Болезни Военный билет Призыв

Эмоции и их проявления. Эмоции, их значение в жизни человека

Одним из важных проявлений внутренней субъективной жизни человека являются эмоции и чувства. Любовь и ненависть, радость и горе, страх и ужас, грусть и тревога, удивление и восхищение, страдание и наслаждение, отвращение и презрение, возмущение и негодование, стыд и совесть - вот далеко неполный перечень эмоций и чувств свойственных человеку.
Наиболее характерная особенность этих психических явлений заключается в их непосредственной представленности человеку. Каждый из нас испытывает разнообразные эмоции и чувства и может дать отчет о том как они возникают, протекают и исчезают.
Они не только наполняют нашу душевную жизнь, но и определяют наши действия и поступки, стимулируют или угнетают нашу деятельность, побуждают нас осуществлять замыслы и желания, совершать благодеяния и злодеяния.
В эмоциях и чувствах проявляется пристрастное отношение человека к окружающему миру, к самому себе, к тому, что он совершает и делает. Эмоции и чувства представляют собой своеобразные психические состояния, в которых проявляется переживание человеком своего отношения к окружающему миру и к самому себе. Испытываемые человеком переживания возникают под влиянием удовлетворения или неудовлетворения потребностей, свойственных субъекту. По мнению С. Л. Рубинштейна эмоции являются субъективной формой проявления потребностей.
Переживания могут проявляться как в виде легкого душевного волнения, так и в форме устойчивого нравственного состояния личности, называемого чувством. Возникновение эмоций и чувств обусловлено не только наличием потребностей, но и действием предметов, посредством которых они удовлетворяются.
Таким образом, переживания человека связаны с теми впечат-лениями, которые мы получаем посредством органов чувств из внешнего мира и внутренних состояний и поэтому обозначаются нами как особые состояния - чувства. Связь переживаний с впечатлениями проявляется в виде импрессивной стороны эмоций и чувств. Благодаря этой связи эмоции и чувства становятся сигналами внешних воздействий и внутренних состояний личности. А.Н. Леонтьев полагал, что эмоции выполняют функции внутренних сигналов, отражающих отношение между мотивами и результатами отвечающей им деятельности субъекта.
Эмоции и чувства, будучи субъективными по своей форме существования переживаниями, вместе с тем всегда имеют внешние проявления и выражаются в разнообразных движениях, мимике и пантомимике, в интонациях и тембре голоса, а также сопровождаются органическими изменениями, проявляющимися в покраснении, побледнении, в замедлении или в ускорении ритма сердцебиения и дыхания.
1 Ницше Ф. Так говорил ЗАРАТУСТРА. М., 1990, с. 41, 42.
Поскольку выражение эмоций у человека и у животных во многом сходны, то Ч. Дарвин считал, что происхождение эмоций у человека есть результат эволюционного развития. Эмоции, по его мнению, есть не что иное как внутреннее отражение биологически целесообразных реакций организма. Очевидно, поэтому эмоции возникают на основе удовлетворения или неудовлетворения естественных потребностей, обеспечивающих биологическое существование живых организмов.
Связь между эмоциями и телесными изменениями вызывала появление органической теории происхождения эмоций У Джемса и К. Ланге. По их теории причинами появления эмоций являются органические воздействия, которые, отражаясь в нервной системе, порождают переживания. Однако, такое упрощенное понимание причин происхождения эмоций было подвергнуто критике. У Кеннон установил, что искусственно вызванное прекращение сигналов органического происхождения не влияет на возникновение эмоций. Следовательно, органические изменения не являются причиной возникновения эмоций, а лишь сопровождают их появление. Дальнейшее исследование связи эмоций с органическими процессами показало, что те и другие возникают почти одновременно.
Факт существования связи между эмоциями и внешними воздействиями вызвал появление теории когнитивного происхождения эмоциональных переживаний. Согласно этой теории положительные или отрицательные эмоциональные переживания возникают у человека под влиянием результатов познавательной деятельности. Положительные переживания возникают тогда, когда результаты деятельности соответствуют ожиданиям, отрицательные имеют место в том случае, если между ними имеется расхождение или несоответствие (диссонанс).
Конечно, все эти теории являются правомерными, так как они представляют собой различные подходы к происхождению эмоций, и объяснению их связей с внешними воздействиями и органическими процессами.
Эмоциональные переживания характеризуются: качеством, интенсивностью, длительностью и устойчивостью.
Наиболее важной характеристикой эмоций и чувств является их качество. Каждое эмоциональное переживание имеет свое качество. Вместе с тем, все эмоции и чувства имеют два полярных качества: положительное и отрицательное.
Полярность качеств переживаний обусловлена их непосред-
ственной связью с удовлетворением и неудовлетворением потребностей. При удовлетворении потребности возникает положительное качество, которое проявляется в форме переживания удовольствия, в то время как при неудовлетворении возникает переживание неудовольствия.
Полярные качества могут иметь различную степень выраженности: сильную и слабую. Это зависит от уровня проявления потребностей. При наличии сильной потребности ее удовлетворение вызывает не просто удовольствие, а наслаждение, при неудовлетворении - страдание. Высшей формой отрицательного переживания является чувство отвращения (идиосинкразия), которое возникает к источнику его породившего.
Обычно человеку свойственно переживание одного из полярных качеств, но бывают случаи, когда он испытывает эмоции, включающие и положительное и отрицательное качество. Такие переживания называют двойственными или амбивалентными. Чаще всего одно из переживаний связано с прошлым, а другое с настоящим или будущим. Например, человек может одновременно переживать и радость и горе. Радуется потому, что случившаяся с ним беда миновала, горюет же потому, что она испортила жизнь в настоящее время и разрушила все надежды на лучшее будущее.
Наряду с чувствами, имеющими ярко выраженные полярные качества, могут иметь место и такие эмоциональные состояния, которые невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным переживаниям. Такие переживания являются часто нечеткими, смутными и неопределенными. Они возникают чаще всего в таких ситуациях, когда личность не может сразу сориентироваться в том, что происходит и испытывает чувство растерянности и беспокойства.
Интенсивность эмоций и чувств является также одной из важных их характеристик. Эта сторона эмоциональных переживаний зависит от силы их проявления. Иногда чувство бывает настолько сильным, что оно целиком и полностью овладевает человеком и он воспринимает окружающий мир и все, что в нем происходит через его призму. Чувство как бы ослепляет его глаза и он видит в объекте только то, что соответствует его переживанию. При слабой интенсивности чувства переживание имеет поверхностный характер, что является иногда причиной несерьезного отношения к действительности и порождает легкомысленные поступки.
Наиболее сильные и интенсивные чувства имеют место тогда, когда
они возникают впервые. Они также отличаются новизной и свежестью. В дальнейшем по мере их многократного проявления их интенсивность уменьшается и они притупляются. Тогда субъект, в погоне за свежими чувствами, стремится к новым объектам, отличающимися неординарностью и экзотичностью.
Еще одной важной особенностью эмоций и чувств является их длительность и устойчивость. От устойчивости эмоциональных переживаний часто зависит самочувствие человека в течение определенного периода времени. Иногда отрицательные переживания депрессивного характера сохраняются долгое время и накладывают отпечаток на психику и поведение человека. Выйти из такого состояния бывает очень трудно. Помогает в этом случае перемена обстановки, путешествие, знакомство с новыми людьми, интересные занятия и т.п.
Динамика возникновения и протекания эмоций и чувств имеет некоторые характерные особенности. В одном случае чувства возникают быстро почти мгновенно и проявляются в форме эмоциональной вспышки, другом случае они возникают медленно и постепенно. По мере нарастания эмоций и чувств увеличивается напряжение переживаний, которые достигнув пика вступают в фазу спада и разрядки. После этого наступает раз-решение от возникшего чувства и личность начинает испытывать успокоение.

Познавая действительность, человек так или иначе определяет свое отношение к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к собственной личности. Одно его радует, другое печалит, третье - возмущает и т. д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. - все это различные виды субъективного отношения человека к действительности. В психологии эмоциями называются процессы, которые отражают личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека и их оценку в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для того, чтобы показывать субъективное отношение субъекта к себе и к окружающему его миру.

Эмоции - это особый класс субъективных психических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей человека.

Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит удовлетворению его разнообразных потребностей, любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий, связанных с удовлетворением актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

В эмоциях выделяются две стороны:

  • связь с ситуацией, с объективным миром;
  • связь с субъективными состояниями - потребностями, мотивацией.

Эмоции - это форма приспособления индивида к миру, а оно всегда связано с удовлетворением потребностей, мотивацией.

Самые старые по происхождению, простейшие и наиболее распространенные переживания - удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать.

Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.

Наиболее мощная эмоциональная реакция - аффект . Это сильное, бурное и кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (порой эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно, и это одна из причин неуправляемости этим состоянием).

Возникновение аффекта подчиняется следующему закону: чем мощнее исходный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, и чем меньше полученный результат, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств он протекает бурно, быстро, сопровождается резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальному разумному поведению. Они могут оставить сильный, заметный отпечаток в долговременной памяти. По сравнению с этим эмоции и чувства связаны главным образом с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, возникающая благодаря ситуациям, которые чреваты аффективными реакциями, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к бурной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Собственно эмоции в отличие от аффектов - более длительные состояния. Они являются реакцией не только на события совершившиеся, но и вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции появляются в его начале и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки человеком определенной ситуации, связанной с удовлетворением его потребностей.

Эмоции и чувства опережают процесс, направленный на реализацию потребности, и носят идеаторный характер. Они выражают смысл ситуации с учетом актуальной в данный момент для человека потребности, а также и значения предстоящего действия или деятельности.

Эмоции - выражение смысла, т. е. они касаются смыслообразующей функции мотива. Мотив создает смысл, выражая его в них, - следовательно, они вторичны по отношению к нему. Эмоции - это «психическое отражение мотива к целям действия и условиям его выполнения» (А. Н. Леонтьев).

Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, подобно чувствам, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства - высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства - устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).

Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно к кому- или чему-либо. Например, он не в состоянии испытывать любовь, если у него нет объекта привязанности.

Отличия чувств от эмоций заключаются в следующем:

  1. Независимость от ситуации, т. е. чувства выступают как обобщение эмоций.
  2. Чувства связаны с ведущими мотивами человека, а эмоции - нет, поэтому чувства и эмоции могут не совпадать по отношению к одному и тому же объекту.
  3. Чувства можно воспитывать, формировать и вызывать. В зависимости от направленности чувства делятся:
    • на моральные (переживание человеком его отношения к другим людям);
    • интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью);
    • эстетические (чувство красоты при восприятии явлений искусства и природы);
    • практические (связанные с деятельностью человека).

Таблица 4.1

Чувства могут быть очень устойчивыми и длительными: например, любовь к какому-то человеку может сохраняться в течение всей жизни.

Они выполняют в жизни и деятельности людей, в их общении с окружающими мотивирующую роль. Человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, их можно регулировать. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-нибудь или кому-либо называется страстью.

Таблица 4.2

Настроение - это эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, Оно не связано напрямую с конкретной ситуацией, вызывается не отдельным событием, а глобальным состоянием, т. е. настроение не предметно, а личностно, принадлежит конкретному субъекту, отражает его особенности, влияет на восприятие ситуации, самого себя, других людей. Эмоциональные состояния могут улучшать или ухудшать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые - астеническими.

Возникновение и проявление эмоций, чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыханием, с изменениями в работе скелетных (пантомимика) и лицевых (мимика) мышц. Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в лимбической системе существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров наслаждения - «рая», и страдания - «ада». Эмоциональные состояния - это психосоматическое единство, сочетание физиологических, биохимических, поведенческих изменений (например, в мимике), субъективных психологических переживаний, изменений в речи, ее интонации, темпа, а не только одни психологические переживания.

В теории чувств, выдвинутой Вундтом, выделяют три компонента эмоциональных состояний:

  • удовольствие/неудовольствие;
  • возбуждение/успокоение;
  • напряжение/разрядка.

Подмечена интересная особенность динамики чувств: в отличие от ощущений, интенсивность которых нарастает вместе с усилением раздражителя, изменение мощи и содержания чувства происходит иначе. Сначала под воздействием приятного раздражителя крепнет удовольствие, затем его степень снижается, несмотря на продолжающее воздействие этого раздражителя, а потом, если оно продолжается, начинает нарастать неудовольствие.

В зависимости от выраженности параметров: «удовольствие/неудовольствие», «принятие объекта/непринятие объекта» изменяется содержание чувств, которое возможно охарактеризовать так:

  1. любовь, радость, счастье (сочетание удовольствия и принятия объекта);
  2. удивление (принятие объекта и некоторая доля удовольствия/неудовольствия);
  3. страдание, страх (принятие объекта и неудовольствие);
  4. решимость, гнев (сочетание неудовольствия и непринятия объекта);
  5. отвращение (непринятие объекта и неудовольствие);
  6. презрение (непринятие объекта).

Страсть - еще один вид сложных, своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Она представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

С. Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К первой относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, связанные преимущественно с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие же связаны с моралью и отношением человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Эмоции играют важную роль в жизни человека и выполняют ряд функций:

  1. индикация, или оценка (эмоции - оперативная обобщенная оценка текущих ситуаций - благоприятных или неблагоприятных, опасных);
  2. образование переживания, накопление эмоционального опыта в эмоциональной (аффективной) памяти (эмоции как один из способов представления реальности, связывающий действительность с образом);
  3. объединение, синтез (эмоциональный фон позволяет объединять отдельные отношения, образы, сенсорный материал, синтезирует, обобщает отдельные переживания);
  4. предвосхищение будущего события;
  5. активация (эмоции способны активизировать работу организма, мобилизовать его ресурсы, если это необходимо в конкретной ситуации);
  6. побуждение (эмоции побуждают деятельность, потому что связаны с мотивом; эмоции как выражение мотива);
  7. регуляция - организующая функция (но иногда эмоциональный аффект способен и дезорганизовать деятельность);
  8. связь с познавательными процессами (эмоции сопровождают все познавательные процессы: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, творчество);
  9. экспрессия (эмоциональные состояния человека выражаются в мимике, интонации и пр., что позволяет людям лучше понять друг друга, способствует коммуникации);
  10. символ личностных проблем (чем сильнее эмоция, тем значимее проблема; поэтому важно понять причину нежелательного эмоционального состояния, найти решение проблемы, порождающей негативные эмоции, и тем самым способствовать позитивному развитию личности).
Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников Вачков Игорь Викторович

Эмоции и их проявления

Эмоции и их проявления

Эмоции – это пристрастные оценки, которые мы как бы выставляем тем или иным жизненным ситуациям, другим людям или самим себе в конкретный момент. Это временные, преходящие переживания, которые возникают в ответ на определенную ситуацию, они постоянные спутники нашей жизни. Ситуации разнообразны, и столь же разнообразны эмоции, которые мы можем испытывать. У любой эмоции есть определенный «знак», в каждой из них можно выделить положительные и отрицательные состояния.

Природа эмоций такова, что превращает внешние сигналы выражения эмоциональных состояний во всечеловеческий язык, понятный, прочитываемый каждым. Благодаря нашей врожденной способности к выражению эмоций мы можем понять друг друга, не используя речевых средств, можем судить о состояниях друг друга, можем сопереживать друг другу.

Безусловно, удивительным и важным фактом является единство, общность языков внешнего выражения эмоций у всех людей Земли. Гипотетически можно представить встречу представителей двух народов, живущих на разных участках планеты и, возможно, даже не подозревавших о существовании соседей. Сумеют ли они, не зная языка друг друга, понять лицевую экспрессию, мимику, отражающую эмоциональные состояния? Представьте себе – да! В том случае, конечно, если речь идет о таких базовых эмоциях, как гнев, радость, страх, удивление.

В мимическом выражении эмоций все люди оказываются очень похожими. Но жесты и позы, являясь продуктами разных культур, а не генетически обусловленными проявлениями, могут сильно отличаться у разных народов.

Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишенную эмоций, как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие отношения.

П. К. Анохин

Общаясь с людьми, мы всегда – осознанно или нет – читаем эмоции человека по его мимике и пантомимике, по особенностям жестикуляции. Чувства человека – и взрослого, и ребенка – легко понять, не только глядя на него, но и слушая; причем важно не столько то, что человек говорит, сколько то, как он говорит. Сигналами, несущими информацию о его эмоциональном состоянии, являются паузы, интонации, ударения и мелодика речи.

Впрочем, практически всегда эмоции отражаются на всех частях лица. Например, гневаясь, ребенок не только сжимает губы, но и морщит нос, хмурит брови, напрягает скулы, кожа его краснеет или бледнеет.

А можно ли по внешним признакам определить, когда человек говорит правду, а когда лжет? Пол Экман утверждает, что для наблюдательного человека это возможно: фальшивая улыбка, призванная демонстрировать несуществующую радость, отличается от искренней тем, что она создается другими группами мышц, а именно теми (у глаз и у губ), которые участвуют в создании на лице выражения отвращения.

Психологами давно замечено, что люди тогда тонко и правильно определяют эмоциональное состояние по лицу, когда сами уподобляют свою мимику увиденной. На этом основана специальная психологическая техника «пристройки к партнеру». Многие дети интуитивно ощущают это, придавая своему лицу выражение, сходное с выражением лица человека на картинке или фотографии.

Удается ли вам определять эмоциональное состояние своих партнеров по общению? Понаблюдайте за окружающими людьми в течение дня, обратите внимание на разные способы эмоционального реагирования у разных людей. Возможно ли выделить эмоциональные реакции, общие для всех?

Из книги Искусство Быть Собой автора Леви Владимир Львович

Фаза проявления...Двойник становится Вами, замечать это Вы начинаете по совершенно конкретным признакам, порой и вовсе не предусмотренным в фазе «сборки». Если, например, Вы заикаетесь, а Двойник нет, то и Ваша речь имеет большие шансы улучшиться. Двойник может поразить

Из книги Сущностная трансформация. Обретение неиссякаемого источника автора Андреас Коннира

Эмоции, имеющие первостепенное значение, и второстепенные эмоции Некоторые эмоции естественно исчезают или просто трансформируются после работы над ними в этом процессе. Если ваши эмоции постепенно исчезают или трансформируются, значит, они были тем, что мы называем

Из книги Сила безмолвия автора Кастанеда Карлос

Из книги Женщина. Руководство продвинутого пользователя автора Львов Михаил

Внешние проявления Худшие черты в облике мужчины: Рыхлая и бесформенная фигура: стереотип «красивый мужчина – спортивный мужчина» не является данью моде (в отличие от моды на ходячие скелеты в женском платье). То, что большинству психически здоровых женщин нравятся

Из книги 10 рецептов хорошего сна автора Курпатов Андрей Владимирович

Проявления бессонницы Однако же оставим классификации ученым, пусть они мучаются вопросами о том, в какую группу нас с нашими бессонницами определить, и перейдем к делам насущным. Как уже было сказано, причинами возникновения бессонницы могут быть нарушения режима сна,

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

105. Невербальные проявления лжи Невербальные средства общения в значительной степени восполняют часть информации, которая не может быть высказана вслух: либо собеседникам нежелательно ее доносить, либо они не обладают этой информацией осознанно, потому не могут ее

Из книги Скрытые механизмы влияния на окружающих автора Уинтроп Саймон

Телесные проявления Самый распространенный способ распознавания лжи заключается в анализе языка тела собеседника.И снова я хочу повторить: отдельно друг от друга все индикаторы, о которых дальше пойдет речь, не могут быть достаточными признаками правдивости или лжи.

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ: ПРОЯВЛЕНИЯ Демонстративность приводит к формированию Я-идеала, регулирующего впоследствии деятельность сознания и произвольное поведение демонстранта.Демонстративность становится помехой приспособлению, когда потребность в одобрении, сулящая

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

2. Проявления агрессивности Латинское слово «aggressio» означает «нападение». Это «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

3. Проявления эгоизма Всевозможные проявления эгоизма – это конфликтогены, поскольку эгоист добивается чего-то лично для себя за счет других и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.Эгоизм – это ценностная ориентация человека, характеризующаяся

Из книги Истинная близость. Как меняется секс, когда отношения достигают духовной гармонии автора Троуб Амана

Поймите, как вы проявляете эмоции, и принимайте способ проявления эмоций своих друзей Славные люди так волнуются о том, что подумают или почувствуют другие, что им некогда следить за различиями в переживаниях у них самих и тех, с кем они общаются. Довольно часто происходят

Из книги Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика автора Коллектив авторов

Проявления шока И хотя травма, заставившая вас в какой-то момент «застыть», случилась давно, нервная система все еще помнит, что это было и как вы себя чувствовали. Любая мелочь может спровоцировать в вас панику или шок.В своей бессознательной и скрытой форме шок чаще

Из книги Новые размышления о личном развитии автора Адизес Ицхак Калдерон

Проявления регрессии Процесс регрессии зависит от такого сложного конгломерата сил, что пока еще невозможно разобраться, какая из них самая важная. В ходе этого процесса человек подвергается воздействию определенного типа тревоги. Человек – эмоционально реагирующее

Из книги Я и Оно (сборник) автора Фрейд Зигмунд

Проявления любви Есть книги о «языке любви», которые утверждают, что разные люди по-разному представляют себе ее выражение. Одни предпочитают прикосновения. Другие хотят проводить больше времени вместе, а кто-то ожидает проявления чувств в виде подарка.Мне кажется,

Из книги Очерки по психологии сексуальности автора Фрейд Зигмунд

4. Мастурбаторные сексуальные проявления Нас может только очень радовать, что нам уже не остается узнать много важного о сексуальных действиях ребенка, после того как мы поняли влечение одной только эрогенной зоны. Самое ясное различие относится к необходимым

Из книги автора

Мастурбационные сексуальные проявления Нас может только очень радовать, что нам уже не остается узнать много важного о сексуальных действиях ребенка, после того как мы поняли влечение одной только эрогенной зоны. Самое ясное различие относится к необходимым для

Эмоции человека: мир жестов и мимики

Эмоции человека – это субъективные, очень сильные переживания, касающиеся важных событий или ситуаций. Они проявляются в виде ярко выраженного неодобрения или одобрения происходящего, и отражаются в форме переживаний.

Одно и то же событие у разных людей может вызвать противоположные чувства. Все мы разные и отношение к происходящему зачастую кардинально отличается, именно его мы и выражаем с помощью эмоций.

В основе данной функции лежат потребности, взгляды, интересы, а значит то, что нам безразлично не сможет затронуть или вызвать каких-либо чувств и изменить наше настроение. До тех пор, пока люди будут чем-то интересоваться, их будут сопровождать эмоции. Удивительно, но для нормального существования человеку нужны как положительные, так и отрицательные эмоции, вызванные чувством отчаяния, обиды, злости, неудовлетворенности.

Эмоции – это вид психологического состояния людей, они могут проявляться в форме чувств, а также настроений и глубоких переживаний. Можно даже утверждать, что они сопровождают все процессы и состояния психологического характера. Основная роль эмоций заключается в налаживании определенной связи между реальным миром и тем, как он воспринимается человеком. Суть эмоций в возможности отражения окружающего мира не с помощью рациональных выводов и мыслей, а спонтанными ощущениями. Кому-то это мешает, а другим, наоборот, помогает принимать верные решения.

Если бы эмоций не было в природе, люди оставались бы безразличными ко всему происходящему вокруг, их бы ничто не волновало. А ведь ничего не может быть хуже равнодушия!

С помощью эмоций, человек может давать оценку происходящему. Даже не владея языком, на котором говорит собеседник, мы можем получить немало информации о нем, всего лишь наблюдая за мимикой, проявлением чувств, повадками, поведением. Все дело в том, что с рождения все мы наделены «талантом» считывания эмоций.

Суть эмоций в данном случае можно охарактеризовать фразой «контакт налажен”. Малыш еще в утробе матери чувствует ее настроение, а значит, он уже владеет техникой считывания.

Развитие эмоций

Развитие эмоций человека начинается с рождения. Главным условием для воспитания положительных чувств является забота и любовь взрослых. Зачастую дети, которые в детские годы были обделены лаской и любовью вырастают равнодушными и холодными. Также малышей необходимо приучать к чувству ответственности и заботе о близких. Если нет младших сестер и братьев, можно завести домашнего питомца и позволить крохе за ним ухаживать: кормить, купать, играть и т. д.

Еще одним важным условием для развития эмоций у детей является контроль над их волнениями и чувствами. Они не должны быть ограничены субъективными переживаниями. Подобные ощущения необходимо реализовывать в действиях, поступках, занятиях. Иначе ребенок может вырасти слишком сентиментальным, и ему придется с большим трудом воплощать свои мечты и желания в реальность.

К основным свойствам эмоций относят:

  • Динамичность.

Выражается в изменении фаз протекания: напряжение сначала нарастает, а затем разрешается и убывает.

  • Универсальность.

Эмоции абсолютно независимы: на них не влияет сфера деятельности или потребности людей.

  • Пластичность.

Эмоциональные переживания могут видоизменяться и приобретать различный окрас. К примеру, страх иногда вызывает не только негатив, но и удовольствие от острых ощущений.

  • Адаптация.

Проявляется в притуплении яркости переживаний, которые многократно повторяются и вызывают одни и те же чувства.

  • Суммация.

Выражается особенно сильными ощущениями при повторных воздействиях на психику человека. Выходит, что яркие эмоции суммируются, отчего их интенсивность возрастает.

  • Пристрастность, также можно охарактеризовать как субъективность.

Проявление чувств зависит от особенностей личности и темперамента. Одна и та же ситуация у разных людей может спровоцировать противоположные эмоции.

  • Иррадиация.

Эмоциональный фон человека оказывает влияние на восприятие окружающего мира. Если мы счастливы, нам все вокруг кажется радостным и красочным, и наоборот, испытывая чувство горести, мы все воспринимаем в темных тонах.

  • Двойственность.

Нередко одно и то же событие или человек может вызывать в нас разные эмоции. Отличным примером служит ненависть и любовь, которые иногда «находятся» так близко.

Функции эмоций

Чувства и эмоции играют важную роль в развитии и существовании людей, так как на них возлагается немало положительных функций.

  • Мотивационная функция.

Ее также можно назвать регулирующей или побуждающей, так как именно эмоции направляют и побуждают к действию, заменяя продуктивное мышление.

  • Сигнальная функция.

Согласно утверждениям Дарвина, эмоции зародились в процессе эволюции. Они помогали всему живому определять важность различных условий для удовлетворения насущных потребностей. На выразительные яркие движения: (пантомимику, мимику, жесты), возлагается роль сигналов. Они указывают на потребности людей.

  • Коммуникативная функция эмоций.

Выражается в ярком проявление внутреннего состояния, которое позволяет лучше понимать окружающих, а им давать оценку нашему настроению. Оценивая эмоциональные изменения, мы делаем выводы о психике человеке, его волнениях, чувствах. Люди, которые никогда не находились в прямых контактах, благодаря наблюдениям могут понять чувства друг друга.

  • Защитная функция эмоций.

Моментальная реакция на то, что произошло в данный момент, может защитить от беды и опасности.

Эмоции человека характеризуются специфическими телесными выражениями. Психическое состояние зачастую проявляется в мимике, изменение дыхания, интонации, сосудистых реакциях, жестах…

  • Изменения речи.

Трудно представить полноценное общение без речи. Ее существенная роль в жизни человека, а также его взаимоотношениях с окружающими, ведет к тому, что для выражения эмоций используется понижение, еле заметное ослабление, чрезмерное повышения голоса. Удивительно, но динамичность речи может противоречить содержанию сказанных слов. Огромное значение играет тембр голоса, темп, ритмичность, поставленные ударения.

  • Изменения кровообращения.

Данное выражение эмоций проявляется изменениями силы, а также частоты пульса, сужением или расширением сосудов, уровня кровяного давления. Данные факторы влекут за собой замедление и убыстрение кровяного тока, вследствие которого мы можем наблюдать отток крови от одних частей тела и прилив к другим.

  • Изменения дыхания.

Выражение эмоций проявляется изменениями дыхательных движений. На них возложено несколько функций: пропускание через голосовую щель достаточного количества воздуха и гарантирование вибрации связок; снабжение организма кислородом и усиление газообмена, которые способствуют повышению мускульной работы.

Под воздействием выраженных эмоций и чувств дыхательные движения меняют не только скорость, но и на амплитуду. Согласно данным американского психолога Р. Вудвортса при неудовольствии их значения уменьшаются, а при удовольствии – увеличиваются. Возбуждаясь, мы дышим глубоко и очень часто, а напрягаясь – слабо и медленно. При ощущениях сильной тревоги дыхание становится слабым и ускоренным, при страхе – заметно замедляется и т. д.

  • Изменения мимики.

Эмоциональные состояния, которые мы испытываем, зачастую сразу же отображаются на лице: на его сложную мускулатуру возложена функция мимических движений. Разнообразными движениями глаз, губ, лба, носа люди выражают даже самые волнительные и сильные внутренние состояния.

Эмоции очень трудно описать словами, так как их разнообразие поражает воображение. Их нужно чувствовать, проживать каждый миг, и только после этого приходит осознание того, что же они на самом деле означают. Несмотря на большое количество испытываемых человеком ощущений, все же психологи смогли выделить основные виды эмоций. Мы будем говорить о самых распространенных, так как их все, так же как и песчинки на берегу моря, невозможно пересчитать.

Пытаясь «прочитать» внутреннее состояние человека, учитывайте, что с помощью одних только эмоций у вас это вряд ли получится. Например, эмоция радости может быть пропитана упоением счастья, надеждой на лучшее будущее, или сладостными воспоминаниями. Условно их делят на отрицательные, положительные или нейтральные.

Нейтральные эмоции

  • Апатия – характеризуется полным равнодушием к событиям, происходящим вокруг.
  • Чрезмерное любопытство – мелочность, проявление повышенного интереса к чужим проблемам и делам, подробностям жизни других людей.
  • Удивление – чувство изумления от увиденного.

Положительные эмоции

  • Любовь – представляет собой безграничную привязанность к определенному человеку. Дарит ощущение крыльев за спиной, радости и счастья.
  • Нежность – рождает чувство привязанности, понимания и принятия. Она удивительным образом скрепляет отношения людей.
  • Восторг – чувство неимоверного подъема, когда положительные эмоции зашкаливают.
  • Гордость – одобрение, позитивная оценка действий окружающих или своих собственных заслуг.
  • Радость – эмоции, указывающие на чувство удовлетворенности.
  • Симпатия – чувство, испытываемое к человеку, основанное на общих интересах, взглядах на жизнь, ценностях.
  • Удовольствие – чувства, которые ощущают люди, при полном удовлетворении своих потребностей.
  • Благодарность – испытывается при сильном желании показать свою признательность от полученной пользы.

Также к положительным эмоциям можно отнести блаженство, трепет, удивление и т.д.

  • Горе – отрицательные эмоции, которыми живет человек, потерявший близких или родных людей.
  • Страх – чувство, которое люди испытывают при ощущении опасности.
  • Тоска проявляется чувством опустошенности, непонимании и неприятии окружающей действительности, душевной тревогой, ощущением душевной внутренней тревожности.
  • Отчаянье – отрицательная эмоция, указывающая на состояние безысходности, потере веры в собственные силы и лучшее будущее.
  • Гнев – желание побороть существующую несправедливость.
  • Месть – надежда на скорую расплату за причиненное горе или обиды.
  • Злорадство – неспособность смириться с удачей и везением других людей. Радость, испытываемая при чужих неудачах.

Отрицательные эмоции – это также стыд, ярость, отвращение, гнев и т. д. Другими словами, все, что вызывает в нас чувство неудовлетворенности, недовольства и апатии.

И напоследок стоит упомянуть о таком виде эмоций как аффект. Люди, в данном случае, теряют контроль над своими чувствами и действиями. Именно в этом состоянии человек способен на необдуманные поступки.

Мир эмоций: круговорот чувств и мыслей

Мир эмоций – глубокая, интересная, неисчерпаемая, и достаточно сложная тема. Каждый из нас подвержен эмоциям, и порой так непросто с ними совладать. Получается, что в какой-то мере они управляют нами, нашими решениями и поведением.

Мы каждый день сталкиваемся с изменениями эмоционального фона. Привычные бытовые проблемы оказывают воздействие на наше настроение. Мы можем расстраиваться, кричать, возмущаться, восхищаться, радоваться и т. д. Все это происходит помимо нашей воли, и даже при большом желании так трудно скрыть свой внутренний настрой от глаз окружающих. Эмоции всегда находят выход, и зачастую в абсолютно неприемлемой для нас форме.

Какими бы ни были эмоции они нужны человеку. Если люди перестанут что-либо ощущать и выражать свои чувства, они начнут испытывать эмоциональное голодание. Данное состояние подобно пустоте: ничего не радует и ничто не вызывает интереса. Эмоциональное насыщение – это пожизненная врожденная потребность. С его помощью организм поддерживается в тонусе и осуществляется гормональный обмен.

Положительные хорошие эмоции люди называют по-разному. На самом же деле они все являются отголосками, оттенками одного чувства – радости. Это ощущение рождает в каждом из нас приятные переживания, дарит веру в свои силы, позволяет ощутить внутреннюю энергию и гармонию.

Позитив может быть активным и пассивным. В первом случае его можно охарактеризовать желанием творить и действовать, создавать и делиться идеями. Человек чувствует мощный прилив энергии и жизненных сил. Это ощущение зачастую испытывают активные люди, у которых энергия бьет ключом и требует выхода.

Пассивный позитив представляет собой полную гармонию, чувство ублаготворения. Подобное умиротворение позволяет ощутить истинное счастье и покой. Это настоящий отдых для тела и души.

Хорошие эмоции оказывают благотворное воздействие на организм человека, заряжая нас силой, энергией, здоровьем. Они необходимы для позитивного восприятия окружающего мира, способности бороться с трудностями и не обращать внимания на горести и невзгоды.

Негативные эмоции

С негативными эмоциями совладать совсем непросто. С ними нужно постоянно работать, развивая навыки управления негативом.

Мы постоянно куда-то спешим, нервничаем, ощущаем внутреннее беспокойство, попадаем в стрессовые ситуации. Но живя долгое время в режиме «нон-стоп» можно довести организм до морального истощения. И поэтому мы должны научиться управлять эмоциями или, по крайней мере, максимально их контролировать.

Среди всех известных негативных эмоций и пороков, которые на протяжении жизни испытывает человек, можно выделить жажду ярких переживаний, эгоизм, моральную слабость.

В христианстве грехом считают слабости, которые проявляются безвольностью, отсутствием собственного мнения, постоянной нервозностью, трусостью, ленью, пассивностью и др. Зависимость от острых ощущений заключается в жажде к физическому удовлетворению (чревоугодие, похоть). Также осуждается чрезмерная увлеченность компьютерными играми и просмотром телевизионных передач, участие в конфликтах, а тем более их создание. Никогда христианство не поощряло эгоизм: признание своего превосходства над остальными людьми. Это чувство является источником переживаний. К нему также можно отнести гордыню, зависть, честолюбие, злорадство.

Без эмоций жить невозможно, но в любом случае нужно стремиться держать их под контролем. Мудрым можно назвать только того человека, который выработал в себе способность не поддаваться порывам и противостоять соблазнам, не согласующимся с его разумом.

Во избежание проблем со здоровьем и нервных расстройств, нужно попытаться внести коррективы в свое поведение.

  • Занимайтесь самовнушением.

В любых неприятных конфликтных ситуациях разговаривайте с собой. Проговаривайте фразы: «Я абсолютно спокоен», «Я способен управлять своими чувствами» и т. д. Некоторым людям самовнушение помогает отрицательные эмоции сменить положительными. С его помощью подавляют страх, становятся смелее и выносливее.

  • Пытайтесь себя сдерживать.

Не обращайте внимания на мнение окружающих, не отвечайте на провокации. Даже при сильном желании рассказать обидчику все, что вы о нем думаете, сначала посчитайте в уме до десяти. Думайте и размышляйте, и только после этого говорите. Следите за тем, чтобы ваша речь была ровной, старайтесь дышать глубоко и спокойно.

  • Медитируйте.

С помощью техник концентрации можно успокоиться и расслабиться, а самое главное, научиться легко расставаться с негативными эмоциями, разбираться в себе и анализировать свой гнев и обиды.

  • Учитесь переключаться.

Не всегда и не у всех получается достойно ответить оппоненту. В данном случае можно отвлечь его внимание внезапным вопросом, сменить тему. Или же просто «включите» воображение и представьте, что с губ обидчика слетают не обидные слова, а льется забавная песня. Вообразите, что вокруг вас высокая стена, которая отделяет и защищает вас от реальности. Успокоившись, вы сможете дать достойный ответ, или ввести оппонента в тупик своим хладнокровием.

  • Занимайтесь спортом.

Физические упражнения помогают выплеснуть накопившийся негатив. Занятия в спортивных секциях или тренажерном зале, утренние или вечерние пробежки, помогут укрепить здоровье, и успокоить душу.

  • Занимайтесь йогой.

Особенно полезны дыхательные упражнения, которые помогают подавить негативные эмоции и достичь внутренней гармонии.

Любые, даже самые необычные методы контроля эмоций и чувств человека достойны вашего внимания и имеют право на существование.

Научиться сдерживаться и подавлять свои чувства не так сложно, как кажется. Советы психологов помогут достичь желаемого за короткое время. С первого взгляда вы можете не заметить связь между данными рекомендациями и вашим эмоциональным состоянием, но со временем поймете, что все перечисленное чрезвычайно важно для душевного спокойствия.

  • Ваше жилище должно быть уютным и комфортным.

Дом – это место, где вы восстанавливаете силы и заряжаетесь энергией. А значит в нем обязательно должна присутствовать зона, где вы сможете расслабиться, отдохнуть, предаться мыслям и мечтаньям.

  • Стремитесь к новым знакомствам и расширяйте круг интересов.

Общение, встречи, свидания, новые люди – не оставят места мрачным мыслям и негативу.

  • Старайтесь быть предельно аккуратными в вопросах финансов: не берите в долг и не взваливайте на свои плечи непосильные кредиты.

Как только вы начнете тратить, учитывая свои возможности, раздадите все долги, ваше эмоциональное состояние сразу же улучшится.

  • Учитесь, развивайтесь, занимайтесь самореализацией.

Стремление узнать как можно больше, продвинуться по карьерной лестнице увлечет вас с головой. Постоянная занятость и желание самосовершенствоваться занимает слишком много времени и сил, а если все задуманное сбывается, то внутренняя удовлетворенность и гармония помогают побороть все невзгоды.

Такие психические явления как эмоции и чувства человека представляют собой разные формы отражения окружающей реальности.

Эти два компонента делают людей уязвимыми или несокрушимыми, злыми или добрыми, счастливыми или несчастными. Они оба отражают действительность, которая нас окружает, переживаниями. С их помощью выражается субъективное отношение людей к явлениям и предметам. Давайте попробуем разобраться в чем же разницами между чувствами и эмоциями человека?

Эмоция представляет собой кратковременное явление, которое зарождается под влиянием различных факторов и ситуаций. Она как вспышка, мгновенно загорается, но быстро гаснет.

Чувства отличаются стабильностью, они долговременны и зачастую возникают под воздействием ярких эмоций. Они могут рассказать о характере человека, его взглядах, привычках, а не только об отношении к конкретной ситуации или личности.

Все мы зависимы от чувств и эмоций. Очень часто люди идут на поводу у них: получается, эмоции правят нами, а не наоборот.

Последствия неумения контролировать яркие эмоции

Часто не контролированные яркие эмоции приводят к необдуманным действиям с печальными последствиями. У каждого из нас эмоциональные переживания выражаются по-разному. Неумение остановиться вовремя может повлечь за собой:

  • Болезни сердечно-сосудистой системы.

Переживания нередко становятся причиной серьезных проблем со здоровьем, и чаще всего страдает сердце. Не стоит также забывать, что в состоянии стресса организм становится беззащитным перед любыми заболеваниями, так как снижаются его защитные силы (снижается иммунитет).

  • Депрессии.

Длительные моральные страдания ведут к депрессии. Выйти из нее не так просто: зачастую требуется серьезное медикаментозное лечение, беседы с психологом и большое желание вернуться к нормальной жизни.

  • Разрыв дружеских отношений.

Доверительные отношения строятся годами, а то и десятилетиями, а разрушить их можно за несколько минут, перестав контролировать ярко выраженные эмоции гнева.

Психологи уверены, что людям необходима психологическая разрядка. Самая глубокая депрессия ослабевает после того, как человек выплеснет наружу яркие негативные эмоции, сможет выплакаться, «выбросить» весь накопившийся негатив наружу.

Всплески сознания, которые не находят выхода накапливаются. А значит, у каждого из нас есть выбор, подавлять эмоции, или выплескивать, но при этом держать их под строгим контролем.

Если мы попробуем отключить чувства и прожить какое-то время без эмоций, то ощутим пустоту, которую трудно описать словами. Безразличие ко всему: вокруг пустынно, ничего не заботит и не беспокоит. Но мозг не спит, и, отключив чувства, он включает инстинкты. Люди живут, удовлетворяя свои земные потребности: ищут пищу, заботятся о самосохранении. Перестает волновать вопрос: «А что может произойти, если я поступлю именно так?». Минимум мыслей, максимум действий.

На первый план выходят инстинкты. Общение с людьми не приносит удовольствия, так как они не вызывают каких-либо чувств. А ведь жизнь – это в первую очередь способность получать наслаждение от каждого прожитого дня, каждой встречи. Жизнь без эмоций делает мир человека серым и бессмысленным.

Подавление негативных эмоций зачастую связано с игнорированием насущных проблем, по причине неспособности с ними справиться.

Но порой все же полезно отключать эмоции и предоставлять себе возможность отдохнуть от мрачных мыслей, глубоких размышлений или для того, чтобы легче и спокойнее пережить не самый приятный период своей жизни. Лучше всего справляется с задачей отключения разума медитация: освоить эту технику совсем несложно.

Можно сделать вывод, что жизнь без эмоций возможна. Но открытым остается вопрос: насколько изменится наше сознание, отношения с людьми и как долго человек сможет находиться в подобном состоянии?

Эмоции детей

Очень часто мы с трудом понимаем, что ощущают взрослые люди, а разобраться в ощущениях и эмоциях детей еще сложнее. Переживания мальчиков и девочек напрямую зависят от ситуации, они очень часто меняются, и обычно не оказывают влияние на настроение крошки.

Малыш может испытывать как положительные, так и негативные эмоции. Чувство негатива в нем вызывают громкий и строгий голос, угрозы, злое выражение лица взрослых, обвинения. Порой даже не очень приятная ситуация, происходящая на глазах малыша, может спровоцировать плач и обиду.

Положительные чувства и переживания ускоряют физиологические процессы, в то время как отрицательные их угнетают. Наверное, именно поэтому педиатры не советуют кормить малыша, который расстроен или плачет. Еда в данном случае плохо усваивается, ослаблено соковыделение и процессы обмена, а значит, у крохи может выработаться негативное отношение к пище.

Каждый человек начинает жизнь громким криком. Первый крик вырывается из груди новорожденного вследствие спазма голосовой щели. Что же это на самом деле – эмоциональное состояние или мышечная реакция? На этот вопрос сложно ответить, но в любом случае можно сделать вывод: с первых дней кроха уже ощущает и реагирует на то, что ему доставляет дискомфорт: он чувствует потребность в тепле, еде, сне. Негативные эмоции у детей вызываются мокрыми пеленками, холодом, усталостью, стеснением движений, голодом…

Первые пару месяцев эмоции детей являются всего лишь рефлекторными явлениями. На третьем месяце жизни они уже могут демонстрировать положительные чувства: машут руками, издают звуки радости, улыбаются. Крохи как будто «оживают» и родные должны постоянно стимулировать эти новые чувства, осознавая, что малыш обязательно начнет повторять их жесты и мимику.

Примерно с пяти месяцев ребенок уже начинает различать незнакомых и знакомых людей. При виде незнакомца кроха может насторожиться или даже заплакать. Эмоции становятся более разнообразными и ярко выраженными. Родители в этот период должны быть осторожными и внимательными, так как те установки, которые получит от них ребенок, окажут влияние на эмоции детей школьного и дошкольного возраста.

У малышей нужно развивать чувство симпатии и любви к людям, любовь к животным, учить восхищаться окружающим миром. Мама должна понимать, если она не будет никого подпускать к малышу, то он вырастет очень осторожным и недоверчивым. Будет запугивать собаками – чувство страха к четвероногим братьям у него останется и в старшем возрасте. Дети прислушиваются и присматриваются ко всему, что говорят и делают взрослые, и эти составляющие окажут большое влияние на формирование характера ребенка в будущем.

В шесть-семь месяцев кроха уже с удовольствием познает окружающий мир, играя с родными, повторяя их движения, и даже выполняя несложные просьбы. Веселые игры вызывают у него море хороших эмоций, он бурно реагирует на все, что происходит вокруг.

Также в этом возрасте мальчики и девочки начинают стесняться, расстраиваться, ревновать. Они радуются, когда видят родных и хорошо знакомых, и робеют в присутствии чужих людей.

Углубление и расширение эмоционального мира дает возможность родителям не только больше узнавать своего малыша, но и начинать понемногу заниматься развитием и воспитанием.

По мнению психологов, развитие эмоционального мира детей можно разделить на четыре этапа:

  • первый год жизни;
  • от года до трех лет;
  • от трех до четырех лет;
  • с четырех до двенадцати.

Первый этап включает в себя формирование основных (главных) эмоций. Затем дети учатся налаживать контакт с окружающими их людьми. Третий этап отличается тем, что эмоции детей перестают полностью зависеть от потребностей. И только после этого, происходит формирование выраженных эмоций, в основе которых лежат логические выводы, а также здравый смысл.

В разном возрасте реакция на одну и ту же ситуацию или проблему может кардинально отличаться.

Родители детей старшего возраста должны, в первую очередь, научить их одолевать негативные переживания. Сделать это совсем несложно: общение и разговоры по душам позволят понять чувства и ощущения ребенка. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда детям приходится сталкиваться с новыми эмоциями.

Ребятишки должны понять, что любые переживания носят временный характер, и главное, уметь переключаться на позитивную волну. Но в любом случае они будут учиться на примере родителей и чаще всего поступать, так как поступают мама и папа. Так что взрослые должны пытаться сдерживать свои негативные эмоции, контролировать чувства и не позволять себе грубых высказываний и криков в присутствии детей.

Люди эмоциональны. Каждый реагирует определенным образом на те или иные события в жизни. Данный психический процесс происходит постоянно и неразрывно связан с деятельностью человека: с удовлетворением простых жизненных потребностей, с учебой, работой, творчеством. Даже представить невозможно, что человек ест без каких-либо эмоций, наоборот, он выберет то блюдо, которое не только поможет утолить голод, но и вызовет определенные положительные ощущения. Множество эмоций человек испытывает при общении с любимыми и нелюбимыми людьми. По словам некоторых психологов, этот процесс является важной мотивирующей силой, которая определяет деятельность каждого человека с момента его рождения. Иными словами, эмоции сильно влияют на сознательное регулирование поведения человека, причем, они могут не только ослабить, но и укрепить волю. От них зависит работоспособность человека и вообще его желание работать. Таким образом, чтобы человек ни делал, думал или говорил – все это связано с эмоциями, потому как они являются отражением переживаний человеком всех явлений и ситуаций внутреннего и внешнего мира.

Эмоциональный мир человека отличается разнообразием. И положительные, и отрицательные эмоции имеют великое множество оттенков. Некоторые события вызывают у человека отвращение, другие – восхищение. Чувства, настроения и эмоции делают жизнь человека насыщенной и яркой, придают ей краски, избавляют от серости и уныния. Они могут всего за несколько секунд кардинально изменить поведение человека, изменить его отношение к себе и другим людям. В зависимости от тех эмоций, которые испытывает человек, он видит все в черном свете или смотрит на мир сквозь розовые очки.

Но далеко не всегда в жизни события вызывают исключительно положительные эмоции. Порой они настолько ужасны, что кажется, что лучше бы вовсе никаких не было. Так, к примеру, горечь утраты близкого человека или домашнего животного невыносима, точно так же, как и злость и раздражение, когда что-то в жизни не получается или не удается осуществить задуманное. А иногда бывает и так, что не нужно никаких внешних негативных факторов, чтобы человек чувствовал себя просто отвратительно. Когда у человека плохое настроение, он не способен сосредоточиться, его все раздражает и даже одна мелочь может вызвать вспышку гнева. В то же время необходимо отметить, что если с плохим настроением или раздражением человек может справиться самостоятельно простым усилием воли, то иногда бывают такие эмоциональные состояния, что без специалиста не разобраться. К примеру, сильный стресс может стать причиной психических расстройств и депрессии. Точно так же человек не в состоянии побороть состояние аффекта, при котором очень ослаблен или практически отсутствует сознательный контроль деятельности.

Эмоции имеют субъективный характер, то есть, разные люди могут по-разному реагировать на одно и то же событие. Так, к примеру, при виде паука один человек будет чувствовать отвращение и страх, а другой – умиление. Одни люди реагируют на дождь радостью и весельем, а другие, наоборот, - раздражением и грустью. На протяжении дня человек может испытывать самые разнообразные психические состояния: радость, удивление, интерес, злость, раздражение, восторг, умиление, гнев, печаль. Более того, эмоции возникают и тогда, когда человек ничего не делает, а просто думает о чем-то.

Некоторые люди убеждены в том, что их жизнь была бы гораздо лучше и проще без эмоций. Ведь тогда не было бы нужды расплачиваться за необдуманные решения, не бояться стрессов и сильных переживаний. Тогда можно было бы действовать всегда рассудительно, принимать правильные, взвешенные решения. Тогда не было бы несчастья и горя, напрасных переживаний и пустых волнений. Такая жизнь – просто мечта. Но с другой стороны, если не было бы эмоций, человек лишился бы очень многого, ведь они выполняют большое количество очень важных функций. Благодаря им человек может приспособиться к условиям окружающего мира. В этом состоит оценочная функция, которая выступает в роли индикатора для определения зоны комфорта. Проще говоря, если человек испытывает положительные эмоции, в таком случае он находится в зоне комфорта и все хорошо. Если же его мысли нарушают равновесие, значит, человек вышел из зоны комфорта. Если человек будет прислушиваться к своим ощущениям, то сможет быстро менять свое отношение и действия к ситуации, чтобы вновь оказаться в зоне комфорта. Это очень важно, потому как каждый раз, когда человек ощущает негатив, его психика расшатывается, энергетика истощается, что становится причиной стрессов, депрессии и апатии.

Эмоции выполняют и защитную функцию, которая оказывает влияние на физиологическом уровне в критических ситуациях. Так, к примеру, страх приводит к активизации выброса адреналина, и человек способен нанести неожиданный удар в случае угрозы. Тревога на эмоциональном уровне заставляет человека быть более бдительным и осторожным, пересмотреть свои действия. Таким образом, эмоции могут активировать, мобилизовать организм для выполнения определенных действий, обеспечивая оптимальный уровень возбуждения.

Мотивирующая функция помогает человеку сделать то, на что он не решался. К примеру, злость, вызванная критическими замечаниями, может заставить человека доказать, что он может значительно больше. Или же человек посмотрел фильм, в котором герою все удается, и он вдохновляется и делает то, о чем давно мечтал, но сомневался.

Если все эти функции имеют приспособительный биологический характер, то наиболее важными и полезными для человека являются экспрессивная и коммуникативная функции, тесно связанные друг с другом. Их важность заключается в том, что помимо физических и биохимических изменений, эмоции сопровождаются и определенными поведенческими реакциями, к которым относятся голосовые выражения эмоций, мимика и пантомимика. Коммуникативная и экспрессивная функции за счет своих внешних проявлений помогают различать даже минимальные изменения во внутреннем состоянии, что помогает людям лучше понимать друг друга.

Особенно важны эти функции при межличностном общении, когда необходимо настроиться на состояние партнера, чувствовать то же, что и он. Ни для кого не является секретом, что эмоционально-выразительные движения – это невербальные средства общения, которые передают до 90 процентов информации при общении. Таким образом, можно говорить о том, что эмоции являются особым языком, при помощи которого люди говорят друг другу о своих мыслях, чувствах, внутренних состояниях.

Еще одна важная особенность эмоций - это их связь с памятью, восприятием, вниманием, мышлением, воображением, то есть, с познавательными процессами. Эмоции являются основным фактором непроизвольного внимания и запоминания. Когда процесс обучения вызывает положительные ощущения, то информация запоминается намного быстрее.

Каждый психолог пытается создать собственную классификацию эмоций. Но они на самом деле – словно палитра красок, в которой есть несколько основных цветов и множество оттенков, но все они индивидуальны. Впрочем, есть эмоции, которые все специалисты выделяют как основные. Это страх, раздражение, гнев, стыд, интерес, удивление, восхищение, радость.

Страх является отрицательной эмоцией, который может перерасти в чувство. Он несет защитную функцию и возникает в тех случаях, которые несут возможную физическую угрозу или сильное психическое потрясение.

Раздражение – это также отрицательная эмоция, которая является по своей сути показателем того, что что-то или кто-то выводит человека из зоны комфорта и нужно изменить либо ситуацию, либо прекратить общение с человеком. Если к этой эмоции не прислушаться, она может перерасти в гнев.

Гнев показывает, что человек вышел очень далеко за пределы зоны комфорта и что происходит что-то угрожающее потребностям человека. Кроме того, эта эмоция является показателем того, что у человека существует ложное убеждение по отношению к кому-то или чему-то, что мешает ему объективно оценить ситуацию.

Еще одна отрицательная эмоция – стыд. У нее имеется большая палитра оттенков. Принято считать, что стыд нужен для того, чтобы человек мог определить несоответствие собственных действий с установленными нормами и правилами общества.

Среди положительных эмоций мотивирующую функцию выполняет интерес, который стимулирует человека к обучению, познанию, развитию умений и навыков. Как правило, сопровождается открытостью к новому и любопытством.

Еще одна положительная эмоция с мотивирующей и оценочной функциями – это восхищение. Она говорит о том, что все сделано в полном соответствии с внутренними убеждениями, взглядами и мировоззрением.

Радость также является положительной эмоцией, которая свидетельствует о том, что человек находится в зоне комфорта. Она выполняет мотивирующую функцию, способствует хорошим поступкам, творчеству. Кроме того, она стимулирует выработку эндорфинов, которые оказывают благотворное влияние на физическое состояние.

Удивление не имеет ярко выраженного полюсного характера. Оно способствует концентрации внимания на каком-то человеке, объекте, мысли, заставляет переосмыслить, пересмотреть что-то.

Таким образом, эмоции открывают перед человеком особый мир – мир искусства и творчества. Для любого творческого процесса необходимо вдохновение. Очень часто чувства человека становятся материалом для творчества: новый образ рождается из слияния эмоций и воображения. Без эмоций человек не смог бы оценить всю красоту и неповторимость музыки, поэзии и живописи. Эмоции делают мир людей более интересным и богатым, задавая направление развития личности.

Таким образом, только в единстве эмоциональной и интеллектуальной сфер человек может достичь конечной цели своей деятельности – удовлетворить потребности. И даже несмотря на то, что эмоции очень часто берут верх в самые неподходящие моменты, принося несчастье и горе, они в то же время придают жизни настоящий вкус, делая ее более насыщенной, красочной и яркой. И пусть причина многих болезней и бед кроется в чрезмерной чувствительности и эмоциональности, и человек не может принять правильное, адекватное решение, все же без эмоций человек лишился бы очень многого. Мир без любви, восхищения, радости выглядел бы печально. И, наверняка, жизнь без необдуманных, импульсивных поступков стала бы скучной, ведь именно они порой делают жизнь очень интересной.