Болезни Военный билет Призыв

Диктанты и тексты для списывания "большая буква в именах собственных". Выпиши из текста имена собственные,подчёркивая первые буквы имён собственных.Три века назад на углу улицы Солянка и большого Ивановского

Выпишы из текста предложения, в которых встречаются обстаятельства места(где?).

Выпишы из текста словосочетания: сказуемое+обстоятельство. Образец: изменилась (когда?) вечером.
Выпишы из текста обстоятельство образа действия (как? каким образом?), подбери к ним синонимы, используя слова: грубо, прекрасно, уважительно, чудесно, злобно, порядочно.
Текст.
Вечером школа удивительно изменилась. Какой-то дерзкий весёлы волшебник совершил здесь самый настоящий переворот. Он безжалостно изгнал из школы все задачки и правила. запер в тёмных комнатах парты, доски и таблицы. Хозяевами школы он сделал ребят. Школьный звонок не прикрикивал на ребят, а учтиво приглашал их в актовый зал.

Выпиши из текста имена прилагательные и имена существ,от которых они зависят.ЛЕС ТОЧНО ТЕРЕМ РАСПИСНОЙ,ЛИЛОВЫЙ,ЗОЛОТОЙ,БАГРЯНЫЙ,ВЕСЕЛОЙ,ПЕСТРОЮ КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. ВАРИАНТ 4. В любом названи.. места скрывает..ся тайна. И чем др..внее поселок улица или река, тем тайна глубже. Каждый из нас о

б..зательно с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам. Мы без труда решили задачи, если нашу деревню называют Сосновка Осиновка Дубровка Берёзовка. Тут всё ясно, да (же) если сегодня лесом и (не) пахн..т возле деревн.. . Но вот уже чуть сл..жнее задача. Село Орлово. Я родился в этом селе и конечно где (то) лет в десять зад..ваясь вопросами к миру решил что в наших местах в..дилось много орлов. Отец с которым под..лился своим открытием сказал что (н..)когда селом правил барин Орлов. С возр..стом инт..рес к такого рода и..следованиям (не) проп..дает. Я с жадн..стью читал и ра..спрашивал обо всём что к..салось села. Я обн..ружил что (н..) какой барин Орлов нашим селом (не) правил что село всегда было вольным. Почему городок назывался Орловым так и (не) уд..лось док..паться. Иногда (не) надо много усилий, что (бы) док..пат..ся до смысла названий. Но за годы поездок у меня в зап..сной книжк.. ск..пилось много люб..пытных названий. (По В.Пескову.) ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. 1. Озаглавьте текст. 2. Докажите, что это текст. 3. Тема текста. 4. Основная мысль текста. 5. Стиль текста (докажите своё мнение). 6. Тип текста (докажите своё мнение). 7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. 8. Запишите ряд однокоренных слов к собственным наименованиям. 9. Произведите фонетический разбор слова конечно. 10. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях. 11. Выпишите из текста 2-3 примера слов, соответствующих схемам: 12. Произведите морфологический разбор слова Орлово. 13. Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2; 2 и 3. 14. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор. 15. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными и графически обозначьте их. 16. Выпишите из текста предложения, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: запятая между однородными членами предложения; обособление обстоятельств.

выражения в собственном тексте.
Зима уже укутала всё снежным покрывалом.Оно особенное - волшебное.Если затянуто небо сизой мглой - и покров из белого снега становится серым тяжелым А выглянет в морозный денек ясное солнышко - и на чисто-белом скатерти, что соткана из легких снежинок,заиграют яркие искры.
Деревья стоят голые.Лишь ели и сосны надели нарядные шапки из снега.Но бывает,налетит колючий ветер - посрывает,посдувает их уборы.А назавтра глядишь - вновь на макушках шапки нахлобучены.В лесу тихо. Только в самый мороз стволы потрескивают.Зима!..Зима!.. Может, кто и не любит её , а я люблю.Мухи,комары,слепни не одолевают. С морозца домой пришёл - и оказался в тепле.Разве не здорово? А коньки?! а лыжи?! А игра в снежки?!
Ну,а если надоест нам зима - со временем сама уйдет.Но пока что мы говорим: здравствуй,зимушка зима!

Помогите пожалуйста!!! Вопрос №1. Задание: Найдите в тексте слова с оглушением согласного. Выпишите из текста два прилагателъных-синонима, два

глагола-антонима, два существительных-синонима, два существительных-антонима. Является ли повторение слов и синтаксических конструкций в первом абзаце речевой ошибкой?

Текст: Тихий океан вмещает почти половину всех земных вод. Почти половина земного экватора проходит по Тихому океану. Найди Тихий океан на глобусе, и ты увидишь, что он занимает почти целое полушарие. Когда на одном берегу Тихого океана день, на противоположном - ночь. Когда на одном берегу утро, на противоположном - вечер. Ветры, не встречая на пути препятствий, по целым месяцам дуют в одном направлении. Громадные длинные волны катятся, не зная преград. Бутылка, брошенная в океан, может плыть столетия и не доплыть до берега. Из вод этого безмерного океана поднимаются тысячи островов. Они покрыты густым тропическим лесом и похожи на плавучие цветущие сады. Громадные океанские просторы лежат между этими островами. Первым европейцем, увидевшим Тихий океан, был испанец Бальбоа. В 1513 году Бальбоа с небольшим отрядом высадился на атлантическом побережье Центральной Америки и пошел в глубь страны. Он поднялся на горный хребет и увидел впереди неведомое море. Бальбоа спустился к этому морю и, не снимая доспехов и лат, вошел в его волны. Стоя по грудь в воде, он торжественно принял весь океан, о размерах которого не знал ничего, во владения короля Испании. (Н. Чуковский)

22. Прочитайте.

Поэт Василий Андреевич Жуковский, мальчик Алёша, девочка Алиса, город Вологда, площадь Победы, страна Болгария, озеро Байкал, улица Мира, богатырь Илья Муромец, корова Зорька, кот Базилио, гора Эльбрус.

  • Какие из этих слов собственные имена существительные, а какие - нарицательные? Как вы это определили? Почему имена существительные получили название собственные ?
  • Подберите к данным именам нарицательным другие имена собственные, объясните их написание.
  • Спишите. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

23. Прочитайте. Запишите имена существительные в две группы: в первую - нарицательные, во вторую - собственные.

(Р, р)ека, (Н, н)ева, (Ц, ц)веток, (Р, р)омашка, (С, с)трана, (Р, р)оссия, (С, с)обака, (Ж, ж)учка, (К, к)омпьютер, (С, с)ерёжа, (Б, б)асня, (М, м)осквич, (Я, я)рославль, (Н, н)ебо, (М, м)арс, (К, к)осмонавт.

24. Прочитайте. Кто написал данные произведения?

25. Рассмотрите рисунки к упр. 24. Письменно ответьте на вопрос: к какому произведению дан каждый рисунок?

Образец. Первый рисунок дан к стихотворению С. А. Есенина «Берёза».

26. Прочитайте.

Вселенная... Какое красивое и величественное слово! Так называют весь необъятный мир, частичкой которого является наша Земля. Во Вселенной множество звёзд. Самая близкая - Солнце. Самая яркая на зимнем небе - Сириус. Её название обозначает « блестящий », « сверкающий ». Украшает небо зимой созвездие Орион. Его название - это имя охотника из древнегреческих мифов.

(А. Плешаков)

  • Какие ещё названия звёзд и созвездий вы знаете?
  • Выпишите имена собственные. Подчеркните в них заглавную букву.

27. Посмотрите вечером на звёздное небо.

  • Расскажите, каким вы его увидели. Какие звёзды или созвездия узнали? Что представили, когда смотрели на них? О чём захотелось помечтать?
  • Составьте текст на тему «Звёздное небо». Подготовьтесь его рассказать.

