Болезни Военный билет Призыв

Дети во время революции 1917 г. Детям о революции

30 лет назад, в 1987 году, к 70-летию Октябрьской революции, совсем небольшим по тем временам тиражом в 6000 экземпляров была издана уникальная книга карманного формата под названием «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий». В издании была опубликована не имеющая аналогов фантастически-интересная коллекция рисунков детей - маленьких москвичей, волей судеб оказавшихся свидетелями революционных событий 1917 года.

Описания детских работ даны из перечня иллюстраций в конце книги. Дополнительные описания - из текста Н.Н. Гончаровой, - в кавычках. Надо сказать, что идеология советского времени наложила глубокую печать на искусствоведческое исследование детских работ. Некоторые описания могут вызвать изумление у современного читателя, другие - саркастическую улыбку. Следует помнить, что книга была издана в начале активной фазы горбачевских реформ...

Издание представляет коллекцию рисунков в виде драматического повествования, и начинается с "образов эпохи", или серии "типовых портретов", отсылающих к известной серии фотографий "Русские типы", которую мы и приводим в нашей сегодняшней публикации...

Образы революционной эпохи

1. ВЕЛИКАЯ ПАРТИЯ БОЛЬШЕ­ВИКИ. 1917

2. ДОЛОЙ ВОЙНУ, ДАВАЙТЕ НАМ ХЛЕБА. 1917

Автор Иван Каштанов Бумага, графитный и цветной карандаши. 33,2X24,0 см.Подпись автора вверху: сле­ва - Иванъ, справа - Каштановъ. Надписи: на знамени - До­лой войну, давайте нам хле­ба; справа в рамке - Боль­шевик это эсть тот человек который идетъ п(р)оти(в) войны и просит много хлеба.

Издательство «Пешком в историю» выпустило серию из трех книжек, доходчиво и объективно объясняющих детям, что за события произошли 100 лет назад в России. МОСЛЕНТА выяснила у директора издательства и авторов путеводителя «Прогулки по революционной Москве 1917 года», как в игровой форме рассказывать детям об истории родного города без искажений и пропагандистского пафоса.

Рассказ без поучений

Екатерина Каширская, директор издательства «Пешком в историю»

На редколлегии по серии «Россия в 1917 году» мы решили, что в данном случае будет недостаточно нашей обычной, «фирменной» пары из энциклопедии и задачника.

Идея третьей книги - путеводителя, возникла еще и потому, что до наших дней сохранились многие здания и улицы, на которых происходили революционные события в Петербурге и Москве. И мы решили, что лучше всего дети представят себе ту реальность, посетив эти места. В результате в исторический задачник «Фотографии из 1917 года» мы включили карту революционного Петрограда, а Москве решили посвятить отдельный путеводитель, в котором с привязкой к домам и улицам рассказано не только о революции 1917-го, но и о восстании 1905 года.

Мы старались сделать книги, которые скорее рассказывают, а не поучают. И мне не хочется, чтобы дети писали по ним сочинения на тему «чему меня научила эта книга». Надеюсь, «революционная» серия заставит их задуматься, задать вопросы, которые до этого, возможно, не возникали в голове у ребенка.

    Изображение: Издательство «Пешком в историю»

С моей точки зрения, важно, чтобы у ребенка был потенциальный доступ к разным книгам. Пропаганда и идеология - составляющие государственной политики в любой стране. Но власть меняется, а вместе с ней и идеология.

Мы не за и не против политики большевиков или кого бы то ни было еще, мы хотим, чтобы читатели могли как можно лучше представить, как была устроена жизнь 100 лет назад, какие проблемы были у людей, на что они надеялись, кто владел их мыслями и чувствами и к чему это привело. И энциклопедия, и «Фотографии из 1917 года» так много рассказывают о повседневной жизни, быте, чтобы ребенку легко было вообразить себя на месте детей начала XX века.

Мы исходили из того, что у ребенка должна быть возможность использовать информацию из «Путеводителя», чтобы вообразить, представить и реконструировать события прошлого, если он захочет. Мы пытаемся помочь детям захотеть это сделать, вызвать у них эмоциональный интерес к тем событиям.

По моей просьбе в путеводитель был включен автомобильный маршрут, на случай, если люди не могут долго ходить пешком по каким-то физическим причинам или у них совсем маленькие дети, или погода плохая, или очень мало времени в Москве.

И я надеюсь, что даже такая быстрая автомобильная экскурсия позволит им ощутить это прикосновение к истории города, чтобы в будущем, возможно, вернуться к теме и изучить ее более подробно.

    Изображение: Издательство «Пешком в историю»

    Изображение: Издательство «Пешком в историю»

    Изображение: Издательство «Пешком в историю»

    Изображение: Издательство «Пешком в историю»

Безоценочный подход

С самого начала работы над путеводителем мы выбрали безоценочный подход: решили не высказывать свою точку зрения на события того времени, а излагать исключительно факты.

Конечно, любая революция - это трагическое время для страны и народа: подчас даже члены одной семьи поддерживали разные воюющие стороны. Все это привело к гибели людей, разрухе и разорению. Об этом мы сказали во вступлении к нашей книжке. Также сразу оговорили, что рассказывать будем об улицах Москвы, которые связаны с теми суровыми событиями.

Отбирать материал было непросто, потому что практически любые архивные документы содержали пропагандистский настрой, так как были изданы еще в СССР. Нам пришлось очистить факты от этого налета, предлагая родителям вместе с детьми пройтись по московским улицам и самостоятельно подумать над тем, что творилось здесь сто лет назад, представить и почувствовать себя участниками событий.

Мы исходили из того, что это даст хороший повод, чтобы спросить детей, как они думают, на чьей стороне они бы оказались тогда, а может, и предложить им представить себя поочередно по разные стороны баррикад.

    Изображение: Издательство «Пешком в историю»

    Изображение: Издательство «Пешком в историю»

    Изображение: Издательство «Пешком в историю»

    Изображение: Издательство «Пешком в историю»

Недавние события

Мы не собирались давать детям какие-то уроки, наша задача была - окунуть их в ту атмосферу, приблизить время и показать, что это не какая-то древняя история, а, в общем-то, сравнительно недавние события, которые все еще откликаются в настоящем.

Можно сколько угодно изучать революцию дома, по книжкам и альбомам. Но нам кажется, что только прикоснувшись к зданиям, посетив музеи 1905 года и революции, пройдя по улицам, на которых разворачивались те самые события, можно представить себе, как и чем жили тогда люди.

В Москве проходило много уличных боев и в 1905 и особенно в 1917 году, когда сторонники Временного правительства не хотели признавать новую власть, сражения шли по всему городу, даже Кремль был подвергнут артиллерийскому обстрелу.

Места сражений и памятники конструктивизма

Составляя маршруты, мы выбрали в Москве именно те места, которые больше всего пострадали, где было большее число сражений. Из них издатель отобрал три: район Красной Пресни, Тверскую улицу, Красную площадь и центр города. Плюс еще один маршрут целиком посвящен конструктивизму - новому виду архитектуры, который возник в 1920-х годах, когда Москва только начинала оправляться и восстанавливаться после революции.

Сначала мы изучили историческую литературу, посвященную революционным событиям в Москве. Все интересные факты нанесли на карту, что потребовало отдельного времени. Ведь очень часто в исторических материалах было лишь упоминание вроде следующего: «отряд красных сумел подавить пулеметную точку на колокольне Покровской церкви». Но церковь эта давно снесена, на ее месте находятся совсем другие здания, и нам приходилось обращаться к другим документам, которые сообщали, где она располагалась и что именно в ней происходило в 1905 году. Только после такой проработки вопроса мы наносили точку на современную карту. При составлении единого маршрута из почти сотни таких точек отсеялось около половины.

Когда дело дошло до проработки карты движения, мы прошли все наши маршруты со своим девятилетним сыном. Практические задания придумывали во время этих прогулок. Так что все загадки, вопросы и тесты, которые есть в тексте, были проверены и одобрены нашим ребенком.

Российская империя, как известно, была самой лучшей страной в мире, где счастливые гимназисты сияли румянцем, отправляясь по утрам учиться, молиться и мечтать отдать жизнь за царя. Конечно, были и небольшие проблемы (связанные с влиянием извне или со смутьянами, которых всегда хватает), например, тотальная безграмотность остального народа. Но в 1908 году, как рассказывают нынче "белые патриоты", царское правительство приняло программу всеобщего обучения для детей России – получить образование могли все независимо от пола, национальности и сословия! Программу задумывалось реализовать через 20 лет, тех самых "спокойных лет", которые просил некогда Столыпин, после чего мы бы "не узнали страну".


И если бы, говорят нам почитатели царской эпохи, кровавые большевики не разрушили процветающую и добрейшую к детям империю, то время всеобщего и обязательного образования пришло бы раньше – в 1928 году, а не как в СССР, в 1934-м, когда была достигнута всеобщая грамотность.

Возможно, кто-то и верит в эти сказки о прекрасном царстве, но сегодня, когда в России отмечают столетие Октябрьской революции, ради разнообразия обратимся к фактам.

В 1908 году не была принята никакая программа о всеобщем образовании. Это был лишь законопроект, который комиссия по народному образованию рассматривала еще два года, и после блужданий документа по столам в Думе, в Государственном совете, после бесплодных обсуждений среди чиновников прекрасная мечта стала той самой мифологической папочкой, которая для устойчивости служит подпоркой к шкафу в одном из высоких кабинетов. В 1912 году законопроект был отклонен Госсоветом.

Склонные к идеализации царского прошлого граждане, между тем, с высоких кафедр продолжают утверждать, что возможность получить образование и сделать карьеру для бедного крестьянина или батрака еще в царствование Александра III была очень высока, а то, что народ оставался темным и нищим – его собственный выбор, да еще и следствие греховности. Ну, а в царствование последнего императора возможностей стало еще больше. Особенно с теоретическим всеобщим образованием, о котором шла речь выше. Ораторы, если и упоминают в скобочках, что закон этот принят не был, то всегда забывают уточнить, какого рода это образование должно было быть, а мы упомянем – речь у Столыпина шла не о среднем, а о всеобщем начальном образовании.

Разрабатывая программу, чиновники брали за основу церковно-приходские школы и их предметный перечень.

"В дореволюционной начальной школе преподавались следующие предметы: Закон Божий, чтение, письмо, четыре действия арифметики, церковное пение, начальные сведения из церкви и Российского государства, а также всегда – ремесла и рукоделия". (Рустем Вахитов, "Революция, которая спасла Россию").

Именно эти предметы и требовались для перехода огромной аграрной страны на новый технологический уровень вслед за другими государствами, уже перешагнувшими через промышленную революцию, именно Закон Божий и четыре действия арифметики должны были обеспечить процветающей николаевской России "большой рывок" и полномасштабную индустриализацию, правда, только через 20 лет. Если бы эти 20 лет были "спокойными". А спокойными они бы не были и, наверное, не могли быть – все шло к переделу мира и даже к мировой войне.

Важно отметить еще один момент. Начальное образование не было ступенькой к среднему, как мы все к этому привыкли. Даже закончив начальную школу, к среднему образованию подступиться было невозможно. Среднее образование давала гимназия, а гимназическое обучение было доступно только привилегированному сословию: гимназистами становились дети дворян, чиновников и богачей. Вот тут мы возвращаемся к образу прекрасного и сильного царя Александра III, при котором якобы, по словам восхищенных "бело-патриотов", социальные лифты носились со скоростью света туда и обратно. Именно Александр запретил доступ детям простолюдинов в гимназии – речь идет о циркуляре министра просвещения Делянова от 1887 года, получившего в народе название "указ о кухаркиных детях". Естественно, все дело в деньгах – отсеивались те ученики, чьи родители заведомо не могли бы понести всех тягот платного обучения, покупки формы и так далее.

Среднее образование в царской России было не для всех, еще и платное, о всеобщем начальном только задумывались. Что же с высшим? Вот гимназисты уже могли думать о поступлении в университеты. Среднее техническое образование давали реальные училища, выпускникам позволялось поступать в технические и торговые вузы, но не в университеты. В 1913 году, накануне войны, в России было 276 реальных училищ, где проходили обучение 17 тыс. человек, при этом детей школьного возраста насчитывалось около 45 млн человек. А ведь через год страна встанет перед внешней угрозой и будет испытывать нужду в квалифицированных рабочих больше, чем в философах и литераторах. Новый век делал запрос на инженеров, техников, строителей индустриализации. Система образования в царской России, при всем желании, без смены уклада, которая произошла в 1917 году, не могла бы обеспечить промышленный рывок ни за 20, ни за 200 лет.

Да, царское правительство не скупилось на финансирование образования: строились школы и создавались вузы, но система никак не менялась и не улучшала жизнь 80% населения страны. Да и тот самый "бурный рост" ассигнований на образование длился совсем небольшой период. Затем, как мы знаем, началась война, и государственные средства пошли на другие заботы.

Сегодня нам говорят – промышленность развивалась бурными темпами, не менее бурными, чем строительство и развитие школ для детей. Тем не менее, именно в царской России был огромный процент детей, задействованных в промышленности напрямую.

Чем же занимались 80% детей, если не учились?

Детский труд очень выгоден и оттого в капиталистической системе, нацеленной на получение как можно большей прибыли, был чрезвычайно распространен. Платить этой категории граждан можно было существенно меньше. Конечно, ситуация в остальном мире мало отличалась.

Вот данные от американского бюро труда 1904 года, средний заработок чернорабочего в пересчете на рубли в месяц равнялся:

в Соединенных Штатах – 71 руб. (при 56 рабочих часах в неделю);
в Англии – 41 руб. (при 52,5 рабочих часах в неделю);
в Германии – 31 руб. (при 56 рабочих часах в неделю);
во Франции – 43 руб. (при 60 рабочих часах в неделю);
в России – от 10 руб. до 25 руб. (при 60-65 рабочих часах в неделю).
А труд малолетних и женщин ценился еще ниже, согласно таблице исследователя Дементьева, в Московской губернии мужчины получали 14,16 руб., женщины – 10,35 руб., подростки – 7,27 руб., а малолетние дети – 5 руб. и 8 коп.

В России, согласно данным из открытых источников, в металлообработке на каждую тысячу рабочих приходилось 11 детей 12-15-ти лет обоего пола, в обработке питательных веществ – 14, в обработке бумаги – 58, минеральных веществ – 63, на фруктовых, виноградных, водочных заводах – 40, на табачных фабриках – 69, спичечных – 141. Также детский труд использовался в обработке дерева, животных продуктов, химических и волокнистых веществ, на нефтеперерабатывающих, винокуренных, пивоваренных, свеклосахарных и водочных заводах.

Но не надо думать, что царя совсем не беспокоил детский труд и положение ребенка в промышленной системе, на шахтах и вредных производствах их не было, а, например, на стеклянных фабриках детей разрешалось ставить на ночную работу только в течение 6-ти часов – очень гуманное решение.

Как известно, большая часть промышленности в Российской империи принадлежала иностранцам, которым приходилось идти навстречу и корректировать суровые законы в отношении детей в пользу получения прибыли. Историки отмечают, что, да, государство было вынуждено ограничивать права несовершеннолетних.

Были попытки законодательно урегулировать хотя бы условия труда – запретить работу детям, не достигшим 12 лет, ограничить для детей работу 8 часами, но промышленники не спешили воплощать слабые попытки государства стать гуманным – ведь это вопрос дохода. И если инспекции в больших городах хоть немного улучшали жизнь ребенка, то в глубинке эксплуатация продолжалась вплоть до 1917 года, пока не был принят кодекс о труде, впервые в мире гарантировавший 8-часовой рабочий день ДЛЯ ВСЕХ и запрещение использовать детей на работах до 16-ти лет.

Только после революции 1917 года и другие страны были вынуждены озаботиться правами рабочих и подумать о запрете детского труда.

"Котя, котя, продай дитя"

Детский труд использовали не только иностранные промышленники на фабриках и заводах. Купцы свозили в Петербург с окраин детей бедняков и крестьян, как "живой товар", который пользовался большой популярностью – наравне с дровами, дичью и сеном.

Торговля детьми, скупка и доставка дешевой рабочей силы становилась специализацией отдельных крестьян-промышленников, которых в быту именовали "извозчиками". Скупщики платили родителям 2-5 руб. и забирали их 10-летнее чадо в лучшую жизнь, если, конечно, чадо не успевало умереть с другими детьми во время нелегко путешествия.

В истории остались фольклорные памятники этих "бизнес-проектов" (очень походивших на работорговлю на американском юге начала 19 века, только вместо негров – дети), такие как игра "Котя, котя, продай дитя".

Извозчик "продавал" детей лавочникам или мастерам, новый хозяин мог распоряжаться ребенком по своему усмотрению – взамен обеспечивая кровом и кое-какой едой. Стоит отметить, что детей "продавали" не от хорошей жизни, ведь лишние руки в хозяйстве нужны, а тут подрос помощник – и его отдавать? Дело в том, что дома ребенок, скорее всего, был обречен на голодную смерть. И даже при таких условиях множество детей бежали от хозяев, рассказывали о побоях, насилии, голоде – пешком они возвращались домой оборванными или оставались беспризорниками, затем оказывались "на дне" столичной жизни. Некоторым везло больше – и они могли вернуться в родную деревню в новых галошах и модном шарфе, это считалось успехом. Тем не менее, этот "социальный лифт" государством никак не регулировался.

Октябрь

"Вот у нас монархисты рассказывают, какая Россия была образованная страна. Но у меня только один-единственный вопрос – а большевики совсем идиоты, что ли? Зачем они вообще создавали систему ликбеза? У них других задач не было, что ли? Вот сидят, думают – дай-ка мы придумаем себе какую-нибудь проблему! О! Давай будем грамотных обучать грамоте! Ну, как это понимать? Действительно, молодое поколение подданных Российской империи было более-менее грамотно, кто успел пройти через систему церковно-приходских и отчасти земских школ. Но этих земских школ было, как островков в океане", – комментирует преобразования революции историк, советник ректора МПГУ Евгений Спицын в беседе с корреспондентом Накануне.RU.

Принципы будущей системы образования были сформулированы еще в 1903 году в программе РСДРП: всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и другое. 9 ноября 1917 г. была учреждена Государственная комиссия по просвещению.

В октябре 1918 власти утвердили положение о бесплатном, совместном обучении детей школьного возраста. Через год подписали декрет об образовании, и теперь все население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке - по желанию. Система образования проходила различные этапы, как и само государство – рассказывает Накануне.RU историк Андрей Фурсов:

"После экспериментов 20-х годов, в которых были попытки отрицания русской классической системы (в начале 20-х годов были запрещены как буржуазные дисциплины: греческий, латынь, логика, история), но в середине 30-х годов все это было восстановлено так же, как и появилось понятие "советский патриотизм". И 7 ноября перестал быть праздником мировой революции, а стал днем Великой Октябрьской социалистической революции. Так вот, советская система развила то, что было заложено в русской классической системе образования. И то, что советское образование, каким оно было в 1970-ые, в 1980-ые годы, было лучшим – это признано во всем мире. Советская система была лучшей – теперь норвежцы и японцы ее копируют".

Всего к 1920 году удалось обучить грамоте 3 млн человек. Теперь школа отделялась от церкви, а церковь - от государства, запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа, также запрещались физические наказания детей, и все национальности получили право обучения на родном языке. Более того, большевики озадачились созданием общественного дошкольного воспитания. Это была культурная революция. В советское время впервые в истории России была достигнута практически всеобщая грамотность, близкая к 100%. Страна получила бесплатное среднее образование и вполне доступное высшее. Профессия учителя уважалась. Школа не предоставляла услугу за деньги, а воспитывала детей, уделяя время и морально-этическим сторонам развития молодого человека.

Качественное высшее техническое образование сделало возможным невозможное – преодоление промышленной пропасти между СССР и странами развитого капитализма. Новый подход к образованию можно назвать успешным, стоит только вспомнить число всемирно известных советских ученых и изобретателей.

"Да, был так называемый "философский пароход" – уехал ряд ученых, философов, архитекторов, художников, но это был мизер по сравнению с масштабами нашей страны. По сути, была создана великая культурная цивилизация заново – с нуля практически. Разумеется, опираясь, на колоссальные достижения наших предков: Пушкин, Тургенев, Некрасов и другие классики, писатели и художники, которые отражали верно душу народа, – говорит доктор исторических наук Вячеслав Тетекин в беседе с Накануне.RU. – Но техническая сторона была создана заново. Колоссальное развитие получило именно техническое образование, прежде всего – не то абстрактное гуманитарное образование, которое считалось эталоном. Мы создали такое , которое превосходило оружие, создававшееся всей объединенной Европой. Почему это было возможно? Потому что в этот кратчайший срок были созданы новые технические кадры. Образованию уделялось огромное внимание, вкладывались колоссальные средства. Образование было государственным приоритетом. Очень быстро развивалась фундаментальная наука, Академия наук СССР была мощнейшим учреждением, и никто, как сейчас, не претендовал на то, что чиновники будут "рулить" тем, чем занимается Академия наук".

Помимо технического образования, в советской системе стоит отметить и такие приятные бонусы, как высокая стипендия, развитое дошкольное и внеклассное образование, бесплатные ясли и детские сады, дворцы пионеров и дома творчества на бесплатной основе, музыкальные школы, спортивное образование и лагеря детского отдыха – в СССР шутили, что если и есть какая-то диктатура в стране, то это диктатура детства.

Что касается беспризорников после Гражданской войны и детей, оставшихся без родителей после Великой Отечественной, то система детских домов кардинально отличалась от нынешней, позволяя выходцам этих социальных учреждений находить свое, зачастую высокое, место в обществе, создавать семьи, получать образование, иметь равные возможности, о чем сейчас приходится только мечтать.

Развитие республик

"Октябрь 1917-го – событие эпохальное, и перечислить в двух словах все, чего не случилось бы, если бы не эта революция, трудно. Конечно, никого из нас сегодняшних не было бы. И дело не в том, что папы с мамами, дедушки с бабушками не встретились бы – сам современный облик во многом сформирован именно революцией и возникшим после революции советским государством. Я говорю здесь и об образовании, естественно, и о совершенно другом социальном общественном укладе, – говорит в беседе с Накануне.RU журналист, соавтор проекта о современном образовании "Последний звонок" Константин Семин. – Всем есть за что благодарить Октябрь. До революции в национальных республиках империи (в Туркестане, Узбекистане, Кыргызстане) уровень грамотности не доходил до 2%. Некоторые народы – в том числе коренные народы России, как мы называем их сегодня – не обладали даже собственной письменностью. Сегодня – это равноправные граждане нашей страны".

Действительно, одним из важнейших отличий СССР от империи было именно развитие национальных республик, равномерное распространение образования.

"СССР – это государство, которое достигло высот практически во всех сферах жизни. Тут, безусловно, наука, образование, культурная революция. Большой толчок в развитии получили национальные республики. В пику тому, как действовали те же Британская Империя либо США в формате политики колониализма и неоколониализма, Советский Союз вместо того, чтобы выкачивать деньги из своих окраин, наоборот, отправлял значительные средства для того, чтобы наши национальные республики развивались", – напоминает заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк.

Что дала революция 1917 года России? Именно образование, которое стало доступно для всех после смены уклада, обеспечило стране возможность "большого рывка", индустриализации, Победы в Великой Отечественной войне, возможность впервые отправиться в космос, оно обеспечило нас, сегодня живущих, защитой в виде "атомного зонтика".

"Что такое атомная бомба? Это продукт колоссального напряжения фундаментально-прикладной науки, это создание сотен производственных предприятий, которые бы обеспечили в кооперации создание этого высокотехнологичного оружия, – говорит эксперт Вячеслав Тетекин. – За этим стояло не просто создание атомной бомбы, это было бы упрощение, за этим стояло создание мощнейшей фундаментальной науки, которой фактически, особенно в инженерном плане, до 1917 года у нас не существовало. И промышленности у нас до 1917 года такой не было. Ни авиационной, ни автомобильной".

В современной России, как мы видим, происходит распад советской системы всеобщего образования, появляются элитарные школы, высшие учебные заведения все больше переходят на коммерческую основу, доступность образования падает так же стремительно, как и качество.

"О том, какой мощной была система образования в СССР, свидетельствует очень простой факт – вот уже 25 лет наши неистовые ревнители на деньги МВФ пытаются эту систему сломать. Они, действительно, в значительной степени ее подпортили, введя ЕГЭ, болонскую систему, но до конца они ее не доломали, потому что фундамент слишком прочен. Наше образование – и школьное, и высшее – это одно из величайших достижений советской системы", – резюмирует историк Андрей Фурсов.

В 1919 году Василий Воронов, ученый и преподаватель графических искусств, передал Российскому историческому музею коллекцию детских рисунков, посвя-щенных Первой мировой войне и рево-лю-ции. Воронов преподавал с 1906 года в московском реаль-ном училище Ивана Александрова, а с 1910 го-да — и в муж-ской гимназии имени Ломоносова. В 1914 году он начал собирать детские рисунки о войне, а через три года к ним добавились рисунки о рево-люции.

Коллекция Воронова составлена из рисунков мальчиков старшего дошкольного возраста, учащихся младших классов городских училищ и средних учебных заведений Москвы - в возрасте от семи до тринадцати лет. В основном это работы его уче-ников. Почти все рисунки, по свидетельству самого собирателя, исполнялись дома, как работы на свободные темы, без помощи и указаний учителя, только лишь под влиянием событий и настроений, которыми жил город в годы войны и революций.

В 1917 году Воронов, помимо рисунков, начал собирать и детские тексты, посвя-щенные происходившим в это время событиям. Часть этих записей была опубликована ученым в 1927 году, к десятилетию Февральской и Октябрьской революций. Имена авторов текстов, как и большинства рисунков, неизвестны.

Демонстрации, митинги и очереди

Образы революции

«Московская война»

Демонстрации, митинги
и очереди

Демонстрация с лозунгом «Да здравствует свободная Россия!». Рисунок подписан фамилией Яцкевич. Февраль 1917 года
Неизвестный автор. Демонстрация возле фабрики с девизом «Свобода слова!». Февраль 1917 года Государственный исторический музей

«Была весна. Люди стали волноваться и зделали революцию»

Демонстрация с лозунгами «Да здравствует свободная Россия!» и «Война до победы!». Рисунок подписан фамилией Косарев. Весна 1917 года Государственный исторический музей

«Во время войны в Москве началась суматоха, в один день, когда я гулял с бабушкой и пришел домой, то узнал, что государя сагнали с престола. Когда я сел пить чай, то вдруг у нас за окнами послышался шум, я увидел большую толпу рабочих»


Неизвестный автор. Митинг у Красных ворот. Весна 1917 года Государственный исторический музей

На рисунке видны барочная арка триумфальных Красных ворот и колокольня церкви Трех Святителей (снесены в 1927 году).

«1-го марта под предводительством студентов был свергнут царизм, на место которого вступило временное Правительство. Но оно скоро довело Pоссию до нельзя»


Неизвестный автор. Автомобиль с революционными солдатами. Весна 1917 года Государственный исторический музей

«Вскоре показалась манефестация, это было очень большая и грандеозная. Несли красные знамена, обшитыя золотым шнурком. У каждого мущины или женщины был красный бантик. Меня в ето время охватило радостное чувство любви ко всем»


Неизвестный автор. Демонстрация на широкой улице. Лето 1917 года Государственный исторический музей

Одна из многочисленных демонстраций лета 1917 года. Лозунги на плакатах даны лишь начальными буквами: «ДЗСДРП» — «Да здравствует социал-демократическая рабочая партия»; «ДЗДР» — «Да здравствует демократическая Россия»; «ПВСС» — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».

«Как только началась революция, я не мог сидеть дома. И меня тянуло на улицу. Весь народ шел на Красную площадь, где около думы студенты говорили речи. Настроене у всех было радосное. По улицам ездили грузовики с солдатами, в руках которых находились ружья»


Неизвестный автор. Митинг возле памятника Пушкину. Лето 1917 года Государственный исторический музей

Изображен один из митингов лета 1917 года. Памятник Пушкину стоит на своем первоначальном месте, в начале Тверского бульвара на Пушкинской площади (в 1950 году он был перенесен на противоположную сторону площади).

«При царе хлеба было мало, а сечас еще меньше. В сентябре стали выдавать по-четверть фунта, а где и совсем не дадут»

Неизвестный автор. Демонстрация возле Большого театра с лозунгом «Да здравствует демократическая республика!». Август 1917 года Государственный исторический музей

На Театральной площади собрались тысячи мо-скви-чей, чтобы выразить протест Московскому государственному совещанию. Оно было созвано Временным правительством и проходило 12-15 ав-гу-ста 1917 года под председательством в помещении Большого театра. Посреди красных полотнищ — черное знамя анархистов. На первом плане — красный плакат железнодорожников станции Сортиро-вочная с надписью: «Да здравствует демокра-тическая республика!»


Неизвестный автор. Очередь в булочную Чуева на Солянке. 1917 год Государственный исторический музей

Очереди («хвосты») стали главной приметой конца 1916 года и начала 1917 года. Продовольственный кризис затронул в первую очередь крупные города, и для детей это было первым признаком неблагополучия.

Образы революции

Неизвестный автор. Большевик со знаменем «Долой войну и буржуев». 1917 год Государственный исторический музей

«Народ разделился на много партий, там были меньшевики и большевики. Меньшевики это были помещики и богатые люди, а большевики — это народ, рабочие, и мастеровые, и крестьяне»

А. Константинов. Большевик, идущий на митинг. 1917 год Государственный исторический музей

На рисунке изображен большевик, идущий на предвы-борный митинг. В руках у него - флаг с цифрой 5, которая обозначает номер возглавляемой Лениным Российской социал-демократической рабочей партии (партии большевиков) в избирательных списках на выбо-рах в Учредительное собрание.

Неизвестный автор. Маша-большевичка. 1917 год Государственный исторический музей

«Теперь мы стали узнавать кокие такие буржуи»

Неизвестный автор. Большевик и меньшевик. 1917 год Государственный исторический музей

Большевик и меньшевик противопоставлены друг другу: меньшевик — крохотный и одет в дорогую шубу; больше-вик — огромен, он в кожанке, штанах с разноцветными заплатками, валенках и вооружен.

Неизвестный автор. Большевик и буржуй. 1917 год Государственный исторический музей

«Когда я пришол домой, то стал рисовать, как ходют по улице с флагами, и нарисовал целых 14 Красных Флагов. Отец спросил меня, когда пришол, Что ты делаешь? Я ему сказал, что рисую революцию!»

Неизвестный автор. Спекулянт. 1917 год Государственный исторический музей

«Московская война»


Неизвестный автор. Бой на Театральной площади. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей

На Театральной площади в Москве в октябре 1917-го шли ожесточенные бои. На рисунке - зеленый броневик с надписью «С. Р. и С. Д.», то есть «Совет рабочих и солдатских депутатов».

«Один раз я шел по Сухаревой площаде и увидал барикады, я ни знал, что это такое. Когда пришел домой, то я спросил у матери, но она тоже низнала. Вечером, когда я сидел дома и делал уроки, мы услыхали выстрелы и потом я узнал, что это революция»

«Я наблюдал из окна в бинокль, как стреляли из пулемета. Все эти дни выходить из дома было опасно, и мы не могли достать хлеба, четыре дня мы питались картофелем. По ночам мы спали нераздеваясь, а папа и другие мужчины которые живут в нашем доме дежурили с револьверами по очереди во дворе»


Неизвестный автор. Бой за Кремль. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей

Кремль изображен со стороны Красной площади. Над зубчатой стеной летают ядра, Никольская башня - в зияющих пробоинах.

«Так как наш дом стоит на углу Мясницкой и Юшкова переулка, то стреляли с двух сторон вдоль нашего дома. У наших ворот стоял пулемет большевиков. Раз мы вышли на двор, но вдруг начали сильно стрелять, и мы пошли домой. К нам в дом в окно над нашей квартирой попала пуля. Я ходил ее смотреть»

«В понедельник стрелять еще продолжают, мама стояла у окна и визала чулок и как только она отошла, пуля попала в наше окно, но в комнату не влетела, а пробила первое стекло и осталась на подоконнике»

«Когда обявили перемирие я с двумя товарищами побежали в центр смотреть, что навоевали большевики и юнкера. Мы видали много домов, оббитых с выбитыми вдребезги большими стеклами и несколько домов все сгорели. Повсюду ходил безопаски народ и все расуждали как шла московская война»


Неизвестный автор. Обстрелянные дома возле Кремля. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей

«В дни риволюцыи было очень весело. И русскою риволюцию никогда ни забуду»

«Большевиков жертв не отпевали, а говорили речи и играла музыка и народ шел с красными знаменами и лентами. Я раньше ходил на Красную площядь смотреть как вырывают могилу и укладают досками. Народ везде спорил между собой и некоторые ругались»

Неизвестный автор. У раскрытой братской могилы. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей

10 ноября 1917 года в Москве хоронили красногвардейцев, погибших в революционных боях. 238 гробов опустили в могилы на Красной площади. Две братские могилы распо-ложены возле стен Кремля, по обеим сторонам от Сенатской башни.

С 19 апреля по 19 июня 2017 года в Государственном историческом музее пройдет выставка «„Я рисую революцию!“: детский рисунок времен Великой российской революции из собрания Государственного исторического музея», на которой будут представлены детские рисунки, фотографии революционной Москвы, редкие пла-каты 1917 года и документальные свидетельства очевидцев.

Детям о революции 1917г.
Выполнила:
Карпенкова София,
ученица 5а класса МБОУ СШ №9
Руководитель: Маслобойникова Нелли Ивановна
2017


7 ноября… День, который десятки лет подряд наши бабушки и дедушки,
мамы и папы, – отмечали как большой праздник.
Военный парад и демонстрация, флажки и шарики,
праздничные столы со вкусными блюдами.
Сейчас другое время, другие герои.
Не вспоминают о Ленине. Может, это и хорошо, что дети ничего не знают?
Но ведь замалчивание – та же ложь.
А что если рассказать им правдивую сказку про этот день?


И, хоть и называлась она Россией, народов в ней жило, кроме русского,
очень и очень много, – не десятки, а сотни!
И правил этой страной царь, потому что издавна в ней был государственный
строй – самодержавие, когда вся власть в руках у одного человека – царя,
самодержца.
Когда­то давно Россия была огромной страной, не просто страной,
а империей, потому что объединяла она земли не только современной
России, но и Украины, Белоруссии, Узбекистана, Польши, Финляндии
и еще многих других стран.
Так вот, не всем в этой стране жилось одинаково хорошо.
Были там дворяне, жившие в роскоши во дворцах, пили­ели на золоте,
веселились на балах, охотились и развлекались в свое удовольствие…
и были бедные крестьяне, ремесленники, рабочие, которым
приходилось тяжело работать, чтобы как­то прокормить свои большие семьи.


Восстание декабристов 14 декабря 1825 года
Покушение на царя
И всегда находились в России думающие образованные люди,
которые считали такое положение вещей несправедливым и хотели,
чтобы народу жилось лучше; чтобы все дети могли учиться в школах,
а не только дети дворян и помещиков;
чтобы рабочий день стал немного короче – не 14 часов, а 8 или 10;
чтобы равные права были у всех граждан России.
Людей, которые хотели дать народу равноправие, называли революционерами.
Сначала, еще в ХIХ веке это были дворяне­декабристы,
потом разночинцы­народовольцы, которые даже пытались убить царя.


Так, на виселице погиб Александр Ульянов, молодой талантливый парень,
который верил, что, если убить «плохого» царя, жизнь народа станет лучше.
«Нет, мы пойдем другим путем, – сказал его младший брат,
студент Володя Ульянов.
Он пошел другим путем. Его партия революционеров была маленькой,
но жесткой. Если руководство решило – все должны подчиняться.
Ради партии и победы революции можно было убивать жандармов
и предателей, и многое другое.
Светлое будущее после победы революции эта партия называла
коммунизмом, а людей, которые борются за него – коммунистами,
или большевиками.
Многие ее вожди до революции жили за границей,
многие отбывали срок в ссылке.


Владимир Ульянов (Ленин)
в октябре 1917 года
Владимира Ульянова, который стал главой этой партии,
товарищи называли специальным конспиративным именем – Ленин.


Большевикам повезло: в 1914 году началась Первая мировая война.
Она длилась долго (до 18 го года). Солдаты гибли в окопах,
недовольство народа росло. Недоволен был не только народ,
но и богачи, и военные, и студенты, и …почти все были чем­то недовольны.
И, как не менялось правительство – лучше не становилось.
Царь отрекся от престола, править стало Временное Правительство.
Революционеры могли вернуться в страну, были отменены
многие запреты, а улучшения не было! Хлеб все дорожал,
солдаты бежали с фронта и не хотели гибнуть в войне «за капиталистов»,
крестьяне хотели получить в собственность землю – работая на ней,
они надеялись выплатить долги и не голодать больше.


Недовольство росло. Общее число бастующих
в сентябре-октябре составило 2,5 млн. человек -
почти в 8 раз больше, чем весной.
Крестьяне захватывали помещичьи земли,
громили усадьбы, не подчинялись властям.


Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде
В такой обстановке большевики с их понятными,
доходчивыми лозунгами:
Вся власть Советам!
Вся власть Советам!
Мир народам!
Мир народам!
Земля крестьянам!
Земля крестьянам!
Фабрики и заводы рабочим!
Фабрики и заводы рабочим!
приобрели все большую популярность в массах.


По всей стране открыто принимали решения Советы –
народное самоуправление.
Солдаты, которые не хотели ехать на фронт, оставались в городах,
с оружием в руках. Большевики готовили вооруженное восстание,
и 25 октября, а по новому календарю – 7 ноября,
они захватили вокзалы и электростанцию, телефон, телеграф,
мосты и банки города Петрограда.
Правительство в Зимнем дворце было арестовано.


В советских источниках утверждалось,
что якобы именно залп "Авроры" стал сигналом к началу восстания,
однако холостой выстрел из орудий крейсера в сторону Зимнего
был лишь небольшим эпизодом в масштабном противостоянии,
проходившем в течении нескольких дней.


7 ноября (25 октября по старому стилю)
1917 года в Петрограде
произошло вооруженное восстание,
закончившееся
взятием Зимнего дворца,
арестом членов Временного правительства
и провозглашением власти Советов,
которая просуществовала
в нашей стране
семьдесят с лишним лет.местные Советы обладали реальной властью
еще до октябрьских событий.
Они лишь узаконили и упрочили свое положение.


Иллюстрации:
taday.ru
varjag­2007.livejournal.com/640390.html
actualhistory.ru/russ_army_before_1917
www.biografii.ru/biogr_dop/trock..._d_1.php
dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1664

11.
www.s_103.edu54.ru/p67aa1.html
antikclub.ru/load/63­1­0­404
www.pln­pskov.ru/society/47131.html
korabley.net/news/2008­10­08­14
myrt.ru/news/public/1214­kak­na­...rca.html
www.s_103.edu54.ru/p67aa1.html
madeinpiter.ru/2008/12/15/%25D0%...D0%25B5/
dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1005598
feminisnts.wordpress.com/2009/09...D1%2582/
den­king.livejournal.com/62451.html\
www.vokrugsveta.ru/vs/article/6116/
otkritka­reprodukzija.blogspot.c..._14.html