Болезни Военный билет Призыв

Инновационные тенденции современной психологии. Основные тенденции маркетинга инноваций


Состояние системы специального образования в период 1990‑х гг. принято определять как кризис государственной системы специального образования и кризис коррекционной педагогики как науки, для которого характерны следующие явления:

– социальная маркировка ребенка с особыми нуждами как ребенка с дефектом;

– охват системой специального образования лишь части нуждающихся детей, «выпадение» из системы детей с глубокими нарушениями в развитии;

– отсутствие специализированной помощи детям со слабо выраженными нарушениями;

– жесткость и безвариативность форм получения образования;

– преобладание образовательного стандарта над развитием личности ребенка;

В результате обучения специалистам становится видимым дисбаланс между обучением и развитием.

В последнее десятилетие, благодаря новым установкам государства, в экстремально короткий исторический срок были разомкнуты рамки изолированной системы обучения аномальных детей, устранены социально‑политические и идеологические барьеры, сдерживающие развитие системы специального образования как системы помощи и развивающего образования: были разрешены частные благотворительные инициативы и патронаж церкви над аномальными детьми, причем к этому были одновременно допущены различные конфессии, резко расширены по сравнению с советским периодом права родителей. В Законе об образовании (1991 г.) провозглашена свобода выбора форм обучения и свобода в их создании; стало возможным построение новых форм образовательных структур.

Таким образом, принципиально изменился социальный заказ, возникла необходимость научно‑методически обеспечить новые социальные установки на всех уровнях, во всех аспектах.

Объективная невозможность немедленного решения новой исторической сверхзадачи со стороны дефектологов привела к тому, что дефектологическая наука стала объектом массированной глобальной критики.

Одновременно на федеральном и региональном уровнях начали возникать разнообразные инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого‑педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения, осуществлялось калькирование западных моделей. Сегодня наиболее компетентные энтузиасты в области инновации начинают осознавать непродуктивность и опасность «быстрых решений». Однако годы, прошедшие под знаком критического отношения к специальной педагогике, сыграли в целом негативную роль. Право на переосмысление и перестройку системы не признавалось за дефектологами. В сознании общественности они оказались в позиции противостояния инновациям в области форм обучения детей с отклонениями в развитии. Однозначно негативно стала оцениваться вся система специального образования. Вместо ее эволюционного целенаправленного планомерного преобразования на базе развития бесспорных достижений дефектологической науки и практики, в очередной раз предпринимается характерная для нашей страны попытка революционного изменения ситуации, а значит, тотального разрушения сложившейся системы.

Институт коррекционной педагогики РАО считает принципиальным эволюционное развитие системы специального образования. Необходима последовательная и планомерная трансформация системы на разных уровнях.

Институт считает, что роль науки в ближайшее десятилетие состоит в решении следующих задач:

– поддерживать и развивать функционирующую государственную систему специального образования за счет введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания специального образования;

– целенаправленно проводить переподготовку кадров, поддерживая такой уровень профессиональной компетенции кадров в ведущих специальных образовательных учреждениях страны, который может обеспечить максимально возможное в рамках существующей системы качество обучения ребенка с отклонениями в развитии;

– обобщить результаты многолетних экспериментов по ранней (от 0 до 3 лет) психолого‑педагогической коррекции детей с нарушениями слуха, интеллекта, речевыми нарушениями с целью создания государственной системы комплексной диагностики и коррекции нарушений различных категорий аномальных детей, начиная с первых месяцев жизни;

– определить систему показаний для интеграции ребенка с выраженными отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения; разработать содержание и формы специализированной поддержки интегрированных детей; разработать содержание и формы переподготовки специалистов массовых учреждений;

– переосмыслить цели, содержание, методы, средства и организационные формы специального образования в соответствии с новым социальным заказом;

– разработать концепцию нового содержания специального образования детей школьного возраста с различными отклонениями в развитии и соответствующую ей концепцию подготовки кадров нового поколения специалистов;

– обеспечить клиническое, нейрофизиологическое и психолого‑педагогическое изучение контингента детей со сложной структурой дефекта, не охватывавшихся ранее государственной системой воспитания и обучения. На основе интеграции результатов предшествующих исследований Института и данных экспериментального изучения определить содержание, методы, организационные формы их обучения;

– на основе изучения общего и специфического в развитии аномальных детей построить максимально полные модели, шкалы основных содержательных линий развития ребенка, указав на них все возможные обходные пути в достижении этапных задач.

Социально‑экономические изменения в обществе привели к серьезным изменениям в системе образования, поэтому изменились и требования к научным знаниям. Специальная педагогика переживает кризисный период, многие актуальные проблемы обусловлены расширением реабилитационного пространства: «по горизонтали» – возникла необходимость широкого охвата различных категорий детей с отклонениями в развитии; «по вертикали» – осознается необходимость медико‑писхолого‑педагогической поддержки и сопровождения детей различных возрастных групп. Одной из самых актуальных и мало разработанных проблем является проблема ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии.

Система ранней помощи в нашей стране создана для глухих. Остро актуальна проблема интеграции, дискутируется вопрос о возможности и целесообразности совместного обучения детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников. Одной из наиболее острых, дискуссионных проблем является проблема итегрированного (совместного) обучения детей с нормальным темпом психического развития и детей с отклонениями в развитии.

Н.Н. Малофеев произвел социокультурный анализ современных тенденций образования лиц с особыми образовательными потребностями и пришел к следующим выводам.

Если считать 1990‑е гг. в России началом перехода с четвертого на пятый этап, который Европа пережила в 1970‑е гг., то следует признать интеграцию ведущей тенденцией развития системы на данном историческом отрезке времени. Однако, сопоставительный анализ показывает существенные различия социокультурных условий возникновения и реализации интегративных подходов к образованию детей с различными нарушениями в развитии.

Россия должна рассматривать интеграцию в образовании как один из нескольких перспективных путей развития системы в целом. Кажутся возможными два пути реализации тенденции – революционный и эволюционный.

Революционный путь предполагает разрушение старых традиционных форм организации дифференцированного специального образования и попытку внедрения западных моделей, что можно квалифицировать как грубую методологическую ошибку. Значительно более оправданным было бы внедрение западных моделей ранних этапов интеграции, приходящихся в Европе на период 1970‑х гг., однако и в этом случае иные социокультурные условия делают неэффективным и этот перенос. Следовательно, наиболее оправданным является эволюционный подход.

Л.С. Выготский открыл путь к пониманию природы вторичных нарушений у аномальных детей, «социальных вывихов», коррекцией которых и должна заниматься специальная психология и педагогика. Развивая идеи Л.С. Выготского, российские исследователи выдвигают положение о необходимости использования сензитивных периодов становления высших психических функций, разрабатывают и апробируют комплексные программы ранней (с первых месяцев жизни) медико‑психолого‑педагогической коррекции нарушенных функций и на этой основе как можно более ранней, полноправной интеграции ребенка в социальную и общеобразовательную среду.

Интеграция через раннюю коррекцию нарушенных функций в контексте целенаправленного общего развития аномального ребенка может рассматриваться как один из наиболее перспективных и оправданных путей реализации ведущей тенденции современного периода в России.

Другой важнейшей проблемой специального образования является недостаточная разработанность его нормативно‑правовой базы.

В последние годы разработан проект Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в котором предпринята попытка осмысления специальных образовательных потребностей различных детей с отклонениями в развитии, регламентирована деятельность специальных образовательных учреждений. Однако этот документ до сих пор не утвержден и существует в качестве проекта.

В нашей стране в настоящее время специальными государственными актами сняты политические и гражданские ограничения с детей, имеющих нарушения в физическом и умственном развитии, в связи с чем обозначилась следующая проблема.

На сегодняшний день недостаточно сведений об особенностях психического развития некоторых категорий детей, в связи с чем, слабо разработаны вопросы их обучения и воспитания. Это дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, с ранним детским аутизмом, с комплексными нарушениями, с поведенческими расстройствами.

Существует проблема дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии. Исторически так сложилось, что в первую очередь в систему специального образования были включены дети школьного возраста. Система специальных дошкольных учреждений сложилась только в начале 1970‑х годов прошлого столетия. Психологические особенности детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии недостаточно изучены, и система коррекционной помощи им несовершенна.

Острой является проблема организации ранней диагностики и ранней коррекции отклонений в развитии в период от 0–3 лет. Именно ранний и дошкольный периоды являются сензитивными периодами наиболее интенсивного психического развития. В эти периоды происходит морфофункциональное созревание мозга, закладывается основной объем условных связей, что служит фундаментом для дальнейшего развития высших психическиъх функций и личности в целом. Пока возможности сензитивного периода не используются в полной мере, отсутствует целостная система ранней помощи детям с последствиями органического поражения центральной нервной системы.

При ИКП РАО в Москве создан центр ранней диагностики и коррекции, разрабатываются вопросы теории и практики комплексного сопровождения развития детей с первых месяцев жизни (Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Е.Ф. Архипова и др.).

Проблема социальной адаптации и профессиональной подготовки подростков и взрослых с отклонениями в развитии также требует дальнейшей разработки.

Вопросы и задания

1. Раскройте периодизацию эволюции отношения государства и общества к детям с нарушениями в развитии. Озаглавьте каждый из пяти периодов и укажите хронологические сроки, применительно к Западной Европе и к России. Совпадают ли сроки?

2. Каковы позитивные и негативные последствия ориентации отечественной системы обучения аномальных детей на цензовое образование?

3. Назовите наиболее актуальные проблемы специального образования на современном этапе.

Глава 10 Зарубежный опыт управления инновационной деятельностью

10.1. Управление инновационной деятельностью

в промышленно развитых странах

10.1.1. Национальные инновационные системы и тенденции в управлении инновационным развитием

В последние 20 лет стало очевидным, что уровень развития и динамизм инновационной сферы – науки, новых технологий, наукоемких отраслей – обеспечивают основу устойчивого экономического роста. Научно-технический прогресс меняет масштабы и структуру производства, оказывает существенное влияние на состояние мировой экономики. В 1990- е гг. возросшие темпы научно-технических изменений, бурное развитие наукоемких производств и услуг дали новый импульс ускорению экономического роста в промышленно развитых странах. В мировом хозяйстве формируется новая парадигма роста на базе использования знаний и инноваций как важнейших экономических ресурсов. Это предопределило разработку концепциинациональных инновационных систем (НИС), которые рассматривают отдельные элементы инновационного процесса как взаимосвязанные звенья сложной системы, функционирование которой обеспечивается определенным набором институциональных факторов.

Национальная инновационная система представляет собой комплекс институтов правового, финансового, организационного и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности. Инновационная система формируется под влиянием множества объективных для данной страны факторов, включая ее размеры, наличие природных и трудовых ресурсов, особенности исторического развития институтов государства и форм предпринимательской деятельности. Эти факторы выступают долгосрочными детерминантами направления и скорости эволюции инновационной активности. Кроме того, каждая НИС характеризуется определенной структурой и некоторой степенью упорядоченности, предполагающими достаточную стабильность институционального взаимодействия (при этом в каждой стране складывается национальная конфигурация институциональных элементов). Созданы модели национальных инновационных систем, в рамках которых формируются их национальные особенности. К таким особенностям НИС могут быть отнесены большая или меньшая роль государства и частного сектора в выполнении инновационных функций, относительное значение крупного и мелкого бизнеса, соотношение фундаментальных и прикладных исследований и разработок, динамика развития и отраслевая структура инновационной деятельности.

Несмотря на разнообразие национальных научных систем и их особенностей, для основных промышленно развитых стран в управлении инновациями прослеживается ряд общих тенденций. К ним относятся:

Усиление регулирующих функций государства в инновационной сфере;

А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

усиление целевой ориентации инновационных разработок. В настоящее время все более отчетливо проявляется стремление государств широко использовать инновации для решения таких задач, как развитие биотехнологий, электроники и телекоммуникаций, охрана окружающей среды;

использование крупных национальных, межотраслевых и глобальных научно-техни- ческих программ;

постепенный переход к долгосрочному программированию развития инноваций. Многие компании стремятся иметь программы инновационных разработок, рассчитанных на долгосрочную перспективу (10 и более лет). Это же характерно и для государственных научно-технических программ;

глобализация инновационной сферы, которая проявляется в растущей доле зарубежного финансирования научных исследований в большинстве развитых и новых индустриальных стран, а также в создании инновационных организаций (подразделений) в регионах

с благоприятным инвестиционным климатом. Формирование глобальной инновационной сферы на базе исследовательских сетей меняет не только содержание и приоритеты исследований, но и природу корпораций, обновляет стиль и методы управления, создает основы новой корпоративной культуры.

Новейшей тенденцией является сокращение прямого государственного участия в финансировании инновационной деятельности. Кроме того, к общим тенденциям следует отнести интеграцию различных областей науки, техники и производства и развитие системы горизонтальных связей. Горизонтальные связи типа «отрасль – отрасль», «предприятие – предприятие» и др. обеспечивают межотраслевую передачу технологий. Опыт США и других стран показывает, что создание «третьего звена» между наукой и производством в рамках расширения горизонтальных связей, т. е. системы организаций (консультационные фирмы, специализированные организации по внедрению инноваций, обслуживанию потребителей), значительно облегчило межотраслевой научно-технический обмен и способствовало эффективному внедрению инноваций.

Эти тенденции свидетельствуют о сочетании в промышленно развитых странах национальной и глобальной научно-технической, инновационной стратегии. Хотя глобализация выводит за пределы этих стран значительную часть инновационной деятельности, ее основы по-прежнему остаются национальными. Основная причина заключается в тесной зависимости процесса нововведений от условий каждой страны, сложившихся отношений с научным сообществом и потребителями, финансовых возможностей и кадрового потенциала. Все это приводит к разработке и реализации в каждой промышленно развитой стране государственной инновационной политики, направленной на создание благоприятного климата для осуществления инновационных процессов.

10.1.2. Методы воздействия государства на инновационную деятельность

Реализация государственной инновационной политики требует применения адекватных форм и методов управления инновационной деятельностью. В современных условиях существует множество форм управления инновациями на разных уровнях (от подразделений корпораций до государства). Как и всякая иная политика, инновационная политика неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной цели – стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала. В целях стимулирования инновационной активности применяются разные методы взаимодействия государства, которые могут быть подразделены на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономи-

А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

ческой ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.

Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и про- граммно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Про- граммно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством осуществления государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе на малых наукоемких фирмах. В США программно-целевой подход используется в настоящее время как особо важная форма проведения государственной научно-технической политики и основной метод государственного финансирования, прежде всего военно-космических НИОКР. Особое место в системе прямых мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью.

К косвенным методам воздействия государства в промышленно развитых странах относится либерализация налогового законодательства, в частности применение налоговых льгот. В промышленно развитых и новых индустриальных странах используются следующие виды налоговых льгот, которые стимулируют инновационную деятельность :

Уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

«налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

Снижение ставок налога на прибыль, направленную на выполняемые по заказу и совместные НИОКР;

Льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;

Уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых НИИ, вузам;

Предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т. е. отсрочка налоговых платежей из прибыли в части затрат на инновационные цели;

Вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций.

К косвенным методам воздействия в области инновационной политики относятся и законодательные акты. Они весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику. Например, действующее в США уже около 200 лет патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия – интеллектуальную собственность, что предполагает монополию автора на инновационное решение. Это обстоятельство позволяет изобретателю, подобно землевладельцу, получать «инновационную ренту», т. е. плату за пользование его изобретением. Такое положение в конечном счете благоприятно сказывается на активности научно-инновационной работы в стране.

При всем многообразии форм и методов стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов во всех промышленно развитых странах прослеживается, однако, нечто общее, позволяющее выделить инновационную политику в качестве специфического элемента государственного регулирования. Так, имеется согласованность инновационной политики со всеми направлениями государственной экономической политики; это проявляется в использовании единых экономических инструментов государственного воздействия, соответствующих избранному экономическому курсу.

А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

10.1.3. Структура управления и организационные формы инновационной деятельности

В промышленно развитых странах в инновационном механизме управленческие и организационные аспекты занимают важное место. Во многих из них осуществляется многоступенчатое управление и используются различные организационные формы инновационных отношений.

В США система управления инновационным процессом состоит из трех уровней: высшего государственного, среднего государственного или ведомственного (секториального) и нижнего государственного или институционального. На высшем государственном уровне:

Определяется стратегия развития науки и техники;

Принимаются решения по выбору и формированию так называемых национальных приоритетов;

Осуществляются финансирование и контроль выполнения программ инновационных разработок;

Принимаются законодательные меры по стимулированию инновационного процесса;

Распределяется ответственность между ведомствами. Высший государственный уровень представлен Конгрессом и президентом США, которые намечают и обсуждают общие стратегические направления государственной научно-технической политики, формулируют

ее цели, устанавливают и утверждают национальные приоритеты. В пределах этих приоритетов государственные ведомства пользуются весьма широкой свободой при выборе конкретных направлений исследований и их исполнителей из числа лабораторий, подчиненных ведомствам, университетов или лабораторий частных фирм.

На среднем государственном или ведомственном уровне осуществляются руководство инновационным процессом по отраслям и видам исследований, формирование долгосрочных инновационных программ, выбор исполнителей на основе конкурса, заключение контрактов от имени правительства, оперативный контроль выполнения и внутриведомственная кооперация. Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США на этом уровне являются министерства обороны, энергетики, здравоохранения и сельского хозяйства, а также Национальное космическое агентство (НАСА), Агентство по охране окружающей среды, Национальный научный фонд (ННФ), который курирует фундаментальные исследования. Национальный научный фонд в соответствии со своим статусом выступает основным федеральным ведомством, призванным содействовать росту научного потенциала страны и совершенствованию методов проведения фундаментальных исследований. Для ННФ в отличие от остальных министерств и ведомств основной задачей является развитие фундаментальной науки. Кроме того, ННФ регулирует сферу научных исследований путем стимулирования в основном фундаментальных исследований, а также финансирования крупных прикладных программ научных исследований и программ подготовки кадров.

На нижнем государственном или институциональном уровне непосредственно ведутся научные исследования в государственных или смешанных (частно-государственных) лабораториях и осуществляется текущее, оперативное выполнение программ.

Государственные лаборатории финансируются соответствующими ведомствами и работают в основном на эти ведомства. Отметим, что отсутствует единый для всех ведомств порядок финансирования; ни один из существующих органов государственного управления на среднем уровне не обладает раз и навсегда установленными полномочиями и функциями.

Особую роль среди организаций, выполняющих государственные заказы, играют смешанные федерально финансируемые центры (лаборатории) исследований и инновационных

А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

разработок. Они пользуются государственными бюджетными ресурсами, но управляются университетами (22 центра) и частными корпорациями (8 центров). К основным научным учреждениям относятся: университеты и колледжи, государственные НИИ и лаборатории, частные НИИ, работающие по заказу, научные центры, промышленные лаборатории (НИИ), бесприбыльные корпорации, научно-производственные комплексы (временные), исследовательские консорциумы для совместной реализации принципиально новых инновационных проектов.

В Великобритании структура управления и организационные формы инновационной деятельности примерно аналогичны функционирующим в США. При этом разница имеется лишь в структуре организационных форм и некоторых их функциях. Так, организационная структура управления инновационным процессом состоит из следующих элементов: университетов и политехнических институтов, государственных НИИ и лабораторий (отраслевых), исследовательских ассоциаций, НИИ, работающих по заказу, НИИ и лабораторий корпораций и фирм. Если для США характерны бесприбыльные корпорации и исследовательские консорциумы для осуществления крупных инновационных проектов общими усилиями частных компаний, то в Великобритании получили развитие исследовательские ассоциации по отраслям или видам продукции, например Британская исследовательская ассоциация по керамике и Национальная корпорация развития исследований, оказывающая помощь изобретателям-одиночкам в эффективном использовании изобретений (новшеств)

и выполняющая отдельные инновационные проекты.

В Японии в организационную структуру государственного управления научно-техни- ческой политикой входят следующие министерства и ведомства: Министерство внешней торговли и промышленности, Управление по науке и технике, Управление национальной обороны, Министерство образования, Министерство финансов, Совет по делам науки.

Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) играет главную роль в разработке научно-технической политики и управлении национальной инновационной системой в Японии. Главной его задачей является координация исследований между государственными научными учреждениями и частными промышленными фирмами, а также определение будущих наиболее перспективных направлений развития японской промышленности. Оно включает множество подразделений. В работе этих органов принимают участие видные ученые исследовательских институтов, представители промышленных предприятий и потребительских ассоциаций. Другими функциями этого министерства являются: финансовая поддержка промышленных инноваций в начальной стадии их развития; сбор, обработка и передача промышленному сектору информации о новейших открытиях науки и техники и результатах исследований отечественных университетов и НИИ.

Контроль за выполнением конкретных направлений инноваций осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Государственная инновационная политика направлена на превращение Японии из импортера лицензий в их экспортера.

Комплексный анализ методов и мер, а также организационных и управленческих аспектов инноваций показывает, что в США и ряде других стран из комплекса элементов, составляющих инновационный механизм, на государственном уровне основное внимание уделяется трем элементам – управлению, методам финансирования и инновационному законодательству, а организационный элемент рассматривается как второстепенный. На уровне министерств (ведомств) основными элементами инновационного механизма являются организационный и порядок финансирования, а формирование и использование инновационных фондов – вторичными. На институциональном уровне особое значение имеют такие элементы, как методы оценки эффективности инноваций, морально-психологические методы,

А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

меры информационно-технического оснащения, а организационные и управленческие элементы играют значительно меньшую роль.

«Инновационные тенденции в образовании»

Инновация – это нововведение. Постоянные изобретения и поиск позволяют сказать, что образование всегда было инновационной областью, а появление информационных технологий в образовании открыло целый ряд различных инновационных направлений. Какие же педагогические инновации в образовании сегодня наиболее популярны?

Ошибочно полагать, что инновации в школе – это только принципиально новые и масштабные изменения системы образования такие, как введение ЕГЭ, электронный дневник и др. Модификации стандартных педагогических приемов и методов с целью повышения успеваемости учащихся в усвоении определенного материала, также можно назвать инновациями. Эти новшества в образовании могут быть разработаны самим учителем и применяться только в рамках конкретного класса, а могут быть одобрены руководством школы для использования всем педагогическим коллективом.

Подробнее рассмотреть виды инноваций можно, классифицировав их:

1. По новизне:

абсолютно новые, впервые созданные (открытия);

содержащие уже известные элементы (состоящие из объединенных блоков, которые сами по себе давно известны, но малоэффективны).

2. По объектам образования :

обновление школы;

обучение и воспитание;

социализация учащихся;

сохранение здоровья учащихся.

3. Виды инноваций в образовании можно также классифицировать по масштабам их внедрения:

в конкретной школе, коллективе, микрорайоне;

по всей стране, региону;

4 . По авторству инноваций :

результат коллективного творчества;

индивидуальный проект.

5. По источникам инноваций:

внешний заказ;

собственный замысел.

Сейчас у многих на слуху такие понятия, как «интерактивные технологии и методы», «инновации», «мультимедийные учебные материалы» и многие другие. Слова на первый взгляд сложные и неизведанные, но с другой стороны имеют похожий смысл. А дело все в том, что современная школа на данном этапе образования должна отвечать определенным требованиям. Это в основном касается оснащенности в учебных кабинетах компьютерами, проекторами, то есть информационными ресурсами.

В школьном образовании существует различные педагогические инновации, и каждое учреждение использует свои наиболее «прижившиеся» или традиционные инновационные технологии в образовании.

Игровые технологии самые применимые в образовании, так как применяются не только на всех уроках в начальных, но и в старших классах.

Личностно-ориентированное обучение создает условия для самоопределения школьников в выборе будущей профессии, для лучшего усвоения ведутся элективные курсы.

На всех уроках используются здоровьесберегающие технологии, смысл которых заключается в том, чтобы исключить негативное воздействие на здоровье ученика, связанное с процессом учебно-воспитательной работы.

Проектно - исследовательская технология или по-другому продуктивное обучение включает в себя активное обучение, то есть методы исследования, сбора, обобщение результатов учеником. Применяется на уроках информатики, иностранного языка, технологии и других.

Блочно - модульная технология ориентирована на различные виды самостоятельной, посильной работы учащегося, например, изготовление наглядных пособий, написание творческой работы, выполнение упражнений. Эта технология учит ребенка самому искать информацию, изучать и получать знания в новом виде.

Инновационные процессы в образовании имеют свои плюсы:

Во-первых , пробуждают мотивацию у учащихся к познавательной деятельности, особенно по проектированию.

Во-вторых , отмечается, что использование такого обучения создает более комфортный психологический климат для ученика, в частности снимает напряжение при общении с учителем.

В-третьих , для ребенка открыто творческое пространство, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных работ.

В-четвертых, информатизация стимулирует не только учащихся, но и привлекает педагогов в большей степени из-за повышения производительности его труда и культуры. Следует отметить, что все технологии тесно связаны друг с другом и учитель может их комбинировать в своем методе преподавания.

Таким образом, современные образовательные технологии в школе могут повысить эффективность обучающего процесса, воспитать полноценную, всесторонне развитую личность и решить другие задачи, стоящие перед образовательным учреждением в нашем обществе.

«Инновационные
тенденции в образовании»
Инновация – это нововведение. Постоянные изобретения и поиск позволяют
сказать, что образование всегда было инновационной областью, а появление
информационных технологий в образовании открыло целый ряд различных
инновационных направлений. Какие же педагогические инновации в
образовании сегодня наиболее популярны?

Ошибочно полагать, что инновации в школе – это только принципиально
новые и масштабные изменения системы образования такие, как введение
ЕГЭ, электронный дневник и др. Модификации стандартных педагогических
приемов и методов с целью повышения успеваемости учащихся в усвоении
определенного материала, также можно назвать инновациями. Эти новшества
в образовании могут быть разработаны самим учителем и применяться только
в рамках конкретного класса, а могут быть одобрены руководством школы
для использования всем педагогическим коллективом.
Подробнее рассмотреть виды инноваций можно, классифицировав их:
1. По новизне:
абсолютно новые, впервые созданные (открытия);
содержащие уже известные элементы (состоящие из объединенных блоков,
которые сами по себе давно известны, но малоэффективны).
2. По объектам образования:
обновление школы;
обучение и воспитание;
социализация учащихся;
сохранение здоровья учащихся.
3. Виды инноваций в образовании можно также классифицировать по
масштабам их внедрения:
в конкретной школе, коллективе, микрорайоне;

по всей стране, региону;
использование только автором инновации.
4. По авторству инноваций:
результат коллективного творчества;
индивидуальный проект.
5. По источникам инноваций:
внешний заказ;
собственный замысел.

Сейчас у многих на слуху такие понятия, как «интерактивные технологии и
методы», «инновации», «мультимедийные учебные материалы» и многие
другие. Слова на первый взгляд сложные и неизведанные, но с другой стороны
имеют похожий смысл. А дело все в том, что современная школа на данном
этапе образования должна отвечать определенным требованиям. Это в
основном касается оснащенности в учебных кабинетах компьютерами,
проекторами, то есть информационными ресурсами.
В школьном образовании существует различные педагогические инновации, и
каждое учреждение использует свои наиболее «прижившиеся» или
традиционные инновационные технологии в образовании.
Игровые технологии самые применимые в образовании, так как
применяются не только на всех уроках в начальных, но и в старших классах.

Личностно­ориентированное обучение создает условия для
самоопределения школьников в выборе будущей профессии, для лучшего
усвоения ведутся элективные курсы.
На всех уроках используются здоровьесберегающие технологии, смысл
которых заключается в том, чтобы исключить негативное воздействие на
здоровье ученика, связанное с процессом учебно­воспитательной работы.
Проектно ­ исследовательская технология или по­другому продуктивное
обучение включает в себя активное обучение, то есть методы исследования,
сбора, обобщение результатов учеником. Применяется на уроках
информатики, иностранного языка, технологии и других.
Блочно ­ модульная технология ориентирована на различные виды
самостоятельной, посильной работы учащегося, например, изготовление
наглядных пособий, написание творческой работы, выполнение упражнений.
Эта технология учит ребенка самому искать информацию, изучать и получать
знания в новом виде.
Инновационные процессы в образовании имеют свои плюсы:
Во­первых, пробуждают мотивацию у учащихся к познавательной
деятельности, особенно по проектированию.
Во­вторых, отмечается, что использование такого обучения создает более
комфортный психологический климат для ученика, в частности снимает
напряжение при общении с учителем.
В­третьих, для ребенка открыто творческое пространство, благодаря
которому увеличивается число качественных и интересных работ.

В­четвертых, информатизация стимулирует не только учащихся, но и
привлекает педагогов в большей степени из­за повышения
производительности его труда и культуры. Следует отметить, что все
технологии тесно связаны друг с другом и учитель может их комбинировать в
своем методе преподавания.
Таким образом, современные образовательные технологии в школе могут
повысить эффективность обучающего процесса, воспитать полноценную,
всесторонне развитую личность и решить другие задачи, стоящие перед
образовательным учреждением в нашем обществе.

Введение

В современной психологии распространен метод исследования, пришедший из психологии индивидуальных различий: группе испытуемых даются опросники, по полученным результатам вычисляются статистики, по ним, в свою очередь, делаются выводы о наличии или отсутствии связи между некоторыми психическими процессами. Также используется факторный анализ, с помощью которого выделяются факторы, создающие индивидуальные различия. Ярким примером применения дифференциально-психологических методов является "Большая Пятерка" ("Big Five"), представляющая собой 5 элементарных черт-факторов личности, выделенных П. Коста (Paul T. Costa) и Р. Мак-Крей (Robert R. McCrae) с помощью факторного анализа.

Инновационность психологического метода исследования

Наша работа основана на книге Дж. Ламиелла, содержащей детальный анализ истории становления современных дифференциально-психологических методов, а также развернутую критику их методологических оснований.

Как утверждает Дж. Ламиелл, результаты, полученные вышеописанным образом, далеко не всегда могут считаться достоверными, отчасти это связано с историей возникновения дифференциально-психологического метода. Проводить исследования на больших выборках с использованием опросов первым начал Ф. Гальтон. В основе анализа данных, полученных таким образом, лежал коэффициент корреляции, изобретенный К. Пирсоном, последователем Ф. Гальтона. С необходимостью объектом такого исследования были большие группы людей, поскольку малые выборки принципиально не позволяют получить статистически значимый результат.

Следующий шаг был сделан Э. Торндайком, предположившим, что результаты статистического анализа популяционных данных могут быть интерпретированы на уровне отдельных индивидов. Ошибочность такой точки зрения, по мнению Дж. Ламиелла, следует из того факта, что выявленная в группе людей связь достоверно проявляется по отношению к каждому отдельному члену этой группы в том и только в том случае, когда коэффициент корреляции исследуемых переменных, полученный в результате статистического анализа, равен +1 или -1.

Отклонение от этих величин означает, что у некоторых представителей рассматриваемой группы связь не проявляется. Поскольку вероятность встречаемости той или иной связи черт по всей выборке не может быть интерпретирована как относительная сила их влияния на уровне отдельного индивида ни в каком случае, кроме вышеприведенного, подобный ход был назван Дж. Ламиеллом "уловкой Торндайка".

Важную роль в становлении дифференциально-психологических методов сыграл тот факт, что психология в течение длительного периода времени стремилась стать номотетической наукой. Термины "номотетический" и "идиографический" были введены В. Виндельбандом с целью разделения естественных и гуманитарных наук. Согласно Виндельбанду, номотетический подход направлен на выявление общих законов ("того, что всегда верно"), в то время как идиографический – на описание исторических фактов ("того, что было однажды"). Для естественных наук характерен в большей степени номотетический подход. В этом случае большое значение имеет понятие "общего". Виндельбанд под общим понимает нечто верное для каждого объекта из выделенного множества. Современный дифференциально-психологический подход трактует "общее" как верное для некой группы людей в целом, в среднем. Таким образом, как отмечает Дж. Ламиелл, произошла подмена понятия, и психология, использующая дифференциально-психологический подход Гальтона-Пирсона-Торндайка, становится "псевдо-номотетической" наукой.

В качестве альтернативы "псевдо-номотетическому" подходу в психологии личности Дж. Ламиеллом предлагается концепция критического персонализма, разработанная В. Штерном. В этой концепции личность рассматривается телеологически: ядром личности является телос – упорядоченное единство целей. В свою очередь, цели определяют ход психических процессов. Развитие личности Штерн связывает с развитием системы целей. Существуют внутренние цели (autotelic), принадлежащие исключительно одному индивиду, и внешние (heterotelic), разделяемые несколькими индивидами. В процессе развития внешние цели трансформируются во внутренние (процесс интроцепции). Подход В. Штерна направлен на выявление природы индивидуальных различий, в то время как дифференциально-психологический подход обнаруживает только связь между индивидуальными различиями. О том, что природа одного и того же феномена (например, индивидуальных различий) не может быть выведена из вариативности этого феномена в популяции писал, в частности, К. Левин.

Альтернативу дифференциально-психологическому подходу Дж. Ламиелл видит в отказе от исследования совокупности людей в пользу рассмотрения личности независимо от группы. В соответствии с этим проектом несколько трансформируется и используемый статистический аппарат. Статистический анализ Дж. Ламиелл в соответствии с идеями В. Штерна предлагает дополнить качественным исследованием отдельных индивидов, с помощью которого составляется полный психологический портрет личности (или психограмма, если пользоваться терминологией Штерна).

Инновации в отечественной психологии

Подходя к этому вопросу с позиций коммуникативного подхода, мы понимаем, что основным средством и необходимым условием объединения людей в сообщество является коммуникация, которая представляет собой универсальный интегрирующий процесс, где каждая коммуникативная ситуация "порождает любой психосемантический процесс, как в межличностном, так и интраличностном плане, т.е. является динамической клеточкой сознания как индивидуального, так и коллективного. Важно подчеркнуть ее виртуальность, которая заключается в том, что все позиции имеют не физический, а смысловой характер".

Осознаваемым, переживаемым, реальным результатом процесса коммуникации является общий коммуникативный опыт, находящий выражение в рассказах, диалогах, представлениях, целях, установках - во всем том, что создает основу ценностей разделяемых сообществом. Таким образом, результатом процесса коммуникации является порождение нового ментального пространства, с одной стороны объединяющего членов сообщества, с другой - отличающего его от других сообществ.

В своей монографии В.И. Кабрин отмечает, что "ментальное пространство человека не субъективно, но и не объективно. Оно транссубъективно" и формируется в процессе коммуникации. В связи с этим интересен процесс взаимодействия личности с ментальным пространством, образующий связку "субъективное – транссубъективное".

Метальное пространство само по себе является бесконечным источником идей, которые каждый конкретный человек либо реализует в своей деятельности, либо не использует и даже не замечает. За наглядным примером обратимся в шоу-бизнес. Талантливый продюсер, вовремя заметивший успешное шоу в другой стране и выкупивший идею его создания, порой может заработать больше, чем создатель этой идеи. В тоже время его менее удачливый коллега может годами смотреть телевизор в чужой стране, но так и не увидеть какие из зарубежных шоу станут популярными на его родине.

Данный факт открывает перед психологией ряд проблем. Во-первых, как спрогнозировать успешность той или иной идеи (как плода мышления) в том, или ином сообществе, и можно ли вообще делать такой прогноз? Во-вторых, каковы законы жизни созданных идей? Как они появляются в транссубъективном пространстве? Как обретают приверженцев? Сколько живут и как погибают? В-третьих, какие качества людей определяют успешность реализации? Есть ли вообще зависимость между качеством идеи и качествами человека ее реализующего? Заметим, что чаще всего, небольшой круг успешных идей реализуется небольшим же кругом одних и тех же людей: тот, кто создал успешный бизнес один раз может создать вторую, третью, четвертую компании, используя абсолютно разные бизнесидеи. Что имеет определяющее значение, удачная идея или способный человек?

Известен также факт, что в течение времени меняется представление о том, какие из идей считать наиболее актуальными и удачными. Например, просмотрев тематику курсовых и дипломных работ за последние 8 лет на факультете психологии ТГУ, можно увидеть некоторую тенденцию: если 8 лет назад наиболее часто упоминаемыми словами в темах дипломных работ были "агрессивность", "фрустрация", "тревожность", то на сегодняшний день такими словами становятся "инновации", "инновационный потенциал", "самореализация". Несмотря на изменяющуюся "моду" на идеи, существуют люди, всегда находящиеся на "гребне волны", обладающие "чувством потока". Такие люди могут заблаговременно предугадывать, какая из идей будет наиболее популярна завтра и, соответственно, вставать на ее защиту в первых рядах. Спрашивается, что позволяет этим людям из всего потока идей выбирать нужные, чем определяются точки соответствия их личного "субъективного" и "транссубъективного" ментального пространства?

Как уже было отмечено, для того, чтобы находиться на "гребне волны", необязательно порождать нужные идеи, достаточно вовремя присоединиться к потоку. В тоже время существует некоторая категория людей, которые способны создавать принципиально новые идеи. Здесь мы подходим к популярному в настоящее время в психологии вопросу: что отличает этих инноваторов? Ответ на этот вопрос сегодня пытаются искать, исследуя различные личностные характеристики и определяя содержание "инновационного потенциала".

На наш взгляд, поставить этот вопрос можно и по-другому. Производство новой идеи невозможно на пустом месте, оно является результатом творческой работы с пространством культуры, идей, с определенной ментальностью. В этом случае мы можем спросить: какова специфика взаимодействия этих людей (инноваторов) с ментальным пространством? Как им открывается новизна там, где другие видят лишь обыденность? И этот вопрос закономерно приводит нас к необходимости исследования процесса коммуникации "субъективного" и "транссубъективного", человека и пространства ментальности.

Тенденции новой психологии

Целью данной работы является проведение сопоставительного анализа методологических тенденций современной психологии и образцов научного познания, сформулированных в классических работах по истории и теории науки.

Теоретико-методологическая основа работы: представление о научном методе как способе получения достоверных знаний (Ч. Пирс), положение о фальсифицируемости как критерии демаркации между наукой и другими формами социально-исторического опыта (К. Поппер), положение о концептуальных вариантах и единицах эффективной модификации в научном познании (Ст. Тулмин), положение развитии научных теории (Т. Кун и И. Лакатос).

Основные тенденции современной психологической науки, выявленные по результатам сопоставительного анализа:

1. Построение теоретических моделей, опровержение которых невозможно вследствие их внеэмпирического характера.

2. "Внепарадигмальный" и "внеядерный" характер научного познания – отсутствие преемственности при выдвижении научных гипотез.

3. Введение в плоскость научного познания споров о смысловом содержании теоретических конструктов.

4. Доминирование методов исследования, позволяющих устанавливать лишь корреляционные, а не причинно-следственные связи (которые и составляют основу любой научной теории).

5. Развитие научных исследований по линии изучения строения/ функций (свойств) эмпирического объекта (альтернативная линия – изучение связей между двумя эмпирическими объектами (теоретическими конструктами)).

Заключение

Таким образом, осмысляя процессы создания и реализации инноваций через понимание важности ментального пространства и процессов коммуникации, мы открываем новое обширное поле для исследований, результаты которых будут иметь не только теоретическую, но и высокую практическую значимость.

В последнее время невероятный размах приобрели различные программы поддержки инновационного предпринимательства, что обусловлено изменением структуры экономики страны, в которой все большая ставка делается именно на этот сектор. В данные программы привлекаются, в том числе, и психологи, перед которыми ставится заказ на сопровождение формирующихся инновационных и предпринимательских сообществ. В связи с этим становится необходимым теоретическое и методологическое осмысление психологических механизмов, объединяющих людей в средние и большие группы, а так же осмысление процесса порождения и реализации инноваций конкретными людьми.

Список литературы

1. Левин К. (2001) Закон и эксперимент в психологии // Психологический журнал. №2, 2001, с.101-108; Психологический журнал. №3, 2001, с. 116-127.

2. Штерн В. (1998) Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: "Наука".

3. Lamiell J.T. (2003) Beyond Individual and Group Differences: Human individuality, scientific psychology, and William Stern’s critical personalism. Thousand Oaks, CA: Sage.

4. Thorndike E. L. (1911) Individuality. New York: Houghton-Mifflin.

5. Кабрин В.И. (2005) Коммуникативный мир личности как пространство ее роста // Коммуникативный подход в исследовании личностных коммуникативных миров. / Под ред. В.И. Кабрина: Научно–методическое пособие – Томск: Томский государственный университет.

6. Кабрин В.И. (1992) Транскоммуникация и личностное развитие (психология коммуникативного развития человека как личности). – Томск: Изд-во Томского государственного университета.

7. Csikszentmihalyi, Mihaly (1998). Finding Flow: The Psychology of Engagement With Everyday Life. Basic Books.

8. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев.- М.: Московский психолого–социальный институт: Флинта, 2004.- 336 с.

10. Практикум по психологии состояний / ред. А.О. Прохоров.- СПб.: Речь, 2004.- 480 с.

11. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология / Ю.К. Стрелков.- М.: Академия, 2001.- 360 с.

12. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер.- СПб.: Питер, 2009.

13. Василюк Ф. Понимающая психотерапия как психотехническая система. Диссертация доктора психологических наук. М., 2007.

15. Кун. Т. Структура научных революций. М., 2001.

16. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ// Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

17. Пирс Ч. Закрепление верования// Вопросы философии. 2006. №12.

18. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 203.

19. Соколова Е.Е. Нетерпимость толерантных// Вопросы психологии, 2008, №3.

20. Тулмин Ст. Концептуальные революции в науки// Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. М., 2008.