Болезни Военный билет Призыв

Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

Исследовательская работа по теме:

«Диагностика метапредметных и личностных результатов»

подготовила учитель начальных классов

Кузьмина Светлана Викторовна

город Конаково

2011 год

Содержание

    Обоснование выбора темы.

    Актуальность темы.

    Выявление проблемы.

    Постановка проблемы.

    Постановка цели проекта.

    Этапы проектирования.

    Приложения

    Выводы.

    Список литературы.

Обоснование выбора темы

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. В связи с этим и встала задача проведения диагностики личностных и метапредметных результатов.

    Диагностирование интеллектуальных, организационных, коммуникативных, нравственно-оценочных умений учащихся.

    Данные умения являются показателем функциональной грамотности, которая проявляется в готовности успешно решать различные жизненные задачи.

Актуальность

(из высказываний Асмолова А.Г.)

Ребенок учится лучше и научится большему:

    интересам и потребностям .

    когда он изучает то, что соответствует его возможностям .

    когда в процессе обучения он может использовать, имеющийся у него личный опыт

    когда он может реализовать свои знания и опыт

в активной деятельности .

    УУД обеспечивают высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся

Выявление проблемы

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурные,

личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие ключевую компетенцию образования как «научить учиться» .

обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию

посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Это надежный путь повышения качества образования

ПРОБЛЕМА

Выяснить при помощи диагностики насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных универсальных учебных действий.

Цели исследовательской работы:

    Скорректировать собственную деятельность

    Определить насколько эффективно используется потенциал учебников

    Увидеть возможности индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагога и родителей)

Этапы проектирования
1 этап

    Изучить литературу по данному вопросу. Место универсальных учебных действий в учебно-воспитательном процессе.

    Цель – раскрыть содержание универсальных учебных действий, которые могут быть сформированы на начальной степени обучения.

Универсальные учебные действия

    В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    В более узком этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

Виды универсальных учебных действий

  • Познавательные

    Регулятивные

    Коммуникативные

    Личностные

Познавательные УУД

    Работа с информацией

    Работа с учебными моделями

    Использование знаково-символических средств, общих схем решения

    Выполнение логических операций

    сравнения

    анализа и синтеза

    обобщения

классификации

Регулятивные УУД

Целеполагание

Прогнозирование

Планирование

Контроль

Коррекция

Оценка

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества

Постановка вопросов

Построение речевых высказываний

Лидерство и согласование действий с партнером

Личностные УУД

Действия смыслообразования

Действия самоопределения

Действия нравственно-этического оценивания

Этапы проектирования
2 этап

    Провести диагностику на входе в 3-й класс, на выходе из 3-го класса; на входе в 4-й класс, на выходе из 4-го класса

    Цель этапа – отслеживать развитие УУД

у каждого учащегося.

    Сравнить результаты с общероссийским уровнем

    Формировать у учеников максимально положительное отношение к тестированию, нацелить их на достижение высоких результатов.


Этапы проектирования
3 этап

Составить задания по улучшению качества УУД

    Цель – развивать у ученика способность самостоятельно ставить учебную задачу

    проектировать пути ее реализации

    контролировать и оценивать свои достижения

    развивать познавательные интересы, инициативу и любознательности, мотивы познания и творчества


Самоопределение

1. Формирование основ гражданской идентичности личности:

    Чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

    Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

Нравственно-этическая ориентация

    Ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств(стыда, вины, совести)

    знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи

Мама, уходя на работу, напомнила Андрею, что ему надо есть на обед. Она попросила его помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей поел и сел смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал. Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду, вздохнула и начала мыть ее сама. Андрею стало грустно, и он ушел в свою комнату.

Вопросы:

    Почему Андрею стало грустно?

    Правильно ли поступил Андрей?

    Почему?

    Как бы ты поступил на месте Андрея?

Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы

    Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и хотел поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. Пять чашек разбилось.

    Другой мальчик Петя, когда его мамы не было дома, захотел взять из буфета варенье. Полка, на которой стояла банка, была высоко, и он встал на стул. Пытаясь достать варенье, он зацепил чашку. Она упала и разбилась.

    Кто из детей больше виноват?

    Кто заслуживает наказания? Почему?

Ты едешь в автобусе. Вдруг незнакомый человек начинает быстро протискиваться к выходу. При этом он сильно толкается и кричит: «Прочь с дороги! Встали тут, пройти нельзя!!!»

    Что ты думаешь об этой ситуации. Выбери ОДНУ более точную формулировку. Обведи букву (А, Б, В, Г)

    Этот человек плохой

    Этот человек плохо поступил

    Этот человек торопиться, просто он очень торопиться

Этот человек злой

Дай оценку поступкам людей. Какие из этих поступков хорошие, какие плохие, а какие нельзя однозначно назвать хорошими или плохими. В квадратиках рядом с описанием поступка, запиши буквы (А, Б, В)

А – однозначно хороший поступок

Б – однозначно плохой поступок
В – поступки, которые нельзя однозначно назвать хорошими или плохими

    Коля дразнит и высмеивает другого мальчика

    Аня не хочет, чтобы другая девочка пришла на школьный праздник, и говорит ей, что праздник отменяется

    Миша услышал, как другой парень дразнит, обидно высмеивает его. Мише стало обидно, и он попросил парня замолчать. Но тот продолжал дразнить, тогда Миша сильно ударил его.

    Учитель раздает контрольные тесты, среди них оказалось несколько неподписанных. Оля узнала свою работу и увидела, что там плохая отметка. Вздохнув, девочка призналась, что это ее работа

    Наташу чуть не сбила машина, у нее на лбу появилась большая ссадина. Дома бабушке, у которой больное сердце, девочка сказала. Что играла на площадке и случайно поцарапалась

    Паша увидел, что большой мальчишка толкает девочку и вырывает у нее ранец. Паша крикнул: «Прекрати!» – и изо всех сил отпихнул мальчишку

Личностные универсальные действия

  • Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

    Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Вывод

    Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология»

    Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Используемая литература.

    Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход).

    Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1996.

    Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека М.: Смысл, 2007

    .Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТЕРО, 1996.

    Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1974.

    Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1996.

    Через формы к мыслям: О новой университетской образовательной модели / Под ред. Ю.М. Афанасьева. М.: Изд-во ГТГУ. 2006

    Асмолов А.Г.,Бурменская Г.В. и др. Культурно-историческая системно — деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования.

Учитель: Тырышкина Марина Ивановна

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.) в качестве итогов освоения основной образовательной программы определяет личностные, метапредметные и предметные результаты. Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста их успеваемости. Обучение в начальной школе включает в себя очень большой объем знаний, который должен быть представлен не только в виде теоретических знаний, но и с применением их на практике, в жизни.

Индивидуальный образовательный маршрут – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми компетенциями, повысить уровень учебной мотивации. Деятельность учащихся и качество усвоения учебного материала отслеживаю в мониторинге по предметам. Мониторинг позволяет своевременно отметить динамику успеваемости, спланировать и выстраивать индивидуальных образовательных маршрут ученика.

Для того, чтобы выявить такие пробелы, требуется определить уровень сформированности предметных и метапредметных результатов обучения, проследить их динамику. С этой целью использую пособием: «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1, 2, 3-4 класс. ФГОС». Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др. –М.: Баласс, 2017. Пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Содержит диагностические материалы (проверочные работы), позволяющие педагогам и родителям выявить, насколько успешно у ребенка формируются универсальные учебные действия, как идет его личностное развитие. Данное пособие является составной частью комплекта учебников и пособий развивающей Образовательной системы «Школа 2100».

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, содержание которых представлено в ООП в разделах планируемых результатов: «Регулятивные учебные действия», «Познавательные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Чтение: работа с текстом».

Особенностью контрольно-измерительных материалов по оценке универсальных учебных действий в том, что их оценка осуществляетсяпо заданиям, представленным в трех формах, которые включаются как в контрольные работы по отдельным предметам, в комплексные работы на межпредметной основе, и отдельную диагностику:

    диагностические задания, в которых оценивается конкретное универсальное действие и это действие выступает как результат;

    задания в ходе выполнения контрольных работ по предметам, где универсальные учебные действия являются инструментальной основой, от того, как владеет обучающийся специальными и метапредметными действиями зависит успешность выполнения работы;

    задания в комплексной работе, которые позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с информацией.

Контроль метапредметных результатов, формируемых в рамках внеучебной деятельности возможен в рамках выполнения комплексной контрольной работы на межпредметной основе, диагностики, проводимой администрацией, психологом, педагогами в рамках изучения воспитательной работы, внеурочной деятельности, контроля состояния преподавания по классам.

По итогам выполнения работ выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий и все данные заносятся в таблицу по УУД.

Прежде всего данные диагностики показывают, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД. Результаты дают возможность учителю:

Скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;

Определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (ОУУ);

Увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).

Рассмотрим на конкретном примере.

Данное пособие имеет каждый обучающийся в классе.

Проверяю работу и заполняю таблицу для оценивания работы и определения у учащегося уровня сформированностиметапредметных и личностных результатов. Личностные результаты недолжны обрабатываться как индивидуальные.

Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования.

МБОУ «Синеборская СОШ», 2 класса.

Учитель:Тырышкина М.И.

Проверочная работа № 1 (комплексная)

Регулятивные УУД

Итого

Познавательные УУД.

Проверяет умение выбирать (ставить) цель деятельности

Планировать учебную деятельность на уроке

Умение выбирать необходимые для решения конкретной задачи средства

Контролировать соответствие учебных действий данной инструкции

Умение определять источник необходимой для решения задачи информации

Умение определять необходимую для решения задачи информацию

Умение находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков

Умение устанавливать последовательность действий в быту, в сказках

Умение определять истинные и ложные высказывания

Умение наблюдать и делать выводы

Итого

Задание

5

6

7

8

5б.

9(1)

9(2)

9(3)

10

11

12

13

11б

1

2

1

1

1

1

0

2

2

1

2

Итого %

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Мы видим, что результат выполнения работы – высокий. Но ученик 10не справился с заданием на умение определять необходимую для решения задачи информацию.

Для коррекционной работы учащимся предлагаю набор упражнений из «Сундучка» (Приложение 1)по темам, отраженным в диагностической работе.

«Сундучок» - это карточки-тренажёры по разным темам, разработанные мной, и авторские тетради- тренажёры (например, Т.Л.Мишакиной, Узоровой и др.) или беру из интернета разноуровневые задания. Обучающиеся выполняют только те задания, в которых испытывают затруднения. Задания, в решении, которых они не сомневаются - могут пропустить.

С результатами работ знакомлю родителей индивидуально , совместно выстраиваем индивидуальный образовательный маршрут обучающегося.

Приложение 1

Прочитайте и сравните задачи.

1. Девочки собирали землянику. Маша набрала 8 стаканов, Лена – 7. Остальные – Таня. Сколько стаканов земляники набрала Таня?

2. Девочки собирали землянику. Маша набрала 8 стаканов. Лена – 7. Остальные – Таня. Сколько стаканов земляники набрала Таня, если все девочки набрали 20 стаканов?

Подумайте, в какой задаче выможете ответить на вопрос, а в какой – нет и почему?

Подберите условие к данному вопросу и решите задачу.

Сколько всего детей занимается в студии?

а) В студии 30 детей, из них 16 мальчиков.

б) В студии мальчики и девочки. Мальчиков на 7 меньше, чем девочек.

в) В студии 8 мальчиков и 20 девочек.

г) В студии 8 мальчиков, а девочек на 2 больше.

д) В студии занимаются 8 мальчиков, а девочек на 2 меньше.

Решите задачу.

1.В коробке 3 желтых и 3 красных шарика. Мальчик взял 4 шарика. Сколько шариков каждого цвета может быть у мальчика? Найдите все ответы.

варианты

Сколько шариков осталось в коробке?

Решите задачу.

1. Про­ве­рить, можно ли при­ве­ден­ные ниже тек­сты на­звать за­да­ча­ми. После про­вер­ки ис­пра­вить усло­вие так, чтобы по­лу­чи­лась пра­виль­но со­став­лен­ная за­да­ча, и ре­шить ее.

«В ав­то­бу­се ехало 36 че­ло­век. Сколь­ко че­ло­век оста­лось в ав­то­бу­се после того, как на оста­нов­ке вышли 39 че­ло­век?»

«На столе ле­жа­ло 7 груш, 3 розы, 5 яблок и 4 гвоз­ди­ки. Сколь­ко цве­тов ле­жа­ло на столе?»

«Чтобы укра­сить класс, ре­бя­та при­нес­ли 5 ваз с цве­та­ми и еще 3 гвоз­ди­ки. Сколь­ко всего цве­тов при­нес­ли ре­бя­та?»

«В ларек при­вез­ли ящики с яб­ло­ка­ми. Сколь­ко про­да­ли ящи­ков, если оста­лось 9 ящи­ков?»

2. Ре­шить за­да­чи на по­вто­ре­ние:

1. На верх­ней полке было 5 книг, а на ниж­ней – на 4 книги боль­ше. Сколь­ко книг было на ниж­ней полке?

2. Брату 13 лет, а сест­ра – на 4 года мо­ло­же. Сколь­ко лет сест­ре?

3. У Де­ни­са 19 марок, а у Алеши – на 3 марки мень­ше. Сколь­ко марок у Алеши?

4. Дима нашел 10 белых гри­бов, а Се­ре­жа – на 3 гриба боль­ше. Сколь­ко гри­бов нашел Се­ре­жа?

5. В нашем подъ­ез­де 20 квар­тир, а в со­сед­нем – на 2 квар­ти­ры мень­ше, чем в нашем. Сколь­ко квар­тир в со­сед­нем подъ­ез­де?

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА»

О.В.Гундарева, И.Ю.Хабибрахманова, А.Н.Бехтева

ДИАГНОСТИКА

МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гундарева О.В., Хабибрахманова И.Ю., Бехтева А.Н.

Диагностика метапредметных и личностных результатов начального общего образования. Проверочные работы. 1 класс. (УМК «Система Л.В.Занкова»)

Пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Содержит диагностические материалы (проверочные работы), позволяющие педагогам и родителям выявить, насколько успешно у ребёнка формируются универсальные учебные действия, как идёт личностное развитие.

Данное пособие является составной частью учебно-методического комплекта «Система Л.В.Занкова».

Комментарий для учителя

В настоящее время все больше и больше говорят о запросах нашего общества в области образования, т.е. нужно решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А для этого предполагается обновление образования. Необходимы такие новые приемы и методы, которые научат ученика учиться, т.е. самостоятельно будет добывать новые знания, собирать необходимую информацию, уметь выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Для этого были введены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Они разработаны специально для того, чтобы каждый ребенок мог приобрести не только теоретические знания, но и научился применять все то, о чем ему рассказывают в школе, на практике. Эта система способствует всестороннему развитию способностей школьников. Отличительной чертой ФГОС является ориентир на конечный результат.

Данная диагностика разработана для учащихся 1-х классов. Она включает в себя две итоговые проверочные работы:

проверочная работа №1 в двух вариантах (включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов).

проверочная работа №2 (интегрированная) в двух вариантах (включает 12 заданий на выявление предметных, метапредметных и личностных результатов; прочтением текста проверяется сформированность коммуникативных УУД).

Варианты проверочных работ одинаковы по трудности, но разные по содер­жанию. Это даёт возможность учителю проверить у обучающихся сформированность конкретных УУД.

Рекомендуется выполнять каждую работу в те­чение одного урока (45 минут). Перед выполнением работы необходимо провести краткий инструктаж. Если ученик не может выполнить очередное задание, он должен перейти к следующему. В случае, если обучающийся не успел выполнить работу за отведённое время, необходимо дать ему возможность закончить её выполнение и вернуться к заданию, вызвавшему затруднение.