Страничка для любознательных

О происхождении слов

Слова космос, космонавтика, космонавт появились в нашем языке совсем недавно.

Слово космос с древнегреческого языка переводится как «строение, мир, вселенная». Слово космонавтика произошло от слов «космос» и «наутика» («моряк»). А само слово космонавтика означает «искусство вождения космического корабля, искусство космоплавания». А что обозначает слово космонавт ?

Правописание имен собственных усваивается умственно отста­лыми школьниками с большими трудностями, чем правило о напи­сании гласных после шипящих, хотя оно также имеет конкретное указание на способ написания. В то же время в отличие от предыдущего орфографического правила оно в своей основе имеет опре­деленное грамматическое понятие «имя собственное».

Во вспомогательной школе это понятие формируется постепенно, на протяжении ряда лет, опираясь на один из основных прин­ципов обучения умственно отсталых школьников - от конкретного к абстрактному. Во втором и третьем классах учащиеся усваива­ют правописание конкретных имен собственных (без терминоло­гии) : во втором классе - большой буквы в именах, фамилиях лю­дей, кличках животных; в третьем - большой буквы в отчествах людей, в названиях городов, сел, деревень, улиц.

И только в четвертом классе дается понятие об имени собст­венном, расширяется круг собственных имен (к ним относят на­звания стран, рек, морей, гор). В результате формулируется пра­вило: «Имена собственные пишутся с заглавной буквы».

Такое концентрическое построение программного материала помогает рассредоточить трудности усвоения правописания имен собственных, обогащает словарь учащихся, способствует посте­пенному подведению их к формированию грамматического по­нятия.

В то же время каждое отдельное правило правописания боль­шой буквы само по себе является сложным, поскольку требует определенного уровня обобщения. Кроме того, в отличие от пре­дыдущих правил в основе его усвоения лежит не зрительно-мо­торное запоминание, а суждение, заключающееся прежде всего в отнесении слов к той или иной категории, а затем в установлении их правописания.

Для обучения правописанию имен собственных можно реко­мендовать следующие задания.

2. Назвать имена детей класса. Сделать вывод о том, что есть слова, которые обозначают имена (фамилии, клички животных и т. д.).



Сложность для умственно отсталых детей представляет раз­личение имен собственных и нарицательных. Первые упражнения должны быть направлены на выделение имен собственных.

1. Прочитать. (Мальчик Ваня. Мальчик Петя. Девочка Катя. Девочка Галя.) Выписать имена мальчиков, девочек. (Мальчики: .... Девочки: ... .) Сказать, с какой буквы пишутся имена.
Подчеркнуть большую букву в именах мальчиков, девочек.

2. Дописать клички животных. Клички животных писать с большой буквы. (Собаки: Жучка, .... Кошки: Мурка, .... Коро­вы: Буренка, .... Лошади: Сивка, ... .) Подчеркнуть большую
букву в кличках животных.

Написать свою фамилию, фамилию своей мамы, своего папы. Сказать, с какой буквы пишутся фамилии людей. Подчеркнуть большую букву в фамилиях людей.

Написать имя и отчество своей мамы, своего папы, своей учительницы.

5. Прочитать (город Москва, город Ленинград, деревня Коробово, деревня Перхушково, улица Пушкинская, улица Октябрьская). Написать названия городов, деревень, улиц по образцу.
(Города: ..., ... . Деревни: ..., ... . Улицы: ..., ... .) Подчерк­нуть большую букву в названиях городов, деревень, улиц.

Как видим, во всех этих упражнениях даны конкретные ука­зания, к каким категориям относятся слова, и характер их напи­сания. В то же время они только подводят учащихся к дифферен­циации слов. Следующие виды упражнений в большей степени должны способствовать различению имен собственных и нарица­тельных.

Коля Иванов любит животных. У него живут кошка Мурка, собака То-бик. Он приручил скворца. Скворца назвали Яшка. Летом Коля жил в деревне. У него там были гусь Фомка и курочка Хохлатка.

