Болезни Военный билет Призыв

День штурманов военно-морского флота российской федерации. Кафедра штурманской службы военно-морского флота

Ежегодно 25 января в нашей стране отмечается профессиональный праздник – День штурмана Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех российских военнослужащих, чья деятельность непосредственно связана с прокладкой курса кораблей, судов и авиации ВМФ России, а также контролем за исправной работой навигационных приборов и исчислением перемещений. Иногда данный праздник называют также Днем навигатора.

Интересным представляется тот факт, что еще сравнительно недавно День штурмана ВМФ отмечался в нашей стране два раза в год. Для празднования были выбраны даты весеннего (20-21 марта) и осеннего (22-23 сентября) равноденствий. Именно в эти дни можно было легко без использования специальных инструментов и приборов определить стороны света – Солнце всходило строго на востоке, а заходило, соответственно, на западе. Такая практика существовала вплоть до 1997 года. Изменения в дату празднования внес занимавший в то время пост Главнокомандующего ВМФ РФ адмирал флота Феликс Николаевич Громов, соответствующий приказ «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности» он подписал 15 июля 1996 года. В соответствии с приказом День штурмана Военно-морского флота Российской Федерации следовало отмечать 25 января.


Стоит отметить, что дата празднования была выбрана неслучайно. Именно в этот день 25 января 1701 года Пётр I издал Указ, в котором, в частности, отмечалось: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Для реализации воли царя в стране была образована «Школа математических и навигацких наук», располагалось новое учебное заведение в Москве, в Сухаревской башне. Этот день сегодня справедливо считается официально датой основания штурманской службы российского флота.

Само словом штурман пришло к нам из Голландии (stuurman, от stuur - «руль» и man - «человек»). Буквально его можно было бы перевести, как человек за рулем. Данное определение достаточно точно отражает смысл данной профессии. При этом и несколько веков назад, и сегодня на штурмане лежит огромная ответственность, так как в море корабль всегда может столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Конечно, современное оборудование значительно упростило работу штурманов, но от них все еще требуется умение выполнять свою работу без современной электронной техники, которая может выйти из строя по различным причинам.

Пётр I заложивший основы российского флота прекрасно отдавал себе отчет в важности штурманской службы. При этом обязанности штурмана и подштурмана корабля были документально определены в 1720 году, они содержались в первом для России Морском уставе. На корабле в зависимости от его вооружения (количества орудий) необходимо было иметь 1-2 штурмана, у которых в подчинении находилось по 1-2 подштурмана. К примеру, на линейных кораблях с 50-90 орудиями по штату полагалось иметь двух штурманов и двух подштурманов, при наличии 32 орудий – по 1 штурману и 2 подштурмана, 14-16 орудий – по 1 штурману и 1 подштурману. При этом на тот момент времени должность штурмана на флоте стояла по старшинству между шкипером и боцманом. По вопросам кораблевождения штурман подчинялся непосредственно командиру корабля.

Штурманы обязаны были получать необходимые припасы по штурманской части (компасы, магниты для намагничивания компасных стрелок, лоты, песочные часы и др.). На линейном корабле в те годы полагалось иметь сразу 8 магнитных компасов и до 10 песочных часов разной продолжительности: от полминуты до получаса, включительно. При завершении кампании штурманы докладывали капитану о расходовании припасов, после чего сдавали остатки на склады (в магазины). При этом штурманы должны были иметь свои личные атласы морских навигационных карт, навигационные пособия и инструменты (квадранты, градштоки, ноктуралы, циркули и др.). Также штурманы обязаны были содержать в порядке компасы, периодически заниматься их проверкой, следить за песочными часами.


Непосредственно перед морским походом в обязанности штурману вменялось осматривать руль. В море штурманы отвечали за аналитические расчеты, записывая в свой журнал курс, дрейф корабля, пройденное кораблем расстояние, склонение компаса, течение моря, ветер и множество другой информации. При совершении плавания вблизи побережья штурманы обязаны были его изучать, нанося на карты все незнакомые мели, скалы и крупные камни. При постановке судна на якорь они занимались контролем времени его бросания в зависимости от дрейфа, а после постановки на якорь следили за перемещениями корабля.

