Болезни Военный билет Призыв

Игры по звукопроизношению. Игры с мячом,направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематического слуха. Игра «Угадай, кто сказал»

Организация: Детский сад №22 «Светлячок»

Населенный пункт: Челябинская область, г. Верхний Уфалей

В образовательной программе с учетом требований ФГОС ДО предусматривается непосредственная образовательная деятельность детей.

Непосредственно образовательная деятельность:

Способствует формированию целостной картины мира, так как предмет или явление на занятии рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

Формирует познавательный интерес, так как ребенок получает разнообразные знания, умения и навыки об одном и том же предмете или явлении через разные интегративные образовательные области;

Плавный переход на занятии от одного вида деятельности к другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс, учитывая его индивидуальные способности;

Объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями;

Способствует более тесному контакту воспитателя и детей в процессе решения поставленных образовательной программой.

Начало непосредственно образовательной деятельности предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать эмоциональный настрой. Именно от этого во многом зависит результативность данной деятельности.

Можно начать занятие с речевой гимнастики, которой дети приветствуют друг друга:

«Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, матушка земля,

Здравствуйте, мои друзья!

Или можно провести фонетическое упражнение. Воспитатель задает детям вопросы, а дети хором отвечают:

Воспитатель: Вы проснулись?

Дети: Да! Да! Да!

Воспитатель: Вы умылись?

Дети: Да! Да! Да!

Воспитатель: Вы оделись?

Дети: Да! Да! Да!

Воспитатель: Завтрак съели?

Дети: Да! Да! Да!

Воспитатель: Вы хотите мир познать?

Дети: Да! Да! Да!

Воспитатель: Песню мы поем с утра:

ДУ-ДО-ДА И ТУ-ТО-ТА.

Дети: ДУ-ДО-ДА И ТУ-ТО-ТА.

Можно создать специальную проблемную игровую ситуацию для активизации работы по звуковой культуре речи детей, которую детям всем вместе нужно решить:

«Научи Буратино говорить правильно»;

«Исправь ошибку»;

«Помоги кукле Маше найти слова с определенным звуком»;

«Сложи в коробочку звучащие слова» и т.д.

Еще один организационный момент:

«Лягушата улыбаются»

Воспитатель: Вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас в сказочное путешествие. Успех нашего путешествия зависит от нашего настроения, потому что в сказочной стране не любят хмурых и сердитых людей. Тогда давайте будем весело улыбаться. А чтобы наши улыбки получились красивые, давайте на минутку превратимся в лягушат и потренируемся:

Квака любит улыбаться – ква-ква-ква.

Рот у Кваки до ушей, хоть завязочки пришей.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам-

Ква-ква-ква.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца – ква-ква-ква.

Воспитатель: веселые у нас получились лягушата, с красивыми улыбками, думаю, что такие же улыбки у вас будут во время нашего путешествия.

Также можно провести пальчиковую гимнастику со словами.

На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на речевом развитии детей и на самочувствии детей, улучшает работу мозга, способствуют поддержанию хорошего тонуса на протяжении всего занятия, а веселые стишки помогают снять умственное напряжение.

Эффективность непосредственно образовательной деятельности в большей степени зависит от того насколько эмоционально она протекает, от непосредственного интереса детей к данному виду деятельности. Именно игровая мотивация помогает заинтересовать детей и создать благоприятно – эмоциональный настрой. Она помогает на протяжении всего времени данной деятельности развивать интерес детей к получению конкретного результата, которым заинтригованы дети в начале.

Рассмотрим несколько игровых мотиваций с использований материала по звуковой культуре речи.

Младшая дошкольный возраст

Приход игрового персонажа.

Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришел Колобок. У него к нам есть большая просьба о помощи. Но чтобы нам понять его, и чтобы потом он понял нас надо выполнить зарядку для язычка.

Это Язычок пришел (высунуть язык)

Вправо он сейчас пошел (тянуть вправо)

Все, что нужно увидал

И налево зашагал (тянуть влево)

Кверху кончик поднимает, (тянуть к носу)

Книзу кончик опускает (тянуть к подбородку)

Язычок не устает –

Тянется сейчас вперед. (тянуть вперед)

Поиграл с тобою в прятки (спрятать язык в рот)

И помчался на лошадке (пощелкать язычком).

Молодцы! А теперь давайте послушаем, что нам скажет Колобок и поможем ему.

Средний дошкольный возраст.

«Паровозик»

Детям приходит приглашение в гости от сказочного художника, чтобы посмотреть его новые картины об осени. А приехать к нему можно на сказочном паровозике. Дети становятся паровозиком. Воспитатель паровозик, а дети – вагончики. Дети сцепляются друг за другом согнутыми в локтях руками, по команде воспитателя начинают движения, дружно произнося «ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ». Паровозик движется медленно, и дети произносят слова медленно, затем паровозик убыстряет движения и дети говорят быстрее, паровозик катится очень быстро – дети говорят очень быстро. Затем замедляют речь. Говорят медленно и паровозик останавливается.

Старший дошкольный возраст.

«Корабль»

Дети получают сигнал SOS с тонущего корабля и отправляются на помощь.

Дети встают на построенный корабль, обнимают друг друга за талию и качаются влево-вправо. Выбранный капитан дирижирует: вправо- вдох носом, влево – выдох ртом через вытянутые и округленные губы. На выдохе получается шум, похожий на звук «ф-ф-ф». Упражнение выполняется спокойно, ритмично, согласованно.

Необходимо использовать речевую активность детей в разнообразных моментах непосредственно образовательной деятельности по тематике недели.

Например, при составлении рассказа дети вспоминают правило правильной речи:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Если дети беседуют об осени можно предложить взять в руки осенние листочки и поиграть с ними. Дети будут осенним ветерком. В начале ветра нет и листочки не шевелятся, потом подул легкий ветерок (дети слегка дуют на листочки), затем дует сильный ветер и сдувает листочки.

Упражнение на развитие речевого дыхания (зимой можно использовать снежинки).

Если детям нужно развеселить какого-то персонажа – можно поиграть на воображаемых музыкальных инструментах:

На дудочке: ду-ду-ду.

На колокольчиках: динь-динь-динь.

На балалайке: трень-трень-трень

На барабане: бум-бум-бум.

При закреплении нового понятия или слова, чтобы дети лучше запомнили, можно проговорить чистоговорку с этим словом:

Ла-Ла-Ла – эта ваза из стекла.

Ин-Ин-Ин – это мягкий пластилин.

Лее -лее-лее – металл пластмассы тяжелее.

Де-Де-Де-дерево плавает в воде.

Речевые чистоговорки можно подобрать к каждому занятию с учетом тематики недели.

Ще-ще-ще – дождя нет, а я в плаще.

То-то-то – у Тани новое пальто.

Ас-ас-ас – куртки новые у нас.

Ке-ке-ке – ветровка эта на замке.

Арф-арф-арф – у Регины теплый шарф

Если на занятии появляется какой-то персонаж – предложите отгадать его по звукам или звукоподражаниям.

(можно издавать звуки самим или использовать звукозапись).

Это упражнение на развитие фонематического слуха.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания во время непосредственно образовательной деятельности являются физкультминутки. Они благоприятно влияют на активизацию деятельности детей. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и тематикой содержания деятельности. С целью усиления эмоционального воздействия физминуток можно использовать небольшие стихотворные формы, активизирующие выполнение как двигательных, так и речевых фонетических упражнений.

Например, физкультминутка «Зайцы»

Зайцы скачут: скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают – не идет ли волк?

Раз - подпрыгнул, два – нагнулся, потянулся.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Зайцы песенку пропели:

ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЯ-ЛИ

И под кустиком присели.

В середине занятия или для смены деятельности детей на занятии можно использовать фонетические разминки:

Песенки – «чудесенки»:

Свисток раздался строгий - «ССС…»

Шипит сердито шина – «ШШШ…».

Комар над ухом всё звенит - «ЗЗЗ…»,

Пчела над лугом всё жужжит - «ЖЖЖ…».

Воркуют голуби - «ГРУ - ГРУ»,

Трубит слонёнок - «ТУ – РУ - РУ».

Синичка тенькает - «ТЕНЬ - ТЕНЬ»,

А балалайка - «ТРЕНДИ - БРЕНЬ».

Ручей журчит - «ДИНЬ - ДИНЬ, ДИНЬ - ДИНЬ»,

Звенит будильник - «ДЗЫНЬ – ДЗЫНЬ - ДЗЫНЬ».

Еще один игровой прием «Играем с книгой».

Дети достают из игрового сундучка специально оформленную фонетическую книгу с фонетическими рассказами. Любым игровым приемом открывают ее (воспитатель заранее делает нужную закладку в книге). В группе детьми может быть разучен ритуальный прием открытия книги.

Например:

Мы ручками похлопаем,

Мы ножками потопаем,

Мы глазками моргаем

И книжку открываем.

Фонетические рассказы, специально подобранные для занятия, помогут воспитателю поработать над определенным звуком и разнообразить деятельность детей, что способствует активизации детей в организованных формах обучения. Фонетический рассказ – специально подобранный текст со словами на определенный звук - направлен на работу с определенным звуком по следующим направлениям: выделение слов с определенным звуком, определение позиции звука в слове, характеристика звука.

К каждому рассказу прилагается ряд упражнений, направленных на развитие внимание, памяти, воображения, логического мышления. Выполнение этих упражнений способствует закреплению четкого произношения данного звука.

Например, на звук [В].

Умная ворона.

У Вовы есть маленькая собачка. В воскресенье Вова гулял со своей собачкой во дворе. Он случайно выронил поводок. В это время к собаке подлетела ворона и схватила за поводок. Ворона держала поводок в клюве и летела. А собачка весело визжала и бежала за вороной. Вдруг ворона увидела на кормушке хлебные крошки. Она вернула поводок Вове, а сама полетела к кормушке. Вот какая умная ворона!

Чтение рассказа сопровождается показом иллюстраций, которые заинтересовывают детей, а после прослушивания дети рассматривают картинки и находят на них слова в которых есть этот звук, а так же детям предлагается полетать, размахивая руками, как крыльями и покаркать как ворона.

Специальные театральные игры и упражнения подобранные по теме занятия, не только привлекут внимание детей, но и эффективно скажутся на результатах речевой деятельности детей.

«Больной зуб»

Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке [М]. Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

«Здравствуйте»

Детям предлагается поздороваться с разной интонационной выразительностью от имени разных героев (как медведь, как лисичка, как волк, как баба Яга, как Смешарик и т.д.)

«Дрессированные животные»

Выбирается ребенок – дрессировщик, некоторые дети- животные, остальные зрители. Дрессировщик загадывает животным простейшие задачки, а они отвечают голосами разных животных, произнося звукоподражание соответствующее число раз.

Речевые игры.

«Любопытный»

Воспитатель задает детям вопросы, а дети отвечают одним словом, которое начинается с определенного звука.

Как зовут этого мальчика?

(Саша, Семен, Сережа, Сева и т.д.)

Где он живешь?

(в Свердловске, в столице и т.д.)

Что он любишь есть?

(сосиски, сухари, салаты, суп и т.д.)

Кем работает его папа?

(слесарем, садовником, сторожем и т.д.)

Какие продукты он покупает в магазине?

(сметану, сушки, сок, селедку и т.д.).

Можно использовать речевые игры с мячом, которые направлены на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков.

Игры с мячом освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях, дети охотно играют в эти игры.

Прежде всего, мяч можно использовать в считалках:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем с мячиком играть.

Кто – бросать, а кто – ловить,

Будешь ты у нас водить.

Мяч можно использовать в играх.

- «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»,

- «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»,

- «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»,

- «Звуки я сказать хочу и по мячику стучу»,

- «По мячу сперва стучу, а потом его качу»,

- «Мяч передавай – слово называй»,

- «Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку»,

- «Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков называй» и др.

Окончание непосредственно образовательной деятельности посвящено подведению итогов и оценке полученных результатов. Очень важно, чтобы каждый ребенок получил оценку своей деятельности с учетом его конкретных достижений именно на этом занятии. Необходимо, чтобы каждый ребенок почувствовал, что воспитатель видит его старания, отмечает его успехи, пусть даже очень маленькие, но именно его; что именно и его деятельность помогла достичь желаемо го результата. Это стимулирует интерес детей к последующей непосредственно образовательной деятельности.

Итог и оценка детской деятельности:

Что вам больше всего понравилось?

Кто вам сегодня запомнился, почему?

Кто может напомнить Буратино, как нужно правильно произносить звук?

А кто теперь сам сможет научить ребят играть в речевую игру? И т.д.

Оценка детской деятельности воспитателем:

От имени сказочного героя воспитатель дает оценку с учетом выполнения задач по звуковой культуре речи. (Очень понравилось, как Саша проговаривал все звуки. Спасибо Маше, я научился у нее четко произносить звук. Я очень рад, что Даша и Паша помогли мне запомнить чистоговорку и т.д.);

За успешное выполнение задания детям вручается приз для активизации звуковой культуры речи;

Воспитатель указывает особенности достижений каждого ребенка по звуковой культуре речи.

Использование игровых приемов на воспитание звуковой культуры речи в непосредственно образовательной деятельности не только сделают эту деятельность более интересной и увлекательной, но и в игровой непринужденной форме помогут справиться с проблемами в звукопроизношении ваших детей.

Воспитатели, помните всегда, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное, нужно только найти его и подать детям, что побудит их и самих к подобным находкам и открытиям. Надо только найти золотую середину: не усложнять – дети не поймут и не упрощать, облегчая обучение, - дети будут искать легкие пути. Давайте попробуем работать на пределе, доказывая всем, и прежде всего детям, что мы не зря носим гордое имя – ВОСПИТАТЕЛЬ!

Трудно? А как же иначе?

Таково уж наше высочайшее предназначение на земле: светить, озарять, облагораживать, любить, возвышать, просвещать, сеять разумное, доброе, вечное в души наших воспитанников.

Литература:

  1. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мячь и речь.- СПб.: КАРО, 2003
  2. Гурин Ю.В., Пикулева Н.В. Трудные звуки.-М.: ЗАО «ОЛМА Медия Групп», 2014
  3. Говорушки.- М.: «Хатбер-пресс», 2013
  4. Дмитриева В.Г. Скороговорки и считалки в картинках.- М.: Астрель; СПб.: Сова, 2011
  5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.- М.: Сфера, 2005
  6. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках.- М.: Гном, 2008
  7. Куликовская Т.А. Чистоговорки и считалки.- М.: Гном, 2010
  8. Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи.- СПб.: Дельта, 2000
  9. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научите меня слышать.- СПб.: Паритет, 2003

10.Созонова Н.Н., КуцинаЕ.В., Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки.Часть 3.- Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009

11.Созонова Н.Н., КуцинаЕ.В., Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки.Часть 2.- Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2012

12. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.- СПб.: Детство-Пресс, 2015

13. Темникова Т.Э. Логопедические игры с чистоговорками.- М.: Гном, 2006

14. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка.-М.: Рипол классик, 2010

Работа по уточнению произношения звуков и их дифференциации является одной из сторон воспитания звуковой культуры речи детей. Она сочетает в себе развитие речевого дыхания. Голоса, подвижности артикуляционного аппарата, выработку нормального темпа, ритма речи, способствует развитию выразительности речи, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.


Формирование правильного произношения идет одновременно с работой по совершенствованию всех разделов произносительной стороны речи.

В процессе работы по звуковой культуре речи в каждой возрастной группе ставятся свои задачи .

Первая младшая группа

1.Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.

2.Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса.

3.Вызывать правильное произношение звуков.

Вторая младшая группа

1.Готовить для правильного произношения всех звуков родного языка артикуляционный аппарат, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками.

2.Развивать слуховое внимание, речевой слух. Речевое дыхание, силу и высоту голоса.

3.Выработывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Средняя группа

1.Готовить для правильного произношения всех звуков родного языка артикуляционный аппарат, тренирую его основные движения во время артикуляционной гимнастики.

2.Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков.

3.Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

4.вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Старшая группа

1.Тренировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над определенными звуками.

2.Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение определенных звуков.

3.Продолжать работу по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.

4.Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

Подготовительная к школе группа

1.Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

2.Развивать звуковой анализ слов.

3.Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Поскольку игровая деятельность ведущая для детей дошкольного возраста, то с целью реализации перечисленных задач, необходимо подобрать игры. В подборе игр воспитателям могут помочь такие пособия, как «Воспитание правильного произношения» М.Ф. Фомичевой, «Придумай слово» О.С.Ушаковой, «Речевые игры» В.И. Селиверстова, «Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко и др.

Первая младшая группа

Игра «Солнце или дождик?»

Цель. Учить детей выполнять различные действия согласно звучанию тамбурина.

Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином (бубном), вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда тамбурин звенит, а когда я стучу в него».

Игра «Пускание корабликов»

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п на одном выдохе (п-п-п ).

Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п .

Воспитатель предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф . Можно дуть просто вытягивая губы трубочкой", но не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...»—дует ребенок. (При повторении игры нужно, чтобы дети пригоняли кораблик к определенному месту.)

Игра «Дует ветер»

Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

Дети сидят полукругом на стульях. Воспитатель говорит:

«Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у ). Пришли в лес, набрали ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у...» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.

Затем педагог показывает картинки уже не произнося звук у , а дети подражают ветру.

Вторая младшая группа

Игра «Чей пароход лучше гудит?»

Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка.

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Воспитатель говорит:

«Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Воспитатель по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе.

Игра «Кто умеет улыбаться?»

Цель. Вырабатывать у детей умение ненапряженно улыбаться, показывая верхние и нижние передние зубы.

Дети сидят полукругом. Воспитатель говорит: «Когда мы радуемся, мы улыбаемся. Вот так. (Показывает, как надо улыбаться.) Когда мы хорошо улыбаемся, мы показываем зубы. Улыбнитесь, дети». Дети улыбаются, воспитатель следит, чтобы у всех были видны зубы, затем спрашивает: «Дети, вы хотите, чтобы к нам в гости пришел Петрушка? («Да».) Вы рады ему?» («Рады».)

Воспитатель показывает Петрушку" и просит: «Улыбнитесь ему». Дети улыбаются. Затем он прячет Петрушку: «Дети, Петрушка спрятался, и вы спрячьте свои зубы, закройте их губами. А когда он снова покажется, опять улыбнитесь ему. Теперь спрячьте зубы, закройте их губами, сидите тихо и послушайте сказку».

Игра «Угадай, кто сказал»

Цель. Учить детей на слух различать низкий, средний и высокий голос.

Каждый ребенок получает по картинке с изображением одного из медведей. Воспитатель произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаилу Ивановичу. Дети поднимают соответствующие картинки.

Методические указания. Для того чтобы активизировать внимание детей, воспитатель нарушает последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.

Средняя группа

Упражнение «Вкусное варенье»

Цель. Научить детей поднимать широкий передний край языка кверху.

Воспитатель показывает картинку с изображением девочки, которая ест варенье, и говорит: «Варенье очень вкусное! У девочки испачкалась верхняя губа. Варенье с верхней губы она слижет вот так. (Показывает.) А теперь слижите варенье вы».

Методические указания. Показывая, как надо слизать варенье, воспитатель делает движение широким языком по верхней губе вверх и вниз (а не из стороны в сторону). Верхнюю губу не следует втягивать внутрь рта. При повторении упражнения надо следить, чтобы дети не «подсаживали» язык нижними зубами: работает только язык, губы и нижняя челюсть неподвижны.

Упражнение «Забьем гвоздь молотком»

Цель. Добиваться от каждого ребенка четкого произношения изолированного звука д , учить различать на слух звуки т и д .

Дети, имитируя забивание гвоздя в стенку молотком, бьют кулачком о кулачок, произнося звук д . Воспитатель проводит упражнение по подгруппам и следит, чтобы дети произносили звук д звонко, но не кричали. Потом он спрашивает: «Помните, как стучали колеса вагона? («Т-т-т».) Правильно, они стучали тихо: «т-т-т». А как молоток стучит о шляпку гвоздя? («Громко».) Молоток стучит громко, звонко. Постучим еще раз: «д-д-д». Что делает кончик языка, когда мы говорим д ?..» («Кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами».)

Игра «Чудесная коробочка»

Цель. Добиваться правильного произношения звука с ’ в словах.

Воспитатель приносит красивую коробочку. Показывает ее детям и говорит: «В этой чудесной коробочке у нас лежат картинки. А какие, вы сейчас узнаете. Я буду вызывать вас по очереди. Вы достанете картинку, покажете ее детям и громко, четко назовете, что на ней нарисовано».

Игра «Угадай, как надо делать»

Цель. Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе.

Воспитатель несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит воспитатель. Так же обыгрываются следующие фразы: «Наши ноги ходили по дороге», «Дети плавали в реке» и т. п.

Старшая группа

Игра «Телефон»

Цель. Упражнять детей в четком, правильном произношении слов со звукосочетаниемj о.

Дети садятся на стулья, которые ставят в один ряд. Воспитатель говорит шепотом первому ребенку слово, а тот передает его дальше. Слова должны передаваться шепотом, но без искажения. Первый, исказивший слово, садится в конце ряда. Когда дети передадут последнее слово, можно попросить их составить маленькие предложения по картинкам, которые подобрал воспитатель.

Игра «Лес шумит»

Цель. Добиваться (по возможности) от каждого ребенка правильного длительного произношения изолированного звука ш. Учить определять положение губ, языка при произнесении звука ш.

Воспитатель вспоминает с детьми, как они ходили летом в лес и видели там высокие деревья. У них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: «шшш...» Воспитатель предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветерок: «шшш...»

Юлия Виткова
Игры для формирования правильного звукопроизношения

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания.

Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Но для того, чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков, чистого и внятного произношения слов, нужно проводить специальные игры и занятия.

Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем многократного произношения слов, насыщенных этими звуками.

Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки, в которых звучат подражание голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов (молотка, часов и т. д.).

Умение правильно произносить звуки – важнейшее условие хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения, воспитатель учит ребенка четко произносить слова. Он просит произнести слова так, чтобы были слышны все звуки. Но сначала слова произносит взрослый в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость произношения увеличивается; весьма эффективно и произношение слов шепотом – для этого требуется более артикуляция звуков.

ВО ДВОРЕ

Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.

Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур,

Пугаю кур!

Ам-ам! Кто – там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Молока кому?

(А. Барто)

Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т. д.

ПЕСНЯ – ПЕСЕНКА

Цель: Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

Оборудование: Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

Ход: Воспитатель сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей; четко произносит звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.

Запела девочка песенку,

Пела, пела и допела.

Теперь ты, петушок, пой!

Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.

Ты спой, мурка!

Мяу-мяу, - спела кошка.

Твоя очередь, уточка!

Кря-кря-кря, - затянула уточка!

А ты, Мишка?

Ряв-ряв-ряв, - зарычал медведь.

Ты, лягушка, спой

Квак-квак-квак, - проквакала лягушка.

А ты, кукла, споешь?

Ма-ма, ма-ма!

Сладкая песенка!

(Г. Гербова)

В конце рассказа ребенку задают вопросы: «Как поет кошечка? Как поет Мишка?». (Рис. 6)

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА

Цель: Развивать звукоподражание, ориентировку в пространстве.

Оборудование: Шапочки курочки и цыплят (по количеству детей)

Ход: Воспитатель изображает курочку, а дети цыплят. «Курочка» с «цыплятами» ходят по лужайки и «клюют зернышки» (стучат пальцами об пол).

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко да ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите!

(Т. Волгина)

Важно добиваться, чтобы дети подговаривали за воспитателем, отчетливо произносили звукосочетания «ко-ко-ко». (Рис. 7)

ГАВ-ГАВ

Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.

Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.

Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц.

«Гав! Гав!» – на заре,

«Гав! Гав!» – на дворе.

На дворе щенок бежал,

А в конюшне конь заржал.

Он сердился: «Ты чего

Спать мешаешь? И-го-го!»

И сказал теленок: «Му!»

Спать мешает он ему.

И сказал теленок: «Пи!

Ты, щенок, еще поспи!»

А козленок: «Ме!» да «Ме!»,

«Подремать не дали мне».

А щенок все «Гав!» да «Гав!»,

У него веселый нрав!

И веселый этот нрав

Называется «Гав – гав!»

(по Т. Волгиной)

Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных. (Рис. 8)

НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ

Цель: Та же

Оборудование: Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка.

Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок.

Наши уточки с утра:

Кря-кря-кря!

Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда:

Га-га-га!

Га-га-га!

А индюк среди двора:

Бал-бал-бал!

Бал-бал-бал!

Наши гуленьки вверху:

Грру-грру-грру!

Грру-грру-грру!

Наши курочки в окно:

Ко-ко-ко!

Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

(Русская народная песня)

«Как кричит уточки?» - спрашивает воспитатель. Малыш отвечает на этот и другие вопросы обо всех птицах. Так он уточняет и закрепляет произношение звуков.

ЧАСЫ ТИКАЮТ

Оборудование: Большие и маленькие часы.

Ход: Воспитатель показывает ребенку часы и говорит: «Это – часы. Когда они идут, то тикают «тик-так, тик-так». Как тикают часы? (дети отвечают). Часы бывают большие и маленькие. Большие часы тикают громко (произносит громко) «тик-так», а маленькие – тихо «тик-так». Как тикают большие часы? А как – маленькие? (дети отвечают). Большие часы, когда идут, тикают медленно (произносит в замедленном темпе) «тик-так». А маленькие – быстро (произносит в ускоренном темпе) «тик-так». Как тикают большие часы? А как – маленькие? (дети отвечают). Важноследить за правильным и четким произношением звуков «к» и «т» (ть). (Рис. 9)

ЛОШАДКА

Цель: Обучение отчетливому произношению звука «и».

Оборудование: Игрушечная лошадка.

Ход: Воспитатели показывает ребенку лошадку, объясняет, что она кричит «и-и-и» и просит малыша повторить (2-3) раза. Затем воспитатель предлагает ребенку поиграть в заводных лошадок, «заводит» ребенка-«лошадку» ключиком, тот бегает по группе и произносит «и-и-и».

АВТОМОБИЛЬ

Цель: Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь, развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.

Оборудование: Картонные рули (по количеству детей, большая и маленькая машинки.

Ход: Воспитатель показывает машинки и спрашивает, как она гудят («би-и, би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и, би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса) «би-и, би-и». Ребенку предлагается повторить звукосочетания то громко, то тихо. Потом воспитатель предлагает детям самим покататься на машинах. Дети, изображая шоферов, бегают по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и, би-и». (Рис. 10)

БАРАБАН

Цель: Продолжать формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь, обучать регулированию силы голоса.

Оборудование: Барабан.

Ход: Воспитатель показывает барабан, стучит в него, сопровождая свои действия словами: «Бам-бам-бам! Так поет барабан». Затем спрашивает у ребенка, как поет барабан. Малыш отвечает сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо. Важнодобиваться, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук «б» (бь, а звукоподражания – громко и тихо.

КАП – КАП – КАП

Оборудование: Картинка с изображением дождя.

Ход: Воспитатель показывает картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала закапал тихо: «кап-кап-кап» (ребенок тихо повторяет, потом застучал сильнее: «кап-кап-кап» (ребенок повторяет громче) «кап-кап-кап». Опять тихо капает дождик и перестал!». В конце игры воспитатель читает потешку:

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять –

Мы промочим ножки.

(Русская народная песенка)

Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап».

ТУК-ТУК

Оборудование: Игрушечный молоточек.

Ход: Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком-молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук», а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.

Ирина Вит
Дидактические игры по работе над звукопроизношением и развитием фонематического слуха

Назови и отгадай

Цель : закрепить правильное произношение звука [ З] в словах , определять его наличие в слове

Материал : картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [ З ] , парные к ним картинки без звука

Ход : воспитатель выставляет парные картинки и просит детей назвать их. Затем предлагает назвать только те в на названии которых есть звук [ З ] .

Например : замок – ключ, коза – корова.

Воспитатель исправляет ошибки в речи детй, выделяя звук голосом .

Помоги художнику

Цель : упражнять в умении подбирать похожие по звучанию слова

Материал : картинки с изображением предметов

Ход игры : в – ль показывает картинку и просит назвать её. Затем показывает чистый листок и просит детей назвать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник. слова произносятся хором, индивидуально, обращая внимание на сходство и различие слов.

Например :кит – кот, рак – мак, мишка – пышка,жук – лук.

Продолжи слово

Цель : закреплять правильное произношение некоторых звуков в словах .

Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривая её до конца, дети должны её закончить

Например : Ра –ра-ра начинается иг.

Ры –ры –ры у мальчика ша…

Ро –ро –ро у нас новое вед…

Ру –ру –ру родолжаем мы иг…

Затем предлагает детям самим придумать фразу.

Цель : закреплять умение определять наличие определённого звука в словах

Материал : паровозик с 3 вагонами,9 предметных картинок к звукам .

Ход игры : В. показывает паровозик и картинки с изображением животных и говорит,что каждое животное может ехать только в своём вагоне. В 1 вагоне могут ехать животные в названии которых есть звук определённый звук , например : «м» , во 2 вагоне со звуком «л» , в 3 вагоне «к» . Для того чтобы рассадить животных выбирают трех проводников и контролёра. Затем дети и картинки меняются.

Кто больше

Цель : упражнять детей в подборе слов с определённым звуком .

Материал : сюжетная картинка,например «улица» ,фишки.

Ход игры :воспитатель предлагает рассмотреть картинку и назвать предметы в названии которых есть определённый звук . За правильный ответ ребёнок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек

Выдели слово.

Цель : Учить выделять из речевого потока слов – слова с определённым звуком .

Ход игры : в – ль медленно произносит слова выделяя звук голосом и предлагает детям хлопать в ладоши если услышат звук в слове .

Что в мешочке

Цель : Закреплять правильное произношение звука[ц] ,выделять слова со звуком из группы других слов.

Материал : мешочек с игрушками в названии которых есть звук[ц] ,например : курица, пуговица,ножницы,а также другие игрушки : мяч, кубик

Ход игры : Воспитатель показывает мешочек с игрушками и предлагает доставать по очереди доставать игрушки и называть их. Когда все игрушки окажутся на столе воспитатель предлагает выбрать те игрушки, в названии которых есть звук[ц] и назвать их .

Цель : упражнять в правильном произношении слов с заданным звуком

Материал : игрушки в названии которых есть заданный звук

Ход игры : На стол выставляются игрушки, дети сидят на стульчиках. Воспитатель предлагает детям приходить в магазин, и покупать только те игрушки, в названии которых есть заданный звук . Название игрушки произносится громко, выделяя звук голосом

Угадай, кто кричит.

Цель : развитие слухового внимания , добиваться чёткого произношения звуков в словах .

Материал : игрушки – животные.

Ход игры : Воспитатель показывет игрушки называя их и имитирую их крик, затем ставит их за ширму. Ведущий – ребенок встаёт за ширму и выбрав игрушку имитирует крик животного, отгаданная игрушка выставляется на стол.

Первый отгадавший – ведущий.

Цель : закрепить правильное призношение звука [ш] в словах .

Материал : кукла – мальчик и кукла – девочка, игрушки : машинка, мишка, мышка, и другие игрушки в названии которых есть звук[ш] .

Ход игры : Воспитатель показывает кукол (Миша и Маша) и предлагает им на день рождения выбрать подарки. Воспитаель обращает внимание на наличие звука в словах , и следит за чётким произношением слов.

Подберём игрушку

Цель : закреплять произношение звука «ж» в словах. Находить предметы в названии которых есть звук .

Материал : кукла, игрушки : жук, жираф, ёжик, флажок, и др.

Ход игры : Воспитатель раскладывает игрушки по группе, затем показывает куклу и Предлагает придумать имя для куклы со звуком «ж» ,и подарить кукле игрушки,но только те, в названии которых есть звук «ж» . Дети и воспитатель идут по группе ищут игрушки для куклы, громко называя их.

Похожие слова

Цель : учить находить слова похожие по звучанию.

Материал : игрушки названия которых похожи по звучанию.

Ход игры : воспитатель показывает и называет игрушку : «миишшкаа» . Дети повторяют слово. Воспитатель предлагает подобрать похожее слово, например :мишка мышка, шишка, пышка… Молодцы много слов придумали. с остальными игрушками по анологии.

Цель : определение первого и последнего звука в слове

Ход игры : воспитатель загадывает загадку, когда дети её отгадают, предлагает определить первый (последний) звук в слове

Угадай – ка

Цель : выделение первого звука в слове .

Ход игры : воспитатель предлагает детям ряд заданий :

1 Назвать первый звук в именах детей

2 Назвать первый (последний) звук в словах названых воспитателем

3 Подобрать слова начинающиеся с заданного звука .

Наша Маша

Цель: Автоматизация звука ш в связном тексте.

Описание игры

Выбираются мальчик и девочка. Они сидят на стульях в кругу и ритмично, под стихи детей, как будто подносят ложку ко рту. Дети ходят, взявшись за руки, вокруг Маши и Саши и говорят:

Наша Маша ела кашу,

Брат Саша помогал.

После этих слов Саша и Маша говорят:

Кто нам будет мешать,

Того мы будем догонять.

Кот и мыши

Цель: Автоматизация звука ш в связном тексте.

Описание игры

На стуле сидит с закрытыми глазами ребенок - это «кот». Остальные дети- «мыши». Под народную музыку они тихонечко на цыпочках ходят вокруг кота и говорят:

Шуршали наши мыши,

Услышал их кот.

Про кота не забывай,

Скорее, мышка, убегай.

На музыкальную часть «кот» просыпается, говорит «мяу» и начинает догонять «мышат», которые убегают в свою «норку» (за чертой). «Мышки», которых «кот» поймал, должны произнести слово со звуком ш. Игру можно проводить до тех пор, пока все «мышки», кроме одной, не будут пойманы. Ловкая «мышка» становится «котом».

Цель: Автоматизация звука ж в связном тексте.

Описание игры

Дети (жуки) сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:

Я жук, я жук,

Я здесь живу,

Все время жужжу:

Жу-Жу, жу-жу.

Звучит народная мелодия «Жуки». Дети «летают» по «поляне» и жужжат: ж-ж-ж. Характер музыки меняется - это начался дождь. Дети «летят» к своим «домикам» (стульям) и там садятся. Снова звучит начало мелодии.

Воробьи и автомобиль

Цель: Автоматизация звука ч в связном тексте

Описание игры

Дети (воробьи) сидят на стульях (в гнездышках) и спят.

Воспитатель говорит:

В гнезде живут воробьи

рано утром они встают.

Дети продолжают:

Чик, чирик-чик-чик!

Воспитатель заканчивает:

И зернышки весело клюют.

Под «Весеннюю песенку» Г. Фрида дети, разбегаются по комнате, «клюют зернышки» «летают». Неожиданно звучит музыкальный сигнал - гудок автомобиля. Дети возвращаются на свои места.

Цель: Автоматизация звука с в тексте

Описание игры

Выбирается «сова». Все другие дети - «птички». «Сова» сидит на «дереве» (стул) Под веселую польку дети тихонько бегают вокруг нее. По окончании музыки они говорят, приближаясь к «сове»:

Сова, сова, большие глаза,

На суку сидит, очень крепко спит.

Утром птички запели:

И сове надоели.

«Сова» начинает ловить «птичек». И «птичка», которую она поймала, становится «совой» и должна произнести слово со звуком с.

Охота на зайцев

Цель: Дифференциация звука с в тексте.

Описание игры

Выбираются три «охотника». Остальные дети-«зайцы». Они стоят в очерченном мелом кольцах - их норках, а охотники - в стороне с мячами-«ружьями».

Нет сейчас здесь никого,

Зайцы, выходите!

Давайте все играть,

По снегу санки катать.

Под народную музыку они разбегаются по всей комнате, прыгают. Музыка меняется. Воспитатель бьет в барабан, выбегают «охотники» и начинают охотиться на «зайцев». Они должны попасть в «зайца» мячом до того, как тот добежит до своей норки. Пойманные вспоминают слово со звуком с и садятся на стулья. Игра продолжается.

Гуси - гуси

Цель: Дифференциация звуков в словах и предложениях .

Описание игры

Выбираются «пастух» и «волк». Остальные дети - «гуси»

«Пастух» говорит:

Гуси-гуси, откуда вы?

Мы из дома.

«Пастух»:

Га-га-га, на луга.

Там растет трава.

Под веселую польку «гуси» ходят и «щиплют траву». Вдруг музыка прерывается, это появился «волк».

«Пастух» говорит:

Надо вам домой бежать,

Будет волк вас догонять.

«Гуси» гогочут и бегут домой (к стульям). «Волк» их ловит. Те, кто пойман, выходят из игры. Они должны сказать слово с обозначенными звуками.