Болезни Военный билет Призыв

Достоевский белые ночи в сокращении по главам. «Белые ночи. Ф. М. Достоевский. Белые ночи. Аудиокнига

Раннее творчество Горького поражает, прежде всего, необычным для молодого писателя художественным разнообразием, смелой уверенностью, с которой он создает различные по краскам и поэтической интонации произведения. Огромный талант художника восходящего класса - пролетариата, черпающий могучую силу в «движении самих масс», выявился уже на первых порах литературной работы Максима Горького.

Выступив как глашатай грядущей бури, Горький попал в тон общественному настро-ению. В 1920 г. он писал: «Я начал свою рабо-ту возбудителем революционного настроения славой безумству храбрых». Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9 и 11 выпускные классы. Учебное пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - С.214. Это относится прежде всего к ранним романтическим про-изведениям Горького. В 1890-х гг. он написал рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изер-гиль», «Хан и его сын», «Немой», «Возвраще-ние норманнов из Англии », « Слепота любви», сказки «Девушка и Смерть», «О маленькой фее и молодом чабане», «Песню о Соколе», «Песню о Буревестнике», «Легенду о Марко» и др. Все они отличаются одной особеннос-тью, которую можно определить словами Л.Андреева: «вкус свободы, чего-то вольного, широкого, смелого». Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика. - М.: Олимп; ООО «Фирма «издательство АСТ», 1999. - С.614. Во всех звучит мотив не-приятия действительности, противоборства с судьбой, дерзкого вызова стихиям. В центре этих произведений - фигура сильного, гордого, смелого человека, не по-коряющегося никому, не-сгибаемого. И все эти произведения, как живые самоцветы, переливают-ся небывалыми красками, распространяя вокруг романтический отблеск.

Рассказ «Макар Чудра» -

утверждение идеала личной свободы

В центре ранних произведений Максима Горького - исключительные характеры, сильные духом и гордые люди, у которых, по словам автора, «солнце в крови». Эта метафора порождает ряд близких ей образов, связанных с мотивом огня, искр, пламени, факела. У этих героев - горящие сердца. Эта особенность свойственна не только Данко, но и персонажам первого рассказа Горького - «Макар Чудра». Роговер Е.С. Русская литература ХХ века. В помощь выпускнику школы и абитуриенту: Учебное пособие. - СПб.: «Паритет», 2002. - С.131.

Под задумчивую мелодию плеска набегающих волн начинает свой рассказ старый цыган Макар Чудра. С первых же строк читателя охватыва-ет чувство необычного: безграничная степь слева и бесконечное море справа, старый цы-ган, лежащий в красивой сильной позе, шелест прибрежных кустов - все это настраивает на разговор о чем-то сокровенном, самом главном. Макар Чудра неторопливо ведет речь о призва-нии человека и его роли на земле. «Человек -- раб, как только родился, всю жизнь раб и все тут», - рассуждает Макар. Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика. - М.: Олимп; ООО «Фирма «издательство АСТ», 1999. - С.18. И противопостав-ляет этому свое: «Человек родится, чтобы уз-нать, что такое воля, ширь степная, слышать говор морской волны»; «Коли жить - так ца-рями над всей землей».

Эту мысль иллюстрирует легенда о любви Лойко Зобара и Радды, которые не стали ра-бами своего чувства. Их образы исключитель-ны и романтизированы. У Лойко Зобара «очи, как ясные звезды горят, а улыбка - целое сол-нце». Там же, с.21. Когда он сидит на коне, кажется, будто выкован из одного куска железа вместе с ко-нем. Сила и красота Зобара не уступают его доброте. «Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от этого хорошо было». Там же, с.20. Подстать и красавица Радда. Макар Чудра называет ее орлицей. «О ней словами не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было на скрипке сыграть, да и тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает». Там же, с.20.

Гордая Радда долго отвергала чувства Лойко Зобара, ибо воля была ей дороже любви. Когда же решила стать его женой, то поставила условие, которое Лойко не мог выполнить, не унизив себя. Неразрешимый конфликт приводит к трагическому финалу: герои погибают, но остаются свободными, любовь и даже жизнь принесены в жертву воле. В этом рассказе впервые возникаем романтический образ любящего человеческого сердца: Лойко Зобар, который мог бы вырвать сердце из груди для счастья ближнего, проверяет, крепкое ли сердце у его любимой, и вонзает в него нож. И тот же нож, но уже в руках солдата Данилы поражает сердце Зобара. Любовь и жажда свободы оказываются злыми демонами, разрушающими счастье людей. Вместе с Макаром Чудрой рассказчик восхищается силой характера героев. И вместе с ним не может ответить на вопрос, проходящий лейтмотивом через весь рассказ: как сделать людей счастливыми и что такое счастье.

В рассказе «Макар Чудра» сформулирова-но два разных понимания счастья. Первое - в словах «строгого человека»: «Богу покоряй-ся, и он даст тебе все, что попросишь». Там же, с.18. Этот тезис тут же развенчивается: оказывается бог не дал «строгому человеку» даже одежды, чтобы прикрыть голое тело. Второй тезис до-казан судьбой Лойко Зобара и Радды: воля до-роже жизни, счастье - в свободе. Романти-ческое мировосприятие молодого Горького восходит к известным пушкинским словам: «На свете счастья нет, а есть покой и воля...»

Пыстина Лидия Митрофановна

учитель русского языка и литературы

школа-гимназия № 9

Творчество А. М. Горького в выпускном 11 классе начинается с изучения ранних романтических произведений писателя. Целесообразнее начать учебный процесс с проверки знания текста рассказов, входящих в этот цикл. В этом поможет данный тест.

Тест

Ранние романтические произведения А. М. Горького

    Указать произведение, которое начинается так

А. «Старуха Изергиль»

В. «Макар Чудра»

С. «Песня О соколе»

Д. «Песня о Буревестнике» -

1. «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны… »

2. «Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу».

3. «Море – огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны»

4. «Над седой равниной моря ветер тучи собирает».

II . Распределить героев по произведениям

    Гаврила

    Данко

    Радда

    Лойко Зобар

    Ларра

    Глупый пингвин

А. «Челкаш»

В. «Макар Чудра»

С. «Песня о Соколе»

Д. «Старуха Изергиль»

Е. «Песня о Буревестнике»

III . Узнать героя по его портрету

1. «Глаза его были холодны и горды… он отвечал, если хотел, или молчал…»

2. «Удалой был малый! Эге! Разве он кого боялся?»

3. «Гордо реет… чёрной молнии подобный»

4. «Один из тех людей, молодой красавец»

5. «Он – этот человек с ясными глазами ребёнка…»

6. «… старый крымский чабан, высокий, седой, сожжённый солнцем, сухой и мудрый …»

А. «Коновалов»

В. «Макар Чудра»

С. «Песня о Соколе»

Д. «Старуха Изергиль»

Е. «Песня о Буревестнике»

IV . Определить, какому герою принадлежат слова

1. «Идёшь ты, ну и иди своим путём, не сворачивая в сторону. Прямо и иди».

2. «Во мне есть мужество вести, вот потому я повёл вас»

3. «Брат! Прости!.. дьявол это меня…»

4. «Каждый человек сам себе хозяин, и никто в этом не повинен, ежели я подлец»

5. «Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землёй…»

6. «Я не была никогда рабой, ничьей»

7. «Чего тебе ещё? Сделал своё дело… иди!»

8. «А ещё я люблю волю! Волю-то … я люблю… больше…»

А. Радда

В. Данко

С. Челкаш

Д. Макар Чудра

Е. Гаврила

И. Коновалов

К. Старуха Изергиль

Н. Ларра

V . Указать героя, который в «Песне о Буревестнике» произносит эти слова: «Пусть сильнее грянет буря!»

А. Чайки

В. Гагары

С. Пророк победы

Д. Пингвин

VI . Указать, героем какого произведения является Надыр – Рагим – оглы

А. «Песня о Буревестнике»

В. «Челкаш»

С. «Коновалов»

Д. «Песня о Соколе».

VII . Распределить цитаты, характеризующие жизненную философию

А. Ужа

В. Сокола

1. «Рождённый ползать – летать не можент!..»

2. «Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!...»

3. «О счастье битвы!..»

4. «Земли творенье – землёй живу я»

5. «… в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером»

6. «Летай иль ползай, конец известен: всё в землю лягут, всё прахом будет…»

VIII . Указать, какого героя нет в «Песне о Буревестнике»

А. Глупый пингвин

В. Гордая ласточка

С. Мечущиеся чайки

Д. Гордый Буревестник

IX . Указать произведение, которое заканчивается так.

А. «И на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминании о маленькой драме, разыгравшейся между людьми»

В. «… и увлекут собой душу высоко в тёмно-синюю бездну, откуда навстречу ей трепетные узоры звёзд тоже зазвучат дивной музыкой откровения…»

С. «А они оба кружились во тьме ночной плавно и безмолвно, никак не мог красавец… поравняться с гордой…»

Д. «Пусть сильнее грянет буря!»

Е. «Но мы оба расстались с уверенностью, что встретимся. Не пришлось…»

К. «В степи было тихо и темно. По небу всё ползли тучи, медленно, скучно… Море шумело глухо и печально».

1 . «Макар Чудра»

2 . «Песня о Соколе»

3 . «Старуха Изергиль»

4 . «Песня о Буревестнике»

5 . «Челкаш»

6 . «Коновалов»

X . Соотнести героев по принципу антитезы

А. Челкаш 1. Уж

В. Данко 2. Пингвин

С. Сокол 3. Ларра

Д. Буревестник 4. Гаврила

XI . Указать, какого героя в «Песне о Буревестнике» А. Горький называет «чёрным демоном»

А. Чайки

В. Гагары

С. Буревестник

XII . Назвать героя, который был «сыном орла и женщины»

А. Челкаш

В. Гаврила

С. Данко

Д. Ларра

XIII . Назвать произведение, в котором герои читают «Бунт Стеньки»

А. «Супруги Орловы»

В. «Челкаш»

С. «Коновалов»

Д. «Дед Архип и Лёнька»

XIV . Указать героя, о котором сказано: «Вот как был поражён человек за гордость!»

А. Коновалов

В. Челкаш

С. Лойко Зобар

Д. Ларра

Е. Данко

XV . Указать произведение, корое А. М. Горький отнёс к жанру поэмы

А. «Коновалов»

В. «Макар Чудра»

С. «Песня о Соколе»

Д. « Двадцать шесть и одна»

Е. «Старуха Изергиль».

Ключи

    А – 2

В - 1

С – 3

Д - 4

    1 - А

2 - Д

3 - В

4 - В

5 - Д

6 - С

7 - Е

    1 – Д

2 – В

3 – Е

4 – Д

5 – А

6 - В

    1 – Д

2 – В

3 – Е

4 – И

5 – Н

6 – К

7 – С

8 - А

    А – 1 4 6

В – 2 3 5

    А – 5

В – 2

С – 1

Д – 4

Е – 6

К - 3

    А – 4

В – 3

С – 1

Д - 2

Список использованной литературы

  1. Горький М. Рассказы. Москва: «Художественная литература». 1983 – 448с.

В ранних романтических произведениях Максим Горький прибегает к испытанному способу «рассказ в рассказе». Автор слушает мудрого Надыр-Рагим-Оглы, старого крымского чабана, рассказывающего ему легенды и сказки, поющего странные песни, а потом красивым языком передает читателям услышанное. Это позволяет автору добиться той достоверности, которая ему необходима. Мы безоговорочно верим в существование Ужа и Сокола, в их беседу. Автору не надо убеждать читателя в достоверности событий. Да это и не важно - сказка перед нами или быль.

Автор показывает две философии, два образа жизни. «Безумству храбрых» Уж противопоставляет «низкие истины», он даже прикрывается показным патриотизмом: «Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье - землей живу я». Кажется, что автор соглашается с этой мещанской философией. Но это только внешнее впечатление. Горький приглашает читателя самого сделать выбор, а не решает все за него. Автор как бы говорит: «Да, существует жизнь, есть истина, но она не вечна. Развитие жизни рождает новые истины».
Горький - мастер короткого рассказа. Сукупыми, но яркими фразами он умеет сказать гораздо больше, чем порой стоит за длинными философскими рассуждениями. Мастерство и художественное дарование Горького раскрылось уже в раннем его творчестве. «По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения». Подтверждением тому является «Песня о Соколе»

«Макар Чудра» - первое печатное произведение А. М. Пешкова. Оно появилось в тифлисской газете «Кавказ» в 1892 году и было подписано псевдонимом, которому суждено было вскоре стать известным всему миру, - Максим Горький. Изданию первого рассказа предшествовали годы скитаний автора по Руси, на которые его толкало неуемное стремление узнать Россию, разгадать тайну огромной обездоленной страны, понять причину страданий ее народа. В котомке будущего писателя не всегда был ломоть хлеба, но всегда лежала толстая тетрадь с записями об интересных событиях и людях, встретившихся ему на пути. Позднее эти записки вылились в стихи и рассказы, многие из которых не дошли до нас.

В своих ранних произведениях, в том числе и в «Макаре Чудре», Горький предстает перед нами как писатель-романтик. Главный герой - старый цыган Макар Чудра. Для него самое главное в жизни - личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы. Он считает, что крестьянин - раб, который родился лишь затем, чтоб ковырять землю и умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть. Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую он рассказывает. Молодая, красивая цыганская пара - Лойко Зобар и Рад-да - любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев. Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца.

Особенностью композиции этого рассказа, как уже было упомянуто, является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда - идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни. Другой особенностью композиции этого произведения является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не слышим. Но в конце рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как Лойко Зобар и Радда «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой», проявляется его позиция. Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же черты и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.

Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только «влажный, холодный ветер» разносит «по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов». Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

Творчество Горького на начальном этапе несет сильный отпечаток нового литературного течения - так называемого революционного романтизма. Философские идеи начинающего талантливого писателя, страстность, эмоциональность его прозы, новый

подход к человеку резко отличались как от натуралистической прозы, ушедшей в мелочный бытовой реализм и избравшей темой безнадежную скуку человеческого существования, так и от эстетского подхода к литературе и жизни, видевшего ценность лишь в «утонченных» эмоциях, героях и словах.

Для молодости есть две важнейшие составляющие жизни, два вектора существования. Это любовь и свобода. В рассказах Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» любовь и свобода становятся темой историй, рассказанных главными героями. Сюжетная находка Горького - то, что о молодости и любви рассказывает старость - позволяет дать перспективу, точку зрения человека юного, живущего любовью и жертвующего ради нее всем, и человека, прожившего жизнь, видевшего многое и способного понять, что на самом деле важно, что остается в конце долгого пути.

Герои двух притч, рассказанных старухой Изергиль, являются полной противоположностью. Данко - это пример любви-самопожертвования, любви-отдачи. Он не может жить, отделяя себя от своего племени, народа, чувствует себя несчастным и несвободным, если несвободен и несчастен народ. Чистая жертвенная любовь и стремление к подвигу были характерны для революционеров-романтиков, которые мечтали умереть за общечеловеческие идеалы, не мыслили жизни без жертвы, не надеялись и не хотели дожить до старости. Данко отдает сердце, освещающее путь людям. Это достаточно простой символ: только чистое, полное любви и альтруизма сердце может стать маяком и только бескорыстная жертва поможет освободить народ. Трагизм притчи в том, что люди забывают о тех, кто пожертвовал собой ради них. Они неблагодарны, но прекрасно сознавая это, Данко не задумывается над смыслом своей самоотдачи, не ждет признания, награды. Горький полемизирует с официально-церковным понятием заслуги, в котором человек делает добрые дела, заранее зная, что будет вознагражден. Писатель дает противоположный пример: награда за подвиг - сам подвиг и счастье людей, ради которых он совершен.

Сын орла представляет собой полную противоположность Данко. Ларра - одиночка. Он горд и самовлюблен, он искренне считает себя выше, лучше других людей. Он вызывает отвращение, но и жалость. Ведь Ларра никого не обманывает, он не притворяется, что способен любить. Таких людей, к сожалению, много, хотя их сущность не так явно проявляется в реальной жизни. Для них любовь, заинтересованность сводятся лишь к обладанию. Если ельзя обладать - нужно уничтожить. Убив девушку, Ларра с Циничной откровенностью говорит, что сделал это потому, что не мог владеть ею.


Страница: [ 1 ]