В свое время многие известные российские флотоводцы начинали свою воинскую карьеру именно с должности штурмана корабля. Среди них были адмиралы, которые заложили основу современного флота нашей страны, такие как С. Горшков, В. Михайлин, А. Михайловский и многие другие. В великих географических открытий имена штурманов стояли в одном ряду с именами командиров кораблей. К примеру, в одном только Приморском крае именами штурманов российского флота были названы 64 мыса, 12 остров, 9 бухт и 3 полуострова, таким образом, их имена были увековечены для истории.

С момента появления в России флота прошло уже более трехсот лет, с тех пор судостроение, наука и морское дело проделали огромный путь, но труд штурмана по-прежнему востребован и почитаем на флоте. По словам главного штурмана ВМФ Российской Федерации контр-адмирала Эдуарда Луйка, штурманская специальность, которая появилась в нашей стране одновременно с появлением первых военных кораблей, в наши дни в высшей степени востребована, эту специальность можно назвать одной из главных морских специальностей в ВМФ России. Адмирал подчеркивает, что без штурмана и в наше время невозможно представить себе ни движение корабля, ни его действия по применению имеющихся на борту штатных систем вооружения. В условиях, когда российские боевые корабли и подлодки снова решают ответственные задачи военно-морского присутствия в Мировом океане, роль и ответственность, которая ложиться на плечи флотских штурманов, только увеличивается.


По данным на 2017 год штурманская служба Военно-морского флота России насчитывала порядка 3000 специалистов, порядка 1000 из них – это офицеры. Также это более 200 человек профессорско-преподавательского состава различных российских военно-морских учебных заведений. Порядка 50 из них имеют ученую степень, а более 30 преподавателей – ученое звание. Сегодня к штурманской службе ВМФ России относится более 10 учебных подразделений, основными из которых можно назвать кафедры штурманской службы ВМФ в Военно-морской академии, кафедры кораблевождения в высших военно-морских учебных заведениях, расположенных в Санкт-Петербурге, Севастополе, Калининграде и во Владивостоке, а также в учебных центрах ВМФ России. В распоряжении штурманской службы российского флота сегодня находятся как специальные тренажеры для морской подготовки будущих штурманов, так и современные учебные лаборатории. Также для морской подготовки штурманов активно используются несколько учебных кораблей и порядка 10 учебных катеров.

При этом престиж и востребованность штурманской профессии по-прежнему велики. Это подтверждается и достаточно высоким конкурсом при поступлении на учебу. Так в 2016 году конкурс в российские военно-морские учебные заведения на штурманскую специальность составлял 3,5 человека на место. Российский флот заинтересован в качественном отборе кандидатов для поступления на первый курс на штурманскую специальность. От качества отбора и подготовки будущих штурманов напрямую зависит успешное выполнение боевыми кораблями и судами обеспечения ВМФ России поставленных задач, без различных происшествий и навигационных аварий, которые в море могут иметь самые печальные последствия и для корабля, и для его команды.

«Подготовка штурманов для ВМФ Российской Федерации учитывает сегодня и активный процесс обновления флота в рамках Государственной кораблестроительной программы, получения в состав флота новых надводных и подводных кораблей нового поколения, оснащения военно-морского флота новыми вооружениями, современными навигационными системами и комплексами. Перед кораблями российского флота все чаще ставятся ответственные задачи, которые напрямую связаны с действиями в составе разнородных, межвидовых и однородных по составу группировок. Все это требует от специалистов штурманских служб всех российских флотов и Каспийской флотилии еще более высокого уровня профессиональной и практической подготовки», – отмечает контр-адмирал Эдуард Луйк. По его словам, навигационное обеспечение выполнения поставленных задач в море приобретает в наши дни еще большее значение, так как российские корабли все чаще появляются в различных районах Мирового океана, зачастую еще малоизученных.

25 января коллектив «Военного обозрения» поздравляет всех штурманов ВМФ России и ветеранов штурманской службы с их профессиональным праздником. День штурмана ВМФ России – это праздник всех людей, кто по долгу своей службы исполнял или продолжает исполнять очень важные задачи по обеспечению навигационной безопасности плавания надводных кораблей и подлодок, а также различных судов обеспечения российского флота в самых разных регионах нашей планеты – от жарких тропиков до ледяных арктических широт.

По материалам из открытых источников

В российском календаре праздничных дат немало таких, которые посвящены чествованию людей определенных профессий. Свой праздник есть и у штурманов Военно-морского флота – людей, которых по праву называют флотской интеллигенцией. Что неудивительно: это не просто техническая специальность, а настоящее призвание. Когда День штурмана ВМФ в России и каковы особенности этой профессии, вы можете узнать из нашей статьи.

Праздник: день штурмана 2017

Слово «штурман» в переводе с голландского означает «человек за рулем». Оно пришло в наш язык вместе с множеством нововведений Петра Великого, основателя российского флота, заразившего своей страстью к морской стихии тысячи русских людей. Штурманскую службу Российского флота при знаменитой Навигацкойшколе учредил сам царь, отдав 25 января 1701 года следующее распоряжение: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению».

Это вполне логично: флота без штурманов не бывает, ведь даже самое мощное и современное судно не поплывет без правильного управления. Нужен человек, который вел бы корабль к цели через все опасности морской стихии. Даже в сегодняшних условиях, имея дело с современной техникой, штурману приходится порой определять направление судна без помощи компаса, улавливать малейшие оттенки изменения погоды и справляться с буйством шторма, выбирать наилучший способ проведения судна через опасные места. Для всего этого нужен не только гигантский багаж знаний (равный объему навыков и умений, которыми обладают летчики и капитаны-подводники), но и такие личные качества, как сообразительность, выносливость, сила духа и оптимизм. А еще умение импровизировать и творчески подходить к любой ситуации: ведь море часто ставит навигаторов перед непредвиденными обстоятельствами, требующими мгновенной реакции и смелости в принятии решений. Потому и считается, что профессия эта – для «избранных». А люди, освоившие и полюбившие ее, издавна пользуются в нашей стране особым уважением. Многие прославленные впоследствии флотоводцы и адмиралы начинали службу в должности штурмана корабля. В истории военных кампаний и географических открытий имена штурманов зачастую стоят в одном ряду с фамилиями капитанов и командиров кораблей.

Естественно, что эти отважные и талантливые люди достойны иметь собственный праздник. С 1997 года для празднования Дня штурмана ВМФ была определена специальная дата – 25 января, то самое число, когда Петром Великим была основана штурманская служба Российского флота. Так что, если среди ваших знакомых есть представители этой славной профессии, не забудьте поздравить их с профессиональным праздником!

Человечество на протяжении всей истории своего существования обнаруживало бессознательную тягу к управлению. К примеру, в любой первобытной общине обязательно был вожак, а у войска - главнокомандующий. С появлением наземного транспорта необходимость тотального контроля возросла как никогда, потому что одно дело - это отвечать за народ, сидя в королевских палатах, и совсем другое - нести ответственность, находясь внутри функционирующего механизма. Когда же был изобретён корабль для покорения морских просторов, к потребности в управлении добавилось владение знаниями в сфере пространственной ориентации. Так возникла профессия «штурман». В этой статье мы расскажем вам об этой специальности. Также поведаем о том, как появился День штурмана И в заключение дадим несколько советов насчёт выбора подарков для представителей этой профессии.

Определение

Слово «штурман» пришло к нам из Голландии и буквально переводится как «человек за рулём». абсолютно точно отражает смысл и особенности этой нелёгкой специальности. По объёму знаний и навыков профессию штурмана можно поставить в один ряд с капитанами-проводниками и лётчиками. На управляющем судном лежит большая ответственность, ведь в море очень много непредвиденных обстоятельств и опасностей. Причём всё может быть настолько серьёзно, что даже не захочешь отмечать День штурмана ВМФ РФ.

Трудная работа

Разумеется, навигационное оборудование нового поколения значительно облегчает работу управляющего судном, но есть ситуации, в которых электронная техника бессильна. Нередки моменты, когда интерактивная карта сообщает координаты корабля, которые сильно расходятся с истинным раскладом. Здесь может помочь старая добрая бумажная карта. Но для её применения нужно знать географический язык. Это один из примеров.

На самом деле ситуации, требующие от корабельного управляющего применения собственных знаний, возникают на регулярной основе. Поэтому, чтобы не сорвать стоящие перед судном служебные и боевые задачи, каждый штурман должен уметь определять стороны света без компаса, справляться с негодованием природы, проводить судно в «узких» местах и т. п.

Нужные качества

Хлюпикам и пессимистам в ВМФ делать нечего. Там нужны сообразительные, отважные, крепкие и сильные духом люди с быстрой реакцией. Наиболее важные качества штурмана - это склонность к импровизации и творческий подход к работе. Ну и, конечно, чтобы стать управляющим корабля, необходимо получить профильное образование: судоводительскую профессию.

День штурмана ВМФ РФ: история и особенности

У обычных людей море вызывает такие ассоциации, как брызги, плавание, белая пена волн, крик чаек… Для военного водное пространство является потенциальным полем боевых действий, а также своеобразной заменой «земной тверди» под днищем миноносца, крейсера и другой техники. Море становится для штурмана родной стихией. За годы плавания он привыкает и к холодному пейзажу, и к качке, и даже к

На Руси корабельные управляющие появились с возникновением Только данный факт нигде официально не задокументирован. Да никто и не занимался специализированным обучением данной профессии. Празднование Дня штурмана традиционно связывали с датами, когда части света можно определить без всякого компаса. Обычно это были дни и осеннего).

Учреждение праздника

И только в 1997 году высшим руководством флота было решено учредить День штурмана ВМФ РФ. Поздравления корабельным управляющим приходили даже с самых дальних уголков страны. Для них это было очень важное событие. Так что теперь каждый год 25 января у трудяг-штурманов заслуженный праздник.

Почему была выбрана эта дата? Всё дело в истории. Именно в этот день три века назад Пётр Великий основал незаменимое штурманское подразделение. Его распоряжение звучало так: «Быть навигацких и математических, то есть мореходных искусств учению». Кстати, тот же Пётр является автором «Свода правил поведения для субъекта, управляющего корабельным штурвалом». Созданием этого документа император хотел донести до всех судовых управляющих, что лицо, стоящее в открытом море во главе боевой машины, обязано служить показательно-образцовым примером для всех членов команды.

В общем, не забудьте про поздравления с Днем штурмана ВМФ РФ, когда придёт 25 января. Обязательно скажите тёплые слова близким и знакомым, трудящимся в этой сфере. Ваша поддержка станет для них мощным стимулом к будущей работе на благо страны.

Что подарить на День штурмана ВМФ РФ?

Если в вашем окружении есть человек данной профессии, то перед вами встаёт закономерная подарка на торжественное событие. Так как управляющий судном тесно связан с морем, попробуйте подобрать сувенир, который будет сочетать в себе практичность и романтику. Неплохим вариантом будет лупа, настенный барометр, необычный компас или небольшая подзорная труба.

Подарком с изюминкой на День штурмана ВМФ РФ станет миниатюрный фрегат, светящийся в темноте, а в качестве оригинального сувенира подойдёт глобус-бар. Если же не напрягать своё воображение, то можно вручить фотоальбом с гербом флота на обложке или фотокалендарь, выполненный в соответствующем празднику стиле.

Что не стоит дарить на День штурмана ВМФ РФ? 25 января мало кто из корабельных управляющих захочет получить вещи, необходимы в быту (пылесос, утюг, тостер и др.). Не нужно забывать, что основной дом штурмана - это его судно, и подобные подарки будут неуместны.

Чтобы попасть в любое нужное место, в котором раньше не приходилось бывать, достаточно обратиться к современным девайсам (ввести координаты в навигатор, который мгновенно проложит оптимальный маршрут следования) или по старинке воспользоваться картой. Эти варианты подходят для простых обывателей и любителей-путешественников.

Определением оптимальных маршрутов с учетом особенностей транспорта, цели следования, перевозимых грузов и предстоящего пути занимаются специалисты - штурманы. В некоторых случаях они работают в паре с логистами. Штурман - это своего рода опытный проводник, который превосходно ориентируется в незнакомой обстановке при любых условиях с помощью различных навигационных устройств и приборов. Данная категория специалистов особенно востребована в транспортной отрасли: морском деле, авиации и других. Именно таким профессионалам и посвящен этот праздник.

Когда отмечается

День штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации принято отмечать 25 января ежегодно. Событие было учреждено приказом Главнокомандующего ВМФ РФ Ф. Громова от 15 июля 1996 г. № 253. В 2020 году дату справляют 24-й раз.

Кто празднует

Событие отмечают военные морские штурманы: помощники капитанов (шкиперы), капитаны корабельных судов, учащиеся военно-морских училищ и все те, кто связал свою жизнь с этой увлекательной, ответственной и опасной профессией.

История праздника

Календарной точкой отсчета для празднования Дня штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации стал день основания Петром Великим в Москве «Школы математических и навигацких наук» 25 января 1701 года.

Сама профессия штурмана возникла с момента зарождения кораблестроения на Руси, когда появилась необходимость длительных морских путешествий. Все рыбаки для того, чтобы обеспечить свою семью (ловля рыбы для еды или на продажу), вернуться домой живыми и с уловом, просто не могли игнорировать погодные условия, особенности морского ландшафта и фарватера, а также другие моменты.

До 1997 г. морские штурманы отмечали свой профессиональный праздник в дни весеннего равноденствия дважды в году - 21 марта и 23 сентября, поскольку в эти даты очень легко определять стороны света без специальных навигационных приборов и устройств.

О профессии

Штурман (в переводе с голландского - «человек за рулем») - это первоклассный специалист, умеющий грамотно работать с соответствующим оборудованием. При необходимости он может легко справиться с поставленной задачей и без него. Штурман не просто следит за работой приборов, способных выйти из строя в самый неподходящий момент, и сопоставляет адекватность показаний. Он вместе с капитаном принимает решения, от которых зависит судьба членов экипажа.

Данный специалист должен обладать обширнейшим багажом знаний в различных областях: география и топография, картография, радиоэлектроника и кораблестроение, метеорология и другие. От него требуется умение владеть собой в критических ситуациях, наличие аналитического креативного мышления и способности быстро оценивать ситуацию.

Существительное «небоскреб» вошло в наш язык благодаря морякам. Так в древности (более 2 сотен лет назад) называли верхние треугольные паруса, которые при сильном ветре могли гнуть мачту.

Профессиональный праздник Военно-Морской Флот впервые в своей истории отметил 25 января 1997 года, в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ, а в 2001 году штурманская служба отечественного флота отметила свое 300-летие. Штурманская служба ВМФ берет свое начало с образования в 1701 году по указу Петра 1 Школы математических и навигацких наук в Сухаревой башне в Москве. Необходимость подготовки отечественных капитанов и штурманов возникла с началом строительства в России военного флота. Реализацией этой идеи стало создание в Москве Школы математических и навигацких наук. В указе Петра Первого от 25 января 1701 года было сказано: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Этот день и является официальной датой основания штурманской службы российского флота. Свою воинскую службу многие известные флотоводцы начинали с должности штурмана корабля. Среди них и адмиралы, заложившие основу современного флота России - С.Горшков, В.Михайлин, А.Михайловский и многие другие. В истории великих географических открытий имена штурманов стоят в одном ряду с командирами кораблей и адмиралов. Только в Приморском крае имена штурманов российского флота увековечены в названиях 64 мысов, 12 островов, трех полуостровов, девяти бухт, пролива. Профессия корабельного и флагманского штурмана считается особо трудной и ответственной, а также, как записано в Правилах организации штурманской службы на кораблях ВМФ, - «работа штурмана в походе носит творческий характер». Причем сегодня речь идет о штурманской службе не только ВМФ, но и всего флота России. В настоящее время для улучшения подготовки штурманских служб соединений, боевых частей на кораблях, работы по предупреждению навигационной аварийности с использованием современных методов и способов навигации разрабатываются проекты новых руководящих и методических документов по штурманской подготовке в ВМФ: руководство по организации штурманской службы, правила штурманской службы для надводных кораблей и подводных лодок ВМФ. В новом руководстве и правилах впервые сформулировано понятие «штурманская подготовка». Она включает в себя комплексную многоуровневую систему обучения как личного состава штурманских боевых частей кораблей, так и флагманских штурманов, вахтенных офицеров кораблей, командиров соединений, их заместителей, командиров кораблей. На флотах продолжается работа по совершенствованию существующих и поиску новых способов и методов решения навигационных задач. Исследуются возможности определения места подводных лодок без всплытия под перископ. Внедрены в практику навигации методики решения навигационных задач кораблевождения при плавании под льдами Арктики. Активно ведется освоение электронной информационной навигационной системы. У штурманской службы, как одной из главных составляющих всего российского Военно-Морского Флота - великая история, и нынешнее поколение офицеров-штурманов решает сложные задачи на морях и океанах, продолжая лучшие традиции своих предшественников.