Болезни Военный билет Призыв

Екатерининские берёзы Сибирского тракта. Екатерининские и римские каменные дороги

Старая Калужская дорога, соединявшая Москву с Калугой, известна с 14 века, и сейчас не имеет почти ничего общего с теми дорогами, которые существуют в указанном направлении сейчас. В глухих лесах, заболоченных низинах и в оврагах затерялся некогда очень оживленный торговый тракт.


В конце 18 века, по указу Екатерины II, вдоль всех дорог, в том числе и Калужской дороги, были высажены березовые аллеи, выполнявшие многочисленные функции: точно указывали направление дороги, даже в самый густой туман и метель сбиться с верного курса было невозможно; знойными летними днями укрывали дорогу от палящего солнца; а снежными зимами спасали дороги от снежных заносов. Это одна из примет, по которой можно узнать Старую Калужскую дорогу, среди множества проселков и лесных тропинок. Другая - просека почти не зарастает, т.к. за годы её существования грунт утрамбовался под колесами повозок и лошадей на столько, что еще не скоро появится на ней первое дерево.

Старая Калужская дорога, или как её еще называют - Екатерининский тракт, помимо функции главной транспортной артерии в южном направлении, известна еще и тем, что по ней начала свое отступление из Москвы Наполеоновская армия.

Вплоть до деревни Тарутино, где произошло небезызвестное сражение "Тарутинский маневр", после которого, уже изрядно прореженная, французская армия была вынуждена повернуть севернее.

Не стоит забывать еще и о печальных страницах истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда во время наступления восточного фронта гитлеровцев на Москву, немцы восстановили к тому времени уже заброшенный большак Екатерининского тракта, после чего началась по нему переброска тяжелой техники, грузовиков с провизией и людей. Дойдя до Недельного, фашисты расположили тут крупную базу снабжения одного из своих армейских корпусов. Однако, под ударами перешедших в контрнаступление войск Западного фронта, противник был вынужден эвакуировать штабы, склады и тяжелое вооружение в Калугу. Один из немного численных памятников, посвященный трагическим событиям семидесятилетней и двухвековой давности находится в деревне Кузовлево.

Традиционно, вдоль трактов образовывались деревни - большие и маленькие, где селение - там и церковь. Ныне, подавляющей части селений уже не существует. Но как и 200-300 лет назад, покой трактов и земли Русской, хранят каменные церкви. Ни время, ни погода, ни растения и ни человек не в состоянии разрушить дух и образ каменных красавиц.

В середине мая 2012 года клубом было проведено не совсем обычное джиперское мероприятие. Помимо традиционного преодоления бездорожья, была поставлена цель - помочь одному из храмов продлить жизнь, и дать шанс потенциально возможным реставраторам найти церковь не в руинах. Итак, выбор сделан: бездорожье - Екатерининский тракт, церковь - Никольская, неподалеку от деревни Башмаковка.
Церковь Николая Чудотворца была построена в 1812 году, в память об изгнании французов с земли русской. Немало пережила она на своем веку: была церковью, зернохранилищем, сушилкой для зерна. По рассказам местных жителей: "в 60-х годах церковь закрыли, все убранство из нее вывезли. В здании церкви была открыта сушилка для зерна. Сушилка работала, двигатели гудели, температура была высока. Своды не выдержали и обвалились. С тех пор стоит она брошенная, разрушаясь от времени".

На сегодняшний день церковь очень сильно заросла деревьями - снаружи, изнутри и на самих стенах также растут деревья, разрывая её своими корнями изнутри. Забегая вперед, скажу что со стен нам не удалось удалить деревья, без альпинистского снаряжения и соответствующих навыков это совершенно невозможно. Таких людей среди нас не нашлось…

19 мая, утро на берегу реки Нара, 15 подготовленных автомобилей на пороге Старой Калужской дороги.

С переменным успехом пробираясь по заболоченному лесу, борясь с колеями, разматывая лебедки и помогая друг другу, участок Екатерининского тракта, длиной около 70 километров был пройден. Сильно подготовленные автомобили ехали без особых сложностей, остальные - в меру своих сил.

Точно могу сказать, что Екатерининский тракт проходим только при условии подготовки автомобиля, наличия лебедки и опыта пилота. Слишком топкие почвы и очень много воды.

Стандартным же автомобилям был предложен альтернативный вариант доездинга до лагеря - асфальт, грунтовки… К вечеру субботы все оказались на месте, в лагере у подножия церкви. Ужин, душевные разговоры у костра, попытки представить: а как же здесь было раньше…

На утро 20 мая нашими силами были доставлены к церкви от ближайшего асфальта сотрудники благотворительного центра "Сельская церковь". Центр не ставит перед собой задачу полной реставрации церквей - для этого нет ни финансовых возможностей, ни человеческих ресурсов. Суть их деятельности - проведение незамедлительных контраварийных мер. Для дальнейших реставрационных работ заинтересованными лицами.
Они и определили дальнейший фронт работ, и добавили изюминку. На полу храма сохранилась очень красивая напольная плитка. По найденному клейму можно сказать, что изготовлена она на польской фабрике Marywile в конце 19 века. Плитку нашли и аккуратно уложили, для дальнейшего её вывоза в хранилище, все деревья внутри храма аккуратно спилили и вытащили наружу лебедками наших автомобилей, убрали весь мусор. Предстояло самое интересное: вырезать деревья вокруг. Многие из них уже очень не маленького размера. Тут сыграл эффект муравейника - кто-то пилит, кто-то таскает спиленное, кто-то натягивает трос лебедки, чтобы дерево завалить не на стену храма, а в противоположную сторону. Работали все - пилоты и штурманы, дети и жены:) За 4-5 часов напряженной работы все поставленные задачи были выполнены. Храм преобразился и снова стал парить над Старо-Калужским большаком.

