Болезни Военный билет Призыв

Инновации как фактор развития экономики. Инновационная деятельность: сущность, виды и основные характеристики

Белякова Галина Яковлевна , доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления бизнес процессами, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия

Чайран Юлия Александровна , аспирантка, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва, г. Красноярск, Россия

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Белякова Г.Я. Система показателей для прогнозирования региональных кластеров [Электронный ресурс] / Г.Я. Белякова, Г.И. Краснов // Современные проблемы науки и образования, 2013. – № 4.
2. Белякова Г.Я. Conception of social and economic systems modernization: essence and basic models / Л.Р. Батукова, Г.Я. Белякова // Креативная экономика, 2011. – № 10.
3. Индикаторы инновационной деятельности: 2012: Сборник статей. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012. – 472 с.
4. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / Под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013.
5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р / Правовой сервер «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru.
6. Тодосийчук А. Наука, образование и инновации – основные факторы экономического роста и социального прогресса // Проблемы теории и практики управления: международный журнал: официальное издание Международного НИИ проблем управления. – М.: Международная Медиа Группа, 2010. – № 2.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Рентные источники инновационной модернизации. Избыток капитала, инновационный потенциал. Ограничения ВТО, условия инновационного развития экономики России. Инновационно ориентированное развитие промышленных предприятий. Цели политики экономического роста.

    доклад , добавлен 12.06.2010

    Понятие и структура инновационного рынка. Инновационная деятельность в регионах, в отраслях экономики и организациях. Методы и особенности прогнозирования инновационного рынка в современных условиях. Рыночные факторы, влияющие на характер инноваций.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Инновационный сценарий развития России. Псевдоинновации как проблема инновационного обновления российской экономики. Рекомендации по совершенствованию механизма государственной поддержки инновационной деятельности кластерного формирования экономики РФ.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2014

    Становление научной концепции, этапы развития инновационного менеджмента. Система управления инновациями, инновационным процессом, отношениями, возникающими и происходящими в процессе внедрения инноваций. Современное состояние инновационного менеджмента.

    реферат , добавлен 08.10.2011

    Перевод экономики на инновационный тип развития. Национальная инновационная система. Темпы перехода к рынку. Реализация федеральных и региональных программ. Стратегическая ориентация предприятия. Распределение и использование ограниченных ресурсов.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2011

    Сущность и содержание инноваций. Составляющие нововведения, организация инновационной деятельности. Роль и место фактора инноваций в развитии страны, изучение особенностей инновационной системы. Государственное финансирование инновационной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2012

    Характеристика общего технического потенциала национальной экономики России и Хабаровского края в условиях структурной перестройки экономики. Особенности оценки инновационного потенциала Информационно-Вычислительного Центра Сахалинской железной дороги.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2014

УДК 338.431.7

Инновационный фактор стратегии экономического развития России

Innovative factor of strategy of economic development of Russia

Гончарова Елена Вячеславовна

Goncharova Elena Vyacheslavovna

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры «Экономика и менеджмент»

e-mail: [email protected]

Старовойтов Михаил Карпович

Starovoytov Mikhail Karpovich

доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры «Экономика и менеджмент»

Волжский политехнический институт (филиал)

Волгоградского государственного технического университета,

Старовойтова Яна Михайловна

Starovoytov Ya. M.

кандидат химических наук, доцент

Волгоградский государственный технический университет

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются особенности стратегии инновационного развития в условиях осуществления политики импортозамещения и инновационной ориентированности российской экономики. Анализируются ключевые направления осуществления инновационных стратегий по отношению к субъектам малого предпринимательства. Авторы рассматривают функционирование малых предприятий на региональном уровне с позиции развития инновационного потенциала. Подчеркивается значимость формирования инновационных региональных модулей как элементов национальной инновационной системы России. В качестве практического примера дана характеристика развития Волгоградской области.

Abstract

In the present article features of strategy of innovative development in the conditions of implementation of policy of import substitution and innovative orientation of the Russian economy are considered. The key directions of implementation of innovative strategy in relation to small business entities are analyzed. Authors consider functioning of small enterprises at the regional level from a position of development of innovative potential. The znamichost of formation of innovative regional modules as elements of national innovative system of Russia is emphasized. As a practical example the characteristic of development of the Volgograd region is given.

Ключевые слова: инновационное развитие, регион, инновационный потенциал, малое предприятие, стратегия

Keywords: innovative development, region, innovative potential, small enterprise, strategy

Введение

Инновационное развитие региона может быть во многом обеспечено осуществлением инновационной стратегии. Перспективные изменения необходимо прогнозировать с учетом существующих тенденций, проводя ретроспективный анализ и на перспективу с предвидением возможных путей развития, согласованных с насущными потребностями бизнеса и населения, а также с осуществлением правильного выбора стратегии.