Выписать клички животных по образцу (кошка Мурка, собака Тобик). Сказать, в каких словах пишется большая буква. Под­черкнуть слова, которые пишутся с большой буквы.

2. Составить предложение из данных слов. Сначала надо пи­сать, о ком говорится в предложении, потом - что говорится. (Корова. Собака. Кошка. Каштанка. Зорька. Мурка. Мычит, Лает. Ловит мышей.)

Подчеркнуть клички животных. Сказать, с какой буквы напи­саны клички.

Мы живем в городе Ленинграде. Дядя работает в городе Ростове. Брат служит в Минске. Дедушка живет в селе Горохово.

Списать текст. Подчеркнуть названия населенных пунктов. Сказать, с какой буквы они пишутся.

В четвертом классе повторяется правописание с большой бук­вы имен, фамилий, отчеств людей, кличек животных, названий на­селенных пунктов и др. Затем дается первое представление об именах собственных, т. е. все уже знакомые категории слов под­водятся под данное грамматическое понятие, и формулируется правило правописания имен собственных. Далее можно рекомен­довать упражнения, закрепляющие это понятие.

1. Написать полные имена людей. (Маша, Вася, ... . Обра-з е ц. Маша - Мария.)

Подчеркнуть большую букву в именах собственных.

2. Дописать предложения, вставляя имена собственные.

Столица нашей Родины - город.... Я знаю города-герои: .... Слова для справок: Москва, Ленинград, Волгоград, Севастополь, Киев, крепость-герой Брест, Новороссийск, Минск, Мурманск, Тула, Керчь, Одесса.

Подчеркнуть названия городов. Сказать, с какой буквы напи­саны имена собственные.

3. Написать свой почтовый адрес. Подчеркнуть имена собст­
венные. Объяснить их правописание.

Следующим этапом является подведение под понятие «имя соб­ственное» названий стран, рек, морей, гор, определение их напи­сания и закрепление правописания всех перечисленных выше имен собственных.

Полезными будут упражнения следующего типа.

В Тульской области есть Первомайская школа-интернат. Пионеры этой школы любят путешествовать. Они видели Крымские и Кавказские горы. Школьники посетили город Ленинград, города Тулу и Таллин. Полюбили они Черное море и Балтийское море.

Выписать имена собственные - сначала названия городов, по­том названия рек, гор, морей, областей, школы-интерната. Подчеркнуть большую букву в именах собственных.

2. Списать.

Наш город раскинулся по берегам Днепра. Большой известностью пользу­ется наш заповедник - остров Хортица. Люблю родное Запорожье! Люблю Украину!

Подчеркнуть имена собственные. Объяснить их написание.

Обогащение словаря учащихся новыми словами-названиями, включение имен собственных во все упражнения при изучении других тем будут способствовать в дальнейшем закреплению дан­ного орфографического правила.

Имя собственное - это имя существительное, выраженное словом или , называющее конкретный предмет или явление. В отличие от имени нарицательного, обозначающего сразу целый предметов или явлений, имя собственное предназначено для одного, вполне определенного объекта этого класса. Например, « » - это нарицательное имя существительное, тогда как «Война и мир» - собственное. Слово «река» представляет собой имя нарицательное, но «Амур» - имя собственное.Именами собственными могут быть имена людей, отчества, названия книг, песен, фильмов, географические названия. Имена собственные пишутся с большой буквы. Для некоторых типов имен собственных нужны кавычки. Это относится к литературным произведениям («Евгений Онегин»), картинам («Мона Лиза»), фильмам («В бой идут одни старики»), театрам («Варьете»), и другим типам имен существительных.При переводе имен собственных на другие языки используются методы транскрипции и : Gogolya-street (улица Гоголя), radio Mayak (радио «Маяк»). В имена собственные не выделяются специально .Имена собственные и имена нарицательные не отделены друг от друга непроницаемой стеной. Имена собственные могут переходить в имена нарицательные, и наоборот. Например, «аватар» было только лишь нарицательным именем, пока не сняли «Аватар». Теперь это слово в зависимости от контекста играет роль нарицательного либо собственного имени существительного. «Шумахер» - фамилия определенного автогонщика, но постепенно «шумахерами» стали называть всех любителей быстрой езды.В имена нарицательные из имен собственных могут переходить товарные знаки, являющиеся уникальными производителями определенного вида товара или же просто монополистами. Ярким примером может служить фирма Xerox, выпускающая электрофотографические копировальные аппараты. Эта фирма существует и по сей день, но «ксероксами» сейчас называют все копировальные аппараты вообще.

Источники:

  • как пишутся имена собственные

Совет 2: Как определить, собственное имя или нарицательное

Имена существительные называют предметы, явления или понятия. Эти значения выражаются при помощи категорий рода, числа и падежа. Все существительные относятся к группам собственных и нарицательных. Собственные существительные, служащие названиями единичных предметов, противопоставлены нарицательным, обозначающим обобщенные наименования однородных предметов.

Инструкция

Для определения собственных существительных установите, является ли наименование индивидуальным обозначением предмета, т.е. выделяет ли это «имя » предмет из ряда однородных (Москва, Россия, Сидоров). Собственные существительные называют имена и фамилии лиц и клички животных (Некрасов, Пушок, Фру-фру); географические и астрономические объекты (Америка, Стокгольм, Венера); , организации, печатные органы (газета «Правда», команда «Спартак», магазин «Эльдорадо»).

Имена собственные, как правило, не изменяются по числам и употребляются только в единственном (Воронеж) или только во множественном (Сокольники) числе. Обратите внимание, что из этого правила существуют исключения. Собственные существительные употребляются в форме множественного числа, если обозначают разных лиц и предметы, называющиеся одинаково (обе Америки, однофамильцы Петровы); лиц, находящихся в родственных отношениях (семья Федоровых). Также собственные существительные могут употребляться в форме множественного числа, если называют определенный тип людей, «выделенный» по качественным характеристикам известного литературного персонажа. Обратите внимание, что в этом значении имена существительные теряют признак принадлежности к группе единичных предметов, поэтому допустимым является как употребление прописной, так и строчной буквы (Чичиковы, фамусовы, печорины).

Орфографическим признаком, различающим имена существительные собственные , является употребление прописной буквы и . При этом все собственные наименования всегда буквы, а названия учреждений, организаций, произведений, объектов употребляются как приложения и заключаются в кавычки (теплоход «Федор Шаляпин», роман Тургенева «Отцы и дети»). В состав приложения могут входить любые части речи, но первое слово всегда с прописной буквы (роман Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные морехода Робинзона Крузо»).

Имя существительное в русском языке обладает различными отличительными признаками. Чтобы показать особенности возникновения и употребления определенных языковых единиц, они подразделяются на имена нарицательные и собственные.

Инструкция

Нарицательными именами называют существительные, которые обозначают название определенных предметов и явлений, имеющих общий набор признаков. Данные предметы или явления принадлежат к какому-либо классу, но сами по себе не несут каких-то специальных указаний на этот

Цели урока:

  • Образовательные :
    • обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных;
    • закрепить навыки правописания изучаемых орфограмм;
  • Развивающие :
    • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление;
    • расширять словарный запас учащихся;
  • Воспитательные : воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Оборудование урока:

  • учебник и дидактический материал Л.М.Зелениной и Т.Е.Хохловой;
  • опорные таблицы;
  • индивидуальные карточки;
  • портрет Ю.А.Гагарина;
  • телевизор, видеоплейер и DVD-диск с м/ф «Каникулы в Простоквашино»;
  • фотоснимки собак, побывавших в космосе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Девиз урока: «Рука пишет, а ум водит»

II. Актуализация знаний

– Над какой темой работали на последних уроках русского языка?
Ответ: имена собственные.
– Что мы относим к именам собственным?
Ответ: имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия, названия улиц и т.д.
– Что нужно помнить о написании имен собственных?
Ответ: имена собственные пишутся с заглавной буквы.

III.Чистописание

– Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня мы повторим написание верхнего соединения букв о и с, которое часто встречается в словах (Москва, Россия, космос, космонавт и др.).

IV. Работа со словарными словами

– Откройте словарик в конце учебника и найдите в нем имена собственные.

Ответ: Москва, Россия.

– Какие буквы в этих словах нужно запомнить?
Запишите эти слова и выделите зеленым цветом нужные буквы. Подчеркните заглавные буквы в этих словах.

V. Работа по теме урока

Учитель (У): Наша родина Россия. История нашей страны богата славными именами. Назовите имена людей, которыми гордится российский народ. (Ответы детей).
Отгадайте загадку. О ком в ней идет речь?

Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто скажите это?

(Космонавт)

У: Назовите имя первого космонавта планеты?
Да, это был Юрий Алексеевич Гагарин. И мы гордимся тем, что именно гражданин России первым полетел в космос (показ портрета Ю.А.Гагарина). В этом году исполняется ровно 50 лет со дня первого полета в космос.
Открывается запись на доске: Юрий Алексеевич Гагарин – первый в мире космонавт. Он полетел в космос 12 апреля 1961 года на ракете «Восток».
Спишите текст и подчеркните заглавные буквы в именах собственных. Обратите внимание на то, что название космического корабля выделяется кавычками.
Прежде чем отправить в космос человека, ученые запускали в космос мышей, обезьян и главных друзей человека – собак. Вот несколько кличек собак, побывавших в космосе – Дезик, Лайка, Смелый, Рыжик и другие. А собаки Белка и Стрелка летали в космосе больше суток (25 часов) и благополучно вернулись на Землю (показ фотографий).
Запись под диктовку (с комментированием с места): Собаки Белка и Стрелка летали в космосе больше суток.

Задание: Определить число имен существительных.

Взаимопроверка выполненного задания.

VI. Самостоятельная работа

Выполнить упражнение 17, стр.77 .

– Какие имена собственные вы нашли в этом тексте? Выпишите из текста географические названия.

Фронтальная проверка выполнения задания.

У: Выполняя задание, вы наверное вспомнили, как хорошо было отдыхать летом. Давайте проведем физкультминутку и немножко отдохнем.

VII. Физкультминутка

У: Продолжая тему каникул, давайте посмотрим небольшой отрывок из мультфильма.

VIII. Просмотр отрывка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»

– Как называется мультфильм?
– Назовите имена собственные, которые вы услышали в этом отрывке?
– Какое имя собственное нуждается в особенной записи?

Ответ: название журналов берется в кавычки – «Мурзилка».

– Правильно, ребята. Я вижу, что вы хорошо усвоили написание имен собственных.

IX. Тестирование

– Чтобы подтвердить это, вы сейчас выполните небольшой тест, который у вас на столах (Приложение 1 ). Не забывайте девиз нашего урока! Удачи вам!

Самопроверка теста (ответы открываются на доске).

У: Кто выполнил задание без ошибок, поднимите руку. Молодцы, погладьте себя по головке! А кто ошибся – не огорчайтесь. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

X. Итоги урока

XI. Домашнее задание

Напишите имена всех членов вашей семьи.
Напишите название улицы, на которой вы живете.

Используемая литература:

  1. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык, 2 класс, часть 3. М, Просвещение, 2009.
  2. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык, Дидактический материал, 2 класс, М, Просвещение, 2010.
  3. О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова. Поурочные разработки по русскому языку, издание 2-е, М, ВАКО, 2006.
  4. В.П.Канакина. Работа над трудными словами в начальных классах. М, Просвещение, 1991 г.
  5. «Живой взгляд» № 5(8) 2010.