И лучше, чем сказал один из участников акции Александр Mralex , пожалуй, не скажет никто: "стоя в низине, по которой когда-то проходил древний тракт мне открылась совсем иная картина. На горке слева стояла церковь. Не очень большая, но вид снизу в три четверти делал ее какой-то воздушной и величественной одновременно. Колонны и круглые окна только усиливали это ощущение. Прямо перед входом - огромных размеров береза, крона которой раскинулась где-то совсем под небом, выше колокольни. И тут, как это иногда со мной бывает, воображение сыграло такую штуку. Я увидел это место как-будто 100 лет назад. Склон не завален сучьями, а аккуратно окошен… березка чуточку меньше и огорожена небольшой деревянной оградкой, над колокольней возвышается золоченый крест и церковь белёная, а совсем не в лохмотьях штукатурки".

Был бонус - в одном из самых заросших кустов нашли могилу, датируемую 1954 годом. И по виду её оградки и памятника, никто не видел её лет 20. Участок Екатерининского тракта, вдоль церкви, сильно заросший кустарником, также пропилили и освободили от подлеска. Теперь, как и 200 лет назад Тракт идет там, где он и должен был идти, а церковь возвышается над ним также, как и на протяжении уже двух веков. Такой скромный подарок клуб "ТАМ. В России" постарался сделать Церкви Николая Чудотворца к её двухсотлетию.

P.S. В процессе написания этой статьи посетила меня мысль. Она может быть не отличается своей новизной, но не сформулировать её не могу.
Сколько ещё на территории нашей необъятной таких забытых и брошенных кусочков души. Забытых теми, кто не должен их забывать. Брошенных теми, кто может и должен о них заботиться. Оставленных теми, кто решил вольно или невольно отрешился от исторических корней и генетической памяти. Не может и не должно быть так. Без прошлого не может быть будущего. Каждый из нас может вложить частичку своей души, кусочек самого себя. Продлив жизнь вечным ценностям и сохранив их для своих детей...

Полный фотоальбом

Выдержки из книги Стародубцева «Земля Свечинская».

Старые жители деревни Пронино вспоминали как в 1889 году по Сибирскому тракту в кибитке, запряженной не одной тройкой лошадей, проезжал царь Александр третий.

Старожил деревни Бороздино рассказывал сельчанам, что по Екатерининскому тракту прошло в Сибирь немало партий каторжан. Местные старожилы знали безымянную могилу близ деревни Скурихины, где захоронены 12 каторжан.

Перевозка по тракту проводилась в ту далекую пору не только на быстроногих, но и выносливых лошадях. Через каждые 25 верст были остановочные станции (этап). Таким местом, например, была деревня Пронино Круглыжской волости Котельнического уезда Вятской губернии, где имелась изба и двор для этапа. Как правило, во главе каждой такой станции стоял «Станционный смотритель».

До основания станции Свеча и постройки железной дороги центром экономической и общественной жизни продолжала быть северная часть нашего района, по которой проходила царская дорога- тракт из Петербурга в Сибирь. Так называемый Екатерининский тракт, построенный во времена императрицы Екатерины второй, имеет до сих пор старые следы в лице кое — где сохранившихся и давно переживших свой век ветхих берез и других деревьев, которые в обязательном порядке высаживались по его обочинам местным населением в 18 столетии и в последующем времени.

Из воспоминаний Суворова Алексея Ефимовича:

Мое детство прошло в 2-2,5 км от Деревни Бороздино. Этот тракт проходил через село Черновское, деревни Содом, Бачериковщина, Дувалово, Пустой Посад, Старицу, Мосино, Королево, Бороздино и далее… В селе Черновское было построено двухэтажное кирпичное здание для почтовой станции, где проходила смена лошадей (позднее здание было отдано под больницу). Главная улица села была вымощена камнем, который участками сохранился до сих пор.

Люди, живущие на Шабалинской земле, из поколения в поколение бережно хранят и передают «по наследству» воспоминания от свидания с коронованной особой. Российская императрица Екатерина вторая в 1787 году проезжала по территории Черновского округа, где в то время проходил тракт. Стой поры стал он именоваться Екатерининским. Начинался тракт от Вологды, а затем шел на Никольск- Устюг — Ключи — Черновское — Старицу — Котельнич — Пермь и далее в Сибирь.

Более двух столетий назад проезд царицы по вятской земле считался чудом сравнимым по своей значимости разве что со вторым пришествием Христа.

Весь честной народ готовился к этому событию. На церкви (над алтарем) вмонтировали потрет августейшей. по обе стороны дороги высадили молодые березки.

Каждый раз я приезжаю сюда с необъяснимым трепетом в душе. Сама природа здесь завораживает. Места тут заповедные: с голубоватым мхом и сосновым лесом, со струящейся чистой водой Ветлуги, с ее неповторимыми излучинами.

Все в мире тленно. Бессмертна лишь память…

Золоченую карету, запряженную восемью лошадьми сопровождала вооруженная охрана. Ехала обслуга: врачи, фрейлины, повара. Шли многочисленные повозки с багажом — продуктами, кухонной посудой, одеждой. В селе Ключи гостья немного задержалась испить чайку. Крестясь, на почтительном расстоянии ожидал ее народ. При приближении кареты люди падали ниц. Мужчины снимали головные уборы. Звонили торжественно колокола. В местном храме отслужили молебен за здравие императрицы.

Екатерининский прослужил народу 111 лет. Вдоль него высились верстовые столбы, а через каждые 15 — 20 км располагались постоялые дворы (Вохомская, Полысаевская, Старицкая, Черновская станции), где командированные чиновники меняли лошадей.

Да, многое помнит на своем веку Екатерининский тракт. Идут политические заключенные. Бряцанье кандалов и цепей.

В деревне Пустой Посад — недалеко от Старицы — была построена ночлежка, где осужденные спали на соломе. Зной и духота, холод и болезни подстерегали их на каждом шагу. Поэтому не случайно многим арестантам не удавалось дойти до Сибири. У деревни Бороздино Свечинского района было специальное кладбище для умерших каторжников…

Деревня Бороздино расположена в 100 метрах от реки Ветлуга и была в 50-е годы местом сбора молодежи. Молодежь собиралась с деревень Левино, Касьяновщина, Суворовы, Кузино, Королево, Скурихины и т.д. Там красивая Ветлуга, красивые леса, но все деревни в округе ликвидированы. Я прошагал по этому по этому тракту от села Черновское до Берездино и больно было смотреть на брошенные деревни и дома. Только в селе Старица еще доживают старики (из воспоминаний Суворова А.Е.)

Статья из газеты «Свеча», 1999 года.

«Мчались тройки по тракту».

Строительство вятских трактов — Петербургского, Сибирского. Московского, Казанского — началось по Указу Екатерины второй 1782 году.

Эти тракты, протяженностью в сотни километров, всегда поддерживались в проезжем состоянии, и связывали губернии друг с другом и столицей России. Наша вятская губерния была соединена такими дорогами с Вологодской, Костромской, Нижегородской, Пермской, Казанской губерниями, Москвой и Петербургом. По ним перевозили различные товары, доставляли почту.

По северной части нашего района — через Сретенскую — Старицу — Королево — Бороздино — проходил Петербуржский тракт. Он начинался из Петербурга, шел на Вологду и Никольск, далее на Вохму и Черновское, через Пронино и Макарье, на Курино (на Моломе), Орлов и Быстринское в Вятку. Протяженность тракта была 1459 верст. Через каждые 2025 верст на нем находились станции с постоялым двором, где проезжающие путники могли сменить лошадей, отдохнуть и переночевать. На этом тракте известны такие станции, как Вохомская, Черновская, Пронинская, Макарьевская.

По обе стороны трактовой дороги были посажены в несколько рядов березы. Местное население деревень и сел, расположенных на тракте и вблизи него, вело уход за этими насаждениями. Уже в 1784 году по Петербуржскому тракту началось движение ездовых упряжек лошадей. Они перевозили людей в Вятку, Котельнич, Никольск и обратно, купцы и селяне везли товары на ярмарки — Алексеевскую в Котельнич, Михайловскую в Курино, Никольскую в Никольске, Макарьевскую в Нижнем Новгороде и в Вятку на торги. В 1789 году по Петербуржскому тракту начали доставлять почту. Для этого на каждой станции держали специально лошадей.

На территории Вятской губернии перевозка людей, почты и товаров велась на лошадях местной вятской породы. Они славились даже за пределами губернии своей выносливостью и неприхотливостью: могли кормиться соломой и спать прямо на снегу, переносить любой мороз и бежать по дороге трусцой на большие расстояния без особой передышки в пути.

Многое видел и знал за свои 200 лет. По нему проезжали важные столичные и губернские чиновники, местные уездные и волостные управленцы, купцы и жители деревень. По нему шли по этапу в Сибирь политические ссыльные и декабристы. В сентябре 1790 года пересек границу Вятской губернии у деревни Бороздино А.Н. Радищев, автор произведения «Путешествие из Петербурга в Москву». Недовольная этой книгой Екатерина вторая сослала его в ссылку в Сибирь.

В 1855 году по нашему северному тракту добирался до вятки генерал Ланской с женой Натальей Николаевной (Пушкиной). Старожилы деревни Пронино вспоминали, ка в 1889 году по тракту проезжал царь Александр третий. Он даже соизволил открыть окно кареты, чтобы посмотреть на деревню. Местные жители рассказывали и о безымянной могиле в близи тракта, где были захоронены политкаторжане. Однажды в середине 19-го века в наших местах побывал один из представителей богатого петербуржского семейства Куракина. На остановке в Пронино ему сообщили: «Поезжай ка в Круглыжи. Это совсем не далеко. Там тебе скажут, где живет шибко хороша девка».Приехав в село, он узнал адрес девушки, нанял лошадей прибыл в указанную деревню. Увидев девушку, он был поражен ее красотой. Куракину удалось получить согласие родителей, и он вернулся с девушкой в Петербург.

Эта история имела продолжение в наши дни. В 1993 году в районный архив зашел мужчина средних лет и представился: «Я потомок семейства Куракиных из Петербурга. Мой прадедушка женился на красавице- крестьянке из ваших мест. Можете ли вы назвать ту деревню, из которой она была? Мне хочется там побывать.». К сожалению, в то время в нашем архиве этих сведений не оказалось, и Куракин уехал в Петербург ни с чем.

