Болезни Военный билет Призыв

День воинской славы 21 сентября 1380. День воинской славы россии

Международный день мира

По решению Генеральной Ассамблеи ООН (резолюция от 30 ноября 1981 года) Международный день мира отмечался в третий вторник сентября - день открытия очередной сессии ГА ООН. В резолюции от 7 сентября 2001 года Генеральная Ассамблея постановила, что начиная с 2002 года Международный день мира будет ежегодно отмечаться 21 сентября. Ассамблея заявила, что этот день будет отмечаться как день глобального прекращения огня и отказа от насилия, и предложила всем государствам и народам соблюдать прекращение военных действий в течение этого дня. Ассамблея призвала все государства-члены, организации системы Организации Объединенных Наций, региональные и неправительственные организации и отдельных лиц соответствующим образом отмечать Международный день мира, в том числе путем просвещения и информирования общественности, и сотрудничать с ООН в обеспечении прекращения огня во всем мире. В июне 1954 года Организации Объединенных Наций Японией был преподнесен «Колокол мира». Он отлит из монет, собранных детьми из 60 стран мира, и укреплен под сводом типично японского сооружения из кипарисового дерева, напоминающего синтоистский храм. В колокол, находящийся в центральном учреждении ООН, принято звонить два раза в год: в первый день весны - день весеннего равноденствия, и 21 сентября, в Международный день мира. Надпись на колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». Ежегодно в Международный день мира люди во всем мире собираются для того, чтобы вновь подтвердить эту мысль, помянуть жертв конфликтов и заявить о своей готовности посвятить себя построению более безопасного и более справедливого мира.

Рождество Пресвятой Богородицы

День Рождества Пресвятой Богородицы считается первым в цикле великих двунадесятых праздников. Согласно церковному преданию, благочестивые родители девы Марии - Иоаким, происходивший из рода царя Давида, и Анна из рода первосвященника Аарона, долгое время ждавшие детей, дали обет родившуюся по их молитвам девочку посвятить Богу. Уже в преклонные годы они родили дочь Марию, что было предсказано ангелом, который возвестил им о ее рождении. Об этом событии ничего не сказано в Писании. Неизвестно также и время установления праздника. Упоминания о нем есть у святителя Иоанна Златоуста, святителей Прокла, Епифания и блаженного Августина. В V веке о празднике говорит служебник Геласия. Песнопения на этот день, которые поются в церкви и поныне, начали составлять с VI века, имена авторов - Стефан Святоградский и Андрей Критский, Иоанн Дамаскин и Иосиф Студит. Святой Андрей, архиепископ Критский, в «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» писал: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников... Светлое и явное нисхождение Божие к людям должно иметь радостное начало, вводящее к нам великий дар спасения. Таков и есть настоящий праздник, имеющий началом Рождество Богородицы, а концом - соединение Слова с плотию; это славнейшее из всех чудес, непрестанно возвещаемое, необъемлемое и всегда непостижимое».

Торжественно славословит в этот день святая православная церковь: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе ко возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный». Народ называет этот праздник Малой Пречистою (Большой Пречистою называют Успение Богоматери), или Госпожинками. Нередко день этот звали в разных регионах России Аспожка, или Спасовым, Аспасовым днем, Осенинами. В древней, еще языческой Руси возносили хвалу Осенине - покровительнице плодородия, любви и брака. Ходили к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину. Старшая молодица стояла с овсяным караваем, а молодые пели возле нее обрядовые песни. Потом хлеб разламывали и раздавали присутствующим. Позже, с тех пор как Россия стала православной, у крестьянок и женщин других сословий появился обычай обращаться у воды к Богородице. В этот день приговаривали: «Богородица Пречистая! Избави от маеты, Надсады от души отведи, Мое житье-бытье освети!».

В сельскохозяйственной практике это был день, когда убирали на зиму пчелиные улья, собирали лук, к этому времени заканчивалась уборка хлеба, а праздник в целом знаменовал окончание главных летних полевых работ и начало осенних приготовлений. Земледельцы благодарили Богородицу - небесную покровительницу земледелия, подательницу урожая, спорительницу хлебов за собранный урожай и просили ее помощи на год будущий. Народные поговорки гласят: «На Пречисту в поле чисто», «Придет Пречиста, будет чисто-чисто».

День воинской славы России - день победы русских полков во главе с Великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);в честь победы в Куликовской битве (1380)

Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю. Но во второй половине XIV века начался распад Золотой Орды, где фактическим правителем стал один из старших эмиров - Мамай. В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества. Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 году он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их. Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 года Мамай начал поход. 21 сентября недалеко от места впадения реки Воронеж в Дон, после поединка русского воина инока Пересвета с монгольским богатырем Челубеем, которые замертво рухнули с коней, пронзенные копьями, разгорелась ожесточенная битва. Лично князь Дмитрий Иванович сражался в первых рядах своих войск. Враг не выдержал неожиданного удара и стал отходить, а затем пустился в бегство. Войско Мамая было полностью разгромлено. Отряды Ягайло, узнав о победе русских, скорым маршем вернулись в Литву. Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению русского единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения.

1708 - родился Антиох Дмитриевич Кантемир, писатель-сатирик, поэт, философ-просветитель, дипломат

Антиох Кантемир родился 21 сентября 1708 года в Молдавии, в семье ученого-энциклопедиста, молдавского князя Дмитрия Кантемира. В 1711 году семья Кантемира покинула Молдавию после захвата ее турками и переместилась в Россию, где Дмитрий Кантемир был пожалован в князья. Антиох Кантемир получил блестящее для своего времени образование. Изучал историю, древнегреческий, латинский, итальянский, старославянский, русский языки. Некоторое время учился в Славяно-греко-латинской академии. В 1723 году вместе с отцом участвовал в Персидском походе Петра I. В 1724-1726 годах слушал лекции по физике, математике, истории, философии в Академическом университете в Санкт-Петербурге. Занимался литературной деятельностью: перевел с французского «Некое итальянское письмо, содержащие описание Парижа и французов» (1726), а также философский труд «Таблица Кевика - философа» (1729). Горячо приветствовал петровские реформы. Входил в кружок богослова Феофана Прокоповича, так называемую ученую дружину. Настроения кружка нашли выражение в сатирах Кантемира. В первой из них - «На хулящих учение» («К уму своему», 1729) - выступил против представителей церковных и светских кругов, пытавшихся после смерти Петра I вернуть Россию к дореформенным порядкам.

Борьба за сохранение прогрессивных, по мнению Кантемира, достижений была продолжена во второй сатире - «На зависть и гордость дворян злонравных» («Филарет и Евгений», 1730), посвященной защите петровской Табели о рангах, идее «физического» равенства людей и внесословной ценности человека. В 1730 году, при вступлении на престол Анны Иоанновны, Кантемир принял деятельное участие в борьбе против «верховников» (членов Верховного тайного совета), пытавшихся ограничить самодержавие. В 1730 году перевел трактат Фонтенеля «Разговор о множестве миров» (опубликован в 1740 году), где в популярной форме отстаивалась гелиоцентрическая система мира. Перевод книги и примечания к ней (1742), многие из которых вошли в письма «О природе и человеке», сыграли значительную роль в разработке русской научной терминологии (Кантемиром введены такие термины, как начало (принцип), понятие (идея), наблюдение, плотность, вихри и др.). В 1756 году перевод трактата был конфискован Синодом как «богопротивный», «полный сатанического коварства» (переиздан в 1761 и 1802 годах).

В начале 1730-х годов Кантемир работал над поэмой «Петрида, или Описание кончины Петра Великого» (не окончена) и двумя новыми сатирами. В сатире «О опасности сатирических сочинений» («К музе своей», 1730) изложены основные этические взгляды Кантемира. Однако правительство Анны Иоанновны, недовольное чрезмерной политической и литературной активностью Кантемира, сочло за лучшее назначить его в 1731 году русским послом в Лондоне. За границей он много пишет, переводит Горация, Анакреонта и безуспешно пытается добиться публикации своих стихов в Петербурге. Одновременно Кантемир выполнял в Лондоне поручения Санкт-Петербургской Академии наук (покупка книг, математических и астрономических приборов, привлечение к работе в академии европейских ученых и др.) и частных лиц. В сентябре 1738 года Кантемир был переведен полномочным министром в Париж (с декабря того же года - чрезвычайный посол). В Париже Кантемир познакомился с Монтескье (перевел на русский язык его «Персидские письма»; перевод не сохранился), Вольтером, поддерживал тесные связи с многими учеными.

По своим политическим убеждениям Кантемир был защитником господства дворянства, «просвещенного абсолютизма», воплощением своих идеалов считал правление императора Петра I. По своим философским воззрениям являлся сторонником естественного права, разделял идеалы просветителей. Отстаивал идею равенства людей перед законом и судом. Считая, что все люди рождаются равными (сатира «Филарет и Евгений»), доказывал, что характер человека не зависит от природы, его формирует воспитание («О воспитании, или К князю Никите Юрьевичу Трубецкому»). Осуждал крайности крепостного состояния, предлагал помещикам облегчить положение крестьян, уменьшить подати. Умер Антиох Дмитриевич Кантемир в Париже 11 апреля 1744 года. Творчество Кантемира сыграло значительную роль в развитии русского литературного языка и стихосложения; он первым ввел жанр стихотворной сатиры.

1868 - родилась Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, актриса, народная артистка СССР

Имя Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой неразрывно связано с двумя важнейшими явлениями русской культуры: Московским Художественным театром и Антоном Павловичем Чеховым. Художественному театру она отдала почти всю свою долгую жизнь, с момента основания театра и практически до самой смерти. С Чеховым были связаны только шесть лет - но она называла их «самым светлым временем» своей жизни. Это были последние годы Чехова, умершего у нее на руках. Родилась Ольга Леонардовна 21 сентября 1868 года году в Вятской губернии (ныне - в составе Нижегородской области). Окончила музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, училась в классе Владимира Немировича-Данченко, который сразу оценил талант будущей актрисы. Одна из первых актрис МХТ (с 1898 года). Дебютировала в роли царицы Ирины («Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого). Характерные черты искусства актрисы - благородство сценической манеры, глубина чувств и сдержанность их выражения, психологическая тонкость и строгость - раскрылись прежде всего в чеховских пьесах, где она была первой исполнительницей ролей Аркадиной, Елены Андреевны, Маши, Раневской («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад»). Среди лучших ролей также Анна Маар («Одинокие» Гауптмана), Наталья Петровна («Месяц в деревне» Тургенева). Ольга Книппер-Чехова прожила очень долгую, насыщенную жизнь. Скончалась 22 марта 1959 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1938-1959 годах жила Книппер-Чехова - мемориальная доска.

21 сентября в нашей стране отмечается День воинской славы России - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год). Он учрежден Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».

Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю. Но во второй половине 14 века начался распад Золотой Орды, где фактическим правителем стал один из старших эмиров - Мамай. В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества.

Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 году он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их.

Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 года Мамай начал поход. (8) 16 сентября 1380 года недалеко от места впадения реки Непрядва в Дон разгорелась ожесточенная битва.

Лично Дмитрий Иванович сражался в первых рядах своих войск. Враг не выдержал неожиданного удара и стал отходить, а затем пустился в бегство. Войско Мамая было полностью разгромлено. Отряды Ягайло, узнав о победе русских, скорым маршем вернулись в Литву.

Согласно летописям, битва на Куликовом поле произошла в день Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября по старому стилю). Князь Дмитрий возлагал большие надежды на помощь Богородицы и вознес ей свои молитвы.

В храме Рождественского монастыря города Владимира, где покоилось тело князя Александра Невского, в ночь на Рождество Богородицы (с 7 на 8 сентября по старому стилю) молились служители, прося Александра оказать помощь Дмитрию. И тут произошло чудо - возле гроба князя зажглись свечи, князь Александр поднялся над гробом, посмотрел на монахов и сделался невидимым.

Матерь Божия не отвергла молитв православных христиан и поддержала их дух и силы в нелегком бою. С тех лет Русская Православная Церковь в день Рождества Пресвятой Богородицы празднует и победу над Мамаем.

Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению Руси как единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения русских земель.

В середине 19 века на месте, которое считалось Куликовым полем, был установлен и торжественно открыт памятник, изготовленный по проекту архитектора А.П. Брюллова. В 1996 году Постановлением Правительства РФ на месте битвы был создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле». И сегодня здесь ежегодно проходит международный военно-исторический фестиваль «Поле Куликово».

Здесь надо сказать, что хотя само событие произошло в 1380 году 8 сентября по старому стилю, то есть 16 сентября - по новому, но официально праздник - День воинской славы - отмечается 21 сентября. Это издержки перевода дат со старого стиля на новый.

Поскольку, при назначении даты не было учтено правило: при переводе дат 14 века к старому стилю прибавляется 8 дней, а прибавили по правилам Русской Православной церкви 13 дней (по церковному летоисчислению при переводе дат со старого стиля на новый век всегда прибавляется 13 дней, вне зависимости от века, когда оно произошло).

Из-за этих несоответствий в календарях и получается, что верная календарная годовщина битвы приходится на 16 сентября, а государственное и православное празднование остается 21 сентября.

21 сентября отмечается День воинской славы России - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году. Он учрежден Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России». Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю. Но во второй половине 14 века начался распад Золотой Орды, где фактическим правителем стал один из старших эмиров - Мамай. В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества. Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 году он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их. Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 года Мамай начал поход, пишет издание Calend.ru . Князь Московский Дмитрий Иванович, узнав в конце июля о движении монголо-татар, обратился с призывом о сборе русских военных сил в Москве и Коломне. Под стяги великого князя московского Дмитрия Ивановича собрались дружины 27 русских городов и княжеств. Общая численность войска превышала 100 тысяч человек. План похода состоял в том, чтобы, не ожидая соединения на Оке Мамая со своими союзниками, переправиться через Оку и двинуться навстречу противнику к верховьям Дона. Поход войска происходил в августе – начале сентября. 19 (6 сентября по старому стилю) по Старой Данковской дороге русские полки достигли реки Дон. На военном совете было решено переправляться через реку и встретить врага за Доном и Непрядвой. В ночь с 20 (7) на 21 (8) сентября войска переправились через Дон и ранним утром 21 сентября начали разворачиваться в боевой порядок между балкой Рыбий верх и рекой Смолкой на фронте около 1 км лицом на юго-восток, к водоразделу, откуда двигались силы Мамая. В авангарде русского войска были отряды Сторожевого полка. В передней линии находился Передовой полк. Основная линия русского боевого построения имела трехчленное деление. В центре располагался Большой полк, его фланги прикрывали полки Правой и Левой руки, которые упирались краями в заросшие лесом отроги балки и речки. За большим полком располагался резерв. Предугадывая ход битвы, русские полководцы разместили восточнее полка Левой руки в большом лесном урочище «Зеленая Дубрава» Засадный полк, состоявший из отборных конных дружин. Мамай также расположил свою конницу и наемников в линейном порядке. Битва началась поединком русского воина инока Пересвета с монгольским богатырем Челубеем. В этом поединке оба воина погибли. Затем татарская конница, смяв передовой полк, начала теснить большой полк; русские полки несли значительные потери; был убит сражавшийся в большом полку в доспехах великого князя и под его знаменем боярин Михаил Бренок. Великий князь Дмитрий в доспехах рядового воина бился среди воинов того же полка. Однако русские выстояли, и тогда, создавая численный перевес, Мамай бросил последние свежие силы на полк Левой руки. Понесший значительные потери полк Левой руки начал отступать. Не спас положение и выдвинутый на помощь резерв. Огибая фланг Большого полка, золотоордынская конница стала выходить в тыл московской рати. Создалась реальная угроза окружения и уничтожения русских сил. Наступила кульминация сражения. В этот момент в спину прорвавшимся ордынцам ударил Засадный полк. Внезапное введение в бой свежих русских сил коренным образом изменило ситуацию. Вступление в бой Засадного полка послужило сигналом к всеобщему наступлению московской рати. Началось массовое бегство войска Мамая. Преследование велось русской конницей до наступления темноты. Победа была полной, был захвачен весь лагерь и обоз ордынцев. Однако русская рать в ходе сражения понесла большие потери. Семь дней собирали и хоронили в братских могилах павших воинов. Куликовская битва имела большое историческое значение в борьбе русского и других народов с монголо-татарским гнетом. Важным следствием Куликовской битвы было усиление роли Москвы в образовании Русского государства. В 1848 году на Красном Холме, где была ставка Мамая, был установлен памятник. В 1996 году Постановлением Правительства РФ на месте легендарного сражения был создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле». Территория музея-заповедника занимает юго-восток Тульской области, географически – это участок ландшафта северной лесостепи Русской равнины в бассейне верхнего течения Дона и Непрядвы. Она включает историческое место битвы с прилегающими участками, а также комплекс уникальных археологических, мемориальных, архитектурных, природно-ландшафтных памятников. С 1996 года по инициативе музея на берегу реки Дон вблизи деревни Татинки ежегодно проводится международный военно-исторический фестиваль «Поле Куликово». В нем принимают участие клубы военно-исторической реконструкции из России, Украины, Белоруссии, Прибалтики. Победители конкурсной программы фестиваля принимают участие в большом театрализованном представлении во время праздничных мероприятий, посвященных годовщине Куликовской битвы. В 2002 году в селе Монастырщина, где по преданию захоронены русские воины, павшие в Куликовской битве, была заложена Аллея памяти. Здесь представлены памятные знаки от различных земель России, пишет РИА Новости.МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Станислав Закарян. На фото:Столб-памятник Дмитрию Донскому на Куликовом поле


Здесь надо сказать, что хотя само событие произошло в 1380 году 8 сентября по старому стилю, т.е. 16 сентября - по новому, но официально праздник - День воинской славы - отмечается 21 сентября. Это издержки перевода дат со старого стиля на новый. Поскольку, при назначении даты не было учтено правило: при переводе дат 14 века к старому стилю прибавляется 8 дней, а прибавили по правилам Русской Православной церкви 13 дней (по церковному летоисчислению при переводе дат со старого стиля на новый век всегда прибавляется 13 дней, вне зависимости от века, когда оно произошло). Из-за этих несоответствий в календарях и получается, что верная календарная годовщина битвы приходится на 16 сентября, а государственное и православное празднование остается 21 сентября.

Хоть споры об этом событии ведутся до сих пор и будут вестись ещё долго,здесь бутет отражена официальная версия.

Не большой экскурс в историю данного события:

Куликовская битва – важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Руси от ига Золотой Орды.

Во второй половине XIV века начался распад Золотой Орды, где фактическим правителем стал один из старших эмиров – Мамай. В то же время на Руси шел процесс образования централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества.

Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 году он послал на Русь войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и разбило их. Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 года Мамай начал поход.

Князь Московский Дмитрий Иванович, узнав в конце июля о движении монголо-татар, обратился с призывом о сборе русских военных сил в Москве и Коломне. Под стяги великого князя московского Дмитрия Ивановича собрались дружины 27 русских городов и княжеств. Общая численность войска превышала 100 тысяч человек.

План похода состоял в том, чтобы, не ожидая соединения на Оке Мамая со своими союзниками, переправиться через Оку и двинуться навстречу противнику к верховьям Дона. Поход войска происходил в августе – начале сентября.

19 (6 сентября по старому стилю) по Старой Данковской дороге русские полки достигли реки Дон. На военном совете было решено переправляться через реку и встретить врага за Доном и Непрядвой. В ночь с 20 (7) на 21 (8) сентября войска переправились через Дон и ранним утром 21 сентября начали разворачиваться в боевой порядок между балкой Рыбий верх и рекой Смолкой на фронте около 1 км лицом на юго-восток, к водоразделу, откуда двигались силы Мамая.


В авангарде русского войска были отряды Сторожевого полка. В передней линии находился Передовой полк. Основная линия русского боевого построения имела трехчленное деление. В центре располагался Большой полк, его фланги прикрывали полки Правой и Левой руки, которые упирались краями в заросшие лесом отроги балки и речки. За большим полком располагался резерв.

Предугадывая ход битвы, русские полководцы разместили восточнее полка Левой руки в большом лесном урочище «Зеленая Дубрава» Засадный полк, состоявший из отборных конных дружин. Мамай также расположил свою конницу и наемников в линейном порядке.

Битва началась поединком русского воина инока Пересвета с монгольским богатырем Челубеем. В этом поединке оба воина погибли. Затем татарская конница, смяв передовой полк, начала теснить большой полк; русские полки несли значительные потери; был убит сражавшийся в большом полку в доспехах великого князя и под его знаменем боярин Михаил Бренок. Великий князь Дмитрий в доспехах рядового воина бился среди воинов того же полка.

Однако русские выстояли, и тогда, создавая численный перевес, Мамай бросил последние свежие силы на полк Левой руки. Понесший значительные потери полк Левой руки начал отступать. Не спас положение и выдвинутый на помощь резерв. Огибая фланг Большого полка, золотоордынская конница стала выходить в тыл московской рати. Создалась реальная угроза окружения и уничтожения русских сил. Наступила кульминация сражения. В этот момент в спину прорвавшимся ордынцам ударил Засадный полк.

Внезапное введение в бой свежих русских сил коренным образом изменило ситуацию. Вступление в бой Засадного полка послужило сигналом к всеобщему наступлению московской рати. Началось массовое бегство Мамая. Преследование велось русской конницей до наступления темноты.

Победа была полной, был захвачен весь лагерь и обоз ордынцев. Однако русская рать в ходе сражения понесла большие потери. Семь дней собирали и хоронили в братских могилах павших воинов.

Куликовская битва имела большое историческое значение в борьбе русского и других народов с монголо-татарским гнетом. Важным следствием Куликовской битвы было усиление роли Москвы в образовании Русского государства.


Один из дней воинской славы – победа русских полков под предводительством Дмитрия Донского в битве на Куликовом поле. Праздник в честь победы 1380 года над монголо-татарским войском официально закреплён законом РФ. И хотя само событие, ставшее воинским примером, случилось 8 сентября по старому стилю, перевод на новый внёс свои коррективы. Сегодня празднование как церковное, так и государственное, проходит 21 числа.

Предпосылкой битвы стал отказ Дмитрия Донского платить дань с 1374 года Мамаю, захватившему власть в Золотой Орде. Крупное столкновение 1378 года на р. Вожа не уменьшило претензий, и была предпринята очередная попытка наказать непокорных. Сошлись войска в междуречье Дона и Непрядвы – современная Тульская область.

На исход битвы повлияла харизматичная личность Дмитрия Донского, который собственным примером показал, как надо сражаться. Но помимо мужества, которое он внушал воинам, немаловажную роль сыграл военный талант великого князя, его врождённая хитрость. Он не только занял стратегически выгодную позицию, обманув при этом опытного Мамая.


Переодевшись в одежду попроще, молодой князь, не узнанный врагами, сражался в первых рядах, беспрепятственно отдавая необходимые команды. Боярин из его свиты пожертвовал жизнью, изобразив личность Дмитрия. Захват княжеского шатра – приоритетная задача, и противник угодил в эту ловушку. Организованная заранее засада на левом фланге помогла русским так напугать ордынцев, что те вынуждены были спасаться бегством.

Силы сторон по современным меркам не выглядят впечатляющими – всего 30-40 тысяч со стороны русских и вдвое больше противников. Зато финал битвы вполне заслуженно позволяет называть её «побоищем»: войска Мамая были разгромлены почти полностью, только десятой части удалось спастись.

Донской был ранён в этом бою, но выздоровел и смог продолжить свою политику – собирать и укреплять русские земли, которые на тот момент были очень ослаблены притеснениями монгольской империи и непрекращающимися попытками захвата русской земли западными противниками.

Есть и религиозный аспект в данной победе. По церковным преданиям и летописям, молитва с обращением к Пресвятой Богородице в ночь на её Рождество (с 7-го на 8-е сентября) была услышана. Помощь пришла со стороны Александра Невского, чьи останки покоились в Рождественском монастыре, где и молился князь Дмитрий. Его дух поднялся над гробом, а затем сделался невидим, обещая защиту.

Эта битва была решающей для Золотой Орды - она не только потеряла власть, но и в отличие от сплочённой Руси, сама стала раздробленной. Мамай был свергнут молодым и амбиционным Тохтамышем, поддержавшим в 1380 году русское княжество, а затем использовав в своих интересах разгром Мамая. Спустя 2 года он полностью сжёг Москву, а избавиться от ига удалось лишь через столетие.


Сегодня некоторые историки оспаривают традиционную версию развития событий, пытаясь доказать, что ига не существовало. Несомненно, есть некоторые вопросы и загадки, которые остаются необъяснимыми. Иногда современные исследования и новые археологические находки добавляют ещё больше сомнений. Например, таким камнем преткновения стала икона Сергия Радонежского, на которой изображено Мамаево побоище. Флаги сражающихся армий и составляют предмет обсуждения – они одинаковы, а само сражение можно трактовать как гражданскую войну.

Только мужество, победа, любовь к родине русских воинов остается реальным, неоспоримым фактом. С целью познакомить подрастающее поколение со славными подвигами организуются различные выставки, конкурсы, фестивали военно-патриотической песни. Сохранить в памяти потомков этот день помогает Государственный музей «Куликово поле» с ежегодным мероприятием в честь годовщины битвы. Театрализованные представления, исторические реконструкции, конные состязания, ремесленные мастерские помогут окунуться в атмосферу старины и не забывать самоотверженность предков на благо будущих поколений.