Болезни Военный билет Призыв

Интересные задания для дошкольников по развитию речи. Задания по развитию речи. Задания, упражнения и игры для развития речи

Влияние речевых игр и упражнений на развитие речи дошкольников

У большинства детей дошкольного возраста обычно проявляются речевые нарушения и признаки недоразвития речи. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно - перцептивная сфера ребёнка, мотивационная сторона при выполнении заданий.
Развитие речи - процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе учреждений, работающих с дошкольниками. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
В Центре внешкольной работы Советского района г. Брянска реализуется комплексная образовательная программа «Школа развития дошкольников «Ступеньки» по подготовке дошкольников к школе. Основным разделом программы является - развитие речи. На протяжении 2-х лет на занятиях по развитию речи мы используем комплекс речевых игр и упражнений, которые подобраны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. В речевых играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, воспитывается самостоятельность, умение самостоятельно добывать и применять знания, формируется любознательность, инициативность, творческое воображение.

Игровые упражнения для детей 5 – 6 лет.


I. Воспитание звуковой культуры речи.
Игра «Ловим звук». Правила игры: рассказываем ребёнку о том, что выбранный нами звук пошёл гулять по свету. А так как нам без него никак не прожить, мы будем его ловить в словах, которые начинаются на этот звук. Как только ребёнок услышит этот звук в слове, он должен хлопнуть в ладоши. (Звук может пойти погулять в лес, в парк, на луг, тогда можно подобрать слова по тематическому принципу). Например: решил звук «п» заглянуть в зоопарк, а там столько животных живёт. Я буду их называть, а вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук «п». Панда, попугай, бегемот и т. д.).

Игровое упражнение «Кто больше увидит и назовёт». Оборудование: набор игрушек (кукла, заяц, котик). Правила игры: педагог и дети рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно…ухий (длинноухий). А хвост у зайца …(короткий), значит он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у неё белые, значит, она… белолапая. За правильные ответы кукла даёт детям флажки (ленточки, колечки от пирамидки и т.п.).

Игровое упражнение «Найди точное слово». Оборудование: плоскостные картинки (яблоко, лимон, снег, сахар, ворона, рыба, кузнечик). Правила: педагог просит детей узнать, о каком предмете пойдёт речь.
- « Круглое, румяное, сладкое – что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету и форме. После того как дети назовут предмет, кто-то из детей ищет на столе у педагога нужную картинку и помещают на доску. Можно поменять форму вопроса, например, дополнить другими словами. «Снег белый, холодный..(ещё какой?); сахар сладкий, а лимон …(кислый)». - «Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона..(летает), рыба..(плавает), кузнечик…(кукарекает), тигр…(рычит), мышь…(пищит), корова..(мычит).
IV. Развитие связной речи.
Игра «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?»
Оборудование: картинки с изображением зимней одежды: валенок, варежек, носков, шарфа, пальто, шубы, шапки др. Правила игры: педагог обращается к детям примерно с такими словами: - «Я расскажу вам историю про двух мальчиков. Мальчиков звали Толя и Миша. Миша аккуратный. У него вся зимняя одежда аккуратно сложена в шкафчике. Какая зимняя одежда лежит у Миши в шкафчике?» Дети называют предметы одежды. По ходу названия выставляем на доске соответствующие картинки. Если дети что – то не назовут, показываем картинку – подсказку. - «Миша собрался на прогулку. Надел носки, рейтузы, валенки…(снова перечисляем предметы одежды; по мере называния убираем с доски картинки). А Толя никак не может собраться. Он был неаккуратный и всегда разбрасывал одежду. Толя нашёл только шарф и шапку. Чего не хватает Толе, чтобы пойти на прогулку?» Дети называют предметы по памяти, а взрослый выставляет на доске соответствующие картинки. Если ребёнок ошибается, тактично поправляет его. (Не хватает носков, валенок и т. д.)

Игровые упражнения для детей 6-7 лет.


I. Звуковая культура речи.
Игра «Цепочка слов». Оборудование: предметные картинки (5-8 штук). Правила игры: на столе лежат картинки. Педагог помещает одну из них на доску и просит определить последний звук в слове. Далее ребята выбирают картинку, название которой начинается на данный звук, и помещают её на доску за первой картинкой. Затем дети подбирают картинки по принципу: название следующей начинается со звука, которым заканчивается название предыдущей.
II. Формирование грамматического строя речи.
Игра «Дерево родственных слов». Оборудование: изображение дерева (или веточка дерева), листочки на липучках (на ниточках). Правила игры: педагог рассказывает детям. - «Растёт в Лукоморье волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова - родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова, к какому – либо заданному слову. С каждым, словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы. Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп из с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? И т. д.» После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.
III. Обогащение словарного запаса.
«Слово за слово». Правила игры: педагог определяет тему, например: животные на букву «К». Первый ребёнок начинает: крокодил. Следующий должен повторить это слово и прибавить своё, например: крокодил, куница. Следующий ребёнок добавляет своё слово к предыдущим: крокодил, куница, кот. Таким образом, дети играют до тех пор, пока кто-нибудь не собьётся. Игровыми темами могут быть: растения, предметы быта, предметы мебели, посуда, названия блюд и т. д.
IV. Развитие связной речи.
Игра на развитие речи «Кузовок». Оборудование: корзинка. Правила игры: дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начинает игру. Ребенку дается в руки корзинка. Он держит ее, а дети в это время говорят слова: Вот тебе кузовок, Клади в него, что на - ок. Обмолвишься - отдашь залог. Ребенок отвечает: «Я положу в кузовок...» и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги
по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством педагога назначают каждому залогу выкуп - какое - то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

Задания по развитию речи на уроках русского языка

Дописать начало рассказа «Помощь»
Весенний разлив затопил подъезд к конюшне. Старый конюх был в тревоге. Чем кормить жеребят? Стога сена были на дальнем лугу.
Но что за чудо? Конюх не поверил своим глазам. По талой воде плыл маленький стожок сена. Вот ткнулись в берег две шлюпки. Это школьники пришли на помощь.

Дописать начало и конец рассказа «Гостья»
Ребята решили для белочки сделать столик. Они клали на него корочки хлебца, сухие грибки, орешки. Иногда все это они зарывали в глубоком снегу. У белочки хорошее чутье. Она лапками разгребала рыхлый снег и брала съестное.

Дописать конец рассказа «Аист прилетел»
Щурясь от яркого солнца, мы смотрели на небо. В воздухе кружили птицы. Они почти не двигали своими большими крыльями. Самый сильный аист подлетел к старому дереву. На верхушке его чернели остатки гнезда. На другой день аист стал чинить его.

Дописать конец рассказа «Косули»
В тени деревьев показался силуэт быстрого осторожного зверя. Это была косуля. Она тихо продвигалась по лесу. Ни одна веточка не хрустнула под ее легким копытцем.
Вот косуля замерла на месте, повела ушами и скрылась в лесной чаще. Кто напугал ее.


1. Дети и взрослые разводят костры в лесу и забывают их затушить.
2. Часто лесные пожары возникают по вине людей.
3. Берегите лес от пожара!
4. Искры от непогашенных костров вызывают новые пожары.
5. От пожара гибнут растения, звери и птицы.
6. Долгие годы растет на пожарище новый лес.

Восстанови текст «Играющие собаки»
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять: хватать зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой угрюмой собаке.
Видишь ли, – сказал Володе отец. – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.
Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.
Погоди-ка, вот она тебе задаст! – сказал Володя. – Проучит она тебя.
(К. Ушинский)


1. Растопила, снежные, весна, сугробы.
2. Листвой, деревья, помолодевшие, украсились.
3. Крылатые, в, насекомые, воздухе, закружились.
4. С, жаворонки, скворцы, ласточки, юга, прилетели.
5. Слышатся, задорные, всюду, песни, пернатых.

Из данных слов составить предложения. Получившийся текст озаглавить.
1. Машу, привел, дедушка Мороз, домой.
2. Сделан, у, дом, Мороза Ивановича, льда, из.
3. Стенам, снежные, по, блестели, звездочки.
4. Постели, лежал, на, снег, пушистый.
5. Снежной, под, периной, травка, была.
(По В. Одоевскому)

Из данных слов составить предложения. Получившийся текст озаглавить.
1. Мокрый, падал, неба, снежок, с.
2. И, снеговика, выбежали двор, стали, ребята, во, лепить.
3. Слепил, Коля, и, на, с, в, ведром, голове, на, метлой, снеговика, руке.
4. Окошками, домик, снежный, с, ледяными, Женя, выстроила.
5. Дед, получился, Мороз, Толи, у, хороший.
6. Бородой, елочкой, он, зеленой, белой, в, был, с, и, руке.
7. Снегурочка, а, рядом, стояла.

Из данных слов составить предложения. Получившийся текст озаглавить.
1. Чудесен, лес, зимой, сказочен, и, русский.
2. Снег, украшает, пушистый, деревьев, ветви.
3. Шишки, висят, смолистые, ели, на.
4. Вершинам, по, перелетают, елей, клесты-еловики.
5. Попискивают, на, хлопотливые, сучьях, синицы.

Из данных слов составить предложения. Получившийся текст озаглавить.
1. За, Вася, ухаживать, летом, помогал, дедушке, цветами.
2. Срезал, огромный, утром, дед, осенних, букет, цветов.
3. Принес, класс, в, этот, Вася, букет.
4. Поставил, цветы, стол, мальчик, учительницы, на.
5. Как цветы, красивы, эти, осенние.

Из данных слов составить предложения. Получившийся текст озаглавить.
1. Ваня, лесом, любовался.
2. Деревья, праздничные, стояли.
3. Соком, налилась, алым, земляника.
4. Были, ягодки, похожи, серьги, на, красные.
5. Ваня, собирать, землянику, стал.
6. Угостил, ягодами, он, сладкими, бабушку, свою.

Расположить предложения так, чтобы получился рассказ. Озаглавить его.
1. Там тетерева наелись березовых почек.
2. Стая птиц полетела на лесную полянку.
3. Утром проснулись тетерева и удивились.
4. Потом они нырнули в мягкий снег.
5. Кругом был снег.
6. Теперь у птиц есть убежище от врагов.

Расположить предложения так, чтобы получился рассказ. Озаглавить его.
1. Они едут гасить пожар, спасать людей от огня.
2. Все им дорогу уступают.
3. С шумом летят по улице ярко-красные, как огонь, автомобили.
4. Это спешат пожарные машины.

Расположить предложения так, чтобы получился рассказ. Озаглавить его.
1. Только Андрейкин тополек был очень слабый.
2. Ребята каждый вечер тащили на улицу ведро воды и поливали деревце.
3. Летом оно стало веселым и зеленым.
4. Осенью у дома рабочие посадили молодые тополя.
5. Скоро у тополька зазеленели листочки.
6. Андрей и Никита стали помогать деревцу.
7. Весной топольки покрылись молодыми листочками.
8. Ожило деревце.
9. Прошла зима.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ


Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего мира. Без хорошо развитых внимания и памяти невозможна подражательная деятельность, а именно она лежит в основе обучения речи.

Малышу от года до трех лет необходимы занятия с развивающими игрушками, чтобы он научился различать предметы по величине, цвету, форме. Важно постоянно привлекать ребенка к общению, давая самые простые речевые образцы для повторения: междометия (ах, ой), звукоподражания (би-би, мяу), упрощенные слова (бух, ляля).

Как только появятся первые звукоподражания и упрощенные слова, необходимо проводить игры по развитию голоса (пропевание отдельных гласных звуков или звукоподражаний голосом разной силы и высоты).

Ведь если у ребенка слабый выдох, то и голос у него будет тихим, а многие звуки произнести не удастся.

У неговорящего малыша движения губ и языка развиты недостаточно, в таких случаях необходимо делать логопедический массаж и пассивную артикуляционную гимнастику, а такжемассаж кистей рук и пассивную, а затем и активную пальчиковую гимнастику.

Мозг ребенка – очень подвижная система. Незадействованные вовремя речевые зоны коры больших полушарий со временем могут «переключиться» на выполнение других функций. А это означает, что после трех лет научить малыша будет уже сверхсложно или вообще невозможно.


ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Речь складывается из активного и пассивного словаря. Нужно заложить фундамент для речи – накопить достаточно большой пассивный словарь, для того чтобы появилась возможность перехода к активному словарю (самостоятельной речи). Поэтому в первую очередь необходимо научить ребенка понимать речь.

Учить говорить нужно не только на специальных занятиях, но и в быту, во время повседневного общения. Для этого малышу задают вопросы, на которые первое время взрослому приходится отвечать самому. Так, мама застилает кроватку для малыша и говорит: «Куда Ваня сейчас пойдет? В кроватку. Спать». Если сначала малыш говорил «Бай-бай», то через некоторое время на этот вопрос он начнет отвечать «Пать» («Спать»). Таким образом из речи будут постепенно вытесняться звукоподражания и лепетные слова.

Разговаривать с маленьким ребенком нужно только о тех предметах, которые привлекают его внимание в этот момент, или о тех действиях, которые он совершает. Например, купая малыша, нет смысла говорить об игрушках, лучше обратить его внимание на мочалку, мыло и полотенце.



Малыш, увлекшись игрой, начнет повторять за вами предложенные звуковые комплексы и упрощенные слова. И неважно, какого качества будут эти первые слова, – важно, что они наконец-то прозвучат. Похвалите ребенка и порадуйтесь вместе с ним.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Кубик и кирпичик (с 1 года)

Возьмите два кубика (с гранью не менее 4 см) и два кирпичика (с гранями не менее 1 х 4 х 5 см) одного цвета.

Покажите малышу кубики, назовите их и продемонстрируйте, как можно построить домик (поставить один кубик на другой). Аналогично обучите ребенка выкладывать из кирпичиков дорожку (положить один кирпичик за другим).

В процессе игры постоянно повторяйте названия строительного материала, говоря: «Это кубик. Поставим кубик на кубик», «Это кирпичик. Положим кирпичик за кирпичиком».

Теперь положите перед ребенком кубик и кирпичик и спросите: «Где кубик?», «Где кирпичик?» А затем попросите: «Дай мне кубик (или кирпичик)!»


...

? Игра способствует выработке у ребенка умения различать предметы по названию и форме, учит малыша выполнять простейшие постройки по образцу, данному взрослым.

Поручения (с 1 года)

Возьмите 5–8 игрушек, с которыми малыш постоянно играет.

Попросите ребенка дать вам игрушки (предметы), названия которых малыш хорошо знает, или положить игрушки (предметы) на свое место; открыть или закрыть дверь в комнату и т. п.

Называя имена близких, попросите ребенка отнести им игрушку или привести взрослого сюда.

...

? С помощью игры у ребенка выработается понимание речи (без показа) – названий нескольких предметов, действий, имен окружающих, выполнение отдельных поручений.

Нельзя! (с 1 года)

Увидев нежелательные действия ребенка, обратитесь к нему и, называя малыша по имени, строго скажите: «Нельзя!» При этом не надо называть само действие или предметы, взятые ребенком (например, не надо говорить: «Не трогай!» или «Поставь чашку!»), а также забирать их из рук малыша.

...

? Игра вырабатывает у ребенка понимание слова «нельзя», умение подчиняться запрету взрослого.

Знакомые вещи (с 1 года 3 месяцев)

Используйте игрушки, с которыми малыш постоянно играет; предметы обихода. Во время игр, кормления и гигиенического ухода за ребенком называйте предметы и игрушки, которыми пользуется малыш (машинка, мячик, полотенце, мыло, часы и т. п.).

Расставьте перед ребенком четыре предмета (игрушки) и попросите показать каждый из них. При этом задавайте ребенку вопросы: «Где …?»

Расставьте эти же предметы перед малышом в другом порядке и вновь дайте задание показать каждый из называемых предметов.

...

? Игра способствует расширению запаса понимаемых ребенком слов, обозначающих предметы быта, игрушки.

Моя одежда (с 1 года 3 месяцев)

Во время сборов на прогулку, одевания после сна называйте предметы одежды малыша (рубашка, трусы, колготки, майка и т. п.).

Разложите перед ребенком 4 предмета одежды и попросите показать каждый из них. При этом задавайте малышу вопросы: «Где …?»



Разложите эти предметы перед малышом в другом порядке и вновь дайте задание показать каждый из названных предметов.

...

? Задача игры – расширить у ребенка запас понимаемых слов по теме «Одежда».

Покажи носик (с 1 года 3 месяцев)

Общаясь и играя с ребенком, почаще показывайте и называйте части лица самого малыша, а также игрушек: куклы, собачки, медвежонка.

Попросите ребенка показать указательным пальчиком, где у него носик, глазки, ротик, ушки. Затем дайте задание малышу показать эти же части лица на кукле, на игрушке-зверюшке.

...

Кукла Ляля (с 1 года 3 месяцев)

Вам потребуются кукла, кукольная кроватка, тарелочка, ложечка, тележка (коляска для куклы).

Покажите ребенку разные варианты игровых действий: уложите куклу спать, покормите с ложки, покатайте в тележке (коляске). Все свои действия комментируйте.



Предложите ребенку: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку», «Покатай куклу в тележке».

...

? Игра поможет ребенку расширить запас понимаемых слов, обозначающих разные действия.

Вытри Ляле носик (с 1 года 6 месяцев)

Возьмите куклу и носовой платок. Указав на куклу, скажите ребенку: «У Ляли грязный носик. Вот платок. Вытри Ляле носик».

Малыш будет сам прикладывать носовой платок к носу куклы.

...

? С помощью этой игры ребенок научится отображать в своей игре часто наблюдаемые в жизни действия, расширит словарь понимаемых слов.

Сборы на прогулку (с 1 года 6 месяцев)

Перед прогулкой разложите уличную одежду ребенка на стульчике. Скажите: «Сейчас мы пойдем гулять. Где у нас лежит шапка? Вот она. Какая она пушистая – потрогай ручками! Давай наденем шапку на головку. Вот так! Посмотрись в зеркало. Какая шапочка красивая – синяя-синяя! А это – ленточки у шапки. Мы сейчас завяжем ленточки, чтобы ушкам было тепло. Вот так! Тепло? Тепло!»

...

? Игра продемонстрирует взрослому, как нужно проговаривать свои действия, общаясь с малышом, расширит запас понимаемых слов.

Выставка игрушек (с 1 года 6 месяцев)

Сделайте для ребенка полочку, расположенную на уровне его глаз, и расставьте на ней игрушки. Поочередно называйте игрушки, размещенные на полочке.

Разрешите ребенку взять эти игрушки и поиграть с ними, но затем попросите поставить все игрушки обратно. В течение дня несколько раз подводите малыша к полке, показывайте и называйте расставленные на ней игрушки. В конце дня снова назовите стоящие на полочке игрушки и попросите ребенка самого показать их.



На другой день замените игрушки или, если малыш еще не запомнил названия, оставьте прежние, но добавьте новую.

...

? Игра поможет расширить пассивный словарь ребенка.

Обед для зверей (с 1 года 6 месяцев)

С помощью игрушек-зверюшек, игрушечного столика и посуды организуйте игру с кормлением зверей. Скажите ребенку, что звери проголодались. Предложите накормить их обедом. При этом сами с собой ведите диалог:

– Вот кошечка бежит – топ-топ-топ! (Двигайте игрушечную кошечку.) Что она говорит?

– Мяу-мяу! Кушать хочу!

– Садись, кошечка, за стол! (Посадите кошку за игрушечный столик.)

– Это кто идет вперевалочку? Мишка шагает – топ-топ, топ-топ! Что он говорит?

– Э-э-э! Кушать хочу!

– Садись, мишка, за стол! (Посадите мишку за игрушечный столик.)

Можно посадить за стол собачку, зайчика, обезьянку и дать всем по тарелочке и ложечке, обсудив предварительно, что в тарелку «налит суп».

...

? Игра развивает понимание ребенком обращенной к нему речи.

Кто что делает? (с 1 года 9 месяцев)

Возьмите сюжетные картинки, например: мальчик ест, девочка спит, дети играют с мячом.

Показывайте ребенку эти простые картинки и рассказывайте ему, кто на них изображен и что делает.

Затем разложите картинки на столе и предложите малышу показать ту, на которой мальчик ест. Затем пусть малыш выберет картинку, на которой девочка спит, и ту, где дети играют. По этим же картинкам можно задать малышу вопросы: «Кто это?» и «Что делает?»

На вопрос «Кто?» малыш будет подавать вам картинки. А на вопрос «Что делает?» – изображать знакомые действия. Если речевые возможности позволят, то ребенок ответит и на вопросы.

...

? С помощью этого задания ребенок будет учиться понимать простые вопросы.

Части тела (с 1 года 9 месяцев)

Общаясь и играя с ребенком, показывайте и называйте части тела.

Попросите ребенка показать на себе, где находятся разные части тела: глаза, лоб, нос, волосы, спина, живот, руки и ноги.



Попросите показать эти же части тела на кукле. Пусть ребенок покажет их на картинке.

...

? Игра поможет ребенку запомнить слова, обозначающие части лица, будет способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

Волшебный мешочек (с 2 лет)

Вам потребуются мешочек из яркой ткани и небольшие игрушки. Покажите ребенку мешочек и скажите, что он не простой, а волшебный: сейчас из него появятся разные игрушки. Вынимайте из мешочка игрушку, например, лисичку, называйте ее, а затем передавайте малышу.

Доставая из мешочка следующую игрушку, например, кубик, назовите и его. Так одну за другой достаньте из волшебного мешочка 3–4 игрушки, назовите их и отдайте ребенку для рассматривания.

Когда малыш рассмотрит все игрушки, попросите его убрать игрушки в мешочек. При этом называйте одну за другой, а ребенок пусть кладет их по очереди в волшебный мешочек.

...

? Игра развивает у ребенка понимание речи, расширяет его пассивный словарь.

Кто это? (с 2 лет)

Возьмите картинки с изображениями мальчика, девочки, мужчины, женщины. Разложите их перед малышом и называйте каждую: «Это тетя», «Это дядя», «Это мальчик», «Это девочка».

Попросите показать сначала мальчика, потом девочку и т. д. Когда малыш правильно покажет картинку, отдайте ее ему. В конце игры все четыре картинки должны оказаться у малыша.

Можно продолжить игру, попросив ребенка вернуть вам картинки: сначала мальчика, потом девочку, затем тетю и дядю. Получив картинки, разложите их в два ряда на столе, а затем скажите: «Спрячу девочку!» и переверните картинку обратной стороной кверху; «Спрячу мальчика!» и переверните следующую картинку и т. д.

Попросите кроху вспомнить: «Где спрятался мальчик?», «Где тетя?» и т. д. Дав ответ, малыш может сам перевернуть картинки рисунками кверху. Если он ошибся, сами правильно назовите картинку. Если же ребенок выберет картинку правильно, похвалите.

Аналогично проводите игры с картинками, на которых изображены домашние (кошка, собака, корова, лошадка) или дикие (медведь, лиса, волк, заяц) животные.

...

? Игра развивает понимание ребенком обращенной к нему речи и совершенствует мелкую моторику пальцев рук.

Что делает? (с 2 лет)

Возьмите сюжетные картинки: кошка спит, кошка ест из миски, кошка играет с мячиком. Разложите их перед малышом и попросите показать, где кошка спит, где играет, а где ест.

Можно предложить ребенку показать картинки с мальчиком: мальчик бежит, прыгает, плавает, ест ложкой из тарелки, пьет из чашки, едет на машине, рисует, играет с воздушным шариком, умывается, плачет и т. п. (для одной игры – не более пяти картинок).



...

? Игра развивает у ребенка понимание речи, расширяет его пассивный словарь за счет глаголов.

Слушай и выполняй (с 2 лет)

В повседневном общении, в играх называйте и показывайте самые разные действия. Так, покажите, как можно кружиться на месте, прыгать, поднимать и опускать руки, приседать и т. п.

Затем попросите малыша выполнить ваши команды. Команды могут быть следующими: «Сядь-встань-попрыгай»; «Встань-подними руки вверх-опусти руки-сядь»; «Попрыгай-покружись-присядь»; «Топни ножкой-похлопай в ладошки-беги ко мне».

...

? Игра поможет закреплению в пассивном словаре ребенка слов, обозначающих действия.

Покажи и спрячь (с 2 лет)

Возьмите два кубика, два мячика, две матрешки, две машинки. Разложите игрушки на столе и попросите ребенка выбрать те из них, которые вы назовете, а затем спрятать их в коробку. Например, скажите: «Спрячь в коробку кубики», а когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте: «Нет кубиков. Где кубики? Там – в коробке».



Такие же действия произведите с остальными игрушками.

...

? Игра поможет развить у ребенка понимание грамматических форм слов: родительного падежа множественного числа существительных, значение предлога «в», вопросительного слова «где».

Игрушки-шалуны (с 2 лет)

Используйте для игры любую мягкую игрушку, например, кошечку. Возьмите игрушку и скажите ребенку, что сегодня кошечка расшалилась:

Скачет, прыгает, играет,

А куда – сама не знает.

Посадите кошку ребенку на плечо (при этом придерживайте ее) и спросите: «Где киса?», а затем сами ответьте: «На плече». Затем посадите игрушку на голову ребенка и вновь спросите: «Где киса? На голове». Кошку можно посадить ребенку на колени, на ладошку.

Точно так же кошечка прячется под разные предметы мебели, а вы комментируете ее действия: «Киска под столом, под стулом, под кроватью» и т. д.

В следующий раз кошечка будет прятаться за какие-либо предметы: за шкаф, за кресло, за спину, за дверь, за занавеску.

И наконец киска устала шалить и легла отдохнуть. Вот она лежит у папы, у мамы, у бабушки и у самого малыша на коленях и поет песенку: «Мур-мур-мяу! Мур-мур-мяу!»



В следующий раз проведите игру с птичкой, подвешенной на нитке, которая «летает» по комнате и садится на разные предметы, игрушки и людей.

...

? С помощью этой игры ребенок начнет понимать значения предлогов.

ПЕРВЫЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ И СЛОВА

Кто за дверью? (с 1 года)

Разложите перед малышом игрушки или картинки и попросите: «Дай му-му!» или «Дай ав-ав!»

В следующий раз внесите в игру элемент неожиданности или загадочности. Например, спросите ребенка: «Кто это стучится к нам в дверь?» Открыв ее и обнаружив плюшевую собачку, предложите поиграть с ней в прятки.

Потом покажите малышу, какие цирковые номера может показать собачка: ходить на задних лапках, делать сальто, прыгать до потолка, запрыгивать малышу на плечо и т. п. Имейте в виду, что при этом собачка не молчит, а звонко и задорно лает: «Ав-ав!»

...

? Игра помогает малышу научиться подражать взрослому и произносить звукоподражания.

Что делает малыш? (с 1 года)

Покажите малышу, как можно обозначить хорошо знакомые ему действия с помощью определенного сочетания звуков.

Например, кормя ребенка, говорите: «Ам-ам!», купая: «Куп-куп!», а укладывая спать: «Бай-бай!» Играя с малышом в подвижные игры, не забывайте озвучивать ваши действия. Танцуя, напевайте: «Ля-ля-ля!», топая ногами, произносите: «Топ-топ-топ!», хлопая в ладоши: «Хлоп-хлоп!», прыгая: «Прыг-скок!»

Играя с ребенком в мяч, повторяйте звуковые комплексы и слова: «Опа!», «На!», «Дай!» Показывая малышу, как копать лопаткой песок или снег, не забывайте озвучивать свои действия: «Коп-коп!» и стимулируйте к этому ребенка.

...

Музыкальные игрушки (с 1 года)

Продемонстрируйте малышу игру на игрушечных музыкальных инструментах и дайте поиграть ему самому.

Покажите, как звучат музыкальные игрушки: дудочка: «Ду-ду-ду!», гармошка: «Тра-та-та!», колокольчик: «Динь-динь!», барабан: «Бум-бум!»

После этого произносите соответствующие звукоподражания и, не беря музыкальные инструменты в руки, изобразите, как играют на дудочке, гармошке и колокольчике (см. описание пальчиковых игр). Стимулируйте малыша повторять за вами движения и звукоподражания.

...

? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Что делает Ляля? (с 1 года)

Полезно организовать игру с куклой, продемонстрировав ребенку знакомые действия с ней, и, конечно же, озвучить их.

Пусть кукла смеется, плачет, шалит, падает, удивляет малыша своим умением танцевать. В процессе игры называйте ее лепетным словом «Ляля». Озвучьте, как куколка плачет: «Уа-уа!» Покажите ребенку, как укачивать куклу, напевая ей песенку: «А-а-а!», а когда она уснет, скажите: «Бай-бай!» Вместе с ребенком кормите куклу (ам-ам), учите ходить (топ-топ), а когда кукла упадет, произнесите «Бух!», «Ляле бобо!» Пусть Ляля научится петь (ля-ля-ля), танцевать (тра-та-та), хлопать в ладоши (хлоп-хлоп), прощаться (пока-пока).

...

? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Покажите ребенку игрушечную корову и скажите: «Му-у-у!», затем покажите кошечку: «Мяу!», собачку: «Ав-ав!», лошадку: «Иго-го!» и т. д.

Можно по очереди прятать этих зверюшек в домик из кубиков, за ширму (большую книгу), занавеску или под стол и просить малыша отгадать, кто подает голос.

Пусть малыш загадает звуковые загадки, а вы будете их отгадывать.



Сначала отвечайте правильно, а затем умышленно допустите ошибку. Малыш удивится неправильному ответу, но вскоре поймет, что это ошибка, и развеселится. В результате игра станет еще интереснее.

...

? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Кто в сказке живет? (с 1 года)

После того как ребенок научится узнавать и копировать голоса животных, просмотрите книги со знакомыми сказками и стихами.

Попросите малыша показать известных ему персонажей и озвучить их.

...

? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Заводные игрушки (с 1 года)

Повторять звукоподражания можно, играя с заводными игрушками. Для этого сначала покажите ребенку какую-либо заводную игрушку и продемонстрируйте, как она работает. Заведите игрушку ключиком или нажатием кнопки и, наблюдая вместе с ребенком, как она двигается, произносите соответствующие звукоподражания.

В следующий раз скажите малышу, что он сам будет заводной игрушкой (курочкой, лягушкой, уточкой и т. д.). «Заведите» его указательным пальцем, как ключиком, или нажмите воображаемую кнопку и попросите показать, как движется или «говорит» игрушка. Если малыш молчит, скажите, что игрушка сломалась, «почините» ее и вновь предложите игру.

...

? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников . В 3 альбомах. Альбом 1. Звуки С, 3, Ц / Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко. — М.: ООО «Изда-тельство Астрель»: 000 «Издательство ACT», 2003. — 79, с: ил.

Пособие содержит занимательные игровые задания для детей 5—7 лет, способ-ствующие формированию правильного звукопроизношения, обогащению словарно-го запаса, развитию логического мышления и графических навыков. Иллюстрации к пособию сделаны художником А. В. Савельевым.

Адресовано педагогам детских дошкольных учреждений, логопедам, родителям.

ООО «Издательство Астрель», 2000

Уважаемые взрослые!

Предвидя ваше нетерпение и стремление как можно быстрее оку-нуться в мир красочных картинок, мы все же надеемся, что вы задер-жите свое внимание на этой странице.

Данное пособие содержит занимательные игровые задания для де-тей 5-7 лет, предназначенные для развития речи и в то же время ори-ентированные на всестороннее развитие ребенка. Выполняя с вашей помощью и под вашим руководством эти задания, ребенок будет раз-вивать свою речь, логическое мышление, внимание, память, вообра-жение, а также приобретать графические навыки, не догадываясь об этом.

Комплект состоит из четырех красочно иллюстрированных альбо-мов, каждый из которых предназначен для работы над определенной группой звуков:

I - звуки с, сь, з, зь, ц;

II - звуки hi, ж, ч, щ;

III - звуки р, рь, л, ль;

IV - звуки п, пь, б, бь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, к, кь, г, гь, х и йоти-рованные звуки.

Одновременно с закреплением правильного звукопроизношения (и на том же звуковом материале) уточняется и расширяется словарь, устраняются недостатки грамматического строя, развивается фонема-тическое восприятие. Это достигается вовлечением ребенка в опреде-ленного рода игровые и речевые ситуации, где он - активный участ-ник, способный рассуждать, обобщать, анализировать, делать самосто-ятельные выводы. С одной стороны, мы предлагаем ребенку образец для подражания, с другой - предоставляем широкое поле для фанта-зии и творчества.

Каждые две страницы в альбоме - так называемый разворот - это рабочая игровая площадка для ребенка, имеющая часто единый сю-жет. Если левая страница, как правило, несет основную речевую и по-знавательную нагрузку, то правая - содержит упражнения, развива-ющие мелкую моторику. Использование заданий такого рода окажет большую помощь в подготовке руки к письму.

Игровые упражнения разработаны с учетом возможностей детей старшего дошкольного возраста. Тем не менее все упражнения долж-ны выполняться с помощью логопеда и родителей. Этап постановки, автоматизации изолированного звука и автоматизации звука на уров-не слога осуществляется логопедом. Работа с данным пособием начи-нается на этапе автоматизации звука в слове. Подбор заданий идет по выбору логопеда.

Давайте ребенку возможность внимательно всматриваться в изоб-раженные предметы и явления. Чтобы легче запоминались новые сло-ва, а вместе с тем интенсивнее шел процесс закрепления правильного звукопроизношения, надо чаще использовать их в разговоре с ребен-ком. При этом полезно ставить вопросы таким образом, чтобы при от-вете ребенку приходилось самому использовать эти слова.

Эффективность занятий во многом зависит и от того, станут ли они интересными для ребенка, а поэтому они не должны быть принудитель-ными и утомительными. Организуйте занятия чаще, но продолжитель-ность их не должна превышать 25 минут.

Игровые упражнения нужно проводить в спокойной и доброжела-тельной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий долж-но соответствовать его индивидуальным возможностям и рекоменда-циям логопеда.

Ни в коем случае не следует форсировать выполнение работы, уп-рекать детей в том, что они чего-либо не умеют. Важно не только чему-то научить ребенка, но и вселить в него уверенность в себе, воспитать умение отстаивать собственное решение.

С самого начала объясните ребенку, что относиться к альбому надо бережно, а выполнять задания на его страницах - точно и аккуратно (раскрашивать только то, что указано, рисовать только то, что требу-ется и т.д.).

Если вы проявите терпение, будете внимательны к нашим рекомен-дациям, да к тому же сможете на основе своей фантазии дополнить наши сюжеты, то добьетесь хороших результатов.

Успехов вам и вашим детям!

Рассмотри и назови картинки. Скажи, какой звук встречается в названии всех этих предметов? В каждом ряду найди и назови лишний предмет. Объясни, почему он лишний.

Соедини дорожками разного цвета одинаковые предметы. Назови все, что ты видишь на рисунке, одним словом.

Каждая картинка — это слово. Возьми карандаш и соедини картинки таким образом, чтобы последний звук предыдущего слова стал началом следующего. Какой это звук? Первые картинки цепочек обозначены красными точками.

Назови слова первой цепочки. Сколько их? Назови слова второй цепочки. Сколько в ней слов? Обозначь каждое слово полоской

Раскрась самолеты: те, которые повернуты вправо, - синим цветом, а те, которые повернуты влево, — красным.

Рассмотри и назови предметы, спрятанные художником. Обведи контуры предметов разными карандашами. Сколько предметов нарисовал художник? С какого звука начинаются все эти слова?

ИГРА «УЛИТКА»

У участников игры фишки разного цвета и кубик с разным количеством точек на гранях.

Описание игры: играющий бросает кубик и продвигается на соответствующее количество клеточек, попутно называя предметы. Выигрывает тот, кто первым доберется до ананаса.

Выбери и назови предметы со звуком «С» в начале слова. А теперь найди предметы, в которых звук «С» спрятался в конце слова.

Назови тех, кто спрятался под масками (слон, лиса и пес). Кто стоит слева от елки? Кто стоит справа от елки? Назови их одним словом. Какой звук встречается в названии этих животных? Определи место звука «С» в слове (начало слова, середина, конец слова).

Рассмотри елочные игрушки, назови игрушки со звуком «С» в начале слова, в середине, в конце слова. Подумай, какими игрушками украсят свои елки слон, лиса, пес с учетом места звука «С» в этих словах? Соедини игрушки с нужной елкой.

Назови игрушки, которые ты видишь на картинке. Скажи, что забыл нарисовать художник? (Ответь, чего не хватает у Буратино, самолета, коляски и часов.)

Расскажи, используя слова «слева», «справа», о паре предметов на каждой картинке. Сравни картинки: 1 и 3, 2 и 4, 1 и 4, 2 и 3.

Рассмотри картинки и скажи, какие из нарисованных предметов никогда не бывают красными? Остальные предметы раскрась красным карандашом. А теперь подумай, про какие из них можно сказать: красная (пример: красная сумка); красный (пример: красный сарафан); красное (пример: красное яблоко); красные (пример: красные, бусы).

Ежедневно страус выставляет в своем магазине одни и те же товары. Назови то, что продает страус. Можно ли назвать предметы одним словом?

Назови игрушки, которые находятся на верхних полках. Что стоит справа от слона и слева от стакана? Что стоит справа от маски и слева от самовара? Где висит сабля?

Назови игрушки на средних полках. Где стоят маленькие совы? Где стоят большие совы? Сколько сов на крайней справа полке? Сколько сов на крайней слева полке? Сколько всего сов?

Назови игрушки, которые находятся на нижних полках. Что стоит справа от парусника? Что стоит слева от парусника?

В среду в магазин страуса зашла собака, чтобы купить детям подарки. Как ты думаешь, что могла купить собака? В субботу в магазин зашел аист и купил сувениры для аистят. Что, по-твоему, купил аист?

Слава, Стае и Соня пошли в магазин. Покажи каждого из них, если Стае самый высокий. Помоги детям сделать покупки: соедини дорожками продукты с сумками детей. Запомни, что Стае должен купить напитки, Слава - мясо-молочные продукты, а Соня - хлебобулочные изделия.

Назови тех, кто пришел на прием к доктору Айболиту, и определи, что у каждого болит. Как ты думаешь, почему так зовут доктора? Посчитай, сколько у доктора градусников, и скажи, хватит ли их на всех больных. В нижней части картинки нарисованы «лекарства». Ориентируясь на цифры, скажи, чем лечит Айболит слона, страуса и остальных пациентов. Какое «лекарство» оказалось лишним, почему ты так думаешь?

Где живут животные, которые пришли лечиться?

Назови детенышей: слона, лисы, страуса.

Для чего носорогу рог, слону хобот, страусу ноги и клюв?

Что перепутал художник? Исправь его ошибки.

Совпадают ли отражения предметов на картинке?

Помоги хозяйке навести порядок на кухне: распредели предметы по местам:

а) в холодильник (как ты назовешь эти предметы?);

б) на полки и плиту (назови эти предметы одним словом);

в) на стену;

г) в мусорное ведро.

Помоги бабе Соне отыскать предметы, которые нужны, чтобы связать носки, сварить суп, сварить сок (соковарка, абрикосы), вскипятить чай, сделать мясные котлеты, быстро сварить мясо (скороварка), навести порядок в доме. Что еще из изображенного начинается на «С».

«Налей» (нарисуй) в стаканы нижнего ряда сливовый сок - полстакана и полный стакан. В стаканы среднего ряда «налей» абрикосовый сок: в левый стакан до второй черточки снизу, в правый - до первой черточки снизу. В стаканы верхнего ряда «налей» томатный сок: в левый стакан до первой черточки снизу, в правый - до первой черточки сверху.

Чего больше - стаканов или кексов? Сделай так, чтобы их стало поровну.

Сима и Сева любят фотографировать. Сима фотографирует животный мир, а Сева - растительный. Определи, где чьи фотографии, и назови, кто на фото у Симы, а что - у Севы. Внимательно рассмотри кадры и найди ошибки фотографов.

С какого звука начинаются имена детей. Укажи фотографии, на которых изображены предметы со звуком «С» в начале слова.

Рассмотри картинки. Назови цвета красок.

Соедини каждый предмет с нужной краской. Про какие предметы можно сказать: серая, синяя, сиреневая; серый, синий, сиреневый; сиреневое.

Боксер несет письма своим друзьям: лосю, гусю, рыси. Помоги отыскать боксеру домики друзей. Где чей след? (рысий и т.д.) Где чей домик? (гусиный и т.д.) Внимательно посмотри на домики и скажи, кто из друзей теннисист? велосипедист? боксер? Догадайся, кому какое письмо. О каких боксерах идет речь в предложениях:

1. По следу идет...

2. На ринге дерется...

Посмотри на картинку и скажи, кто это? Почему Снегурочку называют Снегурочкой? (Потому что она из снега.)

Назови картинки. Выбери те предметы, в названии которых слышится слово «снег», соедини их дорожками со Снегурочкой. Нарисуй на дорожке столько комочков снега, сколько слогов в каждом слове. Назови самое короткое слово и самое длинное.

Соня и Сеня играют в кубики. Соня собирает кубики, на которых нарисованы предметы с твердым звуком «С», а Сеня - с мягким звуком «СЬ». Соедини кубики с ребятами по образцу: Соня - сыр, Сеня - персик.

Зима, весна, лето, осень - что это? Покажи эти времена года на картинках. Как ты догадался? Рассмотри картинки и скажи, что к какому времени года относится? Соедини каждую картинку дорожкой с нужным временем года.

Как называется явление, когда с деревьев опадают листья? Когда это бывает? Посмотри на картинку и скажи: с каких деревьев ветер сорвал листья? Лист осины называют осиновым. А как называют лист дуба? клена? рябины? Найди дерево с самым толстым стволом. У какого дерева такой ствол? Что собирают лисички? Как ты думаешь, почему грибы называют «лисички», «подосиновики», «опята», «мухоморы». Какие из них съедобные? Какие ядовитые? Сколько и каких грибов собрали лисички? О каких лисичках идет речь в следующих предложениях:

1. На поляне играют...

2. Под деревьями растут...

Посмотри на картинку и скажи, кто кого схватил? Как бывает, а как не бывает? Сравни: «собака» и «собака схватила лису». Где здесь слово, а где предложение? О чем сообщается в предложении? Сколько слов

В этом предложении? Проверь себя по схеме.

К каждой картинке нарисуй схему предложения.

Соедини картинки правильно (проведи линии). Назови одним словом пары картинок.

С помощью чего мы можем передвигаться по земле, под землей, по воздуху, по воде? Назови все, что ты перечислил, одним словом.

Автомобиль, велосипед, автобус - это наземный транспорт. А как назвать самолет и вертолет; метро; парусник, теплоход и лодку?

Про какой вид транспорта можно сказать: быстрый, самый быстрый,

стремительный?

Что передвигается по воде, по воздуху, по земле? Соедини по образцу.

Найди дом, в котором живет Человек Рассеянный. Почему этого человека так называют? Какие вещи он потерял?

«Отремонтируй» (найди нужную заплатку) Человеку Рассеянному свитер.

Подбери из носков пары. Соедини линиями каждую пару.

Посмотри на картинку и скажи, кого из детей как зовут, если Света светлее Сони, Саня самый высокий, Слава самый толстый, а Костя всегда веселый. У кого из них спаниель? такса? боксер? бассет? фокстерьер?

Скажи наоборот: темный - ...; низкий - ...; грустный — ...; худой — ....

Посмотри на картинку внизу и скажи, что снится собакам.

Придумай собакам клички со звуком «С». Нарисуй дорожки к пьедесталу и скажи, кто занял первое место, второе, третье.

Рассмотри внимательно картинку. Почему этот замок назвали замком звука «3». Назови слова со звуком «3» в начале слова. Назови слова со звуком «3» в середине слова.

Зайки делают зарядку. Где чья тень? Соедини дорожками каждого зайку со своей тенью.

Какой предмет встречается на каждой карточке? Какой предмет встречается дважды на одной карточке?

Отгадай загадки. Найди отгадки, которые спрятал художник, и обведи их контуры карандашами разных цветов. Назови слова, которые состоят из одного, двух, трех слогов.

Угадайте, что за шапка?

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору.

(Заяц)

С бородой, а не старик.

С рогами, а не бык.

С хвостом, а не корова.

(Коза)

Из-под крыши крыша

Под дождик вышла.

(Зонт)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

(Стрекоза)

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает.

(Замок)

Нужно срочно угадать,

Кто из них умеет бегать

Или ползать, или прыгать,

Или по небу летать!

Какой звук встречается в названиях всех этих картинок?

Проведи карандашом по пунктирным линиям и ты увидишь, как прыгает с пенька на пенек зайка, ползает змея, летает стрекоза.

Рассмотри рисунок. Ты узнаешь Лизу, Зою и Розу по цвету резиночек в их волосах. У Зои зеленая резиночка, у Розы - бирюзовая, а у Лизы -розовая. А затем, пройдя по дорожкам лабиринта, ты поможешь девочкам быстро отыскать их зонтики. Можно ли догадаться, где чей зонтик, сразу, не проходя длинного пути? Если можно, то как? Объясни.

Найди два одинаковых зонтика.

Сколько зайчат за забором? Как ты догадался? Объясни.

Сосчитай зонтики. Справа в квадрате запиши их количество.

Коза вышла на прогулку со своими детками.

Как их называют? Стали они играть в прятки. Посмотри внимательно на картинку и скажи, куда спрятались козлята? Откуда выглядывает каждый из них? От найденных тобой козлят проводи дорожки к маме-козе, пока не найдешь всех ее детенышей. Составь предложение по образцу: «Козленок спрятался за березу». Посмотри на схему этого предложения:

Сколько слов в предложении? Назови самое маленькое слово. Обрати внимание на его обозначение в схеме.

Послушай стихотворение:

Кочаны несет козел,

А коза - большой котел.

Значит, завтрак будет вкусный

Для козляток из капусты.

Ю. Раевский

Найди самый короткий путь к козлятам.

Одинаково ли звучат слова «замок» и «замок»? Выдели голосом ударный звук в каждом слове.

А теперь, дружок, послушай небольшую сказку. Когда тебе будут ее читать, называй пропущенные слова - «замок» или «замок». Только не ошибись в ударении. Так ты поможешь выручить из беды Незнайку. «Злодей заточил Незнайку в.... Незнайке очень хотелось выбраться из..., но он не знал, как справиться с.... К Незнайке на помощь поспешили его друзья. Они открыли... и освободили Незнайку из...».

Перескажи эту сказку кому-нибудь из членов семьи, а затем и друзьям.

Помоги Незнайке пройти по лабиринту в гости к Золушке, минуя замок Змея Горыныча.

Определи, какой из трех замков подходит к первому. Дорисуй этот замок и раскрась.

Послушай стихи Незнайки. Что он перепутал?

1. На бахче растут медузы.

В море плавают арбузы.

2. На лугу пасутся розы,

А растут на клумбе козы.

3. За рекою в роще розы.

В вазе на столе березы.

4. На столе букет мимозы,

А в ладошке три занозы.

Все многоугольники, в которых поставлена точка, раскрась голубым карандашом и ты узнаешь, какие узоры нарисовал Дед Мороз на окне для Незнайки и для Золушки.

Помоги Незнайке решить задачи. Какие из них он записал неправильно?

1. Сколько арбузов растет на двух березах?

2. Сколько фазанов гуляет по газону?

3. Сколько роз срезала Зоя?

4. У козы Зойки родились зайчата: три сереньких и один беленький. Сколько всего зайчат родилось у Зойки?

5. Сколько глаз у двух дикобразов?

Помоги зайчихе подобрать лоскутки для одеяла. Поставь соответствующие цифры в пустых квадратиках.

Соедини каждую звезду с нужной картинкой. Объясни, чем они отличаются?

О каких водолазах и козырьках идет речь? Покажи нужную картинку.

1. Надежные спасатели собаки... 3. У крыльца резной...

2. Под водой работают... 4. У кепки яркий...

Очень звонкую работу

Для него придумал кто-то.

Он звонит и там и тут:

Все звонком его зовут.

Рассмотри картинки. Какие бывают звонки, тебе подскажут ответы на загадки. Соедини каждый звонок с подходящей картинкой. Про какой звонок ты не нашел загадку?

Никому не даст проспать:

Прозвонит - пора вставать.

Сроду он не ест, не пьет -

Песни звонкие поет

Что за кнопочка? Нажал,

У порога подождал

И тебе открыли дверь:

Заходи, ты гость теперь.

Соедини разноцветными карандашами точки телефонных проводов и скажи, кто с кем разговаривает? Составь предложение по схеме

Сколько слов должно быть в предложении. Назови маленькое слово («с»).

Догадайся, кто пришел в комнату кривых зеркал? Нарисуй по точкам и увидишь их отражения.

Помоги зайцу и зебре сделать покупки в магазине. Наполни их корзины. Для зайки покупки со звуком «3», а для зебры со звуком «ЗЬ» Соедини по образцу.

Кузя, Лиза, Зина запускают змеев. Найди и покажи самого зубастого, самого языкастого, самого глазастого. Узнай детей, если у Зины зеленый бант. Скажи, какого змея держит каждый из детей.

Нарисуй воздушных змеев по точкам. Раскрась. Скажи, какие змеи у тебя получились.


Рассмотри внимательно картинки. Почему этот дворец называют дворцом звука «Ц». Назови предметы со звуком «Ц» в начале слова, в середине и в конце слова.

Соедини пары картинок по образцу и назови их.

Возьми карандаш и соедини картинки таким образом, чтобы последний звук предыдущего слова стал началом следующего. Первые картинки цепочек обозначены красными точками. Какой звук повторяется во всех этих словах?

Помоги цыплятам собрать свои блюдца с учетом количества слогов в словах. Где чьи блюдца, тебе подскажут схемы рядом с цыплятами. Соедини блюдца с цыплятами. У кого сколько блюдец и осталось ли лишнее?

Соедини линией картинки, на которых предметы расположены одинаково.

Назови, кто изображен на картинке? Можно ли их назвать одним словом? Где чья тень?

Внимательно рассмотри картинки. Найди для каждой картинки, нарисованной слева, подходящие по рифме картинки, нарисованные справа. Соедини рифмующиеся пары цветными карандашами (пример: солнце - оконце). Где спрятался звук «Ц» в этих словах: в начале слова, в середине, в конце слова? А теперь закрой картинки правого столбика и вспомни рифмующиеся пары.

Назови картинки. «Перенеси» картинки из нижнего ряда в верхний, двигаясь по дорожкам. Определи место звука «Ц» в этих словах.

Нарисуй недостающую пуговицу.

Какой первый звук в слове «цапля»! Какой последний звук в слове «заяц»! Где спрятался звук «Ц» в слове «курица»! Помоги покупателям выбрать полотенца с учетом места звука «Ц» в словах. Соедини полотенца с покупателями.

Подбери к полотенцу подходящий лоскуток.

Что здесь лишнее? Назови числа по порядку. Какие пропали?

Раскрась только те цветы с примерами, ответ которых равен 11.

Помоги цыплятам найти свои домики-яйца, но имей в виду, что большие цыплята могут входить только через большие ворота, а маленькие - только через маленькие ворота; желтые цыплята могут ходить только по желтым дорожкам, а белые - только по белым дорожкам. Напиши такие же цифры рядом с домиками.

Кто какое яйцо снес?

Реши примеры на каждом цветке. Соедини их с правильными ответами на гусенице. Для какого примера не нашлось ответа? Запиши его на хвосте гусеницы.

Дорисуй последний цветок в каждом ряду, не нарушая закономерности.

Посмотри внимательно на картинку и скажи, кто здесь нарисован? Назови всех одним словом. Кто где поселился? Нарисуй дорожки к домикам. Ответить на этот вопрос тебе поможет схема:

Назови слова в предложении по порядку и соотнеси их со схемой. Есть ли в этом предложении маленькое слово? Назови его («в») и покажи на схеме. Скажи правильно, откуда начинается и куда ведет каждая дорожка (от совиного дупла, ... к совиному дуплу и т.п.). Назови птиц, которые строят гнезда:

из крупных веток (аист);

из лишайника и мха (сова);

из глины и соломы (ласточка);

на воде(цапля);

из травы и пуха(синица).

Каким птицам помогает строить гнездо человек? (Скворцам).

Рассмотри внимательно картинку и найди того, кто напугал лягушонка.

Раскрась картинку.

Назови предметы, изображенные на странице. Объедини (проведи линии) предметы в пары. Скажи, что для чего предназначено.

Рассмотри картинки. Кем мечтает стать Коля, а кем Оля? Составь предложения таким образом, чтобы желания детей совпадали (пример: Коля мечтает стать певцом, а Оля - певицей).

Кем еще могут стать дети? Составь предложения по образцу: Коля хочет стать милиционером, а Оля - учительницей.

Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии нового материала. Уже «с пеленок» необходимо развивать ребенка, тем самым малыш развивается в целом.

Роль родителей в развитии речи детей
Дети, подражая окружающим, усваивают разговорную речь. Но, к большому сожалению, многие родители часто не уделяют этому нужного внимания и пускают процесс развития речевых навыков ребенка на самотек. Особенно эта проблема актуальна в настоящее время, в век технического прогресса, так как малыш проводит много времени у телевизора, за компьютером, которые заменяют ему родителей. Детям не хватает простого человеческого общения. Некоторые родители перекладывают решение этого вопроса на детский сад . Но, к сожалению, не всегда в штате детского учреждения имеется специалист, ведущий с детьми необходимые занятия по развитию речи. Поэтому, родителям необходимо дома самим заниматься с детьми. Необязательно обучение превращать в строгие школьные занятия, игры для детей легко использовать по дороге в магазин или детский сад, гуляя или укладывая малыша спать. Более тесное общение пойдет на пользу, отношения станут ближе и доверительнее.

Речевые проблемы дошкольников
Следствием недостаточного живого общения детей с окружающими являются проблемы перед поступлением в школу:
- речь ребенка односложная, построенная только из простых предложений;
- словарный запас очень скуден;
- употребление нелитературных выражений, использование сленга;
- неспособность пересказать своими словами какого-либо сюжета или рассказа;
- плохая дикция, неумение изменять темп речи и громкость голоса, использовать различные интонации.
Упражнения и игры для детей помогут сформировать выразительность речи, обогатить словарный запас, выработать четкость произношения, грамотность.

Игры для детей 3-4 лет
Основное внимание уделяется правильному произношению звуков, развитию речи и артикуляционного аппарата.
Упражнения по произношению шипящих звуков объедините по темам. Например, по картинке «Еж и ежата», произнесите несколько упражнений: жа-жа – мы посмотрим на ежа, жу-жу – дадим листик мы ежу, жи-жи – шишки на спине несут ежи и т.д. Произнося фразы и слова и обращая внимание на определенный звук, ребенок научится разделять понятия – звук и слово.

Игра «Чей голос или звук?»
Целесообразно использование подражание музыкальным инструментам или голосам животных. Например, малышу дают колокольчик и говорят: «Колокольчик «динь-динь». Аналогичные сравнения: корова «му-му», собака «гав-гав», цыпленок «пи-пи», утенок «кря-кря».

Игра «Угадай»
Целью игры является умение находить предмет по его признакам и действиям. Вначале покажите малышу несколько игрушек. Затем опишите одну: зайчик серенький, у него маленький хвостик, он любит морковку. Пусть ребенок попробует отгадать.

Игра «Опиши предмет»
Положите в коробку несколько фруктов и овощей. Доставая, назовите: это помидор. Путь ребенок опишет его: он красный, круглый, сочный. Или: арбуз – полосатый, большой, сладкий. Так малыш научится определять признаки предметов.

Игра «Сравнение»
Ребенку предлагают двух кукол, он дает им имена и находит отличия. Например, у Маши голубые глаза, а у Таня – коричневые. Аналогично: волосы – светлые и рыжие, одна в платье, другая в брюках. Ребенок сможет сравнивать предметы с разными характеристиками.

Упражнения и игры для детей 5 лет.
В этом возрасте больше внимания уделяется составляющим слова – звукам. Ребенок учится определять на слух, присутствует ли в слове заданный звук. Малыш различает близкие и различные слова по звучанию. Все это способствует развитию речи. Выполняя упражнения, игры для детей, включайте в повествование диалоги, разнообразьте действия персонажей.

Игра «первый звук»
Предложите ребенку выбрать из нескольких игрушек и покатать в машине только тех, названия которых начинаются с определенного звука, например: к – кукла, кот, клоун. При выборе ребенком «неправильной» игрушки (например, собака), машина не будет ехать. Объясните, что в слове «собака» звук «к» стоит в середине слова, а не на первом месте.

Игра «Кто заблудился?»
Учите ребенка образовывать однокоренные слова, находить синонимы к словам. Предложите малышу думать и рассуждать. Предположите такую сюжетную ситуацию: в лесу потерялся заяц. Назовите ласково: зайчик, зайчонок. Где он, почему плачет? Заблудился, потерялся, кушать хочет. Какой он? Грустный, голодный, печальный. Как ему помочь? Вылечить, успокоить, покормить. Ребенок подсказывает возможное описание зайца.

Игра «Придумаем историю»
Вместе с ребенком можно пофантазировать, придумать историю. В процессе ребенок поймет последовательность повествования, логическую структуру рассказа. Предположите, например, что в лес пошла белочка и встретила волка. Она какая? Шустрая, смелая. А волк? Злой, сердитый. Затем взрослый начинает рассказывать, а ребенок продолжает: белочка вышла погулять … и орехов набрать, она залезла … на высокое дерево, а там орехов … видимо-невидимо, тут навстречу… волк, но она … не напугалась, и бросила орех … прямо на волка.

Игры и упражнения для детей 6-7 лет.
В процессе занятий по развитию речи у детей предшкольного возраста совершенствуется речевой слух, закрепляются навыки правильной и четкой речи. Используются на занятиях скороговорки, стихи, это поможет выработать дикцию, регулировать силой голоса, его темпом.

Игра «Слоги и звуки»
Произнося слова по слогам, учите определять их количество в словах, например: жук, мак – слова из одного слога; за-бор, цап-ля – слова из двух слогов. Попросите ребенка назвать несколько слов, начинающихся с одного звука: «ш» - шапка, шахматы, «ж» - жук, жаба. Учите различать твердость и мягкость звуков «р» и «л»: твердый «р» - морковь, груша, мягкий «рь» - редька, абрикос.

Занятие «Зарисовка наблюдений прогулки»
Приготовьте бумагу и цветные карандаши. После прогулки ребенок рисует увиденное на прогулке, комментируя и рассуждая, взяв первый лист: «На улице небо голубое (окрашивает верх в голубой цвет), «светило солнце (рисует солнце)». На втором листе он продолжает рисовать изменившуюся картинку: «Пришла тучка и закрыла солнце (рисует тучку)», «пошел дождь (рисует капли в виде линий сверху вниз)». Потом на третье листе: «Дождь перестал, солнце выглянуло (рисует тучку, а из-под нее солнце)», «На земле появились лужи (рисует голубые овальные островки на коричневой земле)». Потом разложите перед ребенком все три рисунка, получилось как три кадра из фильма. Эмоциональный отклик ребенка закрепится в форме зрительной памяти, что поможет расширить словарный запас.

Упражнения по развитию речевого дыхания
Для развития речи у детей и чтобы ребенок хорошо выговаривал звуки «с-з», «ж-ш». «р», важно научиться делать сильный вдох. Простые упражнения помогут при заикании и пропуске в разговоре ребенком звуков и слов.

Упражнение «Снежинки»
Возьмите маленькие кусочки ваты или бумажных салфеток, положите малышу на ладонь. Покажите, как надо сдувать «снежинки», надувая щеки и набирая в рот побольше воздуха. Пусть ребенок повторит 3-4 раза.
Упражнение «Бабочки».
Несколько бумажных ярких бабочек подвесьте на уровне лица. Подуйте на них, и они «полетят». Путь малыш тоже подует на них, но не более семи-десяти секунд, так как может закружиться голова.
В результате, благодаря терпеливой и целенаправленной работе взрослых с детьми, речь ребенка станет богаче, ярче, и он придет в школу вполне подготовленным.