Болезни Военный билет Призыв

Годы правления царя василия шуйского характеризуются. Царь Василий Шуйский: политика в годы правления и свержение. Василий Шуйский — царь

Бояре и дворяне – представители привилегированных сословий, которые возникли на Руси в период княжеского правления. Они входили в ближайшее окружение князя и составляли основу его дружины, но обладали разными полномочиями и имели разное положение в феодальном обществе. По мнению историков, сословие бояр сформировалось к началу XI века и сохраняло лидерство в течение шести веков. Первые сведения о дворянах зафиксированы в Лаврентьевском летописном своде; более подробные – в берестяных грамотах XII – XIII века.

Кто такие бояре и дворяне
Сравнение бояр и дворян
Отличие боярина от дворянина

Кто такие бояре и дворяне

Бояре – приближенные князя, высший слой феодалов в древней Руси. До конца XII века боярское звание было жалованным, позже предавалось по наследству. Из бояр состояла старшая княжеская дружина, управлявшая войском и распоряжавшаяся землями, которые переходили в княжеское владение в результате военных захватов.

Дворяне – взятые на службу при дворе князя выходцы из младшей дружины, выполнявшие военные, хозяйственные и денежные поручения за право пользоваться земельным наделом вместе с закрепленными за ним крестьянами. С XV века дворянство стало передаваться по наследству, как и земля, жалованная дворянину князем за личные заслуги и воинскую доблесть.
к содержанию;
Сравнение бояр и дворян

В чем же разница между боярином и дворянином?

Бояре были потомками родоплеменной знати, имели собственные земли, а нередко и свою дружину, что в условиях феодальной раздробленности позволяло им соперничать с княжеской властью. Наиболее богатые и влиятельные бояре принимали участие в княжеской думе на правах советников князя; от их мнения часто зависело решение важных государственных и судебных вопросов, а также урегулирование междоусобных конфликтов.

При дворе князя служили принятые в избранный круг, введенные бояре, которые управляли делами князя и его дворцовым хозяйством. В зависимости от обязанностей, они получали должность дворецкого, стольника, казначея, конюха или сокольничего, что считалось особо почетным и приносило боярину немалые доходы. Плата за такую службу называлась «в кормление», поскольку выдавалась на содержание семьи боярина и его обслуги.

Отличие боярина от дворянина

Бояре, распоряжавшиеся от имени князя его отдаленными землями и контролировавшие сборы податей, именовались путными. Из княжеской казны они получали средства «в путь», предназначенные для дорожных расходов и поощрения боярского усердия.

Введенные и путные бояре были главными распорядителями княжеского двора и относились к верхушке в феодальной иерархии. Их называли старшими боярами, выделяя из тех, кто входил в младшую княжескую дружину, но не отличался родовитостью и богатством.

Кроме выполнения службы, в обязанности бояр входило создание ополчения в случае военных действий и его полное содержание за свой счет. Это распространялось не только на введенных и путных бояр, но и на оседлых, не служивших при княжеском дворе земских бояр.

Боярская служба была добровольной. Служилые бояре из старшей дружины имели право перейти к другому князю.

С усилением влияния боярства на государственное управление уже в XII веке при княжеских дворах из числа младшей дружины стали набирать для военной службы и выполнения личных распоряжений князя наиболее преданных мелких бояр и боярских детей. От слова двор произошло название нового сословия, игравшего на протяжении нескольких веков важную роль в судьбе Российского государства – дворянства.

В княжеских грамотах XIII-XIV веков содержатся первые упоминания о служилых людях, состоящих при дворе князя и жалованных за труды земельными наделами и золотой казной. Земля давалась дворянину во временное пользование, но оставалась собственностью князя. Только в XV веке дворяне получили право передавать землю по наследству или в приданое.

В XVII веке в период правления Петра I за дворянами утвердилась важнейшая привилегия – владение наследным имуществом независимо от службы. Сословие бояр было упразднено, а права дворян официально провозглашены 18 февраля 1762 года манифестом Петра III. Окончательно они закреплены жалованной грамотой Екатерины II в 1785 году.
к содержанию;
Отличие боярина от дворянина

Бояре – представители высшего служилого сословия, сложившегося из крупных феодалов, владевших собственными землями. Дворяне состояли на службе у князя или старшего боярина. До XV века они не могли предавать по наследству жалованные земли.
Бояре имели право голоса в княжеской думе. В допетровский период влияние дворян на государственное управление было не таким ощутимым.
Бояре могли перейти на службу к другому князю. Дворяне, принятые на службу, не имели права оставить ее без разрешения князя.
В феодальной иерархии, сложившейся на Руси, бояре занимали главенствующее положение с X по начало XVII века. Позиции дворянства окончательно утвердились в период государственных реформ, начатых Петром I. Подробнее:
тапы формирования дворянского сословия на Руси

Появление дворянства

Историк Буганов считает, что истоки дворянства нужно искать ещё в эпохе военной демократии, когда у восточных славян сложились - при племенных, родовых старейшинах, потом князьях, военных предводителях - группы приближенных к ним людей: дружинников старших и младших, наиболее храбрых, исполнительных, а постепенно и более богатых за счет военной добычи и княжеских пожалований.

Они относились к князю как к товарищу, были его советниками и потому делили с ним власть. Но «в отношении князя дружина была крайне непостоянна. Дружинники переходили от князя к князю, исчезали, появлялись новые. Не было никакой связи между дружинником с князем и земскими боярами, не зависимыми от князя».

Так как в древнее время государственная служба ничем не отличалась от личного служения князю, то этим объясняется что самые разные категории населения, входили в состав слуг князя, в том числе и дружинников. Целый ряд слуг-дружинников помогал князю в разных сферах его деятельности. Наряду со свободными людьми князю служили и холопы, которых было даже в большинстве. Таковы тиуны, ключники, казначеи, посельские. Они, как несвободные, не могут оставить службу или отказаться от того или иного поручения. Вследствие того они тесно связаны со своим князем, который ценил верность своих слуг, доверяя им больше, чем свободным слугам. Такое различное отношение с усилением княжеской власти, привело к тому, что служба вольная стала постепенно перестраиваться по типу невольной.

Другое их название - дворовые люди. Из сказанного выше понятно, что с первого момента возникновения этого термина дворяне были как и вольные слуги, так и холопы. Сначала их положение было невысоким. Они воюют, судят, собирают пошлины, но дальше этого их полномочия не распространяются. Близость к князю привлекала в придворный штат и людей знатных. Дети бояр начинали свою карьеру при княжеском дворе в составе младшей дружины, так как жить близ князя значило жить «близ милости». В числе детских и отроков могли быть также молодые люди боярского происхождения, а также дети бояр. От XIII в., например, имеются прямые указания, что в разряде дворных слуг были дети боярские.

Помимо дружинников, на местах выделялась своя землевладельческая знать. Киевская Русь уже знает князей великих, просто князей, сидевших не в Киеве, а в менее значительных центрах: затем - бояр княжеских и земских (примерно с ХII в. они сливаются в единое сословие), «больших» и «меньших». Они и составляют служилую верхушку народившегося сословия феодалов, потомков родо-племенной знати.

Все эти князья, великие, «светлые», «большие» и «меньшие», бояре тоже с соответствующими градациями, - это дворяне, точнее, высший их слой, нобилитет. Представители этой служилой верхушки, по сообщениям летописей, «Русской Правды» и других источников, выступают в роли княжих мужей - старших дружинников, высших должностных лиц княжеской администрации. Они составляют его высший совет, Боярскую думу, получают от него часть даней и прочих сборов, земли и смердов, имеют право отъезда от одного сюзерена к другому.

Ниже по служебной иерархической лестнице располагались свободные и несвободные, обслуживавшие двор князя и его хозяйство, как домениальное, так и общегосударственное. Это отроки - младшие дружинники, княжеские чиновники; детские, большие и меньшие; слуги (тоже младшие дружинники, личные слуги князей, исполнители их хозяйственных поручений). Все они - люди вольные, независимые. Самую нижнюю ступень занимают собственно дворовые люди, или дворяне, люди и вольные и зависимые, среди них- и холопы, и младшие отроки.

Первые упоминания о собственно дворянах относятся к последней четверти XIII- XIII века. В Лаврентьевской летописи под 1174 г. о них говорится в связи с убийством великого князя Владимирского Андрея Боголюбского: с ним расправились собственные «милостьники». Новгородская летопись тоже называет их: «свои милостьници». Этот термин, по М. Н. Тихомирову, подразумевает «особый разряд княжеских слуг занятых непосредственно в дворцовом хозяйстве».

Термин «дворянин» появляется в летописях последней четверти XIII в.: в Лаврентьевской, Новгородской I; в новгородских актах 1264, 1270 годов. Так что к XIII в. слово «милостник» было заменено на «дворянин».

Таким образом, появился первый составной элемент будущего служилого сословия - дружина. Она помогала князю в государственной, хозяйственной деятельности и заведовала его домашним хозяйством. Они были свободными людьми, особо приближенными к князю-монарху.

В те времена пока ещё не было различия в социальном статусе приближённых к князю людей. Можно даже сказать, что само понятие службы, как неизменного долга и верности, зародилось и воспиталось в холопской среде.

Дворяне являются членами государственного административного аппарата, держатели, владельцы земель и населявших их людей. Так что можно говорить о существовании в ХIII-XIV вв. дворян как сословной категории.
Дворянство в допетровской Руси

В XIII в. монголы покорили Россию. Они обложили всех податью и внесли всех в перепись, не различая дружинников и земцев. Образовавшись ранее, несколько великих княжеств приобрели большую автономию, в них княжили постоянно одни и те же княжеские роды, так что дружина князя скоро растворились в земщине, даже название дружинника исчезло. Вместе с земским боярством дружинники составили высший класс в народе - боярский. Вместо прежних дружинников около князей стали собираться служилые люди.

Из всех великих княжеств только Московскому удалось усилиться за счет других, стать во главе их. Уделы понемногу исчезли, присоединившись к Москве, все служилое сословие бросилось на службу к московскому великому князю, даже удельные князья поступали к нему на службу, находясь с ним сначала в договорных отношениях, а потом становясь его подданными. Когда московские великие князья усилились достаточно и имели уже на своей службе множество служилых людей, они смело могли выступить на борьбу с боярами, стремясь уничтожить их права, ограничивавшие княжескую власть. Уничтожено было право отъезда служилых людей от князя: всякий переход считался уже изменою и наказывался. Этим бояре были закреплены на службе; отъехать им было уже невозможно, делать нечего - нужно было служить своему князю. Василий Темный старших служилых людей назвал боярскими детьми, низших - дворянами, а слово «боярин» сделалось саном, который нужно было выслуживать. Таким образом, служба князю была поставлена выше происхождения от древних бояр. Теперь прежние бояре должны были добиваться при дворе князя служебного значения, а их родовое значение теперь ничего не значило.

По мере усиления Московского государства и расширения его границ прилив знати в состав придворного штата московских государей все более усиливается. Численность придворного штата значительно возрастает со второй половины XV в., по мере присоединения к Москве других княжений и с причислением дворовых слуг прежних княжений к московскому двору.

Около этого времени в распоряжении государя состоит такое число дворных слуг или дворян, что жить им всем при дворе становится слишком тесно. К тому же, при обязательной службе они должны были иметь средства отбывать ее. Отсюда - поместная система: дворяне были испомещены на государевой земле, участки которой передавались им в пользование под условием службы. Так появились дворяне-помещики.

В этом новом качестве дворяне еще продолжают стоять ниже бояр и детей боярских, которые в награду за службу получают кормление или земли в вотчину. Продолжает существовать и различие между обязательной службой дворян и вольной службой бояр и детей боярских. Но московские князья очень рано начали бороться с невыгодами вольной службы, главным образом со свободой отъезда. Признавая эту свободу в многочисленных междукняжеских договорах, на практике они борются с ней всеми способами, применяя различные «санкции» к «отъездчикам»: отбирают у них вотчины, понижают их служилую честь и иные меры наказания, вплоть до смертной казни. В предупреждение отъезда московское правительство берет с подозреваемых записи о «неотъезде», гарантируя такие записи порукой и денежными залогами. Когда к началу XVI века почти все прочие княжества были присоединены к Москве, то и отъезжать стало некуда, кроме Литвы, а отъезд в чужеземное государство был, с точки зрения правительства, изменой. Это воззрение проникает и в служилую среду: раскаявшиеся отъездчики просят государя снять с их имени - «мерзячку», - какая тяготела над ними со времени отъезда.

В XVI веке свободы отъезда уже не существует, а вместе с тем утратила значение и вольная служба: для вольных слуг возникла обязанность служить и, по типу службы, между дворянами и боярами начинают исчезать различия. Другое различие, в общественном положении, также постепенно сгладилось в течение XVI в. Бояре и дети боярские уже с конца XV в. получают поместья, сначала, правда, только в исключительных случаях. Иоанн III конфисковал вотчины у новгородских бояр в 1484 и 1489 и наделил их поместьями в московском и других уездах. Конфискованные же вотчины роздал в поместье московским детям боярским. Иоанн IV в 1550 г. приказал поместить в московском уезде 1000 детей боярских и наделить поместьями бояр, у которых в этом районе не оказалось вотчин и поместий.

