Болезни Военный билет Призыв

Дети с овз в доу статьи. для детей с недостатками речи. Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Статья: Боргояковой Лилии Васильевны

В статье раскрываются условия реализации инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего вида

Ключевые слова : инклюзивное образование, инклюзивный подход, дети с ограниченными возможностями здоровья

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида.

Инклюзивное образование - процесс создания оптимального образовательного пространства, ориентированного на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника процесса.

Этап дошкольного детства - время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему - дошкольное обучение и воспитание.

В настоящее время часто происходит так называемое стихийное включение детей с отклонениями в развитии в среду здоровых сверстников, особенно в сельской местности. Дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Это связано и с нехваткой коррекционных дошкольных образовательных учреждений, и с нежеланием родителей воспитывать своих детей в условиях учреждения компенсирующего вида, и с рядом других социально-экономических и психолого-педагогических причин.

Нахождение детей с ОВЗ в одном помещении и в одно и то же время с нормально развивающимися сверстниками способствует сокращению дистанции между данными категориями дошкольников. Однако способность включиться в обычную группу детей характеризует не только возможности самого ребенка с ОВЗ, но и качество работы дошкольного учреждения, наличия в нем адекватных условий для развития воспитанников с особыми потребностями. Поэтому для полноценной функциональной и социальной инклюзии необходима особая организация предметного взаимодействия, межличностных контактов и общения, равноправное партнерство, снятие социальной дистанции.

В настоящее время в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) общеразвивающего вида нет полноценных условий для инклюзивного обучения таких детей. В нем отсутствуют учителя - дефектологи, специальные психологи, врачи-специалисты, социальные работники, нет специального оборудования и современных технических средств обучения для коррекционных занятий, а также специальных развивающих программ. В связи с этим возникает необходимость поиска решения данной проблемы, путем инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида.

Для оптимального осуществления инклюзивного образования на этапе дошкольного детства необходимо создавать следующие специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ в учреждении общеразвивающего вида:

1. Создание нормативно-правового и программно-методического обеспечения.

В учреждении должна быть разработана нормативно-правовая база, задающая концептуально – содержательные основы развития инклюзивных подходов к образованию детей с ОВЗ.

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо осуществлять в соответствии со специальными программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития, поэтому ДОУ должно быть укомплектовано специальной литературой по коррекционному обучению.

2. Создание предметно-развивающей среды.

Для успеха инклюзивного образования необходимо создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда и др. (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева).

Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях детского сада общеразвивающего вида является оснащение его специальным оборудованием:

    для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки; следует предусмотреть наличие пандуса;

    для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;

    для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппараты и другие технические устройства.

3. Кадровое обеспечение.

Важное условие обеспечения удовлетворения специальных потребностей детей является наличие в дошкольном учреждении общеразвивающего вида специалистов: учителя - логопеда, учителя - дефектолога, педагога- психолога, социального педагога, а также высокий уровень профессиональной компетентности педагогов. Проблемой является нехватка специалистов. С этой целью необходима подготовка педагогов к инклюзивному образованию с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов дошкольных учреждений.

4. Создание психолого-педагогического сопровождения.

В дошкольных учреждениях общеразвивающего вида необходимо создавать психолого-медико-педагогические консилиумы, цель которых – организация воспитания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, расширение круга общения детей, а также психологическая и социальная поддержка семей. Организация комплексного коррекционно-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает участие каждого специалиста, а именно, заведующего, старшего воспитателя, учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, социального педагога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинской сестры.

В начале каждого учебного года необходимо проводить комплексное обследование детей с ОВЗ специалистами и воспитателями. В соответствии с медицинскими диагнозами разрабатывать индивидуальные маршруты развития на каждого ребенка, определять учебную нагрузку.

На этапе реализации каждого индивидуального маршрута развития ребенка с ОВЗ возникает задача – создание комплексной целенаправленной работы. Вся коррекционно-педагогическая помощь должна осуществляться наряду с лечением. На протяжении всей коррекционной работы детям с ограниченными возможностями здоровья требуется внимание и участие медицинских специалистов, так как многие виды нарушений связаны с органическими поражениями центральной нервной системы. Коррекционное воздействие на детей оказывается более эффективным в сочетании со специальным медикаментозным лечением, стимулирующим созревание центральной нервной системы.

Все педагоги, которые будут сопровождать детей с ОВЗ, должны знать основы коррекционного воспитания и обучения таких детей. В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении педагогам необходимо:

    включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную коррекционно-развивающую программу;

    создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации;

    корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка;

    при оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития;

    педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.

Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ в дошкольном учреждении общеразвивающего вида предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог должен создавать условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и упражнения должны выбираться с учетом индивидуальных программ обучения. Важным условием организации занятий должна являться игровая форма проведения. Так же необходимо предусмотреть варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. В данной модели могут гармонично сочетаться развивающие и коррекционные подходы в обучении.

Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение занятий, гигиенических процедур, прием пищи.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ должны определяться методы обучения. При планировании работы использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных методов создает условия, способствующие эффективности процесса обучения. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов нужно решать индивидуально. В тех случаях, когда основная программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, должны составляться индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации.

Для отдельных категорий детей с ОВЗ, обладающих особой спецификой развития, необходимо предусмотреть включение в работу инновационных технологий, оригинальных методик и предметов. Так, например, для детей, имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха использовать невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, картинки-символы и др.

5. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно сохранить в семье и детском саду единство и согласованность всех требований к ребенку. Задача специалистов - помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений. Непрерывную связь с родителями необходимо осуществлять через консультации, практикумы, родительские собрания, индивидуальные тетради для рекомендаций и другие формы работы. Родители должны получать информацию о том, какие знания, умения и навыки необходимо закреплять у ребенка, познакомиться с различными игровыми приемами, которые направлены на его всестороннее развитие.

Таким образом, в зависимости от имеющихся в образовательном учреждении условий, состава и количества детей с ОВЗ, реализация инклюзивного подхода в образовании особых детей в разных ДОУ общеразвивающего вида может быть весьма разной. Обычный детский сад при четко продуманном содержании организации его работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обладает эффективностью коррекционного воздействия и играет важную роль в полноценной подготовке к школьному обучению. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство. Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс обучения нормально развивающихся сверстников является актуальной и многоаспектной, решение которой требует дальнейшего проведения исследований и разработок, создания специальных условий в дошкольных учреждениях общеразвивающего вида.

