Болезни Военный билет Призыв

Дистанционная система moodle. Цели и виды дистанционного обучения. Основные проблемы организации дистанционной формы обучения

Эта система предназначена для организации обучения он-лайн в сетевой среде с использованием технологий Интернета. Система обеспечивает многообразие процедур обучения он-лайн, комбинированием которых может быть организовано эффективное обучение в учебном заведении. Moodle позволяет инсталляции образовательных ресурсов (учебных материалов) и обеспечивает средствами доступа к ресурсам и управления ими; обеспечивает коммуникационную взаимодействие участников образовательного процесса, реализуемого в форме интернет-конференций, форумов, дискуссий, а также обмена посланиями, содержащими, в частности, задания для учащихся, выполнение задач и комментарии. В системе предусмотрена возможность спецификации категорий (Category) учебных курсов, например, таких, как Office work,

Teaching and Learning, и группировка курсов по категориям. Учебные курсы могут включать такие материалы, как аннотации курсов, ресурсы, задачи, темы обсуждений. Ресурсы курсов могут представляться многообразием организационных компонентов, среди которых текстовые страницы, веб-страницы, файлы различных форматов, веб-сайты, директории (text page, web page, file, web site, directories). В курсах устанавливаются следующие параметры: дата начала курса (Course start date), срок подачи заявок (Enrollment period), количество уроков (тем, занятий) (Number of weeks / topics), выраженных в количестве недель или темах уроков, темах форумов. Кроме того, курсы могут иметь специальные ключи (Enrollment key), обеспечивающие доступ к учебным материалам курса зарегистрированных и принятых на курс слушателей. В Moodle предоставляются сведения о курсах, их тьюторов и сроки их проведения.

Авторы курсов формируют соответствующие учебные материалы, а тьюторы проводят зачисление студентов и организуют учебный процесс. Для обучения Moodle имеет следующие возможности: использует педагогику социального конструкционизма, которая включает взаимодействие, активное обучение, критическую рефлексию и тому подобное; имеет простой, эффективный, совместимый для разных браузеров веб-интерфейс; список курсов содержит описание каждого курса на сервере курсы разбиваются на категории, механизм поиска курсов; большинство текстовых элементов (ресурсов, форумов, задач и т.д.) могут быть отредактированы с помощью внедренного WYSIWYG HTML редактора; предлагается широкий спектр активностей для построения учебного процесса; для коммуникации и социализации в курсе преподаватель может использовать такие инструменты, как форумы, чаты, wiki, систему обмена сообщениями, блоги и т.

Moodle включает следующие наиболее используемые модули: Сертификация - модуль создает PDF сертификаты / дипломы для студентов курса и полностью настраиваемым. Можно разработать собственный дизайн печатного сертификата: добавить рамки, водяные знаки, печати и даже показать степень / уровень изучения информации. Благодаря Elluminate Live! Meeting - Moodle становится частью виртуального веб-видео класса, включая двустороннее аудио-общения, интерактивные доски, мгновенный обмен сообщениями и модератор инструментов. Это нестандартный модуль и блок, который требует покупки 3rd Party службы. Галерея - позволяет использовать встроенные галереи изображений.

LAMS - основа системы управления учебной деятельностью (Learning Activity Managment System) и используется для разработки, управления и распространения учебных онлайн- материалов с обеспечением совместного доступа. Создаются данные материала в визуальном учебной среде с заданием последовательности изучения. В состав этого типа курса входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные элементы для всех студентов, основанные как на содержательной, так и на коммуникативной компоненте.

SCORM / AICC - это один из элементов курса, который позволяет преподавателю опубликовать любой пакет формата SCORM или АИСС в составе материалов курса. Пакет SCORM - это набор веб-контента, соответствует международному стандарту объектов учебного назначения SCORM. Этот набор может включать web-страницы, графику, программы на JavaScript, Flash-презентации и другие составляющие, работающих в веб браузере. Этот модуль помогает интегрировать в учебный курс любой пакет, соответствующий стандарту SCORM.

Wiki - это средство для совместного создания документов несколькими людьми, который имеет собственную простой язык разметки, используемый просто в окне браузера. Модуль Wiki позволяет студентам работать вместе, добавляя, расширяя и изменяя содержание страницы. Предыдущие версии документа не изымаются и могут быть восстановлены в любой момент.

Анкета - модуль содержит несколько готовых анкет, которые помогают преподавателю выяснить психологические особенности студентов, имеющих отношение к дистанционному обучению. База данных позволяет преподавателям и / или студентам создавать, показывать и осуществлять поиск среди введенных записей базы. Формат и структура записей могут быть почти неограниченными, включать картинки, поля, Интернет - адреса, числа или простой текст.

Глоссарий - толковый словарь, содержащий статьи по определению определенных сроков. Студентам предоставляются удобные средства поиска нужного термина в глоссариях. Преподаватель также может не только давать определения терминов, но и привлекать к этой работе субъектов обучения, контролируя корректность предлагаемых ими определений. Задача (ответ несколькими файлами, файлом, текстом, вне сайта) - модуль, позволяющий организовать выполнение задач студентами. С его помощью можно: передавать содержание задания студентам; устанавливать сроки его выполнения; устанавливать максимальную оценку, которую может получить студент задачу; задавать форму предоставления ответа преподавателю (файл загружается на сайт, личная беседа с преподавателем, сообщение по электронной почте); давать комментарии к выполненной работы; позволять студенту менять свой ответ с повторным тестированием.

Книга - способ представления многостраничных документов, содержащий перечень разделов книги в виде ссылок, нажимая на которые, можно быстро переходить от одного раздела к другому.

Опрос - преподаватель задает вопросы и определяет несколько вариантов ответов. Один из возможных вариантов - проведение голосования между пользователями. Это может быть полезным для стимулирования мышления, для выяснения общего мнения в процессе исследования проблемы.

Рабочая тетрадь - преподаватель просит письменное высказывание студентов на определенную тему, с возможностью редактирования и улучшения своего ответа позже. Ответ является частной и доступна только для преподавателя, что может сделать комментарий и поставить оценку для каждой записи. Конечно одной тетради в неделю достаточно.

Семинар - вид занятий, где каждый участник не только выполняет свою работу, но и оценивает результаты работы других участников семинара. Для этого преподаватель может предусмотреть применение различных стратегий оценивания.

Управление Семинары (сбор работ, направление их на проверку, отображения результатов и т.п.) осуществляется автоматически.

Тест - набор задач для оценки знаний студентов. Все тестовые задания сохраняются в базе данных и могут быть использованы заново. Тест в Hot Potatoes - позволяет преподавателю управлять через Moodle тестами, разработанные во внешней программе Hot Potatoes.

Урок (практикум) - модуль, с помощью которого создается комплект взаимосвязанных страниц. Каждая из страниц имеет информационный раздел и раздел контроля его усвоения.

Форум - место, где происходят все обсуждения. Форумы могут иметь различную структуру и содержать оценки для сообщений. Сообщение форумов можно увидеть в четырех различных форматах, и они могут содержать дополнительные файлы. Подписавшись на форум, участник будет получать копии новых сообщений на e-mail.

Чат - это средство для проведения синхронных дискуссий в реальном времени. Чат имеет существенное отличие от форума - средства асинхронного общения, поскольку форум не предусматривает одновременности подключения его участников.

Что такое Moodle? Moodle - это система управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), специально разработанная для создания качественных онлайн-курсов преподавателями. Так E-learning системы часто называются системами управления обучением (Learning Management Systems - LMS) или виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments - VLE).


Возможности Moodle Сайт администрируется пользователем admin, который определен по умолчанию. Moodle имеет простой, эффективный, совместимый с разными web-браузерами интерфейс (модуль "themes" позволяет администратору изменить дизайн сайта, включая цвета, шрифты, разметку и т.д. в соответствии с нуждами). Модули различных видов могут быть добавлены к существующей инсталляции Moodle для расширения возможностей системы (например, модуль языковых пакетов позволяет локализовать Moodle для любого языка, на текущий момент доступно 40 языковых пакетов). Список курсов содержит описание каждого курса на сервере, предоставляя доступ к этой информации, в том числе и гостю. Курсы разбиваются на категории. Имеется механизм поиска курсов по ключевому слову. Moodle может поддерживать тысячи курсов.




Права доступа Пользователь с правами администратора контролирует создание курсов и назначает преподавателей курсов, а так же студентов. Пользователь с правами создателя курса может создавать курс и назначать преподавателей курса. Для преподавателей, работающих неполный день (на полставки), можно отменить право на редактирование курса. Учителя могут добавить "кодовое слово" для доступа к курсу, чтобы ограничить доступ лицам, не являющимся студентами курса. Кодовое слово они могут передать студентам при личной встрече или отправив по электронной почте. Преподаватель может исключить пользователя из числа студентов курса, если это необходимо.


Права доступа Преподаватель может исключить пользователя из числа студентов курса, если это необходимо. Если студент не посещает курс в течение определенного периода времени (настраивается администратором), то он автоматически исключается из курса. Студенты могут настраивать свой профиль, включая фотографии и описание. Адрес электронной почты студента другим студентам курса или пользователям системы в целом может не показываться, если это необходимо. Каждый пользователь может указать свою временную зону и каждый день Moodle будет корректировать для этой зоны даты отправки заданий, сдачи тестов и т.д. Каждый пользователь может выбрать язык интерфейса Moodle, если это разрешено администратором системы. Преподаватель может назначить определенный язык для конкретного курса. Пользователи, использующие гостевой вход не имеют возможности проходить тесты, отвечать на задания и т.д.




Ресурсы системы Moodle "Текст" "HTML-текст" "Wiki-текст" "Каталог" (список файлов для загрузки) "Web-ссылка" "Программа" (ссылка на загрузку программы) "Ссылка" "Файл"-изображение "Файл" в формате MP3 "Файл" в формате Flash "Файл" в формате Windows Media "Файл" MS Office "Файл" в формате PDF "Файл" в формате Quicktime "Web-страница"


Фильтры системы Moodle В системе Moodle широко применяется система фильтров. Каждый фильтр изменяет входящую информацию и на выходе представляет ее же, но в качественно новом виде. Фильтр Автоссылка Фильтр внедрения мультимедиа файлов Фильтр конструкций TeX Алгебраический фильтр


Фильтр Автоссылка Некоторые модули Moodle поддерживают фильтр Автоссылка. Вы видите автоматическую ссылку на ресурс каждый раз, когда имя этого ресурса упоминается, или на термин из словаря там, где он указывается. Автоссылку можно не создавать, для этого необходимо текст заключить в тег (выполняется в режиме HTML, но не в визуальном редакторе).




Фильтр конструкций TeX Этот фильтр позволяет ввести любой фрагмент текста в формате TeX, используя символы доллар, в любой части Moodle (включая форумы), например, введя: $$\Bigsum_{i=\1}^{n-\1}\frac1{\Del~x} \Bigint_{x_i}^{x_{i+\1}}\{\frac1{\Del~x}\ big[(x_{i+1}-x)y_i^{5$\star}\big]-f(x)\}^\2dx$$ получим:


Алгебраический фильтр Алгебраический фильтр очень похож на предыдущий, позволяет вводить формулы с использованием стандартных функций внутри символов:






Модуль «Чат» Позволяет участникам принять участие в обсуждении в реальном времени. Это хороший способ узнать друг друга и познакомиться с обсуждаемой темой. Режим работы чата отличается от режима работы форума. Данный модуль содержит ряд возможностей для администрирования и просмотра обсуждений чата.