Иван Грозный еще выше поставил служебное значение над родовым. Высший класс служилых людей был назван именем прежних низших служилых людей, дворянами, чтобы показать, что все у служилого человека зависело от его службы царю, и изгладить память о его от древних всесильных бояр. Низшие же служилые люди, как бы в «унижение» новых дворян, были названы боярскими детьми, хотя они от бояр.

В первой половине XVI в. в официальных актах дети боярские стоят всегда выше дворян, хотя на деле они юридически уравнялись, а фактически положение детей боярских, вынуждало их нередко даже поступать в холопы. Со второй половины XVI в. дети боярские уже называются дворянами, а когда оба эти термина встречаются рядом, то дворяне нередко ставятся выше детей боярских. В XVII в. это уже обычный порядок.

Торжество одного термина над другим знаменует окончательную победу придворной службы дворян над некогда свободной службой детей боярских.

Но теперь лишь на долю немногих дворян выпадал жребий служить при государевом дворе или хотя бы вблизи двора: большинство дворян несло эту службу по городам. Эта дворянская служба была военной и стала обязательной. В 1556 г. Иоанн IV «с вотчин и поместий уложенную службу учинил»: со 100 четвертей земли должен быть выставлен вооруженный человек на коне. Договариваться о службе теперь нельзя: она определена указом. Всем служилым людям начинают вестись списки: прежде, с середины XV в., лишь для более важных придворных чинов (боярские книги), а с середины XVI в. - и для всех прочих (списки дворян и детей боярских по городам). Цель этих списков - приведение в известность военных сил. Поэтому в дворянских списках обозначалось о каждом служилом человеке, «каков он будет на государеве службе конен и оружен и люден», и сверх того показывались поместные оклады и размеры денежного жалования. Для составления таких списков производились периодические смотры или разборы дворян по городам. По каждому городу из среды дворян выбирались окладчики, которые и составляли о каждом служилом человеке сведения о его имуществе, прежней службы и той службы, какую он может отбывать. На основании этих данных и происходил разбор дворян. Различие между ними в том, что первые отбывали службу в качестве сотенных и полковых, а вторые несли рядовую службу.

Древнейшие указания о таких верстаниях относятся к 30-м годам XVI в. Вместе с введением дворянских списков постепенно становится нормой, что в число городовых дворян могут заноситься только дворянские дети, а в XVI в имеются уже предписания, чтобы «холопей боярских и неслужилых никаких чинов отцов детей и братью и племянников и пашенных мужиков отнюдь никого детьми боярскими у верстанья не называли и поместными и денежными оклады их не верстали». Этим положено было начало дворянской сословности. Если в среде городовых дворян замечаются качественные различия, то тем большая разница существовала между ними и дворянами, записанными по московскому списку. Московские дворяне стоят значительно выше дворян городовых, и для каждого из последних всегда была цель попасть в список московских дворян. Преимущества московских дворян сводились к тому, что служба их проходила на глазах государя, и из среды их комплектовались все высшие придворные и думные чины. Начало этой категории дворян было положено Иоанном IV, который в 1550 г. приказал испоместить вблизи Москвы тысячу детей боярских и лучших слуг. Позднее состав этой московской гвардии пополнялся как потомками этих выборных слуг, так и некоторыми из выборных городовых дворян. Дети самых крупных московских вельмож начинали службу московскими дворянами, а затем, смотря по родовитости, получали назначения в те или другие придворные чины, начиная со стряпчего и кончая высшими думными чинами. Иные из московских дворян прямо жаловались в бояре. Кроме московских дворян, при царском дворе состоял обширный штат придворных. С XVII в. многие из них обратились в простое придворное звание, в которое возводились московские дворяне в виде отличия.

Таким образом, звание московского дворянина являлось основным и для высших чинов.

Контингент дворян XVII вв. представлял очень пеструю картину. В составе его оказались потомки княжеских фамилий, старых бояр, детей боярских и простых дворян, предки которых нередко всю жизнь были в холопах. Поэтому люди родословные среди дворянства, сохранившие за собой место в высшем правящем классе с таким же презрением смотрели на дворян неродовитых и захудавших, как и на прочие разряды низшего населения, и в местничества выработали даже особый порядок защиты своего общественного и служебного положения от сопоставления и сближения с худородными и захудавшими дворянами.

Подытоживая развитие дворянского сословия в допетровский период, можно заключить, что монгольское иго сблизило дружину с земскими боярами и уничтожило их самостоятельность, что и послужило причиной их превращения в служилое сословие, наряду с дружиной, занимавшее в то время ключевые посты в управлении страной.

Потом, вследствие введения поместной системы, наряду с дворянами-помещиками появились помещики-бояре и дети боярские. Так что для дворян не существовало более никаких юридических преград перейти в разряд вотчинников.

Царь опирается на дворян в борьбе против боярства в это время. Поэтому он становится в некотором роде зависимым от них.

В конце XVII в. между такими различными элементами как родословные и худородные дворяне не могло существовать ничего общего, их ничего не объединяло, поэтому в те времена внутри служилого сословия было очень много противоречий.

До Петра I московское правительство вело усиленную законодательную и административную разработку сословных повинностей для дворян, для отбывания которых им предоставлялись известные льготы или выгоды, которые впоследствии превратились в их сословные права

Русское дворянство.

Каково его происхождение? Какими были чины в Московском царстве, которые могли или не могли занимать дворяне?

До 1785 года (до Жалованной грамоты Екатерины II дворянству - «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства») дворянство составляло особый чин, это был чин 6 степени государевых "чиновников".

Первыми и самыми важными при царском дворе были бояре. Происхождение слова боярин остается до сих пор неясным и сосуществуют многочисленные версии - от тюркских до скандинавских (см., например, этимологический словарь Фасмера и разбор на сайте: http://oldrus.livejournal.com/74912.html). Одно известно: бояре существовали уже при княжеском дворе Владимира Мономаха. Бояре были государевы, были бояре у удельных князей, у Патриарха и в Новгороде, когда Новгород Великий пользовался всеми правами вольного города. Государевы бояре заседали в царской Думе, возглавляли Приказы, управляли крупными и важными городами, возглавляли войско, были послами и, когда царь уезжал из Москвы в поход или на богомолье, "ведали Москву".

Последним боярином был князь Иван Юрьевич Трубецкой (ум. 16 января 1750 г.). Боярство, как чин , закончилось с его смертью. Бояре были служивыми людьми, и им полагалось жалование. Обыкновенное жалование составляло до 700 руб., делались и придачи к жалованию за особые заслуги.

Вторую степень составляли окольничьи. Их обязанностью было следить за околицами государства, за границами. Они заведовали пограничными судами (спорами), вели заграничную переписку, присутствовали при судебных поединках и решали, кто "одержал поле", т.е., кто оказался правым по судебному делу. Окольничий сопровождал Великого князя или царя в походах.

Третья степень - думные дворяне. Впервые чин думного дворянина был учрежден в 1572 году. Думные дворяне были членами государственной Думы. Один из них избирался хранителем государственно печати (печатником). Печатник прикладывал государственную печать к грамотам. Последним печатником был Никита Зотов при Петре I.

Четвертой степенью чинов был чин стольника. В первый раз стольники упоминаются в документах 1398 года. Стольники следили за столом Великого князя. Предлагали ему блюда. Ездили всюду с князем и государем. Они имели также и другие обязанности - заседали в Думе, назначались в полковые судьи, "головами" военных сотен, "у знамени", "у снаряда" (пушек), посылались воеводами на места. В 1687 году стольниками служили около 3 000 человек. Из стольников избирались рынды (рынды стояли по сторонам царского трона неподвижно, а в походах неотлучно находились возле него и носили его оружие).

Пятую степень составляли стряпчие. Словом "стряпня" обозначались шапка, рукавицы, платок и посох государя. Когда царь находился в церкви или в Приказе, или в чьем-то доме, то стряпчие держали "стряпню".

Шестую степень составляли собственно дворяне . Слово дворянин происходит от слов "двор" "дворец". При удельных князьях двор и дворец назывались гриднями , а служащие при гриднях, вольные или холопы, - гридниками . Но еще при Великом князе Владимире было сказано дворянин вместо гридника .

Дворяне были одной из низших частей служилого сословия, из дворян состоял двор князя или боярина. "Уложение о службе" 1555 года (при Иване Грозном) практически уравняло дворянство с правами боярства. Служилое дворянство становится опорой царя, дворянам раздаются земли и вотчины многих бояр, которые царь объявил своей собственностью во время опричнины. Дворяне получают эти земли и право их наследования при условии службы. В 1649 году Соборным уложением дворянство получило право вечного владения своими землями и право на бессрочный сыск беглых крестьян.

Седьмая степень - жильцы. Их назначали из детей дворян, детей боярских, из стряпчих, из стольников. Жильцы должны были жить в Москве (в других городах их не было), быть всегда готовыми к службе и обороне города. Жильцы, по сути, были охранным московским войском, но их посылали и в походы. Из них избирались знаменщики, стряпчие и другие должностные лица при государевом дворе. В 1663 году их было 2 000 человек. В мирный период им поручались разные мелкие обязанности, например, они должны были развозить грамоты и указы. В 1701 году Петр I приказал не набирать больше жильцов, а тех, кто остался, отправил в свои гвардейские полки, организованные по иноземному образцу.

Дворянство - высшее правящее сословие в России возникло на почве государственной службы. Московское княжество, а затем и царство, расширялось. Бывшие удельные княжества становились собственностью Великого князя и в его владениях оказалось огромное число "дворян", бывших дворовых слуг удельных князей. И, чтобы привязать их к службе им давались наделы из государственной земли, которыми они могли пользоваться лишь при условии обязательного несения военной или иной службы. Боярские дети, служившие вольно, получали земли в вотчину, т.е. в наследственное владение, в награду за службу, а дворяне должны были служить обязательно.

В 16 веке дети боярские и дворяне были юридически уравнены в правах, так как первые тоже стали получать земли за службу, и, таким образом, все они тоже стали называться дворянами. Придворная служба стала как бы важнее службы свободной. Дворянская служба стала военной и обязательной. Всех дворян внесли в списки и таким образом стало возможным определить численность и возможности русской армии. А чтобы составить списки, особым приказом устраивались смотры, на которые дворяне должны были явиться с полным вооружением и запасами и конно. Начальников назвали выборными дворянами или сотенными головами.

Прочие, стоявшие в строю, или проще - городовые дворяне, остались рядовыми.

Дворяне, призванные из Москвы, считались по своему положению выше дворян, призванных из других городов, - городских, т.к. их служба проходила под "присмотром" царя, им легче было выслужиться и попасть в думные круги или придворные.

Дети боярские назывались различными именами и исполняли разные мелкие обязанности, в "дети боярские" шли из разных сословий. Ими могли быть сыновья небогатых князей и сыновья священников. Детям боярским давали небольшой надел земли, который они обрабатывали и с которого они должны были кормиться, иметь коня, оружие и бронь, и нести военную службу под началом боярина с полным вооружением и с продовольственным запасом.

Дворянство в свою очередь разделялось на классы- ступени. Высшее дворянство - это те князья, которые не получили звания боярин . Князьями "изобиловала" земля русская в те времена: потомки бывших удельных князей, потомки знатных татарских и литовских пленников. По обеднению некоторые из них служили, как дворяне или дети боярские.

Дворянство делилось на московское и городовое. Московское дворянство имело преимущество перед городовым дворянством, так как оно было ближе к особе царя, первыми выступали с ним в походы, и в московское дворянство жаловались иногда городовые дворяне, как в чин. Московские дворяне выступали на важных городовых должностях: их назначали воеводами и наместниками. А за дурной поступок московского дворянина могли "приписать к городу", т.е. разжаловать его в городовые дворяне. Московские дворяне бывали и посланниками, они же составляли московские дворянские полки. В 1693 году московских дворян было 1893 человека. Городовые дворяне разделялись на выборных и дворовых и они занимали должности приставов для препровождения посланников в столицу.

Какие должности были при дворе государей Московских?

Боярин дворецкий - одна из важных дворцовых должностей.

Дворецкий с путем - еще более важная должность, в это звание жаловались бояре за особые заслуги.

Боярин конюший - очень высокое звание, при царе Федоре конюшим был Борис Годунов. Конюший заведовал всеми конскими казенными волостями.

Кравчий - находился при столе государя, стоял против и разрезал кушанье, завыдывал посудой, напитками и распорядком стола. В этом звании обычно состояли родственники царя. Последним кравчим при Петре I был его родственник из рода Нарышкиных, Кирилл Алексеевич.

Оружничий - в его ведении находилось все личное оружие государя.

Казначей - заведовал казной, платьем царя, драгоценностями и украшениями царской семьи и их палатами.

Постельничий - ведал все принадлежности постели государя и самой постелью.

Спальники - находились неотлучно при государевой комнате, ночью спали перед дверью опочивальни.

Ясельничий - смотрел за конской сбруей и лошадьми царского выезда.

Чашник - заведовал царскими погребами, подносил и пробовал напитки. В его ведении находилась обязанность "встолы ведать" и "встолы смотреть" - т.е. он передавал специальному человеку приказ царя подать чашу с питьем тому или иному сидящему за столом, как знак особой царской милости. Такая церемония была целым ритуалом и сопровождалась определенными формулами речи.

Кроме того при дворе служили: комнатные дворяне, степенный ключник, истопничий, шаторничий, чарошник, стремянные (при экипажах и стремени), стряпчии дворцовые, подключники, нарядчики и со времен Ивана Грозного - ловчий и сокольничий.

Чин ловчего упоминается впервые в 1509 году, и первым ловчим был Михаил Иванович Нагой (внук Семена Ноги). Мария Федоровна Нагая была последней женой Ивана Грозного.

Чин сокольничего был учрежден в 1550 году и первым сокольничим был Федор Михайлович Наумов, по прозвищу Жулла.

Ловчие и сокольничие заведовали более мелкими чинами, как то: кречетниками, ястребятниками и прочими людьми при звериной и соколиной охоте.

Портрет Петра I на титульном листе Жалованной грамоты Петру Толстому. 1709 год РИА «Новости»

Дворянское сословие Российской империи сформировалось при Петре I в результате проведенных им реформ.

Прежде существовали два основных вида землевладения — вотчинное, при котором хозяин распоряжался своими землями без всяких условий и передавал их по наследству так, как ему захочется, и поместное, дававшееся за службу, то есть на том условии, что его держатель будет по первому требованию являться на место сбора войск вместе со своими людьми. Однако вне зависимости от статуса земельного держания служить должны были все — и вотчинники, и помещики. В 1701 году так и было объявлено: «С земель служилые всякого чина люди служат службы, а даром землями никто не владеет». В 1714 году Петр окончательно уравнял статус вотчины и поместья, приняв Указ о единонаследии. Таким образом, за высшим сословием была жестко закреплена служебная повинность.

Для того чтобы не позволить дворянству уклоняться от службы, самодержавие предписало административной власти осуществлять именные переписи и обязательные смотры, неявка на которые грозила штрафом, конфискацией имений и даже казнью. Также была введена регламентация отпусков, нарушение сроков которых грозило дворянам серьезнейшими последствиями.

Однако престол не ограничивался только принудительными мерами — использовались и более тонкие механизмы воздействия на сознание дворянина.

24 января 1722 года была введена Табель о рангах. Теперь вся служба четко подразделялась на гражданскую, военную и придворную, в каждой из которых выделялись 14 рангов, или классов. Продвижение с одного ранга на другой зависело от того, насколько ревностно человек служил; любой поднявшийся до VIII класса на статской службе и до XIV на военной получал потомственное дворянство (позднее этот рубеж несколько раз повышался).

В результате дворяне превратились в прямых подданных монарха, обязанных нести регулярную, пожизненную службу императору и Отечеству; служба эта вознаграждалась жалованьем, а не земельным наделом и осуществлялась на основе личной выслуги, путем поэтапного прохождения всех рангов, начиная с солдата или мелкого канцеляриста. Принцип приоритета знатности и родовитости при занятии должностей был упразднен полностью: боярство фактически исчезло, и место дворянина в социальной структуре высшего сословия отныне зависело не от его родословной, а от занимаемого им чина — а также от милости императора, который собственным именем начал возводить придворных в княжеское достоинство, ввел графский и баронский титулы, упорядочил использование фамильных гербов, основал первый русский орден Святого Андрея Первозванного и распорядился «знатное дворянство по годности считать». И даже после Манифеста о вольности дворянства Манифест о вольности дворянства — указ «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», изданный Петром III в 1762 году и освободивший дворян от обязательной гражданской и военной службы. сохранялось преимущество служащего дворянина перед неслужащим.

Чин — главный показатель успешной службы и благорасположения монарха — приобрел чрезвычайную значимость и подчинил своему влиянию все социальные сферы существования личности дворянина, включая даже повседневную жизнь и приватные человеческие отношения. Бюрократическим статусом определялось все: количество лошадей в экипаже, ливреи лакеев, место в церкви, приглашение на публичную ассамблею, наряды супруги и дочерей служащего дворянина. Требование «выше своего ранга почести» становилось предметом доноса и облагалось штрафом, что стимулировало уважение подданных к чиновной субординации. В то же время «честолюбие и тщеславие» в борьбе за чины всячески поощрялось повышениями по службе, наградами и титулами.

Поскольку при Петре даже в среде дворянства был крайне низкий уровень грамотности, царь объявил получение образования еще одной, помимо службы, неукоснительной обязанностью и одновременно привилегией российского шляхетства. Дворянский состав высших эшелонов бюрократии и армии и определенный уровень просвещенности усиливали социальный гонор высшего сословия, которое «ради службы от подлости отлично». Так государственная служба стала ведущим объектом социального престижа личности и главным сословным достоинством дворянства.

Дворянин и император: служба царю и Отечеству

Петр I. Картина Луи Каравака. Ориентировочно 1716 год Wikimedia Commons

Смысл государственной службы — обязательной повинности и одновременно привилегии дворянства — связывался с основополагающими ценностями русского исторического сознания. Среди них важнейшей было представление о монархе как о персонификации власти, самого государства и его растущей внешнеполи-тической силы.

В Воинском уставе, утвержденном Петром в 1716 году, Его Величество был провозглашен «Самовла-стным Монархом, который никому на свете о своих делах ответа давать не должен». Петр упразднил патриаршество и поставил во главе всех церковных дел Синод (орган государственного управления, фактически ничем не отличающийся от прочих коллегий). Автор церковной реформы и первый вице-президент Синода, один из идеологов Петра Феофан Прокопович в проповедях называл императора «министром Всевышнего», «державнейшим» посредником нисходящей на народ милости Божьей. Торжественный обряд венчания на царство, непререкаемый авторитет царской власти, режим абсолютизма, ликвидация патриаршества — все эти обстоятельства способствовали сакрализации образа монарха.

Служба монарху сливалась с чувством патриотизма и причастности к победам расширяющейся державы. Важнейшим каналом воздействия на сознание не только царского окружения, но и всего высшего сословия, становился личный пример царя. Неслучайно Петр сам, подчиняясь требованиям «всеобщей службы», приносил пользу Отечеству в чине сержанта, бомбардира, капитана, не гнушался роли ученика «образованных политизированных народов» и стал первым православным царем, покинувшим пределы России, надеясь, что, «на правителя глядя, и подначальные люди» усвоят те же стремления.

Высочайший авторитет самодержца можно рассматривать и как важнейший механизм, обеспечивающий исполнение указов, презрение которых «ничем разнится с изменою». Сам монарх, по своей незыблемой воле принимающий «вечные» и «неподвижные» указы, с установлением абсолютистского правления выступал как единственный субъект законотворчества, и в сознании подданных его воля отождествлялась с законом.

22 октября 1721 года в связи с триумфальным окончанием Северной войны Петру I были преподнесены наименования Император, Отец Отечества и Великий. Это стало новым этапом в развитии монархического сознания подданных: оно еще более тесно переплелось с патриотической гордостью за победы государства, возглавляемого императором. Императорский титул, уравнявший статус Петра I и высшего властителя Европы — императора Священной Римской империи, демонстрировал качественно иной уровень притязаний морской державы, возникшей на окраинах Восточной Европы. За последующие десятилетия эта имперская идея утвердилась в сознании всего высшего сословия и стала ведущим мотивом деятельности каждого его представителя.

Екатерина II вслед за царем-преобразователем тоже провозгласила незыблемой основой государственной идеи самодержавную власть монарха. Но тон власти и расставляемые ею акценты несколько изменились. Если в эпоху Петра главная мировоззренческая ценность беззаветной преданности «Самовласт-ному Монарху» провозглашалась через тексты присяг, публичные проповеди и угрозы отсечения головы, то в екатерининских документах постоянно упоминалось о «природном Нашем человеколюбии» и «материнских увещеваниях». Императрица запретила «бранные и поносные слова» в официальных бумагах, подтвердила уничтожение Тайной розыскной канцелярии и принципа «слово и дело»  Тайная розыскная канцелярия, созданная Петром I в 1718 году, была ликвидирована специальным манифестом Петра III в 1762-м. В том же манифесте вводилось наказание за употребление «ненавистного изражения „слово и дело“». , практически не допустила ни одной смертной казни дворянина, о перспективе «лишения живота» упоминала лишь в назидание и на том месте, где Петр рубил головы, устраивала публичные казни «вредных сочинений».

Такой поворот был связан не столько с характером и кругом чтения императрицы, сколько с тем обстоятельством, что перед престолом теперь стояли более сложные задачи. Россия нуждалась в серьезных реформах местного управления, мобилизации ресурсов для войн за выход к Черному морю, инкорпорации присоединенных территорий. Престолу необходим был социальный слой деятельных просвещенных офицеров и чиновников с развитым государственным сознанием. Потому власти необходимо было позаботиться об «исправлении нравов» и «подготовке их умов для введения лучших законов».

Ставка при этом делалась непосредственно на политически активную образованную элиту. И когда это сословие окончательно превратилось в правящий класс, костяк бюрократического аппарата и армии, основную интеллектуальную силу империи, своего рода несущую конструкцию всего общественного здания, Екатерина дала дворянам в 1785 году Жалованную грамоту, наделившую высшее сословие целым рядом привилегий. Дворянство имело право открывать в губерниях и уездах дворянские собрания, «благородных» нельзя было подвергать телесным наказаниям. Еще раз подтверждался Манифест о вольности 1762 года, отменяющий обязательный характер дворянской службы государству.

Тем не менее сословное законодательство по-прежнему всячески стимулировало готовность «ревностно служить императору и Отечеству» отточенными за десятилетия методами социального контроля. Престол воздействовал на честолюбивые стремления подданных «придать большую знать своей карьере»; разжигал сословный гонор «благородного дворянства», имеющего почетное право «знатной службы»; стимулировал конкурентную борьбу за чин, который, навсегда потеснив родовое достоинство, прочно утвердился в общественном сознании как главный показатель места человека в сословной иерархии, источник ощущения причастности к власти и основной критерий оценки человека обществом и даже его самооценки.

Фронда русского дворянства

Титульный лист Жалованной грамоты дворянству. 1785 год Проект «100 главных документов российской истории»

Однако часто усилия власти по воздействию на сознание подданных дают непредсказуемые результаты. Воспитываемое столетиями чувство личной зависимости и преданности престолу, служба которому провозглашалась главной мировоззренческой ценностью, превратило высшее сословие в прямых слуг императора. И если в Западной Европе король был «первым среди равных», а сословие феодалов было связано прочной сетью вассально-сеньориальных связей, то в России подданных монарха объединяли только милость двора и дарованные императорской властью чины. Цели дворянства как сословия были растворены в государственном интересе, который отождествлялся с авторитетом престола, и заменены верноподданнической обязанностью.

Со временем в сознании образованной элиты внушаемые властью ценности стали деформироваться: некоторые начинали болезненно воспринимать общепринятые средства продвижения по чиновной лестнице — систему прошений, рекомендаций и протекций — как «выхаживания», «доискивания» и «идолопоклонство». Представления о высшем содержании самой государственной службы тоже постепенно усложнялись: неделимая для традиционного сознания формула ревностной преданности императору и Отечеству начала разрушаться, и некоторые люди, особенно принадлежащие к высшим эшелонам власти, начали различать службу государю, Отечеству, общему благу — и придворную службу. Это усугублялось критикой нравов и взаимоотношений, господствующих в светской среде: их стали описывать как «интриги самые пакостные и стряпческие, нападения клеветливые».

Поначалу недовольство проявлялось только в словесных заявлениях, нарушениях этикета и нестандартном восприятии стереотипных ситуаций, но никак не реализовывалось в продуманных действиях. Если прочитать частные письма дворян второй половины XVIII века, мы увидим, как многие из них дистанцируются от «болтания», «молвы», «слухов», «толков», «сплетен», «злословия» — то есть от господствующего общественного мнения. В среде образованного дворянства формируется зона частной жизни, особую ценность приобретает малочисленное сообщество особых людей, именуемых в пере-писке «умными, честными просвещенными людьми», «прямо благородными людьми», «истинными патриотами» или «обществом добронравных».

В результате влияние идеологической доктрины абсолютизма стало слабнуть, традиционные ценности в сознании дворян отходили на второй план, и некоторые из них направляли свои силы в иные социальные области, независимые от бюрократического аппарата, престола и светской массы. Но интеллектуальная элита не могла противопоставить самодержавию ни экономической мощи крупных земельных владений, ни складывающегося веками прочного положения в провинции, ни монолитной сословной солидарности. И она стала искать для себя иные сферы реализации личности.

Привилегированное положение и определенная бытовая свобода давали фрондирующему дворянину только одну уникальную возможность — удалиться от придворной жизни, светского окружения и изматывающей борьбы за карьеру и обрести пусть временное, а порой и иллюзорное, но успокоение. Сделать это можно было в замкнутом мире дворянской усадьбы, в семейном счастье, дружеском кружке, в масонских исканиях, книгах, писательском труде, в автономной социальной деятельности, например в благотворительности или частном издательстве. Наиболее ярким примером такой социально значимой деятельности, не направленной против власти, но и не зависимой от нее, считается история кружка Новикова. Николай Новиков, писатель, масон розенкрейцерского толка, удалился из Петербурга, взял в аренду типографию Московского университета и открыл частное издательство. В течение знаменитого «новиковского десятилетия» (1779-1789) из этой типографии вышло книг больше, чем за все остальные годы правления Екатерины.

Зона частной жизни формировалась в загородных усадьбах, где часто дворянин, «душевно отставший от всяких великосветских замыслов», предавался «покойному в отставке житью», наслаждению «спокойствием и собственностью своею». В домах интеллектуальной элиты царил особый микроклимат дружеского эмоционального общения, расцвеченный любительским стихотворством и литературными играми.

В то же время во второй половине XVIII века дворяне по-прежнему сохра-няли гордость за величие империи, возвышающее чувство причастности к ее блистательным победам, веру в высший авторитет верховной власти и презумпцию невиновности царственной особы. Эти чувства сдерживали нарастающее недовольство и стремление к самоизоляции от государства — конфликт образованной личности и престола еще зарождался и на уровне обыденного сознания проявлялся только в вопросах, далеких от действия официальных ценностей. Фрондерские настроения уживались с верноподдан-ни-ческими идеалами, порождая причудливые характеры едких пересмешников екатерининского царствования. Такие масштабные фигуры русского XVIII века, как Александр Суворов , Никита Панин Никита Панин (1718-1783) — государственный деятель, дипломат, воспитатель великого князя Павла Петровича. , Николай Репнин Николай Репнин (1734-1801) — дипломат и военачальник. , Михаил Муравьев Михаил Мура-вьев (1757-1807) — поэт, писатель, преподаватель великих князей Александра и Константина Павловичей; в александровское царствование — сенатор, товарищ министра народного просвещения, попечитель Московского университета. удивительным образом сочетали службу при дворе, независимость мнений и резкую критику нравов света.

Таким образом, в золотой век русского дворянства инициированные госу-дарством две ведущие тенденции — формирование бюрократии и интелли-генции — достигли определенного равновесия: слой профессиональных чиновников еще не оформился в касту, оттесняющую высшее сословие от управления империей, а дворянская культура еще не переросла в открытую оппозицию престолу. Но случившийся в первой четверти XIX века идеоло-гический раскол господствующего класса и утрата им своих ведущих позиций был, конечно же, генетически связан с социальной историей предшествующего столетия. 

Василий Иванович Шуйский (1552-1612) - русский царь, принадлежащий к (по суздальской линии). Был венчан на царствование в результате заговора против Лжедмитрия 1-го. Василия Шуйского также называют «боярский князь».

Семья

Из биографии Василия Шуйского известно, что он был женат дважды. От первого брака у него детей не было. От второго брака родились две дочери (обе скончались в младенчестве). Так как наследника у царя не было, следующим претендентом на престол должен был стать его брат - Дмитрий Шуйский.

До воцарения

С 1584 г. Василий Шуйский был боярином и главой Московской судебной палаты, принимал участие в качестве воеводы в походах к г. Серпухову (1581, 1583, 1598). В 1586 г. Василий Шуйский был отправлен на недолгое время в ссылку по неизвестным обстоятельствам.

В 1591 г. Шуйский, опасаясь Годунова, признал причиной гибели самоубийство. В это же время он был возвращен в .

В 1905 г. Василий Шуйский принимал участие в походе против , но не особо активно, поскольку не желал победы Годунова. Из-за попытки осуществить переворот Василий Шуйский был выслан вместе с семьей, однако уже в конце 1605 г. был возвращен Лжедмитрием обратно.

Во время (17 мая 1606 г.) Лжедмитрий 1-й погиб, сторонники Василия Шуйского нарекли его царем. Так было положено начало . 1 июня Шуйский получает благословение митрополита на правление.

Василий Шуйский дал крестоцеловальную запись, которая ограничивала его власть. Летом этого же года правление Шуйского признало Годунова убийцей царевича Дмитрия.

Правление

Основные события внутренней и внешней политики правления Василия Шуйского:

  • появился новый воинский устав;
  • подавлено в октябре 1607 г., что стало вторым этапом Смутного времени;
  • заключен договор со Швецией, на основании которого Речь Посполитая дала ход военным действиям. Лжедмитрий 1-й бежал.

Союз со Швецией обернулся для России началом

Традиционная характеристика Василия Шуйского, как «лукавого боярина» постепенно уходит в прошлое. Годы его царствования совпали с одним из самых драматичных эпизодов в истории России – Смутой. Потрясения государства отозвались личной трагедией последнего из Рюриковичей.

Портрет

В глазах историков и драматургов Василий Иванович Шуйский зачастую предстает фигурой лишенной привлекательности. «Более хитрый, чем умный, донельзя изолгавшийся и изынтриганившийся», – таким видит царя историк Василий Ключевский.

Александр Сергеевич Пушкин хоть и отдает должное смелости и силе характера Шуйского, но признает, что свои лучшие качества царедворец сохраняет не при жизни, а при падении. Поэту вторит Николай Карамзин: «пал с величием в развалинах Государства».

Современники также не жаловали Василия Шуйского хорошими эпитетами, называя боярина то Шубником, то Шубиным, намекая на поддержку, оказанную им торговым и посадским людям при вхождении во власть.

Князь Иван Катырев-Ростовский находит в Шуйском и привлекательные черты, отмечая, что тот «книжному поучению доволен и в рассужении ума зело смыслен». В характеристике молодого Шуйского английский посол Джильс Флетчер называл его наиболее умным среди других представителей рода.

Изворотливость и неуемная жажда власти Шуйского – это скорее штамп, утвердившийся в историографии «романовского времени». Именно карикатурный портрет последнего царя-Рюриковича лучше всего контрастировал с началом новой династической эпохи. Образ реального Шуйского гораздо более сложный и в тоже время трагичный – созвучный беспокойному времени, в котором правил царь.

Род

По знатности род Шуйских, чьей вотчиной были суздальские земли, всегда уступал предкам Ивана Калиты, утвердившимся на московском княжении. Тем не менее, в Австрии и Польше именно Шуйских называли «принцами крови». И неспроста. Ведь Шуйские имели первоочередное право на московский стол: их род, по одной из версий, вел свое начало от третьего сына Александра Невского – Андрея, в то время как московские князья пошли от четвертого сына – Даниила.

По другой версии родословная Шуйских восходит к младшему брату Александра Невского – Андрею Ярославичу, что также давало им формальное право на главенство среди Рюриковичей. В 1249 году именно Андрей, а не Александр получил ярлык на великое княжение Владимирское.

Непосредственным основателем рода Шуйских стал Юрий Васильевич, которому в удел досталась часть Суздальского княжества – городок Шуя с окрестностями. С тех пор две ветви Рюриковичей – Шуйские и Даниловичи вели скрытую войну за лидерство. Шуйские, конечно, получали богатейшие кормления и пожалования, но им этого было мало.

Во времена молодого Ивана IV боярину Андрею Шуйскому – деду Василия Шуйского удалось на время фактически оказаться на вершине власти, соблазнов которой он не выдержал. За что и поплатился, став первой жертвой Грозного.

Между опалой и милостью

Через издержки межкланового соперничества пришлось пройти и Василию Шуйскому. Не только с Даниловичами, но и с другими боярскими родами – Бельскими, Мстиславскими, Годуновыми и Романовыми. При Федоре Иоановиче Шуйский возглавлял московский Судный приказ, что добавляло ему влияния в среде служилого дворянства. Годуновы и Романовы сделали все, чтобы Шуйский лишился столь важного поста. Весной 1585 года неугодного боярина отправляют на воеводство в Смоленск.

Смоленская ссылка оказалась лишь преамбулой к противостоянию Шуйских-Годуновых. В 1586 году обвиненные в сношениях с Литвой Шуйские подвергаются гонению. Василия ссылают в Галич, а его старший брат Андрей, один из самых ярких представителей династии, при загадочных обстоятельствах погибает. Здесь не обошлось без Бориса Годунова – уверены историки.

Впрочем, все еще влиятельный Василий Шуйский оказался выгоден Годунову: ссылка внезапно отменяется и опальный боярин возвращается в Москву для расследования смерти царевича Димитрия. Но здесь вероятно была и другая причина – противостояние Годуновых с набиравшими политический вес Романовыми. Василий Шуйский виделся шурину царя выгодным союзником.

В годы царствования Бориса Годунова Шуйский пребывал в тени монарха, вынужденно умерял амбиции и ждал своего часа. Он его дождался в не очень подходящее время, когда многие русские города охватили голод и череда народных волнений. Но главным потрясением для государства был приход Лжедмитрия I.

Когда Лжедмитрий занял московский трон, он не забыл про Шуйского, убеждавшего народ в неистинности «законного наследника». Именно Шуйский вел в свое время следствие смерти царевича Дмитрия в Угличе, и ему-то не знать, что последний сын Иоанна IV погиб. Боярин был приговорен к смертной казни, которая была заменена ссылкой. Снова месяцы неизвестности, прощение и внезапное возвращение ко двору. Но теперь Шуйский знал, что может действовать: положение «природного царя» к тому времени заметно пошатнулось.

Царствование

Как отмечает историк Вячеслав Козляков, Шуйский умел вовремя сказать то, что от него ждали. Сказать и сделать. Боярину оставалось только подтолкнуть массы к свержению самозванца. Но он не пустил процесс на самотек и проявил расчетливость: обезопасил Марину Мнишек и послов Речи Посполитой от разъяренной толпы во избежание конфликта с опасным соседом.

Дальше главный заговорщик делает еще один важный шаг – вносит предложение о канонизации царевича Дмитрия и перенесении его останков из Углича в Москву. Этим он решает три задачи: компрометирует пусть уже и почившего Годунова, пытается покончить со слухами о якобы спасенном царевиче, но главное – готовит почву для восшествия на престол. Митрополит Филарет сначала должен был участвовать в перезахоронении останков царевича, а затем после возведения в сан патриарха венчать Шуйского на царство.

Уже в самом начале своего царствования Шуйский дает не характерную для предыдущих монархов присягу. В «крестоцеловальной записи» новоиспеченного царя четко закрепляется защита представителя любого сословия от произвола, и гарантируется законное судебное разбирательство. Царь также обещал покончить с доносами: за лжесвидетельство смертная казнь теперь уже грозила самим доносчикам.

«Указ о добровольных холопах», который появился 7 марта 1607 года, был продиктован голодными и смутными временами. Так, холопам, попавшим по каким-либо причинам в кабальную зависимость, предоставлялось право покинуть своего хозяина, избавляясь от посадского или крестьянского тягла.

А вот «Уложение», которое увидело свет двумя днями позже, уже навсегда закрепляло крестьян за своими владельцами. Автор «Очерков по истории Смуты в Московском государстве» С. Ф. Платонов отмечал, что «царь Василий желал укрепить на месте и подвергнуть регистрации и надзору тот общественный слой, который производил смуту и искал перемен».

Не оставил царь без внимания и Церковь. Многим монастырям были возвращены владения и льготы, потерянные во время правления Ивана Грозного. Но здесь конечно усматривается стремления Шуйского отблагодарить «священный чин» за поддержку действующей власти.

Завершение династии

Василий Шуйский вернул на престол Рюриковичей в один из самых кризисных периодов русского общества. Если Годунов принял в целом стабильную и благополучную державу, в которой только зрели зачатки великой смуты, то Шуйскому досталось наследство, поставившее под сомнение само понятие «русского государства». Голод, внутренние и внешние распри, наконец, эпидемия самозванства, охватившая Русь на заре семнадцатого века – в таких условиях мало кто мог сохранить здравый рассудок и политическую волю.

Шуйский делал все, что мог. Пытался кодифицировать право, закрепить положение холопов и крестьян. Но его уступки в сложной ситуации были сродни слабости.

Царь смотрел в прошлое. Его старания подчинить Боярскую думу были обречены: все изменилось, и в новых условиях не только она решала, кому править, а кого низвергнуть. Попытки реформировать отживающую систему обернулись ударами народных восстаний и польско-литовской интервенцией.

С историческим вызовом Шуйский не справился. Его смерть вдали от Родины символизировала крах старой Руси – государства Рюриковичей. Но, что примечательно, и возрождение Русского государства пришло с земель служивших оплотом власти Шуйского – Рязани и Нижнего Новгорода. Именно здесь началось земское движение, которое в итоге привело к освобождению Москвы от узурпировавшего русский трон Сигизмунда III.

Взошедшие на престол Романовы не забыли про свергнутого царя. В 1635 году по инициативе Михаила Федоровича останки Василия Шуйского были перевезены из Польши и перезахоронены в Архангельском соборе Московского Кремля.