В последствии будучи в Кирове в областном гос архиве, мне удалось выяснить, что Куракин взял в жены крестьянскую девушку из деревни Медведевской, которая позднее стала называться Куракинской. Лишь в 20-м веке деревня была переименована в Медведевы, сейчас там находиться учебная хозяйство ПУ-37.

Старожилы Черновской волости утверждали, что в 1787 году по Петербуржскому трату на Урал проезжала Екатерина вторая. Она останавливалась испить чайку в деревне Ключи и Королево. К сожалению это не подтверждается историческими данными. В тот год императрица совершила поездку в Крым. Из семи больших путешествий ее поездка на Урал и в Вятку не значится.

Некоторые участки Петербуржского тракта до сих пор используются для передвижения: от Черновского до Старицы и Королево. В Шабалинском районе, Костромской и Вологодской областях они даже заасфальтирована.

От московской Профсоюзной улицы, минуя МКАД, начинается знаменитый Екатерининский тракт, иначе говоря - Старая Калужская дорога, а чуть в стороне - (А101). На её протяжении - сама история, такие города, как Рославль, Юхнов, Калуга, Медынь, Малоярославец, Обнинск, Балабаново, Троицк, а также множество небольших поселений, не менее славных и ещё более ушедших корнями в давние века.

Начало

Екатерининский тракт существовал с конца четырнадцатого века, но был известен как Старая Калужская дорога, поскольку царствование Екатерины случится гораздо позже. По нему москвичи добирались в Калугу, а калужане в Москву. Опасная дорога была по тем временам, ничем не защищённая. Именно Екатерининский тракт приводил к Москве разнообразных захватчиков с юга и запада, все самые разорительные набеги совершены с этой стороны.

Наконец в 1370-х годах на подходах к столице встал новый оборонительный рубеж, который смог надёжно заслонить это направление, город Калуга. И вот тогда Екатерининский тракт расцвёл, словно река лилиями, небольшими селениями по обоим своим берегам.

Окрестности

Природа здесь живописнейшая! Именно поэтому полюбилась местность эта самым видным людям московским. Начиная с семнадцатого века, князья да бояре выбирали землю под родовое имение там, где проходил Екатерининский тракт. Строились и дворяне, и богатые купцы, а также и учёное сословие. Как теперь говорят, здесь оставили свои следы видные деятели науки, культуры, искусства, не исключая и представителей творческой интеллигенции.

Надо признать, что и в советское время интерес к красотам калужской земли не увял. До сих пор старый Екатерининский тракт является излюбленным местом для весёлых "покатушек" любознательных велосипедистов юного возраста. История этого дивного края притягивает и людей постарше, которые добираются к местным достопримечательностям на джипах.

Малоярославец

За долгие века здешняя земля увидела все войны, которые пришлось пережить стране, и была разорена более других. Тем не менее там, где проходил Екатерининский тракт, осталось много изумительных старинных храмов, монастырей. Например, ворота женского Свято-Никольского Черноостровского монастыря в Малоярославце хранят следы орудийных залпов наполеоновской армии.

Это такой явный знак для неверующих! Осколки ядер и картечи густо прошли по всей поверхности врат, до самого образа Христа, и только лик Его чудесным образом остался невредим. Огромные выбоины видны и сейчас. А Христос всё так же глядит на мир - и нежно, и взыскующе.

Валуево и Красное

Многие памятники истории России сохранил Екатерининский тракт! Московская область и Калужская были невероятно богаты достопримечательностями. Можно судить по оставшемуся, насколько. Например, усадьба Валуево, выстроенная в семнадцатом веке. Архитектура потрясающей красоты, недаром здесь в разное время обитали князья и царедворцы, графы и гофмаршалы: Мещерские, Толстые, Шепелевы и Мусины-Пушкины.

Не менее красива усадьба Красное, основанная в начале восемнадцатого века. Это село ещё без усадьбы было подарено царевичу Александру, затем здесь поселились Салтыковы, а в 1812 году именно тут кардинально изменил ситуацию войны Михаил Кутузов. Это всего в двадцати пяти километрах от Москвы.

Едем дальше

Неподалёку, также в двадцати пяти километрах, место поселения Александрово, где была вотчина знаменитых Морозовых (вспомните глаза боярыни с картины Сурикова), оно упоминается в памятниках с 1607 года. Здесь уже во второй половине восемнадцатого века выросла другая усадьба - Щапово, которую основали братья Грушевские.

А чуть позже здесь появилось декабристское гнездо - усадьбой владел Муравьёв-Апостол, три сына которого вышли на Сенатскую площадь. Потом тут проживал знаменитый герой Отечественной войны Арсеньев, а с 1890 года - фабрикант Щапов. Через два километра снова понадобится остановка. Екатерининский тракт - маршрут с сюрпризами.

Ещё знаменитые усадьбы

Усадьба Поливаново тоже славится архитектурой семнадцатого века, которую позднее значительно улучшил граф Разумовский. В тридцати семи километрах от Москвы - Дубровицы. Это не только архитектурный шедевр, но и ландшафтный. Ансамбль потрясающей красоты. Эта местность известна в документах с 1182 года, когда ею правил князь Глеб Туровский. А усадьба упоминается впервые в 1627-м. Основателем назван боярин Иван Морозов. В разное время здесь проживали князья Голицыны и Потёмкины-Таврические.

Рядом, в двух километрах, Михайловское - усадьба, основанная генералом Кречетниковым в 1776 году. Село называлось Крашенинниково. Далее этим местом владел граф Шереметьев, который много сделал для восстановления обветшавших строений. И, наконец, в тридцати восьми километрах от Москвы знаменитая сожжённая в 1812-м, чтобы не доставалась французам. Ранее, в 1775-м, сама Екатерина Великая посетила это место, почему и Старая Калужская дорога стала называться иначе. Такова история Екатерининского тракта.

Сегодня

Земля Старой Калужской дороги наверняка помнит всё, что случалось на этом пути, и время от времени даже нашим современникам даёт понять, что далеко не все её загадки разгаданы и не все тайны раскрыты. Не один рассказ очевидцев существует на просторах интернета о том, что дорога эта словно светится изнутри безлунными ночами. Как будто намекает на то количество не отпетых, а то и непогребённых неприкаянных душ, которые так и остались на её обочинах. Кстати, и обнаружить эту старую дорогу сегодня не так просто. Просёлков бесчисленное множество, основное Калужское шоссе проходит в стороне, а ею и не пользуется никто уже множество лет.

Берёзы

Найти её можно по особым приметам. Конец восемнадцатого века был началом огромного строительства, в том числе и дорожного. Екатерина Великая издала специальный указ, благодаря которому все большие дороги сопровождались берёзовыми аллеями с обеих сторон. Прекрасный указ! Не страшны ни зной, ни путникам.

Берёзы для Екатерининского тракта выбирались особые - с тёмной корой, огромными дуплами и изогнутыми мощными ветвями, из ста двадцати видов именно такой выбран. По большей части первые деревья уже давно умерли, но осталась просека, которая не заросла, и возможно, не зарастёт никогда. Дорогу за долгие века настолько утоптали, что не растёт на ней ничего. И канавки по обочинам вдоль дороги текут, чётко сохраняя расстояние.

Калужское шоссе и окрестности старой дороги

Эта трасса проходит несколько в стороне от Екатерининского тракта, оставившего после себя только направление, которое угадывается по ровным рядам выросших деревьев и вспоминается вместе с песней, недопетой тем самым начальником "Геркулеса" из "Золотого телёнка". А Калужское шоссе - прекрасная четырёхполосная трасса, хорошо освещённая и лелеемая дорожными ремонтниками. Пейзажи вокруг чисто подмосковные: непроходимые леса - то хвойные, то смешанные - перемежаются со светлыми берёзовыми рощами.

Затем вдруг возникают живописнейшие равнины и холмы, провожающие путешественника в долины рек, которых довольно много. Нет только водохранилищ. А реки чудесны, каждая по-своему: Нара, Кременка, Поляница, Десна... Кроме них много прудов и озёр с рыбой и крупных, и помельче. Железной дороги нет поблизости, а потому довольно много мест, цивилизацией затронутых лишь слегка. Крупная промышленность в этом районе тоже отсутствует, экологически чисто, да и социальная среда исторически сложилась однородно. А вот, как отмечают побывавшие там, инфраструктура развита хорошо повсеместно.

Совпадения и расхождения

Екатерининский тракт совпадает с новым шоссе до Большого кольца железной дороги, недалеко от населённого пункта Львово. Самое интересное здесь то, что Калужское шоссе вовсе не в Калугу ведёт, а в Белоруссию.

Получилось так потому, что в Крестах оно пересеклось с дорогой из Подольска на запад - прежней Варшавской дорогой. Когда построилось железнодорожное кольцо, роль Киевского шоссе значительно усилилась, а потому участок старой дороги от Крестов до самой Калуги постепенно перестал существовать.

Две войны

Любители истории интересуются Старой Калужской дорогой главным образом потому, что именно здесь проходили важнейшие баталии сначала в Отечественную войну 1812 года, а затем и в Великую Отечественную. Наполеон решил отступать из сожжённой Москвы именно по Екатерининскому тракту, поскольку здешняя местность ещё не была разграблена. На их пути лежали города и веси, не тронутые войной. Но Кутузов дал сначала сражение около села Тарутино, а потом у Малоярославца, что поставило на большой православный крест.

А в 1941-м Старая Калужская дорога стонала под танками частей вермахта, когда большинство населённых пунктов вдоль тракта были сожжены дотла и покинуты жителями. Самые жаркие бои произошли тогда на переправе около Кузовлево через реку Черничку. Теперь там мемориальный комплекс с братской могилой, где похоронены защитники Москвы, разрушившие очередной план по захвату России, на сей раз гитлеровский - "Барбаросса".

Историческая справка о маршруте

Екатерининским трактом называют знаменитую дорогу из Москвы в Сибирь, проходящую через Владимир, Урал и далее. По ней уводили ссыльных в Сибирь, доставляли товары (даже из Китая), по ней шло войско Ивана Грозного брать Казань.
Однако общеизвестно, что Екатерина Великая повелела привести и другие дороги в надлежащее состояние. Там где дорог не было, повелела построить, там, где были – реконструировать. Так вот один из кусков такой дороги, соединяющий напрямую Александровскую слободу (г. Александров) и Переславль-Залесский, сохранился и по сей день практически в первозданном виде. На протяжении всего пути сохранились большая насыпь с водоотводными канавами по бокам, идущая напрямик через поля и леса Ярославской и Владимирской областей.
Маршрут начинается от Переславля-Залесского из поселка Ям.

