Болезни Военный билет Призыв

Философия кайдзен в личной жизни. Система «Кайдзен» и ее применение в бизнесе. Методы Кайдзен в жизни

Кайдзен

Кайдзен , кайдзэн (яп. 改善 кайдзэн , ромадзи Kaizen ; встречается неверный вариант «кайзен») - японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни.

«Кайдзен» в бизнесе - постоянное улучшение, начиная производством и заканчивая высшим руководством, от директора до рядового рабочего. Улучшая стандартизованные действия и процессы, цель кайдзен - производство без потерь (см. Бережливое производство).

Впервые философия кайдзен была применена в ряде японских компаний (включая Toyota) в период восстановления после Второй мировой войны, и с тех пор распространилась по всему миру. Термин «кайдзен» стал широко известен благодаря одноимённой книге Масааки Имаи (1986, Kaizen: The Key to Japan’s Competitive Success).

Начиная с 1986 года, когда была издана книга «Kaizen: The Key to Japan’s Competitive Success», термин «кайдзен» был принят в качестве обозначения одной из ключевых концепций менеджмента. В 1993 году он вошел в новое издание New Shorter Oxford English Dictionary , который определяет кайдзен как непрерывное совершенствование методов работы, личной эффективности и так далее, то есть как философию бизнеса.

В японском языке слово «кайдзен» означает «непрерывное совершенствование». Исходя из этой стратегии, в процесс совершенствования вовлекаются все - от менеджеров до рабочих, причем ее реализация требует относительно небольших материальных затрат. Философия кайдзен предполагает, что наша жизнь в целом (трудовая, общественная и частная) должна быть ориентирована на постоянное улучшение.

Принципы кайдзен

  1. Фокус на клиентах - для компании, использующей кайдзен, более всего важно, чтобы их продукция (услуги) удовлетворяли потребности клиентов.
  2. Непрерывные изменения - принцип, характеризующий саму суть кайдзен, то есть, непрерывные малые изменения во всех сферах организации - снабжении, производстве, сбыте, личностных взаимоотношений и так далее.
  3. Открытое признание проблем - все проблемы открыто выносятся на обсуждение.(Там, где нет проблем, совершенствование невозможно)
  4. Пропаганда открытости - малая степень обособленности (особенно в сравнении с западными компаниями) между отделами и рабочими местами.
  5. Создание рабочих команд - каждый работник становится членом рабочей команды и соответствующего кружка качества (новый для организации работник входит также в состав клуба «первогодок»).
  6. Управление проектами при помощи межфункциональных команд - ни одна команда не будет работать эффективно, если она действует только в одной функциональной группе. С этим принципом тесно связана присущая японскому менеджменту ротация.
  7. Формирование «поддерживающих взаимоотношений» - для организации важны не только и не столько финансовые результаты, сколько вовлечённость работников в ее деятельность и хорошие взаимоотношения между работниками, поскольку это неизбежно (пусть и не в данном отчётном периоде) приведет организацию к высоким результатам.
  8. Развитие по горизонтали. (Личный опыт должен становиться достоянием всей компании)
  9. Развитие самодисциплины - умение контролировать себя и уважать как самого себя, так и других работников и организацию в целом.
  10. Самосовершенствование. (Приучи себя определять вопросы, за которые отвечаешь ты лично, в отличие от тех, за которые отвечают другие, и начинай с решения собственных задач)
  11. Информирование каждого сотрудника - весь персонал должен быть полностью информирован о своей компании.
  12. Делегирование полномочий каждому сотруднику - передача определённого объёма полномочий каждому сотруднику. Это становится возможным благодаря обучению по многим специальностям, владению широкими навыками и умениями и пр.
  13. Управлять - значит начать с планирования и сравнить план с результатом.
  14. Анализ происходящего на предприятии и действие на основе фактов. (Делай выводы, опираясь на достоверные данные)
  15. Устранение основной причины и предотвращение рецидивов. (Не путай причину проблемы с её проявлениями).
  16. Встраивание качества в процесс как можно раньше. (Качество должно встраиваться в процесс. Проверка не создает качества)
  17. Стандартизация. (Нужны методы, позволяющие закрепить достигнутый успех)

Кайдзен в разработке программного обеспечения

В конце 2000-ых годов кайдзен стал набирать популярность в индустрии разработки программного обеспечения . В частности, один из создателей методологии Scrum Джефф Сазерленд (англ. ) рассматривает кайдзен как процесс устранения помех (англ. impediments , силами команды (а не одного скрам-мастера). На ретроспективном совещании идентифицируется наиболее серьёзная помеха, и задача по её устранению вносится в следующий резерв спринта (англ. sprint backlog ) наравне с другими историями (англ. user stories ), то есть вместе с оценкой трудозатрат и приёмочными тестами.

Примечания

Литература

  • Масааки Имаи Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества = Gemba Kaizen: A Commonsense, Low-Cost Approach to Management. - М .: «Альпина Паблишер» , 2010. - С. 344. - ISBN 978-5-9614-1347-2
  • Масааки Имаи Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний = Kaizen: The Key to Japan"s Competitive Success. - М .: «Альпина Паблишер» , 2011. - С. 280. - ISBN 978-5-9614-1618-3
  • Масааки Имаи Японское чудо / М. Имаи // Свой бизнес. - 2007. - № 1. - С. 13-17.
  • Каору, И. Японские методы управления качеством / И. Каору. - М.: Экономика, 1988. - 215 с.
  • П. Веллингтон Стратегии кайзен для успешных продаж = Kaizen Strategies for Customer Care. - СПб. : Питер, 2004. - С. 272. - ISBN 5-94723-164-6
  • Коленсо, М. Стратегия кайзен для успешных организационных перемен / М. Коленсо. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 175 с.
  • Куликов, Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. - М.:: Экономика, 2000. - С. 247. - ISBN ISBN 5-282-01982-5
  • Мельникова, Е. В. Улучшения в стиле кайдзен / Е. В. Мельникова // Методы менеджмента качества. - 2007. - № 3. - С. 8-11.
  • Мотивация персонала. Ключевой фактор менеджмента / под ред. Й. Кондо. - Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002. - 206 с.
  • И. Оу Японский менеджмент: прошлое, настоящее и будущее = Japanese Management: Past, Present and Future. - М.:: Эксмо, 2007. - С. 160. - ISBN ISBN 978-5-699-21789-2
  • Кайдзен для рабочих / Группа разработчиков издательства Productivity Press. - М. Изд-во ИКСИ, 2007. - 152 с.

См. также

P2M - японская методология по управлению инновационными проектами и программами

Ссылки

  • Кайдзен. Японское чудо. Интервью с Масааки Имаи и О. С. Виханским

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Кайдзен" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 отношения (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    кайдзен - Непрерывное, постоянное улучшение деятельности с целью увеличения ценности и уменьшения муда. Тематики управление производством EN kaizen … Справочник технического переводчика

    Бережливое производство (lean production, lean manufacturing англ. lean постный, без жира, стройный; в России более популярен перевод бережливое) логистическая концепция менеджмента, сфокусированная на оптимизации бизнес процессов с максимальной … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Бережливое производство (lean pr … Википедия

    Кайдзен (яп. 改善) японская философия, которая фокусируется на непрерывном улучшении всех аспектов жизни. В приложении к работе действия Кайдзен непрерывно улучшают все функции бизнеса, от производства до высшего руководства, от директора до… … Википедия

    Фонд поддержки социальных инноваций «Вольное дело» одна из крупннейших благотворительных организаций в России, основанная предпринимателем Олегом Дерипаска для реализации благотворительных проектов. Первые благотворительные проекты,… … Википедия

    Имя при рождении: яп. 今井 正明 Род деятельности: Консалтинг, Lean Дата рождения: 1930 год … Википедия

  • GTD ,
  • Управление проектами ,
  • Фриланс
  • Вы часто себе даете обещания, но не выполняете их. Крупная задача вас страшит и парализует. Вы вкалываете аврально и потом ругаете себя: «Надо было делать помаленьку, но каждый день». Я расскажу вам об эффективном методе, который испытала на себе лично.

    Мой привычный стиль работы – нахрапом. Сначала тянешь, тянешь, а потом – бац, мобилизуешься, работаешь в сверхзвуковом режиме и после окончания дела в эйфории и усталости отпочковываешься на диван. Но для меня как фрилансера, такой подход чреват проблемами.

    Примерно полгода назад я прочитала книгу Роберта Маурера «Шаг за шагом к достижению цели», про метод кайдзен. На одних местах скептически хмыкала, на других понимающе поддакивала, на третьих вопила: «Да ну, что за бред!».
    Суть метода: идти к цели маленькими шагами. Причем конкретно маленькими: маршировать по 1 минуте в день перед телевизором, отламывать одну дольку шоколадки и выбрасывать ее, выкладывать из тележки всего один продукт, отказаться от одной сигареты в день и так далее.

    Люди обычно решают свои проблемы или как я, резкими рывками (метод инноваций), или медленно, но систематически (метод кайдзен). Все эти картинки с дедлайнами, шутки про студентов и сессию или про то, что только гости мотивируют на скорую уборку как раз иллюстрируют первый метод.

    Заходя на SmartProgress , я наблюдаю, как люди идут к своей цели. И вижу несомненное преимущество метода кайдзен. Идти к цели постепенными регулярными шагами не так сложно, как вдруг сразу начать бегать 10 кругов по стадиону или выучить за один день 50 новых слов на итальянском языке.

    О методе кайдзен

    Успех и преимущество метода кроется в психологии.
    Совершение маленьких шагов не блокирует кору головного мозга, и он создает этакое ПО для желаемой перемены, формируя новые нервные связи и новые привычки. Мы перестаем сопротивляться переменам и втягиваемся в новое дело, быстрее продвигаясь к своей цели.


    Представьте себе двух людей. Один решил каждый день прочитывать по 5 страниц какой-то полезной книги (например, «Шаг за Шагом к достижению цели» Роберт Маурер). Второй ухмыльнулся: «Пять страниц? Это ж ни о чем! Я легко соберусь и прочитаю эту книгу за пару-тройку деньков! Завтра начну, а то сегодня времени нет».
    Угадайте, какими будет итоговый результат через месяц? Хотелось бы верить, что второй человек сдержит свое слово и выделит время на саморазвитие, но чаще всего маленькие шаги приводят к результату, а такие «героические рывки» оставляют нас на месте.

    Из чего состоит метод кайдзен

    Он включает в себя 6 стратегий.
    1. Задавать маленькие вопросы.
    2. Думать маленькие мысли.
    3. Совершать маленькие действия.
    4. Решать маленькие проблемы.
    5. Замечать маленькие моменты.
    6. Раздавать маленькие награды.

    Стратегия №1. Задавайте маленькие вопросы .

    «Маленькие» - означает максимально конкретные. Не «Как сделать нашу компанию самой лучшей?», а «Предложите один маленький шаг, чтобы повысить продажи».
    Человеческий мозг боится глобальных вопросов, а вот на конкретные отвечает вполне охотно. Проверьте на себе. На какой вопрос вам легче ответить: «Как похудеть за полгода?» или «Что я могу сделать сегодня, чтобы снизить вес?». Конкретные вопросы побуждают нас к действиям.

    Кайдзен-прием

    Задавайте маленькие вопросы, возможно, даже несколько раз. Например, задавая вопрос «Что я могу сделать прямо сегодня, чтобы начать расти как профессионал?», вы можете придумывать разные варианты ответов:
    «Читать книги»;
    «Посещать тренинги»;
    «Наблюдать за успешными людьми».
    Нужен максимально маленький, но четкий ответ типа «Составить список книг для профессионального роста».

    Суть стратегии – использование приема мысленной скульптуры. Вообразите во всех деталях, как вы совершаете определенное действие (выступаете перед публикой, звоните нервному клиенту или заходите к боссу «на ковер»).

    Кайдзен-прием

    Представляйте себя, выполняющим важное задание, всего 15 секунд в день (маленькое действие) – так рекомендует автор. Удобно устройтесь в тихом месте, представьте, что вы оказались в нужной ситуации. А теперь посмотрите на все происходящее со стороны: как выглядят окружающие, какое у них выражение лиц, как они одобрительно кивают. Используя мысленную скульптуру, представляйте все вплоть до мелочей: запах, цвет, звук, температура воздуха.
    После того, как освоите этот прием в положительном ключе, проработайте его и в негативном, представив самый отвратительный сценарий. А после выполнения всех этих этапов, почувствовав, что готовы приступить к выполнению трудного задания, сделайте следующий маленький шаг, например, выступите всего перед одним слушателем.

    Стратегия №3. Совершайте маленькие действия

    Это ядро кайдзен-философии. Маленькие шаги порой кажутся смешными и бесполезными, но это реально работает, народ!
    Маленький успех стимулирует на выполнение более сложных задач. Я, как тот человек из примера выше, не хочу читать по 5 страниц в день. Мое внимание рассеивается, я не помню, что я читала вчера, приходится долго въезжать в тему. Мне проще сесть в 8 вечера за книгу и в 4 утра ее отложить. Но, прочитав «Шаг за шагом к достижению цели» и чуть-чуть не сорвав один проект из-за своего подхода к делам, я думаю: «Дай-как попробую, ничего ж не теряю».

    Кайдзен-прием из моего опыта

    Поставила цель «Написать статью». Определила, что нужно писать по 1000 символов в день (примерно ½ листа А4), оставила время на редактирование и вычитывание. В общей сложности мне нужно было 4 дня. Я справилась за два.
    Эта стратегия напоминает мне метод « », но почему-то именно книга вдохновила меня использовать такой подход..

    Начиная с малого, мы достигнем большего, чем если не будем делать вообще ничего или ждать Нового года, чтобы дать себе очередное обещание заняться спортом.

    Стратегия №4. Решайте маленькие проблемы

    Оглянитесь вокруг, найдите мелочи, которые вас раздражают и расправьтесь с ними. Иначе эти мелочи объединятся и вас накроет лавина тяжелых последствий игнорирования мелких проблем.
    Автор описывает, как Toyota внедрила в свою работу метод кайдзен. Если рабочий видел на конвейере брак, то мог дернуть за шнур и контейнер останавливался, чтобы исправить дефект в детали. Казалось бы, мелочь, да еще и абсурдная: это ж каждый, кому вздумается, может влиять на работу конвейера!
    Но такое решение позволило компании Toyota сохранять репутацию производителя автомобилей высокого качества. А вот конкуренты, пренебрегающие исправлением мелочей, понесли убытки.

    Кайдзен-прием

    Вспомните свои серьезные ошибки и подумайте, были ли какие-то предупреждающие сигналы. Что бы вы могли сделать по-другому?
    Подумайте о своей цели. Какую маленькую ошибку вы допустили сегодня? Есть ли мелочи, которые вас раздражают, но вам некогда устранить их? Как вы можете с ними расправиться прямо сейчас?

    Стратегия № 5. Раздавайте маленькие награды

    Поощряйте себя, создавая внутреннюю мотивацию. Причем награда должна быть небольшой, чаще символической. Психологи считают, что высокий размер поощрения тормозит самосовершенствование, заставляя человека работать ради награды.
    Как вы можете наградить себя за успехи в выполнении цели?

    Кайдзен-прием

    Награда должна быть:
    адекватна цели. Если вы прошли пешком расстояние в 500 метров, не стоит устраивать грандиозный праздник в свою честь.
    адекватна человеку. Учитывайте индивидуальные особенности человека, которого хотите наградить или поощрить. Одному приятнее простое «Спасибо», другому нужен более развернутый комплимент.

    Стратегия №6. Определите маленькие моменты

    Будьте наблюдательны. Любая мелочь может стать первоисточником гениального решения. Например, инженер, который гулял со своей собакой, обратил внимание на приставучий репейник и придумал застежки-липучки.

    Кайдзен-прием
    Проявляйте любознательность и будьте открыты всему новому. Беседуйте с людьми, придерживающихся иной точки зрения, с целью понять, почему они придерживаются такого мнения.

    Кайдзен в моей интерпретации

    Неправильно применяя метод кайдзен, можно подвергнуться следующей опасности: чересчур уповать на маленькие действия, а поэтому так и не начать совершать что-то более глобальное.
    Я использую кайдзен в основном для настроя на работу (если она мне неприятна). Замечала – даже просто просматривая сайты на нужную тему несколько раз в день, я уже настраиваюсь на выполнение задачи. Появляются мысли, ассоциации, постепенно формируется скелет статьи.
    Затем я составляю план. И тут кайдзен бессилен против моего желания все решать методом инноваций)) Но я стараюсь разбивать задачу на мелкие этапы и работать над ней систематически.
    Сейчас я работаю над одним крупным проектом, согласно которому мне нужно выдавать ежедневно по 5 000 символов чистыми, без предварительной работы. И если вдруг у меня не получилось сделать этот объем, я все равно открываю документ и пишу столько, сколько могу.

    На мой взгляд, SmartProgress и метод кайдзен прекрасно работают в одной упряжке и вот почему:
    1. Возможность вести дневник. В нем легко разбить

    Бизнес – постоянное движение. Постановка новых целей и ежедневный мониторинг конкурентоспособности предприятия – основные задачи лидеров компаний. Они могут заниматься этим как лично, так и привлекать для осуществления данных функций профессионалов. – непростое дело. Правильный выбор может решить судьбу компании: или она займёт высокие позиции на рынке, или растворится в потоке конкурентов. Каждый предприниматель желает, чтобы созданное им дело развивалось и приносило доход. Но как этого добиться? Стратегическое планирование позволяет просчитать многие параметры бизнеса и повысить его жизнеспособность. Система Кайдзен предлагает размеренный и философский подход к строительству собственного дела. О японских взглядах на ведение бизнеса читайте в нашей статье.

    Философия, цели и общая мотивация

    Многовековая система Кайдзен основана на непрерывном улучшении. Именно так можно перевести её название. Незаметные поступательные изменения на протяжении долгого периода времени. Философия данной системы нацелена на планомерные выверенные решения для общего повышения коммерческого потенциала компании. Для Кайдзен характерны маленькие, но постоянные изменения. Система базируется на пяти главных принципах:

    • поиске возможностей для улучшений существующих позиций во всех сферах деятельности;
    • осознании проблемных мест компании и принятии целенаправленных решений на их устранение;
    • самодисциплине – ежедневном анализе принятых и готовящихся решений, оценке результатов тех или иных действий;
    • самосовершенствовании – постижении новых методов и использовании приобретённых знаний для улучшения собственного дела;
    • сдержанности и интеллектуальном подходе к ведению бизнеса.

    Принципы Кайдзен впервые были представлены миру в 1986 году. Масааки Имаи написал и издал в Англии книгу под названием «Кайдзен: ключ к успеху японских компаний». Автор – основатель консалтинговой компании и института «Кайдзен». В 1997 году он издал вторую книгу, посвящённую производственным аспектам. Её название – «Гэмба Кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества». Обучение эффективному применению методов данной системы для достижения качественных результатов – основное направление деятельности Имаи и его последователей. Оказание консультационной помощи компаниям позволяет реализовывать принципы системы и доказывать её эффективность в деле. Книги и статьи, издающиеся в настоящее время, основаны на трудах Масааки Имаи.

    Деятельность компании выстраивается по принципу удовлетворения требований клиента. Потребитель – главный центр Кайдзен. Философия системы строится на том, что у каждой фирмы существуют определённые проблемы. Выявление и борьба с ними составляют неотъемлемую часть движения к гармоничной компании. Деятельность должна строиться таким образом, чтобы сотрудники стремились не допускать ошибки, а не только боялись взысканий за них.

    Система предполагает постоянную работу над каждой сферой деятельности. Всесторонний подход позволяет планомерно развивать и улучшать компанию по многим показателям. Применение Кайдзен предполагает осуществление наиболее важных стратегических целей. К ним относятся:

    • увеличение производительности;
    • повышение качества продукции;
    • корпоративный стиль управления;
    • налаживание более тесной связи между работниками и руководством;
    • повышение уровня квалификации руководства и сотрудников (постоянное совершенствование);
    • оптимизация производства.

    Для Кайдзен характерна созерцательность. Система направлена в большей степени на процесс, чем на результат. Ему отводится основная часть ресурсов. Перед применением действия проводится тщательный анализ возможных последствий. Изменение мышления ведёт к постепенной перестройке проблемного бизнеса. Новая философия должна охватывать все уровни компании: от менеджеров до разнорабочих. Вовлечение в процесс каждого участника особенно важно при реализации данной системы. Своевременное устранение возможных материальных или нематериальных потерь, затрат, непродуктивного использования ресурсов важно при планомерном движении к цели.

    Кайдзен – система, направленная на долгосрочную перспективу. Внимательность к процессу играет важную роль в достижении результата.

    Основные методы

    Устранение проблем в процессе производства является одним из главных направлений системы Кайдзен. Руководитель предприятия должен принимать активное участие в создании продукции. Его место не в кабинете, а на гэмбе (производстве). Именно производство – сердце компании, основной двигатель прогресса и всех улучшений. В Кайдзен применяются три основополагающие методики, направленные на повышение продуктивности.

    1. Правило «Пяти почему»

    В случае возникновения проблемы, необходимо ответить на вопрос – «Почему это произошло?». И сделать это пять раз. Это поможет прийти к интересным выводам относительно случившегося и выбрать оптимальное решение. Выход из строя какой-либо детали вполне может привести к смене поставщиков оборудования. Ведь недостаточно просто исправить поломку, нужно обнаружить причины. Такой подход помогает не просто решать временные проблемы, а устранять скрытую причину, которая способна подорвать отлаженный процесс в будущем. Тщательный анализ, внимательный подход к мелочам – строительство фундамента для бизнеса сродни искусству бонсай. Необходима точность и уверенность.

    1. Правило «Одной минуты»

    Его можно описать как тренировку позитивного восприятия времени, которое отводится для выполнения мелких дел. Одна минута – маленький временной отрезок, поэтому потратить его можно безболезненно и с пользой. Например, перебрать бумаги, выучить новое иностранное слово, сделать разминку, порисовать. Это правило на первых этапах поможет обрести уверенность в своих силах, почувствовать контроль над ситуацией, освободиться от чувства беспомощности. Постепенно человек приучается отводить мелким, но одновременно важным и релаксирующим действиям больше времени без эмоционального дискомфорта. Необходимо медленно наращивать темпы. И через некоторое время будет отводиться уже полчаса для самосовершенствования и гармонизации личности. Ведь успех бизнеса напрямую зависит от внутреннего комфорта человека.

    1. Правило «Пяти шагов»

    Сюда относят соблюдение комплекса мер для достижения гармоничного и отлаженного производства. Мелочи способные увеличить продуктивность:

    • очищение пространство от всего ненужного и неисправного (старые бумаги и документы, сломанное оборудование, неиспользуемые предметы и т.п.);
    • поддержание порядка (чистка оборудования, своевременный ремонт, упорядочивание хранения документации и других необходимых в работе вещей);
    • соблюдение техники безопасности;
    • чистота рабочего места (функциональность и организованность);
    • личная чистоплотность и организованность (компания начинается с руководителя).

    Принципы Кайдзен

    Для продуктивной работы необходимо не только применять правильные методики, но и следовать основным правилам системы. Принципы Кайдзен очень просты, но соблюдение их вызывает больше всего сложностей. Здесь требуется изменить мышление и полностью перестроить восприятие бизнеса. Главный принцип – менеджмент. Это один из китов, на которых строится благополучие будущего дела. Высшее звено компании должно в равной степени уделять внимание развитию каждого направления. Сотрудники, командная работа, дисциплина – улучшение и поддержания результатов деятельности предприятия ложится на плечи руководящих структур. Важно уделять внимание организации человеческого ресурса, вовлечении его в общую философию компании. Каждый сотрудник должен стремиться развивать и улучшать бизнес независимо от того, какую должность он занимает.

    Ориентированность системы на процесс позволяет устранять проблемы на этапе их зарождения. Результат занимает второстепенное значение. Ровный и спланированный путь – основа бизнеса. Сотрудники должны понимать необходимость немедленного исправления возникающих ошибок. Осознанное стремление сделать компанию лучше – главная идея плодотворной работы.

    В Кайдзен применяется определённый цикл, который повышает эффективность каждого сотрудника. Это своеобразный план действий, способствующий вовлечению в жизнь фирмы каждого работника. В него входят:

    • планирование - поиск и формирование целей для совершенствования;
    • действие – осуществление плана;
    • проверка – анализ и контроль результата (сопоставление позитивных и негативных изменений, которые произошли);
    • воздействие – применение новшеств, создание и внедрение свежих идей, которые направлены на устранение существующих проблем.

    Помимо персонала большая роль отводится качеству продукта. Планомерное улучшение и поиск новых технологий производства с последующим внедрением являются вторым китом, поддерживающим равновесие компании. Допускается урезать многие затраты, но экономия на производстве недопустима. Только надёжное оборудование может производить качественную продукцию. Только из проверенного сырья получится высококлассный образец, удовлетворяющий потребности клиента.

    Система предполагает постоянный анализ и сбор данных. Безостановочный процесс принятия решений и устранения проблем характерен для Кайдзен. Информация – двигатель, помогающий компании преодолевать конкурентные потоки и занимать лидирующие места в своей отрасли.

    Третьи китом Кайдзен является потребитель. Он – важное звено в цепи совершенствования компании. Каждый этап производства содержит своего «поставщика» и «потребителя». Построение работы по такой схеме гарантирует вовлечённость каждого субъекта в процесс. Каждый работник выполняет функции «поставщика» и «потребителя» на разных этапах своей деятельности. Это позволяет избежать брака благодаря ответственности сотрудника за каждое действие. Он будет стремиться выполнить работу качественно и с максимальной отдачей. И завершает эту цепь взаимодействий конечный потребитель. На него направлены все достижения и результаты деятельности компании. Он – судья, подводящий итог проделанной работе.

    Кайдзен-костинг


    Для обеспечения определённой себестоимости продукции используют Кайдзен-костинг. Это инструмент, который позволяет повышать окупаемость производства и экономить средства. Финансовый уровень, также как и другие, задействован при реализации Кайдзен. Устранение убыточной деятельности и внедрение приносящих прибыль инструментов позволяет системе успешно выводить компании на новый уровень. Постоянный анализ и постепенно снижение затрат путём совершенствования производства. Конечный продукт должен сохранять существующее качество или становиться лучше. Не допускается удешевление производства с понижением характеристик продукции.

    Нововведения в системе Кайдзен затрагивают не какой-то определённый отдел, а влияют на компанию в целом. Каждая цель реализуется на всех уровнях. Это позволяет планомерно продвигаться к намеченному результату с постоянным вовлечением каждого сотрудника в процесс. Взаимодействие руководителей и работников. Ответственность за результат. Данная система позволяет гармонично развивать не только бизнес, но и улучшать личностные характеристики вовлечённых в строительство компании людей.

    Видео - «Японская система Кайдзен»

    Японцы всегда последовательны. У них считается почетным довести дело до совершенства. Даже если ты дворник, не жалуйся на судьбу, а шлифуй свои навыки. Японцы не меняют места работы в поисках идеального, они могут воплотить свои мечты в реальность где угодно. Всё дело в подходе. И он называется кайдзен.

    Почему бы не поучиться у японцев и не попробовать их метод управления? Мы адаптировали информацию так, чтобы вы могли применить знания и за пределами офиса.

    Анализируйте свою деятельность, внося изменения в процесс. Таким образом вы будете постоянно улучшать методы своей работы. Это верный путь, потому что цель кайдзен - постоянное совершенствование.

    Жизнь

    Принцип кайдзен подходит для любой сферы. Например, вы хотите начать вести здоровый образ жизни.

    1. Аккуратность

    Выделите полчаса, когда вас ничто не будет отвлекать. Сядьте, поделите листочек на две части и запишите в одну колонку всё, что вам мешает, а во вторую то, что помогает.

    2. Порядок

    Составьте , в которое включите всё полезное: прогулка в обед, скандинавская ходьба в парке, езда на велосипеде. Также вы можете просто сделать список тех вещей, которым вы должны уделить внимание. Например, сформируйте график отказа от вредной пищи и включения в рацион полезных продуктов. Делать это нужно постепенно, иначе организм взбунтуется, требуя дозу простых углеводов, к которой он привык.

    3. Чистота

    Поддерживать чистоту очень важно, какие бы цели вы ни ставили перед собой. В захламленном помещении человек теряет нужный настрой. К тому же уборку можно превратить в подготовительный этап физической нагрузки. Или сделайте из неё медитативный процесс, когда нужно сосредоточиться исключительно на физических действиях и полностью очистить голову от мыслей.

    4. Стандартизирование

    А теперь пришло время превратить все изменения в систему. Просто придерживайтесь графика, и он станет основой вашего образа жизни.

    5. Дисциплина

    Следите за собой и избавляйтесь от тяги к старым привычкам. Поначалу дается нелегко: вокруг столько соблазнов, что удержаться трудно. Совершенствуйтесь, находя новые способы сделать свою реальность лучше.


    «С понедельника начну новую жизнь, буду ходить в тренажерный зал, заниматься йогой, делать самомассаж, качать пресс…» - каждый из нас периодически ставит себе какие-то цели и не достигает их, переносит на следующий месяц, на несколько месяцев, на год. Не потому ли это происходит, что мы сразу хотим многого и планы наваливаются на нас тяжелым грузом, не давая в итоге сделать даже самую малость.

    Иногда мы рьяно начинаем выполнять задуманное, но прозанимавшись, к примеру, 3 раза в неделю в тренажерном зале по несколько часов, бросаем занятия на долгое время. Почему так происходит? Потому что нагрузка большая, потому что надоедает, а привычка еще не выработана.

    Методика Кайдзэн или принцип одной минуты

    Существует японская методика «кайдзэн», в которую заложен принцип «одной минуты». Принцип этой методики состоит в том, что человек занимается определенным делом ровно одну минуту, но изо дня в день и в одно и то же время. Одна минута времени - это совсем мало, а значит легко выполнимо для любого человека. Лень не встанет на вашем пути. Те же самые действия, которые вы не хотели выполнять в течение получаса, придумывая отговорки или оправдания, вы с легкостью выполните за минуту.

    Попрыгать на скакалке, покачать пресс, сделать гимнастику для глаз, позаниматься йогой, почитать книжку на иностранном языке - когда время ограничено одной минутой, занятия не кажутся вам трудно выполнимыми, а наоборот, приносят радость и удовлетворение. А делая маленькие шаги, вы совершенствуетесь и достигаете больших результатов.

    Немаловажно то, что вы побеждаете неуверенность в своих силах, освобождаетесь от чувства вины и беспомощности, ощущаете успех и победу. Вдохновляясь чувством успеха, вы постепенно увеличиваете минутные занятия на пятиминутные и так далее. Потом незаметно подойдете и к получасовым занятиям. Прогресс налицо!

    Кайдзен зародился в Японии . Само слово является составным, и включает в себя два других – «кай» (перемена) и «дзен» (мудрость). Автором этой концепции менеджмента является . Он считает, что – это настоящая , которая может быть одинаково успешно применима и в бизнесе, и в личной жизни.

    Людям западной культуры японская методика может показаться неэффективной, так как на Западе устоялось мнение, что без больших усилий хороших результатов не добиться. Но масштабные программы, отнимающие много сил, могут сломить человека и остаться безрезультатными. А принцип «кайдзэн» подойдет всем и может быть применим для многих сфер жизни. , например, используют стратегию постепенного и постоянного улучшения в сфере менеджмента.

    Осталось только определиться с вашими потребностями и начать применение методики «кайдзэн» на практике.

    Материал из Википедии:

    Кайдзен, кайдзэн (яп. 改善 кайдзэн, ромадзи Kaizen; встречается неверный вариант «кайзен») - или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни.

    «Кайдзен» в бизнесе - постоянное улучшение, начиная производством и заканчивая высшим руководством, от директора до рядового рабочего. Улучшая стандартизованные действия и процессы, цель кайдзен - производство без потерь.

    Принципы кайдзен

    1. Фокус на клиентах - для компании, использующей , важнее всего, чтобы их продукция (услуги) удовлетворяли потребности клиентов.
    2. Непрерывные изменения - принцип, характеризующий саму суть кайдзен, то есть, непрерывные малые изменения во всех сферах организации - снабжении, производстве, сбыте, личностных взаимоотношений и так далее.
    3. Открытое признание проблем - все проблемы открыто выносятся на обсуждение. (Там, где нет проблем, совершенствование невозможно.)
    4. Пропаганда открытости - малая степень обособленности (особенно в сравнении с западными компаниями) между отделами и рабочими местами.
    5. Создание рабочих команд - каждый работник становится членом рабочей команды и соответствующего кружка качества (новый для организации работник входит также в состав клуба «первогодок»).
    6. Управление проектами при помощи межфункциональных команд - ни одна команда не будет работать эффективно, если она действует только в одной функциональной группе. С этим принципом тесно связана присущая японскому менеджменту ротация.
    7. Формирование «поддерживающих взаимоотношений» - для организации важны не только и не столько финансовые результаты, сколько вовлечённость работников в ее деятельность и хорошие взаимоотношения между работниками, поскольку это неизбежно (пусть и не в данном отчётном периоде) приведет организацию к высоким результатам.
    8. Развитие по горизонтали. (Личный опыт должен становиться достоянием всей компании.)
    9. Развитие самодисциплины - умение контролировать себя и уважать как самого себя, так и других работников и организацию в целом.
    10. Самосовершенствование. (Приучи себя определять вопросы, за которые отвечаешь ты лично, в отличие от тех, за которые отвечают другие, и начинай с решения собственных задач.)
    11. Информирование каждого сотрудника - весь персонал должен быть полностью информирован о своей компании.
    12. Делегирование полномочий каждому сотруднику - передача определённого объёма полномочий каждому сотруднику. Это становится возможным благодаря обучению по многим специальностям, владению широкими навыками и умениями и пр.
    13. Управлять - значит начать с планирования и сравнить план с результатом.
    14. Анализ происходящего на предприятии и действие на основе фактов. (Делай выводы, опираясь на достоверные данные.)
    15. Устранение основной причины и предотвращение рецидивов. (Не путай причину проблемы с её проявлениями.)
    16. Встраивание качества в процесс как можно раньше. (Качество должно встраиваться в процесс. Проверка не создает качества.)
    17. Стандартизация. (Нужны методы, позволяющие закрепить достигнутый успех.)

    Кайдзен в разработке программного обеспечения

    В конце 2000-х годов кайдзен стал набирать популярность в индустрии разработки программного обеспечения. В частности, один из создателей методологии Scrum Джефф Сазерленд рассматривает кайдзен как процесс устранения помех (англ. impediments), силами команды (а не одного скрам-мастера). На ретроспективном совещании идентифицируется наиболее серьёзная помеха, и задача по её устранению вносится в следующий резерв спринта (англ. sprint backlog) наравне с другими историями (англ. user stories), то есть вместе с оценкой трудозатрат и приёмочными тестами.

    Кайдзен в психологии

    Помимо применения в бизнес-сфере, по мнению психологов, применение принципов кайдзен способствуют развитию и достижению успеха как в профессиональной, так и в личной жизни. Любые перемены страшат людей, радикальные или революционные способы достижения поставленных целей часто неуспешны, потому что усиливают этот страх. Однако маленькие шаги кайдзен смягчают отрицательную реакцию мозга, стимулируя и рациональное, и творческое мышление.