Болезни Военный билет Призыв

Естественнонаучное образование. Современные проблемы науки и образования. Ориентация на концепцию гуманитаризации при разработке стандарта и образовательных программ блока естественнонаучных дисциплин

1

Старостина С.Е.

В данной статье на основе теоретического анализа представлено решение исследовательских задач, связанных с обоснованием приоритетов в развитии современного высшего профессионального образования и его составной части – естественнонаучного образования. На основе анализа научной литературы выявлена теоретическая проблематика естественнонаучного образования (внешние и внутренние проблемы), определены направления его обновления в содержательном, технологичном, нормативно-правовом, квалификационном и материально-техническом аспектах.

приоритетные направления развития образования

естественнонаучное образование

проблемы естественнонаучного образования

направления обновления естественнонаучного образования

В настоящее время в системе высшего образования происходят глубокие изменения, обусловленные, прежде всего, особенностями развития общества, характеризующегося экономической глобализацией, высокими темпами развития технологий, прежде всего информационно-коммуникативных, проникновением знаний во все сферы жизни общества и экономики. Рассматривая изменения в современном обществе, большинство авторов (Р.Ф. Абдеев, Д. Белл, Н.Н. Моисеев, А. Тоффлер и др.) характеризуют его как постиндустриальное общество, и определяют «как общество, основанное на знаниях, информационное общество и обучающееся общество, реализующее стратегию обучения в течение всей жизни» .

Общество, основанное на знаниях, характеризуется ростом инвестиций в высокие технологии, развитием высокотехнологичных отраслей производства, растущей производительностью в экономике, и, как следствие, растущей потребностью в высококвалифицированных работниках, «знаниевых работниках» (по П. Дракеру), способных быстро адаптироваться к изменениям. «Эпоха ученых-энциклопедистов и мыслителей универсалов безвозвратно ушла в прошлое. ... Главное не владеть информацией, а знать, и даже не столько знать, сколько знать как найти, как быстро добывать требуемые знания в современных энциклопедиях или в сети Интернета. Главное - уметь находить путь к знанию, путь поиска решения и уметь делать по этому пути первые шаги» .

В основных документах, определяющих стратегию развития российского образования в первой четверти XXI века («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» и др.), установлены главные приоритеты развития системы образования, как одного из факторов экономического и социального прогресса общества и в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности.

На основе изучения трудов исследователей нами выделены главные тенденции развития высшего образования, обусловленные требованиями общества и государства к системе образования, к современной личности. Основные тенденции развития образования, обусловленные требованиями общества и государства

к системе образования:

  • повышение качества высшего профессионального образования и как следствие обеспечение лидирующих позиций России в сфере образования на международном уровне;
  • обеспечение фундаментальности и целостности высшего профессионального образования;
  • ориентация на подготовку специалистов «завтрашнего» дня, готовых работать в условиях информационного общества, экономики будущего;
  • мобильность образования, т.е. способность системы образования гибко реагировать на изменение потребностей личности, экономики и нового общественного устройства;
  • открытость системы образования для личности, государства и общества;
  • развитие современной системы непрерывного профессионального образования, предоставляющего возможность гражданам в любом возрасте получать необходимое качественное образование.

к современной личности:

  • смена идеологии образования от передачи «готовых знаний» к идеологии формирования компетенций, направленность образования на становление ключевых компетенций;
  • обеспечение деятельностного характера образования, направленного на приобретение студентами опыта деятельности;
  • ориентация образования на создание максимальных благоприятных условий для саморазвития, самоопределения обучающихся, построения собственного индивидуального образовательного маршрута;
  • увеличение доли самостоятельной работы студентов для получения запланированных результатов;
  • переход от преимущественно информационных форм к активным формам и методам обучения, способствующим развитию творческих и проективных способностей обучаемых;
  • внедрение наукоемких педагогических технологий, аккумулирующих психолого-педагогические знания о закономерностях учебной деятельности и возможности современных IT-технологий;
  • изменение роли вузовского преподавателя, он в большей степени консультант, помощник, тьютор.

Основой реализации данных направлений является представление о современном образовании как о мощном и уникальном ресурсе индивидуального и общественного развития, а также об отношении образования и общества друг к другу как к ресурсам их функционирования и развития .

Модернизация высшего профессионального образования, обусловливает необходимость обновления и естественнонаучного образования (далее ЕНО) в соответствии с современным уровнем развития общества и требованиями к современному образованному человеку.

Современное общество в последние годы находится в стадии инновационного развития. Создание современной экономики, экстенсивное развитие стран, прорыв в сфере информационно-телекоммуникационных технологий и технологий наносистем, разумное природопользование, предупреждение экологических катастроф, развитие энергетики и энергосбережения, перспективных направлений военной и специальной техники требуют получения принципиально нового знания, которое дают только фундаментальные естественные науки. Именно результаты фундаментальных исследований обеспечивают высокий темп развития производства, возникновение совершенно новых отраслей техники.

Развитые страны мира признают необходимость приоритетного и опережающего обеспечения фундаментальных естественнонаучных исследований и соответственно ЕНО как гаранта страны в области лидерства в научно-технических инновациях и её безопасности. Как заявил президент США Б. Обама, выступая в апреле 2009 г. на ежегодном собрании Национальной академии наук США: «Мы не просто достигнем, мы превысим уровень времен космической гонки, вкладывая средства в фундаментальные и прикладные исследования, создавая новые стимулы для частных инноваций, поддерживая прорывы в энергетике и медицине и улучшая математическое и естественнонаучное образование» .

Современная эпоха перемен бросает вызов и российскому обществу во всех сферах бытия. Одним из вызовов прогресса явились существующие технологический и научный барьеры . Технологический барьер выражается в неспособности отечественных инженеров осваивать и повторять технологии стран-лидеров. «Научный барьер» проявляется в откате назад с передовых позиций науки. Это приводит к тому, что в сферу высоких технологий встраиваются развивающиеся страны, естественнонаучное образование которых находится на высоком уровне (об этом свидетельствует результаты международных исследований качества образования TIMSS и PISA), оттесняя тем самым страны, которые еще совсем недавно были лидерами в данной области, например Россию, США, Испанию. По мнению С.П. Капицы, С.П. Курдюмова, Г.Г. Малинецкого, противостоять «технологической» и «научной глобализации» можно, сохранив триаду «качественное образование - современная наука - высокие технологии», если рассматривать ее как один из важнейших государственных приоритетов .

Сегодня состояние естественнонаучного образования не может удовлетворять ни личность, ни общество, ни государство. Обновление ЕНО, обусловленное необходимостью его корреляции с современным уровнем развития естественных наук, требованиями к современному образованному человеку, реалиями современного мира и культуры - объективное требование времени.

В России - стране с богатейшими традициями и достижениями в области фундаментальных естественных наук - естественнонаучное образование на протяжении последних десятилетий практически не реализует свои образовательно-развивающие возможности. Недостатки в системе ЕНО отмечают многие ученые. Анализ научной литературы, в рамках приоритетных направлений развития современного высшего образования, позволил представить теоретическую проблематику ЕНО в виде двух групп проблем внешних и внутренних. Под внешними проблемами мы понимаем проблемы, которые относятся опосредованно к структуре и организации ЕНО, но играют решающую роль в его становлении и развитии. Внутренние - порождаются взаимосвязями целей, содержания, средств, методов и форм ЕНО.

Внешние проблемы:

Увеличение разрыва между достижениями в развитии естественных наук и уровнем естественнонаучного образования, что приводит к утрате конкурентоспособности нашей науки и техники на мировом рынке;

Усиление разрыва между естественнонаучным и гуманитарным образованием, что ведет к снижению фундаментальности образования, препятствует диалогу и дальнейшему сближению двух направлений общечеловеческой культуры;

Падение престижа и утрата традиций российского естественнонаучного образования, и, как следствие, снижение интереса к естественным наукам.

Внутренние проблемы :

Низкое качество естественнонаучной подготовки выпускников средних учебных заведений, отсутствие мотивации студентов гуманитарного направления к изучению естественнонаучных дисциплин; психологические особенности студентов-гуманитариев;

Направленность содержания естественнонаучных дисциплин на представление объективной системы знания о природе, отсутствие должного внимания к смысловой и ценностной сферам естествознания, развитию личности учащихся;

Малое количество часов, предусмотренных учебным планом на изучение естественнонаучных дисциплин, неудовлетворительное состояние учебно-информационного обеспечения, старение лабораторной базы кафедр, реализующих цикл естественнонаучных дисциплин, низкая материально-техническая обеспеченность образовательного процесса;

Ориентация образовательного процесса на экстенсивные варианты обучения, с приоритетом на традиционные формы и методы организации занятий, без учета профессиональной ориентации студентов.

Решение выделенных проблем требует не только целенаправленного и планомерного обновления целей, содержания и технологий естественнонаучного образования (это лишь надводная часть айсберга, хотя и очень необходимая, которая существует в виде огромных объемов методической работы), но и изменения в мышлении основных участников образовательного процесса, в их отношении к естественнонаучным дисциплинам, понимании значимости естественнонаучного образования для обеспечения высоких темпов развития экономического роста страны и развития человеческого капитала.

Исследованиям в области современного образования, в частности ЕНО, посвящены многочисленные работы специалистов в сфере философии, образования, педагогики, психологии, (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, В.М. Розин, В.В. Сериков, В.С. Степин и др.), рассматривающих проблемы частных методик (О.Н. Голубева, В.И. Данильчук, Л.Я. Зорина, Н.С. Пурышева, В.М. Симонов, А.Д. Суханов, Н.В. Шаронова и др.).

Аргументы в пользу активного преподавания естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной и высшей школе регулярно пересматривались и совершенствовались, поскольку менялась ситуация в обществе. В настоящее время, в связи с возрастающими требованиями к образованию в интересах становления социально активной личности, происходит «очеловечивание» ЕНО. Наиболее обсуждаемой проблемой становится проблема ценностного отношения к личности обучающегося, признание ее развития главной задачей.

В работе В.Н. Симонова ценность ЕНО для развития личности раскрыта наиболее полно. Изучая дидактические основы ЕНО, исследователь отмечает нравственное начало естествознания; огромную роль в становлении мировоззрения и научной картины мира, в формировании научного мышления и особого типа рациональности критически-аналитической. «Этот тип чрезвычайно важен для формирования мировоззренческих ориентаций современного человека. Именно он приучает людей к поиску решений» .

Сегодня, в рамках перехода системы высшего профессионального образования на компетентностный подход, акцент делается на оценке профессиональной компетентности, которая выступает основным образовательным результатом подготовки студентов. Необходимость проектирования результатов освоения основной образовательной программы как формирование компетентности актуализирует вопрос об обновлении ЕНО, в рамках которого происходит формирование профессиональных компетентностей и прежде всего через формирование ключевых компетентностей, которые необходимы для любой профессиональной деятельности и связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Сегодня ключевые компетентности приобретают особую значимость. Они проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации; сочетают элементы профессиональной и общей культуры, профессионального опыта, обогащенного знанием результатов научных исследований и самостоятельных поисков смыслов и действий .

Достижение приоритета повышения качества ЕНО ставит проблему трансформирования естественнонаучного образования в XXI веке как многоаспектную, сложную и системную . Решение данной проблемы требует учета всех его структурных компонентов, знания основных тенденций развития естественнонаучного образования в различных странах мира, использование богатейшего опыта преподавания дисциплин естественнонаучного цикла в нашей стране.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил предположить, что обновление естественнонаучного образования требует решения следующих задач:

  • взращивание человеческого потенциала, начиная с начальной школы, который осуществит прорыв России в области ЕН к середине ХХI века;
  • обеспечение соответствия между современными достижениями естественных наук, содержанием ЕНО и научным потенциалом преподавателей естественнонаучных дисциплин;
  • интеграция в области ЕНО, преодоление предметной раздробленности содержания учебных дисциплин, объединение усилий преподавателей естественных наук (командная работа, проектные методы);
  • создание современной инфраструктуры ЕНО: научные лаборатории, ресурсные центры, IT-технологии, новые поколения познавательных ресурсов и др.

Решение данных задач невозможно только учителями и преподавателями естественнонаучных дисциплин, многое зависит от политики государства, авторитетных специалистов в области образования, преподавателей, реализующих гуманитарные, общепрофессиональные и специальные дисциплины, вузовской образовательной среды. Результатом совместной работы будет понимание того, что естествознание - это национальное достояние государства; стратегический ресурс и условие инновационного развития России; его уровень определяет уровень развития цивилизации и человеческого потенциала; оно было ХХ в. и должно стать в ХХI веке областью национального превосходства России.

Содержательный анализ тенденций развития высшего образования, обусловленных требованиями общества и государства к системе образования, к современной личности, основных проблем ЕНО, его значения для развития государства и личности, позволил нам выделить основные направления обновления ЕНО в содержании, технологиях, нормативно-правовом, квалификационном и материально-техническом обеспечении.

Направления обновления естественнонаучного образования:

  • Установление соответствия между современными достижениями естественных наук и содержанием ЕНО.
  • корреляция стандартов 2-го поколения для основной школы со стандартами 3-го поколения для вузов.
  • Разработка учебников, учебных пособий, учебно-методических комплексов нового типа по естественнонаучным дисциплинам.
  • Разработка и внедрение специального предмета, интегрирующего знания всех естественных наук, для всех образовательных программ гуманитарного, естественнонаучного и технического направлений.

в технологиях:

  • Создание условий для обеспечения индивидуальной образовательной траектории, как студентов, проявляющих интерес к естественным наукам, так и студентов с пониженной мотивацией к изучению естественных наук.
  • Создание нового качества познавательных ресурсов (ППС, ЦОР, IT - сайты, IT-технологии, и др.).
  • Внедрение современных технологий обучения, исследовательской и проектной деятельности (обучение в музеях, лабораториях, центрах открытого доступа, заповедниках, обсерваториях и др.).
  • Создание новых средств оценивания достижений и образовательных результатов обучающихся.
  • Разработка системы самостоятельной работы студентов, позволяющей преподавателю выходить на сопровождение самостоятельной работы студента, предполагающее конструирование образовательной среды; консультирование и осуществление индивидуальной педагогической поддержки студента в его самостоятельной работе; создание педагогических условий для оценивания и рефлексии самостоятельной работы студентов.

в нормативно-правовом и квалификационном обеспечении:

  • Обновление системы повышения квалификации преподавателей естественнонаучных дисциплин.
  • Разработка и внедрение квалификационных требований к специалистам в области ЕНО.
  • Создание центров сертификации квалификаций, в том числе в системе допуска к педагогической деятельности.
  • Разработка механизма системы финансовой поддержки преподавателей ЕНО (гранты, премии от университетов, корпораций).
  • Нормативное введение педагогической интернатуры в дополнительном поствузовском образовании учителя ЕНО.

в материально-техническом обеспечении:

  • Создание нового качества материально-технической базы для ЕНО: имитационные классы, лабораторное оборудование, в том числе посредством интеграции имеющихся ресурсов.
  • Создание ресурсных центров для профильной школы и вузов, на базе которых будет осуществляться сетевое взаимодействие учителей и преподавателей естественнонаучных дисциплин.

Таким образом, реализация выделенных направлений обновления ЕНО, обоснованных «вызовами» общества, государства, личности, позволит обеспечить качественность, мобильность, открытость, фундаментальность и целостность ЕНО, его ориентацию на подготовку специалистов «завтрашнего дня». Основу обновленного ЕНО составят: компетентностный подход; личностно-деятельностный характер образования; наукоемкие инновационные образовательные технологии, способствующие включению студентов в различные виды деятельности, позволяющие научить работать студента с различными источниками информации, учитывающие личностный и профессиональный аспекты деятельности студента. Осуществление ЕНО обеспечат высококвалифицированные преподаватели, приоритетом профессиональной деятельности которых будут являться помощь, поддержка, сопровождение, содействие обучению студента. Результатом обновления ЕНО станет понимание того, что современное естествознание является фактором экономического развития общества и становления современной личности.

Список литературы

  1. Алиева Н.З. Проблематика становления современного естественнонаучного образования. URL: http://spkurdyumov.narod.ru/alieva1.htm (дата обращения 28.02.2010).
  2. Капица С.П., Курдюмов С.П., Мапинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М.: Наука, 1997. - 285 с.
  3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. -2-е изд., стереотип. - М.: КомКнига, 2007. - 232 с.
  4. Козырев В.А., Шубина Н.Л. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: научно-методическое пособие. - 2-е изд., доп. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 434 с.
  5. Кондаков А.М. Образование как ресурс развития личности, общества и государства: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - М., 2005. - 322 с.
  6. Обама Б. Сегодня наука нужна как никогда раньше: текст выступления президента США 27 апреля 2009 года на ежегодном собрании американской Национальной академии наук. URN: http://eqworld.ipmnet.ru/ru/info/sci-edu/obama2009.htm, (дата обращения 28.02.2010).
  7. Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.Н. Коновалова, Е.В. Сартакова. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010. - 256 с.
  8. Симонов В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма. - Волгоград: Перемена, 2000. - 293 с.

Рецензенты:

Каплина С.Е., д.п.н., доцент, Читинский государственный университет, г. Чита;

Шевцов М.Ю., д.п.н., профессор академик МАНПО, Читинский государственный университет, г. Чита.

Работа поступила в редакцию 07.02.2011.

Библиографическая ссылка

Старостина С.Е. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8-1. – С. 56-60;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=26781 (дата обращения: 17.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Естественнонаучное образование

имеет целью подготовку специалистов в области естественных наук - биологии, геологии, географии, физики, астрономии, химии, математики и др.

Объяснение явлений природы, знание её основных законов способствуют наиболее рациональному использованию этих законов в интересах развития современного общества, а также формированию материалистического мировоззрения. Различают общее и специальное Е. о. Систематическое изучение и познание основ естественных наук и отдельных наиболее общих законов природы осуществляются в средней общеобразовательной школе (См. Средняя общеобразовательная школа) начиная с младших классов (изучение основ биологии, химии, физики, математики, астрономии, географии даёт школьникам общие представления о различных формах движения материи, о законах развития природы и др.). Общее Е. о. получают учащиеся профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, студенты вузов независимо от избранной специальности.

Специальное Е. о. (подготовка специалистов в области естественных наук для ряда отраслей народного хозяйства, науки и просвещения) осуществляется в университетах, педагогических, с.-х., медицинских, геологоразведочных, а также в некоторых технологических и технических высших и средних специальных учебных заведениях. Основными учебно-научными центрами Е. о. являются Университеты .

В период бурного развития научно-технической революции, когда наука всё в большей степени становится непосредственной производительной силой общества, Е. о. приобретает особо актуальное значение. Научно-техническая революция сопровождается быстрым развитием физики, химии, математики и астрономии, а также биологической науки во всём её многообразии. Особенно интенсивно развиваются такие разделы биологии, как биохимия, биофизика, микробиология, вирусология, генетика, гистология, что способствует глубокому познанию основных процессов жизни на уровне клеток, субклеточных структур и молекул. Специалисты, получившие образование в области микробиологии, микологии, генетики, биохимии, вместе с инженерами, технологами, химиками осуществляют целый ряд биологических синтезов, которые не могут быть выполнены чисто химическим путём (биосинтез антибиотиков, витаминов, гормонов, ферментов, аминокислот и др. биологически активных соединений). Успехи современной физики, химии, биологии и др. естественных наук связаны с бурным развитием математики и проникновением её в эти науки. Вместе с тем развитие естествознания способствует бурному прогрессу науки и техники. В период взаимного проникновения одних наук в другие в зонах соприкосновения отдельных наук возникают новые, наиболее быстро развивающиеся направления.

Н. С. Егоров.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Естественнонаучное образование" в других словарях:

    Естественно научное образование включает в себя очень широкие направления и области естественно научного знания физики, химии, биологии, описывающих структурные, функциональные, количественные и последовательные причинно следственные связи… … Википедия

    ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - одшш составляющих общего образования, охватывающая комплекс учебных дисциплин, излагающих основы научных знаний о природе. Предусматривает две главные цели: а) формирование научной картины мира и адекватного миропонимания; б) подготовку… … Профессиональное образование. Словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан … Википедия

    Энциклопедия социологии

    ОБРАЗОВАНИЕ - англ. education; нем. Bildung. 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают… … Толковый словарь по социологии

    ОБРАЗОВАНИЕ - 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях; различают: начальное, основное, среднее, высшее, общее и специальное… … Российская социологическая энциклопедия

    Совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений. Г. о. важнейшее средство формирования мировоззрения, играет… …

    VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

    - (ИЕСЭН НГПУ) Головная организация Новосибирский государственный педагогический университет Тип государственный Директор Канда … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Буданов. Буданов Владимир Григорьевич Дата рождения: 1955 год(1955) Место рождения: Москва, СССР Страна … Википедия

Книги

  • Очерки истории становления и развития методик общего среднего образования. В 2-х томах , Резникова Вера Зиновьевна, Страут Е. К., Лаврентьев А. А.. Часть 1. Сборник статей состоит из двух томов, в которые включены материалы, описывающие становление и развитие методик преподавания предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов.…
  • Очерки истории становления и развития методик общего среднего образования. В 2 томах (комплект из 2 книг) , . В сборник включены материалы, описывающие становление и развитие методик преподавания предметов естественнонаучного цикла: математики, физики, химии, биологии, географии, трудового и…
1

Естественное образование основано на природных процессах, которые существуют независимо от человечества так же, как существуют солнце, Земля, молекулы, атомы. Задача науки - это открывать все новые естественные процессы, которые помогут человечеству не попадать в кризисные условия, которые возникают искусственно при существовании цивилизации, когда ею неправильно распоряжаются. Естественная наука должна увеличивать знания в образовании естественным путём, которые улучшат здоровье, нравственность населения Земли, развитие цивилизации и другие новые науки. Эти науки откроют новые законы естественных процессов и помогут восстановить успешное, мирное воспитание всех поколений без проблем с улучшением здоровья, мудрости и восстановлением естественных законов без негативных искусственных, придуманных кем-то, не имеющих на то право.

Естественные процессы развиваются нравственно гармонично с нравственной эволюцией и задача научных работников с помощью основных доказательств научить население Земли естественно жить, естественно воспитывать себя и новое поколение, естественно развивать свою истинную цивилизацию только нравственно без преступников и без преступлений. Нужно научиться лечить все неизлечимые болезни и применять естественные процессы для улучшения здорового образа жизни в каждой семье и членов семьи во всех поколениях в стране, не нарушая естественную природную структуру и улучшая рост к высшей гармонии. Таким образом, наука будет расти без проблем, и законы естественной природы будут почитаться населением каждой страны. Тогда не будет проблем в государстве, которые возникают из-за замены естественной природы искусственной с искусственными знаниями, с искусственными законами, с искусственным воспитанием себя и детей с нежеланием улучшать себя естественно. Если наука естественно не работает в стране, где существует эта наука, - в государстве будут кризисы, апокалипсисы, концы света, будет «научный голод», а поэтому возникнут «маги-волшебники», пророки, секты, нападение других стран для развития информационной войны, для экспериментов. Какие нужны эксперименты для естественных процессов? Какие нужны научные открытия, чтобы супружество не называли браком? Какие нужны законы, чтобы научить родителей воспитать себя и новое поколение естественным путём? Как науке нужно объяснить народу, что в каждой стране существуют естественные процессы и не нужно правителям и их народам идти по пути искусственно-созданному кризисом? Для работы научных работников естественной науки имеется много вопросов, на которые они смогут ответить.

Наука должна подтверждать правильность почитания естественных процессов, чтобы государство не искажало свою гармонию и тогда, если на данном этапе правильно совершается здоровая работа естественных процессов в государстве, то наука, как разведчик, впереди всех начнёт исследовать новые естественные процессы для улучшения роста понимания гармонии теоретически и практически населением страны на всей Земле. Наука не должна развиваться по пути разрушения себя и окружающих, не должна использовать естественные процессы для искусственных разрушительных образований, которые могут привести к деградации не только современное поколение, но и последующие. Научный работник является как бы сверхродителем для окружающего народа и от его исследований зависит дальнейшее применение естественных процессов в поколениях. Ответственность научного работника перед государством и его народом существует всегда потому, что государство и народ доверяет науке, но не всегда в науке существуют нравственные научные работники, которые являлись бы патриотами своей Родины.

Как только научный работник открывает что-либо новое в естественных процессах, он не всегда готов к этим открытиям, либо из-за своей наивности и поэтому его открытия могут забрать другие и использовать не по назначению, либо из-за глупости с желанием покорить весь мир и присвоить себе имя бога. Такой учёный хочет покорить естественные процессы для злых действий против населения Земли. Он заболел психической болезнью и наивно считает, что естественные процессы ему покорятся. Естественные процессы всегда здоровые и не могут управляться больными существами. Если кто-то ещё желает изменить естественные процессы в безнравственную сторону, то может сильно изуродовать себя с таким безнравственным старанием так как все естественные процессы безнравственными не могут управляются. Естественные процессы находятся как матрёшка один в одном в разном агрегатном состоянии, в разных измерениях времени и пространства. Если ещё существуют желающие покорить какое-либо измерение или агрегатное состояние естественных процессов в безнравственную сторону, то при восстановлении для нормальной работы естественные элементы могут, как пружина «ударить» учёного в первую очередь по его здоровью, по его авторитету, по его открытию и может в лучшем случае убрать его с научного места, чтобы больше не вредил. В худшем случае, такой научный работник может себя изуродовать и навредить своему роду и своей семье. От неграмотных научных работников погибла Атлантида и другие цивилизации, которые оставили своим потомкам разрушения не только физические, но и информационные.

Естественно-научное образование даст любой стране мудрое поколение с естественным развитием богатства, счастья, успеха, удачи везде и во всём, в семейном и супружеском счастье и самые лучшие мудрые перспективы. Поэтому многие неграмотные научные работники пытаются сдерживать естественные процессы в образовании и в воспитании мудрого поколения, которое всегда будет отличать истинный естественный процесс от ложного. Поэтому для вредя себе в странах пытаются внедрять ювенальную юстицию для того, чтобы семьи боялись рожать детей и чтобы государство растило больше беспризорников и сирот, которых искусственно лишили семьи и поэтому заочно искусственно воспитываются чтобы дети мечтали о родной семье и были от семьи на расстоянии. Образованию необходимо знать не только естественные процессы, но и своевременно применять их для различного возраста в полном объёме без проблем. Нормальное психически здоровое естественное образование не нуждается в искусственных подсказках других стран, которые конкурируют, соперничают и не намерены помогать образованию другой страны естественно образовываться в нравственном направлении.

Естественные процессы всегда видны потому, что они красивы, гармоничны, легко усваиваются и простые в использовании. Их нужно открыть для определённого этапа развития цивилизации с улучшением. Необходимо оздоравливать все процессы теории и практики, которые помогут открывать новые этапы развития с лучшим естественным образованием и использованием естественных процессов. Каждое научное открытие должно приносить большие доходы не только себе, но и стране, народу без вреда во всех поколениях. Все открытия, которые принесли бедствие народу необходимо пересмотреть и привести к нравственному использованию, либо избавиться от безнравственных искусственных открытий и их последствий, чтобы не страдали народ, страна, Земля в перспективе.

Наука естественных процессов - является самым ответственным этапом развития, от которого зависит естественное образование и здоровье цивилизации. Здоровый народ всегда поможет своей мудростью научным работникам познавать естественные процессы природы независимо от национальности, вероисповедания и возраста. Как только наука научит население отличать свободно, точно истину от лжи, то наука автоматически перейдёт на более высший этап развития, где естественные процессы не смешиваются с искусственными и ложными. Естественным процессам необходимо развиваться независимо от того, хотят ли научные работники их признавать и правильно обосновывать или хотят развивать искусственные, временные, не относящиеся к естественным процессам открытия, такая наука ждёт, что придёт ребёнок и скажет, как в сказке: «А король то - голый!». Если научные работники не хотят позориться перед младшим поколением за свои научные труды, за свои переписанные откуда-то непроверенные трактаты из других источников, то лучше заранее пусть каждый исправит на своём месте всё то, что научный работник испортил. Вначале он испортил теорию, затем практику потому, что не стал, как ученый обосновывать естественные процессы естественным грамотным путём и вся его жизнь, как лжеца с лжеучением проходит в страхе и поэтому такие учёные конкурируют с другими, чтобы не раскрылись лживые открытия и не обнаружилась естественная правда.

Библиографическая ссылка

Ленская Н.П. СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 9-1. – С. 125-127;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10462 (дата обращения: 17.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Естественно-научные специальности целесообразно разделить на два больших раздела:

  • химические и биомедицинские науки;
  • науки о Земле.

Химические технологии

Химия в чистом виде – это скорее теоретическая дисциплина. Если же говорить о более востребованном рынком труда прикладном значении, то речь пойдет о химических технологиях, которые лежат на стыке физики, химии и математики. Главная цель – это превращение химического сырья или материала в более удобные для использования формы. Химические технологии также нацелены на открытие и создание новых ценных материалов и методов. Люди, работающие в этой сфере, называются химиками-инженерами или химиками-технологами.

Химики-инженеры создают то, чем мы пользуемся в обычной жизни. Спектр отраслей, в которых можно работать, окончив соответствующую специальность, таков:

  • Очистка воды и сточных вод;
  • Нефтепереработка и производство нефтепродуктов;
  • Производство электроэнергии;
  • Производство напитков и продуктов питания;
  • Производство косметики и текстиля.

Химическая и биофармацевтическая отрасли относятся к числу наиболее бурно растущих во всем мире.

Биомедицинские технологии

Биомедицину можно определить как прикладное направление, в котором инженерные принципы и технологии применяются к медицине. Чтобы добиться успеха в этом направлении, специалист должен быть хорошим инженером, который к тому же прекрасно разбирается в медицинских и биологических науках.

Это довольно молодая область знаний, поэтому большая часть работы биомедицинского инженера (или биоинженера) заключается в научных исследованиях и развитии в таких областях, как биоинформатика, медицинская визуализация, биомеханика, биоматериалы и биоинженерия, системный анализ, 3D-моделирование и т.д. В качестве примера результатов такой работы можно привести разработку и создание биосовместимых протезов, диагностического и медицинского оборудования и новых лекарственных средств.

Фармацевтика

Отдельно стоит сказать о фармацевтике, которая направлена на открытие, разработку, создание и продажу медикаментов. Крупные фармацевтические компании нанимают на работу людей с самыми разными качествами и образованием, но чаще всего это биологи и химики. Прекрасным кандидатом будет человек с двумя образованиями – первым биологическим или химическим, а вторым – в области менеджмента, маркетинга, юриспруденции, финансов и т.д. Новому медицинскому препарату необходимо в среднем 12 лет, чтобы пройти все тесты и испытания и выйти на рынок – можно себе представить, сколько самых разных специалистов задействовано в этом.

Науки о Земле

Науки о Земле охватывают очень большое количество самых разных специальностей, которые изучают историю и будущее Земли, климатические изменения, экологические проблемы, обеспечение населения продуктами, водой и энергией, сохранение природных ресурсов и многое другое.

Самыми динамично развивающимися направлениями здесь являются менеджмент в энергетике и утилизации отходов, а также устойчивое развитие. Перечисление отраслей, в которых могут работать геологи, географы, экологи и другие смежные специалисты, отнимет немало времени. Достаточно лишь сказать, что такой список начинается авиацией и археологией и заканчивается ядерной физикой.
Можно также перечислить наиболее важные задачи, которые сегодня решают специалисты в области наук о Земле:

  • развитие использования возобновляемых источников энергии – Солнца, ветра, воды и др.
  • прогноз развития планетарных систем;
  • поиск новых месторождений природных ресурсов (вода, нефть и металлы);
  • сохранение почв и сельскохозяйственной продуктивности;
  • сохранение качества водных ресурсов;
  • уменьшение последствий природных катастроф (извержения вулканов, землетрясения, наводнения, ураганы, сели и цунами);
  • определение баланса между общественными нуждами и сохранением экосистем;
  • понимание и предсказание поведения климатических систем.

Геология

Геология – одна из основных наук о Земле. Геологи работают с материалами, из которых состоит наша планета, изучают ее структуру и процессы. Геологи также изучают изменения, происходившие на Земле в разные эпохи. Геологи занимаются поиском природных ресурсов, изучают катастрофические явления.

Метеорология

Метеорологи изучают атмосферу и влияние процессов в ней на изменение погоды и климата. Это сугубо практическая наука, изучающая также влияние деятельности человека на климат.

Океанология

Океанологи изучают строение, состав, развитие и процессы, происходящие в Мировом океане. Океаны покрывают большую часть планеты и являются источником многих ресурсов, в том числе и энергетических. Океаны также оказывают решающее влияние на климат.

Отдельным направлением наук о Земле являются экологические специальности, лежащие на стыке многих дисциплин и переживающие сегодня небывалый подъем. Хороший эколог должен разбираться в химии, физике, биологии и геологии, а часто также и в экономике, социальных и политических науках.

Узнайте больше информации от представителей вузов лично

Как видно, специализаций по данному направлению великое множество. Поэтому проще и быстрее определиться с выбором будущей специальности можно, посетив бесплатную выставку «Магистратура и дополнительное образование» в или .

к. п.н.

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия

Понятие естественнонаучное образование не имеет в справочной и педагогической литературе определенного толкования. Более того, до сравнительно недавнего времени определением этого понятия совсем не занимались: в русских дореволюционных изданиях, например, мы не обнаружили ни одной дефиниции естественнонаучного образования. Только в конце XX в. в Большой Советской энциклопедии появилось его определение: естественнонаучное образование «имеет целью подготовку специалистов в области естественных наук - биологии, геологии, географии, физики, астрономии , химии, математики и др.» .

Различают общее и специальное естественнонаучное образование. Общее естественнонаучное образование имеет своей целью систематическое изучение и познание основ естественных наук и отдельных, наиболее общих законов природы (изучение основ биологии, химии, физики, математики, астрономии, географии дает школьникам общие представления о различных формах существования и движения материи, о законах природы и др.). Специальное естественнонаучное образование направлено на подготовку специалистов в области естественных наук для ряда от­раслей народного хозяйства, науки и просвещения.

Отметим, что данная формулировка достаточно полно отражает специфику естественнонаучного образования (область естественнонаучного знания), но недостаточно четко раскрывает личностный аспект образования, соотношение естественнонаучного образования с воспитанием (в узком смысле) и развитием личности.


В Педагогическом словаре «естественнонаучное образование» и вовсе не определено, что в наши дни, по меньшей мере, странно.

Педагогическая энциклопедия трактует естественнонаучное образование как образование в области естественных наук . В целях уточнения понятия естественнонаучное образование и его конкретизации в контексте своего исследования мы осуществили теоретический анализ педагогической и справочной литературы , в которой содержатся разнообразные трактовки понятия образование.

Понятие образование имеет широкое распространение. Для примера приведем некоторые из них.

В государственном образовательном стандарте под образованием понимается - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) .

Буквальный смысл термина «образование» - «формирование образа». Оно может быть представлено и изучено с трех сторон:

Как процесс, в основе которого лежит освоение человеком в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования , а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений;

Как результат включает в себя характеристику достигнутого уровня в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;

Как система представляет совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образования .

В контексте нашего исследования, с учетом временных рамок и уровня развития системы образования, данная формулировка не отражает действительности рассматриваемого периода становления, хотя подход (рассмотрение как процесса, как результата и как системы) к определению естественнонаучного образования может быть использован.

B. C. Леднев дает такое определение: «Образование - это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетической и социальной программами» .

Автор рассматривает образование как триединый процесс, характеризующийся взаимопересекающими компонентами, такими как усвоение опыта (в форме знаний, умений), воспитание качеств поведения и умственное и физическое развитие.

На основе сопоставления вышеперечисленных понятий, мы конкретизировали естественнонаучное образование как целенаправленный процесс и результат формирования у человека системы естественнонаучных знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.


Естественнонаучное образование как процесс непосредственно направлен на усвоение опыта в области естественных наук (формирование системы естественнонаучных знаний, умений и навыков). В процессе естественнонаучного образования вырабатывается ориентация личности в природном мире, в соответствии с представлениями о системе взаимоотношений природы и человека, сложившейся в обществе; формируются и развиваются качества личности, основанные на ценностном отношении к природе и окружающему миру.

Таким образом, в процессе естественнонаучного образования опосредованно осуществляется воспитание и развитие личности, выражающееся в сформированности естественнонаучного мышления и мировоззрения.

Свойства и качества личности, проявляющиеся в ценностном отношении к природе и окружающему миру, - результат целенаправленного создания условий для их привития в процессе естественнонаучного образования.

Начальное общее образование - Окружающий мир.

Основное общее образование - Природоведение, География, Биология, Физика, Химия.

Учебный предмет Природоведение изучается в V классе и является пропедевтической основой последующего изучения блока естественнонаучных предметов. В VI классе по решению образовательного учреждения допускается интеграция учебных предметов Биология и География и продление изучения курса Природоведение.

Среднее (полное) общее образование - География, Биология, Физика, Химия, Естествознание.

Учебный предмет Естествознание представлен только на базовом уровне. По выбору образовательного учреждения он может изучаться вместо учебных предметов базового уровня Физика, Химия и Биология.

Законом об образовании и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года предусмотрена существенная реорганизация всей системы школьного образования, в том числе его и естественнонаучной составляющей. Ориентация на повышение доступности, качества и эффективности российского образования потребовала значительного обновления содержания общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. В соответствии с указанными целями и направлениями модернизации образования в содержание учебных предметов естественнонаучного цикла внесены следующие изменения (по сравнению с «Обязательным минимумом содержания общего образования», утвержденным приказом Минобразования Росси в 1998/99 гг.):

Естествознание - усилена прикладная, практическая направленность всех учебных предметов данной образовательной области (Физика, Химия, Биология). На базовом уровне старшей школы в качестве варианта изучения предложен интегративный курс Естествознание.

Биология - значительно расширено содержание раздела «Человек» (проблемы физического и психического здоровья, здорового образа жизни, экологической грамотности).

География - реализована новая концепция содержания географического образования с переходом от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу .

Количество часов в неделю, необходимое для изучения отдельных учебных курсов, представлено в сводной таблице, составленной на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (см. табл. 1).

Изучение истории естественнонаучного образования требует определения его основных функций, а именно целевых установок, задач и ведущих идей школьного естествознания.

Таблица 1.

Базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений России

(сводная таблица)

Учебный предмет

Количество часов в неделю по классам

Окружающий мир

Природоведение

Естествознание

Биология

География

Идея единства основывается на изучении природы с единой точки зрения, обусловленной существованием естественнонаучной картины мира.

Идея деятельности подразумевает реализацию деятельностного подхода в определении содержания образования. Естественные науки дают широкие возможности для деятельности самого разного характера, в том числе и практической.

Идея совмещения основывается на сочетании логики развития личности, определяемой возрастными и индивидуальными особенностями, с логикой развития науки. Причем приоритет должен отдаваться логике развития личности. Каждому возрастному периоду в развитии личности соответствует свой объем учебного материала и определенный уровень знаний.

Идея вариативности построена на учете индивидуальности ученика, что создает возможность выбора и активного участия личности в реализации собственного потенциала. Вариативность открывает возможность для личного творчества ученика и позволяет интенсифицировать процесс обучения на основе его индивидуальных запросов.

Идея гуманизации определяет место естественнонаучного образования в общей культуре. Один из аспектов гуманизации связан с показом оптимальных взаимоотношений в системе «природа - человек». Именно естественнонаучные дисциплины характеризуют окружающую человека природу как среду обитания, формируют целостное представление о научной картине мира, содействуют познанию человеком самого себя и своего места в этом мире, способствуют гармонизации взаимоотношений с природой через наполнение своего внутреннего мира ценностями морального выбора, нравственных отношений и норм. Эти знания приобретают особую значимость в современном мире, когда на первый план выдвигаются утилитарно-прагматические цели изучения и использования законов природы.

Список литературы:

1. Большая Советская Энциклопедия [Текст] : в 30 т. Т. 9. Евклид – Ибсен / глав. ред. . – 3-е изд. – М., 1972. – 624 с.

2. Педагогическая Энциклопедия [Текст] : в 4 т. Т. 1 А‑Е / Гл. ред. , Ф. Н. Петров и др. М. : Советская Энциклопедия, 1964. – 832 с.

3. Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области [Текст] / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области; Институт развития регионального образования. – Вторая редакция. – Екатеринбург: Издательство дома учителя, 2001. – 114 с.

4. Слово о способах и путях, ведущих к просвещению, говоренного апреля 22 дня, 1779 года [Текст] :/ Х. А Чеботарев // Сычев-Михайлов, М. В. Из истории русской школы и педагогики XXVIII века / Сычев-Михайлов. – М., 1960. – С. 213.

5. Леднев, образования: сущность, структура, перспективы [Текст] / Л. В. Леднев. – 2-е изд., перераб. – М. :Высш. шк., 1991. – 224 с.

6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования [Текст] / Министерство образования РФ // Сборник нормативных документов / сост. , . – М. : Дрофа, 2004. – С. 7‑389.

7.Федеральный учебный базисный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации, реализующих программы общего образования [Текст] / Министерство образования РФ // Сборник нормативных документов / сост. , . – М. : Дрофа, 2004. – С. 397‑443.

8. Естественно-историческая хрестоматия [Текст] : сборник лучших трудов из сочинений известнейших современных авторов. В 2 т. Т. 1 / с 3-го нем. изд. сб. I. Ламперт. – СПб. : В типографии, 1866. – 404 с.

9. Каптерев, очерки [Текст] / П. Ф. Каптерев // Каптерев, П. Ф. Избр. пед. соч. – М. : Педагогика, 1982. – С. 270‑652.

10. Умов, опытных наук [Текст] / // Собр. соч. : в 3 т. – Т.3. – М., 1916. – С. 228.

11. Павлов, А. П. О типах средней общеобразовательной школы [Текст] / А. П. Павлов // Павлов, . пед. труды. - М., 1959. - С.134

12. Блонский, педагогические произведения [Текст] / П. П. Блонский. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 695 с.

13. Кюнельт, Г. Цели естественнонаучного образования [Текст] / Г. Кюнельт // Проблемы мотивации в преподавании предметов естественнонаучного цикла: сб. / РГПУ им. . – СПБ. : Изд-во РГПУ им. , 1998. – С. 7‑8.

14. Концепция содержания общего среднего образования [Текст] : рекомендации по формированию нового содержания / В. М. Монахов и др. – М.: АПН ССР, НИИ общего среднего образования, 1991. – 58 с.

15. Физика: Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Базовый уровень [Текст] : проект / под. ред. Ю. И. Дика. – М. : Институт общеобразовательной школы РАО, 1993. – 38 с.

16. Концепция школьного физического образования в России (проект) [Текст] // Физика в школе. – 1993. - № 2. – С. 4‑10.

17. Константинов, по истории начального образования в России [Текст] : учеб. / , . – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1953. – 272 с.

18. Новикова, Т. А., Бовин, В. П. К вопросу о целях естественнонаучного образования [Текст] / , // Вестник Удмуртского университета: физика. – 2005. - № 4. – С. 225‑230.

19. Скрипко, естественнонаучного образования учащихся классов гуманитарного профиля [Текст] :автореф. дисс. … д-ра пед. Наук: 13.00.01. : защищена 20.03.2006 / . – Томск, 2006. – 37 с.

20. Зорина, естественнонаучного образования [Текст] / Л. Я. Зорина // Педагогика. – 1995. - № 3. – С. 29‑33.

21. Вагнер, В. Естествознание и школа [Текст] / Владимир Вагнер // Естествознание в школе: сб. первый. – СПб. : Образование, 1912. – С. 1‑2.

Учебный предмет “Природоведение” (Vкласс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов “География” (1 час в неделю) и “Биология” (1 час в неделю)

Интегрированный учебный предмет "Естествознание» вводится в профилях гуманитарной направленности. Федеральный базисный учебный план предполагает необязательность выбора именно этого варианта изучения "Естествознания". Вполне допустимо и в рамках профилей гуманитарной направленности выбрать изучение учебного предмета "Естествознание" или самостоятельных учебных предметов ("Физика", "Химия", "Биология") на базовом уровне за счет времени, отводимого на элективные учебные предметы.