Литература:

    От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования" / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. С. 293- 311.

    Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: 2005. 477с.

    Шматко, Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение / Н.Д. Шматко // Дефектология. 1999. № 1. С. 41-46.

    Шматко, Н.Д. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа / Н.Д.Шматко, Э.В.Миронова // Дефектология. 1995. №4. С. 66- 74.

Всё чаще педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений в своей практике сталкиваются с детьми, которые в силу каких-то своих особенностей выделяются в социуме сверстников. Как правило, такие ребята с трудом усваивают образовательную программу, медленнее работают на занятиях и уроках. Не так давно в педагогический словарь добавилось определение "дети с ограниченными возможностями здоровья", но уже сегодня обучение и воспитание этих малышей стало

в современном обществе

Специалисты, занимающиеся изучением контингента детей в образовательных учреждениях, утверждают, что практически в каждой группе детского сада и в классе средней школы есть дети с ОВЗ. Что это такое, становится понятно после детального изучения особенностей современного ребёнка. В первую очередь, это дети, имеющие физические или психические недостатки, которые препятствуют успешному освоению ребёнком образовательной программы. Категория таких ребят достаточно разнообразная: в неё входят дети с нарушениями речи, слуха, зрения, патологиями опорно-двигательного аппарата, комплексными нарушениями интеллекта и психических функций. Кроме того, к ним относятся гиперактивные дети, дошкольники и школьники с выраженными эмоционально-волевыми нарушениями, фобиями и проблемами с социальной адаптацией. Перечень достаточно широкий, следовательно, и ответ на вопрос: «ОВЗ - что это такое?» - требует достаточно детального изучения всех современных отклонений от нормы в развитии ребенка.

Особые малыши - кто они?

Как правило, проблемы особенных детей становятся заметны педагогам и родителям уже в дошкольном возрасте. Именно поэтому в современном дошкольном образовательном социуме всё большее распространение получает организация интеграции особых малышей в социум. Традиционно выделяют две формы такой интеграции: инклюзивное и интегрированное воспитание детей с ОВЗ. Интегрированное воспитание проходит в условиях специальной группы в дошкольном учреждении, инклюзивное - в обычных группах среди сверстников. В тех дошкольных учреждениях, где практикуется интегрированное и инклюзивное воспитание, в обязательном порядке вводятся ставки практических психологов. Как правило, дети нормально воспринимают не совсем здоровых сверстников, ведь малыши более толерантны, чем взрослые, поэтому в детском социуме практически всегда имеет место «общение без границ».

Организация обучения и воспитания особых детей в дошкольном учреждении

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение в первую очередь специалисты обращают внимание на степень выраженности отклонений. Если патологии развития выражены сильно, то помощь детям с ОВЗ становится приоритетной деятельностью соответствующих специалистов детского сада. В первую очередь, педагог-психолог планирует и проводит специальное изучение ребёнка, на основе результатов которого разрабатывается индивидуальная карта развития. В основу изучения малыша включаются такие направления, как индивидуальная изучение медицинской карты, обследование психического и физического развития ребёнка. К работе психолога подключаются специалисты определённого профиля, в зависимости от характера патологии. Воспитателя группы, которую посещает малыш с ограниченными возможностями здоровья, знакомят с полученными данными и индивидуальным образовательным маршрутом особого воспитанника.

Адаптация ребёнка с ОВЗ к условиям дошкольного учреждения

Адаптационный период для ребёнка, не имеющего патологий в развитии, как правило, протекает с осложнениями. Естественно, что дошкольники с ОВЗ привыкают к условиям детского социума намного сложнее и проблематичнее. Эти малыши привыкли к ежеминутной опеке родителей, постоянной помощи с их стороны. Установление социальных контактов со сверстниками проходит затруднительно вследствие отсутствия опыта полноценного общения с другими детьми. Навыки детских видов деятельности развиты у них недостаточно: рисование, аппликация, лепка и другие любимые ребятами занятия с особенными малышами проходят несколько медленнее и с затруднениями. Практики, занимающиеся интеграцией детей с ОВЗ в дошкольный социум, рекомендуют в первую очередь проводить психологическую подготовку воспитанников тех групп, в которые придут дошкольники с ОВЗ. Малышу будет комфортнее, если остальные дети, развивающиеся в норме, будут воспринимать его как равного, не замечая недостатков в развитии и не выставляя барьеров в общении.

Особые образовательные потребности ребёнка с ОВЗ

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, обращают внимание на главную сложность - передачу особому ребёнку социального опыта. Сверстники, развивающиеся в норме, как правило, с лёгкостью принимают и умения от педагога, но к детям с выраженными патологиями в развитии нужен особый образовательный подход. Организовывают и планируют его, как правило, специалисты, работающие в учебном учреждении, которое посещает ребёнок с ОВЗ. Программа обучения таких детей включает в себя определение направления индивидуального подхода к малышу, дополнительные разделы, соответствующие особым образовательным потребностям. Она также включает в себя возможности по расширению образовательного пространства для ребёнка за пределы образовательного учреждения, что особенно важно для детей с затруднениями в социализации. Самое главное условие реализации образовательной функции - это учёт особых образовательных потребностей ребёнка, обусловленных характером патологии и степенью её выраженности.

Организация обучения и воспитания особых детей в школьном учреждении

Непростой проблемой для сотрудников школьных учреждений становится обучение школьников с ОВЗ. Программа обучения детей школьного возраста намного усложняется по сравнению с дошкольной, поэтому усиленное внимание уделяется индивидуальному сотрудничеству особого школьника и педагога. Связано это с тем, что, кроме социализации, компенсации недостатков в развитии, следует обеспечить условия для усвоения ребёнком общеобразовательной программы. Большая нагрузка ложится на специалистов: психологов, дефектологов, социологов - которые смогут определить направления коррекционного воздействия на особого школьника с учётом характера и степени выраженности патологии.

Адаптация ребёнка с ОВЗ к условиям школьного образовательного учреждения

Дети с ограниченными возможностями здоровья, посещающие дошкольные учреждения, намного лучше адаптированы к детскому социуму в момент поступления в школу, так как имеют некоторый опыт общения со сверстниками и взрослыми. В случае отсутствия соответствующего опыта учащиеся с ОВЗ намного сложнее проходят период адаптации. Затруднительное общение с другими учениками осложняется наличием патологии у ребёнка, что может привести к изоляции такого учащегося в классном коллективе. Школьные специалисты, занимающиеся проблемой адаптации, разрабатывают специальный адаптивный маршрут для ребёнка с ОВЗ. Что это такое, понятно уже с момента его реализации. В процессе участвуют педагоги, работающие с классом, родители ребёнка, родители других учащихся, администрация учебного работники, социолог и психолог школы. Совокупные усилия приводят к тому, что по истечении определённого срока, как правило, 3-4 месяцев, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья оказывается в достаточной степени адаптированным в школьном коллективе. Это значительно упрощает процесс его дальнейшего обучения и усвоения им образовательной программы.

Взаимодействие семьи и учебного учреждения по вопросам интеграции детей с ОВЗ в детский социум

Важная роль в улучшении качества обучающего процесса ребёнка с ограниченными возможностями здоровья отводится семье. От того, насколько тесно налажено сотрудничество педагогов с родителями, напрямую зависит успеваемость особого школьника. Родители детей с ОВЗ должны быть заинтересованы не только в усвоении сыном или дочерью учебного материала, но и в установлении полноценного контакта ребёнка со сверстниками. Позитивный психологический настрой в полной мере будет способствовать успехам в усвоении программного материала. Участие родителей в жизни класса будет способствовать созданию единого психологического микроклимата семьи и школы, соответственно, и адаптация ребёнка в классе пройдёт с минимальным проявлением сложностей.

Организация психологического сопровождения детей с ОВЗ

Разрабатывая для детей с выраженными патологиями в развитии, специалисты в обязательном порядке учитывают сопровождение ребёнка педагогом-психологом, социальным педагогом, дефектологом, реабилитологом. Психологическое сопровождение особого школьника проводится школьным специалистом психологической службы и включает в себя диагностическое исследование уровня развития интеллектуальных функций, состояния эмоционально-волевой сферы, уровня сформированности необходимых навыков. На основании анализа полученных результатов диагностики планируется проведение реабилитационных мероприятий. Коррекционная работа с детьми, ОВЗ у которых могут быть различного характера и степени сложности, проводится с учетом особенностей выявленных патологий. Проведение коррекционных мероприятий является обязательным условием организации психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные методики обучения детей с ОВЗ

Традиционно педагоги работают по определённой схеме: объяснение нового материала, выполнение заданий по теме, оценивание уровня усвоения знаний. Несколько по-другому выглядит эта схема для школьников с ОВЗ. Что это такое? Специальные методики обучения, как правило, разъясняют на профессиональных курсах повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. В целом схема выглядит ориентировочно следующим образом:

Поэтапное объяснение нового материала;

Дозированное выполнение заданий;

Повторение учеником инструкции к выполнению задания;

Обеспечение аудио-, визуальными средствами обучения;

Система специального оценивания уровня учебных достижений.

Специальное оценивание включает в себя в первую очередь индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами ребёнка и затраченными им усилиями.

Что значит «дети с ОВЗ» ? Это дети с ограниченными возможностями здоровья. Данный термин был введен недавно, при принятии закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2013 году.

В детский сад приходят разные дети. В последнее…время... увеличилось количество... детей…с…ОВЗ…и…детей-инвалидов. Это, в больше степени, обуславливается новыми законами и Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования, который направлен на создание возможности для перехода к совместному обучению здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Чем раньше такой ребенок придет в детский коллектив, тем проще ему будет социализироваться в дальнейшем.

Родителям детей с ограниченными возможностями здоровья при устройстве в дошкольное учреждение следует учесть, что при себе необходимо иметь документ из психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) . Помимо подтверждения имеющейся проблемы, в документе должны быть прописаны условия, которые необходимо организовать для обучения ребёнка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС с использованием адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ – либо основной, либо индивидуальной.

Чтобы работать с этим контингентом воспитанников, мало быть просто воспитателем, имеющим стандартное дошкольное образование. Нужно пройти специальные курсы, самостоятельно изучить много литературы, изучить не только свои обязанности, но и вникнуть в психологию этих детей, понять особенности их физического состояния.

Обычно адаптация такого ребенка проходит с большими трудностями, поскольку налицо заниженная самооценка, различные страхи. Воспитатель должен объяснить окружающим детям, что ребенок такой же как они, только у него «болит ножка» , «плохо видит» и т.д. Опытный педагог подберет необходимые слова. Так же необходимо помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников.

С детьми с ОВЗ, которые посещают дошкольное учреждение, занимаются по такому же принципу, что и с обычными детками, но с учетом особенностей данного контингента.

Но воспитатель не одинок в работе с детьми с ОВЗ. В детском саду к работе подключаются специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физическому воспитанию и музыкальный руководитель.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

ГОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения

Йошкар-Ола

Составители: И. Э. Широкова – заместитель директора ЦППРК ПС ПДПС по диагностической работе ; Е. М. Бешкарева - учитель-логопед РПМПК; Е. В. Репина - учитель-дефектолог РПМПК; А. И. Середкина – педагог-психолог РПМПК.

Рецензент: И. Б. Козина – зав. кафедрой специальной педагогики и психологии МарГУ, кандидат педагогических наук, доцент.

Министерство образования Республики Марий Эл, ГОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения

Йошкар-Ола, 2011

Введение. 4

Условия организации интегрированного обучения

и воспитания детей с ОВЗ в ДОУ. 6

Модели интегрированного воспитания

и обучения детей дошкольного возраста в ДОУ. 8

Этапы сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа. 10

и специалистов ДОУ в процессе комплексного сопровождения. 17

воспитанников с ОВЗ.

Введение

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены во многих законодательных актах России. Во многих субъектах Российской Федерации разрабатываются документы, региональные целевые программы, посвящённые вопросам поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям в условиях перехода к процессам интеграции в образовании.

В нашей стране в 1970-1980 годы начали отрабатываться модели помощи лицам с ОВЗ, в первую очередь такая помощь предлагалась детям с нарушениями слуха и зрения. Однако если ранее в коллектив детей с нормативным темпом развития интегрировались, как правило, дети с нарушениями сенсомоторных функций (позднооглохшие, глухие или слабослышащие, слепые или слабовидящие, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, не имевшие выраженного снижения интеллектуальных способностей), то в последние годы возникли реально действующие модели интеграции детей с интеллектуальной недостаточностью и со сложной структурой дефекта (дети с тяжелыми множественными нарушениями).

