Болезни Военный билет Призыв

Экономика ссср после войны 1945 1953. Е.Варги, посвященные проблемам. Потери ссср в войне составили

Социальная политика в годы четвертой пятилетки

Глава 1. Восстановление экономики СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.)

1.1 Основные задачи восстановления народного хозяйства страны

восстановление народный хозяйство социальный

Победоносно завершив войну, Советский Союз приступил к восстановлению разрушенного народного хозяйства, переводу экономики на мирные рельсы. Переход от войны к миру совершался в стране чрезвычайно трудно как вследствие огромных человеческих жертв, разрушений, так и по причине консервативной политики Сталина и его окружения, которая мешала эффективно использовать экономический потенциал, накопленный советским народом опыт, достижения ученых и благоприятные международные условия.

Главная объективная трудность состояла в крайнем истощении, обескровливании страны. СССР понес самые большие людские потери во Второй мировой войне. На полях сражений, в концентрационных лагерях и тюрьмах от болезней и голода погибло более 27 млн. человек. Потери составляли шестую часть активного населения, в котором доля женщин после войны достигла 56 % www.fsb.ru/history/book.html.. Стране понадобилось почти десять лет, чтобы население ее достигло своей довоенной численности.

Многие тысячи советских солдат, освобожденные из плена, по возвращении на родину были осуждены как предатели и отправлены на принудительные работы. Их труд, равно и как труд других заключенных, использовался с низкой отдачей. Опытные квалифицированные кадры, которых лишилась страна, по некоторым подсчетам составляли около одной трети трудовых ресурсов. Положение усугублялось еще и тем, что «холодная война» и опасение Сталина за судьбу западных границ социалистических стран вынуждали сохранять почти пятимиллионную армию. Резервы роста трудовых ресурсов и в последующие годы были ограничены вследствие потерь в естественном приросте населения в годы войны и падения рождаемости. Советское государство нуждалось во всесторонне продуманной экономической, социальной и демографической политике.

Следует также указать на ту тяжелейшую разруху, которую понесла страна в результате оккупации и военных действий. Было разрушено 1710 городов, более 70 тыс. сел и деревень, 25 млн. человек остались без крова; выведено из строя около 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожных путей и других сооружений «Вся история России» (http://www.history.ru/)..

Варварскому разрушению подверглось сельское хозяйство. Фашисты разорили 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов и 2890 машинно-тракторных станций. Стоимость только прямого материального ущерба страны составила 679 млрд. рублей, а общая сумма прямого и косвенного ущерба составила 2569 млрд. рублей в ценах 1941 года. Надо заметить, что советский народ не получил полного возмещения даже тех репарационных платежей, которые были определены международным соглашением. В связи с образованием ГДР в народную собственность нового германского государства было передано 9281 предприятие, принадлежащее нацистским преступникам. По решению союзного контрольного совета эти предприятия являлись советской собственностью. Кроме того, 15 января 1950 года правительство, без обсуждения в Верховном Совете СССР, сократило оставшуюся часть репарационных платежей на 50 % и предоставило рассрочку на 15 лет с выплатой ее товарами Шмелев Н.П., Попов В.В. На переломе. Экономическая перестройка в СССР.М.,1989,с.81..

Трудности восстановления промышленного потенциала были связаны с его конверсией. Промышленность не способна была быстро переключиться на выпуск Гражданской продукции. Это привело к общему снижению производства. Если в 1945 году валовая продукция промышленности составляла 92 % от уровня 1940 года, то в 1946 году этот показатель снизился до 77 %. Объем сельскохозяйственного производства в 1945 году упал до 60 % довоенного уровня, в районах же, которые были оккупированы врагом, до 51 %. Посевные площади сократились с 118 до 84 млн. га www.fsb.ru/history/book.html..

В условиях наступившего трудного мира государство и коммунистическая партия взяли на себя все функции по руководству восстановлением разрушенного хозяйства и дальнейшим строительством общественного и политического строя, продолжив линию жесткого административно-партийного контроля над перераспределением трудовых, финансовых и материальных ресурсов.

В ноябре 1946 года была создана Чрезвычайная Государственная Комиссия. В задачу комиссии входило расследование действий захватчиков на оккупированной советской территории, установление личностей преступников, определение материального ущерба, причинённого советским гражданам, колхозам, общественным организациям и государству. Во второй половине 1945 года комиссия была упразднена. Согласно сообщению Чрезвычайной Государственной Комиссии о материальном ущербе, причинённом немецко-фашистскими захватчиками государственным предприятиям и учреждениям, колхозам, общественным организациям и гражданам СССР, отмечалось Из материалов Чрезвычайной Государственной Комиссии о материальном ущербе, причинённом немецко-фашистскими захватчиками государственным предприятиям и учреждениям, колхозам, общественным организациям и гражданам СССР. // Сборник сообщений Чрезвычайной Государственной Комиссии о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков. М., 1945. С.429-431.:

«…На территории Советского Союза, подвергшейся оккупации, проживало до войны 88 миллионов человек, валовой выпуск промышленной продукции составлял 46 миллиардов рублей,… было 109 миллионов голов скота, в том числе 31 миллион голов крупного рогатого скота и 12 миллионов лошадей, 71 миллион гектаров посевов сельскохозяйственных культур, 122 тысячи километров железнодорожной колеи.

Немецко-фашистские захватчики полностью или частично разрушили и сожгли 1710 городов и более 70 тысяч сел и деревень, сожгли и разрушили свыше 6 миллионов зданий и лишили крова около 25 миллионов человек. Среди разрушенных и наиболее пострадавших городов - крупнейшие промышленные и культурные центры: Сталинград, Севастополь, Ленинград, Киев, Минск, Одесса, Смоленск, Новгород, Псков, Орёл, Харьков, Воронеж, Ростов-на-Дону и многие другие.

Немецко-фашистские захватчики разрушили 31850 промышленных предприятий, на которых было занято около 4 миллионов рабочих; уничтожили или вывезли 239 тысяч электромоторов, 175 тысяч металлорежущих станков.

Разрушили 65 тысяч километров железнодорожной колеи, 4100железнодорожных станций, 36 тысяч почтово-телеграфных учреждений, телефонных станций и других предприятий связи.

Уничтожили или разгромили 40 тысяч больниц и других лечебных учреждений, 84 тысячи школ, техникумов, высших учебных заведений, научно- исследовательских институтов, 43 тысячи библиотек общественного пользования.

Разорили и разграбили 98 тысяч колхозов, 1876 совхозов и 2890 машино - тракторных станций; зарезали, отобрали или угнали в Германию 7 миллионов лошадей, 17 миллионов голов крупного рогатого скота, 20 миллионов голов свиней, 27 миллионов овец, 110 миллионов голов домашней птицы.