Дальше наш путь пройдет через места, где некогда было село Самарово, в котором до наших дней сохранились лишь остатки кирпичной церкви.
Село куплено у Ивана Овцы великим князем Московским Симеоном Гордым и упоминается в завещании последнего 1353 года как дворцовое село. Таковым оно было при царе Иване Грозном. До 1558 года село Самарово Никитского стана было во владении Ивана Ивановича Брюхова. В этом году Иван Грозный отдал село в вотчину Данилову монастырю, во владении которого состояло до секуляризации 1764 года. В Смутное время при нашествии поляков часть самаровских крестьян была привлечена ими к осаде Троице-Сергиева монастыря, причём некоторые были убиты, а оставшиеся дома погибли от тех же поляков. «То село, - говорится в дозорной книге 1609 года, - воры литовские люди выжгли, а крестьян высекли 74 человека». От пожара осталась деревянная церковь да 5 дворов бобыльских, после убитых крестьян хлеб в гумнах и с поля увезли весь русские ратные люди, а жёны и дети убитых крестьян по миру разошлись без вести. Одного крестьянина силой захватил помещик Михайло Федосеев и посадил в своём поместье. Остальные оставшиеся в живых крестьяне разошлись. К 1627-28 годам село восстановилось. В 1558 году в Самарове уже значится церковь святых праведных Иоакима и Анны. В 1773 году церковь сгорела и вместо неё построена в том же году новая деревянная церковь также во имя святых праведных Иоакима и Анны. В 1814 году вместо деревянной церкви построен существующий ныне каменный храм. Престолов в этом храме два: в холодном во имя святых праведных Иоакима и Анны, в приделе тёплом во имя святого Николая Чудотворца
Источник:
www.wikipedia.ru
После урочища Самарово мы окажемся во Владимирской области. Село Рюменское (мы обогнем по обводной дороге) – одно из древних в районе. В центре села находится православная Тихвинская церковь Иконы Божией Матери.
Известно, что великий князь Василий Васильевич в 1468 году завещал село княгине Марии Ярославне. С того времени и до конца XVII века село Рюменское было в числе дворцовых сел. В 1688 году село пожаловано боярину Ф.П. Салтыкову и переходило по женской линии сначала к князю кесарю И.Ф. Ромадановскому и затем графу Головкину. В 1742 году отобрано в казну и вскоре пожаловано императрицей Елизаветой Петровной генерал-майору Алексею Шубину. О селе Рюменском к тому же известно, что к 1870-м годам в нем «число жителей 410, 63 двора, церковь, к селу примыкает 6 деревень. Кроме хлебопашества жители занимаются деланием деревянной посуды». Кирпичная Тихвинская церковь построена на средства местного помещика Шубина в 1806 – 1808 годах на месте деревянной церкви Козьмы и Дамиана.

Попытка пройти тракт 08.12.12.

Старая Калужская дорога (Калужский тракт) — древний путь, соединявший Москву с Калугой. Известна с XIV века.

В Москве начиналась у Крымского брода. В нынешней черте Москвы проходила по трассе Старокалужского шоссе. На территории Московской области совпадает с нынешней трассой Калужского шоссе до деревни Львово.

Далее проходит через населенные пункты Кресты — Спас-Купля — Рогово — Чернишня — Корсаково — Тарутино — Лыково — Чёрная Грязь — Новая Слобода — Филипповка — Чухловка — Недельное — Казариново — Семендяево — Якимовка — Башмаковка — Прудки — Голухино — Николо-Дол — Гурьево — Выселки — Песочня — Рожковское Лесничество — Ястребовка.

В нынешней черте Калуги совпадает с трассой Тарутинской улицы. Заканчивалась у Московских ворот (ныне не сохранились).

"Узнать Старую Калужскую, или Екатерининский тракт, среди множества проселков можно по нескольким приметам.

Первая - это берёзовые аллеи. В конце ХVIII века по указу Екатерины II вдоль всех больших дорог были посажены березы. И сейчас на равном расстоянии вдоль дороги можно увидеть остатки берёзовых аллей екатерининского времени.

Вторая примета дороги - незарастающая просека. Так сильно утоптали грунт за столетия, когда Старая Калужская была главной дорогой на юг.

Ещё примета. Придорожные канавы. Бегут они параллельно тракту верста за верстой на четком расстоянии друг от друга - 10 саженей." (газета "Обнинск" №152(3396))

Старая Калужская дорога вошла в историю главным образом тем, что по ней начал свое отступление от Москвы Наполеон. Однако, после сражения под Тарутино, лежащим прямо на Старой Калужской (знаменитого Тарутинского маневра), французы были вынуждены отвернуть севернее. Этим же путём уходил и Гитлер.

На покатушку выходного дня мы выехали в составе:

Денимент - TLC80
Дизелисты - УАЗ
Игант - LRD3

Ребята, в пятницу вечером разбили лагерь около д.Кресты и ждали меня, я приехал поздно ночью.

Хмурое утро

У Дизелей скорость приготовления горячей еды занимает секунды. Опыт многодневный путешествий и в Мурманск за хлебушком:)

Собрали лагерь и вышли на Е-тракт от д. Кресты, дорога четко видна на любом спутнике и ген.штабе, но засада заключается в том, что прямо на тракте, в Крестах, стоит бывший «Крестовский пушно-меховой комплекс».

Нам пришлось его объезжать, вдоль забора.

Дизеля рубятся через лес, после Дена колея для них глубока

Последняя засада на участке д. Кресты - д.Спасс-Купля

Денис убирает лед, чтобы Серега смог проехать.

Не все убрал, Серега сел и порвал трос лебеды.

Четыре часа и мы добрались до первой цели.

"Подвиг арьергарда"

1812 год. Конец сентября. Армия Кутузова отходит из Москвы, совершая знаменитый Тарутинский маневр. Но преследующий русскую армию по пятам французский корпус под командованием маршала И. Мюрата не даёт нашим спокойно отойти на выбранную позицию у села Тарутино.

М.И. Кутузов приказывает генералу М.А. Милорадовичу возглавить арьергард и задержать Мюрата, чтобы дать основным силам русских спокойно и без потерь отойти к Тарутино.

22 сентября 1812 г на северной окраине деревни Спас-Купля 15 тысяч русских воинов вступают в бой с 26 тысячами французов

Отряд Милорадовича, занимая оборонительную позицию на реке Чернишня, в течение дня стойко отражал натиск французов. К вечеру отряд Милорадовича в полном порядке отошел к реке Наре, за которой в селе Тарутино уже разместилась армия Кутузова. Потери русских в бою при Спас-Купле составили 669 чел. После этого сражения Мюрат прекратил преследование русской армии, так и не сумев дезорганизовать ее отход

Бой у Спас-Купли фактически завершил знаменитый Тарутинский маневр Кутузова, в результате которого русская армия вышла из-под удара и заняла выгодную позицию у села Тарутино, что позволило ей в произошедшем через две недели Тарутинскoм сражении одержать победу над французскими войсками http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=5898

"Мемориал Кузовлево"

На безымянной высотке около маленькой деревеньки Кузовлево в ноябре-декабре 1941 года проходила передняя линия обороны Москвы. И именно здесь когда-то развернулись боевые действия. Наступающие немецкие части пытались овладеть доминирующей над окрестностями по старой калужской дороге высотой, а наши войска стремились закрепиться на ней сами. Несколько раз высотка переходила из рук в руки.

Роговский сельский округ, где находится военно-исторический мемориал «Кузовлево», расположен на границе Московской и Калужской областей и всегда был как бы воротами в Московскую область. Здесь проходили самые ожесточенные бои — и в годы нашествия Наполеона, и в годы Великой Отечественной войны, то есть эта земля являлась тем рубежом, где наши войска пытались остановить врагов, рвущихся к столице

В 1941 году немецкие войска к середине октября захватили деревни Кузовлево, Рогово, Круча. Мемориал "Славы" находится на возвышенности (в военное время это место в сводках называли "Высота длинная"), а защищали ее бойцы 43-й Армии. В газете, выпускаемой в этой Армии, в то время писали: "Дело идет о жизни и смерти. Отступать дальше некуда. Позади Москва". И стояли солдаты на этом участке фронта насмерть.

На самой вершине высоты стоит памятник еще времен 1812 года. Рядом сверкает куполом небольшая часовенка, которая появилась здесь в 2003. Рядом с часовней, по обе стороны аллеи, могилы солдат, на которых установлены мраморные доски с фамилиями погибших, а на некоторых - просто указано лишь количество похороненных, их имена найти не удалось

От мемориала к реке идет множество окопов, сохранившихся после войны.

Память о военных событиях у деревни Кузовлево воплощается ныне в мемориале на местах боёв, где на гранитных плитах вписываются всё новые и новые имена погибших здесь в 1941 году солдат. Они ценой своих жизней обеспечили потомкам своим счастливую мирную жизнь. Пусть память о них будет вечной!

Источники:

Пограничный столб

В Тарутино приехали очень поздно.

Тарутинское сражение

Описание окружающей местности

В 1812 году после Бородинского сражения, состоявшегося 26 августа (7 сентября), Кутузову пришлось отвести армию через Можайск к Москве, а затем на военном совете в Филях было решено оставить Москву, чтобы восполнить потери и накопить резервы, достаточные для контрнаступления, усилить и обеспечить войска всем необходимым. 2(14) сентября русская армия вышла из Москвы на Рязанскую дорогу. Вместе с войсками ушло из города почти все население. Пройдя Москву-реку у Боровского перевоза, Кутузов неожиданно для всех повернул свои полки на запад. Затем форсированным маршем армия перешла на Тульскую дорогу и 6 сентября сосредоточилась в районе Подольска. Через три дня она уже находилась на Калужской дороге и 9 сентября остановилась у Красной Пахры. После пятидневного пребывания в Красной Пахре армия сделала еще два перехода, 20 сентября форсировала реку Нару, а 21 сентября остановилась на выгодной оборонительной позиции у села Тарутина, на правом берегу реки Нары. Это было началом подготовки русских войск к контрнаступлению.

В начале XIX века из Москвы в Калугу вели три основных дороги: Старая Калужская — через Пахру, Тарутино и село Недельное; Новая Калужская — через село Фоминское (ныне Наро-Фоминск) и Малоярославец; Тульская — через Серпухов и Тарусу.

В Тарутине эти пути максимально сближаются, поэтому М. И. Кутузов, прикрывая Калугу, создал здесь укрепленный лагерь русских войск. В свою очередь французы не могли долго оставаться в разоренной Москве, отступление на запад по Смоленской дороге, опустошенной войной, также было далеко не лучшим вариантом. Таким образом, Наполеону ничего не оставалось делать, как отправить свои войска в поход на Калугу.

У старинного села Тарутина (1486г.) Нара принимает крупный правый приток - Истью, выше которого русло Нары резко поворачивает на север и выдерживает это направление до устья р.Чернишни. От Тарутина до села Спасское высокий правый берег Нары удобен для артиллерии, поскольку в сторону противника просматривается местность на 3-4 км. Именно здесь было срочно сооружено 14 земляных укреплений (флеши, люнеты, редуты) и установлены 622 орудия. По обоим берегам Нары множество ручьев и оврагов, есть места для водопоя и укрытия конницы. Сплошные лесные массивы с южной, западной и восточной сторон служат естественной защитой от нападения противника с тыла.

Тарутинский маневр у реки Нары способствовал изменению всей стратегической обстановки в пользу русской армии. Само расположение русских войск в Тарутинском лагере прикрывало не только Калугу, где были сосредоточены огромные запасы продовольствия и фуража, но также Тулу и Брянск с оружейным и литейным заводами. Противник потерял соприкосновение с русской армией и до 12 сентября не знал о ее намерениях и местонахождении. Трехнедельное пребывание в Тарутинском лагере было использовано Кутузовым прежде всего для укомплектования армии.

Русская и французская армии сошлись 18 октября 1812 года в кровопролитном бою близ села Тарутино, в результате которого был разбит французский корпус Мюрата. Общие потери неприятеля составили 2500 убитых, около 2000 пленных. Тарутинское сражение — первая победа русской армии в Отечественной войне 1812 года

Вот как оценивал значение той исторической битвы Кутузов: “Отныне имя села Тарутино должно стать в наших летописях наряду с Полтавой, и река Нара будет для нас так же знаменита, как и Непрядва, на берегах которой погибли бесчисленные ополчения Мамая…”.

Там, где находилась одна из русских батарей, 24 июля 1834 года установлен памятник. На постаменте надпись: “На сем месте российское воинство под предводительством фельдмаршала Кутузова, укрепясь, спасло Россию и Европу”

Михаил Илларионович Кутузов за 1812 год, помимо других многочисленных наград, был отмечен 16 октября золотой шпагой с алмазами и с лавровыми венками из изумрудов. Формально награда была дана за Тарутинское сражение 6 октября 1812 года. Но это была лишь малая награда за мудрое руководство всеми вооруженными силами государства в один из самых тяжелых периодов в его истории, и справедливо было сказано в грамоте, полученной М. И. Кутузовым по случаю награждения золотой шпагой, что «сей воинственный знак, достойно вами стяжанный, да предшествует славе, какою по искоренении всеобщего врага увенчает вас Отечество и Европа». Есть документ, удостоверяющий, что наградная шпага ценою в 25125 рублей, была вручена «его светлости»

В 1941-м году в этих местах держали оборону войска 33-й армии под командованием генерал-лейтенанта М. Г. Ефремова и 43-й армии под командованием генерал-майора К. Д. Голубева, которые прикрывали важные стратегические дороги - Киевское и Варшавское шоссе.

В Тарутине работает Музей Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов — это филиал Калужского областного краеведческого музея. Музей работает с 10 до 17 часов. Выходной понедельник. Санитарный день -последняя пятница каждого месяца.

Источники:

ТАРУТИНСКИЙ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОД

ТАРУТИНСКИЙ МАНЕВ



После Тарутино по тракту пробиться мы не смогли, отступили.
А все виной это лужа, глубиной больше полметра. Колея в ней примерно такая же. В разрез пройти не получалось.
Конечно на лебеде вышли бы все, но это уже был крайний день - воскресенье, и чем бы все закончилось ни кто не знал, а в понедельник всем на работу.

ЛЭП от леса почистили так "хорошо", что из подвески можно было набрать дрова на костер.

Лес вывозят к "бетонке"

В результате Серега гнет защиту и использует машину Дениса как стапель.

Накачались и в путь по асфальту до Запажье

Итак, что такое Запажье? Спросим у Яndex’а. Находим Запажскую восьмилетнюю школу и село Запажье, в коем имеется Троицкая церковь 1817 года постройки (реестр церквей Калужской епархии). А так же ссылки на различные форумы, где встречаются вопросы: «а где же село?»; «было ли оно на самом деле?» и фразы типа: «села-то никогда и небыло, так местность за речкой Паж называли».

Так что же там на самом деле? А там на берегу речушки (оврага) стоит величественная церковь, недействующая со времен войны, как в нее попала бомба. Рядом с церковью бывшая школа, закрытая в 2007г. А ближе к речке действующее кладбище (так что в дни праздников там очень людно). Вокруг только поле, а все деревни находятся в стороне.

Наконец, Поиски дали такие результаты. Церковь здесь действительно стояла еще до Наполеона, только деревянная не позднее 1785 года постройки. И после того, как она сгорела была построена каменная, по разным данным, в 1816 или 1817 гг. Колокольня и трапезная были достроены уже много позднее. Интересно другое. Не смотря на то, что ни на одной карте в этой точке не найти названия Запажье, село здесь все же было! В 1785 году это место числится как погост Афанасьевский. А уже в 1859г в описи населенных мест есть село духовного ведения (ударение на первый слог) Запажье при речке Паж. Небольшое, в 6 дворов и общим населением 35 человек. Церковь в селе уже Троицкая, хотя в народе еще и в 1882 году место это звалось «Афанасiя Святаго» http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=7000

Пока первый этап закончен. Дизеля "построят УАЗ" и весной мы обещали вернуться.
Дойдем до Недельного и Калуги!