Однако, проблема интегрированного воспитания и обучения в нашей республике до сих пор не решена. В системе дошкольного образования данная форма обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должна учитывать современные социально-экономические условия, региональные особенности системы образования. В методическом письме Министерства образования РФ от 16 января 2002г. № 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» отмечается, что интеграция не должна осуществляться стихийно. Она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения.

Интеграция детей с ОВЗ дошкольного возраста предполагает не просто обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками, а совместную жизнь всех воспитанников в стенах дошкольного образовательного учреждения, организованную как часть жизни граждан нашего общества.

Наиболее адекватные условия для осуществления процессов интеграции дошкольников с ОВЗ могут быть созданы в ДОУ комбинированного вида, в которых предусмотрены функционирование компенсирующих групп, кадровое, программно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Приоритетными направлениями этого процесса являются:

1) своевременное выявление недостатков в развитии детей;

2) организация коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии с целью предотвращения формирования вторичных отклонений;

3)подготовка ребёнка с ОВЗ к обучению в общеобразовательной школе.

Дошкольные образовательные учреждения, организуя интегрированное воспитание и обучение детей с ОВЗ, решают следующие социально значимые задачи:

1) расширение охвата детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью;

2) максимальное приближение необходимой помощи к месту жительства ребёнка, что позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для их проживания и воспитания в семье;

3) обеспечение родителей (опекунов) консультативной поддержкой;

4) подготовка общества к принятию человека с ограниченными возможностями.

Таким образом, дошкольное образовательное учреждение может организовать интегрированное воспитание и обучение детей даже в небольшом населённом пункте. Однако для оказания эффективной помощи нуждающимся детям, в детском саду должны быть созданы соответствующие условия.

Условия организации интегрированного обучения

и воспитания детей с ОВЗ в ДОУ.

Организуя процесс интегрированного обучения и воспитания детей с ОВЗ, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать определённые условия. Только их совокупность обеспечит полноценную , грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

Создание материально-технических условий, обеспечивающих возможность организации пребывания и обучения детей в образовательном учреждении предусмотрено статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагоги должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

В целях обеспечения освоения детьми с ОВЗ в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их психического и физического развития, целесообразно вводить в штатное расписание образовательных учреждений дополнительные ставки педагогических (учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов) и медицинских работников.

Важным условием для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательное учреждение общего типа является проведение информационно-просветительской работы, разъяснительных мероприятий по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса конкретных категорий детей, со всеми участниками образовательного процесса. Особенно с детьми и родителями.

Вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, должны быть регламентированы уставом и локальными актами образовательного учреждения. В том числе, образовательные учреждения должны быть лицензированы на осуществление в ДОУ конкретных специальных (коррекционных) программ.

Актуальным является вопрос финансового обеспечения. Органам местного самоуправления предоставляется право устанавливать нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (в соответствии с «Рекомендациями по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в субъекте РФ» Минобразования РФ от 18.04.2008).

При создании в образовательном учреждении общего типа условий для обучения детей с ОВЗ финансирование обучения таких детей рекомендуется осуществлять по нормативу, установленному для коррекционного образовательного учреждения, соответствующего типа и вида (письмо Минобрнауки России от 13.09.2006 №АФ-213/03).

Необходимо учесть и разработать меры материального стимулирования деятельности педагогов и специалистов образовательных учреждений.

Модели интегрированного воспитания

и обучения детей дошкольного возраста в ДОУ

Наиболее эффективными моделями интеграции являются интернальная (внутри системы специального образования) и экстернальная интеграция (взаимодействие системы специального и общего образования).

При интернальной интеграции совместное обучение возможно для детей с нарушением слуха и с нарушением интеллекта или для слепых детей и их сверстников с нарушением интеллекта. Экстернальная модель интеграции была апробирована при совместном обучении детей с нормальным психофизическим развитием и с задержкой психического развития, а также при обучении в одном классе обычных детей и их слабовидящих или слабослышащих сверстников.

Внутри этих моделей выделяют формы интегрированного обучения детей с ОВЗ:

1) комбинированное, когда ребенок с отклонениями в развитии способен находиться в группе здоровых детей, получая при этом систематическую помощь со стороны учителя-дефектолога, логопеда, психолога;

2) частичное, когда дети с отклонениями в развитии не способны на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной программой; в этом случае первую половину дня они проводят в специальной группе, а вторую часть дня – в массовой группе, присутствуя на мероприятиях воспитательного характера;

3) временное, когда дети, воспитывающиеся в специализированной группе ДОУ и дети массовых групп объединяются не реже двух раз в месяц для совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий воспитательного значения;

4) полное, когда 1–2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада (дети с ринолалией, слабовидящие, слабослышащие); эти дети по уровню психофизического, речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь они получают по месту обучения или ее оказывают родители под контролем специалистов.

Модели интеграции детей в дошкольном возрасте. Интегрированное обучение должно иметь свою специфику в зависимости от возрастных особенностей детей и уровня их развития:

1. Ранний возраст. Интеграция выступает в качестве определенной формы образовательно-воспитательной и медико-социальной помощи для всех детей раннего возраста, поскольку стимулирующую и развивающую помощь должен получить каждый ребенок. На развитие здорового ребенка ранняя психолого-педагогическая помощь окажет стимулирующее воздействие и для ребенка с проблемами в развитии она поможет заложить основы реабилитационного процесса.

2. Дошкольный возраст. В дошкольном возрасте увеличиваются требования к обучающей деятельности педагога, ее целенаправленности. Необходимость формировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребенка, ставит перед взрослым задачу обучения ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Эти способы чрезвычайно специфичны для детей со сложной структурой нарушения и с умственной недостаточностью. В настоящее время необходимо создавать дифференцированные условия обучения в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида, а также проводить совместные прогулки и праздники детей с умственной недостаточностью (выраженной задержкой психоречевого развития) и их сверстников нормального уровня развития. Группы интегрированного обучения уже созданы в центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции (например, в Йошкар-Оле, в Волжске), где в группе из 10–12 детей одновременно работают 3–4 специалиста коррекционного профиля, реализующих во время занятий индивидуально-дифференцированный подход к детям с разным уровнем психофизического развития.

