Болезни Военный билет Призыв

Фрэнсис дрейк железный пират королевы. Дрейк Фрэнсис - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Страницы истории. Страница третья (продолжение).

О пиратстве и пиратах. (часть 2)

Дрейк начал свои пиратские похождения в 1567 году, когда ему было 26 лет. Но он уже с юности примкнул к экспедиции Хокинса и участвовал в пиратских походах. 24 мая 1572 года Дрейк отправился из Плимута на борту собственного корабля "Сэван". Своему младшему брату Джону он поручил командовать другим кораблём под названием "Паша` ". Во время этого и последующих походов Дрейк совершал пиратские действия в водах Карибского моря у берегов Кубы и острова Пинос (ныне остров Хувентуд). После бесчисленных "подвигов" на море Дрейк возвратился 3 ноября 1580 года в Англию. Королева Елизавета осыпала пирата почестями и вручила ему шпагу с надписью: "Если тебя ударят, Дрейк, это значит, удар нанесён нам." Королева жалует ему титул сэра и делает его членом парламента и адмиралом британского флота.

И всё это по заслугам. Ведь возвратился он осенью 1580 года не просто из очередного пиратского похода, а из кругосветного путешествия.

Кругосветное путешествие Фрэнсиса Дрейка.

Никто не поручал Дрейку совершать кругосветное путешествие, а сам он не планировал такое плавание. Как это нередко бывало в ту эпоху, многие географические открытия совершались случайно, в силу непредвиденных обстоятельств. У Фрэнсиса Дрейка получилось почти как в поговорке: не было бы счастья, да несчастье помогло. Напомним читателям, как всё произошло.

Осенью 1577 г. Дрейку удалось с помощью влиятельных покровителей, в число которых входила и сама королева Елизавета, подготовить пиратский поход на западное, Тихоокеанское, побережье Южной Америки. Замысел похода был до гениальности прост: на западном побережье Америки испанцы не ожидают нападения ни с суши, ни, тем более, с моря. Поэтому можно почти безнаказанно грабить их корабли и прибрежные поселения.

В конце 1577 года флотилия Дрейка, состоявшая из четырёх крупных судов, вышла из Плимута. В апреле 1578 года пираты достигли устья реки Ла-Плати. После краткой остановки они пошли на юг, вдоль берегов Патагонии - обширной области современной Агрентины, которая простирается на юг от русла реки Рио-Негро до Магелланова пролива. На юге Патагонии, в бухте Сан-Хулиан, флотилия Дрейка сделала остановку. Известно, что в этой бухте в июне-октябре 1520 года зимовал Магеллан.

После остановки в Сан-Хулиане флотилия Дрейка продолжала плавание уже в составе трёх кораблей: один корабль получил неисправность и по приказу Дрейка был сожжён. Вскоре пираты вошли в Магелланов пролив, сложный и извилистый фарватер которого с трудом прошли за двадцать дней. Моряки команды сильно страдали от холода: июль - самый холодный месяц в Южном полушарии. Наконец они оказались в Тихом океане и взяли курс на север, к тропикам. Но тут начался сильнейший шторм. Из трёх кораблей один пропал без вести, видимо, разбился и потонул в океане, а другой снова вошёл в Магелланов пролив и сумел возвратиться в Англию. Остался один флагманский корабль Дрейка под названием "Золотая Лань". Корабль отнесло далеко на юг. Дрейк увидел, что здесь заканчивается Огненная Земля, а южнее простирается безбрежный океан. Так, по сути дела случайно, было сделано географическое открытие: Огненная Земля является островом, но не частью огромной Неведомой земли, как до этого считали мореплаватели. Пролив между Южной Америкой и Антарктидой позже назвали проливом Дрейка.

Наконец океан утих, погода улучшилась. Дрейк решил продолжить экспедицию и направил свой теперь единственный корабль на север. Команда, предчувствуя скорую встречу с субтропиками, обрела второе дыхание. Тяготы путешествия в районе Огненной Земли стали быстро забываться, когда после первых же нападений на испанские корабли трюмы "Золотой Лани" стали наполняться золотом и другими драгоценностями.

Без крайней необходимости Дрейк не убивал тех, кого он грабил. Поэтому пиратские операции Дрейка почти не приводили к людским потерям в его команде. С чилийскими индейцами Дрейк установил чуть ли не дружеские отношения. Богатая добыча, доступность пищи и вина, а также женщин из местных индейских племён были вознаграждением пиратам за все пережитые до этого опасности и невзгоды. Дрейку удалось захватить специальный испанский галион (см. примечание) , перевозивший золото и драгоценности из американских колоний в испанскую казну. Такую удачу имел далеко не каждый пират. Богатства уже некуда было грузить. Надо было возвращаться домой, в Англию. Но как? Дрейк, конечно, не мог знать о планах испанцев, но как опытный капитан, он предположил, что испанские корабли, чтобы уничтожить его, пойдут ему навстречу через Магелланов пролив. И его предположение было абсолютно верным. Нужно было спасать себя, команду и награбленный драгоценный груз. И Дрейк пошел на север вдоль западного побережья Америки. Поражает воображение длина этого пути. От Огненной Земли он прошёл морем, конечно с остановками на берегу, вдоль всего побережья Чили, Перу, мимо земель Центральной Америки и Мексики, вдоль западного побережья нынешних США, достигнув 48-го градуса северной широты (граница с Канадой). Этот путь составлял не меньше 20 тысяч километров - ведь корабль шёл не строго по меридиану, а огибал берега континентов обеих Америк. Берег отклонялся всё дальше на запад. Дрейк, спасаясь от преследования, был готов, наверное, обогнуть Северную Америку, чтобы попасть в Атлантический океан. Но это было невозможно, т.к. он не знал, существует ли такой путь. Другого выхода не было, и Дрейк повернул на запад, в бескрайний Тихий океан. Повернув на юго-запад, он через три месяца достиг Марианских островов. Ещё через полтора-два месяца его корабль пробирался уже между островами Молуккского архипелага. В этом районе Дрейк мог встретиться с испанскими или португальскими военными кораблями, но ему как-то удалось избежать таких встреч.

Очередной этап его плавания был тоже уникальным в своём роде. Корабль Дрейка с острова Ява взял курс через весь Индийский океан прямо к мысу Доброй Надежды. Обогнув мыс Доброй Надежды, путешественники двинулись на север вокруг западного побережья Африки, прошли мимо Пиренейского полуострова, вошли в Бискайский залив и в начале ноября 1580 года прибыли в Плимут. Путешествие, продолжавшееся почти три года, получилось кругосветным.

Френсис Дрейк стал вторым после Фернана Магеллана капитаном, совершившим кругосветное путешествие. При этом Дрейк был намного более удачливым, чем Магеллан. Известно, что Магеллану не суждено было лично довести до Португалии свои корабли. Он погиб на Филиппинских островах в стычке с аборигенами. Единственный из пяти кораблей флотилии Магеллана через полтора года после его гибели привели в Лиссабон немногие оставшиеся в живых члены команды Магеллана.

В долгом и опасном плавании Дрейк сумел сохранить свою жизнь и жизнь большинства моряков экипажа своего флагманского корабля "Золотая Лань" и лично привёл этот корабль в английский порт Плимут. На корабле был большой груз золота и других драгоценностей.

Капитан Дрейк из простого пирата сразу превратился в адмирала Британского флота и удостоился других почестей от королевы Англии.

Широкий пролив между островом Огненная Земля и Южными Шетландскими островами носит имя пирата Дрейка. Человеку несведущему может показаться, что это какой-то исторический курьёз или недоразумение. Но теперь, когда мы знаем обстоятельства дела, мы можем утверждать, что тут все правильно, потому что Дрейк сделал немало и для географической науки, и для своей родины.

* * *

Прошло несколько лет, и Дрейк возобновил свои набеги на Америку, но уже с огромной флотилией корсаров, которая насчитывала 30 кораблей и 2300 солдат и моряков. По приказу Дрейка солдаты сравнивают с землёй город Санто-Доминго (на острове Гаити), затем осаждают Картахену (северное побережье Колумбии), угрожая этому городу полным разрушением. В итоге Дрейк получает 110 тысяч дукатов выкупа (дукат - крупная денежная единица того времени). Возвращается он в Англию с добычей на общую сумму 600 тысяч фунтов стерлингов.

Во время очередного набега на испанские колонии Дрейк заболел дизентерией и умер. Как и его учитель Хокинс, он был похоронен в море с почестями. Из оставленных Дрейком рукописей видно, что он повсюду, так сказать без отрыва от основной работы - пиратства, занимался естественными науками. Португальский лоцман Нуньо да Сильва свидетельствует, что Дрейк в своей корабельной библиотеке имел сочинения английских, французских и испанских авторов. Он хорошо рисовал. На своих этюдах он изображал птиц, тюленей, деревья, индейцев и вообще всё, что привлекало его внимание во время путешествий.

После смерти Дрейка командование экспедицией принял Томас Баскервиль. Перед возвращением в Англию он привел свой флот на остров Пинос (ныне Хувентуд) для ремонта и отдыха. К этому времени король Испании Филипп II успел послать сюда крупную морскую эскадру под командованием Бернандино Авельянеда, которому приказал уничтожить англичан. Баскервиль укрылся в заливе Сигуанеа. Но корабли Баскервиля были обнаружены Авельяндой. Авельянда навязал им бой. Англичане заняли оборону, а затем попытались спастись бегством. В итоге до Англии добрались только восемь из тридцати судов, вышедших в море из Плимута в сентябре 1595 года.

© Владимир Каланов,
"Знания-сила"

) в Гравелинском сражении (1588): благодаря умелым действиям Дрейка англичанам удалось получить преимущество над превосходящими огневой мощью силами противника.

Детство и юность

Фрэнсис Дрейк владел усадьбой Баклэнд-Эбби в Йелвертоне, но родился в Кроундейле, недалеко от Тейвистока (Тенвистонн), в Девоншире в семье фермера (йомена) Эдмунда Дрейка, впоследствии ставшего священником. Всего в семье Дрейков было двенадцать детей, Фрэнсис был старшим. В 1549 семья Дрейка перебралась в Кент . В 12 лет стал юнгой на торговом корабле (барке). Он так полюбился владельцу судна, своему дальнему родственнику, что тот после смерти завещал корабль Дрейку, и тот в 18 лет стал полноправным капитаном.

Взрослая жизнь

В 1567 году отправился в плавание в Гвинею и Вест-Индию , командуя кораблём в работорговой экспедиции своего родственника Джона Хокинса . В ходе этой экспедиции, близ мексиканской крепости Сан-Хуан-де-Улуа, корабли англичан подверглись нападению испанцев, и большая их часть была потоплена. Уцелело лишь два корабля - Дрейка и Хокинса. Англичане потребовали у испанского короля, чтобы он заплатил им за потерянные корабли. Король, естественно, отказался. Тогда Дрейк объявил, что он возьмёт всё, что сможет, у короля Испании.

В 1572 году отправился в собственную экспедицию в испанские владения в Вест-Индии , захватил город Номбре-де-Дьос на Панамском перешейке , затем - несколько судов возле гавани Картахены . В ходе этого рейда Дрейк перехватил на Панамском перешейке испанский «Серебряный караван» (около 30 тонн серебра), направлявшийся из Панамы в Номбре-де-Дьос. 9 августа 1573 года Дрейк вернулся в Плимут богачом и известным всей Англии капитаном.

15 ноября 1577 года Дрейк был отправлен королевой Елизаветой в экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки. Официальной целью путешествия было открытие новых земель, в частности, Австралии . На самом деле Дрейк должен был награбить как можно больше испанского золота и с этим грузом вернуться в Англию. Фрэнсис руководил флотилией, состоявшей из четырёх больших и двух малых вспомогательных кораблей (флагманское судно - «Пеликан»). Пройдя Магелланов пролив , Дрейк был отброшен штормом к югу от Огненной Земли , при этом выяснилось, что она не является частью Южного континента . Пролив между Антарктидой и Огненной Землёй позже был назван его именем.

После того, как флагман «Пеликан», единственный из всех судов «пробился» к Тихому океану, он был переименован в «Золотую лань ». Дрейк прошёл вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки на север, атакуя испанские порты, в том числе Вальпараисо , а затем исследовал побережье значительно севернее испанских колоний, приблизительно до современного Ванкувера . 17 июня 1579 года Дрейк высадился, как предполагается, в районе Сан-Франциско (по другой гипотезе, в современном Орегоне) и объявил этот берег английским владением («Новый Альбион»).

После пополнения провизии и ремонта Дрейк пересёк Тихий океан и вышел к Молуккским островам . Обойдя Африку с юга, Дрейк вернулся в Англию 26 сентября 1580 года, привезя клубни картофеля и сокровища на 600 000 фунтов стерлингов, сумму, в два раза превышающую размер ежегодного дохода английского королевства. Дрейк был встречен как национальный герой, обласкан королевой, был удостоен рыцарского звания . Во время очередной экспедиции в Вест-Индию Дрейк разорил испанские гавани Виго , Санто-Доминго (на острове Гаити), Картахену (в Новой Гранаде) и Сан-Аугустин (во Флориде). В 1587 году прославился дерзким нападением на испанский порт Кадис .

В 1588 году он был одним из английских адмиралов, которые разбили испанскую Непобедимую армаду . После этого Дрейк предложил Елизавете I вернуть португальский престол изгнанному испанцами Антонио из Крату . Английская армада , возглавляемая Дрейком, захватила бы Лиссабон , но у них не было осадных орудий. Свою последнюю экспедицию в Вест-Индию совершил в 1595-1596 годах в компании с Джоном Хокинсом. Умер от дизентерии 28 января 1596 года недалеко от Пуэрто-Бельо (совр. Портобело в Панаме). Похоронен в океане в свинцовом гробу.

Дрейк дважды женился - в 1569 г. и 1585 г. (первая жена умерла в 1581 г.). У него не было детей, и все его состояние перешло к его племяннику.

Ведение боя

Сэр Фрэнсис Дрейк изменил ход ведения морского боя. Если раньше побеждал корабль с наибольшим количеством орудий, то после Дрейка приоритет был отдан скорости судна. На своем галеоне "Золотая Лань" Дрейк не раз доказывал это. Так, благодаря книппелям Дрейк обездвиживал противника и превращал его в стоячую мишень. В дальнейшем Дрейк начал использовать брандеры для значительных битв. Они активно применялись во время Гравелинского сражения .

В честь Фрэнсиса Дрейка

Имя Фрэнсиса Дрейка увековечено в географии : пролив между Огненной Землей и Антарктидой носит название пролив Дрейка .

В немецком городе Оффенбург, изваянный в камне в 1853 году художником Андре Фридрихом, великий корсар держал в руке цветок картофеля . Надпись на постаменте гласила: «Сэру Фрэнсису Дрейку, распространившему картофель в Европе. Миллионы земледельцев мира благословляют его бессмертную память. Это помощь беднякам, драгоценный дар Божий, облегчающий горькую нужду». В 1939 году памятник был уничтожен нацистами.

Изображен на британской почтовой марке 1973 года.

Издания произведений о походах Дрейка

  • 1626 - Drake (Sir Francis) Baronet. Sir Francis Drake revived … by this relation of … a third voyage … set forth by Sir F. D., Baronet (his nephew), etc. London. 1626. 4°.
  • 1628 - The World encompassed by Sir F. D., being his next voyage to that to Nombre de Dios. London. 1628. 4°.
  • 1854 - (Очередное издание) The World encompassed. By Francis Fletcher. Edited by Wm. Sandys Wright Vaux. Map. (Hakluyt Soc. Pub., No. 17.) London. 1854. 8°.

Литература

  • Баландин Р. К. Знаменитые морские разбойники. От викингов до пиратов. - М.: Вече, 2012. - 352 с.
  • Белоусов Р. С. Под черным флагом: Исторические очерки. - М.: Олимп; АСТ, 1996. - 432 с.
  • Блон Жорж. Великий час океанов: Атлантический. - М.: Мысль, 1978. - 218 с.
  • Блон Жорж. Великий час океанов: Тихий. - М.: Мысль, 1980. - 208 с.
  • Герхард Петер. Пираты Новой Испании. 1575-1742 гг. - М.: Центрполиграф, 2004. - 240 с.
  • Глаголева Е. В. Повседневная жизнь пиратов и корсаров Атлантики от Фрэнсиса Дрейка до Генри Моргана. - М.: Молодая Гвардия, 2010. - 416 с.: ил.
  • Губарев В. К. Френсис Дрейк. - М.: Молодая Гвардия, 2013. - 374 с.
  • Констам Энгус. Пираты. Всеобщая история от Античности до наших дней. - М.: Эксмо, 2009. - 464 с.: ил.
  • Копелев Д. Н. Золотая эпоха морского разбоя (пираты, флибустьеры, корсары). - М.: Остожье, 1997. - 496 с.
  • Копелев Д. Н. Раздел Океана в XVI―XVIII веках: Истоки и эволюция пиратства. - СПб.: КРИГА, 2013. - 736 с.
  • Малаховский К. В. Кругосветный бег «Золотой лани». - М.: Наука, 1980. - 168 с. (о Френсисе Дрейке).
  • Малаховский К. В. Пять капитанов. - М.: Наука, 1986. - 428 с. (о Френсисе Дрейке, Уолтере Рэли, Педро Фернандесе де Киросе, Уильяме Дампире, Мэтью Флиндерсе).
  • Маховский Яцек. История морского пиратства. - М.: Наука, 1972. - 288 с.
  • Медведев И. А. Рыцари моря. - М.: Вече, 2012. - 320 с.
  • Можейко И. В. Пираты, корсары, рейдеры: Очерки истории пиратства в Индийском океане и Южных морях в XV–XX вв. 3-е изд. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. - 348 с.

Дрейк (Drake), Фрэнсис (около 1545 – 28 января 1595) – английский мореплаватель, пират, военачальник, совершивший впервые после Ф. Магеллана кругосветное плавание (1577-1580). Плавал к берегам Африки и Америки, занимаясь работорговлей и пиратскими набегами на испанские корабли и владения. В декабре 1577 Дрейк с эскадрой в 5 кораблей покинул Плимут, пересек Атлантический океан и в апреле 1578 достиг берегов Южной Америки (устье Ла-Платы). В августе 1578 Дрейк через Магелланов пролив вышел в Тихий океан, имея уже только 1 корабль, который бурей был отнесен на юг до мыса Горн. Так была открыта самая южная точка Америки. Это открытие поколебало легенду о существовании мифического Южного материка, обозначавшегося на картах южнее 40 0 - 45 0 ю. ш. Далее Дрейк поплыл вдоль западного берега Америки, грабя по пути испанские корабли и города. Пытаясь уйти от испанских судов, Дрейк пошел на север в поисках прохода с севера из Тихого около в Атлантический и достиг 48 0 с. ш. Спускаясь на юг, открыл бухту Сан-Франциско, откуда повернул на запад, держа курс на Молуккские острова. В июне 1580 он обогнул мыс Доброй Надежды и в сентябре 1580 г. вернулся в Плимут.

Дрейк принимал активное участие в разгроме испанской «Непобедимой армады» (1588). Плавания и набеги Дрейка, всемерно поддерживаемые английской королевой Елизаветой, нанесли сильный удар испанскому монопольному положению на Тихом океане.

Именем Дрейка назван: пролив Дрейка между Огненной Землёй и Антарктидой.

Дрейк Френсис, английский мореплаватель, родился близ Тавистока (Девоншир) около 1545 г., умер близ Пуэрто-Бельо (Панама) 28 января 1596 г. Первый английский кругосветный путешественник. Сын матроса, он рано ушел в море и в 1565-1566 гг. в первый раз отправился в Вест-Индию. В 1567-1569 гг. он участвовал в качестве капитана в плаваниях Джона Хокинса в Гвинею, откуда доставлял негров-рабов в Вест-Индию. От одного нападения испанского флота у Веракруса Хокинс и Дрейк ускользнули лишь с большими потерями. В 1570-1572 гг. Дрейк предпринял три пиратских похода в Вест-Индию; после этого ему было поручено королевой Елизаветой препятствовать испанской торговле в Тихом океане. В конце 1577 г. он с пятью судами покинул Плимут и с 20 августа по 6 сентября 1578 г. проплыл Магелланов пролив. В Тихом океане из-за непогоды его судно было разлучено с другими судами. Однако он продолжал плавание на одном судне и грабил гавани западного американского побережья. От Калифорнии он продвинулся на север примерно до 48° с. ш., но из-за господствующих там холодов должен был отказаться от плана вернуться в Англию, обогнув Америку с севера. При этом он первым из европейцев дошел до р. Колумбия, а может быть, и до южной оконечности острова Ванкувер. Так как вторично обогнуть Южную Америку было невозможно из-за принятых испанцами ответных мер, он пересек Тихий океан и 4 ноября 1579 г. через Марианские острова достиг одного из Молуккских островов – Тернате. Оттуда он, миновав Яву и обогнув мыс Доброй Надежды, 5 ноября 1580 г. вернулся в родной Плимут. Этим Дрейк завершил второе кругосветное путешествие после Магеллана. Однако, кроме части западного североамериканского побережья, он ничего нового не открыл. В 1585-1586 гг. Дрейк снова командовал вооруженным английским флотом, направленным против испанских колоний в Вест-Индии, и возвратился, как и из кругосветного путешествия, с богатой добычей. В 1587 г. Дрейк в гавани Кадиса сжег отряд испанской армады и в 1588 г. уже в чине вице-адмирала под руководством лорда Говарда участвовал в ее уничтожении в Ла-Манше. Его более поздние предприятия: одно – против Лиссабона в 1589 г., так же как и два последующих вест-индских в 1594 и 1595 гг., были безуспешны. Во втором из них в 1596 г. он умер от дизентерии.

Список литературы

  1. Биографический словарь деятелей естествознания и техники. Т. 1. – Москва: Гос. научное изд-во «Большая советская энциклопедия», 1958. – 548 с.
  2. 300 путешественников и исследователей. Биографический словарь. – Москва: Мысль, 1966. – 271 с.

Френсис Дрейк (февраль‑март 1540 г. - 27 января 1596 г.) - английский морской капитан, корсар, навигатор, работорговец, пират, вице‑адмирал, видный политический деятель эпохи Елизаветы I. Таковы главные этапы его жизненной карьеры; сложно поверить, что все это может относиться к одному человеку! Его основные операции были совершены в Карибском море. Имя Дрейка наводило такой ужас на испанцев, что они, слегка переиначив его имя, величали пирата El Draque (от лат. Draco - дракон). За свою необыкновенно долгую и невероятную карьеру Френсис Дрейк заработал разбоем на море примерно на пять миллионов долларов меньше непревзойденного Сэмюэля Беллами, что позволило ему войти в тройку наиболее отличившихся пиратов и занять почетное второе место.

Сэр Френсис Дрейк родился в Тэвистоке (Девон, Великобритания) в феврале или марте 1540 года и впоследствии явился самым старшим из двенадцати детей в семье. Его родителями были Эдмунд Дрейк, фермер‑протестант, ставший затем священником, и Мэри Милвэй.

Несмотря на свой фермерский статус, семья Френсиса принадлежала к аристократической ветви герцогов Бедфордских; среди его предков нельзя не упомянуть Джеффри Чосера (1340-1400), одного из создателей классической английской литературы, автора «Кентерберийских рассказов» (1380-1400). Впрочем, юный Френсис отнюдь не тяготился тем, что он сын фермера, и не выказывал и тени стремления реализовать великосветские связи семьи. В 1549 году по причине религиозных волнений Эдмунд Дрейк принял решение перебраться с семьей в графство Кент. Именно там, образно говоря, и началась морская карьера Френсиса Дрейка. Ему еще не исполнилось и тринадцати лет, когда он сумел войти в команду небольшого барка, курсировавшего между портами на Темзе. Не слишком‑то впечатляющее начало, можете сказать вы, однако если вы узнаете о том, что менее чем через семь лет капитан барка скончался, завещав свое судно… Френсису Дрейку, то наверняка измените свое мнение. Подумать только: Дрейку не было еще и двадцати, когда он стал капитаном и владельцем собственного корабля!

Однако вечно довольствоваться скромным суденышком Френсис, естественно, не собирался. В 1563 году Дрейк все‑таки использовал свои родственные связи: он сошелся со своим кузеном Джоном Хоукинсом (в стратегическом плане это был очень грамотный шаг, поскольку Хоукинсам из Плимута принадлежала целая флотилия кораблей). В том же году он впервые в своей жизни отправился к берегам Нового Света на борту одного из кораблей Джона Хоукинса (Хоукинс сам участвовал в вояже, поскольку был капитаном; в его намерения входило ввести Дрейка в курс дела и обучить его особым морским премудростям). Корабль использовался для перевозки рабов, так что Дрейк быстро вошел в детали едва ли не самого прибыльного занятия на море в те времена. Помимо работорговли, Френсису приходилось принимать участие в грабеже португальских судов, встречавшихся по пути. Он оказался успешным учеником и очень скоро заслужил право управлять собственной каравеллой! В 1568 году они с Хоукинсом, как обычно, совместно промышляли в Карибском регионе; причем речь идет не о паре кораблей, а о целой эскадре. Очень прибыльно продав в Венесуэле большой груз рабов, они направлялись домой. И тут госпожа Удача им изменила. У Сан‑Хуан‑де‑Улуа (портовый городок на побережье Мексики) эскадра Хоукинса попала в ловушку, устроенную коварными испанцами. В завязавшейся баталии практически все корабли Хоукинса получили серьезные повреждения, но ему с Дрейком не только удалось спастись, но и довести до родных берегов все суда. Это событие очень сильно повлияло на Френсиса Дрейка и наложило неизгладимый отпечаток на всю его дальнейшую судьбу. Френсис Дрейк, пережив всю горечь позорного поражения, стал отныне и навсегда беспощадным врагом испанцев. Можно даже сказать, что, не случись того злополучного инцидента у Сан‑Хуан‑де‑Улуа, ему, наверное, не удалось бы реализовать в полной мере свой талант корсара и нанести такой урон испанцам на море. Масла в огонь подливало и то обстоятельство, что Дрейк был воспитан отцом в протестантском духе, тогда как испанцы были, как известно, католиками. Впрочем, для Джона Хоукинса все происшедшее тоже не обошлось без последствий. Он решил покончить с невольничьим бизнесом и, в некотором роде, отошел от дел. А вот Френсис Дрейк - тот не унялся, какое там! Он осуществил несколько пробных вояжей на Карибы (в 1570 и 1571 гг.) - о торговле рабами речи больше не было, ведь Дрейк горел жаждой мести! Документальных свидетельств о первом вояже 1570 года, видимо, не осталось. А вот что касается следующего, состоявшегося годом позднее, - тут ситуация иная.

Причина одна - безусловный триумф новоявленного корсара! Дрейк рискнул отправиться без поддержки, самостоятельно. Он самостоятельно вел бриг «Сван» («Лебедь») водоизмещением в 25 тонн - сравнительно небольшой корабль. Однако несмотря на это, Дрейку в итоге удалось захватить два крупных фрегата. Однако на этом он и не думал останавливаться, присоединив к своим трофеям еще около двух десятков небольших судов. Триумф настолько вдохновил его, что Дрейк, забыв о всякой осторожности, подверг налету с моря город Вента‑де‑Крузес, находившийся всего в двадцати километрах от Панамы. И ему буквально все сошло с рук. В этих двух своих первых вылазках на Карибы Дрейк не только стремился заполучить как можно больше добычи, он еще анализировал тактические и технические нюансы, характеризующие особенности оборонной стратегии испанцев в Карибском регионе. Но больше всего его, естественно, интересовало то, каким образом работает механизм доставки финансов из колоний к берегам Старого Света. И тут Френсиса Дрейка ждала самая большая неожиданность. Он на деле убедился в том, что Испания, получавшая весьма значительные средства из Америки, была настолько уверена как в своем военном превосходстве, так и в господстве на море, что не допускала мысли о возможности серьезного, хорошо продуманного нападения, будучи совершенно уверенной в безопасности своих ресурсов. А Дрейк моментально заметил реально слабое звено в цепи доставки финансовых средств: это был Панамский перешеек.

Почему, спросите вы.

Ответ очень простой.

Испанцы явно желали сэкономить, а потому работали по крайне примитивной схеме: весь объем денежных средств (золото, серебро) собирался и подготавливался к отправке в Панаме, потом все эти неисчислимые богатства переправляли в порт Номбре‑де‑Диос, откуда уже кораблями все доставлялось в Испанию. Из Панамы же до Номбре‑де‑Диос, как это ни дико, все ценности ехали на спинах мулов, причем без какой‑либо реальной охраны! Путь мулов пролегал, как вы уже поняли, через Панамский перешеек. При этом конечный пункт назначения - Номбре‑де‑Диос - отнюдь нельзя было причислить к хорошо защищенным портам. Дрейк мгновенно понял, как ему использовать оплошность без меры самоуверенных испанцев. Однако, будучи мудрым человеком, Дрейк решил на этот раз благополучно вернуться со всей своей внушительной добычей обратно домой, где намеревался организовать очередной вояж на Карибы - теперь уже с вполне осознанной и четкой целью.

Поскольку Дрейк относился к тем людям, которые всегда доводят начатое до конца, в 1572 году он, капитально подготовившись, вновь взял курс на Карибы, явно намереваясь задать испанцам жару. Кстати, надо заметить, что это вообще был довольно‑таки любопытный прецедент: ведь грабить корабли в Карибском море было (скажем так: негласно!) позволено французам, а не англичанам, да и то - лишь эпизодически. А Френсис Дрейк, по сути, стал первым английским капитаном, который рыскал по Карибскому морю с единственной целью грабежа испанских галеонов, груженных золотом. Он, на всякий случай, даже попытался испросить у британской короны письменного одобрения своим действиям, но, увы, в этом не преуспел. На тот момент его профессиональная деятельность была расценена королевой, увы, как чисто пиратская. Впрочем, он и не думал унывать - и был, конечно же, прав. Время работало на него!

В мае 1572 года Дрейк вышел в море уже не один, а с небольшой эскадрой из двух кораблей. Скромный «Сван» он на сей раз передал своему братцу Джону, а сам управлял внушительным 70‑тонным фрегатом «Паша». Согласно источникам, общая численность команды Дрейка в этом рейде составляла 73 человека. Все они, как и их бравый капитан, алчно вожделели заполучить все мыслимые испанские сокровища. 29 июня 1572 года произошла историческая высадка десанта Дрейка на Панамском побережье, а 19 июля (то есть практически всего лишь три недели спустя) порт Номбре‑де‑Диос уже был захвачен пиратами! Правда, победа оказалась не полной; внушительную часть драгоценных запасов испанцам все‑таки удалось с эскадрой перекинуть в безопасное место. Вдобавок ко всему, пираты натолкнулись на яростное сопротивление защитников города. Схватка была жестокой и кровопролитной. Дрейк, сражавшийся в первых рядах, был ранен в бедро. Победителям, тем не менее, достался изрядный груз слитков серебра.

Возвращаться обратно было никак нельзя: тяжелый груз добычи скверно сказывался на маневренности судов; кроме того, был большой риск столкнуться в море с целой испанской военной эскадрой. Дрейк понял, что нужно позаботиться об устройстве временной базы. Оставив за спиной разграбленный город и выбрав подходящий островок, пираты расположились на нем лагерем. Поначалу все шло хорошо. Серебряные слитки были надежно спрятаны в укромном месте на острове, а оба пиратских корабля денно и нощно сновали вдоль побережья, беря на абордаж испанские корабли. Однако очень скоро команду стал косить странный мор. Потеряв около 75 % команды, Дрейк принял решение сжечь один из кораблей - такова была печальная участь «Свана». Но оставшихся в живых моряков было слишком мало, чтобы успешно продолжать свои захватнические рейды. И тогда Френсис Дрейк пошел на невероятный шаг, проявив, между прочим, завидный талант искусного дипломата: он заключил союз с симарронами . Это были беглые африканские рабы, активно противостоявшие испанцам. Особенно хороши были симарронские разведчики: ни одно сколь‑либо крупное перемещение людских или финансовых резервов испанского правительства на Панамском побережье не избегало их внимания. В результате заключенного союза Дрейк получал двойную выгоду: он мог пополнить команду за счет африканских волонтеров, кроме того, ему становилась доступной вся информация о движении грузов золота, серебра и драгоценностей. Разведчики очень скоро дали знать о себе. Они сообщили Дрейку, что на исходе января 1573 года ожидается прибытие в Панаму флотилии с богатым грузом. Понятное дело, потом этот груз должен был быть переправлен в Номбре‑де‑Диос все с теми же караванами мулов. Пираты вновь высадились на побережье и устроили засаду. Наверное, у испанцев тоже неплохо работала разведка, а может быть, и кто‑то из симарронов работал сразу на обе стороны. Как бы то ни было, но испанцам вновь удалось перехитрить пиратов и спасти немалую часть ценностей.

Дрейк недолго горевал. Во‑первых, мор прекратился. Выстоять перед загадочным недугом удалось лишь 17 пиратам, включая самого Дрейка. Во‑вторых, симарронские волонтеры (общим числом в 30 человек) оказались вполне способными учениками. И вот с этой разношерстой командой Френсис Дрейк решил вновь попытать счастья на море. Следует упомянуть, что симарроны предпочитали месть испанцам золоту и серебру, а потому совершенно не претендовали на свою долю добычи, что, понятное дело, тоже было по душе капитану Дрейку.

Итак, шла уже весна 1573 года. Обстоятельства сложились таким образом, что экипаж Дрейка повстречал большой корабль известного французского пирата и исследователя Гийома Ле Тестю (Guillaume Le Testu), которого знали под кличкой Тэту. Оба капитана чрезвычайно понравились друг другу и решили объединить свои силы. Также были четко оговорены и соответствующие доли при разделе любой добычи. Вскоре симарронские разведчики принесли поистине вдохновляющее известие: караван мулов, груженный золотом и серебром, расположился на отдых всего в миле от Номбре‑де‑Диос. На тот момент оба пиратских корабля находились практически рядом от их стоянки. Объединенная рать английских и французских пиратов при поддержке симарронов стремительно сошла на берег и ринулась в атаку. Испанцы мужественно сопротивлялись, но были все поголовно перебиты. Пиратам досталась груда серебряных и золотых слитков. Унести все им было просто не под силу, поэтому серебро решили зарыть, чтобы впоследствии за ним вернуться. Не обошлось и без потерь. Победу пиратов серьезно омрачила гибель Ле Тестю. Впрочем, Дрейк, соблюдая договоренность, поровну разделил добычу между пиратами. Объем всего завоеванного был настолько изряден, что в августе 1573 года Френсис Дрейк решил не искушать судьбу понапрасну и вернуться домой (только вот припрятанное серебро пиратам так и не удалось заполучить, поскольку оно было обнаружено испанцами).

Серьезный урон, доставленный Френсисом Дрейком испанскому присутствию на Карибах, не остался незамеченным британской короной. Более того: Дрейк, благодаря своей репутации непобедимого корсара, удостоился в 1575 году немалой чести управлять кораблями графа Эссекса, бывшего главным фаворитом английской королевы Елизаветы I. Эссекс легко согласился представить Дрейка ко двору. Венценосная хозяйка и корсар чрезвычайно быстро нашли общий язык, причем Дрейк настолько расположил к себе королеву, что та не только привлекла частных инвесторов, но и сама решила частично профинансировать его новую экспедицию. Цель экспедиции подразумевалась сама собой - Восточное побережье Южной Америки. Дрейку позволялось нападать на испанские портовые города в районе Перу (именно там производилась добыча испанцами серебра и золота); лицензии на это он вновь не получил, так как Елизавета блюла верность принципам политкорректности. Попадись Дрейк в лапы к испанцам, королева бы просто‑напросто от него отказалась, бросив на произвол судьбы. Дрейк, скорее всего, это понимал и попадать к испанцам в плен уж точно не собирался. Помимо всего прочего, королева дала Дрейку одно тайное поручение. Ему надлежало присмотреть местности, годившиеся для колоний.

13 декабря 1577 года Френсис Дрейк, во главе эскадры из пяти судов и команды в 160 душ, покинул родной порт

Плимут. Флагманским кораблем Дрейка был хорошо вооруженный фрегат «Пеликан». По пути Дрейк - чтобы освежить навыки и умения - навестил Африканское побережье. Его команда взяла на абордаж свыше десяти кораблей, бывших под флагами Испании и Португалии. 20 июня 1578 года эскадра Дрейка достигла Магелланова пролива. Это было гиблое место для мореходов. Некоторые пираты начали роптать. Явно назревал бунт. Пока шли успешные грабежи у Африканского побережья, все было в порядке. Но после очень непростого и продолжительного путешествия через Атлантику далеко не все были готовы подвергнуться смертельной опасности, следуя Магеллановым проливом. Тем более что несколько кораблей были серьезно повреждены и затонули. Но иным путем до Перу добраться было нельзя.

Дрейк очень быстро узнал, что главным зачинщиком бунта является капитан Томас Доути. На основании свидетельств лорда Уильяма Бургли и корабельного плотника Эдварда Брайта Доути был обвинен в подстрекательстве к мятежу и занятиях магией (поистине убийственное сочетание!). Дрейк приказал казнить его, и 2 июля 1578 года Томас Доути был обезглавлен. Тем самым бунт был подавлен в зародыше. Но на этом испытания пиратов не кончились. Магелланов пролив поредевшая эскадра Дрейка благополучно прошла, но потом она угодила в жесточайший шторм, который продолжался чуть ли не около двух месяцев и основательно потрепал все корабли; при этом затонуло еще одно судно. Вновь возникла взрывоопасная ситуация. В итоге один фрегат развернулся и направился обратно, к родным берегам, а Дрейк на своем флагмане, который он к тому времени уже переименовал из «Пеликана» в «Золотую лань», продолжал путь в гордом одиночестве. 5 декабря «Золотая лань» бросила якорь в гавани Вальпараисо (Чили). Пираты действовали четко и эффектно. Город был вчистую разграблен, а грузы, дожидавшиеся отправки в Испанию, перешли к английским буканьерам. Прежде чем как следует развернуться на Тихом океане, Дрейк настоял на детальном осмотре судна и восстановлении всех обнаруженных повреждений. Эта процедура заняла где‑то с полмесяца, однако в результате «Золотая лань» была готова к встрече с любым испанским кораблем. На руку Дрейку играло дополнительно еще и то обстоятельство, что испанцы чувствовали себя в водах Тихого океана практически как у себя дома, не ожидая нападения; английских же кораблей да еще с секретным предписанием королевы в этом регионе прежде не наблюдалось.

И началось!!!

Точное количество кораблей, ставших жертвами пиратов, установить было решительно невозможно. Размер добычи превзошел все ожидания. Насладившись местью испанцам на море, Дрейк решил проявить себя и на суше. Он развернул фрегат и 5 февраля 1579 года уже достиг побережья Перу; в большинстве перуанских портов (например, в Лиме, столице Перу, в Кальяо и проч.) всегда находились корабли с важными грузами для отправки в Испанию. Здесь их тоже не ждали; впрочем, англичане чуть припоздали, а потому им перепало не так уж и много ценностей, хотя пиратам удалось взять на абордаж практически все корабли, находившиеся на тот момент в гавани Кальяо. Допрос с пристрастием, тут же учиненный подручными Дрейка, выявил интересную информацию. Выяснилось, что незадолго до появления англичан гавань оставил шлюп «Какафуэго», до самого борта начиненный ценностями. «Золотая лань» тут же устремилась в погоню. Следует заметить, что, даже пытаясь настичь «Какафуэго», пираты не пренебрегали своими обязанностями; они останавливали и грабили практически все встреченные корабли. Догнать же «Какафуэго» Дрейку удалось примерно через месяц (1 марта) у мыса Сан‑Франциско (к северу от экватора). «Какафуэго» был практически лишен вооружения и сдался без боя. Его трюмы были до отказа забиты тяжелыми слитками золота и серебра. Восхищенные пираты также обнаружили множество мешков с серебряными монетами. С таким богатством можно было уже возвращаться домой! Тем более что испанским портам и торговому флоту был нанесен более чем весомый ущерб, да и подходящие районы для колоний Дрейк сумел приглядеть.

Да только идти с такой огромной добычей опять через Магелланов пролив Дрейк уж точно не хотел. Вдобавок предстояло бы плыть вдоль берегов Испании, что теперь тоже не сулило ничего хорошего. Он предпочел двинуться на север, к Мексике; ряд авторитетных картографов того времени утверждал, будто существует легендарный северо‑западный путь в Европу, вот Дрейк и решил на деле проверить эти заявления. Следуя по курсу, пираты сделали несколько остановок; во время стоянки в гавани Гуатулко (Мексика) пираты осквернили местный храм, дочиста его разграбив. «Золотая лань» упорно шла на север; лишь свирепые холода остановили ее стремительный ход. Дрейк, оценив ситуацию, почел за благо вернуться домой прежним путем и повернул на юг. На побережье Северной Калифорнии пиратами была сделана продолжительная остановка; «Золотая лань» нуждалась в починке. Потом Дрейк блестяще провел фрегат через Магелланов пролив и, делая остановки лишь на островах и обойдя Испанию, благополучно достиг Плимута 26 сентября 1579 года.

Итог этого почти двухлетнего вояжа имел для Дрейка очень важное значение. Теперь он обрел подлинную славу и стал своим при дворе королевы Елизаветы. Она была весьма довольна тем, что Дрейк ей сообщил по поводу устроения возможных колоний. Но еще более ее порадовали щедрые пожертвования короне, сделанные корсаром. Теперь он уже мог себе это позволить, поскольку стал просто баснословно богат. В окрестностях Плимута Дрейк даже приобрел себе огромное поместье; королева дополнительно презентовала его еще несколькими. А в 1581 году за особые заслуги перед британской короной Френсис Дрейк был удостоен рыцарского звания, и теперь к нему надлежало обращаться «сэр Френсис»; в том же году он был избран членом парламента Великобритании. Четырьмя годами позднее, когда он уже несколько лет управлял Плимутом в качестве мэра, Дрейк женился на юной наследнице огромного состояния, еще более упрочив свое положение. Казалось, что его морской жизни пришел конец. Но это было обманчивое впечатление!

Как знать, не пожелай королева поставить Дрейка во главе огромной эскадры, которой предстояло сокрушить испанское господство в Карибском регионе и не поручи она ему заявить о британском присутствии в Вест‑Индии (это традиционное название островов Карибского моря) во умаление государственного престижа Испании, сэр Френсис мудро управлял бы Плимутом и наслаждался обществом обворожительной супруги. Но это двойное искушение было слишком велико! Дрейк сложил с себя полномочия мэра, простился с женой и отбыл.

Его эскадра насчитывала более 25 кораблей. Команда составляла 2300 человек. Этот впечатляющий демарш знаменовал собой начало военного противостояния, которое затянулось на десятки лет. Теперь у сэра Френсиса Дрейка наконец‑то была заветная лицензия! Согласно этому документу он имел право вызволять из плена захваченных в результате военного конфликта с Испанией английских моряков. На деле же это подразумевало под собой захват и разграбление испанских кораблей. Королева Елизавета даже одобрила создание специального акционерного общества, которое было образовано в расчете на прибыльную добычу с вражеских галеонов.

Нельзя сказать, чтобы все складывалось удачно для Дрейка в этой экспедиции. Скорее, наоборот. Он упустил целую флотилию груженных золотом кораблей, а занимаемые им города (например, Сантьяго) не могли порадовать богатым выкупом, отчего Дрейк в ярости предавал их огню. В довершение всего на кораблях эскадры сэра Френсиса вспыхнула лихорадка, унесшая сотни жизней. Вместо ожидаемого выкупа в миллион золотых дукатов с жителей Санто‑Доминго Дрейк смог выручить от силы двадцать пять тысяч. Даже с легендарной Картахены пиратам удалось собрать не более ста тысяч дукатов, хотя Дрейк всерьез угрожал сровнять город с землей. Итог экспедиции был плачевен: из всей команды выжило немногим более полутора тысяч человек, финансовые затраты не окупились. Сам сэр Френсис Дрейк потерял на этом вояже серьезные средства.

Королева не могла быть удовлетворена подобным результатом. Тем не менее она по‑прежнему благоволила к Дрейку. В 1587 году она приказала ему противостоять кораблям знаменитой Испанской Армады; попутно Дрейку позволялось тряхнуть стариной. Он тряхнул, и тряхнул, признаться, знатно: его главным трофеем явился португальский барк «Сан‑Фелипе», ставший добычей пиратов в районе Азорских островов; груз доставшихся им ценностей и товаров был просто огромен. Помимо этого, сэр Френсис Дрейк разработал гениальный план взятия крупного испанского порта Кадис; наряду с золотом и серебром Дрейку удалось захватить свыше тридцати судов противника. Все это вполне компенсировало неудачный итог экспедиции 1856 года. По возвращении в Англию сэр Френсис Дрейк был удостоен звания вице‑адмирала и назначен королевой Елизаветой на пост главнокомандующего объединенными военно‑морскими силами Великобритании. В 1589 году он командовал объединенными силами флота; под началом у него находилось свыше 150 боевых кораблей. И хотя ему удалось успешно противостоять вторжению испанцев, ситуация существенно изменилась, когда военные действия переместились на территорию Испании. Болезни, существенные потери, просчеты в стратегии - все это свело на нет первоначальные успехи англичан.

Королева вновь была уязвлена. Дабы как‑то компенсировать негативное впечатление, она задумала вторую экспедицию в Вест‑Индию. Военная ситуация была не особенно благоприятна, вследствие чего ее желание было реализовано лишь несколькими годами позднее. Однако в 1595 году она приказала Дрейку возглавить новую эскадру. Вице‑адмирал привел королеве свои резоны, что спешить с выходом в море не годится и необходимо все как следует подготовить, но та была неумолима. И вот 7 сентября 1595 года эскадра взяла курс на Карибы. Королева на сей раз требовала чего‑то невероятного и фантастического: например, взятия… Панамы! Эскадра была составлена спешно; в нее вошли 27 военных и торговых кораблей (по числу кораблей она на 2 корабля превосходила флотилию, что отправилась в первую вест‑индскую экспедицию). Команда тоже соответственно увеличилась: всего было собрано 1500 моряков и 1000 пехотинцев. Руководить всеми этими силами (по решению королевы) был призван триумвират в лице самого сэра Френсиса Дрейка, его бывшего партнера и родственника сэра Джона Хоукинса, а также Томаса Баскервиля, которому надлежало руководить действиями на суше. Если с Баскервилем Дрейк в принципе не должен был иметь проблем в плане совместных действий, то с Хоукинсом дело обстояло гораздо хуже. Он имел совсем другой темперамент, был, в отличие от стремительного и изобретательного Дрейка, чересчур методичным, медлительным и осторожным; вдобавок он явно завидовал стремительному вознесению своего некогда младшего офицера. Конфликты следовали один за другим, и это отнюдь не предвещало благоприятного ведения военной кампании. Причем все буквально пошло наперекосяк еще с самого начала. Вместо того чтобы двигаться прямо к побережью Панамы, эскадре было приказано следовать к порту Сан‑Хуан на Больших Антильских островах, в гавани которого оказался поврежденный галеон с невероятно ценным грузом. О демарше английской эскадры каким‑то образом стало известно испанцам, мгновенно направившим к Сан‑Хуану пять отменно вооруженных фрегатов. Это произошло 25 сентября. А тут еще на кораблях Дрейка непредвиденно подошли к концу запасы провизии; вице‑адмирал принял решение атаковать портовый городок Лас‑Пальмас на Канарских островах. Сражение сложилось не в пользу англичан - несколько моряков даже попали в плен. Тогда Дрейк двинулся к Гваделупе и оказался там со всеми кораблями 9 ноября. Сразу же после пополнения запасов продовольствия он намеревался вести эскадру к Сан‑Хуану, но тут отчаянно вмешался Хоукинс, считавший, что все корабли должны быть тщательно осмотрены. Дрейк, скрепя сердце, согласился, что было большой ошибкой. Поскольку осмотром руководил сам Хоукинс, процедура затянулась на целых две недели. За это время пять испанских военных фрегатов не только достигли Сан‑Хуана, но заняли надежную оборону, будучи готовыми отражать любые атаки англичан. Наконец английская эскадра достигла Сан‑Хуана. Случилось это уже 22 ноября. Хоукинс, всю дорогу споривший с Дрейком, обнаружив пять готовых их встретить военных фрегатов, сгорал с досады. Видимо, он переживал так сильно, что его хватил удар, и он отдал Богу душу.

Дрейк для вида предпринял несколько атак, хотя и так уже было ясно, что галеона им не видать. Пока англичане возились с кораблями, испанцы в несколько раз увеличили огневую мощь порта, установив на стенах орудия с поврежденных кораблей; последние образовывали великолепный щит, за которым - в полной безопасности - находилась пятерка военных фрегатов. Бессмысленно атаковав порт 22 и 23 ноября, 24‑го Дрейк снял осаду и повел эскадру вдоль побережья Венесуэлы и Колумбии. Какие‑то небольшие городки английским пиратам удалось взять приступом и разорить, но добыча была скудна. Другие города, например та же Картахена, оказались невероятно хорошо укреплены (испанцы хорошо усвоили уроки, преподанные им Дрейком в 1585 году; да и вообще - десять лет срок изрядный, многое просто не могло не измениться!).

8 января 1596 года Дрейк оказался в районе достопамятного городка Номбре‑де‑Диос и вновь его захватил; для взятия Панамы он отрядил Томаса Баскервиля с 600 солдатами, велев тому двигаться по пути, которым следовали караваны мулов с ценной поклажей в Панаму. Но стояла зима, был сезон дождей. Все пути стали непроходимыми. Баскервиль, потеряв многих солдат, был вынужден через четыре дня бесславно возвратиться в Номбре‑де‑Диос.

Эскадра Дрейка в это время находилась в море западнее Никарагуа. Из‑за на редкость скверной погоды на кораблях вспыхнула жестокая лихорадка. Дрейк заразился дизентерией и 27 января 1596 года умер в жесточайших мучениях. После его трагической кончины Баскервиль принял на себя командование и повел корабли обратно в Англию. По пути им даже удалось отразить нападение мощной испанской эскадры, и это явилось единственным положительным результатом второй экспедиции англичан в Вест‑Индию.

Сэр Френсис Дрейк завещал похоронить себя в полном военном облачении. Его тело было заключено в железный гроб и предано волнам у Портобелло, вблизи берегов Панамы. Этот гроб мечтали и по‑прежнему мечтают обнаружить целые поколения дайверов.

Именем Дрейка был назван пролив между Огненной Землей и Антарктидой. Это самый широкий в мире пролив, и составляет он 820 километров.

Жизненный путь этого человека удивителен: в 16 лет капитан корабля, удачливый пират, совершивший вторым после Магеллана кругосветку, английский сэр и адмирал, ставший подлинным грозой морей и разгромивший «Непобедимую армаду». А все началось в середине XVI столетия в местечке Тависток английского графства Девоншир, где в семье фермера примерно в 1540 году родился первенец, названный Френсисом. Впоследствии в семье добавилось еще 11 детей, и отец, Эдмунд Дрейк, чтобы прокормить большое семейство, стал проповедником и в 1549 году перебрался в Кент, сдав свои земли в аренду.

Френсис с детства мечтал о дальних морских походах, славе и богатстве. Путь к осуществлению своей мечты он начал в 13 лет, нанявшись юнгой на небольшой корабль. Малый оказался толковым моряком, и уже вскоре стал помощником капитана, а в 16 (по другим сведениям в 18) лет купил небольшой барк, на котором стал перевозить товары. Но обычные торговые плавания дают мало прибыли, то ли дело пиратский промысел и торговля рабами. И Френсис в 1567 году, командуя кораблем в эскадре своего дальнего родственника Джона Хокинса, отправляется в дальнее плавание к берегам Африки за рабами, а затем в Вест-Индию, где можно заняться грабежом побережья и захватом испанских кораблей.

Этот поход, хоть и закончился провалом, дал молодому капитану опыт дальних плаваний. Когда на потрепанных штормами кораблях Хокинса занимались ремонтом в порту Веракрус, что на восточном побережье Мексики, их блокировала испанская эскадра. Вырваться с боем удалось только нескольким кораблям, в том числе и кораблю под командованием Дрейка. Вернувшись в Англию, Дрейк стал готовиться к новым походам.

Он совершил несколько удачных плаваний в Вест-Индию, где грабил суда в Карибском море, сжег несколько прибрежных городков и поселков, захватил испанские корабли в гавани Картахены. Наиболее удачными оказались его высадки на Панамском перешейке, где пиратам удалось разгромить несколько испанских караванов, доставлявших добытое серебро к побережью.

Теперь удачливого капитана хорошо знали в Англии, и в ноябре 1577 года Дрейк был отправлен в официальную экспедицию к побережью Америки в Тихий океан. Ему поручалось открытие и приведение под власть английской королевы новых земель, а главное – грабеж испанских территорий и кораблей, перевозивших серебро и золото. Чтобы сбить с толку испанцев, был распространен слух, что эскадра Дрейка направляется в Александрию.
В этот раз под командованием Дрейка было уже пять кораблей, свой флаг он поднял на 100-тонном флагмане «Пеликане». Корабль Дрейка нес 18 пушек, имел три мачты – фок и грот с прямыми парусами и бизань с косым парусом. Это было что-то среднее между караккой и галеоном. При сравнительно небольших размерах корабль обладал прекрасными мореходными качествами.

Стоит отметить, что в подготовке похода приняла участие королева Елизавета, которая в надежде на солидную прибыль даже преподнесла Дрейку подарки: расшитую морскую шапку, шелковый шарф, на котором золотом были вышиты слова: «Пусть всегда хранит и направляет тебя Бог», а также изысканные продукты, сладости и благовония.

Плавание началось удачно. К концу января 1578 года корабли подошли к побережью Марокко, где захватили город Могадар, получив в качестве выкупа большое количество различных товаров. Затем отправились к берегам Америки, где занялись грабежами. Здесь на нескольких кораблях созрел заговор, их команды решили отделиться от Дрейка и заняться самостоятельным пиратством. Но заговор был раскрыт и жестоко подавлен, Дрейку даже пришлось повесить одного капитана. Переформировав команды и бросив два наиболее пострадавших корабля, Френсис отправился на юг к Магелланову проливу.

Пролив эскадра прошла успешно, но после него попала в жестокий шторм, разметавший корабли, которым уже не суждено было собраться. Один корабль разбился о скалы, другой вынесло назад в пролив и его капитан решил самостоятельно вернуться в Англию. А корабль Дрейка, который он к этому времени переименовал за прекрасные мореходные качества в «Золотую лань», унесло далеко на юг. Невольно Дрейк сделал важное географическое открытие, оказалось, что Огненная Земля не является выступом неведомого Южного материка, а всего лишь крупный остров, за которым продолжается открытое море. Впоследствии широкий пролив между Антарктидой и Огненной Землей назвали именем Дрейка.

Плыть далее на юг Дрейк не решился и отправился на север, захватывая и грабя по пути прибрежные города. Особо крупный куш ждал его в Вальпараисо. Здесь пиратам достался стоявший в гавани корабль, груженый золотом и дорогими товарами, а в городе оказался большой запас золотого песка. Но главное – на испанском корабле оказались секретные морские карты с подробным описанием западного побережья Америки.
Испанские города на побережье не ждали нападения англичан и не были готовы к его отпору. Идя вдоль берега, корсары Дрейка захватывали город за городом, набивая трюм золотом. А недалеко от Панамского перешейка им удалось взять на абордаж крупный испанский корабль «Карафуэго», на котором оказалось более 1,5 тонн золота и большое количество серебра.

Дрейк не только грабил испанцев, он прошел вдоль побережья Америки значительно севернее испанских территорий. В середине июня он пристал к берегу для ремонта и пополнения провизии, а заодно исследовал регион в районе современного Сан-Франциско, объявив его английским владением и дав ему название «Новый Альбион». В 1936 году в этом месте, названном бухтой Дрейка, нашли медную пластинку с датой 17 июня 1579 года и надписью, что эта территория является.
Рейд вдоль западного побережья Америки оказался необычайно удачен. Корабль Френсиса Дрейка был перегружен богатейшей добычей, пора было подумать о возвращении в Англию. Но идти к Магелланову проливу капитан не рискнул, понимая, что там его уже ждут испанские корабли. Решив обмануть испанцев, Дрейк отправился в неведомый путь через Тихий океан.

Ему повезло, погода благоприятствовала плаванию, и вскоре он достиг Марианских островов. В Индонезии у острова Целебес пришлось сделать длительную остановку, чтобы отремонтировать корабль перед длительным рейдом вдоль берегов Африки. Дальнейшее плавание прошло спокойно, и 26 сентября 1580 года «Золотая лань» вошла в порт Плимут. Так закончилось второе после Магеллана кругосветное плавание, совершенное пиратом и авантюристом Френсисом Дрейком. В Плимуте капитана ждала торжественная встреча. Королева Елизавета прибыла на «Золотую лань» и прямо на палубе произвела Френсиса Дрейка в рыцари. И королеве было за что его награждать, ведь Дрейк привез добычу, почти в два раза превышавшую годовой доход английской казны. Кстати, в Англии в тот период только около 300 человек имели звание рыцаря. Стоит учесть, что формально Дрейк стал первым капитаном, организовавшим и совершившим кругосветку, так как Магеллан погиб до окончания плавания, а берегов Испании достигли только остатки его экипажа - всего 21 человек.

Поход Дрейка вызвал крупный международный скандал, так как официального состояния войны в этот период между Англией и Испанией не было. Испанский король даже потребовал, чтобы королева Англии примерно наказала Дрейка за пиратство, возместила ущерба и принесла извинения. Естественно, что ни наказывать Дрейка, ни возмещать ущерб королева Елизавета не собиралась. Испанскому королю ответили, что он не может «воспрепятствовать посещению Индий англичанами, а посему последние могут совершать туда путешествия, подвергаясь риску, что их там схватят, но уж если они возвращаются без ущерба для себя, Его Величество не может просить Ее Величество их наказывать».

Дрейк теперь мог почивать на лаврах. Он получил пост мэра Плимута, стал инспектором королевской комиссии, занимавшейся проверкой состояния флота, а в 1584 году был избран членом палаты общин. Но сухопутная жизнь Френсиса Дрейка явно тяготила. Когда в середине 80-х годов отношения Англии с Испанией обострились, он предложил королеве свои услуги и получил указ сформировать большой флот для удара по Испании.
В короткий срок Дрейку, получившему чин генерал-адмирала, удалось подготовить к походу 21 корабль. В 1585 году эскадра Дрейка вышла в море. Это была внушительная сила, но идти к берегам Испании Дрейк не решился, а испанские владения на островах и в Америке основательно пограбил, захватив ряд крупных городов, в том числе Санто-Доминго и Картахену. Правда, ему пришлось забрать из Америки английских колонистов, которым после ухода эскадры грозило уничтожение. В Плимут Дрейк снова вернулся с богатой добычей.

Соперничество Англии и Испании на море возрастало, и испанский король решил нанести упреждающий удар, подготовив крупный флот с десантом - «Непобедимую армаду». Он надеялся полностью разгромить английский флот и заставить королеву пойти на перемирие на выгодных для себя условиях. Он не мог и предполагать, что все его планы будут сорваны Дрейком, а Англия благодаря бывшему пирату вскоре станет «Владычицей морей».

Готовясь к удару по Англии, испанцы сосредоточили в Кадисе и Лиссабоне порядка 150 кораблей и транспортных судов. Но подготовка кораблей и десанта затягивалась, и англичане нанесли удар первыми. Дрейк с небольшой эскадрой в 13 кораблей 19 апреля 1587 года внезапно атаковал испанские корабли в порту Кадиса. Соотношение 60 к 13 не испугало бывшего пирата. Его моряки действовали смело, слаженно и дерзко. Им удалось прямо в бухте потопить 30 кораблей, а часть кораблей, включающую и мощнейший 1200-тонный галеон, захватить и увести с собой. Эскадра Дрейка даже предприняла рейд к Лиссабону, но атаковать город, в гавани которого стояли боевые корабли, не решилась, ограничившись разорением окрестностей и захватом торговых судов.
Испанскому флоту был нанесен серьезный удар, но мощь его еще не была подорвана, и Англия стала готовиться к обороне. Вопреки прогнозам, королева в 1588 году назначила главнокомандующим английским флотом не Дрейка (который флот собственно и подготовил), а лорда Хауарда, поручив Френсису быть при нем главным советником. Несмотря на начавшуюся блокаду, английский флот вырвался в море и нанес «Армаде», серьезно потрепанной штормом, несколько болезненных поражений, заставив её начать отступление.

В ходе преследования Дрейк, командовавший частью эскадры, 29 июля у Гравлина разгромил большую часть из остатков испанского флота. Но затем он совершил серьезный просчет, когда, не имея осадных орудий, начал блокаду Лиссабона, где укрылись остатки «Армады». Город ему взять не удалось, а большую часть своих сил он потерял. Относительная неудача вызвала гнев королевы, и Дрейка отстранили от военно-морских дел, но он продолжал оставаться мэром Плимута и депутатом парламента. Чтобы не быть окончательно оторванным от флота он в этот период основал в Чатеме приют и госпиталь для раненных моряков.

В 1594 году Англии снова понадобился опытный адмирал, чтобы возглавить оборону острова от очередной экспедиции испанцев. Адмирал Дрейк и в этот раз действовал успешно, испанцы были отбиты. А на следующий год он возглавил небольшую эскадру из 6 кораблей и двух десятков торговых судов к берегам Америки. Но на этот раз фортуна Дрейку изменила. Его десант на Канарских островах был отбит, попытки захватить Сан-Хуан также оказались безуспешными. Дрейк смог потопить несколько испанских кораблей и разграбить поселки на побережье, но большего достичь не удалось.
Неудачи преследовали эскадру, в экипажах распространились болезни. Началась лихорадка и у Дрейка. Справиться с болезнью ему уже было не суждено. Близ Порто-Бельо утром 28 января 1596 года адмирал скончался. По традиции Френсиса Дрейка, положив тело в свинцовый гроб, похоронили в море. Остатки эскадры под командованием Томаса Баскервиля вернулись в Плимут без своего адмирала.

В Англии чтут память адмирала Френсиса Дрейка. В Плимуте ему установлен памятник, создан музей его имени, а воссозданный корабль «Золотая лань», на котором он совершил кругосветку, снова прошел тем же маршрутом и теперь является туристической достопримечательностью.