Преступные действия немецких военных и гражданских властей неопровержимо доказаны и описаны в тех миллионах актов об ущербе, причиненном немецко- фашистскими захватчиками гражданам, колхозам, общественным организациям и учреждениям, которые к настоящему времени уже поступили в Чрезвычайную Государственную Комиссию. « …»

На основании этих актов Чрезвычайная Государственная Комиссия определила ущерб, причиненный народному хозяйству СССР и отдельным сельским и городским жителям, в сумме 679 миллиардов рублей в государственных ценах 1941 года. «…» Из материалов Чрезвычайной Государственной Комиссии о материальном ущербе, причинённом немецко-фашистскими захватчиками государственным предприятиям и учреждениям, колхозам, общественным организациям и гражданам СССР. // Сборник сообщений Чрезвычайной Государственной Комиссии о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков. М., 1945. С.429-431.

В сумму ущерба не включены такие потери, как снижение народного дохода от прекращения или сокращения работы государственных предприятий, колхозов и граждан, стоимость конфискованного германскими оккупационными войсками продовольствия и снабжения, военные расходы СССР, а также потери от замедления темпов общего хозяйственного развития страны в результате действия врага на протяжении 1941-1945годов. Верт Н. История советского государства. М., 1997. С.59-76.

Этот документ показывает нам насколько был огромен экономический ущерб от войны, сколько советских людей погибло на фронтах, защищая свою родину. Правда, объём промышленного производства сократился всего на 9%. Но ведь нужно учитывать то, что основную массу продукции составляла военная. А мирные отрасли очень сильно уменьшили выпуск своей продукции.

Таким образом, предметов потребления к концу войны производилось вдвое меньше, чем до войны. Сельское хозяйство, в отличие от промышленности, пострадало от войны намного больше. Кроме потерь от прямого уничтожения имущества колхозов и совхозов, на оккупированной территории сократилось поголовье скота, понизилась техническая база. Однако я считаю, что самый острый недостаток деревня испытывала в людях: ведь миллионы колхозников погибли на фронтах, а многие демобилизованные осели в городах. В 1945 году страна получила лишь 60% довоенного количества сельскохозяйственной продукции Поляк Г.Б. Послевоенное восстановление народного хозяйства. М.,1986. - С.46-56..

Перестройка народного хозяйства СССР на мирный лад включала такие важные направления как: сокращение военных расходов и увеличение капиталовложений в народное хозяйство, перевод предприятий на выпуск мирной продукции; перераспределение рабочей силы, сырья и материалов; введение нормального режима труда на предприятиях(восстановление 8-часового рабочего дня, отмена обязательных сверхурочных работ, установление регулярного отдыха рабочих и служащих.

В августе 1945 года ЦК ВКП (б) поручили Госплану разработку проекта плана восстановления и развития народного хозяйства СССР. Четвертый пятилетний план на 1946-1950 годы был принят сессией Верховного Совета Союза ССР в марте 1946 года.

Посол США в Москве Аверелл Гарриман вспоминал: «Русские устали. Они принесли невероятные жертвы во время войны. Сейчас их просят с энтузиазмом принять очередной пятилетний план, а он означает очень тяжелую работу. Он означает станкостроение и оборудование для страны, в которой минимум потребительских товаров. Этих людей просят с энтузиазмом принять огромные жертвы ради своей страны». Попов В.П. Экономическая политика советского государства. 1946-1953 гг. Тамбов, 2000. С.149-160.

Закон о пятилетнем плане Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы. / /Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.,1968. Т3.С 250-252. восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы:

«…СССР снова вступил в период мирного социалистического строительства, прерванного вероломным нападением гитлеровской Германии…

Верховный Совет СССР устанавливает, что основные задачи пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы состоят в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах.

В этих целях необходимо:

1. Обеспечить первоочерёдное восстановление и развитие тяжёлой промышленности и железнодорожного транспорта, без которых невозможно быстрое и успешное восстановление и развитие всего народного хозяйства СССР.

2. Добиться подъёма сельского хозяйства и промышленности, производящей средства потребления, для обеспечения материального благополучия народов Советского Союза и создания в стране обилия основных предметов потребления.

3. Обеспечить дальнейший технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства СССР, как условие мощного подъёма производства и повышения производительности труда, для чего необходимо не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами СССР.

4. Завершить в 1946 году послевоенную перестройку народного хозяйства, использовать производственную мощность военной промышленности для дальнейшего увеличения экономической силы Советского Союза.

5.Обеспечить дальнейшее повышение обороноспособности СССР и оснащение Вооруженных Сил Советского Союза новейшей военной техникой.

6. Обеспечить высокие темпы накопления, предусмотрев объём централизованных капитальных вложений для восстановления и развития народного хозяйства СССР на пятилетие в размере 250,3 миллиарда рублей и ввод в действие восстанавливаемых и новых предприятий стоимостью 234 миллиарда рублей (в сметных ценах 1945 года)…

7. Всемерно развивать дело восстановления и дальнейшего строительства городов и сел увеличение жилищного фонда страны; создать массовое фабрично-заводское изготовление жилых домов; оказать государственную помощь рабочим, крестьянам и интеллигенции в индустриальном жилищном строительстве.

8. Превзойти довоенный уровень народного дохода и уровень народного потребления, для чего всемерно поднять пищевую промышленность, развернуть массовое производство предметов широкого потребления, умножить колхозные доходы, увеличить товарооборот; отменить в ближайшее время карточную систему, заменив ее развернутой культурной советской торговлей.

9. Укрепить в промышленности и на транспорте постоянные кадры рабочих на основе улучшения организации труда и обеспечения на предприятиях лучших жилищных и материальных условий; обеспечить рост высококвалифицированных технических кадров.

10. Повысить производительность труда на основе полного использования 8-часового рабочего дня, всесторонней механизации трудоёмких отраслей промышленности, дальнейшей электрификации народного хозяйства и интенсификации производственных процессов…» Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.,1968. Т3.С 250-252.

Таким образом, проанализировав этот документ, можно сделать вывод о том, что основной хозяйственно-политической задачей четвертой пятилетки было восстановление пострадавших от войны районов, достижение довоенного уровня промышленности и сельского хозяйства.

В дальнейшем предполагалось значительно превзойти этот уровень. Но для этого необходимо было в первую очередь поднять и развить тяжелую промышленность и железнодорожный транспорт, значительно расширить производство предметов потребления, а также обеспечить технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства страны. Согласно плану в период 1946-1950гг. в стране следовало восстановить, построить и ввести в действие 5900 государственных предприятий, в том числе 3200 предприятий в районах пострадавших от оккупации. Объём валовой продукции промышленности СССР в 1950 году должен был превысить уровень 1940 года на 48%.

Послевоенный экономический рост в СССР имел несколько источников. Преимущественно это были внутренние источники Хоскинг Дж. История Советского Союза 1917-1991. М.,1994. С.309-337.:

1.централизованная экономика;

2.репарации с Германии(в сумме 4,3 млрд. руб.);

3. перераспределение средств из аграрного сектора в промышленный;

4. сокращение расходов на социальную сферу;

5. бесплатный труд узников ГУЛАГа и военнопленных;

6. денежная реформа 1947 года и государственные займы.

Кроме того, большую роль играл трудовой энтузиазм советских людей в деле строительства новой мирной жизни.

Таким образом, окончание войны породило не только огромную радость, но и поставило общество перед необходимостью решения многих проблем, которые нужно было решить в кратчайшие сроки.

Достижения СССР в области развития науки и техники в 50-80 годы

Великая Отечественная война - одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России...

История СССР в первые послевоенные годы

По завершении победоносной войны начался трудный для страны переход к мирному строительству. Население по очень приблизительным данным ЦСУ сократилось за период с 1 января 1941 г. по 1 января 1946 г. с 196,8 до 162,4 млн. чел., т.е. почти на 18%...

Сельское хозяйство Китая находилось в упадке. В 1949 г производство зерна составило 113,18 млн. тонн, или на 25% ниже уровня 1936 г, предшествовавшего началу войны сопротивления Японии; производство хлопка было ниже уровня 1936 г на 48%...

Китайский социализм и его экономическая политика

К концу 1952 г в китайской экономике и финансах произошёл коренной поворот к лучшему Объём валовой продукции сельского хозяйства вырос на 48,5% по сравнению с 1949 г, а производство зерна, хлопка, лубяных волокон, табака...

Пограничная безопасность СССР в период 1945–1991 гг.

государственный граница безопасность железный занавес В послевоенные годы авторитет СССР очень вырос благодаря победе над фашисткой Германией. Многие развивающиеся страны в качестве примера государственного устройства...

Развитие народного хозяйства СССР в послевоенный период

После войны страна встала на курс ускоренного восстановления экономики, разрушенной военными действиями и тактикой выжженной земли, проводимой обеими сторонами. Людские потери не закончились с войной. Только голод 1946--1947 г...

СССР в период правления Н.С. Хрущева

Окончание Второй мировой войны, отсутствие общего врага, передел сфер влияния оказали важнейшее влияние на начало нового этапа конфронтации СССР с западными державами. Обстановка противостояния...

Татаро-Монгольская экспансия

К концу XIII в. экономика начала оживать. К сожалению, историки не располагают для этой эпохи привычной для наших современников статистикой: мы не знаем, сколько людей жило на Руси, сколько зерна они производили...

Экономическая политика фашизма в Германии

Японо-китайская война (1937-1945)

8 августа 1945 СНК СССР официально присоединился к Потсдамской декларации США, Великобритании и Китая и объявил войну Японии. К этому времени Япония была уже обескровлена, и её способность продолжать войну была минимальной. Советские войска...

Советский Союз приобрел статус ведущей мировой державы.

Мир разделился на два блока, один из которых возглавил СССР. В общественной жизни царил эмоциональный подъем, связанный с победой в войне. В то же время продолжала укрепляться тоталитарная система.

Главной задачей послевоенного периода стало восстановление разрушенной экономики. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял план реконструкции и восстановления народного хозяйства.

Началась демилитаризация экономики и модернизация военно-промышленного комплекса. Приоритетной областью была объявлена тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс.

К 1948 г. производство достигло довоенного уровня благодаря героическому труду советского народа, бесплатному труду заключенных ГУЛАГа, перераспределению средств в пользу тяжелой промышленности, перекачке средств из аграрного сектора и легкой промышленности, привлечению средств от репарации Германии, жесткому планированию экономики.

В 1945 г. валовая продукция сельского хозяйства СССР составляла 60% от довоенного уровня. Правительство пыталось карательными мерами вывести отрасль из кризиса.

В 1947 г. был установлен обязательный минимум трудодней, ужесточен закон «За посягательство на колхозную и государственную собственность», повышен налог на содержание скота, что привело к его массовому забою.

Были сокращены площади индивидуальных наделов колхозников. Уменьшилась натуральная оплата труда. Колхозникам отказывали в выдаче паспортов, что ограничивало их свободу. Одновременно с этим проводилось укрупнение хозяйств и ужесточение контроля над ними.

Эти реформы не имели успеха, и лишь к 50-м гг. удалось выйти на довоенный уровень производства сельскохозяйственной продукции.

Послевоенная обстановка потребовала от правительства проведения в жизнь демократических принципов устройства государства.

В 1945 г. был упразднен Государственный комитет обороны. Прошли перевыборы Советов всех уровней, участились их созывы и сессии. Было увеличено количество постоянных комиссий, возобновлена работа общественных и политических организаций.

В 1946 г. Совет народных комиссаров был преобразован в Совет министров, а наркоматы - в министерства. В соответствии с Конституцией были проведены прямые и тайные выборы народных судей. Состоялся 19-й Съезд партии. С 1946 г. началась разработка проекта новой Конституции СССР. В 1947 г. на рассмотрение Политбюро ЦК ВКП(б) был вынесен вопрос о проекте новой программы ВКП(б).

Историческая наука основывалась исключительно на «Курсе истории ВКП(б)». Жестокому разгрому и репрессиям подверглись исследования и научные руководители таких областей науки, как кибернетика, генетика, психоанализ, волновая механика.

Объектами гонения и критики со стороны партии стали композиторы: Прокофьев, Хачатурян, Мурадели и др. В 1948 г. за создание «одиозных» произведений они были исключены из Союза композиторов.

В 1948 г. начались преследования «космополитов». Были введены запреты на контакты и браки с иностранцами. По стране прокатилась волна антисемитизма.

Произошли изменения в науке и культуре. С 1952 г. было введено обязательное семилетнее образование, стали открываться вечерние школы. Была образована Академия художеств и Академия наук с ее филиалами в республиках. Во многих вузах появилась аспирантура. Началось регулярное вещание телевидения.

На фоне положительных сдвигов в области науки и культуры началось активное вмешательство политики в их развитие. Правительство и партия стали контролировать научные исследования историков, философов, филологов.

Хронология

  • 1947 г. План Маршалла, разработанный США для экономической помощи Европейским странам
  • 1949 г. Создание НАТО
  • 1953 г., март Смерть И.В. Сталина
  • 1953 г., сентябрь Избрание Н.С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС
  • 1954 г., февраль Начало освоения целинных земель
  • 1955 г. Создание Организации Варшавского Договора (Советский Союз, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Албания)
  • 1956 г., февраль ХХ съезд КПСС. Доклад Н.. Хрущева “О культе личности и преодолении его последствий”.
  • 1956 г., июнь Постановление ЦК КПСС “О преодолении культа личности и его последствий”
  • 1956 г., октябрь Ввод войск стран Организации Варшавского Договора в Венгрию.
  • 1957 г. Запуск первого искусственного спутника Земли
  • 1957 г. Закон о создании совнархозов
  • 1959 г. “Кукурузная политика”
  • 1959 г — 1965 гг. Семилетний план развития народного хозяйства СССР
  • 1961 г., 12 апреля Первый в истории полет в космос человека (Ю.А. Гагарин)
  • 1961 г., октябрь XXII съезд КПСС. Принятие новой Программы партии — программы строительства коммунизма.
  • 1963 г., октябрь Карибский кризис
  • 1964 г., октябрь Отставка Н.С. Хрущева с занимаемых постов

Послевоенное восстановление народного хозяйства СССР (1945 — 1952 гг.)

Восстановление экономики проходило в сложных условиях. Ни одна страна в мире не понесла таких потерь, как СССР в годы . Более 1710 городов и поселков было разрушено, 11 млн. человек осталось без крова. В освобожденных районах действовало не более 13 % промышленных предприятий, посевные площади сократились в 1,5 раза.

Советский Союз потерял в войне 27 млн. человек убитыми. Миллионы людей были ранены, покалечены, потеряли близких, лишились крова.

Последствия для народного хозяйства были катастрофическими, — страна потеряла около 30 % национальных богатств.

В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Все функции по управлению страной сосредоточились в руках Совета Народных Комиссаров (в марте 1946 г. преобразован в Совет Министров СССР ).

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946 — 1950 гг. . В нем были определены пути возрождения и дальнейшего развития экономики. Основная задача заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти их (соответственно на 48 и 23 %). План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Сюда направлялись значительные финансовые средства, материальные и . Намечались освоение новых угольных районов, расширение металлургической базы на востоке страны. Одним из условий выполнения плановых заданий выдвигалось максимальное использование достижений научно-технического прогресса.

Пятилетку в четыре года — выполним! Плакат. Худ. В.Иванов. 1948 г.

В соответствии с развернулись восстановительные работы на Украине, в Белоруссии, Молдавии. Возрождалась угольная промышленность Донбасса. Была восстановлена “Запорожсталь”. Вступила в строй Днепрогэс. Одновременно велось строительство и реконструкция действующих заводов и фабрик. За пятилетие было восстановлено и вновь сооружено свыше 6,2 тыс. промышленных предприятий. Особенно большое внимание уделялось развитию металлургии, машиностроения, топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Были заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. В западных областях Украины, в республиках Прибалтики были созданы новые промышленные отрасли, в частности, газовая и автомобильная, металлообрабатывающая и электротехническая. Торфяная промышленность и электроэнергетика получили развитие в Западной Белоруссии.

Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 г . К концу пятилетки уровень промышленного производства на 73 % превысил довоенный. Однако приоритетное развитие тяжелой индустрии, перераспределение в ее пользу средств из легкой и пищевой отраслей привели к дальнейшей деформации структуры промышленности в сторону увеличения производства продукции группы “А”.

Война тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства. Сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей. Почти на треть уменьшилось число трудоспособного населения. На протяжении нескольких лет на село почти не поставлялась новая техника. На рубеже 40 — 50-х годов было проведено укрупнение мелких колхозов . В течение нескольких лет их число уменьшилось с 255 до 94 тысяч. Новые коллективные хозяйства создавались в западных областях Белоруссии и Украины, в республиках Прибалтики, в Правобережной Молдавии.

Принимались меры по улучшению условий жизни населения. Несколько раз снижались цены на товары массового потребления. В 1947 г . была отменена карточная система на продовольственные товары, была проведена . В обращение вводились новые . Находящиеся у населения старые деньги обменивались в соотношении 10:1.

Были возрождены из руин и пепла разрушенные в годы войны города и села. Увеличивались масштабы жилищного и культурно-бытового строительства.

Раздел V. СССР В 1945 - 1953 гг.

§ 37. Восстановление экономики

Состояние экономики СССР после окончания войны. Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она унесла почти 27 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик, 1135 шахт, 65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну треть своего национального богатства. Население сократилось на 34,4 млн. и составило к концу 1945 г. 162,4 млн. человек. Сокращение рабочей силы, наличие около 2,6 млн. инвалидов войны, отсутствие полноценного питания и жилья вели к снижению производительности труда по сравнению с довоенным временем

К восстановлению хозяйства страна приступила еще в годы войны, когда в 1943 г. было принято специальное партийно-правительственное постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Колоссальными усилиями советских людей к концу войны удалось восстановить промышленное производство на треть от уровня 1940 г. Освобожденные районы в 1944 г. дали свыше половины общегосударственных заготовок зерна, четверть скота, около трети молочных продуктов.

Однако как центральная задача восстановления встала перед страной лишь после окончания войны.

Экономические дискуссии 1945 - 1946 гг. В августе 1945 г. правительство дало поручение Госплану (председатель Н. А. Вознесенский) подготовить проект четвертого пятилетнего плана. При его обсуждении были высказаны предложения о некотором смягчении нажима в управлении экономикой, реорганизации колхозов. «Демократическая альтернатива» проявилась и в ходе закрытого обсуждения подготовленного в 1946 г. проекта новой Конституции СССР. В нем, в частности, наряду с признанием приоритета государственной собственности допускалось существование мелких частных хозяйств крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда. В ходе обсуждения этого проекта звучали идеи необходимости децентрализации экономической жизни, предоставления больших прав регионам и наркоматам. «Снизу» все чаще раздавались призывы к ликвидации колхозов в силу их неэффективности. В оправдание этих позиций приводились, как правило, два аргумента: во-первых, относительное ослабление государственного давления в годы войны дало положительный результат; во-вторых, проводилась прямая аналогия с восстановительным периодом после Гражданской войны, когда возрождение экономики началось с оживления частного сектора, децентрализации управления и развития легкой промышленности.

Однако в этих дискуссиях победила точка зрения Сталина, заявившего в начале 1946 г. о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма. Это означало и возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и к тем противоречиям и диспропорциям между отраслями экономики, которые сложились в 30-е гг.

Развитие промышленности. Героической страницей послевоенной истории нашей страны стала борьба всего советского народа за возрождение экономики. Западные специалисты считали, что восстановление разрушенной экономической базы займет не менее 25 лет. Однако восстановительный период в промышленности составил менее 5 лет. Возрождение промышленности происходило в очень тяжелых условиях. В первые послевоенные годы труд советских людей мало чем отличался от труда в военное время. Постоянную нехватку продуктов (карточная система была отменена лишь в 1947 г.), тяжелейшие условия труда и быта, высокий уровень заболеваемости и смертности объясняли населению тем, что долгожданный мир только наступил и жизнь вот-вот наладится.

После денежной реформы 1947 г. при средней зарплате около 500 р. в месяц стоимость килограмма хлеба составляла 3 - 4 р., килограмма мяса - 28 - 32 р., сливочного масла - свыше 60 р., десятка яиц - около 11 р. Чтобы купить шерстяной костюм, нужно было отдать 3 средние месячные зарплаты. Как и до войны, от одной до полутора месячных зарплат в год уходило на покупку облигаций обязательного государственного займа. Многие рабочие семьи по-прежнему жили в землянках и бараках, а трудились порой в неотапливаемых помещениях, на старом или изношенном оборудовании.

Тем не менее некоторые ограничения военного времени были сняты: вновь введены 8-часовой рабочий день и ежегодные отпуска, отменены принудительные сверхурочные работы. Восстановление проходило в условиях резкого усиления перемещения населения, вызванного демобилизацией армии (она сократилась с 11,4 млн. человек в 1945 г. до 2,9 млн. в 1948 г.), репатриацией советских граждан, возвращением беженцев из восточных районов. Немалые средства уходили и на поддержку союзных государств.

Огромные потери в войне обернулись нехваткой рабочей силы, что, в свою очередь, вело к росту текучести кадров, искавших более выгодные условия труда.

Компенсировать эти издержки, как и прежде, предстояло путем увеличения перекачки средств из деревни в город и развития трудовой активности рабочих. Одним из самых знаменитых починов тех лет стало движение «скоростников», инициатором которого был ленинградский токарь Г. С. Борткевич, выполнивший на токарном станке в феврале 1948 г. за одну смену 13-дневную норму выработки. Движение стало массовым. На некоторых предприятиях были предприняты попытки внедрения хозрасчета. Но для закрепления этих новаций не были приняты меры материального характера, наоборот, при повышении производительности труда понижались расценки.

После войны наметилась тенденция к более широкому использованию научно-технических разработок на производстве. Однако она проявилась главным образом на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК), где шел процесс разработки ядерного и термоядерного оружия, ракетных систем, новых образцов танковой и авиационной техники.

Наряду с приоритетным развитием ВПК преимущество отдавалось также машиностроению, металлургии, топливной, энергетической промышленности, на развитие которых уходило 88% всех капиталовложений в промышленность. Легкая же и пищевая промышленность, как и прежде, не удовлетворяла даже минимальных потребностей населения.

Всего за годы 4-й пятилетки (1946 - 1950) было восстановлено и вновь построено 6200 крупных предприятий. В 1950 г., по официальным данным, промышленное производство превысило довоенные показатели на 73% (а в новых союзных республиках - Литве, Латвии, Эстонии и Молдавии - в 2 - 3 раза). Правда, сюда были включены также репарация и продукция совместных советско-восточногерманских предприятий.

Главным творцом этих несомненных успехов стал советский народ. Его невероятными усилиями и жертвами, а также высокими возможностями директивной модели экономики были достигнуты, казалось, невозможные экономические результаты. Свою роль сыграла также традиционная политика перераспределения средств из легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы в пользу тяжелой промышленности. Значительную помощь оказали и полученные в Германии репарации (4,3 млрд долларов), обеспечившие до половины объема установленного в эти годы промышленного оборудования. Кроме того, бесплатным, но весьма эффективным был труд заключенных и около 2 млн. немецких и японских военнопленных, также внесших свой вклад в послевоенное восстановление.

Сельское хозяйство. Ослабленным вышло из войны сельское хозяйство страны, продукция которого в 1945 г. не превышала 60% от довоенного уровня. Еще более ухудшилось положение в нем в связи с засухой 1946 г., вызвавшей голод.

Тем не менее через госзакупки колхозы компенсировали лишь пятую часть расходов на производство молока, десятую часть - зерна, двадцатую - мяса. Крестьяне, работая в колхозе, практически ничего не получали. Спасало их подсобное хозяйство. Однако и по нему государством был нанесен значительный удар. За период 1946 - 1949 гг. в пользу колхозов прирезали 10,6 млн. га земли из крестьянских приусадебных участков. Были значительно повышены налоги с доходов от продаж на рынке. Сама рыночная торговля разрешалась лишь тем крестьянам, колхозы которых выполнили государственные поставки. Каждое крестьянское хозяйство было обязано сдавать государству в качестве налога за земельный участок мясо, молоко, яйца, шерсть. В 1948 г. колхозникам было «рекомендовано» продать государству мелкий скот (держать который было разрешено колхозным уставом), что вызвало массовый забой по стране свиней, овец, коз (до 2 млн. голов).

Сохранялись нормы довоенного времени, ограничивавшие свободу передвижения колхозников: они были фактически лишены возможности иметь паспорта, на них не распространялась плата по временной нетрудоспособности, они были лишены пенсионного обеспечения. Денежная реформа 1947 г. также ударила по крестьянству, хранившему свои сбережения дома.

К концу 4-й пятилетки бедственное экономическое положение колхозов потребовало очередного их реформирования. Однако власти видели его суть не в материальном стимулировании производителя, а в очередной структурной перестройке. Вместо звена (небольшой сельскохозяйственной структурной единицы, состоявшей, как правило, из членов одной семьи, а потому часто более эффективной) было рекомендовано развивать бригадную форму работы. Это вызвало новую волну недовольства крестьян. Последовавшее за этим укрупнение колхозов привело лишь к дальнейшему сокращению крестьянских наделов.

Тем не менее с помощью принятых волевых мер и ценой огромных усилий крестьянства в начале 50-х гг. удалось добиться выведения сельского хозяйства страны на довоенный уровень производства. Однако лишение крестьян еще сохранявшихся стимулов к труду вплотную подвело сельское хозяйство страны к небывалому кризису и заставило правительство принять чрезвычайные меры для снабжения продовольствием городов и армии.

Курс на дальнейшее «закручивание гаек» в экономике получил теоретическое обоснование в опубликованной в 1952 г. работе Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В ней он отстаивал идеи преимущественного развития тяжелой промышленности, ускорения полного огосударствления собственности и форм организации труда в сельском хозяйстве, выступал против любых попыток оживления рыночных отношений. Говорилось в ней и о том, что при социализме растущие потребности населения всегда будут обгонять возможности производства. Это положение «объясняло» населению господство дефицитной экономики и оправдывало ее существование.

Таким образом, выдающиеся свершения в промышленности, достижения в науке и технике стали реальностью благодаря труду и самоотверженности миллионов советских людей.

ДОКУМЕНТЫ

ИЗ РАБОТЫ И. В. СТАЛИНА

«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗМА В СССР».

1952 г .

Необходимо... путем постепенных переходов, осуществляемых с выгодой для колхозов и, следовательно, для всего общества, поднять колхозную собственность до уровня общенародной собственности, а товарное обращение тоже путем постепенных переходов заменить системой продуктообмена, чтобы центральная власть или другой какой-либо общественно-экономический центр мог охватить всю продукцию общественного производства в интересах общества...

Нельзя добиться ни изобилия продуктов, могущего покрыть все потребности общества, ни перехода к формуле «каждому по потребностям», оставляя в силе такие экономические факторы, как колхозно-групповая собственность, товарное обращение и т. п.

ИЗ ОТКЛИКОВ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ НА СНИЖЕНИЕ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ В 1952 г.

Вознесенский Р. Н., студент:

Поздравляю всех со снижением цен. Несмотря на трудную международную обстановку, наша страна растет, строится и крепнет.

Вадюхин П. В., экономист Главобувьсбыта: Несомненно, со снижением цен могут быть проведены мероприятия по снижению зарплаты за счет имевшейся надбавки на хлеб или за счет увеличения подписки на государственный заем. Савицкая М. А., художница:

Следом за снижением всегда сейчас же бывает снижение расценок и зарплаты у всех рабочих и служащих. Поэтому снижение не играет никакой роли.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Расскажите о состоянии советской экономики после войны 2. Каковы были альтернативы развития народного хозяйства в послевоенные годы? 3. В чем вы видите причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития? 4. Прочитайте приведенный фрагмент из работы И. В. Сталина Согласны ли вы с его тезисом или нет? Почему? 5. Используя приведенные отклики на снижение розничных цен в 1952 г, дайте свою оценку этому событию 6. Назовите причины бедственного положения в сельском хозяйстве после войны.

Расширяем словарный запас:

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (ВПК) - союз системы национального военного производства и политических сил, заинтересованных в его приоритетном развитии

РЕПАРАЦИИ - возмещение побежденным государством ущерба государству-победителю.

РЕПАТРИАЦИЯ - возвращение на родину военнопленных, беженцев, эмигрантов, перемещенных лиц

§ 38. Политическое развитие

«Демократический импульс» войны. Война сумела изменить общественно-политическую атмосферу, сложившуюся в СССР в 30-е гг. Сама обстановка на фронте и в тылу заставляла людей мыслить творчески, действовать самостоятельно.

Кроме того, война проломила тот железный занавес, которым страна была отгорожена от остального, «враждебного» ей мира. Участники европейского похода Красной армии (а их было почти 10 млн. человек), многочисленные репатрианты (до 5,5 млн) воочию увидели тот буржуазный мир, о котором они знали исключительно из пропагандистских материалов, «разоблачавших» его пороки. Различия в отношении к личности, в уровне жизни в этих странах и в СССР были настолько велики, что не могли не посеять у многих сомнений в правильности оценок, звучавших в устах пропагандистов.

Победа советского народа в войне породила надежды у крестьян на роспуск колхозов, у интеллигенции на ослабление политическою диктата, у населения союзных республик (особенно в Прибалтике, Западной Украине и Белоруссии) на изменение национальной политики. Даже в среде обновившейся в годы войны партийно-государственной номенклатуры зрело понимание неизбежности и необходимости перемен. В 1946 - 1947 гг. в ходе закрытом) обсуждения проектов новой Конституции СССР, Программы и Устава ВКП(б) были высказаны предложения, направленные на относительную демократизацию режима: о ликвидации специальных судов военного времени, об освобождении партии от функции хозяйственною управления, ограничении срока пребывания на руководящей партийной и советской работе, об альтернативных выборах и т. д. Недовольство выражали и те офицеры и генералы, которые, почувствовав относительную независимость в принятии решений в годы войны, оказались мосле ее окончания все теми же «винтиками» в сталинской системе.

Власть была обеспокоена подобными настроениями. Однако абсолютное большинство населения страны воспринимало победу в войне как победу Сталина и возглавляемой им системы. Поэтому в стремлении подавить возникшее социальное напряжение режим пошел по двумя направлениям: с одной стороны, по пути внешней демократизации, а с другой - усиления борьбы с «вольнодумством» и укрепления режима.

Изменения в структурах власти. Сразу после завершения Второй мировой войны, в сентябре 1945 г., было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946 г. Совет народных комиссаров СССР был преобразован в Совет министров. Объясняя целесообразность этого решения, Сталин заявил, что победа в войне означает, по существу, завершение переходного состояния советского общества и потому с понятиями «народный комиссар», «комиссариат» пора покончить. Одновременно шло увеличение количества министерств и ведомств, росла численность их аппарата.

В 1946 г. прошли выборы в местные советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, в результате чего обновился депутатский корпус, не менявшийся в годы войны.

К началу 50-х гг. усилилась коллегиальность в деятельности советов в результате более частого созыва их сессий, увеличения числа постоянных комиссий. В соответствии с Конституцией были впервые проведены прямые и тайные выборы народных судей и заседателей, однако вся полнота власти по-прежнему оставалась в руках партийного руководства.

В октябре 1952 г. состоялся XIX съезд ВКП(б), принявший решение о переименовании партии в КПСС. В 1949 г. прошли съезды профсоюзов и комсомола (также не созывавшиеся 17 и 13 лет). Им предшествовали отчетно-выборные партийные, профсоюзные и комсомольские собрания, на которых обновилось руководство этих организаций.

Однако в эти же годы в стране ужесточался политический режим, нарастала новая волна репрессий.

Новый виток репрессий. Система ГУЛАГа достигла своего апогея именно в послевоенные годы, так как к сидевшим там с середины 30-х гг. «врагам народа» добавились миллионы новых. Один из первых ударов пришелся по военнопленным, многие из которых после освобождения из фашистской неволи были направлены в лагеря. Туда же были сосланы «чуждые элементы» из прибалтийских республик, Западной Украины и Западной Белоруссии.

В 1948 г. были созданы лагеря «специального режима» для осужденных за «антисоветскую деятельность» и «контрреволюционные акты», в которых использовались особо изощренные методы воздействия на заключенных. Не желая мириться со своим положением, политические заключенные в ряде лагерей поднимали восстания, проходившие порой под политическими лозунгами. Самыми известными из них стали выступления в Печоре (1948), Салехарде (1950), Кингире (1952), Экибастузе (1952), Воркуте (1953) и Норильске (1953).

Наряду с политзаключенными в лагерях после войны оказалось немало других людей. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1948 г. местным властям было предоставлено право выселять в отдаленные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве.

Опасаясь возросшей в ходе войны популярности военных, Сталин санкционировал арест маршала авиации А. А. Новикова, генералов П. Н. Понеделина, Н. К. Кириллова, ряда сослуживцев маршала Г. К. Жукова. Самому полководцу были предъявлены обвинения в сколачивании группы недовольных генералов и офицеров, в неблагодарности и неуважении к Сталину.

Репрессии затронули и часть партийных функционеров, особенно тех, кто стремился к самостоятельности и большей независимости от центральной власти. Были арестованы многие партийно-государственные деятели, выдвинутые умершим в 1948 г. членом Политбюро и секретарем ЦК ВКЩб) А. А. Ждановым из числа руководящих работников Ленинграда. Общее число арестованных по «ленинградскому делу» составило около 2 тыс. человек. Спустя некоторое время были отданы под суд и расстреляны 200 из них, в том числе Председатель Совмина России М. Родионов, член Политбюро и Председатель Госплана СССР Н. Вознесенский, секретарь ЦК ВКП(б) А. Кузнецов. «Ленинградское дело», отражавшее борьбу внутри высшего руководства, должно было стать суровым предостережением всем, кто хоть в чем-то мыслил иначе, чем «вождь народов».

Последним из готовившихся процессов стало «дело врачей» (1953), обвиненных в неправильном лечении высшего руководства, повлекшем смерть ряда видных деятелей. Всего жертвами репрессий в 1948 - 1953 гг. стали почти 6,5 млн. человек.

Национальная политика. Наряду с другими изменениями война привела к увеличению неподконтрольных «верхам» идейных и политических движений, в том числе и национальных. Особый размах они приобрели на территориях, вошедших в состав СССР в 1939 - 1940 гг., где борьба шла против коллективизации и советизации. За участие в них только в Западной Украине к 1950 г. было депортировано, сослано или арестовано около 300 тыс. человек. В Прибалтике депортации было подвергнуто 400 тыс. литовцев, 150 тыс. латышей, 50 тыс. эстонцев. Параллельно здесь шел насильственный процесс сплошной коллективизации, прерванный войной.

Вслед за переселенными в годы войны немцами Поволжья, крымскими татарами, чеченцами, ингушами, калмыками, карачаевцами, балкарами в послевоенные годы были подвергнуты насильственной депортации и представители ряда других народов (в частности, молдаване).

Усилилось и давление на национальные отряды интеллигенции, традиции и культуру «малых народов». Так, с 1951 г. началась критика национального эпоса мусульманских пародов как «клерикального и антинародного».

Особого размаха национальная нетерпимость достигла в отношении представителей еврейской нации. В годы войны был создан Еврейский антифашистский комитет (во главе его стоял выдающийся актер С. Михоэлс).

После войны представители комитета предлагали создать еврейскую автономию в Крыму или Поволжье. Это было представлено властями как свидетельство «проамериканского сионистского заговора». Михоэлс в 1948 г. был убит, как предполагают, агентами МГБ.

С ноября 1948 г. начались аресты членов Антифашистского комитета и других еврейских интеллигентов, «людей без роду, без племени», обвиненных в «космополитизме». В мае - июле 1952 г. состоялся закрытый судебный процесс, приговоривший лидеров комитета к расстрелу.

Все это не могло не вызвать в перспективе всплеска национализма в самих национальных регионах СССР.

ДОКУМЕНТ

1. Обязать Министерство внутренних дел СССР всех отбывающих наказание в особых лагерях и тюрьмах шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов и участников других антисоветских организаций и групп лиц, представляющих опасность по своим антисоветским связям и враждебной деятельности, по истечении сроков наказания направлять по назначению Министерства государственной безопасности СССР в ссылку на поселение под надзор органов Министерства государственной безопасности:

в районы Колымы на Дальнем Востоке, в районы Красноярского края и Новосибирской области, расположенные в 50 километрах севернее Транссибирской железнодорожной магистрали, в Казахскую ССР...

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Почему борьба демократической и тоталитарной тенденций в послевоенные годы завершилась новой волной репрессий? 2. Используя приведенный документ, расскажите о репрессивных мерах сталинского руководства в конце 40-х - начале 50-х гг. 3. Приведите конкретные примеры усиления административно-командной системы в послевоенный период. 4. Расскажите о национальной политике сталинского руководства в 1945 - 1952 гг.

Расширяем словарный запас:

ГУЛАГ - Главное управление лагерей

НКВД (МВД) СССР. Употребляется для обозначения системы концентрационных лагерей, существовавших при Сталине

ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС - система мер, направленных на внешнюю изоляцию СССР от других стран в годы сталинского режима.

У Великой Победы была и великая цена. Война унесла 27 млн. человеческих жизней. Хозяйство страны, особенно на территории, подвергшейся оккупации, было основательно подорвано: полностью или частично разрушено 1710 городов и городских поселков, более 70 тысяч сел и деревень, около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч км железнодорожных путей, 75 млн. человек лишились крова. Концентрация усилий на военном производстве, необходимая для достижения победы, привела к значительному оскудению ресурсов населения и к снижению производства товаров народного потребления.

Во время войны резко сократилось и до того незначительное строительство жилья, в то время как жилищный фонд страны был частично разрушен. Позднее в действие вступили неблагоприятные экономические и социальные факторы: низкая заработная плата, острый жилищный кризис, вовлечение все большего числа женщин в производство и прочее.

В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР был утвержден пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. Основная его задача - восстановить пострадавшие от войны районы страны, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти его. Пятилетний план был нацелен на быстрейшее восстановление районов, пострадавших от фашистской оккупации, включение имеющихся в них природных, производственных и людских ресурсов в экономический потенциал государства.

Для осуществления предусмотренных пятилетним планом работ по восстановлению и развитию народного хозяйства необходим был значительный объем капитальных вложений. За годы четвертой пятилетки размер капитальных вложений государственных и кооперативных предприятий и организаций составил 348,7 млрд. руб. Из этой суммы более четверти было предоставлено регионам, пострадавшим во время войны. Финансирование капитальных вложений требовало значительных финансовых ресурсов. Вводимые в эксплуатацию восстановленные предприятия нужно было наделить необходимыми оборотными средствами. Осуществление социально-культурных мероприятий также требовало увеличения бюджетных ассигнований.

В послевоенные годы на состоянии советских финансов благоприятно отразились изменения в структуре общественного продукта. Увеличилась доля промышленности в производстве совокупного общественного продукта. Значительно увеличились темпы роста национального дохода страны. В 1949 г. доход возрос на 17%, а в 1950 г. - уже на 21% к предыдущему году (за 1949-1950 гг. ежегодно увеличивался на 19%). Важнейшими факторами роста национального дохода были увеличение производительности труда, существенная экономия в расходовании всех ресурсов на единицу продукции.
Таким образом, совершенствование структуры общественного продукта, развитие производства содействовали росту национального дохода страны, укреплению финансовой системы и динамичному развитию государственного бюджета СССР, который за годы послевоенной пятилетки вырос с 325 до 422 млрд. руб.
Укреплению финансовой системы в послевоенные годы способствовала и денежная реформа 1947 г. В годы войны в результате огромных военных расходов и дефицита государственного бюджета государство вынуждено было прибегнуть к денежной эмиссии. Кроме того, на временно оккупированных территориях фашисты в целях подрыва экономики СССР пустили в оборот значительное количество фальшивых денег. Все это привело к тому, что после войны в обращении имелась денежная масса, в 3,8 раза превышающая довоенную и значительно превышающая потребности народного хозяйства, вследствие чего покупательная способность рубля снизилась.
Для развития хозрасчета, укрепления товарно-денежных отношений в народном хозяйстве, восстановления полноценности советского рубля, повышения роли денег необходимо было изъять из обращения излишек денежной массы. Одновременно с денежной реформой была отменена карточная система. Вьделенные в 1946-1950 гг. из государственного бюджета 708,4 млрд. руб. стали главным источником финансирования мероприятий по восстановлению отраслей народного хозяйства, их техническому перевооружению. Восстановление отраслей народного хозяйства сдерживалось трудностями, которые испытывало народное хозяйство в послевоенные годы. В их числе нехватка трудовых ресурсов, строительных материалов, оборудования, сырья.
Отличительной чертой послевоенного периода было сочетание восстановительных работ с новым строительством промышленных предприятий. Только в освобожденных от фашистов республиках и областях было начато строительство 263 новых предприятий. В их числе такие крупные объекты, как Курский завод резинотехнических изделий, Минский автомобильный завод, рельсо-балочный стан и блюминг на металлургическом заводе “Азовсталь” и др. Масштабы и темпы восстановительных работ и нового строительства были таковы, что производственные показатели по важнейшим отраслям народного хозяйства к концу пятилетки были выше, чем до войны. Так, угля было добыто на 57% больше, чем в 1940 г., нефти - на 22%, производство черных металлов возросло на 45%, продукции машиностроительных заводов - в два раза.
Если анализировать структурный состав экспорта продукции из СССР на 1953 год, то 93% всего экспорта приходилось на машины и оборудование, и только 7% на иную продукцию, в том числе и на сырьевые товары. Это свидетельствует прежде всего о том, что экономика СССР была высокотехнологичной для того времени, и в основном способна была поставлять на экспорт прежде всего технологии, а не сырье. Нельзя отрицать, что после Великой Отечественной войны был взят курс на развитие легкой промышленности — автомобильной, жилого строительства, и значительного увеличения выпуска товаров народного потребления. Промышленные предприятия, ранее выпускавшие исключительно военную продукцию, в большинстве своем перенастраивались на выпуск гражданской продукции. Стремительными темпами развился научный потенциал СССР.

Были заложены основы жилищного строительства. Первые экспериментальные каркасно-панельные дома были сооружены в 1948 году в Москве на Соколиной горе и Хорошевском шоссе по проектам, разработанным, соответственно Госстройпроектом (при участии Академии архитектуры СССР) и Мосгорпроектом. Автором проекта жилых домов был Лагутенко В. П. Вначале эти дома высотой в четыре этажа сооружались со стальным каркасом, но из-за большого расхода металла (более 16 кг на 1 м³ здания) вскоре перешли на сборный железобетонный каркас (расход стали до 3,75 кг на 1 м³). С 1950 года, кроме каркасно-панельных домов со связанными стыками, в Москве, Ленинграде, Киеве, Магнитогорске и других городах началось сооружение бескаркасных панельных домов.

Опыт был признан удачным, и Постановлением Совета Министров СССР от 9 мая 1950 года № 1911 «О снижении стоимости строительства» было инициировано проектирование первых высокомеханизированных заводов ЖБИ.
Масштабный переход на новые, прогрессивные решения в области строительства начался с Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1954 года «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства», которым предусматривалась постройка 402 заводов сборных железобетонных конструкций и организация изготовления деталей на 200 площадках полигонного типа. Для того что обеспечить масштабное жилищное строительство с 1954 года, необходимо было проделать колоссальную работу, которая началась еще в 1948, когда И.С. Сталиным была отправлена внушительная делегация специалистов, для изучения новой технологии строительства железобетонного жилья.

После войны начинается развитие гражданского автомобилестроения в СССР. Первые советские послевоенные автомобили — автомобиль высшего класса ЗиС-110, выпускавшийся в 1945 — 1958 годах и вставший на конвейер и продержавшийся там до 1958 года ГАЗ-М-20 Победа. И если ЗиС производился в основном для государственных нужд, то Победа, хоть и в ограниченных количествах, было доступна широким слоям населения.
Также в 1950 — 1960 годах на Заводе им. Молотова выпускается первый газовский представительский автомобиль — ЗиМ-12 (или ГАЗ-12). В 1947 году на Московском заводе малолитражных автомобилей начинается производства первой модели Москвич. Это был Москвич-400, являвшийся копией довоенного Opel Kadett, выпускавшегося в Германии в 1937-1940 годах. Москвич-400 становится массовым автомобилем, его первоначальная стоимость составляет 8000 рублей (для сравнения Победа стоила тогда же 16000, а ЗиМ-12 — 40000), и до 1953 года продаётся свободно, после чего, в связи с возросшим спросом, на него появляются очереди. Отметим, что данные легковые автомобили были вполне качественны и находились на уровне мировых аналогов, а то и выше.
В то же время постоянные угрозы США о применении атомного оружия в отношении СССР, разрабатываемые планы нанесения массированных атомных ударов по территории Советского Союза, заставляли советское руководство отвлекать значительные финансовые и материальные на создание «ядерного щита» и обеспечение безопасности государства. Быстро создается атомная промышленность. В 1948 г. на Урале вступил в строй комбинат «Маяк» (Челябинск-40), на нем были сооружены первые отечественные ядерные реакторы – конверторы для получения плутония. Комбинат «Маяк» стал первым ядерным центром страны. Именно здесь были получены первые килограммы плутония –239, из которого были изготовлены заряды первых атомных бомб. Параллельно развитию производства атомного оружия происходит становление ракетной промышленности.

Однако, не смотря на все факторы, результатом стало то, что уже через 2 года после войны, в результате денежной реформы 1947 года была отменена карточная система на продовольственные товары. Несколько раз с 1947 по 1953 год проводилось снижение цен на основные продовольственные и непродовольственные товары. Вырос уровень благосостояния населения. Строятся промышленные гиганты: Калужский турбинный, Минский тракторный, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат и др. Государственные резервы на начало 1953 года выросли по сравнению с довоенным уровнем: цветных металлов – в 10 раз; нефтепродуктов – в 3,3 раза; угля – в 5,1 раз. Западные специалисты считали, что для восстановления экономик СССР до уровня 1941 года потребуется минимум 25 лет. Однако, предвоенный уровень экономики СССР, был достигнут, в течение четырех лет, после окончания самой страшной и разрушительной из всех войн в истории человечества.

Н.С. Хрущев получил от И.В. Сталина мощную экономику, основанную на современном развитом промышленном производстве. После войны экономика СССР что называется «развернулась лицом к народу» и значительно увеличила выпуск товаров народного потребления и стала набирать невиданные темпы жилищного строительства. Несомненно, экономика СССР имела ряд недостатков, которые нельзя не отметить. Экономика, созданная И.В. Сталиным, могла эффективно действовать только в условиях жесткой командно-административной системы. Когда директор каждого промышленного, торгового, сельскохозяйственного и иного предприятия в буквальном смысле «отвечал головой» за результаты деятельности вверенного ему завода, учреждения, магазина, склада и т.д. К недостаткам социалистической экономики можно также отнести относительную неразвитость легкой промышленности, сферы общественного питания, бытового обслуживания населения. Но в целом, если смотреть объективно и не предвзято, то жизненный уровень населения значительно вырос, товаров народного потребления в магазинах становилось все больше и больше, были развиты подсобные хозяйства у крестьян.