Этапы сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа.

Педагогическая диагностика является первым этапом по осуществлению сопровождения в воспитательно-образовательном процессе. Целью педагогической диагностики является раннее выявление детей с ОВЗ.

Второй этап - коллегиальное обсуждение на консилиуме проблем ребёнка: определение направлений коррекционной помощи ребёнку и отражение их в индивидуальной программе сопровождения(составляется на 1-3 месяца).

Развитие ребенка с ОВЗ идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.).

Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей обучающихся в условиях специальных (коррекционных) учреждениях, а так же детей, воспитывающихся в общеобразовательных учреждениях (ДОУ и СОШ) должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития , состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.

Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.

Индивидуальная программа развития ребенка должна решать задачи следующего характера:


  • психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников (обучающихся);

  • адаптации ребенка к новым условиям обучения;

  • профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;

  • коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы :

  • изучение документов, личных дел;

  • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;

  • изучение социума (соц.окружения) ребенка;

  • диагностические исследования.
Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка :

  1. Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.

  2. Цель диагностического этапа : - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.

  3. Цель коррекционно-развивающего этапа: - улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

  4. Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в школе-интернате, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.
Стратегия построения индивидуальной программы сопровождения ребенка:

  1. Выявление актуальных проблем ребенка.

  2. Разработка путей поддержки и коррекции.

  3. Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации, профилактики и др.).

  4. Реализация намеченной программы.
Программа индивидуального развития для воспитанника утверждается на педсовете образовательного учреждения (так же, на заседании ПМПк). Она состоит из пояснительной записки, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося.

Составление индивидуальной программы развития (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет логопеду, педагогу-психологу, социальному педагогу и воспитателю эффективно реализовать программное содержание.

Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения включает следующие блоки:

Психологическое сопровождение

Логопедическое сопровождение

Педагогическое сопровождение

Социально-правовое сопровождение

Лечебно-оздоровительное

Также воспитательное сопровождение.

Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.

Цель педагогического сопровождения - обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.

Цель социально-правового сопровождения состоит в ознакомлении обучающихся с правами и основными свободами человека и развитии навыков социальной компетенции и правового поведения.

Цель лечебно-оздоровительного сопровождения включает формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.

Цель воспитательного сопровождения обусловливает формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.

Индивидуальная адаптационная программа

Индивидуальная адаптационная программа необходима вновь прибывшим в образовательное учреждение детям. Поэтому в течение первых полутора-двух месяцев с этими детьми должны проводиться занятия , направленные в первую очередь на установление эмоционального контакта со взрослым.

Индивидуальная адаптационная программа необходима также детям, поступающим в детский сад. Детям трудно переносить разлуку, они могут отказываться от контактов со взрослыми и детьми.

В этом случае целью адаптационной программы будет создание психолого-педагогических условий для подготовки ребенка к общению, установление доверительной связи между взрослым и ребенком, поддержание радостного настроения, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.

Только тогда, когда между взрослым и ребенком установятся доверительные отношения, можно приступить к коррекционно-развивающим занятиям.

Индивидуальная профилактическая программа и направлена на предупреждение развития у ребенка негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положительных привычек.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Примерное содержание индивидуальной адаптационной программы (направления и формы работы):


  1. Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:

    • нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;

    • стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с воспитателями;

    • знакомство с обстановкой группы;

    • знакомство с воспитателями, работающими в группе;

    • вовлечение ребенка в самую простую и доступную игру; привлечение внимания ребенка к интересным и красочным пособиям, игрушкам; стимулирование желания поиграть вместе со взрослым;

    • установление доверительных отношений со взрослыми, в результате чего должна сформироваться заместительная привязанность;

    • вовлечение ребенка в игровую ситуацию с участием других воспитанников в целях нормализации эмоционального поведения и развития первых контактов между детьми.

  2. Укрепление нервной системы

    • Наблюдение у психиатра, совместный осмотр психолога и психиатра (2 раза в год.).

    • Совместный контроль и наблюдение психолога, врача и воспитателя за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения.

    • Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля).

    • Осуществление комплексного подхода в укреплении нервной системы (контроль учебной нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода).


  3. Укрепление эмоционально - личностной сферы

    • Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.).

    • Диагностика эмоционально- личностной сферы (2 раза в год).

    • Овладение навыками самоконтроля.

    • Система групповых и индивидуальных занятий.

  4. Развитие познавательной сферы :

    • Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия (когнитивные тренировки).

    • Диагностика познавательной сферы (2 раза в год).

  5. Формирование устойчивой адекватной самооценки:

    • Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений (всеми специалистами).

    • Индивидуальные беседы воспитателя, психолога, социального педагога.

    • Диагностика уровня самооценки, знакомство с результатами диагностики.

    • Тренинг коммуникативного общения (4мес.).
6.Прогноз развития.

Составление индивидуальной программы развития (адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет дефектологу и воспитателю максимально эффективно реализовать программное содержание, защитит специалистов от односторонности в работе и возможных упущений, поможет разумно использовать рабочее время. Индивидуальная программа ребенка составляется сроком на 1-3 месяца. Далее ее содержание дополняется или изменяется.
Индивидуальная программа должна быть записана в истории развития ребенка после записи результатов его обследования и заключения дефектолога. Новое содержание программы или все последующие дополнения и изменения должны быть также зафиксированы в истории развития ребенка.

Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ и воспитателей группы. Процесс разработки индивидуальной программы открывает большие возможности для творческого поиска педагога. Ни одно методическое пособие не может точно учесть все потребности конкретного ребенка. При составлении индивидуальной программы необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие - на занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития. Следует помнить, что хорошо построенная и тщательно выполненная программа поможет ребёнку с отставанием в развитии продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без коррекционной помощи.

Следующим этапом сопровождения в воспитательно-образовательном процессе является повторный консилиум , на котором обсуждается динамика развития ребёнка (положительная, волнообразная, незначительная, отрицательна и т.п.). Если возникают затруднения в осуществления в работе с ребёнком, то следует направить его на ПМПК для уточнения дальнейшего образовательного маршрута.

После этого участники ПМП-консилиума в ДОУ согласуют деятельность по сопровождению ребенка с учетом рекомендаций ПМП-комиссии.

и специалистов смешанной группы

Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог. Содержание его дея­тельности аналогично деятельности учителя-дефектолога групп компенсирующего вида. Однако организация коррекционно-педагогического процесса в смешанной группе имеет некоторые особенности. Так, учитель-дефектолог:

Планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную инте­грацию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;

Консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы, помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;

Координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (му­зыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т. п.);

Ведет необходимую документацию.

Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитан­никами, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными заня­тиями или занятиями в малой группе - по 2-3 человека. Длительность таких занятий не должна превышать 10-15 минут.

Деятельность воспитателя смешанной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников. Особенностями организации работы воспитателя смешанной группы являются:

Планирование (совместно с учителем-дефектологом и другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);

Планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;

Соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии)

Обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов (учет рекомендаций каждого педагога: воспитатель учитывает логопедические рекомендации, а логопед – советы воспитателя);

Консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;

Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В его функции входят:

Психологическое обследование воспитанников;

Участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения);

Проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками;

Динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;

Проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье;

Осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;

Консультирование персонала группы;

Заполнение отчетной документации.

Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя в смешанной группе являются:

Взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках развлечениях, утренниках и т.д.;

Проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре);

Консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;

Ведение соответствующей документации.

Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. В смешанной группе организация его работы предусматривает:

Проведение (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;

Планирование совместной деятельности воспитанников группы; подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений;

Оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;

Регулирование (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников ;

Ведение необходимой документации.

Деятельность социального педагога направлена на обеспечение социального благополучия воспитанников и их семей. К специфике организации его работы в смешанной группе относятся:

Осуществление преемственности между образовательным учреждением и семьей воспитанников;

Участие в изучении воспитанников и составлении индивидуальных программ развития;

Консультирование родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребенка в семье;

Изучение социальных условий развития и воспитания ребенка в семье;

Взаимодействие с педагогами, специалистами служб социальной зашиты, благотворительными организациями по вопросам оказания социальной помощи воспитанникам;

Осуществление комплекса мероприятий по социальной защите воспитанников группы;

Выявление интересов, потребностей, трудностей, отклонений в поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи;

Ведение необходимой документации и составление в конце учебного года аналитического отчета о работе за год.

При наличии в штате ДОУ медицинских работников воспитанникам с отклонениями в развитии оказывается специализированная медицинская помощь.

В настоящее время перечень необходимой документации, форма ее ведения определяются как органом управления образованием, на территории которого находится данное образовательное учреждение, так и самим образовательным учреждением в зависимости от реализуемой образовательной программы. Представленный ниже перечень разработан на основе многолетнего практического опыта педагогических работников ДОУ и систематизирован.

I. Документация учителя-дефектолога (логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога)

1. Личное дело каждого воспитанника.

2. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы (учреждения).

3. Планы (перспективные; календарные индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий).

4. Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком (в ней отражаются структура дефекта, направления коррекционно-педагогической работы и т.д.).

5. Тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями.

В конце учебного года составляются характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы.

2. Документация воспитателей

1. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы.

2. Планы (перспективные и календарные фронтальных занятий).

3. Тетрадь передачи детей.

4. Тетрадь для родителей с индивидуальными занятиями.

5. Дневник наблюдений за детьми (определяется целями и задачами образовательной программы, реализуемой в данном учреждении).

В конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы.

Можно сделать вывод о том что, организация интегрированного воспитания и обучения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях, на современном этапе развития общего и специального образования, является новым и, как показывает практика, сложным направлением. Дошкольные образовательные учреждения нуждаются в информационной, кадровой, финансовой поддержке и помощи. Ее могут оказать органы местного самоуправления (администрация района, отдел образования, службы социальной защиты населения), а также психолого-медико-педагогические комиссии, оказывающие консультативную помощь педагогам, родителям по вопросам определения форм, методов путей обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Приложение

Программы и учебно-методические комплекты (УМК)

для детей с недостатками речи.


  1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы). Составители: Г. А. Каше, Т. Б. Филичева.
Программа адресована логопедам и воспитателям дошкольных учреждений (групп) для детей с нарушениями речи, является руководством при обучении детей с недоразвитием фонетического строя речи в подготовительной к школе группе.

Задачи программы: 1) помочь детям в овладении фонетической системой языка; 2) подготовить к овладению грамотой общепринятым аналитико-синтетическим методом и усвоении некоторых элементов грамоты.


  1. Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста. Составитель С. А. Миронова.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, страдающих заиканием при нормальном общем развитии речи, составлена на основе «Программы воспитания в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой. М.,1978)

Коррекционные задачи: 1) воспитывать общее и речевое поведение детей; 2) развивать психофизиологические процессы и формировать навыки пользования самостоятельной речью без заикания.

Общеобразовательные задачи: 1) расширять и углублять знания детей об окружающей жизни и природе; 2) обучать рассказыванию и развитию элементарных математических представлений; 3) обучать навыкам изображения простых и более сложных предметов и передачи сюжетов (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

В приложения включены примерныеконспекты занятий, иллюстрирующие работу логопеда на 1-3 этапах коррекционной работы.


  1. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (для старшей группы). Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
Программа предназначена для работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи в условиях старшей группы ДОУ (5-6 лет).

Цели: 1) формировать у детей полноценную фонетическую систему языка; 2) развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения в различных речевых ситуациях; 3) обучать изменению просодических характеристик высказывания в зависимости от речевых намерений.

Программа сопровождается методическими рекомендациями , в которых даётся характеристика недостатков в развитии фонематического слуха и звукопроизношения детей, раскрываются методы и приёмы их исправления, а также обосновываются принципы формирования стороны речи у детей с ФФН и описываются особенности взаимодействия логопеда и воспитателя.


  1. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
Программа предназначена для обучения и воспитания детей с 2-3 уровнем речевого развития 6-го года жизни с нормальным слухом и интеллектом

Цель : устранить речевой дефект детей и предупредить возможные трудности в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

Задачи: 1) помочь детям в практическом усвоении лексических и грамматических средств языка; 2) формировать правильное произношение; 3) готовить к обучению грамоте, помочь овладеть её элементами; 4) развивать навыки связной речи.


  1. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 1,2. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина.
Цель: продолжать развитие связной речи детей (монологической и диалогической) на основе уточнения и расширения словарного запаса, совершенствования грамматического строя речи, практического овладения сложными формами словоизменения и способами словообразования.

