Болезни Военный билет Призыв

Гиперактивные дети проявления до года. Гиперактивность у грудничков и детей до года: симптомы и проявления. Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка до года

Презентация по дисциплине: «Компьютерная графика» на тему: «Когнитивная компьютерная графика»Выполнил:
Студ.гр. ГК-308
Григорян С.С.
Проверила:
к.э.н., асс. Кадырова Е.Н.

Когнитивная компьютерная графика

Только формирующееся новое направление,
пока недостаточно четко очерченное.
Это компьютерная графика для научных
абстракций, способствующая рождению нового
научного знания.

Базой когнитивной компьютерной графики являются мощные ЭВМ и высокопроизводительные средства визуализации.

Методы когнитивной графики используются в
искусственном интеллекте в системах, способных
превращать текстовые описания задач в их
образные представления, и при генерации
текстовых описаний картин,
возникающих во входных и
выходных блоках
интеллектуальных систем,
а также в человекомашинных системах,
предназначенных для
решения сложных, плохо
формализуемых задач.

Человеко-машинная система - система, в которой
человек-оператор или группа операторов
взаимодействует с техническим устройством в
процессе производства материальных ценностей,
управления, обработки информации.

Общая последовательность познания заключается в,
возможно циклическом, продвижении от гипотезы к
модели (объекта, явления) и решению, результатом
которого является знание

Основные задачи когнитивной компьютерной графики

1. Создание таких моделей представления
знаний, в которых была бы возможность
однообразными средствами представлять как
объекты, характерные для логического
мышления, так и образы-картины, с которыми
оперирует образное мышление

2. Визуализация тех человеческих знаний, для
которых пока невозможно подобрать
текстовые описания.

3. Поиск путей перехода от наблюдаемых
образов-картин к формулировке некоторой
гипотезы о тех механизмах и процессах,
которые скрыты за динамикой наблюдаемых
картин.

Таким образом, четкое осознание задач
когнитивной графики позволяет
формулировать дополнительные
требования как к собственно графическим
изображениям, так и к соответствующему
программно-методическому обеспечению

В этой статье:

Уже много лет детская гиперактивность вызывает массу споров и разногласий. Врачи, учителя, психологи по-разному смотрят на эту проблему.

За последние годы было проведено много исследований. Выяснилось, что общие признаки гиперактивности присутствует у детей с особенностями развития нервной системы. Обычно первые проявления заболевания видны уже в 2-3 года. В это время ребёнок идёт в садик. Там он может столкнуться с рядом проблем: нежелание слушаться взрослых, постоянная активность, проблемы с общением.

Он действительно очень активен, не может усидеть на месте и пары минут, и спокойные игры не для него. Но если вам кажется, что ребёнок попросту жизнерадостный и полный сил, то это не так. Его действия носят спонтанный характер, видна нервозность, он быстро начинает плакать, у него большие проблемы со сном? В таких случаях необходимо обращаться за консультацией к врачу.

Что такое гиперактивность

Уже долгие годы существует понятие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Этот диагноз ставится детям по всему миру. Его признаки известны всем врачам, а вот родители не всегда могут распознать вовремя, что крохе нужно лечение. Да и нужно ли оно вообще? Давайте разберемся, что такое СДВГ.

Причиной всех проблем является особенность функционирования
нервной системы у детей. Слабая ЦНС очень плохо переносит нагрузки. Причём не только физические, но и психологические, умственные, эмоциональные.

Говоря проще, нужно немного, чтобы ребёнок перевозбудился и перешёл в состояние повышенной нервной активности. Такие состояния относят к невротическим. Отсюда многие последствия для здоровья:

  • проблемы со сном;
  • повышенное потоотделение;
  • проблемы с органами желудочно-кишечного тракта;
  • нарушения речи;
  • повышенное давление.

Запомните, что вашему ребёнку самому очень тяжело. Вспомните ситуацию, когда вы сильно нервничали, всё падало из рук, вы сами не знали, за что браться в первую очередь. А теперь представьте себе, что ваш кроха живет так день ото дня.

Плохое воспитание?

Родители ребёнка с СДВГ часто слышат, что малыш плохо воспитан. Это обидно маме, особенно если она прилагает огромные усилия, чтобы помочь ему. Разбил в гостях тарелку, не может выполнить задание в садике до конца, влезает в разговоры, убегает посреди занятия - окружающие сразу говорят, что он плохо воспитан.

Часто проблемы
воспитания действительно присутствуют. Но дело тут не в том, что родители не уделяют внимания воспитанию. Просто стандартные методы тут не подходят. Если вы заметили все эти признаки и обратились к врачу, он обязательно объяснит вам, что делать.

Придётся поменять тактику воспитания. Нужны будут:

  • жёсткие временные рамки (малыш имеет плохое представление о времени);
  • чёткая последовательность действий;
  • логичные доводы;
  • логичные объяснения;
  • логика в наказаниях;
  • умение находить компромисс.

Конечно, объяснять любопытным на детской площадке все эти тонкости не нужно. Ваш ребёнок нуждается в первую очередь именно в вашей помощи. Помогайте ему, спрашивайте специалистов, общайтесь с теми мамами, у которых такие же проблемы.

С помощью правильного воспитания можно существенно облегчить состояние малыша. Он будет учиться, у него будут друзья и самая обычная жизнь ребёнка.

Основные признаки гиперактивности

Уже после 30-40 минут с таким крохой вы точно поймёте, что с ним что-то не так. Гиперактивный малыш демонстрирует следующие признаки:


7 классических признаков СДВГ

Существует 7 признаков, которые неврологи и психологи используют для окончательной постановки диагноза.


СДВГ или просто любопытный малыш?

Родителям стоит хорошо понимать разницу и не пугаться понапрасну. Самый обычный любознательный малыш, который никогда не унывает. Ему интересно всё, он постоянно хочет что-то сделать, куда-то залезть. Обычно его игры сопровождаются грохотом предметов и его весёлым смехом. У него действительно много энергии. В 2-3 года это вполне нормально. Правда, для родителей такое поведение тяжеловато, ведь за малышом нужен глаз да глаз.

Запомните эти признаки здорового растущего ребёнка. А теперь ещё раз вспомните, что мы говорили про гиперактивного ребёнка. Он не отличается таким позитивным характером – в его действиях много нервозности, он быстро переходит на плач. Играть с другими детьми ему тяжело, ведь приходится следовать их правилам, а этого он не может. Можно сказать, что его деятельность носит расфокусированный характер. Малыш может забыть, зачем он что-то делал, почему плакал, за что боролся. Или же, добившись желанной роли в игре, бросает всё и уходит. Смена видов деятельности у него обычно спонтанная.

Эти два ребёнка совсем не похожи. Первому нужно лишь хорошее воспитание, а второму, к сожалению, понадобится помощь.

Что делать дальше

Гиперактивный ребёнок нуждается в вашей любви, понимании, заботе и принятии. Ругать его за то, что он не может изменить, глупо и неправильно. Но это не значит, что вы допускаете любое его поведение. Нужно разобраться, как вы будете строить его дошкольную и школьную жизнь, общение, когда ему может понадобиться помощь специалиста.

Детский садик

Здесь обычно проблем меньше всего. У детей много свободного времени на игры и нет такой жёсткой дисциплины. У малышей с СДВГ адаптация к садику проходит дольше и болезненнее. Они очень привязаны к маме, без неё начинают капризничать, вести себя неуравновешенно.

Лучше всего, если ребёнка в садик первые 1-3 месяца будет отводить
кто-то другой. Бабушка, папа, соседка, которая ведёт в тот же сад своего малыша, няня. Так будет легче.

У вас есть выбор:

  • обычный садик;
  • специальное дошкольное заведение для детишек с неврологическими проблемами.

Многие психологи считают, что лучше отдавать кроху в обычный садик. Да, первое время будет тяжело. Зато малыш научится преодолевать многие свои социальные проблемы. Находиться в обществе и не следовать его законам - тяжёлое испытание. Но это поможет адаптироваться.

Если же проблема стоит очень остро, то лучше не мучить своего ребёнка и других детей. Отведите его туда, где профессиональные воспитатели гарантированно смогут помочь. Ребёнок там получит больше внимание и не меньше знаний и навыков.

Школа

Если после детского сада вы видите, что ситуация выравнивается, то идите в обычную школу. Предупредите учителя, что у малыша СДВГ. Опытный и умный педагог будет относиться к этому нормально, а не предвзято.

Учёба в школе требует более жёстких дисциплинарных рамок. Тут
уже нельзя будет встать посреди урока и побежать играть. Или отбросить неинтересное задание. Об этом следует начать беспокоиться заранее.

Вы можете проводить дома небольшие занятия с крохой, обыгрывая школьные ситуации. Он - ученик, вы - учитель. Давайте ему задания, объясняйте всё про уроки и перемены. Если ребёнок готов, а ситуация не нова, то приспособиться к новой среде в разы проще.

Если же были проблемы и вам ещё в садике рекомендовалось специальное заведение, то лучше продолжите образование в нём. Специальные школы не отличаются по своей программе от общеобразовательных. На выходе ребёнок получит точно такой же диплом, как ученики обычных школ.

Зато в такой школе больше взрослых, которые готовы помочь. Тут учителя, нянечки, из учеников формируются маленькие группы, а это значит, что каждому можно уделить внимание по максимуму. Это же является и контролем поведения. Бывает, что через 1-3 года в такой школе малыша уже можно перевести в обычную.

Общение со сверстниками

Ваш ребёнок может испытывать серьёзные затруднения в общении с другими малышами. Однако ругать его не стоит. Он не всегда понимает, что обижает малышей, когда хочет играть по своим правилам и занимать
интересные игровые роли.

Стоит позаниматься с ним дома. Пытайтесь разыгрывать сцены общения, придерживаться игровых сценариев. Объясните малышу логично, что не всегда он может быть принцем или супергероем. Иногда нужно согласиться и на другую роль. Или же объективно докажите, что с той или иной игровой ролью он справится лучше. А можно по-простому: сегодня ты будешь злым персонажем, а завтра добрым. Логика ваших объяснений поможет ему справиться с недовольством или агрессией.

Консультация у психолога

Каким бы ни был уровень СДВГ, психолога посетить нужно. Важно, чтобы профессионал наглядно показал родителям принципы работы с малышом. Специалист видит признаки развития проблемы. Посещайте его 1-2 раза в год для консультации. Это может быть полезно, ведь уже к 6-7 годам малышу отчаянно нужно будет знать ответы на вопросы:

  • почему другие дети не хотят со мной играть?
  • учитель ругает меня чаще других?
  • я чем-то хуже?
  • почему я хожу в другую школу?

Профессионал может в легкой форме ответить на эти и другие вопросы.

Обследования

Проводится целый комплекс обследований. Очень важна семейная история, особенно если в семье были другие примеры детей с гиперактивностью. Врач обязательно попросит рассказать о ходе беременности, показать анализы и исследования.
Часто на гиперактивность могут указывать:

  • сильный токсикоз;
  • повышенное давление матери;
  • слишком быстрые роды;
  • слишком медленные роды;
  • осложнения, гипоксия.

Это может привести к нарушениям работы центральной нервной системы малыша.

Обследования проходят у терапевта, невролога, невропатолога, психолога, дефектолога.

Необходима ли терапия

Самостоятельно принять такое решение мама не может. Даже если все признаки гиперактивности у крохи есть. Обязательно ждите заключения врача, назначения препаратов. Ребёнок может получать лекарственную терапию. Она служит исключительно для снижения уровня нервного напряжения. Принимать её всё время не придётся. Уже к началу полового созревания терапия пересматривается.

Вопросы к детскому психологу

Не все родители могут сразу разобраться в том, что означает диагноз СДВГ. Кто-то думает, что ничего страшного не происходит, всё пройдет само собой. Другие же сильно обеспокоены, приписывая СДВГ самые разные черты. Самое главное для мамы и папы - найти хорошего специалиста. С ним можно будет спокойно обсудить все нюансы работы с малышом, обучения, терапии, занятий.

Итак, рассмотрим наиболее часто задаваемые специалистам вопросы касательно детей с СДВГ.

В 3 годика поставили малышу диагноз - СДВГ. Назначили медикаментозное лечение. Что будет, если не давать таблетки ребёнку?

Конечно, родители могут выбирать, будет ребёнок получать терапию или нет. Обычно рекомендуется лечение лекарственными средствами. Да, многие родители говорят, что кормить малыша в 2 года таблетками, да еще неизвестно какими, - не самая лучшая идея. Другие же просто боятся такого совета врача.

Однако именно
лекарственная терапия рассчитана на этот возраст. Обычно диагноз СДВГ ставится как раз в это время. Таблетки не нанесут вреда здоровью крохи и уж точно не вызовут у него привыкания. Не думайте, что, начиная давать лекарства сейчас, вы обрекаете кроху на приём таблеток всю жизнь.

Многие лекарства отменяют уже в подростковом возрасте с приходом полового созревания. Конечно, бывают серьёзные случаи. Но помните, что врач выписывает лекарства для облегчения симптомов. Ребёнку будет проще общаться, он сможет спокойно учиться в школе, поступить в вуз. Лекарства дают ему возможность вести самую обычную жизнь. Ведь именно этого вы ходите для своего крохи.

Так называемая гиперактивность у сына только в садике. Дома ведёт себя спокойно, тихо. Как это понимать?

Скорее всего, никакой гиперактивности тут нет. Во врачебном, медицинском понимании этого слова. Просто у вас
активный ребёнок. В садике полно других детей, игрушек. Там он нашёл себя и чувствует свободу.

Вероятно, жалуются воспитатели. Всё ломает, есть не хочет, может задирать других детей, не идёт вовремя спать? Это повод сходить к детскому психологу. Он, скорее всего, просто научит вас успокаивать кроху, пропишет ванночки с ароматными маслами перед сном. Ваш кроха активен, он жизнерадостный и любознательный, что особенно сильно проявляется в обществе сверстников.

Если у малыша СДВГ, это значит, что он не сможет учиться в обычной школе?

Все зависит от степени заболевания. Если она минимальна, то ребёнок вполне сможет учиться в обычной школе, окончить её, поступить в
ВУЗ или училище. Будет непросто, не так, как с другими детьми. Но СДВГ вполне поддаётся корректировке. Нужно заниматься воспитанием малыша, поставить в известность учителя.

Специальная школа не является местом, где учатся умственно отсталые или бесперспективные. Там для детей создают те условия, в которых они без проблем учатся, общаются и развиваются. Тут нет ничего постыдного для родителей.

У детей с синдромом гиперактивности снижен интеллект?

Такие комбинации случаются, но довольно редко. В этом случае речь идёт о комплексных нарушениях работы мозга и нервной системы. В большинстве же случаев интеллект малыша вполне нормальный.

Я ничего не понимаю в этом диагнозе. К какому врачу обратиться, чтобы он нам все подробно объяснил?

Стоит сходить к вашему педиатру. Расскажите ему всё о существующих проблемах, поделитесь вашими подозрениями. Если есть какие-то заключения от воспитателя детского сада - приносите. Педиатр в любом случае назначит ребёнку обследование. Дальше вы можете попасть к терапевту, неврологу, психологу или даже психиатру. Все зависит от того, каковы причины вашего диагноза. Бояться врачей не нужно. Самым «страшным» для крохи обследованием может стать анализ крови. Все остальное ничуть не больно.

О гиперактивности детей не слышали, наверное, только люди, их не имеющие. Сегодня этот термин находится у всех на слуху. И, наверное, большинство родителей считает, что их ребенок - гиперактивный, ведь он такой непоседа, все время в движении, что называется «шило в заднице». Но активный и подвижный малыш далеко не всегда является именно гиперактивным. И злоупотреблять этим определением не стоит, потому что гиперактивность у детей является не просто их отличительной чертой, но не совсем нормальным состоянием, то есть своеобразным отклонением от нормы. Более того, такое состояние требует определенного «лечения». Вот почему родители должны знать, как можно отличить гиперактивного ребенка от обычного подвижного, и если диагноз подтвердится специалистом, то обязательно нужно изучить его как можно более подробно, потому что роль родительской тактики в воспитании таких детей очень значима.

Признаки гиперактивности у новорожденного

Гиперактивностью в педиатрии считается патологическое состояние, при котором ребенок чрезмерно активен и возбудим. И если обычные дети в норме тоже могут проявлять вспышки гиперактивности (если устали, перевозбудились, расстроились или по другим причинам), то ребенок с этим диагнозом пребывает в таком состоянии постоянно, независимо ни от каких обстоятельств.

Признаки гиперактивности у детей до года выражены неярко, и диагностировать расстройство в этом возрасте практически невозможно. Но заподозрить развитие нарушения можно даже у новорожденного ребенка. Гиперактивные младенцы очень беспокойны, плохо и мало спят (в том числе и ночью), нередко у них сбиваются биоритмы - ребенок «путает» день с ночью. Многие очень рано отказываются от дневного сна, причем и вечером их невозможно уложить. Мышечный тонус такого малыша повышен, не в последнюю очередь по этой причине отмечаются частые обильные рвоты, когда, непонятно почему, ребенок рвет фонтаном вскоре после кормления.

Гиперактивные новорожденные не любят пеленания и все время пытаются избавиться от тугих пеленок. Также их раздражает стесняющая и вызывающая любой дискомфорт одежда. Они вообще очень чувствительны к малейшим раздражениям - будь то звуки, резкий перепад температур или неподходящее освещение - причем начинают сразу надрывно и требовательно кричать, когда другие детки в это время просто капризничают.

Уже с первых месяцев жизни конечности гиперактивного новорожденного ребенка все время пребывают в движении, он как будто бежит куда-то. Сидеть, ползать и ходить такие малыши начинают раньше обычно, причем нередко начинают сразу бегать и носиться безо всякой осторожности и опаски. А все потому, что им несвойственно чувство страха, что особенно выражено проявляется позже - в 3-5 лет и в более старшем возрасте.

Гиперактивный ребенок: признаки

Явные признаки гиперактивности у детей начинают проявляться с 2-3-летнего возраста и больше всего - в период, когда малыш посещает детский сад.

Все потому, что он попадает в отличительную от прежней среду, в которой действуют совершенно другие - довольно жесткие и четкие - правила и требования. Теперь ребенок должен подчиняться, слушаться, выполнять указания, анализировать свои действия, прогнозировать их последствия и жить в коллективе, что для гиперактивного малыша все в целом и каждое по отдельности - не просто тяжело, но даже вряд ли вообще возможно. И бесконечные трудности, с которыми ему приходится сталкиваться в этом новом мире, еще более усиливают проявления расстройства. Нередко, именно в этом возрасте можно заметить первые признаки гиперактивности у ребенка. Но еще более ярко они выражаются с началом посещения школы, и попытки со стороны учителей и родителей «дисциплинировать» неусидчивого и невнимательного ученика частенько приводят к серьезным последствиям в его развитии.

Итак, приблизительный портрет гиперактивного ребенка дошкольного или школьного возраста выглядит следующим образом. Такому ребенку трудно усидеть на месте. Даже за обеденным или учебным столом, делая уроки или принимая пищу, он все время ерзает и движется: стучит ступнями, машет ногами, ищет занятие для пальцев, наклоняется в разные стороны или, как минимум, вертит головой по сторонам, рассматривая неизвестно что и при этом (почти наверняка) ничего конкретного не видя. Ему вообще тяжело сконцентрироваться и удерживать свое внимание на чем-то одном. Даже если это что-то в действительности интересное для него, оно не может занять его надолго.

Вот почему гиперактивные дети не досматривают любимые мультфильмы до конца, не доигрывают в любимые игры, не доскладывают любимые конструкторы, не дочитывают любимые книги… Впрочем, читать они вовсе не любят, как и заниматься уроками или любой деятельностью, требующей умственной активности, концентрации и внимания, несмотря на достаточно высокий уровень интеллекта, большие способности, творческую и талантливую сущность, прекрасно развитую интуицию! При всем при этом они некрасиво пишут, плохо читают и пересказывают, не блещут в математике и других дисциплинах. Даже пазлы покупать для них нет смысла: гиперактивные дети просто не способны (не могут, не умеют априори) хоть какое-то время усидеть на месте. А еще у них очень плохо развита мелкая моторика (застежки, шнуровки, плетение и прочее - не для них).

Активность такого ребенка не имеет конкретной направленности или цели. Он постоянно пребывает в движении, дергается, мечется, бегает, скачет, крутится… Но эта энергия не направляется в какое-то одно русло, а распыляется понапрасну.

Ребенок не знает, не понимает и не осознает, почему он поступает так или иначе. Его действия бесцельны и ничем не мотивированы. Он может вставать посреди урока, бегать по классу, все время мешать учителю или другим ученикам. И вдобавок ко всему выполнять указания педагога такой малыш не способен: он их просто не слышит. Поэтому с воспитателями обычно постоянно возникают конфликты.

Не лучше складываются отношения и с детьми. Гиперактивный ребенок часто задирается, дразнится, пристает к другим и даже проявляет агрессию, и все это, напомним, происходит у него произвольно, как будто бы несознательно. Из-за своей чрезмерной импульсивности он все время кого-то задевает, хватает за руку проходящего рядом человека, ему до всего есть дело, он внезапно вклинивается в чужой разговор и также резко и нелогично из него выходит. Ребенок с гиперактивностью очень часто бывает чрезмерно болтлив, причем собеседника он не слышит: на задаваемые ему вопросы отвечает, не дослушав ответы до конца и тут же переключаясь на что-то другое; сам же может спросить, но перебить или убежать уже на втором слове ответчика.

Он часто спорит, пререкается, доказывается. Иногда случается, что гиперактивный уходит в себя, он как будто «выключается» из беседы, отправившись в другую реальность, а потом может так же внезапно «включиться». А потому друзей у такого ребенка, как правило, немного: другие дети не принимают «белую ворону» в свою компанию, высмеиваются над ним, избегают. Социальная адаптация проходит очень тяжело и болезненно. Часто ребенок начинает себя корить за неуспех среди сверстников, чувствует себя виноватым и плохим, что еще больше усиливает закомплексованность, неуверенность в себе, заниженную самооценку, вспыльчивость и неуравновешенность. По этой причине с гиперактивными детьми становится очень непросто общаться: одни постоянно чем-то раздражены, взвинчены, недовольны; другие замыкаются в себе, уходят в свой собственный, понятный и доступный только им мир.

Впрочем, иногда случается, что гиперактивные дети проявляются в роли лидера, сплачивая вокруг себя команду. Следует признать, что это довольно-таки небезопасно, ведь у них не развито чувство страха и опасности, и даже боль такие дети чувствуют притуплено.

А потому они все время затевают экстремальные игры, подвергая себя и других очень серьезной опасности: прыгают с деревьев, бегают по проезжей части и на железнодорожных путях, лезут в бурлящие реки и прочее и прочее - им все нипочем. Неудивительно, что одежда и обувь у таких детей снашиваются рекордно быстро: родителям практически постоянно приходится возобновлять детский гардероб.

Гиперактивный ребенок очень неуклюжий, неряшливый и неаккуратный. Кажется, за что бы он ни взялся - все делается не так: тарелку опрокинет, ручку сломает, бумагу порвет… Даже если стол находится от него далеко, он все равно умудряется его зацепить и что-нибудь, да перевернуть. Он не вписывается в дверной проем, не может правильно надеть куртку или штаны, может упасть, просто стоя на месте. Невнимательность достигает такой степени, что, только что держа что-нибудь в руке, ребенок уже не может этого найти. А потому он все время теряет книги, забывает где-то тетради и даже в собственном портфеле не способен найти нужные вещи. Неудивительно, что порядка у гиперактивных никогда нигде нет и быть не может. Им не свойственны ни самоконтроль, ни самодисциплина. Между прочим, очень часто у них наблюдается недержание мочи (и ночное, и дневное).

Таким детям не нужно специально что-то делать, чтобы напакостить: все происходит непроизвольно, и они никогда не виноваты! И, поверьте, это не просто оправдание - оно в действительности так и есть. Жить по-другому у гиперактивного ребенка не получается, даже если бы он и прилагал к этому усилия, хотя на такое он тоже не способен. На его поведение невозможно повлиять: ни уговоры, ни просьбы, ни наказания, ни приказы не действуют.

Примечательно, что гиперактивный ребенок не отличается ловкостью: трудоемкую и кропотливую работу он выполняет очень медленно и с трудом. Также ему, как правило, плохо удаются игры с мячом и езда на велосипеде: ни координация движений, ни контроль над мышечными сокращениями, ни равновесие у него хорошо не развиты. Но зато кривляться и гримасничать он мастак!

Причиной такого большого комплекса «неприятностей» кроется, по большому счету, в особенностях функционирования центральной нервной системы гиперактивных детей: она плохо переносит любого вида нагрузки - и физические, и психические, и эмоциональные, и умственные. Следствием таких нагрузок бывают частые головные боли, ощущение усталости и подавленности, колики, расстройства в работе органов ЖКТ, усиленное слюно- и потоотделение, склонность к аллергическим проявлениям, и даже разного рода неврозы, нарушение речи, сердечные приступы. Между прочим, гиперактивные дети не очень хорошо едят, зато очень много пьют.

Как отличить гиперактивного ребенка

Следует отметить, что пусть гиперактивность и является вполне конкретным отклонением от нормы, о патологии как таковой приходится говорить далеко не во всех случаях, и вполне может быть, что она просто является особенностью детского характера или темперамента. Но очень часто гиперактивность выступает одним из самых характерных признаков неврологическо-поведенческого расстройства, известного в медицине как синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ). В таком случае она, как правило, создает определенные проблемы для окружающих.

Специалисты различают несколько форм СДВГ: с преобладанием невнимательности, с выраженной гиперактивностью, в сочетании с другими расстройствами. Поставить точный диагноз способен даже не каждый специалист: имеет значение огромное множество сопутствующих симптомов и состояний, за которыми нужно наблюдать в течение длительного периода времени. Но в большинстве случаев врачи советуют ориентироваться на следующие признаки.

О том, что ребенок гиперактивный, можно говорить, если в течение полугода в различных жизненных ситуациях и в разных местах (дома, в школе, в компании близких или незнакомых ему людей) его поведение соответствует как минимум шести пунктам из следующего списка:

  • Не реагирует на замечания.

Если говорите о ребенке с синдромом дефицита внимания, то кроме гиперактивности и импульсивности, о чем свидетельствуют вышеизложенные качества, характерным признаком данного нарушения является также невнимательность. Диагностировать ее можно, подтвердив наличие, по меньшей мере, шести признаков из следующих (также сохраняющихся в течение полугода и дольше при любых обстоятельствах):

  • Ребенок не способен хоть какое-то время просто посидеть спокойно или постоять на месте. Даже сидя, он постоянно пребывает в движении, все время срывается с места и куда-то устремляется, встает - садится; стоя - переминается с ноги на ногу, закручивает их вокруг себя, топчется, пританцовывает, машет руками.
  • Он все время куда-то устремлен, куда-то направлен, движется, бежит, лезет (и, как правило, это совершенно неуместно).
  • Часто ребенок очень резко или неожиданно срывается с места и бежит или, напротив, появляется «из ниоткуда».
  • Он очень суетлив, неспокоен, неуравновешен, все время дергается и елозит. Особенно ярко выражено дерганье и ерзанье при волнении.
  • Активность ребенка бесцельна и разфокусирована, является его естественным состоянием, а не способом чего-то достичь.
  • Он не способен заниматься чем-то спокойным, требующим усидчивости, играть в спокойные игры.
  • Ребенок много болтает - хоть о чем, не договаривает фразы до конца, «глотает» слова.
  • Любит вмешиваться в чужие разговоры или дела, мешает, перебивает и часто раздражает этим других.
  • Отвечает на вопрос прежде, чем ответ прозвучит док конца. Много спрашивает - и не слушает ответов. Перебивает.
  • Неспособен ждать и дожидаться, терпеть.
  • На уроках выкрикивает с места, шепчется, вертится, создает лишний шум.
  • Не реагирует на замечания.
  • Проявляет агрессию, гнев, неуравновешенность, вспыльчивость.

Если ребенок гиперактивен с синдромом дефицита внимания, то характерные для данного расстройства признаки непременно проявятся в возрасте от 2 до 7 лет, а в периоде новорожденности будут присутствовать свойственные ему проявления (плохой сон, беспокойство и так далее).

В целом же напомним еще раз, что обычные дети очень часто могут перевозбуждаться и проявлять повышенную активность, но такие случаи носят эпизодический характер и, как правило, имеют свои причины (недостаток родительского внимания, физическое истощение, переизбыток эмоций, жизненные потрясения и пр.). Более того, сегодня дети все чаще бывают очень подвижными и активными. У гиперактивных же детей подобное состояние (повышенной нервной возбудимости и двигательной активности) не просто является для них нормальным, оно еще и «бесполезно», то есть ребенок куда-то несется или лезет просто потому, что не может хоть на секунду задержаться. И это главное отличие, по которому можно заподозрить у своего чада данное расстройство. Причем мальчики бывают гиперактивными в 4-5 раз чаще, чем девочки. Также более подвержены этому синдрому светловолосые и голубоглазые дети.

Родители могут лишь подозревать гиперактивность или СДВГ у своего ребенка, но подтвердить диагноз должен специалист. Если это будет сделано, маме и папе придется пересмотреть принципы воспитания и взаимоотношений со своим дитем. Это особенные дети, на которых не действуют универсальные приемы и методы. Они нуждаются в особом подходе, в четком распорядке дня, в полноценном отдыхе и сне, в специальной диете, а больше всего - в родительской любви и поддержки. А потому каждый родитель гиперактивного ребенка обязан изучить этот вопрос и приложить максимально возможные усилия к тому, чтобы не сломать маленькую гиперактивную личность. А это так легко сделать… К слову сказать, такой ребенок часто очень близко принимает к сердцу маловажные и пустяковые вещи, и в то же время не дает себя утешить и приласкать (отталкивается, психует), хотя и очень в этом нуждается.

Учтите, что многие гиперактивные дети становятся «трудными» подростками, часто бунтуют и сходят на губительную тропу. Предотвратить это можно, заблаговременно налаживая с ребенком теплые доверительные отношения. Он должен знать: что в любой жизненной ситуации Вы будете на его стороне, сможете его понять, принять и продолжать любить, несмотря ни на что. И тогда с возникающими в его жизни проблемами он в первую очередь будет обращаться к Вам, а не искать решение на улицах.

И напоследок. Относитесь к постановке диагноза СДВГ очень осторожно. Существует в этом высокая доля субъективности, а вот каких-то специфических методов и способов, позволяющих в точности определить наличие синдрома, нет. Множество детей, не страдающих СДВГ, по самым разным причинам могут проявлять те или иные признаки, свойственные данному расстройству.

И даже если диагноз подтвердится, всегда помните о том, что многое зависит именно от Вас, от того, насколько Вы будете способны понять и принять такого ребенка, который просто устроен по-другому. Помните, мы говорили, что такие дети в большинстве очень талантливы и способны. Между прочим, ученые с большой долей вероятности предполагают, что СДВГ страдали такие мировые светила, как Моцарт, Бетховен, Пикассо, да Винчи, Эйнштейн и другие… Стоит найти в своем ребенке жилу, которую следует развивать. Как считаете?

Специально для - Лариса Незабудкина

Каждый ребенок активен и любознателен, но есть детки, активность которых по сравнению со сверстниками повышена. Можно ли назвать таких детей гиперактивными или это проявление характера ребенка? И нормально ли гиперактивное поведение ребенка или оно требует лечения?


Что такое гиперактивность

Так сокращенно называют синдром дефицита внимания и гиперактивности , который также обозначают аббревиатурой СДВГ. Это весьма распространенное нарушение работы мозга в детском возрасте, которое также имеется у многих взрослых. По статистике синдром гиперактивности есть у 1-7% детей. У мальчиков его диагностируют в 4 раза чаще, чем у девочек.

Вовремя распознанная гиперактивность, при которой требуется терапия, позволяет ребенку сформировать нормальное поведение и лучше адаптироваться в коллективе среди других людей. Если же оставить СДВГ у ребенка без внимания, он сохраняется и в более старшем возрасте. Подросток с таким нарушением хуже приобретает школьные навыки, более склонен к асоциальному поведению, он враждебен и агрессивен.


СДВГ - синдром избыточной импульсивности, гиперактивности и стабильной невнимательности

Признаки СДВГ

Далеко не каждого активного и легко возбуждаемого ребенка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности.

Чтобы диагностировать СДВГ, следует выявить у ребенка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются:

  1. Дефицитом внимания.
  2. Импульсивностью.
  3. Гиперактивностью.

Симптомы обычно возникают в возрасте до 7 лет. Чаще всего родители замечают их в 4 года или 5 лет, а наиболее частым возрастным периодом обращения к специалисту является 8 лет и старше, когда ребенок сталкивается с множеством задач в школе и по дому, где нужна его сосредоточенность и самостоятельность. Малышам, которым еще не исполнилось 3 года, диагноз ставят не сразу. За ними некоторое время наблюдают, чтобы убедиться в наличии СДВГ.

В зависимости от преобладания конкретных признаков выделяют два подтипа синдрома – с дефицитом внимания и с гиперактивностью. Отдельно выделяют смешанный подтип СДВГ, при котором у ребенка есть симптомы и дефицита внимания, и гиперактивности.


Признаки гиперактивности чаще наблюдаются у детей 4-5 лет

Проявления дефицита внимания:

  1. Ребенок не может длительно сосредотачиваться на предметах. У него часто возникают небрежные ошибки.
  2. У ребенка не получается долго сохранять внимание, из-за чего он несобран во время выполнения задания и часто не выполняет задачи до конца.
  3. Когда к ребенку обращаются, возникает впечатление, что он не слушает.
  4. Если дать ребенку прямую инструкцию, он ее не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
  5. Ребенку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
  6. Ребенку не нравятся задания, для которых требуется долгое умственное напряжение. Он старается их избегать.
  7. Ребенок нередко теряет вещи, которые ему нужны.
  8. Малыш с легкостью отвлекается на посторонний шум.
  9. В повседневных делах у ребенка отмечают повышенную забывчивость.

У детей с СДВГ наблюдается рассеяность внимания

Гиперактивным детям сложно выполнять задания, которые требуют умственного напряжения

Проявления импульсивности и гиперактивности:

  1. Ребенок часто встает с места.
  2. Когда ребенок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками. Кроме того, малыш периодически поеживается в стуле.
  3. Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
  4. Ему трудно участвовать в спокойных играх.
  5. Его действия можно охарактеризовать, как «заведенные».
  6. Во время занятий он может выкрикивать с места или шуметь.
  7. Ребенок отвечает до того, как услышит вопрос полностью.
  8. У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
  9. Ребенок постоянно вмешивается в занятия других людей или их разговоры.

Для постановки диагноза у ребенка должно быть минимум 6 признаков из указанных выше, причем они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).

Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте

Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.

У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:

  • Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
  • Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
  • Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
  • Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
  • Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
  • Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
  • Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.


Если малыш часто капризный, бурно реагирует на новую обстановку, мало спит и трудно засыпает, это может стать первыми признаками СДВГ

СДВГ или характер?

Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.

В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:



Причины гиперактивности детей

Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи. Развитию СДВГ способствуют слишком ранние роды, кесарево сечение, маловесность крохи, долгий безводный период в родах, применение щипцов и подобные факторы.


СДВГ может возникнуть при сложных родах, нарушенном внутриутробном развитии или передаться по наследству

Что делать

Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.

Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.


Обнаружив некоторые признаки гиперактивности у своего ребенка, обратитесь к специалисту неоткладывая эту проблему на потом

Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.

Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:

  1. Разъяснительная работа с родителями. Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
  2. Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
  3. Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.


Лечение СДВГ проходит не только медикаментозно, но и под наблюдение психиатра

Мнение Комаровского

Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и общаться со сверстниками.

Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку лишь квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка с СДВГ.


  • При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения игрушку, выключить телевизор.
  • Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда. Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
  • Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть полностью безопасным.
  • Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной. Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть, гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные действия в одно и то же время.
  • Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части, которые будут понятны и легко выполнимы.
  • Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные действия малыша.
  • Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее удовлетворение.
  • Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать спортивные секции).
  • Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
  • Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе, поскольку, как подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными, мирными и адекватными.

Из нижеследующее видео вы сможете узнать еще больше о гиперактивных детях.

О роли родителей и многих важных нюансах вы узнаете, посмотрев видео клинического психолога Вероники Степановой.

Признаки гиперактивности встречаются в разной мере у всех детей. Кто из родителей не сталкивался с поведением своего малыша, при котором появляется избыточная подвижность, непослушность, крики, неконтролируемое поведение, невнимательность, болезненное упрямство, вспышки импульсивной агрессии? При этом ребенок может быть неуверен в себе, боязлив и закомплексован.

Наша задача разобраться, чем вызывается такое состояние, когда оно остается в рамках нормы, а когда выходит на уровень болезни. Также попробуем дать некоторые рекомендации о том, что делать родителям, если у них гиперактивный ребенок.

Каждый ли возбудимый ребенок болен?

В 80-х годах прошлого столетия это состояние у детей получило отдельное название – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В классификации нервных и психических болезней оно было отнесено к гиперкинетическим расстройствам. Основной поведенческий признак синдрома – неспособность к концентрации, самоконтролю.

Далеко не каждый малыш, ведущий себя как проказник, относится к категории гиперкинетиков. У некоторых непослушность, упрямство, повышенная подвижность с бьющей через край энергией следствие характера. С такими детьми нужно просто правильно учиться вести себя, а не постоянно их одергивать, это может вызвать негативную ответную реакцию.

Признаки гиперактивного ребенка

Признаки повышенной активности у ребенка проявляются не сразу. До 2-3 лет ребенок может вести себя обычно и даже быть чрезмерно спокойным. Проявления СДВГ у детей развиваются постепенно. Часто родители не уделяют им должного внимания и обращаются за помощью, когда ребенок попадает в воспитательное заведение уже с явными проблемами.

Обратите внимание: чем позже отмечаются болезненные проявления, тем тяжелее бороться с нарастающими признаками болезни.

Развивающуюся гиперактивность у детей можно заподозрить, если развивается:

  • – длительное и беспокойное засыпание, вскрикивания и движения в кровати, разговоры, частые просыпания, плач, недосыпание;
  • днем повышенная суетливость, неусидчивость, неспособность доводить до конца начатое дело, излишнее беспокойство;
  • неустойчивость (лабильность) эмоциональной сферы, вспышки импульсивности;
  • игнорирование просьб родителей, неадекватное поведение;
  • болезненная забывчивость, невнимательность, отсутствие сосредоточения на деятельности, склонность к разбрасыванию вещей;

Любой вид деятельности вызывает у ребенка проблемы.

Причины гиперактивности и синдрома дефицита внимания

Повышенная возбудимость часто наблюдается у детей, родители которых сами обладают холерическим складом характера и темперамента. Дети часто просто копируют поведение взрослых в своей семье, в более утрированной и сильной форме.

Если речь идет о СДВГ, то отмечается генетическая предрасположенность передачи этого заболевания.

Обратите внимание: около 30% родителей гиперактивных детей сами в детстве болели этой патологией.

Факторами, провоцирующими развитие гиперактивности могут быть:


Определение синдрома гиперактивности у детей

Выявить у ребенка болезнь может только специалист – детский психиатр, психолог.

Анализируя жалобы и осматривая ребенка, врач уточняет у родителей:

  • особенности протекания беременности;
  • возможные имеющиеся заболевания, как самой матери, отца, так и малыша;
  • варианты поведения маленького пациента дома, в общественных местах.

Затем доктор осматривает ребенка, беседует с ним, оценивает его реакции, уровень развития, поведенческие тонкости. Признаки расстройства обобщаются, и выносится предварительное суждение о возможном наличии болезни.

Обследование дополняется специальными методами диагностики, а также консультациями других специалистов (психолога, невропатолога, эндокринолога, терапевта).

Детям более старшего возраста (5-6 лет) предлагаются психологические тесты, оценивающие способности к вниманию, усидчивости, логическому мышлению и т.д.

Дополнительные исследования включают безопасные в плане здоровья - магнитно-резонансную томографию, электроэнцефалографию, реографию.

После прохождения полного обследования врач определяет наличие, или отсутствие заболевания. Затем составляется план лечения.

Как протекает синдром гиперактивности

Родители в большинстве случаев не заостряют внимание на болезненном поведении малыша, считая, что он «перерастет» со временем. Обращаются за помощью, когда болезнь уже в развитой стадии и проявления ее невозможно не заметить.

В коллективах детских садов патология только начинает заявлять «свои права». А вот когда ребенок попадает в школу, синдром гиперактивности проявляется во всей своей силе. Учебная деятельность требует определенной организации занятий, как раз того, к чему маленький школьник не готов.

Неадекватное поведение на уроке, сверхподвижность и невозможность к концентрации внимания делает процесс учебы невозможным. Дети с гиперактивностью постоянно требуют контроля учителем, так как сосредоточить внимание ученика на теме невозможно, он постоянно отвлекается и занимается своими делами, сказывается болезненный дефицит внимания. Квалификации и терпения педагога не всегда хватает, чтобы совладать с деструктивным вариантом поведения. Формируется ответная реакция – агрессивность ребенка.


Обратите внимание:
система образования не адаптирована к занятиям детей, страдающих СДВГ. Развитие гиперактивных детей всегда отстает от сверстников. Учителя не могут подстраиваться под развивающуюся болезнь ученика, и это приводит к развитию конфликтной ситуации.

Гиперактивный ребенок в школе зачастую подвергается насмешкам и издевательствам одноклассников, испытывает проблемы общения. С ним не хотят играть и дружить. Это вызывает повышенную обидчивость, встречные вспышки агрессии, рукоприкладства. Склонность таких детей к лидерству из-за неспособности быть таковым порождает понижение самооценки. Со временем может сформироваться замкнутость. Все ярче развиваются выраженные психопатические жалобы. Родителям ничего не остается, как наконец-то отвести маленького ученика к специалисту.

В домашних условиях надо помнить главное: дети часто зеркально отражают модель поведения взрослых. Поэтому, если у малыша имеется синдром гиперактивности, в доме должны преобладать спокойная и дружественная атмосфера. Не следует громко кричать и выяснять на повышенных тонах между собой отношения.

Ребенку надо уделять достаточно внимания. Гулять с ним много на свежем воздухе, особенно полезны лес, сбор грибов, рыбалка, семейные туристические походы. Не следует посещать шумные мероприятия, которые будут перевозбуждать болезненную психику. Необходимо правильно формировать фон жизни. Дома должна звучать успокаивающая музыка, не должен кричать телевизор. Не следует устраивать шумные праздники, особенно сопровождающиеся распитием алкоголя.

Важно: в случае перевозбужденного состояния не следует кричать на страдающих детей, бить их. Как же успокоить ребенка? Следует найти слова утешения, обнять его, пожалеть, выслушать молча, увести в другое место. Каждый родитель должен найти индивидуальный подход. Лучше отца и матери никто не справится с этой задачей.

Каждый маленький пациент, которого приводят на консультацию к специалисту, индивидуален, поэтому не может быть никаких строгих правил коррекции его поведения. Необходимо учитывать все имеющиеся тонкости характера и условий, окружающих больного. Тем не менее, существуют общие положения, от которых необходимо отталкиваться при воспитательном и лечебном процессе.

  1. О создании запретов . Дефицит внимания и гиперактивность детей проявляется в категорическом отрицании и неприятии ими запретов. В этом случае главное правило, формирующее правильное отношение к пониманию запрещения заключается в отсутствии употребления слова «нет» и «нельзя». Вместо них надо строить фразу таким образом, чтобы в ней предлагалось активное действие, а не запрещающая формулировка. К примеру, чтобы не говорить «Не прыгай по кровати», следует сказать «Давай попрыгаем вместе» и снять ребенка на пол, затем переключить его на другую деятельность, постепенно успокаивая.
  2. Контроль времени . Дети с СДВГ часто неспособны самостоятельно правильно ощущать время. Поэтому очень важно следить за тем, чтобы они выполняли задания, укладываясь в нормативы. Необходимо правильно замечать и исправлять случаи чрезмерного переключения внимания. Без насилия возвращать ребенка к поставленной цели.
  3. Последовательность заданий . Гиперактивность провоцирует у детей невнимательность, рассеянность. Важно помнить, что данные за один раз несколько заданий могут просто не восприниматься ребенком. Воспитателям следует самостоятельно контролировать динамику процесса и получения новых заданий.
  4. Конкретика выполнения . Болезненные изменения при гиперактивности не дают маленьким пациентам соблюдать логические мыслительные цепочки, также страдает абстрактное мышление. Для облегчения понимания следует не перегружать смысловыми перегрузками предложения и фразы, из которых формируется задание.

О детских играх

Игры гиперактивных детей дошкольного возраста должны отталкиваться от двух важных идей.

Первая – игровое время должно служить нормальной эмоциональной и физической разрядкой. Для этого ребенку необходимо достаточное игровое пространство. Игра должна ненавязчиво направляться в конструктивное русло.

Вторая идея предусматривает создание спокойной фазы, во время которой необходимо провести переосмысление игровой деятельности, затем после короткой паузы продолжить ее. Важно, перед окончанием воспользоваться моментом физической усталости и попытаться переключить малыша на конструктивную деятельность, но без тени принуждения.

Детям более старшего возраста очень полезно занятие спортом. Необходимо правильно определить, каким именно. Одним больше подойдут игровые виды, другим индивидуальные. В обоих случаях должна решаться проблема использования переизбыточного возбуждения, направление его в конструктивное русло и обучение навыкам спортивной дисциплины.

Лечение синдрома гиперактивности

Как мы видим, воспитание ребенка с гиперактивностью очень трудоемкий и сложный процесс. Именно поэтому многие родители не хотят заниматься им самостоятельно и ведут ребенка к врачу.

Важно на этом этапе попасть к грамотному специалисту, который помимо назначенного лечения поможет семье разобраться с осознанием проблемы и необходимостью совместных усилий в лечении. Как это делать написано выше.

В случае далеко зашедшей болезни следует порекомендовать перевести ребенка школьного возраста, страдающего СДВГ в специализированную школу, в которой на месте определят в классе с каким уклоном необходимо учиться дальше пациенту. Возможно, понадобится коррекция развития навыков. Если школьник отстал в учебе, то его направят в класс догоняющих детей.

Медикаментозное лечение гиперкинетического расстройства

При правильном подборе препарата оказывает весьма существенное положительное влияние. Эффективность его достигает 80%. Лечиться следует годами, возможно лекарственная коррекция потребуется и в более позднем возрасте.

Медикаментозное лечение состоит из применения , препаратов стимулирующих психическое развитие, воздействующих на улучшение обменных процессов в мозге. С этими задачами хорошо справляются транквилизаторы, снотворные лекарства, психостимуляторы и ноотропы. В некоторых случаях применяются антидепрессанты и нейролептики.

Однако не следует придавать медикаментозному лечению чрезмерное значение, так как оно носит лишь симптоматический характер и не устраняет главной причины заболевания. Также, оно никогда не заменит главное – любовь к своему ребенку. Именно она может излечить малыша и в будущем дать ему возможность полноценной жизни.