Модуль «Опроса» Учитель задает вопрос и определяет несколько вариантов ответа. Этот вид задания может быть очень полезен в качестве голосования, чтобы стимулировать размышления над темой, чтобы позволить классу выбрать направление изучения курса или для другого исследования. (Опросы могут проходить анонимно).


Модуль «Форума» Этот модуль может быть достаточно важным, так как, используя его, может проводиться большое число дискуссий. Форумы могут быть разной структуры и могут включать оценку (рейтинг) сообщений. Сообщения могут просматриваться в различных форматах и могут содержать вложения. Подписавшись на форум, участники будут получать копии сообщений на свой адрес электронной почты. Учитель может подписать всех студентов курса, если это необходимо.




Модуль «Учебная работа» (Семинар). Данный модуль позволяет давать задания студентам в удобной форме. Он состоит из определяемого количества страниц. Каждая страница заканчивается вопросом и определяемым количеством ответов на него. В зависимости от выбора ответа студентом он переходит на следующую страницу (в случае правильного ответа) или на ту же самую (в случае неправильного ответа). Навигация по данному модулю может быть поступательной или смешанной, в зависимости от структуры представляемого материала.


Модуль «Тесты» Этот модуль позволяет учителю создавать тесты, состоящие из вопросов с несколькими ответами, ответами "Да"/"Нет" и кратким ответом. Эти вопросы сохраняются в базе данных по определенным темам и могут быть использованы в нескольких курсах и между курсами. Для сдачи тестов может быть определено несколько попыток. Каждая попытка автоматически отмечается, и учитель может выбрать дать комментарий или показать правильные ответы. Этот модуль включает систему для оценивания. Модуль «Анкетирование» Обеспечивает ряд проверенных вариантов опросников, которые могут быть полезны в оценке качества и стимулировании обучения в онлайновых системах обучения. Учителя могут использовать их, чтобы собрать информацию о своих студентах. Данная информация может быть полезна им, чтобы узнать больше о студентах и влиять на их обучение.


Основные функциональные возможности Автоматический контроль результатов тестирования. Возможность корректировки и оценивания выполненных заданий, упражнений, рефератов, эссе, проектов. Обеспечение быстрой обратной связью. Анализ учета потребностей обучающихся, основанных на результатах анкет и опросов. Формирование протоколов-отчетов об выполненных заданиях, практических работах.


Проект «Информатизация системы образования» (ИСО) Реализация данного проекта будет осуществляться на базе созданных в рамках проекта «Информатизация системы образования» Межшкольных методических центров, Региональных координационных центров и образовательных учреждений, расположенных на территории Ставропольского края, Калужской области и Республики Карелия.

  • Что такое Moodle?

    Что такое Moodle?

    Moodle - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. Moodle - это пакет, который обычно определяют как CMS или LMS. Эти абревиатуры можно расшифровать следующим образом:

    • CMS - course managment system - система управления курсами
    • LMS - learning managment system - система управления обучением

    Moodle написана на языке программирования PHP профессором из Австралии Мартином Дунгиамосом и переведена на несколько десятков языков и используется для обучения более чем в ста пятидесяти странах мира.

    Широкую популярность ей обеспечили простота использования и открытый исходный код. Сама система распространяется по лиценции GNU GPL и вам не придется производиться лицензионные отчисления в пользу разработчика.

    Основной учебной единицей Moodle являются учебные курсы. В рамках такого курса можно организовать:

    1. Взаимодействие учеников между собой и с учителем. Для этого могут использоваться такие элементы как: форумы, чаты
    2. Передачу знаний в электронном виде с помощью файлов, архивов, веб-страниц, лекций.
    3. Проверку знаний и обучение с помощью тестов и заданий. Результаты работы ученики могут отправлять в текстовом виде или в виде файлов.
    4. Совместную работу учебную и исследовательскую работу учеников по определенной теме, с помощью встроенных механизмов wiki, семинаров, форумов и пр.
  • Moodle в современном образовании

    Современный мир стремительно меняется. Развитие компьютерной техники и средств связи кардинально меняют образ жизни человека. Не осталось в стороне от этих изменений и образование. Прошли те времена, когда для осуществления процесса обучения было необходим личный контакт учителя и ученика. Cуществуют способы интенсифицировать процесс обучения используя методы и средства электронного обучения. Мы предлагаем использовать возможности электронного обучения, или как его еще называют e-learning, на основе системы управления электронными курсами Moodle .

    Moodle можно использовать для организации:

    1. Дистанционного обучения - при котором преподаватель и ученик большую часть времени не встречаются лично друг с другом.
    2. Дистанционной поддрержки очного образования - используя средства электронного обучения учащийся может получать задания и отправлять их на проверку используя систему Moodle
    3. Поддержки очного образования - выполнение отдельных практических заданий, тестов проходит во время учебных занятий в системе электронного обучения Moodle .

    Система Moodle может обеспечить:

    1. Выбор удобного времени и места для обучения как для преподавателя, так и для ученика
    2. Прочное усвоение знаний
    3. Контакт преподавателем с учеником по мере необходимости. Если ученик работает он контактирует с преподавателем.
    4. Индивидуализацию обучения
    5. Экономию времени и денег - отпадает необходимость тратить время и деньги на учебные занятия
  • Проблемы применения Moodle

    Проблемы применения Moodle

    Одной из первых проблем, с которой могут столкнуться желающие организовать электронное обучение, является решение технических вопросов связанных с этой системой.

    Это объясняется, в первую очередь, отсутствием доступных и грамотно составленных инструкций и рекомендации по работе с системой на русском языке. А также очень широко распространенным мнением, что Moodle - это очень сложно и доступно лишь специалистам с IT-образованием.

    На самом деле Moodle может успешно применяться для дистанционного обучения и поддержки очного образования практически любым педагогом, обладающим базовыми навыками работы на компьютере.

    Этот сайт посвящен как раз решению этой основной проблемы, препятствующей более широкому распространению Moodle и дистанционного обучения в целом, в русскоязычном секторе сети интернет.

Для работы с iSpring Online не требуется специальной подготовки, интерфейс выглядит современно и интуитивно понятен. Система готова к использованию сразу после регистрации на сайте.

iSpring Online используют как крупные компании с развитой сетью филиалов, так и частные бизнес-тренеры, репетиторы. Например, систему применяют РосЕвроБанк, Альфа-Капитал, Unilever Russia, Московская пивоваренная компания, Lamoda, Kari, Biglion и др.

Особенности iSpring Online:

  • Мобильное обучение. Учебный курс можно запустить с любого устройства: ноутбука, планшета и телефона . Специальное мобильное приложение обеспечивает доступ к учебным материалам даже без подключения к интернету , например, в самолете или поезде.
  • . Живые онлайн-трансляции позволяют одновременно обучать сотрудников всех филиалов. Записи всех вебинаров сохраняются, и их можно посмотреть в любое время.
  • Безлимитное облачное хранилище. В СДО можно загрузить любое количество курсов, видео.
  • Детальная статистика. Система собирает детальную статистику и помогает вам отслеживать, кто действительно учится, а кто нет. С ее помощью удобно контролировать уровень подготовки в каждом подразделении и оценивать успеваемость сотрудников.
  • Контроль качества курсов. Отчеты по учебным материалам покажут, какие темы в курсе слишком легкие для пользователей, а какие вызывают серьезные трудности. Используя эти данные, можно обновить курс и повысить эффективность обучения.

Разработчики учитывают пожелания клиентов и каждые 2-3 месяца выпускают обновления, добавляя в СДО новые возможности.

2. Moodle

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - свободная система управления обучением , распространяющаяся по лицензии GNU General Public License.

Система реализует философию «педагогики социального конструкционизма » и ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов , а также поддержки очного обучения.

Moodle переведена на десятки языков, в числе и русский и используется в 197 странах мира.

Moodle - это программа, позволяющая интегрировать обучение в классе целиком в сеть, используя веб-технологии. Ученики смогут по-настоящему учиться, получая доступ к различным ресурсам класса. Moodle позволяет эффективно организовать процесс обучения, используя такие возможности, как проведение семинаров, тестов, заполнение электронных журналов, включение в урок различных объектов и ссылок из интернета, и многие другие.

3. TrainingWare Class: первая российская СДО с открытым кодом

4. Claroline LMS

Платформа для электронного электронного обучения (eLearning) и электронной деятельности (eWorking) , позволяющая учителям создавать эффективные онлайн-курсы и управлять процессом обучения и совместными действиями на основе веб-технологий. Переведённая на 35 языков, Claroline LMS обладает обширным сообществом пользователей и разработчиков по всему миру.

Claroline LMS выпущена на основе лицензии с Открытым Кодом (Open Source). Она применяется в сотнях организаций 90 стран мира. Она позволяет создавать и администрировать курсы в режиме онлайн. Каждый курс содержит ряд инструментов, позволяющих преподавателю:

  • Указать описание курса
  • Опубликовать документы в любом формате (текст, PDF, HTML, видео...)
  • Администрировать публичные и приватные форумы
  • Разрабатывать пути обучения
  • Объединять студентов в группы
  • Подготавливать для обучающихся онлайн упражнения (задания)
  • Управлять повесткой дня с задачами и сроками выполнения
  • Публиковать анонсы (так же и по эл.почте)
  • Вывешивать онлайн информацию о текущих заданиях
  • Просматривать статистику активности пользователей
  • Использовать технологию wiki для совместного написания документов

Claroline LMS используется не только школами и университетами, но также и тренинговыми центрами, ассоциациями и компаниями. Платформа настраиваемая и предлагает гибкую среду для разработки под конкретный заказ.

5. Dokeos

  • Официальный сайт: www.dokeos.com
  • Поддержка: IMS/SCORM
  • Платформа: PHP , MySQL
  • Демонстрационный сайт:
  • Логин/пароль: admin/demo

Платформа построения сайтов дистанционного обучения, основанная на ветке (fork) Claroline (версии 1.4.2.). Ветка представляет собой клон свободно распространяемого программного продукта, созданный с целью изменить приложение-оригинал в том или ином направлении.

Dokeos - результат работы некоторых членов первоначальной команды разработчиков Claroline, которые задумали:

Изменить ориентацию приложения. Теперь оно подойдет скорее организациям, чем университетам. Дело в том, что Claroline прекрасно адаптирована для университетской среды, что выражается в поддержке большого количества учеников и курсов. Dokeos, как нам кажется, больше ориентирован на профессиональную клиентуру, например, на персонал предприятия;

Организовать (скорее, выставить на продажу) набор дополнительных сервисов для платформы. Название Dokeos относится как к приложению, так и к сообществу, которое предлагает набор различных сервисов к платформе: хостинг, интегрирование контента, разработка дополнительных модулей, техническая поддержка и т.д.

Dokeos бесплатен, поскольку лицензия Claroline (GNU/GPL) предполагает, что ветки подпадают под ту же лицензию. Поскольку ветка была выделена недавно, оба приложения сейчас относительно похожи друг на друга, хотя некоторые различия в эргономике, построении интерфейса, функционале уже начинают проявляться.

Примером реализации Dokeos можно назвать сайт Университета г. Гент. www.ugent.be/en.

5. ATutor

  • Официальный сайт: www.atutor.ca
  • Поддержка: IMS/SCORM
  • Текущая версия: 1.5.2
  • Языки приложения: PHP , JAVA
  • СУБД: MySQL
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL)
  • Поддержка русского языка: есть
  • Демонстрационный сайт: http://www.atutor.ca/atutor/demo/login. php
  • Логин/пароль: demo/demo

Система создана канадскими разработчиками. Включает в себя весь необходимый e-learning-инструментарий. Есть русскоязычная версия.

6. ILIAS

  • Официальный сайт: www.ilias.de/ios/index-e. html #ilias.
  • Поддержка: IMS/SCORM
  • Текущая версия: 3.8.0
  • Языки приложения: PHP
  • СУБД: MySQL
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL)
  • Поддержка русского языка: есть

7. SAKAI

  • Официальный сайт: http://www.sakaiproject.org/
  • Поддержка: IMS/SCORM
  • Платформа: JAVA
  • СУБД: MySQL, Oracle, hsqldb
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL)
  • Поддержка русского языка: есть

8. LAMS

  • Официальный сайт: http://www.lamscommunity.org
  • Текущая версия: 2
  • Языки приложения: Java
  • СУБД: MySQL
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL)
  • Поддержка русского языка: нет
  • Демонстрационный сайт: http://lamsinternational.com/demo/intro_to_lams. html

Спецификация IMS Learning Design была подготовлена в 2003 году. В ее основу положены результаты работы Открытого университета Нидерландов (Open University of the Netherlands - OUNL) по языку образовательного моделирования «Educational Modelling Language» (EML), при помощи которого описывается «метамодель» разработки учебного процесса.

На основе данной спецификации была создана «Система управления последовательностью учебных действий» Learning Activity Management System (LAMS). LAMS предоставляет преподавателям визуальные средства для разработки структуры учебного процесса, позволяющие задавать последовательность видов учебной деятельности.

LAMS представляет собой революционно новое приложение для создания и управления электронными образовательными ресурсами. Она предоставляет преподавателю интуитивно понятный интерфейс для создания образовательного контента, который может включать в себя различные индивидуальные задания, задания для групповой работы и фронтальную работу с группой обучаемых.

9. OLAT

  • Официальный сайт: http://www.olat.org
  • Текущая версия: 5.1.3
  • Стандарты : SCORM/IMS (IMS Content Packaging, IMS QTI)
  • Языки приложения: Java
  • СУБД: MySQL, PostgreSQL
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL)
  • Поддержка русского языка: есть
  • Демонстрационный сайт: http://demo.olat.org

Разработка системы началась еще в 1999 году в Цюрихском университете (Швейцария) , где она является основной образовательной платформой электронного обучения.

10. OpenACS

  • Официальный сайт: http://openacs.org
  • Текущая версия: 5.3.1
  • СУБД: ORACLE
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL)
  • Поддержка русского языка: есть

Open Architecture Community System - это система для разработки масштабируемых, переносимых образовательных ресурсов. Она является основой для многих компаний и университетов, занимающихся использованием технологий электронного обучения.

11. LRN

  • Официальный сайт: http://dotlrn.org
  • Текущая версия: 2.2.1
  • СУБД: ORACLE
  • Скачать LiveCD: http://e-lane.org/pub/knoppix-elane_EN_2005-10-12.iso
  • Поддержка русского языка: есть

На сайте предлагается возможность загрузить LiveCD, чтобы попробовать систему локально на домашнем компьютере.

12. COSE

  • Официальный сайт: http://www.staffs.ac.uk/COSE/
  • Текущая версия: 2.1
  • Языки приложения: PERL , JAVA

13. LON-CAPA

  • Существует возможность установки через репозитарий: для FC6 http://install.loncapa.org/versions/fedora/6/FC6_loncapa_yum.conf
  • Языки приложения: PERL

14. ELEDGE

  • Официальный сайт:
  • Разработчик: University of Utah
  • Текущая версия: 3.1.0
  • Языки приложения: Java
  • СУБД: MySQL

Не обновляется с 2003 г.

15. Colloquia

  • Официальный сайт: http://www.colloquia.net/
  • Текущая версия: 1.4.3
  • Языки приложения: JAVA
  • Поддержка русского языка: нет

Обучающая среда Moodle

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - это свободная система управления обучением, ориентированая прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения.

Ипользуя Moodle преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может высталять оценки и давать комментарии. Таким образом Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

Мооdle создаётся множеством разработчиков и переведена на десятки языков, в том числе и русский.

Основной сайт проекта: http://moodle.org/ .

Сайт с русскоязычной документацией: http://docs.moodle.org/ru/ .

Системные требования

Moodle является web-ориентированной средой. Для его работы требуется:

web-сервер с поддержкой PHP (например Apache2);

сервер баз данных (по умолчанию используется MySQL).

Настройка Moodle в среде Школьный Сервер

Обучающая среда Moodle устанавливается при установке дистрибутива Школьный Сервер автоматически и сразу готова к использованию. Так как Moodle использует для своей работы Web-сервер Apache2 и базу MySQL, надо убедиться, что соответствующие этим серверам службы запущены. Сделать это можно в модуле «Системные службы» Центра управления системой. Необходимо проконтролировать состояние и при необходимости запустить службы httpd2 и mysqld.

После того, как Apache2 и MySQL запущены можно сразу обращаться на стартовую страничку Moodle, расположенную по адресу: http://ip-адрес/moodle/.

Например, если ip-адрес вашего сервера 192.168.0.1, то адрес, по которому будет доступен Moodle такой: http://192.168.0.1/moodle/.

Естественно, при использовании в вашей сети DNS-сервера, ip-адрес может быть заменён на имя, например http://www.school-server.localnet/moodle/.

Использование нестандартной базы данных

По умолчанию Moodle настраивается на использование БД MySQL, работающей на той же машине, что и сам Moodle. Это является рекомендуемым вариантом, при котором все настройки могут управляться централизованно из "Центра управления системой".

Однако, при необходимости, вы можете использовать и другую поддерживаемую БД, например PostgreSQL. При этом следуем учесть, что PostgreSQL придётся доустановить с установочного диска, т.к. по умолчанию он не устанавливается, а создание самой базы, необходимой для работы Moodle, необходимо будет произвести самостоятельно.

Другой возможной случай - это использование уже существующей БД, расположенной на отдельной машине в сети. Для использования такой внешней БД, неоходимо будет указать её при первоначальной настройке Moodle.

Note: Для выполнения подобных операций вам может потребоваться доступ к консоли настраиваемой системы: локальный или удалённый (например по SSH).

Некоторые вопросы администрирования Moodle

Мы коснемся только тех параметров настройки системы, которые необходимы для управления учебным процессом.

Администрирование выполняется при помощи команд блока Администрирование, расположенного на главной странице системы (доступен только администратору). По названиям пунктов меню этого блока, вы можете определить круг административных возможностей.

Поскольку в справочной документации достаточно подробно освещаются вопросы администрирования, остановимся лишь на некоторых задачах администрирования системы.

Создание учетных записей. Работа со списком пользователей

В блоке Администрирование выбираем Пользователи - Учетные записи - Работа со списком пользователей. Открывается страница «Редактирование списка пользователей».

Здесь можно добавлять (регистрировать), удалять и редактировать учетные записи пользователей системы. Щелчок по имени пользователя открывает форму, в которой хранятся личные данные этого пользователя, его блог, полные отчеты о деятельности, его сообщения на всех форумах, в которых участвует пользователь. Здесь же можно назначить роль (права) пользователю, причем эта роль будет глобальная, на уровне системы, т.е. пользователь будет иметь назначенные ему права во всех курсах системы. Локальные роли назначаются на уровне курса (Управление - Назначить роли).

В Moodle используются следующие роли:

    Администратор (может делать все на сайте и в любом курсе);

    Создатель курса (может создать курс и учить в нем);

    Учитель (может многое делать внутри курса, редактировать материалы курса);

    Учитель без права редактировать (может учить студентов, оценивать их);

    Студент (имеет доступ к материалам курса)

    Гость (может иметь доступ к каким-либо курсам при разрешении гостевого доступа).

Резервное копирование курсов

Moodle позволяет делать резервные копии курсов (Администрирование - Курсы - Резервные копии). Вы можете выбрать какие файлы и какую служебную информацию резервировать. Можно назначить автоматическое копирование через определенный промежуток времени.

Кроме того, резервное копирование курса можно осуществлять и на уровне курса (если вы не администратор) через блок Управление - Резервное копирование.

Настройка элементов курса

На уровне системы производится настройка всех модулей Moodle (элементов курса, блоков, фильтров). Эти настройки являются настройками по умолчанию для всех используемых в курсах элементов.

Внешний вид

Оформление образовательного сайта имеет большое значение. Мы использовали стандартное оформление. Однако, можно очень быстро сменить его и преобразить сайт, придать какие-то индивидуальные черты. Нужно просто поменять тему оформления (Администрирование - Внешний вид - Темы - Выбор темы). В Интернете можно найти много свободных тем, разработанных для Moodle. Конечно, предварительно нужно загрузить тему на сервер.

Так выглядит созданный нами курс в новом оформлении.

Настройки главной страницы

Очень важно правильно оформить главную страницу сайта (Администрирование - Главная страница - Настройки главной страницы). Именно здесь вы даете имя сайту (в нашем случае - WEB–Учеба), определяете, какие элементы будут на этой странице, что увидит пользователь, еще не прошедший авторизацию.

Возможности LMS Moodle

Moodle относится к классу LMS (Learning Management System) - систем управления обучением. В нашей стране подобное программное обеспечение чаще называют системами дистанционного обучения (СДО), так как именно при помощи подобных систем во многих вузах организовано дистанционное обучение. Moodle - это свободное программное обеспечение с лицензией GPL, что дает возможность бесплатного использования системы, а также ее безболезненного изменения в соответствии с нуждами образовательного учреждения и интеграции с другими продуктами. Moodle - аббревиатура от Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Благодаря своим функциональным возможностям система приобрела большую популярность и успешно конкурирует с коммерческими LMS. Moodle используется более чем в 30 000 учебных заведений по всему миру и переведена почти на 80 языков, в том числе и на русский. Более подробную информацию о Moodle можно узнать на официальном сайте проекта (http://www.moodle.org/).

Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Интерфейс системы изначально был ориентирован на работу учителей, не обладающих глубокими знаниями в области программирования и администрирования баз данных, веб-сайтов и т.п. Система имеет удобный интуитивно понятный интерфейс. Преподаватель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой. Практически во всех ресурсах и элементах курса в качестве полей ввода используется удобный WYSIWYG HTML редактор, кроме того, существует возможность ввода формул в формате TeX или Algebra. Можно вставлять таблицы, схемы, графику, видео, флэш и др. Используя удобный механизм настройки, составитель курса может, даже не обладая знанием языка HTML, легко выбрать цветовую гамму и другие элементы оформления учебного материала.

Учитель может по своему усмотрению использовать как тематическую, так календарную структуризацию курса. При тематической структуризации курс разделяется на секции по темам. При календарной структуризации каждая неделя изучения курса представляется отдельной секцией, такая структуризация удобна при дистанционной организации обучения и позволяет учащимся правильно планировать свою учебную работу.

Редактирование содержания курса проводится автором курса в произвольном порядке и может легко осуществляться прямо в процессе обучения. Очень легко добавляются в электронный курс различные элементы: лекция, задание, форум, глоссарий, wiki, чат и т.д. Для каждого электронного курса существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе.

Таким образом, LMS Moodle дает учителю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности школьников как индивидуальной, так и групповой.

Администрирование учебного процесса достаточно хорошо продумано. Учитель, имеющий права администратора, может регистрировать других учителей и учащихся, назначая им соответствующие роли (создатель курса, учитель с правом редактирования и без него, студент, гость), распределять права, объединять учащихся в виртуальные группы, получать сводную информацию о работе каждого ученика. С помощью встроенного календаря определять даты начала и окончания курса, сдачи определенных заданий, сроки тестирования. Используя инструмент Пояснение и Форум, публиковать информацию о курсе и новости.

Ориентированная на дистанционное образование, система управления обучением Moodle обладает большим набором средств коммуникации. Это не только электронная почта и обмен вложенными файлами с преподавателем, но и форум (общий новостной на главной странице программы, а также различные частные форумы), чат, обмен личными сообщениями, ведение блогов.

Moodle имеет не только многофункциональный тестовый модуль, но и предоставляет возможность оценивания работы обучающихся в таких элементах курса как Задание, Форум, Wiki, Глоссарий и т.д., причем оценивание может происходить и по произвольным, созданным преподавателем, шкалам. Существует возможность оценивания статей Wiki, глоссария, ответов на форуме другими участниками курса. Все оценки могут быть просмотрены на странице оценок курса, которая имеет множество настроек по виду отображения и группировки оценок.

Поскольку основной формой контроля знаний в дистанционном обучении является тестирование, в LMS Moodle имеется обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования. Поддерживается несколько типов вопросов в тестовых заданиях (множественный выбор, на соответствие, верно/неверно, короткие ответы, эссе и др.). Moodle предоставляет много функций, облегчающих обработку тестов. Можно задать шкалу оценки, при корректировке преподавателем тестовых заданий после прохождения теста обучающимися, существует механизм полуавтоматического пересчета результатов. В системе содержатся развитые средства статистического анализа результатов тестирования и, что очень важно, сложности отдельных тестовых вопросов для обучающихся.

Система управления обучением Moodle может быть использована не только для организации дистанционного обучения, но, безусловно, будет полезна и в учебном процессе традиционной школы и вуза.

Общие принципы работы в Moodle

Интерфейс системы

Работа с системой начинается с инициализации. Вызов диалога «Вход в систему ДО» осуществляется с помощью ссылки «Вход», расположенной в строке «Вы не прошли идентификацию (Вход)», как правило, расположенную в верхнем правом углу окна.

Вы вводите свой логин и пароль и входите в систему. Если вы еще не зарегистрированы в системе (не имеете логина и пароля), то, в зависимости от настроек системы, вы можете самостоятельно зарегистрироваться или войти гостем. Если ни то, ни другое не возможно, то необходимо обратиться к администратору.

При входе в систему, открывается главная страница СДО. В центре страницы содержится список доступных электронных курсов, а по краям расположены функциональные блоки, позволяющие настраивать работу системы и производить определенные действия, и информационные блоки, содержащие дополнительную информацию для учителей и учащихся. Количество и содержание блоков зависит от настроек системы, а также определяется правами пользователя. Так, например, блок «Администрирование» присутствует только у администраторов системы. При необходимости можно свернуть блок, нажав на кнопку «-» в верхнем правом углу блока.

Название курса в списке курсов является гиперссылкой, щелчок по которой открывает главную страницу курса.

Так выглядит типичная главная страница курса. В центральном блоке страницы представлено содержание данного курса, выделены тематические разделы курса, а по бокам - функциональные и информационные блоки, часть которых доступна и видна только пользователям с правами администратора и учителям курса. В стандартном оформлении Moodle используются маленькие пиктограммы, связанные с определенными объектами или действиями. Посмотрите, например, в блоке «Элементы курса» с какими пиктограммами связаны элементы Moodle, используемые в данном курсе. Теперь вы без труда сможете определить, просмотрев содержание курса, где форум, где лекция, а где задание для студентов.

Режим редактирования

Обратите внимание на кнопку «Редактировать» в правом верхнем углу на главной странице или на странице курса. Эта кнопка доступна только тем пользователям, у которых есть права редактировать и изменять материалы курса (администратору, создателю курса, учителю с правом редактирования). При нажатии на кнопку «Редактировать» меняется интерфейс, в каждом блоке у объектов, которые можно редактировать, появляются кнопки инструментов, позволяющих изменять содержание и вид этого объекта (блока, ресурса, элемента курса, темы и т.д.). В режим редактирования можно перейти и с помощью пункта меню Редактировать в блоке «Управление».

Нажатие на кнопку «Закончить редактирование» соответственно закрывает этот режим.

Рассмотрим назначение каждой кнопки

    «Помощь» контекстная, т.е. выводится справочная информация именно по нужному объекту.

    «Переместить вправо», «переместить влево», т.е. передвинуть объект вправо (влево).

    «Переместить вверх», «переместить вниз».

    «Перенести», т.е. переместить элементы и ресурсы выше или ниже по курсу.

    «Перенести сюда», появляется при попытке перенести элемент или ресурс курса (после нажатия). Этим знаком помечаются места, куда возможно переместить объект, щелчок по одному из них поместит перемещаемый элемент в данное место.

    «Открытый глаз» означает, что объект виден студентам. Нажатие на него сделает этот объект невидимым и изменит пиктограмму на "Закрытый глаз".

    «Закрытый глаз» означает, что объект скрыт от студентов. Нажатие на него сделает элемент видимым для студентов («Открытый глаз»).

    «Удалить» удаляет объект.

    Выделение темы как текущей.

    Скрыть все остальные разделы и показывать только текущий.

    Показывать все разделы курса.

    Редактировать, открывается страница, содержащая настройки для данного объекта, в том числе и окно встроенного текстового редактора, в котором можно редактировать и форматировать текст, относящийся к объекту.

Встроенный текстовый редактор имеет интуитивно понятный интерфейс. При желании можно увеличить размер окна редактора. Редактор поддерживает все основные операции форматирования текста, позволяет вставлять таблицы, рисунки (предварительно должны быть загружены на сервер), гипертекстовые ссылки и др.

Выход со страницы редактирования текущего объекта, как правило, осуществляется нажатием на кнопку «Save and return to course», расположенную в самом низу страницы редактирования объекта.

Управление файлами

Для каждого курса система Moodle создает отдельный каталог, в который можно загружать файлы, сохранять созданные в системе ресурсы курса (текстовые и веб-страницы) и т.д.

Доступ к корневой папке курса осуществляется с главной страницы данного курса. Для этого в блоке «Управление» нужно выбрать пункт меню «Файлы».

Пока корневой каталог курса пуст.

Создать каталог

    Войти в каталог, в котором планируется создать новый каталог (подкаталог).

    Нажать кнопку «Создать каталог».

    Ввести имя каталога.

Переименовать каталог, файл

    Для соответствующего каталога (файла) выбрать действие «Переименовать»

    Ввести новое имя каталога (файла).

Удалить каталоги, файлы

    Рядом с именем удаляемых каталогов и файлов поставить галочку

    В списке «С выбранными файлами» выделить «Полное удаление».

    Подтвердить удаление.

Переместить каталог, файл в другой каталог

    Рядом с именем перемещаемого каталога, файла поставить галочку

    В списке «С выбранными файлами» выделить «Переместить в другой каталог».

    Войти в нужный каталог.

    Нажать кнопку «Переместить сюда».

Закачать файл

    Войти в каталог, в который предполагается сохранить файл.

    Нажать кнопку «Закачать файл».

    С помощью кнопки «Обзор» открыть окно файлового менеджера и выбрать нужный файл.

    Нажать кнопку «Отправить».

Распаковать архив

    Поместить архив в каталог, в котором предполагается его распаковать.

    Для файла-архива выбрать действие «Распаковать».

    Нажать «ОК».

Действие «Список» для архивного файла выводит оглавление архива.

Создание архива

    Отметить галочкой файлы, подлежащие архивации.

    В списке «С выбранными файлами» выделить «Создать zip архив».

    Ввести имя архива и подтвердить создание.

Создание электронного учебного курса в Moodle

Создадим небольшой курс, иллюстрирующий основные возможности Moodle по созданию курса и его управлению. Пусть это будет курс, знакомящий с гуманно-личностным подходом в образовании.

Для удобства ориентации в большом количестве создаваемых курсов, в Moodle предусмотрена структуризация их по категориям и подкатегориям. Поэтому при создании курса следует указать, к какой категории (подкатегории) будет относиться данный курс, если подходящей категории не существует - создать ее.

Вы должны войти в Moodle как Администратор.

    В открывшейся странице «Категории курсов» перечислены все имеющиеся категории, по умолчанию в Moodle создана только одна категория - «Разное».

Нажмите кнопку «Добавить категорию»

    В открывшейся странице «Добавить категорию» введите название категории в поле «Имя категории» («Category name»).

Для создаваемого нами курса в поле «Имя категории» запишем - «Педагогика».

Можно (но не обязательно) создать краткое описание категории в окне текстового редактора. Нажатие на кнопку «Сохранить» завершает процесс создания категории.

В дальнейшем с помощью кнопок инструментов, расположенных в колонке «Редактировать» на странице «Категории курсов» можно вносить изменения, удалять, переименовывать категории, делать их подкатегориями других категорий, передвигать категорию выше/ниже в списке категорий, делать название категории невидимым для студентов.

Создание курса

    В блоке Администрирование выберите пункт меню «Курсы - Добавить/редактировать курсы».

    В открывшейся странице «Категории курсов» выберите категорию, в которой предполагается создать курс (в нашем случае - «Педагогика»).

    Нажмите на кнопку «Добавить курс»

    На странице «Редактировать настройки курса» заполните обязательные поля («Полное имя курса» и «Короткое имя курса») и выберите подходящие для вашего курса настройки.

Полное имя курса

название курса, которое будет отображаться в перечне курсов. Нашему курсу дадим полное имя, например, «Гуманная педагогика».

Короткое имя курса

имя, которое используется для сокращенного обозначения курса, в частности, в верхней части окна в строке, показывающий «путь».

Присвоим короткое имя нашему курсу - «ГП».

Заполнение остальных полей не обязательно, Moodle по умолчанию присваивает наиболее подходящие значения всем параметрам курса.

Рассмотрим наиболее важные их них.

если до создания курса вы не выбрали категорию, то можно сделать это теперь. Из выпадающего списка нужно выбрать подходящую категорию курса.

Краткое описание

краткое описание содержания курса.

Для нашего курса можно написать следующее: «Краткое изложение идей гуманной педагогики». Формат курса:: форма организации курса. Moodle предлагает следующие форматы:

Календарь (CSS)

календарная организация расписания курса (неделя за неделей) с точным сроком начала и окончания.

Структура

организация курса по темам.

Сообщество (форум)

курс организуется на основе одного большого форума. Может использоваться не только как курс, но и как одна большая доска сообщений.

Для создаваемого нами курса используем тематическую организацию (Формат курса - Структура).

Количество тем/недель

этот параметр определяет, сколько секций нужно создать на главной странице курса (для каждой темы/недели - отдельная секция). В нашем случае будет достаточно 3 тем.

Группы

использование групповых режимов работы в курсе.

Нет групп

ученики не делятся на группы, каждый является частью одного большого сообщества.

Отдельные группы

группы изолированы друг от друга, работа учеников одной группы не видна для других групп.

Доступные группы

ученики каждой группы могут видеть, что происходит в других группах.

Примечание: Если групповой режим определен здесь, на уровне курса, то он является режимом по умолчанию для всех элементов, создаваемых в курсе. Если предполагается только для некоторых элементов курса организовать групповую работу, то группой режим лучше установить на уровне элементов курса.

О значении остальных настроек курса вы можете узнать, используя кнопку помощи (знак вопроса), относящуюся к соответствующему элементу.