Болезни Военный билет Призыв

День воинской славы россии в честь победы над шведами у мыса гангут

Союз благотворительных организаций России (СБОР) стал победителем Первого конкурса государственной поддержки некоммерческих организаций 2015 г., проведенного в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации № 79-РП от 01.04.2015 г. Хотя правильнее будет сказать, что победителем конкурса стал разработанный СБОРом проект - «Храмы-памятники воинских побед», на реализацию которого Общество «Знание» России (оператор грантового конкурса) поэтапно перечислит 3,5 млн рублей.

Посредством немалого гранта государство однозначно дает понять, что тема проекта, его цели и задачи достойны внимания и поддержки со стороны власти и общества, что проект «Храмы-памятники воинских побед» восполняет явный пробел в нашем историческом сознании, в нашей культуре. И это действительно так, поскольку проект СБОРа направлен на возрождение и популяризацию традиции воздвижения православных храмов-памятников, посвященных победам русского оружия, русского духа, увековечению памяти воинов - защитников Отечества.

Много веков назад в России зародилась и с течением времени укрепилась традиция сооружения храмов в память великих войн и сражений, в которых решалась судьба Отечества. Благодарственные и памятные храмы становились важными вехами не только военной истории страны, но и духовного роста ее народа, укрепления национального достоинства.

В честь первой воинской победы Московской Руси − в Куликовской битве − в Москве были построены первые же воинские храмы-памятники: Георгиевская церковь в Коломенском и церковь Всех Святых на Кулишках.

Благодарственным памятником взятия Казани Иваном Грозным стал Покровский собор в Москве, позднее названный храмом Василия Блаженного.

В честь победы над шведами и в память о погибших в 1761 г. был построен Сампсониевский храм в Санкт-Петербурге.

И на сегодняшний день, как это ни парадоксально, в стране нет храма, который был бы общепризнанным православным символом великой Победы. Равновеликим как значению этой Победы, так и скорби о десятках миллионов погибших в войне.

Имеющиеся немногочисленные храмы сооружены в связи с пусть и значительными, но все же локальными событиями войны: храм Всех Святых на территории памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы»; комплекс храмов под Прохоровкой, где произошло крупнейшее танковое сражение; храм в честь Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте в Санкт-Петербурге, посвященный жертвам блокады; храм вмч. Георгия Победоносца в Санкт-Петербурге на Средней Рогатке, где пролегал второй рубеж обороны города.

Отсюда со всей очевидностью вытекает необходимость сооружения в каком-либо знаковом месте города Москвы (возможно, на Поклонной горе или в «Новой Москве») грандиозного храма (вместимостью 7000 - 10000 человек), который будет иметь не меньшее значение по отношению к памяти о Великой Отечественной войне, чем Храм Христа Спасителя - по отношению к памяти об Отечественной войне 1812 г. Храм-памятник в честь Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. может быть сооружен в рамках реализуемой в Москве Программы строительства 200 храмов. При этом строительство храма-памятника, в силу его особой значимости для нашей страны и ее народа, будет способствовать популяризации Программы-200, притоку денежных средств на ее реализацию из всех регионов России. Первым шагом на пути к храму - Храму Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - и станет проект «Храмы-памятники воинских побед». Проект должен воздействовать - прежде всего информационно: через сайт проекта, публикации в СМИ, различную полиграфическую продукцию - на общественное сознание таким образом, чтобы идея сооружения Храма Победы, следуя классику, овладела массами и превратилась в материальную силу. Силу такую, которая сделает возможным - даже в условиях финансово-экономического кризиса, частичной международной изоляции страны - сооружение величественного памятника величайшей Победе нашего народа. И Храм Победы несомненно станет новой и мощной духовной опорой нашего народа, выдающимся православным и культурным символом России.


11 мая 2013 года

"> постоянный участник Рождественских Чтений; ведёт рубрику "Восстановление, строительство и сохранение храма" православного экономического вестника "Приход", опубликовал свыше 50 статей по вопросам храмовой архитектуры. Имеет пятеро детей, которые также участвуют в возрождении традиций русского храмового зодчества.

Представляем статью Михаила Юрьевича, дающую исторический обзор строительства храмов-памятников защитникам нашего Отечества. К статье мы добавили иллюстрации описываемых храмов и памятников. На жаль много храмов были варварски разрушены в советский период и только сейчас с разной степенью успешности восстанавливаются.

История нашей Отчизны, изобиловавшая войнами за свою независимость, неразрывно связана с историей храмоздательства, так как в память о защитниках Родины традиционно строились храмы-памятники, часовни, памятные знаки и целые комплексы.

В Древней Руси храмы, посвященные памяти павших за Отечество воинов, практически ничем не отличались от других, одновременно строящихся храмов. Их мемориальность заключалась, как правило, в посвящении престолов в честь тех святых или праздников, на день празднования которых приходилась битва, определившая исход сражения. Начиная с ХVIII века, кроме посвящения престолов храмов-памятников, память о воинском подвиге защитников Отечества закреплялась визуально, изобразительными средствами.

">

От редакции РН: автор Михаил Юрьевич Кеслер — архитектор, главный специалист Архитектурно-художественного Центра Московской Патриархии ("Арххрам"), крупный ученый в области храмостроительства. В Союзе архитекторов России является председателем комиссии по архитектуре культовых зданий, представляет Россию в программе международного союза архитекторов "Места культа", в рамках которой инициировал создание Братства православных архитекторов, а также провёл ряд международных конференций и обучающих семинаров для архитекторов-храмоздателей. М. Кеслер постоянный участник Рождественских Чтений; ведёт рубрику "Восстановление, строительство и сохранение храма" православного экономического вестника "Приход", опубликовал свыше 50 статей по вопросам храмовой архитектуры. Имеет пятеро детей, которые также участвуют в возрождении традиций русского храмового зодчества.

Представляем статью Михаила Юрьевича, дающую исторический обзор строительства храмов-памятников защитникам нашего Отечества. К статье мы добавили иллюстрации описываемых храмов и памятников. На жаль много храмов были варварски разрушены в советский период и только сейчас с разной степенью успешности восстанавливаются.

История нашей Отчизны, изобиловавшая войнами за свою независимость, неразрывно связана с историей храмоздательства, так как в память о защитниках Родины традиционно строились храмы-памятники, часовни, памятные знаки и целые комплексы.

В Древней Руси храмы, посвященные памяти павших за Отечество воинов, практически ничем не отличались от других, одновременно строящихся храмов. Их мемориальность заключалась, как правило, в посвящении престолов в честь тех святых или праздников, на день празднования которых приходилась битва, определившая исход сражения. Начиная с ХVIII века, кроме посвящения престолов храмов-памятников, память о воинском подвиге защитников Отечества закреплялась визуально, изобразительными средствами.

Одним из первых мемориальных храмов в Древней Руси стал храм Покрова на Нерли , построенный в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским в память победы над волжскими булгарами и в честь убитого в сражении сына — Изяслава.

В 1380 году после победы над татарами на Куликовом поле князем Дмитрием Донским в память погибших воинов строится в Москве храм во имя Всех Святых "что на Кулишках" .

В честь победы над шведами в Полтавской битве и в память о погибших воинах в Петербурге в 1709 году строится Сампсоновская церковь . На боковых стенах нижнего яруса колокольни были установлены мемориальные доски, посвященные героям Полтавского сражения. На западной стене главного придела храма была выполнена историческая роспись, связанная с сюжетом Полтавской битвы. На расположенном рядом с церковью кладбище хоронили погибших воинов, ветеранов петровской армии.

Первая Сампсониевская церковь была бревенчатой. Как она выглядела в 1714 году, дает представление макет (фото: Юрий Гончаренко)


Сампсониевский собор, современный вид.


Первая чугунная мемориальная доска Сампсониевского собора

Памятник Петру Первому у Самсониевского собора

В честь победы русского флота при Гангуте (1714) и Гренгаме (1720) в Петербурге построена Пантелеймоновская церковь (1735-1739).

Санкт-Петербург. Пантелеймоновская церковь

На фасадах установлены памятные доски в память героических защитников полуострова Ханко (Гангут).

Мемориальная доска на фасаде здания Пантелеймоновской церкви в Петербурге

Памятник русским морякам , погибшим во время русско-шведской войны 1789-1790 годов, установлен в 1988 году в Финляндии на острове Куусинен на гряде скал, спускающихся к Роченсальмскому рейду, где в 1789 году российский флот разбил шведов, а годом позже потерпел от них поражение. Памятник является даром России Финляндии.

Памятник русским морякам (фигура скорбящей женщины, простершей к морю руки с венками), погибшим во время русско-шведской войны 1789-1790гг., работы Михаила Аникушина (фото)

Идея воздвигнуть монумент в честь россиян, погибших в обоих сражениях, возникла еще в 1975 году, когда со дна моря финнами были извлечены и погребены в Котке, у стен православного Николаевского храма, останки моряков с корабля "Святой Николай".

Рядом с Храмом, с алтарной стороны, сохранилось старое кладбище, на котором захоронены останки русских моряков фрегата "Николай", погибшего в сражении в 1790 году. Стоит особо отметить, что стараниями финнов останки моряков были перезахоронены на этом кладбище в 1975 году и на церемонии присутствовало высшее руководство Финляндии (фото ).

Казанский собор в Петербурге , построенный в 1736 году специально для чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, с 1813 года становится мемориалом в память побед над Наполеоном.

Казанский собор в Петербурге

В нем хранятся знамена и штандарты побежденных французских армий, ключи от городов и крепостей, взятых русскими войсками. В 1813 году в соборе похоронен главнокомандующий русскими войсками фельдмаршал М.И.Кутузов.

Могила М.И.Кутузова в Казанском соборе

Перед собором установлены памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю-де-Толли.

Памятник М.И.Кутузову

Фрагмент памятника М.Б.Барклаю де Толли у Казанского собора. Б.И.Смирнов

Казанский собор. Панорама

В Новочеркасске в день закладки города в 1805 году был заложен храм-памятник донским казакам .

Новочеркасск. Свято- Вознесенский Войсковой Кафедральный собор. 18 (30) мая 1805г. состоялось торжество освящения места и закладки г.Новочеркасска, а также временного деревянного соборного храма в честь Вознесения Господня. К постройке каменного соборного храма войска Донского приступили в октябре 1811г. (фото)

На хорах была устроена особая зала, расписанная сюжетами из истории Войска Донского, расположенными в хронологическом порядке.

Один из сюжетов из истории Войска Донского в Войсковом храме Новочеркасска (фото)

В 1911 году в храм были перенесены останки знаменитых донских военачальников Бородинского сражения.

Платов М.И., Бакланов Л.П., Ефремов Н.Г., Орлов-Денисов В.В.

Храм в Новочеркасске. Мемориальная доска

М.М.Тучковой, вдовой погибшего в Бородинском сражении генерала А.А.Тучкова, на месте его гибели был основан сначала небольшой каменный храм Спаса Нерукотворного - мавзолей в память павших воинов в Бородинском сражении.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Бородинского монастыря, Семеновское (Бородинского с/о) (фото)

Прежде перед входом в мавзолей лежали пирамиды из ядер. Сейчас здесь находится обелиск в честь 3-й дивизии Коновницына, поставленный к столетнему юбилею Бородинской битвы.

Спасо-Бородинского монастырь

Ныне на Бородинском поле вокруг Спасо-Бородинского монастыря, первой настоятельницей которого была М.М.Тучкова, организован мемориал, посвященный погибшим в двух Отечественных войнах.

Бородинское поле. Мемориал, посвященный погибшим в двух Отечественных войнах (2010)

Храмом-памятником героям Бородинской битвы стала кладбищенская церковь во имя преподобной Елисаветы на Дорогомиловском кладбище в Москве, когда в 1839 году к ней пристроили придел в честь Владимирской иконы Божьей Матери, так как битва произошла в день празднования Владимирской иконы.

Церковь Елисаветы преподобной на Дорогомиловском кладбище в Москве. Дорогомиловское кладбище находилось на территории между Можайским шоссе (ныне Кутузовский проспект) и Москва-рекой. Захоронения на нём продолжались вплоть до 1930-х годов. В 1948 году кладбище было закрыто, находившаяся там церковь святой Елисаветы и все захоронения уничтожены, территория застроена жилыми домами. Примыкавшее к Дорогомиловскому и являвшееся его значительной частью еврейское кладбище также было уничтожено. Представлявшие для государства ценность могилы были перенесены на Новодевичье и Ваганьковское кладбища. Мы считаем, что снимок сделан между 1945-1950 годами (направление съемки — запад) (фото)

На кладбище находился памятник над могилой 300 воинов, павших в Бородинском бою. Кладбище уничтожено при застройке Кутузовского проспекта в 1950-х годах.

Для увековечивания памяти исторической победы в войне 1812 года в Москве по указу императора Александра II был возведен храм Христа Спасителя . Храм был построен в 1839-1883 годах по проекту архитектора К.Тона в русско-византийском стиле.

Архивное фото, первоначальный вид Храма Христа-Спасителя, взорванного в 1931 году

Впервые в храме было использовано сочетание богослужебного и исторического, музейного назначения. Так, в обходной галерее на стенах помещены доски с названиями основных событий войны 1812 года, рельефы, изображающие основные моменты войны, доски с текстами важнейших документов и именами погибших, раненых, награжденных в сражениях. По замыслу автора проекта здесь должны были размещаться трофейные знамена, ключи сдавшихся русской армии городов и другие реликвии. Взорванный в 1931 году храм был восстановлен в 1995-2000гг.

Восстановленный Храм Христа-Спасителя

Храм Христа-спасителя (вид с берега реки Москвы)

К 100-летию победы над французами в память русских воинов, павших на поле сражения под Лейпцигом в 1813 году, там построен храм-памятник , в нижней церкви которого на стенах помещены доски с именами погибших гренадеров.

Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы в Лейпциге

Мемориальная доска из Храма-памятника в Лейпциге (фото)

В 1902 году по инициативе военного атташе России в Голландии и Бельгии подполковника де Мюллера в Бергене установлен мраморный Крест в память русских солдат, погибших в 1799 году в боях с французами. С 1999 года российское посольство ежегодно проводит церемонию возложения цветов к памятнику.

Крест в память русских солдат, погибших в 1799 году в боях с французами в Бергене улице Русенвег (Русской) (фото)

Памятник русским солдатам, павшим в 1814 году в сражении при Мормане (Франция), сооружен в 1999 году.

Франция. Морман. Памятник русским солдатам, павшим в 1814 году (фото)

После Крымской войны 1853-1856 годов в Севастополе по повелению императора Александра II построены два храма-памятника в составе мемориального комплекса "Братское кладбище защитникам обороны Севастополя 1854-1855 гг." и музея обороны Севастополя, созданного по инициативе участника сражения на Малаховом кургане — П.В.Алабина.

Владимирский собор назван "собором адмиралов".

Севастополь. Владимирский собор усыпальница адмиралов (фото)

В нем захоронены адмиралы Лазарев, Корнилов, Нахимов, Истомин, Шестаков, Карпов, Перелешин. В наружные стены храма заделаны мраморные доски, свидетельствующие о том, что здесь похоронены эти адмиралы. Внутри верхней церкви на мраморных досках высечены имена всех морских офицеров, павших во время обороны Севастополя.

Другой храм-памятник посвящен святителю Николаю — покровителю мореплавателей.

Свято-Никольский храм (Севастополь)

Перед входом в храм, построенный в виде пирамиды, на боковых выступах вырезаны на камне названия всех частей, участвовавших в обороне Севастополя, время участия и понесенные потери, а перед храмом установлено 7 крепостных орудий. В интерьере храма на 38 черных мраморных досках поименованы убитые генералы, адмиралы, штаб и обер-офицеры числом 943 человека. Комплекс включает разветвленную подземную систему переходов из Свято-Никольского во Владимирский храм под дном Севастопольской бухты, имеющих оборонное значение, построенных архитектором А.А.Авдеевым по повелению императора Александра II.

В память умерших от ранений и болезней 36 тысяч воинов русской армии времен Крымской войны (1853-1856) по инициативе императрицы Марии Александровны и императора Александра ΙΙΙ в Симферополе на кладбище была сооружена часовня во имя святой Марии Магдалины и около часовни в 1887 году установлен обелиск. К 30-м годам прошлого века некрополь был фактически уничтожен. После Великой Отечественной войны здесь находилась трасса мотодрома ДОСААФ.

Восстановление кладбища русских воинов, в котором приняли участие Украина и Россия, началось в 1994 году. К Дню памяти воинов, павших в Крымской войне 1853-1856 годов (9 сентября 2004 г.) мемориальный комплекс, включающий храм святой Марии Магдалины, полностью восстановлен и передан Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной Церкви.

Восстановленная часовня Св.Магдалины. На Петровских высотах восстановлено и открыто для посещения братское кладбище русских воинов времен Крымской войны! На топографической съемке Симферополя 70-х годов это кладбище ввобще не указано. А вот в 2004 году его восстановили, облагородили и построили храм-памятник, часовню св. Марии Магдалины. И памятный знак от жителей Симферополя (фото)

В 2004 году Республиканский комитет по охране культурного наследия в рамках юбилейных мероприятий установил пять мемориальных досок (четыре в Симферополе, одна в с. Каштановом Симферопольского района). Все они посвящены госпиталям, в которых в годы Крымской войны находились на излечении воины Русской армии.

Памяти погибших воинов в русско-турецкой войне 1877-1878 годов посвящена часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского , построенная в 1883 году в Москве на Манежной (бывшей Моисеевской) площади.

Слева угол гостиницы "Националь", пожалуй единственный якорь, соединяющий этот вид с современной ситуацией. На первом плане часовня Александра Невского в память побед русского оружия в русско-турецкой войне, далее церковь Параскевы-Пятницы в Охотном ряду (17-18 вв.). 1910-ые гг. (фото из колл. Готье-Дюфайе)

Часовня была выполнена в виде чугунной пирамиды, украшенной изображениями воинских доспехов и увенчанная крестом. По обе стороны стояли каменные столбы с двуглавыми орлами. Внутри часовни был помещен образ святого благоверного князя Александра Невского - покровителя воинства. Доход от часовни шел на содержание приюта увечных воинов, находившегося во Всехсвятском. Часовня была разрушена в 1922 году, однако сегодня ставится вопрос ее воссоздания.

Церковь Николы Мокрого, восстанавливаемая на своём историческом месте. На заднем плане: восстанавливаемая часовня Александра Невского, располагавшаяся ранее на Манежной площади (фото)

Подвигу русских воинов-освободителей Болгарии посвящен собор святого Александра Невско го , построенный в 1880-1890 годах в Софии. На мемориальных плитах перед входом в собор находится надпись: "знак братской любви и признательности великому русскому народу за освобождение Болгарии в 1878 году".

Собор Александра Невского в Софии

В память павших воинов в русско-турецкой войне построены также монументы в Пловдиве (1881), Софии (1884), селе Гармен (Румыния, 1888), храм-памятник на Шипке и церковь-усыпальница в Сан-Стефано близ Константинополя.

Пловдив. Холм Освободителей. Монумент героям русско-турецкой войны 1877-1878 годов, воинам генерала Гурко, разбившим турецкое войско близ города и освободившим Пловдив в 1878г.

Пловдив. Холм Освободителей. В нескольких метрах от монумента героям русско-турецкой войны находится монумент героям Великой Отечественной войны памятник "Алеша" (фото)


"Большой" русский памятник на Шипке


Памятник Свободы. Шипка


Болгария. София. Докторский памятник . Памятник этот посвящен россиянам-медикам, участвовавшим в русско-турецкой войне и погибшим на территории Болгарии в 1877-1878 годах. Фамилии врачей написаны с двумя инициалами, фамилии фельдшеров с одним, а сестры и санитары просто по фамилии, без имени-отчества. Этот монумент построил итальянец Луиджи Фарабоско по проекту архитектора А. И. Томишко в 1884 году. Монумент выполнен из гранита и песчаника. Это четырехугольная пирамида из белых каменных блоков, на которых написаны имена русских медицинских чинов. Сверху на четырех гранях написаны названия болгарских населенных пунктов, где было много жертв: Плевна, Мечка, Пловдив и Шипка. (фото)

Церковь-усыпальница в Сан-Стефано близ Константинополя. Близ местечка Сан-Стефано, на месте бывшего лазарета, и в 17 верстах от Константинополя, 6 декабря 1899 г. был открыт грандиозный храм-усыпальница русским воинам, сооруженный из гранита, имеющий более двадцати двух саженей в вышину и занимающий площадь до двадцати квадратных саженей, в три яруса, с часовней. Купол напоминал собор Василия Блаженного в Москве. Под сводами храма находилась усыпальница 5000 павших на поле брани русских офицеров и нижних чинов. 14 ноября 1914 года в 8 часов 30 минут вечера, через три дня после вступления Османской империи в Великую войну, русский Мемориал-усыпальница был взорван при большом стечении местного населения. По-видимому, взрыв планировался задолго до этого. Исторический момент подготовки и сам взрыв был заснят в первом турецком документальном фильме, который был показан в Турции в 2004 г. После Октябрьской революции турецкая сторона неоднократно предпринимала попытки исправить ситуацию. С.Капустин пишет, что в последующие годы турецкое правительство предлагало обсудить вопрос о Мемориале: сначала с Фрунзе, а затем с Ворошиловым, но ответа не последовало. Удастся ли сегодня восстановить этот исторический памятник? (фото)

Гренадерам, павшим в бою под Плевной, посвящена часовня-памятник , установленная в Москве в 1887 году. Снаружи на стенах установлены горельефы и слова Спасителя.

Москва. Часовня-памятник гренадерам, павшим под Плевной (фото)

Внутри на памятных досках выбиты имена 18 офицеров и 542 солдат, павших под Плевной и имена жертвователей на сооружение памятника.

Для гвардейцев Преображенского полка в Москве в 1743-1750 годах был построен Преображенский храм .

Московский храм в честь Преображения Господня на Преображенской площади (фото). Церковь Спаса Преображения в подмосковном селе Преображенском была построена в 1768 г. и стала преемницей деревянного храма петровского времени. Исторически она являлась главным храмом Преображенского полка - первого полка русской гвардии, созданного Петром I. При советской власти Преображенская церковь оставалась одной из немногих действующих церквей в Москве и до 1960 г. служила кафедральным храмом популярного в народе митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича). В 1964 г. Преображенская церковь была закрыта и подготовлена к сносу под предлогом создания условий для прокладки линии метрополитена. Прихожане храма отчаянно боролись за его сохранение - обращались с письмами в ЦК КПСС и в Моссовет и даже пытались выстраивать вокруг обреченного здания живое кольцо. В ночь с 17 на 18 июля 1964 г. церковь была взорвана. В начале 2010 года начались работы по восстановлению храма.

В храме хранились древние знамена полка. У стен храма располагалось кладбище офицеров полка. В Петербурге также был Преображенский полковой храм. В честь победоносного окончания русско-турецкой войны в 1829-1830 годах вокруг него была выполнена ограда из трофейных турецких пушек, соединенных цепями, а перед воротами поставлены 12 орудий и два единорога. В 1916 году с восточной стороны храма предполагалось начать постройку усыпальницы для офицеров полка, павших в Первую мировую войну. Храм взорван в 1964 году.

Для Измайловского полка в Петербурге построен Троицкий Измайловский собор (1828-1835).

Петербург. Троицкий Измайловский собор

Полк особо отличился в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, и на стенах собора были укреплены трофейные турецкие знамена и ключи от взятых городов, а на мраморных досках выбиты имена павших офицеров. В 1886 году около собора был открыт памятник в виде колонны из 108 турецких пушек с фигурой Славы на вершине. На пьедестале помещены мемориальные доски с перечнем сражений и полков, участвовавших в войне.

Для военных моряков в Петербурге был построен Никольский собор (1753-1762).

Собор во имя святителя Николая, Санкт-Петербург (Никольский морской собор) (фото)

В 1907 году в память о моряках, погибших в русско-японской войне 1904-1905 годов, в южной стене собора установлены мраморные доски. Перед храмом установлен гранитный обелиск в память о моряках броненосца "Император Александр III", погибшего в Цусимском сражении 1905 года.

Другой храм-памятник морякам, погибшим в русско-японской войне, построен на берегу Ново-Адмиралтейского канала во имя Честных Древ Креста Господня и святителя Николая "Спас на водах" (1910-1911). В закладной камень был положен солдатский Георгиевский крест, а в качестве алтарной завесы использовался Андреевский флаг. На внутренних стенах и несущих столбах храма высечены названия погибших кораблей. Рядом помещались уцелевшие иконы с погибших кораблей. Ниже были высечены даты их гибели, число погибших и их имена. В храме хранилось знамя бывшего Квантунского флотского экипажа. Храм крытой галереей был соединен с настоящим музеем, где были собраны фотографии почти всех погибших воинов и документальные свидетельства об их подвигах и о событиях русско-японской войны. После гибели фрегата Паллада в 1914-1915 гг. в храм помещена мраморная доска в его память.

Петербург. Храма Христа Спасителя в память Гефсиманского борения (Спас-на-Водах). Храм возводился по подобию древних церквей XII века. Его создание являлось первой попыткой научного воспроизведения архитектуры древнейших русских соборов. Новый храм, по замыслу строителей, должен был воскресить традиции владимиро-суздальского зодчества домонгольского стиля. Дмитриевский собор во Владимире был одним из образцов для проекта "Спаса-на Водах". Также в проекте использовались мотивы церкви Покрова на реке Нерль. В 1931 году Октябрьским районным Советом г. Ленинграда и Президиумом Ленсовета по инициативе руководства завода "Судомех" и "Инспекции по делам культов" было принято решение о сносе храма-памятника под предлогом расширения производственных площадей предприятия. 8 марта 1932 года храм был взорван, несмотря на тысячи собранных подписей. Вместе с ним был разрушен мост через Ново-Адмиралтейский канал. Настоятель храма отец Владимир Рыбаков умер от побоев в тюремной больнице. Были арестованы и другие служители храма, защитников храма сослали в лагеря. Доски с именами погибших в русско-японской войне по одной версии, были сброшены в Неву. По другой легенде, сильным взрывом они были разбросаны по окрестным улицам, где местные жители собирали их осколки и прятали по домам. Но некоторые доски, по словам очевидцев, были до взрыва сняты с креплений и унесены. Среди жителей Ленинграда упорно ходила легенда, что на них разделывали мясные туши в магазинах вблизи Большого дома на Литейном (административное здание ОГПУ-НКВД). На строительство этого дома, по слухам, пошли и камни взорванной "Цусимской церкви". В 1970-е годы фундамент храма был частично застроен производственным зданием, над алтарём нижнего храма была проложена дорога (фото)

Часовня свт. Николая Чудотворца, 2012 г. на месте восстанавливаемого храма (фото)

Военно-морской собор, посвященный русскому флоту и погибшим его членам, построен в 1903-1913 годах в Кронштадте.

Мо́рской собо́р святителя Нико́ла́я Чудотво́рца в Кронштадте (фото)

Как и в храме Христа Спасителя, в стенах обходной галереи собора заделаны мраморные плиты, повествующие о событиях военно-морской истории России.

Храмы-памятники строились в память защитников Отечества не только от внешних врагов, но и внутренних. Так, в память жертв революции 1905 года на Ходынском поле в 1907-1909 годах построен храм-памятник в честь Ватопедской иконы Божьей Матери, именуемой "Отрада и утешение" .

Храм иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" (фото)

На внутренних стенах храма, на мраморных досках высечены 2000 имен жертв революции 1905 года.

В память погибших в германскую войну в 1915 году в районе Сокола Москвы построен кладбищенский храм в честь Преображения Господня на Братском кладбище, основанном преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой Федоровной.

В 1920-х годах кладбище сохранялось как воинский мемориал. Здесь хоронили погибших при испытаниях летчиков. Ныне, на месте разоренного кладбища поставлены памятники русским воинам, погибшим за веру и Отечество в разных войнах.

Современная часовня на месте разрушенного Храма

Символическая надгробная плита "Воинам Российской армии и войск МВД, павшим в Чечне за единую и неделимую Россию", воздвигнутая в июне 1995 года на территории Братского кладбища, при участии представителей генерала Льва Рохлина перенесена к Храму Всех Святых на Соколе в 1998 году.


Православный мемориал "Примирения народов России, Германии, Японии, Австрии, Бельгии, Франции, Англии, США, Китая, Чехии, Словакии, Польши, Сербии, Венгрии, Италии, Финляндии, Турции, Греции, Болгарии и др. стран, воевавших в 2-х Мировых и Гражданских войнах", посвященный памяти 100 миллионов погибших воинов и мирных жителей, созданный в 1991-98 годах Общественным Советом и группой ветеранов ВОВ у Храма Всех Святых на Соколе. (фото)

В 1916 году в крепости Йозефов (Чехия) в лагере для русских военнопленных был возведен памятник умерших в плену .

Архивное фото памятника

В цементном блоке, напоминающим скалу, высечена голова Иисуса Христа в терновом венце. Монумент венчает крест. Перед скалой — фигура плачущей боярской дочери на коленях, символизирующая Россию. Рядом установлены фигуры витязя с мечом и двоих детей. Над головой Спасителя надпись: "Нет большей любви, неж положить душу свою за други своя". Над головами детей высечена надпись: "Да сохранится память вовеки в сердцах грядущих поколений о павших за царя и Родину русских воинах в великую европейскую войну".

Восстановленный памятник. 7 июня 2012 года в г. Яромерж Среднечешского края состоялась мемориальная акция, посвященная открытию восстановленного российского участка воинского кладбища времен Первой мировой войны. В 1914-1918 годах в местной военной крепости Йозефов располагался лагерь военнопленных Русской армии, через который прошли более 40 тысяч человек, полторы тысячи обрели здесь последнее пристанище. Выступавшие на открытии высказали благодарность всем, кто помог воссоздать мемориал; отмечали, что проводимые сейчас как в России, так и в Чехии мероприятия по восстановлению могил российских воинов и чехословацких легионеров символизируют утверждение исторической правды о тесном переплетении судеб двух дружественных народов. Многие годы российский участок на кладбище Йозефова находился в запущенном виде. О его существовании напоминал лишь памятник “Погибшим за Отечество”, построенный в 1916 году самими военнопленными под руководством скульптора (тоже военнопленного) Н.А.Сушкина. Благодаря усилиям Министерства обороны РФ, Посольства РФ в ЧР, властей г. Яромерж и Среднечешского края, российский участок был полностью восстановлен, включая имена всех 1524 российских солдат и унтер-офицеров. Об истории йозефовского лагеря рассказывает книга чешского очевидца тех событий К.Крацика “Из жизни пленных русских у нас”, изданная в 1930 году. В 2008 году по инициативе организаций российских соотечественников в Чехии она была переиздана с переводом на русский язык. (фото)

В 1935 году в Белграде (Сербия) на средства русских, проживающих в Югославии, на кладбище Ново-Гробле построен памятник-часовня, посвященная памяти русских солдат и офицеров, погибших в боях на Салоникском фронте в ходе первой мировой войны.

На постаменте пятиметровый Михаил Архангел, покровитель воинства. Между мировыми войнами прошло всего двадцать лет, а умирали люди уже за совсем разные идеалы. (фото)

Памятник-часовня представляет собой артиллерийский снаряд, увенчанный крылатым ангелом с мечом, ниже — герб Российской империи. У подножия — русский офицер, обнаживший шашку, защищает белое знамя. На постаменте выбиты дата "1914" и надпись: "Императору Николаю II и 2000000 русских солдат, отдавших жизнь за свободу Сербии".

Вторая мировая война унесла более 20 миллионов жизней людей многонационального Советского Союза. В память воинов, отстоявших 60 лет назад независимость Родины и победивших страшного врага ценой неимоверных жертв и подвигов, по всей территории России уже построено множество православных храмов, часовен, памятных знаков и целых мемориальных комплексов. Назовем лишь некоторые из них.

В составе мемориального комплекса "Брестская крепость-герой", открытого в 1971 году на территории Брестской крепости, вошла Свято-Николаевская церковь , переданная в 1994 году Брестско-Кобринскому епархиальному управлению. Ежегодно 22 июня в ней служится литургия по убиенным на этой земле.

Разрушенная в войну Свято-Николаевская церковь

Восстановленный храм Брестской крепости-героя

На месте танкового сражения на Прохоровском поле в 1992-1995 годах построен мемориальный комплекс "Курская дуга" с храмом в честь святых апостолов Петра и Павла и храмом-звонницей во имя святого Георгия Победоносца .

Храмовый комплекс на Курской дуге в селе Прохоровка (фото)

На мраморных плитах внутри Петропавловского храма высечено 7000 имен павших воинов.

В состав мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде входит храм во имя Всех Святых , в стилобатной части которого разместится экспозиция мемориального назначения.

Храм во имя Всех Святых на Мамаевом кургане в Волгограде

В память обо всех погибших во время Великой Отечественной войны построены храмы-памятники во имя святого великомученика Георгия Победоносца в Санкт-Петербурге в 1995 году и в 1993-1995 годах в Москве на Поклонной горе. В Парке Победы на Поклонной горе в составе мемориального комплекса водружен памятный Крест.

Петербург, Купчино. Церковь св. Георгия Победоносца и памятник погибшим в Афганистане (фото)

Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца на Поклонной Горе

Кроме этих широко известных мемориалов, в память жителей небольших городов и поселков, погибших в последних войнах, также строятся небольшие храмы-памятники и памятные часовни. Таков храм-памятник во имя святого великомученика Дмитрия Солунского в поселке Снегири под Москвой.

Часовня-памятник Дмитрия Солунского в Снегирях арх. А.А. Анисимова (фото)

В наружной стене храма вделана белокаменная доска с памятной надписью.

В городе Балашиха Московской области построен храм-памятник во имя святого благоверного князя Александра Невского . Лаконичный внешний облик храма с узкими окнами-бойницами и шлемовидной главой как нельзя лучше соответствует его посвящению. Перед храмом поставлен памятный камень с надписью о посвящении погибшим жителям города.

Храм Александра Невского в Балашихе

В преддверии 60-летия Победы в столице Калмыкии Элисте построен храм-памятник во имя преподобного Сергия Радонежского в память воинов-калмыков, погибших за Отечество во всех войнах, начиная с войны 1812 года. Внутри храма на стенах размещены списки воинов-калмыков, участвовавших в войне 1812 года и других войнах.

Храм во имя преподобного Сергия Радонежского в Элисте. Калмыкия


В 2004 году в мемориальном комплексе Дальней авиации ВВС России в Москве по инициативе и на средства личного состава Управления командующего построена часовня-памятник во имя святого Илии Пророка в память погибших летчиков, защищавших Отечество. Мемориальный комплекс, помимо часовни, включает мемориальный зал и музей управления командующего Дальней авиацией. Там находится "Книга памяти" Дальней авиации с именами воинов, погибших при исполнении долга, начиная с 1914 года. Святой пророк Илия является небесным покровителем авиаторов. По преданию, живым во плоти он был взят Богом на небо. Это чудесное восхождение пророка Илии на небо произошло на огненной колеснице, что для воинов-авиаторов имеет особый символический смысл.

Москва. Штаб Дальней авиации ВВС РФ. Часовня Илии Пророка

После афганской и двух чеченских войн наше Отечество потеряло множество воинов, память о которых еще предстоит традиционно запечатлеть в строительстве мемориальных храмов-памятников. Одним из них стал мемориал в храме во имя святого Георгия Победоносца в Вологде, состоящий из 12 мраморных плит со 176 фамилиями погибших вологжан на территории Чеченской республики и республики Афганистан.

Вологда. Военный храм Александра Невского на Кремлевской площади. В храме находится Мемориальный комплекс памяти погибших в Чеченской и Афганской войнах.

Триумфальные ворота в Москве

С идеей сооружения триумфальных ворот в Москве, посвящённых победе над армиейНаполеона , выступил Николай I . Арка была создана по проекту одного из крупнейших архитекторов того времени Осипа Бове . Во время торжественной закладки ворот 30 августа 1829 года (по новому стилю) на Тверской заставе в фундамент легла бронзовая плита и горсть серебряных монет чеканки 1829 года, «на счастье». Строительство ворот велось довольно долго из-за недостатка денежных средств: открытие состоялось только 20 сентября 1834 года. Надпись на аттике была утверждена Николаем I и гласила: «Благословенной памятиАлександра I , воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826».

В 1936 году, во время реализации сталинского Генплана, арка была разобрана. Часть скульптур передали в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. Восстановлению ворот Москва во многом обязана Юрию Гагарину , который на VIII съезде ЦК ВЛКСМ 1965 года заявил: «В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Неужели название этого памятника затмило его патриотическую сущность? Я бы мог продолжить перечень жертв варварского отношения к памятникам прошлого. Примеров таких, к сожалению, много». На это ему ответил Никита Хрущёв : «Гагарин есть Гагарин. Поэтому первое, что мы сделаем, - это обязательно восстановим Триумфальную Арку». Арку восстановили в 1966– 1968 годах на Кутузовском проспекте, рядом с музеем «Бородинская битва». Текст на аттике был изменён: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Московские Триумфальные ворота.

Красные ворота в Москве

Красные ворота. Фото: Commons.wikimedia.org

Красные ворота существовали в Москве с начала XVIII века до 3 июня 1927 года. Первая арка, которая появилась на этом месте в России, была создана в 1709 году, в честь победы Петра I над шведами, и позже многократно перестраивались. Так,Екатерина I перестроила их в 1724 голу в честь своей коронации, но спустя 8 лет это деревянное строение сгорело.

В 1742 году уже Елизавета Петровна построила на этом месте новые ворота, но через 6 лет они были вновь уничтожены огнём. Первая каменная арка была построена взамен сгоревших ворот в 1753 годуархитектором Д. Ухтомским . Она была выполнена в стиле барокко, с красными стенами, белоснежным рельефом, золотыми капителями. 50 ярких рисунков олицетворяли «Величество Российской Империи», а венчала арку золотая фигура ангела. Арка была снесена вместе со стоящей неподалёку церковью Трёх Святителей в связи с расширением Садового кольца. Сегодня о ней напоминает только одноимённая площадь и открывшаяся в 1935 году станция метро.

Нарвские триумфальные врата в Санкт-Петербурге

Нарвские триумфальные ворота, как и московская триумфальная арка, были посвящены победе в войне 1812 года. Первоначально триумфальная арка была построена для встречи войск, которые возвращались домой из Европы в 1814 году, у Нарвской заставы. Эти врата были выполнены из алебастра и дерева за один месяц и быстро пришли в негодность. Николай повелел построить новые каменные врата на новом месте, рядом с рекой Таракановка. В целом новые врата сохранили облик первой арки, но были и особенности. Конструкция ворот была кирпичной, обшитой медными листами, а скульптуры римских воинов заменили медными русскими богатырями. На арке имеются надписи о местах решающих сражений. Свой привычный облик врата приняли позже, когда медь в суровых северных условиях стала ржаветь. Во время блокады Ленинграда ворота сильно пострадали от бомбёжек (они получили более двух тысяч бомб, были отбиты части декора, разрушен карниз). Именно через Нарвские врата части Ленинградского гарнизона отправлялись на фронт. После войны ворота были отреставрированы. Сейчас в помещениях ворот находится музей-памятник «Нарвские Триумфальные ворота».

Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге.

Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге

Эти врата были сооружены в 1834– 1832 годах в честь победы русского оружия в русско-турецкой войне. Созданные по проекту В. Стасова , они были расположены на пересечении Московского и Лиговского проспектов, на одноимённой площади. В 1936 году ворота были разобраны в связи с планируемым переносом центра города. Однако власти не планировали разрушать памятник архитектуры: ими собирались украсить парк. Однако проект так и не был реализован, и в 1959– 1960 годах ворота восстановили на прежнем месте.

Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге. 1834– 1838 годы. Архитектор Василий Стасов.

Александровская триумфальная арка в Краснодаре

Памятник императрице Екатерине II и Александровская триумфальная арка в Краснодаре.

Триумфальные арки сроили не только в Москве и Петербурге, но и в других городах, и посвящены они были не только военным победам. Александровская арка в Краснодаре были построена в честь приезда императораАлександра III в столицу Кубани в 1888 году.

Простояв на пересечении улиц Седина и Мира полвека, она была снесена новыми властями в 1928 году. Восстановить арку было решено жителями Краснодара в 2006 году. Трудность восстановления арки заключалась в том, что чертежей оригинальной арки не сохранилось, и поэтому воссоздание затянулось на 2 года. Арка была установлена на новом месте, возле реконструированного фонтана на пересечении улиц Красной и Бабушкина. Рядом с аркой разбит сквер, а сама она вскоре стала новой достопримечательностью города.

Бранденбургские ворота в Калининграде

Первые деревянные врата в Калининграде (тогда - Кёнигсберге) на этом месте были построены в 1657 году, а через 100 лет по указанию Фридриха II были заменены каменными. Первоначально эти врата не были триумфальными, а несли практическую функцию: защищали город от вражеских набегов. За стенами всегда дежурил гарнизон караульных, были здесь и подсобные помещения. В середине века врата перестали носить фортификационную функцию. В 1843 году они были перестроены и украшены декоративными фронтонами, крестообразными цветами, листьями на навершиях, гербами и медальонами. Также на них были установлены портреты знаменитых прусских военных. Ворота были сохранены советской властью и дошли до наших дней. Сегодня они продолжают выполнять транспортную функцию, оставаясь проездными.

Бранденбургские ворота в Калининграде входили в систему обороны города и служили укрытием при въезде в него. Это единственные городские ворота Калининграда, до сих пор использующиеся по прямому назначению. Фото: РИА Новости /Владимир Федоренко

Амурские ворота в Иркутске

Эти врата были выстроены для встречи генерал-губернатора Николая Муравьёва-Амурского , который подписал на Амуре договор с Китайской империей и возвращался в Иркутск. По этому договору Россия получала левый берег Амура и обширные территории. Кроме того, именно этим документом определялась граница между государствами. В 1891 году ворота реконструировали, но уже через 29 лет они вновь обветшали и были снесены. Во время празднования в 2009 году 350-летия Иркутска врата предлагалось восстановить, но работы так и не были начаты.

Амурские ворота на открытке XIX века.

Московские триумфальные ворота в Иркутске

Есть в Иркутске и другие триумфальные врата, сооружённые в 1813 году в честь восшествия на престол императора Александра I. Арка была расположена на выезде из Иркутска в сторону европейской части России, на Московский тракт, и поэтому она и получила такое название. В арке располагались несколько помещений, которые занимали смотрители московской заставы и станция общества спасения на водах. В 1890 году здесь разместился архив. Обветшавшие ворота были снесены в 1928 году, но перед этим была проведена масштабная работа по фотографированию и обмеру памятника. Это и позволило восстановить арку в первозданном виде. Воссоздание велось на частные средства и было завершено в 2011 году. После восстановления Московских ворот планируется создать музей, посвящённый истории этого памятника архитектуры.

Сергей Петров и Татьяна Ермакова около Московских Триумфальных ворот в Иркутске во время эстафеты Олимпийского огня. 2013 год.

Николаевские триумфальные врата во Владивостоке

Николаевские Триумфальные ворота во Владивостоке построили в честь прибытия Цесаревича Николая.

Николаевские Триумфальные ворота во Владивостоке построили в честь прибытия Цесаревича Николая (позже коронованного как Николай II) в 1891 году, во время его путешествия на Дальний Восток.

Строительство велось на частные средства: в нём участвовали промышленники, купцы и другие богатые жители города.

Простояла арка недолго: с приходом советской власти она была снесена. Восстановить её было решено в год 135-летия со дня рождения и 85-летия со дня гибели последнего российского императора. В мае 2003 года состоялось её торжественное открытие.

Триумфальная арка в Благовещенске

Эта арка также посвящена посещению цесаревича Николая и построена в тот же год, что и во Владивостоке.

20-метровую каменную арку украшали двуглавые орлы и иконы. В 1936 году она была уничтожена наводнением. Реконструкция арки началась в 2003 году на средства предпринимателей, епархии и простых жителей Благовещенска. Открыта арка была в 2005 году.

Триумфальная арка в Благовещенске.

Триумфальная арка «Курская дуга» в Курске, Россия

В Курске триумфальная арка была построена в 2000 году, в честь победы советских войск на Курской дуге.

В Курске триумфальная арка была построена в 2000 году, в честь победы советских войск на Курской дуге. В самые короткие сроки был разработан и утверждён проект. Работы начались в 1998 году и длились два года. У северного фасада арки возвели памятник советскому полководцу Георгию Жукову . Арку украсила скульптурная композиция Георгия Победоносца, разящего копьём дракона.

Триумфальная арка «Грозный»

Ещё одними триумфальными вратами, построенными совсем недавно, стала арка «Грозный» в Чечне. Это сооружение было открыто 5 октября 2006 года на Ханкальской улице Грозного и посвящено 30-летнему юбилею главы Чечни Рамзана Кадырова . Арка расположена над автомагистралью и украшена по боками чеченскими боевыми башнями семнадцатиметровой высоты, а также двумя портретами - президента РФ Владимира Путина и первого президента Чеченской республики Ахмата Кадырова . Арка является главными вратами в город Грозный.

Триумфальная арка «Грозный» в Чечне.

КИРИЛЛ ЯБЛОЧКИН

1 января 1702 г. русские войска под начальствованием Б. II. Шере­метева одержали у Эрестфера первую крупную победу в Северной войне, разбив восьмитысячный отряд шведов Под командованием Шлиппенбаха. Спустя несколько дней, в честь этой победы в Москве было организовано всенародное празднество. Вечером был сожжен фейерверк со множеством потешных огней. Об этом фейерверке сообщает некоторые подробности известный голландский художник и путешественник Корнилий де Бруин.

Фейерверк продолжался в течение трех часов, и одновременно с ним было произведено еще несколько пушечных салютов. По словам де Брунна, «невозможно было бы перечесть несметное множество парода, собравшегося па это зрелище со всех сторон ».

В фейерверке была представлена специальная декорация в виде трех транспарантов, установленных на высоких деревянных стеллажах. Об этих транспарантах де Бруин писал: «Рисунок этого потешного огненного увеселения был вновь изобретенный, совсем непохожий на все те, кото­рые я до сих пор видел. Посередине, с правой стороны, было изобра­жено Время, вдвое более натурального росту человека; в правой руке оно держало песочные часы, а в левой пальмовую ветвь, которую также держала и Фортуна, изображенная с другой стороны, с следующей надписью па русском языке: «Напред поблагодарим бога». На левой стороне… представлено было изображение бобра, грызущего древесный пень, с надписью: «Грызя постоянно, он искоренит пень». На третьем станке, опять с другой стороны, представлен еще древесный ствол, из которого выходит молодая ветвь, а подле этого изображения совершенно спокойное море и над ним полусолнце, которое, будучи освещено, каза­лось красноватым и било со следующей надписью: «надежда возро­ждается ».

В связи с рассказом де Бруина заслуживает внимания гравюра, выполненная в манере Шхонебека, па которой изображены, несомненно, упомянутые транспаранты. Это находит прямое подтвер­ждение в одной из памятных записок Петра I, где дается краткое опи­сание гравюры и указывается, что последняя изображает фейерверк, сожженный в честь победы при Эрестфере.

Три транспаранта фейерверка в январе 1702 года в честь первой победы русской армии над шведами

Центральный транспарант, помещенный на гравюре вверху, напоминал об одержанной победе и выражал надежду на благоприятный исход дальнейшей борьбы. Показанные на нем аллегорические фигуры как бы соответствовали смыслу известной формулы: «время и счастье работают на нас».

Другой транспарант, представленный слева, в нижней части гравюры, интересен тем, что здесь показана аллегория, дававшая поэтическое осмысление отмечавшегося события. Подобно тому, как молодая поросль вселяет уверенность в возрождение жизненной силы пострадавшего дерева, гак первая победа укрепляла надежду на возрастание могуще­ства России. Это аллегорическое изображение на переднем плане компо­зиционно теснейшим образом связано с его фоном – спокойным морем и восходящим на горизонте солнцем, что являлось как бы олицетворе­нием ожидаемых успехов и благополучия.

Изображение третьего транспаранта напоминало о способностях бобра как в воле, так и на суше с редким упорством преодолевать трудности и достигать изумительных результатов. В аллегорическом смысле, при­менительно к празднуемому событию, оно говорило о том, что только постоянным упорством можно добиться намеченной цели. Иначе сказать, первая победа при Эрестферс должна быть продолжена следующими успехами русских, которые и приведут к окончательной победе над Швецией.

В фейерверке имели место и другие специальные декорации. Де Бруин отмечал, что «посреди площади представлен был огромный Нептун, сидящий на дельфине, и около него множество разных родов потешных огней на земле, окруженных колышками с ракетами, которые произво­дили прекрасное зрелище, частично рассыпаясь золотым дождем, частично взлетая вверх яркими искрами ». Несомненно, что возвышавшийся на площади Нептун символизировал стремление России добиться выхода к Балтийскому морю.

Помимо различных фейерверочных огней, горевших непрерывно и в огромном количестве, Красная площадь освещалась иллюминацией. Де Бруин отмечает, что на площади была воздвигнута «значительнейшая башня», освещенная огнями сверху донизу.

Военная историческая библиотека

Главная Энциклопедия История войн Подробнее

Невская битва. 1240 г.

НЕВСКАЯ БИТВА - сражение русской рати под командованием князя новгородского Александра Ярославича с шведским отрядом 15 июля 1240 г. на р. Нева у впадения в неё Ижоры.

Конец 30 - начало 40-х гг. XIII в. - один из самых тяжелых периодов в истории Русской земли. Нашествие монгольского хана Батыя превратило Русь из цветущей страны в огромное пепелище.

Воспользовавшись этим в северо-западные пределы Руси вторглись войска крестоносцев и шведских феодалов. Их натиск на восток начался давно.

Расширение влияния Новгорода в Карелии и Финляндии вызвало широкое недовольство папской курии, которая огнем и мечом насаждала католицизм в Прибалтике. Католическая церковь уже с конца ХII века внимательно и с нарастающим беспокойством следила за продвижением сюда православия и в противовес этому оказывала всемерную помощь продвижению на восток немецким и шведским завоевателям.

Особенно выросла активность Рима с избранием на папский престол Григория IХ, одержимого идеей мирового господства. Уже в 1229 году при его непосредственном участии была организована торговая блокада Новгорода. Таким образом папа пытался порвать издавна существующие торговые связи Новгорода с северо-западной Европой и лишить его поставок оружия и металлов. А в ноябре 1232 года Григорий IX обратился с посланием к ливонским рыцарям-меченосцам, призывая их к крестовому походу в Финляндию для защиты ее жителей от неверных русских. В его очередном послании от 27 февраля 1233 г. русские (Rutheni) прямо называются «врагами» (inimici).

K середине ХIII века, при активном участии католического Рима, между тремя феодально-католическими силами - Ливонским (Немецким) орденом, датчанами и шведами, было достигнуто соглашение о совместном выступлении против Новгорода с целью завоевания северо-западных русских земель и насаждения там католицизма. По мнению папской курии, после «Батыевого разорения» обескровленная и разграбленная Русь не могла оказать какого-либо сопротивления. Это и явилось главной побудительной причиной выступления шведов, тевтонцев и датчан в 1240 году. Немецкие и датские рыцари должны были нанести удар по Новгороду с суши, из своих ливонских владений, а шведы собирались поддержать их с моря через Финский залив.


Схема сражения на Неве. 15 июля 1240 г.

В первых числах июля 1240 г. большой шведский отряд на шнеках вошел в устье Невы. О прибытии врага почти сразу стало известно в Новгороде, где постоянно несла ратную службу лишь небольшая дружина. Но продвижение неприятеля следовало остановить как можно скорее, и поэтому молодой новгородский князь Александр Ярославич поспешил выступить немедленно. Им был сформирован отряд из 300 княжеских дружинников, 500 новгородских конников и стольких же пеших ополченцев. По принятому обычаю воины собрались у собора Святой Софии и получили благословение от новгородского архиепископа Спиридона. Александр воодушевил дружину речью, одна из фраз которой в наши дни стала крылатой: «Братья! Не в силах Бог, а в правде!... Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог» . Затем они быстрым ходом направились в сторону Ладоги, где к отряду присоединилось 150 конных воинов-ладожан.


Невская битва. Начало сражения. Лицевой летописный свод XVI в.

Шведы после длительного морского перехода остановились на отдых и разбили лагерь на левом берегу Невы, чуть выше впадения в нее реки Ижоры. Сюда причалили шведские корабли, а с них на сушу были переброшены сходни. Часть войска оставалась на шнеках, наиболее знатные воины расположились в наспех сооруженном лагере. Шведы выставили посты, которые контролировали невский водный путь. Боевые кони паслись в прибрежных лугах. Нападения с суши противник не ожидал.

В летописном рассказе о Невской битве отчетливо воссоздается замысел Александра. Удар пешей дружины вдоль берега Невы отрезал бы шведов от кораблей, а конница, действуя со стороны суши через центр лагеря, должна была загнать неприятеля в угол, образуемый берегами Ижоры и Невы, замкнуть окружение и уничтожить противника.

Молодой полководец блестяще реализовал смелый план. Рано утром 15 июля, скрытно подобравшись к лагерю, новгородская дружина напала на неприятеля. Захваченные врасплох шведы были полностью деморализованы и не способны дать должный отпор. Дружинник Савва пробился к центру их лагеря и подрубил столб, поддерживавший златоверхий шатер шведского предводителя. Падение шатра еще больше воодушевило русских ратников. Новгородец Збыслав Якунович, «наеждая многажды, бьешется единым топором, не имея страха в сердци» . Герой битвы Гаврило Олексич, преследуя отступающих шведов, на коне по сходням ворвался на шнеку и там рубился с врагами. Сброшенный в реку, он вновь выбрался на берег и вступил в бой с «самим воеводою посреди полку их, и убьен бысть воевода их» . Одновременно с конной дружиной мужественно сражалось и пешее ополчение новгородца Миши. Напав на вражеские корабли, пешцы потопили три из них.


Невская битва. Святой Александр Невский наносит рану в лицо шведскому предводителю. 1240 г. Художник А.Д. Кившенко

В гуще боя находился и князь Александр: он распоряжался как полководец и дрался как простой воин. Летопись отмечает, что князь сражался с самим ярлом и «возложи печать на лицо его острым своим копьем» .

По числу потерь - со стороны русских погибло 20 человек - видно, что сражение нельзя отнести к числу крупномасштабных, хотя шведы «накладше корабля два вятшихъ мужь, преже себе пустиша и к морю; а прокъ ихъ, ископавше яму, вметаша в ню бещисла» .


Невская битва. Окончание битвы. Шведы собрали убитых и раненых и погрузили их на шнеки. Миниатюра Лицевого летописного свода XVI в.

Значимость победы на Неве состояла в другом, - успех подобных вылазок скандинавов мог открыть дорогу широким захватническим действиям шведов. За эту победу юный князь Александр получил почетное прозвище Невский.

Невская победа предотвратила утрату Новгородом берегов Финского залива и не дала прервать торговый обмен Руси с Западом. В момент всеобщей подавленности и смятения русский народ в победе Александра Невского увидел отсвет былой славы русского оружия и предзнаменование своего будущего освобождения.


Вид Невского монастыря (Александро-Невская лавра). Раскрашенная гравюра И.А. Иванова. 1815.

В память этой победы Петр I в 1710 г. в Петербурге основал Александро-Невский монастырь (ныне лавра).


Церковь Александра Невского в Усть-Ижоре - действующий православный храм в Усть-Ижоре близ Санкт-Петербурга. По преданию сооружена на месте древней часовни в 1798-1799 годах на средства жителей Усть-Ижоры и казённых кирпичных заводов.

_________________________________________________

Шнек - парусно-гребное судно. Имело 15-20 пар весел и вмещало от 50 до 80 воинов. На шнеке можно было разместить 8 боевых коней для рыцарей.

Цит. по: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., 1950. С. 291.

Там же. С. 449.

Там же.

Там же. С. 293.

Там же. Таким образом общее число погибших шведов измерялось десятками, либо даже сотнями.

Материал подготовлен в Научно-исследовательском
институте военной истории Военной академии
Генерального штаба Вооруженных сил
Российской Федерации