Болезни Военный билет Призыв

Императорское училище правоведения имени принца петра георгиевича ольденбургского. Высшее училище правоведения

Императорское училище правоведения, которое сыграло особую роль в развитии юридического образования в нашей стране, было создано 5 декабря 1835 г.

В первой четверти XIX в. в России предпринимались шаги для совершенствования юридического образования. Так, в 1804 году был образован Педагогический институт, состоящий из трех отделений, в том числе философско-юридического. В 1817 году Педагогический институт был переименован в Главный педагогический институт, который в 1819 году преобразовался в Санкт-Петербургский императорский университет. Юридический факультет становится самостоятельным структурным подразделением Университета в 1835 году.

Чуть раньше, в 1826 году, было образовано Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В 1828 и 1829 годах ко Второму отделению для подготовки к профессорскому званию были прикомандированы слушатели Петербургской и Московской духовных академий и три лучших студента Санкт-Петербургского университета. После сдачи экзаменов эти выпускники были направлены для обучения в Германию, а уже после возвращения в Россию, выдержав еще один экзамен, каждый из них получил степень доктора права. Таким образом были подготовлены первоклассные специалисты в области российского и европейского права того времени.

Образование, соответствующее юридическому факультету Университета, давало и другое привилегированное учебное заведение — Царскосельский (впоследствии — Императорский Александровский) лицей.

С проектом усовершенствования правового образования в России выступил принц Петр Георгиевич Ольденбургский, который 26 октября 1834 г. подал Николаю I «Всеподданнейшую записку», в которой писал: «Наблюдения убедили меня, что недостаток образованных и сведущих чиновников в канцеляриях судебных и исполнительных мест составляет одно из возможных неудобств... Существующие учебные заведения доныне не удовлетворяют сей потребности государственной...» .

П. Г. Ольденбургский не только обосновал необходимость нового учебного заведения — Училища правоведения, но был готов «пожертвовать сумму, потребную на приобретение дома и первоначальное обзаведение Училища» . Для нового учебного заведения принц Ольденбургский приобрел особняк на набережной реки Фонтанки, дом 6, за 700 тыс. р. у наследников тайного советника И. Н. Неплюева. Внутренняя перестройка здания была произведена архитектором А. И. Мельниковым. В результате общие расходы принца П. Г. Ольденбургского составили 1 млн р.

И уже 29 мая 1835 г. был утвержден Устав Императорского училища правоведения, согласно которому оно передавалось в ведение Министерства юстиции. Первых своих воспитанников Училище приняло 5 декабря 1835 г., когда состоялось торжественное открытие нового учебного заведения «в высочайшем присутствии Его Императорского Величества Государя Императора и их императорских высочеств: Цесаревича Александра, наследника престола, Великого Князя Александра Николаевича и Великого Князя Михаила Павловича» .

В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга хранятся документы Училища (фонд 355), среди которых личные дела преподавателей и воспитанников учебного заведения. Архивные материалы, юбилейные издания, а также мемуарная литература содержат ценную информацию о правилах приема в Училище, процессе обучения,

о профессорско-преподавательском составе и выпускниках этого привилегированного учебного заведения. Так, срок обучения в Училище правоведения первоначально составлял шесть лет, впоследствии он увеличился на один год. В архивах упоминается, что «курс учения в приготовительных классах продолжается три года, а в самом Училище семь лет, коим соответствует таковое же число классов». В 1847 году при Училище были созданы подготовительные классы: «III, II и I-й старшие классы суть специальные (юридические), все же прочие суть общеобразовательные» . В Училище правоведения принимали детей только потомственных дворян.

К 1848 году относится составленная принцем Ольденбургским «Сравнительная ведомость предметов, преподаваемых в старших классах Лицея, Училища правоведения и на юридическом факультете Университета» . Из этих документов следует, что предметы, которые преподавали в Лицее и на юридическом факультете Университета, в основном совпадали.

Программа же Училища правоведения была несколько иной. Так, в 1848 году среди преподаваемых в нем предметов значились: церковное право, юридическая пропедевтика или вводный курс юриспруденции, французское право, межевые законы, судебная медицина. Следует отметить, что «…юридическая пропедевтика и местные законы остзейских губерний читались на немецком языке, французское право и судопроизводство — на французском» .

В то же время в Училище правоведения, как и в Университете, преподавали русский язык для иноверцев, поскольку в 40-е годы XIX века много внимания уделялось просвещению на Кавказе. Местную молодежь командировали в высшие учебные заведения Санкт-Петербурга и других крупных городов страны. Среди учащихся были как казеннокоштные студенты, так и обучающиеся за плату. В высочайше утвержденном Положении от 11 июня 1849 г., в частности, указывалось, что на учебу за счет казны направляются юноши «как из коренных жителей Кавказского и Закавказского края, так из детей Русских дворян и чиновников, беспорочно служащих или умерших на службе в тех краях. Воспитанники сии именуются Кавказскими воспитанниками» . Для выполнения этих целей в Санкт-Петербург-ском университете выделялось не менее двадцати мест для всех родов государственной службы, а в Императорском училище правоведения — традиционно пять мест оставляли для службы по судебному ведомству. Кроме того, по окончании учебы выпускники обязаны были прослужить на Кавказе и в Закавказье не менее шести лет.

В высшие учебные заведения Российской империи, в том числе в Училище правоведения и Санкт-Петербургский университет, направляло юношей и Войско Донское, оно же оплачивало их учебу. Окончившие учебу в Императорском училище правоведения должны были проработать два года по ведомству Министерства юстиции, о чем в мае 1852 года было установлено в Положении Военного Совета «Об уроженцах Войска Донского».

В Училище правоведения много внимания уделялось общему развитию воспитанников из всех регионов, организовывались экскурсии в музеи, Пулковскую обсерваторию, торжественно отмечались памятные даты, такие как 100-летие со дня рождения А. С. Пушкина, 200-летие Петербурга, и т. д.

На внеклассных занятиях преподавались музыка, рисование, лепка, проводились занятия ручного труда. Воспитанники активно занимались шахматами, теннисом, верховой ездой. Один из воспитанников Императорского училища правоведения вспоминал: «Во время чтения лекций начальство старалось, чтобы теория шла рука об руку с практикой. <…> При преподавании судебной медицины сочли необходимым

водить нас на секцию трупов [в Мариинскую больницу]» .

Практические занятия играли большую роль в процессе обучения правоведов. «Издавна установился в Училище обычай — усердно посещать заседания Окружного Суда, Судебной палаты и Сената и устраивать примерные разбирательства уголовных дел под руководством профессора. <…> Значительно расширились практические занятия и по другим предметам... вплоть до ежегодного посещения полицейского музея, тюрем и колоний малолетних преступников...» .

Уровень профессорско-преподавательс-кого состава учебных заведений того времени был очень высокий. «...Всегда приглашались преподаватели, известные по своей деятельности в качестве судей, прокуроров или присяжных поверенных, и преимущественно из бывших воспитанников Училища. Другие же предметы юридические и политические, кроме судопроизводств, все читаются нынешними или бывшими профессорами Санкт-Петербургского университета», — отмечалось на праздновании 50-летия Императорского училища правоведения .

Большое внимание в Училище уделялось общегуманитарной подготовке и истории. Со дня основания в Училище преподавал Иван Кузьмич Кайданов (1782—1843) — автор нескольких учебников по истории, которые впоследствии неоднократно переиздавались.

Уголовное право с 1838 года преподавал Петр Давыдович Калмыков (1808—1860) — профессор кафедры энциклопедии законоведения и русского государственного права Санкт-Петербургского университета. Уже после смерти П. Д. Калмыкова, в 1866 году, воспитанник Училища правоведения А. Д. Любавский по лекциям любимого профессора издал «Учебник уголовного права», который пользовался большой популярностью во всех юридических заведениях России.

Константин Алексеевич Неволин (1806—1855) был в числе студентов, прикомандированных в 1828 году ко Второму отделению Собственной Его Императорского Величества канцелярии для подготовки к службе на кафедрах законоведения. С 1848 года К. А. Не-волин читал лекции по истории российского законодательства и энциклопедии законоведения и в Университете, и в Училище правоведения. В 1851 году вышел в свет его основной труд «История Российских гражданских законов», который высоко оценили современники.

Более тридцати лет кафедрой энциклопедии и истории российского законодательства в Училище правоведения заведовал Иван Ефимович Андреевский (1831—1891). Он преподавал энциклопедию законоведения в III классе, а историю русского государственного права — во II и I классе. Его авторский двухтомный курс «Полицейское право» был опубликован в 1872 году, а в 1874 году вышло уже второе издание учебника, который, вплоть до начала XX века, оставался единственным полным курсом этого предмета в России.

В 1883 году И. Е. Андреевского избрали ректором Санкт-Петербургского университета, на этой должности он прослужил до 1887 года. В том же году он прекращает работать в Университете, но до конца жизни остается преподавателем Училища правоведения.

Во всех юридических вузах Санкт-Петербурга, в том числе Училище правоведения, государственное право преподавал Александр Дмитриевич Градовский (1841—1889). Его лекции впервые были опубликованы в 1880 году, выдержали несколько изданий и были также очень популярны.

Международное право в Училище правоведения долгие годы читал Федор Федорович Мартенс (1845—1909), выпускник Санкт-Петербургского университета, ученик известного русского правоведа-между-народника И. И. Ивановского. Курсы лекций, прочитанные Ф. Ф. Мартенсом по многим предметам, в том числе по государственному праву, по международному праву цивилизованных народов, по русскому государственному праву, неоднократно переиздавались.

С 1867 года лекции по уголовному праву в Императорском училище

правоведения читал Николай Степанович Таганцев (1843—1923), известный русский юрист и криминалист. Его курс лекций по этому предмету, прочитанный в Училище правоведения, был также издан и пользовался большой популярностью во всех юридических учебных заведениях.

Среди преподавателей Училища следует также упомянуть таких известных ученых-юристов того времени, как Я. И. Баршев и И. Я. Фойницкий.

Яков Иванович Баршев (1807—1894) — «птенец гнезда Сперанского», причисленный в 1829 году для обучения ко Второму отделению Собственной Его Императорского Величества канцелярии, в 1835—1856 годах преподавал в Университете, с 1837 года — в Лицее, с 1856 года — в Училище правоведения как первый руководитель кафедры русских уголовных и полицейских законов.

Известный российский криминалист Иван Яковлевич Фойницкий (1847—1913) окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, в котором затем преподавал более 40 лет уголовное право, а также специальный предмет — тюрьмоведение. Одновременно И. Я. Фой-ницкий читал курс уголовного судопроизводства в Училище правоведения.

Большой популярностью среди учащихся пользовался известный юрист профессор Владимир Данилович Спасович (1829—1906), который был крупным специалистом как в области международного права, так уголовного права и уголовного процесса. Учебник уголовного права В. Д. Спасовича по ряду вопросов не потерял своей актуальности и сегодня.

Создатель учебника «Руководство по уголовному судопроизводству» Николай Иванович Стояновский (1820—1900), выпускник Училища, в 1846—1854 годах вел практические занятия по гражданскому и уголовному судопроизводству.

Глубоким знанием римского права и литературы отличался Василий Васильевич Шнейдер (1793—1872), который долгие годы, с 1835 по 1863 год, заведовал кафедрой римского права в Училище.

В Училище правоведения преподавал и известный государственный деятель, литератор Анатолий Федорович Кони (1844—1927). С 1876 по 1883 год он вел курс теории и практики уголовного судопроизводства. Учащиеся высоко ценили и уважали его за высокий профессионализм. Особый интерес студентов вызывали учебные судебные заседания по материалам реальных судебных дел. Сегодня мы бы назвали это «интерактивными методами обучения». А сам А. Ф. Кони в воспоминаниях «На жизненном пути» писал: «…Курс был разработан с любовью и вниманием и принимался моими слушателями, из которых некоторые теперь уже сенаторы или министры, с видимым интересом» .

В мемуарах одного из крупнейших государственных деятелей России Владимира Николаевича Коковцова, закончившего Александровский лицей, отмечалось: профессора «говорили... что их занятия с нами, как и с воспитанниками Училища правоведения, всегда дают им гораздо больше нравственного удовлетворения, нежели обширные, многолюдные аудиенции Университета» .

Императорское училище правоведения подготовило за годы существования свыше двух тысяч специалистов . Среди них были известные правоведы, работники судебной системы, государственные деятели, такие как Н. И. Стояновский, К. П. Победоносцев, А. Г. Булыгин, И. Г. Щегловитов, В. Д. Набоков, выдающиеся представители науки, культуры и искусства, например В. В. Стасов, А. Н. Серов, П. И. Чайковский, И. С. Ак-саков, И. Ф. Тютчев и многие другие.

В начале XX в. в адрес Училища правоведения все чаще стала раздаваться критика. Так, считалось, что научный уровень преподавания в Училище все-таки ниже, чем на юридическом факультете Санкт-Петер-бургского университета. Однако архивные документы свидетельствуют, что Училище правоведения оставалось одним из лучших юридических учебных заведений страны, способным успешно готовить юристов для работы в судах всех инстанций.

В 1918 году Училище правоведения, к сожалению, было ликвидировано, но память о нем сохраняется в истории Санкт-Петербурга.

На фотографии датированной 1864 годом мы видим молодого человека в формево многом подобной мундиру чиновникатех лет. Стоячий воротник, обшлагана рукавах и пр. все это говорит, что молодой человек мог учиться в Царскосельском лицеи или в училище Правоведения.В целом учащиеся в этих учебных заведенияхимели очень схожую форму. Различалась она цветом воротника и обшлага на рукавах. У лицеистов это был красный цвета у правоведов светло-зеленый при одинаковом темно-зеленом цвете самой формы. Но на черно-белых фотографияхэти цвета чаще всего не отличить. Поэтому остаются только пуговицы. У лицеистов на пуговицах был изображен государственный герб а у правоведов -“сенатский чекан” (Сто́лп зако́на — историческая российская эмблема правоохранительных органов, представляющая собой увенчанную короной колонну с прямоугольным щитком с надписью «закон»). При детальном изучении фотографии пуговицы этого молодого человека были определены как “правоведческие”. Он обучался в училище Правоведения в Санкт-Петербурге.

“Чижик-Пыжик”-легенда.

В Интернете гуляет расхожая легенда о том, что куплеты о знаменитом в Санкт-Петербурге Чижике-Пыжике ассоциируются с учащимися Императорского училища правоведения якобы за их форму с ярко-зелеными воротниками и обшлагами, которая напоминала оперение чижика вкупе за их непомерную гордыню и пристрастие учеников старших курсов к непомерному употреблению спиртных напитков. Конечно, подобная дразнилка могла иметь место, ведь учащимся привилегированного учебного заведения завидовали многие. Но вероятность того что эта ассоциация родилась конкретно в отношении этого учебного заведения очень мала. Этимология образа гораздо “Чижика-Пыжика” старее, чем это знаменитое училище. Ведь пародию «Гнедич, Гнедич! где ты был? На Кавказе …(далее не очень приличный текст)» мы встречаем в письме А. Е. Измайлова фельетонисту Павлу Лукьяновичу Яковлеву, написанном 16 ноября 1825 т.е. за десять лет до того, как появилось училище правоведения. Да и на картине “Зал Училища правоведения с группами учителей и воспитанников”(1840г.) художника С.К.Зарянко мы видим строгие мундиры менее всего походящие на оперение чижа. А пыжиковую шапку они отродясь никогда не носили.

Немного истории.

Императорское училище Правоведения было торжественно и с большой “помпой” открыто 5-го Декабря 1835 года в присутствииГосударя Императора Николая I с Наследником Цесаревичем Александром Николаевичем, Великого Князя Михаила Павловича и высших государственных сановников. Училище было открыто в связи с острой потребностью в квалифицированныхи качественных кадров в области государственного управления и в частности для улучшения личного состава в судебных местах. Огромная роль в создании этого учебного заведения лежит на плечах Принца П.Г.Ольден6бургского. В 1834 году Принц передал Государю Императору (своему дяде) письмо с подробно разработанным проектом нового «Училища Правоведения» вместе с обещанием пожертвовать сумму, необходимую на приобретение дома и первоначальное обзаведение училища. Письмо принца с проектом, от 26 октября 1834 года, государь передал М. М. Сперанскому, с надписью: «благородные чувства принца достойны уважения. Прошу, прочитав, переговорить с ним и мне сообщить, как ваши замечания, так и то, что вами с принцем условлено будет ». М.М.Сперанский совместно с принцем выработал проект Устава и штатов училища, рассмотренный затем в Департаменте законов Государственного совета с участием министров народного просвещения и юстиции.29 мая 1835 года в Государственном Совете были уже рассмотрены и утверждены выработанные принцем, совместно со Сперанским, проект и штаты училища Правоведения, и на третий день последовал Высочайший рескрипт, коим принцу вверялось устройство училища. К концу ноября того же 1835 года купленное на средства принца здание на углу Фонтанки и Сергиевской улицы (ныне улица Чайковского) было переделано и приспособлено для открытия в нём училища (при этом приобретение здания и его приспособление и обзаведение обошлись принцу более чем в 1 миллион рублей). В день открытия училища Высочайшим рескриптом принц был утверждён в звании попечителя училища и пожалован кавалером ордена св. Владимира 2 степени.

Училище Правоведения.

Созданное учебное заведение было элитным. В него имели право поступать только дети потомственного российского дворянства, внесенного в шестую часть родословной книги, дети военных чинов не ниже полковника, гражданских - не ниже статского советника (V -класс). В конце XIX и начале XX веков, когда в России подули ветры перемен, в училище стали принимать детей чиновников Войска Донского, детей дворян-кавказцев, детей судей, делались и исключения для других сословных групп.

В первом уставе принятом 29 Мая 1835 г. (ст. стиль) первый параграф четко определял назначение училища “Для образования юношества на службу по части судебной, учреждается в Санкт-Петербурге Императорское Училище Правоведения ”.Поступающие в училище должны были быть не моложе 12-ти и не старше 17-ти лет. Интересно, что поступающие должны
были представить кроме других документов специально оговоренную справку о привитии оспы.Поступающие должны были пройти совсем не простые испытания - письменные и устные по Русскому, Немецкому и Французскому языкам, арифметике, истории, географии и обществоведению (простите за неологизм). Ученики были казеннокоштными, т.е. за которых платило государство и своекоштными за которых платили родители. В уставе 1838 года говориться, что “На казенное содержание принимаются в Училище дети дворян недостаточного состояния ”. У обеих групп учеников были равные права и обязанности и в частности и те и другиедолжны были прослужить в ведомстве Министерства Юстиции не менее 6-ти (своекоштные 4 года по уставу 1838 года) лет после окончания училища. Единственное отличие, что казеннокоштные не могли покинуть Училище самостоятельно. Уставом 1835 года образование было определено шестиклассным, включая в себя два младших класса (6-й и 5-й) и четыре старших класса. Уставом 1838 года образование было закреплено как семиклассное. Первые четыре класса (7-4) получили название “Подготовительного курса”а последние три(3-1) - “..окончательными, или собственно юридическими …”.

В подготовительных классах обучались следующим дисциплинам:1)ЗаконБожий и Церковная История, 2) Языки: Русский и Славянский, 3) Латинский, 4) Немецкий, 5) Французский, 6) История всеобщая и Российская, 7) География, 8) Математика, 9)Естественная История и Физика, 10)Логика и Психология.Факультативно преподавались Английский и Греческие языки “…тем воспитанникам, которые имеют к сему особую охоту и способности”. В “окончательных” классах преподавались следующие предметы: 1) Энциклопедия законоведения, 2) Римское право, 3)Государственное право, 4)Гражданское право и межевые законы, 5)Уголовное право, 6)Судебная медицина, 7)Судопроизводство, 8)Местные или провинциальные законы, 9) Законы финансовые и полицейские, с предварительным изложением политической экономии, 10) Юридическая практика - гражданская и уголовная, 11) сравнительное законоведение. Были и дополнительные предметы - “… разные искусства, в штат Училища поименованные”. Мы видим, что образование в Училище представляло собой комбинацию гимназического и университетского обучения.

Не взирая на привилегированность учащихся в училище (согласно параграфу 56 Устава 1838 года) допускались телесные наказания, правдатолько для учащихся младших классов. Например, применялось сечение розгами, но подобного вида наказания применялись на практике очень редко. Константин Петрович Победоносцев в своем дневнике записал следующее «30 октября. В VI классе Пьянова высекли за то, что он подменил балл. Это еще первая в нынешнем году экзекуция ».

С 1-го по 20 Июня (ст. стиль) в каждом классе проводились экзамены(“испытания ”) по пройденному в течении года материалу.На экзаменах для оценки учащихся применялась бальная система. Максимальная оценка была 12-ть баллов. Для перехода в другой класс требовалось получить оценку не ниже 8-ми баллов.Результаты экзаменов (результаты вычислялись как средняя величина результатов полугодового экзамена - “репетиции” и самого выпускного экзамена)в выпускномклассе Училища определяли, какой чиновничий класс получит выпускник.Это мог быть - IX Титулярный советник, X - Коллежский секретарь или XII - Губернский секретарь (XI - класс действовал до 1834 года). Воспитанники, успешно окончившие училище пользовались правами чиновников 1-го разряда, воспитанники уходящие из училища, неокончив обучения, из высших классов(3-1) считались чиновниками 2-го разряда. Воспитанники окончившие училище должны были в течение трех лет после окончания училища являться каждый год в Училище (или в университеты и гимназии в других городах) для испытания в тех предметах, которые будут назначены Советом Училища.

Форма

Первое формальное описание формы учащихся встречается в уставе 1838 года в виде двух параграфов.

64. Воспитанники имеют мундир темно- зеленый с светло-зеленым суконным ворот-ником и обшлагами и с черною выпушкой на воротнике. Пуговицы золоченые, с изобра-жением Сенатского чекана; панталоны по цвету мундира; шляпа треугольная. Воспитан-ники окончательного курса имеют па воротнике мундира по одной золотой петлице, а начального курса по одной серебряной. Воспитанникам старшего или 1 класса, предоставляется право носить пехотные шпаги без темляка.

65. В самом Училище воспитанники носят куртки такого же цвета, как в мун-дир, с разрезным воротником без петлиц. Старшие в классах имеют на оном особое отличие. Панталоны при куртках в зимнее время полагаются суконные серые, а в летнее нанковые такого же цвета. Все воспитанники имеют тёмно-зелёные шинели, с светло-зелёным суконным воротником .”

Высочайшее утвержденное описание формы одежды воспитанников Императорского Училища Правоведения.

Головной убор.

Шляпа по образцу, Высочайше утвержденному для чиновников гражданского ведомства, с золотою пет-лицею.

Полукафтан — тёмно-зелёного сукна, однобортный; полы, смотря но росту воспитанников, от семи до де-вяти вершков от талии, так чтобы нижний край был па четыре вершка выше колена. Сзади полы заходят одна на другую на один вершок; ширина лифаодин и три четверти вершка. От лифных пуговиц, вдоль пол, имеются карманы, прикрытые продольными кла-панами (темно-зеленого сукна с светло-зеленою выпуш-кою) длиною в пять вершков. Пуговиц всего спере-ди девять, на обшлагах шесть, па лифе две и на концах карманных клапанов две.

Воротник скошенный, светло-зеленого сукна, с чер-ною суконною выпушкою по верху и по откосам, с одною петлицею — для старшего курса из золотого га-луна, для младшего—из серебряного.

Обшлага без клапанов. Светло-зеленого сукна. Старшие воспитанники в классах получают по три пет-лицы, а подстаршие по одной петлице на каждом обшлаге из того же галуна, из которого имеют петлицу на воротнике.

Подкладка темно-зеленая.

Для воспитанников 1-го класса, коим полагается шпага, идет, на три вершка ниже тальи, на левом боку, поперечный прорез в полтора вершка.

Шаровары — суконные темно-зеленые. Вверху пояс, к которому пришиваются шаровары небольшими складками. Спереди имеется прорезь, а по бокам кар-маны.

Плащ—темно-зеленого сукна, но образцу, Высочайше утвержденному, но без погонов; по бокам воротни-ка светло-зеленые суконные петлицы с пуговицами.

Подкладка черная тифтиковаяподвесь плащ.

Шпаги — для воспитанников 1-го класса остаются прежнего образца.

Куртка с брюками,-для домашнего употребления, остаются без изменений.

Фомой гордились. Она показывала всем окружающим высокий статус того, кто ее носил. Вот что вспоминал Модест Чайковский о своем знаменитом брате «…Но была одна деталь в форме, которую Петр любил и которой гордился, — фетровая шляпа с золотой петлицей. Правоведская треуголка для массы окружена почти таким же ореолом великосветскости, как каска пажа и красный воротник лицеиста. Я упоминаю здесь об этом потому, что это неосновательное предубеждение породило и некоторый оттенок тщеславия в самих правоведах и имело, хотя и слабое, но несомненное значение в жизни Петра Ильича этого периода ».

Понятно, что достаток учащихся был разный, поэтому и форменная одежда выглядела по-разному у детей богатых родителей и не очень. Вот что вспоминает Стасов Владимир Васильевич. “По неизменному правилу всех казенных училищ, мы получали от нашего училища все платье и белье. В этом ни исключений, ни разницы никакой не существовало. Но теплую шинель должен был себе заводить каждый сам. Что это такое значило? И на что это нужно было? Неужели при остальных громадных расходах мог составить великую важность расход на несколько шинелей? Стоило только записать в смету эту ничтожную добавочную трату -- и единым почерком пера, без всяких разговоров, она была бы утверждена. Но этого не случилось, и теплые шинели у целого училища были -- свои. Что же из этого произошло? То, что разные папеньки и маменьки почувствовали потребность не ударить лицом в грязь со своим сынком и шили ему великолепную шинель с бобровым воротником и отворотами, с ярко сияющими золочеными пуговицами "совершенно как у настоящего гвардейского офицера". И все, и маменька, и папенька, и сынок чванились и парадировали, когда приходило воскресенье, и их "Alexandre" или "Georges", дождавшись конца обедни, молодецки набрасывал пышную свою шинель на плечи и триумфатором сбегал по лестнице на подъезд. На что нужно было давать повод к этому дурацкому чванству, на что надо было терпеть его? Иные бедные провинциалы уже и так насилу справлялись с тем, чтоб из своей далекой и бедной глуши послать в Петербург своего мальчика и устроить его в знаменитом Училище правоведения, а тут не угодно ли еще добывать ему шинель, да еще непременно "с меховым воротником"! Наконец бедные провинциалы кое-как справили ее, они воображали, что их Сережа или Евграфушка и нивесть как счастлив с этой шинелью, так тяжело им доставшейся. Но они того не знали, сколько насмешек и хохота родила потом эта самая шинель, с ее кошачьим или собачьим крашеным, на манер соболя или бобра, воротником, как над нею потешались те дрянные мальчишки с холопскими понятиями, которых в каждом училище всегда наверное целая куча. Вы скажете: какие пустяки! какие ничтожные, ничего не значащие уколы пустейшему самолюбию! -- Да, незначащие; однако самолюбие это есть, и уколы ему, ох, как больны, особливо в первые, свежие годы, да еще так часто, так регулярно -- всякую неделю, всякое воскресенье, именно в ту минуту, когда надо отправляться домой, к родственникам или родителям. И ни за что не смей им рассказать, что вот как из-за этой проклятой шинели надо было их выгораживать, их защищать -- нет, тут будь с ними мил, и приятен, и весел. Сколько конфиденций подобного рода слышал, наверное, каждый из нас в откровенную минуту дружбы!

Чайковского ул., 1
Фонтанки наб., 6
Оружейника Федорова ул., 2
Архитекторы: Мельников А. И.
Год постройки: 1835, 1895-1910
Стиль:Классицизм

Училище правоведения. Фонтанки наб. д. 6 / Чайковского ул. д. 1
1835 г. - арх. Мельников А. И.
1895, 1909-1910 гг. - арх. Сюзор П. Ю. - перестройка, правая часть
Здание с колоннами и угловыми куполами - Императорское Училище правоведения. Дом занимает целый квартал.
В XYIII в. на этом месте существовал Прачечный двор.
В 1835 г. по инициатеве и частично на средства принца П. Г. Ольденбургского было открыто учебное заведение университетского типа - Училище правоведения - для подготовки юридически образованных чиновников (для детей дворян). Обучение длилось 7 лет. Окончившие училище получали звания от губернского секретаря до титулярного советника.
Для училища был куплен дом Неплюева. Арх. А. И. Мельников создал проект перестройки - застройка разрыва между корпусами, фасад оформил портиком, дворовые флигели, дом. церковь. В память матери принца Ольденбургского вел. кн. Екатерины Павловны в 1835 была освящена церковь св. Екатерины - храм располагался в средней части третьего этажа.
Попечитель училища - принц Петр Георгиевич Ольденбургский - ближайший родственник императорской семьи. С 1860 г. он возглавлял IV отделение императорской канцелярии - благотворительное ведомство. Вкладывал энергию и средства в создание больниц, приютов, учебных заведений.
В 1836-1840 гг. В. П. Стасов отделал ряд внутренних помещений, включая большой зал и домовую церковь. (не сохр).
В левом и правом крыле училища находились квартиры преподавателей и служащих. Училище существовало до 1917 г. Его окончили 2153 чел. Среди них: писатель И. С. Аксаков, поэт А. Н. Апухтин, ученый-биолог В. О. Ковалевский, композиторы А. Н. Серов и П. И. Чайковский, художественный критик В. В. Стасов и его брат известный юрист Д. В. Стасов, архитектор Г. П. Сюзор, ученый В. О. Ковалевский, шахматист А. А. Алехин.
В 1893-1895 и 1909-1910 гг. Сюзор Павел Юльевич перестроил здание - убрал 2 средние колонны портика и сделал новый главный вход. Фронтон заменили ступенчатым аттиком, изменили форму купола. Сохранены основные пропорции и черты здания по проекту Мельникова.
В 1920-х гг. здание занимал Сельскохозяйственный институт. Здесь же жили преподаватели. В кв. 8 - 1928-1948 А. М. Иннокентьевич - основатель гематологии в СССР.
Во второй половине 1822 г. в кв. З. жил Батеньков Г. С. (1793-1863) декабрист
В 1884-1918 жил Федоров В. Г. (1874-1966) - конструктор, оружейник.
В главном здании 1960-1970-х гг. находился НТ и ПО "Ленэлектронмаш", а с 1960-х гг. разместился "Ленгражданпроект".
В левой части здания на месте бывших жилых квартир сейчас находится Экономико-математический институт РАН.
Левее здания училища на принадлежащем ему участке находилось 1-этажное здание училищного лазарета. В 1861 г. арх Львов В. П.
В 1938-х гг на его месте построены бани по проекту Александра Ивановича Гегелло - председателя союза арх. Ленинграда.

История знаменитого рассадника «чижиков-пыжиков» началась в 1788 году, когда А.А. Ржевский (однофамилец знаменитого поручика) женился на выпускнице Глафире Алымовой. Молодожены приобрел на берегу Фонтанки, напротив Летнего сада, постройки определенные под снос, и на их месте возвели дом из двух флигелей соединенных воротами.

В последующие десятилетия здание сменило многих владельцев. Оно принадлежало Марии Потоцкой (в девичестве Мнишек), французско-подданному Франсуа д"Арбиньи и тайному советнику Ивану Николаевичу Неплюеву. В 1835 году за 700 тысяч рублей дом перешел от наследников Неплюева к племяннику императора Николая I, принцу Петру Ольденбургскому, который решил устроить на этом месте училище правоведения.
Это было закрытое элитное учебное заведение, статус которого был приравнен к статусу Царскосельского лицея. В его стены допускались только потомственные дворяне. Николай Павлович всегда говорил, что помнит какую роль сыграли адвокаты их третьего сословья в Великой Французской революции. В России законы должны были изучаться только проверенными людьми. Число правоведов не превышало 100 человек.

Как и в лицее, часть воспитанников содержали на казенный счет, часть, платили за обучения сами. И те, и другие, должны были после окончания учебы прослужить 6 лет в министерстве юстиции. Отличники получали чины титулярного советника и коллежского секретаря, что соответствовало званиям штабс-капитана и поручика армии. Им предлагали посты в Петербурге. Менее успешные студенты направлялись в провинцию.
На занятиях будущие юристы изучали церковное, международное, римское, гражданское, торговое, уголовное и государственное, гражданское и уголовное право, судебную медицину, политическую экономию, законы о финансах, историю религии и историю философии, в контексте истории права. При училище была создана библиотека, а затем и музей.

Для того чтобы здание на Фонтанке лучше соответствовало задачам учебного заведения, оно было перестроено архитектором В.П.Стасовым. Свой окончательный вид, дом училища правоведения приобрел в 1893-1898 годах, после капитальной перестройки по проекту П. Ю. Сюзора.

Училище правоведения славилось своими знаменитыми выпускниками, среди которых были писатель И. С. Аксаков, 4-й чемпион мира по шахматам А.А. Алехин, композиторы П.М.Чайковский и А.Н.Серов, видные государственные деятели - И.Г. Горемыкин, К.П. Победоносцев, В.Д.Набоков и др. Обыватели знали воспитанников училища правоведения по пыжиковым шапкам, и воспели их в известной песне - «Чижик-пыжик, где ты был…» Внутри училища царили суровые нравы. Так легенда гласит, что разоблачив нестандартную сексуальную ориентацию П.И. Чайковского, выпускники училища правоведов собрались на тайное судилище и приговорили композитора к смерти. Чайковский был вынужден выпить яду, дабы его позор не получил огласки.

После революции, училище правоведения было ликвидировано, а здание перешло к Петроградскому агрономическому институту (ПАИ). В послевоенные годы в здание бывшего училище разместилось НИИ-380, будущий Всесоюзный научно-исследовательский институт телевидения, ВНИИТ. Именно здесь был создан первый советский телевизор - КВН - 49.

С 2003 года в историческом здание на Фонтанке дом шесть работает Ленинградский областной суд.

Императорское училище правоведения - одно из наиболее престижных высших учебных заведений дореволюционной России.

Императорское
училище правоведения
Девиз «Respice finem» (Предусматривай цель)
Год основания 1835
Год закрытия 1918
Тип мужское учебное заведение закрытого типа
Расположение Российская империя Российская империя , Санкт-Петербург ,
Набережная р. Фонтанки , 6
Изображения на Викискладе
Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 781510384260006 (ЕГРОКН)
объект № 7810664000 (БД Викигида)

Училище было открыто в декабре 1835 года и уже в 1840 году состоялся первый выпуск на государственную службу 14 чиновников. Всего за годы существования училища до начала 1918 года подготовлены более 2000 профессионалов, оставивших заметный след в общественной и культурной жизни России.

История

До начала XIX века

Петр Георгиевич Ольденбургский, назначенный попечителем училища, приобрел для него у наследников сенатора И. Н. Неплюева дом на набережной реки Фонтанки , 6 (напротив Летнего сада), за 700 000 рублей . Дом был перестроен архитекторами А. И. Мельниковым и В. П. Стасовым . Директором училища был назначен статский советник С. А. Пошман, инспектором - профессор Царскосельского лицея Е. В. Врангель . 7 декабря 1835 года , через два дня после торжественного открытия, в новом училище начались занятия.

Училище было привилегированным закрытым учебным заведением и по статусу было уравнено с Царскосельским лицеем. В него принимались до 100 сыновей потомственных дворян в возрасте от 12 до 17 лет. Училище было платным, но за обучение казённокоштных учеников плата вносилась казной.

Время обучения было сначала определено в 6 лет, но с 1838 года было увеличено до 7 лет с подразделением на два курса: младший - гимназический (VII, VI, V и IV классы) и старший - университетский (III, II и I классы). С при училище были учреждены приготовительные классы (с - трехлетние).

На младшем курсе полностью проходили классическую гимназическую программу (однако греческий язык был заменен естествоведением), а на университетском - энциклопедию законоведения (начальный курс права), церковное, римское, гражданское, торговое, уголовное и государственное права, гражданское и уголовное судопроизводство, историю римского права, международное право, судебную медицину, полицейское право, политическую экономию, законы о финансах, историю вероисповеданий, историю философии, в связи с историей философии права, латынь и английский язык (по выбору ещё немецкий и французский).

Директора и воспитатели стремились поддерживать в училище почти военную дисциплину и строгий распорядок дня - по 42 звонкам .

Расписание звонков

При училище была создана библиотека, а затем и музей истории училища. В основе книжного собрания лежали 364 тома (184 произведения), приобретённые у книготорговца Смирдина к моменту открытия училища. В следующем году библиотека пополнилась полным собранием законов в 80 томах. В 1838 году для библиотеки была куплена библиотека французских книг и географических карт. Присылались в дар библиотеке издания различных учебных заведений - научные записки, диссертационные работы и другие. К 1885 году в собрании насчитывалось около 6000 книг. Библиотека выписывала общие и специальные русские и иностранные периодические издания.

Расход по содержанию училища в конце XIX века составлял 225 000 р. ежегодно; из них 90 000 отпускалось из казначейства, а остальная сумма возмещалась платой за содержание воспитанников. Для оказания материальной помощи нуждающимся ученикам и выпускникам, а также их семьям, в 1885 году был утверждён устав Правоведческой кассы , членами которой стали, прежде всего, бывшие воспитанники училища - в большинстве своём высокопоставленные сановники, платившие ежегодные или единовременные взносы.

Все выпускники обязаны были прослужить 6 лет в учреждениях министерства юстиции. Окончившие училище с отличием, получали чины IX и X классов (титулярного советника и коллежского секретаря - соответствовали штабс-капитану и поручика армии) и направлялись преимущественно в канцелярии Министерства юстиции и Сената; прочие направлялись в судебные места по губерниям , в соответствии с успехами каждого.

Отмечая деятельность по подготовке «молодых дворян к гражданской службе по судебной части », Александр III в рескрипте по случаю 50-летия училища призывал и в будущем направлять «труды свои на благовоспитание русского юношества, утверждая питомцев своих в правилах веры, правды и доброй нравственности и в неизменной преданности Престолу и Отечеству ».

За годы своего существования Училище правоведения, входившее в число немногих юридических учебных заведений России, смогло подготовить более 2000 юристов высокой квалификации .

После 1917 года

15 сентября 1917 года постановлением Временного правительства Императорское училище правоведения было подчинено Министерству народного просвещения .

18 июня 1918 года училище было ликвидировано решением уже Комиссариата народного просвещения, а его здание было передано (ПАИ). В советское время многие правоведы были репрессированы (см. Дело лицеистов).

С 2003 года в здании Училища правоведения (наб. Фонтанки дом 6) находится Ленинградский областной суд .

Руководители училища

Принц Петр Ольденбургский был попечителем училища до своей смерти в 1881 году, после чего попечителем стал его сын Александр Петрович , остававшийся на этом посту вплоть до революции.

Первым директором училища был назначен статский советник, отставной полковник С. А. Пошман, первым инспектором - профессор Царскосельского лицея барон Е. В. Врангель .

В последующие годы обязанности директора исполняли:

  • князь Н. С. Голицин , полковник (1848 - 1849 );
  • А. П. Языков , генерал-майор (1849 - 1877 );
  • И. С. Алопеус , отставной капитан, до назначения - инспектор воспитанников (1877 - 1890 );
  • А. Л. Пантелеев , генерал-лейтенант (1890 - 1897 );
  • А. И. Роговской , генерал от инфантерии (1897 - 1902 );
  • В. В. Ольдерогге, полковник в отставке (1902 - 1911 )
  • З. В. Мицкевич, генерал-майор (1911 - не ранее 1916 ).

Известные преподаватели

Известные выпускники

Музыка в истории училища

Правоведческая песнь

Правды светлой чистый пламень
До конца в душе хранил
Человек, что первый камень
Школе нашей положил.
Он о нас в заботах нежных
Не щадил труда и сил.
Он из нас сынов надежных
Для отчизны возрастил.
Правовед! Как Он, высоко
Знамя истины держи,
Предан будь Царю глубоко,
Будь врагом ты всякой лжи.
И, стремясь ко благу смело,
Помни школьных дней завет,
Что стоять за правды дело
Твердо должен правовед.

Строгая регламентация жизни и обучения в стенах училища скрашивалась для воспитанников возможностью посвящать свободное время прогулкам и спортивным играм, посещать театры и ставить собственные спектакли, которые со временем даже стали известны среди театралов города.

Особое внимание уделялось музыкальным занятиям, чему способствовало увлечение музыкой попечителя училища П. Г. Ольденбургского , по инициативе которого и в зале училища, и во дворце принца устраивались концерты профессиональных музыкантов, на которые «для образования и развития их вкуса и понятий » приглашались и учащиеся . Выступали с концертами и сами воспитанники училища, для многих из которых привязанность к музыке сохранилась на всю жизнь, а для некоторых стала её смыслом. Правовед и либеральный философ, выпускник училища 1861 года В. И. Танеев , которому в раннем детстве врач запретил брать уроки музыки, писал: «Что такое природа? Царство музыки… Без музыки человек ничто ».

С первых лет существования училища в программу обучения было включено музыкальное образование, в штат преподавателей включались учителя музыки и пения, приобретались музыкальные инструменты. По словам музыкального и художественного критика В. В. Стасова , выпускника училища 1843 года, из-за энтузиазма воспитанников училище было «наполнено музыкальными звуками от одного конца до другого » . Музыкальный энтузиазм уменьшился в 1850-е годы , когда при директоре генерал-майоре А. П. Языкове вместо гражданских воспитателей в училище появились военные с их строгими порядками и даже наказаниями учащихся розгами. Казённая атмосфера стала разряжаться в начале 1880-х годов.

В 1893 году в училище поставили отрывок из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» в сопровождении хора и оркестра.

Преподаватели музыки

Первым и «главным музыкальным двигателем» в училище был преподаватель музыки Карл Яковлевич Карель , которого в 1853 году сменил Франц Давыдович Беккер (1853-1863). После 1838 года лучшим ученикам стал давать уроки игры на фортепиано пианист и композитор Адольф Львович Гензельт . С 1863 года до начала 1900-х годов. учителем фортепианной игры был Ф. Ф. Дей , с 1901 г. - Э. В. Клозе , с 1910 г. -