  1. Учим говорить правильно (учебно-методический комплект). Автор Т. А. Ткаченко.
Учебно-методический комплект адресован логопедам, воспитателям и методистам ДОУ, детских садов, поликлиник, санаториев, а также родителям детей, имеющих речевое недоразвитие. Вошедший в комплект оригинальный практический и наглядный материал – результат 30-летней работы с дошкольниками, имеющими тяжёлые речевые нарушения.

Цели : 1) проводить коррекцию общего недоразвития речи у детей 5-6 лет; 2) готовить их к школе.

Задачи: 1) выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности; 2) устранить фонетико-фонематическую недостаточность; 3) сформировать навыки звукового анализа, а затем и послогового чтения; 4) развить связную речь; 5) предупредить нарушения письма и чтения, вероятность проявления которых особенно велика у детей данной категории.

Представленная в учебно-методическом комплекте система коррекционно-развивающей деятельности педагогов (логопеда и воспитателей) включает психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР 5-6 лет, рекомендации по планированию работы воспитателя и логопеда в старшей и подготовительной группах, примерные конспекты занятий, другие методические и наглядные материалы.


  1. Проект программы логопедической работы с детьми средней группы (со 2 уровнем речевого развития при ОНР). Устранение общего недоразвития речи у дошкольников (практическое пособие). Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
Задачи: 1) развитие понимания речи; 2) развитие словарного запаса; 3) формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов; 4) развитие фонематического слуха; 5) развитие звукопроизношения и формирования слоговой структуры.

  1. Программа логопедической работы в ДОУ. Авторы: Л. В. Лопатина, Г.Г. Голубева, Л.Б. Баряева.
Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи 1-3 (по Р.Е.Левиной) и 4 уровня (по Т.Б. Филичевой). В соответствии с авторским замыслом вся логопедическая работа в ДОУ может быть представлена как логическая и преемственная смена ступеней воспитания и обучения дошкольников с ОНР со свойственными каждой из них задачами и содержанием работы. В рамках каждой ступени выделены задачи и содержание подготовительного и основного этапов коррекционного обучения. Ступени воспитания и обучения соответствуют уровням речевого развития и возрасту детей (младший, средний, старший дошкольный возраст).

  1. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. Автор Н. В. Нищева
Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) с 1-2 уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи.

Цель: выстраивать систему коррекционно - развивающей работы в младшей логопедической группе, предусматривающую полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

Задачи: 1) осуществлять языковое и познавательное развитие; 2) формировать

художественно- творческие и музыкальные навыки; 3) укреплять физическое

здоровье.

Разделы программы: речевое развитие, познавательное развитие, креативное

развитие, физическое здоровье и развитие, нравственное воспитание,

трудовое воспитание.

В методический комплект к программе входит пособие для специалистов

ДОУ, рабочие тетради для детей, комплекты дидактических игр , тетрадь с


  1. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе
детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет). Автор Н. В.

Программа рассчитана на пребывание ребёнка с общим недоразвитием речи в

логопедической группе ДОУ с 4-летнего возраста.

Цель: построить систему коррекционно - развивающей работы в

логопедических группах для детей с ОНР -1-3 уровня речевого развития (по

Р.Е.Левиной), 4 уровня - (по Т.Б. Филичевой) в возрасте 4-7 лет,

предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий

всех специалистов дошкольного образования и родителей дошкольников.

Учебно-методическое обеспечение Программы составляют: методические

занятий, речевые карты, комплекты рабочих тетрадей, настольно-печатные

игры и пособия для детей.
11.Речецветик (парциальная программа комплексного развития

коммуникативно-познавательных речевых способностей дошкольника). Автор

Г. А. Ванюхина.

Программа предназначена для детей в возрасте от 0 до 7 лет разного уровня

развития (одарённых, со средними способностями, с речевыми и

психологическими нарушениями) и может использоваться: в ДОУ

общеразвивающего вида; в группах для детей с недостатками речи (ФФН,

ОНР 2-3 уровня), с задержкой психического развития.

Программа направлена на комплексное развитие у дошкольников

разносторонних познавательных способностей, на совершенствование умений

получать и передавать информацию посредством действия, мышления и речи.

Цель: формировать и гармонизировать энергоинформационное пространство

личности средствами природосообразного развития коммуникативно-

познавательных речевых способностей детей.

Учебно-методическое обеспечение программы составляют: базовое пособие

« Речецветик» (8 книг на 2 года обучения), книги-практикумы серии

« Помощники «Речецветика», развёрнутое тематическое и календарное

планирование, наглядно-практический и учебно-методический материал,

методические брошюры.
Программы ранней помощи детям с отклонениями в развитии.


  1. Маленькие ступеньки: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Авторы М. Питерси, Р. Трилар, Э. Бра

  2. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. Авторы Нэнси М. Джонсон-Мартин, Кеннет Г. Дженс.

  3. Ступеньки: Комплексная коррекционно-разивающая программа для детей раннего и младшего возраста. Авторы О. Ю Кравец, И. А. Рыбкина.

Программы и УМК для детей

с задержкой психологического (психического) развития


        1. Ступеньки развития (концепция построения адаптивной модели обучения и воспитания детей с ЗПР и программно-методический материал) Автор Н.Ю.Борякова

        2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития (программы и методические материалы). Авторы: С.Г.Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М.Капустина, И.Н.Волкова

        3. Готовимся к школе: программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР (учебно-методический комплект). Авторы: Т.К.Белова, Р.В.Былич, И.Н.Волкова, И.А.Кузнецова, Г.Н.Максимова Научный редактор С.Г.Шевченко

        4. Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения. Авторы: Г.А.Кузнецова, В.В.Колесникова, С.М.Тарамышева и другие. Научный редактор Т.Г.Неретина

        5. Играя – развиваем (программа и методические рекомендации для педагогов по формированию игровой и мыслительной деятельности у детей со специальными потребностями) Авторы: Т.Н.Бабич, С.М.Елинова, В.А.Кузнецова, Л.Э.Калмыкова, Е.Л.Кириллова Научный редактор Л.Ф.Павленко

Программы и учебно-методические комплекты

для детей с интеллектуальной недостаточностью


  1. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста Авторы: О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова

  2. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Авторы: Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, А.П.Зарин, Н.Д.Соколова

  3. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Авторы: Е.А.Екжанова, Е.Н.Стребелева

  4. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью Авторы: Т.Н.Исаева, Г.Н.Багаева, Г.В.Цикото, А.А.Ерёмина, Н.Б.Жарова Научный редактор Н.Ф.Дементьева

Литература.

Бейсова, В.Е.Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе / В.Е.Бейсова. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008,176 с.

Вебер, Н.П. Работа по индивидуальным программам развития как одно из направлений деятельности с одарёнными детьми /Н.П.Вебер. – Нерюнгри, 2002,80 с.

Екжанова, Е.А.Основы интегрированного обучения: пособие для вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова – М.: ТЦ Сфера, 2005,90 с.

Малофеев, Н.Н. Актуальные проблемы интегрированного обучения // Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко. –М.: Права человека, 2001, 290 с.

Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. Методическое письмо Министерства РФ от 16.01.2002 г.

О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в субъекте РФ. Методическое письмо Минобразования РФ от 18.04.2008 г.

Алексеева, В.В. Опыт работы интегрированного детского сада / В.В.Алексеева, И.В.Сошина.- М.:Теревинф, 2004,112 с.

Разенкова, Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребёнка / Ю.А. Разенкова. //Альманах института коррекционной педагогики РАО, 2003,№6.

Степанова, О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов / О.А.Степанова.- М.:ТЦ Сфера, 2008, 128с.

Тюленев, П.В.Индивидуальная программа развития ребёнка от 0 до 1 года. Руководство для родителей, воспитателей и педагогов / П.В. Тюленев.- М.:Просвещение, 2005, 154с.

Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: методическое пособие для учителей классов КРО / С.Г.Шевченко.- М.:Владос, 1999, 218с.

Шипицина, Л.М.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицина, А.А.Хилько, Ю.С.Галлямова, Р.В. Демьянчук, Н.Н.Яковлева. – СПб.: Речь, 2003,240с.

Коньшина Екатерина
Проблема образования детей с ОВЗ в ДОУ

На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья , в том числе детей

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития : нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Дети абсолютно не социализированы.

Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной , необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников уже в дошкольном учреждении. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса. Для ее решения мы не должны принуждать детей с ОВЗ адаптироваться под имеющиеся условия, а должны быть готовы изменить систему образования , спроектировать новые формы организации образовательного пространства . Практика последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью , детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей .

Однако на сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного образования : недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования . Педагоги, которые никогда не сталкивались с особенностями обучения детей с различными проблемами здоровья , часто не владеют необходимыми знаниями, приёмами и методиками специального образовательного процесса , даже не смотря на то, что прошли курсы повышения квалификации. Педагоги не имеют необходимой квалификации как для коррекции имеющихся у ребенка нарушений, так и вовлечения его в образовательный процесс . Кроме того некоторые педагоги являются противниками инклюзии, потому что это доставляет им дополнительные трудности, но не приносит существенного материального вознаграждения. Инклюзивное образование должно сопровождаться специальной поддержкой педагогов, которая может оказываться как внутри учреждения, так и вне его.

Внедрение инклюзивного образования в ДОУ выявляет ряд проблем .

Во-первых, это отсутствие нормативно-правовой базы, которая позволила бы определять такие критерии, как «численность детей с особенностями в одной группе, время их пребывания, размер и порядок финансирования работников инклюзивной группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка».

Во-вторых, отсутствие необходимой методической литературы. В ДОУ обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при организации НОД детей с ограниченными возможностями здоровья.

В-третьих, это необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования .

К сожалению многие сады с трудом могут позволить себе организацию инклюзивных групп, как раз потому, что есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования, к которому относятся и специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки и тактильные панели, также необходимы средства для организации безбарьерной среды и тд.

Ещё одной проблемой является отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребёнка с ОВЗ в обычной группе детского сада. Необходимо провести соответствующую работу по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребёнку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива. Также остро стоит вопрос нехватки специалистов (дефектологов, сурдологов и тд, а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов.

Немаловажной проблемой является отношение родителей как нормально развивающихся детей , так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ДОУ . Со стороны родителей «особых» детей зачастую возникает ситуация, когда они перестают реально соотносить возможности особого ребенка и перспективы его развития, и просто перекладывают ответственность за воспитание ребенка на специалистов. Эту проблему нужно решать в тесной взаимосвязи родителей, воспитателей специалистов ДОУ.

Родители же обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями , они боятся, что нахождение в группе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям. А ведь ни для кого не секрет, что отношения детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Поэтому обязательно необходимо проводить работу с родителями, направленную на повышение уровня компетенции по вопросам инклюзивного образования , на включение родителей в жизнь ДОУ.

Несмотря на все проблемы инклюзивное образование способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, и что немало важно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью .

Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование – значит давать детям шанс стать частью общества, развивать таланты, социализироваться.

Публикации по теме:

Проблема преемственности дошкольного и начального образования ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В статье рассматриваются проблемы преемственности дошкольного и начального.

Создание инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях ДОУ (Опыт работы по инклюзивному воспитанию в ГБДОУ «детский сад» №57 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга.) дефектолог.

«Взаимосвязь работы воспитателя и педагога-психолога ДОУ по адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению». Дошкольное детство является самым важным и благоприятным периодом в развитии ребёнка, а особенно ребёнка с ОВЗ. Очень многое напрямую зависит.

Адаптация детей с ОВЗ к условиям ДОУ «Адаптация детей с ОВЗ к условиям ДОУ» Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – сложный процесс как для самого ребенка, так и для.

Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП) Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП). Содержание I.Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка индивидуальной.

Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ (из опыта работы) Доклад на тему: «Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ» (из опыта работы). Подготовила: Михеева Наталья Александровна, воспитатель.

Проблема изучения особенностей мотивационной сферы воспитателей ДОУ Проблема изучения особенностей мотивационной сферы воспитателей ДОУ с разным уровнем успешности профессиональной деятельности в современной.

Развитие вариативных организационных форм образования обучающихся с ОВЗ Под организационными формами образования подразумевается внешнее выражение согласованной деятельности учителя и обучающихся, реализуемой.

Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ в ДОУ В настоящее время остро встает проблема правильного построения образовательной среды в дошкольных учреждениях, что способствует более эффективной.

Выступления на педагогическом совете «Проблема духовно-нравственного воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ» Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ через воспитательную.

Библиотека изображений: