Болезни Военный билет Призыв

Фонтан тютчев анализ по плану. Анализ стихотворения фонтан тютчева. Картинка к сочинению анализ стихотворения Фонтан

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 году. Его я могла бы отнести к философской лирике Тютчева.
Творчески усвоивший философско-истетические идеи немецкий романтиков, учение Шеллинга о единой «мировой душе», поэт был убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека.
Природа и человек образуют в лирике Тютчева глубинное единство, граница между ними подвижна, проницаема. С этой точки постижение стихий природы есть созерцание самого себя в природе. Вот почему полна глубокого смысла двухчастная композиция стихотворения Тютчева «Фонтан».
Первая часть – это игра фонтана, который «облаком живым», клубится». Он прекрасен, велик и легок, он стремится коснуться «высоты заветной», но «ниспасть на землю осужден», как только коснулся неба. Стихия воды в образе фонтана – это всего лишь часть природы, а части не под силу постигнуть целое.
Вторая часть – это сопоставление водной стихии фонтана с водометом «смертной мысли», который также рвется к небу, но «длань незримо-роковая» преломляет «луч» неистощимого» «водомета».
Так рождается тютчевское неприятие самоутверждения и своеволия личности, столь свойственное многим течениям романтичной литературы. Мнимое величье человеческой мысли – это всего лишь забава, созданная Высшим Началом. «Водомет» мысли подобен фонтану, созданному человеком для своей забавы.
Ирония поэта очевидна:
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет!
С обощенно-целостным взглядом на мир природы и человека связано отсутствие в стихотворении буднично-прозаических подробностей. Здесь присутствуют элементы одической традиции XVIII века, торжественной величавой речи. Однако эта традиция выступает у Тютчева в романтически преображенном виде, своеобразно скрещивается с характерной для немецкой романтической лирики формой фрагмента. Острота столкновения столь разнородных жанровых традиций в стихотворении «Фонтан»
подчеркивает противоречивое сознание современного человека, многомерность и сложность бытия. Здесь мы наблюдаем ораторские, дидактические интонации, витийственно-пророческий пафос.
Неожиданны, непредсказуемы тютчевские эпитеты и метафоры, передающие игру природных сил воды и силы разума.
Стихия фонтана уподобляется пламени: «пламенеет», «влажный дым», «лучом поднявшись к небу», «пылью огнецветной ниспасть», «осужден». Это очень напоминает и историю об Икаре, и историю о Прометее. В стихотворении два раза повторяется слово «луч». «Луч фонтана» и «луч» «смертной мысли». Это сопоставление подчеркивает тщетность стремлений гордыни человека постигнуть Неба как Высшее Начало.
Заметим, что Истина предстает в образе длани, причем определение «незримо-роковое» подчеркивает неизбежность падения на землю, несмотря на упорство и жадность к постижению неба смертным лучом.
Поэт объединят изображение природной стихии и трагическое раздумье о жизни человека. Это придает стихотворению символически-философский смысл, а мысль Тютчева обретает выразительность, живую образную плоть.
Водная стихия в стихотворении очеловечена, одухотворена. Она внутренне понятна и близка человеку. Словно живое, мыслящее существо она именно «живым» облаком клубится. Стихотворение обращено к читателю: «Смотри,...».
Автор выступает в роли учителя-провидца, который дает наглядный урок своим ученикам.
Первая часть – это созерцание примера из жизни природы. Вторая часть – это вывод и сопоставление о жизни человека.
Мне очень понравилось стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан». Особенно хотелось бы отметить невиданную свободу мышления поэта, импровизационность, непосредственность и естественность выражения чувств и мыслей.

Знаменитая «Весенняя гроза» (1829) часто публикуется в детских сборниках и хрестоматиях в составе трех строф. На самом деле их четыре.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!

Вот дождик брызнул, пыль летит…

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит…

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный -

Все вторит весело громам…

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила!

Перед нами – один из тютчевских замечательных пейзажей, дающий картину грозы в ее наиболее характерных чертах: гром, дождь, солнце, бегущие ручьи, птичьи трели.

Стихотворение великолепно оркестровано: аллитерация на «р» проходит через все строфы (гроза, гром, резвяся и играя, грохочет, гремят раскаты, брызнул, перлы, с горы, проворный, нагорный, вторит, громам).

Но последняя четвертая строфа резко меняет изобразительную перспективу. Ссылаясь на чей-то взгляд со стороны («Ты скажешь…»), поэт превращает конкретный пейзаж в вечное космическое явление, картину – в миф. То, что для одного наблюдателя – просто гроза, для другого – случай на пиру богов-олимпийцев. Богиня юности Геба, обязанность которой – разливать вино, решила поиграть с людьми. Долгожданный весенний дождь в этом контексте – громокипящий кубок Гебы (аллитерация используется и в этой последней строфе).

Аналогично построены и многие другие тютчевские стихотворения. В стихотворении «Зима недаром злится…» смена времен года представлена как борьба двух живых существ, двух персонажей: Зима здесь – «ведьма злая», а Весна – «прекрасное дитя». В «Полдне» «…великий Пан в пещере нимф покойно дремлет». В ночных июльских зарницах видится взгляд какого-то страшного неземного существа, космического Вия:

Словно тяжкие ресницы

Подымались над землею,

И сквозь беглые зарницы

Чьи-то грозные зеницы

Загоралися порою…

Вторым членом сравнения может быть не традиционный мифологический образ, а индивидуальный поэтический символ. Если это сравнение последовательно развивается, проводится через все стихотворение, мы имеем композиционный прием синтаксического и психологического параллелизма.

Так построен «Фонтан» (1836), одно из самых знаменитых и замечательных стихотворений Тютчева.

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится,

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом, поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

О, смертной мысли водомет,

О, водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет?

Как жадно к небу рвешься ты!

Но длань незримо-роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

Стихотворение строго симметрично и распадается на два восьмистишия. Первое – по видимости, предметное описание: сияющая струя фонтана поднимается к небу и россыпью брызг, «пылью огнецветной», опадает на землю.

Лишь вторая строфа открывает подлинный смысл стихотворения. «О, смертной мысли водомет, О, водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет?» – спрашивает поэт, заменяя иноязычное слово «фонтан» исконно русским «водомет» (именно так, с «Е», потому что слово рифмуется с «мятЕТ») и превращая предметный образ в символ человеческой мысли.

Последние четыре стиха закрепляют параллель и определяют смысл стихотворения. Водомет человеческой мысли, как фонтан, рвется в небо, пытаясь постигнуть его тайны, но, словно упираясь в невидимую стену, снова падает на землю. Важный оттенок смысла несет эпитет во втором стихе второй строфы: неистощимый.

Попытки познания безнадежны, но – беспрерывны.

«Фонтан» – центр художественной философии Тютчева. Тютчевская картина мира складывается из противоположностей: день – ночь, Юг – Север, бытие – небытие, хаос – космос, земля – вода, твердь – бездна и т. д. Но главным все-таки оказывается противопоставление человека и природы, личности и мироздания, космоса, вселенной.

Вселенная прекрасна, необъятна и непостижима. Человек – мал, слаб и смертен. Но его сила – в беспрерывных, неистощимых попытках познания (в том числе и с помощью искусства).

В разные моменты человеческой жизни водомет может достигать разной высоты, приходить к разным результатам.

Тютчевский человек временами испытывает чувство абсолютного единства с миром:

Шумят верхи древесные

Высоко надо мной,

И птицы лишь древесные

Беседуют со мной. <…>

И любо мне, и сладко мне,

И мир в моей груди,

Дремотою обвеян я -

О время, погоди!

Но ему может быть свойственно и ощущение мучительной дисгармонии и несовпадения с природой:

Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийский шорох

Струится в зыбких камышах. <…>

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море

И ропщет мыслящий тростник?

И от земли до крайних звезд

Все безответен и поныне

Глас вопиющего в пустыне

Души отчаянный протест?

(Обратим внимание, как гармонический образ природы создан здесь и фонетически, в созвучии и перетекании слов: стихийных – стройный – струится. «Мыслящий тростник» – это образ, заимствованный у Паскаля. Так французский философ определял человека, имея в виду его случайность и кратковременность его существования.)

В споре с невидимыми оппонентами Тютчев может увидеть в самой природе родственное живое существо:

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Однако в другом состоянии поэту может показаться, что тайна, которую он пытается разгадать, вовсе не существует. Эта мысль сформулирована в короткой эпиграмме-четверостишии:

Природа – сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

Произведение «Фонтан» было написано Федором Тютчевым в 1839 году. Этот период ознаменовался плодотворной работой автора. В этом стихотворении автор размышляет о таком понятии, как судьба и жизнью человека.

В "Фонтане" Тютчев внёс такой поэтический прием, как сравнение. Автор старался раскрыть сразу несколько тем, описать внешний мир и человеческие мысли. В стихотворении четко видны две части, в первом как раз читатель видит образ фонтана, то есть внешнего мира, а во второй части мы видим раскрытие человеческих мыслей.

Фонтан Тютчев описывает с помощью эпитетов, которые заменяют метафоры и сравнений.

Вторая половина произведения раскрывает мысли человека, передает душевное состояние лирического героя.
За идею стихотворения Тютчева можно выделить образ обычного нынешнего мира, то, как автор изобразил удивительное окружение. Первая часть стихотворения отличается более яркими красками,романтическими эпитетами, яркой лексикой.

Вторая половина как было сказано ранее сравнивается с фонтаном, ведь жизнь, как и фонтан стремится ввысь. А в финале мы видим трагический вывод о том, что мир в целом непостижим человеком.
Образ человека в работах Тютчева показан в виде искателя, мыслителя.

Анализ стихотворения «Фонтан»

Стихотворение «Фонтан» относится к философской лирике Тютчева, оно написано в годы расцвета его таланта. В это же время он создал такие шедевры, как «Весенняя гроза», «Осенний вечер», «Бессонница», «Зима недаром злится … » и другие. Тургенев так писал о творчестве этого поэта: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию …».

Тютчев обращается к читателю, собеседнику, привпекая внимание к картине, изображающей фонтан. С фонтаном он сравнивает человеческую мысль. Закон, по которому она живёт, поэт называет непостижимым. Человеческая мысль, по Тютчеву, неистощима, но в то же время она не может до конца проникнуть в тайны Вселенной. Как и фонтан, она неудержимо стремится ввысь, к небу, но и для неё есть предел, некая граница, через которую она перейти не может - её остановит «длань незримо-роковая». Мысль, жадно рвущаяся ввысь, осуждена, подобно струям воды в фонтане, «ниспасть на землю». Внутри каждой строфы ощущается линия «подъема: и «нисхождения».

Стихотворение композиционно делится на две части - на две строфы, каждая из которых состоит из восьми строк. В первой части изображён фонтан, во второй - поэт описывает движение человеческой мысли. Такую композицию обычно называют «зеркальной ». Образ непрерывного движения воды в фонтане, нарисованный в первой строфе, иллюстрируют прямое значение слова фонтан (струя воды, бьющая вверх). Во второй части речь идёт о человеческой мысли и задействовано переносное значение слова фонтан (неиссякаемый, обильный поток чего-либо). Первую часть стихотворения можно назвать иллюстрацией, живописной картинкой, тогда как вторая часть - философское размышление. Связь между
частями прямая и неразрывная - сопоставляя их, читатель может понять идею произведения.
Вторая строфа даже с внешней стороны выглядит гораздо эмоциональнее первой. В первой использованы «спокойные» знаки препинания: запятая, точка, тире, точка с запятой. Во второй строфе - не только восклицательный и вопросительный знаки, но есть даже особый синтетический знак препинания (.). Риторические восклицания и риторический вопрос
вовлекают читателя в авторские раздумья. Понятно, что философское зерно стихотворения, его идея заключены во второй части стихотворения. Важно и то, что в самом облике главного образа произведения есть детали, на которые интересно обратить внимание. Графическое изображение буквы Ф каким-то волшебным образом напоминает фонтан. К тому же она своеобразно отражает композицию стихотворения: кроме двух кругов у неё есть стержень, соединяющий их посередине - и в композиции стихотворения Тютчева тоже есть некая вертикаль, соединяющая небесное и земное. Получается, что заглавный образ выбран автором не случайно. Фонтан прекрасно символизирует картину вечного движения к высокой цели: воды - к небу, человеческой мысли - к истине.

Идею стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, наверное, можно изложить просто: мир, в котором мы живём, прекрасен и удивителен, он неисчерпаем и не может быть познан человеком до конца. Возвышенная лексика, метафоры соединяют образ фонтана с образом «смертной мысли» человека. В первой части стихотворения образная система более живописна, ярче цветовая палитра художника. Автор использует романтические эпитеты (фонтан сияющий; высота заветная), яркую лексику (пламенеет; солнце; луч), метафоры (облако живое; лучом поднявшись к небу). Эпитеты являются одновременно метафорами (фонтан сияющий; влажный дым; высота заветная; пыль огнецветная). Метафоры содержатся и в сравнениях (облаком живым фонтан … клубится; пылью огнецветной ниспасть на землю осуждён). Эмоциональная насыщенность стихотворения усиливается использованием разнообразных синтаксических конструкций. Первые четыре строки, объединённые общей рифмой, представляют собой сложноподчинённое предложение с главным, состоящим из одного слова: «Смотри … ». - которое содержит обращение и призыв. Повтор союза как привлекает внимание к объекту изображения - фонтану, связывая между собой глаголы клубится, пламенеет, дробится, что помогает сделать картину зримой.

Важную стилистическую роль играет инверсия, которая подчеркивает значимость слов (облаком живым фонтан сияющий клубится; его на солнце влажный дым; длань незримо-роковая; луч упорный). Вторая строфа, в которой автор обращается к философским вопросам бытия, наполнена более абстрактными образами, словами с высокой стилистической окраской, в том числе и устаревшими (стремит, длань). Особенно значима замена слова фонтан синонимом водомёт, чтобы усилить впечатление, автор прибегает к повторам. В стихотворении два раза повторяется слово «луч»: луч фонтана и луч « смертной мысли». Это сопоставление подчеркивает тщетность стремлений человека постигнуть все тайны Вселенной. Заканчивается произведение словом « высоты». Оно тоже прозвучало в самом начале, в сопровождении эпитета заветная). Интересно рассмотреть, как меняется художественное пространство и художественное время в этом произведении.

На первый взгляд, обе части стихотворения кажутся организованными однотипно: движение (воды в фонтане и мысли) сначала идёт вверх, а затем следует неумолимый спуск вниз. В этом движении есть некая обречённость - кажется, что невозможно вырваться за пределы этого круга. Но внимательному взору читателя открывается, что эти два круга вовсе не одинаковы.

Первый круг небольшой - это движение воды в фонтане по замкнутому кругу, это материальный мир. Второй круг намного больше - это круг мысли, который можно расширять бесконечно. Чем шире круг, тем ближе к истине находится человек. Художественное время в тексте первой строфы можно определить словом сейчас, а во второй - словом всегда (автор подсказывает это словами «закон непостижимый»). Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифма - кольцевая.

Стихотворение “Фонтан” Ф.И. Тютчева очень необычно. С одной стороны, это просто восхищение чудесной картиной, рожденной контрастом света и воды (солнца и водяного дыма), но, прочитав стихотворение два, пять, десять раз, понимаешь, что это не так.

В основе стихотворения лежит принцип обращения, т.е. автор говорит ”смотри” - и в твоем воображении мгновенно возникает картина, под впечатлением которой мы переносимся в 1836 год, в один из ясных дней апреля. Стоит чудесная, жаркая погода, и рядом прохладный фонтан. Эту, казалось бы, непередаваемую картину изображает Тютчев, как бы обращаясь именно к тебе и декламируя эти стихи на фоне пейзажа - такое вот необычное создается впечатление.

Фонтан не просто архитектурное сооружение, наполненное водой, которая циркулирует туда-сюда. Сразу ясно: это “живое облако”, состоящее из миллиардов капелек, которые играют, переливаются на солнце, создавая чудесный “огнецветный” дым.

В первом восьмистишии детально нарисована картина фонтана, искрящегося на солнце, удивительно точно передан физический процесс поднятия воды на “высоту заветную” и последующее падение под действием силы тяжести, а также оптический эффект преломления света в каплях.

Тютчев не останавливается на физической картине, он идет дальше, приводя свои размышления и отождествляя фонтан с «человеческим». Обязательно надо отметить, что во втором восьмистишии присутствует обращение. Первые два стиха начинаются с “О”, которое в сочетании с особенным словом “водомет”, синонимом фонтана, и эпитетом “неистощимый” передают восхищение автора. Картинка фонтана растворяется и исчезает совсем. Ее рассеивает слово “смертной”. Вот оно - непосредственно человеческое - мысль. Мысль необычная, пленительная, как капли фонтана, и потому мысль сравнима именно с полетом капли. Сравнение необычно, что свойственно поэтической мысли. Итак, полет поэтической мысли, “заветная высота” которого - признание мысли.

Мысль движется по “закону непостижимому”, значит, по Тютчеву, существует высшая сила, управляющая направлением и содержанием мысли. Фонтан рвется к небу. Именно “рвется”, это слово подчеркивает быстроту, скорость, силу и неотвратимость “человеческого фонтана” - мысли.

Человечеству запоминаются “упорные лучи”, пущенные фонтаном мысли и управляемые “незримой дланью”. Фонтан, как человек, может развалиться, умереть со временем; мысль же, если она стоящая, будет вечной.

Пожалуй, главная особенность этого стихотворения в том, что в нем присутствуют и четко разграничены два мира: мир, близкий к реальному, в данном случае фонтан, и мир мыслей. Если в большинстве произведений философской лирики романтического направления надо самому искать подстрочное значение, то здесь оно дано.

Тютчев мастерски построил даже описание самой картины. Первые две строки являют собой законченную мысль, возникает картина в черно-белых тонах, на которой лишь представлено место действия, а в конце стоит “точка с запятой” - первый этап впечатления прошел. На глазах картина оживает, наполняется красками: красными, оранжевыми, желтыми. Фонтан начинает бить, причем медленно, крупным планом видна одна крупная капля. которая взлетает и падает. Лишь она упала, как картина исчезает, о чем и свидетельствует “точка” в конце первого восьмистишия, а когда капля достигает своего апогея, она зависает там на некоторое время, и в этом месте она светится особенно ярко. Продолжительность в этом месте показана “тире”. Начинается вторая часть, основная задача которой - поставить вопрос: “Какой закон непостижимый тебя стремит, тебя мятет?” И как бы в подтверждение, что этот вопрос не бессмыслен, возвращается картинка “упорного луча”, который преломляется и свергается в бездну с высоты.

Тютчев сформулировал вопрос, ответа на который мы, быть может, никогда не найдем, но остается радоваться, что он настолько хорошо задал вопросы, ясно увидел и «собрал» мысль, что сумел сделать главное, и в этом его большая заслуга.

Лирика русского поэта Ф.И. Тютчева философична, всегда проникнута глубокой мыслью. Однако мысль у Тютчева не бывает отвлеченной: она, как правило, сливается с образом, картиной, изображающей нечто конкретное. Мысль и образ тесно взаимосвязаны: картина придает мысли выразительность, а мысль насыщает картину глубиной.

В прямом значении «фонтан» – это архитектурное сооружение для подачи воды под напором, в переносном смысле можно сказать «фонтан идей, мыслей».

Первая строфа состоит из восьми стихов с кольцевой рифмой: авва||авва.

Кольца рифм придают относительную самостоятельность, замкнутость четверостишиям, входящим в строфу. В первых четырех стихах изображена картина бьющего фонтана, в следующих четырех – падение воды на землю. В целом в первой строфе нарисована картина, связанная с фонтаном как архитектурным сооружением.

Вторая строфа - это зеркальное отражение первой. В ней изложена тютчевская философская позиция, состоящая в том, что человеческая мысль, даже гениальная, не может постичь все. «Смертной мысли водомет» сравнивается с фонтаном. Этот яркий образ помогает зримо представить волнующую автора картину.

Важные стилистические возможности заключены в синтаксисе. Первые четыре стиха, объединенные общей рифмой, представляют собой сложноподчиненное предложение с главным, состоящим из одного слова – «смотри», которое содержит обращение и призыв. Отсутствие определенного обращения при глаголе подчеркивает важность самого объекта внимания.

Повтор союза «как» выполняет ту же функцию, привлекая внимание к объекту изображения – фонтану, связывая между собой глаголы: «клубится», «пламенеет», «дробится», что помогает ярко представить картину.

Важную стилистическую роль играет инверсия («высоты заветной», «пылью огнецветной», «ниспасть на землю осужден»), повышая выразительность поэтической речи, усиливая смысловую нагрузку слов, вынесенных в конец стиха.

Вторая строфа начинается анафорой, объединяющей близкие по синтаксическому строению обращения:

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Риторические восклицания и вопросы создают максимальную эмоциональною напряженность.

Усиление выразительности речи достигается использованием тропов - оборотов речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. Поэтический язык, которым изображается фонтан, яркий, образный, метафорически насыщенный («фонтан сияющий», «влажный дым», «облаком живым… клубится», «пылью огнецветной ниспасть… осужден»).

Вторая строфа в целом представляет собой развернутое сравнение фонтана и человеческой мысли, которая подобно фонтану устремляется ввысь, подчиняясь какому-то «закону непостижимому». Образ человеческой мысли у Тютчева философски насыщен: метафора «жадно рвешься к небу» подчёркивает стремительность и неутомимость. Однако беспредельность мысли оказывается иллюзорной: нечто, обозначенное метафорой «длань незримо-роковая», прерывает полет человеческой мысли.

В финале стихотворения звучит трагическая мысль о том, что мир до конца непостижим для человека.

Человек в тютчевской лирике предстает искателем, мыслителем, одаренным высокими духовными потребностями. Слова библейского пророка: «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь», - созвучны главной мысли стихотворения Тютчева «Фонтан». Несомненная заслуга поэта в том, что человеческую мудрость, накопленную за века, он сумел выразить в ярком, образном поэтическом слове.

Стихотворения Ф.И.Тютчева, даже если они посвящены описанию природы, все проникнуты философскими мотивами-размышлениями о смысле жизни, о чувствах, о предназначении человека. Фонтан – это прирученная человеком природа. Его игра дает поэту очередную возможность вновь задать свои вечные вопросы.

Стихотворение состоит из двух строф, и это деление не случайно. Первая строфа – это наблюдение за взлетом и падением водного потока, «лучом» поднимающегося вверх и» падающего вниз. А вторая – это размышления о «смертной мысли» человеческой личности, о том, какие силы нею управляют и «какой закон непостижимый тебя стремит, тебя мятёт?».

Бесчисленные глаголы-олицетворения - «ниспасть», «рвешься» - дают возможность сразу же провести параллель между фонтаном и человеком, который также рвется ввысь, но редко достигает желаемого, разбиваясь при падении. Человек может стремиться к «высоте заветной» силой духа, силой воли, мыслью. Его движение вверх можно также понять и как познание высшего мира, мира Бога. Но всегда появляется «длань незримо-роковая», которая останавливает этот порыв.

Как и многие стихотворения поэта, «Фонтан» напрямую обращен к читателю - «смотри» - тем самым сразу же вовлекая его в активное наблюдение и размышление. При этом автор не прибегает к назидательно-поучительным интонациям – наоборот, он разными приемами подводит читателя к внутреннему монологу и глубокому осмыслению. В качестве таких приемов можно назвать множество эпитетов: «облаком живым», «фонтан сияющий», «водомет неистощимый», «луч упорный».

Особенно ярко и неожиданно воспринимаются метафоры, где водная стихия сравнивается со стихией огненной: «пламенеет», «влажный дым», «пылью огнецветной», «клубится». Дважды поэт использует слово «луч», причем в обеих частях. Но если относительно фонтана этот луч был на подъеме, то в отношении человека – уже на изломе.

На главную идею работают и приемы стихосложения, которые использует Ф.И.Тютчев. Так, повторяя бесконечное движение фонтана вверх-вниз, поэт использует кольцевую рифму. Размер стиха – трехстопный ямб: как будто вода набирает скорость и поднимается вверх, но безударные стопы разбавляют этот жесткий ритм философской элегии Ф.И.Тютчева.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Фонтан"

Стихотворение состоит из двух восьмистиший. Первая строфа - картина «сияющего» фонтана, сотканная с помощью богатых образных средств. Эпитеты являются одновременно метафорами: фонтан сияющий, влажный дым, высоты заветной, пылью огнецветной; метафоры содержат­ся и в сравнениях: облаком живым фонтан сияющий клубится; пылью огнецветной ниспасть на землю осужден. Тютчев мастерски передает игру света, переливы фонтана. Возвышенная лек­сика, метафоры соединяют образ фонтана с образом «смертной мысли» человека:

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет?

Как жадно к небу рвешься ты.

Но длань незримо-роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

В стихотворении отражена философская идея о связи человеческой, земной жизни с жизнью Вселенной, жизнью Космоса.

Тютчев утверждает загадку и противоречивость человеческого разума, его величие и бессилие. Как бы ни стремился человек достичь идеала, как бы высоко ни взлетала его «смертная мысль», «длань незримо-роковая» низвергнет ее с высоты, подобно тому как фонтан «ниспасть на землю осужден».

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Текст «Фонтан» Ф.Тютчев

Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!.
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.

Анализ стихотворения Тютчева «Фонтан»

Ранний период творчества Федора Тютчева напрямую связан с пейзажной лирикой. Однако в отличие от таких своих современников, как Аполлон Майков или же Афанасий Фет. Тютчев пытается не просто запечатлеть красоту окружающего мира, но и найти логическое объяснение тем или иным явлениям. Поэтому неудивительно, что стихи молодого дипломата, которые он публикует под различными псевдонимами, носят философский характер. Впрочем, в них присутствует и изрядная доля романтики, ведь в первой половине 19 века Тютчев живет в Европе и знакомится со многими немецкими поэтами. Их творчество оказывает на него определенное влияние, и очень скоро сам начинает считать себя одним из представителей русского романтизма.

Тем не менее, произведения Тютчева в этот период отличаются некой «приземленностью», ведь за красивыми эпитетами улавливается глубинный смысл. Автор постоянно проводит параллели между человеком и природой, постепенно приходя к выводу, что все в этом мире подчиняется единым законом . Подобная мысль является ключевой и в стихотворении «Фонтан», написанном в 1836 году. Сегодня уже трудно сказать, как именно родилось это стихотворение. Однако не исключено, что автор попросту наблюдал за фонтаном, пытаясь разгадать его загадку. Именно по этой причине первая часть стихотворения носит описательный характер и изобилует метафорами.

Так, поэт сравнивает фонтан с «облаком живым», которое «клубится», словно дым, но при этом переливается на солнце всеми цветами радуги. Однако поэта интересует не столько красота фонтана, сколько та сила, которая заставляет водную струю подниматься вверх до какого-то предела. Затем, по мнению поэта, с точки зрения простого обывателя и вовсе происходит нечто непонятное, так как некая невидимая сила возвращает поток воды, который «пылью огнецветной ниспасть на землю осужден».

Конечно, законы физики никто не отменял, и найти объяснение подобному явлению не составляет труда. Однако Тютчев не собирается этого делать, так как не хочет лишать самого себя того неуловимого очарования, которое дарит ему самый обыкновенный. Под мерное журчание воды поэт пытается постичь суть вещей и приходит к весьма неожиданным выводам, которые излагает во второй части своего стихотворения.

В ней он находит неоспоримое сходство между фонтаном, который именует «неистощимым водометом», и человеком, чья жизнь так напоминает водную струю. Действительно, начиная свой земной путь, каждый из нас поднимается вверх по невидимой лестнице. Кто-то делает это медленно и неуверенно, а для кого-то подобное восхождение можно сравнить с мощной струей фонтана, выпущенной под напором. Обращаясь к невидимому собеседнику, поэт отмечает: «Как жадно к небу рвешься ты!». Однако рано или поздно наступает тот момент, когда силы человека иссякают, а жизнь поворачивает вспять. «Но длань незримо-роковая твой луч упорный, преломляя, свергает в брызгах с высоты», - подчеркивает автор. При этом он отдает себе отчет, что через этот жизненный рубеж проходят практически все люди. Поэтому их сходство с фонтанами кажется Тютчеву неоспоримым. И подобные выводы лишь убеждают поэта в том, что и живая, и неживая природа подчиняются единой силе . которая на высшем уровне управляет миром. Нам же остается только подчиниться, ведь все давно уже предопределено. Можно пытаться достигнуть незримых высот или же считать себя непобедимым, но рано или поздно все равно наступит тот момент, когда период восхождения сменится падением. И чем стремительнее человек поднимался вверх, тем быстрее он будет падать, подобно брызгам фонтана.

«Фонтан», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Фонтан», написанное Ф. Тютчевым в 1839 году, относится к самому плодотворному периоду творчества поэта. Оно углубляет и по-новому интерпретирует романтические мотивы «Фауста» Гете. В «Фонтане» Тютчев рассуждает над темой судьбы, рока в жизни человека, стремясь постичь мир человека путем его сопоставления с миром природы.

Философский смысл стихотворения заключается в размышлениях поэта о предопределенности судьбы человека. Тютчев полагает, что существует некая заданность в судьбе человека, которую он никогда не сможет преодолеть.

Художник раздумывает над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли познать все законы мироздания и ограниченностью ее возможностей. Человеческая мысль стремится ввысь, к познанию, подобно фонтану, устремленному к небу, однако в обоих случаях есть определенная граница, за которую нельзя перейти. Незримый закон судьбы – «длань незримо-роковая» - позволяет человеческой мысли подняться только на определенную высоту, ниспровергая ее затем на землю, подобно струям фонтана.

В основу стихотворения положен излюбленный тютчевский прием – поэтическое сравнение . Поэт параллельно развивает две темы: струй фонтана как явления внешнего мира и «водомета» человеческой мысли. Параллелизм определяет двухчастную композицию произведения: стихотворение разделено на две логических части с четким разделением содержания по строфам. Первое восьмистишие создает яркий, выразительный образ фонтана, второе восьмистишие посвящено внутренней природе человеческой мысли.

Прекрасную многоцветную картину «сияющего» фонтана Тютчев изображает при помощи эпитетов, выполняющих роль метафор («высоты заветной» . «влажный дым» . «пылью огнецветной» ), сравнений, содержащих метафоры («облаком живым фонтан сияющий клубился» ). Художник очень неожиданно сравнивает фонтан с огненной стихией («пламенеет» . «клубится» . «влажный дым» ), отождествляет фонтан с «живым облаком» .

Вторая часть «Фонтана» посвящена по контрасту «смертной мысли» человека, мысли, которая «лучом упорным» «к небу рвется» . чтобы постичь тайну Бытия, тайну существования и предназначения самого человека. Восьмистишие, передающее внутреннее состояние лирического героя, эмоционально насыщено за счет обращений («О смертной мысли водомет// О водомет неистощимый!» ), риторических вопросов ((«Какой закон непостижимый// Тебя стремит, тебя мятет?» ), риторическими восклицаниями («как жадно к небу рвешься ты!» ).

Философская элегия написана трехстопным ямбом с пиррихием, создающим эффект движения струй воды вверх. Тютчев использует в «Фонтане» кольцевую рифмовку, которая словно повторяет бесконечное движение водяных струй фонтана вверх-вниз.

Стихотворение богато разнообразными эпитетами («облаком живым» . «высоты заветной» . «фонтан сияющий» ) и метафорами («фонтан клубится» . «смертной мысли водомет» ).

Органически присущее Тютчеву ощущение тождества природы и человеческого духа возвышает поэтические образы стихотворения. В фонтане нет ничего застывшего, вода в нем всегда движется, выбрасывается с необыкновенным напором. Подобно струе фонтана человеческая мысль находится в постоянном движении, в постоянном поиске истины.

В стихотворении «Фонтан» Тютчев, передав с потрясающей силой бунтарскую стихию человеческой души, сжато, остро и выразительно утверждает идею неразрывности жизни человека с жизнью Веселенной.

Послушайте стихотворение Тютчева Фонтан

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Фонтан

«Фонтан» Федор Тютчев

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной -
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!.
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.

Анализ стихотворения Тютчева «Фонтан»

Ранний период творчества Федора Тютчева напрямую связан с пейзажной лирикой. Однако в отличие от таких своих современников, как или же , Тютчев пытается не просто запечатлеть красоту окружающего мира, но и найти логическое объяснение тем или иным явлениям. Поэтому неудивительно, что стихи молодого дипломата, которые он публикует под различными псевдонимами, носят философский характер. Впрочем, в них присутствует и изрядная доля романтики, ведь в первой половине 19 века Тютчев живет в Европе и знакомится со многими немецкими поэтами. Их творчество оказывает на него определенное влияние, и очень скоро сам начинает считать себя одним из представителей русского романтизма.

Тем не менее, произведения Тютчева в этот период отличаются некой «приземленностью», ведь за красивыми эпитетами улавливается глубинный смысл. Автор постоянно проводит параллели между человеком и природой, постепенно приходя к выводу, что все в этом мире подчиняется единым законом . Подобная мысль является ключевой и в стихотворении «Фонтан», написанном в 1836 году. Сегодня уже трудно сказать, как именно родилось это стихотворение. Однако не исключено, что автор попросту наблюдал за фонтаном, пытаясь разгадать его загадку. Именно по этой причине первая часть стихотворения носит описательный характер и изобилует метафорами.

Так, поэт сравнивает фонтан с «облаком живым», которое «клубится», словно дым, но при этом переливается на солнце всеми цветами радуги. Однако поэта интересует не столько красота фонтана, сколько та сила, которая заставляет водную струю подниматься вверх до какого-то предела. Затем, по мнению поэта, с точки зрения простого обывателя и вовсе происходит нечто непонятное, так как некая невидимая сила возвращает поток воды, который «пылью огнецветной ниспасть на землю осужден».

Конечно, законы физики никто не отменял, и найти объяснение подобному явлению не составляет труда. Однако Тютчев не собирается этого делать, так как не хочет лишать самого себя того неуловимого очарования, которое дарит ему самый обыкновенный. Под мерное журчание воды поэт пытается постичь суть вещей и приходит к весьма неожиданным выводам, которые излагает во второй части своего стихотворения.

В ней он находит неоспоримое сходство между фонтаном, который именует «неистощимым водометом», и человеком, чья жизнь так напоминает водную струю. Действительно, начиная свой земной путь, каждый из нас поднимается вверх по невидимой лестнице. Кто-то делает это медленно и неуверенно, а для кого-то подобное восхождение можно сравнить с мощной струей фонтана, выпущенной под напором. Обращаясь к невидимому собеседнику, поэт отмечает: «Как жадно к небу рвешься ты!». Однако рано или поздно наступает тот момент, когда силы человека иссякают, а жизнь поворачивает вспять. «Но длань незримо-роковая твой луч упорный, преломляя, свергает в брызгах с высоты», — подчеркивает автор. При этом он отдает себе отчет, что через этот жизненный рубеж проходят практически все люди. Поэтому их сходство с фонтанами кажется Тютчеву неоспоримым. И подобные выводы лишь убеждают поэта в том, что и живая, и неживая природа подчиняются единой силе , которая на высшем уровне управляет миром. Нам же остается только подчиниться, ведь все давно уже предопределено. Можно пытаться достигнуть незримых высот или же считать себя непобедимым, но рано или поздно все равно наступит тот момент, когда период восхождения сменится падением. И чем стремительнее человек поднимался вверх, тем быстрее он будет падать, подобно брызгам фонтана.

Анализ стихотворения Фонтан Тютчева 10 класс

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер

6.Выразительные средства

7.Главная мысль

1. История создания . Стихотворение Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 г., в период его наивысшей творческой активности. В нем отразилось присущее поэту стремление познать истинную сущность природы и ее связи с человеком. Возможно, Тютчев вдохновило действительное наблюдение за фонтаном.

2. Жанр стихотворения - философская лирика, проникнутая идеями романтизма.

3. Основная тема стихотворения - сравнение фонтана с человеческой мыслью и вообще жизнью. Наблюдая за фонтаном, поэт отмечает, что ему присуще вечное устремление ввысь, которое в конечном итоге заканчивается неизбежным падением. Автор пытается разгадать загадку этого нескончаемого цикла. Не принимая во внимание элементарные законы физики, он хочет открыть другой, принадлежащий высшим силам, основной закон. Эти раздумья приводят Тютчева к сравнению фонтана с человеческой жизнью. С самого рождения люди стремятся вверх, постепенно обогащая свой умственный и духовный опыт. Этот порыв изначально присущ каждому человеку и не зависит от его воли или желания. Однако в какой-то момент происходит достижение высшей точки, которая у всех находится на определенном уровне. Пересечь эту точку уже невозможно, начинается падение, выражающееся в старении и угасании. Водяные брызги падают на землю, а человек умирает. Цикл завершается, но повторяется снова и снова в следующем поколении. Тем самым осуществляется круговорот. Его философское значение в том, что люди не исчезают бесследно, а неизменно возвращаются в общий духовный источник жизни. Параллельно Тютчев сравнивает фонтан с человеческой мыслью. Она также устремлена в небо, находится в постоянном движении и развитии. Но существует определенная черта, перешагнуть которую человеческий разум не в состоянии. Люди совершают открытия и обогащают науку, но в какой-то момент, считает поэт, будут реализованы все человеческие возможности, и «длань незримо-роковая» остановит дальнейшее движение.

4. Композиция . Стихотворение состоит из двух частей. В первой поэт описывает конкретный физический предмет - фонтан. Во второй он переходит к философскому сравнению и обобщению.

5. Размер . Произведение написано четырехстопным ямбом с кольцевой рифмой.

6. Выразительные средства . При описании фонтана Тютчев использует разнообразные эпитеты: «сияющий», «влажный», «огнецветной». Также он применяет образные метафоры: «облаком живым», «длань незримо-роковая». Метафоры представлены и глаголами: «клубится», «пламенеет», «дробится». Главным приемом, характерным стержнем произведения, является сравнение «смертной мысли водомет».

7. Главная мысль стихотворения - ограниченность человеческой жизни, вечное стремление к идеалу, который недостижим.