Болезни Военный билет Призыв

Экспедиция в беринга впервые достигла берегов. Витус беринг, или северный путь командора. Освоение и присоединение Камчатки к Российской империи

В 1733 году двум мореплавателям, Витусу Берингу и Алексею Чирикову, было поручено возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Мореплаватели даже представить не могли, насколько сложным окажется это плавание, сколько всего случится с ними в пути и что для одного из них это путешествие окажется последним. Пока все их размышления были сведены к мыслям о поставленной перед ними задаче – добраться до берегов Северной Америки. Для осуществления такой экспедиции им необходимо было пересечь всю Сибирь и уже от Камчатки отправиться к берегам американского побережья. Такая разведка должна была помочь найти быстрый путь для связи двух материков с последующим созданием торговых отношений с жителями Америки.

Подготовка к дальнему плаванию

Спустя год после получения приказа от Русского Адмиралтейства Беринг вместе с Чириковым отправляются из Тобольска в Якутск, где проведут около трёх лет. За это время экспедиция запаслась всем необходимым для предстоящего длительного путешествия, начиная от продовольствия и заканчивая снаряжением.

Вполне вероятно, что подготовка прошла бы быстрее, если бы местные власти не проявляли бездеятельность, а порой даже не оказывали сопротивление экспедиции. Тем не менее, в 1740 году моряки покидают Якутск и направляются в сторону восточного побережья Камчатки. Понимая, что плыть зимой небезопасно, экспедиция останавливается в районе Авачинской губы в бухте, сейчас известной как Петропавловская.

Плавание « Святого Петра»

Покинули русскую землю экспедиторы летом 4 июня 1741 года. В поход вышли два корабля – «Святой Пётр» , руководимый Берингом, и «Святой Павел» под командованием Чирикова. На море начался сильный шторм. К тому же, ситуацию усложнил и густой туман. В результате такой непогоды корабли потеряли друг друга из виду. Несколько дней мореплаватели пытались отыскать своих товарищей, но поиски не увенчались успехом, и поэтому каждое судно продолжило плавание в одиночку.

Спустя месяц, 17 июля 1741 года, пакетбот Беринга добрался к южным берегам Аляски. Неподалёку от хребта Святого Ильи, в районе острова Каяк, моряки ступают на землю. Правда, на берег не сошёл сам руководитель экспедиции: самочувствие Беринга сильно ухудшилось, и он лишь отдал приказ восполнить запасы пресной воды и продолжить путь.

Из-за встречных ветров «Святой Пётр» медленно продвигался на юго-запад. Во время пути моряки старались отмечать на карте встречающиеся острова. Недостаток витамина C сказывался на команде: один за другим участники экспедиции заболевали цингой. Постепенно уменьшался запас пресной воды.

Спустя ещё месяц, в конце августа, пакетбот причалил к острову. Здесь мореплаватели познакомились с алеутами. Но этот этап экспедиции запомнился путешественникам не только встречей с местным населением, а и печальным событием: здесь был похоронен первый моряк, отдавший свою жизнь за Великую Северную экспедицию, — Никита Шумагин, который умер от цинги. Впоследствии эти места были названы в честь доблестного мореплавателя (острова Шумагина).

Смерть командора

В начале осени, 6 сентября, пакетбот «Святой Пётр» берёт прямой курс на запад. Штормовая погода не давала возможности управлять судном, поэтому около двух месяцев корабль носило словно щепку. Командир экспедиции никак не мог оправиться от своей болезни, поэтому был неспособен стоять за штурвалом. И вот 4 ноября моряки увидели высокие снежные горы. Они ошибочно полагали, что волны прибили их к берегам Камчатки. Но долгожданные берега оказались всего лишь одним из островов архипелага, который известен сейчас как Командорские острова.

Команда решила встать на якорь, чтобы осмотреться, но якорь не выдержал волнения моря, и корабль был выброшен в бухту недалеко от берега. Уставшая от долгого плавания и испытывающая недостаток в провизии, команда сошла на берег. В долине, которая находилась под защитой гор, мореплаватели провели зиму.

Из 75 человек, которые приплыли на архипелаг, после зимовки погибло ещё 30 моряков. Такая же печальная участь постигла и самого командора Витуса Беринга. Не оправившись от своей болезни, он скончался 6 декабря 1741 года. Позднее этот остров, входящий в архипелаг, будет назван в честь великого мореплавателя. После смерти Беринга командование на себя взял его старший помощник — швед Свен Ваксель.

Борьба за жизнь

Благодаря обилию водившихся на острове животных — морских коров, песцов, каланов и морских котиков, которые не боялись людей и поэтому их без особого труда могли поймать моряки, и прибивавшим к берегу волнами обломков деревьев камчатского леса, которые шли на топливо, удалось перезимовать и наконец-то приступить к строительству нового корабля. Новое судно из обломков «Святого Петра» удалось построить исключительно благодаря казаку Савве Стародубцеву, самоучке из Охотска, ведь сопровождавшие экспедицию плотники погибли, а среди офицеров не было знатоков кораблестроения.

Уже к концу лета корабль был готов к спуску на воду. Да, его размеры были гораздо меньше, чем у «Святого Петра», но он был единственной надеждой для оставшихся в живых участников экспедиции. Им всё же удалось завершить путешествие, начатое Берингом: спустя четыре дня после отплытия судно достигло берегов Камчатки, а 26 августа 1742 года команда вышла к Петропавловску.

