Болезни Военный билет Призыв

Гиперактивный ребенок: чем он отличается от остальных? Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога и рекомендации родителям гиперактивных детей Психологические особенности гиперактивных детей

Что означает СДВГ?

В наше время многие родители, приходя к неврологу, или просто на слуху сталкиваются с таким понятием как «гиперактивный» ребенок или ребенок с дефицитом внимания и гиперактивностью – СДВГ. Давайте разберемся, что он означает. Слово «гипер» – с греческого означает на превышение нормы. А слово «активный» в переводе с латинского – деятельный, действенный. Все вместе – активный выше нормы.

Психологическая характеристика гиперактивных детей

Гиперактивные дети очень непоседливые, они все время бегают, прыгают, проявляют активность. Иногда всем кажется, что к ним прикрепили мотор, который бесконечно работает. Они подолгу могут активно двигаться, даже если от них этого не требуют окружающие.

Во время игр и занятий дети не могут усидеть на месте и не в состоянии контролировать свои руки и ноги. Так, в 2 – 3 года, когда малыш очень подвижен, он часто закатывает истерики , капризничает, бегает и быстро перевозбуждается, устает. На этом фоне могут возникать различные заболевания, нарушение сна.

В 3- 4 года добавляется расстройство координации движений, и родители настолько устают от такого поведения, что начинают бить тревогу и обращаются к специалистам. Доказано специалистами, что максимальное количество проявлений симптомов СДВГ наблюдается в период криза ребенка – в 3 года и в 6-7 лет. Такой портрет гипреактивного ребенка действительно вызывает у родителей много проблем и трудностей в воспитании.

Родители не должны вешать своему ребенку просто так ярлык «СДВГ», это могут сделать лишь только специалист – невролог, а психолог поможет на занятиях скорректировать это поведение. Разберемся более подробно, какие признаки в поведение могут возникать у детей с таким синдромом.

Дефицит внимания и гиперактивность

Признаки проявления этого диагноза зависит от сочетания трех основных проявлений:

  1. Дефицит внимания (невнимательность) . Малыш непоследователен в своих поступках. Он отвлекается, не слышит обращенную к нему речь, не соблюдает правила и не организован. Часто забывает свои вещи и избегает скучных требующих умственных усилий действий.
  2. Двигательная расторможенность (гиперактивность). Такие дети не могут подолгу сидеть на одном месте. У взрослого создается впечатление, что у ребенка внутри пружинка или заведенный мотор. Постоянно ерзают, бегают, плохо спят и много говорят.
  3. Импульсивность . Ребенок нетерпеливый, может вскрикивать с места, вмешиваться в разговор других, не способен дожидаться своей очереди, иногда агрессивен. Слабо контролирует свое поведение.

Если в возрасте до 6-7 лет у ребенка проявляется все выше перечисленные признаки, то можно будет предположить диагноз СДВГ.

Разбираемся в причинах

Для каждого родителя важно знать и понимать, откуда у ребенка появились такие симптомы и почему. Попробуем все это разъяснить. Мозг ребенка при рождении по некоторым причинам получил слабые повреждения. Нервные клетки, как известно, не восстанавливаются, и поэтому после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции потерпевших, то есть сразу же начинается процесс восстановления.

Параллельно этому идет возрастное развития ребенка, ведь он учится сидеть, ходить, говорить. Поэтому уже с самого начала нервная система гиперактивного ребенка работа­ет с двойной нагрузкой. И при возникновении любой стрессовой ситуации, дли­тельного напряжения (например, адаптация в садике или в школе) у ребенка возникает ухудшение невро­логического состояния, появляются симптомы гиперактиавности.

Повреждения в головном мозге

  • Пренатальная патология;
  • Инфекционные заболевания;
  • Токсикозы;
  • Обострение хронических заболеваний у матери;
  • Попытки прервать беременность;
  • Иммунная несовместимость по резус-фактору;
  • Принятие алкоголя и курения.

Осложнения при родах:

  • Неправильное положение плода;
  • Стимуляция родовой деятельности;
  • Асфиксия;
  • Внутреннее кровоизлияние;
  • Преждевременные или затянувшиеся роды.

О том, как влияет родовая травма на последующую гиперактивность малыша, смотрите в видео:

Генетические причины

Исследование показывает, что расстройство внимания склонно распространяться по семейной линии. У детей с СДВГ обычно есть, по крайней мере, один близкий родственник, который тоже страдает СДВГ. Одной из причин гиперактивности является врожденный высокий уровень возбудимости нервной системы, который ребенок получает от матери, находящейся в возбужденном, стрессовом состоянии на момент зачатия, и в процессе прохождения самой беременности.

Психосоциальные причины

Это одни из самых важных причин проявления гиперактивности. Чаще всего родители, пришедшие к нам на консультацию и не подозревают, что причины такого поведения их детей кроется в семье:

  • Недостаток материнской ласки и человеческого общения;
  • Отсутствие теплого контакта с близкими людьми;
  • Педагогическая запущенность, когда родители совсем не уделяют внимание ребенку;
  • Неполная семья или много детей в семье;
  • Психическая напряженность в семье: постоянные ссоры и конфликты между родителями, избыток эмоций и действий, связанных с проявлениями власти и контролем, недостаток эмоций и действий, связанных с любовью, заботой, пониманием;
  • Жестокое обращение с ребенком;
  • Различные подходы к воспитанию ребенка в семье со стороны разных воспитывающих фигур;
  • Аморальный образ жизни родителей: родители страдают алкоголизмом, наркоманией, совершают правонарушения.

Положительные моменты

Но такие дети имеют не только недостатки в поведении, но и много положительных качеств. Это безудержные фантазеры и выдумщики, у них всегда готов неординарный ответ на любой вопрос, который вы зададите.

Став взрослыми, они превращаются в различных шоуменов, актеров, пополняют ряды креативно мыслящих людей. Любят мечтать, и замечают в окружающем мире, то, что не увидели вы.

Их энергия, гибкость и стремление к успеху привлекают к своей персоне людей, ведь они замечательные собеседники. В играх и различных группах они всегда на веду, лидеры с рождения. С ними точно не соскучишься.

Занятия и игры по коррекции гиперактивности

У дошкольников

Наиболее полная схема психологической коррекции при помощи игр и упражнений описана в книгах:

И. П. Брязгунова и Е. В. Касатиковой «Непоседливый ребенок»:

Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной «Гиперактивные дети»:

Арцишевской И. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»:

Занятия, которые проводятся с такими детьми, могут включать в себя следующие методы и приемы:

  • игры для развития внимания и координаций движений;
  • обучение самомассажу;
  • игры для развития тактильного взаимодействия;
  • подвижные игры сдерживающих моментов;
  • пальчиковые игры;
  • работа с глиной, песком и водой.

Вот несколько игр из этих книг для детей дошкольного и школьного возраста, которые может проводить в домашних условиях любая мама:

  • Упражнение «Йоговская гимнастика для малышей »;
  • «Заводим будильник » – сжимаем ладонь в кулачок, выполняем круговые движения у солнечного сплетения;
  • «Будильник зазвонил, «ЗЗЗ» – гладим ладошкой по голове;
  • «Лепим личико » – проводим руками по краю лица;
  • «Лепим волосики » – нажимаем подушечками пальцев на корни волос;
  • «Лепим глазки » – трогаем кончиками пальцев веки, проводим указательным пальцем вокруг глаз. Моргаем глазами;
  • «Лепим носик » – проводим указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз;
  • «Лепим ушки » – пощипыванием мочки ушей, поглаживаем уши;
  • «Лепим подбородок » – поглаживаем подбородок;
  • «Рисуем носиком солнышко» – крутим головой, рисуем носиком лучики;
  • «Гладим свои ручки » – поглаживаем сначала одну руку, затем другую;
  • Произносим хором: «Я хороший, добрый, красивый, гладим себя по голове» ;
  • Упражнение «Раз, два, три - говори!» : Мама рисует дорожку, травку и домик на листочке или доске. Затем предлагает только после того, как прозвучит команда: «Раз, два, три - говори!», произнести то, что нарисовано на картинке. После этого мама с закрытыми глазами и просит ребенка дорисовать цветочек или птичку, затем она угадывает, что дорисовал ее малыш. Это игра учит быть ребенка терпеливым и внимательным.

На представленном ниже видео продемонстрировано коррекционное занятие с гипепрактивными детьми:

Игра «Внимательные глазки»

Мама предлагает ребенку внимательно рассмотреть, что есть у куклы, ее одежду, какого цвета глазки. Затем ребенок отворачивается и рассказывает, какая кукла по памяти.

Упражнение «Чудесный мешочек»

Ребенок рассматривает 6-7 мелких игрушек. Мама незаметно кладет одну из игрушек в матерчатый мешочек и предлагает потрогать игрушку в мешочке. Он поочередно ощупывает игрушку, находящуюся в мешочке, и высказывают свое предположение. После этого вынимает игрушку и показывает ее.

Игра «Кричалки - шепталки - молчалки»

Мама показывает ребенку цветные квадраты. Если он увидит красный квадрат – то можно прыгать, бегать и кричать, если желтый – можно только шептаться, а если синий – нужно замереть на месте и замолчать. Также для малыше подходят различные игры с песком и водой.

У детей школьного возраста

Игра в корректора

Возьмите любой напечатанный текст с крупным шрифтом. Одну часть текста дайте ребенку, другую оставьте себе. В качестве задания предложите ребенку вычеркнуть все буквы «а» в тексте, после выполнения задания обменяйтесь текстами для взаимопроверки.

«Обезьянка»

Взрослый изображает обезьянку, а дети за ним повторяют. Сначала стоя на месте, а затем прыгая по всему залу. Стараемся в движении удерживать образ обезьянки.

«Перепутанные линии»

Можно начертить много линий и каракулей, и ребенок должен проследить взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими.

«Словесный ряд»

Называйте ребенку различные слова: диван, стол, чашка, карандаш, медведь, вилка, школа и т. д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите игру с начала.

В работе с гиперактивными детьми можно использовать такой метод, как мульттерапию и сказкотерапию. Подбирайте мультфильм индивидуально по заданной проблематике ребенка.

Мультфильмы и сказки для профилактики и коррекции гиперактивности

Предлагайте вашему малышу просмотреть следующие мультфильмы:

  • «Непослушный котенок»
  • «Маша больше не лентяйка»
  • «Обезьянки»
  • «Непослушный медвежонок»
  • «Нехочуха»
  • «Осьминожки»
  • «Крылья, ноги, и хвосты»
  • «Непоседа»
  • «Непоседа, Мякиш и Нетак»
  • «Вот какой рассеянный»
  • «Петя Пяточкин»

Читайте малышу сказки из следующих сборников:

«Коррекция двигательной расторможенности»:

  • «Непослушный козленок»;
  • «Маленький Чирик»;
  • «История про то, как Леня перестал лениться»;
  • «Непоседливый Егорка»;
  • «Вредные пальчики».

«Самоорганизация поведения»:

  • «Дети и родители победили Бардак в квартире»;
  • «День без правил»;
  • «Лужа Приятного аппетита!»;
  • «Сказка про мальчика, который не любил мыть руки»;
  • «Сказка о том, как одежда обиделась».

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком в разных ситуациях

При проявлении у ребенка симптомов СДВГ отвлекайте и переключайте внимание:

  • Заинтересуйте другой деятельностью;
  • Задавайте ребенку неожиданные вопросы;
  • Переведите поведение ребенка в шутку;
  • Не запрещайте действие ребенка в категорической форме;
  • Не приказывайте высокомерно, а просите сделать что-то вежливо;
  • Старайтесь слушать то, что хочет сказать ребенок;
  • Старайтесь одними и теми словами повторять многократно свою просьбу (спокойным тоном);
  • Оставляйте в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
  • Не читайте нравоучений (ребенок их все равно не слышит).

Послушайте советы доктора Комаровского о том, как нужно воспитывать гиперактивного малыша:

  • Детям трудно удерживать в голове много информации. Лучше всего разбивать для них задания на части. Сначала дайте одно задание, потом – другое. Например, сначала скажите, что нужно убрать игрушки и только после того, как малыш это сделал, давайте следующую инструкцию.
  • У большинства гиперактивных детей огромные проблемы с ощущением времени. Они не умеют планировать свою деятельность. То есть им нельзя сказать, что если ты сделаешь задание, то через месяц получишь игрушку. Им важно услышать, ты убираешь игрушки и получаешь конфету.

Лучше всего с такими детьми работает «жетонная» система. За выполнение любых дел ребенок получает поощрение в виде очков или жетонов, которые потом обменивает на что-то. В эту игру можно играть всей семьей.

  • Применение таймера. Он помогает детям, у которых есть проблемы с ощущением времени, отслеживать его. Можно использовать обычные песочные часы или музыкальные минутки.
  • Обязательно нужно наблюдаться и консультироваться у специалиста, невролога и по необходимости принимать медикаментозные препараты.
  • Исключите избыточное употребление сахара. Это может давать дополнительную энергию, и привести к перевозбуждению нервной системы.
  • Исключите из рациона продукты, вызывающие пищевую аллергию. Это могут быть различные красители, консерванты, ароматизаторы.
  • Обеспечьте ребенку регулярный прием виитаминов .
  • В общениях с ребенком всегда поддерживайте позитивную установку.
  • Говорите всегда спокойным тоном. Избегайте слова «нет», «нельзя».
  • Избегайте большого скопления народа и шумных компаний.
  • Предугадывайте его переутомление , переключайте внимание.
  • Отведите ребенка в спортивную секцию, это дает полезную разрядку его организму.

Примерное меню гиперактивного ребенка

Специалисты диетологи разработали специальное меню для маленького непоседы.

Завтрак : овсяная каша , яйцо, свежевыжитый сок, яблоко.

Второй завтрак : орехи или очищенные семечки, минеральная вода.

Обед : суп с овощами и зеленью, рыбная котлета или курица с картофельным пюре, желе из ягодного сока.

Полдник : йогурт (ряженка , кефир), хлеб цельнозерновой или из муки грубого помола, банан.

Ужин : салат из свежих овощей, гречневая каша с молоком или творог, чай травяной из мелиссы или ромашки.

Поздний ужин: стакан молока с ложкой меда.

Это лишь примерный перечень блюд, меню можно корректировать с учетом риска возможных аллергических реакций и пристрастий ребенка.

Конечно, не следует любого возбужденного ребенка, энергия которого бьет через край, относить к категории детей с различными нарушениями или заболеваниями нервной системы. Если дети порою упрямятся или не слушаются - это нормально. Сооответствуют норме и случаи, когда ребенок иногда "разгуливается" в постели, хотя пора спать, просыпается ни свет ни заря, капризничает или балуется в магазине.

История вопроса

В середине 19-го века немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище Непоседа Фил. С 60-х годов 20-го века врачи стали выделять такое состояние как патологическое и назвали его минимальные мозговые дисфункции (минимальное расстройство функций мозга). С 80-х годов двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СДВГ) .

Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляюется в том, что малышу трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью.

Вызвано это в первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы. Стоит отметить, что хотя внешне на первый план выходит избыточная подвижность малыша, основным дефектом в структуре этого заболевания является дефицит внимания : карапуз не может ни на чем сосредоточиться надолго.

Дети, страдающие , отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. СДВГ является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2,2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Так, известно, что дети, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Первые проявления СДВГ иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр.), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позже остальных), а также в речевом - они инертны, пассивны, не очень эмоциональны.

В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство). При наблюдении таких детей врачи замечают небольшую задержку в их речевом развитии, малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.).

Трехлетний возраст является для ребенка особенным. С одной стороны, в это период активно развивается внимание и память. С другой, - наблюдается первый, трехлетний кризис. Основное содержание этого периода - негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, свое "Я". Зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти "неожиданные" проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.

Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью , как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами.

Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СДВГ в школе, несмотря на их достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Следует иметь в виду, что ребенок с синдромом недостаточного внимания с гиперактивностью не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается у таких детей в подростковом периоде, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

Диагностика СДВГ

Прежде всего, родители, заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это не произошло, должны обратиться к врачу-неврологу и провести обследование ребенка, ведь иногда под маской СДВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания. Лучше обратиться в специализированный неврологический центр или на кафедру детской неврологии. Желательно не ограничиваться консультацией, а пройти комплексное обследование, длящееся 2-3 часа.

Условно можно выделить три этапа диагностики этого заболевания.

Первый - субъективный - включает субъективную оценку поведения ребенка исходя из общепринятых диагностических критериев, разработанных Американской психиатрической ассоциацией (см. приложение). Кроме того, врач подробно расспрашивает родителей об особенностях течения беременности и родов, о перенесенных ребенком заболеваниях, о его поведении. Собирается подробный семейный анамнез.

Второй этап - объективный, или психологический. По количеству ошибок, сделанных ребенком при выполнении специальных тестов, и по времени, которое он на это затратил, измеряют параметры внимательности малыша. Следует помнить, что такие исследования можно проводить у детей только начиная с пяти-шестилетнего возраста.

На третьем этапе проводят электроэнцефалографическое исследование - с помощью электродов, накладывающихся на голову, регистрируются электрические потенциалы мозга и выявляются соответствующие изменения. Это делается для объективной оценки состояния мозга ребенка. Существуют и более современныеисследования с использованием магнитно-резонансной томографии. Эти исследования безвредны и безболезненны. По совокупности полученных результатов выставляется диагноз.

Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Выделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:

  1. синдром гиперактивности без дефицита внимания;
  2. синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек - они достаточно спокойные, тихие, "витающие в облаках");
  3. синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант).

Кроме того, выделяют простую и осложненную формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью , то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна. Также синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и вторичным, то есть возникать в результате других заболеваний или как последствие родовых травм и инфекционных поражений ЦНС, например после перенесенного гриппа.

Причины возникновения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

В основе СДВГ лежат функциональная незрелость или нарушения работы специфической системы головного мозга - ретикулярной формации, которая обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации, удержание внимания. Сбои в адекватной обработке информации приводят к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство и раздражение.

Кроме того, при СДВГ под влиянием выше перечисленных неблагоприятных факторов, нарушается функционирование лобных долей, отвечающих за интеллект, подкорковых ядер головного мозга и соединяющих их нервных проводящих путей.

В происхождении СДВГ важную роль играют и генетические механизмы. Предполагают, что наличие данного синдрома у ребенка обусловлено мутациями трех генов, регулирующих обмен дофамина - специфического вещества нервной системы, участвующего в передаче нервных импульсов. В семьях детей с СДВГ нередко имеются близкие родственники, имевшие в детстве аналогичные нарушения. В подобных случаях риск развития СДВГ составляет примерно 30%.

Примерно в 60-70% случаев ведущую роль в возникновении СДВГ играют неблагоприятные факторы в течении беременности и родов. числу прогностически неблагоприятных для развития СДВГ факторов беременности: внутриутробная гипоксия (недостаток кислорода) плода; угрозы прерывания беременности; курение и нерациональное питание матери во время беременности; стрессы во время беременности.

Неблагоприятными факторами течения родов считаются: недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г), преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности. Также факторами риска являются наличие у новорожденных поражений центральной нервной системы различной степени выраженности. Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость к детям также вносят свою лепту в развитие этого синдрома. Травмы шейного отдела позвоночника у ребенка, вопреки бытующему мнению, не являются причиной данного заболевания. Всегда следует иметь в виду, что несколько неблагополучных обстоятельств, взаимно влияя и дополняя друг друга, с большей вероятностью могут спровоцировать проявление СДВГ у малыша. Но основным фактором риска является предрасположенность ребенка к данному заболеванию: если ее нет, то СДВГ не может проявиться.

Особенности лечения СДВГ

Лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию. В идеальном варианте ребенок должен наблюдаться как у невропатолога, так и у психолога, ощущать поддержку родителей и их веру в положительный исход лечения. Эта поддержка закрепляет навыки, которые появляются у ребенка в процессе лечения.

Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но быстро реагируют на малейшую похвалу. Поэтому рекомендуется формулировать инструкции и указания для детей с СДВГ четко, ясно, кратко и наглядно. Родители не должны давать им одновременно несколько заданий, лучше дать те же указания, но по отдельности. Они должны следить за соблюдением ребенком режима дня (четко регулировать время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять малышу возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге.

Для коррекции поведения можно использовать так называемое, оперантное обуславливание, которое заключается в наказании или поощрении в ответ на поведение ребенка. Совместно с малышом необходимо выработать систему поощрений и наказаний за хорошее и плохое поведение, а также расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада и дома, а затем просить ребенка вслух проговаривать эти правила. Следует также не переутомлять малыша при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. Необходимо исключить или ограничить участие легко возбудимых детей в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.

Так же важен выбор партнеров для игр - желательно, чтобы друзья ребенка были уравновешенными и спокойными. Наказания должны следовать за провинностями быстро и незамедлительно, т.е. быть максимально приближенными по времени к неправильному поведению. Если ребенок действительно болен, то ругать его за гиперактивность не только бесполезно, но и вредно. В таких случаях малыша можно только критиковать.

В чем разница между понятиями "ругать" и "критиковать"? Необходимо давать положительную оценку личности ребенка и отрицательную - его поступкам. Как это выглядит на практике? "Ты хороший мальчик, но сейчас ты поступаешь неправильно (конкретно надо сказать, что кроха делает плохо), надо вести себя так…" Ни в коем случае нельзя проводить отрицательное сравнение своего ребенка с другими детьми: "Вася хороший, а ты плохой".

Рекомендуется сократить время просмотра телепередач и компьютерных игр. Необходимо помнить, что завышенные требования и чрезмерные учебные нагрузки ведут к стойкой утомляемости ребенка и появлению отвращения к учебе. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения - минимальное количество детей в группе, классе (не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин) и пр.

Конечно, необходима комплексная реабилитация таких детей с использованием как медикаментозных, так и немедикаментозных средств. При этом лечение должно быть индивидуальным и назначаться с учетом данных обследования.

В США и европейских странах наиболее широко в лечении синдром нарушения внимания с гиперактивностью используются психостимулирующие средства. Употребление данных препаратов при их высокой эффективности очень часто сопровождается развитием побочных эффектов. Наиболее частыми из них являются бессонница, раздражительность, боли в животе, снижение аппетита, головные боли, тошнота, торможение роста.

В России для лечения СДВГ традиционно применяют ноотропные средства (ГЛИАНТИЛИН, КОРТЕКСИН, ЭНЦЕФАБОЛ ). Под ноотропными препаратами понимают лекарственные средства, положительно влияющие на высшие интегративные (объединяющие) функции головного мозга. Данные препараты более эффективны в тех случаях, когда преобладает невнимательность.

Если же преобладает гиперактивность, применяют препараты, содержащие гаммааминомасляную кислоту. Это вещество отвечает за тормозящие, контролирующие реакции в головном мозге. Наиболее часто используют ПАНТОГАМ, ФЕНИБУТ . Необходимо помнить, что лекарственные препараты можно принимать строго по назначению врача-невролога.

Кроме этого, для лечения детей воздействуют очень слабым электрическим током на определенные зоны мозга - используется транскраниальная микрополяризация, что позволяет уменьшить степень гиперактивности. Такое лечение позволяет уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга, лежащей в основе СДВГ. Этот метод активизирует функциональные резервы мозга, не имеет нежелательных побочных эффектов и осложнений.

Существует еще один способ лечения СДВГ - метод обратной связи, позволяющий мозгу самому найти оптимальный способ работы и улучшить внимание: поскольку у детей мозг достаточно пластичный, его можно "обучить" правильно функционировать. Суть метода заключается в том, что к голове ребенка крепятся электроды, при помощи которых регистрируется потенциал, генерируемый нервными клетками мозга, и клетки же отображаются на экране компьютера. В игровой форме "усилием воли" ребенку предлагается сознательно или бессознательно найти пути уменьшения патологической активности мозга и привести показатели энцефалограммы к норме (она тоже отображается на экране). Основная задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы запомнить такое "нормальное" состояние и попытаться его если не сохранить, то хотя бы научиться вызывать по желанию. Но применять данное лечение у детей можно только начиная с 8-9 лет: маленьким детям трудно понять, что именно от них требуется.

Радует то, что часть гиперактивных детей "перерастают" свое заболевание, то есть у них в подростковом возрасте исчезают симптомы заболевания. Но у 30-70% детей проявления СДВГ переходят и в подростковый, и во взрослый возраст (особенно, если не заниматься лечением этой патологии).

Диагностические критерии СДВГ

Особенности поведения:

  1. появляются до 8 лет;
  2. обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в детском учреждении и дома, в труде и в играх и пр.);
  3. не обусловлены какими-либо психическими расстройствами;
  4. вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию.

Невнимательность (из нижеперечисленных признаков минимум 6 должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев):

  • неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях;
  • неспособность вслушиваться в обращенную речь;
  • неспособность доводить выполняемую работу до конца;
  • неспособность организовать свою деятельность;
  • отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости;
  • исчезновение предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т.д.);
  • забывчивость в повседневной деятельности;
  • Отстраненность от занятий и повышенная реакция на посторонние стимулы.

Гиперактивность и импульсивность (из нижеперечисленных признаков минимум четыре должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев):

Гиперактивность

Ребенок:

  • суетлив, не может сидеть спокойно;
  • вскакивает с места без разрешения;
  • бесцельно бегает, ерзает, карабкается и пр. в неподходящих для этого ситуациях;
  • не может играть в тихие игры, отдыхать.

Импульсивность

Ребенок:

  • выкрикивает ответ, не дослушав вопрос.
  • не может дождаться своей очереди.

Проблема гиперактивности у детей в последнее время получила довольно широкое распространение. Основные причины этого отклонения:


  • различные нарушения беременности и родов (внутриутробная гипоксия, асфиксия при родах, нейроиммунный конфликт между матерью и плодом и т.д.)

  • инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша

  • Отметим, что синдром гиперактивности - это медицинский диагноз, поставить его может специалист-невролог.

    Признаки проявления гиперактивности:

  • повышенная двигательная активность: совершает постоянные движения руками и ногами, ёрзает на стуле, не может долго сидеть спокойно, когда это необходимо;

  • дефицит внимания: легко отвлекается на внешние раздражители, не способен концентрироваться на одном действии; часто переходит от одного незавершённого дела к другому;

  • импульсивность, повышенная возбудимость - например, не способен играть спокойно и тихо;

  • бытовая рассеянность и неосмысленность поступков: часто теряет в школе и дома нужные вещи; совершает и участвует в физически опасных предприятиях, не сознавая их возможных последствий;

  • нарушения речевой коммуникации: часто начинает отвечать, не дослушав вопрос до конца; часто перебивает других, бывает назойливым; производит впечатление не слышащего обращённой к нему речи; чрезмерно разговорчив;

  • трудности в обучении: неспособен выполнить задание, хотя понимает суть просьбы; повышенная умственная утомляемость; затруднения в запоминании нового материала;

  • психофизические проявления: плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты, укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты; головные боли, перевозбуждение ребенка к концу дня

  • Поведенческие проблемы, с которыми часто сталкиваются родители гиперактивных детей, являются следствием физиологических проблем, справиться с которыми самостоятельно ребенок не в состоянии. Помощь гиперактивному ребенку должна быть комплексной: медицинской, педагогической, психологической.

    Для эффективного взаимодействия с гиперактивным ребёнком рекомендуется:

  • поддерживать дома спокойную атмосферу, избегать вызывать в нём сильные эмоции (как отрицательные, так и положительные)

  • ограничить до минимума количество отвлекающих факторов в окружающей обстановке

  • поддерживать высокую динамичность в деятельности, избегать длительной монотонной работы, делать частые перерывы с возможностью «двигательной разрядки»

  • большие задания разбивать на несколько последовательных частей

  • похвалу или порицание высказывать сразу же за совершенным поступком

  • Родители играют огромную роль в процессе реабилитации: именно они могут обеспечить общий эмоционально-нейтральный фон развития и обучения ребёнка, создать комфортную обстановку дома, наладить продуктивное взаимодействие со специалистами.

    Как помочь гиперактивному ребенку дома?

  • Такому ребёнку просто необходим чёткий распорядок дня и домашняя обстановка, защищающая его от перевозбуждения. Ошибочно думать, что гиперактивные дети не устают. В коре головного мозга происходят процессы возбуждения и торможения, которые в норме уравновешены. Проблема гиперактивного ребенка в том, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому усталость у него может сопровождаться нарастанием двигательной активности и эмоционального возбуждения до тех пор, пока не выльется в истерику. Если родители замечают признаки перевозбуждения у своего ребенка, им нужно сразу же предпринять меры по созданию спокойной обстановки: снизить количество возбуждающих факторов, активные игры и занятия сменить на более умиротворяющие.

  • Импульсивность гиперактивного ребёнка создает трудности при переключении с одного вида деятельности на другой, и здесь ему требуется помощь взрослых. Лучше всего, когда за несколько минут до начала новой деятельности ребёнка об этом предупреждают. Например, если ребенок играет, а вам нужно выходить на улицу, можно сказать: "Через 10 минут игра заканчивается, и мы одеваемся на улицу. Хорошо?", затем ещё раз: "Через 5 минут будь готов закончить игру, мы одеваемся на улицу."

  • Если родители хотят добиться того, чтобы их гиперактивный ребёнок слышал и выполнял их просьбы, нужно научиться правильно говорить с ним. Указания должны быть короткими, содержать не более 10 слов, сказаны твердым, спокойным тоном. В одной просьбе должно быть только одно задание, следующее добавляется после того, как выполнено предыдущее.

  • Гиперактивному ребёнку для ощущения собственной безопасности необходимы чёткие границы дозволенного и оценка взрослым его поведения. И здесь очень важно, чтобы эта оценка была максимально объективной и информативной для ребёнка. Сравните: "Какой ужас! Ты разбил эту вазу! Зачем ты её схватил?!" и "Ты хотел помочь мне поставить цветы в вазу, но она оказалась слишком тяжелой. Думаю, ты расстроен этим не меньше, чем я. Сейчас нам нужно будет сделать уборку". Как правило, гиперактивный ребенок очень переживает из-за своего "неправильного" поведения, и спокойное отношение родителей к "неудачам" позволяет ему сохранять позитивную самооценку и улучшать самоконтроль. Да, часто родителям для этого нужно научиться сдерживать привычные эмоциональные реакции, и это очень нелегко! Но, поверьте, вам, взрослым умным, опытным людям сделать это во много раз проще, чем вашему малышу!

  • Важно!


    Часто гиперактивные дети обладают способностями в каких-то областях, сообразительны и быстро "схватывают" информацию. И родители таких детей стараются развивать способности любимого чада, загружая его дополнительными занятиями. Однако повышенные требования и высокая интеллектуальная нагрузка приводят к тому, что ребёнок переутомляется и становится "невыносимым". Родителям нужно помнить, что чувствительная нервная система ребёнка нуждается в щадящем режиме, и возрастание нагрузки должно быть очень постепенным.

    Отлично, если в арсенале родителей есть система поощрений , и ребёнок, выполняющий требования родителей, знает, что заслуживает определённое вознаграждение (и это не обязательно что-то материальное).


    Ограничений, запретов "нельзя", должно быть немного, они проговариваются ребёнку в чёткой и непреклонной форме и касаются вопросов безопасности его самого и окружающих. Желательно, чтобы ребёнок знал, какие санкции последуют за нарушением того или иного запрета. При этом все взрослые члены семьи должны быть последовательны в соблюдении этих правил: "нельзя" одинаково запрещено и у мамы, и у папы, и у бабушки и т.д. Что касается действий ребёнка, которые просто не нравятся вам, то у вас есть выбор:
    - терпеть, сообщая ребёнку о своих чувствах
    - создать игровую ситуацию, которая преобразует неприятное вам действие в более приемлемое
    - предложить ребёнку выбрать какое-то другое занятие
    - создать такую обстановку, в которой нежелаемое действие просто невозможно совершить. Например, если вы запрещаете ребёнку брать свой мобильный телефон, просто не оставляйте его в поле зрения малыша

    Пример из практики

    Владику 5 лет, у него синдром гиперактивности и задержка речевого развития. Родители жалуются на капризность, агрессивность сына, нежелание его выполнять требования. Постепенно проясняем обстановку дома: большая часть действий ребёнка сопровождается "нельзя", "не трогай!", "отойди!", "перестань!" Предлагаю родителям представить себя на месте маленького мальчика, плохо разбирающегося в законах этого мира, которому из природной любознательности и лучших побуждений хочется всё попробовать, и которому почти всё "нельзя". Папина реакция была очень показательна: он покраснел и выпалил: "Да я бы просто всех послал!!!" После этой консультации обстановка в семье Владика существенно улучшилась, а вместе с ней и состояние ребёнка.

    Как может помочь психолог семье, воспитывающей гиперактивного ребёнка?

  • консультирование взрослых, воспитывающих его. Специалист поможет родителям увидеть направления, в которых можно дома развивать именно их ребёнка, окажет эмоциональную поддержку (часто родители страдают от высказываний знакомых и незнакомых людей по поводу воспитанности их гиперактивного ребёнка), подскажет возможные пути нормализации внутрисемейных взаимоотношений.

  • Работа с ребёнком: создание обстановки безопасности, доброжелательности и эмоциональной поддержки. В результате снижается нервное напряжение ребёнка, тревожность, устраняются проявления агрессии. С помощью игр и заданий развиваются внимание, самоощущение, навыки двигательного контроля и контроля поведения. Повышается эмоциональная компетентность ребёнка и совершенствуются навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

  • В зависимости от возраста и индивидуальных предпочтений ребёнка на занятиях могут использоваться:


  • игровая терапия
  • арттерапевтические (лечение искусством) и релаксационные техники
  • песочная терапия.

  • Расхожая фраза: «Любовь способна творить чудеса» как нельзя более актуальна в случае работы с гиперактивным ребёнком. Если к родительской любви добавить немного знаний и усилий, а также много терпения, «проблемы гиперактивности» отойдут на второй план, а с вами всегда будет радость общения с вашим любимым ребёнком. Удачи!



    В нашем Центре с проблемами обучения гиперактивных детей работают психолог и психоаналитик:



    Записаться на прием и получить консультацию можно, заказав обратный звонок через

    Если вы заметили, что ваш ребенок неусидчив, не может на чем-либо сосредоточиться на длительный период, не в состоянии всегда контролировать свои поступки, импульсивен и рассеян, то, вероятнее всего, он гиперактивен. Разберемся детальнее в том, что такое гиперактивность, и можно ли с ней как-то бороться.

    Гиперактивность у детей, что это такое

    Еще более тридцати лет назад повышенную двигательную активность медики начали относить к отдельным болезням, дав ей название «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью», то есть СДВГ. У гиперактивного ребенка проявляются признаки этого заболевания в трудностях с концентрацией на чем-либо, обучением и памятью. Также такому малышу не всегда легко уловить информацию, которую до него пытаются донести.

    Признаки и симптомы гиперактивного ребенка

    Как правило, основные симптомы повышенной активности проявляются у детей в 2-3 года. Тем не менее, родители далеко не всегда сразу обращаются к врачу – нередко первая консультация проходит, когда дети начинают ходить в школу, и становится очевидно, что из-за СДВГ у них появились трудности в обучении.

    Симптомы:

    • Импульсивность, плаксивость, эмоциональная нестабильность;
    • Беспокойство, суетливость, тревожность;
    • Бессонница;
    • Отсутствие адекватной реакции на правила поведения;
    • Задержка в развитии речи.

    Если вы наблюдаете хотя бы один из перечисленных симптомов, то это серьезный повод для того, чтобы проконсультироваться со специалистом. Вполне возможно, что врач все же выявит у вашего ребенка гиперактивность – в таком случае вы узнаете, как бороться с симптомами и помочь чаду адаптироваться в социуме.

    Поведение и проявление гиперактивного ребенка

    Несмотря на то, что такой малыш всегда активен, у него присутствуют определенные нарушения в координации: он часто роняет какие-то предметы, отличается неуклюжестью, нередко ломает вещи или падает. Зачастую, ребенок СДВГ набивает себе шишки, получает ссадины и царапины, но при этом не делает соответствующих выводов и все повторяется снова.

    Помимо прочего, симптомами СДВГ считаются рассеянность, невнимательность, упрямство, регулярная смена настроения, агрессивность, вспыльчивость. Замечено, что такие дети нередко игнорируют дневной сон даже в младенчестве. Впрочем, и его ночной сон нельзя назвать спокойным. Обычно гиперактивный ребенок обращает на себя внимание в общественных местах – он постоянно что-то трогает, не слушает родителей, демонстрирует очень эмоциональные реакции.

    Причины возникновения гиперактивности

    Возникновению СДВГ может послужить несколько причин. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные из них. Заметим, что каждая из этих причин проявляется еще до момента рождения.

    Изменения в нормальном образе жизни беременной

    Как известно, развитие нервной системы плода напрямую зависит от того, какой образ жизни ведет будущая мама. Например, если у женщины имеются вредные привычки, вроде курения, то это в дальнейшем может обернуться для ребенка СДВГ. Также проблемы могут возникнуть из-за частого переутомления, вызванного, например, тяжелой работой. Не идут на пользу малышу и регулярные стрессы в жизни будущей матери.

    Осложнения в период беременности

    Нередко гиперактивность диагностируют у детей рожениц, которые во время беременности страдали от сильного токсикоза. Помимо этого в зоне риска находятся женщины, у которых в период беременности давление было повышенно. Если медики выявили у ребенка внутриутробную асфиксию, то это тоже повышает вероятность того, что впоследствии у него будет развиваться СДВГ.

    Осложнения в период родового процесса

    Если роды женщины были чем-то осложнены, то не исключено, что у ее младенца будет диагностирована гиперактивность. Речь может идти, как о затяжных родах, так и о слишком стремительных.

    Гиперактивный ребенок - признаки до года

    Ниже перечисленные признаки могут быть признаками гиперактивности, но это вовсе не обязательно – истинная гиперактивность может быть установлена лишь невропатологом. Не следует ставить такие диагнозы без консультации с врачом.

    Итак, возможные симптомы:

    • Такие младенцы даже в первые месяцы жизни довольно мало спят. Несмотря на то, что их сверстники в этом возрасте в основном погружены в сон и бодрствуют лишь несколько часов в сутки, гиперактивные дети чаще не спят и могут плакать по 3-4 часа подряд. Когда их силы на исходе и уже явно пришло время сна, такие малыши начинают особо яро капризничать и проявлять активность. Они становятся более возбудимыми, и могут успокоиться лишь тогда, когда оказываются на руках у мамы, либо после длительного укачивания.
    • Чадо демонстрирует бурные реакции при смене обстановки, видя новые лица и слыша громкие звуки. Несмотря на то, что эти перемены могут восторгать его, вместе с этим он еще больше капризничает.
    • Он очень чутко спит, будучи чувствительным к любому, даже еле слышному шуму, из-за которого может неожиданно проснуться и с трудом уснуть вновь.
    • Малыша тяжело чем-то увлечь – он может заметить новую игрушку и почти сразу потерять к ней интерес.

    Гиперактивный ребенок: признаки 2-3-4 года

    • Ему сложно на чем-то сконцентрироваться, однако если он действительно увлекся чем-то, то в таком случае его непросто от этого отвлечь.
    • Может схватить игрушку, которая его заинтересовала и сразу же ее отбросить, толком не рассмотрев.
    • Такой кроха обычно лишен чувства страха – он может прыгнуть с большой высоты, выбежать на оживленное шоссе и тому подобное.
    • Задает множество вопросов, но редко дожидается ответов, и почти никогда их не запоминает.
    • Ему нелегко спокойно сидеть на месте несколько минут подряд – он начинает проявлять бесцельную двигательную активность.

    Гиперактивность у детей дошкольного возраста, нужно ли лечение

    • Позитивная модель взаимоотношений. Хвалите свое чадо всякий раз, когда он этого заслуживает – обращайте внимание даже на весьма незначительные достижения. Как правило, дитя не воспринимает упреки, но очень хорошо реагирует на похвалу. Важно, дабы ваши отношения строились не на страхе, а на полном доверии. Пусть он чувствует вашу поддержку во всех ситуациях – дайте ему понять, что вы на его стороне, если у него возникли трудности, например в саду или школе. Также старайтесь сглаживать любые конфликты.
    • Распорядок дня . Если вы хотите добиться успеха в воспитании гиперактивного ребенка, то следует всегда соблюдать определенный распорядок дня. Следовательно, прием пищи, отдых, игры, отход ко сну и прочее желательно выполнять примерно в одно и то же время. Видя, что ребенок соблюдает правила, непременно его за это хвалите. Заметим, что ребенку с СДВГ необходим здоровый сон (не менее 7-8 часов) – это поможет ему быть спокойнее. В свою очередь, в рационе питания нежелательны пищевые красители, чрезмерное употребление шоколада, соленой и острой еды.
    • Комфортные условия. Как известно, шумное и вызывающее поведение крохи с гиперактивностью, является один из методов привлечения внимания. Старайтесь уделять больше времени ребенку – помогайте ему постигать новые знания, играйте с ним. Если чадо неверно понимает какое-то задание, ни в коем случае не раздражайтесь – просто повторите поручение. Также желательно, чтобы малыша ничего не отвлекало, когда он сидит за занятиями – по этой причине уберите со стола не нужные гаджеты, игрушки и прочие лишние в учебе предметы. Следите за тем, чтобы он не переутомлялся.
    • Нормы поведения и поощрения. Заметьте, что вседозволенность пойдет во вред вашему ребенку. Он должен четко понимать, как поступать можно, а как нельзя. Можно ввести некую знаковую систему поощрения – к примеру, отмечайте галочкой или звездочкой все хорошие поступки. Когда будет собрано определенное число галочек или звездочек, вознаграждайте его какой-то вкусностью или игрушкой.
    • Избыточная энергия. Будет очень хорошо, если гиперактивный малыш увлечется неким хобби. Конечно, стоит взять во внимание его интересы и то, чем он увлекается. Дайте возможность ребенку развиться в какой-либо области – так он будет больше в себе уверен. Наверняка, ему пойдут на пользу занятия в какой-нибудь спортивной секции – физические упражнения способствуют выплеску избыточной энергии, а также помогают ребенку научиться дисциплине.

    В каких случаях требуется медицинское лечение

    Когда ребенок начинает проявлять ярко выраженные признаки гиперактивности, родители готовы пойти на любое лечение, дабы прекратить это. Тем не менее, важно помнить, что необходимый лечебный курс может назначать лишь специалист. Обычно юным пациентам назначают определенные успокаивающие препараты – они подбираются индивидуально. Как правило, действие этих лекарств направляется на снижение раздражительности и суетливости, нормализацию сна, уменьшение чувства тревожности и подавление прочих симптомов СДВГ. Самостоятельно вы не сможете определить – нужно ли в вашем случае медицинское лечение. Следует провести комплексное обследование ребенка в медицинском учреждении.

    Что делать родителям, если ребенок все время гиперактивный - советы психолога

    Многие родители не знают, что делать со своим гиперактивным чадом и как скорректировать его поведение. Стоит заметить, что лишь специалист должен назначать курс лечения, ведь каждый случай СДВГ индивидуален.

    Тем не менее, предлагаем ознакомиться с некоторыми общими рекомендациями психологов:

    Четкие задачи

    Наверняка, вам известно, что гиперактивные дети отличаются рассеянностью и не очень развитым абстрактным и логическим мышлением – именно поэтому вам важно четко формулировать свои просьбы и задачи. Общаясь с ребенком, говорите короткими предложениями, которые не будут изобиловать лишними смысловыми нагрузками. Не прибегайте к длинным формулировкам.

    Запреты

    Если ваш сын или ваша дочь страдают СДВГ, то рекомендуем при постройке предложений избегать отрицаний и слова «нет». К примеру, вместо того, чтобы заявить: «Не неси свои игрушки на кухню!», скажите: «Играй в комнате». Даже если вы понимаете, что назрела конфликтная ситуация, постарайтесь быть максимально спокойными. Запрещая что-то своему чаду, непременно поясните причину, а также предложите альтернативные варианты.

    Сохраняйте последовательность

    Одним из основных признаком гиперактивности можно назвать невнимательность. По этой причине нежелательно поручать ребенку сразу несколько задач, к примеру: «Доделай уроки, покушай и позвони бабушке». Ребенку сложно воспринять сразу всю информацию – скорее всего, в итоге он переключится на что-то иное, и не будет выполнять поручения. Именно поэтому старайтесь озвучивать задачи в логической последовательности.

    Чувство времени

    Помимо прочих проявлений, гиперактивные дети, порою, страдают нарушенным чувством времени – из-за этого обстоятельства вам следует самим следить за сроком, к моменту которого необходимо выполнить задание. Если вы планируете накормить ребенка ужином, закончить с ним прогулку или отправить его спать, то непременно сообщите ему об этом за 5-10 минут.

    Как успокоить гиперактивного ребенка - пути коррекции

    Нервная система ребенка с СДВГ весьма возбудима, поэтому ее следует оберегать. Постарайтесь любые капризы и истерики «гасить» в самом начале, и не пытайтесь в воспитательных целях сразу же наказывать кроху. Конечно же, это не значит, что необходимо всегда потакать капризам и идти у чада на поводу – просто незаметно переключите его внимание. Такой метод, безусловно, требует от родителей немало выдержки и терпения, но он наиболее действенный.

    Не подвергайте ребенка в течение дня лишний раз слишком ярким впечатлениям. Также обратим взор на то, что нежданные многочисленные визитеры, шумные компании и тому подобное могут расшатывать нервную систему малыша.

    Если ваш ребенок гиперактивен, то этот факт не стоит игнорировать – его воспитание требует особого подхода. Ни в коем случае, не пренебрегайте общими рекомендациями и советами врача – это может усугубить ситуацию.

    Понятие «гиперактивность» появилось недавно. Люди его применяют к каждому активному и подвижному ребенку. Если малыш энергичен, готов играть целыми днями без единого признака усталости и может интересоваться одновременно несколькими вещами – это еще не означает, что он гиперактивный.

    Как отличить активного ребенка от гиперактивного

    Активность, энергичность и любознательность – это показатель здоровья и нормального развития. Ведь больной и слабый малыш ведет себя вяло и тихо. Активный ребенок пребывает в постоянном движении, ни минуты не сидит на одном месте, он всем интересуется, много спрашивает и сам много говорит, при этом умеет отдыхать и нормально спит. Такая активность проявляется не всегда и не везде. Кроха может быть непоседой дома, а в садике или гостях вести себя спокойно. Его можно увлечь тихим занятием, он не проявляет агрессию и редко становится инициатором скандалов.

    Поведение гиперактивного ребенка отличается. Такой малыш много двигается, гл он продолжает это делать постоянно и даже после того, как устал. Он страдает от нарушений сна, часто устраивает истерики и плачет. Ребенок с синдромом гиперактивности тоже задает много вопросов, но редко до конца дослушивает ответы. Им трудно управлять, он не реагирует на запреты, ограничения и крики, всегда активен и может инициировать ссоры, при этом проявляет неконтролируемую агрессию: дерется, плачет и кусается. Гиперактивных детей можно определить еще по особенностям, которые должны проявляться непрерывно не менее полугода.

    Особенности гиперактивных детей:

    • проблемы с мелкой моторикой, неуклюжесть;
    • неконтролируемая моторная активность, например, жестикулирует руками, постоянно трет нос, дергает себя за волосы;
    • неспособность сосредоточиться на одном занятии или предмете;
    • не может усидеть на месте;
    • забывает важную информацию;
    • проблемы с концентрацией внимания;
    • отсутствие чувства страха и самосохранения;
    • нарушения речи, слишком быстрая невнятная речь;
    • излишняя болтливость;
    • частые и резкие смены настроения;
    • недисциплинированность;
    • обидчивость и раздражительность, может ;
    • испытывает трудности в обучении.

    Из-за возрастных особенностей детей диагноз «гиперактивность» ставится только после 5-6 лет. Сильно этот синдром проявляется в школе, когда у ребенка начинаются трудности с работой в коллективе и с усвоением предметов. С возрастом неусидчивость и взбалмошность проходят, а вот неспособность концентрироваться и импульсивность часто остаются.

    Родителям необходимо:

    1. Обеспечить ребенку спокойные условия для жизни и доброжелательную атмосферу.
    2. Разговаривать с малышом спокойно и сдержанно, реже говорить «нельзя» или «нет» и других слов, способных создать напряженную обстановку.
    3. Не выражать неудовольствие ребенком, а осуждать только его поступки.
    4. Беречь малыша от переутомлений и стрессов.
    5. Установить четкий распорядок дня и контролировать, чтобы ребенок его придерживался.
    6. Избегать мест, в которых присутствует много людей.
    7. Совершать с ребенком ежедневные длительные прогулки.
    8. Обеспечить возможность расходования лишней энергии, например, записать малыша в спортивную секцию или на танцы.
    9. Не забывать хвалить ребенка за достижения, хорошие поступки или поведение.
    10. Не давать малышу одновременно несколько поручений и не занимать его сразу несколькими делами.
    11. Избегать длинных формулировок, стараться ставить четкие задачи.
    12. Выделить для ребенка комнату или собственное тихое место, в котором он сможет заниматься, не отвлекаясь на внешние факторы, например, телевизор и разговаривающих людей.