Болезни Военный билет Призыв

Фриц Перлз – Бунтарь и новатор. Гештальттерапия фредерика перлза

Главный вклад Перлза в психологию - разработка оригинального метода психотерапии, названного им гештальт-терапией, которая началась с попытки развить психоанализ и закончилась отказом от него в пользу нового подхода.

ПЕРЛЗ Фредерик

Фриц (Фредерик Соломон) Перлз родился в 1893 г. в Берлине, в еврейской семье. Отец был мелким коммивояжером, его дело попеременно приносило то хороший доход, то убытки. Фриц и его две сестры часто наблюдали ссоры родителей, нередко доходившие до драки. Доставалось и детям, особенно от матери, использовавшей побои в целях воспитания. Маленький Фриц рос непокорным и отчаянным, постоянно восставал против родителей. Фальшивые отношения в семье сделали его нетерпимым к всякого рода лицемерию и неискренности. В школе Фриц учился не очень хорошо, в 7-м классе он просидел два года, после чего был изгнан из школы. Однако он снова пошел учиться и, закончив школу, поступил на медицинское отделение Фрейбургского, а затем Берлинского университета. Во время Первой мировой войны Фриц Перлз поступает на службу военным врачом. В это время он сотрудничает с Куртом Гольдш-тейном, работая ассистентом во Франкфуртском неврологическом институте. Вернувшись с войны в 1920 г., Перлз получает в Берлинском университете степень доктора медицины. В конце 1920-х гг. он увлекается психоанализом и проходит первоначальный курс у Вильгельма Райха, затем в течение нескольких месяцев меняет трех преподавателей. В 1933 г., спасаясь от нацистов, Фриц Перлз уезжает в Голландию, а через год - в Южную Африку, в Йоханнесбург, и основывает там Южноафриканский институт психоанализа. В 1936 г. он прилетает в Европу на международный конгресс по психоанализу. Там осуществляется давняя мечта Перлза встретиться с основателем психоанализа - Зигмундом Фрейдом. Однако эта встреча принесла только разочарование, которое в некотором роде «отрезвило» Перлза от его страстного увлечения и привело к отрыву от фрейдистов, хотя к самому Фрейду и его открытиям он сохранил глубокое уважение. В 1942 г. выходит первый труд Перлза «Эго, голод и агрессия» с подзаголовком «Ревизия теории и метода Фрейда». В 1966 г. в Америке эта книга была переиздана уже с подзаголовком «Начало геш-тальттерапии». Свою работу Перлз написал совместно с женой Лаурой Перлз, которая имела на него огромное влияние и сыграла немалую роль в разработке новой теории. В 1946 г. Перлз уезжает в Америку и занимается частной практикой, применяя различные приемы психотерапии В 1951 г. выходит его новая книга «Гештальттерапия», которую он написал в соавторстве с Ральфом Хефферлином и Полом Гудмэном. В этой работе Перлз описывает собственный подход к психотерапии, основанный на врачебной практике. Вскоре после выхода книги в Нью-Йорке создается институт гештальттерапии с центром прямо на квартире Перлза. В 1954 г. подобный институт был организован в Кливленде, а к концу 1950-х гг. - по всей стране. В 1960 г. Перлз переезжает жить и работать в Лос-Анджелес, а в 1964 г. поступает работать в известный Эсаленский институт в город Биг Сур. В 1969 г. он уезжает на остров Ванкувер, где основывает свою гештальтобщину. Там же он пишет две наиболее популярные работы: «Гештальттерапия в дословном изложении» и «Внутри и вне помойного ведра». В них более четко представлены его новаторские идеи по гельштаттерапии. На формирование идей Перлза несомненно основное влияние оказал психоанализ, впрочем, критически им переосмысленный и значительно переработанный. Возможно, немалое влияние произвела идея Райха о наличии у индивидуума так называемого защит- ного панциря, который концентрирует в себе все разнообразие происходящих в организме процессов для единой защиты. Впрочем, Л другие идеи Райха Перлз воспринимал довольно скептически. Достаточно сильное влияние на Перлза оказали также труды геш-тальтпсихологов, многими идеями которых он просто восхищался. Однако во всем следовать их идеям считал для себя неприемлемым, даже невозможным. От них Перлз взял идею о незаконченной ситуации, отвергая некоторые другие основополагающие идеи. Проблему соотношения фигуры и фона Перлз перенес в область мироощущения в целом, чего не могли принять академические гештальтпсихологи, не выводящие эту проблему из области познавательных процессов. Но стоит отметить, что именно благодаря новаторским трактовкам Перлза в современной психологии присутствует понятие гештальта. На развитие гештальттерапии свое влияние оказали и идеи Дж. Морено. Из его практики психодрамы было взято Перлзом немало терапевтических приемов. Основным положением перлзовской гештальттерапии является идея о том, что способность организма к саморегуляции ничем нельзя восполнить или заменить. Поэтому основные усилия в терапии должны быть направлены на воспитание у человека (пациента) способности делать выбор и принимать решение. Поскольку саморегуляция происходит в настоящий момент, то и лечение происходит «здесь и сейчас». Пациент должен как можно больше узнать о том, что с ним сейчас происходит, чтобы быть готовым принять решение. Особое внимание терапевт уделяет невербальному способу общения, так называемому языку тела, полагая, что вербальными методами люди часто пользуются для самооправдания и уклонения от принятия решения. Основным методом гельштаттерапии являются специальные игры или действия, которые психотерапевт предлагает совершить своим пациентам. Во время игр человек экспериментирует с собой и другими людьми, имея возможность примерить на себя различные роли и образы. Отождествление себя с другим образом помогает более интенсивно пережить значимые чувства и переживания, достигая отчужденных частей личности. Цель таких игр - очистить психику человека от мрачных мыслей и тяжелых чувств, предоставляя возможность для более гармоничного развития личности В своей работе гештальттерапевты немалое внимание уделяют снам пациента, используя их для большего раскрытия личности. По их мнению, сны человека отображают различные фрагменты его личности. При проигрывании отдельных отрывков сна, через его переживание возможно определить скрытый смысл, не прибегая при этом к анализу и интерпретации, как это делают психоаналитики. Сам Перлз сначала практиковал свой метод относительно каждого пациента индивидуально. Потом он стал использовать в своей терапии группы, при этом акцент делался на одного человека, в то время как остальные являлись как бы инструментами, наподобие хора, который, оставаясь на заднем плане, высказывает свое мнение или суждение относительно действий протагониста. Во время сеанса гештальттерапии один пациент садится рядом с терапевтом, занимая «горячий стул», а другие пациенты стараются идентифицироваться с ним, производя, таким образом, молчаливую аутоте-рапию, более глубоко осознавая отдельные фрагменты своей личности и завершая незаконченные ситуации. В конце своей жизни Фриц Перлз работал над двумя книгами: «Гештальтподход» и «Свидетель терапии». Однако он не успел их опубликовать. 14 марта 1970 г. в возрасте 76 лет он скончался после непродолжительной болезни. Его последние работы были изданы посмертно в 1973 г.

«В настоящее время средний человек реализуется только на 5%,
в лучшем случае до 15%. Человек, которому доступны 25% его потенциала,
уже считается гением [...] от 85% до 95% теряется... А причина тому
очень проста: мы живём по шаблонам, по поведенческим штампам»

Фредерик (Фриц) Перлз

Немецкий психотерапевт, разработчик гештальт-терапии, которая началась с попытки развить психоанализ и закончилась отказом от него и пользу своего подхода.

В юности Фриц Перлз прошёл 7-летний курс психоанализа.

В 1930 году через жену он познакомится с идеями экзистенциализма: в частности с сочинениями Мартина Бубера и Пауля Тиллиха .

В 1933 году, после прихода к власти Гитлера , Фриц Перлз с семьёй переехал в Южную Африку, где служил офицером в армии.

«Фредерик (Фриц) Перлз, в молодости горячий поклонник Фрейда , в конце 1940-х годов организовал институт психоанализа в Южной Африке. Он приехал в Вену и сказал Фрейду, что приехал специально из Южной Африки, чтобы познакомиться с ним. На что Фрейд равнодушно спросил: «А когда вы уезжаете?». Написав более или менее психоаналитическую книгу «Эго, голод и агрессия» (1945), Перлз отошёл от психоанализа и обосновал свою школу гештальттерапии, которая во всём была противоположна психоанализу. Если психоанализ уповал на прошлое, то Фриц говорил: только здесь и теперь. Если в ортодоксальном психоанализе господствовало правило «абстиненции» - аналитик не мог вне сеттинга общаться с пациентом, никак влиять на него помимо анализа, прикасаться нему, - то Перлз чуть ли не спал со своими пациентками. Когда такое случалось в психоанализе (например, Юнг и Сабина Шпильрейн), это кончалось очень плохо».

Руднев В.П., Фрейд и эволюция психоанализа, в Сб.: Классика и классики в социальном и гуманитарном знании / Отв. ред. И.М. Савельева, А.В. Полетаев, М., «Новое литературное обозрение», 2009 г., с. 241.

В 1951 году в США, Фриц Перлз в соавторстве с Ральфом Хефферлином / Ralph Hefferline и Полом Гудмэном / Paul Goodman публикует книгу: Гештальттерапия / Gestalt Therapy, где изложил основы своего подхода.

«В чём же были принципиальные отличия взглядов Фредерика Перлза от классического психоанализа Зигмунда Фрейда ?
Как известно, Фрейд считал, что главные причины всех неврозов заложены в самых ранних фазах детства. Фредерик не отрицал этого, но он считал, что текущий момент более важен. В своей терапевтической работе он все время придерживался принципа здесь и сейчас, старался возвращать людей к данной ситуации. Оказалось, что в терапевтической беседе и особенно в групповой терапии человек более склонен обсуждать прошлое, избегая анализа настоящей ситуации.
Используя термины гештальтпсихологии, Перлз охарактеризовал неврозы как незавершённые гештальты. А незавершённые гештальты, в свою очередь, - это неудовлетворённые потребности. Для того чтобы избавиться от неврозов, надо эти потребности удовлетворить. Поэтому одним из приёмов гештальт-терапии является перенос незавершённых в прошлом гештальтов в настоящее и завершение их в символической, игровой форме.
Пациент с помощью психотерапевта находил то незавершённое в жизни, что у него не получилось, и пытался символически показать, что он завершил это так, как ему хотелось.
Второй момент, по которому Фредерик не был согласен с Фрейдом , - это положение о двух базовых инстинктах, под воздействием которых живёт и развивается человек.
Первый инстинкт - это инстинкт продолжения рода, или, упрощённо говоря, сексуальный инстинкт - libido; второй инстинкт разрушения (включая саморазрушение) - mortido. Инстинкты жизни и смерти, они как бы уравновешивают друг друга.
Фредерик Перлз считал, что это очень абстрактный подход и человеком управляет огромнейшее количество потребностей, которые меняются каждую секунду. Наш организм всё время находится в состоянии неустойчивого равновесия. Возникающие потребности - это биологические сигналы о нарушении равновесия, для поддержания которого следует удовлетворить эти потребности. Появляется потребность - возникает незавершённый гешталът. Когда гештальт завершается, удовлетворенная потребность уходит на второй план (фигура становится фоном), а на её место вступает новая потребность, требующая своего завершения».

Романин А.Н., Основы психотерапии, М., «Кнорус», 2006 г., с. 317-318.

Фриц Перлз написал «Молитву гештальтиста»:

Я делаю своё, а ты делаешь своё.
Я живу в этом мире не для того.
Чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
А ты живёшь в этом мире не для того.
Чтобы соответствовать моим.
Ты - это ты, а я - это я,
И если нам случится найти друг друга -
Это прекрасно.
Если - нет,
Этому нельзя помочь».

На разработки Фрица Перлза, помимо указанных выше авторов, оказали влияние идеи Курта Левина и Вильгельма Райха («отколовшегося» ученик Зигмунда Фрейда ).

«Ф. Перлз выделил следующие основные дихотомии, провоцирующие дезинтеграцию частей личности: тело / разум, самость / внешний мир, эмоциональное (субъективное) / реальное (объективное), инфантильное / зрелое, биологическое / культурное, поэзия / проза, спонтанное / произвольное, личное / общественное, бессознательное / сознательное.
Соответственно, процесс психотерапии направлен на реинтеграцию разобщённых либо конфликтующих частей личности.

Известно, что моделирование Ф. Перлза (а также В. Сатир ) позволило Р. Бэндлеру и Д. Гриндеру разработать метамодель. Изложенное позволяет также заметить в гештальттерапии корни рефрейминга и модели частей, развитых в НЛП.
Действительно, идея соотношения фигуры и фона (один и тот же объект может приобретать разное значение в разном контексте) является основой приёмов рефрейминга, разработанных в НЛП. Что касается модели частей, то техники, основанные на диалоге частей личности (например, шестишаговый рефрейминг, визуальное сдавливание), как видно из изложенного, лежат в русле идей Перлза о терапевтичности творческой реинтеграции изолированных либо ущемлённых элементов самости.
Помимо этого, для НЛП важен сам дух гештальттерапии: отсутствие нормативной реальности, к которой следует привести клиента, атмосфера свободного творческого самораскрытия и роста личности клиента в процессе взаимных изменений чувств, мыслей и действий клиента и терапевта».

Баксанский О. Е., Кучер Е. Н., Когнитивные науки: от познания к действию, М., «КомКнига», 2005 г., с.165.

По Перлзу все люди имеют свой багаж проблем, который тянется из детства. Дети перенимают (интроекция) опыт у родителей, но они ещё не способны его осознать и применить для себя

Найти и осознать себя

Психотерапевт Фредерик Перлз был родом из Берлина. Прежде чем начать заниматься психологией, он прошел тернистый путь различных испытаний.

С детства он не ладил с родителями, несколько раз был исключен из школы, не находил общего языка с авторитетами.

Обучаться психоанализу в Вене он начал после армии, несколько позже решил улететь в Африку, где им был создан психоаналитический институт. В 1940 он прекратил заниматься институтом, через 6 лет переехал в Америку и там уже продолжил работу над гештальттерапией. В 60-х он создал институт гештальттерапии и его исследования стали распространяться по всему миру, в том числе и в России.

Разногласия между Фрейдом и Перлзом больше касались самих методов психотерапии, нежели теории Фрейда о роли неосознаваемой мотивации, развитии личности.

Из гештальтпсихологии Перлз вывел понятие организма - как целого и начал работу над подходом, в котором человек и его окружающая реальность являлись бы непрерывно взаимодействующими элементами единого поля.

Всякая деталь поведения при этом воспринимается как неотделимый и важный элемент целого.

Перлз считал, что крайне важно рассматривать каждое событие в настоящем, а не искать проблемы и их причины в прошлых ситуациях . Осознание личностью своего поведения от момента к моменту более весомо для изучения себя, чем понятие, почему он поступает именно так. (Подробнее об этом - чуть ниже.)

Фредерик говорил, что наш организм обладает целыми рядами потребностей, мы чувствуем их, если теряется физиологический или психологический баланс, и начинается процесс восстановления. Он утверждал, что все потребности – это отражение инстинктов и в процессе осознания самый важный вопрос, на который нужно ответить - «Каким образом я ухожу от осознания?» .

По Перлзу все люди имеют свой багаж проблем, который тянется из детства. Дети перенимают (интроекция) опыт у родителей, но они ещё не способны его осознать и применить для себя. Так, чужой неосознанный опыт со временем превращается в привычку, вплетается в характер и поведение. Становясь взрослым, из-за таких привычек человек живет и ведет себя не так, как он этого хочет, а как его сформировал опыт взрослых. Чтобы найти и осознать себя, сначала нужно выявить чужой опыт, отделить его от своего и убрать, отвергнуть.

Каким образом дети вбирают в себя привычки родителей? Взрослые заставляют детей вести себя так, как удобно им, а не так как хочется. Вместо игр – учить буквы и читать, вместо пробежек и танцев – рисовать, вместо громких криков и веселья – вести себя прилично и молча. Так ребенок начинает таить злость на родителей, которая не выходит наружу, а попадает в бессознательное. В итоге уже взрослый человек выбирает себе для общения людей, похожих на тех, с кем он проводил раннее детство, пытаясь таким образом решить незакрытые вопросы.

Перлз применял в своей работе принципы гештальтпсихологии, один из которых: изучение частей не дает представление о целом, так как целое – это объединение и взаимная работа всех частей . Если выделять и изучать какую-либо часть отдельно – она не будет иметь то же значение, которое имела в целом.

Ещё один принцип: человек привыкает к среде, приобретая при этом максимальную гармонию всех частей, и если произойдет изменение в одной части, то соответственно изменятся все остальные . Обычно человек делает выбор в зависимости от существующих проблем и потребностей. Например, если проводить тест по картинкам, в которых можно увидеть несколько вариантов, то человек будет видеть то, что является его проблемой и на чем сейчас сосредоточено его внимание. Можно увидеть, например, поцелуй двух влюбленных, что указывает на проблемы в сфере личных отношений, а можно – рюмку, что говорит о вредной привычке.

Когда человеком овладевает какая-либо потребность, то все его мысли и чувства направлены на неё же. Всё изменится, как только потребность будет реализована.

Крыжановский очень интересно объяснял положения гештальтпсихологии. Он выдвинул теорию о детерминантных структурах, которые образуются в головном мозгу в процессе какого-либо действия. Такая структура состоит из нескольких центров, один из них будет детерминантным, а остальные – в его подчинении. При окончании деятельности, такая структура (это и есть гештальт) рушится, свободные центры начинают присоединяться к другому союзу, соответствующему потребностям индивида в этот момент, где главным центром уже будет иная часть мозга.

По Перлзу сознание (то есть ум) является интенцией (намерением) и понимается в совокупности с мыслями. Интенция – это любое психологическое действие, воспринимаемое вместе с тем, что мыслится. Порой поступки человека нельзя объяснить определенными причинами, все действия ещё зависят от индивидуального опыта личности.

Понятия гештальттерапии:

- Организм – единая система, объединяющая физические функции и общую деятельность индивида. То есть на самом деле деятельности физическая и ментальная не разделены, а объединены. Все действия человека очень его характеризуют, наравне с его словами и мыслями. Индивид существует и действует в среде, между ним и средой есть граница. Она называется контактная, у здорового индивида пластична – возможен контакт со средой, и завершение контакта. При контакте создается гештальт, при завершении – всё выполнено, гештальт закрывается. Невротики не могут доводить дела до конца, потому что контакт и окончание его у них нарушены. В итоге накапливается множество неоконченных действий, которые постоянно беспокоят невротика. Чтобы распутать такой клубок, нужно вспомнить иерархию потребностей, определить самую важную и первостепенную и направить всё внимание на её реализацию. Но, к сожалению, невротики не в состоянии определять главную потребность.

- «Здесь и сейчас». Из-за череды незакрытых действий, невротики не могут действительно и осознанно находиться в настоящем, так как постоянно переживают нерешенные ситуации. Очень много энергии уходит на все эти переживания, поэтому на настоящее остается совсем немного. Сложно быть активным и эффективным на работе, если постоянно переживаешь и проживаешь в мыслях несложившиеся отношения. Человек может даже не осознавать, что все эти нерешенные вопросы тянут из него силы. Гештальттерапия предлагает не зацикливаться на прошлом, а помочь пациенту осознать, что именно он переживает постоянно в своем настоящем, какие ситуации крутятся в его мыслях, в них и будут содержаться все травмы. Их нужно ещё раз прожить и отпустить.

Также неудачи в прошлом мешают невротику напряжением и страхом, что неудачи повторятся в будущем. Поэтому ему приходится постоянно продумывать свое будущее и возможные травмы, что сильно отвлекает и забирает много внимания от настоящего.

- «Важно - как, а не почему». Осознавая как я действую, я понимаю действие как таковое. Каждый наш поступок имеет ряд причин, если мы будем вникать в них все, то мы уйдем очень далеко от самой сути действия.

На основе этой идеи можно сформулировать следующий принцип общения: “Не пытайся вникнуть в поступок человека, а попроси сделать то, что необходимо тебе”.

- Сознавание. Гештальттерапия утверждает, что человек должен уделять всё внимание на осознание своего поведения, а не на поиск причин.

- Осознание. Перлз считал, что рост зависит от увеличения областей самосознания, а тормозит развитие – нежелание заниматься самосознанием. Здоровая личность является саморегулирующимся индивидом. Если самосознание прерывается, то все недоработанные травмы остаются незакрытыми.

Перлз выделил три области осознавания:

  • осознавание себя,
  • осознавание мира,
  • осознавание того, что существует между ними – область фантазии.

Перлз считал, что здоровая личность отличается способностью опираться на себя и саморегулироваться. Незрелый индивид постоянно играет в манипуляции и пытается с их помощью управлять людьми и ситуациями. Лечение такого индивида будет основываться на его взрослении и обретении гармонии между собой и миром.

Здоровый индивид знает, какими он обладает способностями, и как найти возможность для удовлетворения потребностей. Рост индивида по Перлзу заключается в закрытии гештальтов.

Перлз описал невроз в виде структуры, состоящей из 5 уровней. Чтобы победить невроз, необходимо пройти все уровни.

1. Уровень штампов, которые мы встречаем всюду (Добрый вечер, Приятного отдыха, Прощайте).

2. Игровой уровень. Здесь преобладают роли, которые мы себе выбираем. Все мы играем того, кем хотим казаться – успешным ученым, умным инженером, приятной девушкой и т.д.

3. Когда мы прошли и преобразовали первые уровни, переходим к третьему – уровню пустоты. Для нас это сложный момент, похожий на депрессию, мы ощущаем пустоту внутри. Всё, что раньше было ценным – становится неинтересным, родные люди – далекими и будто незнакомыми. Одни индивиды на этом уровне возвращаются к какой-либо роли и начинают ее вновь играть. Но тот, кто сможет осознать и прожить эту пустоту – выйдет на следующий уровень.

4. Внутренний взрыв. На этом этапе старые установки стираются, появляется новая личность, наполненная энергией взрыва, который может выражаться в нескольких видах: печаль, гнев, оргазм, смех. Эта энергия должна выплеснуться наружу, блокировать её не стоит.

5. Внешний взрыв. Настоящая личность прочувствует этот уровень. Невротики не смогут найти границу между миром и собой. Это отражается в социальных установках, оставшихся слишком глубоко в сознании, и защитных реакциях, с помощью которых невротик старается гармонизировать себя во враждебном мире.

Существует 4 невротических процесса, искажающих границы между миром и индивидом:

- Интроекция – процесс приписывания себе чужих механизмов и стандартов мышления. При этом они не становятся своими, не осознаются. Индивид не может отличать, что он чувствует на самом деле, а какие эмоции хотят присвоить ему другие люди. Чтобы справиться с такой ситуацией, нужно осознать интроекты и избавиться от них.

- Проекция - процесс перекладывания ответственности за свои неудачи на окружающих людей.

- Слияние – процесс стирания границ, сбивается ритм контакта с миром и его завершения, человек перестает принимать границы между людьми и различия.

- Ретрофлексия – процесс направления энергии против себя, в тот момент, когда можно направить ее вовне. Индивид может злиться, но держать негативные эмоции в себе, зажимая их и вредя себе. Это приводят к заболеваниям сердца и сосудов.

Все эти механизмы обычно работают совместно. Перлз считал, что главное для индивида – это мудрость, которую он рассматривал, как интуицию . Он считал, что люди переоценивают важность разговоров и различной болтовни. Главное направление в гештальттерапии – это раскрытие той энергии и потенциала, которые были зажаты мышцами из-за напряженности и нервозности. Благодаря лечению индивид осознает себя, такого, каким является, и видит все роли, которые он играл. И при успешной терапии, человек закрывает все гештальты и развивается дальше более динамично. опубликовано

Фредерик Саломон Перлз родился в 1893 г. в Берлине в небогатой мелкобуржуазной семье. Учиться он не хотел и не любил. Дважды оставался в 7 классе. По окончании школы поступил на медицинский факультет Берлинского университета. После этого поступил на службу в армию и был врачом до конца Первой мировой войны. Затем снова возвратился в Берлинский университет, специализировался по психиатрии, а позже получил докторскую степень. Здесь же он выполнил свои первые работы и заложил основы гештальт-терапии. В 1926 г. Перле работал с Куртом Гольдштейном в Институте военных мозговых травм. Примерно в это же время Перле увлекается психоанализом, сам анализируется у Вильгельма Райха. В 1933 г., когда к власти пришел Гитлер, Перле эмигрировал сначала в Голландию, а затем в Южную Африку, где основал Южноафриканский союз психоаналитиков. В 1936 г. ученый вновь приехал в Германию, чтобы прочитать доклад на психоаналитическом конгрессе, и здесь впервые встретился с . Эта встреча длилась всего несколько минут и принесла Перлзу огромное разочарование. Может быть, именно этот факт сыграл решающую роль в решении Перлза отмежеваться от психоанализа и заняться новым направлением, которое позже получило название гештальт-терапия. Окончательно Перле порвал с психоанализом лишь в 1946 г., после приезда в Соединенные Штаты. В 1952 г. Перле основал в Нью-Йорке Институт гештальт-терапии. Позже он переезжает в Лос-Анджелес, а с 1964 по 1969 г. работает в институте Эсалена в г. Биг-Суре (штат Калифорния). Здесь Перле проводит семинары, ведет терапевтические группы и курсы по обучению гештальт-терапии. Его теоретические взгляды и метод психотерапии начинают завоевывать широкую популярность. В 1969 г. он переехал в Канаду с намерением создать там институт гештальт-терапии. Зимой 1970 г. он умер.

Основные положения учения Перлза

Основной принцип гештальтпсихологии заключается в том, что анализ частей не может привести к пониманию целого, поскольку целое определяется не суммой, а взаимодействием и взаимозависимостью отдельных его частей. Отдельно взятая часть - только часть, и никакого представления о целом не дает.

Ученый полагал, что сознание человека не может воспринимать окружающий мир однозначно, с одинаковой концентрацией внимания на всех деталях. Важные и значимые события, по Перлзу, занимают центральное место в сознании, образуя гештальт (фигуру), а менее важная в данный момент информация отступает на задний план, образуя фон.

Ф. Перлз рассматривал здорового человека как саморегулирующееся существо («мудрость организма»). Каждый обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой. Полное равновесие соответствует четкой фигуре (гештальту); отклонение от равновесия ведет к разрушению фигуры, размыванию четких границ между нею и фоном.

Фокус интересов Перлза больше сосредоточивался не на гештальт-психологии, а на гештальт-терапии.

Гештальт-терапия - это сложный синтез психоанализа, экзистенциальной психологии, бихевиоризма (подчеркивание очевидного в поведении), психодрамы (отреагирование конфликтов), дзен-буддизма (минимум интеллектуализации и фиксирование на осозиавании настоящего).

Основные понятия: отношение фигуры и фона, осознание потребностей и сосредоточение на настоящем, противоположности, функции защиты и зрелость.

Отношение фигуры и фона. Фигура - информация, наиболее важная и значимая в данный момент. Остальная информация временно отодвигается на задний план - фон. Нередко фигура и фон меняются местами.

В качестве фигуры (гештальта) может быть желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма, посредством которого он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостаз.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагированным и уступить место другому. Такая неотреагированная потребность становится причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы. Полная блокировка незавершенных гештальтов может привести к неврозу.

Осознание потребностей и сосредоточение на настоящем. Основным условием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт, является способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность в данный момент. Осознание и сосредоточенность на потребности является важным принципом в гештальт-терапии, получившим название здесь и теперь.

Организм и среда - единое целое, есть контактная граница между индивидуумом и его внутренней и внешней средой. У здорового человека эта граница подвижна. Поэтому возможны как контакт со средой, так и отход от нее. Контакт сопровождается формированием гештальта, отход - его завершением. Движущей силой этого ритма (контакт - отход) - иерархия потребностей.

Такие ключевые понятия перлзсовской гештальт-терапии, как организм как целое, здесь и теперь, «как» важнее, чем «почему», составляют основу и этапы осознания. Ученый ввел и развил понятие континуума (непрерывности) осознания. Есть три зоны осознания: осознание себя (внутренняя зона), осознание мира (внешняя зона) и осознание того, что лежит между тобой и миром - зона фантазий (третья зона).

Противоположности - внутренние стороны явлений, которые одновременно и предполагают, и исключают друг друга, находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. Эти противоположности помогают сформировать и завершить гештальт. Полностью осознавая противоположные полюсы своего Я - своих стремлений и желаний, мы более глубоко начинаем осознавать самих себя.

Противоположные стороны нашего Я в гештальт-терапии получили названия Нападающего и Защищающегося.

Функции защиты. Среди реакций, препятствующих росту личности, Перле выделяет четыре основные:
- реакция слияния - индивидуум не может дифференцировать себя от других, граница собственного.# размыта;
- ретрофлексия - «обращение назад на себя». Граница между личностью и средой смещается в сторону личности. Происходит разделение Я как субъекта и Я как объекта. Самоосуждение, самобичевание.
- интроекция - тенденция присваивать себе убеждения, способы мышления и поступки друг их людей без критики и попытки сделать их своими собственными. Граница перемещается вовнутрь.
- проекция - это тенденция переносить собственные ошибки и ответственность за то, что происходит внутри Я, на других, на окружающую среду. Граница смещается в сторону среды.

Зрелость, или психическое здоровье - способность перейти от опоры на среду и от регулирования средой к опоре на себя и саморегуляцию. Главным условием как для опоры на себя, так и для саморегуляции является состояние равновесия. Условием достижения этого равновесия является осознание иерархии потребностей. Основной составляющей равновесия является ритм контактов и отходов. Саморегуляция опирающегося на себя индивидуума характеризуется свободным протеканием и отчетливым формированием гештальта.

Понятие зрелость связано с понятием социальное созревание.

Фредерик Перлз полагал: чтобы достичь зрелости и принять ответственность за самого себя, человек должен тщательно проработать все свои невротические уровни: 1 уровень - клише - характеризуется стереотипностью и конформностью поведения. 2 уровень - искусственный, где доминируют роли и различные игры. На этом уровне человек, пытаясь получить поддержку, манипулирует другими. Далее - уровень тупика, для которого характерны отсутствие поддержки и неумение в достаточной мере опереться на себя. Следующий уровень - внутренний взрыв.