Прошло больше года после того, как «Святой Пётр» покинул берега Камчатки. Вернувшиеся 46 мореплавателей с достоинством выполнили поставленную перед ними задачу, а погибшие за время экспедиции моряки не были забыты, ведь их смелость и отвага в очередной раз продемонстрировали, что человек может преодолеть любые препятствия для достижения своей цели.

Витус Ионассен Беринг - великий мореплаватель, офицер российского флота, которым было сделано немало важных географических открытий. Оказавшись во главе двух экспедиций на Камчатский полуостров, Беринг внес большой вклад в развитие географии в России. Его именем названы пролив, остров и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова.

Краткая биография

Будущий мореплаватель появился на свет 2 августа 1681года в небольшом датском городке Хорсенс. Мальчика с ранних лет манило море, и потому родители решили отдать его на обучение в морской кадетский корпус в Амстердаме. Во время учебы юный Витус успел совершить путешествие в Ост-Индию, после которого окончательно убедился в своем решении связать судьбу с мореплаванием.

Завершение учебы Беринга совпало с повышенным интересом Петра I к освоению морского ремесла. Российский государь искал опытных иностранных специалистов, и молодой, но подающий большие надежды Витус Беринг получил приглашение ступить на государеву службу. В России ему сразу доверили управление грузовым судном, транспортировавшим лес.

Рис. 1. Витус Беринг.

Исправно неся службу на русском флоте, Беринг сделал успешную карьеру, и к 1724 году смог дослужиться до капитана 1-го ранга. За это время под российским флагом он принял участие в двух войнах, в его командовании находилось немало кораблей.

Первая Камчатская экспедиция

В 1724 году Петр I принял решение организовать масштабную экспедицию на Камчатку, и для этой цели приказал подыскать подходящих людей. Коллегия Адмиралтейства выдвинула кандидатуру Беринга, и русский государь дал опытному мореплавателю детальную инструкцию.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Согласно ей Беринг должен был построить два палубных судна, на них отправиться вдоль побережья, где, согласно предположениям, должна была располагаться Америка. Отыскав место возможного соединения Азии с Америкой, экспедиция должна была собрать как можно больше ценной информации и нанести ее на карты.

Вместе со своей командой Беринг двинулся в путь в январе 1725 года. Лишь два года спустя они достигли восточных берегов Камчатского полуострова. Еще один год ушел на строительство кораблей.

Рис. 2. Строительство судов.

Маршрут экспедиции пролегал на северо-восток вдоль материка. В ходе этого путешествия были нанесены на карты многие географические объекты: острова, заливы, бухты. Но самое важное - Беринг выяснил, что Америка и Азия никак не связаны между собой.

Вторая Камчатская экспедиция

В 1733 году Коллегия, вняв веским доводам отважного мореплавателя, дала «добро» на повторную экспедицию к Камчатскому полуострову. В новом чине капитана-командора Беринг занялся ее подготовкой в Якутске. Этот процесс шел крайне медленно из-за откровенного безразличия и нежелания содействовать местных властей.

Лишь в 1740 году два корабля под руководством Беринга взяли курс на Камчатку. Спустя год экспедиция достигла берегов Северной Америки через небольшой пролив - задача, возложенная на Беринга Петром I, была решена.

Рис. 3. Берингов пролив.

Возвращение на родину Второй Камчатской экспедиции оказалось крайне тяжелым. Из-за сильнейшего тумана корабли долгое время блуждали по морю, не в состоянии определить свое местонахождение. Члены экипажа стали умирать от разразившейся цинги. Не пощадила страшная болезнь и Беринга. 4.2 . Всего получено оценок: 110.

мореплаватель-датчанин, капитан-командор русского флота

Руководил 1-й и 2-й Камчатскими экспедициями. Прошёл между Чукотским полуостровом и Аляской, подтвердив наличие разделяющего их пролива (впоследствии пролив между Россией и США был назван Берингов пролив ), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды.

Именем великого мореплавателя названы остров, пролив, подводный каньон, река, озеро, ледник, два мыса, улица в городе Петропавловск-Камчатский, море на севере Тихого океана, а также Командорские острова. В археологии северо-восточную часть Сибири, Чукотку и Аляску (которые, как сейчас считается, соединялись ранее полоской суши) часто называют общим термином Берингия .

Краткая хронология

1703 г. окончил Амстердамский морской кадетский корпус

1704 г. в чине подпоручика поступил на службу в Российский флот, на Балтику

1710-12 гг. переведен на Азовский флот, участвовал в войне с Турцией

1715 г. произведён в капитаны 4 ранга

1725-30 гг. возглавлял Первую Камчатскую экспедицию , обследовал и нанес на карту Тихоокеанское побережье Камчатки и Северо-Восточной Азии

1733-41 гг. возглавлял Вторую Камчатскую экспедицию , в ходе которой удалось нанести на карту северное и восточное побережье России, внутренние территории Восточной Сибири, разведали пути в Америку и Японию, открыли побережье Северо-Западной Америки, острова Курильской и Алеутской гряд

1741 г. в тяжелых условиях вынужденной зимовки на острове, впоследствии названным именем Беринга, капитан-командор скончался. Похоронен великий мореплаватель на острове Беринга в бухте Командор.

История жизни

Беринг Витус Йонассен родился в 1681 году в датском городе Хорсенс, закончил кадетский корпус в Амстердаме в 1703 году, в том же году принят в Балтийский флот в чине подпоручика, в 1707 году произведен в поручики. В 1710 году переведён на Азовский флот, произведён в капитан-лейтенанты, командовал шнявой "Мункер". В 1712 году переведен в Балтийский флот, в 1715 году произведён в капитаны 4 ранга.

В 1716 году командовал кораблем "Пёрл". В 1717 году произведён в капитаны 3 ранга. В 1719 году командовал кораблём "Селафаил". В 1720 году произведён в капитаны 2 ранга, командовал кораблём "Мальбург", затем - кораблём "Лесное". В 1724 году уволен по прошению со службы, а затем вновь принят на службу командиром "Селафаила" в чине капитана 1 ранга.

С 1725 по 1730 гг. - начальник Первой Камчатской экспедиции . В середине лета 1728 года обследовал и нанес на карту Тихоокеанское побережье Камчатки и Северо-Восточной Азии. Открыл два полуострова (Камчатский и Озерный), Камчатский залив, Карагинский залив с островом Карагинским, залив Креста, бухту Провидения и остров Святого Лаврентия.

В Чукотском море, пройдя пролив (позже названный Беринговым), экспедиция достигла 62° 24′ с. ш., но из-за тум ана и ветра не обнаружила землю и повернула назад. В следующем году Берингу удалось продвинуться от Камчатки на восток на 200 километров, осмотреть часть камчатского берега и выявить Авачинский залив и Авачинскую бухту. Первооткрыватель впервые выполнил съемку свыше 3500 километров западной береговой черты моря, позже названного Беринговым.

В 1730 году произведён в капитан-командоры.

После возвращения в конце апреля 1730 года в Санкт-Петербург Беринг предложил план исследования северного побережья континента и достижения морем устья Амура, Японских островов и Америки.

Беринг был назначен начальником Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции , его заместителем стал А. Чириков. 4 июня 1741 года Беринг и Чириков, командуя двумя пакетботами, направились от берегов Камчатки на юго-восток в поисках "земли Жуана да-Гамы", помещавшейся на некоторых картах XVIII века между 46 и 50° с. ш. Больше недели первопроходцы тщетно искали в северной части Тихого океана хотя бы клочок суши. Оба корабля взяли курс на северо-восток, но 20 июня из-за густого тумана разлучились навсегда. Три дня Беринг разыскивал Чирикова: он прошел на юг около 400 километров, потом двинулся на северо-восток и впервые пересек центральную акваторию залива Аляска. 17 июля за 58° с. ш. заметил хребет (Святого Ильи), но радости от открытия Американского побережья не испытал: чувствовал себя плохо из-за обострившейся сердечной болезни.

В августе - сентябре, продолжая плавание вдоль берегов Америки, Беринг открыл остров Туманный (Чирикова), пять островов (Евдокеевские), снеговые горы (Алеутский хребет) на "матером берегу" (полуостров Аляска), у юго-западного края которого обнаружил острова Шумагина и впервые встретился с алеутами. Продолжая идти на запад, иногда на севере видел сушу - отдельные острова Алеутской гряды . 4 ноября волна прибила корабль к земле, оказавшейся островом. Здесь капитан-командор скончался; от цинги умерли 14 человек из его отряда. Остров впоследствии был назван именем Беринга.

Похоронен на острове Беринга в бухте Командор . На месте гибели Беринга стоит четыре памятника. Непосредственно на месте захоронения на сегодняшний день стоят железный крест высотой 3,5 м. У его подножия чугунная доска с надписью: "1681-1741. Великому мореплавателю капитан-командору Витусу Берингу от жителей Камчатки июнь 1966 года".

Будучи любознательным по природе и, как просвещённый монарх, озабоченным выгодами для страны, первый русский император живо интересовался описаниями путешествий. Царь и его советники знали о существовании Аниана – так назывался тогда пролив между Азией и Америкой – и рассчитывали использовать его в практических целях. В конце 1724 года Петр I вспомнил «…то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию… Не будем ли мы в исследованиях такого пути счастливее голландцев и англичан?…» и, не откладывая в долгий ящик, составил приказ об экспедиции. Её начальником был назначен капитан 1-го ранга, позднее – капитан-командор, 44-летний Витус Йонассен (в русском обиходе – Иван Иванович) Беринг, уже 21 год служивший в России. Царь вручил ему собственноручно написанную секретную инструкцию, согласно которой Беринг должен был большой массив суши, якобы протягивающийся в северо-западном направлении вблизи побережья Камчатки достичь большой массив суши, якобы протягивающийся в северо-западном направлении вблизи побережья Камчатки , пройти вдоль побережья, выяснить, соединяется ли она с Северной Америкой, и проследить побережье материка к югу до владений европейских государств. Официальная же задача состояла в разрешении вопроса, «сошлася ли Америка с Азией», и открытии Северного морского пути.

Состоявшая вначале из 34 человек, отправилась в дорогу из Петербурга 24 января 1725 года. Двигаясь через Сибирь, шли до Охотска на лошадях и пешком, на судах по рекам. Последние 500 км от устья Юдомы до Охотска наиболее тяжёлые грузы тащили, сами впрягаясь в нарты. Страшные морозы и голод сократили состав экспедиции на 15 человек. Передовой отряд во главе с В. Берингом прибыл в Охотск 1 октября 1726 г., а замыкавшая экспедицию группа лейтенанта Мартына Петровича Шпанберга, датчанина на русской службе, добралась туда только 6 января 1727 г. Чтобы дожить до конца зимы, людям пришлось построить несколько изб и сараев.

Дорога через просторы России заняла 2 года. На всем этом пути, равном четвёртой части длины земного экватора, лейтенант Алексей Ильич Чириков определил 28 астрономических пунктов, что позволило впервые выявить истинную широтную протяженность Сибири, а, следовательно, и северной части Евразии.

Из Охотска на Камчатку участники экспедиции добирались на двух небольших судах. Для морского продолжения странствия пришлось строить и снаряжать бот «Св. Гавриил», на котором 14 июля 1728 года экспедиция вышла в море.

Как отмечают авторы «Очерков по истории географических открытий», В.Беринг, неверно поняв замысел царя и нарушив инструкцию, которая предписывала сначала пройти от Камчатки на юг или восток, взял курс на север вдоль побережья полуострова, а затем на северо-восток вдоль материка.

«В результате, – говорится далее в «Очерках…», – было заснято более 600 км северной половины восточного берега полуострова, выявлены полуострова Камчатский и Озерной , а также Карагинский залив с одноимённым островом… Моряки положили на карту также 2500 км береговой линии Северо-Восточной Азии. Вдоль большей части побережья они отметили высокие горы, и летом покрытые снегом, подступающие во многих местах прямо к морю и возвышающиеся над ним подобно стене». Кроме того, они открыли залив Креста (не зная, что он уже был открыт К.Ивановым), бухту Провидения и остров Св. Лаврентия .

Однако искомая часть суши всё не показывалась. В. Беринг, не видя ни американского берега, ни поворота на запад берега чукотского, приказал А.Чирикову и М.Шпанбергу письменно изложить свои мнения, можно ли считать доказанным наличие пролива между Азией и Америкой, следует ли двигаться далее к северу и как далеко. В результате этого «письменного совещания» Беринг решил идти далее к северу. 16 августа 1728 года моряки прошли через пролив и оказались в Чукотском море. Затем Беринг повернул назад, официально мотивируя своё решение тем, что сделано всё полагающееся по инструкции, берег далее к северу не простирается, а «к Чукоцкому, или Восточному, углу земли никакой не подошло». Проведя ещё одну зиму в Нижнекамчатске, летом 1729 года Беринг опять сделал попытку достичь американского берега, но, пройдя чуть больше 200 км, из-за сильного ветра и тумана приказал вернуться.

Первая экспедиция описала южную половину восточного и небольшую часть западного берега полуострова на протяжении более 1000 км между устьями Камчатки и Большой, выявив Камчатский залив и Авачинскую губу . Совместно с лейтенантом А.И. Чириковым и мичманом Петром Авраамовичем Чаплиным Беринг составил итоговую карту плавания. Несмотря на ряд погрешностей, эта карта была значительно точнее предыдущих и получила высокую оценку Д.Кука. Подробное описание первой в России морской научной экспедиции сохранилось в судовом журнале, который вели Чириков и Чаплин.

Северная экспедиция не достигла бы успехов без вспомогательных походов, которыми руководили казачий полковник Афанасий Федотович Шестаков, капитан Дмитрий Иванович Павлуцкий, геодезист Михаил Спиридонович Гвоздев и подштурман Иван Федоров.

Именно М.Гвоздев и И.Фёдоров завершили открытие пролива между Азией и Америкой, начатое Дежневым и Поповым. Они осмотрели оба берега пролива, острова, расположенные в нём, и собрали все материалы, нужные для того, чтобы положить пролив на карту.

Вернувшись из экспедиции, Беринг предложил правительству план новой большой экспедиции и выразил готовность принять в ней участие. В 1733 году он был назначен начальником Второй Камчатской экспедиции. Его помощником («товарищем») стал А.И. Чириков , к этому времени уже капитан.

Их задачей было исследование американских берегов от Камчатки. Одновременно М.Шпанберг должен был плыть к Японии и установить с ней связь, а несколько отрядов – нанести на карты северные берега России от Печоры до крайнего северо-востока и по возможности до Камчатки. Был также сформирован Академический отряд, задачей которого было исследование внутренних районов Сибири. Северные отряды работали самостоятельно, однако вся их деятельность контролировалась В.Берингом. Работа экспедиции была рассчитана на 6 лет.

В начале 1734 г. В. Беринг собрал всех участников экспедиции в Тобольске. Отсюда вышли несколько сухопутных партий геодезистов для изучения побережья океана. Сам Беринг направился в Якутск , где ему пришлось провести три года. Там под его руководством были построены железоделательный завод и канатная мастерская, организованы сбор смолы, изготовление такелажа для судов и отправка в Охотск снаряжения и продовольствия для отряда М.Шпанберга.

Всего в Якутске собралось около 800 участников экспедиционных отрядов. Местная администрация, которую раздражала неподкупность и требовательность Беринга, чинила препятствия заготовке продовольствия и снаряжения, писала на упрямого «немца» доносы в Петербург. Однако В. Беринг покинул Якутск, лишь убедившись, что команда вполне обеспечена провизией. В Охотске ему также пришлось столкнуться с беспорядком и коррупцией местных властей. Столичное же начальство, как водится на Руси, доверяло доносам бездельников и взяточников, а не рапортам честного и педантичного Беринга.

Наконец, в начале сентября 1740 года В. Беринг отплыл из Охотска на двух 200-тонных судах с экипажами в 75 человек. Корабли были названы по именам апостолов Христа – «Св. Пётр» и «Св. Павел». Экспедиция провела зиму на восточном берегу Камчатки, у Авачинской губы. А 4 июня 1741 года, через восемь лет после отъезда из Петербурга, корабли Беринга и Чирикова вышли к берегам Америки. В составе экспедиции были молодой учёный Георг Вильгельм Стеллер и Свен (Ксаверий) Лаврентьевич Ваксель, оставившие интересные описания этого плавания.

Как упоминалось выше, на немецкой карте, которой пользовался Беринг, была нанесена мифическая суша. В поисках этой несуществующей земли В. Беринг пошел сначала на юго-восток, к указанным на этой карте координатам. Потеряв напрасно больше недели и убедившись, что никакой суши в этой части океана нет, корабли взяли курс на северо-восток. Но 20 июня на море пал густой туман, и корабли навсегда разлучились. С этого дня «Св. Пётр» и «Св. Павел» совершали плавания в автономном режиме.

«Св. Петр» достиг наконец американского берега 17 июля 1741 года. С палубы корабля был виден берег и – вдали – почти сливающийся с облаками снеговой хребет Св. Ильи с вершиной – горой Св. Ильи высотой в 5488 м. Цель, поставленная императором 17 лет назад, была достигнута. Но шестидесятилетний капитан-командор не разделял радости и торжества команды. Он страдал от цинги, не знал точно координат местонахождения судна; остро переживая потери и неудачи, бывалый мореплаватель видел будущее в мрачном свете.

Не приближаясь к материку, В. Беринг 4 дня двигался на запад вдоль побережья. 21 июля он отправил людей за пресной водой и, не наполнив даже всех бочек, несмотря на штормовую погоду, взял курс на запад, к берегам Азии.

Цинга уже свалила треть экипажа. 10 августа, отчаявшись продвинуться вперёд из-за сильного встречного ветра, В. Беринг решил идти прямо на Камчатку. 29 августа моряки открыли у юго-западной оконечности Аляски «безлесные и пустынные острова». Капитан-командор назвал их «Островами Шумагина» – в память матроса, похороненного на одном из них. Двигаясь всё время на запад в открытом море, моряки периодически видели на севере землю – это была Алеутская цепь. Там русские впервые встретились с местными жителями – алеутами.

Когда 4 ноября вдали показались высокие горы, покрытые снегом, моряки ошибочно решили, что подошли к Камчатке. Высадившись на берег, вырыли в песке прямоугольные ямы. Чтобы приспособить их для жилья, сделали крыши из парусов. Многие болели цингой. 20 человек умерли. Только 10 моряков ещё держались на ногах. Больной Беринг лежал, не поднимаясь. Как писал в «Земном круге» С.Н. Марков, «…о том, что было дальше, знают все. Песцы глодали ботфорты Беринга, когда он ещё был жив. В предсмертных мучениях Беринг зарывался в песок, чтобы хоть немного согреться». Пролежав так целый месяц, 6 декабря 1741 г. он умер.

Земля, к которой прибило его судно, получила позднее его имя и называется островом Беринга, а всю группу в честь погибшего капитан-командора окрестили Kомандорскими островами . «Море, открытое Ф. Поповым и С. Дежнёвым, по которому В. Беринг в 1728 г. так мало плавал, было названо Беринговым, пролив, через который не он первый прошел, а те же Ф. Попов и С. Дежнёв, нанесенный на карту не им, а М. Гвоздевым и И. Федоровым, наречён по предложению Д.Кука Беринговым проливом. К несчастливому капитан-командору Витусу Берингу… пришла исключительная посмертная слава»

Команду принял Свен Ваксель как старший офицер экипажа. Обойдя новую землю, моряки убедились, что находятся на острове. Зимовка была тяжёлой: частые штормы ураганы, неожиданные землетрясения, цинга… К лету 1742 года в живых оставалось 46 человек, в том числе десятилетний сын К.Л. Вакселя Лоренц, будущий офицер русского флота Лаврентий Ксаверьевич Ваксель.

Корабль «Св. Пётр» был сильно разрушен, и его пришлось разобрать, чтобы из его частей построить небольшое судно того же имени. Поскольку все три корабельных плотника умерли от цинги, судостроением занялся красноярский казак Савва Стародубцев и успешно завершил сооружение нового судна. 13 августа путешественники вышли в море и, по причине штиля двигаясь большей частью на вёслах, 26 августа 1742 г. достигли Петропавловска.

Первая Камчатская экспедиция 1725-1730 гг. занимает в истории науки особое место. Она
была первой в истории Российской империи крупной научной экспедицией, предпринятой по решению правительства. В организации и проведении экспедиции большая роль и заслуга принадлежит военно-морскому флоту. Исходным пунктом Первой Камчатской экспедиции послужил именной указ Петра I об организации «Первой Камчатской экспедиции» под командованием Витуса Беринга, 23 декабря 1724 г. Петр I собственноручно написал инструкцию Берингу.

Морской путь из Охотска на Камчатку был открыт экспедицией К. Соколова и Н. Трески в 1717 г., а морской путь из Охотского моря в Тихий океан еще не был открыт. Нужно было дойти по материковой земле до Охотска, а оттуда – на Камчатку. Там все запасы доставлялись из Большерецка в Нижнекамчатский острог. Это создало большие трудности при доставке материалов и провианта. Нам трудно даже представить всю неимоверную тяжесть пути по безлюдной тысячеверстной тундре для путешественников еще не имеющих организационных навыков. Интересно взглянуть, как протекало путешествие, и в каком виде прибывали люди и животные к месту назначения. Вот, например, рапорт из Охотска от 28 октября: «Отправленный из Якутска сухим путем провиант прибыл в Охотск 25 октября на 396 лошадях. В пути пропало и померло 267 лошадей за неимением фуража. Во время путешествия к Охотску люди терпели великий голод, от недостатка провианта ели ремни,
кожи и кожаные штаны и подошву. А прибывшие лошади питались травою, доставая из-под снега, понеже за поздним приездом в Охотск сена заготовить не успели, да не можно было; все перемерзли от глубоких снегов и морозов. А остальные служители прибыли нартами на собаках в Охотск». Отсюда грузы были переправлены на Камчатку. Здесь, Нижнекамчатском остроге, под руководством Беринга 4 апреля 1728 г. был заложен бот, который в июне того же года был спущен на воду и назван «Святой Архангел Гавриил».

На этом судне Беринг и его спутники в 1728 г. совершили плавание через пролив, названный впоследствии именем начальника экспедиции. Однако в связи с плотным туманом, увидеть американский берег не удалось. Поэтому многие решили, что экспедиция была неудачной.

Результаты I Камчатской экспедиции

Между тем экспедицией была определена протяженность Сибири; было построено первое морское судно на Тихом океане – «Святой Гавриил»; открыто и нанесено на карту 220 географических объектов; подтверждено наличие пролива между материками Азией и Америкой; определено географическое положение полуострова Камчатка. Карта открытий В. Беринга стала известна в Западной Европе и сразу вошла в новейшие географические атласы. После экспедиции В. Беринга очертания Чукотского полуострова, а также всего побережья от Чукотки до Камчатки приобретают на картах вид, близкий к их современным изображениям. Таким образом, северо-восточная оконечность Азии была нанесена на карту, и теперь не возникало никаких сомнений в существовании пролива между материками. В первом печатном сообщении об экспедиции, опубликованном в «Санкт-петербургских ведомостях» за 16 марта 1730 года, отмечалось, что Беринг достиг 67 градуса 19 минут северной широты и подтвердил, что «тамо подлинно северовосточный проезд имеется, таким образом, что из Лены… водяным путем до Камчатки и тако далее до Япона, Хины
(Китая) и Ост-Индии доехать возможно б было».

Большой интерес для науки представляли географические наблюдения и путевые записи участников экспедиции: А.И. Чирикова, П.А. Чаплина и др. Их описания побережий, рельефа,
животного и растительного мира, наблюдения за лунными затмениями, течениями в океанах, состоянием погоды, замечания о землетрясениях и т.д. явились первыми научными данными по физической географии этой части Сибири. Описания участников экспедиции содержали также сведения об экономике Сибири, этнографии и другие.

Первая Камчатская экспедиция, начавшаяся в 1725 году с инструкции Петра I , 1 марта 1730 году вернулась в Петербург. В. Беринг представил в Сенат и Адмиралтейств-коллегию отчет о ходе и результатах экспедиции, ходатайство о повышении в рангах и награждении офицеров и рядовых.

Источники:

1. Алексеев А. И. Колумбы российские. – Магадан: Магаданское книжное изд-во, 1966.

2. Алексеев А. И. Сыны отважные России. – Магадан: Магаданское книжное изд-во, 1970.

3. Берг А. С. Открытие Камчатки и экспедиции Беринга 1725-1742. – М.: Изд-во Академии
наук СССР, 1946.

4. Камчатка XVII-XX вв.: историко-географический атлас / Под общ. ред. Н. Д. Жданова, Б. П. Полевого. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997.

5. Пасецкий В. М. Витус Беринг. М., 1982.

6. Полевой Б. П. Колумбы российские. – В кн.: Норд-ост. Петропавловск-Камчатский, 1980.

7. Русская тихоокеанская эпопея. Хабаровск, 1979.

8. Сергеев В. Д. Страницы истории Камчатки (дореволюционный период): учебно-методическое пособие. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное изд-во Камчатское отделение, 1992.

Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга. 1725-1730.

Витус Беринг был первым российским мореплавателем, возглавлявшим целенаправленную географическую экспедицию. Его краткую биографию можно прочитать здесь. Если проводить исторические параллели, то экспедиции Беринга можно сравнить с экспедициями Джеймса Кука, чьи плавания были также инициативой Адмиралтейства и государства.

Идея Первой Камчатской экспедиции принадлежит Петру I?

Петр первым из властителей России начал систематические изучение географии страны, и прежде всего, инструментальное составление «генеральных» карт.

Поиск выхода России на просторы мирового океана всегда было его «идеей фикс». Но к Чёрному морю прорваться не удалось. Господство на Балтике было весьма относительно - шведы или датчане в любую минуту могли перекрыть узкую горловину выхода из Балтики на атлантические просторы. Оставался Северный морской путь и Дальний Восток: сквозь пролив между Азией и Америкой российские суда могли бы прорваться к Индии и Китаю. Если там был пролив.

Известно, что еще в начале самостоятельного царствования Петра, первый исследователь Камчатки Владимир Атласов привез в Москву японца по имени Денбей, занесенного бурей к южному побережью полуострова в 1695 г. и находившегося в плену у камчадалов.

Царь Петр, несмотря на бесконечные войны на западе, не забывал про восточные пределы своего царства. В 1714-1716 годах по указанию Петра было налажено морское сообщение (на ладьях) между Охотском и западным побережьем Камчатки. Следующим шагом был поиск побережья Северной Америки, которое, как он предполагал, находится недалеко от Камчатки или даже смыкается с Азией. В 1720-1721 годах одна из экспедиций, направившись с Камчатки на юго-запад, даже достигла середины Курильской гряды, но американского побережья так и не отыскала.

Надо сказать, вопрос «соединяется или нет Азия с Америкой» интересовал в те годы многих. С вопросом и просьбой снарядить экспедицию впервые обратились к Петру I Парижская академия наук, членом которой Петр формально являлся. Большое влияние на Петра I в этом вопросе оказал знаменитый немецкий ученый Лейбниц. Лейбниц был не только инициатором создания Российской (сначала Петербургской) Академии Наук, но и консультировал Петра по многим вопросам государственного устройства и имел на него большое влияние. Но особенно усердствовала в нахождении новых путей на Восток голландская "Ост-Индская компания", которая и привела в свое время Петра Первого к власти в России. Для нее вопрос «Соединяется ли Азия с Америкой?» был вовсе не праздным. И вот в 1724 году Петра таки "додавиди" до принятия решения. А от принятия решения до воплощения у Петра, как известно, дистанция была короткая.

23 декабря 1724 года Пётр дает указание Адмиралтейств-коллегии снарядить на Камчатку экспедицию под начальством достойного морского офицера. Адмиралтейств-коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга, поскольку он «в Ост-Индии был и обхождение знает». Петр I с кандидатурой Беринга согласился. (Голландцы тоже.)

«Царёв наказ» экспедиции Беринга

6 января 1725 года, (всего за несколько недель до своей смерти), Петр собственноручно написал инструкцию для Первой Камчатской экспедиции. Берингу со товарищи предписывалось на Камчатке или в другом подходящем месте построить два палубных корабля

1.Надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами; 2. На оных ботах возле земли, которая идет на Норд и по чаянию (понеже оной конца не знают), кажется та земля часть Америки; 3. Для того искать, где оная сошлась с Америкою: и чтобы доехать до какого города европейских владений или ежели увидят какой корабль европейской, проведать от него, как оный куст называют и взять на письме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды».

Берингов пролив открыл Семён Дежнёв

Некоторая ирония ситуации заключалась в том, что пролив между Азией и Америкой еще 80 лет назад открыл казак Семен Дежнев. Но результаты его похода не были опубликованы. И о них не знали ни Пётр, ни в Адмиралтейств-коллегии, ни сам Витус Беринг, далекий по своим обязанностям от географических открытий. На «скаску» о походе Дежнёва наткнулся в Якутске историк Миллер, лишь в 1736 году, в ходе Великой Северной экспедиции.

Состав Первой Камчатской экспедиции

В экспедицию, кроме Беринга, были назначены морские офицеры Алексей Чириков, Мартын Шпанберг, геодезисты, штурманы, корабельных дел мастера. Всего в путешествие из Петербурга отправилось боле 30 человек.

24 января 1725 года выехал из Петербурга А. Чириков со своей командой, 8 февраля он прибыл в Вологду. Через неделю к нему присоединился Беринг с другими членами экспедиции. Число только штатных участников экспедиции, как отправленных из Петербурга, так и присоединившихся по пути следования доходило до 20 специалистов. Всего под командой Витуса Беринга, включая вспомогательный состав (гребцов, поваров и т.п.) было около 100 человек.

От Вологды до Охотска

Расстояние от Вологды до Тобольска экспедиция прошла в 43 дня. После месячного отдыха снова тронулись в путь. Почти все лето 1725 года команда провела в дороге. Зиму 1725-26 годов пережидали в Илимске. 16 июня все отряды экспедиции прибыли в Якутск. И только 30 июля 1727 года, на третий год по отправлении из Петербурга, Беринг и его команда отдельными группами добрались до Охотска. Легенда гласит, что сам Беринг, от Якутска до Охотска, 45 суток провел в седле! По прибытии в Охотск, не теряя времени, приступили к постройке судна. Всего было преодолено более десяти тысяч вёрст по воде, верхом, на упряжках, пешком…

22 августа 1727 года только что построенное судно – галиот «Фортуна» и сопровождающий его небольшой бот, прибывший с Камчатки, покинули Охотск и взяли курс на восток.

Галиот - двухмачтовое неглубоко сидящее судно.

От Охотска до Нижнекамчатска

Путь от Охотска до западного побережья Камчатки занял неделю и 29 августа 1727 путешественники уже плыли ввиду камчатских берегов. Что произошло дальше – сложно объяснить логически. Несмотря на то, что русские к тому времени уже более-менее обосновались на Камчатке, Беринга не имел представления о размерах полуострова. Бытовало даже мнение, что Камчатка плавно переходит в Японию, и что сквозного пути на восток нет… Беринг и не подозревал, что до южной точки Камчатки оставалось совсем немного.

Поэтому командир экспедиции решил высадиться на западном берегу и за зиму перебраться на восточный берег, в Нижнекамчатск. Там решили построить новый корабль и оттуда начать главные исследования. (По другим данным, наспех построенная «Фортуна» дала сильную течь, и экспедиция была вынуждена пристать к берегу). Как бы там ни было, но Беринг зашел в устье реки Большая и распорядился перетаскивать снаряжение и запасы на берег.

Путешествие Беринга через Камчатский полуостров

В Центральном архиве Военно-Морского Флота сохранились донесения Беринга в Адмиралтейств - Коллегию о его переходе поперек Камчатки:

«...По прибытии к Большерецкому устью, материалы и провиант переправили до Большерецкого острога водою в малых лодках. При оном остроге русского жилья 14 дворов. И отправил вверх рекою Быстрою в малых лодках тяжелые материалы и некоторую часть провианта, которые довезены были водою до Верхнего Камчадальского острога за 120 верст. И той же зимою, из Большерецкого острога, до Верхнего и Нижнего Камчадальских острогов переправили совсем по тамошнему обычаю на собаках. А каждый вечер в пути для ночи выгребали себе станы из снегу, а сверху покрывали, понеже великие живут метелицы, которые по тамошнему называются пурги».

Описание перехода экспедиции через Камчатский хребет, перетаскивание всего имущества, включая материалы для постройки кораблей, оружие, боеприпасы, еду заняло два месяца с лишним. Пешком, по рекам и на собачьих упряжках экспедиция проделала более 800 вёрст! Поистине героический подвиг.

К Берингову проливу на всех парусах

По прибытию в Нижнекамчатск всех грузов и членов команды, торжественно заложили новый корабль. Это случилось 4 апреля 1728. Строительство шло необыкновенно быстро. 9 июня корабль был уже закончен. А ровно через месяц, 9 июля 1728, хорошо зашпаклеванный и оснащенный бот "Святой Гавриил" под всеми парусами, с 44 членами команды на борту вышел из устья реки Камчатки и взял курс на северо-восток.

Всего чуть больше месяца длилось плавание на север вдоль берегов Азии. 11 августа 1728 «Святой Гавриил» пересек пролив, отделяющий Азию от Америки. Но на тот момент моряки не могли знать, пролив это или что другое. На следующий день заметили, что земля, мимо которой они шли прежним курсом, осталась позади слева. 13 августа корабль, подгоняемый сильным ветром, пересек Северный полярный круг.

Через 50 лет капитан Джеймс Кук, во время своей прошел этим проливом в поисках Северного морского пути вокруг Америки. Свой маршрут от прокладывал по картам, составленным Витусом Берингом. Поразившись точности русских лоций, Джеймс Кук предложил назвать пролив между материками именем Беринга. Так с подачи этого великого морехода один из самых значимых проливов на земле получил имя нашего, не менее великого соотечественника.

Экспедиция Беринга выполнила свою задачу

15 августа экспедиция вышла в открытый (Северный Ледовитый) океан и продолжала плавание на северо-северо-восток в полном тумане. Появилось множество китов. Кругом расстилался безбрежный океан. Земля Чукотская далее к северу уже не простиралась. Других земель не было видно.

В этом месте Беринг решил, что экспедиция выполнила свою задачу. Он не обнаружил никакого американского берега в зоне прямой видимости. Никакого перешейка не было и дальше к северу. Пройдя для очистки совести еще немного на север, до широты 67 "18", Беринг 16 августа 1728 отдал приказ возвращаться на Камчатку, чтобы «без причины» не зимовать на незнакомых безлесных берегах. Уже 2-го сентября 1728 года «Святой Гавриил» возвратился в Нижнекамчатскую гавань. Здесь экспедиция решила зазимовать.

Беринг понимал, что он выполнил только часть поставленной задачи. Америки он не обнаружил. Поэтому летом следующего года он и его сподвижники предприняли еще одну попытку прорваться к Американским берегам с востока. Выйдя в море в июне 1729 года, экспедиция прошла строго на восток 200 миль и не встретила никаких признаков земли.

Делать нечего, повернули обратно. Зато на пути в Охотск обошли Камчатку с юга и установили точные южной оконечности полуострова. Это открытие стало крайне важным и нужным для всех последующих экспедиций. Эх, кабы они сами знали истинные размеры Камчатки, не пришлось бы им перетаскивать волоком весь груз за сотни верст посуху!

Витус Беринг. Краткая биография. Что открыл?

Русские путешественники и первопроходцы

Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий