подобным диагнозом разговаривают очень медленно. Как правило, это обусловлено ослаблением процесса мышления. Оба названных патологических случая представляют собой следствие местного заболевания головного мозга.

Заикание

Такое нарушение речи возникает из-за судорожного состояния мускулатуры речевого аппарата и сопровождается частым повторением звуков или слов, остановками в разговоре, нерешительностью, сбивчивостью в темпе, ритме и плавности.

Дислалия

Это фонетические дефекты (нарушение звукопроизношения), которые наблюдаются у человека при правильно построенной речи и нормальном слухе.

Ринолалия

Дизартрия

Такой дефект возникает из-за недостаточной иннервации речевого аппарата. Как правило, он образуется в результате поражений подкорковых и заднелобных отделов мозга. При таком отклонении ограничена подвижность органов речи (языка, мягкого неба, губ). Вследствие этого наблюдается затрудненная артикуляция. У взрослых людей дизартрия не сочетается с распадом речевой системы. В детском же возрасте такой дефект может привести к нарушению чтения, произношения слов и письма, а также к общему недоразвитию речи.

Алалия

Это недоразвитие речи или ее полное отсутствие при нормальном слухе и интеллекте. Причиной такого дефекта у детей может выступать повреждение больших полушарий головного мозга во время родов, а также мозговых заболеваний или травм, которые были перенесены малышом в доречевой период жизни.

Афазия

Это нарушение уже сформировавшейся речи. Такой дефект возникает при поражениях речевых отделов коры головного мозга, а также в результате перенесенных инсультов, травм, воспалительных процессов, опухолей и некоторых психических заболеваний.

К кому специалисту обращаться за помощью?

Теперь вам известно, что такое дефект речи. Следует отметить, что крайне важно своевременно выявить данную проблему. Если вы заподозрили у себя или своего близкого человека такое патологическое явление, то следует сразу же обратиться к специалисту (дефектолог, логопед, отоларинголог, стоматолог, невролог, ортодонт). Ведь только опытный врач сможет определить наличие отклонения и попытаться его исправить.

Как избавиться от дефектов речи?

Исправление дефектов речи у детей и взрослых людей производится в индивидуальном порядке. Для начала следует выявить причину такого отклонения, а уже потом приложить все усилия для ее устранения.

Если нарушение речи обнаружено у ребенка, то родителям требуется запастись огромным терпением. Ведь успешный результат зависит прежде всего от регулярности занятий, усердия и настойчивости пациента.

Следует отметить, что ввиду огромного количества дефектов речи и их причин возникновения существует немало методов терапии таких отклонений. Если после излечения основного заболевания пациент не идет на поправку, то специалисты могут применить дыхательную или речевую терапию. Кстати, последнюю нередко назначают после инсульта, травм или операций.

Исправление дефектов речи у взрослых и детей может занять от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет.

Психологический фактор

Человек с такими нарушениями не должен избегать окружающих людей. Боязнь того, что его не поймут, очень часто необоснована. Таким людям, наоборот, следует чаще общаться и регулярно совершенствовать свою речь. Пациент, изолирующий себя от общества, может начать страдать тяжелыми психическими заболеваниями.

Конечно, нарушение речи не опасно для жизни. Однако такое патологическое состояние может непосредственно влиять на повседневную жизнь человека. Вследствие сильного переживания по поводу имеющего дефекта у людей довольно быстро развивается депрессия или же возникают какие-либо другие заболевания. Поэтому нарушение речи требуется обязательно лечить.

«А как вас зовут?» — спросил один из членов приемной комиссии Школы-студии МХАТ. Выдержав паузу, молодой человек по имени Юрий ответил: «Куценко. Гоша…"

Причиной заминки стало нежелание демонстрировать комиссии дефект своей речи. Абитуриент понимал, что взрослого человека, который не умеет чисто выговаривать звук« р», вряд ли примут в школу-студию. Но его взяли. Более того, именно благодаря этому дефекту речи и родился актер, которого все знают как Гошу Куценко, даже теперь, когда его логопедическая проблема далеко в прошлом.

Эта история со счастливым концом, но, к сожалению, таких не так уж много. Большинство взрослых людей стесняются своих речевых расстройств и даже не пытаются по мере возможности изменить ситуацию. А ведь решить« детские» проблемы, которые не по-детски отравляют жизнь, часто бывает проще, чем кажется, достаточно только обратиться к специалисту.

Дислалия

ЧТО ЭТО?
К дислалии относят стойкие нарушения произношения, выражающиеся в искажении звуков, их заменах или полном отсутствии. Грассирующий звук« р», межзубный« с» или произнесение« в» вместо« л» — это все дислалия.

КТО ВИНОВАТ?
У взрослых причиной дислалии могут быть нарушения строения артикуляционного аппарата(укороченная подъязычная связка, неправильный прикус, высокое небо) или общий тонус его мышц, а также неправильный выбор артикуляции.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Компенсаторные возможности организма позволяют получать один акустический эффект разными путями. Иными словами, логопед поможет добиться правильного звукопроизношения даже при аномальном строении речевого аппарата. Правда, в этом случае потребуется также помощь хирурга и ортодонта. Если же органических нарушений в строении органов речи нет, тебе предложат комплекс артикуляционной гимнастики. Она поможет овладеть движениями, необходимыми для правильного произношения звука, с которым ты не справляешься. Когда навыки сформируются, придет черед тренировочных упражнений — они учат автоматизировать звук и включать его в речь. Приготовься подружиться с чистоговорками и гимнастикой для губ и языка.

В ОДНОЙ ЛОДКЕ
Александр Вертинский, Гоша Куценко, Уинстон Черчилль, Иосиф Бродский, Олег Даль, Сильвестр Сталлоне.

Дислексия и дисграфия

ЧТО ЭТО?
Эти две проблемы — нарушение чтения и письма — часто появляются вместе, или одно расстройство влечет за собой другое. Для обозначения нарушения чтения используются термины« алексия»(при полном отсутствии умения читать) и «дислексия»(при частичном расстройстве процесса чтения, которое проявляется в повторяющихся ошибках); по аналогии специфическое и стойкое нарушение письма называют дисграфией, а полную неспособность им овладеть — аграфией.

КТО ВИНОВАТ?
Люди, страдающие дислексией , с трудом опознают буквы. Им сложно соотносить букву и звук, который она передает на письме, сливать их в слоги, а затем в слова. Дисграфика же можно узнать по смешениям, пропускам или вставкам лишних букв и искаженному написанию последних. И в том и в другом случае иногда встречается явление« зеркальности»: чтение или письмо справа налево.
У людей, страдающих дислексией и дисграфией, нормально развит интеллект. Более того, наличие у человека подобных расстройств порой считается признаком гениальности! Причины возникновения этих дефектов колеблются в зависимости от особенностей в развитии полушарий мозга до леворукости, и в точности их назовет только специалист на приеме.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Коррекцию дисграфии и дислексии следует доверять исключительно логопеду. Тебе порекомендуют упражнения на развитие речевого слуха и анализа. Также необходимо пройти обследование у невролога, оториноларинголога и окулиста.

В ОДНОЙ ЛОДКЕ
Альберт Эйнштейн, Киану Ривз, Дастин Хоффман, Том Круз, Уолт Дисней, Владимир Маяковский.

Заикание

ЧТО ЭТО?
Заикание относят к нарушениям темпа и ритма речи, возникающих из-за судорог мышц речевого аппарата. Происходит« застревание» на отдельных звуках и непроизвольное их повторение. Также нарушается дыхание, словесное ударение и интонация.

КТО ВИНОВАТ?
Причинами заикания могут быть как психические травмы или невротические расстройства, так и органические поражения головного мозга. Леворукие люди, которых усердно переучивали в детстве, тоже в группе риска по этому дефекту речи. Если заикание носит невротический характер, то оно усиливается, когда человек беспокоится.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Справиться с заиканием самому чрезвычайно сложно, необходима помощь специалиста. Чаще всего для избавления от этого недостатка логопедических занятий мало, необходим комплексный подход: психотерапия, физиотерапия, медикаментозное лечение. Что касается непосредственно работы над речью, то врач посоветует упражнения, которые по максимуму уменьшат речевую судорожность, а также предложит занятия логопедической ритмикой и, может быть, даже пением, потому как давно замечено благотворное влияние этого вида деятельности на речевое дыхание.

В ОДНОЙ ЛОДКЕ
Мэрилин Монро, Льюис Кэрролл, Жерар Депардье, Чарльз Дарвин, Роберт Рождественский, Наполеон.

Акцент

ЧТО ЭТО?
Особенность произношения, проявляющаяся в отступлении от нормы. Конечно, этим никого не удивишь, но, согласись, не слишком приятно чувствовать себя иностранцем, если живешь в стране уже не первый год.

КТО ВИНОВАТ?
Каждый язык специфичен: например, в русском межзубное произношение звука« з» считается поводом для похода к логопеду, а в английском не стоит и пытаться прочитать сочетание th как звонкое русское« з». То же самое и с другими звуками, в том числе и гласными. Естественно, что у носителя языка возникают привычные артикуляционные уклады, которые изменить тем сложнее, чем старше человек.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Необязательно обращаться к логопеду, чтобы избавиться от акцента, можно попытаться сделать свою речь чистой и самому. Для начала необходимо свести к минимуму разговоры на родном языке и сосредоточиться на том, который« омрачен» акцентом. Также надо все время осознанно контролировать речь. В этом помогут аудионосители — записывай на них свой голос с целью самоконтроля. И не забывай, что чувство ритма и чистота речи очень сильно связаны. Поэтому больше пой и слушай песни на изучаемом языке.

В ОДНОЙ ЛОДКЕ
Михаил Горбачев, Эдита Пьеха, Ингеборга Дапкунайте, Арнольд Шварценеггер, Пенелопа Крус.

Проговори проблему

Артикуляционная гимнастика — это результат различных комбинаций базовых упражнений. Но если ты просто хочешь придать речи большую четкость и плавность, можно воспользоваться нашими советами:
медленно открой рот, подержи его открытым и медленно закрой;
вытяни сомкнутые губы вперед, будто готовишься сказать« у»(это называется« хоботок»), а затем широко открой рот, как будто произносишь звук« а».
вытяни губы« хоботком», а затем широко открой рот, как при звуке« и»;
открой рот, подними язык на верхнюю губу, а затем опусти на нижнюю;
открой рот и двигай языком влево и вправо, как маятником, стараясь не касаться губ;
широко открой рот, оближи верхнюю, а затем нижнюю губу(если логопед работает с ребенком, он просит его« слизать варенье»);
широко открой рот и коснись языком попеременно верхних и нижних резцов, а затем неба;
положи расслабленный язык на нижнюю губу и похлопай по нему верхней(это упражнение логопеды называют« накажи непослушный язычок», оно пользуется невероятной популярностью и среди профессионалов, и среди пациентов. Выполняя его, нужно дать себе волю и говорить« пя-пя-пя» — веселье гарантировано).
Артикуляционную гимнастику для общего развития выполняют каждый день по 3−5 мин. В более сложных случаях число подходов возрастает до четырех, но частоту занятий определяет логопед.

Друг и врач

О чем нужно помнить, обращаясь к логопеду
1. ОН НЕ СТАНЕТ НАД ТОБОЙ СМЕЯТЬСЯ. Поверь, в его практике наверняка встречались куда более сложные и запущенные случаи, чем твой.
2. ТЕБЕ НЕЧЕГО СТЫДИТЬСЯ. Ты взрослый человек, который хочет улучшить качество не только своей речи, но и жизни. Что в этом плохого? Многие известные актеры и телеведущие, даже не имеющие явных проблем с речью, занимаются с логопедом и не стесняются говорить об этом в интервью.
3. ВЫ ОДНА КОМАНДА. Логопед не меньше заинтересован в положительном результате занятий и сделает все, что от него зависит, чтобы тебе помочь. Не забывай только, что и ты должна ему помогать.
4. У ТЕБЯ ЕСТЬ ТАЙНОЕ ОРУЖИЕ, И ИМЯ ЕМУ — ОСОЗНАННОСТЬ. Безусловно, переучивать всегда труднее, чем обучать чему-то с нуля. Но ребенку часто сложно понять, зачем его регулярно приводят в кабинет к незнакомой тетеньке, которая заставляет делать язык« чашечкой» или показывать, как« киска сердится». Взрослый же прекрасно знает, к какому результату стремится.
5. ЕСЛИ ТЕБЕ НЕ НРАВИТСЯ МАНЕРА ОБЩЕНИЯ ИЛИ НОВАТОРСКИЕ МЕТОДЫ ТВОЕГО ЛОГОПЕДА, лучше найти другого специалиста. Часто бывает так, что в корне нарушения речи лежат психологические проблемы, которые лучше не усугублять.

Екатерина Сметанина, логопед

Если взрослый человек имеет дефекты речи, то, прежде всего, давайте ответим на вопрос: можно ли изменить эту ситуацию и исправить во взрослом возрасте недостатки произношения? Ответ однозначный: да, можно, но сложно.

Научиться произносить звук правильно не является главной проблемой и обычно это не занимает много времени. Сложность заключается в том, что приходится менять годами закрепившийся, ставший автоматическим навык и человек ещё долгое время вынужден во время разговора постоянно себя контролировать.

Далее нужно разобраться, почему взрослые люди неправильно произносят отдельные звуки . Если нарушения несущественные, то чаще всего - это результат привычки, появившейся еще в детстве. Некоторые родители в основном обеспокоены успеваемостью их чада в школе и скорее посчитают, что ребёнку нужен репетитор математики или истории, чем отведут малыша к логопеду.

Иногда встречаются дефекты строения самого речевого аппарата , к которым можно отнести неправильный прикус, высокий нёбный свод или укороченную подъязычковую связку. Более серьёзные причины, вызывающие косноязычие, это те, в основе которых лежат неврологические проблемы или которые появились после сильного стресса или серьезной травмы.

Теперь перейдём к рассмотрению основного вопроса: что делать и куда обращаться, если вы желаете навсегда избавиться от дефекта речи . Можно, конечно, попробовать заниматься самостоятельно, приобретя подходящую методическую литературу в магазине или интернете. Но если вы увидите, что после двух - трёх недель самостоятельных занятий, существенных результатов нет, то вам потребуется помощь профессионала.

В отдельных случаях логопед для взрослых даст вам совет и рекомендации, после которых вы сможете продолжить самостоятельную работу. Но если ваши проблемы с речью очень серьёзные и вам необходима глубокая коррекция речи, то только высококвалифицированный специалист действительно поможет вам.

Начинать процесс ликвидации дефектов речи нужно с определения, какие звуки именно вам нужно исправлять. Хороший способ для этого услышать собственную речь со стороны.

Наговорите небольшой текст на диктофон, лучше, если это будут пословицы или скороговорки. Например, фраза «коси, коса, пока не высохла роса » даст вам возможность определить, правильно ли вы произносите группу свистящих звуков [с], [з], [ц].

Последуйте нашему совету и не пытайтесь работать над всеми звуками сразу . Только после того, как добьётесь правильного произношения одного звука, переходите к следующему. Сам процесс работы должен быть разбит на три этапа: подготовительный, постановки звука, автоматизации и дифференциации.

Цель первого этапа - подготовить речевой аппарат , чтобы звуки можно было действительно правильно произносить. Для этого необходимо сделать упражнения специальной артикуляционной гимнастики. Если вы незнакомы с ней, то сначала прочтите в специальной литературе рекомендации по ее выполнению.

Задача второго этапа - правильное произношение изолированного звука . В результате вы должны уметь правильно произносить его отдельно от других звуков, например: рычать: "р-р-р" или шипеть «ш-ш-ш» и т.д.

Автоматизация предусматривает тот факт, что произношение поставленного звука доводится в речи до автоматизма. На этапе дифференциации нужно добиться разграничения в речи похожих звуков - [р] и [л], [с] и [ш].

Последовательность и преемственность важное правило в работе над произношением. Не перескакивайте через этапы и не переходите к следующему, пока не освоите предыдущий.

Подробно все материалы для исправления недостатков в речи вы можете найти в соответствующих разделах интернет - сайтов, посвящённым проблемам логопедии. А мы желаем вам всегда говорить правильно и красиво.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Речь — характеризует человека. Его способность мыслить, выражать и чувства по отношению к происходящему. Благодаря словам мы способны более красочно и эффектно доносить к слушателям свою позицию, размышления или информацию.

Именно по этой причине люди стремятся избавиться от возможных дефектов в произношении, чтобы максимально соответствовать норме и стандарту речи. И при этом, не всегда есть возможность во взрослом возрасте исправить укоренившуюся проблему.

Чаще всего людям попросту некогда заниматься усовершенствованием, они ленятся или не могут найти оптимальную систему занятий. Некоторые могут испытывать серьезные из-за присутствия в их жизни характерного отличия.

Речевые дефекты ребенка или подростка — более податливы и исправимы. Но не всегда техники, применяемые специалистами, имеют долгожданный результат. В сегодняшнем материале мне хотелось бы рассказать вам о существующих упражнениях исправления дефектов в домашних условиях. И, как говорят, дома могут лечить даже стены! Но каковы причины возникновения щепетильной проблемы?

Особенности развития дефектов речи

Нарушение произношения слов может возникнуть в процессе искаженного выговаривания звуков. Это выражается в картавости, шепелявости и заикании.

Зачастую, у взрослых развивается подобные особенности из-за перенесенного шока или стресса. Также влияют сложные операции, травмы или эмоциональные потрясения в виде смерти близкого или разрыва отношений.

Дефект может развиться благодаря полученной травмы речевого аппарата: языка, неба, челюстей, лицевых мышц, губ или даже зуба. Но особое место занимает нарушение работы головного мозга, а именно той его части, что ответственна за речь.

Я хочу отметить риск получения нарушений при ситуациях, которые личность может добровольно себе воссоздать. Речь идет о систематичном, нервном перенапряжении, что выливается в легкую форму заикания или невозможности четко построить предложения.

Пик развития речи приходится на возраст в области 3-6 лет. Именно к этому моменту мы получаем возможность использовать словарный запас более 1500 слов.

Способность говорить четко и понятно всегда зависит от нескольких факторов, а именно от внутренних и внешних. Нужно понимать, что в раннем возрасте у детей открывается способность копировать манеру разговора своих родителей. И если вы нашли у себя нарушения построение звуков, то стоит не игнорировать ситуацию, а скорее взяться за решение вопроса.

От этого зависит не только ваш уровень комфорта, но и отношения членов семьи друг к другу. Всем хочется быть понятым и услышанным правильно. Особенно важно это как раз в детстве во имя избежания насмешек и подколов со стороны одноклассников.

Что такое нормальная речь? Это четкое и абсолютно внятное произношение всех букв алфавита родного языка. В процессе воспроизведения слов люди задействуют речевые органы: , нервные соединения, дыхательные мышцы, все лицо и язык. Только в случае сбалансированной работы этих органов, речь особи будет ритмичной, плавной и сбалансированной. Но как исправить нарушения дома?

Планирование тактики

В этом вопросе результативней всего себя рекомендуют игры на коррекцию речи. При таком формате подхода личность полностью вовлекается в процесс и воспринимает задания, как интересную игру, в которой могут участвовать все члены семьи одновременно!

Вам не нужно ехать в другой конец города и записываться к логопеду на сеанс. Вы сможете обеспечить лечащий курс в окружении родных стен! Уделяя игровым занятиям достаточное количество минут, а особенно при систематическом подходе, вы сможете заметить долгожданные изменения в ближайшее время.

На сегодняшний день подобных игр существует великое множество. Упражнения рассчитаны на стимулирование органов речи и построение правильного выговаривания звуков и букв.

Отмечу то, что сам принцип работы с детьми и взрослыми людьми - идентичен. Просто отличие формируется принципом подхода к детской психике через призму игры.

Предлагаю вам ознакомиться с наиболее успешными методиками для тренировок, чтобы получить максимальный результат от такого полезного времяпрепровождения.

Проблемы и их устранение

1. Техника

Упражнения на технику помогают маленькому человечку обрести и почувствовать свой голос.

  • Обеспечьте себе и ребенку удобное положение, сделайте глубокий вдох через нос. Предложите ему сделать упражнение, как будто он - это маленький шарик! Нужно максимально наполнить диафрагму и легкие воздухом, а после сделать выдох через нос (7 подходов);
  • аналогичное упражнение с первым, но с задержкой дыхания на 3-5 секунд. Подготовить малыша к нему можно с помощью игры в «аквалангистов» под водой;
  • игра в мычание прекрасно тренирует технику и заряжает позитивом. Вам нужно набрать полные легкие воздухом, а на выдохе начать рассказывать стишок, петь любимую песенку или зачитывать скороговорку.

В момент, когда воздух станет заканчиваться - выбросьте оставшийся с резким звуком «хааа»!

2. Работа с дикцией

Пять минут в день такой зарядки обеспечивают , расслабляя нужные мышцы.

  • опустите нижнюю челюсть вниз и осуществляйте движения вниз-вверх, право-влево (12 раз);
  • предложите ребенку представить себя оперным певцом. Для этого нужно занять исходное положение стоя и положить руки на грудь. При наклоне вперед требуется воспроизводить протяжные гласные звуки максимально низким голосом (2-3 мин.);
  • расплывшись в улыбке нужно двигать язычком от одного уголка губ к другому, не нужно при этом двигать челюстями или открывать рот.
    Предложите ребенку продемонстрировать голливудскую улыбку! Для этого нужно улыбаться с открытым ртом, а после облизать губы языком (по 1 подходу 12-15 раз);
  • пусть покажет язычок, пытаясь достать к подбородку и носу. Но смотрите за тем, чтобы язык не сворачивался в трубочку и максимально избегал зубов и губ.

3. Устраняем дефекты посвистывания, шепелявости и букв «р» и «л»

  • Дудка
    Плотно сжимаем губки, а затем вытягиваем их, как при игре на трубе;
  • блюдце
    Широко открывайте рот, представляя, что наш язык - это круглое блюдечко, высовываем его вперед;
  • бокс языком
    Фантазируем, что язык - это спортсмен в боксерской перчатке и вам нужно ударять им по небу и ряду верхних зубов. Обязательное условие произносить при этом звук «д»;
  • пианино
    Думаем о том, что верхние и нижние зубы - это пианино, а вам нужно языком провести по «ноткам-зубам».

4. Боремся с заиканием

  • Веселый шаг
    Вам нужно устроить веселый хоровод и двигаться по кругу. На каждый шаг произносите фразу: «Мы весело шагаем в хороводе опа-опа-па-па, нати-нати-тата»;
  • прыгуны
    Организуйте прыжки на каждой ноге поочередно, произнося: «Прыг-скок-прыг-скок, уф-уф, аф-аф, тап-тап, пап-пап, тат-пап, пап-тап»;
  • весело поем
    Активно двигайте руками в образе дирижера, проговаривая слова стихотворения на распев.

На этом точка! Дополняйте свой арсенал упражнений и делитесь своими в комментариях!

Заботьтесь о речи и занимайтесь ежедневно, только в таком случае эффект не заставит себя ждать долго!

Не забудьте подписаться на обновления, до встречи на блоге, пока-пока!