Особенности стратегии инновационного развития России

Национальная экономическая стратегия России содержит в своей основе задачи формирования мощного инвестиционного потенциала региона, учитывающего его специфику развития и особенности – территориальную протяженность и ресурсный потенциал. Следовательно, необходимо уделять достаточное внимание вопросам региональной инвестиционной политики, которая является важным фактором формирования национальной инновационной системы России.

Мощный инновационный импульс, побуждающий разрабатывать и внедрять новые технологии, представляет собой ориентация на экспортные рынки, которая призывает постоянно совершенствовать процесс продвижения новых технологий на межрегиональные рынки страны, передавая тем самым инвестиционный и инновационный посыл другим регионам.

Отдаленные от политического центра регионы – приграничные регионы, Сибирь, Дальний Восток и Север России – в большинстве случаев используют только собственные ресурсы и учитывают возможности, предоставляемые рынком . Авторы статьи подчеркивают, что в большей степени к инновационной деятельности готовы именно депрессивные регионы, поскольку они испытывают потребность преодоления кризиса за счет новых технологических решений, связанных со снижением затрат или созданием принципиально новых товаров параллельно с формированием новых компаний. Стремление к созданию инноваций значительно реже возникает в регионах, где существующая структура промышленности способна обеспечивать стабильный доход, создавая таким образом условия экономической и политической стабильности. С учетом целей и задач новой российской стратегии наиболее кризисные регионы могут выступить аккумуляторами инновационного процесса в целом по стране. Можно сделать вывод, что процесс формирования инновационной региональной экономики необходимо начинать именно в тех регионах, где существуют предпосылки для появления и развития малого и среднего инновационного предпринимательства, играющего роль опоры региональной экономики.

В плане развития малого бизнеса, по мнению авторов, важно обеспечить решение следующих задач:

Значительное увеличение численности трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

Совершенствование законодательной базы малого предпринимательства;

Устранение административных барьеров в организации и развитии бизнеса;

Введение налоговых льгот для предпринимателей.

Решая проблемы развития малого бизнеса, не следует забывать о проблемах общего развития пирамиды бизнеса на региональном и федеральном уровнях, т.к. именно в результате конкуренции между предприятиями малого бизнеса вырастают средние предприятия, а на основе жесткой конкуренции между ними образуются крупные предприятия, которые становятся локомотивами развития регионов РФ и России в целом, для усиления конкурентных позиций России за рубежом.

Можно сделать вывод, что важно обеспечить эффективную структуру функционирования бизнеса за счет увеличения малого и среднего бизнеса.

Совокупность факторов формирования инновационной модели авторы статьи условно разделяют на три группы:

Институциональные факторы – к ним относится адекватность законодательного обеспечения инновационных процессов и условий их реализации;

Научно-технические факторы – степень информационного обеспечения всех процессов и эффективность функционирования национальных инновационных систем;

Социально-образовательные факторы – уровень и качество образования населения, возрастная структура и социокультурные детерминанты.

Уровень, структура и качество профессиональной подготовки обеспечивают возможность формирования и высокую эффективность инновационных процессов.

Российская национальная инновационная система с позиции авторского подхода рассматривается как совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которого осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий.

В качестве базовых задач государства с целью развития национальной инновационной системы можно выделить:

Развитие научно-исследовательской сферы, обеспечение процессов расширенного воспроизводства знаний, создание условий и стимулов для сотрудничества с предпринимательской средой;

Создание условий для технологической модернизации экономики и обеспечение функционирования предпринимательской конкурентной среды, субъекты которой должны обладать стратегическим мышлением, готовностью к обучению, усвоению и применению знаний;

Формирование систем трансфера знаний с необходимыми обратными связями, их распределение и трансформацию в конкурентные технологии для предпринимательства, с ориентацией научно-исследовательской сферы на удовлетворение инновационных потребностей развития производства.

Скорость перехода к инновационной модели развития во многом зависит от числа субъектов, способных воспринимать и инициировать инновации. Это касается не только работников производственной и научно-исследовательской сфер. Инновационным мышлением и поведением должны обладать те, кто принимает управленческие решения, а также те, кто разрабатывает для этого законодательную базу.

Особую роль в развитии средних и малых региональных предприятий играет повышение конкурентоспособности и продвижение их продукции с регионального на всероссийский и международный рынки.
С позиции комплексного подхода можно предложить ряд методов, которые могут использоваться администрацией регионов с целью содействия региональным предпринимателям по освоению новых типов рынков:

Обеспечение защиты и продвижения интересов региональных компаний на российском и международном рынках;

Поощрение и стимулирование процесса развития предприятий с помощью региональных и федеральных программ, государственных национальных проектов;

Оказание субсидирования и предоставление налоговых льгот малым и средним предприятиям региона;

Организация предоставления субъектам инновационной деятельности более дешевых кредитов и инвестиций;

Использование финансового лизинга под региональные гарантии;

Создание бизнес-инкубаторов для малого бизнеса и стимулирование интеграции и формирования объединений малого и среднего бизнеса с целью продвижения производимой ими продукции на межрегиональные, всероссийский и международный рынки.

Развитие и поддержка предпринимательства является одним из определяющих трендов развития большинства стран мира. Выработка стратегии развития предпринимательства является достаточно непростой по исполнению задачей.

Основные принципы, которые способствуют осуществлению стратегического планирования предпринимательства в регионе, включают следующие:

Способствующие достижению значимых целей в достаточно протяженном горизонте времени;

Активизирующие действие организационных, ресурсных, инновационно-технологических факторов;

Обеспечивающие выполнение плана в целом и отдельных его этапов в установленные сроки;

Определяющие выработку алгоритма управленческих решений на основе научной методологии.

Государственное регулирование региональной экономики может осуществляться на базе использования различных подходов: отраслевого, функционального, программного, комплексного.

Являясь активными участниками международного рынка, российские предприятия и регионы постоянно адаптируются к требованиям международной конкуренции. При этом усилия регионов по продвижению на рынках и привлечению инвестиций часто страдают отсутствием сфокусированности на наиболее перспективных отраслях и направлениях. Инвестиционные потоки направляются не туда, где есть только необходимые общие условия – стимулирующее законодательство и благоприятствующая позиция власти, а в первую очередь туда, где есть уже реальные примеры успешного бизнеса в данной отрасли. Потенциал социально-экономического развития от региона к региону отличается и зависит от множества факторов.

Одна из актуальных проблем стратегического развития предпринимательства в регионе – поиск рационального числа количественных показателей, т.к. до настоящего времени информация, находящаяся в органах статистики, не в полной мере удовлетворяет требованиям разработчиков программ.

К числу стратегически значимых Проектов, способных повлиять на развитие Южного Федерального округа и предпринимательства в нем, можно отнести строительство в области крупнейшего транспортного узла в составе международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток», для привлечения на российские транспортные коммуникации грузопотоков из прикаспийских государств, Ирана и стран, расположенных на берегу Индийского океана.

Малые и средние предприятия, функционирующие на территории Волгоградской области, имеют льготы по субсидированию затрат, связанных с банковскими кредитами, лизинговыми платежами, арендой недвижимого имущества, оплатой землеустроительных работ, осуществлением образовательных услуг, участием в выставочных мероприятиях и ярмарках, приобретением, созданием и внедрением инновационных технологий, материалов и оборудования по программам энергосбережения. Действующий в области Региональный гарантийный фонд дает возможность предпринимателям, не имеющим полного залогового обеспечения, получить кредит в банке на основе поручительства – оплата за поручительство, предоставляемое Фондом, составляет 2,5 процента .

Волгоградская область находится на третьем месте по количеству малых предприятий среди регионов, входящих в ЮФО (без учета Крыма) . Несмотря на положительную динамику развития малого бизнеса, рост экономических показателей его состояния, их вклад в экономику Волгоградской области не отражает в полной мере уровня его потенциала. С целью развития малого предпринимательства в регионе, снижения издержек по привлечению ими кредитных средств на осуществление хозяйственной деятельности и реконструкцию производства, продолжается реализация уже действующих мероприятий и разрабатываются новые механизмы государственной поддержки предпринимателей. Расширение доступа к информации, использованию новых источников финансирования, развитие сетевого взаимодействия малого и среднего предпринимательства с другими элементами национальных систем – образовательными и научно-исследовательскими организациями и учреждениями общественного сектора – все эти процессы способствуют усилению роли малого предпринимательства в рамках региона.

Органы региональной власти применяют программно-целевой подход к реализации полномочий на местном уровне, включая софинансирование из регионального и федерального бюджетов по муниципальным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также повышения прозрачности государственных и муниципальных услуг с помощью их перевода в электронный вид, развития системы многофункциональных центров, развития различных форм инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в первую очередь, инновационной, а также способствующей расширению доступа предприятий к финансовой, имущественной, информационной, образовательной, консультационной поддержке, устранению административных барьеров, защите прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства.

В качестве информационного составляющей можно рассматривать запуск работы специализированного интернет-портала, посвященного инвестиционной деятельности в Волгоградском регионе (адрес: www.investvolga.com). Цель функционирования портала заключается в обеспечении представления инвестиционных возможностей Волгоградской области и наиболее полном информировании всех заинтересованных лиц по всем вопросах, касающимся сферы инвестиций.

Форма совещательных и экспертных органов, призванных консолидировать мнение общества и власти для выработки общей позиции при решении актуальных вопросов в сфере малого предпринимательства динамично развивалась и трансформировалась. В настоящее время функционирует Координационный совет Волгоградской области по развитию малого и среднего предпринимательства, на заседаниях которого поднимаются вопросы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, их кредитования, аренды и другие. В деятельности Координационного совета активно участвуют общественные организации малого бизнеса «Волгоградский Центр защиты и развития бизнеса «Дело», областной и районный комитеты профсоюзов работников малых инновационных предприятий, НП «Волгоградский актив предпринимателей», НП «Ассоциация предпринимателей Красноармейского района», Волгоградские областные отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и «Деловая Россия», торгово-промышленные палаты.

В Волгоградской области постоянно проводится планомерная политика по оказанию поддержки и развитию малого и среднего бизнеса, в том числе по созданию благоприятной внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства .

Осуществление данной политики происходит с помощью следующих мероприятий:

Правовое обеспечение функционирования малого предпринимательства, сферы налогового регулирования, процесса предоставления государственных услуг, участия субъектов малого и среднего предпринимательства в государственном заказе;

Выработка эффективных мер поддержки с учетом новых конкурентных вызовов по реализации стратегии импортозамещения и антисанкционной политики России;

Формирование комплекса инфраструктуры, оказывающей поддержку малому и среднему предпринимательству Волгоградской области, особенно на уровне муниципалитета;

Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам на региональном уровне;

Осуществление комплекса мероприятий, связанных с созданием условий развития государственно-частного партнерства, например – проведение рабочих групп и круглых столов с Внешэкономбанком и другими структурами на тему государственного регулирования в сфере государственно-частного партнерства.

Также можно отметить в комплексе средств поддержки малого и среднего бизнеса такое направление как проведение мероприятий по созданию, укреплению и развитию тесных контактов с российскими торговыми представительствами за рубежом.

Эти мероприятия включают:

Информационный блок: повышение информированности иностранных хозяйствующих субъектов о предприятиях Волгоградской области, осуществление поиска новых деловых партнеров;

Координационный блок: заключение новых соглашений о сотрудничестве и партнерстве с зарубежными странами, координация мероприятий по уже заключенным соглашениям с иностранными государствами и субъектами Российской Федерации;

Интеграционный блок: участие в зарубежных и российских мероприятиях, связанных с формированием и продвижение положительного имиджа региона в международном масштабе;

Экспортный блок: создание регионального центра по координации поддержки экспортоориентированных малых и средних предприятий.

Заключение

Рассматривая интернационализацию инноваций с позиции функционального подхода, можно выделить три перспективных направления:

Осуществление корпорациями международной коммерциализации инновационных технологий, разработанных на основе исключительно российских разработок;

Укрепление международного сотрудничества государственных и частных организаций страны в научно-технической сфере, включая действующие на территории страны филиалы транснациональных корпораций;

Разработка различных форм инноваций на базе транснациональных корпораций.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. 29.06.2015г.)
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф. – [Электронный ресурс] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95688/ Дата доступа: 20.09.2017

2. Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России. Стат. сб./ Росстат. – М., 2015. – 96 с.

3. Областная целевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Волгоградской области». – Режим доступа:

4. Беков, Р. С. О роли Волгоградской области в Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года. // [Электронный ресурс] http://www.promvest.info Дата доступа: 28.05.2016

5. Материалы Агентства инвестиций и развития Волгоградской области // [Электронный ресурс] http://www.airvo.ru Дата доступа: 28.05.2017

6. Материалы Комитета экономики администрации Волгоградской области // [Электронный ресурс] http://economics.volganet.ru Дата доступа: 28.05.2017

7. Гончарова Е. В. Малое и среднее предпринимательство (инновационно-производственный аспект): учеб. пособие / Е. В. Гончарова, Л. Н. Медведева, М. К. Старовойтов, Я.М. Старовойтова; ВПИ (филиал) ВолгГТУ. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2016. – 256 с.

References

1. Federal law from 7/24/2007 of No. 209-FZ (edition of 29.06.2015) "About development of small and average business in the Russian Federation"//ConsultantPlus. Versiyaprof. – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95688/Date of access: 9/20/2017 (in Russ.).

2. Federal State Statistics Service. Small and average business in Russia. To become. сб. / Rosstat. – M, 2015. – 96 pages (in Russ.).

3. Regional target program "Development and Support of Small Business in the Volgograd Region". – Access mode: http://urp.volganet.ru/export/sites/urp/programma.doc/ (in Russ.).

4. Bekov, R. S.O of a role of the Volgograd region in the Strategy of social and economic development of the Southern Federal District until 2020.// http://www.promvest.info Date of access: 5/28/2016 (in Russ.).

5. Materials of the Agency of investments and development of the Volgograd region// http://www.airvo.ru

6. Materials of Committee of economy of administration of the Volgograd region// http://economics.volganet.ru Date of access: 5/28/2017 (in Russ.).

7. Goncharova E. V. Small and average business (innovative and production aspect): studies. grant / E.V. Goncharov а , L.N. Medvedev, M.K. Starovoytov, Ya.M. Starovoytova; VPI (branch) of VOLGGTU. – Volgograd: IUNL VOLGGTA, 2016. – 256 pages. (in Russ.).

Введение

Актуальность темы исследования определяется необходимостью разработки теоретических положений по повышению устойчивости и эффективности развития промышленности на основе инноваций, т.е. на основе экономики знаний. Это особенно важно в условиях ограниченности экономических ресурсов, недостаточного использования достижений научно-технического прогресса.

Сегодня экстенсивные факторы развития практически исчерпаны и необходимо повышать эффективность национального хозяйства на основе качественного совершенствования факторов производства, то есть на основе всемерного использования достижения научно-технического прогресса. От успешной реализации инновационной политики зависит конкурентоспособность страны и её место в мировой экономике. Развитие промышленности, преодоление возникшего отставания в области научных разработок и технологий – одна из основополагающих целей стратегии национальной экономической безопасности России.

Ныне в условиях ослабления государственного регулирования экономического роста, идёт процесс стихийного развития инновационной деятельности в промышленности, а многие российские технологии вытесняются зарубежными технологиями. В результате Россия намного отстаёт от развитых стран по качеству жизни, производительности труда и уровню использования экономических ресурсов. Поэтому чрезвычайно важно исследовать эту проблему, выявить формы, методики и приоритеты устойчивого развития промышленности России.

Цель дипломной работы заключается в разработке теоретических положений и рекомендаций по обеспечению устойчивого развития промышленности на основе перехода на инновационный путь развития.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

– обобщить и систематизировать основные теоретические положения, связанные с обеспечением устойчивого развития промышленности и экономики страны в целом;

– провести анализ состояния промышленности и научного потенциала РФ;

– рассмотреть методы государственного регулирования эффективного экономического роста в промышленности;

– показать необходимость и основные направления формирования национальной инновационной системы;

– выявить факторы и приоритеты устойчивого экономического развития промышленности России.

Объектом исследования является промышленность как важнейшая система научного хозяйства России.

Предмет исследования – теоретические и практические вопросы обеспечения устойчивого развития промышленности России

В работе использованы следующие методы: индукция и дедукция, экономико-статистические, балансовый, графический, монографический и другие.

Информационной базой исследования послужили данные статистической отчетности по промышленности России, концепции и разработки научных учреждений, отечественных и зарубежных ученых, нормативные и правовые акты Российской Федерации, посвященные развитию промышленности страны.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в процессе исследования научные положения, выводы и предложения могут быть использованы исполнительной властью при решении стратегических задач, направленных на обеспечение устойчивого развития промышленности страны.

1. Теоретические основы обеспечения устойчивого инновационного развития промышленности России

1.1 Сущность, виды и классификация инноваций

Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что уровень развития и динамизм инновационной сферы является для большинства стран основным фактором экономического роста. Поэтому сегодня место страны на мировой арене определяется не столько изобилием рабочей силы и при родных ресурсов, сколько качество человеческого капитала, уровнем образования, характером практического использования знаний, инновационной активностью национальной экономики.

В современном экономическом словаре указано, что «инновации – это нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использования этих новшеств в самых разнообразных областях и сферах деятельности» .

Следует отметить, что различные ученые, в зависимости от объекта и предмета исследования, рассматривают инновации следующим образом:

– как процесс (В.С. Раппорт , Б. Санта и др.);

– как систему (В. Лапин , Й. Шумпетер );

– как изменение (О. Водачкова , Ю. Яковец и др.);

– как результат (С. Бешелев, Ф. Гурвич ).

Например, Й. Шумпетер подразумевает под инновациями новые продукты, новые технологии, новые формы организации промышленного производства, открытие новых рынков .

По нашему мнению, инновация – внедренное в производство новшество, выступающее фактором интенсивного экономического роста, с целью получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Мы поддерживаем точку зрения о том, что необходимо разграничить понятие «новшество» и «инновация». Новшество – оформленный результат НИОКР. Новшества могут оформляться в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс. Однако, главное – внедрить новшество, превратить его в инновацию и получить положительный результат.

Инновации в экономическом анализе делятся на главные, решающие, т.е. на те, которые принципиальным образом изменяют характер производственного процесса или предоставляют возможность выпустить ранее неизвестный на рынке продукт, и, второстепенные, которые видоизменяют только форму продукта или какого либо процесса.

Таким образом, инновационная деятельность состоит из двух этапов: первый включает приобретение (или создание) новшества, а второй – его внедрение. Поэтому инновационной можно назвать только такую деятельность промышленного предприятия (и общества в целом), которая включает реализацию этих двух этапов и приносит экономический и другие виды эффектов.

Совокупность ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, научно-технических), используемых для инновационной деятельности в промышленности составляет инновационный потенциал отрасли. Инновационная деятельность не цель, а средство расширенного воспроизводства экономики страны и повышения её эффективности.

Изучение теоретических подходов к пониманию инноваций дает возможность дать комплексную их классификацию (рис. 1).

Классификационный признак «уровень использования инноваций» показывает возможности использования последних. Например, разработка новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы, тесно связанной с конечными результатами труда, является инновацией народнохозяйственного уровня, а новые прогрессивные формы организации труда в промышленности – инновации отраслевого уровня.

Классификационный признак инновации

Уровень использования инновации

– народнохозяйственный;

– отрасль;

– территориальный;

– первичного звена управления

Степень радикальности

– радикальные;

– системные;

– модифицирующие

Сфера деятельности

– экономическая;

– технологическая;

– производственная;

– социальная;

– экологическая;

– маркетинговая

Эффект от инноваций

– экономический;

– финансовый;

– научно-технический;

– социальный;

– экологический;

– интегральный

Рисунок 1 – Классификация видов инноваций

Классификационный признак «степень радикальности» показывает, что инновации необходимо подразделять в зависимости от использования в них научных знаний и влияния на развитие экономики. Так, например, радикальные инновации связаны с фундаментальными открытиями, результаты которых находят применение в различных сферах общественной деятельности. В свою очередь системные инновации также опираются на научные исследования, но имеющие ограниченную область применения. Что касается модифицирующих инноваций, то здесь речь идет лишь о совершенствовании техники, технологии и организации труда.

Классификационный признак «сфера деятельности инноваций» характеризует внедрение инноваций в экономическую, технологическую, техническую, производственную, маркетинговую сферы.

Классификационный признак «эффект от инноваций» отображает влияние внедрения инноваций на результаты деятельности предприятия, отрасли и экономики страны в целом. Эффект от внедрения инноваций может быть технологическим, финансовым, научно-техническим, социальным, экологическим, маркетинговым или интегральным.

Можно выделить следующие основные виды инноваций в промышленности:

– инновация продукции (работ, услуг);

– инновация технологических процессов, или технологическая инновация;

– организационная инновация;

– социальная инновация.

1. Инновация продукции (услуг) представляет собой создание нового продукта или услуги, что повышает конкурентоспособность предприятия и всего общества.

2. Инновация технологических процессов или технологическая инновация – это процесс обновления производственного потенциала субъекта инновационной деятельности, направленный на рост производительности и экономию ресурсов, что, в свою очередь, дает возможность увеличивать прибыль, усовершенствовать технику безопасности, проводить экологические мероприятия, внедрять новые информационные технологии.

3. Организационная инновация представляет процесс совершенствования организации производства и управления на предприятии, в отрасли, в российской экономике в целом.промышленной собственности. Кадровое обеспечение инноваций. ... устойчивое экономическое развитие России в XXI в. Главным инструментом технологического прорыва является поворот инвестиций к инновациям, инновационному ...

  • Современное состояние и перспективы развития ТЭК России

    Дипломная работа >> Экономика

    ... факторов Факторы подразделяются на основные и развитые , общие и спе­циализированные. К основным факторам ... развития российской экономики (инновационный путь развития ... области обеспечения устойчивого развития и... направленных в промышленность России . На...

  • Промышленная политика (1)

    Реферат >> Астрономия

    ... промышленной политики 2.1 Экспортоориентированная модель 2.2 Модель импортозамещения 2.3 Инновационная модель III. Долгосрочные структурные проблемы развития промышленности России ... фактора устойчивого экономического... сдерживающими факторами обеспечения их...

  • Опыт инновационного использования инвестиций в условиях рынка

    Курсовая работа >> Экономическая теория

    Технический прогресс становится важнейшим фактором обеспечения устойчивого развития , поскольку он повышает динамизм... решений аппаратом Министерства промышленности и энергетики России в направлении наращивания инновационного потенциала высокотехнологичных...

  • Наука и техника превратились сегодня в решающий фактор экономического развития любой страны. Они играют ведущую роль в решении всех проблем экономического, экологического, социального, культурного развития.

    Результаты научного поиска как своеобразный «информационный ресурс» позволяют повысить эффективность общественного производства и достичь высшего уровня экономического развития. Уже общепризнано, что развитие и распространение новых технологий играет центральную роль в обеспечении роста выпуска продукции и производительности труда.

    Одним из ключевых факторов, обусловивших в последние 20‑30 лет радикальные структурные сдвиги в мировой экономике, стало повышение экономической роли инноваций. Эти изменения имеют общие и специфические для разных стран проявления, которые очень условно можно сгруппировать в две совокупности признаков. Первая из них относится к инновационному поведению предприятий и организаций, вторая – к инновационной политике государств. Причем в обоих случаях актуальной является проблема выбора стратегических приоритетов, механизмов и направлений инвестирования финансовых ресурсов, эффективных форм кооперации с другими участниками инновационного процесса.

    В настоящее время инновационное развитие становится наиболее важным элементом социально-экономического развития стран и регионов. Рост экономик США, ЕС, Японии, Южной Кореи, Китая, Индии во многом обусловлен развитием наукоемких отраслей, разработкой и внедрением инноваций. Без инноваций экономическая система достигла бы устойчивого равновесия, которое будет препятствовать дальнейшему развитию национальной экономики.

    На современном этапе инновации должны быть присущи такие свойства как новизна, способность быстрой реализации на рынке, применимость в любой сфере деятельности человека и способность приносить экономический и другие виды эффекта.

    По отношению к инновациям все страны СНГ можно разделить на четыре группы. Самая многочисленная первая группа включает Армению, Молдову, Таджикистан и Кыргызстан, где имеющийся экономический потенциал затрудняет возможности внедрения инноваций. Дефицит государственного бюджета, его пополнение преимущественно за счет иностранных кредитов, отсутствие привлекательных для мирового рынка экспортных товаров, зависимость семейных доходов от поступлений из за границы не могут создать необходимого финансового обеспечения для инновационного развития.

    Ко второй группе можно отнести Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан, где за счет больших поступлений валюты от экспорта энергоносителей и другого высоколиквидного на мировом рынке сырья есть определенные финансовые ресурсы, которые руководство этих государств вынужденно расходует на другие цели, а не на инновационное развитие.

    Определенные меры по расширению инновационного сектора осуществляются в третьей группе стран СНГ – Украине, Беларуси и Казахстане. Но они ограничены небольшими объемами их экономического потенциала, не позволяющего обеспечить масштабный подход к осуществлению инноваций.

    C 2007‑2009 года в предпринимательском секторе произошло существенное улучшение макроэкономических и институциональных условий для инновационной деятельности, однако сейчас появились новые риски и ограничения, тормозящие инновационную активность предприятий в России (влияние мирового финансового кризиса, дефицит высококвалифицированных кадров, относительно высокая инфляция издержек внутри страны и др.).

    Статистика показывает, что инновациями пока занимается ограниченное число промышленных компаний. Инновационная активность наблюдается в основном среди некоторых крупных компаний и некоторых видов экономической деятельности.

    Страны, составляющие мировое технологическое ядро - США, Япония, Германия, Велико­британия и Франция - обеспечивают свои лидирующие по­зиции на основе высокой степени активности инновацион­ной деятельности, достигаемой за счет постоянного роста доли расходов на НИОКР в ВВП этих стран.

    При этом на первом месте среди стран-лидеров по интен­сивности инновационной деятельности находится Япония, продолжающая сохранять лидирующие позиции (табл. 1).

    Таблица 1

    Страны-лидеры по интен­сивности инновационной деятельности

    Принципиально важно, что экономическая эффектив­ность в современном обществе достигается не только за счетразвития науки и реального производства, но и на основе обеспечения эффективного функционирования всех фазинновационного цикла - получения новых знаний, переда­чи их в производственный сектор экономики посредствомрынка и производственного использования. Поскольку та­кое использование осуществляется, как правило, с цельюполучения экономически значимых конкурентных преиму­ществ на рынке конечной продукции, то и все этапы инно­вационного цикла находятся под сильным информационным, организационным, финансо­вым и иным воздействием рыночных факторов. Именно эко­номический интерес получателя инноваций в конечном итоге определяет целесообразность осуществления, направленность, масштабы и формы инновационной деятельности.

    Повышение уровня экономического развития страны вносит существенные изменения в соотношение ресурсов и потребностей. Государства, достигшие высокого уровня эко­номического развития, часто сталкиваются с дефицитом ресурсов. Одновременно повышение уровня экономического развития страны приводит к количественному уве­личению и качественному обновлению в системе экономи­ческих потребностей всех хозяйствующих субъектов, прежде всего личных потребностей населения. Таким образом, по мере повышения уровня экономического развития нараста­ет противоречие между ограниченностью ресурсов и безгра­ничностью расширения потребностей населения.

    Общественный продукт определяется не столько материальным содержанием, сколько степенью инновацион­ности. Издержки производства все больше зависят от количества и размеров нематериальных инвестиций - затрат на научные исследования и разработки, приобретение патентов и лицензий, образование и подготовку кадров, консалтинговые услуги, совершенствование структуры управле­ния и др.

    На долю наукоемких отраслей в настоящее время приходится в сред­нем более половины ВВП развитых стран, причем в этих отраслях наблюдаются наиболее высокие темпы роста объемов производства, занятости, инвестиций и внешнеторгового оборота.

    Исходя из вышеизложенного, инновацию можно характеризовать как конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Создатели инновации руководствуются такими критериями, как способность реализации изделия на рынке и его экономическая эффективность. Их главная цель – превзойти всех конкурентов на рынке, создав что-то новое, которое будет уникальным в данной области. Эффект от использования инноваций зависит от учитываемых результатов и затрат, а эффективность определяется через соотношение этих результатов и затрат.

    Особенностью современного этапа развития инновационной деятельности является образование в крупнейших фирмах единых научно-технических комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Наличие такой тесной связи этапов цикла «наука - производство» обусловлено научно-техническим прогрессом и рыночными потребностями фирмы.

    Для эффективного развития инновационной деятельности важную роль играют государственное финансирование и регулирование инновационных процессов.

    В условиях рыночной экономики инновационный процесс должен финансироваться не только из государственного бюджета, но и несколькими другими источниками. В условиях кризиса экономики из государственного бюджета должны финансироваться только важные инновационные проекты, влияющие на развитие экономики в целом. Для этого в целях совершенствования финансирования инновационных процессов в государственном бюджете целесообразно выделить отдельное стратегическое направление финансирования высокоэффективных инноваций.

    Государственное регулирование экономических и инновационных процессов является главной предпосылкой для эффективного и успешного развития инновационной деятельности в условиях рыночной экономики. Необходимо тщательно координировать деятельность всех участников инновационного процесса, используя все рычаги рыночной экономики. Для этого требуется понижать кредитные ставки банков, привлекать финансовые ресурсы из негосударственного сектора, вовлекать все большее количество промышленных предприятий в инновационный процесс, тем самым уменьшая экономический риск инновационной деятельности.

    Прогрессивными формами организации инновационной деятельности являются также технопарки. Они поддерживают развитие инновационной деятельности и способствуют передаче на рынок готовых научно-технических новшеств. Впервые технопарки появились за рубежом. Так, первый технопарк был создан в 1950-е гг. в Стэнфордском университете (США). В настоящее время это крупнейший технополис, насчитывающий около 8000 инновационных фирм.

    Существует множество разновидностей технопарков, главная цель которых – усиление связей между научными исследованиями, разработками и бизнесом. Эти связи порождают малые высокотехнологичные предприятия, способствуют ускоренному продвижению результатов научных исследований и разработок на рынок. Следовательно, основная функция технопарков заключается в интеграции науки и бизнеса. Финансовый итог деятельности технопарка – прибыль от реализации результатов научных и конструкторских работ и т.д., которая принадлежит его организаторам в соответствии с принятым уставом. Практически все технопарки образуются по инициативе государства с привлечением частных фирм, которые только и допускаются к финансированию. Выделяют следующие основные типы технопарков: научные, технологические, бизнес-инкубаторы, технополисы.

    Главная функция научного парка – проведение теоретических, фундаментальных и прикладных исследований. Наукоемким фирмам, находящимся на разных стадиях развития и ограниченным в финансовых и материальных ресурсах, парк предоставляет возможность проводить научные исследования в течение достаточно продолжительного времени.

    Технологический парк представляет собой научно-производственный комплекс, который обеспечивает разработку технологий, превращение их в коммерческий продукт и передачу в производство, тестирование и сертификацию продукции, сервисное обслуживание, экспертную оценку технологий. Производственная база парка определяется возможностями фирм-учредителей.

    Бизнес-инкубаторы представляют собой сложные многопрофильные комплексы и предназначены для образования и поддержки малых предприятий, оказания им инновационных услуг и обучение персонала. Создают бизнес-инкубаторы крупные компании, местные органы власти, правительственные ведомства, частные фонды. Бизнес-инкубатор, являясь, по существу, своеобразной формой технопарка, выполняет его функции, поддерживая фирмы, преодолевающие предстартовый период, в течение строго ограниченного времени (инкубационный период 2-3 года).

    Технополис представляет собой научно-производственный комплекс, созданный на базе отдельного небольшого города с развитой инфраструктурой и обеспечивающий его жизнедеятельность. В основном в технополисах принимают участие крупные компании, заинтересованные в проведении исследований и развитии новых фирм. Как правило, технополисы связаны с электроникой, биотехнологиями, информатикой, высокоточным машиностроением и другими наукоемкими производствами, а также приоритетным развитием наукоемких технологий, концентрацией научных сил на тех направлениях науки, которые будут определять уровень производства XXI в. Следует отметить, что единой и упорядоченной модели создания технопарков не существует. Более того, теоретическая база, обосновывающая необходимость и конкретность условий их создания, пути и методы достижения их финансовой устойчивости, проработана недостаточно. Тем не менее, в России функционируют более 40 технопарков, в которые входят несколько сотен малых инновационных фирм. Концепция технопарков в России имеет основной целью создание качественно новых организационных и экономических условий эффективного использования научно-технического потенциала страны в рамках, интегрированных в технопарки малых наукоемких предприятий.

    Еще по теме Роль инновационного фактора в мировой экономике. Новые формы связи науки и бизнеса.:

    1. 1.2. Основные характеристики глобализации мировой экономики
    2. 1.2. Российское бизнес-сообщество - узловая категория анализа
    3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
    4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ИНТЕГРАЦИИ КРУПНЫХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ФИНАНСОВУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
    5. 2.3 Структурные уровни анализа капитала инновационной фирмы
    6. Устойчивый экономический рост как условие стабилизации экономики
    7. Роль инновационного фактора в мировой экономике. Новые формы связи науки и бизнеса.
    8. 3.3. Развитие факторов производства в условиях научно-технической революции
    9. § 1. Право как эффективный инструмент воздействия на экономику в свете современной интерпретации сущности российского общественного строя
    10. 3.1. Общая характеристика инновационных правоотношений, возникающих по поводу осуществления инновационной деятельности
    11. 4.1. Общая характеристика инновационного законодательства зарубежных стран

    - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс -